Тема: «Обычаи и традиции русского народа. Русские национальные обычаи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа

Ход занятия

1.Приветствие. Здравствуйте, мои ребятки. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Поезжай за моря - океаны,

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды.

Широка и привольна земля.

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля.

Каждый день - как подарок нежданный,

Каждый день - и хорош и пригож.

Поезжай за моря-океаны,

Но богаче страны не найдёшь.

Россия - страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России гор. В горах добывают разные полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна - Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину.

2.Слушаем . Приготовьтесь слушать сказ

Про Россию и про нас.

Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали другу друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царём. И Россия стала большим и сильным государством.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда (Показ слайда). Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Без хозяина дом - сирота.

Домом жить - обо всём тужить.

В родном доме и каша гуще.

Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки - очень редкое явление.(Показ слайда).

У каждого народа есть свои традиции. Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. (Ответы детей.) Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Как в старину отмечали на Руси именины? Раньше если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя. Считалось, что если имя ребенка выбрано удачно, то ребенок будет счастливым.

В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. (Показ слайда).

Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословиц и поговорки о труде?

-«Умелые руки не знают скуки»

- «Без труда нет добра»,

- «Дело мастера боится»,

- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

- «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без дела жить - только небо коптить.

Русские люди в старину любили встречать гостей.

Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило? В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок, называют их героев).

На Руси во все времена было много умельцев. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки», «Мастер - золотые руки». А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Как талантлив русский народ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод смастерят, куда убирали одежду. А какая ж русская изба без скрипа половиц, без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками. (Показ слайда).

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его 23 сентября, в день святых Петра и Павла. Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи. (Показ слайда).

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест - благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы всегда читали такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение». (Показ слайда).

Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома. А коль урожай богат - спокойна душа у крестьянина, не страшна ему долгая, суровая зима, можно немного отдохнуть и повеселиться. Первый осенний праздник, который отмечали на Руси - Успение. (Показ слайда).

Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа. Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай. На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.

Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Этим обрядом надеялись вернуть земле е урожайную силу, последнему снятому снопу был особый почет. Его ставили в передний угол, под икону, рядом с хлебом, солью, ему низко кланялись!

Нелегкой ценой доставался выращенный урожай, много людской силы было вложено в него! От зари до зари трудились крестьяне, не жалея ни себя, ни времени, потому что знали: Земля и напоит, земля и накормит, ты только себя для нее не жалей.

14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили: «До обеда осень, а после обеда - зима!»К Покрову старались утеплить избу. На селе в этот день играли свадьбы. Высыпает деревенский люд полюбоваться молодыми, женихом да невестой. Празднично убраны повозки свадебного поезда, под дугой весело позванивают колокольцы, кони лихие, лишь дотронься - вскачь понесут! Очень интересен свадебный обряд на Руси. В центре его находилась невеста. Первую половину свадьбы она должна была плакать, печалиться, прощаясь с подругами, с родителями, с вольной девичьей жизнью. Постепенно на смену грустным, прощальным песням приходили песни веселые, величальные. На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.

14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы

Зазывалы: Эй? честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары - бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите…

Посмотрите, посмотрите. (Дети берут с изделия народно-прикладного искусства, заранее приготовленные воспитателем.) Расскажите о том, что вы купили на ярмарке. (Рассказы детей о дымковской игрушке, хохломских изделиях, Городецкой росписи и др.) А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры. Ярмарку ждали все и стар и мал. Всем хотелось получить подарок или гостинец с ярмарки. (Показ слайда).

Скоморох: Все на ярмарку спешите, торопитесь. Приходите без стеснения. Билетов не надо, предъявите хорошее настроение. Я принёс много товару разного, приходите, покупайте. Кому свистульку, кому ложку, кому гребешок, а кому пирожок?

Внимание! Внимание! Народное гуляние!

Торопись, честной народ, Масленица всех зовет!

Пусть каждый здесь поёт частушку

И за то получит сушку или сладкий пирожок,

Приходи скорей, дружок!

Подходите, не стесняйтесь.

Сладостями угощайтесь

Есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Масленица - это один из самых любимых праздников русского народа. С древних времен, на Руси существует обычай - провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины - это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом. Масляный блин - символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием. (Показ слайда).

Масленица - это один из самых любимых праздников русского народа. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны. Продолжается он целую неделю. Каждый день этой недели особенный.

Понедельник - встреча Масленицы. Пекут блины, похожие на солнышко.

Вторник - «Заигрыш». Строили горки, крепости, вешали качели, делали чучело Масленицы.

Среда - «Лакомка». Обязательно лакомились блинами.

