Великое и прекрасное дело – воспитание детей. Эссе воспитателя детского сада

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

17.11.2014 07:51

Вначале хочу объяснить почему, я, Литвак Михаил Ефимович, врач психиатр высшей категории, психотерапевт Европейского реестра, член-корреспондент РАЕН, кандидат медицинских наук, автор более 25 книг, посвященных проблеме общения и различным аспектам психиатрии и психологии, решил вдруг заняться проблемами воспитания детей.

Цель этой серии статей о воспитании - привлечь к проблеме внимание лиц, заинтересованных в развитии России и в проведении необходимых реформ, которые помогли бы вывести страну на тот передовой уровень, который она достойна занять в соответствии со своими природными и людскими ресурсами.

Полагаю, что стоит меня выслушать вот почему...

Во-первых, мне уже ничего не нужно от государства. У меня есть жена, два взрослых, материально обеспеченных сына, четыре внука, дом, квартиры для каждой семьи и машины. Мои книги разошлись тиражом более двух миллионов экземпляров. Гонорары от этих книг и выступлений позволяют мне безбедно существовать, тем более что я еще получаю и пенсию.

Мне уже почти 70 лет. Я занимал достаточно высокие должности. Так что и карьерный рост мне не нужен. Но мне хочется увидеть свою страну сильной, богатой и счастливой. Я сам делаю в этом плане то, что могу. Однако лет мне уже достаточно много. Хотелось бы, чтобы превращения в государстве шли быстрее, чтобы я увидел все это собственными глазами. Думаю, что внедрение этих идей в более широкую практику поможет решить данную задачу.

Работая в клинической психиатрии и психотерапии более 30 лет, я был на вершине, а может быть, в яме, где концентрируются все несчастья, где люди, не умирая, попадают в ад. А для выхода из этого состояния, оказывается, не нужно никаких особых капитальных вложений. Необходима лишь добрая воля и некоторое количество энтузиастов.

Как практикующему врачу, мне было видно, что при правильном воспитании люди и не попадали бы в столь плачевную ситуацию. Не надо было бы оперировать желудок и сердце, если бы люди могли строить продуктивные теплые, деловые отношения в процессе трудовой деятельности и в семейной жизни, резко возросла бы производительность труда. Идея профилактического воспитания захватила меня полностью, и кое-что я уже сделал. Полученные результаты доказывают эффективность такого подхода.

Поводом для этих тезисов послужило внимание Президента РФ и правительства к подрастающему поколению, что вылилось в закон, материально поощряющий рождение второго и последующих детей. Теперь бы еще их и правильно воспитать, чтобы потом не нужно было бы перевоспитывать. Ведь важно не только количество детей, но и их качество. Если не реформировать систему воспитания, то я думаю, что эффективность мер, поощряющих рождение, может в результате свестись к очень низким показателям, если не к нулю.

Если воспитание подрастающего поколения начать с воспитания воспитателей, то есть будущих мам и пап, обратить внимание на воспитание во внутриутробном периоде, использовать современные достижения педагогики и медицины в первые пять лет жизни, то уже с шести-семи лет ребенка можно будет вовлекать в производственную деятельность и учебу так, чтобы уже к окончанию Вуза будущий специалист мог защитить не только диплом, но и кандидатскую диссертацию и не нуждался бы в «предпродажной» подготовке в виде целой системы специализаций.

Хочу сразу же сказать, что такая система уже создана, успешно работает, но не массово, а в виде отдельных случаев. (Это я, мои ученики и пациенты, ученики моих учеников, читатели моих книг, которые использовали мои методы для улучшения качества своей жизни.) Правильное воспитание привело бы к тому, чтобы человек оканчивал только один вуз, что сразу же оказало бы существенный материальный эффект. Среди тех, кто ко мне обращается за помощью, не более 20% работают по специальности, полученной в первом учебном заведении. Не лучше бы было так воспитать человека, чтобы он в своей профессии провел всю творческую жизнь? Ведь нет неинтересных профессий, есть малоквалифицированные специалисты-педагоги, которые не могут увлечь студента своей профессией.

