Весенние праздники в риме. Римский календарь и основные праздники

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Календарные обычаи, обряды и праздники Древнего Рима поражают, прежде всего, своим крайним разнообразием, зрелищностью, маскарадностью, организованностью, но вместе с тем, в них было много варварского и дикого. Полное их описание невозможно дать по той причине, что у античных авторов имеются о них лишь отрывочные сведения, другими же данными по этому вопросу историческая наука не располагает.

Рассмотрим только некоторые из древнеримских праздников. В феврале месяце проходили луперкалии. Во время этого праздника богу Фавну (бог скотоводства) приносили в жертву козлов в знак искупления грехов и очищения от них. Жрецы выполняли обряды: вымазывали кровью убитых животных лица двум юношам и тотчас вытирали кровавые пятна шерстью, смоченной в молоке. Затем жрецы вырезали из шкур жертвенных животных ремни и в передниках, также сделанных из шкур, выскакивали из храма и обегали вокруг Палатинского холма, нанося встречным удары ремнем. Замужние женщины охотно позволяли себя стегать, веря, что это исцеляет от бесплодия. Этот важный для жизни италий­ского крестьянина обычай практиковался в течение многих веков и сохранялся после распространения на Апеннинском полуострове христианства.

В этом же месяце праздновались фералии. Этот праздник был посвящен памяти усопших. Февраль был последним месяцем года, и праздники в этом месяце носили характер очищения (от лат. februare - «очищать»). В этот день украшались могилы и приносились жертвы. Люди верили, что в этот день души умерших имеют право покидать преисподнюю, где они постоянно пребывают.

Празднование Нового года было одно из самых веселых и шумных празднеств. Было всеобщим обычаем делать к наступающему году подарки, которыми первоначально были лакомства, означавшие символически качество пожеланий, позже стали дарить ценные предметы, преимущественно лампы с подходящими к этому дню надписями и медали. Жертвоприношения и молитвы в этот день совершались в честь бога Януса.

В марте в древнем Риме праздновались Матримониалии. Это был праздник супружества, особенно торжественный для жен. Утром замужние женщины, украсив головы венками из цветов, приходили в храм Юноны, покровительницы брака, и приносили ей цветы. Мужья же шли с жертвенными дарами в храм двуликого Януса*** , Невольницы пользовались в этот день правами свободных граждан, как и рабы в день сатурналий в декабре. В этом же месяце особенно торжественно отмечался весенний праздник Цибелы (праматерь богов и всего живущего на земле). В первый день этого праздника срубали молодую сосну, окутывали ствол мехами, а ветви обвивали венками, фиолетовыми лентами и относили в храм. На следующий день жрецы богини творили обряды. На третий день праздновались Гиларии – день гостеприимства, забав и шуток. В этот радостный весенний праздник запрещались печальные церемонии. Изображение богини носили по Риму, и каждый подносил ей дары.



В марте месяце в древнем Риме проходили Большие и Малые Квинкватры. В честь богини Минервы устраивались эти празднества. Богиня Минерва считалась покровительницей искусства и ремесел, и в особенности музыкантов.

В Больших Квинкватрах принимали участие ремесленники и учащиеся, которые на 5 дней празднеств освобождались от ученья.

В эти дни происходили богослужения и устраивались игры и бои гладиаторов. В последний день освящались трубы, так как трубачи, активно участвующие в празднике, признавали Минерву своей покровительницей.

В апреле месяце праздновались цереалии, палилии и виналии.

Праздник, посвященный богине Церере (богиня плебса). Этот праздник проходил в течение восьми дней и сопровождался играми. Праздник начинался праздничным шествием, которое направлялось в цирк, где в честь богини Цереры проходили конные состязания. Во время праздника римляне наряжались в белые одежды, посылали друг другу венки из цветов и устраивали приемы Гостей.

Палилии. Это очень древний пастушеский праздник* Свое название получил по имени божества Палес (покровитель стад скота). В этот день совершалось очищение животных и людей. Разводился большой костер из соломы, через который трижды прогоняли скот и трижды перепрыгивали пастухи. Праздник носил веселый характер: устраивались пиршества и развлечения.

Виналии. Это сельский праздник. Он был связан с пожертвованиями богу нового вина. Праздник проходил во время сбора винограда и виноделия и проводился на пригорках, лугах и лесных полянах.

В мае месяце праздновались Флоралии. Праздник был посвящен богине весны Флоре. И праздновался в начале месяца. В эти дни двери домов украшались цветами, устраивались веселые развлечения. Участники праздника надевали на голову венки из цветов. Проводились различные игры, цирковые представления и другие зрелища.

Один из самых значительных праздников был сатурналий. Этот праздник возник в память основания храма Сатурна (Сатурн – древнеримский бог, покровитель земледелия) – и отмечался в декабре месяце. Праздник продолжался целую неделю. В эту неделю римляне отдыхали от трудов, от всяких ремесленных и торговых занятий. Праздник сатурналий был народным праздником. В это время школьники освобождались от занятий, рабам предоставлялась полная свобода.

Празднество в честь Сатурна начиналось жертвоприношением перед храмом бога у подножия Капитолийского холма, где раньше находилось святилище Сатурна, основанное, по преданию, богом Янусом. После жертвоприношения устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы.

После жертвоприношения возле храма Сатурна начинались торжества, которые включали в себя бег на колесницах, травлю зверей и различные театральные представления. Римляне направлялись в центр города с его великолепными храмами и общественными зданиями, на Марсово поле и в «Большой цирк» - место для публичных игр и состязаний.

В Риме насчитывалось три цирка, которые были устроены почти одинаково. Самый древний из них - Большой цирк. Здесь проводились бега на колесницах. Такие бега устраивались раз в году, после жатвы хлебов и сбора плодов. Мест для зрителей не было, и они рассаживались на траве вокруг арены. Впоследствии был выстроен деревянный цирк, а затем его расширили - дерево заменили на мрамор и бронзу и превратили ипподром в грандиозное сооружение на 250 тысяч зрителей. По общему устройству Большой цирк представлял собой прямоугольную песчаную арену («арена» по латыни означает песок), вокруг которой были расположены места для зрителей. На нижних ярусах, отделанных мрамором, сидела знать, а на верхних, деревянных - беднота. Широкая (6 метров) и невысокая (1,5 метра) каменная стена разделяла беговую дорожку, подобно хребту, на две половины и тем самым препятствовала произвольному переходу состязавшихся лошадей с одной части арены на другую. Эта стена называлась спина. Эта стена-барьер была облицована мрамором. Ее украшали обелиски, статуи, небольшие храмы римских богов, фигурки зверей и атлетов. По краям находились колонны со статуями Победы наверху и 2 «счетчика» для счета туров. Возницы должны были объехать арену 7 раз. Первый «счетчик» представлял собой четырехколонную постройку, на которой находилось 7 золоченых яиц, а второй – то же самое, только вместо яиц были дельфины, которых также снимали по одному после каждого заезда. Именно здесь от возницы требовалось более всего ловкости и выдержки. Чтобы не зацепиться за колонны и не опрокинуться вместе с колесницей при крутом повороте, у каждой колонны нужно было описать большую дугу. Но излишняя осторожность возницы возмущала публику: терялись драгоценные секунды, воспользовавшись которыми вперед вырывался более смелый и ловкий соперник.

Цирковым играм предшествовала торжественная процессия. Во главе ее на колеснице, в одежде триумфатора, ехал консул, который должен был председательствовать на играх, ему предшествовал отряд музыкантов, а вокруг него шли его дети. Процессия двигалась при звуках флейты и труб. Затем следовали колесницы, запряженные мулами, лошадьми и слонами, на которых везли изображения богов. Зрители рукоплескали и кричали.

Когда все участники процессии садились на назначенные места, консул подавал знак к началу бегов, бросив на арену белый платок. Тотчас открывались ворота, из которых выезжали несколько маленьких, легких, беговых колесниц, и начинались бега. Выезжало обычно 4 колесницы, но бывало и по б, и по 8, и даже по 12. Колесницы были запряжены четверкой коней (на паре выезжали только новички), особого искусства требовало управление упряжкой от 6 до 10 лошадей. Число заездов было вначале 10-12, а затем дошло до 24.

Во время состязаний зрители неистово хлопали в ладоши, вопили изо всех сил, бранились, особенно в тех случаях, когда колесницы опрокидывались на поворотах. И так в течение всего дня игр, от восхода до захода солнца.

Цирковые состязания колесниц, символизировавшие круговое движение небесных тел, впоследствии обрели новое содержание: стали средством развлечения знати и разорившихся, хлынувших в город народных масс, «античного пролетариата». А потому их цель теперь состояла уже не в том, чтобы оказать магическое воздействие на природу или в состязаниях публично продемонстрировать силу и ловкость, научиться владеть своим телом, а в том, чтобы завоевать расположение зрителей, заполучить голоса, сдерживать народный гнев и обогащаться.

