Средства и методы сказкотерапии в работе с детьми. Здоровьесберегающая коррекционная технология «Сказкотерапия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Подготовила: воспитатель Комсомольского ДОУ «Сказка» Спасенко А.А.

Уважаемы коллеги, разрешите представить Вам презентацию темы по самообразованию «С КАЗКОТЕРАПИЯ в работе с детьми дошкольного возраста».

Сказкотерапия представляет собой направление арт-терапии, метод оказания психологической и психотерапевтической помощи людям с использованием уже существующих сказок, сочиненных сказкотерапевтом специально для ситуации клиента сказок, а также сочинения и дополнения сказок.

Сказкотерапия – это лечение, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки

Сказкотерапия – это один из наиболее мягких и интересных способов оптимизации эмоционального состояния и разрешения затруднений.

Арт терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий (рисования, лепки, игры и др.).

В рамках арт-терапии выделяются также целые психологические направления в зависимости от основного типа творческих занятий:

изотерапия (рисуночная терапия),

фототерапия (творческие занятия фотографией),

песочная терапия ,

куклотерапия ,

игротерапия,

Музыкотерапия

Танцевальная терапия,

Цветотерапия.

Это прекрасный способ преподнести «полезный» урок ребенку в простой форме с участием сказочных персонажей. Она заставляет задуматься, с ее помощью развивается интуиция и воображение. Наши предки понимали мудрость и ценность сказок, поэтому своим детям многие уроки они преподавали на уровне сказок. Выводы, которые дети делали после прочтения сказки, были наиболее эффективны. У многих народов мира сказка – самое лучшее воспитательное средство.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

Актуальность использования

Заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:

  • обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
  • присутствует образность и

метафоричность языка;

  • психологическая защищённость

(хороший конец);

  • имеется наличие тайны и волшебства

Задачи сказкотерапии

  • Развитие слухового и

зрительного внимания

  • Развитие наблюдательности

и зрительной памяти

  • Развитие аналитических способностей

(умения сравнивать, обобщать, находить

причинно-следственные связи)

  • Развитие фантазии и творческого воображения
  • Снятие эмоционального и физического напряжения
  • Развитие умения быстро переключаться

с активной деятельности на пассивную

  • Развитие умения взаимодействовать с окружающими,

совершенствование коммуникативных навыков


Требования в работе со сказкой:

  • Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
  • Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
  • Дозированность – сказкотерапия побуждает к

размышлению. Это длительный

процесс. Поэтому нельзя

«перегружать» детей

психотерапевтическими

сказками, чтобы они не утратили

к ним чувствительность.


  • Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.
  • Народные художественные сказки , способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
  • Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение.
  • Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
  • Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

  • Театр авторской игрушки
  • Пальчиковый театр

  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Красочные картины

по сюжету сказки


Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки.

4.В конце занятия –ритуал

«выхода из сказки».


1 этап работы :

Ритуал вхождения в сказку

  • Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
  • Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
  • Игра «Волшебный клубочек»,
  • Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
  • Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
  • В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!
  • Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.

2 этап работы:

Чтение сказки

Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы.

Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

Вопросы по анализу сказки:

Почему боялся мышонок?

Помог ли ему справиться со страхом зайчик?

Почему не помог?

Как справились со страхом звери?

Чему удивился Крыс?


3 этап работы:

Обсуждение сказки

Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.


4-ий этап работы:

Ритуал выхода из сказки

1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки.

Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и

проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».

Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».


ВЫВОД:

«СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ»

  • Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
  • способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
  • В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
  • Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
  • Работа со сказкой направлена непосредственно

на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.

  • Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

«Сказка - ложь,

да в ней намек – Добрым молодцам урок,

Красным девицам венец!

Вот и сказки конец!»

А кто слушал молодец!..

Галина Филатова
Опыт работы «Сказкотерапия в ДОУ»

«Сказкотерапия » - как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.

«Там на неведомых дорожках»

НЕ бойся сказок . Бойся лжи. А сказка ? Сказка не обманет .

Ребёнку сказку расскажи - на свете правды больше станет.

