Темы творческих мастерских в детском саду. Кулинарная мастерская в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Основные требования к организации деятельности творческой мастерской в ДОУ

Организация продуктивной деятельности как партнерской с взрослым (с подбором содержаний, сообразно выделенным культурно-смысловым контекстом и типам работы) связана с рядом методических вопросов, касающихся частоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя и пр. Эти вопросы могут быть прояснены следующим образом.

Занятия продуктивной деятельностью организуются два раза в неделю, в определенные дни и время. Это создает привычный распорядок жизни и способствует возникновению у детей настроенности на предстоящую работу. Занятия проводятся не в дополнение, а взамен традиционных (обучающих); примерно такое количество занятий продуктивного характера (включая рисование, лепку, конструирование) обычно задается образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста.

Для детей целесообразно обозначать эти занятия как работу в «мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение) – в особым образом организованном пространстве, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни. Антураж и дух «мастерской» как особого культурного пространства отличает ее от «класса» - пространства обязательных обучающих занятий, требующего совершенно иного стиля поведения, как от детей, так и от взрослого.

Работе в «мастерской» целесообразно посвящать утренние часы – после завтрака и чтения художественной литературы, которая, кстати, может отчасти определить и направление работы, ее конкретную тематику, создавая для нее смысловой фон.

Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым (по принципу: «Я тоже хочу делать это») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий: 1) организацию общего рабочего пространства, 2) возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам, 3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) – его можно устроить, сдвинув обычные столы-парты с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей учительским столом, а располагается рядом с ними.

Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.

Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).

Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы.

Следует предложить детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям. Например, если задача воспитателя – попрактиковать детей в работе по образцам, и он спланировал делать кораблики, можно представить 3 – 4 образца, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей (операций). Это позволит детям выбрать работу по вкусу и не оттолкнет более слабых. В такой ситуации они смогут выбрать образец попроще.

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление.

Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.

Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25 – 30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы). При этом необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. В связи с этим занятие предполагает открытый временной конец; в распорядке дня для него резервируется в целом 40- 45 минут (собственно, до утренней прогулки). По мере завершения работы (достижения принятой каждым цели) дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.

Поскольку воспитатель всегда имеет дело с группой дошкольников, необходимо учитывать их возможную соорганизацию. Как указывалось выше, следует предлагать детям работу, предполагающую достижение собственного (личного) целостного продукта каждым из членов группы. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности. Могут в итоге образовывать общий продукт – мы бы назвали его продуктом «второго порядка» (коллекцию, макет, большое панно и т. п.). Иначе говоря, все члены группы могут работать в общем смысловом поле, но каждый утверждает себя в собственном результате. Следует избегать совместной деятельности, где общий продукт достигается через разделенные между участниками отдельные операции (работа конвейерного типа), поскольку в таких условиях снижается стремление дошкольника к достижению (частичный результат не является достаточным стимулом к работе, а общий продукт психологически слишком далеко отстоит от ребенка).

Целесообразно планировать содержание продуктивной деятельности на месяц вперед, осуществляя подбор конкретных содержаний с опорой на культурно-смысловые контексты и типы работы; план может корректироваться в связи с каким-либо изменением ситуации.

Вопрос относительно частоты использования тех или иных культурно-смысловых контекстов решается воспитателем самостоятельно, в зависимости от событий, происходящих в окружающем (сезоны, праздники, памятные даты), прочитываемых в данное время художественных текстов, актуальных детских игровых и познавательных интересов.

Можно предложить примерно такой вариант обращения к различным культурно-смысловым контекстам. Контексты «предметы для игры и познавательно-исследовательской деятельности» и «художественная галерея» (тяготеющие к полюсам чистых конструктивных и изобразительных материалов) используются чаще других, в порядке сбалансированного чередования. Контексты «макет», «коллекция», «книга», «театр» могут быть приурочены к содержанию других культурных практик (чтению большого художественного текста, тематике познавательно-исследовательской деятельности, игре-придумыванию) и применяться реже первых двух. Особое место занимает в этом ряду контекст «украшения-сувениры», он естественным образом привязывается к общезначимым событиям (праздникам) или к событиям местного значения (тематические утренники, дни рождения и пр.).

В выборе типов работы для старшей группы на протяжении учебного года надо придерживаться следующего направления: от работы по готовым образцам и незавершенным продуктам, по преимуществу в начале учебного года (сентябрь – ноябрь), к постепенному увеличению удельного веса работы по схемам и словесным описаниям в середине года (декабрь – февраль) и к сбалансированному сочетанию всех типов работы к концу года (март – май).

Тенденция в выборе типов работы для подготовительной группы на протяжении учебного года такова: от работы по готовым образцам и незавершенным продуктам, по преимуществу в начале года, к сбалансированному сочетанию всех типов работы в середине года и к преимущественному использованию работы по схемам и словесным описаниям к концу года.

