тема собрания «Мы выросли». Родительское собрание в средней группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект родительского собрания в средней группе в начале учебного года.

Тема: «Начало учебного года - начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Участники: воспитатель и родители.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.

3. Особенности образовательного процесса в средней группе.

4. Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год.

5. Выборы нового состава родительского комитета.

Ход мероприятия

Подготовительный этап.

Подготовка статьи о возрастных и индивидуальный особенностях детей 4-5 лет; выписки из годового плана работы ДОУ на новый учебный год.

Организационный этап.

Родители заходят, рассаживаются произвольно. Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу.

Вступительная часть.

Звучит торжественная музыка.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в нашей уютной группе! Хочу поздравить вас с новым учебным годом. Детки ваши подросли за лето и перешли в среднюю группу детского сада.

Сегодня мы – дети, педагоги и родители- отправляемся в путешествие по океану Знаний, которое продлится не один год, а конечный пункт нашего путешествия – это, конечно же, Школа.

Чтобы отправиться в такое длительное путешествие, нам необходимо надёжное, оборудованное и красивое плавательное средство. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без неё невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Хочу выразить благодарность родителям, которые активно принимали участие в жизни группы – наш родительский комитет. Спасибо вам большое за помощь.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.

Воспитатель: Наш корабль готов к отплытию. Полный вперёд! Нет … чего-то ещё нам не хватает! Конечно же, спасательных средств – педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемые родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

Каждый ребёнок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребёнка 4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.

Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают появляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребёнку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.

Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлечённость игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учёта этой двойственности развития. (В.В.Гербова)

Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Они обусловлены типом нервной системы. И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик. (Консультация для родителей)

Особенности образовательного процесса в средней группе.

Уважаемые родители, хочу вас познакомить с режимом дня в нашей группе и прошу соблюдать его. (режим дня). Приём детей до 8.00. В этом году утренняя зарядка у нас проводится в музыкальном зале в 8.15, поэтому прошу вас приводить детей до 8.00 – 8.10. Затем идёт завтрак и начинаются занятия. Если вы опоздали и пришли во время занятия, подождите пока закончится занятие в раздевалке. В этом году мы будем продолжать заниматься физкультурой и музыкой и для этого детям необходима спортивная форма и обувь и чешки.

Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год.

Наш сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Васильевой.

В этом учебном году развитие детей будет также осуществляться при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, двигательной, познавательно- исследовательской, изобразительной, конструктивной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора.

Организованная деятельность детей проводится по следующим образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие».

Выборы нового состава родительского комитета.

Уважаемые родители, для помощи в организации всех наших совместный мероприятий нам необходимо выбрать родительский комитет группы.(5 человек)

Выбор родительского комитета проходит путём подсчёта голосов и оглашения результатов. Проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет группы утверждается.

В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость.

Заключительная часть

Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, весёлых игр и настоящих друзей! Только вперёд!

Родительское собрание на тему:

«Средний дошкольный возраст – какой он?»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет, с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта; познакомить родителей с годовыми задачами по работе средней группы и по организации образовательного процесса с детьми данной возрастной группы.

Предварительная работа.

  1. Анкетирование родителей с целью выявления проблем воспитания и развития ребенка в семье.
  2. Подготовка памяток «Заповеди эффективного воспитания».
  3. Подготовка видео «Образовательная ситуация по познавательному развитию», «Режимные моменты».
  4. Подбор музыки для сопровождения родительского собрания.

Ход собрания.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом .

Каждому родителю предлагается поздороваться и представиться, передавая игрушку и рассказав, чья она мама, чей папа.

Начинают воспитатели: меня зовут Головченко Наталья Анатольевна, я воспитатель ваших детей, меня зовут Мирзаева Рано Унгаровна, я воспитатель ваших детей.

Воспитатель : Вот мы поближе познакомились. Сегодня в нашем кругу 17 мам, 3 пап, а в нашу группу будут ходить 12 мальчиков и 19девочек.

Воспитатель: Хотелось бы начать наше выступление с того, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту с 1 сентября 2013 года дошкольное образование является уровнем общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка.

Стандарт предполагает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования. И в этом году наши ребята будут получать образование по программе, разработанной на основе ФГОС.

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Образование детей в детском саду осуществляться во всех режимных моментах в форме игры, и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Воспитатель: Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.

Детям исполнилось четыре года. Они перешли в среднюю группу детского сада. Вы наверное замечает в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. В этом возрасте дети лучше удерживают равновесие, перешагивают через небольшие препятствия. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому особенно важно наладить двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Воспитатель : у детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4-5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, об щи х дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Мы объединяем детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх помогаем детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.

Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет со взрослыми. Дошкольники охотно сотрудничают в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Потому что детей в этом возрасте становятся интересны внутренние отношения явлений, причинно – следственные связи. Т.е. они часто задают разного рода вопросы: почему?, что там внутри?, почему машина двигается? почему снег падает с неба? и др. Если раньше ребенка привлекал внешний вид предметов, явлений, не задумываясь – почему это так происходит, то в этом возрасте – им интересно, почему…..Взрослые должны всегда отвечать на эти вопросы, и ответы должны быть при этом краткие и просты. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Воспитатель : ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: он может сравнивать предметы по размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Мы специально насыщаем жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.).

Воспитатель: у детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Это возраст первых друзей , которые ребенок приобретает в сюжетно – ролевой игре, ведь сюжетно – ролевая игра становится ведущей формой игровой деятельности.Дети в отличии от малышей играют с 2- и более детьми (до 5 человек).И их сплачивает в играх симпатии. Ребенок в игре – и главный режиссер, и главный исполнитель. Играя, он учится сотрудничать, разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры, учиться проигрывать и выигрывать, подчиняться большинству, иметь собственное мнение.Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Часть из них организуется и целенаправленно используется нами как средством решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму. Участвуя в одной и той же игре, взрослый каждый раз берет на себя новые роли, вступает с детьми в разные ролевые диалоги. Используя свою игровую роль, он побуждает детей к творчеству, к изменению игровой обстановки (поставить дополнительный телефон для переговоров, отгородить место для еще одного кабинета врача, наметить новый маршрут путешествия). Все виды образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

Воспитатель : Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Именно в этом возрасте дети начинают необоснованно фантазировать, рассказывать невероятные истории. К сожалению, взрослые расценивают это как ложь, что совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. В этом возрасте – можно фантазировать. И единственная правильная реакция на подобные «фантазии» - спокойное и заинтересованное внимание. Ведь яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.

Воспитатель: у детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы - заявления детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Главное для взрослого стараться - предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру, а также проективным оценкам - оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка. К примеру, заметив попытку мальчика наехать своим автомобилем на домик, построенный девочками, воспитатель говорит: «Какой у нас Саша хороший шофер, он внимательно смотрит на дорогу и никогда ни на кого не наедет. Он хорошо управляет машиной». Мальчик, гордый оценкой воспитателя, с удовольствием проезжает, не задев домика.Помните ранимость ребенка 4-5 лет - это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Взрослым необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

Воспитатель: Активно развивается эстетические чувства детей. Старайтесь обращать внимание детей на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, учатся вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Воспитатель: В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикции. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывает ритмическая структура речи, рифмы. Увеличивается словарь, задача для взрослого больше учить с ребенком стихи: А.Л. Барто, С. Михалкова, С.Маршака, К Чуковский – игровые звучащие стихи, а произведения Н.Носова, В.Осеевой и других авторов – в занимательной форме они учат малышей не только правильно поступать, разбираться, что такое хорошо, что такое плохо! И главное развивается красивая речь и речевые обороты. Но не забывайте , память в основном остается непроизвольной, т.е. запоминается только то, что ему интересно, ярко, необыкновенно.

Взаимодействуя, общаясь с детьми, используйте несколько педагогических позиций: партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»), позиция передачи опыта (« Люди обычно это делают так»), позиция обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»).Такое взаимодействие взрослого помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.

Наблюдая за детьми в данном возрасте, можно отметить, что ребята обращают внимание на поведение взрослых, их взаимодействие между собой, оценивают полезные дела, делают выводы, а главное - пытаются брать пример и повторять за ними.

ведите себя так, как вы хотите, чтобы вел ваш ребенок. Мы подготовили для вас памятки

(Предварительно, подготовлены вопросы в письменном варианте на листочках, в которых указаны умения и навыки среднего возраста. Все перемешивается в корзинке. Каждому родителю предлагается вытянуть 1 листочек с вопросом: зачитать его вслух и ответить, ориентируясь на наблюдения за собственными детьми).

Игра «Фанты».

Вопросы для родителей:

1.Есть ли у вашего ребенка любимые игры, в которые он охотно играет?

К концу года дошкольники называют свои игровые действия, проявляет самостоятельность в выборе игрушек. Инициативен в развитии игрового сюжета. Доброжелателен в общении с партнерами по игре.

2.Проявляет ли ваш ребенок самостоятельность в самообслуживании (умывается, одевается, ест)?

А к концу года ребенок активен в самообслуживании. Самостоятельно осуществляет процесс личной гигиены. Стремится помогать взрослому в организации процесса питания в режимных моментах.

