Сенсорные игры для детей. Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Полноценную жизнедеятельность малыша невозможно представить без сенсорного воспитания. Таким образом он познает окружающий мир. Ярким примером является стремление в младенческом возрасте все испробовать на вкус. Позже это переходит в желание рисовать на обоях, мебели, исследовать содержимое всех кастрюль и сумок, проверять все предметы, которые попадаются в руки на прочность. Прекрасным помощником в обогащении внутреннего мира крохи, воспитании в нем личностных качеств и знакомстве с существующими реалиями являются сенсорные детские игры.

В раннем возрасте малыш все тянет в рот, и это также является способом сенсорного восприятия мира

Понятие сенсорики

Сенсорика происходит от латинского слова ‘sensus’, что означает восприятие. Другими словами так можно назвать человеческую способность составлять собственное представление о том, как устроен мир, через свои ощущения и личное восприятие.

Для детей сенсорное развитие напрямую связано с формированием представления о таких важных свойствах предметов как форма, цвет, запах, вкус, пространственное расположение, размер. До трехлетнего возраста дети очень быстро и интенсивно развиваются в психическом, физическом и интеллектуальном плане.

Не последнюю роль в успешности процесса развития играет степень сенсорного воспитания крохи - как он видит, слышит и осязает мир вокруг себя.

В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2-3 лет (подробнее в статье: )? Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста - это:

  • базовый фундамент для умственного развития;
  • развитие наблюдательности и внимания;
  • положительное влияние на эстетические чувства;
  • расширение воображения;
  • возможность освоения новых способов познания предметов и мира;
  • приобретение сенсорных эталонов;
  • постижение навыков учиться и изучать;
  • помощь в увеличении словарного запаса;
  • влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, моторная, слуховая, образная и другие.

Деятельность по сенсорному воспитанию поможет проявить творческие способности ребенка

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для того чтобы ребенок гармонично рос и получал грамотное воспитание, необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельного внимания требует сенсорное развитие детей 2-3 лет (см. также: ). Именно в этот период кроху ждет встреча с огромным объемом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок - это игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький хвостик, в то время как малыш этого еще не знает. Очень важно родителям и родственникам, которые непосредственно общаются с малышом, правильно преподносить информацию о предметах и заниматься его сенсорным воспитанием.

Сенсорное развитие детей происходит согласно следующим параметрам, по которым формируется личная система восприятия мира:

  • знание цветов: зеленый, желтый, красный, белый и другие;
  • способность различать и определять, где какая геометрическая фигура: прямоугольник, овал, треугольник и другие;
  • умение сравнивать относительные величины: большой, средний, маленький.

Поэтапное формирование сенсорного восприятия

В сенсорном развитии детей раннего возраста можно выделить определенные этапы. В полтора-два года к задачам сенсорного воспитания, с которыми должен справляться кроха, относятся:

  1. Ориентация в палитре цветов и способность различать не менее 3-4 основных. Сортировка предметов одного цвета.
  2. Строительство пирамидки из 4-5 элементов по уменьшению их величины. Для этих целей лучше использовать пирамидки, составляющие детали которых сильно отличаются друг от друга по размеру.
  3. Проведение анализа формы геометрической фигуры и соотношение ее с плоской проекцией. Идеальный вариант - сортер. Кроха должен подобрать отверстие в коробке, в которое сможет пройти геометрическая фигура соответствующей формы.

Собирание «пирамидки» помогает ребенку познакомиться с понятием формы и размера

В период с двух до трех лет приобретенные ранее способности совершенствуются и дополняются. Задачи сенсорного воспитания в этот период сводятся к тому, что ребенок должен уметь:

  1. Различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определенному цветовому образцу.
  2. Определять величину согласно трем понятием: большой, маленький средний. Только ими его анализ может и не ограничиваться.
  3. С легкостью строить пирамидку из 5-8 колечек. Прекрасной тренировкой для крохи является не только стандартное построение пирамиды от большей детали к меньшей, но и обратный вариант.
  4. Собирать пазлы и картинки из разрезанных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8.
  5. Определять форму предметов. Отличать объемные фигуры: куб, шар или прямоугольный брус.
  6. Еще одна из задач сенсорного воспитания - умение сортировать предметы, имеющие общие признаки, например, цвет, форму или размер, по соответствующим группам.

Развитие сенсорики у ребенка

Приобретение малышом знаний о формах, размерах, цветах, расположении и других признаках предметов, а также накапливание подобного опыта требует создания необходимых условий, которые позволят ему это делать. Полезной будет консультация со специалистом, который проведет диагностику и выявит особенности сенсорного развития ребенка.


