В чем заключается духовное развитие личности? Духовное развитие Духовно познавательная суть человека.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Духовность – одно из наиболее сложных понятий на Земле. О ней написано и сказано очень много, но, исчерпывающего, убедительного определения пока еще никто не дал и не достаточно ясно, для чего она практически необходима человеку, что существенно снижает возможности ее развития. Сформировать цельное понимание духовности не позволяет множество стереотипов и противоречий, поэтому рассмотрим первичные вопросы духовности: ее понятие, значение, развитие и основные ошибки.

Понимание духовности

Духовность – это реализованные в человеке знания о Боге, Добре и Зле, о нашем обществе, своей судьбе и обо всем, что касается взаимодействия человека с высшими силами, самим собой и окружающим миром. Эти знания определяют большую часть основных проявлений человека (мышление, психо-эмоциональную сферу, поведение, образ жизни), его индивидуальные особенности, отношение к нему других людей, способность или неспособность к каким-либо значимым достижениям и многое другое.

Наиболее важные цели духовного развития: достижение совершенства (внутренней силы, позитивности), познание и реализация своего предназначения. Истинно духовные знания делают жизнь человека радостной и счастливой, позволяют получить власть над собой и своей судьбой, приближают его к Богу. Псевдодуховность, различные заблуждения делают человека слабым и злым, ведут к страданиям и несчастью, противопоставляют его воле высших сил.

Внутренняя сила – способность достижения каких-либо значимых целей и преодоления жизненных преград. Она свойственна немногим, они с ней рождаются или сами формируют себя, получая соответствующее воспитание, они четко знают, что хотят, имеют огромное стремление к цели, непоколебимую уверенность в себе и своих силах. Они не надеются на случай и убеждены, что все в этом мире необходимо заслужить своим профессионализмом, развитием и деятельностью, они активно действуют и достигают цели, уважения и признания окружающих. «Ничто меня не остановит» – их девиз.

Слабость – бесцельное существование, отсутствие достоинства, уважения окружающих и каких-либо значимых достижений, бесконечные сомнения, неуверенность, уязвимость и т.д. Таких людей большинство, преграды их останавливают, неудачи ломают, а они только оправдываются: «Что я могу сделать?».

В эзотерике внутренняя сила имеет множество четко определенных уровней (этапов развития), которые описывают логику и последовательность изменения всех основных составляющих человека: от его убеждений до внешних проявлений. Понимание этих уровней крайне необходимо людям, так как позволяет определить направленность эволюции человека, ступени его духовного развития, оценить себя, свои силы и найти свое место в общей иерархии существ, чтобы ставить более сложные, но реальные цели и задачи, и ответить на множество других вопросов.

Получение силы подчинено универсальным законам, но она может быть светлой или темной, что определяется реализуемыми целями и методами. Различение Добра и Зла – один из ключевых вопросов всех мировых религий и большинства духовных школ, именно он определяет выбор пути развития. Светлый путь – путь Любви, Добра, Справедливости, служения Богу и обществу. Темный путь – совершенствование во Зле, путь насилия, страха, разрушения, борьбы с Богом, обществом и т.д.

Доброта, позитивность – чистота мыслей и мотивов, отсутствие каких-либо негативных эмоций, способность сохранять доброжелательность, удовлетворенность в любых, самых неприятных ситуациях, способность любить и верить, видеть в каждом человеке творение высших сил и желать ему счастья. Все это достигается соответствующими духовными практиками, ведет к просветлению и другим возвышенным состояниям. Зло, негативность (в той или иной мере свойственны почти каждому человеку) – обман, желание зла, злость, зависть, страхи, несвобода, насилие, агрессивность, неверие в Бога или целенаправленное служение злу, преступления и любые другие нарушения духовных законов, воли высших сил.

Значение духовности

Значение духовности трудно переоценить. Она позволяет человеку подняться над миром животных, шаг за шагом, по мере своей эволюции, познавать волю высших сил и приближаться к божественному совершенству. Осознавая значимость духовного развития для Бога, человека и общества, совершая великий подвиг, в различные эпохи приходили свои миссии (существа высокого уровня: божества, боги), чтобы передать людям духовные знания, основать религии и учения. Именно они во многом определили историю и культуру множества народов.

Основное предназначение человека перед высшими силами, о котором говорят все религии и позитивные учения – стать помощником Творца в реализации его замыслов, служить Богу. Путь реализации предназначения – развитие – достижение духовного совершенства и раскрытие всех, заложенных в человеке способностей. Жизнь на Земле – это уникальная возможность для наслаждения, добрых дел и развития, большой учебный класс. Когда обучение закончено, можно уйти в более высокие миры, «выйти из колеса сансары», «родиться в мире богов» (по буддизму).

