Система воспитания и обучения в современной Индии. Возрождение национального культурного наследия через воспитание в области танца и музыки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Татьяна.Адамовна Волкова
Воспитание ребёнка в Индии.

Воспитание ребенка в Индии .

Источник orandg - eleshant.ru

В Индии существует анекдот о женщине, которую упрекнули в том, что та опоздала с воспитанием своего двухнедельного малыша ровно на две недели. Воспитывать индийские родители начинают буквально с первых дней жизни. Главное качество, что стараются привить детям, это доброта, причем доброта не только к людям, но и к животным, насекомым, цветам. "Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда" - эти заповеди прочно закрепляется в сознании маленьких индусов.

"Идеальное воспитание ", на которое в древней Индии мог претендовать ребенок исключительно из высшей касты, предусматривает гармонию умственного развития (ясность суждений и рассудочное поведение, духовности (способности к самопознанию, физического совершенства (закаливание, владение собственным телом, любви к природе и прекрасному, самообладания, сдержанности.

Красной нитью в воспитании детей проходит умение обуздать свои эмоции. Одним из самых больших пороков считается неумение сдерживать свое раздражение, гнев, неумение проявлять мягкость в манерах, приветливость в обращении. Вы никогда не увидите, чтобы детей шлепали, кричали на них или даже просто сердились. Каким бы усталым ни чувствовал себя родитель, в каком бы негативном состоянии не пребывал, он никогда не покажет этого детям. Дети растут в атмосфере доброжелательности - терпеливость, которую проявляют в индийских семьях по отношению к детям просто поразительна!

Учиться по-индийски

Учиться индийские дети начинают в совсем раннем возрастем. В два-три года малыш идет в детский сад или подготовительную группу, а вскоре и в саму школу. Начинается учебный год в июне, после самого жаркого апрельско-майского сезона. Хотя надо сказать, что и июнь прямо скажем не радует прохладой, как говорят в Индии - три погоды – жарко, очень жарко и невыносимо жарко.

Образование в основном платное, бесплатные государственные школы в принципе существуют, но репутацией пользуются не очень положительной. До 14 лет дети учатся в средней школе, потом два года в колледже и затем по желанию и возможности - университет.

Интересно описывает процесс обучения в Бангалорской школе один российский журналист : "Мы сидим с директрисой в тенечке в углу просторного внутреннего двора. На другом его конце, достаточно далеко от нас, нескончаемой струйкой вливаются в классы веселые отдохнувшие дети. И почти каждый, заметив издали нас, специально делает крюк и, подбежав, радостно здоровается с директрисой. А та, улыбаясь, говорит каждому ласковые напутственные слова. Можете вы представить что-либо подобное в какой-либо из наших школ? Чтобы детям доставляла радость встреча с директором? Чтобы специально подойти и поздороваться, хотя для этого надо пробежать под палящим солнцем не один десяток метров?

Раскрытие личности, построение характера - вот цель школы. Не просто дать знания, а научить учиться. Научить думать, приучить размышлять. Проводятся уроки медитации, уроки памяти. Один час в день советуют проводить в молчании, говоря лишь самое необходимое. Советы учителей иногда бывают неожиданными, как например : не хочется учить по учебнику - возьми сугубо научную книгу на ту же тему и заставь себя прочесть хотя бы половину; после этого учебник будет читаться легко и с интересом. Наряду с общеобразовательными предметами учат йоге, учат терпению и терпимости, учат даже улыбаться. Не стыдятся проявлять свою любовь к детям, обнимают их, гладят, шутят - при этом нет ни чувства превосходства над учениками, ни избирательности и любимчиков.

Дети постарше изучают такие непривычные для нас тексты, как "Дисциплина", "Отношение к еде", "Как учиться?", "Как развивать свое тело" - а рядом с ними и совсем уже серьезные темы : "Идеал", "Смерть" и т. д. Учитель не тратит время урока на изложение темы, его дело - завязать и направить дискуссию, вовлечь в нее всех - и разве не учится при этом педагог у своих собственных учеников? Дискуссии и споры заканчиваются жесткими экзаменами два раза в учебном году, кроме того, в конце месяца проводятся тесты. Ежемесячно на общем собрании выдают сертификат лучшим ученикам и особые "карточки успехов" тем, кто улучшил за этот месяц свои отметки.

И вот здесь необходимо остановиться на одном моменте, который имеет принципиальное значение. "Карточка успехов" выдается (под аплодисменты всей школы) не тому, кто обошел других, а тому, кто превзошел свои собственные результаты прошлого раза. Не тому, кто "лучше всех", а тому, кто стал лучше самого себя. Каждый ребенок соревнуется не с зубрилой - соседом по парте, а с самим собой прошлого месяца. И пусть другой ученик получил две "карточки успеха", а ваш ребенок только одну, но он поднялся над самим собой вчерашним

Дошкольное образование в Индии Подготовила воспитатель МБДОУ №74 Валиева Альфия Вализановна

Главное - доброта Система воспитания в современной стране взяла всё самое лучшее и получила сильнейший сплав индуистской, мусульманской и буддийской педагогики. Воспитывать, учить и развивать своих детей индийские родители начинают буквально с первых дней жизни. И главное качество, которое они стремятся привить с детства – это доброта. Причём доброта не только по отношению к людям, но и ко всему окружающему миру: животным, растениям, насекомым. Не менее важной чертой, которая воспитывается у маленьких индусов, является умение проявлять мягкость, приветливость, сдерживать себя, не показывать свои эмоции, раздражение, гнев. В индийских семьях дети растут в атмосфере доброжелательности. Какими бы уставшими и раздражёнными ни были родители, никто и никогда не увидит, чтобы они ругались, кричали, шлёпали своих чад или даже просто сердились на них. Терпеливость, которая царит в индийских семьях по отношению к детям, просто поражает!