3.Различает Ваш ребенок форму, цвет, размер предмета?

К концу года многие дети умеют выполнять сенсорный анализ, выделяя не только наиболее ярко выраженные, но и скрытые в предметах качества и свойства. Передает отношения цветов, размеров, форм, пропорций.

4. Проявляет ли ваш ребенок речевую активность в общении: здоровается и прощается, благодарит за помощь?

В конце года ребенок имеет представление о правилах культуры поведения. В обычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми. Обращаются на вы. Стремятся к положительным формам поведения.

5.Есть ли у вашего ребенка любимые книги?

В конце года большинство детей охотно обсуждают произведения, выражают свое отношение к событиям и героям, отвечают на вопросы по содержанию. Имеют представление о некоторых особенностях литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение.

  1. Какими изобразительными материалами (карандаши, восковые мелки, краски, фломастеры) ваш ребенок любит рисовать

К концу года можно наблюдать, как ребенок в процессе собственной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями.

  1. Узнает ли ваш ребенок содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг?

К концу года ребенок стремится к повторной встрече с произведением, его героям. Проявляет интерес к книгам, умеет понять общее настроение произведения, его эмоциональный и смысловой подтекст.

8. Знает ли ребенок состав своей семьи, может ли рассказать о профессиональной деятельности папы и мамы?

К концу учебного года у ребенка ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых в семье. Может рассказать, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе. И охотно отражает полученные представления в сюжетно-ролевых играх.

9.Выполняет ли ваш ребенок элементарные бытовые поручения?

К концу года дошкольники самостоятельны в самообслуживании, сами ставят цель, видят необходимость выполнения определенных действий и достижения результата. Стремятся к выполнению трудовых обязанностей, охотно включаются в совместный труд со взрослыми.

10.С интересом ли ваш ребенок вслушивается в муэыку, запоминает и узнает знакомые музыкальные произведения?

К концу года ребенок внимательно слушает музыкальное произведение и вникает в его содержание. Активно участвует в беседах о музыке, определяя ее характер.

После каждого высказывания одного родителя об умениях детей прошлого года, педагог комментирует задачи обучения детей уже среднего возраста.

В ходе проведения мероприятия происходит открытое общение между присутствующими родителями и педагогами группы. Происходит сравнительный анализ успехов и достижений детей младшей группы и оглашение дальнейших задач воспитания и обучения детей на новый учебный период уже среднего возраста.

Воспитатель : Таким образом, в этом учебном году мы ставим для себя следующие задачи:

  1. воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира;
  2. развивать умения сравнивать предметы, выделять их сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям;
  3. воспитывать культуру поведения и общения, развивать положительную самооценку, уверенность в себе;
  4. формировать представления детей об основных видах и источниках опасностей в быту, на улице, в природе; о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  5. развивать речь детей, обогащать их словарь, прививать любовь к различным литературным жанрам;
  6. воспитывать литературно-художественный вкус; воспитывать интерес к театральной деятельности;
  7. развивать художественно-эстетическое восприятие детей, развивать представления о жанровом разнообразии искусства;
  8. развивать нравственно-патриотические качества у детей, воспитывать любовь к родному краю.

Воспитатель : Все задачи будут решаться в различных формах работы с детьми. Это игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

Воспитатель : А сейчас мы предлагаем вам посмотреть одну из форм организации образовательной ситуации по сенсорному и математическому развитию.

Просмотр видео.

Воспитатель: В ходе данной образовательной деятельности мы реализовывали следующие задачи: учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету; совершенствовать умение различать и называть основные цвета и их оттенки.

Воспитатель : В ходе нашего обсуждения мы увидели с вами, сколько всего нового, сложного нам предстоит узнать, изучить. Образовательный процесс происходит целый день. Наши дети образовываются, учатся новому как на образовательной деятельности, так и в режимных моментах, в общении, в детском саду, дома, по дороге. Поэтому, уважаемые родители, нам так необходима ваша помощь и поддержка. Каждый год в детском саду проводятся выставки на разные темы, создаются проекты. Огромная просьба помочь нам и принимать участие во всех мероприятиях детского сада и группы. Ведь создавая с ребенком какую-либо поделку, рисуя совместный рисунок, выбирая фотографию из альбома и т. д., вы тем самым учите ребенка общаться, договариваться, принимать общее решение, находить пути решения проблем, вы сближаетесь с ребенком и окунаетесь в мир ребенка.

