Урок по окружающему миру "Осень. Что нам осень подарила?"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Что нам осень подарила?» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Цель : закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет. Активизировать познавательную деятельность , поддерживать стойкий интерес к наблюдениям. Побуждать принимать активное участие в сборе урожая. Формировать обобщенные представления об овощах (овощи – это сочные части травянистых растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу); Уточнить представление о многообразии овощей.

Наблюдение : Воспитатель спрашивает у детей. - Какое сейчас время года? Предлагает детям посмотреть вокруг и сказать , что нам подарила осень . (Красивые желтые и красные листья, полезные овощи и фрукты, ягоды, грибы).

Приметы : если береза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя; когда лист с березы и дуба опал чисто – будет для людей легкий год; много рябины – к дождливой осени и сильным морозам зимой; мало рябины – к сухой осени .

Поговорки и пословицы : в сентябре прохладно – да стыдно; в сентябре и лист на дереве не держится; холоден батюшка сентябрь – да кормить горазд; сентябрь без плодов не бывает.

Художественное слово

В огороде много гряд :

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

А. Прокофьев

Затем спрашивает, а зачем нам нужны овощи и фрукты? (Полезные, вкусные, их заготавливают на зиму) . А как люди заготавливают овощи и фрукты? (солят, варят варенье, складывают в подвал) .

Пойдемте на огород и посмотрим, какие овощи созрели и их можно сорвать. Воспитатель и дети идут на огород. Там внимательно рассматривают созревшие дары осени , обсуждают их величину и цвет. Вспоминают их запах и вкус. Затем отгадывают загадки.

Загадки

Желтый, а внутри он бел,

Даст пучок зеленых стрел.

Лишь порежь его - тотчас

Слезы выступят из глаз. (Лук)

Бела, рассыпчата, вкусна

И на столе всегда она. (Картошка)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков. (горох) .

Желтая курица

Под тыном дуется. (Тыква)

Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек

И все без застежек. (Капуста)

Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь,

Желта как мед,

А вкус не тот. (Репа)

Летом в огороде –

Свежие, зеленые,

А зимой в бочке –

Крепкие, соленые. (Огурец)

Дети и воспитатель собирают овощи в корзину и идут к театральному центру на своей площадке. Там их ждет забавное театральное представление.

«Театр из овощей»

Овощи после некоторой обработки превращаются в забавные игрушки – персонажи настольного кукольного театра. Дети смотрят отрывок из сказки «Чипполино» .

А теперь поиграем!

Дидактическая игра. «Что сажают в огороде?» .

Цель : учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Подвижная игра «Поймай грибок» .

Цель - упражнять в беге врассыпную с, развивать навыки пространственной ориентации.

Подвижная игра «Как зайцы за ягодами ходили» .

Цель : учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Индивидуальная работа

«Капитошка» .

Представь, что ты Капитошка и тебе надо назад на тучку.

И. п. Руки на поясе, ноги вместе. Оттолкнись двумя ногами от земли, допрыгни до тучки.

(Кирилл Л., Катя К., Кристина К., Ксюша К.)

«Поймай листок» .

Цель - развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.

Ход игры. Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху. (Саша С., Лиза К., София Х., Влада К.)

Трудовая деятельность.

Сбор ранних семян в цветнике; заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария) .

Цели : - учить аккуратно, собирать семена в бумажные пакеты;

Воспитывать настойчивость, экологическую культуру.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Рефлексия

Какие овощи растут на нашем огороде?

Какую работу вы выполняли вместе с воспитателем на огороде?

Что делают взрослые на огороде?


Анжелика Исаева
Конспект занятия «Что нам осень подарила?»

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов; игры с муляжами, дидактические игры «Домино» (овощи, фрукты) . Рисование осенних даров природы . Рассматривание деревьев, растущих в лесу. Чтение русских народных сказок «Репка» , «Пых» .

Цель : обобщать знания детей об осени .

Задачи :

Учить дошкольников различать изменения в погодных явлениях осенью ;

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей, фруктов, грибов;

Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, к природе;

Развивать умственную и речевую активность, предлагая описать плоды, дары осен ;

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

Развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другие, выполнять движения в соответствии с текстом;

Развивать чувство коллективизма;

Формировать умение наклеивать готовые формы овощей и грибов

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.