Сказка входит в жизнь ребёнка самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия ярко представленные в образах героев закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. В настоящее время сказка всё чаще начала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач : обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации отношения между сверстниками, родителями и детьми т. д., коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развития речи т. д. Сказкотерапия для дошкольников - это современное средство широко используемое психологами и педагогами для решения различных задач. Простое прочтение сказки не несёт в себе терапевтической нагрузки. Следует прочитать,обыграть, инсценировать. Тщательно проанализировать и сделать оценки и выводы по её содержанию, которое должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребёнка. Центральный момент сказкотерапии - добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию . В одном случае это может быть образный текст, русской народной сказки , рассказа , небылицы,в другом рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях . Необходимо, чтобы каждый ребёнок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них хотят сначала понаблюдать за происходящим и лишь позже у них возникает желание принять участие в занимательном зрелище. С учётом индивидуальных особенностей детей в сказкотерапию сначала следует привлекать тех детей, которые быстрее откликаются на приглашение взрослого; при целесообразно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включённости. До проведения сказкотерапии дети сначала знакомятся со сказкой . Это нужно для получения целостного впечатления от её текста. Кроме того при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя. Выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа. Большое внимание в сказкотерапии уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психологических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма, и следовательно снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени дети располагаются на стульях : при рассказывании сказки взрослым , фантазировании по музыкальной композиции, Роли зрителей в игре -драматизации по отдельным эпизодам сказки . В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки , действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том какие игры и упражнения понравились, запомнились и роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребёнку трудно сформулировать связное сообщение по памяти ему можно предложить аудиозапись сказки , отдельных игр сказкотерапии . Мнение детей учитывается.

Для проведения сказкотерапии в группе , я использую её как в кружковой работе так и повседневной жизни ребёнка в детском саду. В моей работе я использую театральный уголок, игровой материал для сюжетно – ролевых игр, для игры – драматизации, для театральных, дидактических и подвижных игр, книжный уголок. Маски, шапочки, костюмы для драматизации сказок . В моей группе, созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Сказкотерапия позволяет безболезненно и безопасно относится к жизненным ценностям. В образовательную деятельность включаю распространённые методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, арт- терапию (рисунок, театр, которые способствуют не только успешной психокоррекции, но и развитию внимания, памяти, воображения, что является необходимым условием для подготовки детей к школе. Это также и обучение позитивному общению и приобщению к культурному наследию, возможность соприкосновения с глубинными ценностями человечества, также как любовь, дружба, милосердие и трудолюбие.

С помощью сказочных историй воспитатель может решить и другие проблемы, выявленные у дошкольников : например, трудности, связанные с общением (конфликты, противоречия, обиды) ; страхи и тревоги по различным поводам (боязнь темноты, одиночества, животных, чужих людей, шума и др.) .

Выделяют несколько приемов работы над сказкой :

рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной или сочинённой воспитателем) ;

Обсуждение сказки , ответы на вопросы;

высказывание ребенком своего мнения об услышанном;

Сочинение новой концовки сказки (при необходимости) ;

Рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы) ;

Драматизация сказки .

Анализ сказок позволяет понять , что стоит за каждой сказочной ситуацией , конструкцией сюжета, поведением героев. После прослушивания сказки детям задаются вопросы :

Как вы думаете, о чем (про что, кого) эта сказка ?

Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился?

Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

Придумайте, что было бы, если бы герой не совершил этого поступка?

Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие, что это была бы за сказка ?

Для чего в сказке и плохие , и хорошие герои?

В работе с дошкольниками можно использовать следующие сказки : «Маленький медвежонок» - коррекция агрессивного поведения, «Мышонок и темнота» - коррекция страхов, тревожности, «Сказка про енота » - коррекция коммуникативной сферы (О. В. Хухлаева «Терапевтические сказки » ); «Жадный кармашек» , «Про ябеду» - коррекция негативных проявлений в поведении (Е. А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия» ) и др.

Из опыта работы воспитателей :

Воспитатели рассказывают , как в группе проводится работа над сказкой с использованием книжного уголка и пособий, изготовленных по рекомендуемой методике.

Важную роль в воспитании познавательного интереса к сказке и благоприятного воздействия ее на души детей играют родители.