Четверг - «Широкая Масленица». Вся еда - блинная. Пекли разноцветные блины(с морковкой, свеклой и крапивой, с гречневой муки).

Пятница - «Тещины вечерки». Семья шла на блины к бабушкам.

Суббота - «Золовкины посиделки» - шли в гости к тетям и дядям.

Воскресенье - «Прощеное воскресенье». Люди в этот день просят друг у друга

В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.

А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или: иной стране. Например, В Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают России? (Пшеницу, рожь, разные овощи). В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (На экране хлебные изделия). Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки).

А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Картошка, капуста, лук, морковь). Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка «Щи и каша - пища наша».

Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу). А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев).

В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Квас). А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.

3.Беседуем.

Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чём же он проявился?

Что русский народ умел делать хорошо? (Мастерить игрушки из глины, сочинять интересные песни, очень интересные сказки и т. д.)

Ребята, а почему Русь называют деревянной? (Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен).

- Какие на Руси отмечали праздники?

Что такое благовест?

Ребята, а что вы знаете об этом празднике Покрова Пресвятой Богородицы? (На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили: «До обеда осень, а после обеда - зима!», играли свадьбы)

Какой праздник отмечают русские люди в конце зимы и начале весны? Что это за традиция? (Праздник Масленица. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны).

С чего начинались праздничные дни на Руси?

Чем занимались люди в праздничные дни?

Как старались одеться люди?

Какое угощение готовили?

Какие добрые дела старались сделать?

Что такое традиция?

Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки:

Я не вижу ничего, Даже носа своего. На моём лице повязка, Есть такая вот игра,

Называется она…(Жмурки!) Я давно в траве сижу, Ни за что не выхожу. Пусть поищут, раз не лень, Хоть минуту, хоть весь день…(Прятки!)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят…(Горелки!)

4.Обобщаем. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, вспомнили некоторые традиции. И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

Родины себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Непреложно, как отца и мать.

Родина, Родина, милые края,

Поле васильковое, песня соловья.

Нежностью, радостью светится она,

Родина, Родина на земле одна.

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,

5.Играем. А еще в народе говорили: «Кончил дело - гуляй смело», «Делу время - потехи час!» Давайте и мы с вами немножко отдохнём, поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота». Дети становятся парами по кругу, лицом друг к другу, соединив и подняв руки как воротца. Двое бегут по кругу между парой детей. Дети, стоящие в парах произносят слова.

Золотые ворота

Пропустите меня

Я и сам пройду

И друзей проведу

На первый раз прощается

Второй раз запрещается

А на третий раз не пропустим вас.»

Пары опускают руки вниз и кто попался в воротца, тот что - нибудь исполняет, откупается (песня, стих загадка, пляска).

6.Творим, рисуем, радуемся. Рисование эпизода какого-нибудь русского народного праздника Расписывание силуэтов народных игрушек

7.Прощалочка. Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Традиций у русского народа очень много. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и какие атрибуты были к этим играм. Если вам понравилось, и было интересно, тогда расположите силуэты народных игрушек там, где солнышко, если не понравилось, то где тучка.

Обычаи и традиции русского народа.

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №9»

Бобровская Елена Николаевна

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Его обычаи и традиции связаны с календарём. Обряды приурочены к большим праздникам. Они включают в себя огромное количество песен, хороводов, игр, приговоров, танцев, сценок, народных костюмов.

Знакомство детей с русскими традициями происходит во время проведения игр, праздников. Интересными являются традиции русского народа на Масленицу. Масленица – это весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего ожидания природы. К этому празднику дети готовятся заранее и всегда с нетерпением ждут его. Родители активно участвуют в подготовке и проведении праздника.

Дети разучивают заклички Весны:

«Весна, Весна красная!

Приходи, Весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким

С корнем глубоким,

С хлебом обильным»,

зазывают Масленицу:

«Душа ль, ты моя, Масленица!

Перепелиные твои косточки!

Сахарные твои уста!

Приходи, приходи к нам на широкий двор,

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться!»

Исполняют частушки о наскучившей зиме, о приходе долгожданной весны. К празднику дети готовят красочные народные костюмы, разучивают русские народные игры: «Горшок», «Пирог», «Потолкушки», «Золотые ворота», «Сороконожки», «Ловля птиц на лету» и др.

При проведении игры «Ловля птиц на лету» дети надевают шапочки с изображением птиц. Произносят текст, адресованный «ловишке»:

«Мы - птички – невелички,

Любим по небу летать,

Ты попробуй нас догнать»

«Ловишка» старается догнать птиц и дотронуться до них, ослабевший выбывает из игры.