Воспитатель : За несколько дней до собрания вам были предложены анкеты для заполнения. Целью данной анкеты было получить информацию об интересах родителей их взаимодействия с ребенком в семье. Нам хотелось узнать, насколько хорошо вы знаете интересы и предпочтения своих детей и какая роль в вашей семье отводится совместной деятельности с ребенком.

Анализ анкет.

Воспитатель: В детском саду каждый день ребята рисуют, поют, считают, развивают речь, читают книжки. Мы с ребятами очень любим проводить совместные опыты, эксперименты, создаем различные театральные постановки по мотивам известных сказок. И очень важно, чтобы ребенок посещал детский сад каждый день. Большая работа проводится и во второй половине дня, поэтому детям интересно в детском саду, они узнают много нового. Так давайте дадим им возможность побольше общаться со сверстниками и развиваться в детском саду. Сетка образовательной деятельности и режим дня у нас представлены на стенде в раздевалке. Также там можно найти ряд советов, консультаций, объявления о предстоящих мероприятиях. Заглядывайте на стенд, обращайтесь с вопросами. Будем рады всегда помочь.

Организационные вопросы:

1.форма для физкультуры, чешки;

2.одежда для группы;

3.утренники;

4.опоздания;

5.кто может забирать ребенка;

6.сколько дней без справки;

7.родительский комитет;

8.покупка канцтоваров.

Приложение 1

Анкета для родителей


Цель: получить информацию об интересах родителей, их взаимодействия с ребенком в семье.


1. Посещает ли Ваш ребёнок другие дополнительные образовательные учреждения?........................................................................................................

……………………………………………………………………………………


2. Созданы ли условия у Вас дома для традиционных детских видов деятельности-игры, чтения, рисования, конструирования?.............................

…………………………………………………………………………………….


3. Читаете ли книги своему ребёнку? В какое время это делаете?....................

………………………………………………………………………………………

4. Рассматриваете ли Вы с ребёнком различные явления и объекты природы (цветок, птица, облака, дождь, ветер...), обсуждаете ли их, делаете ли выводы?.....................................................................................................................


5. Чем чаще всего любит заниматься Ваш ребёнок?............................................

………………………………………………………………………………………


6. Участвует ли Ваш ребёнок вместе с Вами в домашних делах? Каких?

………………………………………………………………………………………


7. На что направлены основные ваши заботы за ребёнком: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание?................................................

………………………………………………………………………………………


8. Как Вы решаете конфликты, ситуации по поводу поступков своего ребёнка?....................................................................................................................

………………………………………………………………………………………


9. С какими просьбами обычно обращается к Вам ребёнок?.............................

………………………………………………………………………………………


10. Какие пожелания Вы бы адресовали педагогическому коллективу детского сада?...........................................................................................................

………………………………………………………………………………………

Спасибо за сотрудничество

Приложение 2

Заповеди эффективного воспитания

Это особенный возраст, развитие ребенка 4-5 лет становится очень быстрым и идет совсем по другому пути, чем это было раньше. С точки зрения психологов этот этап развития ознаменован скорым ростом воображения, совестью, коммуникативными навыками, а также бурным желанием знать все.

1. Развивайте детскую личность.

Вы можете сделать это только в течение первых 5 лет жизни. Тогда у вас остался только год или около того чтобы привить понимание того, что правильно и что не правильно. Стремитесь внести свой вклад в психологию и развитие ребенка 4-5 лет.

2. Будьте последовательны.

Ваше "нет" должно быть "нет". Даже в присутствии посторонних людей или когда у вас хорошее настроение, не меняйте правил поведения для вашего малыша. В противном случае, вы рискуете остаться под влиянием ребенка в ближайшие 14 лет. С другой стороны, вы никогда не должны наказывать ребенка так, как это унижает его, особенно в общественных местах. Дети должны знать, что вы уважаете их достоинство это помогает сделать гармоничным развитие ребенка 4-5 лет.

3. Не ограничивайте воображение ребенка.

4-5летний возраст является одним из наиболее активных стадий развития ребенка - ваш ребенок будет придумывать новые истории (иногда очень глупые), новые игры. Не говорите ему, что «это автомобиль, а не жираф", если ваш ребенок имеет свою собственную точку зрения.

4. Смейтесь с детьми чаще.

5. Научите их быть общительными.

4-5летние малыши должны играть с детьми их возраста. Таким образом, они могут учиться сотрудничеству и, удовлетворить свою жажду познания новых вещей. Дети могут также освоить хорошо коммуникативные навыки с теми, кто их очень понимает - своими сверстниками.

6. Не заставляйте детей делать что-либо более 10-15 минут.

