У дальнобойщика девушки в разных городах. «Мужчины в шоке, когда видят, на чем я езжу»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

"... Сегодня восьмое марта", как пел Александр Лаэртский. Сидел я сейчас и голову ломал, ну какую же подводку к этому материалу сделать, праздник дурацкий, а вот тема очень интересная, в глазах большинства она, эта тема, конечно же выглядит экзотикой, а мне она кажется совершенно нормальной и обычной.

В общем так, в преддверии дня тюльпанов и короткой мужской памяти компания Volvo Trucks провела заседание пресс-клуба на тему "Женщина в профессии дальнобойщик" и познакомила журналистов с очень интересным человеком, Анной Обуховой, дальнобойщицей из Набережных Челнов.

Все подробности под катом.


2. В начале встречи руководитель пресс-службы Volvo Trucks Олег Васильченко познакомил нас с интересной статистикой. Сколько женщин-водителей работает за рулём большегрузов во всём мире не знает никто, но вот в 2011 году ассоциация грузоперевозчиков ЕС провела опрос 1500 транспортных компаний из некоторых европейских стран. Выяснилось, что в штатах этих фирм работает всего лишь 6% женщин-водителей, и что примечательно - чем севернее страна, тем дальнобойщиц больше.

3. Давайте познакомимся с Анной. Родилась и выросла в Набережных Челнах, там же получила первое высшее экономическое образование. После замужества Анна уехала в Уфу, работая в университете, получила второе высшее, уже техническое, образование по профессии инженер-технолог машиностроения.

4. В профессию водитель Анна пришла окольными путями, первые деньги с колёс были заработаны частным извозом. Не обошлось в этом деле и без его величества случая - один раз Анна согласилась подменить заболевшего водителя Газели. Управлять коммерческим грузовичком Анне понравилось, но в тот раз сразу же пришло понимание, что хочется покорить и приструнить ТС большего размера и большей прыти.

5. По моему мнению, в нашей стране существует два пути для женщины, пожелавшей стать дальнобойщицей. Один из них совершенно лёгкий, а второй тернистый. Лёгкий способ - это просто купить себе грузовик, а вот идя вторым путём, придётся сначала стать водителем троллейбуса, автобуса, затем предстоит освоить грузовик-одиночку. И только потом можно начинать поиски вменяемого работодателя, который согласится принять к себе на работу водителем-дальнобойщиком женщину. Лёгкость первого пути Анне была недоступна, поэтому она прошла все этапы пути второго.

6. Анна уже третий год на междугородних трассах, в её работе преобладают рейсы на восток страны: Урал, Новосибирск, Красноярск, к командировкам за Иркутск относится со всей серьёзностью, те рельефы и погодные условия непросты для любых водителей, но она никогда не откажется от подобного рейса. Пока самая дальняя точка на карте России, что "зарейсила" Анна, это Чита, в планах добраться и до Владивостока. Любит Анна затяжные рейсы, так называемые "кругосветки", так на сленге дальнобойщиков обозначаются рейсы не обычной компановки дом - разгрузка - дом, а командировки с большим количеством погрузок-разгрузок, с совершенно непредсказуемой географией, куда заказ найдётся, например Челны - Екатеринбург - Омск - Тагил - Москва - Воронеж - Саратов - и уж только потом дом (Челны в Анином случае).

7. А как же относятся мужчины к тому, что девушки теперь претендуют на их "большие игрушки"? По наблюдениям Анны лагерь коллег-водителей делится на три равные части: кто к подобному равнодушен, кто поддерживает такое вливание и кто категорически против, причём зачастую против коллеги уже в возрасте, прошедшие советскую школу дальнобоя, они никак не свыкнутся, что теперь в этой области многое поменялось и некоторые ранее трудные вещи и ситуации перешли в разряд элементарных. Я так же неоднократно слышал разносторонние суждения по этому вопросу и согласен с наблюдениями дальнобойщицы. Послушав некоторые разговоры в канале, складывается впечатление, что баб (именно причитающих баб) в этой отрасли немногим больше чем кажется.

8. Наше общение строилось по форме вопрос-ответ, подозреваю, что на большую часть журналистских вопросов Анне уже приходилось отвечать, и не раз, в сознании нашего общества трудно уживается понятие женщина-дальнобойщица, собеседники зачастую интересуются одним и тем же. По своему опыту общения с коллегами Анны знаю, что если не вторым вопросом, то третьим обязательно будет такой: "если в рейсе взорвётся колесо, то как же вы его менять будете", не обошлось без него и в этот раз. Слава Богу, мы не в лесу живём, по словам Анны в любом нештатном случае помощь всегда придёт, о ней и "в канале" (по рации у коллег) можно попросить, правда вот чем ближе к столице, тем менее охотно коллеги помощь оказывают.

