Уход за ребенком в первый день жизни. Уход за новорожденным в первые дни жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Итак, беременность и долгие месяцы ожидания ребенка остались в прошлом. Роды завершились счастливым воссоединением матери и малыша.
Первые дни жизни новорожденного могут оказаться самыми счастливыми в вашей жизни, если не буду омрачены переживаниями о том, что с малышом все в порядке. В первые несколько дней за мамой и малышом наблюдают в роддоме, как раз в это время ребенок начинает адаптироваться в новой среде. Однако мама должна обладать всеми возможными сведениями для того, чтобы максимально быстро наладить комфортный быт с младенцем в первые дни его жизни.

Что происходит с новорожденным сразу после рождения?

Сразу после появления на свет и до первого крика младенец находится в состоянии родового катарсиса - состояния, позволяющего избежать информационного шока при вхождении в наш мир, который так сильно отличается от материнской утробы. Проявляется катарсис отсутствием реакции на внешние раздражители, и длится мгновения. После перерезания пуповины в крови новорожденного резко повышается содержание углекислого газа, а уровень кислорода снижается, вследствие чего младенец делает свой первый вздох. Тогда же запускается система кровообращения. Первые полчаса жизни ребенок почти не замолкая кричит, что способствует окончательному расправлению легких; мышечный тонус повышается.
В этот момент специалисты в роддоме производят осмотр новорожденного, и оценивают состояние здоровья по шкале Апгар. При этом измеряется количество ударов сердца в минуту, осматривается кожа младенца, проверяется дыхание, тонус мышц и рефлексы ребенка. Максимально по шкале Апгар можно получить десять баллов, но подобный показатель встречается не часто. Следует отметить, что хорошим показателем считается присвоение младенцам от 7 до 10 баллов. Таким детям хватает обычного ухода. Малышам, чьи показатели ниже, может понадобится особый уход, в крайнем случае, необходимо будет провести реанимацию.

Кормление новорожденных в первые дни жизни

В первые дни жизни новорожденного следует как можно чаще прикладывать к груди для того, что бы он «насосал» для себя больше молозива и молока. Приложить к груди ребенка желательно сразу же после рождения. Даже нескольких капель молозива, попавших ему в ротик в первые минуты жизни, будет достаточно, чтобы защитить его от микробов и бактерий, атакующих кожные покровы и слизистые оболочки младенца после его появления на свет. Молозиво вырабатывают грудные железы все последние месяцы беременности и первые дни после рождения ребенка. Оно содержит достаточно иммунных веществ, защищающих малыша от микробов, с которыми он сталкивается сразу после рождения.
В первые дни жизни новорожденного происходит снижение массы тела. Желудок младенца пока слишком мал и ребенок вполне наедается молозивом.
После налаживания кормления (при достаточном количества молока у матери) младенец начинает набирать вес. Количество мочеиспусканий в норме должно быть 10-20 раз в сутки, а стул может быть до 10 раз. Размер стула приблизительно равен кругу, который получится, если соединить большой и указательный палец (жест «О`кей»). Все это является гарантией того, что малыш потребляет молока достаточно для того, чтобы расти и развиваться. Со временем выход кала будет происходить реже, а объем стула ребенка увеличится, но к той поре появятся другие способы определить, что малыш в порядке и ему хватает молока. Чем чаще прикладывать младенца к груди, тем больше молока выработается у мамы.