Власть над собой – один из наиболее значимых результатов духовного развития. Эта власть означает, что в человеке живут только те чувства, желания и эмоции, которые он считает правильными, которые его усиливают, т.е. он свободен от раздражения, обиды, злости и т.д., спокойствие, доброжелательность и удовлетворенность стали его природой. Для такого человека нет принципиальных преград к каким-либо внутренним изменениям, он способен реализовать в себе любые знания, качества и состояния, которые ему необходимы.

Получив силу, власть над собой, человек способен получить и власть над своей судьбой. Все основные жизненные цели: работа, личная жизнь, формирование окружения – становятся достижимыми, т.к. духовный человек знает, каким образом «вещи происходят», как влияют на судьбу духовные законы, кармические задачи, прошлое, где человек свободен в своем выборе, а где обязан действовать только определенным образом. Такой человек способен принимать наилучшие решения и наилучшим образом воплощать их в жизнь, приближаясь к своей цели.

Наше общество может стать совершеннее, только если совершеннее станут его граждане, если люди сумеют избавиться от состояния потерянности и озлобления, обретут смысл жизни и получат силу для ее изменения. Духовное развитие пробуждает в человеке стремление к позитивной деятельности и помощи людям, к служению обществу, поиску своего места в нем и устранению его основных проблем: невежества, бездуховности, бесцельности, нелюбви, преступности, насилия, наркомании, нищеты, экологических бедствий…

Развитие духовности

Несмотря на то, что понятие духовности достаточно широко известно, большая часть людей, все же, не понимает его истинного значения и слова Кришны, сказанные тысячи лет назад, к сожалению, остаются справедливыми до сих пор: «Из тысячи людей, едва ли, один стремится к совершенству, а из тысячи стремящихся и достигших, едва ли, один воистину меня разумеет». Если же человек, действительно, стремится к духовному совершенству, то, прежде всего, он должен принять ответственное решение и выбрать соответствующую систему развития.

Ответственное решение имеет ряд принципиальных отличий от разнообразных псевдорешений (благих пожеланий, всевозможных оправданий и т.д.). Оно основано на четком понимании значения духовного развития для себя, своей судьбы, Бога и общества, причем доведенном до такой степени, что человек может о себе сказать: «Я все преодолею, все смогу». Это соответствует максимально возможной силе стремлений и предполагает избавление от всего противоположного, от любых сомнений в необходимости развития.

Путь духовного развития не усыпан розами, он предполагает избавление от недостатков, изменение многих привычек и, казавшихся незыблемыми, убеждений, преодоление множества преград, что никогда не дается легко, без борьбы. Ответственное решение основано на том, что человек это понимает и готов к выполнению всех условий, необходимых для достижения поставленной цели. Это готовность взять на себя роль ученика, признав, что он находится в самом начале пути и с уважением относиться к мнению тех, кто стоит на ступень выше.

Выбор системы развития – в идеале должен быть таким, чтобы человек об этом никогда не пожалел. Это сложная и важная задача. Любая нормальная система развития, по сравнению с самообразованием, имеет ряд неоспоримых преимуществ: четко проработанную, проверенную временем программу и методику, дающую положительные результаты, возможность контроля адекватности развития и получения необходимых консультаций, круг единомышленников, которые готовы прийти на помощь.

В подавляющем большинстве случаев, самообразование в духовной сфере, также бесперспективно, как и попытки самостоятельно научиться играть на скрипке, управлять современным самолетом и т.п. Безсистемное изучение духовной литературы часто порождает внутренние противоречия, с которыми человек не может справиться, что блокирует его дальнейшее развитие. Первичное назначение духовной литературы – пробудить интерес к этой сфере знаний и стремление к совершенству, вывести на путь развития.

Основные ошибки

Чем сложнее область знаний, тем выше в ней вероятность ошибок и в духовной сфере их более чем достаточно. Первой глобальной ошибкой, свойственной духовным школам, является игнорирование, противопоставление или отторжение второй составляющей комплексного развития – развития энергетического (совершенствование тела, управление энергией, раскрытие экстрасенсорных способностей, др.). Объяснение такого отношения может быть каким угодно, но имеет всего две причины – элементарное непонимание или желание удержать аудиторию, убив интерес к другим вопросам.

