Тематическое планирование недели «Хочу всё знать.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Марина Ларюкова
Тематическое планирование недели «Хочу всё знать!»

План тематической недели «Хочу всё знать для детей старшего дошкольного возраста

Возрастная группа Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Ответственные

Понедельник - День «В гостях у Почемучки»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

1. Подбор и размещение на полочке «умных книг» энциклопедий, литературы познавательного характера. (беседа о книгах)

2. Обратиться к личному опыту детей : - кто знает, как называется поселок, в котором мы живем? – где вы побывали с родителями в выходные дни? – что нового, интересного увидели, узнали? – Какие места в поселке особенно любимы вами?

Проблемные вопросы : - Как вы думаете, почему именно так назван наш поселок? – Кем и когда он основан? – Каким он был раньше? Предложить вместе с взрослыми найти ответы на эти вопросы.

Прогулка 1.

Целевая прогулка вокруг детского сада.

Цель : уточнить знания детей об окружающих детский сад объектах : школе, пятиэтажных домах, магазинах.

Дидактическая игра «Из чего построен дом?»

Как вы думаете, в каком доме лучше жить? Почему?

Разучивание нанайской народной игры «Ручейки и озера» . Цель : познакомить детей с играми народов Дальнего Востока.

2 пол. дня

Групповая традиция «В этот вечер у нас…

Внести карту поселка. Рассмотреть. Вместе с детьми найти и отметить расположение наиболее значимых, любимых мест : детский сад, Дом культуры, музыкальная школа, библиотека и др.

Обсуждение поговорки «Всякому мила своя сторона» .

Дидактическая игра «Угадай, что это?» Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.

Прогулка 2. Вспомнить с детьми какое сейчас время года, какой месяц? Что происходит в природе? Какие изменения можно увидеть на участке? Активизировать речь детей, развивать наблюдательность, умение высказывать свои впечатления об увиденном.

Загадывание загадок об осени. Предложить детям самим придумать загадки. 1. Анкетирование родителей на тему : «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

2. Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

1. Выставка методической литературы :

Энциклопедии для детей

Методическая литература для педагогов по развитию познавательных интересов детей.

2. Консультация «Использование метода проектов в развитии у дошкольников познавательного интереса»

3. Анкетирование педагогов по проблеме организации и проведении поисково-познавательной деятельности детей.

Вторник - День экспериментирования «Маленькие исследователи»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

Чтение главы из книги Л. Л. Сикорук «Физика для малышей»

Цель : показать детям, что окружающий их мир познаваем, побуждать детей к самостоятельным наблюдениям и экспериментам, к играм, подобным тем, которыми заняты герои книги.

«Всё о музыке» (рассказ про музыку)

Прогулка Наблюдение за солнцем.

Цель : знакомство детей с явлениями неживой природы : изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня» . С помощью проблемных вопросов подвести детей к выводу, что солнышко не так сильно греет, как летом. Предложить отметить, где утром всходит солнце.

2 пол. дня

Работа в исследовательской лаборатории.

«Как сделать звук громче» , «Изготовление спичечного телефона»

Прогулка 2. Продолжить наблюдение за солнцем. Что изменилось? Отметить, когда и где солнце садится. Загадать загадки о солнце.

Индивидуально коррекционная работа с детьми : предложить подобрать прилагательные к слову «солнце» .

2. Консультация «Экспериментируем вместе с папой» 1. Выставка методической литературы по организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ, проектов.

2. Консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

3. Круглый стол (обмен опытом) по теме : «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ» Воспитатели, старший воспитатель

Среда - День «Путешествие в прошлое»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро Беседа :

Путешествие по оси времени в прошлое микроскопа. (О. В. Дыбина «Что было до…» , стр. 127).

Прогулка 1. Наблюдение за транспортом.

Подвижная игра «Цветные автомобили» (с усложнением) .

Индивидуальная работа : закрепить знание некоторых понятий и правил дорожного движения : «проезжая часть» , «пешеход» , «пешеходный переход» ; знаки – «поворот» , «пункт общественного питания» , «больница» .

2 пол. дня

Познавательное сообщение «Знаете ли вы, что…»

Рассматривание иллюстраций к книге С. Михалкова «От кареты до ракеты» .

Творческое задание «Изобрази свой вид транспорта

Прогулка 2. Продолжить наблюдение за транспортом.