Людей собирало в цирке многое. Прежде всего, захватывающим было зрелище стремительно несшихся, сбивавшихся, обгонявших одна другую квадриг: прекрасные лошади, лихие возницы, смертельная опасность этих состязаний – этого было достаточно, чтобы глядеть на арену, не отрывая глаз, затаив дыхание. Цирковые представления были жестокими. Население Рима жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц освистывали. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. После бега колесниц в цирке был перерыв. Зрители устремлялись к палаткам позади цирка для того, чтобы подкрепиться: там, на средства триумфатора, въехавшего в Рим и желавшего заслужить расположение народа, публике даром раздавалась еда.

После перерыва начиналась травля зверей. На арену выпускалось до 60 африканских зверей. Сначала звери терзали друг друга. Затем в бой с животными вступали люди, называвшиеся бестиариями (от лат. bestia - зверь). Их набирали из пленных или преступников, приговоренных к смерти. После этого показывали дрессированных животных. В это же время начинались театральные представления на Марсовом поле в деревянном театре, который специально сооружался для этого праздника.

Мест для сидения в театре не было, и зрители располагались прямо на полу. Публика в театре свистела, если какая-нибудь роль плохо исполнялась, и таким образом заставляла плохо играющего актера удалиться со сцены или наоборот бурно аплодировала, если актер нравился, и заставляла его повторять понравившиеся места. Актеры, набранные из рабов и вольноотпущенников, были в масках, с особым приспособлением для усиления голоса, на ногах у них были высокие сапоги, которые увеличивали рост актера, также длинная одежда.

После представления на сцене появлялись канатные плясуны, всякого рода акробаты и фокусники.

В театре кроме комедий, разыгрывались ателланы, т. е. небольшие пьески комического содержания. В них было 4 действующих лица: глуповатый шут, толсторожий парень, простоватый дед и лукавый горбун.

Исследователи считают, что ателлана была заимствована римлянами от племени осков из Кампаньи в начале III века до н. э. В Кампаньи был городок Ателла. Вероятно, по имени этого городка римляне и стали называть пришедший к ним народный фарс ателланой. Характерная особенность ателланы состояла в наличии постоянных типов масок. Это были глупец Макк, обжора Буккон, жадный старец Папп и шарлатан Доссен. Один только облик хорошо знакомых публике персонажей вызывал у зрителей смех. Исполнители ателланы выступали в масках. Актеры играли эти пьесы не по написанному тексту, а тут же их сочиняя: поэтому содержание их было очень просто и коротко. Актеры говорили простым, грубым языком, пересыпая свою речь непристойными шутками: иногда они метко поддевали кого-нибудь из видных лиц города или селения, что вызывало шумные аплодисменты публики. Содержанием ателлан служили разные деревенские события, что было, кстати, во всенародный праздник сатурналий, праздник земледельцев.

Когда во второй половине III века до н. э. в Риме, благодаря культурному влиянию греков, начали ставить трагедии, ателланы соединились с сатурами и стали даваться в заключение спектакля. Это было развлечением для римской публики после длинной и утомительной трагедии.

В III веке до н. э. получил дальнейшее развитие воспринятый римлянами от греков мим (его название произошло от греческого слова «подражать»). Как и в ателланах, но обычно без масок, самодеятельные актеры мима (в том числе женщины) разыгрывали маленькие и веселые сценки из народного быта, а иногда выводили в шутовском виде богов и героев. Существенной частью мима были танцы под аккомпанемент флейты. Сценическая постановка отличалась простотой, непритязательностью.

Наряду с различными представлениями в цирках в III веке до н. э. стали устраиваться новые зрелища: заимствованные у этрусков поединки гладиаторов - гладиаторские бои.

Гладиаторские игры возникли из тризны, которую устраивали по умершему в убеждении, что он будет радоваться кровавому поединку. У древних этрусков такой поединок был высокой честью, которую воздавали знатному покойнику: от них этот обычай перешел и к римлянам. Первые гладиаторские игры были очень скромны: в 264 г. до н. э. на поминках по Бруту Пере, которые устроили его сыновья, билось три пары гладиаторов; ареной для них служил Коровий рынок. Это были «погребальные» игры, что и определило первоначальный характер гладиаторских боев, которые устраивались в память о дорогом умершем близкими людьми. Только в 105 г. до н. э. они были введены в число публичных зрелищ, об устроении которых обязаны были заботиться магистры. Это не исключало, однако, права частных лиц устраивать их в качестве тризны. Цезарь дал их в память своего отца в 66 г. до н. э. и своей дочери Юлии – в 45 г. (такая честь женщине оказана была впервые). Зрелище пришлось по вкусу.

Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усопшим. Со временем, по мере того как возрастал интерес к ним, гладиаторские бои были отделены от похоронного церемониала и превратились в одно из средств борьбы за власть. Дать блестящие гладиаторские игры – значило привлечь к себе сердца римлян и обеспечить голоса на выборах.

В 63 г. до н. э. в консульство Цицерона и по его предложению был проведен закон, запрещавший кандидату, искавшему звания магистра, давать эти бои в течение двух лет, предшествующих избранию. Императоры косо смотрели на право магистров устраивать эти роскошные зрелища и поторопились его ограничить: Август в 22 г. разрешил давать их только преторам дважды в год, причем выпускать на арену не более 120 человек. Клавдий отобрал от преторов это право и дал его только кветорам. Поэтому теперь римский гражданин мог устроить гладиаторские игры, только с разрешения сената (число дней и количество гладиаторов регламентировалось). Август упоминает, что он 8 раз устраивал гладиаторские игры, в которых участвовало 10000 человек. На празднествах, устроенных Траяном в 107 г. после победы над даками и длившихся 4 месяца, выступило 10 тысяч гладиаторов, т. е. столько же, сколько за все существование царства Августа.

Бои гладиаторов, проходившие в цирке, начали проводить на специальных, окруженных трибунами площадках – амфитеатрах. Бои гладиаторов становятся очень жестокими. За исключением нескольких отчаянных авантюристов, большинство гладиаторов выбрали этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные, преступники и т. д. Пополнение гладиаторов обеспечивалось благодаря трем видам наказаний.

1. Осуждение мечом гладиатора. Такого осужденного выставляли против опытного гладиатора. Естественно, что победителем в этих поединках всегда выходил гладиатор, искусный фехтовальщик, опытный, владеющий приемами нападения и защиты.

2. Осужденного бросали к диким зверям. В этом случае осужденным давали примитивное оружие, чтобы поединок мог тянуться подольше.

3. Осужденный зачислялся в школу гладиаторов согласно приговору. Эта форма наказания не означала обязательную смерть. После определенного количества боев гладиатор, освобождался от обязанности участвовать в поединках. В знак этого ему вручался деревянный меч, и, если он был рабом, он получал свободу.

4. Чем же объяснялась популярность поединков гладиаторов, которые в эпоху республики почти оттеснили на задний план театральные и цирковые представления? Рассмотрим только некоторые факторы.

Во-первых, они оказывали сильное психологическое воздействие на суеверных римлян тем, что в их представлении с помощью крови они могут покончить с губительной властью покойных. Во-вторых, поединок должен был означать, что народ также привлекается к публичному отправлению правосудия над осужденными и мошенниками. В-третьих, захватывающие поединки полностью удовлетворяли массовые потребности той эпохи, приучать юношей-римлян безразлично относиться к смерти, не быть чувствительными к человеческим страданиям. «Некоторые,– говорил Цицерон,– могут считать наши поединки гладиаторов жестокими и бесчеловечными. В том виде, как они проходят сейчас, они таковыми и являются. Может, для уха и есть лучшая школа, чтобы перенести боль и смерть, но для глаза определенно нет».

Все это попытаемся рассмотреть через призму уже упоминавшихся средств политической борьбы, когда предводитель какой-либо группировки изыскивал для народа с притупившимися эстетическими чувствами все новые и новые жестокости, желая таким образом произвести впечатление на своего противника. В период упадка республики гладиаторы использовались в борьбе за власть, совершали убийства. Противники Юлия Цезаря ехидно замечали, что уже во времена эдилов было столько гладиаторов, что благодаря ним он держал «в страхе» весь сенат.

Для подготовки гладиаторских боев в Древнем Риме существовали гладиаторские школы. Самая старая, из известных нам гладиаторских школ, находилась в Капуе и принадлежала Аврелию Скавру (консулу 108 г. до н.э.). Существовала целая категория людей, для которых содержание и обучение гладиаторов было профессией – их называли ланистами. Ланиста, так же как и сводник, считался человеком запятнанным, а занятие его – зазорным. Но обойтись без него люди, устраивающие гладиаторские бои, не могли. Ланиста покупал и опытных гладиаторов, и рабов, которые у него обучались гладиаторскому искусству, продавал их и отдавал в наем устроителям игр.

Состав гладиаторов был пестрый и по социальному составу (рабы, свободные от рождения, отпущенники); были среди них и порядочные, и преступники. К гладиаторскому званию можно было присудить. Осужденного, как говорилось выше, отправляли в гладиаторскую школу, где он обучался обращению с оружием, после чего выходил на арену. Если через три года он оставался жив, его освобождали от выступлений в амфитеатре, но он должен был еще два года прожить в школе, после чего получал уже полное освобождение.

