Виды дидактических игр. Как дидактические игрушки помогают в развитии ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Абдуразакова Асият Шарапудиновна ,

воспитатель

МБДОУ детский сад «Снежинка»

п.Нижнесортымский, Сургутский район

Предметная деятельность - ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Игрушки, подобранные по Цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами. Основная наша задача состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Трудно переоценить значение первых предметных игр малышей с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. В процессе работы мы учли, что дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Педагоги поняли, что дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память - запоминание, узнавание и воспроизведение. Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач :

  1. Умственное воспитание в процессе действий с предметами: развитие восприятия (сенсорное воспитание), мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.
  2. Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, в особенностях материала, звуковых свойствах предметов).
  3. В процессе действий с предметами совершенствование моторики пальцев и координированных движений левой и правой руки.
  4. Пробуждение познавательной активности (любознательности).
  5. Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Понятие «дидактические игры и игрушки » для многих родителей является чем-то далеким, непонятным и сложным. А ведь такие игрушки занимают особое место в жизни и развитии ребенка , поскольку являются первым обучающим материалом малыша. Дидактические игрушки - это игрушки , направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос полезна ли она малышу , чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку ? Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватки, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры. Однако, дидактическая игрушка требует от родителя особенного подхода к ней. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, родителю необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Задача родителя направить детскую активность в развивающее русло. Так с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.. Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка , способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.. Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой – маленький), их качества (твердый – мягкий, легкий – тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом и соответственно им подбираются и игрушки , необходимые для решения этих задач.

0-1 год

С первых дней жизни родители покупают долгожданному чаду всевозможные мягкие игрушки , а также разнообразные погремушки и подвески, которые открывают копилку дидактических игрушек. Первые из них служат, прежде всего, для своевременного развития детей, формирования восприятия и начальных элементов мышления, различения форм, величин, цветов, материалов. Также они помогают расширить ориентировку в звуках и знакомят малыша с разнообразием окружающего мира. В первые месяцы жизни малыша у него отсутствуют целенаправленные действия, которые начинают формироваться на протяжении первого полугодия его жизни. Началом развития движения руки является схватывание. Ребенок учится держать в руке предметы и захватывать их. Развитию этой функции способствуют игры с погремушками , поэтому их выбору стоит уделить особое внимание. Погремушка должна быть достаточно легкой, с удобной для захвата ручкой. Удерживая в руке игрушку, формируются и другие действия: сжимание и разжимание, трясение. Малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, положение в пространстве, характер звучания. В 5 месяцев , при схватывании, более активными становятся пальцы. И здесь уместно использовать игрушки , направленные на развитие мелкой моторикиЭто могут быть игрушки -подвески на пружинах, которые ребенку необходимо захватить пальчиками и подтянуть к себе. В 6 месяцев ребенок не только умеет крепко держать вложенную в руку игрушку, но и брать её из любого положения. В 7-10 месяцев ребенок уже способен соотносить игровой материал с определенным местом в пространстве. Малыш вкладывает и выкладывает игрушки , снимает со стержня крупные детали, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизать их. Для развития этих способностей хорошо использовать такие игрушки как: пирамидки, стаканчики-вкладыши, матрешки. В таком возрасте лучше, если у пирамидки стержень будет толстым, а кольца – крупными. Родителям необходимо следить за тем, чтобы все игрушки могли свободно захватываться рукой ребенка . С 8-9 месяцев появляется действие манипулирования двумя предметами (ребенок способен удерживать два предмета в обеих руках и взаимодействовать ими, например, стучать кубиками друг о друга), подражание предметным действиям взрослого. Для этого возраста как раз подойдут различные коробочки, которые позволяют выполнять всевозможные действия: открывать и закрывать, вытаскивать, вкладывать и вставлять. В игровом материале предусмотрены специальные доски Сегена (деревянная пластина с вкладываемыми вырезанными контурами предметов. Например, 5 яблок разных величин – от большого к маленькому, каждому из которых нужно найти свое место). Это позволит малышу научиться соотносить размер и форму. Ближе к году ребенку можно предложить составить из частей предметы и разъединить целое на части.. Поэтому полезно использовать конструктор из хорошо знакомых детям предметов, имеющих 3 составляющие, где детали накладываются друг на друга. Например, овощи, фрукты или кухонную утварь.. Однако к выбору игрушек в этом возрасте стоит подходить не только с точки зрения обучающей функции, но и уделить особое внимание материалу, из которого они сделаны. Постарайтесь не давать малышу игрушки , красочное покрытие которых не является стойким. Материал не должен быть токсичным, чтобы избежать отравления. А также пока что лучше исключить деревянные и тряпичные игрушки . Предпочтительнее, выбирать те, что сделаны из хорошего пластика или специальной резины.