Загадывание загадок о транспорте.

Дидактическая игра «Угадай, о какой машине я говорю» .

Игра с подгруппой детей : «Летает – не летает»

Дидактическая игра «Скажи наоборот» - развитие восприятия, внимания, памяти. Индивидуальная работа с детьми.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе по реке Амур» 1. Оформление выставки детских энциклопедий.

2. Консультация «Читайте детям!» 1. Конкурс методических разработок :

- план тематической недели «Хочу всё знать

Конспект НОД по познавательному развитию

Познавательная презентация для детей ДОУ

Воспитатели, старший воспитатель

Четверг - День коллекционеров «Пещера сокровищ»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

1. Оформление мини-музея «Волшебный мир камня» в старшей группе,

«Хочу всё знать и измерять » в подготовительной группе.

2. Беседа «Для чего нужны музеи?» , Какими бывают музеи?

3 Просмотр познавательной презентации о музеях.

Музыка «Что такое музыка»

Прогулка П/ и «Не оставайся на земле» - развитие ловкости, действовать по правилам.

Наблюдение

Обратить внимание детей на деревья, кусты, растущие на территории детского сада. Рассказать об изменениях, происходящих с деревьями осенью. Уточнить названия, строение. Объяснить, как отличить дерево от куста. Активизировать в речи детей прилагательные : «гладкий» , «колючий» , «толстый» , «тонкий» , «длинный» , «короткий» и др.

2 пол. дня

1. Взаимопосещение мини-музеев : рассматривание, беседа.

2. Беседа «Какие мини-музеи вы бы хотели ещё создать в своей группе?» 1. Участие родителей в создании мини-музеев.

2. Консультация «Коллекции в вашем доме» 1. Оформление мини-музеев

- «Волшебный мир камня»

- «Хочу всё знать и измерять »

2. Семинар – практикум «Создание и использование мини- музеев в образовательной деятельности с детьми» Воспитатели, старший воспитатель

Пятница - День «Кладовая знаний»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

Рассказ воспитателя о коренных народах Приамурья :

Перечислить виды национальностей Хабаровского края. Отметить, что в нашей группе тоже есть дети другой национальности.

Рассмотреть предметы охоты, рыбной ловли (показ слайдов) .

Чтение : нанайской сказки «Медведь и лиса» . Помочь понять народную мудрость.

НОД по художественному творчеству : лепка «Приамурские узоры»

Прогулка

Обратить внимание детей на тень.

Я стою, она стоит.

Я бегу, она бежит.

Сравнить тень взрослого и ребенка. Как вы думаете, почему она разная?

Подвижная игра «Поймай мою тень» .

2 пол. дня

Чтение ульчской сказки в обработке А. В. Росугбу «Как лягушка зеленой стала»

Игры-драматизации по сказке «Айога» .

Вечер. Викторина «Умники и умницы» совместно с родителями.

Подведение итогов тематической недели : изготовление стенгазеты в группах «Хочу всё знать Развлечение КВН «Умники и умницы»

1. Брейринг по теме : «Организации познавательной деятельности с детьми ДОУ»

2. Подведение итогов недели . Воспитатели, старший воспитатель

Боршнякова Вера

1 тематический день

(день сюрпризов и загадок)

«Необычная рядом»

Сюрпризный момент.

В гости к детям приходит фокусник и предлагает посмотреть фокусы.

Задачи : развитие логического мышления у детей; развитие социальных эмоций, способствующих налаживанию межличностных отношений; формировать устойчивый интерес к фокусам; развивать у детей способность к воображению.

Музыкальное развлечение «Загадочные гости» .

Открытие тематической недели совместно с музыкальным

руководителем.

Химические фокусы.

Игровая прогулка на участке «В поисках клада» (сюрпризы и загадки)

Задачи : закрепить с детьми умение ориентироваться в пространстве (на участке детского сада) ; развивать двигательную активность, ловкость, меткость. Оказывать взаимопомощь сверстнику.

Ребята пользуясь картой выполняют разные задания на участке детского сада

1. Перевези друга на санках с одного берега на другой

2. Отгадай зимние загадки

3. Попади в цель

4. Найди по схеме- волшебную снежинку

5. Собери слово и найди клад

6. Поиск клада и получение награды.

Подвижная игра «Найди и промолчи»

Цель. Развивать выдержку, внимание, ориентировку в пространстве, способствовать к само регуляции.