Хозяин мог отправить раба в гладиаторскую школу и за вину и без вины – воля его была тут полной. Император Адриан ограничил этот произвол: с этого времени нельзя было сделать раба гладиатором без его согласия; оно не требовалось только, если раб совершил преступление, за которое хозяин наказывал его гладиаторской школой.

Бедняка гладиаторская щкола соблазняла даровым кровом и готовой едой, манила надеждой на удачу на обогащение, на сытую жизнь в будущем. Гладиатор был существом презираемым, зачисленным в разряд «опозоренных»: он не мог стать всадником, выступать в суде защитником или давать показания по уголовному делу; ему было отказано, подобно самоубийце, в почетном погребении. И в то же время он оказывался предметом восхищения и зависти. Богатые подарки, которыми осыпают победителя, сулили ему по окончании гладиаторской карьеры обеспеченное существование. Все это привлекало и заставляло забыть о темных и страшных сторонах гладиаторского существования. При заключении условия новобранец получал ничтожную сумму (не более 2 тысяч сестерциев по закону) и отрекался от прав свободного человека, вручая хозяину право «жечь его, связывать, бить, убивать железом». Новичок, пришедший в гладиаторскую школу, первоначально обучался фехтованию и обращению с оружием разного вида: не все были вооружены одинаково, и техника боя не для всех была одинаковой. Гладиаторы делились по своему вооружению на несколько групп; по мере того как расширялось знакомство римлян с другими странами и народами, на арене появлялись и гладиаторы с вооружением этих народов, раньше всех с самнитским.

Гладиаторские игры начинались парадным шествием гладиаторов по арене; затем часто разыгрывался мнимый поединок, в котором сражающиеся показывали только свою ловкость и умение фехтовать, так как бились «игрушечным оружием»; затем на арену вносили настоящее оружие, и, тот, кто давал игры, проверял его качество. Раздавался звук трубы или рога, и сражение начиналось. Гладиаторы бились чаще всего один на один, но бывало и так, что один отряд выходил против другого. Зрителей эта бойня захватывала; на оробевшего гладиатора обрушивалась буря негодования. Если гладиатор не падал мертвым на арене, но был ранен так тяжело, что сражаться дальше уже не чувствовал сил, то он мог, бросив оружие, поднять кверху палец левой руки или всю руку – это был жест – просьба пощады. Если он понравился толпе, возбудил ее сострадание, амфитеатр оглашался криками; люди махали платками или поднимали кверху пальцы. Гладиатора, не угодившего толпе, она приказывала добить, обращая большой палец книзу и тогда победитель всаживал нож в горло побежденного. Мертвого гладиатора проверяли кипящей смолой.

Победителю вручали пальмовую ветку, с которой он обходил арену. Кроме официальной награды, он получал значительные денежные подарки: иногда его осыпали золотыми монетами, и зрители громко считали, сколько монет упало, а иногда подносили деньги на дорогих подносах, которые тоже шли в дар победителю. О гладиаторских играх сообщалось заранее в «афишах»р – надписях на стенах домов и общественных зданий.

Гладиаторские бои происходили обычно в амфитеатрах. Развалины одного из самых старых амфитеатров, помпейского, со­хранились до нашего времени. Он был построен в первой четверти I в. до н. э. Квинтием Валгом и Марком Порцием на собственные средства в благодарность за избрание их в квинквенналы. Рассчитан был он на 20 тысяч человек.

В гладиаторских боях зрителям очень нравилась так называемая «ловля рыбы» – схватка между мурмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и щитом, носил на шлеме изображение рыбы, второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью. Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать противника сетью, свалить его наземь и, если бы того пожелала публика, прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мурмиллона входило ускользнуть от «рыболова» невредимым и при первом же удобном моменте поразить его мечом.

При общем восхищений кровавыми зрелищами лишь немногие римляне выражали свое негодование. Цицерон, восклицал, что нельзя испытывать удовольствие, когда человека рвет зверь или когда прекрасное животное пронзают копьем. Знаменитому оратору вторил философ Сенека, утверждая, что человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху.

Случалось, показывали на арене прирученных зверей. Например, львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали под бубен и вместе с людьми возлежали (по тогдашнему обычаю за столом с едой). Дрессировщиков иногда меняли канатоходцы, гибкие акробаты, ловкие жонглеры, «огнедышащие фокусники». Однако эти безобидные зрелища не получили сколько-нибудь широкого распространения.

Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях в Риме был построен Колизей.

В наши дни среди развалин Колизея гуляют туристы. Действительно, архитектурная красота Колизея пережила века. Но пережила столетия и другая, недобрая его слава.

Само название «Колизей» происходит от искаженного в средние века слова colossus, которым древние римляне именовали грандиозную статую императора Нерона, воздвигнутого рядом с амфитеатром. Впоследствии они называли ее «Амфитеатром Флавиев» – по «фамилии» правителей Веспасиана и Тита, при которых было построено это громадное сооружение. Арену Колизея окружали ярусы скамей, на которых могли разместиться около 50 тысяч зрителей.

Для защиты публики от дождя и палящего солнца над всем зданием натягивался полотняный тент, укрепленный на специальных кронштейнах в наружной стене. Фасад амфитеатра привлекал всеобщее внимание необычной пышностью: в нишах этажей, которые зияют сейчас своей пустотой, раньше стояли многочисленные беломраморные статуи.

Торжественное открытие Колизея состоялось в 80 году новой эры. Праздник открытия продолжался 100 дней подряд. На этот праздник приезжали в Рим отовсюду. В народ бросали тессеры, по которым счастливцы получали самые различные подарки – от 10 головок салата до 10 фунтов золота. В самом амфитеатре публику обносили корзинами со съестным – домашней птицей, печеньем, орехами, финиками, сливами. При этом бедняки оказывались, разумеется, обиженными и жаловались на неправильное распределение угощения. Но главное в Колизее, конечно, зрелища.

После того, как трубачи возвестили о начале представления, служители Колизея проводили по арене жирафов, верблюдов, антилоп и страусов, вывозили большие платформы с грозно рычащими львами. Копьями подгоняли носорогов и слонов, вязали канатами задние ноги кабанов и быков – для того, чтобы привести животных в ярость. Конные бестиарии (звероборцы) готовились сразиться с ними для увеселения зрителей.

Преступников, провинившихся рабов обрекали и на такую казнь. Среди пышных декораций на арене появлялся человек, играющий на лире и представляющий легендарного греческого певца Орфея. Казалось, сама природа очарована его игрой: скалы, прислушиваясь, подвигались к нему, деревья склоняли ветви, над ним порхали птицы, к ногам ластились животные. В финале же этой идиллии «Орфея» разрывал на куски медведь...

В амфитеатре показывали также и сражения зверей: носорога заставляли биться со слоном, пантеру - с бычком, медведя – с кабаном. Нередко их связывали попарно арканами, и зрители приходили в полный восторг, когда животные начинали яростно терзать друг друга. На торжествах открытия Колизея было затравлено подобным образом несколько тысяч различных зверей.

Каждая страна, покоренная римскими легионами, обязана была регулярно присылать в Италию представителей своей фауны. Целые караваны зверей следовали в фургонах-клетках по дорогам империи, а жители близлежащих городов и селений должны были снабжать животных кормом. В столице зверей размещали в особом зверинце, который по масштабам превосходил любой из нынешних зоопарков. При императоре Гордиане III там находилось 32 слона, 60 львов, 30 леопардов, 10 тигров, столько же жирафов, лосей и гиен, бегемот, носорог, а также множество всякой мелкой живности. И все они, в конце концов, были предназначены для уничтожения на арене Колизея.

Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах.

Для того, чтобы сделать народные зрелища более разнообразными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные Навмахии .

Навмахией называют сражение кораблей на море. Впервые Навмахия появилась в 46 г. до н. э. В честь военных побед над Галлией, Египтом и другими странами Юлий Цезарь организовал показ в Риме Навмахии.

На Марсовом поле было выстроено специальное здание с большим искусственным водоемом внутри. Вокруг водоема были сооружены скамьи для публики. На воде стояли настоящие боевые суда с тремя и четырьмя рядами весел. На палубах кораблей стояли вооруженные люди в чужеземных одеждах.

По сигналу Цезаря начался морской бой. Корабли стали таранить друг друга, а их экипажи старались уничтожить противника. В этом кровопролитном зрелище участвовало 2 тысячи бойцов и 4 тысячи гребцов – пленные, захваченные легионами Цезаря. Это была натуральная своеобразная инсценировка той морской битвы, которая проходила между тирскими и египетскими флотами. Спустя 44 года император Август устроил Навмахию по случаю освещения храма Марса. Был сооружен водоем 600 х 400 м, который заполнили водой. Здесь была инсценирована морская битва, которая проходила в V столетии в Эгейском море между греческим и персидским флотами. В этом зрелище принимало участие более 3 тысяч человек, и его постановщики не отступили от действительности, в деталях восстановили этой бой.

