Стали ли современные подростки хуже аргументы. Сочинение ЕГЭ по тексту И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Люди, которые спрашивают о природе равнодушия, чаще всего страдают от него сами. Именно по причине для них становится актуальной проблема равнодушия. Аргументы в защиту безразличия встретишь нечасто: этих людей, скорее, обвинят в черствости. Но какие истоки имеет равнодушие у каждого отдельно взятого человека? Всегда ли оно является негативной характеристикой или же может быть обусловлено внешними причинами?

Что такое равнодушие?

Психология утверждает, что данное состояние сродни апатии. Оно характеризуется утратой интереса к тому, что когда-то было значимым и важным, приносило радость. Человек теряет активную позицию по отношению к жизни. Например, когда становится безразличен бывший супруг или партнер по отношениям, утрачивает смысл когда-то казавшееся важным. Раньше связь была наполнена эмоциями, и казалось, что такое равнодушие невозможно в принципе. Но проходит время, и становится все равно, где и чем она или он занят, в каком состоянии здоровье этого человека, с кем он проводит время.

Какие люди могут стать безразличными

Иногда безразличие является следствием психологических особенностей. Обладатель флегматического темперамента при всем желании не сможет испытывать такие эмоции, как холерик или сангвиник.

В других случаях равнодушие имеет свои истоки в эгоистических наклонностях. Это может быть следствием воспитания, пребывания в отрицательной социальной среде, просто отсутствия этического чувства.

Но даже далеко не самовлюбленный человек может охладеть к другому после нанесения какой-либо обиды. Его сердце закрывается, и он перестает испытывать радость, положительные чувства, в полной мере ощущая на себе, что такое равнодушие. Но, по крайней мере, отсутствие интереса по сравнению с эмоциональной болью субъективно переносится легче.

Благотворительность и современный человек

Жители мегаполисов больше склонны проявлять равнодушие. Аргументы могут быть следующими: вечная занятость, проблемы, отсутствие времени и денег. Однако это никак не помогает улучшить мир, в котором каждый день несправедливо умирают люди. Конечно, любому человеку время от времени предоставляется возможность совершить доброе дело. Например, купить килограмм яблок у древней старушки, торгующей около выхода метро. Но те, кто выбирают в качестве оправдания быстрый темп жизни, вероятно, забывают одну важную вещь. Этой вещи учит нас буддистская религия: нет ничего постоянного. И те, кто зарабатывают сегодня миллионы, и обычные менеджеры среднего звена, и привокзальные бомжи, - все люди приходят в этот мир и уходят одним и тем же способом. Тот, кто сегодня купается в роскоши, как бы уверен в своих силах он ни был, завтра может лишиться всего или услышать страшный диагноз.

Говорят, является всего лишь защитной реакцией. Но нужно согласиться, что это закапывание головы в песок - совершенно детский способ восприятия мира. Все, что человек может «взять» с собой на тот свет - это добрые поступки, хорошее отношение к людям.

Что можно сделать, чтобы избавиться от равнодушия?

Необходимо отпустить все обиды. Если имеется цель преодолеть в себе равнодушие к человеку, нужно научиться контролировать поток внимания, даже если им был совершен очень плохой поступок. Нужно суметь вовремя перенаправить фокус с отрицательных на положительные моменты, научиться вновь замечать хорошее в ближнем. Поскольку сделать это обычно очень непросто, здесь существенным подспорьем может стать медитация.

Известный психолог говоря об этическом чувстве у детей, сравнивает его с талантом. В контексте работы с детьми в группе рекомендуется помогать его развитию. То же самое можно сказать и о способности к сочувствию. Его необходимо сознательно культивировать, чтобы сердце не стало безразличным. Классический пример такой культивации - помочь бедным или больным, приютить бездомного пса.

Если же равнодушие проявляется по отношению к работе или какой-либо деятельности, то, возможно, необходимо на время отвлечься от рутины. Либо рассмотреть альтернативные варианты занятости.

В жизни каждый из нас стремится добиться определенных целей, удовлетворить все возрастающие потребности. Среди огромного многообразия желаний необходимо выбрать самые значимые и необходимые.

Какие ценностные ориентиры встают перед современной молодежью? Именно над этой проблемой задумывается И. Маслов в предложенном тексте.

Он приходит к выводу о том, что современная молодежь “жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать”, а люди застоя ожидали того, что государство даст им все необходимое. Публицист обеспокоен тем, что нынешние подростки не способны делать что-либо просто так, но хотят “все иметь, все успеть”.

Позиция И. Маслова по данному вопросу выражена вполне четко. Он считает, что на первом месте у молодежи – хорошая работа, карьера и образование. Ведь все это помогает реализоваться человеку как специалисту и, соответственно, хорошо зарабатывать в будущем.