Чтобы ребенок мог исследовать окружающий мир, необходимо создать для него гармоничные условия

Для совсем маленьких детей сенсорное воспитание в основном заключается в развитии мелкой моторики и совершенствовании навыков движения. В раннем возрасте малыши стремятся все повторять за взрослыми и подражать им, поэтому родителям следует собственным примером проводить сенсорное воспитание крохи. Например, показывать как обращаться с интересующими его предметами, как держать карандаш, рисовать и лепить.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры занимает основополагающее место в познании мира, ведь практически все о нем ребенок узнает в игре. Благодаря дидактическим играм осуществляется контроль уровня сенсорного развития ребенка. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечет внимание крохи.

Развивающие игрушки

В целях сенсорного воспитания детей раннего возраста используют игрушки, пробуждающие в ребенке желание производить с ними конкретные манипуляции - например, бросать мяч, складывать кубики, возить машинку или грызть погремушку. Они дают малышу возможность изучать всевозможные цвета, формы, структуры и габариты. Сенсорное воспитание оказывает положительное влияние на работу мозга, развитие мелкой моторики и речевых функций.

Существует целый ряд игрушек для сенсорного воспитания:

  • Мягкие игрушки. Для их пошива используют разные по свойствам и составу материалы, наполняют природными или синтетическими волокнами.
  • Сортеры, пирамидки, матрешки, деревянные или мягкие кубики и другие конструкторы подобного типа.
  • Сенсорное воспитание не обходится без мозаики и деревянных, металлических и пластмассовых конструкторов.

Сортеры помогают крошке больше узнать о формах и их соотношении

Развивающие игры с малышами

Уже с годовалого возраста для сенсорного воспитания в играх используются тематические картинки. Они есть в магазинах детских товаров, а можно сделать их дома своими руками. Для изготовления потребуется распечатать изображения на различную тематику: животные, предметы быта, транспорт, фрукты. Затем раскрасить и наклеить их на картон.

Ниже представлены несколько вариантов дидактических игр с рисунками:

  • «Ежики собирают грибочки». Для этого потребуется рисунки ежиков и грибочков. Задача ребенка -прикреплять грибы на иголочки к животным.
  • «Дерево с листочками» или «Фруктовое дерево». На картинке с изображением дерева крохе нужно расположить нарисованные листочки или фрукты.
  • «Картинки из частей». Рисунки, на которых изображены овощи, одежда, транспорт или другие предметы, следует разрезать на 2-3 части. Перед ребенком стоит увлекательное задание отыскать и соединить части морковки, самолета, платья.
  • «Колеса для машинки». Сделать 5-6 картинок с автомобилями разных цветов и отдельными колесами тех же цветов. Ребенок должен подобрать к каждой машинке ее колеса.

Игровая деятельность, в которой принимают участие картинки, доставляет малышу не только удовольствие от интересного занятия. Это огромная польза для развития мелкой моторики и ведущих каналов восприятия, а также значительный вклад в его сенсорное воспитание.


Составление коллажей и аппликаций - один из самых интересных видов взаимодействия с картинками для детей

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Для более эффективного сенсорного воспитания идеально подходят такие материалы как:

  • Фольга. Малышу обязательно понравится мять и шуршать кусочком фольги в ручках. После того как он прекратит деятельность, можно вместе разгладить ее обратно.
  • Крупы, каштаны, фасоль, орехи. Такой подручный материал как нельзя лучше поможет малышу изучать формы, размеры, структуру и развивать воображение.
  • Песок и вода. Летом стоит поощрять игры с песком и водой на улице, тем более пребывание на свежем воздухе очень полезно для здоровья. Зимой дома аналогом песку может послужить манная крупа.

Примеры игр с детьми старшего возраста

  1. Раскладывание предметов по группам в соответствии с цветом, формой или величиной. Для этого необходимо вырезать из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Ребенок должен разложить их по цвету, форме или величине (рекомендуем прочитать: ).
  2. Заниматься сенсорным воспитанием стоит не только дома, но и на улице. К примеру, во время прогулки можно начать поиск вещей, форма которых напоминает круг. Это могут быть люк, лужа или вывеска на магазине. Также можно выбирать только большие или только маленькие предметы и параллельно учить малыша их сравнивать.
  3. Игра «Большой и маленький». Она помогает крохе почувствовать разницу в размерах предметов. Для начала можно спрятать в руках что-то маленькое, полностью помещающееся в ладошках, а потом попробовать повторить это же с большой вещью. Также можно поменяться одеждой: ребенок меряет одежду взрослого, а тот малыша, в процессе объясняя причины, из-за которых она не подходит.
  4. Игра «Что поменялось?». Сначала следует расставить перед ребенком игрушки, после чего, пока он отвернется или выйдет из комнаты на пару минут, поменять их последовательность. Малыш должен указать на произошедшие изменения. Подобная дидактическая игра развивает логическое мышление, внимание и память.