В 52 году новой эры Клавдий I устроил на озере в Аппенинских горах грандиозную Навмахию, в которой участвовало 19 тысяч человек и 100 кораблей. Здесь было воссоздано сражение сицилийцев с родосцами.

Когда с помощью замысловатых механизмов из озера вынырнул серебряный тритон и протрубил сигнал к бою, а корабельщики провозгласили: «Живи и здравствуй, император! Обреченные на смерть приветствуют тебя!» – произошло непредвиденное – Клавдий ответствовал: «Здравствуйте и вы!». После таких слов никто уже не стал сражаться, полагая, что им даровали жизнь. Но их все же заставили начать битву.

Позднее Навмахии устраивались в Риме и другими правителями – Нероном, Титом, Домицианом, Филиппом Аравитянином, причем каждый придумывал, что-либо новое, пытаясь затмить предшественников. Каждый раз приходилось заново сооружать водоемы, так как после Навмахии водоемы вынуждены были засыпать, из них исходило зловоние (разлагались трупы), и в городе начиналась какая-то неизвестная болезнь. Навмахиями стали называть здания-бассейны, предназначенные для таких сражений, а бойцов нарекли навмахиариями. Впоследствии перед морскими сражениями показывали чудовищных рыб, а в честь открытия Колизея после Навмахии, водоем закрывали плотами и были показаны сражения гладиаторов.

Во всех Навмахиях воспроизводились, как правило, наиболее известные морские сражения. Навмахии устраивались редко, так как это требовало громадных денежных затрат на строительство и снаряжение боевых судов и вскоре они прекратили свое существование.

Еще одной разновидностью народных зрелищ в Римской империи были Вековые Игры. Впервые они были отпразднованы в 17 г. до н. э. Им предшествовала большая предварительная подготовка. Распорядителем Игр сенат назначил императора Августа.

На Марсовом поле (место проведения празднества) были установлены медная и мраморная колонны, на которых была программа празднеств. Празднество началось в ночь на 1 июня. Вначале Август, в жреческом одеянии, приносил в жертву богиням судьбы девять овец и девять черных коз, а затем произносил молитву о величии римского народа и сохранении могущества империи. По окончании молитвы и обряда жертвоприношения начинались иные представления. Эти представления народ смотрел, по древнему обычаю, стоя. Шли они непрерывно в течение трех дней и ночей.

1 июня приносилась жертва Юпитеру в виде двух белых быков беспорочной красоты, а в ночь на 2 июня приносились жертвы трем большим Илифиям, покровительницам женских родов. В третий день смешанный хор отроков и девиц исполнял специальную кантату о даровании благоденствия римскому народу и государству. С 5 июня начинались семидневные всенародные празднества, состоящие из разнообразных сценических представлений, латинских и греческих драм, комедий, фарсов и пантомим.

В последний день – торжественная процессия для больших игр и травля зверей. Вековые игры были очень популярны, т. к. они производили глубокое впечатление на народ.

Римский амфитеатр и цирк - это только одна из многочисленных областей, где мы находим четкий образ римского эстетического сознания. Другой такой же образ можно найти в римском Триумфе.

Триумфы –чисто римское явление. Они были связаны с победами над врагом и являлись своеобразными массовыми спектаклями, прославляющими республику, ее силу и могущество, мужество ее боевых легионов. Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения). Существовало правило давать триумф в случае, если убито не менее 5000 врагов. Празднествам этим придавалось большое значение, происходили они по специальным постановлениям римского сената. Центральной фигурой парада – спектакля, где использовалась музыка, песни, стихи, шествия,пляски, иллюминация, - был Триумфатор, в честь которого и устраивался праздник. И режиссерами все было построено на внимании зрителей к герою дня – Триумфатору.

Перед торжественной колесницей Триумфатора, как правило, вели побежденных воинов во главе с царем или членами царствующей династии побежденной страны или же вождями враждебных племен, что служило неоспоримым свидетельством победы римского воинства. Обязательным компонентом Триумфа было участие победоносных римских легионов – своеобразный военный театрализованный парад. Все начиналось на Марсовом поле, подле Триумфальных ворот, шествие проходило через 2 наполненных народом цирка (Флавиев и Большой), затем через форум поднималось на Капитолий, там Триумфатор посвящал Юпитеру лавры и приносил пышную жертву. Все было построено так, чтобы изумить, ослепить зрителей, убедить их в силе и могуществе Триумфатора.

Во время одного из триумфов Цезаря организаторы этого пышного действия установили множество факелов на спины идущих слонов, которые освещали Триумфатору путь на Капитолий. Это было грандиозное зрелище.

В день Триумфа римским легионерам разрешалось высмеивать своего полководца в самые торжественные минуты его жизни. Они распевали песенки, более чем фривольного содержания. Это было связано с суеверием, что насмешки над Триумфатором, как предполагали древние римляне, отвращали его от зависти богов.Триумфатор с юмором воспринимал песенки своих солдат, и народ с восторгом принимал такое поведение великого диктатора.

В древнем Риме существовали также Малые Триумфы – или, как они еще назывались,- овации. В день проведения Малого Триумфа Триумфатор входил в город пешком (а не въезжал на ко­леснице). В овациях были специальные группы участников, называвшиеся хлопальщиками. Во время шествия хлопальщики бежали вокруг идущего Триумфатора, шумно аплодируя ему. Очевидно, с этого времени в обиход вошло слово «овация» – шумные, долгие аплодисменты.

Эстетическая сущность римских Триумфов была менее натуралистична, чем гладиаторские бои или травля зверей. В эпоху Римской империи триумф героя, возвращающегося с победой, был обставлен с наибольшей роскошью, блеском и эффектом, Что производило на зрителя огромное впечатление и вызывало всенародный энтузиазм. Именно в Триумфах мы видим четкое разделение исполнителя и зрителя, качественное изменение сущности праздника в отличие от праздников Древней Греции.

В Риме были распространены различные спортивные игры и состязания.

Географ Страбон писал, что Марсово поле в Риме так велико, что месте с бегами на колесницах и верховыми конными состязаниями на нем устраивались зрелищные игры в мяч и гимнастические упражнения «для огромного числа участников». Как и в Греции, поощрение занятий атлетикой у римлян во многом было вызвано задачами военной подготовки.

Первые публичные состязания в спорте римляне устроили в 186 году до н.э. А сто лет спустя на празднестве в честь военной победы над понтийским царем Митридатом, в Рим съехалось столько греческих атлетов, что в Олимпии не смогли состояться очередные игры – за недостатком участников. В связи с победой Октавиана Августа над Антонием сенат утвердил Акцийские игры (по названию мыса Акций, у которого происходило сражение), справлявшиеся каждые 4 года. На Марсовом поле был построен стадион, где соревновались бегуны и борцы, кулачные бойцы, метатели диска и копья. Кроме Рима, Акцийские игры устраивались в городе Никополе.

В Риме также большое значение придавалось музыке. Там был построен Одеон – концертный зал – для публичных состязаний певцов и музыкантов. Он был построен на Марсовом поле. Сооружение такого зала было значительным культурным достижением - хотя бы в свете того факта, о котором говорит греческий историк Полибий (не раз посещавший Рим за два столетия до концертов в Одеоне). «Однажды,– писал историк,– приехали в город греки-музыканты, а римская публика настолько заскучала от их игры, что заставила артистов подраться друг с другом – для развлечения зрителей». Выступления певцов и музыкантов понемногу стали обычными для Капитолийских игр, как и для игр Акцийских, во время которых тоже звучало пение, и музицировали на лире. Исполнители являлись авторами мелодий и стихов, получая за это большие вознаграждения – деньгами и золотыми венками.

Здоровые народные начала в празднествах и представлениях были заглушены в древнем Риме насильственно культивируемыми грубыми страстями и чистой развлекательностью. Римские празднества, театрализованные зрелища и представления времен конца империи были одним из показателей упадка культуры рабовладельческого Рима.

Рассмотренная эволюция празднеств, представлений и зрелищ является ярким примером того, как поощряемые и направляемые государством в определенную сторону празднества и представле­ния в древнем Риме исторически сыграли роль, противоположную той, которую они играли в Греции в период расцвета рабовладель­ческой демократии. Эта эволюция наглядно показывает, что массовые представления и зрелища могут не только «смягчать нравы» и способствовать воспитанию граждан, но, напротив, они способны стать одной из причин одичания людей в масштабах государств, наций и целых цивилизаций.

Новый год - первоначально 1 марта, затем -- 1 января. Официальные торжества, связанные с вступлением в должность консулов: торжественные процессии из домов обоих консулов, соединяющиеся на Капитолии; благодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому; пиры в домах консулов и частных лиц; обмен новогодними подарками.

1 января - В этот день принимали присягу консулы. В знак благодарности Юпитеру за помощь римлянам в прошлом году в жертву ему приносили быков. Консулы торжественно обещали Юпитеру, что их преемники сделают то же самое в следующем году.

