Упавшие с небес. Дети делают «виноватыми» своих родителей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Привычка быть виноватым не возникает на пустом месте. Нас готовят к этому с детства, и, надо сказать, из многих деток получаются прекрасные ученики. А потом, когда они сами становятся родителями (и учителями своих детей), эстафета продолжается.

Младенцы виноватыми не бывают, потому что ещё не знают, что такое «плохо», а что – «хорошо». Постепенно мы их этому обучаем. А как же иначе? Каждый ребёнок должен научиться сдерживать свои импульсы, усвоить и соблюдать множество правил общественного поведения, отличать дурное от хорошего. Так мы делаем из ребёнка цивилизованного человека. В процессе такого научения мы одобряем или порицаем его. И этим, вольно или невольно, пробуждаем чувство вины.

Начинается это, быть может, когда первый раз родители говорят ребенку «извинись». Извинись перед тетей за то, что ты сказал, что она толстая. Она обиделась (потому что это правда), проси прощения. Извинись за то, что ударил мальчика (хотя он первый напал). А ребенок не чувствует себя виноватым - он сказал правду, то, что есть на самом деле, или старался защитить девочку. А ведь его учат быть честным и защищать слабых. И поскольку ребенок не сможет противостоять взрослым, ему приходится смириться и, может быть, действительно считать себя виноватым. И это первый шаг к внутреннему расколу. Родители учат говорить правду и заставляют извиняться за то, что он ее произнес. Они не объясняют – почему надо делать так-то и так-то, не следят, чтобы действия их ребенка соответствовали принципам. Конечно, со временем ребёнок адаптируется к этой двойственности. Но у одних детей вина остаётся полезным сигналом, корректирующим поведение, у других перерастает в комплекс вины. (А это уже дискомфорт, напряжённость, страхи и потеря уверенности в себе).

Кто в вашем ребёнке формирует чувство вины? Узнайте из теста

Тест

Кто формирует у ребёнка чувство вины?

Не вы ли сами?

Тест и комментарии - из книги «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. Заряна и Нина Некрасовы

Этот тест поможет вам узнать, соблюдаете ли вы чувство меры, когда растите и помогаете разобраться в том, «что такое хорошо, что такое плохо».

Вопросы в тесте расположены по принципу возрастающему - возрастающему принципу (по возрасту: от малыша к подростку).

№ 1. Вообще-то ваш малыш уже умеет проситься на горшок, но тут «согрешил» и намочил штанишки. Что вы скажете:

А) «Хорошие детки штанишки не пачкают»

Б) « Давай скорей переоденемся, попка любит быть сухой»

№ 2. Знакомая тётя спрашивает ребенка: «Кого ты больше любишь, маму или папу?». Малыш молчит. Что вы скажете тёте?

А) Ну, скажи тёте, кого любишь больше?

Б) Тётя, а ты какую свою ножку больше любишь, левую или правую?

№ 3 . В выходной день вы решаете, что пора навести порядок в детской, и говорите об этом ребёнку. Вы вместе взялись за дело. Но вдруг вы замечаете, что малыш, вместо того, чтобы убирать игрушки на место, достал конструктор и с увлечением что-то там строит. Что сделаете вы?

А) Сдержу возмущение и объясню ему, что порядок наводится не так.

Б) Дам ещё поиграть немножко и предложу взяться за уборку; в конце концов, я сама виновата: надо было контролировать этот процесс.

№ 4. Ваш ребёнок на улице закатил истерику. Вы срочно доставили его/её домой. Собираясь его наказать, как вы скажете:

а) «Ты плохой мальчик/девочка, посиди и подумай».

Б) «Ты плохо поступил/а, посиди и подумай»

№ 5. К вам в гости пришла лучшая подруга. Пока вы с нею болтали на кухне, ваш ребёнок трудился в коридоре: разрисовывал акварелью её велюровые сапожки. Что вы сделаете, когда подруга уйдёт?

А) Поставлю его в угол (или посажу в «штрафное» кресло).

