Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми. Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста методическая разработка на тему

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками . Для других – форма коррекционной работы , для третьих - средство передачи основных знаний о мире. Каждому ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осознавать и обдумывать сказки, вместе искать и находить сущность и жизненные уроки, понимать мораль сказки. И, в этом случае, сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Как осознавать сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки и расшифровывать мораль?

Ученые считают сказкотерапию одним из самых молодых направлений в практической психологии. Действительно, для научной школы 15-20 лет - срок небольшой. Но сказкотерапия - это и самый древний способ поддержания человека с помощью слова. Как только появилась речь, сразу же появились и первые истории.

Для сказкотерапевтов «сказкотерапия » - прежде всего язык, на котором можно вести беседы с душой человека. Сказкотерапевт всегда помнит, что психология - это наука о душе. Поэтому сказкотерапия - воспитательная система, которая соответствует духовной природе человека. Сказкотерапия - терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное - возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке, способна развивать сокровища его души.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения в процессе работы с детьми: ребенок должен иметь четкие представления о том, что существует сказочная действительность, которая отличается от реальности. Обычно навыки такого различения формируются у ребенка до 3,5-4 годов, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Ценность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка заключается в отсутствии в сказках дидактики, неопределенности места действия героев и победе добра над злом, способствует психологической защищенности ребенка. События сказочной истории естественно и логично вытекают друг из друга. Таким образом ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в рассказ. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими персонажами. При этом развивается способность ребенка почувствовать себя на месте другого. Именно это и делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Легкость восприятия сказки ребенком поясняется тем, что в этом возрасте (до 10-12 годов) у детей преобладает работа правого участка мозга, поэтому ценная информация должна передается через яркие образы. Во время сказкотерапии дети учатся создавать словесные образы; придумывая их, малыши увеличивают свой образный потенциал и развивают творческое воображение, тем самым, их внутренний мир становится богаче и интереснее, ведь так дети учатся формулировать и выражать свое мнение.

Разговаривая с ребенком языком сказки через аналогии и метафоры, мы не только создаем образы, но и обнаруживаем негативные чувства ребенка в виде сказочных образов. Постепенно меняем этот негатив на позитив - и переживания ребенка во время этого преобразования тоже меняются, ведь обязательным условием остается счастливое окончание сказки.

В сказке ребенок примеряет разные модели поведения. Чем больше моделей он проигрывает, тем разнообразнее и полнее будут его взаимоотношения с другими. Комбинируя различные методы сказкотерапии , можно помогать ребенку прожить много ситуаций, с аналогами которые он встретит во взрослой жизни. Это, в свою очередь, расширит его мировосприятие и способы взаимодействия с социумом. Многие думают, что сказкотерапию применяют только для работы с детьми, причем дошкольного возраста. Однако это не так. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки направлены к чистому и открытому для восприятия детскому началу каждого человека.

Существует древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он - верблюд, позже - лев и только потом - ребенок. Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, который пересекает пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда терпение и силы у верблюда исчерпаны, человек становится львом. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, разоблачает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенного социального успеха. И наступает момент, когда «лев» понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, отдаляет его от истины, погружает в круговерть суеты и глубину проблем. Лев понимает, что жизнь его лишена чего-то простого и гармоничного. И именно тогда происходит переход на следующую стадию развития - ребенок. Теперь ребенок смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется узнать смысл того, что ранее казалось непонятным. У человека за спиною большая жизненная дорога, однако нет апатии и пессимизма. Есть желание открыть новое, познавая истину...

Если мы будем помнить эту притчу, то сказкотерапию можно смело назвать «детским» методом, тем более, что ребенок - самый главный человек на земле. Именно такой вывод еще в XVI веке сделал большой индийский падишах Акбар и его верный советник Бирбал.

Притча «Падишах Акбар и советник Бирбал»

В один прохладный вечер падишах Акбар и советник Бирбал гуляли в саду, радуясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил:

Как ты думаешь, Бирбал, кто на свете самый главный?

class="eliadunit">

Бирбал сразу понял, к чему ведет Акбар. «Видимо, возгордился он своей властью, думает, что я назову его самым главным. Но не дождется», - подумал Бирбал.

Думаю, Господин, что самый главный - ребенок. С ним никто не справится - ни раджа, ни сам падишах.

Как же это может быть ребенок самым главным? Докажи, попробуй, велел падишах.

Ну что же, и докажу. Но только это не редьку продавать: раз-два и готово. Дело это не простое, придется устраивать проверку.

Так и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким озорным мальчишкой на руках.

Малыш понравился падишаху, он посадил его на колени и стал с ним играть. И малыш, разыгравшись, уцепился падишаху за бороду - и начал тянуть ее. С трудом оторвал его от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:

Ты зачем принес такого озорника? С ним же нельзя справиться!

А Бирбалу только этого и надо.

Вот видите, господин, никто не посмеет к вам даже пальцем прикоснуться, а этот малыш дергает за бороду. И так, что даже волосы вырвал. Получается, что ребенок-самый главный на свете!

Итак, самое главное в мире – это ребенок. В каждом взрослом человеке есть внутри маленький ребенок.

Поэтому, предмет сказкотерапии - это процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека .

Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт бывает разным. Можно рассказать ребенку историю, случившуюся недавно. А можно не просто рассказать что-то интересное, но и сделать определенный вывод или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории особенно ценны с терапевтической точки зрения. Они - основа сказкотерапии. Главное - посеять в душу ребенка зерна осознания. А для этого необходимо оставить слушателя с вопросами внутри.

Каждой сказке присуща своя неповторимость. Однако взгляд на сказкотерапию как на воспитательную систему предусматривает закономерности работы со сказочным материалом. Об этом-в

Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми младшего возраста.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого, забота о душе и есть терапия).

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь.Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего периода.

По мнению Ш.А.Амонашвили, например «…добрый человек не может не проявлять щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, заботливым, храбрым, самоотверженным».

В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло.

Нетрадиционный подход к сказке дает возможность воспитателю

и ребенку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея- все можно улучшить, изменить во благо – должна стать творческим девизом для ребенка.

Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

Драматизация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтичеким и развивающим средством.

Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. Изучая сказку «Репка», конечно, мы говорим о силе коллектива, о том, что в коллективе важна даже самая малая величина!

Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями.

Основная часть

Сказка же – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию».

«Целью сказки, - писал П.М.Соболев, - является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического.

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.

В своей работе я использую сказочную тематику. Дж.Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития воображения, которые впоследствии были расширены и модифицированы педагогами – новаторами.

Приведу примеры приемов, которые я использую на практике.

1. Моделирование сказочного сюжета.

Опорное моделирование – довольно распространенный прием в обучении. Модели помогают наглядно представить какой – либо объект, но и модифицировать(видоизменять) его, экспериментировать с ним.

1 вариант «Символизация»

Рассказывая сказку, стараюсь сопровождать повествование условными картинками – символами.