15 февраля - Луперкалии . Первоначально древний праздник пастухов, посвященный Фавну-Луперку, охранителю стад от волков (волк -- lupus). Очистительные жертвы в гроте Луперкал Палатинского холма; ритуальный бег жрецов-луперков, наносивших встречным удары специальными ремнями из козлиной кожи.

В этот день в Луперкале, пещере на Палатинском холме, собирались две команды римских юношей, устраивавших состязания в беге вокруг холма. Эти состязания собирали толпы зрителей. Бегуны были одеты в шкуры принесённых в жертву коз, а их тела были разбрызганы кровью. Пробегая мимо зрителей, юноши хлестали их ремнями из козьих шкур. Считалось, что это способствует повышению плодородия, и поэтому женщины, мечтавшие иметь детей, становились как можно ближе к тропе, по которой бежали бегуны.

В обширном пантеоне римских божеств мы встречаем трех богинь, которым поклонялись исключительно женщины. Это Юнона Люцина, Матер Матута и Добрая Богиня. Поклонения некоторым божествам только определенных социальных групп - не редкость для древних обществ; это свидетельство глубокой архаичности этих культов.

Уже в Древнем Риме существовал женски й день . В этот день матроны (свободно рождённые женщины), состоящие в браке получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки. Кроме того, хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облачённые в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага.

Компиталии (начало января) - В сельской местности каждый земледелец возводил на границе своего надела небольшое святилище с алтарём. На алтарь он ставил свой плуг и деревянные куклы: по одной на каждого своего домочадца. Следующий день считался праздником. В этот день приносили особые жертвы богам, чтобы очистить дом и хозяйство от скверны на весь следующий год.

В городах владелец каждой инсулы приносил в жертву курицу на особых алтарях, устроенных на каждом перекрёстке.

13-21 февраля - Паренталии . Паренталии представляли собой торжественные церемонии в честь умерших родителей. Римляне навещали могилы предков за городской чертой, возлагали на них цветы и совершали возлияния молоком и вином на гробницах родителей. Считалось, что это не даёт покойным проголодаться и в гневе наслать чуму на живых.

22 февраля - Каристии . В этот день проводилась особая церемония, завершавшая паренталии. В честь этого римские семьи собирались за праздничным пиром. Замужние женщины ежегодно чтили богиню Конкордия на этом праздники. Конкордия - богиня согласия и супружеского мира. Конкордия способствовала согласию и единству граждан Рима, а также являлась покровительницей единодушия родных, особенно супругов.

1марта - В этот день в храме Весты совершали ритуал обновления вечного огня. Этот день также служил началом танцев салиев (особой коллегии жрецов). Двенадцать молодых патрициев исполняли танцы вокруг всего Рима, держа при этом священные щиты. Это продолжалось 19 дней. Каждую ночь танцующие проводили в разных домах, пируя вместе с хозяевами.

Матроналии - празденства в Древнем Риме в честь богини Юноны, которые праздновались замужними женщинами ежегодно 1 марта. В матроналиях принимали участие лишь матроны, почтенные, замужние женщины, состоявшие в законном браке, рабыням присутствовать запрещалось. До реформ римского календаря эта дата совпадала с Новым годом. Дата праздника означала освящение храма Юноны Люцины на Эксвилинском холме в Риме или, возможно, заключение мира между римлянами и сабинами. Женщины получали подарки от мужей и дочерей, женщины также готовили еду для рабов в хозяйстве, которые в этот день имели «выходной».

14 марта - В этот день в честь Марса, бога войны, на Марсовом поле устраивались праздничные скачки на лошадях.

15 марта - В этот день совершались празденства в честь Анны Перенны - богини - покровительницы года. Римляне устраивали пикники на берегу Тибра. Некоторые римляне верили, что, сколько чаш вина они смогут выпить в этот день, столько лет проживут.

23 марта - Тубилустрий. В этот день на особой церемонии в честь бога Марса римляне совершали ритуальное очищение священных боевых труб. Это должно было принести им удачу в военных кампаниях в новом году.

4-10 апреля. Мегалезийские игры. В этот день проводились игры в честь Кибелы - Великой Матери.

12-19 апреля Цереалии . В этот день устраивались игры и представления в честь Цереры, богини - покровительницы зерна и урожая. Проводились с 12 апреля и продолжались восемь дней. В жертву приносились медовые соты, плоды, свиньи. Римляне устраивали праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру.

21 апреля - Парили. Парили возникли как деревенский праздник, целью которого было совершить обряд очищения над овцами для защиты их от болезней.

Позднее этот праздник стал широко отмечаться в Риме, так как считалось, что этот день является датой основания города. В каждом из районов Рима устраивались свои празднества. Во время них зажигались огромные костры, на которых сжигали жертвы. Римляне танцевали прямо у костров. Завершались парили большим праздничным пиром под открытым небом.

28 апреля - 3 мая - Флоралии. В эти дни римляне устраивали карнавал в честь Флоры - богини цветов, и праздник плодородия. Эти празднества носили название Флоралий. Римляне украшали свои одежды цветочными гирляндами и весело танцевали. На столах в этот день всюду лежали охапки цветов.

1 мая - Три тысячи лет назад древние римляне в этот день славили Майю - богиню земли и плодородия. В честь покровительницы земледелия устраивались массовые торжества. Чем не праздник труда? И май носит имя этой богини. За минувшие три тысячи лет обычаи древней Италии распространились по всей Европе.

Лемурии - праздники мёртвых в Древнем Риме. Они проводились 9, 11 и 13 мая. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков-вампиров, которых называли лемурами или ларвами. Отец семейства вставал в полночь и обходил босиком весь дом, чтобы отогнать духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зёрна чёрных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: «Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких». По поверию, невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.

Праздник розы "розалия" засвидетельствован в древнеримском культе мертвых с 1 в. и отмечался в зависимости от той или иной местности между 11 мая и 15 июля.

Этот обычай до сих пор соблюдается в Италии в троицыно воскресенье (domenica rosata - Розовое воскресение).

Участники празднеств в честь бога вина и веселья Диониса увенчивались розами, так как существовало поверье, что действие розы охлаждает жар вина и мешает пьяным выбалтывать тайны. Вследствие этого роза стала также символом скрытности, а пятилепестковые розы охотно нарезали для украшения исповедален. "Sub rosa", т. е. под печатью молчания, буквально означает "под розой".

Роза является и символом совершенства, а форма ее полураспустившегося бутона стала образом кубка с эликсиром вечной жизни. Именно поэтому ее лепестки разбрасывали на могилах во время древнеримского праздника Розарий, а римские императоры носили венки из роз в качестве короны.

Римляне во время майских праздников Роз, названных "rosalia", жертвовали розы памяти умерших.

Была когда-то символом первой ступени возрождения и посвящения в таинства, олицетворяла собой телесную смерть: ежегодно в мае древние усыпали розами могилы - эта церемония называлась Розалией - и приносили в жертву душам умерших блюда с розами.

9 июня - Весталии. В этот день замужние римлянки приносили в храм Весты угощение для богини. Весталии считались праздником булочников, так как именно в этот день девы-весталки пекли особые хлебы из так называемой мола сальса - солёной муки.

24 июня - Форс Фортуна. В этот день устраивали праздник в честь богини Фортуны. День считался выходным. Горожане спускались на лодках вниз по Тибру, чтобы принести жертвы богини в двух святилищах, находившихся за пределами Рима. Остаток дня Римляне проводили за весёлым пиром и угощением.

6 - 13 июля - Аполлоновы игры . В эпоху республики этот праздник был связан с религиозными церемониями в честь бога Аполлона. В эпоху империи он превратился в традиционный повод для театральных представлений, различных зрелищ и цирковых скачек.

Нептуналии - праздник в честь бога Нептуна в Древнем Риме. Праздник проводился в средине лета, 23 июля, чтобы торжественно попросить бога воды предотвратить засуху. О церемониях почти ничего не известно, только то, что строились хижины из ветвей, в которых римляне, возможно, праздновали. Нептуналии был народным праздником, который также был в крестьянском календаре. В имперский период праздник проводился вместе с играми также в честь Нептуна.

Истоки римского театра и драма восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. Ещё в отдалённые времена, тогда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевали весёлые грубоватые песни, так называемые фесценницы. Как и в Греции, обычно выступали при этом два полухория, которые обменивались друг с другом шутками и насмешками подчас язвительного содержания. Зародившись ещё при родовом строе, фесциннины существовали и в последующие века, и в них, по свидетельству писателя времён Августа Горация, Находила отражения и социальная борьба между патрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесциннинские насмешки не щадили и знати, которая постаралась их обуздать - было установлено строгое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах.

12 августа . Бог Меркурий славился своей хитростью и изворотливостью. Особенно почитали его торговцы и коммерсанты, которые уплачивали десятую часть своих доходов святилищу Меркурия. На эти дни средства в честь бога устраивали официальный пир.

13 августа. Этот день считался праздником, посвящённым Диане. Рабы в этот день отдыхали, римлянки, по традиции, мыли головы.