На фото: Олег Васильченко (Volvo Trucks), Николай Кушниренко ("Автомобильные дороги") и Александр Еремцов ("Грузовик Пресс").

9. Руководство Анны всегда идёт ей на встречу и если приближаются плановые работы по её грузовику, то практически всегда делают их заранее, чтобы срок их выполнения не выпал на рейс. За годы работы водителем, Анна уже научилась различать на слух хорошие и нехорошие стуки в автомобиле, какие-то мелкие работы может сделать сама. По её мнению водители бывают двух видов, кому дано водить машину и кому нет, к моему удивлению она сказала что довольно подозрительно относится к женщинам-водителям по соседству на дороге, она считает их менее предсказуемыми нежели их коллег-мужчин. Данное утверждение в этот вечер меня порадовало больше всего, не тем, что я согласен с ним (я вообще не делю водителей по этому признаку), а своей честностью.

10. Ещё один жизненный постулат Анны - нужно заниматься любимым делом, сделать его своей работой, с этим я с ней полностью согласен. Вообще, в разговоре Анна показала себя довольно интересной собеседницей, дипломатично обозначая подводные камни, она всё же демонстрировала свою твёрдую позицию по вопросам, без всяких полутонов и экивоков.

На встречу с нами Анна приехала со своей старшей дочерью Юнной (Анна замужем, воспитывает двоих детей), она сейчас учится в кадетском корпусе, осваивает профессию спасатель.

11. Уже на следующий день Анна протестировала грузовик Volvo FH 500 в люксовой комплектации Ocean Race, первое впечатление от этого красавца у неё вылилось в одну фразу - "Чтоб я так работала!". В данный момент Анна работает на тягаче Volvo FM 400, АКПП I-Shift, а вот на предыдущем её тягаче стояла механика, по которой она, к моему удивлению, немного скучает.

12. В парке компании "Семьсот Дорог", в которой работает Анна, уже есть грузовики Volvo нового поколения, хотелось бы обратиться к руководству компании, чтоб они ускорили предоставление водителю Обуховой нового рабочего коня, с этой моделью она уже довольно лихо справляется, что и продемонстрировала на данном тест-драйве более чем десятку российских грузовых журналистов. К тому же, на этой встрече представители компании Volvo Trucks пообещали, что в ближайшее время Анна пройдёт подготовку в учебном центре компании по направлениям Безопасное и Эффективное вождение.

В настоящее время такая тема, как женский дальнобой актуальна как никогда. Такая идея будоражит головы многих любительниц приключений и романтики. Сегодня отчаянные, смелые девушки оказываются за рулем фур, тягачей и грузовиков. Более того – разговоры о женщинах-дальнобойщицах уже можно возводить в разряд некоего народного эпоса, они передаются от одного человека к другому, при этом описывается множество красочных подробностей, однако мало кто этих женщин видел вживую на дорогах. Вместе с тем, женскому дальнобою в Интернете посвящается все больше информации.

Примечательно то, что женщины-дальнобойщицы порой дадут фору любому мужчине, а потому не стоит относиться к ним несерьезно. Вместе с тем женский дальнобой порой шокирует и удивляет, даже в наше время, когда возможно все и когда женщины уже давно доказали, что они ни в чем не уступают мужчинам.

Повсеместно принято считать, что только мужчина может быть хорошим водителем, тем более водителем-дальнобойщиком. Однако, похоже, что этот стереотип, как и многие другие, начинает понемногу рушиться. Ибо, как показывает практика, в профессии дальнобойщика встречаются женщины – настоящие профессионалы, мастерски справляющиеся с многотонными транспортными средствами. Итак, как же все-таки относиться к женщине-дальнобойщице? Что хорошего в этом обстоятельстве и что плохого?