Оборудование и материалы : маски овощей, презентация «Что нам осень подарила » , ватманы, вырезанные овощи и грибы, клейстер, тряпочки, кисти.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку, встают полукругом.

Воспитатель : «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы с вами собрались, чтобы попрощаться с нашей красавицей осенью . Уже совсем скоро наступит зима, а сейчас у нас поздняя осень . Ребята, давайте мы споем песню про осень ».

2. Основная часть

Песня «Тише, тише, тишина, - осень в гости к нам пришла»

Воспитатель : «А сейчас Арина и Маша расскажут нам стихи про осень » .

Дети читают стихи.

Воспитатель : «Молодцы, ребята! Аплодисменты!» все хлопают.

Дорогие гости, а сейчас мы станцуем для вас танец!

Хороводная игра «На носок»

Воспитатель : «Молодцы, ребята! Давайте, похлопаем! А сейчас, садимся на стульчики. (Дети садятся) Я предлагаю вам посмотреть фильм про осенние дары .

Презентация «Осенние дары »

Воспитатель : «Посмотрите, какое красивое время года! Осень «раскрашивает» деревья в разноцветные, яркие краски (красные, желтые, оранжевые) . Но осень не только радует нас своей красотой, - она дарит нам подарки ! Приносит плоды : в огородах на грядках вырастают овощи (лук, морковь, свекла, репа, помидоры, огурцы, тыква) В садах созревают фрукты (яблоки, груши, апельсины, лимоны) В лесах – грибы (подосиновики, подберёзовики, белые, маслята, опята, лисички!

Ребята, а давайте отгадаем загадки?

Красивая шляпка всё время на мне,

а ножка с корнями зарыта в земле?

(Гриб)

Дети дают ответ.

Воспитатель : Молодцы! А какие грибы вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель : А что мы ещё можем увидеть и найти в лесу?

Загадать вам загадки?

Дети : Да!

Воспитатель :

Мы на ёлочках сидим,

Свысока на всех глядим.

А приходит срок,

мы с ёлки прыг – скок

(Шишка)

Воспитатель : А кто из ребят сможет отгадать вот такую загадку?

На дубах созрею я

Кругла шапочка моя,

Как зовут меня друзья?

(Жёлудь)

Молодцы, ребята! Всё отгадали!

Мы собираем осенью урожай и делаем заготовки на зиму (варим варенье из фруктов, компот, делаем соленья из овощей и грибов, даже сушим фрукты и грибы) Ребята, а что же дарит нам осень ? (ответы детей : овощи, фрукты, грибы)

Воспитатель : Ребята, давайте теперь встанем в круг и поиграем в хороводную игру «Овощи» !

Хоровод «Овощи»

Воспитатель : Молодцы, ребята! А сейчас я приглашаю вас к столикам и мы «соберем овощи и грибы в корзинки»

3. Аппликация с художественным руководителем.

Рассматриваем и показываем работы зрителям. Хлопаем. Прощаемся с гостями. Выход детей из зала под музыку.

Публикации по теме:

ФРУКТЫЦель:развитие связной речи детей дошкольного возраста. Задачи: 1. закреплять и расширять знания и представления детей о фруктах;.

ОВОЩИЦель: развитие связной речи. Задачи: 1. расширять знания и представления детей об овощах, познакомить с новыми понятиями; 2. активизировать.

Фотоотчет «Что нам осень подарила» Вот и наступила осень. Осень замечательная пора года. О ней написано много замечательных стихов: Утром.

Осень - самое золотое время года. Она дарит нам много красивых природных материалов: листья, овощи, фрукты, ягоды, цветы. Самое лучшее время.

Наступило самое красивое время года - осень. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом. Осень –.

Медведева Галина Викторовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "Солнышко"
Населённый пункт: Город Лангепас, Тюменская область, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Проект
Тема: "Что нам осень подарила"
Дата публикации: 14.03.2018
Раздел: дошкольное образование

ЛГ МАДОУ «ДСКВ№9 «СОЛНЫШКО

ПРОЕКТ «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА?»

Разработала:

Воспитатель: Медведева Г.В.

г.Лангепас 2017

Пояснительная записка

Актуальность темы:

Все дети любят есть фрукты и овощи, знают их названия, но в речи не наблюдалось обобщающих слов. В течение трёх недель были

запланированы мероприятия на закрепление и уточнение представлений детей о названиях овощей и фруктов, их форме, цвете,

размере, их вкусовых качествах, местах произрастания и пользы для здоровья. Было принято решение совместно с родителями

оформить в группе выставку поделок из овощей и фруктов «Дары Осени». муляжи фруктов для ознакомления.