2 вариант « Карты Проппа»

Замечательный фольклорист. В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Основных, главных функций Пропп выделил 20.Они используются в работе с детьми при составлении сказок.

Целесообразность карт состоит в том, что они стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей.

«Подготовительные игры»

а) «Чудеса в решете». Дети выявляют происходящие в сказках

различные чудеса: как и с помощью чего осуществляется

превращение, волшебство.

б) «Заветные слова». Ребята осуществляют попытку вычленить

самые действенные, значимые слова в сказке. Это могут быть

как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова,

несущие основную смысловую нагрузку.

в) «Что в дороге пригодится?»

(скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, аленький

цветочек, меч – кладенец)

г) «Волшебные имена». Как имена повлияли на характер

персонажа, в чем это отражается?

д) «Что общего». Предполагает сравнительный анализ

различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и

отличия между ними. Например, чем похожи сказки

«Теремок» и «Варежка».

ж) «Хороший – плохой».В процессе этой игры осуществляют

попытку выявить позитивные и негативные черты характера

героев, оценить их деятельность.

з) «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом

два предложения, содержащие прямо противоположные

В своей работе я использую сочинение сказок.

Сказки наизнанку

Прием инверсии достаточно распространен в литературе.

1. «Свойства наоборот».

Берется любая знакомая сказка и ее героям приписываются прямо противоположные свойства.

2. « Все наоборот»

3. «Задом наперед». То есть, рассказывание сказки не сначала, а с конца.

4. « ИЗ собственного опыта»

Сказки в заданном ключе

1. «Введение в названные сказки нового объекта».Например, «Колобок и воздушный шарик».

2. « Я - герой сказки»

3. «Смена места действия»

4. «Открытые сюжеты»

5. «Изменение сказочной развязки»

6. «Перевирание сказки»

7. «Анализ ситуаций и ресурсов»

8. «Фантастический анализ сказочных персонажей»

9. «Эмпатийное повествование»

10.«Ролевые диалоги»

11. «Цветные сказки»

Беседы с персонажами сказок

Игра – беседа становится особенно острой и интересной, если положительный герой выглядит непривлекательно, а отрицательный будет иметь нарядный вид.

Салат из сказок

1. «Объединение» «Красная шапочка» и «Мальчик- с- пальчик»

2. «Опорные слова»

Цветок, ласточка, крот, жаба, девочка, нора.

3. «Добавление»

Фея, мачеха, горошина, принц, туфелька, тыква.

4. «Сказочный треугольник»

1 группа рисует доброго героя.

2 группа рисует сказочного персонажа.

3 группа рисует какой – либо пейзаж (лесной, городской)

5. «Сказочная путаница»

Надо разговаривать с ребенком, рассказывать, сочинять, писать, произносить вслух интересные слова, спрашивать ребенка о том, что он слышит в том или ином слове. Долго и каждодневно.

Ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинить.

В мире много сказок,

грустных и смешных,

И прожить на свете нам

нельзя без них.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные элементы, воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к сказкам, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирую умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный), рождает умение удивляться, видеть необычное в обычном.

Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки воспитывают детей.

«Пусть герои сказок дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!»

Мир персонажей необычно разнообразен. Центральное место в сказке занимают положительные герои, персонажи первого ряда – герои – богатыри или «иронические удачники» (Иванушка – дурачок, Емеля – дурачок), наделяемые силой, мужеством, смелостью, упорством, в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью.

Во втором ряду располагаются помощники героя, без которых не обходится ни одна сказка. Это могут быть люди, животные, фантастические существа, чудесные предметы (волшебный ключик, шапка – невидимка, дубинка).

В третьем ряду находятся противники героя – коварные, завистливые, жестокие и неблагодарные. Ими могут быть люди или фантастические существа (змей, кощей Бессмертный, царские зятья).

Задача воспитания: помочь каждому ребенку открыть для себя нравственные ценности, заложенные в сказке, научить его сопереживать сказочным героям. Волшебные образы, рожденные сказкой, способствуют формированию у детей лучших качеств характера, прививают любовь к чтению и литературе. Сказка считается всегда милой и родной. Сказка родилась с человеком и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она – светлячок перед сном в колыбели. И для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.

В своей воспитательной работе я использую следующие игры:

1. «Сказочное лото»

2. «Решение сказочных задач»

Задача «Царь – девица»

Василий – царевич ухватился за куст и выдернул его с корнем. Под тем кустом меч – кладенец, боевая палица и вся богатырская сбруя: узда в три пуда, седло в 25 пудов, боевая палица в 150 пудов. Сколько килограммов весит вся богатырская сбруя?

Задача «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

Выезжает чудо – юдо двенадцатиголовое. Все 12 голов свистят, все 12 огнем – пламенем пышут… Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду – юду 3 головы.

Сколько голов осталось у чуда - юда? Во сколько раз у чуда – юда осталось больше голов, чем срубил Иван?

Конкурс «Доска объявлений»

1.Нужен золотой инкубатор для золотых яиц.

2.Куплю кольчугу трехворотниковую последнего размера.

3.Утеряна вставная челюсть, нашедшего прошу срочно вернуть. Озолочу!

«Сказочный словарь»

Придумайте новое небывалое слово и по возможности забавно объясните его, нарисуйте то, что обозначает это слово.

Задание феи:

Цветик – семицветик

Меч – кладенец

Ковер – самолет

Сапоги – скороходы

Одолень – трава

Палочка – выручалочка

Шапка – невидимка

Гусли – самогуды

Жилище Бабы – Яги – избушка

Давайте сами попробуем сочинить сказку:

Сказка про …

Шел________ . По дороге он нашел ___________, взял и понес царю. Пришел _______во дворец. Кругом слуги царские с топорами, да копьями. Испугался ________, хотел было______, как вдруг_________ из – за _________ выскочил_________ и давай_________. Поблагодарил царь умного _________ и он отправился домой.

Богатый материал для развития детского воображения и творчества представляют русские народные сказки. На вопрос, любят ли дети сказки, дети отвечают утвердительно, но почему сказки называют сказками, да народными, отвечают не все. Вот почему необходима тесная связь с библиотекарем. Я знакомлю детей с понятием «сказка» и признаками, отличающими сказку от рассказа, повести.

Элемент сравнения очень удобен.

Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом, честное, доброе, всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения.

Сказка получила свое название от слова «сказ». Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказители.

Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых закщитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.

Сказка помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых же слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают их язык, герои отправляются в путешествия, где их подстерегают опаснейшие испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки.

Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усиливает их занимательность. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, воображение, формирует эстетические чувства.

Например, рассказываю русскую народную сказку «Лиса и волк».

После задаю вопросы:

Понравилась ли вам сказка?

Что запомнилось? В чем основной смысл сказки?

Какой в сказке изображена лиса?

А каким изображен волк?

Какими они показаны в других сказках?

