Венецианский карнавал история. Карнавал в Венеции: история, традиции, веселье

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Официально площадь Святого Петра в Риме , находящаяся перед одноименным собором, располагается не в Риме и даже не в Италии, а на земле города-государства Ватикан. Но зачем нужны избыточные условности? Отправляясь к собору, будет достаточно пересечь узкую белую линию со столбиками по внешнему периметру площади и таким образом оказаться в . Полшага обратно – в Италии. Хотя, возвратиться никогда не будет поздно, да и невидимые границы в ЕС – вполне нормально, а площадь Святого Петра в Ватикане либо, если хочется, в Риме, заслуживает никак не менее католической мессы.


Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Собор Святого Петра, покупаем билеты заранее через Интернет .

Странная дорога, ведущая к храму

На флаге Ватикана изображены два скрещенных ключа. Первый – от Царствия Небесного, другой – от . Площадь Святого Петра – символизирует безусловное духовное единение, выраженное архитектурными формами – с высоты птичьего полета также похожа то ли на громадную замочную скважину, то ли на еще один ключ. Однако, честно сказать, площадь Святого Петра в Риме – не одна, а 3-и площади: Ретта («прямая»), Обликва («наклонная») и Рустикучи (по имени дворца, находившегося во владении рода Рустикучи).

Прямая словно стрела виа делла Кончилиационе (улица Примирения), проходящая от замка Святого Ангела к Ватикану в 1936-50 годов, наращивает эффект: собор целиком превалирует над улицей, загораживая своей громадой целый горизонт. Стилизованные под обелиски фонари по той и другой сторонам улицы соединяются в единую колоннаду и приводят к настоящему обелиску на площади. Но по степени приближения купол собора вдруг начинает шаг за шагом «проваливаться» и в скором времени целиком скрывается за фасадом…


Как все начиналось

В начале новой эры вместо площади и собора – меж Ватиканским холмом и холмом Яникул – располагались сады и цирк Нерона. Принято считать, что как раз на его арене казнили Апостолов Петра и Павла. В середине I столетия в цирке поставили обелиск в высоту 25,5 метра, завезенный из Египта в 40 годах, еще при Калигуле. Подобных обелисков в Риме было много, однако до наших дней уцелели только 13. Римляне думали, что данные сооружения символизируют возрождение и мощь, а иероглифы на их гранях – секретные магические формулы.

К 4-у столетию – времени постройки первого Собора Святого Петра – на месте будущей площади и прежнего цирка, появился громадный некрополь. После возведения базилики перед ней была очищена от строений и захоронений обширная наклонная эспланада, на которой запретили любые строительные работы. Эспланада использовалась для прохождения массовых торжеств во время христианских праздников.

16-ый век

К 16-у веку площадь Святого Петра в Риме являла собой большой четырехугольник с перепадом высот до 10 метров. В непогодные дни грунтовое покрытие площади становилось непроходимое болото, что вместе с ветхой базиликой было «не к лицу» Святому Престолу. Папа Юлий II приступил к возведению нового собора, а Пий IV расширил площадь Святого Петра.

В 1586 году отыскали применение и для обелиска из цирка Нерона, до того времени находившегося у южной стены храма. Папа Сикст V провел его освящение, освободив от «языческой скверны» (о том говорят надписи на гранях). А также приказал переместить на площадь Святого Петра в Риме. Позолоченный шар, являвшийся до того времени украшением вершины обелиска и хранивший, по поверью, останки Юлия Цезаря, поменяли на крест с частицей Животворящего Креста из Иерусалима. Имперских останков, к слову, в шаре так и не обнаружили.

Для перемещения 300-тонного сооружения на площадь Святого Петра в Ватикане понадобилось 40 000 деревянных щитов, 40 лебедок и старания 800 рабочих и 140 лошадей. Курировал работы архитектор Доменико Фонтана. Под страхом смерти ротозеям, приходившим взглянуть на внештатное «представление», воспрещалось даже перешептываться. В определенный миг канаты лебедок чуть не лопнули, и лишь своевременный вскрик Бенедетто Бреска, капитана из Сан-Ремо – «Воды на канаты!» – помог не допустить трагедии. Бреска не казнили, а не скупясь наградили привилегией поставки пальмовых ветвей к Пальмовому (Вербному) воскресенью. В центре Сан-Ремо и сейчас есть площадь, наименованная в честь смекалистого капитана.

Площадь Святого Петра в Риме: Гений иллюзий эпохи барокко

Середина 17-го столетия. Перед Лоренцо Бернини, победившим в конкурсе папы Александра VII на проект площади, была поставлена невиданная по неразрешимости цель: как соединить в одно архитектурное целое собор с вынесенным вперед вычурным фасадом по проекту Карло Мадерна, его же авторства фонтан, тот самый обелиск и старый проход в Апостольский дворец? Перепад высот притом также никто не упразднял. Но для гения нет преград, если он мастерски использует опыт не менее гениальных предшественников и современников.