МАДОУ детский сад №71 Воспитатель первой младшей группы Кормщикова Елена Наилевна

Сказкотерапия – метод достаточно известный, но, к сожалению недостаточно используемый. Страхи, тревоги, агрессия нередко сопровождают наших детей. Таким образом, одной из первостепенных задач педагога становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности и. как следствие, формирование адекватной самооценки.

Мы все любим сказки, а дети особенно! Я в группе читаю ребятам сказки, после обсуждаю ее с ними. Мы ищем ответы на вопрос: чему научила нас сказка? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята "мудреют", познают жизнь, приобретают социальные навыки. Самое важное, создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом сказки, и неоднозначностью ситуации. Почему так произошло с героем? И что можно было сделать, чтобы изменить ситуацию. Для сказочного героя легче придумать выход из положения - ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

Конечно, сказочные задачи мы еще не решаем, а вот изменить конец сказки нам по плечу, ведь можно совместно с детьми, спасти колобка от верной смерти! При показе использую и кукольную ширму и различные атрибуты кукольного театра, многое из которых сделано своими руками!

Например, наши дети очень любят сказку «Колобок» , после многократного прочтения, и показа сказки, мы пытаемся драматизировать эту сказку, при этом мне нравиться использовать книгу Н.Сорокиной «Кукольный театр для самых маленьких» . Для этих целей мы создали огромное количество кукольных театров:

  • Кукольный театр (На плоскостной картинке, на кружочках…)
  • Стендовый театр (Теневой, фланелеграф, книжка..)
  • Театр на руке (пальчиковый, картинка на руке, варежковый..)
  • Верховые куклы (На гапите, на ложках, Бибабо..)
  • Напольные куклы (Марионетки, конусные)
  • Театр живой куклы (Ростовые куклы, театр масок)

Но это еще не все, после мы рисуем, лепим, делаем аппликацию на эту тему, что помогает детям укрепить знания и наделить героя своими чертами!

Сказкотерапия очень помогает нам на моменте адаптации малышей к детскому саду. Ведь слушая сказку, которую они читали с мамой дома, дети успокаиваются, а рассказывая незнакомую сказку ребенку, мы можем отвлечь его от грустных мыслей. Еще использую авторские психологические сказки, например, мне очень нравиться сказка КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, возраст: 2-5 лет, Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством (приложение 1) .

Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев» . Иногда я прошу детей «позвать сказку» , при этом они начинают громко хлопать и топать. Я так же использую аксессуары героя, либо изменяю голос, вхожу в роль. Можно, например, рассказать знакомую сказку «Репку» от лица мышки, получается забавно.

Механизмы реализации:

  • Релаксация;
  • Подвижная игра;
  • Куклотерапия (оживляя куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли) ;
  • Легенда или волшебная история;
  • Решение сказочных задач;
  • Сочинение собственных сказок;
  • Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;
  • Арт-терапия

Для релаксации мы применяем музыкотерапию, например прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» помогают детям успокоиться.

А вот поднять настроение ребенку помогают подвижные игры, такие как «У медведя во бору» , «Пузырь» , Кот и мыши» …

В работе с детьми я использую данные методы:

  • Опрос «Твоя любимая сказка»
  • «Слушаем сказку»
  • «Рассказываем сказку»
  • «Показываем сказку»
  • Рисуем любимую сказку.

Результат:

  • развитие речи, обогащение словаря
  • оптимизация эмоциональной сферы дошкольников
  • оптимизация межличностного взаимодействия дошкольников
  • развитие памяти, внимания, мышления
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие творческих способностей
  • развитие изобразительных навыков.
  • Исполнение ролей
  • Развитие коммуникативных навыков.

Ведь сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Наряду с этим, ведется еще и работа с родителями. Мною была разработана консультация на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности» , где подробно было рассказано о том, как сказка влияет на самосознание ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Практическая значимость. Разработанные в ходе проекта занятия по сказкотерапии смогут помочь воспитателям организовать работу по профилактике нарушений со стороны эмоциональной сферы.

Заключение.

Сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между частниками воспитательного процесса.

Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это развитие восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики.

Сказка для ребенка - это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Приложение 1

КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Возраст: 2-5 лет

Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза: «Не уходи, я боюсь один.»

