Святые дети. О воспитании детей в царской семье

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Грибкова Дарья

В связи с 400-летием дома Романовых и 85-летием кончины царской семьи я решила написать работу, посвящённую воспитанию детей в семье Романовых.

Цели и задачи моей работы - проанализировав литературу, посвящённую теме, определить, каковы были принципы воспитания в семье Романовых, в чём различие воспитания девочек и наследника.

Скачать:

Предварительный просмотр:

НОУ «Переславская православная гимназия» имени святого благоверного великого князя Александра Невского

Тема работы:

«О воспитании детей в семье последнего русского царя Николая II»

Руководитель работы : Киселева Марина Игоревна,

учитель истории и обществознания

Переславль-Залесский, 2013

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3-4

  1. «СОЕДИНЕНЫ НА ВЕЧНОСТЬ…»…………………………………5-6
  2. ИСТИННАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ - В ЧИСТОТЕ………………….7-10
  3. «КОГДА Я БУДУ ЦАРЁМ, НЕ БУДЕТ БЕДНЫХ И НЕСЧАСТНЫХ»………………………………………………………11-13
  4. «УХАЖИВАТЬ ЗА РАНЕНЫМИ - МОЁ УТЕШЕНИЕ»………….14-15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ...17

ВВЕДЕНИЕ

17 июля Русская Православная церковь молитвенно вспоминает мученическую кончину семьи последнего российского императора. Современные историки, писатели, политики, да и простые обыватели неоднозначно оценивают роль и значение Николая II в истории России. Его упрекают в чрезмерной мягкости, уступчивости, недостатке воли. Кто-то до сих пор сомневается в святости августейшего семейства. Но в одном сходятся все - Николай II был идеальным семьянином, мужем, отцом, а императрица - образцом любящей супруги и заботливой матери.

История любого государства складывается из множества семейных историй. Но, ни в одной из них история России не отразилась с такой трагической ясностью, как в семье Императора Николая II. В последней Царской Семье, как в многогранном алмазе, отобразилась вековая история миллионов семей России.

Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ.

В 2013 году исполняется 400 лет со дня вступления на престол первого представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

В связи с 400-летием дома Романовых и 85-летием кончины царской семьи я решила написать работу, посвящённую воспитанию детей в семье Романовых.

Цели и задачи моей работы - проанализировав литературу, посвящённую теме, определить, каковы были принципы воспитания в семье Романовых, в чём различие воспитания девочек и наследника.

Эта Семья жила не так давно: очень мало времени отделяет нас от их мученической кончины в 1918 году. Еще есть люди, которые общались с ними лично. Интересно бы было разобраться: как они, живя в очень сложную эпоху, когда было столько трудностей и противоречий – ничуть не меньше, чем сейчас, смогли в этом противоречивом мире создать счастье семьи, ощутить это счастье. Вспомним строки, которые написал Царь Николай на 20-летие супруги. Николай II писал, что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что счастье и любовь соединили их жизнь. Императорская чета не пользовалась какими-то особенными принципами воспитания. В основу они брали свой жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа.

Я предлагаю всем нам подумать, как нам в наше время могут помочь знания о Святой Царской Семье, потому что это тот редкий случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых.

  1. «СОЕДИНЕНЫ НА ВЕЧНОСТЬ…»

Николай Александрович впервые увидел свою будущую жену в 16 лет на балу в день свадьбы её сестры. После смерти Александра I 14 ноября 1894 года состоялась очень скромная церемония бракосочетания. Школа любви начинается с семьи. Николай и Александра любили друг друга трепетно и нежно с юных лет и до конца. Всю жизнь для Николая жена была «Солнышком». Что же писала Александра Фёдоровна о таинстве брака? «Брак - это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого». И они в полной мере исполнили закон Христов. Для детей они были самым лучшим образцом для подражания. В семье Царя Николая Александровича любовь ставили превыше всего земного и свою Семью строили на Вере и Любви. Из дневника Царицы Александры Федоровны: «Всегда любить – это долг». Вся жизнь Семьи – подтверждение этих слов. Этот дар сопряжен с ответственностью, с отказом от себялюбия, в служении друг другу, во взаимопомощи во всех жизненных обстоятельствах.

Если познакомиться с тем, что писала Царица Александра, можно увидеть и понять многое. Не забывая при этом, что это были реальные люди, жившие совсем недавно. «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…»; « Как счастлив дом, где все – дети и родители – верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье – когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом – это место тепла и нежности».

Анна Вырубова, близкий человек Царской Семьи, написала в своих воспоминаниях: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видела их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга». Вот когда эта иерархия соблюдается, то в семье идет все очень гармонично. Это подобно соку, находящемуся в живом растении: если перерезать у растения какую-то ветвь, сок перестает туда поступать. Сначала там еще теплится некая жизнь, но потом она прекращается, и лист или ветка отмирают. Точно так же и в отношении семьи: если на каком-то уровне нарушается благодать, нарушается эта Богом задуманная иерархия, то семья испытывает серьезные трудности. Это – духовный закон, который никто не отменяет, знают об этом люди или не знают.

В Царской Семье была именно такая иерархия, традиционный патриархальный уклад. Конечно, царица Александра могла быть в чем-то эмоциональна – всем психологам известно, что женщины более эмоциональны, чем мужчины. Но нельзя забывать и о том, что в Царской Семье всегда главой был Император. И надо понять, что он как мужчина нередко советовался со своей женой как помощницей, но окончательное решение всегда принимал лично.