Но начну сначала.Начиная с 1980 года, когда мне было 42 года, и сам я находился в критическом состоянии, я заинтересовался проблемой лечения неврозов. Слово знакомое всем. Хочу дать научное понятие. «Неврозы - это психогенные (конфликтогенные) заболевания, которые развиваются при нарушении значимых отношений личности и проявляются специфической психопатологической симптоматикой и соматовегетативными расстройствами».

Конфликты обычно бывают в двух местах - семье и на работе

Наиболее тяжкие конфликты возникают в семьях. Поэтому разберем производственный конфликт как более простой. Обычно это конфликт между подчиненным и начальником. Побеждает начальник. Подчиненный, выйдя из кабинета в подавленном и даже депрессивном состоянии, должен восстановить свое психическое состояние. И начинается внутренняя длительная, мыслительная, но бессмысленная работа, которая называется умственной жвачкой, и продолжается до тех пор, пока обиженный мысленно не одержит победу над свои начальником. («Мне надо было ему сказать так, он ответил бы мне так, а потом бы я сказал так, а уж после того, как сказал вот так, крыть бы ему было нечем. Тут бы я его и взял!»). Иногда эти рассуждения продолжаются несколько минут, иногда часами. Продуктивность в работе падает. Этот мыслительный процесс может проходить и на улице, и тогда невротик может попасть под машину.

Наукой доказано, что травмы чаще получают невротизированные люди. Эта умственная «жвачка» продолжается часто и дома. Начинаются неприятности в семье, где он может дать выход своему гневу. Иногда эти размышления продолжается часами и ночью. К неразрешенному производственному конфликту присоединяется семейный. (Я здесь описал коротко проявления невроза - навязчивые мысли, подавленность, бессонницу, раздражительность, вспыльчивость, сексуальные нарушения).

Утомленный, раздраженный и невыспавшийся, невротизированный человек делает ошибки, получает очередной выговор от начальства. Рано или поздно он заболевает и попадает в больницу, где при помощи лекарств, гипноза и аутогенной тренировки, ему улучшают состояние, но не учат правильно вести свои дела в семье и на производстве.

Выйдя на работу и возвратившись в семью, он попадает в прежнюю конфликтную семейно-производственную атмосферу, которая опять приведет его в стационар, не всегда в психотерапевтический. Дело в том, что эмоциональная напряженность, попытка держать себя в руках или справиться с ситуацией могут привести к развитию психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, атеросклероз, язва желудка, бронхиальная астма, инфаркт миокарда и др.). По этим заболеваниям он может получить и инвалидность. Будучи много лет консультантам терапевтической клиники я убедился, что 65% процентов этих больных нуждаются не столько в медикаментозном лечении, сколько в психологической помощи.

В состоянии выраженного аффекта некоторые совершают преступления или самоубийство. Другие люди постоянное эмоциональное напряжение пытаются снять приемом алкоголя и наркотиков, попадая в еще худшее положение, чем у них было. Общий корень неврозов и алкоголизма показывают следующие цифры: уровень неврозов в ХХ веке вырос в 20,4 раза, алкоголизма в 20,2, а других психических заболеваний в 5-6 раз (Петраков Б.Д.).

И когда мы стали лечить больных неврозами не таблетками, гипнозом или аутогенной тренировкой, а стали обучать их психологически грамотно вести свои дела, то есть перестраивать структуру своей личности, то наступали истинные выходы из невротического состояния. Койко-день снизился с 35 до 18, количество принимаемых лекарств уменьшилось вчетверо, практически прекратились повторные поступления. Но самое главное - улучшилось качество жизни.

Выздоровевшие стали получать повышения по службе, принимать участие в политической деятельности. Успехи ошеломляли самих участников этой программы. Начиналось неожиданное для них продвижение по службе, хотя им было уже по 40-50 лет, и они уже потеряли надежду на карьерный рост. Они стали защищать диссертации, писать книги, сочинять стихи, строить себе дома и многое другое, чего сами от себя уже не ожидали. Улучшилась сексуальная жизнь и любовные отношения. Поэтому к обучающим общению тренингам были присоединены занятия по психологии управления и ораторскому искусству. Весь этот опыт обобщен в моих книгах: «Если хочешь быть счастливым», «Анатомия конфликта», «Как узнать и изменить свою судьбу» и др., и в докторской диссертации: «Методы ресоциализации в условиях социокультурной неопределенности».