Какие прививки нужны ребенку после рождения

После появления на свет младенцу делают две обязательные прививки: от гепатита В и от туберкулеза (БЦЖ). Эти прививки защитят новорожденного от очень серьезных и опасных заболеваний. Эти две прививки делают еще в роддоме, при условии, что ребенок здоров. Вакцинация вызывает иммунный ответ на возбудителя заболевания. Тогда при столкновении с инфекцией в реальной жизни болезнь или не сможет развиваться, или будет протекать в более легкой форме без тяжелых последствий.
Прививка от гепатита В делаются в течение 12 часов с момента появления ребенка на свет. Это объясняется тем, что при инфицировании младенца гепатитом В, в 90% случаев болезнь станет хронической и будет иметь осложнения и последствия, степень которых сложно представить. Поэтому крайне важно провести вакцинирование в первые часы жизни малыша.
Вторая вакцина подготавливает организм младенца, провоцируя иммунитет вырабатывать антитела к возбудителю туберкулеза, крайне устойчивому к лекарствам и любому виду терапии. Делают прививку после 3 дня жизни новорожденного.
Важно понимать, что вакцина не защищает абсолютно, и возможность инфицирования есть всегда, но даже в случае болезни прививки помогут ребенку и спасут его от тяжелых или летальных форм болезней.
Также на четвертый день в роддоме (или чуть позже в поликлинике) делают специальный анализ (скрининг новорожденных), который позволяет определить некоторые врожденные генетические заболевания.
Но вы имеете право отказаться от прививок и скрининга новорожденны, написав заявление в адрес медицинского учреждения с указанием причины отказа.

Физиологические особенности новорожденного

Нужно помнить, что первые дни жизни младенца - это трудный период адаптации к новым условиям. Чтобы не навредить малышу, необходимо знать особенности строения его тела.
Кожа новорожденного тонкая с множеством капилляров и она пока не способна к устойчивой терморегуляции, поэтому в первые дни новорожденного важно его не переохладить. Хотя и перегрев также вреден. Костная система сформирована полностью, однако косточки мягкие, на черепе имеются роднички - места, где кости не соединены (для возможности наслаиваться друг на друга в момент прохода по родовым путям).
Дышит младенец часто и поверхностно потому что дыхательная система еще не полностью сформирована. Пищеварительная система малыша также пока еще не сформирована — пищевод короткий, желудок имеет объем всего около 7 мл (со временем он будет увеличиваться). Полость рта очень чувствительна к инфекциям. У некоторых младенцев на языке может появится белый налет — так называемая, молочница. В этом случае малыша необходимо показать педиатру. Лечится молочница чаще всего смазыванием слизистой рта бурой в глицерине (натрия тетраборат).
Нервная система также имеет свои особенности. С первых дней жизни у малыша имеются врожденные (безусловные) рефлексы. Они носят временный, защитный характер и обеспечивают нормальную жизнедеятельность ребёнка после его рождения. К таким рефлексам относятся сосательный, хватательный, поисковый рефлекс, помогающие ребенку с поиском еды, а также верхний защитный, обеспечивающий ребенку доступ к кислороду в случае, если он окажется на животе. Некоторые рефлексы остаются с ним до конца жизни. К таким относится, к примеру, глотательный рефлекс.
Абсолютно нормальным является слабое проявление сосательного и глотательного рефлекса после еды. Данные рефлексы становятся отчетливыми непосредственно при ощущении ребенком чувства голода.
Иногда случается так, что какие-то рефлексы срабатывают позже, или слабо выражены. Такое иногда случается при родовой травме, или является сопровождением какой-то болезни. Бывает, организм ребенка таким образом реагирует на введение лекарств. Заторможенность рефлексов часто наблюдается у недоношенных детей, либо у новорожденных, испытавших асфиксию в момент рождения.
Если же у новорожденного отсутствуют все рефлексы, врачам необходимо проводить немедленную реанимацию. Однако потенциал организма младенца невероятно велик, и чаще ребенок все же успешно восстанавливается.