На Масленицу на Руси всегда устраивали кулачные бои. На празднике дети меряются силой: перетягивают канат, устраивают эстафеты, катаются на санках, проводят игру «Бой петухов».

Неотъемлемая часть праздника – это русские народные песни о весне и, конечно же, о блинах. Дети заранее разучивают русские народные песни «Как по травкам, по муравкам», «Наша Масленица», «Блины», «Ты прощай, наша Масленица». Исполняя песни, дети водят хоровод. Они двигаются хороводными орнаментальными построениями: «круг», «змейка», «капуста», «ручеек», «плетень».

Для всех накрыты столы: блины, расписные самовары с горячим чаем. Дети с удовольствием едят блины, приготовленные родителями.

Ведущие на празднике – коробейники Фома и Ерёма. Используя частушки, прибаутки, коробейники в интересной форме рассказывают о том, как на Руси проводили каждый день Масленицы:

Понедельник – Масленицу встречали.

В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду и ставили на снежной горке.

Вторник – «заигрыш».

С этого дня начинались разного рода гулянья, представленья.

Третий день – «лакомка».

Она открывала угощение во всех домах блинами и другими явствами.

Четверг – Широкая Масленица.

Походили игры и веселья, с этого дня начинались кулачные бои.

Пятница – тёщины вечерки.

Суббота – золовкины посиделки

Воскресенье – проводы Масленицы! Прощёный день.

Когда коробейник объявляет Прощёный день, на площадь выезжает Масленица, украшенная разноцветными лентами, цветами, флажками.

В ходе праздника дети узнают, что Масленицу сжигали не ради забавы, а узнавали, какой будет год – урожайный или неурожайный.

Когда коробейники поджигают Масленицу, дети став в круг, приговаривают:

«Масленицы – обманщица:

До поста довела – сама удрала!

Масленица, воротись,

В Новый год покажись!»

Проведение таких праздников для детей совместно с родителями позволяет ощутить связь между поколениями, даёт возможность воспитывать детей в духе национальных традиций.


Классный час «Народные традиции, музыка, кухня».

Рассказ учителя:

Традиции. С 1

Национальная культура – это память народа, то, что выделяет хранит человека как личность, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. А теперь поработаем и мы. С 2 Следуя принципу - поговорке: С 3 «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. КАК ВЫ ЕЁ ПОНИМАЕТЕ?

Т.е. дело должно занимать большее время, чем отдых. А также мы можем её понять, что всему своё время – и делу, и работе.

Крестьяне отдыхали в основном только в праздничные дни. С 4 Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского С 5 «праздь», означающего «отдых, безделье».

С помощью чего мы с вами сегодня определяем когда какой праздник будет, чтобы заранее приготовить подарки своим любимым и близким людям? Какой предмет нам в этом помогает? – ОТВЕТЫ детей.

И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом . С. 6 Этот календарь «описывает» по дням месяц за месяцем, обычаи и суеверия, традиции, природные явления.

Долгое время в деревнях жили тремя календарями. А какие календари вы знаете? С. 7 Первый – природный, земледельческий. С помощью этого календаре крестьяне узнавали когда пахать землю, когда её сеять, даже когда поливать. Второй –дохристианских времён, также его называли языческим. С.8 Третий календарь – христианский, православный, в котором только великих праздников, не считая Пасхи, - двенадцать. Кто видел такой календарь в наши дни?

С. 9 Сейчас мы с вами узнаем какие праздники почитали на Руси, и какие дошли до наших дней. У вас на парте лежат листочки…. Какие же праздники почитали на Руси?

Рождество

В древности главным зимним праздником считалось Рождество. Кто знает такой праздник – поднимите руку. С. 10 На Русь праздник Рождества пришёл вместе с христианством в Х в. А какой век у на с на дворе? День накануне этого праздника называется колядой. С 11

На святки запрещалось ссориться, сквернословить, и совершать плохие поступки.

Как вы думаете, что люди делают на колядки? Ходят по домам…., желают добра, благополучия, и за это получают угощенья!

Считалось, если к тебе в дом пришли колядующие – это пожелание хозяинам всяких благ, добра, мира в доме. Колядующие ходили не просто собирать разные вкусняшки, они пели разные песни. Вот слова одной из них:

Рождественские колядки

К нам приходит коляда

Накануне Рождества.

Просит, просит коляда

Хоть кусочек пирога.

Кто пирог колядке даст,

Будет тот во все горазд!

Будет скот того здоров,

Полон хлев будет коров

Кто зажмет же свой кусок,

Будет год весь одинок.

Не найдет удачи, счастья,

Год промается в ненастье.

Не жалей ты пирожок,

А не-то создашь должок!

Не забудем отметить про этот праздник в нашем листочке.