Отрицательные моменты женского дальнобоя

Многие профессионалы считают, что, хотя на законодательном уровне женский дальнобой вполне возможен, это явление недопустимое. Женщин не следует пускать за руль. Причин приводится несколько.
  • Прежде всего, считается, что женщина в первую очередь должна быть матерью и женой, а какой матерью и супругой может быть женщина, которая постоянно находится вдали от дома?
  • Во-вторых, профессия дальнобойщика очень тяжела. Вне сомнения, она может существенно подорвать здоровье. Это интересный, романтический, но вместе с тем очень нелегкий труд, и у многих дальнобойщиков имеется множество заболеваний, которые можно назвать профессиональными. И если уж крепкие мужчины далеко не все выдерживают такую работу, то, что говорить о слабой женщине, которой нужно рожать детей.
  • В-третьих, женщина должна оставаться женщиной, а профессия дальнобойщика, по мнению многих мужчин (да и женщин), отнимает женственность. Ведь женщине-дальнобойщице уже не нужно следить за своей внешностью, делать прическу, накладывать макияж, стильно одеваться… Зачем все это, если все время проводится за рулем, в поездках по пыльным дорогам. К тому же дальнобой – это малоподвижный образ жизни, а значит, женщина рискует располнеть.
  • В-четвертых, дальнобойщик должен обладать немалыми знаниями: разбираться в технике, логистике грузоперевозок и прочих особенностях профессии. В пути может произойти поломка, может потребоваться и мелкий, и более серьезный ремонт, зачастую требующий не только умений, но и физической силы. С этой точки зрения женский дальнобой – явление почти невозможное.

Положительные стороны женского дальнобоя

Несмотря все вышеперечисленное, женщины-дальнобойщицы имеют право на существование, и в этом нет никаких сомнений. В поддержку этого можно привести несколько существенных доводов:
  • Женщины давно доказали, что способны проявить себя практически во всех «мужских» областях и профессиях – в политике, на строительстве, в сфере инженерии и так далее. Так почему же женский дальнобой должен стать исключением?
  • То мнение, что женщина-дальнобойщик не может иметь нормальных семейных отношений, является весьма спорным, ибо в каждой семье обязанности распределяются между супругами по-разному. И если отец приглядывает за детьми, а мать работает – что ж в этом ненормального? Только то, что это противоречит традиционным взглядам на семью. Но ведь взгляды эти не могут претендовать на критерий истины.
  • Что касается физических возможностей, то проблему можно решить – например, воспользоваться чьей-то помощью при замене колеса. Кто откажется помочь женщине на дороге? Наверное, никто.
  • Настоящая женщина всегда таковой останется. И не важно, где она при этом находится – на балу или в кабине грузовика. Женственность дается на генетическом уровне, а гены – штука упрямая. А неряхи есть везде: перестать следить за собой можно и сидя дома, с детьми, причем с легкостью – такие случаи не редкость.
  • Женщина, которая занимается столь тяжелым трудом, несомненно, вызывает уважение, особенно если она работает на профессиональном уровне. Наши женщины уже давно доказали, что профессионализма у них не отнять.
И последнее. Вспомните, что было во времена так называемой женской эмансипации? Женщина, которая занимается традиционно «мужскими» делами, – это явление казалось немыслимым! Никто не мог себе и представить, что женщина может работать – не говоря уже о том, чтобы водить автомобиль или строить дома. А сегодня это в порядке вещей и не вызывает ни у кого недоумения. Так почему невозможен женский дальнобой? Только потому, что это явление новое и еще не привычное. Но пройдет время – и к нему также начнут относиться как к делу обычному.

На сегодняшний день нет отбою от желающих взглянуть на неё. Сегодня женщина за рулем привычное для всех явление. Однако увидев 28-ми летнюю жительницу Крыма Юлию Лазареву, автомобилисты волей неволей открывают рот, поскольку перед ними предстает не просто молодая женщина, а опытный водитель-дальнобойщик. Невероятно, но факт - я давно стал подписчиком Юли. Знакомые дальнобойщики с Кисловодска очень удивились когда увидели девушку за рулем фуры.

Управлять лошадиными силами девушка начала в возрасте 14 лет. В то время ее отчимом был сделан удивительный подарок - лошадь.

По достижении совершеннолетия Юля владела 20-тью скакунами и арендованной фермой вблизи Евпатория. Тогда она и стала участвовать в своих первых выездах в рамках разных соревнований. Возникла проблема с доставкой лошадей, поэтому было решено приобрести свою грузовую машину. Постоянно арендовать чужую очень дорого.

Юля приняла непростое решение и стала владельцем 5-ти тонного грузовика, чтобы самой осуществлять перевозку животных. Скоро дело начало приносить прибыль, благодаря появлению клиентов, заказывающих транспортировку различных грузов.

С того времени у молодой крымчанки настоящая любовь к дороге. Юлия захотела управлять более крупным грузовиком, что вызывало удивление практически у каждого работодателя. Ей отказывали в работе по той причине, что дальнобойщик является чисто мужской профессией.

По характеру девушка очень упряма и всегда старается добиться поставленной цели. Но она прошла собеседование и убедила начальство дать возможность попробовать. По просьбе руководителя Юлия проехала на большегрузе назад и припарковалась. Таким образом, был сдан экзамен и получена работа, о которой она мечтала.