Сказка является прекрасным искусством звучащего слова. Раскрываю особенности языка сказки, например:

1.Как начинается сказка?

2.Надите выражения, которые встречали в других сказках.

Объясните, что означают выражения:

ни в сказке сказать, ни пером описать (очень красиво)

долго ли, коротко ли(неизвестно когда)

пир на весь мир (обильное, веселое угощение)

3.Найдите повторы близких по смыслу слов

(жили- были, в путь – дорогу, крепко – накрепко)

4.Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок

трава (шелковая)

лес (дремучий)

народ (честный)

молодец (добрый)

ведьма (злая)

5.Замените выражения оборотами из сказок:

быстро (во весь дух)

никуда не отходит (ни на шаг)

При работе со сказкой использую выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказок. Все это помогает глубже осознать ребенку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость.

Например, по сказке «Заячья избушка» я провожу следующую беседу:

Кто герои этой сказки?

Кто и из какого материала построил себе дом?

Чей дом красивее, а чей прочнее?

Что случилось весной с домом лисы?

Почему зайка не побоялся лисы и пустил ее в свой дом?

Что задумала лиса и как она стала себя вести?

К кому обратился за помощью зайка и почему большие и сильные звери, пообещав, отказались от помощи?

Кто помог зайцу и что он придумал?

Что же сделала лиса?

Почему зайка пустил лису в дом?

Чем отплатила лиса за гостеприимство?

Почему слабый петушок не побоялся лисы?

Какую мысль проводит эта сказка?

Не всегда сильный захочет помочь слабому в беде.

Он живет по пословице « Своя рубашка ближе к телу» С другой стороны, слабый, но умный может быть верным другом. Только настоящий друг выручит в беде.

Народная сказка – это результат воображения, выдумки и фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.

Схема построения сказки о животных

1.Герои- звери, птицы, насекомые, домашние животные.

2. Сюжет действия строится, как цепочка событий.

3.Троекратное повторение встреч.

4.Песенка как обязательная деталь раскрытия героя.

5.Усиление героев от встречи к встрече.

В работе использую драматизацию сказки. Драматизация сказок, как правило, нравится детям, они охотно включаются в игру, и отработка верной интонации речи их не очень затрудняет.

Сказки помогают узнать, как видели мир наши предки, посмеяться над приключениями незадачливого волка, хитрой лисы, узнать о верной дружбе зверей.

Сказки написаны ярким, образным языком, на их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речь богатствами великого русского языка. В сказках отражена и народная мудрость многих поколений.

Список литературы

1.Белобрыкина О.А. «Речь и общение». Ярославль «Академия развития» 1998.

2.Изотова В.А. «Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа».Начальная школа № 5, 2000.,с.20-25.

3.Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция».М.: Просвещение, 1994.

4.Кумарина Г.Ф. «Коррекционная педагогика в начальном образовании», М: Академия, 2001.

5.Львова М.Е. « Русская народная сказка на уроке и внеклассном занятии», журнал «Начальная школа», № 12, 2001.

7.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».Ярославль «Академия развития», 1997.

8.Пузанова Б.П. «Коррекционная педагогика», М.: Асадема, 1999.

9.Синицына Е. «Умные сказки», М.:1998.

10.Щербинина Г.К. «Сказка как средство воспитания».Журнал «Начальная школа», № 3,

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками

Что такое сказкотерапия? Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире. Сказкотерапия – это лечение сказками. Здесь имеется ввиду совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не совсем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Основные этапы работы

Пальчиковые игры

На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.

Сказкотерапевтическое рисование

Конечно, дети еще и рисовали сказки. Мы просили детей нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну и так далее. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения.

В сказкотерапевтическом рисовании используются:

- проективное диагностическое рисование;

- спонтанное рисование.

В первую группу могут войти такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев».

Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объемными «волшебными красками». Дети могут сами изготавливать краски и подбирать цвета по своему желанию и внутреннему состоянию.

Детские рисунки - это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера лесного человека... В своих работах дети находят много разных существ и придумывают о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

Решение сказочных задач

Решение сказочных задач - это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения.

Пример

Чтобы попасть на Волшебную поляну, нужно пройти через железный лес. Он такой большой, что его не обойти, а когда подходишь к нему, то он встает стеной. Как попасть на Волшебную поляну?

Маша А. Можно перепрыгнуть!

Педагог. А у тебя хватит сил и смелости? Лес огромный, деревья высокие!

Маша А. Нет, но я могу перелететь его на метле!

Как сказочные задачи, так и ответы детей бывают разные. Задания могут быть направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.

Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяется страхам детей (по просьбе родителей). Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При помощи этого вида сказок решаются проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

На этом этапе даются такие задания, как придумывание новых эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение неоконченных историй и сказок.

Психодинамические медитации и танцы

Психодинамические медитации - это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.

Танец - это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

Пример

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят и общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. А теперь мы превращаемся в жителей этой страны и начинаем танцевать».

Педагог включает музыку и дает детям различные задания:

  • Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело.
  • А сейчас мы танцуем так, как будто грустим.
  • А теперь мы на что-то сильно рассердились, злимся, топаем ногами и машем руками.
  • Но вот наша злость прошла, и мы танцуем радостно...

Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире. Дети все разные, и каждого надо понять. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать...

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить множество ситуаций, значительно расширить его мировосприятие и усвоить способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Погружение в различные стихии

Здесь используются приемы, связанные с погружением в различные стихии.

Пример

Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее...

Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, описанные выше, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок и историй.

Самостоятельное сочинение сказок и историй

Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Групповое рассказывание сказок.

Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки.

Пример

Педагог говорит детям: «Вы находитесь у ворот волшебной страны Рас- сказии. Ее король очень любит слушать сказки. Давайте доставим ему удовольствие и расскажем одну из наших любимых сказок...»

Педагог берет куклу-марионетку короля, дети садятся в кружок и рассказывают сказку «Колобок» или любую другую по их желанию. Каждый из детей говорит 2-3 фразы. Все внимательно следят за тем, о чем рассказывают другие. Если кто-то из детей затрудняется, то помогают король или педагог, в зависимости от ситуации. Затем король приглашает детей к себе в гости, дети гуляют по волшебной стране, слушают пение птиц, превращаются в животных, плещутся в воде.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.

Групповое придумывание сказки.

Пример

Педагог берет куклу-марионетку (ребенок испытывал огромную радость, когда брали именно его куклу) и начинает о ней рассказывать сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса Эвелина...» Дети продолжают, сказка обычно заканчивается после первого же круга.

Продумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки.

Пример

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников и нарисуем сказочную страну. Закройте глаза и представьте себе ту сказочную страну, которую будете рисовать. Правило всех волшебников: не толкаться и не ссориться».

Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет происходить.

Таким образом, разные формы рассказывания позволяют обогатить речь детей: она становится более образной, дети легче и свободнее выражают свои мысли, улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Читая сказки, рассказывая, продумывая их, педагог объясняет детям, что каждая сказка нас чему-то учит.