Уход за ребенком в первые дни жизни

В первые дни жизни новорожденный особенно требователен к вниманию и уходу.
Выделите малышу самый светлый уголок квартиры. Кроватка или место, где ребенок будет спать, не должно находится в углу, так как в углах комнаты воздух проветривается хуже. Чистота и свежий воздух - залог развития здорового ребенка, поэтому помещение следует регулярно проветривать. Зимой проветривать следует каждые несколько часов, летом желательно, чтобы окна были открыты все время. Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, должна составлять 21-22 градуса, а влажность не ниже 50%.
В первые дни новорожденному лучше ограничить контакт с другими людьми, кроме самых близких. Постарайтесь сохранить установленный за первые дни в роддоме режим сна и кормления.
Гигиена новорожденного:
Здоровый малыш плачет, как правило, в двух случаях — либо когда хочет есть, либо когда у него мокрая пеленка или подгузник. Старайтесь не допускать переполнения подгузника, а если вы пользуетесь тканевыми пеленками — меняйте их сразу после того, как малыш их намочил.
Туалет ребёнка проводят ежедневно утром, желательно перед кормлением. Для этого необходимо раздеть малыша, внимательно осмотреть кожу на предмет аллергии и опрелостей. В случае обнаружения опрелостей необходимо больше давать коже дышать. Также следует проверить, не перегреваете ли вы ребёнка чрезмерной одеждой, или тугим пеленанием. Если в области паха есть опрелости, возможно, используемые подгузники не подходят и марку лучше сменить. Можно использовать специальные кремы от опрелостей или присыпку. При появлении признаков аллергии необходимо выяснить причину и устранить ее. При грудном вскармливании высыпания на лице и теле младенца чаще всего появляются из-за несоблюдения мамой диеты, употребления слишком пряной и аллергенной пищи. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то сыпь появится, если смесь не подходит для организма малютки.
Лицо и руки малыша моют чистой тёплой водой. Можно протирать лицо и руки ватными дисками или тампонами, смоченными теплой кипяченой водой. Глаза протирают от внешнего угла к внутреннему. Не стоит протирать оба глаза одним и тем же ватным диском. Также необходимо протирать кожу за ушами младенца. При обнаружении сухости кожи за ухом или корки, можно обработать кожу персиковым маслом (можно купить стерильное персиковое масло в аптеке) или прокипяченным подсолнечным. Уши чистят осторожно, протирают только поверхность ушной раковины. Нельзя использовать ушные палочки, спички и иные предметы для очищения ушей младенца. При обнаружении истечений из ушных раковин следует немедленно обратиться к врачу.
Ноздри при необходимости прочищают ватой, скрученной в жгут.
Складки на теле ребенка протираются также персиковым, или любым другим детским маслом. Пупок обрабатывается зеленкой при помощи ватного диска.
Ногти регулярно подрезают. Для этого лучше иметь отдельные ножницы с тупыми концами.
В первые 5 — 7 дней (пока не заживает пупочная ранка), новорождённому не делают общую ванну, а только обмывают Ежедневно водой с детским мылом. До заживления пупочкой ранки лучше купать ребёнка в кипяченой воде. Температура воды должна составлять 35-36.5 градусов. При купании желательно, чтобы в уши не попала вода. После купания ребёнка обдают чистой водой той же температуры, или на градус ниже.

Послеродовой период женщины

После родов маме стоит уделить максимальное внимание и себе — ведь ребенку нужна здоровая и довольная мама. Часто женщинам во время родов ставят капельницы с внутривенными средствами, что ведет к лишней отечности и набуханию груди. Тогда ребенку бывает сложнее взять грудь. Чтобы снять отечность лучше делать упор на употребление белковой пищи. Некоторое время после родов у женщины возникают послеродовые кровотечения, так называемые лохии. При поднятии тяжестей или резком изменении положении тела, кровотечения могут усиливаться. Также распространенной проблемой у женщин в послеродовой период являются запоры. Чтобы упростить себе задачу, можно прижимать промежность чистой тканью или прокладкой, тогда расслабиться получается гораздо легче.
Сон для роженицы важен не менее чем сон новорожденного ребенка, поэтому обеспечьте себе комфортное место для сна и создайте все условия, чтобы в это время вас ничего не беспокоило.
В первые дни после роддома мама должна быть освобождена от домашних дел и полностью посвятить себя адаптации ребёнка к новой жизни.

Вы обязательно научитесь всему, что нужно знать и уметь маме в самом процессе бытия мамой. Какие-то умения придут с легкостью, к чему-то придется приложить много усилий. Малыш - прекрасный учитель! И он научит вас всему, что нужно. Учитесь друг у друга. Обязательно найдите и попросите быть рядом именно тех людей, кому вы доверяете, кто сможет помочь вам и поддержать вас в любое время дня и ночи! Помните, что очень важно верить в себя и доверять себе.
В один прекрасный день вы поймете, что вы замечательная мама! И вам это понравится.

Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

- «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
- «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
- «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

    Нельзя поднимать ребенка за руки.

    Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

    Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме . Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного - 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

    Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

    В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

    Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
    К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
    Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
    Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
    Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
  • Движения еще не координированы.
    Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развитие: наблюдаем за малышом

За неделю новорожденный ребенок может прибавить в весе больше 100 г*. Не ждите, что малыш будет расти равномерно и в строгом соответствии со значениями в таблице педиатра. Иногда ребенок как бы застывает в своем развитии, а потом происходит резкий скачок - и он вырастает “как на дрожжах” за одну ночь.

Малыш пока еще не осознает связь между причиной и следствием: он испытывает голод, издает плач, получает пищу - все эти события происходят как бы сами по себе, ребенку по-прежнему помогают безусловные рефлексы. Малыш не способен плакать “специально”, чтобы обратить на себя внимание мамы. Крик и слезы новорожденного всегда свидетельствуют о том, что он испытывает дискомфорт - голод, холод, газики и т.п.

Новорожденный ребенок обладает способностью получать новую информацию с помощью всех органов чувств. Его привлекают движущиеся предметы и контрастные сочетания цветов (отчетливее всего малыш воспринимает сочетание черного и белого). Кроха поворачивает головку в сторону незнакомого звука и отворачивается от повторяющихся или длительных громких и резких звуков. Но, если источник шума находится прямо перед малышом, он не будет искать его глазами: системы слуха и зрения у новорожденного еще не достаточно скоординированы, к тому же малыш еще не умеет фокусировать взгляд на предмете.

Некоторые новорожденные дети почти не двигаются, подолгу оставаясь в том положении, в каком их положили в кроватке. Другие малыши не могут спокойно лежать на месте. Если такого активного ребенка положить на животик, он попытается “ползти змейкой”, пока не упрется в бортик кроватки.

Одни новорожденные дети шевелят ручками и ножками хаотично, другие лучше владеют своим телом - их движения более упорядочены, они уже могут совершать целенаправленные движения, например, самостоятельно положить ручку себе в рот. Различия в двигательной активности связаны с тем, что малыши по-разному адаптируются к изменившейся среде: вне материнской утробы, где они “плавали” в околоплодных водах, совершать даже самые простые движения намного труднее.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Улыбка - основной признак того, что у малыша все хорошо. Пока улыбка вашего ребенка вызвана физиологическими причинами и не связана с внешними факторами. Сейчас кроха чаще улыбается во время сна: ему тепло, он поел, находится в состоянии покоя и не испытывает дискомфорта.

Раздражительность и плач малыша в этом возрасте тоже отражают процессы, происходящие в его организме, и никак не связаны с особенностями характера и поведения в будущем.

Новорожденный ребенок еще не научился плавно переходить из состояния покоя (сна) в состояние бодрствования и наоборот. Утомленному малышу нужно помочь заснуть: после кормления подержите его в вертикальном состоянии, прислонив к плечу, или покачайте на руках.

Иногда, проснувшись, кроха начинает капризничать и плакать. Успокоиться самостоятельно ему пока еще трудно. Помогите малышу выйти из состояния крика, взяв его на руки или поглаживая ему животик.

Со временем родители приобретают опыт и начинают лучше чувствовать потребности своего малыша.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Не бойтесь избаловать новорожденного малыша вниманием, старайтесь быстро откликаться на все его “требования”. В этом возрасте дети еще не умеют капризничать и действительно очень нуждаются в маме почти 24 часа в сутки.

Развивайте способность ребенка осязать разные предметы, используя хватательный рефлекс. По очереди кладите на ладошку малыша то свой палец, то ручку погремушки. Кроха будет инстинктивно сжимать кулачок и ощущать разницу между теплой и мягкой человеческой кожей и прохладной, твердой пластмассой.

Танцуйте с малышом. Он уже привык к тому, что вы качаете его на руках. Добавьте новый элемент - мелодию - и двигайтесь ей в такт, прижав кроху к груди или положив на руку. Не забывайте поддерживать головку, мышцы шеи у малыша еще не окрепли.

Получайте удовольствие от общения со своим малышом, новорожденные дети чувствуют настроение взрослых и неосознанно испытывают те же эмоции.