Далее мы обратили внимание, что задолго до развития невроза у будущих пациентов были такие признаки невротизма, как застенчивость, обидчивость, зависть, жадность, злобность, мстительность, расточительность и др . И мы стали проводить работу не с теми, кто уже заболел, а с теми, кто еще не успел заболеть. Это была более трудная, но и более благодарная работа.

Мы создали клуб КРОСС (Клуб Решивших Овладеть Стрессовыми Ситуациями), и к нам приходили уже лица, которые были просто недовольны своей жизнью. Клубы практически стали кузницей кадров. Большое количество людей стали директорами, защищали диссертации, получали повышения по службе.

Некоторые даже возвращались в Россию после нескольких лет пребывания за границей. Но все это были люди с признаками невротизма, получившие неверное воспитание, и основная работа с ними велась по принципу коррекции ошибок воспитания, то есть возвращению к самому себе.

В 1986 году я с группой сотрудников под руководством проф. Б.Д. Петракова проводил исследование распространенности невротизма среди населения. Было обследовано до 2000 сотрудников завода Ростсельмаш и столько же зерносовхоза «Гигант». К нашему удивлению, уровень невротизма был почти одинаков, как в сельской местности, так и городе (более 85%). В будущем практически все они заболели. В наше время уровень невротизма, думаю, не снизился.

И у нас возникла мысль найти или разработать такую систему воспитания, которая не приводила бы к развитию невротизма, а затем к неврозам и психосоматическим заболеваниям. Изучение этой проблемы привело нас к убеждению, что воспитать таких детей могли бы только те, которые сами не имеют признаков невротизма. Таковых мы нашли среди тех, которые прошли наши курсы по перевоспитанию самих себя, или посещая наши клубы, либо посещая кружки еще в студенческие годы, или используя литературу.

Поэтому мы имеем некоторое количество детей, которые были воспитаны без «лесов» всевозможных ненужных ограничений. Беременность и роды у этих женщин проходили без осложнений. Они до самых родов сохраняли полную работоспособность. Роды проходили безболезненно, а у некоторых с оргазмом. Рожденные ими дети уже к году становились опрятными, ходить многие начинали в 10 месяцев, а в трудовой деятельности принимали участие уже с 5 - 6 лет. Можно привести и другие примеры.

Но вначале я хочу изложить концепцию воспитания, при которой невротизм у детей развиваться не будет

Она имеет 4 этапа:

1. Воспитание воспитателей.

2. Воспитание во время беременности.

3. Воспитание в грудном возрасте.

4. Воспитание в возрасте от 2 до 5 лет.

По нашим представлениям, после 5 лет процесс воспитания заканчивается, ибо к этому времени складывается система отношений, формируется характер (отношение к себе, близким, людям вообще и к труду). Если хоть в одной из этих позиций формируется отрицательное содержание, то все силы уходят не на прогресс, рост и продвижение, а на стремление удержаться на табуретке, у которой не хватает одной или двух ножек. Отсюда и все невротические черты, описанные выше. Человек уже идет, не продвигаясь вперед, а по кругу. Он попадает в сценарий, играет одну и ту же пьесу, пока не наступает печальный финал.

В первые годы это не очень заметно. Декомпенсация начинается уже в школе, которая как проявитель выявляет дефекты неверного воспитания первых пяти лет жизни. Конечно, если бы в школе были психологически грамотные учителя, владеющие техникой перевоспитания, то они с легкостью могли бы исправить дефекты воспитания первых 5-6 лет жизни, точно так же как легко выправить искривленное молоденькое деревце. Но если это не удается, то в критические моменты жизни (18 лет, 23 года, 28 лет, 33 года, 45 и 60 лет) человек неизбежно попадает в критические обстоятельства, из которых выходит искореженным, больным или просто гибнет.