Проект «Что нам осень подарила»

Место проведения: ЛГ МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»

Воспитатель:

Медведева Галина Викторовна.

Тема: «Что нам осень подарила »

Группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР №3 «Ромашка»

Характеристика группы: в группе 8 детей

Проблема: у детей недостаточно знаний о деревьях, фруктах, овощах, грибах и ягодах, времени года «Осень», беден словарный

запас по теме.

Цель: создание условий для развития познавательно - речевых и творческих способностей детей в процессе совместной детско-

взрослой деятельности.

Формировать у детей целостную картину осенних изменений, их значения для человека. Актуализация словаря детей по теме

«Осень, приметы осени деревья, грибы, ягоды, овощи и фрукты»

Задачи:

обогатить представление об овощах, фруктах, время года осень, деревьях, грибах, ягодах;

обогатить словарь за счет обозначения качеств фруктов и овощей (вкус, цвет, величина и т. д.);

развивать связную речь через составление описательных загадок об овощах и фруктах;

развивать творческие способности детей.

Закреплять знания о сезонных (осенних) изменениях в природе; дать представления о пользе природных витаминов;

формировать представления об объектах осеннего леса.

Формирование связной речи детей - диалогической (при пересказе сказок) и монологической (при составлении описательных

рассказов по картинкам и при составлении рассказов по серии сюжетных картинок);

Воспитывать умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.

Паспорт проекта.

Вид проекта: краткосрочный, познавательно –исследовательский, игровой, групповой.

Участники: дети среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Срок реализации: 1- неделя.

Ожидаемый результат:

для детей:

знают и называют овощи и фрукты, грибы, ягоды, деревья, время года Осень;

владеют обобщающими понятиями;

определяют на ощупь, узнают по описанию фрукты и овощи; грибы, ягоды,

составляют короткие описательные рассказы об овощах и фруктах с использованием опорной схемы;

знают, где растут овощи и фрукты, грибы, ягоды и что можно приготовить из них.

для родителей:

установление партнерских отношений родителей и педагогов, родителей и детей в организации совместной деятельности по

реализации проекта;

умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал;

совместное изготовление с детьми «книжки – малышки»

для педагога:

коррекция и развития отклонений в познавательно речевом развитии у детей с ЗПР,

повышение уровня педагогической компетентности,

повышение качества работы с детьми и родителями;

пополнение развивающей среды в группе.

Продукт проектной деятельности: книжки- малышки, выставка рисунков и поделок «Подарки осени»; отчет по теме: « Что нам

осень подарила»

Итоговое мероприятие - изготовление книги «Что нам осень подарила». Мероприятие-праздник «День осени».

Мероприятия творческого осеннего проекта

подбор иллюстраций, художественной литературы;

рассматривание и изучение энциклопедий; «Что нам осень подприла»;

подбор дидактических игр: «Узнай по описанию», «Угадай на ощупь», «4-й лишний», «Вершки-корешки», «Во саду ли, в

огороде»;

беседа «Где живут витаминки»;

совместная познавательная, коммуникативная, игровая, художественно-творческая деятельность, чтение;

Ознакомление с темой

составление плана сообщения;

оформление итоговой работы

3. Итоговый этап: Презентация книжек малышек, утренник «Праздник Осени»

План – схема по проекту «Что нам осень подарила»

Ответственные

Чтение и беседы,

рассматривание

Заучивание, игры

Развитие речи

Прогулки,

наблюдения

Лепка/

Аппликация

Рисование,

презентации

Воспитатель:

Медведева Г.В

Беседа о времени

года Осень:

обсуждение

признаков осени,

установление

последовательнос

Заучивание стихов,

потешек об осени.

Игра «Назови

фрукт на звук А».

Д/и « Съедобное

несъедобное».

1. Придумывание

слов-действий, слов-

признаков об осени.

2. Составление

предложений и

объединение их в

ти смены времен

Рассматривание

сюжетных и

предметных

картинок по

темам: «Деревья»,

«Фрукты» -

обсуждения о

признаках,

свойствах.