Сенсорные игры на основе органов чувств

  • Игра «Что звучало?». Для нее понадобится ложка, колокольчик и погремушка. Сначала надо постучать ими по очереди при ребенке, после чего он должен отвернуться или закрыть глаза, а взрослый выбрать предмет и постучать им снова. Крохе нужно угадать, что это был за предмет. Эта дидактическая игра развивает память, внимание и воображение.
  • Музыкальные игры, основная задача которых - развить в ребенке чувство ритма и такта и научить его сосредотачивать внимание на чем-то одном. Например, в то время как один из родителей хлопает в ладоши, при этом изменяя скорость и громкость, малыш топает ногами согласно тому, что он слышит. Когда мама прекращает хлопать, кроха должен остановиться.
  • Определение запаха. Вместе с крохой исследуйте запахи продуктов или вещей, например, хлеба, цветов или новой книги. Следует сказать, какие пахнут плохо, какие хорошо или какие обладают сильным ароматом, а какие практически не пахнут.
  • Игры на тактильное восприятие. В них ребенок должен трогать как можно больше различных предметов: твердых, мягких, шершавых, скользких, меховых. Прекрасно подходит разрывание бумаги или пересыпание крупы в руках.
  • Игра «Угадай, что в мешочке?». Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок смог отгадать все предметы, которые вслепую достает из мешка. Это могут быть ракушки, камни, каштаны, монеты, овощи и все что придет в голову.
  • Игра «Угадай, кто?». С закрытыми глазами кроха по очереди трогает руки родственников и пытается угадать, кто это.
  • Играть можно даже во время приема пищи. За завтраком, обедом или ужином обращайте внимание малыша на то, что он кушает. Какая еда по запаху, вкусу. Какие продукты горячие, а какие холодные.

Консультация для воспитателей.

Подготовила воспитатель Семиндеева О.С.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию:

"Большая и маленькая куклы"

Цель: различать и называть предметы по величине.

Материал: куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие.

Дети сидят на стульях полукругом, воспитатель - напротив, за детским столом. Воспитатель ставит на стол справа кукольный стол и стул больших размеров и сажает большую куклу, а слева - маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а это - маленькая. Большая кукла сидит на большом стуле около большого стола. Большую куклу зовут Маша, а маленькую куколку Катя. «Зачем они сели за стол, Саша? Наверное, им пора позавтракать. Спросите у Маши и Кати, мыли они руки? Они говорят, что они ручки помыли. Завяжем им салфетки и будем их кормить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки - большую и маленькую.) Из какой тарелки мы будем кормить Машу? А Катю? Правильно, Маша большая, ее мы будем кормить из большой тарелки, поставь перед ней большую тарелку, а Катя маленькая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Затем воспитатель раздаёт детям ложки (большие и маленькие) и просит дать большой кукле большую ложку, а маленькой кукле маленькую ложку.

«Круг, квадрат».

Цель:

Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это - круг. Вот это - квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, квадрат - на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? » (Круг) «А это? » (Квадрат) и т. д.

«Потрогай и угадай».

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Сбор фруктов».

Цель: развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины

Материал: яблоки - образцы (вырезанные из картона трёх величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево, с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины) .

Ход игры: воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние - в среднюю корзинку, а большие - в большую корзинку. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку - образцу и предлагает им «сорвать" по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки "сорваны" правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети проявляет интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается

«Платочек для куклы».

Цель: определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Из каких фигур состоит машина? »

Цель: определение предметов по форме.

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Зажги фонарик».

Цель: упражнять детей в различении цвета предмета по названию, приучать к выполнению игрового действия в соответствии с содержанием и правилами игры.

В разных местах групповой комнаты разложены цветные фонарики (основные цвета). Воспитатель говорит детям о том, что они будут играть в игру «Зажги фонарик». Показывая фонарик, предлагает поискать такие же в комнате. Каждый должен найти один фонарик и, подойдя к воспитателю, сказать, какого он цвета. Это первое правило игры. Когда фонарики собраны, воспитатель вводит новое правило: «Когда я попрошу зажечь фонарики красного цвета, те, у кого красные фонарики, высоко поднимут их, будто бы зажгут их. А мы все будем смотреть на красные фонарики. Когда я попрошу зажечь синие фонарики, зажгут их те, у кого фонарики синего цвета. Так постепенно зажгутся фонарики всех цветов». Перед окончанием игры воспитатель задаёт вопрос: «А если я попрошу всех детей зажечь фонарики, что надо сделать? » Все дети поднимают свои фонарики. «Вот сколько красивых цветных фонариков! » - говорит воспитатель, обобщая разные цвета одним словом - цветные.

«Сравни предметы по высоте».

Цель: Определять предметы по высоте.

Материал: деревья разной высоты.

Назвать предметы, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

«Узнай фигуру».

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Что и где слышно».

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.