Б) Скажу, что теперь я не успею рассказать ему любимую сказку, потому что буду отмывать сапожки

№ 6. Сегодня в вашего ребёнка словно бесёнок вселился, он всё делает наперекор, на ваши взывания и замечания не реагирует. Вы не выдерживаете и говорите: «Будешь так себя вести, я уйду». Раздаётся телефонный звонок и оказывается. Что вам действительно надо сейчас срочно уйти. Как вы сообщите об этом ребёнку?

А) Как сказала раньше, так и повторю.

Б) Извини, я пошутила. Надеюсь, к моему возвращению этот тайфун угомонится?

№ 7. Если ребёнок ведёт себя шумно, как лучше сделать ему замечание:

а) как можно громче;

б) как можно тише

№ 8. Вы поставили варить курицу, но вам понадобилось срочно уйти. Вы просите ребёнка через пятнадцать минут выключить под кастрюлей газ.

а) Ну вот, вся семья останется без обеда.

б) Будем спасть курочку; приступай, а я помогу…

№ 9. Говорите ли вы своему ребёнку, когда на него «находит» и он делает всё вам наперекор: «Уходи, я тебя не люблю!»

А) Да, бывает.

Б) Никогда

№ 10. Предположим, у вас есть навязчивая привычка слишком часто мыть руки, или непрерывно проверять, выключен ли газ, или бесконечно прибирать в доме, или просто так прикасаться к вещам. Как вы думаете, ребёнок её унаследует?

Б) да, у него есть нечто похожее.

№ 11. Мысленно вы упрекаете ребёнка, что из-за него вы лишились чего-то приятного (свободы передвижения, хобби и т.п.).

а) да, и довольно часто

б) да, иногда бывает, когда особенно достаёт

№ 12. Ваш мальчик слегка подрался с одноклассником, и на другой день тот почему-то не пришёл в школу. Ваш сын очень расстроен, и вы подозреваете, что из-за этого. Вы:

А) пользуясь моментом, напоминаете о вреде драк;

Б) предлагаете позвонить, выяснить, в чём дело и извиниться

№ 13. Как вы думаете, какой вопрос важнее:

А) Кто виноват?

Б) Что делать?

Результаты:

Б - Нет, комплекс вины вашему ребёнку не грозит. Ребёнок рассчитывает на ваше понимание и поддержку, а если чувствует себя виноватым, то старается исправиться. И ценно, что вы даете ему такую возможность, акцентируясь на хорошем, а не на плохом. Ну и чувство юмора во многом спасает ситуацию. Потому что невозможно заниматься самобичеванием и смеяться. НО! Не впадите в другую крайность! Полное отсутствие чувства вины – это уже бессовест ность.

А и Б примерно поровну - В вашем воспитательном методе есть одна странность.

Хорошее поведение вы считаете само собой разумеющимся а плохое - наказуемым. В результате вы «недохваливаете» ребёнка, как ту лошадку, которую только подстегивают, но забывают покормить. Так совестливость может перерасти в чувство вины, а вина может сделать ребенка закомплексованым, всем обязанным взрослым.

Начните избавление от чувства вины с себя. Расслабьтесь и учитесь прощать. Будьте снисходительны.

А потом будет меняться и ребенок.

А – да, вы трудолюбиво взращиваете чувство вины. Вы часто обвиняете малыша, но подумайте, а не обвиняете на самом деле себя?

Сами вы тоже часто чувствуете себя виноватым. И тогда становитесь или слишком жёсткими, или слишком мягкими, а всё, что «слишком», вредно для организма. Вряд ли стоит так четко и «железно» подходить к воспитанию. Переключайтесь; не надо ничего искоренять; да, и в вас, и в вашей детке есть какие-то «не те» черты. Но и протест, и негодование можно выразить мягче и корректнее. И, кстати, постарайтесь простить простите себя за то, что не прощаете себя. Надеемся, вы поняли J

Мы стараемся сделать для детей как можно больше. Но «больше» ещё не значит «лучше». У каждого растущего человека есть жизненно важные (базовые) потребности, и наша задача – удовлетворить именно их, причём вовремя и правильно. Если мы это делаем – всё нормально, ребёнок чувствует нашу любовь, отзывается на неё и расцветает.