Дидактические

игры: «Один-много»,

«Назови ласково»,

«Четвертый

лишний», «Чего не

бывает на грядке?»,

«Закончи

предложение»,

«Найди такой же»,

«Что пропало»,

«Какого цвета?»,

«Приметы осени».

4. Звуковой анализ и

синтез слов – Д/И

«Назови слово на

заданный звук».

5. Разучивание

пальчиковой

гимнастики,

подвижных игр с

проговариванием:

«Осенние листья»,

«Ветер дует нам в

лицо…», «Капуста»,

«Компот»,

упражнение

«Грибок», «Ягоды»,

«Урожай», «У

Лариски …».

6.Разучивание

стихотворения:

«Здравствуй

рассказ (из 3-4

предложений) о

времени года осень.

3. Закрепление в

речи детей названия

ягод, овощей,

фруктов, названий

деревьев, грибов.

4. Подбор глаголов

по темам.

5.Образование

относительных

прилагательных от

названий деревьев,

ягод, фруктов,

5. Употребление в

грамматических

ед. и мн.числа, сущ-

уменьшительно-

ласкательным

значением,

согласование сущ-ых

с местоимениями

Воспитатель:

Медведева Г.В

Беседа: «Приметы

«Дары осени»

Рассматривание

иллюстраций

листьев и

Заучивание

стихотворных

текстов по теме

Загадки:

«Фрукты» «Грибы»

Тема «Начало

Тема «Деревья и

кустарники»

Тема «Овощи»

Тема «Овощи

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Экскурсия по

территории

различие их по

величине форме

«Деревья»

Дидактические

игры:

Д/и «Повтори, найди

картинку и поставь

на доску»

Д/и «Какое время

Составление

рассказа описания по

опорным картинкам.

Д/и «Отгадай по

описанию»

Д/и «Какое дерево я

загадала?»

Н/п игра: «С какого

дерева этот листок»

Д/и «Четвертый

Заучивание

пальчиковой

гимнастики

«Осенние е листья»

«Огород»

«Мы капусту солим»

«Варим, варим мы

Д/и «Угадай на

Д/и«Вершки-

корешки»

Инсценировка

сказки «Репка»

Д/и «Большой –

маленький»

Д/и «Сложи овощ»

Д/и «Чем похожи и

чем отличаются

детского сада.

Наблюдение за

деревьями на

территории

детского сада:

«Береза, осина,

Наблюдение за

Наблюдение за

первым снегом

овощи и фрукты»

Д/и «Сравни овощи

и фрукты»

Воспитатель:

Медведева Г.В.

Беседа об

изменениях в

Чтение стихов об

Загадывание

Чтение русской

народной сказки

Знакомство с

пословицами,

поговорками;

Беседа«Об осени»

Н. Сладков. Осень

на пороге.

Работа с серией

картинок про

Рассматривание

предметных

картинок по теме:

осень, овощи,

фрукты, грибы,

ягоды, деревья.

Заучивание текста

к игре «У медведя

во бору»Чтение,

Я. Аким. Яблоко,

Сказка «Гуси-

лебеди» Чтение

книжек-малышек

по теме «Дары

Заучивание

пальчиковой

гимнастики

«Осенние листья»

«Вышли пальчики

«Мы капусту солим»

«Варим компот»

Н/ п игра «» Сбор

грибов и ягод»

Дидактические игры

«Какое время года»

«Съедобные и

несъедобные грибы»

Н/п игра: «приметы

Н/п игра: «осень»

Н/п игра: «кто

быстрее соберет»

Н/п игра: «сбор

грибов и ягод»

Н/п игра: «назови

Н/п игра: «во саду ли

в огороде»

“Подвижная игра:

«У медведя во бору»

Обогащение и

активизация словаря

в рамках темы:

загадывание загадок

о фруктах и овощах,

составление загадок

описательного

характера (опираясь

на таблицы – схемы);

составление по

плану описательного

рассказа по теме;

придумывание

предложений с

предложенными

Наблюдение за

Лепка

«Белая береза»

корзинке»

«Яблоко с

листочками»

Рисование

«Осенний лес»

«Последниецве

«Гриб» «Гриб

деревом»«Укра

сь платочек

гроздьями

«Рисуем огурец

и помидор»

огородеяблочко

»«Фрукты на

«Корзинка с

овощами»

Аппликация

«Рябинка для

«Консервируем

Конструирован

ие из бумаги:

морковка»

« Дары осени»

«Осенний лес»

"Гриб под

деревом»

«Огурец и

помидор»

«Яблочко»

«Корзина с

овощами»

«Осенний лес»

«Последние

Наблюдение

Игровое упр.