Работа по сказкотерапии дает хорошие результаты. Дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, кчатся вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Учатся фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь становится образной, выразительной.


© Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., 2012

© Издательство «ФОРУМ», 2011

Введение

Давайте вспомним, как улыбается ребенок. Радостно, беззаботно и доверчиво. Или как-то по другому?

Что для вас детская улыбка? Весенняя листва. Шепот моря на мокрой гальке. Солнечный лучик в уголке зеркала. Может быть, что-то свое?

Что значит улыбка для ребенка? Мир в душе. Возможность расти и развиваться. Желание узнавать новое, действовать, ставить цели и добиваться их.

Почему же не все дети часто улыбаются? Вероятнее всего, нарушено их психологическое здоровье. Многие взрослые считают, что главное для ребенка – его физическое здоровье. Здоров – значит счастлив. Но не менее хрупким является душевное или психологическое здоровье ребенка. Именно оно требует особого внимания взрослых. Не зря сегодня все громче и громче говорится о взаимосвязи психологического и физического здоровья человека и болезнях как следствии эмоциональных трудностей.

Какой самый быстрый путь к душе ребенка?

Конечно, сказка. В данной книге приведены сказки, которые помогут укрепить психологическое здоровье детей и при необходимости его «вылечить». Они наполнят внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри самого себя и видеть поддержку окружающих.

Сказки в основном рассчитаны на младших школьников, но некоторые могут быть понятны дошкольникам, интересны и полезны подросткам.

Чтобы знать, когда, в какой ситуации взрослым нужно «бить тревогу», сказки предваряет описание нарушений психологического здоровья и их поведенческих проявлений, способов их диагностики. Пусть взрослых не пугает, что при этом используются понятия «агрессия» и «страх». Стоит уйти от стереотипного восприятия агрессии и страхов как ассоциальных или абсолютно нежелательных проявлений. Агрессия и страхи являются «языком», при помощи которых ребенок сообщает о душевном неблагополучии. Поэтому они бывают разными как по своей причине, так и по поведенческим проявлениям. Сказки в книге сгруппированы в соответствии с формами и содержанием агрессии и страхов детей.

Завершают книгу краткие методические рекомендации, рассказывающие, как работать со сказками. Но они не являются обязательными. Взрослые, которые находятся в контакте со своей интуицией, безусловно, найдут свои способы. А главное, сами получат удовольствие в работе с ними.

В подготовке отдельных сказок принимали участие студенты – психологи МПГУ, МОСУ и МГППУ. Спасибо им.

Книга предназначена для психологов системы образования, педагогов и родителей.

Психологическое здоровье как цель психологической поддержки детей

Давайте представим себе психологически здорового человека. Какими качествами он обладает?

В нашем понимании психологически здоровый человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без приобретения психологических травм, а использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на земле в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек может успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т. к. он не только адаптирован к окружению, но и в силах творчески изменять его. Исходя из этого, можно сказать, что психологическое здоровье – это а) наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека (эмоциями и интеллектом, душой и телом, рациональностью и интуицией), так и между человеком и обществом;

б) возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

в) стремление развиваться, т. е. становиться лучше в различных жизненных сферах;

г) сформированность основных возрастных новообразований;

д) возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека можно рассматривать как эталон. А в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако нередко мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья. Подробное обсуждение причин этого в рамках данной книги не представляется необходимым. Заметим только, что существенный вклад в появление отклонений вносят современные социально-культурные условия. Однако кратко привести возможные наиболее вероятные нарушения психологического здоровья здесь следует, поскольку они могут потребовать помощи взрослых.

Типология нарушений психологического здоровья

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, боязни окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Такие дети вспыльчивы, часто дерутся. Минимальная обида приводит к конфликту. При этом они с трудом успокаиваются. Считают, что окружающие относятся к ним недоброжелательно и несправедливо. После драк нередко оправдываются словами: «Они первые лезут».

Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся боязнью темноты, остаться одному дома и т. п. Такие дети тревожны в особенности в новых ситуациях, стремятся их планировать, контролировать. Спрашивают взрослых: «А что будет потом?» Нередко видят страшные сны. Взрослым о своих страхах не рассказывают, чаще их даже отрицают.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте(1–3 года). Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, свободному проявлению своих желаний, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи: боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявление гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Дети с деструктивной агрессивностью стремятся к нарушению правил. Часто не слушаются неавторитарных взрослых. В присутствии авторитарных – затихают. В свободное время громко хохочут, особенно при употреблении «туалетной» лексики. Неорганизованны, склонны к забывчивости. Приготовиться к уроку для них нередко бывает большой проблемой. Могут обкусывать ручки, терять вещи. Иногда деструктивная агрессивность принимает косвенные формы. Это могут быть побуждение к агрессивным поступкам других или действия исподтишка. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение чего-либо, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Дети с социальными страхами, напротив, очень нормативны, стремятся быть хорошими учениками, ставят себе высокие планки. Они чувствительны, сильно переживают из-за оценок и из-за страха огорчить родителей, поэтому склонны к психосоматике. Очень волнуются на контрольных работах, могут выполнять их хуже, чем текущие. Почти никогда не злятся. Окружающие считают их добрыми, послушными детьми. Однако самим детям очень тяжело жить в тех «рамках», которые они сами же себе и выстроили. «Рамки» – это не результат наказаний или страха родителей. Наоборот, с родителями у таких детей теплые отношения. «Рамки» – это слишком сильное желание детей быть всегда и во всем хорошими.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам иметь близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Стоит помнить, что фактически ребенок может быть окружен огромным количеством искренно любящих его взрослых, но не владеющих языком игры. А дошкольник именно через этот язык сообщает о своих потребностях и тревогах. Отсутствие около ребенка играющего взрослого может явиться причиной формирования у него чувства одиночества. Тогда в активном варианте ребенок прибегнет к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами.

Демонстративная агрессивность, как уже говорилось, проявляется в том, что дети всеми силами стремятся привлекать к себе внимание. Поскольку легче получить негативное внимание, то они делают именно это, т. е. выкрикивают, говорят глупости, кривляются, нарушают дисциплину. В особо тяжелых случаях могут наблюдаться лживость и воровство. Наказания только закрепляют демонстративное поведение.

При страхе самовыражения дети замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми и сверстниками о своих проблемах. Внешне это выглядит как стеснительность. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. У ребенка может появиться круговое облизывание языком губ и, как следствие, розовое их окаймление. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске. Он кажется малоэмоциональным, хотя внутри у него «кипит буря». К 3–4 классу становятся возможными резкие необоснованные вспышки агрессии или плача.

Если истоки проблем ребенка лежат в младшем школьном возрасте, то он имеет выраженное чувство собственной неполноценности. Как правило, причина здесь в том, что ребенок начинает считать себя хорошим только при наличии абсолютного и постоянного учебного успеха. В этом случае у ребенка может сформироваться суждение либо «Я есть то, что я делаю. И если не получается делать так хорошо, как хочется, значит я ничто», либо «Я есть то, какова моя внешность. Если она не соответствует моему эталону, значит я ничто».