Сон

В первые недели жизни малыш может спать более 18 часов в сутки*, просыпаясь, только чтобы поесть. Многие новорожденные дети предпочитают спать в позе “зародыша”, к которой они привыкли в утробе матери, где в последние недели перед рождением было тесновато. Новорожденный кроха часто спит беспокойно, морщится и кряхтит во сне, он еще не привык самостоятельно засыпать и просыпаться.

С первых дней жизни можно приучать ребенка засыпать под мелодию музыкальной игрушки. Со временем, эта игрушка станет неотъемлемой частью ритуала засыпания и поможет малышу соблюдать режим дня в старшем возрасте. Возможно, успокоить кроху вам поможет монотонный негромкий гул стиральной или посудомоечной машины. И конечно, пойте колыбельные: мамин голос - лучшее успокоительное для любого ребенка.

Примечание:
(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Питание

У большинства новорожденных детей отлично развит сосательный рефлекс, который они приобретают еще в утробе матери. Малыш инстинктивно умеет находить сосок и начинать сосать сразу, как берет его в ротик. Помогите крохе правильно взять грудь: он должен захватить ртом не только сам сосок, но и ареол вокруг, чтобы при сосании не заглатывать лишний воздух.

Малыш съедает около 700 г материнского молока в сутки, и для этого ему приходится немало потрудиться. Некоторые дети быстро устают, и им требуется отдых во время кормления, чтобы потом с новыми силами “приниматься за работу”.

Чтобы молоко легче поступало в желудок, шея и туловище малыша должны быть вытянуты в одну линию. Животик ребенка должен быть прижат к телу матери, так он останется теплым и нежная пищеварительная система малыша лучше справится со своей задачей.

Кормить новорожденного нужно “по требованию” (примерно каждые 2 часа). Все дети и мамы разные, поэтому для получения необходимого количества молока малышу требуется разное количество времени. В среднем во время каждого кормления малыш должен сосать не менее 30 минут, с небольшими остановками-передышками. Временно насытившись, кроха периодически посасывает и облизывает сосок, чтобы стимулировать выработку новой порции материнского молока.

При каждом кормлении предлагайте ребенку сосать молоко по очереди из каждой груди. Если молоко начинает сочиться из сосков между кормлениями, используйте впитывающие салфетки или специальные прокладки. Обязательно следите за состоянием груди и сосков: если в груди прощупываются уплотнения, если соски кажутся сухими на ощупь или на них появились трещины - обратитесь за советом к врачу. Возможно, малыш неправильно берет грудь, и необходимо найти более подходящую позу для кормления. Поддерживая соски в чистоте, не переусердствуйте с антибактериальными и гигиеническими средствами. Кремы и другие увлажняющие средства для сосков можно использовать только после консультации с врачом.

Грудное вскармливание - естественный процесс, которому не нужно долго учиться. Старайтесь быть спокойной и умиротворенной во время кормления. Со временем, вы и ваш малыш найдете тот особенный ритм, который позволит вам понимать друг друга без слов.

Если по каким-либо причинам грудное вскармливание не возможно - посоветуйтесь с вашим педиатром о том, какая адаптированная молочная смесь подойдет вашему ребенку.

Примечание:
ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Новорожденный малыш не так беспомощен и беззащитен, как кажется на первый взгляд, но соблюдать некоторые основные правила все же необходимо.

Обязательно мойте руки перед контактом ребенком. Не трясите малыша даже во время игры. Осторожно поддерживайте головку и шею, когда берете его на руки.

Прикосновения и объятия важны и необходимы для гармоничного развития ребенка и установления прочной эмоциональной связи между ним и родителями. Обнимайте своего малыша как можно чаще.

Ноготки на пальцах рук и ног малыша растут довольно быстро, ребенок легко может поцарапать себя и вас. Стричь ногти нужно по мере необходимости специальными безопасными ножницами с закругленными концами. Не волнуйтесь, впервые делая маникюр своему крохе - у вас все обязательно получится. У каждого малыша должны быть свои личные предметы гигиены: детские щипчики или ножницы, мягкая щетка для волос или расческа с частыми зубьями.