поколения является желание к самореализации. Многие хотят быть самостоятельными и независимыми от других, и в этом им помогает стабильная работа, полученное образование и индивидуальные качества.

Проблему выбора жизненных ориентиров затрагивали многие писатели, в частности И. С. Тургенев. В его произведении “Отцы и дети” Евгений Базаров как представитель юного поколения стремится стать настоящим специалистом в области медицины, пропагандирует отрицание всех ценностей и устоев, формировавшихся долгое время в обществе. Но, выбрав такой путь, герой сталкивается с мощным сопротивлением со стороны представителей “старого мира”. Более того, Базаров впоследствии осознает свое отступление от нигилизма, обрекая на крах данную теорию.

Далеко не все молодые люди задавались вопросами об определении жизненных ориентиров. Таким из них является главный персонаж романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. У Григория Печорина не было цели в жизни. Каждый прожитый день был бессмысленным и пустым. Как итог, герой произведения становится одиноким, никому не нужным человеком.

Таким образом, выбор ценностных ориентиров играет большую роль в жизни каждого человека. Ведь от того, к чему он будет стремиться, зависит его существование в обществе.


Другие работы по этой теме:

  1. Почему современные подростки стремятся скорее вырасти, хотят учиться, делать карьеру и для этого много работать? Об этом я узнал, прочитав текст И. Маслова. Среди множества...
  2. Стали ли современные подростки хуже, чем их сверстники эпохи застоя – вот проблема, над которой рассуждает Илья Александрович Маслов. Автор уверен, что в чем-то юноши...
  3. Безграничной считается материнская любовь к своему ребенку. Мать одаривает его нежностью, добротой, лаской. Она всегда способна понять его, поддержать в сложную минуту, и никогда не...
  4. У разностороннего человека много жизненных ценностей: нравственные, культурные, общественно-политические, материальные. Все они важны для жизни, но самые главные – моральные ценности, основой которых является семья....
  5. Массовая литература сейчас, по мнению социологов, занимает более 90 процентов всего литературного потока. Она апеллирует к стереотипам сознания и каноническим жанрам развлекательной литературы. Писатели...
  6. Горький принимал активное участие в различных общественных акциях протеста. Так, в январе 1901 года он присоединил свой голос к протестовавшим против решения правительства отдать в...
  7. Роман Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” я прочла до того, как мы стали работать над ним в классе, под руководством учителя. Хорошо помню, какое...

(1) Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века, - первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соот­ветствующая слогану: «Бери от жизни всё». (З)Всё взять, всё иметь, всё успеть.

(4) Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так.

(5) По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и ис­кренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их по­требностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (Ю)Чтоб свободно распоряжаться деньгами.

(11) Как заработать, пока не знают, не задумываются. (12)Сейчас воспиты­вают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разно­шёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентаций в стране.

(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентаций. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.

(18)Тенденция к самореализации - знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым то­варам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которы­ми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.

(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них - хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё де­сять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женить­бу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать. (26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.

(По И. Маслову)

Илья Александрович Маслов (1935-2008) - поэт, прозаик, публицист, ав­тор книг, посвящённых истории.

Сочинение ЕГЭ по тексту И. Маслова

Чем современные подростки отличаются от своих сверстников, живших в эпоху застоя? Что составляет основу воспитания молодёжи в наши дни? Эти и другие во­просы затрагиваются в тексте публициста И.А. Маслова. Однако наиболее деталь­но автором рассматривается проблема влияния эпохи на формирование нравствен­ных ориентиров и основных жизненных установок молодого поколения.

Как пишет автор данного текста, современных подростков отличает «личност­ная установка»: «Бери от жизни всё». То есть И.А. Маслов считает, что большин­ство современных школьников и студентов отличает ориентация на потребление.

Но как на сильную сторону современной молодёжи публицист указывает на «тенденцию к самореализации», понимание того, что необходимо прикладывать «собственные усилия», выстраивая успешный жизненный путь. Стремление к са­мостоятельной деятельности и достижению поставленной цели выгодно отличает нынешних подростков от молодёжи эпохи застоя, которая возлагала большие на­дежды скорее на помощь государства, чем на самих себя.