Следующий праздник, представляющий традиции русской культуры -

Масленица С. 12

    Музыка

    Движения С.13

    Рассказ С.14

    «Кричалки» С.15

Что делали на масленицу? С.16 На масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: “зарывали” в снег или осыпали снегом масленицу. Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях С. 17 по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне . С. 18,19

На Руси не было ни одного зимнего праздника, который бы не сопровождался бы катанием на санях, в какое время года он бы не проходил.

С.20 Считалось, чтобы лен вырос высоким, девушки катались с гор, стараясь съехать как можно дальше ипеть как можно громче.Женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием), полагая, С. 21 что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись. Последний и наиболее важный день в масленичной недели - воскресенье -С.22 за говенье – в этот день можно было поесть любое блюдо перед началом Великого поста. Также этот день называется Прощеным воскресеньем, С.23 когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности.

Запишите в свои листочки праздники Масленицу и Прощённое воскресенье.

И ещё 1 праздник, о котором я хочу вам рассказать – это… С.24

Свадьба А как вы поняли, что здесь изображена свадьба? Ведь у невесты не белое, а красное платье. Что обозначает красный цвет платья у невесты? – радость, красоту.

Послушайте народную песню, которую исполняли, готовя невесту к венчанию. С. 25 МУЗЫКА

В жизни всех народов свадьба - это одно из самых важных и красочных событий. Каждый человек должен иметь свою семью и детей. А чтобы не случилось так, что кто-то долго засиделся "в девках» или " в женихах», - значит если молодым было 17 и больше лет, на помощь приходили свахи.С.26 Свахами были женщины бойкие, словоохотливые, знающие свадебные традиция. Когда сваха приходила сватать невесту, она, помолившись, садилась или становилась на такое место, которое, считалось, могло бы принести удачу в сватовстве. Разговор она начинала с принятых в этом случае иносказательных фраз, по которым родители невесты сразу догадывались что за гости к ним явилась. Например, сваха говорила: С.27 "У вас товар (невеста), а у нас купец (жених)". Если и ту и другую сторону устраивали условия заключения брака, то договаривались о свадьбе.

Запишем и этот праздник в нашу таблицу.

А сейчас отгадаем кроссворд, посвященный теме нашего следующего классного часа. Подсказка: это самый главный праздник у крестьян ещё с древней Руси. С. 28

Игра «Охлопок»

Народный костюм С. 29

Русский народный костюм разделён по социальному статусу: крестьянский и «городской». С. 30 Вы сможете определить где крестьянская одежда, а где боярский костюм? Чем были украшены костюмы? Первый представляет собой вышитые крестьянские одежды, с народным орнаментом, лапти, головные уборы. Городской русский национальный костюм представлен в основном верхней одеждой - это длинные кожаные или шерстяные пальто, высокие черные кожаные сапоги, казачьи шляпы и пр.

А знаете ли вы что русский - народный костюм за рубежом ассоциируется с косоворотками, сарафанами, шубами и лаптями с валенками?

Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны, т.е. имели одно и тоже значение. С. 31 - как вы думаете, что это за костюм? Правильно, невесты.

31 – свадебный костюм

32 - Девичий костюм Конец XIX - начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

33 - Девичий праздничный костюм 1910-1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка

34 - Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

35 - Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд

И др.

Ткани, цвет, орнамент С. 36

Что это такое? Правильно, это узоры на костюмах. Это наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, елочки, кустики, птицы, лошади, жар птицы.

Лошадь – русская сила, дух смелости. Жар-птица – благородие, красота. Птица – голубь – мир, взаимопощь. Узоры вышитые, выполнялись шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.

Что вы можете ещё отнести к русской - народной традиции? – это кухня.

Кухня С.37

Русская кухня давно пользуется широкой известностью во всем мире. Исконно русские пищевые продукты (икры, красной рыбы, сметаны, гречневой крупы, ржаной муки и т. п.) или некоторых наиболее знаменитых блюд русского национального меню (студня, щей, ухи, блинов, пирогов и т. д.), так и в косвенном влиянии русского кулинарного искусства на кухни других народов. Ассортимент блюд русской кухни стал столь разнообразен, а популярность в Европе настолько велики, что о ней заговорили с большим уважением, как и о знаменитой французской кухне сегодня.

Какие блюда русской кухни вы можете мне привести?

Кто знает, как готовили раньше еде, когда не было микроволновок, модных электропечей, красивых варочных поверхностей? - ОТВЕТЫ.