5-19 сентября - Римские игры. Первоначально пятнадцатидневные праздненства, во время которых устраивались игры, скачки и театральные представления, были посвящены богу Юпитеру, но впоследствии религиозный смысл праздника отошел на второй план. 13 сентября в храме Юпитера в жертву приносили корову, и устраивали ритуальное угощение для сенаторов и всех магистров. Статуи Юпитера, Юноны и Минервы облачали в нарядные одежды и возлагали на застольные ложа, чтобы боги могли участвовать в пире вместе с людьми.

4-17 ноября - Плебейские игры. Эти празднества, включавшие в себя театральные представления, игры и скачки, были посвящены Юпитеру. 13 ноября устраивался особый пир для сенаторов и магистратов.

Начало декабря - Церемония в честь Бона Деа.

Этот праздник был посвящен Бона Деа («Доброй богине»), которая считалась в Риме покровительницей женщин. Ритуальные церемонии в честь богини держались в глубокой тайне, и мужчинам строго запрещалось присутствовать на них. По всей вероятности, участницы этих церемоний танцевали, пили вино и поклонялись священным предметам.

17 декабря - Сатурналии. В старину Сатурналии продолжались всего один день; впоследствии эти празднества занимали целую неделю. Их открывали жертвоприношения в храме Сатурна: в жертву приносили поросят, которых съедали на следующий день за обедом. В этот день господа прислуживали за столом своим рабам.

Вакханалия -- так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала по югу Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. -- по всей Италии и в Риме.Празднества эти соединялись с диким, исступленным разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 г. сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8-18). Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России.

У римлян было множество разных праздников, каждый из которых имел своё общественное или религиозное значение. Общегосударственные праздники устраивались часто, но работать, и вообще заниматься делами было запрещено только в наиболее торжественные из них. В правление Августа у римлян было 115 праздничных и выходных дней в году. При некоторых последующих императорах число праздничных дней достигло более 200 в год. Во время праздников устраивались различные игры, скачки и театральные представления.

Праздники и фестивали

Говоря языком поэтичным, правда, может быть, немного высокопарным, праздники и фестивали – это своего рода оправа драгоценного камня под названием Рим. И действительно, праздник – это всегда праздник, так почему бы не попытаться подгадать свою поездку под какой-нибудь из них?

Для начала приведем список национальных праздников Италии; отметим, что в эти дни не работают не только учреждения и заведения в самой Италии, но посольства и консульства страны в других государствах.

апрель-май – Пасхальный понедельник (день после Пасхи) и Пасхальное воскресенье

Как в большинстве других европейских стран, период рождественско-новогодних праздников и каникул продолжается с 25 декабря по 6 января – от Рождества до Крещения. Новый год (Capodanno) – один из любимейших праздников, отмечается он повсеместно, в том числе и в Риме. Город приобретает праздничный вид, его улицы и площади украшаются соответствующей новогодней атрибутикой. На это же время приходится период школьных каникул, и естественно, что детям в период новогодних праздников уделяется особое внимание. Если вы путешествуете с детьми, то в Риме вам обязательно нужно посетить площадь Навона, где проводится традиционная ярмарка-фестиваль игрушек.

1 января в Италии также отмечается Международный день мира. Одним из главных событий этого дня является торжественная месса, которую Папа Римский служит в соборе Святого Петра.

Заканчиваются рождественские праздники праздником св. Епифании, или же Бефаны. Епифания – это святая, в честь которой в римских церквях проходят торжественные богослужения. А Бефана – это добрая ведьма, волшебница, прилетающая в ночь с 5 на 6 ноября вместо Санта-Клауса и одаривающая итальянских детишек подарками. Несмотря на некоторые, так сказать, «противоречия», все довольны, к счастью, времена «охоты на ведьм» остались в прошлом. Праздник Бефаны продолжается целый день и заканчивается вечером на площадях, где жители сжигают чучела, символизирующие все плохое в их жизни.

Именно Бефана, как гласит легенда, надоумила итальянцев выбрасывать прямо из окон на улицу старую мебель и прочий хлам, и смотреть на реакцию прохожих. Правда, не так давно был издан закон, запрещающий подобные развлечения. И это, наверное, все же хорошо: праздник праздником, традиции традициями, но получить по голове какой-нибудь старой тумбочкой, мягко скажем, не слишком приятно.

9 марта отмечается День святой Франчески Римской. Праздник этот, надо сказать, весьма оригинален, ведь эта святая считается покровительницей водителей. 9 марта многие римские водители съезжаются к церкви Санта-Франческа Романа, чтобы получить благословение.

Весна – это время светлого праздника Пасхи. Естественно, что в столице католического мира этот праздник является одним из самых главных в году. Очень торжественно и мощно выглядит крестный ход в Страстную пятницу. Процессии, отправляющиеся в путь от каждой римской церкви, сливаются в единый поток у Колизея и далее идут к Палатинскому холму.

День города римляне празднуют 21 апреля, когда, согласно легенде, первый римский царь Ромул основал город. Пожалуй, это один из самых интересных дней для посещения Рима. Во-первых, город погружается в атмосферу древности, по украшенным цветами улицам торжественно проходят процессии облаченных в тоги «сенаторов» и «жрецов», а в Колизее и на подступах к нему «гладиаторы», потрясая мечами, копьями и огромными сетями, устраивают показательные бои. А во-вторых, в этот день вход в подавляющее большинство городских памятников архитектуры и музеи бесплатный.

Проходят в Риме весной и несколько цветочных фестивалей. Например, в начале апреля проходит Праздник азалий, Испанская лестница и ее окрестности украшаются цветущими азалиями. А в начале мая на виа ди Валле Мурсиа (via di Valle Mursia) проходит «Розовое шоу».

Не будут обделены любимыми развлечениями и любители спорта. В воскресенье свои матчи на Олимпийском стадионе Рима проводят «Рома» и «Лацио». Билеты можно купить в кассах стадиона (тел. 06 323 73 33), также в кассах спортивных клубов: ASS Rome Store (piazza Colonna, 360, в районе площади Испании); Lazio Club Point (via Farini, 34, в районе вокзала Термини). В первые две недели мая в Риме на кортах «Форо Италико» (viale dei Gladiatori, 31) проходит престижный теннисный турнир «Italian Open», в котором принимают участие лучшие теннисисты мира.

2 июня – День Республики. Одним из самых главных и интересных мероприятий, проходящих в этот день, является военный парад на виа дель Фори Империали. Более мирное, но не менее интересное мероприятие проходит во второе воскресенье июня в пригороде Рима Неми. Холмы вокруг этого города щедро усыпаны земляникой, которая, как говорят, придает неповторимый вкус воде из местного озера. Неудивительно, что в этом городе проходит фестиваль клубники и земляники, главным действом которого является парад, проходящий по центральной улице.

24 июня римляне празднуют День святого Джованни, центром которого становится площадь Сан-Джованни Латерано, где проходят ярмарка и уличные гуляния. Очень зрелищно выглядит ночная процессия со свечами, которую обычно возглавляет Папа Римский.

Еще один праздник, широко празднующийся в Риме, – 29 июня, День святых Петра и Павла, небесных покровителей города. Его кульминацией является торжественная месса, которую Папа Римский служит под сводами собора Петра и Павла.

5 августа в базилике Санта-Мария Маджоре проходит праздничная служба, во время которой на прихожан осыпаются лепестки белых роз. Эта красивая традиция – дань памяти о снегопаде, по легенде, случившемся в этот день в 352 году. Напоминаем, что столь необычное для лета явление было расценено как знак свыше и указание того места, где должен быть построен храм в честь Святой Марии.

15 августа итальянцы отмечают Феррагосто – Вознесение Богородицы. С этого дня в Италии начинается сезон отпусков.

В начале сентября в Риме начинаются «Notte Bianca», «Белые ночи» – под этим названием объединены различные театральные и музыкальные мероприятия. Также в этот период многие римские рестораны изменяют свои правила и работают и ночью, до последнего клиента.

Другой международный фестиваль под названием «Rome Europe Festival» также начинается в сентябре и продолжается до начала ноября. В рамках его в городе выступают итальянские и иностранные танцевальные и музыкальные коллективы.

Из осенних праздников наиболее значимыми являются День Всех Святых (1 ноября) и День Национального единства (4 ноября). Немногим раньше, в октябре, на виа деи Коронари (via dei Coronari) проходит антикварная ярмарка, особенно интересная ночью, когда прилавки освещаются светом мерцающих свечей.

В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ…

Необходимые телефоны

Полиция – 113

Карабинеры (военизированная полиция) – 112

Дорожная полиция – 326781, 67691

Справочная -100

Техпомощь автомобилистам -116

Скорая помощь -118

Круглосуточный пункт врачебной помощи при несчастных случаях: 482-67-41, Via del Colosseo, 20.

Срочная стоматологическая п о м о щ ь: 446-36-74, Ospedale Eastman, Viale Regina Elena, 287.

Если вы заблудились, то обратитесь в ближайший бар или кафе. Там практически точно вам помогут, дадут воспользоваться телефоном, телефонным справочником и картой города.