Комплексное развитие ускоряет достижение и духовного и энергетического совершенства. Духовное развитие позволяет очистить сознание, убрать запреты высших сил, получить право на раскрытие способностей. Энергетическое развитие делает человека энергетически сильнее: повышает работоспособность, увеличивает скорость внутренних преобразований и принятия решений, при раскрытии видения, позволяет войти в контакт с тонким миром и своей душой, на практике проверить большую часть духовных положений.

«Наука начинается там, где начинаются измерения». Второй глобальной ошибкой многих духовных школ является отсутствие четко определенных критериев развития: уровней (ступеней внутренней силы) и позитивности (различение Добра и Зла). В этом случае, оно лишается конкретных целей и этапов, становится неэффективным и недоступным для анализа, часто превращается во времяпрепровождение. Наличие критериев позволяет не нарушать логику развития, вкладывать усилия в доступные задачи, дающие наибольшую отдачу.

Следующую ошибку с первого раза различить не очень просто – это фанатизм – искажение преданности, путь к катастрофе. Преданность – необходимое условие развития, способность не изменять выбранному пути, преодолевать все трудности и соблазны. Это предполагает соблюдение системой кодекса чести иерархии Света, способность видеть свои ошибки, недостатки и, по возможности, их устранять. Фанатизм – слепая вера, это оправдание любых глупостей и злодеяний, если они соответствуют догматам или спущены сверху, неспособность к критическому анализу происходящего.

Распространенной ошибкой, также, является негативное отношение к другим школам и направлениям. Чуть раньше или позже, но, все позитивные силы объединятся в единую иерархию Света на Земле, сейчас каждая из систем реализует свою кармическую задачу. Силы Света не должны бороться друг с другом, для этого есть достаточное число других противников: внутренние проблемы, болезни общества и другие проявления Зла. При выборе пути развития желательно проверить, чтобы соответствующая система была свободна, по крайней мере, от указанных ошибок.

Миание М.Ю.
доктор философии, профессор,
основатель и научный руководитель
Центра Развитие Человека

Духовное развитие человека. Сейчас эта тема не просто популярна, она стала трендом нашего времени. Мы не будем говорить о том, хорошо это или плохо следовать по течению в таких вопросах, как развитие. Ведь любой мыслящий человек в тот или иной момент жизни задавался вопросами: «кто я?», «зачем я живу?» и т.д. И если он пришел к духовному росту, значит, он выбрал свой путь поиска ответов.

Другое дело, что духовное развитие человека наделяют каким-то магическим ореолом и ждут от него чуть ли не чудес, а не получив, разочаровываются, и бросают это «безнадежное» дело. В эту ловушку попадаются те, кто пытается использовать духовный рост, как инструмент для улучшения жизни.

Так вот, у меня есть новость для этой категории духовно растущих: духовное развитие человека – это не инструмент, а дорога , причем для каждого своя и совершенно непредсказуемая.

В этой статье я расскажу о том, какие ошибки, недоразумения и заблуждения подстерегают нас на пути духовного роста, и как их исправить.

Духовное развитие человека. Правила роста

1. Ничего не ожидайте от духовности.

Потому что ваше ожидание приводит к тому, что вы начинаете икать что-то конкретное и отвлекаетесь от практики роста. Конкретное лучше искать в личностном развитии, а еще лучше в социальных достижениях (об отличиях духовного роста от личностного читайте в статье ). Здесь же, чаще всего, мы ступаем на путь терний и лишений. Вот тут вас подстерегает такой парадокс: результат всегда оправдывает ожидания, но как только вы начинаете ожидать, вы не получаете никакого результата.

2. Рост – это не обильное применение различных практик. Это внутреннее взросление и непрекращающийся поиск.

Ошибочное представление о том, что чем больше вы практикуетесь, тем больше вы что-то развиваете, ни к чему не приводит. Потому что любая практика должна приводить к личностным изменениям, и следовательно, к внутреннему взрослению. Поэтому обычное созерцание свечи кого-то делает духовно продвинутым, а кого-то просто статуей.

Рост – это непрекращающийся поиск того, что выходит за грань осознанного. И любой человек, который принимает эту простую истину – «я не знаю, что я узнаю, я не знаю, что я найду, но я готов искать», как правило, получает больший результат, нежели человек, который чего-то ожидает и практикуется.

3. Потеря смысла жизни и своих действий – это нормально.

Мы теряем периодически не только смысл жизни, а смысл поиска, смысл своих действий, смысл своей учебы и т.д. Как правило, это значит всего лишь, что все схемы, которые до сих пор использовались, или отмерли, или были исчерпаны, и нужно искать совершенно новые точки опоры. Только после этого возможен прорыв и сам духовный рост.