Вот по слушайте. Любое блюдо не обходилось без приготовления в русской печи. Еду готовили в горшочках, разных по своему размеру. Самые большие назывались щаным горшком в них готовили любимое русское первое блюдо – ЩИ, Кто из вас любит это болюдо, поднимите руки. Горшочек средней величины назывался к а шник – он служил для вторых блюд. Самые маленькие горшочки назывались малыши, горшенята или махотки – в них топили масло или готовили варенец.

Первым за стол всегда садился самый старший в семье – отец или дедушка, т.е. хозяин. Первый всегда начинал есть именно он из щаного горшка, никто и ложки в руку не брал, пока хозяин первый не попробует блюдо. Как только он съест одну ложку, вся остальная семья присоединялась к трапезе. Ели из одного горшка. Если за столом случались неразрешенные разговоры, т.е. те, которые самый старший не начинал, то говорящие получал большой деревянной ложкой по голове. Также за стол не допускались дети с распущенными волосами или в небрежном виде.

А кто из вас за обедом всё время молчит и ничего не говорит, пока родитель не разрешит сказать что-нибудь?

А чем заваривали чай? С.38

Сейчас мы поиграем ещё в одну русскую – народную игру, но для этого нам нужно выбрать начинающего или как ещё говорят – водящего.

Рефлексия

    Игра «Камешки» («Креллушки») - Это игра перед самой игрой, когда разыгрывают ход, т.е. кто первый водит.

Камешки или Креллушки У каждого играющего должно быть пять камешков. Сначала определяют, кому начинать игру. Для этого каждый играющий берет в свои руки камешки, подбрасывает вверх, затем, быстро перевернув руку ладонью вниз, ловит их тыльной стороной руки. При этом часть камешков, возможно, попадет на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый проделывает свою часть игры, по очереди передавая каждому играющему возможность подбросить камешки. Иногда перед началом игры приговаривают:

На два камня Сберыши, доберыши, Не собрать одного камушка! Катышки, матышки, Из кон-кон, по первый кон! Двоечки, сдвойтеся, Троечки, стройтеся, Стрехоньки, смахоньки, Выпусти, не выпусти - Ни ты меня, ни я тебя!

    Игра «А - у». С.39 + музыка

Весёлая подвижная игра “охлопок”

Простая и забавная иградля весёлых людей любых возрастов. Участники игры становятся в кружок и подбрасывают вверх охлопок – кусочек ваты (можно взять и пёрышко). Задача заключается в том, чтобы не дать охлопку упасть. Тот играющий, на кого (или возле кого) он упадет, платит штраф (можно играть на исполнение желания). Всякий играющий старается отдуть охлопок к своему соседу. Дуют то сильнее, то слабее, и охлопок летает то высоко, то низко, то вправо, то влево. Соответственно надо либо вытянуть шею, либо загнуть голову, быстро подвинуться, чтобы отдалиться от охлопка. Презабавно видеть целый круг в хлопотах, в движении, на первый взгляд, «из-за ничего». Та часть кружка, которая отдула от себя вату, от души хохочет и радуется, глядя на усилия другой части участников, забывая, что сама только что занималась тем же самым и выглядели так же нелепо. Если играющих мало, садятся вокруг стола, а охлопок кладут на стол; но тогда руки надо держать под столом. Возле кого вата (пёрышко) упадёт со стола, тот проиграл.

А сейчас, дорогие мои, вспомните, я вам говорила раньше, как младшее поколение показывало уважение старшему поколению? – Поклон -ПОПРОБУЕМ.

А как на Руси встречали невесту родители её мужа?

А как встречали почётных гостей? Не помните? Ну, тогда смотрите внимательно С. 40 поднос, рушник (полотенце из домотканого холста, предмет народной культуры и народного творчества славян) , каравай - хлеб и соль. Хлеб – это достаток в семье, если им угощают, то делятся благом с другими.

Хлеб всегда отламывают руками, кусочек макают в соль и едят, а то, что остаётся – съедают хозяева.

А у нас сегодня с вами как раз присутствуют почётные гости, так давайте покажем им своё уважение низким поклоном и угостим их нашим русским хлебом с солью!

Разукрасить яблочко в цвет радости – красный если на уроке было весело и интересно если к-то быо скучно – в зелёный цвет.

Останется время – «Без соли соль».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЕ.

Организация: МБДОУ детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: Липецкая область, Елецкий район, поселок Газопровод

Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.

Задачи:

1.Образовательные:

Познакомить с традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие.

Дать понятие «традиции », вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше.

Расширять и углублять представление детей о русских народных обычаях,

2.Развивающие:

Продолжать развивать эстетическое восприятие детей средствами фольклора.

Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать связную речь, внимание, познавательную активность, память.

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям русского народа.

Способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.

3.Приоритетная область: познавательное развитие

4.Дополнительные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).

