Сущность понятия "нравственное воспитание".

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проблема нравственного воспитания

1.1 Понятие нравственного воспитания

Современное толкование нравственности в словаре С.И. Ожегова таково: «Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение»

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм»

И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

В.И. Даль давал несколько понятий этому слову, одно из них говорит, что «нравственный» - противоположный телесному, плотскому и приравнивает к духовному, душевному, относящемуся к одной половине духовного быта, противоположной умственному, но составляющее с ним духовное начало: «къ умственному относится истина и ложь; къ нравственному - добро и зло»; второе определение понятия «нравственный» по В.И. Далю: «Добронравный, доброд?тельный, благонравный; согласный съ сов?стью, съ законами правды, съ достоинствомъ челов?ка, съ долгомъ честнаго и чистаго сердцемъ гражданина». Что же составитель словаря относил к нравственному? В.И. Даль писал: «Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христiанская в?ра заключаетъ въ себ? правила самой высокой нравственности. Нравственность в?ры нашей выше нравственности гражданской: первая требуетъ только строгаго исполненья законовъ, вторая же ставитъ судьею сов?сть и Бога» . Таким образом, «нравственное», по В.И. Далю - духовное бытие человека, основанное на законах христианской морали.

Коджаспирова А.Ю. в своем «Словаре по педагогике» дает следующее толкование данному понятию: «Нравственность - 1. особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличии от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2. система внутренних прав человека, в основе к-рой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь».

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее толкование этого понятия: «Нравственность, термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793).

Итак, «нравственность» - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».

В.А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания» .

Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.

«Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции: патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, философский статус -- ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении Н.в. В то же время мн. концепции, в которых (как, например, у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развёрнутые воспитательные программы и методики, оказывались утопическими. Сложность трансформации обшей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия «Н.в.».

Существует буквальное понимание Н.в. как обучения нравственности, что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; Н.в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Термин «Н. в.» употребляется также в узком значении -- как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью (см. Культура поведения), ещё нельзя назвать нравственностью, но является необходимой её составляющей» .

Нравственному воспитанию многие великие педагоги придавали большое значение.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.

Наставления Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.

Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. В статье «О нравственном элементе в воспитании » он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… .

«Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Зарубежные педагоги по-разному смотрели на нравственное воспитание.

«В своей работе «Новые вводные лекции по психоанализу». Фрейд пишет о том, что в человеке все определяется бессознательным началом -- инстинктами, наследственностью. Именно бессознательное роднит психику животных и человека... Опираясь на этот вывод, он считает, что воспитание бес сильно что-либо изменить. Но Фрейду, человек -- существо чувственное, сексуальное и нравственность в его жизни не играет решающей роли. В соответствии с этой теорией, поведение ребенка таинственно и регулируется глубинными мутационными, неуправляемыми процессами, в связи с чем не подлежит нравственно регуляции и саморегуляции» .

«Крупный представитель бихевиоризма -- Б. Скиннер считает, что личность не опосредует свои поступки мотивами и целями, а поведение человека контролирует социальная среда. В итог поступки теряют нравственный смысл для личности, поскольку оценка дается внешней средой, а не ею самой … Б. Скиннер утверждает, что человек, подобно машине, подчиняется строгим законам» .

«Опираясь на взгляды Дж. Дьюи, это направление [«прогрессивистский путь»] развивает Л. Колберг... Его позиция основана на идее идентификации прогресса общества и развития личности. Поэтому он считает, что, стимулируя нравственное развитие личности, совсем не обязательно вкладывать в это какое-то определенное содержание... Л. Колберг считает, что осуществить воспитание -- это создать условия, которые обеспечат учащимся моральное совершенствование» .

Однако следует понять, почему один человек нравственный, а другой - нет. «Что побуждает человека к нравственным поступкам? Его сознание, убеждения и выработанная привычка. … Нравственные убеждения - это синтез знаний о должном и ценностном, эмоций и чувств, т.е. нравственных переживаний поступков, связанных с нравственным (или, наоборот, безнравственным) поведением. В этой триаде … именно эмоциональная составляющая - центральное связующее звено. Ибо знания о нравственной культуре усваиваются, если они переживаются как ценность… В основе эмоционально-нравственной культуры - нравственные чувства» .