Возведение

Возведение проходило в 1656-67 годы. Примером для трапециевидной части, находящейся у собора – пьяцца Ретта – послужила площадь Капитолия, построенная Микеланджело, а изучение работ Декарта по оптике оказало помощь Бернини в окончательном устранении остальных недоразумений. Для уменьшения перепада высот на 4 метра была демонтирована соборная лестница. Сверху нового настила были построены 2 галереи и новая, сужающаяся по мере спуска, 75-метровая лестница, последняя ступень которой находилась как раз на уровне базы обелиска. Из-за подобных ухищрений издалека создается полная иллюзия, что данная часть площади обладает правильной формой квадрата. Продолжением правой галереи, приводящей в Апостольский дворец, стала Скала Реджа, известная парадная лестница, сужающаяся по степени подъема.

Эллипсоидная колоннада из 2-х полукружий (пьяцца Обликва), в общем традиционная для барокко, была повернута на 90 градусов так, что длинная поперечная ось разместилась не перпендикулярно, а параллельно фасаду. Ритмичное межание фонтана, обелиска и еще одного фонтана, построенного Бернини по примеру работы Мадерна, четко показывает сознанию зрителю, что это эллипс. Но зрение, привыкшее четко определять дистанцию по горизонтали, все-таки видит окружность.


Подобный эффект получается по причине ряда факторов: параметрам эллипса – 21 500 м², углу его наклона и самой четырехрядной колоннаде из 284 колонн аскетичного тосканского ордера, рождающей иллюзию вращения и прячущей подлинную глубину той и другой частей площади. Посмотреть лишь первый ряд колонн и все увенчивающие их 162 статуи возможно, если наступить на один из мраморных дисков, находящихся по обеим сторонам обелиска.

Имеются на брусчатке сампьетрино, брусках из темного порфира, имя которым тоже дала площадь Святого Петра в Риме (Ватикан), и прочие отметки. От обелиска, исполняющего функцию гномона солнечных часов, лучами разбегаются линии с указателями сторон света. Полуденные маркеры возможно отыскать меж обелиском и фонтаном, располагающимся с правой стороны (если находится лицом к собору).


Пьяцца Рустикучи, третий «элемент» площади. Это ее «преддверие», была построена на месте ряда снесенных дворцов для того, чтоб все же возможно было посмотреть на собор целиком. Свой итоговый облик она получила к середине 20-го столетия, во время возведения виа делла Кончилиационе.

Добро пожаловать, или…?

Любое воскресенье в 11.50 по здешнему времени на площади все ожидают прибытия папы во втором с правой стороны окне верхнего этажа Апостольского дворца, коллективного чтения молитвы «Ангел Господень» и сокращенной проповеди понтифика.

По средам с 10.00 утра площадь Святого Петра в Риме превращается в территорию для папской аудиенции. В прекрасную погоду Его Святейшество выходит на балкон собора Святого Петра, чтоб благословить паломников с различных уголков земного шара. Если погода не удалась, аудиенция проводится в зале на 6500 мест, сооруженном в 1964-71 годах.

Аудиенция Папы – мероприятие не для всех. Оказаться на нем можно лишь при покупке предварительно купленных билетов. О том, как и где их приобретать публикация тут. Лишь надо помнить, что аудиенция очень популярна среди путешественников. Потому алчущим поучаствовать в нем нужно подумать о резервировании билетов предварительно. Если с аудиенцией все же не получилось, то возможно довольствоваться прямой трансляцией с церемонии. Трансляцию демонстрируют на громадных экранах, поставленных на площади. К слову, запуск на площадь Святого Петра в Риме в такие дни может быть ограничен.

Огромное открытое пространство перед главной католической церковью мира по своему художественному совершенству является настоящим шедевром градостроительства. Спроектированная Бернини в 1657 году величественная площадь Святого Петра в Ватикане сегодня представляет собой парадный вход в независимое папское государство. Ежедневно сюда устремляются десятки тысяч туристов, приезжающих в Рим со всей планеты. А чтобы услышать папское благословение, на площади собирается, по разным оценкам, до 600тыс. верующих.

Фонтаны на площади Святого Петра

Не меньшей достопримечательностью являются два практически идентичных фонтана, украшающих площадь. На первый взгляд кажется, что они сделаны рукой одного мастера, однако это не так. Расположенный слева от входящего на площадь Ватикана фонтан «Антика», согласно историческим свидетельствам, находился здесь уже с 1490 года, украшая плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой. В 1614 году древний фонтан был несколько изменен архитектором Карло Мадерно – он увеличил его высоту, поместив нижний, наиболее вместительный бассейн на восьмиугольное основание, заменил верхнюю малую вогнутую чашу выпуклой, а также украсил основание фонтана барельефами с папской символикой.