Если нет – появляются всевозможные проблемы. И тогда, осознавая, что что-то у нас идёт не так, мы начинаем винить себя. Не справились, мол, не сделали, не смогли…

И эту вину, как болезненный вирус, подхватывает ребёнок

Вина – сила разрушительная. Сожаление может стать созидательной…..

Вы можете сожалеть о том, что сделали не так, о своих ошибках и промахах, но винить себя за это нельзя. Вина требует наказания, есть даже такая пословица «жертва ищет палача». И мы сами себе становимся и судьями, и адвокатами, и некому защитить нас, потому что приговор мы себе выносим тоже сами. Вина – сила разрушительная.

Сожаление – добрая сила. Оно помогает нам понять себя и свои ошибки; оно не губит, сожаление – это когда вздыхаешь по прошлому, но смотришь только в будущее. Вы ещё жалеете о том, что (с)делали что-то не так, но уже прощаете себя и готовы делать, действовать, идти дальше.

Напишите на листе бумаги: Винить нельзя помиловать. И поставьте в этом предложении запятую там, где она должна стоять: перед последним словом.

Чувство вины – одно из тех переживаний, которые переносятся особенно тяжело. Психологи утверждают что зарождается оно в самом раннем детстве, благодаря родителям. Взрослые, сами того не желая, передают его по наследству своим малышам, которые в дальнейшем ощущают себя виноватыми во всех бедах либо впадают в другую крайность: живут под девизом «я никому ничего не должен», загоняя неприятное чувство в глубину души. Несмотря на то, что ощущение вины ложится на сердце тяжелым грузом, оно многостороннее и нуждается в анализе, а не полном изгнании из жизни.

Ощущение вины как мерило совести человека

Совесть – суперэго – не врожденное явление. Формируется оно у малышей с 2 до 7 лет под влиянием близких. Это комплекс тех правил и законов, которые положено соблюдать человеку, чтобы его приняло общество, а в первую очередь – семья. Это все бытовые и глобальные «нельзя», «можно», «надо» — рамки, в которые загнана каждая социализированная личность.

Если малыш начинает обижать животное, других детей или взрослых, здравомыслящие родители ему строго скажут: «Нельзя», даже если при этом никто не пострадал. Ведь малышу предстоит перестроить поведение с ориентира «хочу и буду» на «так ведет себя человек». Непросто отказаться от привычного и приятного «хочу» в пользу неизвестного «нельзя». «Я ударил Петю, который хотел отобрать у меня машинку? Так не надо было на нее покушаться!» — так рассуждает малыш. «Говорят, что Пете больно, он плачет! Петя меня не интересует. Меня больше беспокоит то, что мама расстроилась». Ребенок начинает стремиться к цивилизованному поведению именно ради близких, которые о нем заботятся, от которых напрямую зависит его благополучие.

Поэтому у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, дети вырастают с асоциальными понятиями.Но все же подавляющее большинство учит своих детей гуманным принципам социального взаимодействия. И когда эти принципы усвоены, превратившись из простых слов в запись на подкорке из раздела «совесть», тогда и можно рассуждать о чувстве вины.

Ощущение вины как сигнализация. Нарушил правила – виноват – исправь! Ключевой момент здесь – «исправь». Именно в возможности исправить содеянное и изменить свое поведение отличие обычного чувства вины от патологического.

Маленький ребенок еще не знает, как можно исправить свою ошибку. Он не умеет сам извиняться, договариваться, мириться. Это за него делают родители. Чтобы ребенок почувствовал стыд, ему нужно показать, к какому результату ведут разрушительные поступки: «Ты обидел Петю, теперь он не хочет с тобой играть». Замечая такую причинно-следственную связь, на пути к сохранению взаимоотношений малыш стремится больше не нарушать общепринятые правила.