Эссе воспитателя детского сада «Современный воспитатель. Каков он?»


Описание: предлагаю вам мой взгляд о работе воспитателя, моей работе.

Воспитатели - это люди, которые в душе всегда остаются детьми. А если по другому, то дети не примут нас в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей. Любить просто так, безгранично, отдавая им тепло своей души. Современный воспитатель - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться много раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат.
Современный воспитатель - это творческий работник, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Современный воспитатель- это патриот своей Родины. Страна доверяет нам самое дорогое - своё будущее.
Современный воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьёй решать ответственные задачи воспитания.


Необходимые качества современного воспитателя - терпеливость, доброжелательность, ведь нам приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Воспитатель призван быть авторитетом, вместе с семьёй решать ответственные задачи воспитания.
Нужно научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходиться представлениями воспитателя о педагогике.
Главная цель воспитателя - развивать даже самые крошечные задатки ребенка, вовремя заметить «Изюминку», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении развить способности каждого ребёнка и состоит талант педагога.
Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. А воспитатель – тот педагог, с которым ребёнок начинает общение с самого раннего возраста. И от того, что заложит в маленькие головки современный воспитатель, зависит будущее всего нашего общества.
В 2013 - 2015 учебном году началась моя работа над проектом «Моя семья – моё богатство».


Считаю, что данная тема актуальна в настоящее время. А проектная деятельность обеспечивает развитие у детей положительных эмоциональных отношений к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес. Поэтому проектная деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе. Исходя из новых задач, которые ставит современное образование, большинству из педагогов предстоит перестраивать мышление. Как мне кажется, реализуя новый стандарт, каждый воспитатель, задумывается, прежде всего, о развитии личности ребенка, без которых он не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

В связи с этим необходимо выстраивать процесс воспитания, как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Для реализации программы по ФГОС я разработала этот проект потому - что семье, принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, и она остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
В начале учебного года предложила родителям формировать у детей нравственные основы личности ребенка, культуры общения и взаимоотношения. При реализации проекта детям дается возможность попробовать разные роли в коллективе. Так они получают опыт групповой самостоятельной работы, учатся договариваться, распределять роли внутри проекта.

В совокупности используются различные технологии: проектные, технологии ТРИЗ, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода, кейс - технологии, ИКТ - технологии и другие. Использую технологию игровых методов обучения, проблемное обучение, исследовательские методы обучения, обучение в сотрудничестве. Кроме того, веду работу по здоровьесберегающим технологиям, так как здоровье детей ухудшается из года в год и моя задача сохранить его.

В результате у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной.


Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому я стараюсь не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Одним словом, очень стараюсь «идти в ногу со временем» в период внедрения ФГОС. Хочу, чтобы моим детям было со мной интересно! Стараюсь для них!

В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если воспитатель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно педагог, его отношение к воспитательному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов дошкольного образования. Возможно, у меня ещё не всё получается идеально, но думаю я на правильном пути и всему научусь.

Контрольная работа по дошкольной педагогике на тему:

«Воспитатель дошкольного учреждения – специалист по дошкольному воспитанию»

Санкт – Петербург

План работы

1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества.

2. Мама или детский сад.

3. Функции воспитателя дошкольного учреждения.

4. Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ведущими нормативными документами.

5. Требования к личности воспитателя.

6. Воспитатель XXI века. Каким ему быть?

Список литературы.


1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества

«Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»

Горький М

На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Познакомившись с трудами многих русских и советских педагогов, я пришла к выводу, что наиболее полно и исчерпывающе роль воспитателя в жизни ребенка и общества раскрывает педагог – философ Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель изложил основные положения свободного воспитания детей дошкольного возраста.

По мнению К.Н. Вентцеля, ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы - и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

К.Н. Вентцель считает, что воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский сад должен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни. Однако в процессе свободного воспитания воспитатели детского сада, по мнению К. Н. Вентцеля, должны считаться с возрастом детей, которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений, быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки какой – нибудь программы, какого - нибудь расписания значило бы просто вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.