1-2 года

Со второго года жизни разнообразие дидактических игрушек значительно увеличивается. В этом возрасте малыш продолжает познавать такой неизвестный для него окружающий мир. Дети учатся производить действия, требующие относительно сложных ручных умений. Знакомятся с физическими свойствами предмета (масса, подвижность и т.п.), с количеством (один, много, мало). Занятия с дидактическими игрушками активно развивают слух, зрение, мышление, память и воображение, мелкую моторику пальцев и координированные движения рук. Формируется любознательность, устойчивый интерес доводить дело до завершения. На этом этапе сохраняются все игрушки из прошлого периода, однако увеличивается число частей, составляющих комплексную игрушку и, возможно, размер. В пирамидке число колец может доходить до 10. Нанизывая и снимая кольца разного размера сначала со взрослым, а потом и сам, ребенок поймет, что за большим кольцом следует меньшее и т.д.Можно продолжать вставлять втулочки в отверстия и вынимать их. Они могут быть одного или разного размера. Такая игрушка помимо мелкой моторики, способствуют развитию речи, если при выполнении действий с ней взрослый рассказывает сказку, побуждая малыша в дальнейшем рассказывать самому. В этом возрасте ребенок может выполнять задания на подбор, соотнесение, группировку игрушек по сходству или различию, что развивает его мышление. Например, малыш может отделить красные шарики от синих, шарики от кубиков, выбрать одинаковые по размеру втулочки. Для проведения таких игр возможно использование строительных наборов-конструкторов , которые в дальнейшем послужат ребенку в развитии других функций. Детали конструктора должны быть средней величины, так чтобы ребенок мог удержать их в ручке. Не стоит, высыпать все кубики, а лучше для начала достать 5-6 штучек. Здесь появляются элементы первой конструктивной деятельности, способствующей развитию мышления, воображения. Например, постройте с ребенком домик или башенку, он уже может ставить один кубик на другой. Также, с помощью конструктора, можно выстраивать всевозможные лабиринты и прокатывать внутри него шарик, сначала ручкой, а потом с помощью какого-либо удлиненного предмета (палочки). Это способствует развитию мелкой и крупной моторики, координации движения рук. Для развития этих функций также подойдут и лабиринты , сделанные из проволоки: на нее нанизаны всевозможные фигурки, которые необходимо «провести» по дорожке. В после года малышу также можно предложить так называемые «почтовые ящики» , которые представляют собой пластиковую коробку. На ее стенках вырезаны геометрические формы или контуры, и в эти отверстия дети вставляют предметы, соответствующие контуру. Сначала нужно показать самый простой «почтовый ящик» с 2-3 геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, бубны – все это музыкальные игрушки . Их назначение – способствовать развитию музыкального слуха, ритма, поэтому они должны иметь звук чистого тона. Когда ребенок начинает ходить уверенно, ему нужны игрушки , развивающие движения, например, всевозможные каталки (на устойчивых колесах и с палкой, с удобной для малыша ручкой для захвата). Заинтересуют ребенка и музыкальные коврики, где прорисованы шаги и дорожки. К концу второго года жизни можно удивить малыша разрезными картинками из двух-четырех частей. Тоже касается и кубиков. Лучше, если это будет один нарисованный предмет, персонаж, а не сюжетная картинка с мелкими изображениями героев.