Коллеги относились к ней по-разному. Одни были вежливыми и помогали, другие при любом удобном шансе отпускали шутки о «покупке прав».


Как-то такого рода эпизод случился с крымчанкой недалеко от Воронежа, рассказ о котором она опубликовала на странице своего видеоблога. Выезжая утром с автостоянки, расположенной на территории Павловска, дорогу перегородил ее коллега. По его мнению, дальнобойщица медлила, и потому он первый стал покидать место ночного отдыха. При этом водитель осмелился на нелестные высказывания о девушке, одновременно спросив, где ей продали права. Комментариев Юлии не последовало.

Через какое-то время инцидент, из-за которого у автомобилистки было испорчено настроение, был сглажен другим дальнобойщиком. Подъезжая к Воронежу, мужчина и девушка сделали остановку у кафе, предложив ей чай и шоколадку. Это взбодрило и очень порадовало девушку. Водитель сказал, что о неприятной стычке услышал по рации, поэтому он ехал за фурой дальнобойщицы от Павловска.

После прибытия в наш город, Юлия с удовольствием прогулялась по его улицам. Но в ее видео дневнике было совсем немного рассказано о впечатлениях от прогулки. Практически все рассказы в нем посвящались дороге.

2016 год. Юля на отдыхе и не только.

Ее страничка в ВК

Алиса, 30 лет, Санкт-Петербург:

В детстве я мечтала стать хирургом, но выучилась на социального работника, а дальнобойщиком стала случайно, и теперь, когда ковыряюсь в машине, чувствую: мечта сбылась.

Раньше я часто помогала отчиму чинить машины. Когда получила наследство, решила открыть свое дело и купила эвакуатор. Я тогда жила с гражданским мужем, он очень хороший водитель и механик. В нашей семейной фирме я была за логиста и бухгалтера, а он ездил и ремонтировал. Когда мужа лишили прав, мы начали искать водителя. Поиск ни к чему не привел, и я сама решила получить категорию «С». Думала, что все это временно, но потом мы с мужем разошлись, а профессия осталась. Женщине практически невозможно устроиться дальнобойщиком. Когда я продала свою машину и решила пойти работать наемным водителем, меня не брали даже на «газель»: «Нам нужен мужчина». С работой в результате помог мой друг-водитель.

Фото из личного архива

Я езжу на грузовиках уже 7 лет. За рулем чувствую себя в своей стихии. Однако напрягает излишнее внимание со стороны мужчин. Было несколько случаев, когда мужчины, засмотревшись на меня, чуть не попали в аварию. Мой рост — 164 см, вешу я 48 килограммов. Меня часто спрашивают, как я, такая хрупкая, справляюсь с грузовиком? Физически эта работа очень тяжелая, особенно когда водишь старые автомобили, как у меня, и в любой момент может что-то сломаться. Но на самом деле женщины — очень сильные и выносливые создания. Я не рожала, но по рассказам подруг понимаю, что это гораздо тяжелее, чем моя работа.

Встречались мне «учителя», которые уверены, что место женщины на кухне. Я в таких случаях вспоминаю слова одного мудрого человека: «Я уже всем все доказал»

Коллеги-мужчины и сотрудники ГИБДД относятся ко мне очень хорошо. Всегда помогают, хотя я и стараюсь рассчитывать только на себя. Однажды на Севере мне встретились местные бандиты. Они брали плату за въезд в город, но с меня денег не взяли. Повели себя как истинные джентльмены. Даже помощь предложили, когда у меня сломалась машина. Мне вообще по жизни везет на хороших людей.

Встречались мне и «учителя», которые уверены, что место женщины исключительно на кухне. Я в таких случаях вспоминаю слова одного мудрого человека: «Я уже всем все доказал». Так и у меня: главное — себе все доказала, поэтому и не спорю.

Зарплата у нас от пола не зависит, только от объема выполненной работы. Раньше я даже участвовала в погрузке и разгрузке машины, но мне повезло с начальником, он запретил мне помогать грузчикам.

Раньше я ездила по два раза в неделю в Мурманск, Москву. Очень напряженная была работа. Я не бывала дома месяцами, практически жила в кабине. Последний год я езжу только по Петербургу и области. Зарплата хорошая, но меньше, чем у тех, кто ездит в дальнобой. Зато я ночую дома. С прошлым графиком мне было некогда думать о личной жизни, а сейчас есть надежда.

Я все еще жду того самого. Честно говоря, мужчины меня побаиваются, они не любят самостоятельных. Так что я готова к тому, что буду растить ребенка одна, хотя не стремлюсь к этому. Мне нужен очень терпеливый и морально сильный мужчина. Я очень хочу семью и много детей, но пока что моя семья — это моя мама. Она очень переживает за меня. Однако нам нужны деньги, а работа дальнобойщиком — пока что единственный вариант их получить.