Облегчить работу по подбору конкретных содержаний для продуктивной деятельности может составление и постоянное пополнение общей для детского сада картотеки (описание занятия с учетом двух оснований: типа работы и культурно-смыслового контекста), с тем, чтобы удачный опыт каждого из воспитателей мог стать достоянием всех.

Продуктивная деятельность, в соответствии с принятой нами моделью, присутствует в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность.

Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делали вместе с взрослым.

Взаимосвязь двух составляющих образовательного процесса в отношении продуктивной деятельности осуществляется главным образом через материалы и образцы, с которыми имеет дело ребенок.

Несмотря на то, что к старшему дошкольному возрасту продуктивная деятельность детей в известной мере освобождается от ориентированности на процесс и ребенок начинает сам для себя ставить продуктивные цели (сделать именно то, что задумано), она пока что в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами: «внутренние» продуктивные цели еще эпизодичны и неустойчивы.

Сюжетное содержание развертывается и сопровождает продуктивную деятельность старших дошкольников (игра-конструирование и игра-рисование) очень часто, особенно если ребенок работает в общем поле со сверстником – а это в детском саду типичная ситуация. Столь же часто возникают действия по принципу «Что получится, если…», уводящие далеко от первоначального замысла. Это бесконечные перестройки и перерисовывания, как в сюжетной игре, когда начальная точка сюжета не обнаруживает никакой линейной связи с конечной, проходя целую цепь ассоциативных смещений.

С одной стороны, этому свободному ассоциативному движению, соскальзыванию на процесс, вроде бы необходимо ставить преграды, чтобы ориентировать ребенка на достижение результата с некоторыми предустановленными стандартами качества, но с другой – именно эта свобода трансформаций цели способствует развитию воображения и творчества.

Присутствие продуктивной деятельности в двух составляющих образовательного процесса позволяет примирить оба направления движения и не сводить ее развивающие функции к одному полюсу. Надо сказать, что уже в организации совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми мы постарались учесть обе эти тенденции через различные типы работ: работы по готовым образцам и графическим схемам (стабилизирующим цели) и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям (в значительной мере допускающие трансформирование цели в процессе работы).

Предметная среда для самостоятельной продуктивной деятельности детей также должна способствовать и творческому движению в работе с выбранным материалом, и стабилизация целей (акцентированию для ребенка момента результативности).

Поэтому необходимо предоставлять дошкольникам не только сами материалы, но и образцы для возможной работы (последние часто выпадают из сферы внимания воспитателя).

Материалы и образцы, использованные взрослым в совместной деятельности с детьми, должны на некоторое время переходить в их свободное распоряжение, с тем, чтобы они могли при желании продолжить понравившуюся работу. Для этого в помещении группы необходимо выделить определенное место (столик, за которым могут работать двое-трое детей, стеллаж).

Срок жизни этих материалов и образцов зависит от того, насколько часто и увлеченно дошкольники в свободное время работают с ними. Если частота обращений к ним невелика, они заменяются новыми после очередного цикла работ, если же дети часто их используют, к ним прибавляется следующая порция материалов.

Проведенная психологом Н.А. Коротковой опытно-экспериментальная работа показала, что к этим материалам и образцам в своей деятельности чаще всего обращаются три категории детей:

– не успевшие завершить свою работу в период совместной деятельности со взрослым;

– выступавшие в роли наблюдателей за совместной деятельностью взрослого с детьми и понявшие в ходе наблюдения, что, пожалуй, стоит рискнуть и попробовать; психологически им легче сделать это вне занятия, без критического внимания со стороны сверстников;

– энтузиасты, которым настолько понравилась инициированная взрослым работа, что они по собственному желанию вновь обращаются к ней, воспроизводя или творчески развивая ее.

По наблюдениям Н.А. Коротковой, в свободную деятельность детей «по инерции» наиболее часто переходят работы творчески-экспериментаторского типа: разработка предложенных взрослым незавершенных продуктов (графических и живописных набросков, конструктивных модулей), а также работа по готовым образцам (конструирование игрушек из разнообразных образцов посредством новых, привлекательных по своим возможностям инструментов, предложенных взрослым в совместной работе, – циркуля, пластмассовых лекал, копировальной бумаги).

Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы у детей был достаточный запас соответствующих материалов – для всех желающих продолжить работу.

Необходимо также обеспечить материалы для излюбленных дошкольникам свободных занятий продуктивного характера, не связанных впрямую с содержанием совместной деятельности с взрослым, но дополняющих ее развивающий эффект.