Самое главное место, по мнению ученого, здесь должно отводиться играм детей. Игры должны быть свободными, причем в отношении них должен проводиться тот метод освобождения творческих сил, который будет проводиться там по отношению ко всем другим занятиям ребенка. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел эту последнюю. Этим самым и объясняется прогресс детских игр, из поколения в поколение передающихся и воспроизводящихся. А между тем, отмечает ученый, игра – это поприще свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни – могла бы являться одною из наилучших форм упражнения творческих способностей ребенка. И она для современных воспитателей остается почти не утилизированной в этом отношении. Они стараются как можно больше направлять игры детей и руководить ими и очень мало дают им самим свободно играть, очень мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.

Между тем, деятельность воспитателей детского сада ученый видит в запечатлении характера творчества в самой высшей степени как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, придерживаясь метода освобождения в ребенке творческих сил, метода пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метода приведения ребенка в состояние наибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев при традиционных методах преподавания. Поэтому воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка гораздо большее значение имеет помочь самому, собственными усилиями добиться ответа на возникший вопрос, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.

Определяющим моментом в этой связи будет являться выявление потребностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенку следует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те, которые ему понадобятся в будущем, а в данный момент не нужны. Таким образом, знания, приобретаемые детьми в детском саду, не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственно ими переживаемой жизни, с ее хотя бы и повседневными, но глубоко их захватывающими интересами. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети.Также большую роль в развитии ребенка будут играть занятия искусством, причем они должны быть тесно связаны с жизнью, с его свободными, душевными переживаниями, с теми образами, которые естественно и самопроизвольно в нем рождаются. При этом воспитатели не должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постоянной практике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Таким образом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, он постепенно придет к более совершенному исполнению своих художественных произведений.

Таким образом - через науку, философию, искусство, религию - интеграцию знаний, объединение естественных и гуманитарных наук при изучении человека, человечества, природы и Космоса – происходит становление космического сознания ребенка.

Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек, по К.Н. Вентцелю, «будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, Космосом». В результате к нему придет «понимание необходимости заботы об окружающей среде». Образование, как считал педагог-философ, может развивать космическое чувство – чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношении к ним.

2. Мама или детский сад

Вспомним фразу Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние. От зародыша до новорождённого пучина».

Обязательно ли вести ребенка в детский сад, когда есть возможность оставить его дома? Сейчас многие родители решают этот вопрос в пользу домашнего воспитания. К сожалению, не всегда такой выбор оказывается правильным и дает ребенку возможность гармоничного развития и качественной подготовки к школе. Чем руководствуются родители, когда решают не водить малыша в детский сад? Как правило, их беспокоят непривычные условия обитания и питания, но самое сильное волнение вызывает предполагаемая сложная адаптация ребенка в новом коллективе. Правильно ли лишать дошкольника опыта общения с незнакомыми людьми? Ведь рано или поздно ему все равно придется выбираться «из-под крылышка» близких, и именно от них зависит, будет ли ребенок готов к этому шагу.

Давайте рассмотрим, в чем конкретно состоит преимущество посещения малышом детского сада в противовес домашнему воспитанию.

Во-первых, детский сад обеспечивает ребенку следование режиму, который приучает к разделению работы и отдыха. Далеко не всегда дома удается организовать время малыша с учетом этого немаловажного аспекта.

Во-вторых, общение в коллективе, поиск контакта с незнакомыми сверстниками и взрослыми – все это залог наилучшей адаптации ребенка в школе. Групповые занятия дают возможность проследить за малышом в соревновательной ситуации и подкорректировать при необходимости реакции ребенка. Воспитание на дому не дает дошкольнику этой значимой составляющей гармоничного развития, а родителей лишает шанса увидеть и вовремя устранить существующие проблемы. В-третьих, детский сад дает ребенку возможность всестороннего развития: физкультура, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, иностранный язык.