Позиция И.А. Маслова относительно поднятой проблемы довольно ясна. Пуб­лицист убеждён: под влиянием эпохи меняются нравственные ориентиры и жиз­ненные установки молодёжи. Поэтому «нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

Я согласен / согласна с позицией автора и тоже считаю: формирование лично­сти неразрывно связано как с влиянием ближайшего окружения (семьи и друзей), так и настроениями, господствующими в обществе. И порой эти настроения «под­хватываются» гораздо быстрее, нежели прививаемые родителями ценности.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели. Вспомним рассказ Рэя Брэдбери «Вельд». В этом произведении описы­вается дом, построенный по последнему слову науки. Здесь есть детская «чудо- комната» с большим, во всю стену, телевизионным экраном, который обладает чу­десным свойством улавливать тайные желания подростков и воплощать их в вир­туальной реальности. Родителям Венди и Питера кажется подозрительным, что в детской комнате постоянно господствует дикая степь Южной Африки с её хищны­ми зверями. Взрослые день за днём слышат доносящиеся из детской полные ужаса и отчаяния крики людей, чьи голоса кажутся им довольно знакомыми. Однажды родители заходят в «чудо-комнату» и оказываются в виртуальной реальности, рож­дённой фантазиями их детей. На них со всех сторон надвигаются львы. И только тогда взрослые начинают понимать, чьи голоса они слышали в детской комнате. Так подростки Венди и Питер совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей, которые символизируют для них запре­ты, наказания, правила послушания. По мнению Рэя Брэдбери, это результат той жестокости, которая считается нормой в обществе будущего, где утрачены нрав­ственные ценности.

Проследить влияние эпохи на формирование жизненных ценностей человека можно, обратившись к роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой этого произведения вырос в атмосфере праздности, привык к лёгкой, безза­ботной жизни. «Упорный труд ему был тошен», поэтому Евгений Онегин не до­водит до конца ни одно из своих начинаний. Герой жил по правилам, принятым в обществе первой половины XIX века, и его жизненные ценности полностью соот­ветствовали той эпохе, в которую он родился.

В заключение ещё раз подчеркну: под влиянием времени неизбежно меняются нравственные ориентиры молодёжи. Поэтому новые поколения молодых людей ни­когда не будут похожи на своих предшественников. Без этого общественный про­гресс был бы невозможен.

Александра Бочавер , научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Нынешние подростки словно зависают в своем возрасте. Они не стремятся к самостоятельности и откладывают важные решения. Это касается самых разных сфер - от выбора будущей профессии до отношений с людьми, отметила Александра Бочавер в статье «Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории» . Она опубликована в журнале «Современная зарубежная психология», том 5, № 2 за 2016 год.

На основе работы исследователя сайт выделил причины затянувшегося взросления молодежи.

Взрослению мешают широкие возможности

Независимость решений, ответственность, эмоциональная зрелость, осознание своих приоритетов и установок - все это и есть взрослость. Мост к ней тянется из детства: это подростковый период. Идя по этому мосту к зрелости, молодой человек находит самого себя, свою идентичность.

Однако сегодня этот мост становится все длиннее. «Возмужание» затягивается и идет нелинейно.

Если раньше подростковым возрастом считали 12-16 лет, то теперь психологи все чаще ставят новую границу - 18 лет. Есть и более радикальные мнения. Часть ученых полагают, что тинейджеры «мужают» к 21 году, а то и к 24 годам. Аргумент простой: в 18 лет лишь немногие обретают самостоятельность и чувствуют себя взрослыми. Сегодняшние молодые люди дольше получают образование, позже определяются с профессией, отделяются от родителей и заводят семью. Тем самым, их поиски идентичности «пролонгируются».

Это явление отметил в 2000 году американский психолог Джеффри Арнетт - автор теории взросления «Emerging adulthood» . Он выделил особый возрастной период между 18 и 25 годами. Молодые люди этого возраста уже не подростки, но еще и не взрослые. Они независимы лишь отчасти, поскольку, как правило, не имеют своего жилья и живут с родителями. У таких молодых людей много возможностей и мало обязательств. Прежде чем выбрать партнера или «дело жизни», они могут несколько раз делать «примерки», пробовать разные варианты.

Это вполне понятно. В современном мире, неопределенном и изменчивом, осуществить выбор в главных сферах жизни становится все труднее. Во-первых, общество развивается непредсказуемо. Во-вторых, открылось очень много «способов проживать свою жизнь». Диапазон возможностей бывает слишком широк для того, чтобы молодежи сразу сориентироваться (см. ).

Так, например, трудно моментально определиться с образованием и профессией. Часть из них устаревают, часть еще только формируются. Карьерные траектории стали нелинейными, «извилистыми». В такой ситуации образовательный выбор имеет «непонятный срок действия» и зачастую оторван от будущей профессии, отмечает Бочавер. Это порождает неуверенность и тревогу. У подростков она проявляется в том, что они:

  • стараются избежать выбора, «тяготеют к эскапизму и откладыванию значимых решений»;
  • вместо того, чтобы выработать стратегию, ограничиваются тактиками в разных сферах жизни;
  • живут настоящим, не думая о будущем.