Но, увы, многие люди остаются в этой точке пустоты, и если они не разбираются с этим вопросом, вся их жизнь со временем превращается в ощущение никчемности и разочарования. Потому что то, что было раньше, уже не интересно, а в то, что их что-то ждет впереди, они не верят.

4. Все правила, ритуалы, практики сначала помогают, а потом мешают.

Они становятся костылями для абсолютно здорового человека, затрудняют движение. Результатом духовного роста должно быть постоянное соприкосновение с тайной, мистикой.

И мистерия жизни, оказывается, достаточно проста – это умение видеть во всем тайну. И с этой тайной соприкасаться. Увы, никакая практика, никакой ритуал, никакие медитативные штучки к этому привести не могут. И порой самый обычный дворник или пенсионер являются больше продвинутыми в созерцании и понимании жизни, нежели люди, которые практикуют, практикуют и еще раз практикуют.

5. Духовный рост – это всегда больно, так как приходится отказываться от своих привычек, иллюзий и удовольствий.

Это путь потерь. Когда вы становитесь на этот путь, вы не знаете, что приобретете, но всегда известно, что вы потеряете. Многие люди останавливаются на этом этапе, потому что все нажитое непосильным трудом нужно выбросить, а то, что приобретется в перспективе – это некий «кот в мешке».

Часто так бывает, что нам приходится отказаться от социального положения, от своих достоинств, своих талантов – всего, что мешает нам сдвинуться с места. И можно сказать о том, что духовное развитие человека –

6. Это отречение

… от всего значимого и прибыльного, что было в жизни.

7. Это постоянный труд без устали и без ограничений.

Духовное развитие человека – это всегда путь за грань возможного и за грань привычного. Поэтому тот, кто стал на этот путь просто обязан духовно и душевно трудиться постоянно. Возможностей передохнуть здесь крайне мало, потому что остановка обозначает откат назад. И те люди, которые останавливаются, чтобы насладиться и побыть в том, что привлекает, похожи на ребенка, который засмотрелся на цветочек на вокзале, а поезд ушел.

8. Наслаждения и удовлетворения мешают на пути.

Ибо желание насладиться – это желание остаться, или остановиться. И это желание всегда меньше, чем постижение чего-то нового. Чем постижение тайны бытия и, тем более, Бога. Поэтому наслаждения и удовлетворения любого рода мешают на пути.

9. Духовный рост нельзя получить, но можно обрести. Никто не может быть помощником, может быть только проводником.

Это значит, что никакой мастер, никакой человек, который инициирует вас в какую-то ступень духовного знания, не может дать вам духовности. Он может вас посвятить в духовность – оповестить, что есть такая дорога и показать по ней путь. Поэтому не следует полагаться на мастеров, которые говорят, что «я тебя продвину и ты узнаешь все тайны бытия, откроешь всяческие способности». Потому что в данном случае никто кроме вас этого постичь не может. Все открытия идут только благодаря вашему труду, только через вас.

10. Это выковыривание своих привычек, талантов, достоинств и недостатков и передача их на волю мира.

Потому что все они часто бывают балластом, когда, к примеру, воздушный шар пытается воспарить еще выше. Ваши таланты и способности могут стать помехой, потому что они не дают вам пойти дальше и заглянуть за них – в те места, где никто еще не был, в том числе и ваш талант.

11. Это полагание не на себя, а на то, что выше тебя в тебе самом.

«Я» как идея пропадает, остается лишь путь.

12. Цель пропадает – неизвестно, что найдешь для себя.

Но остается великая мистерия постижения мира и Бога в себе.

Здравствуйте, дорогие друзья, читатели сайта сайт – Путеводитель в области личностного роста!

В чем заключается духовное развитие человека? Этой темой я открываю новую страничку , которая посвящена знаниям из области личностного развития и тому, каким образом можно с помощью этих знаний привлечь в свою жизнь позитивные перемены.

Тема личностного роста — это мое, можно сказать, хобби, которым я увлечена уже более десяти лет. Кто-то любит вышивать крестиком и находит для себя в этом отдушину, а я как будто наполняюсь новыми знаниями, пониманием того, как все устроено в мире. Мне нравится читать книги по позитивному мышлению, применять знания на практике, просто осознавать то, что работая над собой, я становлюсь лучше, и вместе с этим улучшается моя жизнь.