Новорожденному необходимо регулярно чистить глазки и носик. Малыш не умеет сморкаться самостоятельно, поэтому освободить носик от слизи помогут ватные палочки или специальная “груша”. Проконсультируйтесь со своим педиатром или патронажной сестрой, какой способ очищения глаз и носика лучше всего подойдет вашему ребенку.

Безопасность

В первые недели жизни мир малыша крутится вокруг двух самых важных вещей - еды и сна. Убедитесь в безопасности детского спального места. В кроватке новорожденного малыша не должно быть посторонних предметов: никаких крупных игрушек, пушистых покрывал и мягких подушек. Малыш еще не умеет самостоятельно переворачиваться и если случайно уткнется в подушку или игрушку, она помешает ему свободно дышать.

Вокруг кроватки должна быть безопасная зона: никаких полок и шкафов, откуда могут выпасть вещи. Ничто не должно преграждать вам доступ к кроватке и малышу. Лишнюю мебель из комнаты лучше пока убрать.

Не ставьте кроватку в непосредственной близости от окна и отопительных приборов: сквозняки или слишком горячая батарея могут привести к простуде или пересушиванию нежной кожи малыша.

Счастливые моменты

Ваш ребенок так довольно улыбается во сне - наверняка ему снится что-то прекрасное! На кого он больше похож? Какими ласковыми словами вы его называете? Подошло ли крохе имя, которое вам нравилось еще до его рождения, или вы выбрали другое?

Чтобы ваши друзья и близкие смогли узнать все “из первых рук”, сохраните важные события из жизни вашего малыша в журнале на “бэби.ру”!

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

Как определить у новорожденного понос и оказать первую помощь

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

Меню 9 мес. ребенка при грудном вскармливании

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

По какой причине ребенок плачет после или во время кормления

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.

Состояние здоровья и уровень развития каждого малыша к месяцу жизни, безусловно, могут разниться.

Это зависит от многих факторов, касающихся процесса самих родов, течения беременности, наследственности ребенка.

Следует понимать, что для вашего малыша наступил новый этап в его существовании.

Теперь все системы и органы новорожденного вынуждены стопроцентно функционировать вне организма матери.


Это значит, что после момента появления на свет, ребенок начинает адаптироваться к новым условиям. Здесь его могут подстерегать определенные угрозы. В связи с этим, еще в родильном доме в первые 12 часов после рождения ребеночку проводят процедуру вакцинации против вирусного гепатита, а по истечение 3-7 дней делается прививка от туберкулеза (БЦЖ).

Следует серьезно отнестись к этим процедурам, поскольку любая вакцина – это великое достижение медицины, которое призвано защищать здоровье всего человечества.

К изучению аспектов развития ребенка в первый месяц жизни можно подойти поэтапно.
После самих родов, оценку состояния здоровья и развития малыша проводят медики. Для удобства оценки многих критериев одновременно еще в 1952 году было введено понятие «Шкала Апгар» (названная так по имени врача-анестезиолога Вирджинии Апгар).

Согласно этому методу оценки состояния новорожденного , составляется цифровая шкала и дается 2-балльная оценка по каждому из критериев:

  1. Первые минуты жизни ребенка.
  2. Цвет кожи новорожденного.
  3. Частота пульса.
  4. Способность к мимическим движениям.
  5. Физическая активность (движения, мышечный тонус).
  6. Дыхание, рефлексы.

Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов дважды: сразу же после появления малыша на свет, а затем по истечении 5 минут. В результате получают двойную оценку, которую и вносят в карту (например, 8/9 или 8/8).

Кратко и доступно для родителей результат оценки по шкале Апгар можно прокомментировать следующим образом:

  • 7-10 баллов – без каких либо отклонений в состоянии здоровья;
  • 5-6 баллов – возможно, есть небольшие проблемы;
  • 3-4 балла – есть серьезные отклонения;
  • 0-2 – угроза для жизни новорожденного.

Первая неделя жизни

Все органы и системы жизнедеятельности младенца в первую неделю жизни адаптируются к новым условиям и начинают полноценно функционировать.

Вашему малышу теперь необходимо научиться получать питательные элементы из пищи, самостоятельно дышать и приспосабливаться к внешним звуковым и световым раздражителям.