5. Планируемые результаты: проявлять интерес детей к русским народным традициям. Уметь составлять логическую цепочку от одной традиции к другой. Владеть устной речью для выражений своей мысли.

6. Целевые ориентиры: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности; ребенок овладевает развитым воображением; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; ребенок проявляет любознательность: интересуется причинно-следственными связями: овладевает начальными знаниями о социальном мире.

7.Словарь : традиции, гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие, красный угол.

8.Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

9.Приемы: речевое сопровождение деятельности, художественное слово, наводящие вопросы, слайдовый показ, рассматривание, указание, сравнение, похвала.

10.Материал и оборудование: презентация, компьютер, телевизор, пианино, магнитофон, каравай, скатерть, стол, самовар, чайничек, чашка, блюдце, травы, мешочки, ленточки.

11. Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, стихотворений, русских народных песен, игр, беседа о традициях праздников: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, знакомство с элементами традиций гостеприимство, хлебосольство, посиделки.

12. Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой – Москва: Мозаика-Синтез, 2014.- 359с.

2. « Русские народные песни» Песенник. Мелодии и тексты. Москва "Музыка",1988г. № 13968

3. Даль В.И. «Пословицы русского народа». Азбука, 2007г.

4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада Издательство : М.: Просвещение.
5. http://www.stihi.ru/2013/04/26/8783

Ход ОД.

Звучит русская народная музыка, дети стоят в полукруге, их приветствует воспитатель в русском костюме.

Воспитатель-Хозяюшка в русском народном костюме встречает детей:

I этап: Вводная часть

Воспитатель : Ребятки, посмотрите, какое доброе, теплое солнышко светит нам в окошко. Давайте возьмёмся за руки, улыбнемся и скажем друг другу: «Доброе утро».

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам!

Доброе утро
Приветливым лицам!

II этап: Основной.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Хоть не богата, а гостям рада.
О том, как величали хозяюшек и гостей, слагались пословицы.
Давайте их вместе вспомним.
Дети отвечают на приветствие знакомыми пословицами:
-Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.
- Много гостей, много и новостей.
- Что есть в печи на стол мечи.
- Хозяин весел и гости рады.

Хозяюшка : Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки! Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит. Красному гостю – красное место, присаживайтесь и вы на лавочки.

Дети проходят, садятся на лавочки.

Хозяюшка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Ребенок:

Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяюшка: В тесноте, да не в обиде.

Сядем рядком, да поговорим ладком.
Звучит медленная русская народная музыка.

Воспитатель – Хозяюшка начинает беседу.

В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Как назывались такие вечера?

Дети: посиделками.

Рассказ воспитателя с показом презентации.
Давайте посмотрим, как проходили посиделки в старину.

Презентация «Посиделки в старину»

Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали.

Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Ответы детей:

«Умелые руки не знают скуки».

«Без труда нет добра».

«Дело мастера боится».
«Скучен день до вечера, коли делать нечего».

«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!».
«Без труда не выловишь рыбку из пруда».

Хозяюшка: А хорошо работа спорилась под песню. Песня – это душа народа. Без нее человек не обходится ни в поле, ни дома, ни тем более гуляньях и на праздниках.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.
Давайте и мы наши посиделки начнем русской народной песней.

Русская народная песня «На горе-то калина».

Снова звучит лирическая русская народная музыка.

Хозяйка: Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину, я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
А поговорим мы на наших посиделках о русских народных традициях.

Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше.
Какие традиции вы знаете, которые мы соблюдаем на праздники?
Например, на Новый год?
Дети: наряжаем елочку, дарим подарки.
Хозяйка: А на Пасху?
Дети: красим яйца, печем куличи,
Хозяйка: А на Рождество?
Дети: ходим колядовать.

Хозяйка: В нашем детском саду тоже есть свои традиции.

Как же мы поздравляем именинника?
Дети : мы водим хоровод «Каравай»,

Хозяйка: Что же мы делаем на Масленицу?
Дети : печем блины.

Правильно. Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.

Традиция – гостеприимство.

Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.

– Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство »?

Дети. Это значит гостей принимать.

Хозяйка - А что значит «Принимать» ?

Дети : - встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

Хозяйка: С какими поговорками о гостеприимстве мы уже познакомились?

Дети: 1. Для дорогого гостя и ворота настежь.
2. Гость доволен – хозяин рад.
3.Гостю щей не жалей – погуще налей.

Хозяйка: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Инсценировка приема гостя. Выбираются дети для показа сцены гостеприимства.

Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?

Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».

Хозяйка: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?

Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»

Хозяйка: Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.

Традиция – хлебосольство.

Хозяйка: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

Инсценировка хлебосольства.