Александра Федоровна была удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично, Александра Федоровна была замечательной супругой и матерью. И этим она может быть примером для многих современных женщин, которые с головой уходят в карьеру, занимаются своим имиджем или, прежде всего, думают о благоустройстве дома, а не о детях.

  1. ИСТИННАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ - В ЧИСТОТЕ.

Дочерей (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) воспитывали не как великих княжон, а как простых русских женщин. Девочки не знали, что такое роскошь, спали на жёстких кроватях, сами чинили свои платья. У них были самые простые развлечения. С самого раннего возраста великие княжны занимались рукоделием, чтением священных книг. Они были талантливы, и поэтому учение давалось им легко. Несмотря на то, что сёстры были очень похожи, каждая обладала своим характером, у каждой были свои индивидуальные особенности.

У детей были замечательные учителя, они много общались с другими людьми. У Царской семьи было много друзей и знакомых. В своих воспоминаниях эти люди отмечали, что мало где можно найти таких простых, милых и образованных детей. Что нигде не найти семьи, где бы так терпимо относились друг к другу, так нежно и преданно любили друг друга.

Приведу здесь несколько цитат из записок приближённых Царской семьи.

«Императрица в самом деле воспитывала дочерей сама, и делала это прекрасно. Трудно представить себе более очаровательных, чистых и умных девочек. Она проявляла свой авторитет только при необходимости, и это не нарушало той атмосферы абсолютного доверия, которая царила между нею и дочерьми. Она понимала жизнерадостность юности и никогда не сдерживала их. Если они шалили и смеялись. Ей также нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий…» (из воспоминаний Софи Буксгевден).

«В общем, трудноопределимая прелесть этих четырёх сестёр состояла в их большой простоте, естественности, прелести и врождённой доброте» (Пьер Жильяр)

«У всех четырёх было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Всё, что они делали, было проникнуто основательностью в исполнении» (А. Мосолов)

Особое внимание императрица уделяла устройству дома, ведь это сильно влияет на воспитание детей: «Это место, где растут дети - растут физически, укрепляют своё здоровье и впитывают в себя всё, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие».

Жизнь княжон не была ни веселой, ни разнообразной. Воспитывались они в строгом патриархальном духе в глубокой религиозности. Это и воспитывало в них ту веру, ту силу духа и смирения, которые помогли им безропотно и светло вынести тяжелые дни заточения и принять мученическую смерть. Государыня не позволяла княжнам ни одной секунды сидеть без дела. Они должны были быть всегда занятыми, всегда находиться в деле. Они умели находит счастье и радость в малом. Никто и никогда не чувствовал себя с ними стеснённо, их простота делала всех такими же простыми и непринуждёнными, какими они были сами».

Девочки никогда ни перед кем не подчёркивали своего царского происхождения. Наоборот. Они страшно стеснялись и краснели, когда их называли по титулу или оказывали и особые знаки внимания. «Вы с ума сошли! Зачем вы меня так называете?!» - эти слова были обращены к старой баронессе Буксгевден, которой однажды пришлось назвать княжну Ольгу полным титулом.

Как уже говорились выше, сёстры обладали совершенно разными характерами. Несмотря на то, что Ольга была старшей, несомненным авторитетом обладала Татьяна. Именно она, обладая практическим умом, больше остальных помогала матери. Ухаживала за младшими сёстрами и братом, принимала большое участие организации дворцовых праздников и кроме того была очень хозяйственна. Ольга более была склонна к философским размышлениям, поражая окружающих глубиной своих мыслей. «Всё это только красивые фразы, - однажды сказала дочери
Императрица Александра Фёдоровна, - А дела нет никакого!» « Красивые слова поддерживают людей, как костыли», - заметила мудрая Ольга.

Александра Фёдоровна также писала детям нежные, полные любви письма, которые, несомненно, укрепляли и поддерживали их нравственно.

«Моя милая, маленькая Ольга. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди». (Из переписки)

«Моя дорогая Машенька, твоё письмо меня очень опечалило, милое дитя, ты должна пообещать мне никогда впредь не думать, что тебя никто не любит. Как в твою голову пришла такая необычная мысль? Быстро прогони её оттуда. Мы все очень нежно любим тебя, и только когда ты чересчур расшалишься, раскапризничаешься и не слушаешься, тебя бранят; но бранить - не значит не любить. Наоборот, это делают для того, чтобы ты могла исправить свои недостатки и стать лучше».

И никакого раздражения, криков и упрёков. Царица сама была кроткая, как ягнёнок и этому учила и дочерей. И не только на словах, но и собственным примером прекрасно показывая это так сказать на «практике».

Воспитание дочерей в царской семье действительно было строгим, поскольку так была воспитана сама Александра Федоровна, да и Государя Николая в детстве не баловал отец - Император Александр III.
Царевны спали на походных кроватях, мало покрытые, каждое утро принимали холодную ванну. Государыня, сама очень скромная в одежде, в выборе причесок, не позволяла и дочерям много наряжаться. Великая княжна Ольга Николаевна полностью восприняла это отношение к роскоши и, по воспоминаниям, одевалась очень скромно, постоянно одергивая в этом отношении своих младших сестёр.

Мы знаем, что каждый рубль, сэкономленный на роскошных нарядах, шёл на благотворительность.