Дети образуют кружок или встают спиной к педагогу. Педагог звонит в колокольчик и спрашивает: «Где звенит колокольчик? » Дети указывают направление. Педагог называет его словами: «Колокольчик звенит справа». Затем меняет источник и направление звука и снова спрашивает: «В какой стороне играл рожок? В какой стороне играл барабан? » и т. д.

«Самая длинная, самая короткая».

Цель: определять предметы по величине.

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты:

— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.) . Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

«Поставь букет цветов в вазу».

Цель: учить группировать предметы по цвету.

Материал: четыре вазы жёлтого, красного, зелёного и синего цветов, бумажные цветы тех же цветов.

Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе, произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берёт, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

«Весёлые человечки».

Цель: учить детей группировать предметы по форме.

Материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник - домики и эти же геометрические формы маленького размера - человечки.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это - весёлые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких ещё человечков зовут круг? » Дети показывают круги. Также дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладёт человечка на большой круг, человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладёт человечка на большой квадрат) и т. д.

Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем трёх-четырёх.

«Узнай, кто в домике живёт».

Цель: учить детей иметь представление о голосах животных.

Педагог делит детей на группы, каждая группа изображает какое-либо знакомое животное. Дети садятся на стульчики, из которых составлен кружок - домик. Один ребёнок подходит к домику, стучит палочкой и спрашивает: «Кто в домике живёт? » Дети, сидящие в домике, отвечают звуками, характерными для того или иного животного: квакают, как лягушки, гогочут, как гуси и т. д. Спрашивающий должен угадать, кто живёт в домике.

«Пирамидка».

Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности.

Материал: пирамидка.

Дети садятся за общий стол, и каждый получает по пирамидке. Воспитатель, сидя за столом вместе с детьми, предлагает им поиграть с пирамидками. «Вот стоят пирамидки. Стоят они и на вас смотрят. Надоело пирамидкам стоять, захотелось им полежать. Поможем пирамидкам отдохнуть? - спрашивает детей воспитатель и предлагает, следуя его примеру, снять со своих пирамидок колпачки и поставить их ближе к себе. - Какое у пирамидки колечко наверху, большое или маленькое? » Каждый снимает самое маленькое колечко и придвигает его к своему колпачку. Лежащая пирамидка выкладывается вертикально от края стола к центру, где расположен картонный цветной кружок. Когда все колечки от пирамидок будут сняты и разложены на столе в порядке возрастающей величины, воспитатель показывает, как подровнять ряд колечек, чтобы получился красивый, ровный луч. Эти действия позволяют детям ощутить руками постепенное изменение величины колец.

На столе образуется цветной узор в виде лучей, которые отходят от центра круга и сужаются по краям стола. Полюбовавшись вместе с детьми этим узором, воспитатель говорит: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело палочкам голыми стоять. Давайте позовем колечки домой, и опять поставим пирамидки, как раньше». Теперь перед детьми стоит новая задача - собрать пирамидку. «Какое колечко палочка позовет первым? - спрашивает воспитатель. - Посмотрите внимательно, как лежит пирамидка, и помните какое колечко у пирамидки в самом низу». Ответы детей воспитатель либо одобряет, либо поправляет. Дети выбирают самые большие кольца и надевают их на палочки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? - спрашивает воспитатель и, если нужно, подсказывает. - Большое колечко, но чуть поменьше первого, иди домой». Дети надевают колечки на палочки.

«Геометрическое лото».

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, по 5 карточек с изображением предметов разной формы.

Ход игры: воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.

«Варежки».

Цель: соотносить предметы по цвету.

Дети садятся за стол. Им дают варежки с разными узорами и разного цвета. Нужно подобрать пары по цвету и узорам или другим украшениям (полоски, кружки, квадраты).

«Чудесный мешочек».

Цель: развивать тактильные ощущения.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.) Детям предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Окраска воды».

Цель: Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый", "темный", "светлее", "темнее".

Материал: 2 большие банки с наклейками -светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска, красная гуашевая краска, кисточки.

Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.

Примечание. Занятие проводится зимой. В более "сильной" подгруппе можно дать еще одну банку для изготовления еще более темного или светлого оттенка.

«Спрячь мышку».

Цель: ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.

Материал: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов - дверцы, игрушка - кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего раз мера - цветные листы, белые квадраты на них, цветные квадраты; по три домика и шесть дверец.

Воспитатель проводит с детьми игру "Спрячь мышку! ". Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.

«Составные картинки».

Цель: Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

Материал: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладывают различные картинки.

Примечание. В более "сильной" подгруппе даются образцы всех рисунков, в более "слабой" можно ограничиться 2-3-мя образцами.

«Матрёшки».

Цель: учить устанавливать отношение трёх предметов по величине.

Взрослый ставит на стол большую матрешку: «Смотрите, какая красавица к нам пришла! » Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, «Во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим! ». Придерживая нижнюю часть Матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко». Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.

Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко! », и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и, что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.) . Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение - отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу.

«А теперь поиграем по-другому, - говорит воспитатель. - Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от её имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня! » - «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, - отвечает матрешка, - тогда спрячу! » Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», - говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается.

«Нанизывание бус разной формы».

Цель: учить детей чередовать предметы по форме.

Материал: по шесть деревянных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребёнка, толстые нитки для нанизывания.

Пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных приветствий, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения: бусы. Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме: круглые и квадратные. Подготовив пару бусин для нанизывания, педагог определяет порядок нанизывания бусин: вначале круглую, затем квадратную.

Далее приглашает к своему столу кого- либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки (круглую и квадратную) и нанизывать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты бусины поочередно: круглая, квадратная, круглая. Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каждому ребенку, предлагает отобрать пару бусин разной формы и в определённом порядке нанизывать их: круглая бусина, квадратная. Педагог предлагает детям потрогать рукой каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Круглая, квадратная, круглая».

После индивидуального обучения и выяснения возможностей каждого из малышей воспитатель вместе с куклой раздаёт детям материал для самостоятельного выполнения задания.

Во время самостоятельной работы педагог периодически даёт словесные указания, одним, оказывает непосредственную помощь другим детям в подборе бусинок и выполнении действий. Воспитатель, разложив нитку с бусами, вместе с каждым малышом проверяют ход его действий: «Круглая бусинка, квадратная, снова круглая и снова квадратная". Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание правильно.

В конце игры педагог собирает у всех детей бусы и вместе с малышами показывает кукле, как много красивых бус сделано ребятами. Дети надевают украшения на кукол. Куклы благодарят детей.

«Курочка и цыплята».

Цель: обратить внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Материал: коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов жёлтого цвета и один белого.

Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней жёлтые цыплята (или картинку). Затем - белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует жёлтый элемент мозаики и поясняет: «Жёлтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель помещает белую мозаику, ещё раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну жёлтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем даёт ребёнку коробку с мозаикой и предлагает найти ещё одного цыплёнка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребёнок повторяет задание самостоятельно.

«Сложи бочонки».

Цель: способствовать закреплению величины предметов, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Материал: разноцветные складные бочонки.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 4-5 лет. Выполнила: Лущенко М.С. Воспитатель Первая квалификационная категория

2 Дидактические игры по сенсорике. «ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЫЙ» Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях. «ТЕПЛЫЙ ХОЛОДНЫЙ» Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы. Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1» Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2» Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание). Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке. «НАЙДИ ЗАПЛАТКУ» Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

3 Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место. «ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение. 1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу. 2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «Угадай на вкус» Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. Подготовка к игре. Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой. Задание 1. «Угадай, какой вкус?» Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы. Задание 2. «Найди пару» Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом. Задание 3. «Что, каким бывает?» Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус лимон, клюква, смородина; сладкий вкус груша, клубника, арбуз и т.д. «УЗНАЙ И СРАВНИ» Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их. 1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя). 2 вариант. «Найди пару»

4 Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из-под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры. «ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение. 1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу. 2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «ПОСТРОЙ ДОМ» Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному двум качествам (цвет, размер). Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке. «НАЙДИ ПАРУ» Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание. 1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком. 2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя. «ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ» Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук. 1 вариант. «Путаница» Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета. 2 вариант. «Кто быстрее!»

5 Воспитатель. Я спрятала в группе 5 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их. 3 вариант. «Назови игрушку» Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте 1), и называет их: - Зеленая ёлочка, синий шарик, красный кубик и т.д. 4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета. Проходит в 3 этапа. 1 этап: «Это желтый шарик» 2 этап: «Принеси желтый шарик» 3 этап: «Какого цвета шарик?» «ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ» Прямая цель: развивать обоняние у детей. Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху. 1 вариант. «Узнай по запаху» Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа. Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке. 1 этап. Так пахнет ромашка. (Показать картинку) 2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки. 3 этап. 2 вариант. «Найди такой же запах» Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом. «АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ» Цель: развивать обоняние у детей. Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом. Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки. Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат. «ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

6 Воспитатель рассказывает: - Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы. Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох. - Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы. Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички. - Чем она сегодня угощалась? «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. «СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР» «ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ» «ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА» «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ» Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его. А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место) Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки) В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки) Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета) «НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ» Цель: развивать зрительное внимание и память. Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает. Затем аквариумы убираются. Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку. - Посади каждую рыбку в свой аквариум. «СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК» Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику. На столе раскладываются счетные палочки.