«Заказчикам все равно, кто водитель — Юра или Галя»

Юлия, 35 лет, Санкт-Петербург:

Фото из личного архива

Пятнадцать лет назад я встретила дальнобойщика, влюбилась и вышла замуж. Первое время везде была с ним. Отсюда и пошло: там заведи, туда подгони, здесь подкрути. Так и оказалась в водительском кресле, и вот уже примерно 12 лет вожу грузовик. Но это просто хобби. У меня высшее экономическое образование, и сейчас я работаю в офисе. В рейсы теперь выхожу редко, один-два раза в месяц.

К такому хобби родные относятся совершенно спокойно. Сестра даже хвастается, что я занимаюсь таким необычным для женщины делом. Муж, конечно, волнуется и часто звонит. У нас есть сын, ему сейчас 14 лет. Когда я уезжаю в рейс, мы постоянно созваниваемся по скайпу или вайберу. Ребенок мной гордится!

Женщине устроиться на работу дальнобойщиком очень трудно. Я знаю такой случай: две девушки пришли в довольно крупную контору, а там главный механик — мужчина в возрасте, для которого «баба за рулем» — дикость. Даже когда девушки прошли специальный экзамен, он им отказал. Просто «нет, и все». Но у меня другая ситуация. У мужа есть несколько машин, он меня взял водителем без вопросов.

В одном мы с мужчинами равны: наш труд оплачивают одинаково. Заказчикам абсолютно все равно, кто водитель — Юра, Миша или Галя.

Кто-то из коллег-мужчин, когда слышит меня по общей рации или видит за рулем, говорит: «Вау, девушка! Прикольно!» А кто-то: «А, баба! Что ж тебе борщ не варится?» Много всяких. Кто-то замуж зовет, кто-то на кухню пинает. Было и такое, что мне даже пришлось уехать с ночной стоянки из-за нетрезвых коллег. Увидели девушку, стали приставать, бить по машине.

В дороге я люблю подумать над проблемами, все разложить по полочкам. Когда мне бывает плохо, я сажусь за руль.

«У водителя нет пола»

Светлана, 43 года, Пермь:

В профессию я пришла, когда сидела в декрете с дочкой. Мой муж умер, а у меня четверо детей, вот и пришлось зарабатывать самой. Первое время ездили с мамой и маленьким ребенком на семейном автомобиле. Сначала развозили продукты по городу, а потом я стала сама выезжать на более дальние рейсы. Семья у нас большая, и каждая копейка на счету.

За рулем я чувствую себя на своем месте. Склад, дорога, загрузка, разгрузка — это мое. Еще дальнобой дает возможность посмотреть страну, сменить обстановку, узнать новых людей — хотя люди попадаются разные.

Я думаю, что сегодня профессии не делятся на мужские и женские. Есть только то, что получается и нравится. У меня получается водить грузовик, дискомфорта я не чувствую. Мои коллеги-мужчины за это меня уважают, я никогда не встречала пренебрежения с их стороны. Если останавливаюсь где-то на трассе, то обязательно спросят, не нужна ли помощь. Но важно и самой вести себя правильно — не задирать нос. В дальнобое все в одинаковых условиях. Как говорил один мой знакомый механик: «У водителя нет пола». Потому и зарплаты у всех одинаковые, и работа всегда найдется. Было бы желание!

Сейчас у меня снова нет возможности уезжать надолго, поэтому я только развожу продукты по местным магазинам. Моему младшему сыну полтора года, ему нужно много внимания. Кроме него еще трое детей: двое сыновей и дочка. Они тоже любят путешествовать со мной. При любом удобном случае едем куда-то отдыхать на машине.

«Я девушка крупная, могу и отпор дать»

Александра, 25 лет, Нижний Новгород:

Фото из личного архива

Я с детства люблю автомобили. В 12 лет папа научил меня водить, а в 18 я получила права категории «В». У нас была старенькая «газель», и, когда нужно было что-то перевезти, а у папы не получалось, за руль садилась я. Грузовая машина мне понравилась сразу: в ней просторно, да и большие машины просто очень красивые! Конечно, с ними бывает трудно, но со временем я привыкла.

Я задумалась о работе в грузоперевозках, когда работала в ломбарде. Я взвесила все за и против, купила «газель» и уже третий год работаю водителем-дальнобойщиком. О своем решении не пожалела ни разу.