В активном варианте он стремится скомпенсировать чувство неполноценности через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники и в некоторых случаях даже родители и педагоги. Внешне ребенок кажется уверенным в себе, стремящимся к лидерству, желанию командовать другими. Чаще всего агрессия проявляется здесь в виде насмешек, издевательств, использовании ненормативной лексики в отношении тех, кто слабее. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека. При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной силы. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.

Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха неуспеха. В учебной деятельности ребенок настолько боится ошибок, так волнуется, что допускает их чаще обычного. Иногда работает медленнее, чем умеет. В любом случае качество его учебной работы бывает хуже возможного. В общении чувство неполноценности проявляется как стеснительность, робость. Ребенок может подстраиваться под того, кого он считает сильным. Переживать из-за отторжения значимыми сверстниками.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные проявления нарушений психологического здоровья, возникающие в процессе жизни ребенка. И перед завершением обсуждения нужно ответить еще на два вопроса. Может ли один и тот же ребенок в разных ситуациях проявлять либо активный, либо пассивный стиль реагирования? И может ли он иметь несколько нарушений? На оба вопроса нужно ответить утвердительно. Действительно, ребенок может, к примеру, быть суперпослушным дома и проявлять деструктивную агрессивность в школе, или наоборот. И, конечно, может иметь набор нарушений, хотя какое-либо может преобладать.

Для нас важно определить собственное отношение к нарушениям психологического здоровья у детей. Рассматривать их как глубокую патологию, как некий «крест» на ребенке или как-то по-иному? Нам представляется, что метафорой восприятия проблемы ребенка может стать сказка, используемая нами в работе с детьми, но которая могла бы быть интересной и для взрослых.

«Я иду к своей звезде»

Жил-был на свете Ветерок. Гулял он по свету, летал над полями, лесами и морями. Трава и цветы склонялись от его прикосновения. Иногда, если он очень хотел, он мог свистеть в деревьях и качать их в разные стороны.

Однажды Ветерок гулял над полем, Неожиданно вдалеке он увидел человека, тот шел по дороге куда-то. «Дай-ка я над ним пошучу, – подумал Ветерок. – Посмотрим, как быстро он мне повинуется».

Ветерок подлетел поближе и стал легонько дуть… Казалось, человек не замечает этого. Ветерок подул сильнее, потом еще сильнее и еще сильнее – но человек все шел и шел. «Это уж слишком», – подумал Ветерок. И он собрал все свои силы и стал так дуть, как никогда. Все кругом зашевелилось и пришло в движение. Пшеница тревожно пригнулась к земле – давно Ветер не появлялся в этих местах. А Ветерок все дул и дул, началась настоящая буря, такая, какой сам Ветерок ни разу не видел. Ветерок превратился в ураган, никто бы не смог устоять… Но человек все шел и шел по дороге. Наконец Ветерок устал.

«Да что же это такое? – воскликнул Ветерок. – Как такое может быть?» Он подлетел к человеку, приземлился и пошел рядом с ним.

– Э-эй, человек, почему ты меня не слушаешься?

– Я иду по дороге, – ответил тихо человек.

– Ну и что! Я тоже иду по дороге, Много кто ходил по дорогам, но меня-то они слушались, кто сворачивал, кто останавливался, а кто обратно возвращался.

– Я иду к своей звезде, – сказал в ответ человек.

– Интересно… – Ветерок некоторое время помолчал – Постой-ка, ведь сейчас день, никаких звезд нету, только солнце светит.

– Да, я знаю, но я иду к своей звезде.

– Что это за звезда такая? – подумал Ветерок. – Он к ней идет и идет, и я сделать с ним ничего не могу.

– Спасибо тебе, – неожиданно сказал человек.

– За что? – удивился Ветерок.

– За то, что ты устроил такую бурю, теперь звезда горит ярче и она освещает мой путь.

– Ну ничего себе, – подумал Ветерок, – за бурю еще и спасибо!

– Послушай, человек, а где, где эта звезда твоя находится? Ты мне ее покажи.

Человек ничего не ответил, он только повернулся к Ветерку и посмотрел прямо ему в глаза. А Ветерок увидел глаза человека, они были такими яркими, что казалось, они светятся.

– Я понял!!! – закричал радостно Ветерок. – Я понял, где твоя звезда! Я все понял!

И от радости он подпрыгнул и полетел к самому небу.

А человек все шел и шел по дороге. Он шел к своей звезде.

Таким образом, психологическая проблема ребенка – это не дефект, а зона ближайшего его развития. Преодолев ее, ребенок становится сильнее и мудрее. Задача взрослого – помочь ребенку сделать это.

Сказки для детей с защитной агрессивностью и страхами

Защитная агрессивность «Мир небезопасен, я буду нападать первым»

Отчего у ежика выросли иголки

Ты, наверное, не знаешь, что когда-то давным-давно у ежей совсем не было иголок. А были они покрыты серым пушком, к которому легко прилипали небольшие грибы, ягоды и другие ежиные вкусности.

Но однажды в одной дружной семье родился необычный ежик Кактус. На самом деле его звали Катусом, но в Кактус его переименовали ежики, с которыми он играл и общался. Хотя играл и общался он совсем мало. Дело в том, что он или обижался на ребят и уходил от них, или сам обижал кого-то – толкался, обзывался, дрался. Ему казалось, что все к нему придираются. «Они ведь первые лезут», – так жаловался он взрослым, которые постоянно разнимали потасовки с его участием.

И он уже так привык к этому, что, подходя к ребятам, привычно сжимал кулачки, готовясь дать сдачи тому, кто ему что-то скажет, не так посмотрит. Ну а если заденет…

Понятно, что ребята его не любили.

– Как хорошо, что Кактус сегодня не вышел во двор, – такие слова он иногда слышал, прячась от всех в колючих кустах барбариса и отщипывая от него кисленькие продолговатые ягодки. Обидные слова. Они заставляли ежика все дальше зарываться в колючие ветки.

Взрослые тоже не очень любили его. Конечно, от него столько проблем! Приходится разнимать его с ребятами, утешать обиженных.

И только мама ежика всегда защищала его.

– Он у меня хороший, – говорила она, – вы просто его не знаете.

Но и она не могла помочь сыну.

Так и получилось, что ежик подружился только с кустом барбариса. Только так он чувствовал себя спокойно. Барбарис с его колючками надежно защищал ежа.

И вот как-то раз ежик подумал:

– А что если мне самому отрастить иголки – тогда я сам смогу себя защищать, никто не посмеет подойти ко мне.

Когда долго к чему-то стремишься, то обязательно это получаешь. И вот прошло какое-то время, у ежика выросли крепкие колючие иголочки. Гордо растопырив их, он пришел к ребятам.