7 Взрослый выкладывает из них фигуры сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности: А) образец остается перед глазами ребенка Б) образец убирается. Можно эти фигуры складывать из кубиков. «Украсим ёлочку» Цель: Учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Ход игры: У детей силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится силуэт ёлочки. Воспитатель называет какой нибудь цвет и те из детей у кого есть игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку. «Собери капельки в стакан» Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются разноцветные капельки. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберём полный стаканчик одинаковых капелек». «Разноцветные прищепки» Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение. Оборудование: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки. Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. «Дорисуй картинку с помощью пробок» Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук. Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы. Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

8 Упражнение «Веселые карандаши» Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику. Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки. Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу».


Развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук детей с нарушением зрения. Многогранный жизненный опыт детства есть благодатнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «Гнездышко» Дидактическая игра "Веселые пуговицы» Для младшего дошкольного возраста Воспитатель: Егорова Л.В. п. Ахтарский 2016

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Ибрагимова Лилия Минасовна воспитатель МБДОУ «Д/С 33 «Колобок» г. Набережные Челны, Республика Татарстан ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫША Аннотация: статья посвящена

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста «Чудесный мешочек» Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать

Конструирование. Дидактические игры. Построим дом (возраст 3-4 года, 4-5лет). Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома. Материал:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 87» г. Сыктывкара Лэпбук «Я познаю мир сенсорики» по сенсорному развитию для детей раннего возраста Авторы:

Развитие сенсорики у детей раннего возраста(дидактические игры, сделанные своими руками) Мешочки для развития мелкой моторики. Сшили 14 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой

Собрание-практикум для родителей «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр» Сенсомоторное развитие дошкольника это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних

Д/игра «Воздушные шары» Цель: познакомить детей с четырьмя цветами путем подбора по образцу. Называть четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый). Воспитатель сообщает детям, что они будут играть

«Игры с прищепками» Сычинникова Анна Леонидовна Игра «Ёжик» Возраст: 3года Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста». Подготовила и провела: воспитатель Алтафова Н.Г. Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей Значение сенсорного воспитания эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Обеспечить освоение детьми сенсорных

Игры и упражнения в сенсорном развитии ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ «Цветочная поляна» Задачи. Формировать умение называть основные цвета и величину предметов (большой, маленький); включать движения рук в

«Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры» Подготовила воспитатель: Баранова Наталья Александровна АКТУАЛЬНОСТЬ В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание

Игры для автоматизации поставленных звуков Построй домик Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие. Материал: предметные картинки на прямоугольниках

«РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Дидактические игры для детей от 2 до 3 лет Мы предлагаем вам серию игр с предметами и серию игр на изучение формы, цвета и величины. Игры с предметами Цели игры: Игры с предметами развивают мелкую моторику;

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 37 «Родничок» Бугульминского муниципального района Картотека дидактических игр по экологии Март Когда это

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 307 Красноармейского района г. Волгограда «Геометрическая фигура треугольник» (для детей 5-6 лет с ЗПР) Конспект непосредственно

«Дидактические игры своими руками для сенсорного развития детей раннего возраста». Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирования

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако

Игра «Времена года» Цель: Учить выделять отличительные признаки каждого времени года; закреплять последовательность времён года, основные цвета. Развитие мелкой моторики. Ход игры Дети надевают на пальчик

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 «Зёрнышко» Мастер-класс «Здравствуй, Сенсорная страна!» Воспитатели: Николаева Оксана Юрьевна 2016 г. Цель: повышение компетенции

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа детский сад общеразвивающего вида «Родничок» «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях введения

МКДОУ Краснозерский детский сад 5 Представление опыта работы по теме «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Петренко Н.И. р.п. Краснозерское

Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие

Давайте поиграем Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 для детей раннего возраста Колпинского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей Тема: «Математика-это интересно!»

Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗО Д/И «Угадай, что получится?» Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество. Материал: Лист бумаги, карандаши. Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать

МБДОУ Детский сад 2 Мастер-класс для родителей 2 младшей группы «Давайте вместе поиграем». Воспитатель: Страгина Е.Н. Цель: дать представление родителям о технологии игр «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида 31 «Ивушка» Дидактические пособия для развития мелкой моторики

Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 120» Конспект подгруппового коррекционно-развивающего

Занятия на октябрь 2016 года 1 неделя Окружающий Тема: Золотая осень: «Деревья и кустарники осенью». Содержание: Познакомить детей с деревьями и кустарниками (береза, рябина, клен, шиповник), где они растут,

Коррекционно-развивающие упражнения Упражнение 1 «Говори наоборот» Предложите ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой -маленький» (работает творческая

План перспективных игр по сенсорному развитию детей во 2 младшей группе. СЕНТЯБРЬ 1. Дид/игра «Бабочки». Цель: Учить детей различать и называть основные цвета. ОКТЯБРЬ 1. Дид/игра «Разноцветные кружочки».