Конечно, сначала мама меня отговаривала, но я человек настырный. Если что-то решила — не переубедить. А вот отец поддержал. Сейчас родные мной гордятся, хотя и очень волнуются. Часто звонят, по несколько раз в день. Но я чувствую себя на своем месте и не хочу ничего менять.

Мне кажется, что без дороги я уже никогда не смогу. Дальнобойщик — не просто профессия, это образ жизни. Чтобы выдержать наш ритм, нужно быть очень выносливым человеком. Иногда весь день приходится проводить в одном положении, а на отдых остается совсем мало времени. Бывает и такое, что уезжаешь в рейс на несколько дней, недель, буквально живешь в машине. Случаются трудности с ремонтом или на погрузках, иногда нужна мужская сила. Но недостатка в ней нет: коллеги-мужчины всегда помогут и подскажут.

Хочу купить еще машину, побольше, и нанять второго водителя. Открою свой бизнес, потому что девушке очень трудно устроиться в грузоперевозки

Вообще водители-мужчины в основном относятся ко мне хорошо. «Молодец, — говорят, — храбрая! И в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит». Бывает, что выезжаем в рейс вместе — колонной из нескольких машин. И заблудиться не страшно, и в пути не скучно. Ни разу меня не обидели. Хотя я сама по себе девушка крупная, могу и отпор дать, если что.

Сейчас езжу в рейсы где-то два раза в неделю, но бывает, что уезжаю надолго. Две недели рулю — неделю отдыхаю. Утром просыпаюсь с желанием идти на работу, строю планы на будущее. Хочу купить еще машину, побольше, и нанять второго водителя. Открою свой бизнес, потому что девушке очень трудно устроиться в грузоперевозки.

Молодого человека у меня пока нет, но не думаю, что работа может помешать личной жизни. Если я мужчине буду дорога, он меня поддержит и поймет.

Дальнобойщица Екатерина Миронова рассказала о работе, 20-тонной фуре и опасностях, которые подстерегают водителей большегрузов на дорогах.

Есть такие женщины, которые смело рушат мифы о предназначении и раздвигают границы всеобщего понимания о том, что ОНА должна хранить семейный очаг и воспитывать детей. История знает немало женщин-карьеристок, бизнес-леди, феминисток и т. д.

Наша героиня не относится ни к тем, ни к другим, но она действительно рушит стереотипы о женских профессиях. Про нее вполне подойдёт фраза Николая Некрасова «Есть женщины в русских селеньях… Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!»

При этом молодую, красивую и женственную Екатерину Миронову никогда не назовешь бабой. Она женщина. Но профессия у нее слишком мужская. Корреспондент ТИА поговорил с дальнобойщицей, 28-летней жительницей Нижнего Новгорода о самой профессии, о работе на многотонной фуре, о превратностях судьбы и дорогах.

Из ветеринарного врача с высшим образованием в автослесари

Я родилась в Нижнем Новгороде в обычной семье, мой отец был водителем скорой помощи. Я единственный и любимый ребенок в семье.

В своем городе окончила Сельскохозяйственную Академию по специальности «ветеринарный врач». Но, волею судеб, по профессии отработала один год в одной из городских клиник.

Ветеринаром стала, потому что очень люблю животных. В нашем доме всегда был зверинец: и попугаи были, и хомячки. Но вот работать с животными все же не смогла. Морально – это не мое. Приходилось видеть всякое, делать операции. Крови не боюсь, мне жаль очень животных. И это совсем не то, чем я хотела бы заниматься. А мое – это автомобили и все, что с ними связано.

Любовь к технике появилась еще в детстве. Мой дед – конструктор, когда на каникулы я приезжала в деревню, с большим любопытством наблюдала за его работой. Это было здорово. Потом по жизни так и велось. Опыта обращения с техникой набиралась в автосервисе, где была трудоустроена помощницей. И вот как все начиналось.

В 17 лет я пошла учиться на права, по нашему законодательству это допустимо, если экзамен будет сдаваться после наступления совершеннолетия. Очень хотелось водить машину. Автомобиль, по моему мнению, дает человеку свободу, свободу передвижения и независимость от многих факторов.

Несмотря на то, что отец работал всю жизнь шофером, машины в нашей семье никогда не было, приходилось просить постоянно соседей, чтобы они захватили нас с собой с дачи/ на дачу. Автобусы тогда ходили плохо.

После получения прав, я купила себе первую машину, это была «Ока». Она была очень старая и в плохом состоянии, стоила 23 000 рублей. Я тогда мало что вообще понимала в автомобилях. Все друзья и знакомые отговаривали меня от этой покупки, говорили, что я не смогу финансово потянуть эту машину, так как она разваливается на ходу.