Также на занятиях в детском саду закладываются основы знаний об окружающем мире (мир растений, животных, человека, времена года); развивается пространственная ориентация (умение называть, где находится предмет), память и логическое мышление (умение находить сходство–различие, обобщать, выявлять лишний предмет из предложенных, раскладывать картинки, объединенные сюжетом, в верной последовательности). Не менее важны подготовка руки к письму (копирование простого рисунка, фразы), обучение элементарным математическим навыкам (порядковый счет до десяти, прямой и обратный счет, умение решать простые задачи), развитие речи (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, способность составлять рассказы по картинкам).

В-четвертых, в саду ребенок овладевает навыками самостоятельной работы и выполнения заданий по словесной инструкции. На занятиях осуществляется тренировка произвольного внимания, позволяющего сосредоточенно работать над материалом. Если вы решили воспитывать и обучать малыша дома, еще раз задумайтесь, сможете ли должным образом реализовать все аспекты подготовки ребенка к школьной жизни.

Посещение детского сада поможет ребенку подготовиться к учебе в школе:

Следовать режиму, разделяющему работу и отдых,

Общаться в коллективе и находить контакт с людьми,

Всесторонне развиваться,

Овладеть навыками самостоятельной работы,

Укрепить здоровье и характер.

3. Функции воспитателя детского сада

Воспитатель дошкольных учреждений учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе, готовит ребенка к поступлению в школу (т. е. учит их читать и считать).

Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.

В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Эта профессия была очень популярна в нашей стране в XIX - начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.

Гувернёров приглашают к детям старше трёх лет. Домашнее воспитание - нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а также желание и готовность работать с детьми. Домашнему воспитателю необходимо и наличие медицинской книжки.

Домашними воспитателями чаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин - гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образования и знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умение вождения автотранспорта.

Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий - еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения - входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии», пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком, петь, танцевать, правильно говорить, рисовать, дружить и т. д.

Однако самое главное в работе воспитателя детского сада - это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног.

Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными например: быть отличным спортсменом или хорошим певцом. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.

Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.

Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка». Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком».

Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.

4. Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ведущими нормативными документами

В соответствии с законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 работники дошкольных учреждений имеют следующие права:

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.

5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексом законов о труде Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия, предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

6. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

6.1. За работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами.

Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

7. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

8. Педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений - по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

В соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог имеет право:

· участвовать в работе совета педагогов;

· избирать и быть избранным председателем совета педагогов ДОУ;

· выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы (в том числе авторские), методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы;

· защищать свою профессиональную честь и достоинство;

· требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей, повышения квалификации;

· повышать квалификацию;

· профессиональное мастерство;

· аттестовываться на основе соискательства на соответствующую квалификационную категорию;

· участвовать в научно-экспериментальной работе;

· распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование;

· получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации; дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам местными органами власти и управления, учредителем, администрацией ДОУ.

В соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог обязан:

· выполнять Устав ДОУ;

· соблюдать должностные инструкции, Правила внутреннего распорядка ДОУ;

· охранять жизнь и здоровье детей;

· защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия;

· сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка; обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать

5. Требования к личности воспитателя

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения, которых невозможно стать высококвалифицированным воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

Все эти свойства, не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности воспитатель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он, тем не менее, вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить себе какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо сможет стать хорошим учителем или воспитателем.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший воспитателя представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Существующая система образования нередко отстает от тех преобразований, которые происходят в социальной сфере, но в целом достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя. Для того чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать следующее:

1. Правильно оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества.

2. Определить, какими качествами в этом обществе должен будет обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось.

3. Установить, какими достоинствами должен располагать, и от каких недостатков должен быть избавлен современный человек, оканчивающий среднюю школу.

4. Выяснить, каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие личности, необходимой обществу.

Обсудим сформулированные выше положения. Главная тенденция современного прогрессивного развития общества – это демократизация жизни; происходит децентрализация управления, передача власти на места.

Экономические преобразования затронули всю систему социальных отношений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя необходимость самостоятельного принятия ответственных решений. В этой связи значительно расширились возможности для установления прямых политических, социальных, хозяйственных и культурных связей между людьми, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения.