Выходят девочка с караваем и мальчик в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.

Мальчик:
Жива традиция, жива

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого до нашего.

Девочка с караваем:
И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Кланяются друг другу.

Хозяйка: Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

Мальчик отламывает кусочек хлеба, макает в соль и съедает. Кланяются, садятся.

Презентация «Встреча с хлебом, солью».

Хозяйка: Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.

Традиция народное гулянье.

Xозяйка . Но наш народ отличался не только гостеприимством, да хлебосольством. Он работал дружно и отмечал весело праздники – как говориться «с размахом». По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гулянье. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.

1Ребенок: Девушки да парни

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

2Ребенок: А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

Xозяйка . А ну, честной народ, выходите поиграть,
Выши ножки подразмять!

Физкультминутка. Игра «Горелки».

Хозяйка: Ой как хорошо поиграли, молодцы.

Традиция- чаепитие.

Xозяйка . Да девчата все у нас примечательные.

И ребята все у нас замечательные.

А успех их здесь не мелочный,

Значит вкусен русский чай- посиделочный.

Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.

По ходу рассказа воспитатель накрывает стол и расставляет атрибуты.

Стол накрывался скатертью (накрывает стол скатертью).
На середину его ставили самовар (ставит самовар) .

Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками (ставит чайник, затем сахарницу).
Затем баранки, бублики, сладости (ставит бублики, баранки, сушки) .

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара.

(ставит чашку, показывает как наливался чай)
По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

(обратить внимание на иллюстрацию).

Xозяйка . В старину чай готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные льняные мешочки. Давайте пройдем, и посмотрим, сколько я заготовила на моей печке разных трав.

Проходят к печке. Воспитатель показывает травы и дает понюхать.

Xозяйка . Посмотрите это цветы липы. Понюхайте, как они замечательно пахнут. Цветы липы помогают людям от простуды и укрепляют организм.

А это чабрец или еще называют тимьян. Он очень приятно пахнет и помогает вылечить кашель, применяют при болях в животе, и имеет многие другие лечебные свойства.

Это мята. Она тоже имеет очень приятный и запоминающийся запах. Мята очень хорошо успокаивает, чай с мятой пьют обычно на ночь.

Ребята, я хочу предложить сделать с вами травяные мешочки, я их называю «Мешочками здоровья». Вы хотите сделать со мной такие мешочки?
Дети: хотим.

Xозяйка . Ребята, подходите к столам. Перед вами на столе подготовлены мешочки, ленточки и травы: мята, липа, чабрец.

Продуктивная деятельность «Мешочки для хранения лечебных трав к чаю» . Работа за столами. Во время работы звучит лирическая русская народная музыка.

Посмотрите, какие у вас получились замечательные мешочки, а как они хорошо пахнут. Молодцы. Вы все хорошо потрудились. Давайте, пройдем и положим их на печку.

III этап: Итог занятия.

Дорогие мои, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей.

Xозяйка . Ребята, как назывались вечера, когда люди собирались все вместе?
Дети: посиделки.

Xозяйка . Как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?
Дети: красное место, красный угол.
Xозяйка: С какими традициями русского народа мы познакомились?

Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.
Xозяйка: А вы хотели бы соблюдать русские народные традиции в вашей семье?
Дети: Да.

Xозяйка : Правильно, ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

Вам понравились наши посиделки? Молодцы, спасибо вам. На этом наше занятие закончено.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Колокольчик» общеразвивающего вида посёлка Фряново Щёлковского муниципального района Московской области

Консультация для воспитателей:

«Традиции и обычаи русского народа»

2011 год.

Музыкальный руководитель

Абузина Ольга Александровна

Традиции и обычаи русского народа.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, а также обращение к духовной жизни.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с историей, культурой, бытом народа. А ведь только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Поэтому я считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры, т.е. знакомлю детей с традициями русских народных праздников. Почему именно праздники? Праздник - это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствованно из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребенка. К. Д.Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои года от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!

В своей работе я употребляю, в первую очередь, фольклор. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Каждому из нас известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Надо, чтобы ребят окружали предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет ощутить себя частью народа.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности и т.п. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Поэтому я считаю, что это народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Народ проявляет свои творческие способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. В результате отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для детей является игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники). Они имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личности.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит становление и развитие. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Православные праздники - это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта всего без чего мы - не цельное.

В нашем детском саду стало традицией проведение православных детских праздников, как Рождество, Пасха, Троица.

Подготовка к празднику всегда вызывает интерес у детей, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых.

Мы, взрослые, даём выход детским стремлениям, удовлетворяем их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала и других помещениях детского сада.