Даже если ребенок не прав однозначно, не стоит сразу ругать, кричать и наказывать. Так автоматически снимается чувство вины. Если угрызения совести малыш так и не испытал, а наказание его постигло, единственным полученным уроком станет обида.

Вывод психологов следующий: обычное чувство вины всегда имеет причину. Тяжесть, которую оно несет, можно свести к минимуму или убрать вовсе, поняв, как в будущем поступать не стоит.

В немногих квартирах я сразу начинаю чувствовать себя уютно. И зависит это, понятное дело, не от евро-ремонтов или других понтов: жилье – это всего лишь отражение живущих в нем людей. Если квартира содержит в себе холод, то никакими ухищрениями этого не замаскируешь, как бы не драились полы и не развешивались занавесочки.

Но в этом доме тепла хватает с лихвой – я сижу на маленькой кухне «хрущовки» и с аппетитом уплетаю домашнюю выпечку, запивая ее ароматным чаем. Эта старенькая квартира просто пропиталась своими хозяевами и, каждый раз, когда прихожу сюда, у меня возникает ощущение того, что я уношу кусочек этого тепла с собой. Моя собеседница вкусно готовит, умеет внимательно слушать и анализировать, а еще – подбрасывать довольно неожиданные идеи и откровения. Что еще нужно для отдыха после тяжелого рабочего дня?

Кроме этого, я не устаю поражаться тому, как мастерски она управляется на кухне.

-… ты говорил о чувстве вины ?

Я доедаю печенье и, глядя в окно, смотрю на соседний дом.

- Начинать нужно с детства. Чувство вины у детей . Если бы ты только знала, насколько чувство вины является сильнейшим манипулятором и как легко с его помощью управлять другими людьми. Или прикрывать ним самые страшные преступления. Итак, детская психотравма – это может быть изнасилование, инцест*, разборки между родителями или проблемы в школе. Что происходит в данном случае?

Ребенок берет вину на себя. Ему внушают, что если бы он или она были «хорошими», то насилие бы не произошло. «Ты сама виновата в том, что он тебя изнасиловал», «Папа бил маму из-за меня» – и т. д. И некому в его окружении подойти и убедить: «Ты не виновата (не виноват) в том, что произошло».

А родители? Бабушки-дедушки и остальные?

К сожалению, они могут выступать как агрессоры – зачастую, скрытые. Например, приходит девочка с жалобой на отчима или даже отца: пристает и лапает, когда никого нет дома, несколько раз пытался изнасиловать. Какая реакция матери в первую очередь? В 90% это паника, гнев: «Ты просто обманываешь! Ничего такого не было, он просто так выражал свою «любовь» и «заботился»! Выгоню его – кто платить за квартиру будет?!” В критической ситуации родители не чувствуют и не понимают ребенка, они выражают только собственные страх и боль.

Наверное, потому что их самих так воспитывали?

Совершенно верно. Если тебе больно и страшно – нужно сделать как можно больнее и страшнее всем окружающим. И – ребенок остается один на один со своей проблемой и чувством вины . Обижают в школе? «Сам виноват, что не можешь дать сдачи, нюня – не убьют же они тебя!» – и так далее.

Поддерживающие и любящие родители очень важны, я понимаю. Сама я прошла и продолжаю проходить через нечто подобное…

Если такие родители или даже просто близкое окружение есть, то ребенок чувствует себя защищенным. Выгнали из универа, парень назвал «тупой коровой», приставали на улице – всегда есть кому выговориться, выплакать и получить принятие. Это важно, К.! Именно принятие и защита, из которых произрастает внутреннее чувство безопасности и открытости миру.

Что происходит, если родители не такие?