Может быть, Александра Федоровна, будь она обычной матерью, и побаловала бы дочерей, но она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных: когда началась Первая Мировая Война, новые платья вообще перестали шиться. Великим княжнам приходилось самим аккуратно чинить свою одежду. Получилось точь-в-точь по апостолу Павлу: не плетением волос украшались царские дочери, но добрым и смиренным нравом.

  1. «КОГДА Я БУДУ ЦАРЁМ, НЕ БУДЕТ БЕДНЫХ И НЕСЧАСТНЫХ»

Воспитание и обучение Алексея замедлялось тем, что он был болен наследственной болезнью - гемофилией. Он был любимцем семьи, всеобщим баловнем. Но за ним нужен был постоянный уход, так как даже самое маленькое падение могло привести к смертельному исходу. Но это развивало в Царевиче доброе и отзывчивое к чужому горю сердце, так как он сам испытывал горе. А мать, которая дни и ночи сидела у его постели, жертвуя собственным здоровьем. Какой самоотверженный пример она ему показывала!

Из-за своей болезни цесаревич не мог регулярно посещать уроки. У него был учитель, наставник и его верный друг - Пьер Жильяр. «Императрица относилась к воспитанию и обучению своих детей, как мать, всецело преданная своему долгу». Императорская чета скрывала от народа серьёзность болезни цесаревича, и даже Пьер Жильяр толком не знал о ней до того, как царевич стал его воспитанником. «Я чувствовал, однако, что не имею права уклониться от тяжёлой задачи, которая мне предстояла, раз обстоятельства дозволяли мне, быть может, оказать непосредственное влияние, как бы оно ни было мало, на духовное развитие того, кому придётся в своё время быть монархом одного из величайших государств Европы».

Отношения наставника и воспитанника поначалу были натянуты. Но проходил день за днём, и авторитет учителя укреплялся. У Алексея Николаевича всё чаще стали проявляться порывы доверчивости. В это время Жильяр лучше узнавал воспитанника и убеждался, что при богатой натуре и таком количестве счастливых дарований было бы несправедливо терять надежду. Пьер Жильяр отмечал, что постоянное присутствие людей рядом с царевичем, например матросов Деревенко и Нагорного, вредно последнему. «Это не укрепляет его внимания и мешает нормальному развитию воли ребёнка. Тем более, что невозможно было предусмотреть все несчастные случаи, и чем надзор становился строже, тем более он казался стеснительным и унизительным ребёнку и рисковал развить в нём чувство его избегать, скрытность и лукавство».

Жильяр сказал об этом государю и государыне, и самоотверженные родители, которые хотели видеть царевича мужественным и стойким нравственно, решили сделать этот рискованный шаг.

Цесаревич был в восторге. Но Жильяр опасался, что эта свобода может повлечь за собой новую болезнь. Вначале всё шло хорошо, но то, чего так боялись, всё-таки случилось. Болезнь была тяжёлая, но родители наследника переносили всё с кротостью и смирением, полагаясь на помощь божию. «Выздоровление бывало всякий раз очень медленно. После двух месяцев Государь и Государыня выказали решимость, несмотря на риск, держаться уже избранного ими пути».

Чтобы укрепить сына Николай Александрович возил его в Ставку, где они жили настоящей солдатской жизнью. Дух войска поднимался обаянием личности царственного отрока, появлявшегося на различных участках фронта. Почти весь 1914 год наследник, несмотря на то, что ему исполнилось лишь двенадцать лет, провёл в Ставке и в разъездах с отцом.

Но продолжалась обычная жизнь и, естественно, уроки. Жильяр с радостью отмечал успехи своего воспитанника. Он убеждался, что данная ему свобода пошла на пользу.

Однако воспитатель цесаревича осознавал, какая тяжёлая обязанность на него наложена. Ведь от него «должно было зависеть направление всего дальнейшего воспитания Алексея Николаевича». Но природные данные цесаревича устраняли недостатки его воспитания. Многие окружающие замечали это и отзывались очень положительно о его качествах.

«Наследник Цесаревич Алексей Николаевич был умный, наблюдательный, ласковый, жизнерадостный. Он совмещал в себе черты отца и матери: унаследовал простоту отца, был чужд надменности, заносчивости, но имел свою волю и подчинялся только отцу. Мать хотела, но не могла быть с ним строгой. Его учительница Битнер говорит о нём: «Он имел большую волю и никогда не подчинился бы никакой женщине». Он был весьма дисциплинирован, замкнут и очень терпелив. Несомненно, болезнь наложила на него отпечаток и выработала эти черты. Он не любил придворного этикета, любил быть с солдатами и учился их языку, употребляя в своём дневнике чисто народные русские выражения… Дети говорили с отцом по-русски, с матерью по-английски и по-французски. Они все были воспитаны в условиях чрезвычайной скромности и простоты, что стало уже их привычкой».

В лице Алексея Николаевича Россия приобрела бы прекрасного государя. Он любил Россию, русский язык, русский народ. Он понимал, что такое страдание. У него были обширные для его возраста познания. Он также любил общаться с простыми солдатами. Часто он говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы».

  1. «УХАЖИВАТЬ ЗА РАНЕНЫМИ - МОЁ УТЕШЕНИЕ».

Дети царской семьи воспитывались не в роскоши и не в безделье. Даже ужасов войны от них не скрывали. Когда началась война, государыня вместе с девочками организовала собственный госпиталь. Стали чаще организовываться благотворительные акции в пользу армии. В основном на этих акциях были изделия, сделанные самой императрицей и великими княжнами. Ольга и Татьяна каждый день посещали госпиталь.