Дети четырех лет не могут сосредоточиться ни на чем дольше. Так что не думайте, что ваша маленькая девочка вас не любит, только лишь потому, что она бросила ради кошки удивительную куклу, которую вы только что ей купили. Это всего лишь этап в развитии детей.

7.Реагируйте правильно на истерики.

Это может быть очень трудным, но имейте в виду, что дети в возрасте от 2 и более все время экспериментируют, чтобы увидеть, как далеко они могут зайти за пределы нормального поведения. Это не имеет ничего общего с реальными потребностями малышей. Просто подождите, пока малыш успокоится, а затем поговорите с ним спокойно и серьезно.

Существует множество вещей, что должны делать родители, однако главный принцип: ведите себя так, как вы хотите, чтобы вел ваш ребенок. Как правило, дети следуют примеру родителей. Поведение родителей определяет развитие ребенка 4-5 лет.


/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Цель:

1. Познакомить родителей с разделами познавательного воспитания (ФЗМП).

2. Познакомить родителей с играми, которые способствуют успешному усваиванию нового материала.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

1. Оказать помощь родителям в овладении математических приёмов в развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их.

2. Повысить активность и интерес родителей к развитию у детей математических способностей.

3. Продолжать развивать взаимодействие детского сада и семьи в вопросах воспитания детей.

Предварительная работа: изготовление наглядного материала, создание слайдов для презентации, домашнее задание родителям.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Повестка дня:

1. Консультация на тему «Математика в ДОУ в средней группе (воспитатель Цуканова О.А.) .

2. 1.Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Для успешного обучения математике необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и развивающие игры

3. Игра – это радость, путь детей к мечте. Иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие». Поэтому было бы мудро использовать это удивительное свойство игры для формирования элементарных математических представлений у детей и решение задач стоящих на 5 – ом году жизни.

4. 2. В нашем детском саду мы уделяем большое внимание развитию математических представлений посредством развивающих игр по математике.

План мероприятия:

1.Презентация- интервью детей «Что такое математика!?»

2.Вводная часть. Приветствие. Историческая справка - небольшая информация о появлении цифр и фигур.

3.Домашнее задание.

5.Игра-соревнование.

6.физ. минутка

7. Завершение собрания.

Ход мероприятия:

Родителям предлагается выбратьсмайлик под настроение в начале собрания.

1.Вводная часть. Приветствие. Историческая справка - небольшая информация о появлении цифр и фигур.

Педагог: Уважаемые родители! Тема нашего разговора: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами занимательной математики». Тема интересная и нужная., и на мой взгляд, раскрытие требует по крайней мере, ответить на вопросы:

· Что такое занимательный математический материал; его значение для развития детей?

· Как использовать занимательный материал в обучении детей?

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математекой, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять, математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решений, который ведёт к результату. В том числе, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность /умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы

её решения, планировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат/. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к появлению у детей творчества /придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др./

Дети начинают осознавать, что в каждой из заинтересованных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Занимательные развивающие игры, задачи интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения. Поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли. Рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенности внимания на проблеме. Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественным, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

Задачи-шутки – это заинтересованные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Нежели познания в математике.

В домашней игротеке можно иметь и развивающие игры семьи Никитиных. Это такие игры, как «Сложи узор», «Уникум», «Сложи квадрат», «Кубики для всех» и другие. Эти игры просты в изготовлении и полезны для развития ваших детей. Используйте в развитии ребёнка и занимательные вопросы, и логические концовки, и загадки, считалки. Пословицы, поговорки, задачи в стихотворной форме, различные головоломки, математические игры.

ПОМНИТЕ! Без нашей помощи ребёнку очень трудно. Следует приложить все свои силы и знания для развития вашего малыша.

2.Анкета для родителей.

Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты. Заполняя анкету

поделитесь успехами, трудностями, выскажите своё мнение, неудачи, занимаясь по данной проблеме со своими детьми; какую вы хотели бы получить помощь от педагогов, можете предложить что-то новое, интересное.

3.Приглашаем вас принять участие вматематическом развлечении, где Вы сможете увидеть, как обучаем играя детей, применяя при этом элементы занимательной математики.

Хотелось бы сначала показать ваших детей, что они думают и знают о маиаматике. (показ презентации).

История возникновения цифр

Первобытные люди, еще не придумав цифры, считали при помощи пальцев рук и ног. Загибая и разгибая пальцы, люди производили сложение и вычитание. Поэтому, существует мнение, что счет десятками произошел именно от количества пальцев на руках и ногах.

Затем в процессе эволюции, люди начали использовать вместо пальцев узелки на веревке, палочки, камушки, или зарубки на коре. Это значительно облегчало счет, однако большие числа показать и сосчитать, таким образом, было не возможно. Поэтому люди придумали изображать числа знаками (точки, черточки, галочки).