Воспитатель, как правило, специально готовит материал к каждому занятию. Это, так сказать, материал для одноразового использования, он превращается в готовые продукты (в законченные вещи, не подлежащие обратной трансформации), которыми дети затем распоряжаются по собственному усмотрению. В свободной деятельности можно и нужно применять материалы многоразового использования фабричного производства. Полученный из них продукт не становится личной собственностью ребенка, а вновь разбирается, превращаясь в исходный материал, которым могут заняться и другие дети.

В рамках продуктивной деятельности наибольшей популярностью у дошкольников пользуются рисование и конструирование. Любителей лепки и аппликации гораздо меньше. Тем не менее, надо позаботиться о том, чтобы пластические материалы для лепки, цветная бумага, старые иллюстрированные журналы как сырье для коллажей-аппликаций были доступны детям, которые все же захотят заняться ими.

Также следует всегда иметь под рукой бросовые и природные материалы, сочетая которые по собственному выбору, ребенок может мастерить различные вещи. Это кусочки картона, пенопласта, картонные коробочки небольшого размера, проволока, кусочки тканей и веревочек, старые футляры от фломастеров, шишки, желуди, мелкие сухие веточки и т.п., размещенные в разных емкостях (корзинках, ящиках). К этим материалам нужны альбомы или отдельные листы с графическим образцами возможных поделок, на которые дети могут ориентироваться при замысливании своей работы.

Для хранения графических и живописных материалов целесообразно выделить стеллаж, где располагаются гуашевые краски, палитры, кисти, баночки для воды, простые и цветные карандаши, восковые мелки, масляная пастель, разные лекала для работы над орнаментами, запас рисовальной бумаги разного размера.

Рисовальные принадлежности должны быть дополнены подборками графических образцов для орнаментов, альбомами репродукций (графики, живописи, декоративного искусства), которые дети могут свободно рассматривать и использовать как прототипы для своих работ. Нужны также незавершенные контурные и цветовые наброски для творческой разработки, специально подготовленные воспитателем именно для свободной детской деятельности, а также альбомы или отдельные листы для раскрашивания.

Дошкольники любят не только творить по собственному замыслу, но и копировать, особенно если задача копирования не навязана им, а свободно выбрана. Нужно, чтобы у них были разнообразные образцы для копирования. Существуют многочисленные варианты таких заданий для детей, среди которых наиболее подходящие: 1) воспроизведение графического образца по опорным точкам; 2) воспроизведение графического образца по клеткам; 3) воспроизведение заданного элемента орнамента в готовом контуре; 4) графические образцы последовательного приращения характерных деталей к простому геометрическому контуру, превращающих его в узнаваемое предметное изображение (например, как превратить простой овал в птицу, барашка, человека).

Место хранения бросовых, графических, живописных материалов и образцов к ним должно быть приближено к зоне рабочих столов, где дети располагаются для самостоятельной деятельности, индивидуально или в компании сверстников (во время, свободное от занятий).


Организация творческих мастерских в ДОО.

Родители, бабушки, дедушки – это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно участие родителей в образовательном процессе ДОО, что так же продиктовано современными требованиями.

Согласно ФГОС ДО, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155, для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников ДОО) и детей.

Принципами дошкольного образования являются:

    Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    Сотрудничество ДОО с семьей;

    Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ФГОС ДО решает ряд важных задач:

    Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Учитывая это, актуальным для педагогических коллективов ДОО является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм стала организация творческих мастерских с участием педагогов и их родителей.

Основная цель работы творческих мастерских- укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

Творческие мастерские направлены на решение следующих задач:

    Знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОО, так и дома;

    Развитие творческих и дизайнерских способностей;

    Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.

Творческая мастерская организуется в изостудии детского сада один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщается родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОО. В среднем встреча длится от 40-60 минут

Как правило, встречи в творческих мастерских требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, заготовка природного материала и т.п.)

При подготовке к творческим мастерским также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы дети и родители имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки. За время организации таких встреч в ДОО был сформирован примерный перечень необходимых материалов.

Непременным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.

Традиционно первые мастерские проходят в начале учебного года и направлены на раскрытие красот осени, возможностей использования природного материала в дизайне.

Последующие встречи посвящаются Новому году и Рождеству. В рамках этих встреч участники изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких.

Последняя творческая мастерская в учебном году связана с праздником Светлой Пасхи. Хочется отметить, что ее посещают дети и взрослые не только из православных семей, но и мусульманских семей. В ходе творческой деятельности участники встречи изготавливают сувениры на пасхальную тематику.

Работа творческих мастерских организуется так, чтобы не просто научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполнения работы.

Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квилинг, обращение с полимерной глиной и т.п. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

Традиционно творческие мастерские сопровождаются красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

Следующий этап –непосредственно совместная детско-родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от творческих мастерских подкрепляются дополнительными подарками- это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.

Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Организовывать подобные встречи с участием воспитанников и их родителей можно на любую тему. Помощь в этом окажет алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских В ДОО.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 « Сказка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Выступление на тему

«Организация творческих мастерских в ДОУ, как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников» на педагогическом совещании № 3

по проблеме «Воспитательная система дошкольной

образовательной организации

в условиях ФГОС ДО».