2-3 года

В этом возрасте активность малыша проявляется в большей самостоятельности, в желании создавать что-то своими руками (нарисовать, сконструировать, построить), возрастает способность детей к проведению сравнения и обобщения. К третьему году все вышеперечисленные игрушки не стоит убирать от ребенка , наоборот необходимо увеличить их количество (включая новые виды, например пирамидки из объемных геометрических фигур со сквозными отверстиями). В этом возрасте можно дать малышу «шнуровки». Врезка Не стоит предлагать ребенку шнуровки с большим количеством мелких составляющих (это будет полезно к 3,5- 4 годам).. Пока же стоит ограничиться более крупными и привлекательными для восприятия предметами. Хороши также деревянные фигурки для нанизывания на шнурок. Игра в «Парные картинки», также может заинтересовать ребенка , но следует помнить, что без помощи взрослого ему будет трудно освоить их. Начинайте с картинок, где изображен один хорошо знакомый ребенку предмет. К трем годам интерес у малыша вызывает как крупная, так и мелкая мозаика. Покажите ребенку , как «строить» домик, цветочек и, начав собирать по образцу, в дальнейшем он порадует вас собственными изобретениями, которые поначалу могут и не представлять собой что-то определенное. В этом возрасте к прочим игрушкам можно добавить пазлы . Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Обращайте внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предметов, сейчас достаточно одного или двух. Все фигуры должны резко выделять из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами и так, чтобы предмет ограничивался 2-3 элементами Несколько раз собрав вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без помощи взрослого. По мере его успехов увеличивайте число элементов. Интересным для ребенка этого возраста окажется «волшебный мешочек» , с вложенными в него игрушками и формами, которые ребенку нужно распознать на ощупь, запустив ручку внутрь. В магазинах встречаются обычно мешочки с деревянными фигурками. Однако здесь главное, чтобы предмет был знаком ребенку , поэтому в мешочек сначала можно прятать любые игрушки малыша. Да и сам мешочек может быть условным, например, вложить какой-нибудь предмет в шапочку и получится тот же результат. Такая игрушка способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, образного мышления. Для развития крупной моторики подойдут такие игрушки как: «рыбалка» и «сачок». Можно организовывать семейные игры, например: «Лото», «Домино» с изображением предметов и животных, «Логические цепочки».. Это игры, в которых ребенок будет подбирать необходимые предметы по смыслу или выстраивать логическую последовательность.. Также к семейным относятся всевозможные настольные игры, например: «Кто что дает» (корова-молоко; курица-яйцо), «Где чей детеныш», «Ассоциации».

4-6 лет

К 4 годам появляется особый вид игрового материала – настольно-печатные игры. Они способствуют развитию внимания и памяти, например, такие игры как «Чего не стало», «Что изменилось». Развитию интеллекта и образного мышления («Чего не хватает»), символического мышления («Правила дорожного движения»), умению выделять существенные признаки («Времена года»). Знакомят ребенка с окружающим миром, дают представления о среде обитания животных («Мир животных и птиц»), о профессиях и многом другом.. Такие игры помогают не только сформировать логические операции (классификация и другие), но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, запомнить цифры и буквы. Кроме того, настольные игры требуют внимания, сосредоточенности, быстроты, умения ориентироваться. К 5-6 годам дети уже способны решать сложные интеллектуальные задачи. Это самое подходящее время для разнообразных конструкторов с различными креплениями, деталями. Малыш сможет придумывать и реализовывать свои замыслы самостоятельно. Будет чувствовать себя творцом, радоваться и гордиться своими успехами и эти чувства, родителям необходимо поддерживать и разделять вместе с ним. Вашему малышу уже подвластны пазлы с большим количеством деталей. Конечно, это не однодневный труд, но итог стоит затраченного времени. И не забудьте про головоломки . Это игрушки для развития ума и тренировки сообразительности. К ним относятся: викторины, цилиндрики с шариками, которые надо выстроить по цвету, «Пятнашки», «змейки», «загони шарик», знаменитый «Кубик Рубика». Подобные игры развивают интеллект, воображение, сообразительность, ловкость, упорство в решении игровых задач на основе образного и логического мышления. Их устройство часто требует от ребенка применения раннее неизвестных ему способов действия для достижения цели. Некоторые игрушки способствуют тому, чтобы дети научились решать задачи на сопоставление, удерживание в памяти необходимой информации, на опробование и выбор вариантов действий. Родители должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка – это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш – не пассивный созерцатель, а труженик, потому что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.

Втулка - деталь в виде полого цилиндра или конуса.

Наталья Карасева
Дидактическая игрушка как средство развития речи ребенка раннего возраста

В этой статье оснащена актуальность дидактической игрушки . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей.

Воспитатель Карасева Наталья Викторовна

ГБДОУ № 47 комбинированного вида Фрунзенского района СПб

За несколько лет работы с детьми разного возраста , я столкнулась с проблемой речи у детей . В наше время, почти каждый ребенок , испытывает проблемы с речью. Это связано с резкими изменениями условий жизни, экономическими и национальными катаклизмами, болезнями. В этот период необходима помощь, как от педагога, так и от родителей.

В начале второго года жизни, когда дети свободно передвигаются, они активнее, чем раньше, приобретают действенные представления о свойствах и назначении предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего, игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Они нужны для успешного развития детей , чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, а так же способствовали обогащению активного и пассивного словаря.