«Ухаживать за ранеными - моё утешение, вот почему даже в прошлое утро я ходила в госпиталь, пока у тебя был приём, чтобы окончательно не упасть духом и не расстроить тебя».

Когда началась война, жизнь царской семьи стала ещё строже. Великие княжны днями не снимали костюм сестёр милосердия. Они трогательно и самозабвенно лечили раненых солдат. Перевязывали им раны и делали самую неприятную работу. Они как могли утешали раненых, но для солдат большим утешением было просто видеть рядом с собой добрых, заботливых и ласковых сестёр милосердия.

В это время императрица и девочки отдавали себя этому милосердному делу - помощи раненым солдатам. Они забывали себя ради других. В этой заботе проявляется и их патриотизм, желание помочь дорогой родине в эту трудную годину.

Царская Семья дает нам величайшие примеры патриотизма, верности Отечеству до смерти. В мире нет другого примера, чтобы Государыня и старшие Царевны (19 и 17 лет) работали сёстрами милосердия. Поступок матери стал примером для Великих княжон, они последовали ее примеру. Старшие дочери, Ольга и Татьяна, окончив курсы медсестер, тоже пошли работать в госпиталь. Многие знают, как представительницы женского пола реагируют на кровь, на открытые раны; преодолеть этот страх дано не каждому – только тому, у кого есть любящее людей сердце. А эти юные девушки работали в операционной… Марию и Татьяну родители не отпустили работать в госпиталь, но они помогали раненым по-своему: готовили бинты, шили белье.

Главный врач лазарета Гедройц (эсерка) говорила: «Они не играли в сестёр милосердия, как многие светские дамы, а именно были ими в лучшем значении этого слова».

Царевны даже не допускали мысли о замужестве вне России, они говорили, что они Русские девушки и хотят жить только в России. Из Тобольска в декабре 1917 года Царица пишет: «Благодарю Бога, что позволил остаться в России, … как хочется с любимым больным человеком все разделить, … так и с Родиной».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этим великим людям изначально приуготовлялся великий подвиг. Они удостоились мученического венца. До конца стояли за Христа, за веру и Отечество. Ко всем их качествам можно прибавить ещё одно - они любили свою Россию. И чтобы не погубить её и не погубить свой народ, они добровольно пошли на эти муки. Император знал, что ему уготовано, он мог уехать, скрыться избежать этого, но он остался.… Остался страдать вместе со своей многострадальной Родиной и своим великим народом, за который отвечал перед Богом. И этому он всегда учил своих детей. Своим примером заботливости, самопожертвования, любви и кротости, которую подавала им Александра Фёдоровна. Пример мужественности, стойкости, патриотизма, который подавал Николай II. Больше ничего и не нужно. Дети впитывали это с раннего возраста. С раннего возраста познавали они и Христа, научились верить и безгранично любить его.

Неисчерпаемый кладезь добротолюбия для подражания дан нам в жизненных примерах: целомудрие, вера в торжество добра, терпение, мужество, благочестие без выставления напоказ, правдивость, «Чти Отца и Мать». Это достойный пример и вдохновение на счастливую семейную жизнь. У детей была постоянная мысль облегчить заботы и тревоги своих родителей. В ужасные дни испытаний всепрощение и любовь к Божиему миру не меркли, что внушало уважение даже тюремщикам. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем, и никогда в обращении не показывать своего положения. Такими должны быть и мои дети» (Царь Николай II). «Дети должны учиться самоограничению. Они должны отказываться от собственных желаний ради других людей» - (Царица Александра Фёдоровна). Пример воспитания царских детей навсегда останется в наших сердцах, как образец воспитания настоящих русских людей.


Кто в детстве не мечтал оказаться на месте царевны или царевича? По общему мнению, царские дети спят на мягких перинах, едят одни пирожные и вообще делают что хотят. Но если бы такой мечтатель хотя бы на один день поменялся местами с кем-нибудь отпрысков царской династии Романовых, он был бы жестоко разочарован.

Благополучное детство Алексея Михайловича Романова

Кому с детством повезло, так это Алексею Михайловичу. В младенческом возрасте за ним с лаской и любовью ухаживала матушка Е.Л.Стрешнева, которая прекрасно помнила, каково быть сиротой. В возрасте пяти лет к воспитанию мальчика в духе православия подключились его дед и патриарх Филарет, а позднее – боярин Борис Морозов, ярый «западник». Приставленный к царевичу дьяк учил его по персональному древнерусскому букварю, с титлами и заповедями. К десяти годам любознательный Алексей освоил Часовник, Деяния апостолов, Охтой (нотная грамота для богослужений), умел бойко читать, писать и петь стихиры и каноны по крюковым нотам.


От Б.И. Морозова царевичу досталась «потеха»: детские латы, изготовленные немецким мастером П. Шальтом, игрушечный конь и картинки по три алтына в Овощном ряду. Детская библиотека Алексея содержала 13 томов, там были не только богослужебные книги, но и изданные в Литве Космографии, Грамматики и Лексикона. Морозов первым облачил царевича в немецкую одежду. Разностороннее воспитание благоприятно сказалось в зрелые годы разумного правления Алексея Михайловича (Тишайшего).