«Что в лесу»

Отгадывание

Рассматривание

иллюстраций

Физкультминутк

Родители

Повторение дома

пословиц,

поговорок и

народных примет

по заданию

логопеда,

дефектолога и

воспитателей;

Подборка

литературы по

Заучиваниестихов

загадок и

пальчиковой

гимнастики с детьми

по заданию

дефектолога и

воспитателя.

Подбор игр по теме

Беседа с детьми о

фруктах и овощах,

грибах, ягодах.

Наблюдение за

сезонными

имениями в

деревьями.

материала для

отчета «Что нам

осень подарила»

Дети группы №9

Пересказ

сказки “Репка”.

Отвечают на

вопросы по

картинкам

Участие в играх;

Разучивание

подвижных игр с

проговариванием и

пальчиковых

упражнений

Расширяется и

закрепляется

словарный запас,

формируется

грамматическая

сторона речи и

связная речь через

проговаривание,

составление

предложений, ответы

на вопросы.

Наблюдение за

изменениями

погоды вовремя

прогулки.

Рисование

Конструирован

ие из бумаги

Участие в

мероприятиях

Совместная

родителями

Подбор материала для отчета: «Что нам осень подарила».

Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать.

Листья березы, Листья рябины,

Листики тополя, Листья осины,

Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем

«Овощи»

Мы капусту рубим - рубим,

Мыкапусту солим - солим,

Мы морковку трем - трем,

Мы капусту жмем - жмем.

«Фрукты»

Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот

Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок, Слив положим, сахарок. Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ

«Грибы»

Мы идем дорожками. Мы идём тропинками, Мы идём с лукошками, мы идём с корзинками.

Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы И пенёк с опёнками под рябиной тонкою.

Крепкий подберёзовик вырос под берёзою. Красный подосиновик вырос под осиною.

1.Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.Нам ответят: «Это...» (осень)

2. Опустели наши грядки, огород и сад в порядке

Ты, земля, еще рожай. Мы собрали... (урожай)

3. Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -Это просто... (листопад)

4. Стало ночью холодать, стали лужи замерзать.

А на травке - бархат синий. Это что такое? (Иней)

5. Ветер тучу позовет, туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ, моросит холодный... (дождь)

6. Стало хмуро за окном, дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи, появились всюду... (лужи)

7.В сером небе низко. Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт. Будет дождь. Мы взяли... (зонт)

8. Ветки в парке шелестят, сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

9. Льется он косой стеной И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной. А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит. Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)

Урок на тему
« ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА »

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с понятием культурные растения , уточнения понятий плод, овощи, фрукты, ягоды , их значение для человека; способствовать развитию речи, воображения, творческих способностей; воспитывать уважение к труду на земле.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся определять понятия культурные растения, плоды, овощи, фрукты, ягоды , их значение для человека, классифицировать овощи и фрукты.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя).

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма; выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что овощи и фрукты – кладовая витаминов; составлять описательный рассказ, знаково-символические – работать с таблицей.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.

Оборудование: таблички с изображением овощей, фруктов и т. д.; два блюда и муляжи овощей, фруктов, ягод; кружки разного цвета и нарисованные корзиночки для командной игры , рисунки детей, костюм осени, картинки с изображением леса, сада, огорода.

Ход урока

I. Повторение изученного материала.

Выставка рисунков «Сентябрь уж наступил…».

Рассмотрите внимательно рисунки, которые вы подготовили к уроку. Какие рисунки, по-вашему, наиболее удачны? Почему?

Учащиеся обмениваются впечатлениями, отмечают отличительные особенности наиболее интересных работ.

Какие признаки осени вы отразили в своих работах?

II . Встреча «Золотой осени»

Звучит музыка.

В класс входит девочка, одетая в костюм осени (желтое, украшенное осенними листьями платье. На голове веночек из листьев с гроздями рябины, в руках красивая, украшенная листьями и плодами корзина). В корзине муляжи овощей и фруктов. Дети сидят по кругу. Медленно проходя по классу, девочка-осень раздает муляжи детям, как бы угощая их и здороваясь.