При утере или краже паспорта обратитесь сначала в полицию, а затем в консульство.

Если вы потеряли кредитную карточку, то в этом случае постарайтесь как можно скорее заблокировать ее, позвонив по указанным телефонам.

Eurocard/Mastercard: 800 87 08 66

Visa: 800 81 90 14

American Express: 800 86 40 46

Diners Club: 800 86 40 64

Если вы не обнаруживаете каких-либо своих вещей, то, перво-наперво, не впадайте в панику и подумайте, где вы могли их оставить. Если в ресторане, кафе, магазине, другом подобном заведении или учреждении, то вам, скорее всего, их вернут по первому требованию. Забытые и бесхозные вещи в транспорте сдают либо водителю, либо персоналу станции метро, а затем отправляют на специальный склад. Бюро находок забытых вещей в наземном транспорте находится по адресу: via N. Bettoni 1, 40, время работы: пн., ср. 8.30–13.00, 14.30–18.00, вт., пт. 8.30–13.00, чт. 8.30–18.00; телефон: 06 581 60. Бюро находок метро – линия «А»: 06 487 43 09, пн., ср., пт. 9.30–12.30; линия «В»: 06 575 42 95, пн. – вс. 7.00–18.00. Бюро находок на вокзале Термини: телефон – 06 47 30 66 82.

В случае, если у вас закончились деньги, то самый простой способ получить их из Украины – это система международных переводов Western Union, отделения которой есть во многих крупных банках и других местах.

Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие, необходимо вызвать полицию по телефону 112 или 113, техническую помощь можно вызвать по телефону 116.

Если вы почувствовали себя плохо, то для начала попробуйте обратиться в ближайшую аптеку (многие из них работают круглосуточно). Итальянские фармацевты при получении образования проходят и курсы первой помощи, так что в несложных случаях они смогут вам помочь. Далее, для более серьезного осмотра, обратитесь в любую крупную больницу, благо первая помощь при наличии страховки будет бесплатной. В случае необходимости безотлагательной помощи – звоните 118 или в круглосуточный пункт врачебной помощи при несчастных случаях.

Платные туалеты-кабинки есть практически возле всех крупных достопримечательностей города. Бесплатные туалеты можно найти в крупных магазинах, заведениях типа «Макдональдса» и даже при некоторых церквях. В крайнем случае можно зайти в любой ближайший бар или кафе, заказав для приличия стакан воды или кофе. «Uomini» означает «мужчины», «Donne» – «женщины».

Забастовки, как мы уже упоминали, для Италии достаточно частое явление и, с точки зрения туриста, весьма неприятное. Подстраховаться можно, спросив о возможных забастовках у администратора гостиницы, таксиста и т. д., а знающие итальянский язык могут полистать газеты или посмотреть новости по телевидению.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Вена. Путеводитель автора Штриглер Эвелин

ФЕСТИВАЛИ Клангбоген («Звонкая Радуга», Klangbogen), летний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене». Тел. 58830-661. Остеркланг («Пасхальный звон», Osterklang), весенний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене», тел. 58830660, или по адресу Stadiongasse, 9, 1-й

Из книги Берлин. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Фестивали, ярмарки и национальные праздники Январь-февраль: Шестидневные велогонки, сельскохозяйственная выставка «Зеленая неделя», Международный кинофестиваль.Март-апрель: Международная туристическая биржа, Музыкальное Биеннале.Май-июнь: Театральные встречи, German Open,

Из книги Будапешт и пригороды. Путеводитель автора Бергманн Юрген

ФЕСТИВАЛИ В рамках Будапештского весеннего фестиваля (середина марта – середина апреля), кроме концертов звучащей в изобилии народной и классической музыки, организуется смотр танцевальных домов, а также рынок народных промыслов (www.festivalcity.hu).На Международном Дунайском

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

ФЕСТИВАЛИ В июне 1970 года под эгидой Русского дома в Мельбурне состоялся Первый фестиваль русских поэтов Австралии, в котором участвовал 21 автор, а в постфестивальный сборник вошли стихи 34 поэтов.В Мельбурне в конце 1983 года состоялся и Второй фестиваль русских поэтов.В

Из книги Как издать книгу. Советы литературного агента. (Пособие для начинающих писателей) автора Горюнова Ирина Стояновна

ФЕСТИВАЛИ Первый Республиканский открытый литературный фестиваль «Поэтический Баку» прошел в 2002 году. В нем участвовали 104 поэта. Второй Республиканский открытый литературный фестиваль «Поэтический Баку - 2004» был организован посольством России, обществом

Из книги Всё о Нью-Йорке автора Чернецкий Юрий Александрович

ФЕСТИВАЛИ В сентябре 2001 года в Тбилиси прошел фестиваль АРТ-ГРУЗ, как ответная акция на фестиваль современного грузинского искусства АРТ-ГРУЗ, прошедший в Москве в сентябре 2000 года. Российскую литературу в Тбилиси представляли Александр Анашевич, Дмитрий Воденников,

Из книги Все о Риме автора Хорошевский Андрей Юрьевич

ФЕСТИВАЛИ ФЕСТИВАЛЬ ПОЭЗИИ СЕВЕРНЫХ СТРАНДвухдневный международный фестиваль. Проходит в Таллинне ежегодно в начале мае начиная с 2001 года. Организатор: Эстонское представительство Совета министров Северных стран. Приглашается около двух десятков поэтов из

Из книги КРЕПОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ. От крепости к крепости автора Коллектив авторов

7 Литературные премии и фестивали Зачем нужны литературные премии и фестивали? Во-первых, писать нынче модно, как я уже говорила. Во-вторых, для поддержания имиджа толстых литературных журналов и издательств, ну и отчасти для реализации тиража последними. Уже в-третьих,

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

Праздники и фестивали Особенностью Нью-Йорка являются частые у личные парады. Они как сопровождают праздники и фестивали, так и проводятся сами по себе. Ниже коротко расскажем об этих трех категориях событий жизни

Из книги Как заработать, если умеешь писать автора Горюнова Ирина Стояновна

Нью-йоркские фестивали В Нью-Йорке ежегодно проводится около полусотни фестивалей! Их полный перечень желающие смогут найти по следующему интернет-адресу: http://en.wikipedia.0rg/wiki/Categ0ry: Festivals_in_New_Y0rk_ City. С указанной веб-страницы открывается путь к их описанию. Однако, в отличие,

Из книги автора

Праздники и фестивали Говоря языком поэтичным, правда, может быть, немного высокопарным, праздники и фестивали – это своего рода оправа драгоценного камня под названием Рим. И действительно, праздник – это всегда праздник, так почему бы не попытаться подгадать свою

Из книги автора

Специальные экскурсионные программы, проекты, фестивали Полуденный выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости Международный карильонный фестиваль (август)Комплекс Государственного музея истории Санкт-Петербурга, помимо Петропавловской крепости,

Из книги автора

Из книги автора

Литературные премии, конкурсы, фестивали, гранты Зачем нужны литературные премии, конкурсы и фестивали? Во-первых, писать нынче модно, как я уже упоминала. Во-вторых, для поддержания имиджа толстых литературных журналов и издательств, ну и отчасти – для реализации тиража

9 марта. День святой Франчески Римской. Римские водители приезжают к церкви Санта-Франческа Романа, чтобы получить благословение святой покровительницы шоферов.

21 апреля. День основания Рима. Утром в ратуше служат торжественную мессу. Вечером все здания на Капитолийском холме расцвечены разноцветными лампочками. Днем в городе проходят концерты военных и других оркестров.
Страстная неделя и Пасха (Settimana Santa & Pasqua). Туристы и паломники стекаются в Рим в субботу накануне Вербного воскресенья. Они заполняют площадь Святого Петра, где проходит месса под открытым небом. Во время Страстной недели в церквях идут торжественные службы, кульминацией которых становится обращение папы к верующим в день Пасхи.
Вербное воскресенье. В этот день Папа Римский служит мессу на площади Святого Петра.
Чистый четверг. Папа Римский служит мессу в церкви Сан-Джованни ин Латерано.
Святая пятница. Воздвижение Креста Папой Римским в освещенном свечами Колизее.
В понедельник после Пасхи (Pasquetta) римляне отправляются за городские стены (fuori porta), в горы и парки, чтобы отдохнуть и устроить пикник. Основное угощение — яйца, сваренные вкрутую (uove sode), и копченая ветчина (salumi).
Первая неделя апреля. Неделя культурного наследия (Settimana dei Beni Cultural!). Доступ во все государственные музеи и к археологическим достопримечательностям Рима свободный.
Начало апреля. Весенний фестиваль / Праздник азалий. Испанскую лестницу украшают цветущими азалиями в терракотовых горшках.
Конец апреля. Выставка на открытом воздухе на виа Маргутта.

Начало мая. Международное конное шоу на пьяцца ди Сиена на вилле Боргезе. Шоу роз на виа ди Балле Мурсиа на Авентине.
Конец мая. Выставка антиквариата на виа деи Коронари. По ночам освещается свечами. (Проводится также в конце октября.)
10 дней в мае. Международный чемпионат по теннису. Международный теннисный турнир ежегодно проводится в Риме.