«Золотой мальчик» Петр II

В противоположность Алексею Михайловичу детство его правнука Петра II прошло в невежестве и забавах. Мать Петра, София-Шарлотта Брауншвейг-Вольфенбюттельская, умерла через несколько дней после его рождения. Отец, царевич Алексей Петрович, сыном не занимался, по большей части пребывал за границей, а спустя два года был насильственно привезен в Россию и умерщвлен в Петропавловской крепости.


В младенчестве за цесаревичем Петром надзирала няня, гофмейстерша Роо, заранее выбранная матерью, и две малограмотных протеже отца из Немецкой слободы – вдова портного и вдова трактирщика. «Мамки» поили младенца вином, чтобы не хныкал. После гибели сына Петр I прогнал вдов, а Меньшиков по его поручению приставил к внуку императора пажа Екатерины С.А. Маврина и танцмейстера Нормана, бывшего моряка. В семь лет за юного Петра взялся И.А. Зейкин, карпатский русин. Учили царевича морскому делу, истории, географии, математике и латыни.


Однако, мальчику наука шла не впрок. Обладая умом «живым и проницательным», по словам Х.Г. Манштейна, он отличался полным неприятием серьезных занятий. Втянутый в 9-ти летнем возрасте в круг недетских забав Иваном Долгоруковым, царевич Петр увлекся охотой и застольями с обильным возлияниями. "Часы, свободные от верховой езды, охоты, развлечений, проходят в слушании пустых россказней", - писал в донесении резидент английской разведки. Петру II не дано было повзрослеть и остепениться. Он умер от оспы в возрасте 14 лет.

Трудное детство в императорской семье

Но подобной свободы царским детям больше не выпадало. Так, при Павле I режим воспитания в императорской семье был весьма жесткий. В 1800 году Император назначил 55-летнего генерала М.И. Ламсдорфа воспитателем своих детей, Николая и Михаила, предупредив: «Не сделайте из моих сыновей таких повес, как немецкие принцы». И Ламсдорф постарался. Будущего императора Николая I и его брата пороли розгами, щипали, лупили линейкой, били головой об стену. «Граф Ламсдорф сумел внушить нам одно чувство – страх, - писал Николай I спустя годы. – Его строгость с запальчивостью отнимала у нас чувство вины, оставляя досаду за грубое обращение, часто незаслуженное».


Памятуя о несчастливом детстве, император Николай I запретил физические наказания. Средством воспитания стали: ограничение в еде и запрет на встречу с родителями. Маленьких могли поставить в угол. Так, будущий Александр II из-за невыученного стихотворения обедал одним супом, а за «необыкновенную апатию» на уроке истории царственный отец запретил мальчику подходить к нему перед сном.

Но самое суровое детство выпало на долю детей Александра III. «Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые, русские дети», - объявил он, принимая английские обычаи, близкие к аскетизму. Царственные мальчики и девочки спали на волосяных матрасах, кушали на завтрак овсянку и принимали холодные ванны. За воспитанием будущего Николая II, его братьев и сестер следила типичная английская няня Элизабет Франклин.


Детям были привиты строгие правила этикета, послужившие причиной голодных страданий, а цесаревича Николая заставившие пойти на святотатство. Так, на семейных обедах, где было много приглашенных, еду по регламенту подавали сначала Александру III с Императрицей, потом гостям, в последнюю очередь детям. Когда императорская чета заканчивала кушать, тарелки тут же уносили. Великая княгиня Ольга вспоминала, что они с братьями едва успевали проглотить один или два куска. «Мы не могли зайти украдкой в буфет и попросить бутерброд или булку, - вспоминала Ольга. - Такие вещи просто не делались». А Николай, вконец изголодавшись, однажды проглотил начинку крестильного крестика – кусочек пчелиного воска с частицей Животворящего креста.

Щадящий режим цесаревича Алексея

По воспоминаниям Великого князя Александра Михайловича (Сандро), с 7 до 15 лет жизнь мальчиков в императорской семье превращалась в прохождение службы. Каждому юноше присваивалось звание офицера полка и выдавался соответствующий мундир.
В 6 утра – подъем, чтение молитв на коленях и холодная ванна. На завтрак чашка чая и хлеб с маслом. С 8-ми утра уроки фехтования, гимнастики, артиллерии, - в каждом дворце имелась пушка для учебной стрельбы. Далее, до 6-ти вечера с перерывом на обед они изучали Закон Божий, историю, географию, математику, иностранные языки – словом, полный гимназический курс на дому. Кроме этого, мальчиков учили верховой езде и штыковой атаке.


Цесаревич Алексей, единственный сын Николая II, избежал участи дядьев и кузенов, но счастлив оттого не был. Врачи диагностировали гемофилию на второй день жизни младенца, увидев, что пупок продолжает кровоточить. Любой синяк для мальчика превращался в проблему, любой толчок мог привести к внутреннему кровотечению.

Алексей получал классическое образование, но вместо скачек и фехтования он занимался танцами и музыкой. Вместе с тем он был атаманом всех казачьих войск по праву рождения, а в 11 лет получил звание ефрейтора.

Цесаревич был подвижным мальчиком, мечтал ездить на велосипеде, играть в теннис с сестрами, что было категорически запрещено. Учитель французского языка Пьер Жильяр писал в мемуарах, как не уследил за Алексеем, тот упал и стукнулся коленом об угол скамейки. На следующий день цесаревич уже не смог встать. Вся нога опухла и причиняла сильную боль.