Загадывание загадок про воздух, ветер, воду.

«Опыты на кухне» консультация для родителей

2 тематический день

(день экспериментирования)

«Маленькие исследователи»

Сюрпризный момент.

Дети получают письмо от Почемучке в котором он их приглашает в свою лабораторию.

Интегрированное занятие «Волшебница соль»

Дать детям представление о значении соли в жизни человека. Закреплять умение исследовать предмет с помощью органов чувств, называть его свойства и особенности. Испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы, интерес и любовь к родному краю.

Показ презентации «От куда берётся ветер»

Опыты и эксперименты во время прогулки «Сила ветра»

Цель. Познакомить детей с понятием «сила ветра» , помочь вспомнить, каким ветер был летом (теплый, легкий, учить определять силу ветра по верхушкам деревьев и развивающими флажками.

Игры с песком.

В ходе игровых действий с песком обратить внимание детей на свойства песка и почвы, подвести детей к выводу, что песок рыхлый, поэтому легко пропускает воду, а почва плотная, поэтому вода остается на поверхности.

Рисование на песке (стол с песком)

Развивать воображение, фантазию мелкую моторику рук.

3 тематический день

(день следопытов и интересных открытий)

«Искатели приключений»

Сюрпризный момент.

В гости к детям приезжает Нюша и предлагает отправиться в путешествие.

Игра -путешествие «Путешествие со смешариками на воздушном шаре» .

Общение на тему «Круговорот воды в природе»

Цель. Расширить и закрепить представление детей о свойствах воды и круговороте воды в природе. Формировать потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Презентация «Круговорот воды в природе»

Цель. Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в процессе практического познания.

Чтение сказки «Путешествие капельки»

Цель. Формировать потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое действие.

игра -эксперимент «Таяние льда в воде» Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Вывод : чем больше льдина – тем медленнее она тает, и наоборот.

эксперимент «Можно ли пить талую воду» Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Рисование не традиционным способом «Акварель + соль» .

Тематическая выставка детских энциклопедий «Хочу все знать .

Работа в книжном уголке.



4 тематический день

(День викторин и занимательных игр)

«В гостях у Почемучки»

сюрпризный момент

В гости приходит кукла Почемучка, которая приглашает отправиться в путешествие по познавательной стране экспериментов.

Экологическая викторина «В мире природы» .

Цель. Создать условия для формирования экологической культуры у детей на основе знаний. Развивать познавательную активность, используя опыты.

Разгадывание загадок.

Цель. Расширять кругозор детей, познакомить их с окружающем миром, способствовать развитию наблюдательности, памяти, смекалки, мышления и воображения.

Рисование не традиционным методом солью по мокрому «Бабочка» .

Показ презентации «Что такое снег.

Цель. Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса.

Тематическая прогулка с Почемучкой «Почему снег мягкий?»

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега : вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок : при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» :

Светло-пушистая Дорогой бурною

Снежинка белая,Легко проносится,

Какая чистая,Не в высь лазурную,-

Какая смелая!На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Познавательный досуг «День рожденье Зубной щетки»


5 тематический день

(день коллекционеров)

«Пещера сокровищ»

Вовлечь родителей и детей в совместную деятельность по созданию мини-музея в группе; вызвать интерес к посещению музеев; воспитывать бережное отношение к музейным предметам, как результату труда и творчества.

Сюрпризный момент

В гости приходит Почемучка, который ни чего не знает о музеях, он просит детей рассказать ему об этом.

Презентация «Какие бывают музеи»

Цель. Формирование представления о музеях у дошкольников; воспитание осознанного бережного отношения к культурному наследию народов.

Беседа «Какие музеи мы можем создать»

Цель. Развивать познавательный интерес и познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Экскурсии по мини-музеям коллекций (взаимопосещение)

Прогулка «Коллекция цветных льдинок»

Цель. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к коллекционированию и созданию для этого условий.

Закрытие недели . «Путешествие в страну Знаний» .

Музыкальное развлечение в вечернее время.



Педагогический проект на тему «Хотим всё знать!»

Тип проекта : исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта : дети средней группы «Пчелка», родители, педагоги.

Срок реализации проекта : 1 год.

Актуальность: Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Цель проекта: Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

Задачи:

1. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.

2. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.

3. Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности.

4. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение».

5. Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.

7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.

8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.

10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.

Предполагаемый результат:

1.Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, предметов.

2. Дети классифицируют камни по указанным признакам.

3. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется тень, солнечные зайчики.

4. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.

5. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.

6. У детей пополнился словарный запас.

7. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.

8. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.

9. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.

Подготовка к реализации проекта:

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2.Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.

3.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.

4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.

5. Создать коллекции камней, перьев, фонариков, магнитов .

6. Составить перспективный план проведения экспериментов.

Работа с родителями

1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».

2. Консультация для родителей «Волшебная водичка».

3. Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками».

4. Буклеты для родителей «Водные процедуры».

5. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».

6. Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями».

7. Оказание помощи в создании детской лаборатории.

8. Подбор материалов, предметов для коллекций.

9. Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности».

10. Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»

Детская лаборатория

Основное оборудование и материалы

1. Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, пух.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

5. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.

6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.

7. Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки, плоское блюдо, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз.

8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.

Методическая литература

  1. Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
  2. Лагутенко О.И. Проведение занятий по теме: «Вода» для групп дошкольного и младшего школьного возраста / О.И. Лагутенко // Дошкольная педагогика. – 2002 (ноябрь, декабрь).
  3. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром / Е.В. Марудова // Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  4. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова // тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Издательство «Учитель», 2015.
  5. Рыжкова Н.А. Волшебница-вода / Н.А. Рыжкова. – М: Линка-Пресс, 1997.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».).
  7. Шапиро А. Научные забавы / А. Шапиро // Детский сад со всех сторон. – 2001. - № 41-42 (ноябрь).

Перспективный план проведения экспериментов

Дата

Направления экспериментальной деятельности

Темы занятий

сентябрь

Экспериментирование с песком, глиной

1.Качества и свойства песка и глины.

2. Посадим дерево.

3. Где вода?

4. Волшебный материал.

октябрь

Экспериментирование с воздухом

1.Танец горошин.

2. Поиск воздуха.

3. Веселая полоска

4. Делаем облако.

ноябрь

Экспериментирование с водой

1.Окрашивание воды.

2. Играем с красками.

3. Друзья.

4. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

декабрь

Экспериментирование.

Изучаем органы чувств человека

1.Наши помощники – органы чувств.

2. Вкусовые зоны языка.

4. Тайный похититель варенья («отпечатки пальцев»)

январь

1.Мыло – фокусник.

2. Секрет сосновой шишки.

3. Как замесить тесто?

4. Стеклянный город.

февраль

Экспериментирование с предметами

1.Естественная лупа.

2. Волшебные зеркала.

3. Мир бумаги.

4. Угадай-ка.

март

1.Что любят растения.

2. Где живут зернышки?

3. Соревнование (почва).

4. Где прячутся детки?

апрель

Наблюдения за жизнью растений

1.Хитрые семена.

2. В тепле и в холоде.

3. Что есть в почве?

4. Где лучше расти?

май

Экспериментирование с солнечным светом

1.Черное и белое.

2. Солнечные зайчики.

3. Радуга.


Вид непосредственно образовательной деятельности: «Познавательное
развитие» ФЦКМ
Тема: «Хочу всё знать!»
Образовательные ресурсы: программа «От рождения до школы» (Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Возраст: 3 – 5 лет
Направление: познавательно – речевое развитие
Основная образовательная область: «Познавательное развитие» ФЦКМ
Интегрированные образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура»,
«Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество», использование
игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение проектной
технологии в работе с детьми.
Форма проведения: интегрированное, нетрадиционное
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о животных леса;
формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей
среды.
Задачи:
Развивающие: Развивать связную речь. Учить анализировать, делать выводы.
Вызвать интерес к жизни животных. Формировать навыки экологически
безопасного поведения. Развивать воображение, любознательность, память и
мышление детей.
Расширять словарный запас: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, рысь,
белка, берлога, логово, нора, дупло, хищники, травоядные.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным, чувство
доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному,
что нас окружает. Совершенствовать стиль партнерских отношений в детском
саду, чувство товарищества.
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления
детей о животных леса. Закреплять умение анализировать объекты живой
природы, выделять существенные признаки.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, беседа, загадывание загадок,
проектирование
Здоровьесберегающие технологии: физминутка «Мы пришли в зимний
лес», пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…», гимнастика для
глаз «Тренировка».
Аппаратное обеспечение: магнитофон, мультимедиа установка, ноутбук.
Музыкальное сопровождение: диск с записью классической музыки