Гонка за образованием отдаляет от быта

В современном мире особенно значимо образование. От него во многом зависит уровень жизни человека, его самореализация, статус, удовлетворенность жизнью. Однако абсолютизация образования, безусловный приоритет учебы, по мнению многих психологов, приводит к «исключению ребенка из решения бытовых задач». В итоге подростки чувствуют себя беспомощными - например, не умеют приготовить себе еду или поменять перегоревшую лампочку. В этом они рассчитывают на родителей. Такая несамостоятельность мешает взрослению.

Родители перестали быть опорой

Общество переживает кризис в сфере воспитания. Идут горячие споры о «правильном родительстве», СМИ бесконечно публикуют статьи на эту тему (см. и ).

В этой ситуации родители комплексуют:

  • постоянно сверяют себя с образами «правильных» мам и пап;
  • сомневаются в своих воспитательских действиях и советах, например, относительно образования.

Такая неуверенность родителей передается и детям. Они лишаются привычной опоры, дольше принимают решения и испытывают больше сомнений.

Подросткам могли бы помочь взрослые наставники, старше примерно на полпоколения, считает Александра Бочавер. Подобный ментор служит «ролевой моделью», транслятором «ценностей взрослого мира на своем примере». Он поддерживает формирование мечты - судьбоносного стремления, которое упорядочивает жизненный путь человека.

Возникли альтернативные модели взрослости

В переходном обществе модели превращения подростка в зрелого человека «диверсифицируются». Появились альтернативные модели взрослости, которые набирают популярность. Среди них:

  • «Взрослые дети» - кидалты (от англ. «kid» - ребенок и «adult» - взрослый). Это собратья маменькиных сынков, которые остаются инфантильными до 30-35 лет и дольше. Они нелегко расстаются с детскими пристрастиями, например, любовью к компьютерным «битвам», аниме или фэнтези (см. и Праздник Питера Пэна). И в свободное время, и на работе они могут подолгу обсуждать мультяшных героев.

До появления термина «кидалт» подобное явление (или архетип) описал Карл Густав Юнг. Puer aeternus - «вечный юноша» - избегает обязательств, не желает брать на себя взрослую ответственность. Современные психологи проиллюстрировали этот типаж литературными героями Питером Пэном и Маленьким Принцем.

Среди главных увлечений кидалтов - просмотр сериалов (от «Симпсонов» до «Игры престолов»), гаджеты и компьютерные игры, в том числе, в сочетании с квестами (многим помнится, например, недавняя эйфория ловли покемонов), коллекционирование (сборных моделей, трансформеров), долгое сидение в соцсетях и блогах ради общения и самопрезентации.

Наряду с «вечными мальчиками», существуют «вечные девочки» - «маленькие принцессы» или же «сестры» Пеппи Длинныйчулок. В специализированных магазинах для кидалтов (а они существуют в Европе, в США, в Японии и еще ряде стран) их внимание привлекают дизайнерские Барби и другие куклы, вещи с кошачьей символикой Hello Kitty, подростковая одежда и бижутерия.

Кидалты нередко создают семью и воспитывают детей. Кстати, из них получаются неплохие родители, которые с неподдельным удовольствием участвуют в детских забавах.


Современной молодежи присуща несформированная, диффузная идентичность, или «множественная система временных и ситуативных субидентичностей», подчеркивает Бочавер. Впрочем, и понятие взрослости изменилось. Требования общества к зрелым людям стали более размыты. Основная черта, которая востребована безусловно, - это гибкость, возможность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Работа опирается на серию интервью со старшеклассниками и их педагогами, а также на ряд зарубежных исследований на тему взросления.

(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов ХХ века, -первое поколение, выросшее в «обществе потребления».

(2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (3)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.

(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентаций в стране.

(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентиров. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.

(18)Тенденция к самореализации -знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.

(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них -хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.

(26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.

(По И. Маслову*)

* Илья Александрович Маслов (1935–2008 гг.) – поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящённых истории.

20. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) Для современной молодёжи важнее сделать карьеру, чем выйти замуж или жениться.

2) Нынешние подростки хуже своих предшественников.

3) Современные подростки активны, но не желают отдавать или делать что-либо просто так.

4) Подростки спешат побыстрее вырасти, чтобы свободно распоряжаться деньгами.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 2 поясняет содержание предложения 1.

2) В предложениях 14 – 15 представлено рассуждение.

3) В предложении 17 содержится аргумент к тезису, сформулированному в предложении 16.

4) Предложения 21 – 23 содержат повествование.

22. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.

1) 6 2) 15 3) 24 4) 26

23.Среди предложений 18–23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.



Рассказать друзьям