После того, как площадь Святого Петра была обрамлена колоннадой, по проекту Бернини в 1677 году был возведен еще один фонтан, практически ничем не отличавшийся от предыдущего. Авторство работы приписывается Карло Фонтана, хотя некоторые историки утверждают, что возможно его изготовил сам Бернини. Единственное различие между двумя средневековыми шедеврами состоит в нанесенной на них папской символике.

Для сохранения архитектурной симметрии фонтан Карло Мадерно пришлось перенести на новое место. Оба фонтана были размещены по обе стороны Ватиканского обелиска, вдоль разделяющей площадь Святого Петра горизонтальной осевой линии.

Ватиканский обелиск

По центру площади возвышается стела из красного гранита, установленная здесь при понтификате Сикста V в 1586 году. Единственный, оставшийся не разрушенным с древнейших времен египетский обелиск ранее украшал цирк Нерона. Уникальные работы, связанные с его перемещением и установкой на новом месте, проводились под руководством выдающегося инженера и архитектора Доменико Фонтана. Столь неординарное событие по воздвижению монумента было увековечено на одной из фресок Апостольской библиотеки в Ватикане.


Скульптуры, украшающие площадь Ватикана

У подножия ступеней, ведущих к базилике, с правого и левого углов ее фасада находятся две статуи – Святого Петра и Павла, выполненные итальянскими скульпторами Джузеппе де Фабрисом (1790-1860) и Адамо Тадолини (1788-1868) соответственно. Скульптуры, установленные в 1847 году, заменили собой находившиеся на этом же месте две предыдущие работы Паоло Такконе и Мино дель Реаме, которые с 1461г. украшали плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой.



По центру верхней части фасада Собора находится статуя несущего крест Спасителя, со стоящей рядом фигурой, изображающей Крестителя Иоанна. По обеим от них сторонам расположены статуи 11 апостолов, причем фигура самого Петра отсутствует.



140 статуй, украшающие колоннаду, представляют собой экклесию молящихся святых (от др.-греч «ἐκκλησία» – народное собрание). Все громадные изваяния были выполнены в мастерской Бернини и по его эскизам.

Религиозные мероприятия на главной площади Ватикана

Увидеть Папу воочию стремятся многие приезжающие в Рим не только верующие, но и многие туристы. Не каждый знает, что возможность лицезреть понтифика предоставляется всем желающим практически каждое воскресенье. По этим дням, ровно в полдень, Папа благословляет всех собравшихся на ватиканской площади, обращаясь к ним из окна Апостольского дворца с молитвой «Ангелус».



Помимо этого, по средам, на площади Святого Петра в 10 утра начинается Общественная аудиенция, которая лишь в случае ненастной погоды может быть перенесена с площади в Зал Аудиенций, находящийся поблизости. Однако при этом нужно учитывать, что попасть на общественные аудиенции можно лишь приобретая билет.

Как добраться до Площади Святого Петра в Ватикане

Метро: линия А, до станции Ottaviano.
Автобус: маршруты № 23, 32, 81, 590 – до остановки Piazza del Risorgimento.
Трамвай: маршрут № 19 до его конечной остановки Piazza del Risorgimento.

Его называют «сердцем Ватикана» и «Белой жемчужиной». Сегодня Собор является главной резиденцией Папы Римского, одним из главных католических храмов мира. Размеры Собора Святого Петра в Риме просто потрясают – огромный белый купол под синим небом Рима…

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра . Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Император согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан , которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов , пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций , но все равно к XV веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела . Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то базилике, то центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным , а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо дела Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше , чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале XVII века центральная часть была увеличена , таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карлом Модерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с виа Делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джиованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в I веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

На страницах нашего сайта вы узнаете еще об одной достопримечательности Рима – ! Чем знамениты античные бани и почему так притягивают туристов?

Описание достопримечательности

По замыслу архитекторов Собор Святого Петра в Риме представляет собой крест , который венчает огромный купол; высота его равна 138 метрам, и он считается самым большим куполом в мире. В Риме не разрешалось строить храмы выше, чем Собор Святого Петра. Высота его достигала 136 метров, а в ширину он имел 211, 5 метров. До 1990 года Собор держал звание самого высокого храмового комплекса мира, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).

Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными , которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).

Входов в Basilica di San Pietro имеется аж пять: Врата смерти, Врата Филарета, Врата Таинств, Врата Добра и Зла и Святые врата. Через Врата смерти Ватикан провожает в последний путь умерших понтификов.