Оборудование: Ёлочки (искусственные); шишки, игрушки диких зверей
(олень, лиса, волк, медведь). Вата для имитации снега, плакат «Дикие
животные», картинки с животными
Ход занятия:
Перед началом занятия воспитатель расставляет ёлочки, на ветки
раскладывает вату, шишки, расставляет игрушки и рисунки следов зверей.
1. Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами будем выступать по телевидению и
рассказывать о жизни диких животных. Но, чтобы узнать о них побольше, мы
сейчас отправимся в гости, а куда догадайтесь сами. (Читает загадку)
Безопасность, Социализация, Здоровье
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели, и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом (Лес).
Но прежде чем мы отправимся туда, давайте повторим правила поведения в
лесу.
Лесные правила.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки –
убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Из рогатки не стрелять,
в лес приходят отдыхать.
Здесь не нужно всех ловить,
топать, хлопать, палкой бить.
(Дети идут по тропинке в лес под музыку).
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Приглядитесь, что вы видите в лесу?
Дети: Ёлочки в снегу, шишки.
Воспитатель: Ребята, а чем пахнет в лесу?
Дети: Хвоёй, ёлками, свежестью, прохладой.
Воспитатель: Смотрите, сколько на снегу следов! Чьи это следы, вы знаете?
Давайте вместе попробуем прочитать, кто здесь побывал. А помогут нам

лесные жители.
Входят дети в костюмах животных
Воспитатель. А вот и жители леса. Они расскажут нам, как живётся в лесу
зимой. Сейчас мы сядем на стульчики – пенёчки и внимательно послушаем.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация,
Социализация
Выступление детей.
«Белка»
Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать, силы беречь, сохранять!
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать?
Трудно белке зимовать…
«Заяц»
Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной.
Не увидит, не узнает зверь меня лесной!
Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.
Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз
И еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.
Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.
«Лиса»
Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.
Хвост красивый какой – мне он нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!
Об этом, наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Воспитатель
А еще есть зверь лесной, он, ребята, очень злой.
Если б вы с ним повстречались ­
То, конечно, испугались бы.
Угадайте? Это – волк!
«Волк»
Я сам расскажу, как зимую я в лесу.
Волк зимою очень злой.