Воспитатель:

Алешина О.Н.

Бугульма

2016 г.

Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества.

Феликс Адлер.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Согласно статье 18 закона «Об образовании» Российской Федерации именно родители являются первыми педагогами. Именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

На определенном этапе семья объединяются с детским садом и составляют для ребенка основное образовательное пространство. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй:

  • сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей,
  • обеспечение целостного развития личности дошкольника,
  • повышение компетентности родителей в области воспитании.

Каким образом этого добиться? Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке?

Я пришла к выводу, что наиболее для меня подходящая форма - это творческая мастерская. Творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей.

Почему все-таки творческая мастерская? Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:

  1. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами (соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.)
  2. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.
  3. Развивает эмоциональную сферу детей:
  • учит радоваться удачам других;
  • радости при дарении поделок, выполненных своими руками;
  • толерантности.
  1. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.

Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.

Совместно выполненные работы детей совместно с родителями используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и другое.

Девиз нашей творческой мастерской «Учимся творить вместе с детьми». Приведу примеры тем для заседания наших творческих мастерских.

Тема: «Волшебное тесто»

Познакомились с приемами лепки из соленого теста и в ходе работы по проекту «Кис, кис, мяу» провели выставку поделок кошек из соленого теста. Поделку делали дома совместно с родителями, а защищали свою работу дети уже в группе.

Тема: «Холодно и голодно птичкам зимой»

Сделали кормушки для птиц из бросового материала и развесили на деревьях по территории детского сада. Многие продолжили тему дома и совместно наделали настоящие дворцы, развесили у себя под окнами и кормили птиц всю зиму.

Наши заседания мы часто заканчиваем работу чаепитием.

Педагогическая мастерская – это оригинальный способ организации деятельности воспитателей в составе малой группы при участии педагога – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности участников. В мастерской происходит передача педагогом – мастером, (обладающим профессиональным опытом, владеющим современными технологиями воспитания дошкольников, имеющего собственную педагогическую позицию) своего профессионального мастерства воспитателям.

Исследователи Н.И. Белова, А.А. Окунев, Г.А. Русских, В.А. Степикова и др. определяют педагогическую мастерскую как интерактивную технологию, включающую игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора действий, обобщений и обмена информацией.

Цель педагогической мастерской – способствовать обучению воспитателей моделировать собственный педагогический опыт, экспериментально проверять эффективность своей модели, разрабатывать методические рекомендации на основе собственных достижений. Основой обучения в мастерской служит индивидуальный подход «учителя — мастера» к раскрытию и совершенствованию творческих способностей «воспитателя-ученика».

Главные идеи и принципы работы педагогической мастерской:

  • ненасилие и право выбора в процессе деятельности в мастерской;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
  • сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы, в основе которой лежит общение в форме диалога;
  • способность к творчеству;
  • приоритет процесса над результатом творческой деятельности, защита права на ошибку;
  • нравственная ответственность каждого участника за свой выбор, процесс и результат деятельности.

В основе работы педагогической мастерской лежит концепция личностно – деятельного подхода, что способствует профессиональному и личностному развитию воспитателей, раскрытию и реализации их творческого потенциала.

Профессиональное становление осуществляется:

  • через активное, самостоятельное,сознательное определение целей деятельности, путей и средств их достижения;
  • через поиск индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • через активный процесс взаимодействия всех участников педагогической мастерской.

Работа в системе педагогической мастерской завершается профессиональной саморефлексией, которая проявляется в самооценке, самоанализе и достижении личностных и профессиональных качеств.

Методическое обеспечение работы педагогической мастерской

Задачи:

  1. Обеспечение взаимодействия между современной теорией и практикой в системе «педагогический колледж — ДОУ», как поиск оптимальных методов организации и руководства игровой деятельностью;
  2. Формирование творческой личности педагога, обладающего как теоретическими знаниями, так и профессиональными умениями по руководству различными видами игр дошкольников;
  3. Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе организации различных видов игровой деятельности в течение пребывания ребёнка в ДОУ.

Проблема игровой деятельности достаточно широко и полно представлена в психолого – педагогической и методической литературе. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, игра в последнее время оказалась на задворках педагогического процесса в ДОУ. Это обусловлено требованиями школы, получить такого будущего ученика, который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Отсюда на игру распространяется остаточный принцип времени: дети играют мало, у них недостаточно развиты формы и способы игрового поведения.

Сложившуюся ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях в целом по России необходимо преодолевать. «Игра, как затопленная Атлантида» — по образному выражению профессора С. А. Шмакова, — находится на грани исчезновения.