Жила-была большая мама-Кенгуру.

И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения:

Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?

педагог-психолог

МБДОУ №24 «Звездочка»

Гусева А.С

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки…

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

Сказкотерапия - воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира .

Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, Э. Фромма, Э. Берна, К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Н. Пезешкиана, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М. Осориной, В. Проппа, Е. Романовой, А. Гнездилова, А. Захарова и др.

Сказкотерапия тесно связана с Арт-терапией, игровой терапией, гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, юнгианской песочной психотерапией, психоанализом и ТРИЗом.

Сказкотерапия в ДОУ связана с реализацией трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической.

Диагностическая функция сказки помогает определить основные сценарии и стратегии, используемые ребенком при построении модели своего поведения в той или иной ситуации. Это проявляется в том, как ребенок из множества сказок выбирает несколько любимых. Таким образом, он как бы выбирает для себя определенную жизненную модель. Анализ сказочных произведений, заинтересовавших ребенка поможет взрослому выявить способности и таланты малыша, особенности характера и индивидуальность восприятия окружающей действительности. Обыгрываемый ребенком образ лисички говорит о наличии гибкого ума, лукавства и умении пользоваться своим обаянием; пристрастие к пиратским играм и образам разбойников показывает склонность к дракам и агрессии.

Терапевтическая функция сказки заключается в том, что она помогает ребенку сформировать образ себя в будущем, построить модель поведения для достижения желаемого будущего, занимая активную позицию и осознавая собственную ответственность.

Прогностическая функция сказки состоит в том, что она помогает осознать влияние «сегодняшнего» поведения на «завтрашнее» состояние жизнедеятельности человека.

ия Сказкотерапия- пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. Сказки можно условно разделить на — дидактические или обучающая сказки, психокоррекционные сказки, медитативные сказки.

Дидактическая или обучающая сказка через сюжетность и образность помогает малышу лучше усвоить информацию. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки, когда различные предметы и символы одушевляются, легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Психокоррекционные сказки можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, они помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего. С другой стороны, данный вид сказок предполагает такое влияние на решение детьми психологических проблем, результатом которого станут изменения в поведении ребенка за счет становления собственной активной позиции и самоконтроля.

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Воспринимая медитативные сказки, ребенок не только может еще раз погрузиться в приятные события своей жизни, пережить их заново, но и по-новому посмотреть на негативный жизненный опыт, избавиться от неприятных переживаний и тревожных мыслей.

Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения.

Любые персонажи волшебных сказок - добрые феи, злые волшебницы, драконы, ведьмы и карлики - являются архетипическими образами, представленными на глубоких уровнях психического. Осознаем мы это или нет, роли не играет, так как они все равно воздействуют на нас, являясь психологическими реальностями. События в волшебных сказках отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность . Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выра­жающей некое сущностное психологическое значение, содержа­щееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и собы­тий, посредством которых оно и может быть раскрыто.

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Но особенно это актуально для детей дошкольного возраста.

Занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет ― апогей сказочного мышления.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного (младшего школьного) возраста:

  • потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
  • потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
  • потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности , как:

  • автономность , которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  • активность , которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
  • социальная компетентность , которая состоит из нескольких компонентов :
  • мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
  • когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
  • поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять!

Как можно организовать и проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Хотелось бы дать несколько советов исходя из собственного опыта.

Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать. Для этого, рекомендуется использовать специальные методики и метод наблюдения(см. Приложение 1).

Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.

Целью занятий с применением метода сказкотерапии является: гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

Основные задачи:

— Развитие фантазии и воображения.

— Развитие умения выражать свои мысли.

— Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

— Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон

— Развитие эмпатии.

— Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.

— Расширение знаний о явлениях окружаю­щего физического и социального мира.

В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используется методика Грабенко Т. , Зинкевич-Евстигнеева Т. , Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторская программа «Точка Пересечения».

Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.

В приложении 2 приведены несколько вариантов «сказочных» игр для детей дошкольного возраста, которые рекомендуются для использования.

