Урок для детей эмоции. Конспект занятия "мир эмоций"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Готовые конспекты и подробные отчёты о проведении тематических занятий и НОД по ознакомлению детей с различными эмоциями и их значением в жизни людей. Положительные примеры игр и упражнений на эмоционально-личностное развитие. Полезные советы по наглядному рассматриванию ситуаций, связанных с выражением различных человеческих чувств. Занятия, которые не только научат детей ориентироваться в эмоциональных состояниях, но и помогут поддержанию благоприятного эмоционального климата внутри детского коллектива.

Учим детей чувствовать себя и друг друга в эмоциональной сфере.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1703 .
Все разделы | Эмоции. Конспекты занятий, НОД на тему настроения, чувств, эмоций

Конспект НОД «Органы чувств - пять помощников человека» Тема НОД Органы чувств – пять помощников человека. Цель Формирование представлений об органах чувств человека и их значение в познании окружающего мира. Задачи Совершенствовать знания детей об органах чувств . Дать представление о значении каждого органа для жизнедеятельности...

Психологическое занятие с элементами тренинга «Детский мир эмоций» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Успенская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики Психологическое занятие с элементами тренинга «Детский мир эмоций » подготовила практический психолог Брыжак Ю.В. Успенка, 2019г. Конспект занятия «Детский мир...

Эмоции. Конспекты занятий, НОД на тему настроения, чувств, эмоций - Занятие по изодеятельности «Путешествие в страну настроений»

Публикация «Занятие по изодеятельности «Путешествие в страну...» Тема: «Путешествие в страну настроений» Задачи: Воспитывать умение находить способы преодоления плохого настроения, чувство эмпатии (сопереживания, умение слушать друг друга. Развивать фантазию и творческое воображение. Продолжить знакомство с эмоциональной характеристикой...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Утро сегодня выдалось пасмурным и серым. И чтобы не грустить клоун Ах отправился навестить своих друзей ежика и белочку. Здравствуй ежик, давно мы с тобой не виделись. Давай поиграем с тобой в прятки. "Не могу", - ответил своему другу еж. "Я заготавливаю яблоки на зиму"....

Мы с ребятами решили выяснить, что такое Доброта? И отправились для этого в чудесную страну "Эмоций". В стране "Эмоций" мы встретили веселого клоуна Ах. Он рассказал, что зовут его так потому, что он всему удивляется:"Ах, какое небо голубое! Ах, какой быстрый у меня конь!" Ах...

Конспект занятия с элементами ТРИЗ «Мир эмоций» для старшей и подготовительной групп Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Кораблик» Конспект Тема: «Мир эмоций» Педагог - психолог: Вокуева В.И. п. Березово 2019 г Образовательная область: Познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно образовательный Возрастная...

Эмоции. Конспекты занятий, НОД на тему настроения, чувств, эмоций - Конспект музыкального занятия «Путешествие в Страну весёлого настроения»

Конспект музыкального занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Путешествие в Страну весёлого настроения» Цель: Формировать представление о благотворном влиянии различных видов музыкальной деятельности на настроение человека, на его...


Это открытое занятие проводилось в феврале 2018 года на день Открытых дверей в Реабилитационном Центре "Детство" участники - 6 детей с особенностями развития в возрасте 5-6 лет Цель данного занятие: познакомить детей с базовыми эмоциями. Ход занятия: 1. Каждому ребёнку...

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
  • Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
  • Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
  • Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
  • формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
  • формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
  • упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Состав группы:

Возраст участников: 5 – 6 лет.
Кол-во детей в группе: 6-8 человек
Продолжительность занятия: 30 минут.

Материал для занятия:

  • «Волшебный клубочек»;
  • Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
  • Магнитная доска; Человечки-эмоции;
  • Бумага для рисования, карандаши;
  • Детские стулья по числу детей;
  • Зеркало;
  • Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;

Использованные технологии занятия:

  • Сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;
  • Элементы здоровьесберегающей технологии
  • Игры с песком.
  • Психогимнастика.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
– Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.
Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)

– Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
– Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит…

(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)

1 остановка. «Поляна Радости » (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость - это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».
«Радость - это когда у всех праздник».
«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость - это когда нет войны».
«Радость - это когда все здоровы».
«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

– А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).

Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.

-Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Дети мысленно передают друг другу радость.

2 остановка. « Остров Грусти»

Что такое грусть?
-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица… Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

3 остановка. « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)
Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
-Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

– А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

4 остановка. «Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
-Как вы догадались?
-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.
Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).
-Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.