– Ну-ка принимайте меня играть, – сказал он, – только, чур, я буду главным.

Но ребята, увидев ежа в новом облике, сильно испугались и разбежались по своим домам.

А на следующий день все тоже приобрели себе иголочки и уже щеголяли в новом наряде. А ежику его иголки пользы никакой не принесли. Все ребята умели отлично пользоваться колючками, но не делали этого – зачем делать другому больно?

– Нет, будет мне все-таки от иголок польза, – решил ежик. – Ведь на них удобнее грибы и ягоды накалывать.

Пошел он в лес, на все свои колючки нанизывал припасы и пришел к ребятам. Повернулся он к ним вкусной спинкой и весесо сказал:

– Угощайтесь!

Удивились ребята, но уж очень хороши были ежиные припасы.

– А ведь и мы сможем с колючками много принести, – обрадовались они. – Спасибо, ежик, что надоумил нас колючими стать. Пойдем вместе в лес. Скоро праздник. Надо много вкусностей для гостей набрать.

С тех пор понял ежик, как колючки для пользы использовать. А ребята его каждое утро с нетерпением во дворе ждут.

Аварийный автомобиль

– Опять авария. Опять кого-то стукнул. Разбил стекло, зеркало. Поцарапал краску, помял кузов, – так выговаривал автомобилю механик в автосервисе. – Сколько можно чинить тебя и машины, которые ты разбил?

– Я нечаянно. Я не хотел. Это они виноваты, – оправдывался автомобиль.

Действительно, он почему-то не мог спокойно ездить по улицам, а все время бил – чужие машины, фонари, заборы. И никакие наказания милиционеров на него не действовали, потому что происходило это не по его воле. Когда он ездил, внутри него появлялся непонятный страх, в котором он сам себе не мог признаться. Ведь в жизни его нельзя было назвать трусом. А в душе его было как-то неспокойно, словно он ожидал нападения на себя неизвестно откуда. И чего он ожидал, то с ним и происходило. Неизвестно откуда выныривали машины, которые он бил и сам об них больно бился.

– Что у тебя в голове, то и в жизни с тобой происходит, – сказал ему случайный пассажир, которого он подвозил домой после закрытия метро.

После очередной сильной аварии он вдруг вспомнил слова ночного попутчика.

– Не хочу я больше никого бить, – решил он. – Буду представлять себе свою жизнь без аварий.

Но, видимо, слишком уж часто ему в них побывать пришлось. Никак он от аварий в мыслях избавиться не мог.

Что делать? Стал он тогда караулить ночного пассажира, чтобы он дал ему совет. А пока караулил, сам придумал.

– Если я не могу жить без аварий, стану тогда помогать тем, кто в них попадает, – решил он.

Так он стал аварийным автомобилем. Если с кем что-то случится, он тут как тут. Инструменты предложит. Шины запасные. А на помощь он всегда так спешил, что о себе забывал. Поэтому даже не заметил, как страх пропал. А сам он в аварию не попадал с тех пор ни одного раза.

Я первый

Как-то мне пришлось бывать в одной школе. Там я познакомилась с Сергеем – высоким красивым мальчиком с грустными глазами. Я решила, что он плохо учится, и попросила у него дневник. Но там были одни пятерки. И тогда я обратила внимание на то, что Сережа почему-то держится в стороне от сверстников. Была перемена. Кто-то из ребят водил ногами пинг-понговый шарик, кто-то рисовал на доске за спиной у учительницы. Девочки обменивались наклейками и оживленно болтали. И только Сережа топтался около своей парты.

– Почему ты с ними не играешь? – спросила я.

– Мне папа не разрешает. Стоит мне подойти к кому-то, так у нас начинается драка.

– Но почему?

– Я всегда хочу только победы. Если меня толкнут, я толкну посильнее. Если обзовут, тоже толкну. Ну а если меня стукнут, то даже директор школы меня не остановит. Вы не думайте, что я драться люблю, просто не могут проигрывать. Я и в футбол не люблю проигрывать. И в уроках хочу быть первым. Вы же видели мой дневник.

После этого разговора я не видела Сережу около года. Не приходилось бывать в этой школе. А когда пришла, то не сразу узнала его. Он не вырос, но глаза его горели каким-то особым огнем. Может быть, потому что он был занят: они с ребятами рисовали стенгазету.

Пока я удивленно рассматривала Сережу, ко мне подошла невысокая девочка.

– Меня зовут Катя, – представилась она. – Я вижу, вы на Сережу смотрите. А он у нас изменился. Хотите, расскажу, что произошло? В конце прошлого года в мае мы поехали на турслет. Там мы соревновались, кто быстрее пройдет по трассе с препятствиями. Страшновато, конечно, но все справились. И уже собрались обедать, как заметили, что нет Сережи и Наташки. Объявили общую тревогу, пошли их искать. Нашли уже в сумерках. Оказывается, Наташа повредила ногу, а Сергей решил тащить ее в лагерь на себе. Они заблудились. Хорошо, что у них были спички. Вечером мы увидели их костер.

Мы тогда спросили у Сережи:

– Как же ты сошел с трассы? Ведь ты же всегда хочешь быть первым.

– Она плакала, – ответил он.

И всем все стало ясно.

Потом он ездил к Наташе в больницу, затем домой. В общем, они подружились. А в сентябре сели за одну парту. А теперь вот газету делают.

Тут Сережа поднял глаза, заметил меня и слегка покраснел. Он подошел ко мне, поздоровался и сказал:

– Я понял, что в жизни важнее всего.

А вы, ребята, поняли?

Елена Макеева

Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольников с нарушениями в поведении и эмоциональном развитии. По данным статистики у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка, наблюдается неадекватное поведение и дети испытывают большие проблемы в общении со сверстниками.

Такая же проблема существует и в нашем детском саду. Ежегодно увеличивается количество детей с нестабильным эмоциональным состоянием среди воспитанников. Как помочь таким детям?

Я изучила психологическую литературу и работы ведущих психологов по работе с детьми , имеющими проблемы в эмоциональной сфере. Так, например, Хухлаева О. В. предлагает сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок , которые направлены на снижение тревоги, налаживание отношение с окружающими, на повышение уверенности в себе.

Короткова Л. Д. предлагает свои авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок , которые дают возможность психологу заниматься коррекционной работой . По ее мнению, через сказку можно апробировать психотерапевтические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку можно познакомить детей с законами мира, в котором он родился и живёт, и помочь понять и принять их.

Вачков И. В. отмечает, что одним из эффективных методов, используемых в работе с такими детьми , является метод сказкотерапии .

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что сказка , является специфической деятельностью ребенка, обладает невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. И потому ее необходимо использовать в работе с детьми . Так же она считает, что ребенок, воспринимая сказку , отождествляет себя с положительным сказочным героем . Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Я посчитала, что моим детям, которые испытывают некоторые проблемы в эмоциональной сфере на помощь тоже может прийти сказка . Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и найти выход из трудной жизненной ситуации, быть более уверенным в себе и т. д.