Список использованной литературы

  1. Джанни Родари. Грамматика Фантазии. Прогресс. - М., 1990.
  2. Ермолаева М. Е. Практическая психология детского творчества /Московский психолого-социальный институт. - М., 2001.
  3. Ефимкина Р. П. Детская психология. Метод. указания /НГУ. - Новосибирск, 1995.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. - СПб., 1998.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.
  6. Менделл Мюриэл. Сказочные головоломки, или проделки коварного джинна.- М.: Аст-пресс, 1998.
  7. Пропп В. Морфология сказки. - М., 1969.
  8. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.- М.: Класс, 1999.
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?- М.: Генезис, 1998.
  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
  11. Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух.- Гомель: ИПП «СОЖ», 1995.
  12. Шванцера Й. и коллектив. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.
  13. Юнг К. Г. Феноменология духа в сказке. - М., 1996.

марина корецкая
Сказкотерапия как здоровьесберегающая педагогическая технология

2. Основная часть.

2.2. Понятие метода сказкотерапии .

Сказкотерапия относится к здоровьесберегающей педагогической технологии , включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающая педагогическая технология подразделяется на :

- Технологию сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнасика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика ).

- Технологию обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, точечный массаж) .

- Технологию коррекционную (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия ).

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей , который позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.

Сказкотерапия – это лечение сказкой , при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки Есть несколько видов «лечебных» сказок :

Народные сказки , которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок» , «Волк и семеро козлят» , «Курочка Ряба» , «Гуси-лебеди» , «Репка» , «Маша и медведь» .

Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.

Народные художественные сказки , способствуют воспитанию нравственных чувств : взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.

Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение.

Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.

Психологические сказки (психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника и психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка) способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с проблемами речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере .

Функции сказок :

диагностическая (выявление существующей проблемы ребенка) ;

прогностическая (выявление ранних детских переживаний) ;

терапевтическая (коррекционная) (ребенку предлагается положительный пример поведения) .

. Сказка – любимый детьми жанр, понятный и доступный их пониманию, - это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает множество различных психических и речевых процессов.

Я же в свою очередь решила использовать метод сказкотерапии именно для развития связной речи у детей с ОНР, так как нарушение связной речи является одной из причин затруднения в обучении, что выявлено логопедической практикой.

2.3. Практическое применение сказкотерапии .

Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга : музыкальный уголок, уголок сказок , театральный уголок.

Связная речь - наиболее сложный раздел в работе с детьми. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Педагогический процесс по развитию связной речи детей компенсирующей группы средствами сказки осуществлялся через организацию совместной деятельности (занятия, образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму : слушаем, рассказываем , проживаем и сочиняем сказку .

В работе с воспитанниками я использую разнообразные методы и приёмы

1. Игровые : игры-драматизации, режиссёрские игры, сюжетные, подвижные игры, дидактические игры, игровые проблемные ситуации.

2. Словесные : беседа, художественное слово, вопросы, составление сказок по картинам и иллюстрациям, словотворчество.

3. Наглядные : иллюстрации и картины, мультимедийные презентации, видеофильмы, наблюдения, игровые персонажи.

4. Практические : моделирование сказок .

В своей работе я придерживаюсь принципам :

От простого к сложному;

Доступность сказок возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка;

Доброжелательность, заинтересованность;

Системность игр и занятий;

Введение проблемных ситуаций;

Поощрение.

Занятия провожу с подгруппой детей. С первых дней пребывания детей в нашей группе я вводила игры-занятия, они помогают адаптироваться ребенку к условиям ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и стремления.

Занятия по развитию связной речи с использованием приёмов сказкотерапии мною проводятся один раз в неделю в пятницу пример показан в (прилож. 5) . В течение недели я провожу предварительную работу : рассматриваем иллюстрации, обыгрываем проблемные ситуации с героями сказок , обсуждаем пословицы, поговорки, загадки, которые можно подобрать к сказке . Провожу физ. минутки, подвижные игры с героями сказки , использую мнемотаблицы, мультимедийные презентации. Распределяю один и тот же сюжет или сказку на 4 занятия , постепенно усложняя содержание. Планируя занятие, реализую определенный замысел, я не навязываю его детям, а даю возможность им выражать свои пожелания, эмоции, чувства. Содержания занятий построено на игровой деятельности детей, не требующей от них большого интеллектуального и физического напряжения. Занятия проводятся с использованием музыкально – ритмических игр и релаксационных пауз, поэтому после занятий дети чувствуют себя отдохнувшими, расслабленными и умиротворенными. Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом работы на данном этапе служат различные виды театров : настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф. драматизация сказок , мнемотаблицы сказок .