Придворный врач давал мальчику 16 лет жизни, но в 13 лет цесаревича настигла смерть от пули красноармейца.

Когда речь заходит о семье Романовых, у многих возникает вопрос,
.

От редакции: Семья —хранительница традиций, колыбель человека и «колыбель культуры», по словам И. А. Ильина. В наше время институт семьи находится под угрозой. Неслучайно 2008 год объявлен Годом семьи. В истории России уникальна и трагична судьба семьи последнего императора Николая II. В июле этого года исполнилось 90 лет со дня гибели Царской Семьи. Историческая справедливость постепенно восстанавливается и правда о событиях того време¬ни и ожизнисемьи Романовых становится достоянием общественности. Предлагаемая читате¬лю статья раскрывает духовные основы отношений в Царской Семье .

В настоящее время часто приходится слышать жа-лобы родителей на своих взрослых детей: «Нет в наших детях ни послушания, ни смирения, ни тер-пения. Горько осознавать нам, что наши дети не любят нас и вспоминают о нас только тогда, когда мы мо-жем быть им полезны. Они не станут опорой нам в старости и не помогут нам, когда мы будем больны и немощны». «Наши дочери, -сокрушаются матери, - не целомудрен-ны, не берегут свою девичью честь. В замужестве они не уважают и не слушают мужей своих; для них нет семейных ценностей, поэтому они не берегут свои семьи, разводят-ся и дети растут при живых отцах „безотцовщиной". Да и детей рожать не хотят. ведь им нужно от жизни взять всей пожить для себя».

Чтобы найти положительный пример для воспита-ния своих детей, обратимся сегодня к семье последне-го Российского Государя Николая II. Особенно важен для нас вопрос воспитания дочерей в этой семье. Все, кто знал эту семью, единодушно отмечают, что Царевны были хо-рошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли напо-каз своего высокого звания. Со всеми они были просты, ласковы, вежливы. Они очень любили своих родителей и были послушны им. Они были истинными христианками и патриотами своей Родины. Со смирением и кротостью взошли они на Екатеринбургскую Голгофу и приняли му-ченическую смерть.

Как же воспитывались эти девочки? Кто занимался их воспитанием? Что полезного для себя может взять каж-дый из нас для воспитания собственных дочерей или учениц своих школ? Прежде чем воспитывать детей, необхо-димо воспитать себя. Вот один из принципов воспитания в Царской Семье. Мы должны быть сами именно такими, какими хотим видеть наших детей. Для Государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удержи-вание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере люб-ви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».

Государыня сумела воспитать и передать детям чув-ство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Дети очень любили своего отца. Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. Отец, в свою очередь, при большой занятости го-сударственными делами, любое свободное время посвя-щал жене и детям. Как важно благодатное влияние отца, обладающего нравственным авторитетом, на детей!

В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые прихо-дит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нрав-ственно здоровой личности. Не может быть личность пол-ноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома Дом для Государыни -«это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сде-лать наш дом светлым, добрым, чистым».

Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишь-ся слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомне-валась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознатель-но, никогда не требовала от детей невозможного и всег-да твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них ав-торитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оста-вались при ней.

Царица была строгой матерью. Она не допускала, что-бы дети праздно проводи ли время, они всегда были заня-ты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чте-ние. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам не-приятно», - пишет Александра Федоровна. Девочкам не-когда было скучать, они не были бездельницами. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались руко-делием, ставили домашние сценки и что самое порази-тельное- не прекращали обучения.

Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», - вспоминала Анна Вырубова.

Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! «Долг родителей - подготовить де-тей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - Дети должны учить-ся самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хо-чется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причи-няет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежно-сти. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без по-мощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

Государыня не прятала своих детей от жизни, она ска-зала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Так в 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных ба-зарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вы-рученные деньги был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных боль-ных, то посылала туда дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных туберкулезом. Но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посе-щали многих тяжелейших пациентов.

Государыня очень заботилась о нравственном воспи-тании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден, - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они чита-ли. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Это касалось и племянницы Государя - Ирины. Родственники и ари-стократическое общество были обижены, но Государыня была непреклонна.

Таким образом, с одной стороны царские дочери ви-дели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале. Но они не знали мерзостей по-рока. Смрад порока не коснулся их даже в заключении, когда похабники-караульные пытались оскорбить чистоту юных девушек.

Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но Ольга решительно отказалась. «Я не хочу быть иностранкой в своей стране, - заявила она, -я русская и хочу оставаться русской». Родители не стали принуждать ее, и переговоры о сватовстве были отложе-ны на неопределенное время. В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей закончили курс медсестер и работали на-равне с другими медсестрами в Царскосельском госпи-тале. Работа была тяжелой и в физическом, и в мораль-ном плане. Они работали на пределе своих юных сил. «Лазареты, раненые и панихиды - вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф. Винберг. Но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг. Осознавая себя Великими Княжнами, Ольга и Татьяна во время войны занимались и общественной деятельностью. Они были инициаторами организации комитетов, назван-ных их именами. С начала войны Великая Княжна Ольга работала в своем комитете помощи семьям военнослу-жащих. Великая Княжна Татьяна в середине 1915 г. стала заведовать комитетом помощи беженцам, наводнившим

тогда Россию. Обе Великие Княжны во время войны проя-вили себя большими труженицами и патриотами.

Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц до-машнего очага. «Дом и семья - этого, что держится в пер-вую очередь на женщине, и каждая девушка обязана по-нять это еще в детстве», - писала Императрица и в этом была уверена. Царица обучала дочерей основам домаш-него хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощ-ниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только ма-терью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у нее сове-та. Так Ольга пережила скрытую от всех личную драму. И только мать знала об этом. Из ее писем к дочери мы ви-дим конкретный пример, как чутко и бережно относилась Государыня к чувству старшей дочери. В этих письмах мы не найдем ни приказов, ни запретов, хотя мы понимаем, что Александра Федоровна огорчена выбором Ольги.

В семье последнего Российского Императора было четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Это были четыре личности, четыре характера со своими поло-жительными и отрицательными качествами.

Старшей была Великая Княжна Ольга. Характерными чертами ее были сильная воля, неподкупная честность и прямота, чем она походила на мать. Из всех сестер она была самая умная и талантливая. Она не любила хозяй-ства, не была практичной, но предпочитала уединение и книги. Современников покоряли ее обаяние и чувство юмора.

Более других детей Великая Княжна Ольга была похо-жа на Государя, которого она, по словам учителя Сиднея Гиббса, «любила больше всего на свете». Ее так и называли - «дочь отца». Отношения с матерью у Ольги скла-дывались сложнее. Это был самый трудный ребенок Александры Федоровны.

Ольга была упряма, капризна, своевольна. Старшая царевна была вспыльчива, хотя и отходчива. Такие отри-цательные качества характера могли перерасти в озло-бление на всех окружающих, угрюмость, в конечном ито-ге, уныние, отчаяние и одиночество.

Александра Федоровна, конечно, видела недостат-ки дочери. Как же она помогала Ольге избавиться от них? Вот, например, как разрешался конфликте гувернанткой. Государыня пишет Ольге: «Бог преподает нам урок терпе-ния. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко все переживаешь и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык. Быстро по-молись, чтобы Бог тебе помог... Старайся всегда ей (гувер-нантке) сочувствовать и не думай о себе. Тогда с Божьей помощью тебе легче будет терпеть. Да благословит тебя Бог. Очень нежно тебя целую. Твоя мама».

Дети в царской семье, как и в других семьях, ссори-лись. Вот как мать увещевает старшую дочь: «Старайся быть более послушной и не будь чересчур нетерпеливой, не впадай от этого в гнев. Меня это очень расстраивает, ты ведь сейчас совсем большая. Ты видишь, как Анастасия начинает повторять за тобой».

Достаточно этих двух примеров, чтобы понять, как мать с любовью, но твердо ведет дочь на борьбу со своими недостатками. В ее письмах нет ни угроз, ни оскорблений.

Со временем Ольга Николаевна научилась бороться со своими недостатками. Не зря именно через Великую Княжну Ольгу Государь передал свою последнюю волю: «Отец просит передать всем, кто ему остался предан и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мсти-ли за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что зло, которое сейчас в мире, будет еще силь-нее, но что зло не победи т зло, а только любовь».

Татьяна Николаевна была «Великой Княжной с головы до ног, так она была аристократична и царственна», - пи-сала Ф.Я. Офросимова. У Татьяны рано определился цель-ный характер, хозяйственная сметка, практичность, дело-витость. Среди сестер она была главной. Дети дразнили ее «гувернанткой», когда в отсутствии матери она неуклонно заставляла всех выполнять волю Государыни. «Это была спокойная, ловкая и дельная хирургическая сестра», - го-ворил о ней доктор Деревенко. Великая Княжна Татьяна обладала незаурядными организаторскими способностя-ми. В тяжелое военное время она выступила инициатором создания комитета ее имени для оказания помощи бе-женцам. Занимая пост Председательницы комитета, она работала в нем активно, «разумно» и «толково», по словам А. Мосолова.

Она была любимицей Императрицы, именно Татьяна стремилась окружить ее постоянной заботой. «Пожалуйста, дорогая мама, не бегай по комнатам, про-веряя, все ли в порядке»; «Миленькая, не беспокой-ся о Беби. Я присмотрю за ним, и все будет в порядке»; «Благословляю вас, мои любимые. Спите хорошо. Много раз целую тебя и дорогого папу», - так пишет матери девочка - подросток.

Да, Татьяна была лидером. Но эти качества лидера могли бы перерасти в гордыню, тщеславие, бескомпро-миссное подчинение других своей воле. Но этого не про-изошло. Александра Федоровна мудро руководила духовным возрастанием дочери. «Я даю тебе слово, что буду делать все, чего ты хочешь, и всегда буду слушаться тебя, любимая»; «Я молюсь, чтобы Бог сделал меня лучше». -писала она матери в 1916 г. А как поступаем мы, видя в наших детях зачатки лидера и организаторские способ-ности? Мы стремимся развить в детях эти качества для самоутверждения, наделяя их тщеславием и гордыней. С годами в Татьяне развилось чувство долга. В ней жила евангельская истина отношения к богатству как к воз-можности помогать людям. В феврале 1918 г. она писала: «Жалко людей бедных, которым раньше мы могли помо-гать, а теперь это невозможно».

Великая Княжна Мария Николаевна была по воспоми-наниям Дитерихса «...типично русская, добродушная, ве-селая, с ровным характером, приветливая девушка». Она была общительна, любила поговорить с простыми людь-ми -солдатами охраны, матросами яхты «Штандарт». Во время ареста она сумела расположить к себе всех окружа-ющих, не исключая комиссаров Панкратова и Яковлева, а в Екатеринбурге охранники-рабочие обучали ее гото-вить лепешки из муки без дрожжей. Она любила возиться и нянчиться с маленькими детьми. Из нее получилась бы прекрасная жена и мать.