Тогда к количеству агрессоров мы получаем «плюс два». Или даже больше, в зависимости от состава семьи. Они испытывают такое сильное чувство вины за свое чадо и так хотят избавиться от чувства вины , что готовы орать часами или даже жестоко наказывать физически – прикрываясь маской любви. У ребенка возникает следующий уровень психотравмы: «Как я могу сердиться на своих родителей?! Самых близких мне людей?! Значит, снова проблема во мне – это я такой плохой!» Верить после этого кому-то из людей становится практически невозможно.

Я понимаю. И что делать в такой ситуации?

Следовать моему совету, который я даю регулярно всем, кто ко мне приходит: «фильтруйте базар». Всегда думайте о том, что, кому и где Вы рассказываете». Потому что наибольшую боль нам приносит не травматическая ситуация, и даже не наше отношение к ней, а именно реакция самих близких людей.

У меня было что-то похожее, когда в метро вытащили мобильный и кошелек… мама до сих пор вспоминает и обвиняет в том, что была безответственной растяпой…

Я морщусь.

Знакомая ситуация. Часто работаю с подобными вещами. А может все же лучше обвинять урода, который обокрал слабовидящую девушку, целясь на ее беззащитность? Но твоя мама подсознательно может ощущать чувство вины: «Это я недоглядела, что она такая…» признать которое она отказывается. И – подавляет. И – лезет неконтролируемая агрессия во все стороны.

Но ребенку от этого не становится легче, потому что с детства циркулирует мысль: «если бы я была ангелочком, то он бы меня не тронул» – это тот навязчивый сценарий в виртуальной реальности, которая существует у нас в голове. Почему? Да потому что мы запрещаем себе злиться на других! Хотя злость – это абсолютно нормальное чувство, которое необходимо разумно выражать.

У меня возникает здесь сходство с верованиями… я не могу это правильно назвать? Религия? Мы же все как бы виноваты, да?

О, религия – это вообще отдельная тема, К.! Здесь можно говорить часами о том, какие мы все «ужасные грешники» – и как должны быть благодарны Богу и его служителями, что они нас вообще еще терпят. Мы – упавшие с небес , не имеем права злиться на те “беды и скорби, посылаемые нам во благо” небесными родственниками – это вообще универсальный алгоритм управления толпой, еще и умноженный на страх перед смертью и небытием. Но я не буду вдаваться в теологию и психологию религии сейчас. Для меня гораздо ценнее был бы Бог, который не мутит воду кучей обвиняющих мифов, а просто явился такому ребенку и сказал: «Ты не виновата!» Представляешь? Сам Бог тебе говорит, что в случившемся нет твоей вины – каким бы это было облегчением, да?

Мы смеемся вместе.

Или Дед Мороз. Санта Клаус. Добрый Волшебник – на самом деле, не имеет значения – просто значимый и добрый человек. Великий человек. Потому что во многих из нас есть такой плачущий ребенок. И потому что социум мечтает сделать из нас кукол: «я не имею права сердиться на маму с папой. Я не имею права злиться на других детей и людей вокруг меня. Я должен перестать испытывать боль, быть успешным и позитивным!»

Но в ходе психологического насилия (и физического в том числе) психика создает настолько толстую «бронь», с целью выживания индивидуума, чтобы хоть как-то справиться с психотравмами, что эмоциональная чувствительность убивается напрочь. И испытываемые чувства больше не имеют значения – все уходит в задавленную «броней» агрессию.

Потому что ребенку невероятно больно осознавать тот факт, что нормальной любви к нему, настоящему – такому, какой он есть сейчас – нет. Как избежать встречи с этим страшным тезисом? Просто, – я повторюсь – обвинить себя. Слить «агрессию» внутрь себя. Взять на себя ответственность за то, что маму – бьют, а его(ее) – насилуют.

(Продолжение – )

Мы не будем говорить о методах наказаний и их влиянии на будущую жизнь ребенка. Остановимся конкретно на привитых – вине и чувству стыда. Когда малыш ДОЛЖЕН страдать за свои поступки, потому что они были НЕПРАВИЛЬНЫЕ.