Ученик читает стихотворение:

Осень – время сбора урожая.

Видишь, осень, как мы потрудились,

Как все лето в поле не ленились.

Здравствуй, здравствуй, осень золотая,

Соком сладких яблок налитая.

В огороде тоже все в порядке:

Много разных овощей на грядке.

Много спелой вишни и малины,

Много меда в домиках пчелиных

Всех ребят мы в гости приглашаем,

Чем богаты, тем и угощаем.

III. Изучение нового материала.

1. Работа с пословицами и поговорками. Уточнение понятия «плод».

Прочитайте пословицы и поговорки. (Запись на доске.)

    Осенью всякий плод краснеет.

    Осень что мамка: кисель да блины.

    Красна весна цветами, а осень – плодами.

Как вы их понимаете? Что такое плод? (Плод – это часть растения, в которой находятся семена.) Какие плоды вы знаете? Перечислите их.

2. Рассказ учителя.

В стародавние времена первые люди на Земле питались семенами диких растений. Эти семена иногда попадали в почву и вырастали рядом с жилищем первобытного человека. Заметив это, люди стали специально высаживать растения и ухаживать за ними. Так появились культурные растения .

Подумайте, о каких растениях идёт речь?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Одни из них сажают в поле, их называют полевыми культурами. (Пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха.)

Другие растут в саду – это садовые деревья и кустарники. (Яблоня, груша, слива, черешня, вишня.)

Третьи на огороде – это овощи. (Капуста, морковь, свёкла, картофель.)

3. Постановка учебной задачи.

Перед вами два блюда. Разложите в них данные объекты (муляжи фруктов, овощей, ягод). (У ребят не должно возникнуть проблем, кроме некоторой заминки, куда поместить ягоды.) Какие группы у вас получились? (Овощи, фрукты, ягоды.)

4. Работа с понятиями.

Перечислите, что вы отнесли к каждой группе.

Овощи – морковь, редис, свёкла, баклажан.

Фрукты – яблоко, груша.

Ягоды – клубника, смородина.

В какое блюдо вы положили ягоды? Почему сомневались? (Ягоды отличаются от остальных плодов.) Вы правы, ягоды действительно отличаются от овощей и фруктов. Что такое ягода? (Ягода – плод с сочной мякотью, у которого много семян.) Знаете ли вы, что арбуз – это тоже ягода? Самой же крупной ягодой является тыква.

Физкультминутка

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

III. Закрепление пройденного.

1. Игра «Собираем урожай» (работа с учебником, с. 18).

Давайте поиграем в командах: одна собирает растения огорода, а другая – растения сада. (За каждый правильный ответ команда получает кружок соответствующего цвета, который прикрепляется к импровизированной корзиночке.)

2. Работа с текстом учебника (Э. Шим «Кто как одет»,
с. 18–19).

Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он? (Предположения учащихся.)

Послушайте рассказ. (Читает учитель.)

3. Работа по календарю сбора ягод (учебник, с. 20).

Рассмотрите календарь сбора ягод. Какие ягоды здесь представлены? Назовите знакомые вам. Где вы их встречали? Когда же собирают каждую ягоду?

Работа по календарю проходит или на уроке (если осталось время), или можно предложить рассмотреть его дома вместе с родителями.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 11, по выбору).

IV. Подведение итогов урока . Рефлексия

А)

На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый… (кабачок)

Б)

Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (помидора)

В)

От частой поливки
Едва не промокла
Мохнатая, темно – лиловая …(свекла)

Г)

В бочке я моченое,
В печке я печеное.
Я не золотое,
Я не восковое,
Я на дереве вишу,
Круглое, большое.
У меня румяный бок,
Откуси – и брызнет сок
Кислый или сладкий.
Кто узнал, ребятки? (яблоко)

Д)

Голова на ножке,
Одежка на одежке.
Резаная, мятая –
Накормлю салатом я.
А заквасите под гнет –
Угощайтесь целый год.
Пироги пеките.
Кто я, назовите? (капуста)

Е)

Над землей торчит перо,
А в земле головка,
Защищаюсь я хитро,
Защищаюсь ловко.
Вы рубашки золотой
Лучше не снимайте:
Брызну горькою слезой –
Плакать помогайте.
Бью микробов наповал,
Помните и знайте.
Что за овощ я такой?
Дети, отгадайте. (лук)