Важно учитывать теплообмен в организме новорожденного и не допускать переохлаждения или перегрева. Оптимальной температурой помещения считается t 22 C.

Для молодых родителей, а прежде всего для матери, которая находится с малышом под наблюдением медиков первые дни после родов, важно знать об основных моментах, связанных с адаптацией младенца к внешней среде :

  • кожный покров.
  • Вынужденное освобождение кожи младенца от первородной смазки вызывает сухость кожных покровов и их покраснение (эритема). Это еще раз подтверждает факт необходимости бережного ухода за младенцем с использованием специальных масел или других косметических средств.

  • масса тела.
  • В первые дни жизни Ваш малыш может немного потерять в весе (100-200 г), поскольку его организм только приспосабливается к новому типу питания. Режим вскармливания до конца еще не установлен. К тому же в организме новорожденного существует определенный избыток жидкости, потеря которой и происходит в первые 3-5 дней жизни.

  • питание и сон.
  • В наши дни принято кормить ребенка грудью «по требованию». Обычно малыш питается каждые два-три часа круглосуточно. Сон младенца занимает около 18 часов в сутки и прерывается лишь в моменты кормления.

  • состояние стула.
  • Нормой для первых двух дней жизни ребенка считается выделение мекония (первородного стула). Это остатки клеток и веществ, которые малыш заглотил еще в утробе матери.

  • рефлексы.
  • К основным рефлексам, на которые обращают внимание врачи-неонатологи или детские неврологи, можно отнести: испуг (прогибание спинки и раскидывание ручек и ножек в стороны, крик); оттопыривание пальчиков на ногах, если твердо провести по ступне (рефлекс Бабинского); шаговый рефлекс и, безусловно, сосательный рефлекс.

  • специфические вопросы.
  • Не стоит пугаться, если у новорожденного ребенка наблюдается набухание молочных желез или выделения из половой щели (у девочек). Возможно, на это влияют гормоны матери, которые попали в организм младенца с грудным молоком. Часто у младенцев фиксируют физиологическую желтуху, которая возникает при условии повышенного содержания билирубина в крови.

Для матери важно всегда оставаться проинформированной во всех тонкостях и внимательно следить за состоянием новорожденного.

Вторая неделя

Ваш малыш по-прежнему продолжает свою адаптацию. Он мало защищен от перегрева или переохлаждения. Внимательно следите за температурой его тела.

Вторая неделя жизни младенца, как правило, позволяет забыть о неонатальной желтухе, у малыша заживает пупочная ранка.

К режиму дня, который в первую неделю представлял собой частые чередования сна и питания , добавляются минуты бодрствования. К тому же само вскармливание младенца становится налаженным.

Важно обращать внимание на поведение малыша, поскольку его могут беспокоить кишечные колики.

Проконсультируйтесь с педиатром по поводу занятий с малышом на фитболе и в воде (это способствует уменьшению колик, а также помогает моторному развитию)
Малышу и молодой маме полезны прогулки на свежем воздухе

Рефлексы малыша.
Рефлекс сосания помогает ребенку полноценно принимать пищу. К тому же теперь Ваш малыш способен фокусировать взгляд на крупных предметах и на вашем лице.

Ребенок реагирует на звуки: пойте для него мелодичные песни, улыбайтесь и общайтесь со своей крошкой, ведь детки так быстро растут.

Третья неделя

Помните, что ваш малыш особенный и самый замечательный. Общайтесь и разговаривайте с ребеночком, дарите ему радость и заботу.

Ребенок на третьей неделе жизни уже способен немного придерживать головку , лежа на животике.

Если пожить его на спинку, то он захватит своими маленькими пальчиками Ваш палец и будет пытаться приблизиться к Вам. Он хорошо реагирует на звуки и зрительные образы.

Грудное вскармливание дарит вашему малышу спокойствие и помогает формировать иммунитет младенца.

Чтобы стимулировать процесс лактации, следует как можно чаще прикладывать ребенка к груди

Дайте возможность ребеночку полежать без одежды, принимая воздушные ванны. Это своего рода процедура закаливания для новорожденного

Четвертая неделя

Четвертая неделя жизни завершает очень важный и значимый этап.