Мария была религиозна. Это чувство быпо в ней осно-вательным и глубоким. Чаще других детей она говорила с матерью о вере и Церкви и делилась с ней своими рели-гиозными переживаниями: «...после молитвы у меня было такое чувство, как будто я пришла с исповеди,., такое при-ятное, небесное ощущение».

Но Мария не обладала сильным, волевым харак-тером. Она находилась в полном подчинении у сво-ей младшей сестры Анастасии. По своей доброте она старалась услужить сестрам и брату. А они называли ее «добрый, толстый Туту», или «Машка». Ей казалось, что они порой обижают ее, и она плакала и жаловалась матери. «Милое дитя, ты должна пообещать мне никог-да впредь не думать, что тебя никто не любит. Мы все очень нежно любим тебя» - утешала ее мать. Мария не обладала яркими способностями и имела склон-ность к лени. Но Александра Федоровна не позволила превратиться Марии в безвольного человека, находя-щегося в подчинении у других с комплексами нелюби-мого ребенка. Уезжая со старшими дочерьми, она на-казывала Марии: «Ты в этой группе старшая и поэтому должна хорошо присматривать за младшими»; «Когда вы утром встанете, напиши мне, как у вас троих дела, и вечером - о том, как вы провели день». Мать дава-ла дочери различные поручения, побуждая ее к само-стоятельности. Не зря Александра Федоровна взяла с собой из Тобольска в Екатеринбург только Марию, остальные сестры остались в Тобольске с больным на-следником. «Трудно написать что-нибудь хорошее, так как здесь этого слишком мало. Но зато Бог не оставляет, солнышко светит, и птички поют»-писала Мария брату Алексею из Екатеринбурга 2 мая 1918 г.

Младшая из Великих Княжон - Анастасия. Основной чертой ее не до конца раскрывшегося характера была веселая ребячливость. Это была девочка-«сорванец», «Швибз», как называли ее родные. Когда царевичу не хва-тало мальчишеского общества, «постреленок» Анастасия успешно заменяла его. Она умела подмечать слабые сто-роны людей и комично имитировать их, с удовольствием участвовала в домашних постановках, всех смешила, со-храняя делан но-серьезный вид. Ее проказам и шуткам не было конца то на дерево залезет, и только по приказу отца спустится оттуда, то на подносе сьедет с лестницы, как с горки.

Но куда же могла привести подобная веселость и жи-вость? Ведь шутки бывают злыми. Так однажды во вре-мя обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия за-бралась под стол и стала гостей щипать за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудоволь-ствие. Ачто же родители? Государь, поняв, в чем дело, вы-тащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Родители не поощряли злых шуток и наказывали за них. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство - веселость ее не только радовала, но и уте-шала окружающих. И порой Анастасию называли детским именем матери - «Солнечный луч». «При ней даже ране-ные пляшут», - говорили об Анастасии Николаевне, когда она бывала в госпитале. В военное время она и Мария - младшая пара сестер - работали на раненых шитьем бе-лья для солдат и их семей, приготовлением бинтов и кор-пии. Все это делала Анастасия, которая была очень ленива от природы.

Анастасия была утешительницей. «Мои ноги», - гово-рила Государыня про младшую дочь, когда из-за болезни вынуждена была си деть без движения.

Вот так из проказницы и лентяйки была воспитана смиренная и послушная день, которая очень любила сво-их родителей. Она писала в записке отцу перед отъездом родителей 18 апреля 1918 г.: «Храни тебя Господь и все святые, мой папа, дорогой и любимый. Мысленно и мо-литвенно будем все время с вами. Я даже не могу себе представить, как это мы сможем остаться без вас. Верю и надеюсь, что Господь поможет. Спокойной ночи, папа, зо-лотой мой, ненаглядный!» Многим ли отцам писали такие письма? Многим ли отцам говорили такие слова?

Мы познакомились с четырьмя характерами, че-тырьмя личностями девочек и девушек. С одной сторо-ны, четыре сестры были уникальными личностями, как и каждый человек уникален, обладали своими личны-ми достоинствами и недостатками. Нос другой сторо-ны, они обладали общими достоинствами. Они были послушны, смиренны, терпеливы, милосердны, ласко-вый просты в обращении с окружающими, трудолюби-вы, были патриотами своей Родины. Очень любили ро-дителей, брата, друг друга. Заслуга в воспитании таких черт характера принадлежит, в основном, матери. Как же удалось это сделать Александре Федоровне? В чем секрет? Мудрая Государыня-мать вовсе не желала пере-делывать натуру ребенка на собственный вкус и ломать ее. Она опиралась на правила христианского благоче-стия и позволяла дочерям развиваться в зависимости от качеств, данных Богом. В результате малопривлекатель-ные качества перерождались в достоинства. В основе воспитания царских дочерей - религиозное воспита-ние, без которого невозможно воспитать гармонически развитую личность.

Современные матери многое могут почерпнуть для себя и получить ответы на многие вопросы о воспита-нии детей из писем Александры Федоровны, последней Государыни Российской. Святая Страстотерпица Александра, помогай нам!


Список литературы:

}

Рассказать друзьям