Святые врата открываются лишь в юбилейный (Святой) год , что случается раз в 25 лет. В год юбилея, под Рождество, Папа Римский разбивает бетонную кладку у двери, куда вмурован крест и ящичек с ключом от дверей Собора. Эти врата также называют Вратами индульгенции: если в юбилейный год пройти в них, то грехи списываются, и человек становится безгрешен.

Перед центральным входом в Собор расположены скульптурные фигуры святых апостолов Петра и Павла.

Внутреннее убранство храма, над которым тоже работал Бернини, поражает богатством и изящностью отделки.

Справа от главного прохода установлена скульптура Петра (XIII век) , которая среди прихожан считается чудодейственной, и каждый старается хоть на мгновение коснуться ее. Еще одна легендарная реликвия хранится в Соборе – наконечник копья центуриона Лонгина.

Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело . От центрального нефа по бокам расположены еще два нефа, разделенные с главным полукруглыми арками.

Еще один шедевр Бернини – балдахин (кеворий), декоративный навес на столбах – расположен прямо под куполом Собора. Балдахин – весьма внушительное сооружение из бронзы, покоится на четырех столбах с ангелами. Бронза для отделки взята из Пантеона, для чего были демонтированы бронзовые детали портика.

Алтарь стоит на месте прежнего, только реконструированный и укрепленный. В полу проделано специальное «окно», через которое прихожане могут увидеть гробницу святого Петра.

На нижнем уровне храма находятся Ватиканские гроты , гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившаяся с XV века мозаика, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.

Часы работы, стоимость билетов

Время работы собор Святого Петра в Риме ежедневно, с 9 до 19 часов (с октября по март – с 9 до 18 часов). Исключение составляет утро среды – каждую среду с утра Собор закрыт по причине проходящих в нем папских приемов.

Площадь Святого Петра — это большое пространство с красивой архитектурой, расположенное в Риме возле главнейшего собора для всех католических христиан. Сюда ежегодно приезжают тысячи верующих, чтобы послушать проповеди самого папы римского, апартаменты которого находится в ближайшем здании. Вся обширная территория площади Святого Петра принадлежит миниатюрному государству Ватикан, расположенному в итальянской столице. Все процедуры, связанные с великими христианскими праздниками, а также важнейшими событиями в момент назначения папы римского и торжественное восхождение его на главенствующий пост, проходят на открытой местности площади Святого Петра.

История возникновения

Начиная со времен Древнего Рима, в 30-х годах нашей эры, на территории современной площади Святого Петра в Риме существовали сады цирка императора Нерона. Под словом «цирк» в Древнем Риме подразумевали место для состязаний или стадион. Согласно известной легенде, именно в этом цирке принял смерть один из учеников Иисуса Христа, апостол Петр. Год его смерти приписывают 66-67 году нашей эры. Затем, на месте его могилы была построена первая церковь. Назвали ее в честь погибшего Святого мученика Петра, который в католическом христианстве считается первым папой римским. Старинная церковь, воздвигнутая на могиле Петра, была перестроена не один десяток раз до состояния великого собора, который является самым важным строением на площади. Это монументальное здание было построено в середине 17 века, оно имеет выраженную архитектуру стиля итальянского классицизма.

Архитектура

В проектировании и построении этой церкви принимали участие, практически, все самые выдающиеся мастера скульптуры, живописи, архитекторы и ученые инженеры. В список великих имен вошли могущественные Микеланджело, Рафаэль, Перуцци, Сангалло и Браманте. Грандиозное строительство длилось более 150 лет. Окончание строительства пришлось только лишь к 1670 году, когда архитектор Джованни Лоренцо Бернини закончил внутреннюю отделку интерьера церкви, отдав этой работе около 50 лет собственной жизни. Параллельно с трудами над собором и его внутренним декорированием, талантливый Бернини разработал изумительную архитектуру просторной площади, которая примыкает к триумфальному собору Святого Петра.
Бернини создал вокруг всей площади два полукруглых вытянутых здания, во главе которых возвышается католический собор. Эти здания называются «колоннады», их архитектура полностью состоит из четырех повторяющихся колон, которые как нельзя лучше сочетаются с главными колоннами собора на входе.
Немаловажной деталью в образе площади является центральный обелиск, завезенный из Гелиополя, древнего города египетской цивилизации. По императорской традиции, завоеванный обелиск привозили в Рим как красивый трофей и устанавливали его, как правило, на территории цирка или стадиона. Таких обелисков в современном Риме сохранилось около 3 штук. Самым выдающимся считается обелиск Ватикана, установленный там в 1586 году, во время правления римского папы Сикста Пятого. С двух сторон обелиска находятся фонтаны, существующие с 1675 года.

Окрестности

Оценив красивую архитектуру старинной площади Святого Петра, можно побывать на Пиацца дель Пополо, Пиацца Навона, посмотреть живописные сады Виллы Боргезе, Виллы Ада, Виллы Дориа-Памфили.



Рассказать друзьям