Оговоримся сразу – постыдны только действия, а не ребенок . «Мне за тебя стыдно», «Стыдно быть таким» - равносильно тому, что сказать ребенку – я не люблю тебя, не будь собой.

В знаменитой «Санта-Барбаре» был интересный момент – блудный сын вернулся в дом к родителям. Они ответили ему – «Мы знаем, что ты совершил много глупостей. Но мы все равно любим тебя и принимаем».

В чувстве вины и стыда явно прослеживается момент, когда мы отворачиваемся от маленького человека, говоря – «ТАКОГО, не люблю. ТАКОГО, не принимаю». Ожидая, что малыш все осознает, и станет вести себя по-другому.

Два момента в воспитании

Первый

Мнение – пострадать, значит очиститься . Вспомните религию. Грешник осознает неправильность своих поступков, мучается, а потом становится праведником. И мы, зная эту модель, ожидаем, что человек переживая, испытывая стыд – тем самым, искупляет свою вину.

Пример – Вы ожидаете человека, который сильно опаздывает. Вы устали, проголодались, замерзли, а он приходит и говорит – «Мне так стыдно, я чувствую вину, простите. Давайте перейдем к делу». На протяжении разговора он еще несколько раз извиняется и вы расходитесь. Он пострадал. Ему было плохо. А Вам каково? От его извинений тепло и вкусно не стало. А если бы он предложил зайти в кафе – погреться, покушать и отдохнуть за его счет? Приятнее с ним вести дела?

Отсюда вывод – чем мучиться от вины – учите ребенка исправлять ситуацию !

Чтобы, будучи взрослым, он понимал, как наладить отношения и вернуть к себе доверие. Показывайте моменты, нуждающиеся в коррекции. Как бы поступили вы или папа. Как поступил бы мальчик из сказки. Приводите примеры, объясняйте чувства другого человека в момент его провинности. Не забывая, что плохи только поступки!

Второй

Любить и принимать ребенка ЛЮБЫМ . Давать ему возможность ошибаться и не отворачиваться от него.

Умение быть снисходительным к себе – прекрасное качество. Сколько мужчин и женщин приходят на консультации с неврозами и расстройством – все делают не так, стыдно быть такими, как есть, угождают, лишь бы не стать изгоем… И эти качества из детства. Должен быть хорошим и удобным – иначе не будут любить. «Пофигистов» на сеансах не бывает! Они счастливые! Перфекционисты стремятся к идеалу. Их внутренний родитель не отпускает уздечки и не дает расслабиться.

Как же тогда воспитывать, спросите Вы? Ведь хочется, чтобы вырос нормальным человеком. Не преступником, не маргиналом. А как, если не виной и стыдом? Ответ однозначный – с любовью.

Даже обвиняя или указывая на неправильность действий, не забывайте, что ребенок нуждается в принятии. «Я все равно люблю тебя!», «Я люблю тебя любым» - вот те слова, которые важно произносить своему малышу (и неважно сколько ему лет 2 или 42). Все поправимо. Ты – классный в любом случае!

Не можем оставить момент – примите себя ! Когда мы любим и принимаем себя, у нас ответное чувство возникает к окружающим. Мы позволяем себе быть неидеальными и живется нам легко! Тем, у кого были строгие родители – тяжело расслабиться и получать удовольствие от жизни. Понимаем.

Учитесь этому у ребенка! Отмечайте свои положительные качества, то, чем можете гордиться! Пусть вина и стыд за что-то прошлое – останется в прошлом. Наслаждаться жизнью – этого не хватает взрослым (сознание заполонили страхи, вина, переживания…). Создавайте любовь, счастье и свободу своими руками!

Вина и стыд – мощный инструмент в воспитании ребенка. Будьте аккуратны с ним и применяйте с любовью!

Удается ли вам принимать себя? Какие качества вы в себе цените? И как вы объясняете малышу неправильность его действий? Поделитесь в комментариях.