Передо мной стояла цель :

С помощью сказки оказать помощь детям в развитии эмоциональной регуляции поведения, которое препятствует их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи :

С помощью сказки помочь детям преодолевать негативные переживания и страх, уменьшить тревожность, снизить эмоциональное напряжение,

Развивать в детях самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе.

Ожидаемый результат :

Ребенок, уверенный в себе, с адекватной самооценкой, с положительным отношением к себе и сверстникам, с развитой эмпатией, умеющий свободно выражать свое «Я» .

В начале каждого учебного года по результатам диагностики формировались группы детей, нуждавшихся в психокоррекционной помощи . В коррекционные группы входили дети с повышенной агрессией, тревожностью, страхами, застенчивые, с проблемами в общения, гиперактивные, с неадекватным поведением.

Чтобы использовать в своей работе с детьми новую технологию , я подобрала цикл авторских сказок , разработала перспективные планы на старшую и подготовительную группы, составила конспекты занятий. Всего их по 16 занятий на каждый возраст . Занятия проходили раз в неделю. Длительность занятий 30-35 мин.

Основные принципы моей работы :

Позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

От сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка ;

сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки , с созданием сказочной атмосферы ;

Постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного

участника творческого процесса создания сказок ;

Структура занятия :

1. Приветствие детьми друг друга необычными способами. Например, по кругу передавали дети мяч и говорили, улыбаясь своему соседу комплимент. Передавался не только мяч, использовались колпачки, одевающиеся на голову, пушистый хвостик, перышко, мягкие игрушки, и т. д.

2. Вхождение в сказку . Оно осуществлялось с помощью волшебных слов : «Время сказки подошло - началось волшебство» ; «Зонтик, зонтик покружись, сказка умная начнись » ; «Кристалл волшебный посвяти, путь короткий укажи. Всем дорогу в сказку ласковую добрую , умную, задорную» и т. д. Или с помощью волшебных предметов : ковра- самолета, зонтика, лабиринта, волшебной дорожки, зеркала, лабиринта, платка, зонтика, цветка, волшебной палочки и т. д. Вхождение в сказку являлось очень важным моментом. Его можно назвать - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией» . Для того чтобы перенестись в другое пространство, нужна была «волшебная сила» , по крайней мере, преодоление ребёнком определённого препятствия или барьера.

3. Чтение сказки . По прочтению задавались детям вопросы по содержанию сказки , обсуждалась конкретная проблема, определялись пути решения и выходы из создавшейся ситуации.

4. Выход из сказки осуществлялся , так же как и вход. Произносились волшебные слова : «Сказка добрая ушла в детский садик нам пора» . «Кристалл волшебный посвети, путь короткий укажи - Нам дорогу в детский сад, который каждый видеть рад ». Энергия, потраченная на действия, осознания и переживания во время путешествия по сказке , как бы иссякает, и ребёнок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир.

5. Упражнения и игры, которые закрепляли коррекционную задачу , решенную с помощью сказки .

6. Рисование по прочитанной сказке . Под спокойную музыку дети выражают все свои чувства и эмоции, испытанные при работе со сказкой .

7. Ритуал расставания. Дети могут встать в хоровод, пройтись, улыбнувшись друг другу, или, обняв друг друга сказать : «Я тебя люблю» .

Начиная работу с детьми с использованием метода сказкотерапии , учитывая сложность поставленных задач, я определила этапы работы :

1 этап - подготовительный (адаптационный)

Цель : Формирование социального доверия. Развитие социальных эмоций.

Задачи :

1. Объединить детей в группу;

2. Снизить эмоциональное напряжение;

3. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

4. Помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе, ощутить чувство единения с ней;

Первый этап занимает три занятия и является подготовительным. На первом занятии оговариваются «правила и права» общения детей в группе, среди которых ставится условие «не драться и не обзываться в игровой комнате» , или же право ребенка позаботиться о себе и не говорить на тему, неприятную для него и т. д.

На первом этапе мы работали по сказкам , которые по большей части, не направлялись сразу на решение серьезных проблем у детей. В подготовительных группах - это «Сказка о подсолнечном семечке» , «Как Кенгуренок стал самостоятельным» , «Сказка о маленьком Чике » , в старших - «Сказка про сказку » , «Путешествие в мир сказки » , «Лесная школа» . Эти сказки были направлены на создание комфортных условий для каждого ребенка, налаживание контакта между детьми и психологом , привыкание к новой и незнакомой для них ситуации, развитие эмпатии.

Для создания игровой сказочной атмосферы , мной была изготовлена кукла Сказочника . Я надеялась, что в общении с куклой у детей проявятся те эмоции, чувства и состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Ведь в диалоге ребенка с куклой происходит «замена» реального контакта со мной, и кукла начинает выступать в роли профессионального персонажа или субъекта. Здесь происходит великий значимый контакт, играющий роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

Когда дети уже привыкли к ситуации в игровой комнате и познакомились друг с другом, и, благодаря созданному положительному настрою, произошло групповое сплочение детей в группе начался основной этап работы .

Второй этап - основной.

Цель :

Помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодолении нежелательных черт характера.

Задачи :

1. Оказать помощь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов.

2. Корректировать поведение с помощью игр;

3. Учить детей распознавать эмоции по внешним сигналам;

4. Формировать моральные представления;

5. Снять эмоциональное напряжение;

6. Тренировать психомоторные функции.

7. Учить самостоятельно, принимать верные решения.

Были использованы методы и приемы :

Чтение сказок .

Работа над сочинением продолжения сказки .

Работа над сочинением сказки .

Принятие роли сказочного героя на себя .

Игры, упражнения и беседы, загадки.

Арттерапия : рисование.

Использование наглядных пособий : рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.

Детям читались сказки : «Смелый гномик» , «Медвежонок и баба-Яга» , «Приключение медвежонка» , «Белочка-припевочка» , «Георгин и бабочка» , «Сказка о песике по имени Тобик» , «История со счастливым концом» , «Цветик семицветик» . Так сказка «Белочка-припевочка» была направлена на несамостоятельность ребенка. Он всегда говорил «Помогите мне, я не умею» . В конце сказки детям задавались вопросы, но большее внимание я уделяла именно этому ребенку. Ему задавались такие вопросы : «Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?» Отвечая на мои вопросы, ребенок задумался, и ответил : «Она сама придумала, как доставать орешки из шишки. И у нее это получилось».

Читая сказку «Сказка про ежика Витю » , которая направлена на трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности.

Эти сказки были направлены на преодоление страхов, неуверенности в себе, корректировку неадекватных форм поведения, изменение неадекватной самооценки. Также эти сказки помогли мне научить ребенка регулировать свое поведение в коллективе, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

После прочтения сказки детям задавались проблемные вопросы, которые побуждали детей искать решение сказочной проблемы :

Что почувствовал герой в определенный момент?