Коррекционно-развивающее занятие по профилактике агрессивного состояния детей старшего дошкольного возраста

Карелина Александра Николаевна Педагог-психолог МБДОУ дс «Рябинушка» , Республика Хакасия, с. Таштып

Злой агрессивный ребенок, драчун и забияка не только большое родительское огорчение, угроза детского коллектива, но и несчастное «существо» , которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. К сожалению, число агрессивных детей растет с каждым годом. Детская агрессивность –признак внутреннего эмоционального не благополучия, Негативных переживаний, один из способов психологической защиты.

Предлога вашему вниманию занятие из цикла «Занятие на снижение детской агрессии у детей старшего дошкольного возраста» .

Цель: Коррекция у детей старшего дошкольного возраста агрессивного состояния.

Задачи:

  1. Помочь преодолеть негативное восприятие;
  2. Научить управлять своим гневом;
  3. Воспитывать у детей позитивное отношение к себе, формировать позитивное отношение к себе, формировать положительную самооценку

Упражнение 1. Приветствие «Ласковое имя» .

Психолог предлагает поприветствовать друг друга по кругу ласковыми именами: «Здравствуй Сашенька…»

Я хотела пригласить вас сегодня в увлекательное очень волшебное путешествие. Для этого нужно будет пройти по дорожке.

Упражнение 2. «Король Боровик не в духе»

Цель: отработать отрицательные эмоции, выражения гнева, способствовать снятию агрессии. Психолог читает стихотворение В. Приходько, а дети выполняют движения согласно тексту:

Шел король Боровик, Через лес напрямик, он грозил кулаком и стучал каблуком. Был король Боровик не в духе - короля покусали мухи.

Эй, король Боровик!
Ты ж хороший старик,
Никого не обижай-
Свои чувства выражай!

Боровик (топает ногами) :

* Ох, я злюсь, ох, я злюсь
Очень сильно я сержусь!
* Глубоко подыши (вдох-выдох)
Улыбнись от души! (улыбаются)

Упражнение 3. «Тренируем эмоции»

Цель: развивать умение чувствовать настроение окружающих и сопереживать им.

Педагог предлагает детям:

  • нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек
  • позлиться, как злая волшебница; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч
  • испугаться, как заяц, увидевший волка
  • улыбнуться, как кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру, которая называется «Два барана»

Упражнение 4. «Два барана»

По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.

Что вы сейчас делали? Что вы чувствовали когда победили? (проиграли) .

Ребята, а сейчас я вам предлагаю потанцевать, внимательно слушайте музыку и старайтесь двигаться под ритм мелодии.

Упражнение 5. «Танец чувств»

Цель: использовать выразительные движения в воспитании эмоций и высших чувств.

В качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.

Под разную музыка по заданию педагога дети танцуют «радость» , «страх» , «горе» , «веселье» , «удивление» , «каприз» , «счастье» , «жалость» .

Ребята, а хотите поиграть еще в одну очень забавную игру? Но что бы прийти к игре нам нужно пройти через «волшебный круг»

Упражнение 6. «Волшебный круг – злая кошка»

Цель: способствует профилактике нежелательных эмоциональных нарушений, снятию напряжения, снижая потребность в агрессии.

В центре зала кладётся обруч – «это волшебный круг» , где будут происходить «волшебные превращения» . Один ребёнок входит в круг и по сигналу превращается в злую кошку – мяукает, царапается, не выходя из круга. Затем ребёнок становится «доброй кошкой» .

Упражнение 7. «Снежный бой»

Сминают шарики из газеты и устраивают бой «Снежками»

А теперь я предлагаю отправиться в мир фантазий, отдохнуть. Для этого нужно лечь на спину, закрыть глаза и внимательно слушать мой голос.

Звучит релаксационная музыка.

Глазки закрываются,
Отдых начинается…
Чтоб расслабиться сегодня,
Дышим мы легко, свободно.

Вдох и тихий-тихий выдох –
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох –
Тело словно в облаках.

Наши ручки так устали,
Нам лепили, рисовали,
Пусть немножко отдохнут
И почувствуют уют…

Наши ножки так устали,
Целый день они скакали,
Пусть немного отдохнут
И почувствуют уют…

Вдох и тихий-тихий выдох –
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох –
Тело словно в облаках…

Так приятно расслабляться,
Но пора всем просыпаться.
Хорошенько потянитесь!
И себе вы улыбнитесь!