Но прежде чем вернуться к данной теме, я хочу поблагодарить всех, кто откликнулся и поделился с друзьями . Для меня ценен каждый комментарий! Когда я читаю ваши отзывы, то понимаю, что занимаюсь тем, чем должна заниматься, и это придает мне не только уверенность в себе, силы и вдохновение, а также и желание делиться всем, что поняла и осознала снова и снова. Большое всем спасибо!

Всем известно, что для того, чтобы начать жить по-другому, нужно научиться мыслить по-другому. Научиться мыслить по-другому можно читая книги или общаясь с теми, кто уже так мыслит, уже находится на той ступеньке, на которую хотелось бы подняться.
Начну с того, что в основном все книги мне рекомендовали и давали читать друзья и знакомые. Иногда, так было с книгами и , я сначала, случайным образом, получала информацию об авторе и его проекте, а потом уже искала книги. Долго искать не приходилось: «Энергетическая клизма» лежала прямо перед моими глазами на прилавке книжного ларька, а «Трансерфингом реальности» увлекался брат моей подружки, с которой в то время мы вместе работали в одной компании.

Тайные знания

Интересная история произошла с покупкой программы «Любовь и выше» Кристи Мари Шелдон, признаюсь честно, я ее не собиралась покупать, думала, что сейчас не время для таких покупок, но.…

На той неделе, когда мне предлагали купить эту программу, я перечитывала «Мудрость древних» Лобсанг Рампы и как раз дошла до значения слова «знание». Наверное, вам тоже интересно узнать, что же такое «знание»:

ЗНАНИЕ (Knowledge) - Знание? Неужели я должен объяснять, что та­кое знание? Мне кажется, что должен! Для того чтобы у нас появились знания, необходимо стечение трех факторов.

Прежде всего, мы должны иметь источник информации, на осно­вании которого можно судить о чем-то, потому что, до тех пор, пока мы не имеем никаких данных, нельзя судить ни о наличии, ни об отсутствии чего-либо.

Во-вторых, мы должны обладать способом, на основе которого мож­но сделать какое-то заключение. Ведь если у нас нет такого способа осмыс­ления, мы не можем сделать ни одного логического вывода, а значит, не можем приблизиться к тому состоянию, в котором мы что-то знаем.

И наконец, мы должны обладать некоторой интуицией для того, что­бы понять, какое отношение имеют наши знания к тому, что происходит. Эта интуиция нам нужна также для понимания различных аспектов того, что мы желаем познать. (Лобсанг Рампа «Мудрость древних»).

В тот вечер я поняла, что если я хочу идти дальше, мне нужно каким-то образом развить свою интуицию , но как это сделать я не знала. А на следующий день, когда я открыла свой электронный почтовый ящик, я увидела письмо, в котором говорилось, что если я в течение дня куплю программу «Любовь и выше», то мне подарят программу «Развитие интуиции по методу Сильва».

Вы уже догадались? Я больше не задумывалась о деньгах! У меня была нужная сумма, и я могла получить заветный подарок. Как так получилось, почему именно «Развитие интуиции по методу Сильва» предложили в подарок, а не какую-то другую программу, с другим названием, я не знаю, наверное, это мои Ангелы заботятся обо мне. (Спасибо!)

Ведь именно из программы «Любовь и выше» я почерпнула для себя много нужной и полезной информации, эта программа мне понравилась на столько, что хотелось рассказывать о ней каждому знакомому человеку и скорее всего, именно это побудило меня к написанию «Шпаргалки по успешности», а потом и к созданию этого сайта.

Необходимость личностного развития

Но просто прочитать книгу или поговорить с нужным человеком не достаточно. Я уже давно заметила, и скорее всего это замечали и вы, что когда читаешь любую литературу по позитивному мышлению, то находишься в каком-то приподнятом настроении, начинаешь видеть все в ярких красках, кажется, что все легко и просто.

Но потом, когда книга прочитана, сначала вместе с ней куда-то улетучивается приподнятое настроение, а еще чуть позже забывается то, о чем читал. Можно, конечно, купить новую книгу, прочитать ее, получить позитивный заряд, но для того, чтобы привлечь необходимые перемены в свою жизнь нужно начать применять идеи из прочитанной книги или пройденной программы на практике.

Из своего жизненного опыта могу сказать, что второй вариант работает! Правда, результат приходит через некоторое время, но меня это вполне устраивает, ведь главное — движение вперед!