Долгое время, столетия, индианки сидели дома и занимались хозяйством, дети были при них же, т.ч. необходимости в садиках для малышей на полный день не было. Сейчас же, все больше семей, где работают оба родителя, и встает вопрос «куда пристроить ребенка?» По крайней мере, нет детсадов в нашем понимании и тем более бесплатных. Спрос порождает предложение, так стали появляться особые группы « day care », где ребенка можно оставить на полный день. Все они, как правило, работают при « pre-school » («подготовительная школа», англ.) В самих « pre-school », которые посещать перед поступлением в школу нужно обязательно, есть следующие группы, если сравнивать с нашей системой, то разделяются они так: 1.Play group или «игровая группа» - это что-то типа яслей - группы для самых маленьких, сюда детей отдают уже с 2-летнего возраста. Здесь дети находятся и играют до трёх часов в день, и посещение этой группы не обязательно; занятия начиются в июне (это начало учебного года в Индии). Изучают алфавит, разучивают песенки на английском, запоминают названия фигур, считают, ну и так далее, все в игровой форме.

Примерный план на август: - Празднование особого праздника Rakshabandhan . - День матери, присутствие мам обязательно. - Зеленый день, одеваемся только в зеленое. - День семьи, будут делать семейное дерево(принести семейные фотографии). - Праздник в честь Бога Кришны, ребенка нужно будет одеть в костюм. - День головных уборов, нужно прийти в какой-нибудь шапочке, кепке,… - Праздник Дня Независимости Индии, одеть ребенка нужно будет в белое. - День джинсовой одежды, одеваться соответственно. - Родительское собрание. - День мороженого, будут кормить им детей прямо в школе. - День отца, присутствие папы в детсаду пару часов.

2.Nursery в переводе «ясельная группа», но это больше похоже на нашу среднюю, это группа уже обязательна для посещения. Здесь дети уже гораздо больше учатся, чем играют, хотя практически половина обучения проходит в игровой форме. Очень тяжело заставить трехлетнего ребёнка учиться. Именно здесь дети получают свои первые домашние задания, которые обязательны к выполнению. Выходит, что у детей в 3-4 года уже имеются свои маленькие обязанности; 3. LKG (Lower Kinder Garten) – привычная нам старшая группа. Дети в 5 лет уже обязаны знать и писать весь английский алфавит, читают и пишут первые несколько букв главного языка Индии - хинди, изучают счет до 100; 4.UKG (Upper Kinder Garten) – подготовительная группа. После окончания этой ступени обучения, в 6 лет, ребенок знает и может полностью рассказать и написать алфавит на языке хинди, свободно пишут и читают слова на английском из 5-7 букв, умеют писать любое число до 100, решать простой математический пример (сложение, вычитание, определение большего или меньшего). После этой группы ребенок поступает в школу. ребенку дают настоящие домашние задания, дополнительно дают книги для чтения. В первые две группы малышей приводят на 2, максимум 3 часа в день, в последующих дети учатся по 3 часа. Детки каждый день в школе кушают принесенную из дома еду.

Бедное население Индии чаще принуждают своих детей работать, нежели отдавать их учиться. Хотя в стране давно существуют бесплатные школы и принят закон, по которому родители обязаны обеспечить ребенка возможностью посещать школу. Бесплатная школа Использование детского труда

Вопреки бытующему мнению, что Индия относится к числу развивающихся стран, а потому и образование там в зачаточном состоянии, уровень знаний, который можно получить в индийских вузах, не уступает образовательному уровню европейских университетов. Ещё недавно, несмотря на богатое историческое наследие, где в области образования страна занимала одну из лидирующих позиций на мировой арене, и высокоразвитую культуру, Индия только стояла на пороге экономического развития и сильно уступала в этом отношении другим странам. Как следствие - общий уровень образования населения был низким. В последние десятилетия ситуация резко изменилась. Индия вошла в число активно развивающихся стран и заняла важную позицию в системе мировой экономики. Теперь страна, как никогда ранее, нуждается в высококвалифицированных кадрах, поэтому поддержка и развитие образовательной сферы и обучения - важнейшая задача социальной политики страны.

История индийского образования

С незапамятных времён Индия была крупнейшим культурным и образовательным центром во всём мире. Именно в Индии в 700 году до н. э. в Таксиле был основан первый в мире университет. Индийские учёные дали жизнь таким важным наукам, как алгебра, тригонометрия. Индийский учёный Щридхарачария ввёл понятие квадратных уравнений. Не стоит забывать и о том, что санскрит - древний индийский литературный язык - лёг в основу всех индоевропейских языков. Аюрведические медицинские практики, пришедшие к нам из Индии, применяются сегодня во всём мире. Ещё один интересный факт: искусство кораблевождения тоже родом из Индии - оно зародилось здесь ещё 4000 лет до н. э. Примечательно, что в современном слове «навигация», имеющем общий корень во многих славянских и европейских языках (англ., нем., фр. navigation, итал. navigatione), - индийская этимология: в его основе - санскритское «навгатих» (кораблевождение). Концепция современного образования в Индии направлена на воспитание разносторонне развитого человека, умеющего ценить красоту, искусство и богатое культурное достояние страны. В основе современной образовательной системы лежат ориентация на потребности народа, сохранение родного языка и культурных традиций. Одним из основных направлений социальной политики страны сегодня является повышение общего уровня образования населения, поэтому в штатах повсеместно строятся школы, пропагандируется обучение детей в школах в противовес домашнему образованию и работе с ранних лет.

Дошкольное образование

Системы дошкольного воспитания в Индии как таковой не существует. В стране традиционно развито домашнее дошкольное воспитание. До четырёх лет ребёнок находится дома под присмотром матери. Если оба родителя заняты на работе, прибегают к услугам нянечки или родственников. В некоторых школах имеются подготовительные группы, куда всё же можно отдать ребёнка, если нет возможности заниматься его воспитанием в домашних условиях. В таких группах малыш проводит большую часть дня и, кроме того что находится под постоянным присмотром, проходит этап подготовки к школе и даже начинает изучать иностранные языки (в основном английский).