Началу нового года придавалось большое значение. Есть такое поверье: как встретишь Новый год таков будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы на столе было много яств, чтобы все люди были весёлыми. Все желали друг другу счастья и удачи. Для детей Новый год самый любимый праздник. Каждый хочет быть участником этого праздника. Заранее учат стихи, разучивают песни, танцы и делает новогодние открытки, а также рисуют рисунки и выполняют из различного материала красивые поделки.

Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - ещё в декабре. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим дети знакомятся с русской духовой поэзией. Для начала можно рассказать им историю рождения Христа На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки.

Крещение - третий праздник Святок. Многие дети не один раз слышали слово «крёстный», «крёстная». Пояснение этих слов, дети легко объясняют, кого крестили в церкви, есть и крёстные: «крёстный отец», «крёстная мать».

Я рассказываю о том, что Крещение празднуют широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола и пели молитвы (церковные песни). И по древней традиции в это день на Руси совершались крестные ходы на реки, водоёмы. Впереди священники, за ними толпа людей - все идут на лёд, к воде. Начинается «погружение креста». Как только «крестный ход» уходил, немало смельчаков - раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. Когда купание прекращалось, люди набирали святую воду, несли её домой. Пили её сами, т.к. она святая, а значит и целебная. И с тех пор считается, что крещенская вода полезная и лечебная. И хранят её долго.

После моего рассказа, я предлагаю детям подойти к крану с водой и умыться, чтобы совершить обряд крещения и принять те свойства воды, которые она в этот день приобрела. А затем мы повторяли все народные приметы, которые и поныне не утратили своего назначения. Например: «Снега на Крещение надует - хлеба прибудет», «Крещение под полный месяц - к большой воде», «Метель на Крещение - к хорошему роению пчёл», «Собаки много лают - будет много зверья и дичи».

На наших праздниках нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями. Кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если у ребенка нет ярко - выраженных музыкальных и актерских способностей, он всё равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх в народном празднике.

Перед строгим постом есть праздник «Прощённое воскресенье». Люди просят друг у друга прощение за нанесённые в течении всего года обиды - вольные и невольные. Вот и вы дети когда проснётесь в воскресенье, подойдите к маме, бабушке и другим членам семьи и скажите: «Простите меня». А если кто-то у вас попросит прощения, надо обязательно простить. И я объясняю о необходимости признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого обидел; прощать своего обидчика.

По народным представлениям, весна сама не придёт, её нужно пригласить. Вот и мы с детьми зазываем весну «закличками». Песни во время поста петь возброняется. Поскольку в марте начинают возвращаться из теплых краёв перелётные птицы, и желая поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками - «жаворонков». Их раздавали всем членам семьи. Вот и мы с детьми делаем из пластилина и бумаги птичек, затем выходим на улицу и, подбрасываем вверх птичку, и при этом приговариваем слова:

Жаворонушки,

Мои матушки,

Прилетите ко мне,

Принисите ко мне

Весну красную...

Затем с детьми шли на участок и прикрепляли к веткам деревьев бумажных птичек.

Последнее воскресенье перед Пасхой называется вербным. И я детям рассказываю, что все люди в субботу идут в церковь с пучками вербных веток. Здесь их освещают.

Детям объясняется, что верба - первое дерево, которое зацветает весной. И народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от хвори, а посевы - от града и болезней. И для закрепления, мы с детьми из бумаги и ваты выполняем работу.

Не обходит стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами и у нас в саду. Ведь Пасха - это праздник торжества жизни, поборовшей смерть, а яйцо и есть символ вечно возрождающейся жизни. Крашеные яйца главное украшение Пасхального стола. Поэтому мы с детьми дней за десять до Пасхи в сырой песок или смоченную вату «сеем» зёрна пшеницы. И все дети с нетерпением ждут, как из зёрнышек проклёвываются ростки, как они зеленеют, подрастают. Затем в эту свежую, живую травку кладут разноцветные яички, и дети никогда не забывают красоту и радость этого праздника.

Дети любят дарить яйца, изготовленные ими, расписанные своими руками. Какие идеи возникают, просто одно творчество! Раскрашивают яйца красками, фломастерами, наклеивают на них особые пасхальные картинки.

А ещё можно яйцо превратить в какую-либо игрушку с помощью различных материалов. К расписанному яйцу можно добавить небольшой букетик цветов из бисера - получится пасхальный сувенир, с особенным, весенним настроением. У праздника Пасхи всегда была и «развлекательная» сторона. Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катания на качелях.

Таким образом, узнав о традициях праздниках русского народа у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры и будут её сохранять, развивать и передавать своим детям.




Рассказать друзьям