Быть родителем - это круглосуточная должность без выходных, а забота о детях - наука, в которой необходимо постоянно совершенствоваться. Но не очень многие родители задумываются о том, что их сегодняшнее поведение и реакция на действия детей формируют характер ребят в будущем.

Обращаться с детьми с тем же уважением и вниманием, какого вы хотели бы от них в будущем, это не то, о чем мы постоянно задумываемся сейчас. Проблемы на работе, финансовые переживания, стресс, нехватка свободного времени заставляют родителей ворчать, а детей - сидеть по своим комнатам и чувствовать себя одинокими и несчастными.

Не сомневаюсь, что вы любите своего ребенка. Но уважать его выбор, понимать его страхи - та область, на которую родителям стоит обратить особенное внимание.

Мы критикуем и ругаем своих детей, ворчим на них и читаем нотации - сурово или мягко, за большие и малые промахи, и не всегда осознаем, что это разрушает чувство собственного достоинства наших ребят. Все это может привести к очень опасному чувству - чувству вины. Оно может полностью разрушить у ребенка уверенность в себе.

Начните контролировать себя.

Как вы реагируете на промахи вашего ребенка? Дети есть дети . Мы часто теряем терпение, когда они ведут себя не так как положено. Но мы редко задумываемся о том, что наши постоянно повторяющиеся реплики вроде « каждый раз, как ты входишь в дом, в нем начинает твориться ужасный беспорядок» или « ты такой упрямый» может заставить ребенка испытывать чувство вины за то, что он такой «проблемный». В результате он может замкнуться в себе и перестать выражать свои чувства.

Как вы реагируете на все необоснованные «хочу» своего ребенка? Дети не понимают, почему они не могут получить всего, что хотят, они также не вникают в то, что за все нужно платить. Но когда ребенок настаивает на том, чтобы купить какую-либо игрушку в магазине или приносит домой что-то без разрешения родителей, большинство родителей критикуют малыша, называя его жадным, или подозревают в воровстве, что еще хуже. Ребенок начинает сомневаться в своих собственных намерениях и чувствует себя очень виноватыми. Если вы несправедливо стыдите ребенка за что-то, он может почувствовать себя причиной всех ваших несчастий. Не взваливайте на вашего малыша бремя ответственности за то, что происходит в вашей семье.

Как вы реагируете на неудачи и промахи малыша? Когда родители выражают свое разочарование ребенку или говорят, что им стыдно за него, например, если сын не выиграл в соревнованиях или дочь не стала лучшей в конкурсе рисунков, это наносит огромный удар по его вере в себя. Ребенок начинает думать, что он недостаточно хорош. И вся его жизнь теперь сопровождается мыслями «все хорошие, а я - нет».

Как вы пытаетесь объяснить ему ошибки? Воспитывая малыша, родители часто применяют мягкую форму эмоционального шантажа, типа «мы так тебя любим, все для тебя делаем, а ты так плохо себя ведешь и не слушаешься нас». Это развивает в ребенке чувство вины за то, что он «никчемный». Он может чувствовать, что не заслуживает таких хороших родителей. Но ведь любой маленький человечек заслуживает хороших родителей, и в ваших руках стать таким для своего малыша.

Помните, что ребенок, отягощенный чувством вины, никогда не сможет добиться каких-либо высот в жизни. Поэтому указывайте на ошибки ребенка так, чтобы он мог самосовершенствоваться, а не испытывать вину за них.

Похожие статьи:

Адаптация ребенка в условиях детского сада (8267 Просмотров)

Дошколята > Детский садик

В этой статье мы коснемся процесса адаптации ребёнка к детскому саду. Согласно социологической энциклопедии слово "адаптация" (от латинского слова adaptare – приспособление), означает процесс, в ходе которого личность...

Особенности развития ребенка от года до трех лет (9236 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

В семье появился малыш. Радость какая!!! Теперь появятся новые заботы, хлопоты не только по правильному уходу за ребенком, но и по его обучению всему, что может пригодиться в жизни. Раннее детство от года до трех лет...



Рассказать друзьям