Для того чтобы новые знания заработали и приносили свои плоды, я сначала перечитываю, прослушиваю (если это аудиокнига) по несколько раз все новые или не понятные для места, иногда записываю в тетрадь интересные фразы, позитивные утверждения, выводы. Потом, если мне нравится идея, обдумываю, как я смогу применить ее в своей жизни. А затем, в подходящий момент, применяю на практике. Таким образом, знания укрепляются и остаются вместе со мной навсегда.

Многие авторы рекомендуют через некоторое время перечитать книгу еще раз. Я думаю, что это нужно делать потому, что «проработав» книгу, человек начинает по-другому видеть мир, и, читая в очередной раз ту же самую книгу, открывает для себя новые идеи. Могу вам признаться, «Трансерфинг реальности» я прослушала полностью приблизительно пять раз и каждый раз узнавала для себя еще что-то новое и интересное.

Любовь и выше

Для меня духовное развитие заключается в ежедневной работе над собой, над своими мыслями, эмоциями. Ведь у каждого бывают ситуации, когда, сам того не замечая, начинаешь раздражаться или обижаться, критиковать, возмущаться. Все перечисленные эмоции — это реакция накопленного ранее негативного опыта, и проявляя негативные эмоции, человек добавляет тяжесть в свою энергетическую систему, что препятствует достижению поставленных целей. Ведь к желаемому легче прийти с легкой, всепроникающей энергией любви, радости, счастья.

Поэтому, просто необходимо следить за своими мыслями и эмоциями:

  • вовремя опомниться, если чувствуешь, что начинаешь как-либо негативно реагировать;
  • остановиться, чтобы переосмыслить происходящее;
  • промолчать или прореагировать позитивно, например, перевести все в шутку или просто мысленно послать любовь человеку, который проявил негатив;
  • проанализировать ситуацию — что удалось сделать, а что нет;
  • признать свои ошибки и постараться в следующий раз их не допускать.

Медитация «Путешествие к свету»

Вот такие вот я для себя сделала выводы. Но это еще не все, хочу рассказать вам о медитации, проделав которую, можно частично избавиться от накопленных негативных переживаний. Это «Путешествие к свету» Кристи Мари Шелдон к программе «Любовь и выше».

Эту медитацию можно получить в подарок подписавшись на бесплатный мастер-класс «Четыре принципа повышения вибраций» . Мне очень помогла эта медитация, проделав ее несколько раз, я заметила, что конфликтные ситуации в моей жизни возникают все реже и реже. А еще уменьшить накопленный негативный опыт можно совершая добрые дела, заботясь о других, занимаясь благотворительностью. Только все это нужно делать от чистого сердца, со стремлением помочь другому человеку, любому живому существу.

С любовью и уважением, Елена Ажевская.

Духовное развитие личности сегодня из модного тренда превращается в необходимость. Каждый человек, желающий добиться успеха, осознает важность постоянного саморазвития.

Что такое духовное и нравственное воспитание?

Рассматриваемое нами понятие не имеет четкого определения. Но исходя из его содержания, можно сказать, что духовное развитие человека - это сфера нетелесного воспитания, ежедневная работа, направленная на приобретение знаний, умений, веры, чувства прекрасного. Результат такого развития может быть как материальным (художественные произведения искусства), так и нематериальным (музыка, философия, религия).

Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.

Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:

  • политика;

  • философия;

    искусство;

Религиозное воспитание

Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух - Божье творение. И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же - принцип единобожия и следование Божьему слову.

Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей - если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие - наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания:

    совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;

    посещение мест поклонения;

    соблюдение поста и священных дней;

    празднование религиозных праздников.

Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:

    светская этика;

    православие;

Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.

В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.

Моральное воспитание

Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:

    чувства доброты;

    помощь ближнему;

    чувства сочувствия;

    потребность следовать человеческой морали.

Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.

В таком случае ребёнок, подросток или взрослый - объекты морального воспитания, а воздействуют на него семья, школа и другие общественные организации. Но возможно и сознательное самовоспитание, когда человек сам формирует деятельность, направленную на совершенствование моральных качеств и формирование привычек и поведения согласно принятым в обществе идеалам. В таком случае применяются такие приемы, как самооценка, самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегулирование, самоодобрение и самонаказание.

Политическое воспитание

Политические воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью - сформировать определенные политические качества.

Его основными задачами являются:

    укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;

    распространения определенного типа политической культуры.

    Рациональный компонент - передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование и СМИ, контролируемое правительством.

    Эмоциональный компонент - это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов, партбилетов и наград.

    Правовое воспитание

    Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.

    Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.

    Правовое воспитание включает следующие элементы:

    • юридический опыт общества;

      педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);

      формы воспитания - внешнюю и поведенческую стороны взаимоотношений государства и населения.

    Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.

    Философское воспитание

    Несмотря на то что философия - наука сложная для детского понимания, все же именно первые серьёзные вопросы о бытие, мироздании и смысле жизни задаёт именно ребёнок. Это связано с тем, что малыш ещё не связан стереотипами и не знает философских понятий, а взрослый - в силу своего знания - стесняется или боится задавать какие-то вопросы. Ребёнок из-за чистоты сознания избавлен от стеснения и страха.

    Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.

    Воспитание чувства прекрасного

    При словах "духовное развитие" наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:

      впечатления;

      чувственно-эмоциональный опыт;

    Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.

    Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики - безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.

    После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции "нравится - не нравится", но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность.

    Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.

    Следующий этап развития - анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.

    Полезно также обсуждение с друзьями.

    Умственное воспитание

    Умственное воспитание - это формирование системы знаний на базе основ наук. Система включает в себя следующие категории:

      логическая мышление;

    • внимание;

      воображение;

      способности;

      развитие склонности и дарования;

      желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.

    Получение этих знаний достигается за счёт:

      систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;

      внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.

    Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.

    Как происходит развитие личности?

    Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.

      Младенчество - формируется базовое доверие к миру в лице матери.

      Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.

      Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание. В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития - религиозного, умственного, морального. Поэтому важно уделить игре особое внимание.

      Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки. В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности. Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи - это всего лишь повод стать лучше.

      Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.

      Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.

      Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.

      Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.

    Развитие общества

    Духовное развитие общества непрерывно. Его можно разделить на духовный и материальный прогресс, т. е. развитие от низшего к высшему, и регресс - развитие от высшего к низшему.

    Критерии прогресса:

      духовно-нравственный рост личности и общества;

      слабая конфронтация между людьми;

      улучшение взаимоотношений между людьми;

      наличие свободы, которую общество предоставляет индивиду.

    Развитие общества может принимать следующие формы:

      эволюция - постепенное и плавное изменение в духовной жизни человека и общества;

      революция - коренные, быстрые и практически противоположные изменения, которые могут затронуть как одну, так и несколько сторон духовно-нравственной жизни;

    • реформа - комплексные мероприятия, способствующие изменениям одной или несколько сторон общественной жизни.

    Развитие духовной культуры в этом случае - приоритетная задача не только общества, но и государства в целом.

Джим Керри - О том что реально и что нет

Начиная с детских лет, каждый из людей, сознательно или нет, развивается. И происходит это не только с телом. Ученые не могут объяснить понятие «души человека», однако все люди, с самого раннего момента самоосознания знают, что у них есть душа.

Что подразумевает под собой понятие духовного развития? Кто-то говорит, что это развитие человека с помощью разнообразных культурных программ, которые изобилуют в театрах, на выставках искусства или концертах. Кто-то утверждает, что для духовного развития необходимо читать книги оккультного содержания, поддержать ауру с помощью йоги и медитации. Некоторые связывают это понятие с чтением священных книг и походами в храмы и места паломничества.

Дмитрий Лапшинов интервью о секретах праноедения, о чистках, о фруктарианстве и родительстве.

Психологи пришли к выводу, что духовное развитие человека – это его обучение и принятие всевозможных действий для поддержания его жизнедеятельности в позитивном и созидательном русле. Душа человека для психолога подразумевает абстрактное понятие, включающее в себя совместную работу сознания и подсознания человека. Поэтому специалисты в области психологии пришли к выводу, что духовное развитие включает в себя:

  1. Самосовершенствование человека;
  2. Поддержание в хорошем состоянии физического тела человека;
  3. Придание мыслям и эмоциям позитивного характера;
  4. Выполнение действий, помогающих человеку войти в гармонию с собой и окружающим миром, будь то или прослушивание музыки.

На сегодняшний день проблемы духовного развития относят скорее к оккультным, чем к психологическим или даже философским.

Верить или нет?

Малинов Денис Евгеньевич. Как узнать свой духовный уровень?

Люди, достигшие некоторых высот в этой области, не редко передают свой опыт через книги или аудиозаписи другим людям. Почему же так много разных методик и вариантов духовного развития? На самом деле ответ на этот вопрос прост: для каждого человека существует свой путь, и другие могут не подойти. Для более простого сравнения можно использовать пример вкусового или музыкального восприятия.