Пошевелите руками, ногами, откройте глаза и медленно встаньте (Все выполняют) А теперь расскажите мне каждый, что вы видели, когда витали в облаках? (Каждый рассказывает о своих ощущениях) .

Рефлексия: Какое у вас настроение, какое задание показалось самым трудным, что понравилось на занятии больше всего.

Упражнение 8. «Настроение»

А теперь давайте подойдем к нашему волшебному столу и нарисуем наше настроение. Каждый нарисует что-то из своего настроения, что бы получилось одно большое настроение. (Рисуют)

Нам пора возвращаться, проходим по нашей тропинке наступая на каждый элемент несколько раз.

Прощание. Психолог предлагает попрощаться детям и сказать хорошие слова друг другу по кругу. «Спасибо за хорошую работу!» .

Цель - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Форма проведения - групповое занятие, 6-8 человек.

Материалы : магнитофон; аудиозаписи В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга», звуки природы, музыка для релаксации; коробочка, картинки с изображением эмоций; карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, тактильные дорожки.

Ход занятия.

I . Вступление.

1.Приветствие «Радостная песенка».

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа и спою песенку про то, как я рада его видеть - «Я очень рада, что (имя) в группе есть», а теперь все вместе «Мы рады, что (имя) в группе есть»

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче.

2.Игра «Разноцветное настроение».

Цель - отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:

  • красный - бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
  • желтый - веселое настроение - хочется радоваться всему;
  • зеленый - общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
  • синий - спокойное настроение - хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно;
  • малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
  • серый - скучное настроение - не знаю чем заняться;
  • коричневый - сердитое настроение - я злюсь, я обижен;
  • черный - грустное настроение - мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу, и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

II. Основная часть.

3.Этюд «Танец радости».

Звучит аудиозапись музыки В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга»

Все становимся в круг, беремся за руки, теперь скачем, как радостные воробушки в солнечную погоду (дети танцуют 1-2мин) Теперь подставляем бока солнышку, как радостные котята (дети танцуют 1-2мин) У вас хорошо получается! А теперь прыгаем как радостные ребята на солнечной прогулке (дети танцуют 1-2мин) Хорошо! Настроение поднимается, ребята? Дети отвечают.

4.Игра «Коробочка эмоций»

Цель - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции радости, правильно их выражать, полноценно переживать.

Ребята, посмотрите, вот «Коробочка эмоций» предлагаю с ней поиграть. Внутри набор карточек, на которых изображены различные эмоции. Каждый берет себе одну карточку, не показывая ее остальным. После этого все по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Остальные зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.

Обсуждение: Какие эмоции легче показывать? А какие сложнее? Почему?

Ответы детей.

5.Упражнение «Музыка и эмоции»

Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством музыки, и развитию образного мышления.

Сейчас мы будем слушать музыкальные отрывки, а затем описывать настроение музыки.

Обсуждение: Какое настроение у каждой музыки было? Какие чувства вызывает? (веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная)

Дети прослушивают музыку и отвечают.

6. Упражнение «Волшебные дорожки»

Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством ощущений, прикосновений (мягкий, колючий, жесткий и т.д.)

Сейчас мы пойдем по волшебным дорожкам. Как думаете, почему дорожки волшебные?

Ответы детей

(Дорожки волшебные, потому что они разные - есть мягкие, приятные, а есть колючие, жесткие, шуршащие)

Какие чувства, ощущения вызывает у вас каждая дорожка? Какие прикосновения бывают у нас в жизни? Ответы детей.

III. Заключение.

7.Упражнение на релаксацию.

Цель - обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте по удобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, подумайте о приятном.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

Цель: развивать социальные эмоции.

Задачи:

— развивать способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

— формировать позитивное отношение ребенка к своему «я»;

— преодолевать психологический барьер застенчивости, снимать эмоциональное напряжение;

— обучать приемам саморегуляции;

— развивать креативное мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук.

Материалы: плакат с изображением двух мешков — темного и цветного; Весельчак-гном (игрушка); таблички, на которых написаны различные качества людей; цветной клубочек шерстяных ниток; колокольчик, схематичные маски-лица (пиктограммы), аудиокассета.

Вводная часть

Дети приходят в игровую комнату к психологу, идут к домику, каждый открывает свое окошко.