Усиление гласности позволило публиковать различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам, затрагивающим все сферы жизни общества. Отмеченные тенденции повысили требования к тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Какие же это качества?

Прежде всего - это умение жить в условиях, расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. Это предполагает, с одной стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие разногласия; с другой – это отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности.

Передача или утрата власти одной стороной предполагает ее принятие, умение воспользоваться ею другой стороны. Это предъявляет повышенные требования к организаторским умениям, к способности руководить людьми, принимать управленческие решения. Здесь нужны профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера.

Изменение системы экономических отношений требует расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств личности, которые совсем еще недавно считались если не отрицательными, то, во всяком случае, не самыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей.

Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других. Обладателями всех этих качеств в ближайшее время должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и если мы хотим, чтобы те положительные изменения, которые начали происходить в нашем обществе, закрепились окончательно, уже сейчас следует позаботиться о том, чтобы существенно изменить систему обучения и воспитания детей. Для того чтобы воспитать личность, а сейчас, нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.

О процессе формирования и развития способностей педагога как воспитателя можно сказать то же самое, что утверждалось выше о способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю.

В среде педагогов немало таких, кто является хорошим учителем, но сравнительно слабым воспитателем. Встречаются и те, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляется с ролью учителя. Это обстоятельство не является основанием для вывода о том, что соответствующие люди не могут стать хорошими педагогами, просто сфера приложения их педагогического мастерства может быть различной: или преимущественно учительской, или главным образом воспитательской.

Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это способность к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался исследованием этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением – это важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

Какова структура коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, используемых педагогом в общении с детьми?

Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику».

Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку» своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникши» конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения, максимум пользы для себя.

Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

6. Воспитатель XXI века. Каким ему быть?

«…Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю – малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму – давай быстрее, мама, побежим! Наверно – это вот и есть ответ – ценнее нашего труда на свете нет!»

Л.Ф. Евстратикова

Педагог он вечный созидатель.

Он жизни учит и любви к труду.

Я педагог, наставник, воспитатель,

За что благодарю свою судьбу.

Много нужно ласки и заботы

Всех услышать, каждого понять.

Воспитатель – трудная работа –

Постоянно маму заменять.

Вырастут ребята, детство не забудут,

Впереди у жизни целый век.

И тот шалун с годами добрым будет,

Главное, чтоб был он – ЧЕЛОВЕК!

Не важно, кем они работать будут.

Для воспитателя – ведь дети навсегда!

Чем больше уважать их будут люди,

Тем выше планка моего труда!

Уйдут одни, придут другие дети,

Получают здесь и ласку, и уют.

Меня оценят в 21 веке,

Труд воспитателя оценят – добрый труд!


Список литературы

Основная

1. Закон РФ «Об образовании», ст. 55-56;

2. Дошкольное образование в России. – М., АСТ, 1997, стр. 160-162.

3. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988,

4. Часть 2, глава 7.

5. С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. – М. – 2000, глава 1.

Дополнительная

1. Концепция дошкольного образования.

2. Дошкольная педагогика / под ред. Сохина Ф., Ядышко В. – М., 1986, глава 21.

3. Гелашвили И.Н. Антропологические воззрения К.Н. Вентцеля на вопросы теории свободного воспитания / Эхо: сборник статей. Выпуск № 4. Изд-во МПУ. 2000. С. 71-77.

Муниципальное Бюджетное
Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20»

Статья воспитателя младшей группы
Щекотихиной Валентины Петровны
на тему:
«Хороший воспитатель тот, у кого хотят поучиться!»