Мне помог случай. У меня был друг, который работал в автосервисе, я рассказала ему свою историю, что купила развалюху и ничего не понимаю в машинах. Он предложил приехать и поговорить с руководством, чтобы меня пристроить к ним в сервис помощником автослесаря. Так начался мой путь в автомобильной сфере. Я поднавтырялась там, начала разбираться в транспорте. Также мои навыки помогли мне ремонтировать собственную «Оку». Потом у меня была «семерка», затем купила «Газель», из которой я пересела на большегруз.

Вообще лет с 14 была влюблена в грузовики, уже тогда понимала, что на легковушках ездить не хочу. Мои желания родные всерьез не воспринимали, думали, что это подростковая шутка.

Дальнобойщик – прекрасная и опасная профессия, лишенная романтизма

Вожу автомобили с 2008 года, а за рулем фуры — с 2016-го. Я водила разные грузовики: «Scania», «Renault», «Volvo». Сегодня я управляю фурой «DAF XF105». Большегруз как большегруз. Управлять ею легко, она свежая, не ломается.

Знаете, водить фуру — это тоже самое как водить легковушку, дело привычки. Просто надо приспособится к габаритам, их понимать. И тогда она становится маневренная. С парковкой и задним ходом у меня вообще проблем нет.

Но вот когда гололед – тут уже опасно. У нас нет шипованной резины, ездим на всесезонке. Из-за этого особенно сложно ехать в гору, и потом надо заранее продумывать торможение.

Вообще не чувствуется, что она тяжелая, хотя «DAF», на которой я езжу, весит 20 тонн, плюс груз.

Профессионал ли я, сложно сказать. Учиться всю жизнь можно. А вот уверенность за рулем ко мне пришла через пару месяцев.

Устроиться на работу сперва было не просто. Конечно, девушка, да еще водитель фуры воспринимается как нонсенс. Я звонила по объявлениям, естественно, сразу за руль грузовика меня никто не посадил. Купила «Газель», все начиналось с нее. Потом работала на малотоннажках.

Водить фуру училась у наставника из транспортной компании, куда устроилась на работу. Он научил особенностям управления седельным тягачом с прицепом. Вот так постепенно набиралась опыта. А потом уже найти работу стало легче.

Кстати, женщин-дальнобойщиц становится все больше. В WhatsApp у нас есть чат, который объединил таких, как я со всей России. Нас там 30 человек. Эти девушки, женщины ежедневно работают, кто на «Газелях», кто на фурах. Иногда пересекаемся на трассах. Останавливаемся, коротенько общаемся и разъезжаемся. Так что женщина за рулем грузовика – это уже не редкость.

Никогда не знаешь, что ждет тебя в рейсе: есть коварные трассы и злые водители

Я работаю исключительно в России, за границей была лишь по туристическим путевкам. Основное направление – Сибирь. Бываю и в Центральной России.

Каким будет рейс – никогда не угадаешь. Иногда кажется, что трасса легкая, чего тут переживать. Но не тут-то было. Дорога – это лотерея.

Опасностей довольно много: это и погодные условия, и поломки в пути. Также, как и любой другой автомобиль, грузовик относится к средствам повышенной опасности, необходимо следить за ситуацией вокруг, так как маленькие машины всегда пытаются подрезать большие автомобили, а взорвавшееся колесо может послужить причиной заноса и созданию аварийной ситуации. Также зимой необходимо соблюдать дистанцию. Неоднократно коллегам на скользкой дороге приходилось уходить в кювет, чтобы избежать столкновения с внезапно тормозящими впереди идущими машинами.

По регламенту тахографа мы должны в сутки ехать не более 9 часов. Тяжесть рейса зависит не только от протяженности, но и от погодных условий, пробок и т.д. Можно доехать из Нижнего Новгорода в Москву (400 км.) и вымотаться больше, чем от Нижнего Новгорода до Уфы (900 км.). Как-то зимой я возвращалась домой с Тюмени. Весь рейс был довольно легким, а вот по возвращении в Нижегородскую область началась сильная метель, и эти 100 километров казались адом. Вставать на ночлег было нельзя, так как я бы опоздала на разгрузку.

Что касается самих автовладельцев, тут могу сказать – чем дальше от Москвы, тем они культурнее, наглости нет. А МКАД – это мрак. И подрезают, и колкости всякие отпускают, типа баба за рулем, как мартышка с гранатой.

А агрессии на дороге нет, она есть в интернете, в соцсетях. Мне иногда представители сильного пола пишут различные оскорбления. Не буду их цитировать, неприятно. Я стараюсь не обращать на это внимания. Свои – коллеги — относятся по-отечески.