1. Каждое занятие начинается с музыки. Музыка подобрана спокойная, расслабляющая.

2. Если в процессе занятия отмечается, что игра эмоционально захватила детей, то провожу упражнения на релаксацию (произвольное напряжение и расслабление мышц)

3. Если проявляется утомляемость детей, то плавно переключаем внимание детей на другой вид деятельности :

Лепка из пластилина фигурок героев сказки ;

Рисование картинки;

Собирание мозаики по сказке ;

Выкладывание последовательности сказки и рассказывание (по картинкам) .

4. Включаю в занятия различные пантомимические этюды : «Горе» , «Радость» , «Страх» , «Удивление» и т. д. Они учат отражать детей собственные эмоциональные состояния в ритме, движении, мимике. Это приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, к снятию эмоционального напряжения.

5. Динамические паузы (во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей) .

6. Логопедические пятиминутки (упражнения на активизацию лексики) .

7. Пальчиковые упражнения ("гимнастика мозга") по лексическим темам рабочей программы. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Усталость после выполнения психогимнастических этюдов (пантомимы, игры, упражнения) приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию напряжения.

Центральный момент сказкотерапии – добровольное участие детей. Поэтому особое внимание обращаю на мотивацию (образный текст, частушки, небылицы, рассматривание иллюстраций и др., при этом каждый ребенок ощущает внимательное отношение к себе со стороны воспитателя. В первый период не все дети включались в игру, некоторые наблюдали молча за происходящим, поэтому приходилось дополнительно мотивировать на включение в игру (музыка, сказочный герой и т . д.) .

2.5. Этапы работы со сказкой :

1. Ритуал «вхождения в сказку » .

2. Чтение сказки .

3. Обсуждение сказки .

4. В конце занятия –ритуал «выхода из сказки » .

1 этап работы :

Ритуал вхождения в сказку

Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку .

Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки .

Игра «Волшебный клубочек» ,

Стихотворение «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!» ,

Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке , под «волшебным ковром» и т. д.

В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят : «Почитайте! Почитайте!

Проходим через «Волшебный обруч» - попадаем в сказку .

2 этап работы :

Чтение сказки

Например, сказка : «Как мышонок стал храбрым» . Далее читаем сказку полностью , без обсуждения – это первый вариант работы.

2-ой вариант : в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

Вопросы по анализу сказки :

Почему боялся мышонок?

Помог ли ему справиться со страхом зайчик?

Почему не помог?

Как справились со страхом звери?

Чему удивился Крыс?

3 этап работы :

Обсуждение сказки

Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.

4-ий этап работы :

Ритуал выхода из сказки

1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки .

Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают : «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».

Вариант 3-ий : Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вариант 4-ый : «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

Требования к работе со сказкой :

Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.) . В противном случае можно исказить всю идею .

Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.

Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками , чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Детям всегда нравятся «повторения» . Целенаправленно повторяю игры на словесное комментирование эмоционально-эффективных ситуаций, эпизоды - замещения. В них использую большую часть творческой игры с элементами поиска : покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание.

Опыт моей работы показывает, что с помощью сказок происходит становление ребёнка как личности. Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому использование сказки обеспечивает мне комплексный подход в развитии ребёнка. Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы . Немного сказки , немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша .

Народная мудрость гласит : ребёнок - это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку , сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.

2.6. Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 5-7 лет.

Так как я в своей работе использую сказкотерапию , то я решила использовать мнемотехнику для обучения детей рассказыванию .

Мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания» . Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие разных видов памяти : слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, воображения. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием связной речи. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника в детском саду , как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала я детей знакомила с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем усложняла занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения . И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы и именно их я использую в своей работе. Мнемотаблицы сказок представляют собой схематические изображения, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ , сказку или даже стихотворение. На начальном этапе я подбирала сказки из пособия Большева Т. В. Учимся по сказке . Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники ». В качестве дидактического материала оформила мнемотаблицы в соответствии с выбранными сказками (прилож. 6) . Хочу подключить родителей к рисованию схем для наших занятий по сказкотерапии .

Работа с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения детей пересказу коротких сказок . В связи с этим разработала структуру организации коррекционно-развивающего занятия.

Занятия с использованием мнемотаблиц включают в себя :

Предварительное чтение сказки ;

Показ педагогом спектакля по сказке (с использованием пальчикового театра, кукол бибабо, театра на фланелеграфе);

Дидактические игры по теме сказки ;

Рассматривание и обсуждение символов;

Составление мнемодорожек (используются игры «Расположи в правильной последовательности» , «Чего не хватает» ).

Пересказ сказки с опорой на символы (образы) .

Пример занятия с использованием мнемотаблицы сказок показан в (прилож 7) .

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей . Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Работа по каждой теме проводится в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы, продумывается последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.).

Работая в данном направлении, следует придерживаться следующих правил

Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой .

В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой , в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.

Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.

После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой , мнемотаблицы помещают в книжный уголок.

Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок , стихов, упражнять в разгадывании символов.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов :

Вызвать у детей желание пересказывать сказки - как на занятии , так и в повседневной жизни.

Расширить круг знаний об окружающем мире.

Активизировать словарный запас.

Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Подводя итог вышесказанного , следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку :

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т. к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

При использовании мнемотаблиц сказок дети упражняются в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности; закрепляют умение составлять сказку связно , в логической последовательности, соотносить знаковые символы с образами; активизируют в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку ;

Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности. У детей воспитывается интерес к заучиванию и рассказыванию литературных произведений, таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Применяя для формирования связной речи современные методы обучения и адаптируя их применение на практике к потребностям детей, можно оптимизировать педагогическую деятельность , тем самым повышая уровень социальной адаптации таких детей к окружающей их действительности. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими , связными и последовательными.

В начале декабря я провела промежуточную диагностику развития связной речи детей. (прилож. 8) Использование метода сказкотерапии в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня развития связной речи детей. Данные диагностики показывают, что на начальном этапе обучения в сентябре 2016 году у большинства детей уровень развития связной речи был ниже среднего. А в декабре результат показал то, что у некоторых детей уровни развития связной речи повысились и это говорит об эффективности применения сказкотерапии .

3. Заключение.

О результатах моей работы говорить еще рано, так как учебный год продолжается, и работа не закончилась. Но подводя предварительные итоги я обратила внимание, что дети стали более раскованы, они начинают высказывать свои мысли , словарный запас у них пополняется, дети постепенно начинают активнее проявлять творчество в играх - драматизациях, играх - инсценировках, это позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки , пережить его победы и поражения, счастье и беду. Речь детей становится более связной, интересной для слушателей, дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, что свидетельствует о повышении уровня связной речи. Регулярность проведения сказкотерапии способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов можно сделать следующие выводы : если сказкотерапия даёт положительный результат, пусть даже за такой короткий срок, то её необходимо включать в работу по преодолению нарушений связной речи у дошкольников. Использование сказкотерапии в работе с детьми , имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого- педагогической коррекции детей . Благодаря - сказкотерапии можно дать детям не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, но и потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе. Я считаю, та литература, которую я использовала в своей работе, действительно действенна, она эффективна и даёт положительный результат.

Планы на будущее. Я планирую и в дальнейшем продолжать изучать научную литературу, знакомится с опытами и трудами других авторов по использованию сказкотерапии . Использовать сказкотерапию не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах,включать их в праздники, развлечения. А так же подключать родителей, убедить их в значимости элементов сказкотерапии , показать, какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в развитии ребёнка. Привлечь родителей для изготовления атрибутов персонажей по русским народным сказкам . а так же создать библиотеку психотерапевтических и психокоррекционных сказок , которые помогали бы детям избавляться от агрессивности, драчливости, от страхов, от боязни темноты, от жадности.



Рассказать друзьям