Ж)

Родился на лиане я,
Нас в грозди – целая семья!
От сорта все: и вкус, и цвет,
Люблю тепло, а холод – нет.
В изюм сушеный превращусь,
На соки вкусные гожусь.
Скажи “киш-миш” и улыбнись,
Названье дать мне потрудись. (виноград)

З)

Кожура оранжевого цвета
На меня совсем не зря надета.
Видно, чтобы кисло-сладкий сок
Из меня пролиться бы не смог.
И на дольки тоже я делюсь не зря,
Чтоб удобней было съесть меня, друзья!
В жарких странах зрею, а потом,
Окажусь я в уголке любом,
К вам на стол, ребятки, закачусь.
Угадать сумейте: как зовусь? (апельсин)

И)

Не спрячусь под густой листвой,
Сверкаю желтой кожурой.
Я витаминами богат,
Лечить вас от болезней рад.
На вкус я кислый очень,
Добавьте в чай кусочек –
И будет чай вкусней вдвойне…
Как я зовусь? – Скажите мне. (лимон)

О чём мы говорили на уроке? Что самое важное из материалов урока, по-вашему, нужно запомнить? Что вас заинтересовало больше всего? О чём хотели бы рассказать дома?

Татьяна Охотникова

Описание : занятие для детей младшей группы на закрепление знаний и представлений об осени .

Цели :

Учить дошкольников различать изменения в погодных я влениях осенью ,

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Чтобы задать детишкам позитивное настроение, заучиваем не сложное, короткое стихотворение!

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

II Основная часть

Воспитатель : Сейчас я загадаю Вам загадку! Слушайте внимательно!

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» (осень )

Какие вы у меня молодцы! Очень внимательные!Умненькие!

Ребята, а вы заметили как поменялась погода? (ответы детей) . За окном стало хмуро, наше любимое теплое солнышко спрятали темные тучки. А когда тучки начинают плакать, на дорожках появляются большие лужи!

А как мы с вами стали одеваться с наступлением Осени ? (ответы детей) . Мы одеваем курточки, сапожки, шапочки, даже перчатки!

Пальчиковая игра : "Овощи"

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке

(Дети делают ладошки «корзинкой» .)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

(Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина – молодец!

(Показывают большой палец.)

Воспитатель : Но Осень не только принесла нам ветер, тучки и дождик! Детки, а вы наблюдали, что делают люди Осенью на своих огородах ? (Люди собирают урожай овощей, фруктов) . Правильно!

ИГРА "ОВОЩИ и ФРУКТЫ"

(Для игры понадобится корзина с фруктами и овощами, желательно разных цветов)

Много вкусных овощей и фруктов подарила нам Осень !

Кто знает какие есть овощи и фрукты! (Детишки говорят название овощей и фруктов, которые знают, воспитатель может уточнять каких цветов названные фрукты и овощи) А чтобы вам помочь, я принесла корзину, в которой находятся разные овощи и фрукты.

ИГРА "ЛЮБИМЫЙ ФРУКТ"

В данной игре, у детишек воспитатель спрашивает, какой фрукт самый любимый!и почему? Малыши с удовольствием расскажут о своих предпочтениях, тем самым отдохнут и получат новые впечатления!

Воспитатель : Ребята, давайте с вами посмотрим на картинку с изображением осени !Посмотрите, какая Осень художница ! Она без красок и без кисточки расскрасила деревья в разные цвета! Вы видете, какие красочные листочки на деревьях. Дается время, чтобы дети высказали свои эмоции, порадовались.

Поэтому мы с вами сделаем аппликацию в форме дерева



Такие вот работы у нам получились


III Итог занятия

Воспитатель : Дорогие ребята, сегодня мы узнали какая добрая Осень , она нам подарила столько разных овощей и фруктов! И еще она умеет раскрашивать листочки в разные цвета (детям можно дать задание, чтобы по дороге домой они с родителями собрали разноцветные листочки и сделали букет!

Публикации по теме:

Добрый день! Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это.

В нашей группе «Почемучка» каждую осень проводится выставка совместного творчества детей и родителей " Что нам осень подарила»". Обязательное.

Конспект занятия «Что нам осень принесла» Что нам осень принесла? Программное содержание. Расширять преставления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в ОО «Познание» в старшей группе «Что нам осень принесла» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Познание»



Рассказать друзьям