Орел, 2015
Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это скорее искусство. И научить этому искусству не могут никакие учебники, даже самые лучшие. «Воспитатель сам должен быть воспитан», - это известное положение - непременная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания». Справедливо считается, что «учителем» можно назвать того, кто сам постоянно учиться. Тоже самое относиться и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учиться науке и искусству воспитания, постоянно занимается самообразованием и самовоспитанием. Воспитатель должен обладать личностными качествами и профессиональным мастерством, что бы успешно работать с детьми, что бы воспитать всестороннюю развитую личность, творческую, активную.
Проблема воспитания во многом заключается в проблеме общения. Если в период пребывания в детском саду дети растут в атмосфере доброжелательности, любви, внимания, ласки, то у них возникают приятные воспитания, вырабатывается чувство уверенности. А это означает, что дети будут расти спокойными, доброжелательными, веселыми встречать мир с открытой улыбкой уверенного человека. Если же с детьми грубы, раздражительны, то и дети с большей легкостью, будут воспринимать эту манеру поведения. Их научили, пусть даже не вольно, как сердиться, грубить. Бессмысленно надеяться вырастить доброжелательных людей если взрослые с ними резки, говорят в форме приказа. Эти два аспекта взаимосвязаны, взаимозависимы. Одно из необходимых условий воспитания любовь к детям. Разумная любовь которая предполагает не «сюсюкание», не заискивание и удовлетворение капризов, а подлинную заботу о всестороннем развитии, доброжелательное общение, внимательное отношение к здоровым запросам, тактическую настойчивость в достижении полезных навыков и привычек. Цели воспитания, прежде всего, предусматривают укрепление здоровья детей, развитию умственных способностей, воспитать любовь к Родине, активности, честности, доброты трудолюбия.
Важно, что бы воспитание не омрачалось назойливыми поучениями, бесконечными нотациями. Своим однообразием они вызовут у детей скуку и уныние, более того могут вызвать негативную реакцию. В воспитании и должно заключаться внимание к личности ребенка.
Каким же необходимо быть воспитателем и какие требования предъявляются к нему? Педагог, работающий в системе дошкольного образования имеет непосредственное отношение к детям, а это значит, что он должен быть прежде всего всесторонне развитой личность и профессионалом своего дела. Воспитатель сам должен быть воспитан. Это известное положение - непререкаемая заповедь для каждого кто причастен к делу воспитания. Воспитатель должен обладать высокими нравственными качествами, с уважением относиться ко всем с кем общается. Подлинная интеллигентность не позволяет ему неуважительно отзываться о родителях ребенка, о самом ребенке разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний. Работа воспитателя не выносит формализма, косности. Она требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к воспитательно-образовательному процессу, постоянного творчества, новых форм организаций, занятий, самостоятельной деятельности детей, сочетание общегрупповых и индивидуальных занятий.
По каким же критериям следует оценивать работу воспитателя? Ответ однозначен: как он общается с детьми. И здесь можно выделить, если так можно условно сказать, личностную и содержательную стороны общения. По своей личностной характеристики общение педагога и ребенка носит спокойный, добрый, внимательны характер. Воспитатель должен обращаться с уважением к личности ребенка, ко всему что и как он делает: занимается ли, играет, делится своими впечатлениями. Помимо психологических аспектов в общении с маленьким человеком, существует не менее важный аспект, это облик того человека, кто ежедневно на довольно длительное время заменяет ему самого близкого для него человека - маму. Воспитатель должен уметь привести себя в соответствие чистоту и опрятность с высоким уровнем комфортности. У воспитателя должно быть уважение к ребенку и высоко развитое чувство справедливости. Он должен обладать многогранным талантом, любовью к своей профессии, к детям.
Только при условии честного отношения, при умении держать слово (малыш всегда помнит, что ему было обещано), периодически давая детям почувствовать, что они равноправные члены своей группы - воспитательно достигнет максимального успеха, станет для воспитанников примером и любимым воспитателем.
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего цветы. Каждому ребенку нужен особый подход, иначе он не достигнет совершенства в своем развитии. Каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности, поскольку только в любви открывается неповторимость каждого ребенка. Дети - главное богатство в окружении которых человек может быть счастливым. Нет большего счастья для воспитателя - чем ощущать себя нужным детям.

Список литературы
История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. - М.: Просвещение, 1982.
Вопросы истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. - Б.: Издательство БГПУ, 1999.
Макаренко А.С. О воспитании - М.; Политиздат, 1990г.



Рассказать друзьям