Особенности среднего образования

Основное среднее образование в Индии сегодня обязан получить каждый гражданин вне зависимости от пола и социального статуса. Эта ступень является бесплатной. Минимальный образовательный уровень - 10 классов. Здесь дети учатся с 4 до 14 лет. Вторая ступень: 11 - 12 классы, этап является подготовительным для тех учащихся, кто решил продолжить своё образование в университете и получить специальность. Несмотря на то что каждый гражданин Индии имеет право получить бесплатное полное среднее образование, в стране существует система частных школ, где может вестись углублённое изучение отдельных предметов, уделяется повышенное внимание иностранным языкам. Во всех учебных заведениях используются инновационные методы обучения, однако качество образования в частных школах значительно выше, чем во многих государственных общеобразовательных учреждениях. Средняя стоимость обучения в частной школе составляет от 100 до 200 долларов в месяц, а иногда и выше.

Это интересно:

  • во всех средних школах учащимся предоставляется бесплатное питание;
  • именно в Индии находится самая большая в мире (!) школа, в которой обучается более 32 тысяч учащихся.

Видео: о стоимости обучения в индийских школах

Русские школы в Индии

Сегодня в Индии функционируют только три полноценные русскоязычные школы: две начальные школы при Генеральном консульстве РФ в Мумбаи и Ченнаи и одна средняя общеобразовательная школа при Посольстве Российской Федерации, располагающаяся в Нью-Дели. Альтернативными способами получения образования для русскоязычных детей, проживающих вместе со своими родителями на территории Индии, являются дистанционное обучение, семейное обучение или экстернат. , где сегодня проживает наибольшее количество русскоязычных семей, есть практика создания частных дошкольных заведений с русскоязычным педагогическим персоналом. Но, как правило, такие детские учреждения создаются в частном порядке по инициативе родителей и не работают систематически.

Система высшего образования

Система высшего образования в Индии имеет трёхступенчатую структуру:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.

Длительность обучения напрямую зависит от выбранной специальности. Так, период учёбы в области торговли, искусств составляет три года, а чтобы получить специальность в сфере сельского хозяйства, медицины, фармакологии или ветеринарии, необходимо проучиться четыре года.

Обучение на бакалавриате требует обязательного наличия документа о полном среднем образовании (12 лет). После окончания бакалавриата выпускник имеет право продолжить учёбу в магистратуре (2 года) либо пойти работать. Ввиду активного развития экономики страны в последние десятилетия основной упор в системе высшего образования Индии делается на технические специальности, в то время как гуманитарные направления составляют порядка 40% от общего числа. Государственные и частные предприятия заинтересованы в получении высококвалифицированных специалистов, поэтому принимают активное участие в развитии образовательной структуры страны. Самыми популярными специальностями индийских высших учебных заведений являются:

  • IT-технологии;
  • инженерные специальности;
  • менеджмент;
  • фармакология;
  • ювелирное дело.

Для граждан Индии образование в государственных высших учебных заведениях может быть бесплатным. Иностранные граждане принимаются в государственные вузы на бюджетной основе только при условии предоставления университетом гранта на обучение. При этом цена в коммерческих индийских вузах по европейским меркам достаточно невысока: стоимость двух полных семестров в самом престижном высшем учебном заведении Индии не превышает 15 000 долларов в год. При поступлении на контрактной основе абитуриент обязан предоставить подтверждение о платёжеспособности (это может быть выписка с банковской карты). Широкое распространение в системе индийского высшего образования получило виртуальное и дистанционное обучение. Многие университеты принимают участие в международных научных программах, бесплатно делятся собственными курсами в области инженерии, информационных технологий и других сфер. IT-специалисты, получившие образование в одном из индийских вузов, востребованы сегодня во всём мире.

Несколько разнится система высшего образования в соседнем Китае:

Индийские женщины учатся в университетах наравне с мужчинами, но при трудоустройстве по специальности предпочтение до сих пор отдаётся специалистам мужского пола

Популярные университеты Индии

Система высшего образования в Индии представлена более чем 200 высшими учебными заведениями, в которых обучается более 6 миллионов студентов из Индии и других стран мира. Сегодня Индия занимает третье место в мире после Китая и США по количеству высших учебных заведений. Индийские вузы делятся на университеты федерального значения и университеты, предлагающие обучение в пределах одного штата.

Таблица: самые популярные и крупнейшие вузы Индии

Университет Описание
Один из старейших университетов Индии. Функционирует с середины XIX века. Сегодня в университете обучается более 150 тыс. студентов на разных факультетах и специальностях: гуманитарный, юридический, организация и ведение бизнеса, художественный, научный, педагогический, журналистики и библиотечного дела, инженерный, сельскохозяйственный.
Бомбейский (Мумбайский) университет Расположен в Мумбаи и насчитывает сегодня более 150 тыс. студентов. Входит в число федеральных университетов. Осуществляется обучение по следующим специальностям: менеджмент, химия, медицина, инженерия и др.
Раджастханский университет Расположен в г. Джайпур. Специализируется на сельскохозяйственных направлениях.
Университет расположен в Нью-Дели и функционирует с начала XX века. Имеет статус государственного университета. Сегодня здесь обучается порядка 220 тыс. студентов.
Университет им. М.К.Ганди Относится к числу ведущих университетов страны. Основан в 1983 году. Предлагает обучение по следующим программам: физика, химия, исследования в области нанотехнологий, медицина, психология, философия, связи с общественностью, изучение окружающей среды.
Хайрагархский университет Индира Кала Сангитх Специализированный университет. Здесь обучаются студенты, решившие посвятить себя индийской музыке.
Варанасский университет индуизма Достаточно молодое высшее учебное заведение (основан в 1916 году), однако при этом является одним из самых популярных вузов в Индии на сегодняшний день. В университете числится более 15 тыс. студентов, занимающихся изучением индийской философии, буддизма, культуры и искусства и многих других направлений.
Университет Наланда Один из старейших университетов Индии - основан в V в. н. э. на базе буддистского монастыря и функционировал на протяжении многих веков. Современную жизнь университет получил недавно - в 2012 году был осуществлён первый набор на два факультета: исторических наук и окружающей среды. В настоящее время ведётся реконструкция исторического здания университета, которую планируют окончить к 2020 году. В университете к этому времени будет функционировать 7 факультетов.