Откуда появились цифры «арабскими» знаками, историки точно не знают, однако достоверно известно, что современные числа мы имеем благодаря индийским астрономам и их расчетам, которые сохранились в многочисленных документах. Поэтому возможно, что современная система счисления - это индийское изобретение.

3.Домашнее задание.

Родители с детьми презентуют домашнее задание, приготовленное заранее - показывают и рассказывают про цифры от 1 до 5 и геометрические фигуры - круг, овал, треугольник, прямоугольник и квадрат.

4.Физ. пауза – танец под музыку детей и родителей.

5.Игра-соревнование.

На стене висят 5 воздушных шариков, в которых находятся задания. Родители с детьми делятся на 2 команды и называют их на тематическую тему (на пример: «фигурки», «циферки»).

Первый шарик с заданием:

Загадки:

1. « Что за птицы пролетают

По семёрке в каждой стае

Вереницею летят

Не воротятся назад»

(Дни недели)

2. Назовите мне три дня подряд, не пользуясь числами и названиями дней недели (вчера, сегодня, завтра)

3. Сколько всего дней недели и назовите их по порядку.

4. К вечеру умирает,

По утру оживает

(День)

5. Гляжу я в окошко

Ходит чёрная кошка

(Ночь)

6. Может ли дождь идти два дня подряд

(Нет, их разделяет вечер, ночь и утро)

7. Назовите последовательность частей суток

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня... (квадрат).

8 . Вы подумайте, скажите...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны. (Прямоугольник).

9. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!(Круг).

10. Ты на меня внимательно смотри –
Ведь у меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия.
Теперь быстрее дай ответ,
Кто же я?(Треугольник).

11.Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы...
(овал)

12.Не забьешь так просто гол,
На воротах стоит кол.
И в бою с ним не сразиться,
Это цифра единица


13.Встали цифры, как отряд,
В дружный числовой свой ряд.
Первой по порядку роль
Нам сыграет цифра...
Ответ: ноль

14.Светит солнце, пруд цветет,
Лебедь по нему плывет,
Ближе он подплыл едва -
Оказалась цифра...
Ответ: два

15.В школе надо не лениться:
Рисовать, писать, учиться,
На уроках отвечать
И в дневник поставят...
Ответ: пять

16.Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою...
Ответ: четыре

17.Сколько раз в дверь нужно постучать?
Сколько будет двойка плюс один?
Поскорее нужно это отгадать,
Эта цифра с буквой З - один в один.
Ответ: три

Второй шарик с заданием:

Изобразить пластикой цифру или геометрическую фигуру.

Третий шарик с заданием:

Назвать пословицы и поговорки, в которых присутствуют цифры.

Четвёртый шарик с заданием:

Игра «Найди свою цифру»

На полу лежат 5 обручей. В них по одной цифре от 1 до 5. Командам раздаётся по одной цифре от 1 до 5. Команда отворачивается, а педагог раскладывает цифры в обручи. По сигналу вся команда должна найти обруч со своей цифрой. Игра проводится под музыку.

Пятый шарик с заданием:

Нарисуй рисунок из геометрических фигур.

6.Физ. минутка .

В конце собрания родителям предлагается опять выбрать смайлик под настроение (изменилось оно или нет).

1. Раздать памятки для родителей с играми по развитию математических представлений.

Вовлечение родителей в деятельность по развитию математических способностей

В игровой форме родители могут привить малышу знания из области математики, информатики, русского языка, научить его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы малыш различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.

Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.

Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.

Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

Подготовка к обучению математике ведется с помощью упражнений, нацеленных на развитие логического мышления детей, на освоение простейших умственных действий, знакомство с формой предмета, их расположением, с отношением между ними (левее, больше, столько же). Много внимания уделяется графике (изображение фигур). Все упражнения носят занимательный игровой характер, а сказочные сюжеты помогают малышам освоить азы математической подготовки, дают возможность развить наблюдательность, повышает интерес к математике.

Для разнообразной детской деятельности, направляемой взрослыми на развитие у ребенка математических представлений, характерны:

· игровая направленность деятельности

· насыщение проблемными ситуациями

· творческими задачами

· играми и игровыми упражнениями

· наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования

· практического исследования и т.д.

Игры, конструируемые с учетом этих положений в последние годы, получили название логико-математических. Причем обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.

Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают:

· свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве;

· числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне, порядок следования, преобразования, сохранения массы и объема и т.д.