Педагог . Дети, давайте выполним упражнение «Связующая нить».

Дети сидят в кругу. Они должны по кругу передать друг другу клубок ниток так, чтобы тот постепенно разматывался, и все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передавая клубок, ребята желают друг другу здоровья и радости. Начинает взрослый. Когда клубочек вернется к ведущему, дети натягивают нить, образуя круг. Затем они закрывают глаза, представляя, что составляют одно целое, что каждый важен и значим в этом целом.

Основная часть

Педагог. Посмотрите, пожалуйста, на лицо этого человека (пиктограмма «Радость»). Как вы думаете, этот человек грустный, сердитый?

Дети . Нет.

Педагог. Да, этот человек радостный. Когда человек бывает радостным?

Дети . Когда ему весело.

Педагог. Изобразите радость на своем лице.

Дети выполняют.

А теперь выполним этюд «Встреча с другом». У мальчика был друг. Но вот однажды им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, продолжал ходить в детский сад, а его друг уехал с родителями в другой город. Прошел месяц. Однажды утром, когда дети уже садились завтракать, открылась дверь, и в группу вошел его товарищ. Они очень обрадовались друг другу.

Ролевое проигрывание ситуаций.

Упражнение выполняется в парах; оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств общения, на развитие эмпатии, способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.

♦ Ты участвовал в соревновании, бежал на скорость и был первым, а твой друг — последним. Что ты будешь делать, что скажешь?

♦ Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, ты дал ему, а он вернул ее уже сломанную.

♦ Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь, почему?

♦ Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтобы тебя приняли. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?

Педагог читает стихотворение «Дружу с мальчишкой». Вариант: «Настоящий друг» (из мультфильма «Димка и Тимка»).

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий, верный друг.

Мы поссоримся и помиримся.

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь —

Вот что значит настоящий, верный друг!

Выполняется упражнение «Копилка трудностей». Психолог предлагает детям собрать «копилку трудностей» мальчика или девочки, которые ходят в детский сад. Например: «Мне трудно засыпать в тихий час», «Мне трудно сидеть тихо на занятиях», «Мне трудно заниматься на компьютере» и т.п. Дети выполняют.

А теперь игровое упражнение «Смешинка». К нам пришел гномик Весельчак. Он хочет нас развеселить, но мы постараемся оставаться серьезными. Кто рассмеется, тот будет играть роль Весельчака.

Дети выполняют.

Выполним упражнение «Похвалилки» (в кругу с мячом).

Ребенок бросает мяч другому и говорит о нем что-нибудь хорошее (личностные качества, умения, хорошее поведение, внешность и т.п.). Тот отвечает: «Да, это так, я... (ловкий), а еще я... (и называет еще одну похвалу в свой адрес)».

Молодцы! Вы отлично со всем справились. Не устали?

Дети. Нет!

Педагог. Тогда выполним упражнение «Два мешочка».

Педагог подготавливает два мешочка, например, серый и желтый. Затем берет по одной табличке, на которых написаны различные качества людей, зачитывает их и складывает в соответствующие мешочки (вариант: дети читают сами). Таким способом следует определить, какое качество в какой мешочек положить. (Доброта — добрый, злость — злой, сердитый и т.п.).

В темном мешочке качества, мешающие нам жить мирно и счастливо, в светлом соответственно — те, что помогают, радуют.

Дети выполняют.

Заключительная часть

Выполняется игровое упражнение «Сверточек» на развитие групповых и межличностных отношений, сплоченности группы; развитие мелкой моторики руки.

Педагог . А на прощание я приготовила вам сюрприз. (Психолог достает огромный сверток, сделанный из нескольких слоев бумаги (можно газетной), причем каждый слой закреплен скотчем, но только в одном-двух местах, чтобы чуть-чуть фиксировать бумагу. Внутри этого свертка сюрприз — мелкие предметы: маленькие картинки, разноцветные бусинки, фишки, воздушные шарики или бумажные цветы.) Этот маленький подарок за ваше старание, инициативу, активность на занятиях и проявление уверенности.

Увесистый сверточек дети должны по очереди развертывать: снимать один за другим слои бумаги. Делают это они под тихую музыку. Когда музыка обрывается, сверточек следует передавать другому игроку. С каждым разом время пребывания сверточка у одного ребенка сокращается — музыка прерывается все чаще, надо спешить и соблюдать правило. Наконец, сверточек развернут, подарки розданы.



Рассказать друзьям