Фотогалерея: лучшие индийские университеты

В стенах древнего университета Наланда зародились первые ростки индийских философских течений, медицинских, инженерных и других знаний С 1996 года Бомбейский университет носит наименование Мумбайский - по названию города, в котором он расположен На 8 факультетах Калькуттского университета обучается более 150 тысяч студентов За 100 лет своего существования Варанасский университет стал одним из ведущих вузов Индии Делийский университет - одно из самых престижных высших учебных заведений страны

Особенности образовательного процесса

Преподавание в университетах Индии ведётся, как правило, на английском языке, поэтому хорошая языковая база - одно из основных требований к абитуриентам. Высших учебных заведений, где велось бы преподавание на русском языке, в Индии нет. В отдельных университетах преподавание ведётся на языках соответствующих штатов, в которых находится университет. Однако и в таких вузах англоязычное обучение всё же предпочтительнее даже среди местных жителей. В отличие от России и многих других стран мира , где учебный год начинается в сентябре, индийские школьники и студенты приступают к учёбе в июле. Любопытно, что дату начала учебного процесса каждое учебное заведение назначает самостоятельно, то есть учёба может начаться как 1, так и 20 июля. По окончании каждого семестра студенты сдают экзамены. Что касается школ, то здесь отсутствует система текущей оценки знаний. По окончании учебного года школьники сдают итоговые экзамены в устной форме или в виде тестирования. Самые длинные каникулы в индийских учебных заведениях в мае и в июне - это самые жаркие месяцы в стране. В индийских школах принято носить школьную форму. Девочки надевают здесь удлинённые платья, мальчики - рубашки или футболки и шорты.

Поступление в вузы Индии для иностранцев

Для того чтобы поступить в высшее учебное заведение Индии на степень бакалавра, необходимо иметь аттестат о полном среднем образовании. Подтверждение аттестата не требуется - документ, полученный после окончания российской школы, приравнивается к двенадцати классам образования в Индии. Необходимо только сделать перевод аттестата на английский язык и заверить его у нотариуса. Для поступления на магистерскую ступень потребуются копии аттестата о полном среднем образовании и диплома бакалавра, переведённые на английский язык и заверенные у нотариуса. Ещё одним важным требованием, предъявляемым при поступлении, является наличие свидетельства о прохождении курсов английского языка. Преподавание во многих вузах ведётся именно на английском, поэтому языковая подготовка крайне важна для последующего обучения. Сдавать вступительные экзамены нет необходимости, только некоторые университеты используют систему предварительного тестирования. Во время учёбы иностранные студенты, как правило, проживают в общежитиях или гостиницах, которые предоставляются студентам бесплатно. Если по каким-либо причинам нет желания пользоваться бесплатным предоставленным жильём, можно снять квартиру. Аренда квартиры будет стоить от 100 до 300 долларов в месяц в зависимости от города и штата, в котором расположен университет. Большим недостатком для иностранных студентов является отсутствие возможности подработать во время учёбы. Официальное трудоустройство студентов в период обучения запрещено индийским законодательством. При желании возможно найти нелегальную работу (сегодня теневой рынок труда составляет в Индии более 80% от общего количества рабочих мест), но следует помнить о том, что неофициальное трудоустройство строго карается индийским законодательством.

Стипендии и гранты

Индийские вузы пользуются всё большей популярностью среди молодёжи из многих стран мира. Несмотря на то что государственные вузы осуществляют набор на бюджетные места только абитуриентов, имеющих индийское гражданство, сегодня и иностранные студенты имеют возможность получить высшее образование в одном из университетов Индии бесплатно. Для этого следует подать заявку на получение стипендии или гранта и добиться её одобрения. Выдачей стипендий и грантов на обучение в одном из университетов Индии занимается Индийский совет по культурным связям. Как правило, ведущие федеральные университеты ежегодно выделяют несколько грантов для иностранных студентов. Поэтому если вас интересует учёба в конкретном вузе, следует дождаться, пока университет выделит грант по интересующей вас специальности (как правило, информация выкладывается на сайте Посольства Индии или на сайте соответствующего университета), и подать заявку.

Кроме того, существует ряд программ государственного финансирования, по которым граждане России и других стран СНГ могут получить бесплатное образование в Индии. Одной из самых востребованных является ITEC: программа предлагает студентам получить бесплатное образование в одном из федеральных индийских вузов по направлениям: банковское дело, связи с общественностью, малый бизнес, менеджмент. При этом обучающимся по программе ITEC регулярно выплачивается стипендия около 100 долларов в месяц, а также предоставляется бесплатное общежитие или гостиница. Обучаться по программе ITEC студент имеет право лишь единожды. Ещё одной реальной возможностью поучиться в индийском вузе являются программы стажировок и обмена, в которых индийские университеты принимают активное участие.

Получение студенческой визы

Граждане, планирующие поездку в Индию, а также пребывание там с целью учёбы, должны оформить студенческую визу, которая открывается сроком от 1 года до 5 лет и может быть выдана только при условии официального зачисления в высшее учебное заведение. Кроме того, заведение в обязательном порядке должно иметь аккредитацию (в особенности это касается коммерческих вузов). Кроме стандартного пакета документов (заявление-анкета, оригинал и копия заграничного паспорта, копия гражданского паспорта, 3 фотографии), лицо, претендующее на получение студенческой визы, обязано предоставить:

  • письмо-подтверждение из университета о зачислении;
  • при поступлении на обучение на контрактной основе - подтверждение оплаты первых двух семестров, а также подтверждение платёжеспособности студента: годичное пребывание - не менее 1000 долларов, пребывание на более длительный срок - не менее 2000 долларов;
  • при поступлении на бюджетную основу - подтверждение того, что приглашающая сторона берёт на себя все расходы, связанные с проживанием и обучением.

Перспективы трудоустройства после учёбы

В вопросе трудоустройства следует смотреть правде в глаза: получить вакантное место выпускнику вуза, не имеющему индийского гражданства, практически невозможно. Сегодня на одно вакантное место в крупную компанию претендует около 500 специалистов, имеющих высшее образование и прекрасно владеющих английским языком и хинди. Иностранный студент, едва ли знающий хинди и в большинстве случаев обучавшийся на английском языке, вряд ли сможет составить достойную конкуренцию местным жителям. Единственный шанс остаться после учёбы в Индии, получить работу и вид на жительство - зарекомендовать себя во время учёбы. Индийские производственные и другие компании активно сотрудничают с университетами и делают ставки на особо талантливых студентов, в том числе и из других стран.