Италия очень многообразная страна, в каждой ее области свои культурные особенности и этнические традиции. И в этом разделе мне прежде всего хотелось бы рассказать вам о праздниках в Риме и области Лацио, а также, по по мере возможности, о торжествах и обычаях других итальянских регионов.

ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ

В это время самый главный праздник — это конечно же Рождество и Новый Год! Началом Рождественского периода считается праздник

Непорочное зачатие Девы Марии – 8 декабря

8 декабря 1854 года Папа Пий IX издал апостольскую конституцию Ineffabilis Deus , в которой был официально признан католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей - Анны и Иоакима, но на нее не перешел первородный грех. В Риме есть место, напрямую связанное с этим событием. В двух шагах от площади Испании, как раз перед дворцом Испании, где находится посольство Испании при Святом Престоле, то есть при Ватикане, в середине 19 века была воздвигнута колонна высотой почти 12 метров в честь принятия данного догмата. На колонне воздвигнута статуя Девы Марии.

Утром 8 декабря римские пожарные возлагают цветы прямо под ноги Девы Марии, а также вешают огромный венок на руку Девы Марии, который остается там в течении всего года. Конечно же, для римского пожарного это огромная честь! Немного позже сам Папа Римский приезжает лично на площадь, чтобы поклониться Деве Марии. Также считается, что в этот день каждой семье пора заняться украшением дома к Рождеству. Разумеется, все украшают елку! Вы же знаете, что это — общеевропейская новогодняя традиция. А в Италии главный праздник — это все же Рождество, а не Новый год. Поэтому в домах, церквях и на площадях вы обязательно увидите ВЕРТЕП — воспроизведение сцены Рождения Христова. Главные действующие лица которой — младенец Иисус, Дева Мария и святой Иосиф. Также обязательно присутствуют вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. И пастухи с овцами, один из которых часто изображен несущим на плечах ягненка, как символ Агнца Божия. Также волхвы, Ангел и Вифлеемская звезда. Остальные персонажи присутствуют в зависимости от размеров вертепа и от фантазии автора. Многие фигуры снабжены внутренним механизмом, поэтому они двигаются и очень часто получаются просто удивительные композиции! В Рождественский период также устраивают «живые вертепы» — это театрализованные представления с участием актеров или местных жителей.

В Риме существует и традиция украшать дома, площади и вертепы «Рождественской звездой». Официальное название этого растения — Молочай красивейший, или пуансеттия (лат. Euphorbia pulcherrima ). Из-за времени цветения, которое совпадает с Рождеством, а также из-за того, что прицветники образуют форму звезды, растение это называют «Вифлеемская звезда» или «Рождественская звезда».

Рождество – 25 декабря

Рождество в Италии считается семейным праздником! У итальянцев даже есть поговорки «Natale con I tuoi, Capodanno con chi vuoi”, что значит «Рождество со своими, Новый Год с кем хочешь». К слову, Новый Год в поговорке можно заменить на любой другой праздник. В Риме очень ценят национальные традиции и Рождество действительно предпочитают отмечать в своей семье. Самое главное — это, конечно, посещение праздничной службы в церкви. Но не менее важны также и кулинарные рождественские традиции. Кушать нужно много и вкусно! Что поделаешь, — таков обычай. На ужин перед Рождеством 24 декабря принято готовить только рыбные блюда. А вот на обеденном столе 25 декабря обязательно должно присутствовать вкусно приготовленное мясо. Часто на первое готовят tortellini in brodo (супчик из пасты с начинкой, напоминающий по форме небольшие пельмени), а на второе — мясные блюда. о самое главное место на рождественском столе занимают традиционные сладости! Панеттоне (по форме напоминает кулич из мягкого воздушного теста, в которое добавляется изюм и засахаренные кусочки фруктов), Пандоро (выпечка из нежного теста, которая по форме напоминает большой кекс.. название переводится как «золотой хлеб»), Торроне (напоминает нугу или халву на основе яиц и меда с разными видами орехов) и многое другое! После праздничного обеда, плавно переходящего в ужин, принято играть в карты или в лото. Следующий день за Рождеством, 26 декабря , — тоже выходной. Это день Святого Стефана . Обычно в этот день итальянцы отдыхают от обильного застолья предыдущего дня, так как 27 декабря, увы, — уже рабочий день.

Новый год — 1 января

В Риме нет каких-то особых традиций для празднования Нового Года. Ночь 31 декабря кто-то проводит в кругу друзей, кто-то — в ресторане, а другие собираются на центральных площадях Рима. Обычно в центре проводятся концерты и бывает красивый салют. Пожалуй, самый главный новогодний обычай — это петарды и фейерверки после наступления полуночи. А некоторые даже любят пострелять из настоящего оружия. Без жертв, к сожалению, не обходится… Но давайте о приятном. Китайский календарь в Италии не принято принимать во внимание. Так что никому нет никакого дела до того, будет ли наступающий год годом Змеи, Свиньи или Обезьяны. Но все-таки привлечь удачу в новом году стараются все! Считается, что если встречать Новый Год в нижнем белье красного цвета, то это обязательно принесет удачу в наступающем году. Поэтому магазины буквально завалены красным нижним бельем! А еще под бой часов нужно обязательно успеть съесть 12 виноградин. В конце новогоднего ужина принято подавать блюдо из чечевицы и жирной свиной колбасы (есть два вида такого лакомства: zampone в виде свиной ноги и cotecchino в виде толстой колбаски). Форма и цвет чечевицы символизируют монеты, а это — к изобилию и богатству в новом году. На праздничный обед 1 января принято ходить в гости к друзьям и родственникам.

Богоявление — 6 января

А заключительным праздником в Рождественский период является Богоявление (или Эпифания ) в честь прихода трех волхвов и Крещения Господня. Символ этого праздника — Бефана, добрая фея в виде старухи, которая очень похожа на русскую Бабу Ягу. Она ходит по земле в Рождественский период и дарит подарки, особенно детям. Хорошим и добрым детям Бефана приносит в своем чулке подарки и сладости, а злым и непослушным — уголь или золу. Самой главной площадью в Риме в этот день становится площадь Навона . Именно там в течении всего Рождественского периода находится самый большой Рождественский базар в Риме, где продают игрушки, украшения, картины, фигурки для вертепа…. Посреди площади находится традиционная детская карусель и повсюду продаются рождественские лакомства: сладости, орешки, сладкая вата, а также бутерброды с традиционной местной бужениной (поркетта). А особый восторг вызывают именно милые Бефаны, которые при ударе в ладоши начинают злобно хохотать и при этом у них сверкают глаза жутким красным светом!

День Святого Антония Великого — 17 января

Этот раннехристианский святой считается покровителем домашних животных, поэтому в этот день в церквях проводится благословение домашних животных. В этот день нужно обязательно попасть на площадь св. Петра в Ватикане. Там можно увидеть не только домашних кошек и собак, но также ослов, лошадей и других животных.

ФЕВРАЛЬ

Карнавал

В 2013 году в Риме период Карнавала начинается 2 февраля и заканчивается 12 февраля (Жирный Вторник).

Карнавал отмечается перед Великим постом. Хотя в Риме Карнавал в последнее время отмечался не очень красочно, в этом году было решено все-таки возродить эту древнюю традицию. История Карнавала уходит корнями в языческую культуру. Еще в Древнем Риме отмечались праздники Сатурналии (период зимнего солнцестояния в середине декабря, переход от зимы к весне), которые сопровождались массовыми гуляньями, во время которых рабы и хозяева были равны и даже сидели за одним праздничным столом, пряча свои лица под масками. С приходом христианства Карнавал был запрещен, но начиная с 9 века традиция его празднования возобновилась и приобрела христианское значение. Во время Карнавала проводятся народные гулянья на площадях и улицах Рима. Открывается он праздничным шествием масок, наездников на лошадях и ярко украшенных повозок. Повсеместно проводятся театрализованные представления. Ну а самый главный атрибут Карнавала — это красочные костюмы и маски! Типичные же сладости периода Карнавала — это «фраппе» (хрустящий хворост) и «кастаньоле» (сладкие шарики). Жирный вторник (в 2013 году 12 февраля) — последний день Карнавала перед Великим постом, аналог славянской Масленицы.

Пепельная среда в 2013 году приходится на 13 февраля — отмечается за 46 календарных дней до Пасхи. Это начало Великого поста. В православии соответствует Чистому понедельнику. Во время мессы головы верующих посыпаются пеплом, а также иногда пеплом делается знак креста на лбах верующих, что является символом покаяния и смирения.

День Святого Валентина — 14 февраля

В этот день принято дарить подарки своим возлюбленным, признаваться в любви и приглашать своих «половинок» в кафе или ресторан.

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

День Матери — второе воскресенье мая

Пятидесятница — 50-й день после Пасхи

ИЮНЬ

АВГУСТ

ОКТЯБРЬ

Праздник вина

НОЯБРЬ



Рассказать друзьям