При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические. Например, строя дом (игра «Логический домик»), ребенок, делая очередной ход, поставлен в условия выбора связей между предметами, нарисованными на «кирпичах» (главном строительном материале). Это может быть зависимость предметов, изображенных на кирпичах, по цвету, форме, назначению, смыслу, принадлежности и т.д. Соблюдение этажности строительства и общего размера дома требует установления количественных отношений (математических связей).

Логико-математические игры конструируются авторами исходя из современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. Естественно, что в дошкольном возрасте можно говорить лишь о становлении предпосылок математических способностей. К ним относят настойчивое стремление ребенка получить результат:

· собрать

· соединить

· измерить

· предвидеть результат

· оперировать образами

· устанавливать связи зависимости

· фиксировать их графически.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Ф.И.О..

2. Занимаетесь ли Вы математикой дома с ребёнком?.

3. Что мешает Вам заниматься с ребёнком?

.

4. Какие игры, пособия по развитию математических способностей есть у Вас дома?.

5. Кто из членов семьи чаще всего занимается с ребёнком?.

6. Нравится ли вашему ребёнку заниматься математикой? .

7. Используете ли Вы для развития умственных способностей ребёнка занимательную математику? .

8. Какие интересные упражнения, игры, задачи-шутки можете предложить другим детям? .

9. Как Вы понимаете «занимательный математический материал», его значение и роль в подготовке к школе?.

Большинство родителей водят своих малышей в детский сад. При посещении этого учреждения ребенок развивает коммуникативные способности, учится самостоятельности, готовится к школе. Но только при совместной работе воспитателей и родителей возможно гармоничное развитие личности малыша. Именно для обсуждения разных проблем, решения насущных вопросов, регулярно организовываются встречи работников детского учреждения и родителей. в средней группе детского сада могут поднимать насущные бытовые вопросы, носить информационный характер. Но также воспитатели стараются уделить внимание особенностям воспитания и обучения ребят. Мероприятия могут проводиться в разных форматах.

Темы родительских собраний для средней группы

Стоит рассмотреть, какая именно тематика может быть затронута на таких встречах:

  • вопросы здоровья и физического воспитания следует регулярно поднимать на подобных мероприятиях, здесь можно остановиться на методах профилактики простудных заболеваний, способах закаливания;
  • полезно провести информационную работу с родителями о необходимости тех или иных игрушек для данного возраста;
  • одну или даже несколько встреч следует посвятить особенностям воспитания малышей, как привить им правила поведения, полезные привычки;
  • также важно уделять внимание вопросам обучения, воспитатели могут рассказывать родителям о том, как интересно и с пользой можно провести время дома с ребенком.

Нетрадиционное родительское собрание в средней группе

Чтобы мероприятие было более интересным и запоминающимся, его иногда проводят в непривычной форме.

Можно подготовить своеобразную деловую игру. Для этого понадобиться подготовить сценарий. В нем должна быть обыграна ситуация, которая будет демонстрировать актуальную проблему. На такое родительское собрание в средней группе можно приходить с детьми. Малышей интересно привлечь к обыгрыванию проблемы. Например, на тему воспитания можно подготовить сценку о детском непослушании и способах справиться с данной проблемой. Ребята могут демонстрировать разные варианты негативного поведения, а воспитатели вместе с мамами будут разбирать каждую ситуацию и искать оптимальные пути решения.

Еще одной нетрадиционной формой родительских собраний в средней группе ДОУ может быть мастер-класс. С их помощью можно продемонстрировать способы изготовления поделок, подготовки домашних кукольных театров и представлений. Это позволит познакомиться с вариантами проведения семейного досуга и развлечений, которые принесут пользу воспитанию, а также развитию малыша.

Также часто проводят собрания для родителей в форме

Цели. Формирование доброжелательного отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитателями, педагогами и родителями, основанные на доверии; развивать самосознание родителей и педагогов, конструктивные представления о детях (у родителей и педагогов).

Задачи. Обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы использовать их в процессе семейного воспитания; способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным способностям своего ребенка.

Участники. Воспитатели, родители.

Предварительная работа.

1. Родителям незадолго до собрания предлагают написать мини-сочинение на тему «Мой ребенок – мое солнышко!» и проиллюстрировать его фотографией ребенка. На большом листе написать полное имя ребенка, а рядом с каждой буквой имени ребенка – слово, характеризующее его характер, особенности личности, способности. Например, О – остроумная и т.д.

2. Плакат с цитатами «Самое ценное, что могут дать родители, - это воспитание?»

3. Оформить приглашение на собрание, подготовить тесты для родителей, папки с консультациями, памятки, оформить помещение, приготовить фоновую музыку.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово воспитателя

Воспитатель . Знаете ли вы своего ребенка? Конечно. Ответит почти каждый родитель. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – ни будь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребенка?» давайте, уважаемые родители об этом и поговорим.