Занятие 1 1. Развитие восприятия (целостность объекта). Знакомство с понятием «целый», «часть», «половина». 2. Ориентация в пространстве. Знакомство с понятиями «высокий - средний - низкий», «высоко низко»,

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических представлений существует

Дидактическая игра «Найди свой домик» Цель: развить у детей умение различать цвет, геометрические фигуры, умение сравнивать схемы (геометрические фигуры), ориентироваться в пространстве, зрительное восприятие,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Дюймовочка» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе. Тема: ««Маша идет домой». Воспитатель:

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Коваленко Ж.С., воспитатель группы раннего возраста МКДОУ детский сад ОВ 13 «Колосок» Февраль 2017 г. Цель: помочь родителям с минимальными

Дидактическая игра «Веселые цифры» Цель: Учить выкладывать цифру по образцу; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, радоваться своему успеху.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Подготовила методист Мальцева О.А. 21.02.2017 г. Пособие содержит дидактические игры и коррекционные

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка детский сад 376 «Дельфиненок» СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по сенсомоторному развитию у детей младшего дошкольного возраста «Разноцветная гусеница» Уважаемые коллеги! Представляю

Антохина Алена Анатольевна воспитатель МБДОУ ЦРР ДС 150 г. Челябинска Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе " Друзья помощники" Образовательные задачи: - показать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад 14 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведующая ДОУ 14 Протокол 1 от 04.09.2014 г. В.Н. Старцева Приказ 46 от 05.09.2014 г. ПРОГРАММА

Консультация для родителей на тему: «Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов детей раннего возраста». 1. «Сделай узор» Задача: развивать у детей восприятие формы. Учить анализировать

Консультация для родителей: «Дидактические игры для ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями» Составители: воспитатели подготовительной «Б» группы: Спиридонова С.А. Лукьянова Е.Ю. 1.Кто

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 114 «Аленький цветочек» города Чебоксары Чувашской Республики Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка это получение малышом знаний о свойствах предметов (форма, размер, цвет), запахах и вкусовых качествах. Ранее детство лучший период

Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться память, мышление и воображение , даже готовность к школе.

Можно сколько угодно говорить - «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.

С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а все лужи на глубину.

Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло - играйте в сенсорные игры!

1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.

Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру - большие к большим, маленькие к маленьким.

Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.

2. Найди такой же/найди похожий.

На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности - по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.

Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры - дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.

3. Красочные фантазии.

В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета , если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.

4. Большой/маленький.

Дайте ребенку примерить вашу одежду - она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.

Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров - маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.

5. Что звучит?

Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.

Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало - колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?

6. Послушай, как звучит!

Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета - как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.

Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.

7. Музыкальные игры.

Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.

Не сама простая задача для совсем маленьких детей - остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.

8. Ммм… как пахнет!

Обращайте внимание малыша на самые разные запахи - как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.

9. Какое наощупь?

Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.

Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика , попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.

10. Чудесный мешочек.

Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях - ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.

Класть в этот мешочек можно что угодно - и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.

11. Кто это?

Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.

12. Ах, как вкусно!

Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое - лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест - лимон, яблоко, хлеб или печенье.

13. Что изменилось?

Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра явление непростое, однако, в ней четко выражаются компоненты –главные элементы, определяющие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Математика – наука постоянно развивающаяся. В деятельности развиваются приемы мыслительных операций и качества ума, но не только. Математика содействует формированию памяти, речи, воображения, чувств; развивает выдержку, терпение, происходит творческое развитие личности. И необходимо запомнить, что математика – единственная из более сложных учебных предметов.
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности. Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.

Дошкольник в возрасте от 5 до 7 лет должен уметь:

1. Дошкольник должен решать простейшие головоломки и задачи.
2. Дошкольник должен уметь вычитать и прибавлять к числу.
3. Дошкольник должен уметь определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.
4. Дошкольник должен уметь считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.
5. Дошкольник должен уметь сравнивать числа: равенства- неравенства, больше - меньше.
6. Дошкольник должен понимать и правильно отвечать на вопросы. Сколько? Который? Какой по счету?
7. Дошкольник должен знать состав чисел первого десятка.

Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Центр спокойных игр способствуют развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения, что, в свою очередь, способствует развитию когнитивной сферы детей.
Овладеть перечисленными навыками дети должны в возрасте 4-7 лет. Как быстро это произойдет, зависит не только от воспитателя и дошколят, но и их родителей, тяги ребят к обучению. Занимаясь с детьми по специальной литературе, воспитатель уже очень скоро заметят первые успехи. Но как правильно обучать ребенка 4 и 6 лет математике, чтобы не допустить ошибок и не привить отвращение к точным наукам.

Материал:

1. Шарики из меха, ниток, колючие, резиновые, пластиковые.
2. Полоски ткани: из шелка, капрона, шерсти, вискозы, штапеля и т. д.
3. Листы с рисунками различных животных и числовым рядом от 1 до 10.
4. Карточки с числовым рядом от 1 до 10.
5. Наборы счетных палочек, веревочки (шнурки).
6. Тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.