Помнишь, как ты умел выдохнуть обидный день. Евгений Гришковец

Ведь даже те люди, которые едят одинаково приготовленное блюдо или слушают одну и ту же понравившуюся им песню воспринимают это по-разному. Поэтому методика, которая помогла одному человеку, может не воздействовать или даже оказать обратный эффект на другого. Это зависит и от восприятия, и от состояния, и от настроя и даже от характера индивида.

Ченнелинг. Серафим Саровский о сути Духовного роста

Какой путь развития выбрать?

Как уже говорилось выше, пути развития выбирать стоит индивидуально. Просмотрите описание работ авторов книг данной тематики, определитесь, что ближе Вам, ознакомьтесь со всевозможными вариантами. Некоторые люди составляют свой путь духовного развития, собрав и объединив несколько методик.

Есть люди, которым достаточно просто выйти на природу для обретения гармонии, а есть люди, которым необходимо общество определенных людей. Поэтому всегда стремитесь к тому, что помогает Вам прийти в «равновесие». Но даже выбранной методике не доверяйте слепо, всегда прислушивайтесь к себе и анализируйте результат.

Муджи. Осознанность и лень

А как же окружающий мир?

Если человеку ближе путь духовного развития, подразумевающий единение с природой, все равно этому человеку замыкаться не стоит. Достаточно просто уделять некоторое время, которое можно побыть в свое «стезе», выходить за город после работы, к примеру. Человек – социальное существо, и, так или иначе, не будет чувствовать себя хорошо в полном одиночестве . Если же окружающие люди раздражают, легче всего найти единомышленников и в свободное время уделять внимание им и своему внутреннему миру. Но не отстраняться от других!

Мини просветление Проффесора | Кто такой Я? Природа ума. Институт Б

Если в жизни все плохо и позитивные стороны найти не получается, можно в целях саморазвития организовать себе поход в дома сирот или туда, где обитают бездомные. Проблем, конечно, хватает у всех, и каждому человеку кажется, что его проблемы серьезнее, чем у других. Поэтому заставьте себя «трезво» посмотреть по сторонам и понять, что всегда есть те, кому хуже. Да, бывают и те, кому лучше, но ведь это лишний повод к чему-то стремиться!

Знакомство с Абрахам. контакты ченнелинги с иными цивилизациями мирами

Когда стоит начинать духовное развитие?

Лучше всего начинать его в момент осознания, что оно необходимо. Каждый человек приходит к такому выводу в свое время. Как его осуществлять – зависит от самого человека. На самом деле, люди развиваются духовно с момента своего осознания. Этому способствует и семья, и детский сад, и школа… Многое в жизни человека осуществляется не сознательно. Сознательно развиваться можно только после осознания индивидом такой необходимости.

Что может помешать в духовном развитии человеку?

Конечно, современный человек подвержен «тенденции быстротечности времени», трудно все успевать, да еще и обращать при этом внимание на свой внутренний мир. Однако, реальная помеха – это сам человек: его постоянная спешка, нежелание обращать внимание на «мелочи» или использовать все свои возможности. Каждый может найти время на себя. Просто не все тратят это время с пользой.

Ирина Чикунова

Что может привести к деградации?

На этот вопрос психологи отвечают даже более однозначно, чем на вопрос пути духовного развития. По советам специалистов, следует:

  1. избегать лишних стрессов и стрессовых ситуаций;
  2. не позволять себе впадать в апатию;
  3. не позволять ежедневным бытовым проблемам занимать себя весь день;
  4. убрать злые эмоциональные состояния насколько это возможно;
  5. уделять ежедневно время себе, обращать внимание на интуицию и чувства подсознательного «Я».

Ченнелинг 1994 08 17 Ченнелинги Волжской группы

Можно ли остановиться в духовном развитии?

Сборник Башара

По сути, духовное развитие можно сравнить с развитием тела. Если человек перестает развиваться физически – он либо начинает ускоренно стареть, либо деградирует. «Застывание» на одной позиции духовного развития можно также приравнивать к деградации. К тому же, подсознание, находясь в неапатичном состоянии, само подвержено изменениям в связи с изменениями мира вокруг человека, а сознание человека может легко контролировать восприятие и последствия таких изменений. Поэтому человек и задумывается о своем духовном развитии. И как раз из-за преимущественной работы несознательного в области такого развития для человека трудно выработать себе правильную методику.

Анная. Духовность - что это? Как не уйти влево

Сеанс посещения Тонкого Мира, Беседа с Высшим Аспектом, Высшим Я. Жидкое Зеркало. Александр Царёв.

Творение. Новые знания о мироздании

Эра Водолея

Скрытый смысл. Мифологемы пути и поезда в кино



Рассказать друзьям