При желании можно использовать шанс и отправится на работу в Китай:

Таблица: плюсы и минусы получения высшего образования в Индии

Плюсы Минусы
В период учёбы есть возможность поближе познакомиться с богатой индийской культурой, а также подтянуть знания английского языка. Обязательное требование к студентам факультетов различных направлений - хорошее знание английского языка.
Низкая стоимость обучения. Низкий уровень жизни.
Низкая стоимость проживания. Нет возможности работать во время учёбы.
Индийские учебные заведения дают хороший уровень подготовки. IT-специалисты-выпускники индийских вузов востребованы сегодня во многих странах мира. После получения диплома очень малы шансы трудоустройства в одной из индийских компаний.
Активно развиты программы выдачи стипендий и грантов, а значит, высока вероятность бесплатного обучения.
Для поступления в вуз не нужно сдавать вступительные экзамены.
Иностранным студентам предоставляется бесплатное общежитие или номер в гостинице.

В истории Древней Индии можно выделить две большие эпохи: дравидско-аравийскую и буддийскую, рубежом между которыми является 6 век до н.э. Уровень развития дравидских племен – коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. соответствовал культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной. По приблизительным данным историков школьное образование в Древней Индии появилось в период 3-2-го тысячелетий до н.э. в городах Хараппской культуры, о чем свидетельствуют немногочисленные находки (глиняные чернильницы, печати с надписями). Первыми же древнейшими документами об образовании являются ведийские упанишады – священные наставления, относящиеся к 8-7 вв. до н.э.

В период 2-1-го тысячелетий происходят массовые завоевания дравидских племен ариями, в результате чего в Древней Индии появляется кастовый строй. В связи с этим дальнейшее развитие воспитания и обучения в Древней Индиипроисходило под влиянием двух основных факторов: 1) кастовый строй, 2) религиозная идеология (буддизм, брахманизм, необрахманизм). Общество было поделено на 4 основные касты или варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы) и самая низшая каста – шудра (наемные работники, слуги, рабы). Шудры не имели никаких прав, только обязанности. Потомки дравидов, так называемые парии, относились к самой низшей касте и влачили жалкое существование.

В соответствии с таким разделением у брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные, у кшатриев – сила и мужество, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность. Идеальное воспитание, на которое могли претендовать только высшие касты, предусматривало умственное развитие, духовное, физическое совершенство, любовь к природе и к прекрасному, самообладание и сдержанность. Содействие общему благу считалось наивысшим проявлением нравственности.

К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. При этом на первой ступени воспитания, т.е. в семье, систематическое обучение отсутствовало и для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения под названием упанаяма . Следует отметить, что возраст на который приходился ритуал инициации и дальнейшее содержание обучения для представителей различных каст были разными (8 лет – для брахманов, 11 – для кшатриев, 12 – для вайшьев). Длительность обучения обычно не превышала 8 лет, но в некоторых случаях составляла11 - 12 лет (брахманы).

Программа обычного образования подразумевала пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование в программу которого входили поэзия, литература, грамматика, философия, астрономия, математика, получали лишь немногие юноши. Содержание такого образования было весьма сложным (достаточно сказать, что в Древней Индии были впервые введены ноль и счет с помощью 10 знаков, которые в дальнейшем были заимствованы арабами и европейцами. Специальных помещений для учебных занятий тогда не было и обучение обычно проходило на открытом воздухе или в доме у учителя. Это привело к образованию семейных школ , где мужчины обучали молодежь.



Отличительная особенность обучения в Древней Индии – его словесно-звуковой характер. Это объясняется, во – первых, тем, записи делались на пальмовых листах, которые хранились недолго. Во-вторых, устное слово считалось наиболее достоверным способом передачи информации. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали ведические тексты, а также помогали по дому и по хозяйству учители, соблюдали пост (это тоже была часть обучения). Нередко юноши, особенно получавшие повышенное образование, продолжали посещать своего учителя (гуру), дав толчок, появлению лесных школ .

В середине 1-го тысячелетия в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха, основанная на новой религии – буддизме. Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению. Главной задаче воспитания, согласно буддизму является совершенствование души человека.

В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Приоритетное внимание стали уделять изучению грамматики санскрита, который с 1-го века н.э. становится ведущим языком в Северной Индии. В это время уже существовал древнейший индийский слоговой алфавит – брахми. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало эффективность обучения.

Элементарное образование получали в религиозных школах вед (акцент делался на интеллектуальном образовании с элементами религии) и светских учебных заведениях (обучение имело более практический характер).

В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование с изучением древних трактатов по философии, математике, медицине и пр. В учебных заведениях наставник занимался отдельно с каждым учеником и получал денежное вознаграждение.

Период со 2-4 вв. получил название необрахманизма. Взгляды на воспитание в этот период значительно изменяются и воспитание рассматривается как способ помочь человеку различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным. Число школ увеличивается и происходит дифференциация на начальную школу (толь) и учебное заведение более высокого уровня – аграхар. Аграхары представляли собой сообщества гуру и учеников, программы которых постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в них был расширен для представителей разных каст, что расширяло социальный круг учащихся.

Обучение в Индии, где столь резкие контрасты между богатством и бедностью, казалось бы, теряет всякий интерес для иммигранта. Однако практика учёбы в этой экзотической стране показывает совсем другие результаты. Большой абитуриентский поток ежегодно устремляется в сторону Индии. Цель каждого потенциального студента - хорошее образование за небольшие деньги, в перспективе - жизнь за рубежом.

История индийского образования и основные принципы

История развития системы образования в Индии - это продолжительный по времени этап, начало которого по разным оценкам приходится на V век до нашей эры. Уже тогда в Древнем Таксила создавались образовательные учреждения, наделённые свойствами высшей школы.