Опираясь на исследования отечественной педагогики и психологии, следует отметить ряд аспектов при рассмотрении роли и места игры в педагогическом процессе ДОУ:

  • игра как средство развития личности;
  • игра как средство обучения;
  • игра как форма организации детского общества;
  • игра как способ обучения и самообучения; игра как средство коррекции развития ребёнка;
  • игра – как средство досуга;
  • игра как диагностическое средство;
  • игра как психотерапевтическое средство.

Воспитатели объединяются в педагогическую мастерскую, в основе деятельности которой лежит:

— стремление глубоко вникнуть в изучаемую проблему;

— самостоятельный поиск по овладению детьми игровыми умениями, изложенного в методической литературе и его анализ через свободный обмен мнениями;

— проектирование собственной педагогической деятельности – разработка и проектирование творческих игр в разных возрастных группах;

— проведение собственного проекта в форме деловых игр.

Развернуть работу педагогической мастерской позволили условия ДОУ № 77 г. Иркутска:

  1. Создание психологически благоприятной, развивающей, творческой среды, которая даёт воспитателю возможность индивидуального саморазвития;
  2. Наличие развивающей игровой среды, способствующей организации различных видов игр в самостоятельной деятельности детей;
  3. Обеспечение методической литературой, консультирование по данной проблеме со стороны, заведующей детским садом, методистом, преподавателем педагогического колледжа.

Основные направления работы воспитателей в условиях педагогической мастерской

  • Семинар: погружение в теорию проблемы игры детей дошкольного возраста (информационное обеспечение профессиональных умений);
  • Практикум (вхождение в практическую профессиональную деятельность);

Погружение в теорию проблемы игры детей дошкольного возраста (информационное обеспечение профессиональных умений)

1.Теория игры, место игры в педагогическом процессе ДОУ.

2. Классификации детских игр.

3.Сюжетно-ролевая игра, роль её в развитии ребенка-дошкольника. Своеобразие сюжетно-ролевой игры,

4.Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

5. Театрализованные игры, их своеобразие, виды. Условия для развития театрализованных игр, педагогическое руководство.

6. Игры со строительным материалом.

Вхождение в практическую профессиональную деятельность

Мастерская № 1

«Игра»

В наш век искусственного меха
И нефтью пахнущей икры
Нет ничего дороже смеха,
Любви, печали и игры.

Игорь Губерман

1. Произнесите слово игра с разной тембровой интонацией. Что Вам слышится в данном слове? Какие возникают слова, образы близкие по звучанию, смыслу? Запишите эти слова.

2. Социализация — предъявление результата.

3.Внимательно вчитайтесь и выберите наиболее понравившееся определение

понятия игра. (Высказывания находятся в свободном размещении на стенах и столах аудитории).

— Игра – особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В ней отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах.

— Игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизводстве действий взрослых и отношений между ними.

— Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

— Игра – конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру.

— Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

— Игра для малыша – это «машина времени»: она даёт ему удивительную возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много – много лет.

(Е. Субботский)

— Игра – особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В ней отражается реальная действительность, но в

воображаемых обстоятельствах.

— Игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

4. Социализация. Объясните, как Вы это понимаете.

5. Дайте своё собственное определение понятию игра. (Задание индивидуально с выходом на подгруппу).

6. Предлагается каждой подгруппе текст стихотворения, помогающий построить знания об игре. Каждый в подгруппе выбирает понравившуюся мысль, которую он разделяет или опровергает, зачитывает её и комментирует

ИГРА

Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры…
Её и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котёнок возится с клубком,
Играет море в постоянство…
И всякий ведал – за рулём –
Игру бездумную с пространством.

Играет рифмами поэт,
И пена — по краям бокала…
А здесь, на спуске, разве след –
След от игры остался малый.

Пускай! Когда придёт пора
И все окончатся дороги,
Я об игре спрошу Петра,
Остановившись на пороге.

И если нет игры в раю,
Скажу, что рая не приемлю,
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю.

(З. Гиппиус)

8. Рефлексия. Мини-сочинение на тему «Игра загадочней всего и бескорыстнее на свете…», в котором участники пишут о своих впечатления

от работы в мастерской и мыслях об игре и её смысле.

Мастерская № 2

«Классификация детских игр».

1. Пробуждение детских воспоминаний. Чтобы помочь сидящим в кругу вспомнить и пережить состояние радости от игры в детстве, каждому предлагается выбрать одну из игрушек, которая нравится, и подержать её в руках (это плюшевый медведь, весёлая обезьянка, кукла, новогодний шарик, мяч, скакалка, краски и т.д.).

Каждый из участников рассказывает о любимых играх детства, которые хранятся в душе как воспоминания. Собирается ожерелье из воспоминаний, игры записываются на листочки и размещаются на доске вокруг картины Е.Романовой «Детство».

2. Какие классификации игр известны? Каковы их основания? (Предлагаем ниже).