В одиночку он не ходит;
Волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные и злые.
Воют сильно по ночам, даже страшно зверям!
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Но и волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.
Воспитатель. Давайте покормим наших друзей. У меня в волшебном мешочке
много разных угощений, но все гостинцы перепутались, кого, чем угощать не
знаю. Помогите мне, ребята.
3. Дидактические игры
Интеграция: Познание, Социализация, Коммуникация
Игра «Накорми зверей и птиц».
В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, морковка, яблоко и т. д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто, чем
питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
(Игра для 2­ой младшей подгруппы).
Воспитатель: Как вы думаете, в лесу живут только взрослые звери?
Игра « Найди свою маму»
Воспитатель: Посмотрите, дети, кажется, эти маленькие зверята перепутали
своих мам, давайте им поможем найти свою маму.
Воспитатель раскладывает на стол картинки, поочерёдно переворачивает
одну из них. Дети должны отгадать, кто спрятался (лисята, волчата,
бельчата, ежата, мышата, оленята, медвежата).
(Игра для средней подгруппы).
4. Физминутка
Социализация, Музыка, Здоровье.
Воспитатель: Пришло время разминки!
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму он проспит.
В лесу красота и покой, И нам пора уже домой.
(Все движения выполняются в соответствии с текстом).
5.Беседа с использованием мультимедийной установки.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация,
Социализация. Воспитатель.
А сейчас прошу вас сесть на стульчики. Я хочу рассказать вам об одном
лесном жителе, о зайце беляке.
Беляк - житель лесов. Уши своими концами едва достигают кончика носа.
Лапы широкие и сильно опушены. Летняя шерсть рыжевато­бурая. Тусклая
окраска помогает зверьку спасаться от многочисленных врагов. Зимой беляк
снежно­белый, лишь кончики ушей остаются у него черными.
Поедает тонкие ветки и молодые побеги. С более толстых веток зайцы
обгрызают кору. Кроме веток и коры, беляки едят и сухую траву, торчащую
из­под снега. Основные враги зайца - лисица и рысь. На зайчат нападают
многие птицы, даже серая ворона. Как вы думаете, что помогает зайцу быстро
бегать и далеко прыгать? (Ответы детей: лапки).
Воспитатель: Задние ноги у него сильные и длинные, немного длиннее
передних, поэтому следы задних ног впереди передних. Бежит заяц, петляет.
А если на него нападёт филин или беркут, то и тут задние ноги помогают.
Подумайте как? (Ответы детей: зайчик начинает отбиваться лапками)
Зимой, когда все покрыто белой снежной пеленой, узоры заячьих следов
можно обнаружить и в лесу и на полях.
Для зайцев характерно запутывание следов перед лежкой.
Воспитатель: Кого боится заяц?
Воспитатель: Лисица - один из главных персонажей старых русских сказок,
басен, поговорок! И не зря в народе говорят: «рыжая плутовка». В последние
годы доказано, что по своей умственной деятельности она стоит выше
некоторых других зверей. В нашей стране лисица обитает почти везде.
Окраска у большинства лисиц ярко­рыжая, грудь и брюхо обычно белые,
внутри ушек черная, а кончик хвоста всегда белый. В энциклопедии пишут,
что лисица ведет оседлый образ жизни, это значит, что лиса живёт на одном
месте и далеко от дома не убегает.
Основной пищей лисице служат мелкие грызуны. Кроме того, она добывает
зайцев, мелких воробьиных птенцов, яйца птиц, гнездящихся на земле,
лягушек, змей, ящериц и даже змей, всевозможных насекомых, а также
многие растения и ягоды.
Зимой лиса в норе прячется только в сильные морозы и от врагов, в остальное
же время устраивается под корнями деревьев, под нижними ветками ёлок.
Лисица, поедая грызунов - вредителей зерновых культур, приносит,
безусловно, большую пользу.
Воспитатель. Нашим лесным друзьям пора возвращаться домой, у них много

дел и забот. Спасибо, что пришли к нам и рассказали о себе. (Дети в
костюмах уходят переодеваться) Ребята, посмотрите, что это за картина на
лесной поляне? Кажется, я знаю. Это художник нарисовал, да вот только
чего­то тут не хватает. (Зверей, жителей леса) Давайте поможем
художнику и сами нарисуем диких животных. Но вначале давайте сделаем
гимнастику для пальчиков и глаз.
Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Коммуникация,
Социализация, Безопасность, Здоровье
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке,
Волку и синичке,
Мишке – толстопятому,
Зайчику усатому.
(Исходное положение – пальцы зажаты в кулаке. Поочерёдно разгибать
все пальцы, начиная с большого.)
«Тренировка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз – налево, два – направо, Посмотреть влево, вправо,
Три –наверх, четыре - вниз. Посмотреть вверх, вниз.
А теперь по кругу смотрим, Круговые движения зрачками.
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше, Взгляд на нос, в окно.
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше, Быстро поморгать.
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного ­ Зажмурить глаза, открыть.
Сил дадим им много­много,
Чтоб усилить в тыщу раз! .
6. Рисование «Поможем художнику».
Интеграция образовательных областей: Художественное творчество,
Коммуникация, Труд, Познание, Социализация.
Воспитатель.
1. Набрать на поролон или ватную палочку краску нужного цвета и
примакивать сверху вниз, держа карандаш прямо, плотно заполняя краской
всю поверхность.
2. Для создания эффекта пушистого меха, берём сухую кисть, набираем
немного краски и приёмом тычка дорисовываем по контуру рисунка.
3. Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за
столом. Слежу за осанкой детей.