В рейсе я две недели, потом несколько дней отдыха и снова в дорогу. Я птица подневольная, куда скажут, туда и еду. Я не выбираю путь.

Самый длинный мой рейс длился полторы недели — это Москва – Новосибирск – Москва, проехала 7200 км.

Тонкостей в профессии очень много, как, впрочем, и в любой другой сфере. Временные рамки, соблюдение РТО (режим труда и отдыха), поломки и неисправности в пути, технологии закрепления груза и распределения нагрузки по осям, — все это и многое другое, с чем приходится сталкиваться ежедневно каждому дальнобойщику.

Тут как-то спрашивали, как я меняю колесо. Был у меня случай, рвануло колесо. Остановилась, стала его сама делать. Да, времени у меня занимает это больше, чем у мужчин, но получается же ведь! А так мир не без добрых людей, дальнобойщики помогают друг другу.

Дальнобойщик – это стиль жизни, субкультура

На ютубе у меня есть свой канал . Его цель – знакомить людей с нашей профессии и доказать, что мы хорошие люди. Работать дальнобойщиком – это здорово и ничего зазорного в этом нет. Это даже благородная профессия, которая очень затягивает, как наркотик, это определенная субкультура. Дорога – стиль жизни, и когда жизнь меняется, становится очень скучно.

Я работала в офисе, но надолго меня не хватило. От сидячего образа жизни у меня обострились многие заболевания, я, правда, постоянно болела. И не потому, что организм слабый, а потому что внутренне сильно страдала от мыслей, что занимаюсь не своим делом, что это не мое.

Когда я получила то, чего хотела, стала управлять мечтой, я поняла, что счастлива. Мои родные до сих пор не могут смириться с мыслью, что 28-летняя девушка — дальнобойщица, неоднозначно к этому относятся. Им хотелось, чтобы я чаще бывала дома, проводила с ними время, занималась хозяйством.

Я замужем, и мой муж по профессии экономист, работает в офисе. Он не понимает, как я могу этим заниматься, ему тяжело, бывает бунтует. Мы то ссоримся, то миримся, вот так и живем.

Рано или поздно мне придется оставить профессию, из-за ребенка, которого я очень хочу. Знаю дальнобойщиц, которые с собой в рейс берут детей, даже очень маленьких. Не могу дать этому оценку, но скажу так – ко всему приспосабливаешься.

С экономической точки зрения, профессия не сильно высокооплачиваемая, и это при том, с чем приходится сталкиваться на дорогах. Средняя зарплата — 60 тысяч рублей.

Конечно есть и исключения, это люди, у которых собственные грузовики, и у них прямые контракты с крупными компаниями-производителями. Они зарабатывают в разы больше, но их не так много.

Моя фура – мой дом, никого сюда не впускаю

Говорят, мой дом – моя крепость. Так и здесь, мой DAF – мой дом. Я здесь работаю, отдыхаю, ем, сплю. А потому никогда сюда не впущу чужих, вы же не впускаете к себе в спальню незнакомцев. Речь идет о попутчиках, не подбираю их на трассе, боюсь. Сразу же задумываешься, а как человек оказался на дороге, что он здесь делает, ведь в чужую голову не влезешь, какие у него мысли?

Один коллега рассказывал, как отпаивал чаем замерзшую проститутку. Кстати, таковых полно – они есть везде. У них работа такая, думаю, не от хорошей жизни. Тут никого не осуждаю.

Мошенников на трассе хватает. Наши сердобольные мужики не раз страдали от рук преступников. Ты же не будешь все документы и деньги брать с собой, если отлучился в туалет. А потом возвращаешься и на тебе – пусто, ищи свищи негодяев. А попутчика и след простыл.

Чревато останавливаться на ночлег вдоль автодорог, на островках безопасности, то есть на неохраняемых стоянках. Одурманят чем-нибудь и фуру за два счета разгрузят. И что потом делать? Только себя винить за глупость.

К счастью, со мной такого не случалось. Я останавливаюсь в проверенных местах.

Мечта
У меня есть большая мечта. Я хочу организовать свой собственный бизнес. Купить для начала одну фуру, заключать напрямую договоры с поставщиками и ездить по России, зарабатывая деньги. Буду стремиться к этому.

Мне часто в соцсетях пишут девчонки, спрашивая советов, стоит ли идти в дальнобойщицы. Я отвечаю – сначала очень хорошо подумайте, надо ли вам это, взвесить все «за» и «против». Это затягивает, потом будет сложно уйти. И для семьи все-таки такая профессия — большой стресс.



Рассказать друзьям