Древний город Таксила считался центром высшего образования Индии . Именно там вместе с индуистскими храмами и буддийскими монастырями впервые начали создаваться светские институты. Эти учреждения привлекали иностранцев обучением в области индийской медицины. Однако кроме изучения живой материи, индийское образование открывало дорогу к знаниям логики, грамматики, буддийской литературы.

Образование в Индии начало зарождаться в V в до н.э

Древняя образовательная система Индии поддерживала принцип разделения общества на касты. В зависимости от принадлежности к той или иной касте давала людям необходимые знания. Современный мир несколько изменился. Индийское образование в нынешнем его виде позволяет научиться любому мастерству независимо от кастовой принадлежности человека.

Страна придерживается главного принципа обучения своих граждан – «10 + 2 + 3» . Такая модель предусматривает 10 лет школьного обучения, 2 года колледжа, плюс ещё 3 года учёбы отводится на первый этап высшей школы.

Десять лет школы включают в себя 5 лет образования в младших классах, 3 года в старших классах и 2 года профессионально-технического обучения.

Особенности индийского образования

Дошкольное воспитание

Воспитание индийских детей до поступления в школу проходит через систему яслей и детских садов. В ясли принимаются малыши возрастом от 6 месяцев и старше. На этой стадии воспитательный процесс может продолжаться до трёхлетнего возраста. С трёх до пяти (шести) лет малыши получают воспитание в детских садах, которые обычно являются первым звеном начальной школы.

Индийская образовательная система от начала до конца

В Индии существуют государственные и частные дошкольные учреждения . Причём частных детсадов больше почти в 2 раза. Услуги муниципальных детских учреждений, как правило, бесплатны, если не считать небольшие сборы на хознужды со стороны администрации и пожертвования от родителей. Однако качество воспитания здесь ниже, чем в частных заведениях, где родители оплачивают сервис.

…Сын ходил в садик и в Индии, и сейчас ходит в Москве. Моё личное мнение - в индийском садике практически бесплатно ребёнку дают то, за что в Москве нужно выкладывать немалые деньги. Ибо в госсадиках в Москве детей не учат, а содержат. Да ещё постоянные сборы от родительского комитета непонятно на что. При первой же возможности, при нахождении в индии, постараюсь сына отдать в местный традиционный садик. Единственной проблемой была еда, в Москве кормят, в Индии нет…

Nadezda Lisina

http://ttshka.livejournal.com/103803.html?thread=1499771#t1499771

…Классический индийский детский сад. Частный. Но в государственные детские сады тут ходят только дети из беднейших семей. Наш стоит чуть больше $10 в месяц. Такой могут позволить себе очень многие…

http://ttshka.livejournal.com/103803.html?thread=1501563#t1501563

Школьное образование в Индии

Обязательное школьное образование должны получать дети в возрасте от 5 до 14 лет. Учебный год в школах Индии начинается в конце марта - начале апреля. Учёба в школах делится на два семестра: апрель-сентябрь, октябрь-март. Самые продолжительные школьные каникулы в мае-июне, когда многие районы Индии накрывает жара (45–55º С).

Школьное образование является обязательным в Индии

Обязательное образование является приоритетом государственной политики Индии . Примерно 80% начальных школ принадлежат государству либо поддерживаются властями. Обучение бесплатное. Родители учеников выплачивают лишь небольшие суммы на школьные нужды. Все расходы на обучение берёт на себя государство.

Индийские школы разделяются по типам:

  • муниципальные,
  • государственные,
  • частные с господдержкой,
  • школы-интернаты,
  • специальные школы.

Муниципальные и неправительственные школы управляются и финансируются локально администрациями штатов и советами местных национальных образований. Как правило, родители учеников общественных школ вносят плату за обучение своих детей один раз - при поступлении. Большинство общественных школ Индии связаны с организациями CBSE (Центральный совет среднего образования) и ICSE (Международный центр среднего образования).

Государственные школы финансируются и управляются исключительно органами власти страны. Этот тип учреждений отличается самой низкой стоимостью услуг образования. Средства на содержание выделяются государством и филиалами CBSE, действующими на территории местонахождения школы. В государственных школах все преподаватели мужского пола. Ученикам обязательно предписывается носить школьную униформу . Причём каждая школа обеспечивает учащихся форменной одеждой индивидуального стиля.

Многие частные индийские школы требуют носить униформу

Частные школы с господдержкой не принадлежат государству, но функционируют по тем правилам, которые устанавливают индийские власти. Оплата за обучение здесь варьируется в зависимости от уровня сервиса и престижа . Поэтому тарифы могут быть от $15 за месяц обучения до $15 за один день уроков.

Школы-интернаты представляют собой структуру образования, где обеспечиваются не только условия для учёбы, но также для проживания. Услуги школ-интернатов платные - от $2300 до $6000 за год.

Специальные школы в Индии предназначены для детей, нуждающихся в особом уходе, имеющих отклонения в развитии. Дети получают в спецшколах стандартное или профессиональное образование, приобретают навыки, необходимые для полноценной жизни.

…У каждой индийской школы - своя школьная форма, в которую входят не только рубашки, юбки, жакеты и брюки, но даже носки, галстуки и ботинки. Самые маленькие обязательно носят бейджики, на которых указано их имя и адрес…

Анна Александрова

http://pedsovet.su/publ/172–1-0–5156

Видео про школу из уст индийского школьника

Средняя школа в Индии

Этап учёбы, приходящийся на курс старшей средней школы, индийцы обычно проходят за 6 лет (12–18). Последние два года считаются средним образованием высокого уровня с профессионально-техническим уклоном. Уже с 15-летнего возраста всем желающим предоставляется возможность сдавать экзамены, утверждённые директивами UGC, NCERT, CBSE .

UGC (University Grants Commission) - комиссия университетских грантов в Шри-Ланке. Занимается, кроме всего прочего, регулированием приёма абитуриентов в вузы. NCERT (National Council Of Educational Research) - национальный совет исследований в области образования. CBSE (Central Board of Secondary Education) - центральный совет среднего образования, которым утверждаются экзаменационные процессы в школах.