Итак, нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

Наталия Полякова
Нравственное воспитание детей

Нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека. Формирует облик его личности,определяет его систему ценностей характер сторон процесса формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований . Формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания . Основные задачи воспитания - формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, формирование чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других наций, к сверстникам, их родителям и другим людям. У ребенка в дошкольном возрасте появляется способность анализировать свои поступки, и оценивать поступки других детей . Так у ребенка появляются предпосылки рефлексивного мышления. Развитие рефлексивного мышления – это воспитание у ребенка умение чувствовать сердцем другого ребенка. Нужно научить ребёнка ставить себя на место других людей, уметь радоваться чужим успехам, научиться переживать свои неудачи.

У ребенка-дошкольника значительно увеличиваются требования предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде) . Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию , мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовывать свое поведение. Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

В дошкольном возрасте приобретается сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя. личностью еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменения внешних обстоятельств.

В результате нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Одна из серьёзных проблем нашего времени недостаток духовности, творить добро считается слабостью. Поэтому необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия.

Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами национальных культур, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Особую роль в приобщении к народной культуре играют народные праздники как средство национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов , объединенных совместными действиями. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В нашем дошкольном учреждении осуществляется специальная воспитательная работа , направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека , без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в итоге овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе. Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом- формирование определенного набора нравственных качеств , а именно :

Гуманности; -трудолюбие; -патриотизма; -гражданственности; -коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. в ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «об образовании» ст. 18п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания , требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка , потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса. Родители- это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей , значение примера в воспитании , меры по укреплению здоровья детей , воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей . В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников . Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов. Наше дошкольное образовательное учреждение в течении многих лет проводить планомерную целенаправленную работу с родителями под девизом : «Создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» . В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные задачи : 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания . 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов , объединенных совместными действиями. Оптимальным для нравственного воспитания в нашем детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников : осенью-«Праздник осени» ; «Веселая карусель» . Зимой – «Новый год» , «Новогодний серпантин» , «Защитники Отечества» , «Ай да масленица» . Весной- «Наши любимые» , «Встреча весны- Сороки» , «Перелетные птицы» , «Никто не забыт и ничто не забыто» . Дети со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе. Основные формы приобщения детей к культурному наследию : -познавательные беседы; - творческая продуктивная и игровая деятельность детей ; -экскурсия в библиотеку, целевые прогулки по улицам нашего города.

В результате совместных действий педагогов и родителей ребенок начинает овладевать различными формами выражения, собственных переживаний, устанавливается гуманные отношения между сверстниками, эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства. Данный процесс рассматривают с разных точек зрения : нормы поведения в разных ситуациях (в транспорте, обществе, за столом) ; моральные нормы по отношению к людям; духовная составляющая; патриотические чувства; личностные качества. Воспитание морального облика , нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила , принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.

По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович «Нравственность » - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

И.С. Марьенко «нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе и т.д.»

«Нравственные нормы » - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

«Воспитание » - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.

«Нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.


Основные задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственного сознания;

2. Воспитание и развитие нравственных чувств;

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность :

Жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

Выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

В этой главе ставится задача изучить научную литературу по психологии и социологии, дабы понять процесс нравственного воспитания, а также выявить характерные психологические особенности старшего подросткового возраста.

1.1 Понятие нравственного воспитания

Нравственное воспитание - это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений к живой и неживой природе, к людям вокруг и к самому себе. Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств, таких как героизм, патриотизм, чувство долга и совести оцениваются в нашем обществе как добро - они имеют общественно - ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности такие как лживость, лицемерие, мещанство, оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей.

Цель нравственного воспитания - формирование у учащихся системы отношений, соответствующих моральным нормам. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности. Нравственное воспитание могло бы быть определено, как целенаправленное формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, знать высшую ценность человеческой жизни, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.

Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм. Специфика нравственных отношений придает нравственному воспитанию исключительный характер. Нравственные отношения в самом широком плане отражают отношение к Человеку, как таковому, постольку они пронизывают все социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, экологические и др.- все социальные сферы общественной жизни.

Развитие социальной культуры предполагает не просто обогащение знаний во всех сферах жизни и отношений людей, утонченности мыслей и чувств, но главное - развитие в человеке общественных свойств, правильного восприятия высшего смысла человеческой деятельности - активного служения обществу, гуманистическим идеалам, умение строить свое поведение на основе социальных ценностей, высоких устремлений.

Средствами нравственного воспитания являются: обучение: личный пример учителя, убеждение, умелое обращение с учащимися (педагогический такт), меры предупреждения и поощрения и взыскания.

1.2 Понятие старшего подросткового возраста и его характерные особенности

Т.к. мы говорим о старшем подростковом возрасте, то стоит отметить, что подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-16 лет и является одним из самых нестабильных, но важных периодов в жизни человека. В старшем подростковом возрасте - 14-16 лет - человеку доставляет особое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. В таком уединении происходит внутреннее переживание того, с чем подросток сталкивается в реальной действительности, что способствует развитию его эмоциональной сферы, которая во многом предопределяет взросление школьника. Кроме этого, в этом возрасте в связи с половым созреванием у подростка активизируется интерес к противоположному полу, ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. В связи с этим подросток "переориентируется" с общения с близкими взрослыми на общение со значимыми сверстниками, что часто вызывает недовольство и недопонимание со стороны первых. Немало важно, что в этом возрасте окончательно формируется самооценка молодого человека - то, что он думает о себе самом и своем месте среди людей. До этого момента ребенок находился во власти тех суждений, которые высказывали о нем другие люди, прежде всего значимые взрослые. В связи с этим у подростка обостряется потребность чем-то выделиться среди окружающих людей. Самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.

Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У подростка формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности.

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой, облегчающей возникновение таких реакций, - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости - настойчивое стремление к спортивным достижениям,

Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:

1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.

4. Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально – эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.

5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.). Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции. Критериями патологичности поведенческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации в целом. Очень важно вовремя дифференцировать патологические и непатологические формы нарушений поведения, поскольку они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи, а в некоторых случаях требуется и медикаментозная терапия. Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складываются еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями. Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии. Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.

Конструктивные способы:

Достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);

Обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой»,

«решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»);

Тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно;

«не делать глупостей»);

Изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);

Изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сама»).

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия.

Неконструктивные способы:

Формы психологической защиты - вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);

Импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);

Агрессивные реакции.

Сравнительное кросс - культурное исследование российских и немецких подростков показало, что в выборе стратегий поведения между подростками Петербурга и Потсдама существует определенное сходство. И те и другие предпочитают при возникновении проблем обращаться за помощью к родителям или другим взрослым, пытаются самостоятельно обдумать ситуацию и различные варианты ее разрешения, прибегают к советам друзей. Однако обнаружены и существенные различия. Юные петербуржцы значительно чаще, чем их потсдамские сверстники, демонстрируют так называемое избегающее поведение. Они стремятся не думать о возникших проблемах, вытеснить их из своих мыслей, вести себя так, как если бы все было в порядке, в надежде, что проблемы решатся сами собой. Они менее склонны к компромиссам и изменениям в самих себе, к проявлению конструктивной активности в разрешении конфликтов и преодолении проблем. Да и частота использования активных стратегий разрешения проблем у них значительно меньше. Автор исследования Е.В. Алексеева связывает выявленные кросс - культурные различия с воздействием таких внешних факторов, как особенности культурной традиции, последствия тоталитарной идеологии, родительские установки на социальную нормативность и опеку. По мнению известного немецкого психиатра X. Ремшмидта, часто психопатологические симптомы представляют собой неадекватное приспособление, неполноценные стратегии преодоления трудностей, возникающих в жизни подростков.

Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью заявить, что изучаемый нами возраст крайне сложен и деликатен, в работе с подобными детьми педагогу просто необходимо терпение, аккуратность и знание характерных особенностей школьников старшего подросткового возраста.



Рассказать друзьям