2. Изучение родительского рисунка и расшифровка имени ребенка.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, какое слово самое сладкое, ласкающее слух? Что главное в жизни ребенка с рождения? (высказывание родителей).

Это его имя. Мудрецы говорили: «Как назовешь судно, так оно и поплывет». Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук в мире, который звучит как лучшая на земле музыка. Наше имя иногда капает как дождик, иногда звучит как эхо в горах, а иногда стучит как барабан. Взгляните на имена ваших детей. Малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них. Взгляните на портреты детей: какие они все разные, каждый из них индивидуален и неповторим.

Перед вами игра «Цветик-семицветик». Представьте, что это ваш малыш нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка) Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть лежит он в семейном альбоме, ведь это-часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи.

3. Беседа «Что нужно знать о своем ребенке?»

Воспитатель. Что нужно знать о своем ребенке? И для чего нужно знать? (высказывания родителей) . Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке нужно знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается, почему лжет и т.д.

4. Детская ложь.

Психолог . Малыши по природе своей поистине уникальны, неповторимы. У них очень гибкое мышление, которое помогает фантазировать, воображать. Детская фантазия богата, индивидуальна и очень интересна. Временами свои фантазии, выдумки дети начинают использовать в личных, корыстных целях. Они тонко чувствуют и знают, где вставить свою фантазию. Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазии – это выдумки, воображаемый мир. Дети умеют убедительно сочинять, а знаете, в чем секрет? В том, что ребенок сам верит во все что рассказывает. Все знают историю про оптимиста и пессимиста. «Стеклянный сосуд, который наполовину наполнен водой. Пессимист скажет, что сосуд наполовину пуст, а оптимист скажет, что сосуд наполовину полон.» любое событие каждым человеком воспринимается по-разному. Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле.

5. Почему возникают конфликты между родителями и воспитателями.

Конфликты – часть нашей жизни, и важно уметь конструктивно их решать.

Воспитатель. Предлагаем проанализировать педагогические ситуации и обсудить их вместе с родителями и воспитателем.

«Молодая мама каждый день допрашивает воспитателей, как вел себя ее ребенок? С кем играл? Во что играл? Что ел? Сколько ел? Как спал? И получает в ответ не то, что хотела бы услышать (ни с кем не играл, пассивен, сам в себе). В итоге мама в недоумении. Доказывает воспитателям, что ребенок дома совсем другой, спрашивает, почему так происходит.»

(родители обсуждают ситуацию)

Комментарий воспитателя. У ребенка явно трудности в общении. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребенок выдвинут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы. У ребенка развивается внутриличностный конфликт, и он не знает как себя вести в группе.

Воспитатель. Давайте мысленно проанализируем, такой ли мой ребенок, вспомним его достоинства и недостатки, помечтаем, каким бы я хотела его видеть. Чтобы легче было сравнить отрицательные и положительные качества. А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах. Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.
    Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем. Аккуратно складывает одежду. Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно. Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины. Не указывает пальцем на окружающих, на предметы. Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания». Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д. Не говорит матерных слов.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми.

Психолог. Перед вами бланк. Заполните его, пожалуйста.

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы хотел я видеть моего ребенка.

(Задание на 2-3 минуты.)

После того как написали, психолог задает вопрос: Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

Обобщает психолог. В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только одни недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что видя те или иные особенности своего ребенка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И, если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинство и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.

Достоинства моего ребенка

7. Тест «Какой вы родитель?»

Воспитатель. А теперь давайте оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого. Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос «Какой же я родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

    Сколько раз тебе повторять? (2 балла)

    Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)

    Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)

    И в кого ты такой уродился (2 балла)

    Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)

    Ну на кого ты похож? (2 балла)

    Я в твои годы…(2 балла)

    Ты моя опора и помощник (1 балл)

    Ну что за друзья у тебя? (2 балла)

    О чем ты только думаешь? (2 балла)

    Какой ты у меня умница! (1 балл)

    А как ты считаешь? (1 балл)

    У всех дети как дети, а ты… (2 балла)

    Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)

Теперь посчитайте общее количество баллов

От 5 до 7 баллов . Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

От 11 баллов и более . Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.

8. Итог собрания.

Воспитатель . Встречу хотелось бы закончить словами С.Соловейчика: «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же,как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я принимаю его, охраняю его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем»».

Воспитатель(рассказывает притчу ): Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках человек!» уважаемые родители, ваш ребенок в ваших руках!



Рассказать друзьям