* основанием данной классификации исследователи (Д.Б. Эльконин, А.П. Усова) считают закономерности развития мышления, воображения, умений, навыков, творческих способностей);

* основанием данной классификации являются особенности становления игровой деятельности, её источники, характер, содержание;

* основанием данной классификации является развитие интереса, любознательности, основ диалектического мышления;

* основой данной классификации явилось возникновение новых технологий и их использование в воспитательно-образовател ьном процессе ДОУ (В.В. Безменова, Е.В. Зворыгина, И.О. Ивакина);

* основой данной классификации является « инициатива, исходящая от субъектов игры» (исследования С.Л Новосёловой).

Задание: предлагаются различные классификации игровой деятельности. Каждая подгруппа выбирает основание и подбирает к нему классификацию.

3.Социализация – предъявление результата.

4. Создать свою классификацию игровой деятельности и дать своё обоснование. (Задание для подгрупп).

5. Вспомните одну игру, которая стала для вас особо значимой (в профессии или жизни), где вы были ребёнком или воспитателем. Припомните и запишите отдельные детали этой игры, какие – то сведения, ход игры, себя в ней. Попытайтесь понять, почему вспомнилась именно эта игра.

6.Социализация – предъявление результата.

7. Рефлексия.

— Чем сегодняшняя мастерская полезна для Вас?

— С чем ухожу с мастерской?

Мастерская № 3

«Сюжетно-ролевая игра, роль её в развитии ребенка-дошкольника. Своеобразие сюжетно-ролевой игры».

«Игра, как затопленная Атлантида» — по образному выражению профессора С. А. Шмакова, — находится на грани исчезновения .

1.Эти мысли учёного можно отнести, прежде всего, к сюжетно-ролевой игре. Докажите или опровергните данную точку зрения.

2. Социализация – обмен мнениями.

3. Исходя из названия игры, дайте её определение, напишите на листочке и сравните с предложенными понятиями данного вида игр.

4. Задание на подгруппу. Ответить на проблемные вопросы:

— в чём незаменимость сюжетно-ролевой игры, уникальность в развитии всех потенциальных возможностей детей?

— почему сюжетно-ролевая игра форма моделирования социальных отношений?

— какие психологические новообразования возникают в сюжетно-ролевой игре?

— почему сюжетно-ролевая игра является показателем здоровья ребёнка?

5. Социализация.

6. Представить в рисунках, схемах, таблицах структуру сюжетно-ролевой игры (задание для каждой подгруппы). Оформить выставку.

7. Для каждой подгруппы выбрать и раскрыть особенности сюжетно-ролевой игры: преддошкольный, младший, средний, старший дошкольный возраст: сюжет и содержание, роль, игровые действия, взаимоотношения (работа с методической литературой).

9. Представление творческих заданий:

— объясните слова Л.С. Выготского, что ребёнок младшего дошкольного возраста в игре идёт от действия к мысли, а на четвёртом году жизни способен идти от мысли к действию (свои рассуждения подкрепите примерами детских игр, которые наблюдали);

— в схематичной форме покажите, какими средствами изображения роли пользуются дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

— докажите, от чего зависит овладение детьми условными игровыми действиями, с какой целью ребёнок прибегает к словесным замещениям в игре;

Определите, как отражается современная жизнь в играх детей «Семья».

10. Социализация.

11. Рефлексия

— что вы открыли сегодня для себя?

— какие задания было выполнять легко, а какие трудно?

Мастерская №4

«Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах».

Каждая команда составляет несколько правил, которые обсуждаются в кругу, афишируются и принимаются всеми участниками мастерской:

  • старайся быть самим собой;
  • никого не критикуй и не обижай своими оценками;
  • любую проблему сначала обсуждай, а потом ищи пути решения;
  • пользуйся правом на своё мнение;
  • учись понимать себя и других, это приведёт к пониманию детей и умению общаться с ними;

1. В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, учёные Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко рассматривают руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

Каждой подгруппе предлагается найти способы построения сюжетно-ролевой игры:

* первый способ построения игры – это последовательность предметно-игровых действий;

* второй способ — ролевое поведение;

* третий способ — сюжетосложение.

Данная информация помещается на доске.

2. Схематично игру маленького ребёнка можно представить как «человек – предмет». Закончите схему развёрнутой формы ролевой игры: «человек — …..».

3.. Социализация – озвучивание ответов.

4. Спроектировать усложнение тематики и сюжетов игр от группы к группе (работа в подгруппах).

5. Социализация – озвучивание ответов.

6.Задание на подгруппу. Ответить на проблемный вопрос. Почему необходимо осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой?

7. Социализация.

8. Составить проект сюжетно-ролевой игры (тематика игры и возрастная группа на усмотрение участников мастерской):

— цель игры;

— предварительная работа к сюжетно-ролевой игре;

— предметно-игровая среда;

— примерный сюжет игры;

— примерный ход игры;

— приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой.