Развивающие игры и упражнения:

1.«Найди и покажи твердые и мягкие поверхности».
Учить на ощупь ощущать твердые и мягкие поверхности; развивать внимание. Ребенок ощупывает все поверхности предметов на столе и говорит, какие из них твердые, а какие гладкие.
2.«Найди и покажи гладкие, колючие и шероховатые предметы».
Учить на ощупь находить предметы с разной поверхностью. Ребенок ощупывает предметы и называет, какие из них гладкие, какие колючие, какие шероховатые.
3.«Опиши предмет».
Учить передавать в словесной форме свои тактильные ощущения; развивать внимание, мышление. Ребенок с завязанными глазами ощупывает игрушку на панели и описывает, какая на ощупь, её форму.
4.«Угадай предмет».
Учить передавать в словесной форме свои тактильные ощущения, развивать внимание, мышление. Один ребенок описывает предметы, другой угадывает, что он описал.
5. «Какое число пропущено?»
Поставьте в ряд нарисованные на бумаге карточки с цифрами от 0 до 10, затем предложите ребенку закрыть глаза и в этот момент уберите одну из карточек, сдвинув соседние цифры, чтобы опять получился непрерывный ряд. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какой цифры не стало и где она должна находиться.
6.«Сколько имен ты знаешь?»
Воспитатель предлагает детям по очереди называть полное имя, делая при каждом названном имени шаг вперед. Первый называет мужские имена, второй – женские, третий опять мужские, четвертый – женские и т. д. Важно, чтобы дети не
повторялись. Кто дальше всех продвинется, тот и выиграл.
7. «Сравни числа»

Показав ребенку две карточки, предлагаем сопоставить их. Для начала ребенок называет значения чисел, потом отвечает на вопрос, какое из них больше и на сколько единиц. Затем следует заменить одну из карточек и повторить те же вопросы. Такое занятие может продолжаться достаточно долго, пока ребенок не потеряет к нему интерес.
8. «Нарисуй квадрат»
Развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку. Воспитатель загадывает детям загадку:
Четыре есть у нас угла,
Четыре стороны.
Все стороны равны у нас
И все углы равны. (квадрат)
Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»
Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.
Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.
Дети заштриховывают квадраты разными цветами.
9. «Сосчитай предметы»
Поскольку помимо чисел на карточки нанесены различные изображения, стоит предложить ребенку сосчитать их. Можно также усложнить задачу, подготовив листы с рисунками различных животных и числовым рядом от 1 до 10. Сосчитав количество зверей, дошкольник должен обвести соответствующую ему цифру. Как правило, данное упражнение очень нравится детям и не вызывает у них особых затруднений.
10. «Какой день недели»
Развивает память при запоминании названий и последовательности дней недели. Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.
Много разных дней недели
Птицы нам про них пропели
В понедельник соловей
Пел, что нет прекрасней дней
А во вторник пела птица-
Желтобокая синица
Ворон каркнул, что всегда
Лучшим днем была среда
Воробей чирикать стал
Что в четверг он в лес летал
Две голубки ворковали
Воскресенье обсуждали
Птички дни недели знают
Нам запомнить помогают

11. «Мастерим геометрические фигуры»
Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Тот кричит ему:
- Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на углы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
- Приятных
Я желаю тебе снов!
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг) .
Дети делают круги из веревочек.
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел – нет квадрата.
Онемел… Стоит без слов.
Вот так месть. Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

К концу старшего дошкольного возраста дети уже имеют некоторый опыт освоения математических деятельностей (вычисления, измерения) и обобщенных представлений о форме, размере, пространственных и временных характеристиках; также у детей начинают складываться обобщенные представления о числе. Старшие дошкольники проявляют интерес к логическим и арифметическим задачам, головоломкам; успешно решают логические задачи на обобщение, классификацию, сериацию.
Дети уже способны понять некоторые более абстрактные термины: число, время. Значительно совершенствуется понимание неизменности количества, величины (принцип, или правило, сохранения величины) : дошкольники выделяют и понимают противоречия в данных ситуациях и пытаются найти им объяснения.
Оказывается, природа щедро наделила при рождении каждого из нас возможностями развиваться. И каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности! Итак, первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Но когда именно следует приступать к этому? И как это делать? Очень многое зависит от родителей, в том числе от их отношения к детям.
Очень хочется думать, что, познакомившись с развивающими играми и попробовав занять в них своих малышей, сами мамы и папы, в зависимости от своих склонностей или профессиональных знаний, дополнят их новыми условиями, придумают дополнительные варианты игр, способствующих развитию образно-художественных способностей, будь они из области математики, рисования, техники или физики, химии, биологии.



Рассказать друзьям