Стандартно экзаменационный процесс рассчитан на учеников в возрасте 17–18 лет (завершение обучения в средней школе). Успешное прохождение экзаменационной процедуры - это получение сертификата о законченном среднем образовании. Документ необходим каждому, кто планирует совершенствовать знания через высшую школу Индии.

Международные школы

В январе 2015 года на территории Индии действовали более 400 школ международного класса (ISC). Международные школы дают полное среднее образование, как правило, на английском языке. Дополнительно к школьным знаниям учащиеся ISC приобретают профессионально-технические навыки.

Многие из международных школ позиционируются в качестве общественных . Преподавание в таких учреждениях ведётся по образцу британских государственных школ. Это дорогие и престижные учебные заведения, среди которых можно выделить, например, Delhi Public Schools или Frank Anthony Public Schools.

Образование в индийских колледжах

Число индийских колледжей в 2011 году переваливало за отметку 33 тыс. учреждений. Из этого количества 1800 имели статус женских образовательных учреждений. Фактически этот вид образовательных площадок принадлежит к системе высшего образования страны. На базе колледжей организованы многочисленные курсы, охватывающие гуманитарные и естественные науки, а также курсы изучения иностранных языков, в частности, английского. Многие колледжи принадлежат индийским университетам. По сути, все они являются начальной ступенью университетского образования.

Колледжи, как правило, представляют собой начальную ступень университетстского образования

Приоритетное направление учёбы в колледжах – технические и технологические специальности. Также популярными считаются медицинское образование и бизнес-менеджмент. Технические колледжи в Индии часто называются институтами. Перечень лучших институтов содержит более 500 позиций. Вот только первые 5 из списка:

  1. Индийский технологический институт в Бомбее.
  2. Индийский технологический институт в Мадрасе.
  3. Канпурский технологический институт.
  4. Национальный технологический институт Тируччираппалли.
  5. Пенджабский институт разработок и технологий.

Система университетского образования в Индии

Система высшего образования Индии по своей масштабности уступает лишь Китаю и США . Пик развития индийской высшей школы пришёлся на период 2000 – 2011 годов. В конце 2011 года на территории страны действовали более 40 международных университетов, около 300 государственных, 90 частных. Ещё 130 учебных учреждений находились на стадии перехода в университетский ранг. Высоким уровнем образования, признанным на глобальном мировом уровне, выделяются следующие индийские учреждения высшей школы:

  1. Национальный институт технологий.
  2. Индийский институт информационных технологий.
  3. Индийский институт управления.
  4. Международный институт информационных технологий.
  5. Университет Мумбаи.
  6. Университет имени Джавахарлала Неру.
  7. Открытый национальный университет Индиры Ганди.

Приём студентов, как правило, ведётся без экзаменов . Академический год для университетов Индии начинается в августе и завершается в апреле. Традиционно индийскими вузами обучение проводилось по принципу единого семестра, охватывающего период от 10 до 12 месяцев. В конце каждого года студенты сдавали экзамены.

Сейчас идёт реформа с оглядкой на европейские принципы. Многие высшие учебные заведения уже перешли на схему двух семестров продолжительностью 5–6 месяцев каждый. Экзамены сдаются по завершении каждого семестра. Английский язык является основным языком преподавания для подавляющего большинства вузов. Студентам предлагается широкий выбор образовательных программ. Например, из следующего набора:

  • India - The IT Superpower,
  • Sample IT Curricula,
  • English Training,
  • Internship Programs.

…Я поступала в магистратуру в Бангалорский университет. Требует перевод российского диплома (degree certificate) на английский язык (можно 6ез нотариуса и апостиля. Мы делали в Индии). При этом интересуются финальным баллом в процентах. У нас раньше в дипломах проценты не ставили. Результат обозначали даже не цифрами, а словами: «хорошо», «отлично», «удовлетворительно»…

Dhimanika

http://www.indostan.ru/forum/2_7057_4.html#msg363097

Видео о Буддийском университете философии

Некоторые популярные учебные заведения Индии

Национальный институт открытого школьного обучения (NIOS) – учреждение, созданное Министерством развития людских ресурсов в правительстве Индии . Ранее именовалось Национальной Открытой Школой и предназначалось для обеспечения образования в отдалённых районах страны. Администрирует экзамены открытых школ в сельской местности.

Колледж Ражкумар - один из старейших колледжей Индии, обучающий студентов по системе К-12 (12-летнее образование с профессионально-техническим уклоном) . Находится в центре города Раджкот. Учреждение было построено ещё в 1868 году неким полковником Китингом. Однако сегодня имеет самое современное обеспечение и комфортабельное студенческое общежитие.

Национальный открытый университет Индиры Ганди - высшее учебное учреждение, находящееся в ведении правительства Индии . Один из крупнейших университетов, где помимо стандартных видов образования предлагается дистанционное обучение. В общей сложности вуз обеспечивает высшим образованием более 4 млн. студентов.

Инженерный институт Калькутты - фактически крупнейшее в мире многопрофильное инженерно-профессиональное сообщество . Год основания института - 1920. А в 1935 году учреждение было зарегистрировано Королевской хартией. Студенты разных стран получают здесь качественное высшее образование в области машиностроения и прочих технических направлений.

Индийский институт архитекторов - ещё одно уникальное учебное заведение, созданное в 1917 году . Институт даёт профессиональное образование по четырём направлениям архитектурного искусства. На базе института действуют многочисленные курсы, где учат основам градостроительства, развития инфраструктуры и другим тонкостям строительного сектора.

Фотогалерея популярных учебных заведений Индии

Инженерный институт Калькутты является полноправным членом Королевской хартии Административный корпус Национального открытого университета Индиры Ганди всегда готов принять студентов Колледж Ражкумар за долгие годы своей деятельности подготовил множество специалистов Национальный институт открытого школьного обучения - основа индийского образования в сельской местности Индийский институт архитекторов готовит специалистов высокого класса для уникальной сферы деятельности

Видео: образование по-индийски в Дели

Стоимость обучения в Индии

Бесплатное обучение в Индии для русских, украинцев, казахстанцев возможно, но только в рамках индийской экономической программы ITEC. Повышение квалификации и стажировка - вот основные направления краткосрочного (2–3 месяца) образования, предусмотренного программой ITEC. Всё остальное оплачивается по установленным международным тарифам.