Что можно добавить к данному проекту?

9. Социализация: выставка проектов.

10. Деловая игра.

Вопрос к участникам мастерской. Какие, по вашему мнению трудности испытывает молодой педагог при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей?

Социализация

11. Рефлексия

— Как мне проживалось в мастерской?

— Что вы сегодня открыли для себя?

— Какие вопросы возникли у вас при изучении данной темы?

Мастерская № 5

«Театрализованные игры, их своеобразие, виды. Условия для развития театрализованных игр, педагогическое руководство».

«Вся жизнь театр, а люди в ней актёры».

Вильям Шекспир

1. Запишите слово театр вертикально и на каждую букву придумайте слова, которые могут пригодиться для придания основного смысла понятию театрализованная игра. Дайте определение данному виду игр. Сравните своё определение с определением, предложенным Л.В. Артёмовой.

Театрализованная игра – это разновидность творческой игры, содержание которой представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений, где герои становятся действующими лицами, а их события жизни, изменённые детской фантазией, сюжетом игра.

  1. Социализация – озвучивание ответов.
  2. Работа в группах.

Докажите воспитательную ценность театрализованных игр. А.Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребёнка. Согласны ли вы с данным утверждением?

Закончите схему:

— в сюжетно-ролевой игре ребёнка привлекает процесс деятельности,

— в театрализованной игре ребёнка привлекает ….

5. Сделайте сравнительный анализ данного вида игр с сюжетно-ролевой игрой. Что общего и в чём отличие?

6. Социализация.

7. Индивидуальная работа с литературой (пополнение, уточнение информации) по вопросу виды театрализованных игр. Проверьте себя, дополните предложенную выше классификацию.

  1. Сама театрализованная игра, где дети точно копируют литературное произведение;
  2. Театрализованные игры с элементами творчества (вводят героев, дополняют сюжет, изменяют конец и т.д.);
  3. Театрализованные игры – спектакли, когда дети разыгрывают литературное произведение сами, как артисты, а в других случаях действуют как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение с помощью игрушек, озвучивая их:
  • театр игрушек;
  • настольный театр с плоскостными фигурками;
  • театр – фланелеграф;
  • теневой театр;
  • пальчиковый театр;
  • кукольный театр (театр бибабо, театр марионеток).

8. Социализация – предъявление результата.

9. Составьте пиктограмму сказки, которая может стать содержанием театрализованной игры, используя книгу «Чего на свете не бывает?»/Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. — М., 1999.-с. 48-49.

Почему вами выбраны именно эти сказки? Требования к подбору литературных произведений:

— произведение должно быть очень простое, но увлекательное по содержанию;

— образы яркие, наделённые характерной чертой;

— динамичность событий, многократные повторы;

— наличие монологов, диалогов, песенок.

Проиллюстрируйте примерами.

10. Используя различные альтернативные программы для ДОУ, спроектируйте тематику театрализованных игр в разных возрастных группах. Выбрав одну из них, каждая подгруппа проектирует данную игру

11. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, элементов психогимнастики, работа над текстом.

12. Деловая игра. Проведение театрализованных игр с использованием анализа.

13. Рефлексия.

— Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?

— Чем была полезна сегодняшняя встреча?

Мастерская № 6

«Игры со строительным материалом»

«В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» (К.Д. Ушинский).

1. Задание индивидуально.

Игры со строительным материалом можно отнести к разряду рубежных (по определению А.Н. Леонтьева), посредством которых у ребёнка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Какова роль строительной игры? К какому новому виду деятельности подготавливает ребёнка строительная игра?

Дайте определение строительной игры. Попытайтесь сделать сравнительный анализ сюжетно-ролевой, театрализованной и строительной игр, находя сходство и различие. Оформите с помощью схемы, рисунка, таблицы.

2. Социализация – озвучивание ответов.

3. Виды строительного материала и тематика детских построек (работа в подгруппах), сделать количественный и качественный анализ от группы к группе.

4. Социализация – озвучивание ответов.

5.Анализ конструктивных умений у детей в каждой возрастной группе. Работа строится в подгруппе на основе анализа программ для ДОУ.

6. Социализация – озвучивание результатов.

7. Проектирование строительной игры. (Тематика на усмотрение подгруппы).

8. Социализация – озвучивание результатов.

9. Проигрывание деловых игр.

10. Рефлексия. Чем сегодняшняя мастерская была полезна для Вас? Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

С чем ухожу с мастерской?

Литература

1.Г.Н. Гришина Любимые детские игры.- М., 1997.

2.Е.В. Зворыгина Первые сюжетные игры малышей.- М., 1988.

3. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова Как играть с ребёнком.- М., 1990.

4. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова Организация сюжетной игры в детском саду.- М.- 1997.

5. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-ку-Кудиц», 2003.

6. Т. П. Шитова Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх // Ребёнок в детском саду.- 2003, №5.

7. Д.Б. Эльконин Психология игры.- М., 1978.

В МБДОУ Детский сад № 169 г. Чебоксары работает единственная в республике детская кулинарная мастерская. Здесь дети проходят полный курс «юного повара»: от подсчета, сколько вешать в граммах, до приготовления вкусных блюд, дегустировать которые даже приходят родители.

Комната кулинарии – на удивление домашнее помещение: светлое, чистое, с хорошей мебелью и красивой французской посудой. Такая комната – это школа хорошего тона, этикета приёма пищи. Здесь найдётся всё необходимое для приготовления любого блюда: электромиксер, кухонный комбайн, блинница, чудо-печь и многое другое.

Также в кулинарной комнате есть замечательный шведский стол. На нём всегда много вкусного, интересного, весёлого. Шведский стол – не только другая форма организации питания, но и другая культура, с которой детям предстоит встретиться в жизни.

В комнате также имеется оригинальная стойка бара, которая создаёт особый уют, здесь можно и просто поиграть в кафе и по-настоящему выпить сок, компот или молоко. С большим удовольствием дети пробуют вкусные и полезные травяные чаи, а заодно знакомятся с растениями, из которых они приготовлены.

Посещение кулинарной комнаты внесено в расписание организованной образовательной деятельности. Первое, с чем знакомятся дети, – техника безопасности обращения с электроприборами, режущими предметами, и правилами сервировки стола. Затем наступает черёд приготовления бутербродов, салатов, блинчиков.

Занятия по кулинарии в детском саду включают в себя игровую и поисковую деятельность, творческие задания, чтение художественной литературы, практические занятия.

Дошкольники в процессе занятий усваивают способы труда взрослого и переносят в свою собственную деятельность. Дети проникают в мир взрослых дел, узнают секреты трудовых процессов и удивляются полученным результатам. На этих занятиях на примере деятельности повара раскрывается сущность труда человека (умелость, трудолюбие, желание приносить пользу людям). Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, именно такая деятельность помогает дошколятам взглянуть на маму, и бабушку как на умелых и трудолюбивых людей, сближает детей и взрослых, способствует взаимопониманию.

Занятия по ознакомлению детей с секретами кухни предназначены для детей средней, старшей и подготовительной групп. Занятия проводятся воспитателем по подгруппам, в игровой форме, с привлечением сказочных героев, например, домовенка Кузи. Для каждого занятия разработан интересный сюжет. В конкретной практической деятельности дети приобретают позицию созидателя, у них формируются практические умения и навыки (например: нарезать разными способами овощи и фрукты, замешивать и раскатывать тесто, пользоваться теркой и т.д.).

С удовольствием приходят в кафе «Светлячок» родители и делятся своими кулинарными секретами. С участием родителей проводятся праздники и дни рождения в кулинарной комнате.

Рассказывает заведующая детским садом Фролова Валентина Николаевна:

«В этом году значительное внимание уделяется профессиональному образованию и в рамках республиканской конференции работников образования Чувашской республики запущен проект «Энциклопедия профессий от А до Я» и мы рады включиться в этот проект. Творческая группа педагогов нашего дошкольного учреждения занимается разработкой новых проектов. На данный момент в нашем дошкольном учреждении ведется работа в рамках имеющегося проекта «Ребята поварята», в ходе которого проводятся мастер-классы как среди педагогов, так и родителей и дети знакомятся с профессиями повара, кондитера, кулинара и учатся азам кулинарии.

В нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет функционирует помещение, где дети занимаются кулинарией. В этом помещении создана атмосфера, которая позволяет получать удовольствия от приготовления пищи всеми участниками образовательного процесса: воспитанниками, педагогами, родителями. Имеется всё необходимое от досок, скалок до электробытовых приборов, электрической плиты и холодильника, что позволяет приготовить здоровую пищу в пароварке, испечь вкусные блинчики на блиннице.

Опыт приготовления пищи дети получают под чутким руководством взрослых, в полном объеме реализуя свои возможности и гораздо более важен сам процесс, чем конечный результат, дети учатся смешивать ингредиенты, высчитывать количество порций, приготовить пищи столько, чтобы полакомиться самим и угостить других.

Родителям очень нравится, что ребенок получает азы кулинарии уже в дошкольном возрасте и при поступлении в школу он имеет опыт приготовления бутерброда, салата, выпечки печенья, приготовления различных десертов. И что очень важно, не только приготовить пищу для себя, но и порадовать близких, приготовив угощения для них».

Благодарим за предоставленный материал заведующую МБДОУ «Детский сад № 169», г. Чебоксары, Фролову Валентину Николаевну.



Рассказать друзьям