Именно до 28 дня жизни ребеночка можно назвать новорожденным. На что нужно обращать внимание:

Физиология . Форма головки ребенка в этом возрасте может оставаться неправильной, поскольку в момент прохождения по родовым путям новорожденный испытывает сильное давление.

Движения малыша мало скоординированы. Глазки ребеночка уже полностью сформированы, но зрение еще неполноценно, поэтому не пугайтесь, если малыш косит или плохо фокусирует взгляд.

Рациональное питание, которое заключается в установлении четкого режима.

Если Ваш ребенок на грудном вскармливании и остается беспокойным после очередного прикладывания к груди, возможно, потребуется докорм искусственной смесью.

Продолжайте регулярно совершать прогулки – это способствует укреплению здоровья малыша.

Рационально следите за гигиеной младенца: ежедневное купание с использование травяных настоев, регулярная смена подгузника, уход за глазками, носиком.

Что умеет ребенок в месяц?

Первый месяц жизни вашего малыша промчался незаметно.

Кажется, что совсем недавно он пинал Вас изнутри.

Сложный момент родов до конца еще не пережит и не забыт, а Ваше крошечное дитя, маленький человечек, уже нуждается в Вас больше всех на свете.

Один из главных и основных навыков ребенка в 1 месяц – это умение чувствовать мать, реагировать на ее голос, прикосновения рук и различать ее запах.

Младенец в таком возрасте уже умеет улыбаться, он способен различать цвета, концентрироваться на контрастных предметах.

С точки зрения неврологии и моторного развития ребенка в месяц, можно отметить его умение удерживать головку в течение нескольких секунд, лежа на животике.

Также можно зафиксировать его способность выгибать спинку и приподнимать попку. Малыш хорошо реагирует на звуки и сам может издавать нечто похожее на гуление.

Ребенок с первых дней уже умеет любить и быть любимым, а это так прекрасно и естественно.

Питание новорожденного в первый месяц

Новорожденный ребенок с первой секунды появления на свет нуждается в материнской заботе. Грудное вскармливание – это один из основных факторов, который на прямую влияет как на физическое, так и на психологическое состояние ребенка.

Вопрос, чем же кормить ребенка в 1 месяц практически риторический. Именно материнское молоко дает малышу все необходимые микроэлементы и питательные вещества, а также способствует формированию детского иммунитета.

Важным аспектом грудного вскармливания является режим прикладывания ребенка к груди и психоэмоциональное состояние матери.

Каждая женщина должна понимать, что дарит самое лучшее своему малышу, выкармливая его грудью. В это период следует тщательно следить за собственным питанием и эмоциональным состоянием. Важно достаточно отдыхать и высыпаться.

Если по каким-либо причинам, ребенок не получает грудное молоко, необходимо подобрать адаптированную молочную смесь. Здесь следует обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. При выборе той или иной смеси, нужно проконсультироваться с педиатром.

Изменение веса

При изучении этой темы, важно понимать, что каждый ребенок развивается индивидуально. Существуют общие статистические данные, на основании которых можно судить об относительном темпе роста и развития малыша.

Вес ребенка к месяцу жизни зависит от многих аспектов, самыми важными из которых являются вес при рождении, его пол, состояние здоровья и тип питания.

Общепринятым показателем считается набор веса в 800 грамм к месяцу жизни новорожденного.

Рождение ребенка весьма знаменательное и великое событие. Возникает огромное количество вопросов, касающихся ухода за новорожденным, его состояния и самочувствия.

Новорожденный ребенок настолько уязвим и беззащитен, что невольно боишься причинить ему вред.

Кроме инстинктивно возникшего чувства любви к своему малышу и желания его оберегать, молодые родители обязаны владеть минимальными навыками по уходу за младенцем и быть максимально информированы обо всем, что касается темпов его развития, набора веса, правильного кормления и других аспектах жизни новорожденного.

Важно полагаться на знание специалистов и опыт предыдущих поколений. В любом случае, уровень образованности и начитанности молодых родителей напрямую влияет на грамотность их действий и поведения.

Новорожденный ребенок 1 месяц: видео



Рассказать друзьям