Начиная с 2008 года затраты на образовательные услуги в Индии увеличилась многократно . Среднее образование и профессионально-техническое с каждым годом обходится индийскому правительству всё дороже. Министерство статистики совсем недавно опубликовало сведения на этот счёт.

За несколько лет расходы на индийское образование увеличились на 175%

Тем не менее для местных жителей стоимость индийского высшего образования остаётся низкой . За учёбу в университете на бакалавриате индусы платят около $300–350 за семестр. Иностранные студенты платят больше - до $6000 за академический год.

…Когда к нам на факультет приходил с лекцией представитель индийского консульства в СПб, он всячески рекомендовал программу ITEC. Это, конечно, нельзя назвать ни магистратурой, ни аспирантурой, но зато это бесплатно, при условии, что Вас отберут…

winterose

http://ru-india.livejournal.com/824658.html?thread=6673234#t6673234

…Отучилась год в Hyderabad Central University в магистратуре по антропологии через ICCR. Учёба и проживание бесплатно, платят стипендию. Документы подавать надо в январе. Из хороших унив-тов: IFLU в Хайде, в Пуне, Дели Унивёрсити и Дж.Неру Унивёрсити тоже в Дели. Вроде неплохой в Пондичерри, и город отличный…

http://ru-india.livejournal.com/824658.html?thread=6672978#t6672978

Какие требования предъявляются к иностранцам при поступлении?

Пошаговый процесс следующий:

  • сделать запрос в учебное учреждение через любые современные средства связи,
  • выбрать интересующий факультет,
  • подать заявление на поступление (обычной почтой, онлайн, другим способом),
  • в случае одобрения заполнить временную анкету, оплатить вступительный взнос €1000 + €100 за обслуживание,
  • получить справку, подтверждающую факт поступления,
  • оформить студенческую визу в посольстве Индии, предъявив справку о поступлении,
  • заполнить постоянную анкету студента и отправить вместе с пакетом документов.

Пакет документов к анкете студента (переведённый на английский язык):

  • аттестат или диплом,
  • заверенный администрацией бывшего учебного заведения список дисциплин квалификационного экзамена,
  • заверенная копия паспорта,
  • студенческая виза (оригинал),
  • медицинская справка, в том числе результаты теста на ВИЧ,
  • сертификат знаний английского языка (если требует вуз),
  • чек оплаты медицинского страхового взноса за первый год учёбы в размере €45.

Стипендия и гранты для русских и не только

Правительством Индии каждый новый учебный год утверждается пакет стипендий и грантов для иностранных студентов. Обычно все имеющиеся предложения по стипендиям направляются в разные страны мира через дипломатические представительства. Поэтому всю информацию по государственным индийским стипендиям и грантам можно получать в посольстве или консульстве Индии.

Для российских, украинских, казахстанских студентов интересны стипендии и гранты, которые предоставляются по следующим схемам:

  1. General Cultural Scholarship Scheme (GCSS) - Общекультурная схема стипендий.
  2. Indian Council for Cultural Relations (ICCR) - схема Индийского совета по культурным связям.
  3. Commonwealth Fellowship Plan - схема стипендий Содружества (только для аспирантуры).

Жильё для студентов и затраты на жизнь

Уровень расходов на проживание, питание, развлечения и т. д. напрямую зависит от местонахождения студента. Если учёба будет проходить в таких городах, как Дели или Мумбаи, следует быть готовым к тому, что уровень жизни в этих мегаполисах сопоставим с крупными городами Европы, Австралии, США. В целом же затраты на жизнь в Индии существенно ниже, чем в других странах мира.

Обычные варианты жилья для студентов - кампусы или проживание в частном секторе . Устройство в студенческих кампусах бесплатное только для местных граждан. Иностранцы имеют возможность поселиться в общежитиях для студентов, но за определённую плату - от $60 до $100 за месяц. Аренда квартиры составляет примерно $150–200 (двухкомнатная в Мумбаи). На питание и прочие нужды за месяц в среднем уходит $100–150.

Условия получения визы

Иммигранту-студенту необходимо иметь:

  • оригинал заграничного паспорта и ксерокопии важных страниц,
  • распечатку анкеты для визы в двух экземплярах, предварительно заполненную онлайн на сайте Правительства Индии (оба экземпляра документа должны быть подписаны),
  • одну фотографию размером 2х2 см, цветную, на белом фоне (лицо полностью открытое, без очков),
  • письмо от администрации учебного учреждения, куда поступил студент (с указанием деталей обучения),
  • ксерокопию удостоверения личности, выданного в стране проживания студента,
  • банковскую выписку о наличии средств, достаточных для учёбы и жизни в Индии.

Необходимо также оплатить все сборы, связанные с оформлением студенческой визы. Если вместе с абитуриентом в страну отправляются сопровождающие лица, им также требуется оформить разрешение на въезд и вид на жительство.

Работа во время обучения, перспективы трудоустройства

Для иностранных студентов в Индии нет практически никаких возможностей подработки во время учёбы . Администрация вузов относится к работе во время учёбы, мягко говоря, недоброжелательно. А вот после завершения учёбы выпускникам открываются неплохие перспективы трудоустройства. На выгодные контракты всегда могут рассчитывать выпускники факультетов высоких технологий. Такие специалисты очень востребованы зарубежными компаниями. Ценятся также инженеры и архитекторы, финансисты и технологи.

…Работать нельзя. Стипендия крошечная, согласна, посему нужна помощь родителей по-любому. Жить можно в студенческом общежитии либо снимать квартиру, что дороже, но лучше. Учиться интересно, что перекрывает все минусы…

http://www.indostan.ru/forum/2_7057_5.html#msg367209

Плюсы и минусы индийского образования (итоговая таблица)

Учёба в Индии, как демонстрируют студенческие примеры, позволяет успешно добиваться поставленных целей. Индийская высшая школа на равных конкурирует с развитыми странами мира и готова дать иммигрантам востребованную профессию. Дальше, как говорят студенты, дело техники. Работа в солидной международной компании и заманчивые жизненные перспективы.



Рассказать друзьям