4. Провожу индивидуальную работу, предупреждаю об окончании работы.
5. Дети рисуют. Оценка педагога.
7. Рефлексия (для 2 младшей группы)
Воспитатель подводит итог прогулки.
Да, хорошо в лесу! Сколько радости дарит людям красота деревьев, забавные
животные, поэтому лес нужно любить и охранять, не ломать ветки, не пугать
зверей.
Что же делают медведь и ёж зимой? (Они спят).
Кто на зиму меняет цвет шкурки? (Белка и заяц).
Ребята как назвать одним словом всех тех, кто живёт в лесу? (Дикие звери).
Дети 2 младшей группы уходят. В это время дети средней группы
завершают свои работы.
8. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Зайцы и волк». Напоминаю
правила игры.
Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Социализация,
Здоровье, Безопасность,
9. Презентация детских проектов.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация,
Социализация,
Воспитатель: Ребята вы столько много знаете про жизнь зверей в лесу.
Я предлагаю выступить вам по телевизору.
Дети садятся.
Воспитатель: (в микрофон) Внимание, внимание! Начинается телепередача «В
мире животных». Ведет её диктор Ф.И.О и её маленькие помощники
(перечисляет имена детей).
Дети презентуют свои творческие проекты «В мире животных».
«Белка»: Белка живёт в лесу. У неё цепкие длинные пальцы с очень острыми
коготками и поэтому она легко перепрыгивает с дерева на дерево. При этом
пользуется длинным пушистым хвостом как рулём. Хвост также служит белке
отличной грелкой в зимние холода. Устраивает гнёзда в дуплах или ветках
деревьев. Гнездо белки похоже на шар сложенный из мелких веточек,
кусочков коры, стеблей растений и мха.
Зимой шубка серо ­ коричневая, а летом рыжая. Кормится белка семечками
ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами. Запасая пищу на зиму,
белка делает много кладовых: если один тайник пропадёт, остальные
останутся в целости. Враги белки ­ ястреб и хищники: куница, соболь и
другие звери.
«Волк» В нашей стране волки встречаются везде. Волки живут и в жаркой
пустыне, и в лесах, и в холодной тундре. Вопреки пословице: «Как волка не
корми, он все в лес смотрит», волк - зверь не лесной. Он житель открытых
пространств. волк не приспособлен к передвижению по глубокому и рыхлому

снегу. Главная же пища волка – лось, олень, кабан. Когда пищи мало, волки
нападают на домашний скот.
Спят волки, свернувшись кольцом, и под ними образуется круглая
проталинка­лунка. Часто звери валяются по снегу, перекатываясь с боку на
бок. Нередко долго отдыхают сидя.
10. Рефлексия
Воспитатель: Ну, вот, ребята, не заметили мы, как на прогулке в лесу
побывали и на телевидении выступили! Молодцы!
О чём новом узнали во время путешествия?
Воспитатель: Что едят лиса, волк, медведь? (Мясо других животных).
Воспитатель: А что едят заяц, белка, лось? (Грибы, орехи, лишайник, траву,
кору).
Воспитатель: Зверей можно поделить на группы, какие? (Хищные и
травоядные).

Жанна Платонова
Конспект комплексно образовательной деятельности в средней группе «Хочу все знать»

Конспект комплексно образовательной деятельности в средней группе

«Хочу все знать » .

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация»

Цель. Продолжать формировать у детей целостную картину мира и расширение кругозора. Обогащение сенсорного опыта.

Программное содержание :

Задачи :

образовательные : Расширять и углублять знания детей о признаках предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Расширять приемы моделирования из геометрических фигур. Закреплять счетные умения и знания цифр в пределах 1-8. Составлять закономерность из геометрических фигур.

Воспитательные. Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, чувства взаимовыручки.

Методы и приемы :

Словесные : загадки, беседа, логические вопросы.

Практические : дидактические игры «Пересчитай звездочки» , «Домики для звездочек, проблемные ситуации. Наглядные : рассматривание картинок, плакаты – «Обобщающие понятия» , «Звездное небо» , карточки - звездочки разных цветов спектра, геометрические фигуры.

Материалы.

Демонстрационный материал : Панно с изображением планеты Земля и предметов окружающего мира. Панно с изображением звездного неба и космической ракеты из геометрических фигур.

Раздаточный материал : Карточки – таблицы с геометрическими фигурами и карточки с изображением предметов соответствующей формы, карточки со звездочками красного, желтого, оранжевого и розового цвета, набор геометрических фигур для плоскостного моделирования.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением предметов окружающего мира, дидактические игры на формирование представлений о величине, форме и цвете. Рассказ воспитателя о космосе, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель. Ребята у нас сегодня необычный гость. Его зовут Лунтик. Он прилетел к нам с другой планеты и ему хочется больше узнать о нашей планете . Мир, в котором мы живем очень интересный. Как называется наша планета?

Дети. Земля.

Воспитатель. А что нас окружает на нашей земле?

Дети. Красивая природа, различные предметы….