Для чего герой так поступил?

Как бы ты поступил в такой ситуации? и т. д.

Если у сказки был очень большой текст, то я её пересказывала , сохраняя стиль и тонкую авторскую атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. На занятиях я использовала много наглядного материала, подбирала музыкальное сопровождение в соответствии с содержанием сказки .

Во время работы со сказкой детям предлагалось проиграть конкретную сказочную ситуацию , в которой наглядно представлялась проблема. Детям предлагались роли в такой последовательности : роль смелого и бесстрашного героя предлагалось разыграть детям испытывающим страх и тревожность. Детям застенчивым предлагались роли царя или царевны, где громким голосом они могли отдавать «приказы» . Такой прием использовался с целью принятия ребенком роли героя на себя, ведь в своей жизни он не может быть медвежонком, цветиком-семицветиком, белочкой-припевочкой, хвастливой чашкой или подносом. Так оказавшись на месте хвастливой чашки, ребенок прочувствовал ее гордость и обиду, показав это вербальными и невербальными эмоциями. Детям легче было найти выход из ситуации, побывав в той или иной роли.

Так же детям предлагалось самим закончить начатую автором сказку , прослушав начало и только после слов «И вот однажды.» дети по очереди сочиняли недостающий текст. В сказках сочиненных детьми можно увидеть скрытые проблемы ребенка или уже самостоятельно им решенные. Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор. Если у сказки получился счастливый конец, а чаще всего так и бывает, то вместе с ним и

жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно отражается и на эмоциональной сфере детей.

Кроме того, детям читались сказки , содержащие ситуативную проблему. Например, нужно было спасти осень из темницы Кощея Бессмертного. Для сочинения детьми сказок использовались картинки : Буратино, Осень, Царевна лягушка, Кощей бессмертный, Емеля и т. д. Дети должны были придумать продолжение сказки . Почти все сочиненные детьми продолжения были похожи на стандартную сказку . Чтобы отойти от традиционного конца, я помогала детям, направляла с помощью подсказок , например, как они представляют Осень, в виде девушки или другого героя? Когда осень освободилась от ледяного замка, как она себя проявила? Чем одарила народ?

Так сказка для меня стала и показательным тестом для кроющихся в душах детей негативных переживаний и дана возможность спланировать работу на будущее .

На этом этапе использовались различные беседы и упражнения, где дети учились говорить о своих негативных переживаниях. Например - страх, тревога.

Дети по желанию рассказывали о ситуациях , когда им было страшно. Я каждый раз просила поднять руки тех детей, у кого было что-то похожее. Обговаривали все возможные страхи : темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т . д. Затем дети под спокойную музыку рисовали свой страх, и по желанию рассказывали , что страшное они изобразили. Рисунки оставались в кабинете на ночь, а на следующем занятии необходимо было сказать , присутствует ли еще этот страх у ребенка.

На следующем занятии проводилась беседа «Все ли страхи плохие?» Бояться - это хорошо или плохо? Бывает ли страх хорошим? Например, если мама боится за тебя - это плохо? Бывают ли полезными страхи?

Звучало много предложений : выбросить, порвать, смять, закрасить весь рисунок.

С помощью такого приема, решалось сразу несколько проблем : снижался страх, понижалась тревожность, дети научились говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников. Не сразу, постепенно стало формироваться социальное доверие.

В конце занятия я давала детям возможность выразить свои мысли, чувства, эмоции через рисунок. Данная часть занятия является самой ответственной и увлекательной для детей. А для меня эти рисунки имели диагностическое значение. На примере рисунков ребёнка можно выявить индивидуально- личностные особенности, характер взаимоотношений («гладкий» или имеет много друзей и др.).



огда я увидела, что неуверенные дети могут самостоятельно выбирать роль, без помощи взрослого вступать в диалог и показывать невербальную ту или иную эмоцию, когда я услышала, что дети начали выбирать слова и действия по отношению к другим, то я перешла к 3-му этапу.

Третий этап - заключительный.

Цель : Формирование нового опыта взаимоотношений .

Задачи :

1. Прививать адекватные формы поведения.

2. Работать над выразительностью движений;

3. Регулировать поведение в коллективе.

Сказки , используемые на этом этапе, также носили проблемный характер и касались либо таких общечеловеческих тем, как выбор и ответственность за свое поведение, любовь и уважение к другим людям, взаимопомощь, либо более конкретных проблем, например, связанных с неуверенностью, агрессивностью, детско-родительскими отношениями, нерешительностью, неумением общаться со сверстниками и т. д.

На этом этапе я вовлекла в работу родителей . Они дома вместе с детьми изготавливали «Цветы» ласковых имен. Которые нужны были на последующем занятии. Родителям необходимо было на каждом лепестке цветка подписать ласковое имя своего ребенка в нескольких вариантах. Некоторых родителей это ставило в тупик.

Дети с радостью несли сделанные ими и их родителями цветы. На занятии мы рассмотрели цветок каждого ребенка и каждому приклеили по божьей коровке, на тот лепесток, на котором написано его самое красивое имя. С отождествлением этого имени дети рисовали автопортрет. После рисования дети спешили рассказать про себя по нарисованному портрету, какой он стал хороший, добрый, внимательный к другим детям и взрослым. Кто-то стал смелым и решительным, кто-то заботливым, кто-то уже не боится темноты и врачей, а кто-то приведения, которым, оказывается была лампа на ножке.

Подводя итоги, проделанной работы , я сделала вывод : дети научились прямо

говорить о своих чувствах, желаниях, потребностях; научились налаживать

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Сказка помогла наладить климат в группе. Дети стали более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу.

Для того, чтобы педагоги грамотно могли использовать сказку в работе с детьми , я предлагала для них мастер - классы и консультации, не которых они знакомились с самим методом сказкотерапии , как можно его использовать в работе с детьми .

Развивать эмоциональную сферу ребенка невозможно только в детском саду, поэтому необходимо было привлечь и родителей для решения моих задач.

Для этого был организован родительский клуб «Гармония» , где заинтересованные

родители получали теоретические и практические знания о том, как правильно выбрать сказку для своего ребенка , как с ней работать дома , для чего необходимо читать детям сказки и т . д.

Результатом целенаправленной работы , является положительная динамика, в развитии эмоциональной сферы воспитанников.

Таким образом, специально разработанный цикл занятий помогает детям решить ряд проблем, вызванных с проблемами в эмоциональной сфере, а так же способствовать развитию речевого, активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства в языке.

Меня радует, что мои воспитанники приобретают не только духовный, но нравственный урок сказки . У них развивается эстетическое чувство прекрасного через восприятие художественных образов сказки , эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.

«Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки .

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает ,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства

Сказку любит ,

Тот в жизни злым уже не будет!»

Литература :

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии »

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Игры в сказкотерапии »

3. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет »

4. Хухлаева О. В. «Лабиринт Души»



Рассказать друзьям