Игра «. Назови одним словом» (проводится игра с картинками «обобщающие понятия» . В процессе игры воспитатель уточняет форму предмета и материал из которого он сделан)

2. Основная часть.

Воспитатель. А теперь разложите свои карточки с предметами по цвету и форме.

Проводится игра «Разложи картинки» .

Дети. Каждый раскладывает свой набор карточек с предметами круглой, квадратной, треугольной формы.

Физ. минутка.

Мы становимся все выше.

Достаем руками крыши.

Раз, два – подтянись.

Три, четыре – руки вниз.

Воспитатель показывает панно с изображением космического пространства.

Воспитатель. Все предметы, которые нас окружают, могут находится совсем рядом, что-то дальше а что-то совсем далеко. А что находится далеко, далеко от нас.

Дети. Космическое пространство, (космос, луна, солнце другие планеты) .

Воспитатель. Из каких фигур состоит наша ракета.

Дети. Прямоугольник, круги, треугольники.

Воспитатель.

Отгадайте загадку

Светит, сверкает,

Всех согревает.

Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (солнце)

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики.

Рассыпался горох

на семьдесят дорог,

никто его не подберёт.

Солнце взойдёт -

Всё наоборот : (звезды)

Воспитатель. В темно – синем ночном небе звезды кажутся маленькими точками. Это происходит потому, что звезды очень далеко от нас. Каждая звезда – это небесное тело, подобное нашему Солнцу, а иногда и намного больше его. Звезды летят в бесконечном пространстве, называемом космосом.

Как же можно рассмотреть звезды и небесные тела. С помощью телескопов ученые рассматривают небесные тела. На какую фигуру он похож.

Дети. Он выглядит как длинный узкий цилиндр и похож на трубочку.

Воспитатель. А какие предметы имеют форму цилиндра?

Дети. Банка, стакан, колбаса, труба, палочка….

Воспитатель. Соедините свои пальчики так. Как будто вы держите трубочку и подставьте её к своим глазкам. Рассмотрите наше ночное небо.

Воспитатель. Вы заметили, что на нашем небе они и цвет имеют разный. Назовите, каким цветом наши звезды.

Дети. Красные, розовые, оранжевые, желтые, синие, голубые.

Воспитатель. Все ли звезды одинаковые по размеру.

Дети. Есть большие, средние и маленькие .

Воспитатель. Почему одни звезды большие, а другие маленькие.

Дети. Большие звезды далеко о нас, а маленькие близко.

Давайте посчитаем, сколько и каких по цвету звезд на нашем небе.

Проводится игра «Найди такую же звездочку по цвету»

Дети получают карточки – «звездочки» красного, оранжевого, желтого цвета на черном фоне и группируют их на столах по цветам.

Физ. минутка.

Раз, два три четыре

В космос мы лететь решили.

Чтобы в космос полететь,

Нужно многое уметь.

Вправо, влево наклонись и нисколько не ленись.

Руки вверх, вперед и вниз.

Космонавтом становись.

Воспитатель. Звезды бывают самых разных размеров. Некоторые из них можно сравнить с Солнцем. Но Солнце далеко не самая большая из космических звезд. Есть звезды – гиганты. Их спутниками бывают звезды – карлики. Почему у звезд разный цвет? Цвет звезд зависит от их температуры. Наиболее холодные красные звезды. Самые горячие – голубы. Старея, звезды краснеют и раздуваются. Проходит много лет, и потом звезда взрывается.

Игра «Выложи звездный путь» .

Дети получают карточки – звездочки красного, желтого, розового и оранжевого цвета. Затем раскладывают друг за другом, чередуя цвет и размер.

Воспитатель. Вы заметили, что когда рисуют звезды, они имеют неровные края. Какая геометрическая фигура в этом помогает.

Дети. Треугольник.

Воспитатель. Составим звезды из геометрических фигур.

Игра «Волшебная мозаика» . Дети самостоятельно составляют звездочки разного цвета из геометрических фигур (по количеству сторон вокруг квадрата, вокруг шести и восьмиугольника прикладывают треугольники соответствующего цвета и размера). Тем детям, кто затрудняется можно предложить схему, по которой составляется звездочка.

3. Заключительная часть.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Где мы сегодня побывали, что видели, что нового узнали. И вы и Лунтик теперь расскажете об этом своим друзьям.



Рассказать друзьям