Игрушка - неотъемлемая часть маленького человечка. Они помогают ребенку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи , дают возможность ее содержанию, дают возможность ребенку оживить мир игры , приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка , ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет , дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Так же она помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности.

Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка . Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития . Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Дидактические игрушки - это игрушки , направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу , соответствующую возрасту . Это могут быть задачи на развитие восприятия , памяти, мышления. Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста . Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу , условия решения которой заложены в самой игрушке , ее конструкции или содержании игры.

Цель дидактических игрушек - передача детям разных знаний; развитие речи , мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.

Однако дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину, выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они входят в дидактическую систему средств , связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка , способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький, их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый, их количество (один, много, мало, форму (шар, куб, круг, кольцо) . Ребенок знакомится и с другими особенностями : шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами : устойчивостью и пр.

Игрушки , подобранные по цвету , форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей . Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются различные мыслительные операции.

Дидактические игрушки развивают мелкую моторику , вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с игрушками учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т. е. развивают память и воображение. Сенсорное развитие детей - основа познания мира.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом, соответственно им подбираются и игрушки , необходимые для решения этих задач.

Вывод : Занятия с дидактическими игрушками :

1. Сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов.

2. Стимулировать их речевую активность. Такие игры-занятия способствуют речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста .

3. Научить простым поисковым действиям по методу проб и ошибок в решении практической задачи.

4. Укреплению правильного произношения звуков.

5. Постоянно обогащать свою речь за счет общения в процессе игры. Следовательно, занятия с дидактическими игрушками , связанные с выполнением игровых действий, имеющих логику, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей , а так же на их словарный запас.

Список используемой литературы.

1. Борисенко М. Г., Лукина Н. / А Мне купили игрушку . – С-Пб.: Паритет, 2004

2. Борисенко М. Г., Лукина Н. / Начинаем говорить. – С-Пб.: Паритет, 2005

3. Бородич А. М. / Методика развития речи детей . – М.: Просвещение, 1996

4. Васильева М. А. и Гербова В. В. / Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2009

5. Гербова В. В., Максаков А. И. / Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2008

6. Гербова В. В. / конспект занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе с 2-7 года– М.: Власов, 2002

Классификация дидактических игр позволяет проследить их сущностные особенности, использование которых обеспечивает соответствующий учебно-воспитательный эффект. В дошкольной педагогике дидактические игры различают по учебному содержанию, игровым действиям и правилам, организации и отношениям детей, роли воспитателя.

Распространенной является классификация дидактических игр по характеру материала, согласно которой выделяют:

1. Игры с предметами.

Распространены они в народной педагогике, которая, учитывая потребность ребенка в познании предметов, создала сюжетные (куклы, предметы быта, овощи и т.п.) и бессюжетные (шары, цилиндры, пирамидки и др.) дидактические материалы.

Использование сюжетных дидактических игрушек имеет много общего с сюжетно-ролевыми играми. Бессюжетные игрушки используют для закрепления знаний о свойствах и качестве предметов (размер, количество, цвет, форму). В народных дидактических игрушках заложен принцип самоконтроля. Это означает, что матрешка, пирамидка, грибок не закроются, если их части подобраны неправильно. В процессе игровых действий (разъединение, соединение, снятие, нанизывание и др..)

По определенным правилам ребенок осваивает способ решения дидактической задачи. Во время игр с предметами и игрушками дети знакомятся с их свойствами и признаками, сравнивают, классифицируют их. Постепенно их игровая деятельность усложняется, они начинают выделять, объединять предметы по одному признаку, что способствует развитию логического мышления. Детей все больше привлекают задачи, требующие осознанного запоминания, обязывают к поиску недостающей игрушки. В этом процессе дошкольники обогащают знания о материале, из которого изготавливают игрушки, предметы. Игры с природным материалом организуют во время прогулок. Они способствуют закреплению знаний о природе, формированию и развитию мыслительных процессов.

2. Настольные игры.

Классификация игр по материалу отмечает их направленности на обучение, познавательную деятельность, но она лишь поверхностно раскрывает основы дидактической игры. Этой цели подчинена классификация дидактических игр, предложенная специалистами, по которой выделяют:

1) игры-путешествия

Они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Это может быть путешествие в намеченное место, преодоления пространства и времени;

2) игры-поручения

Игровое задание что-нибудь сделать: «Собери в корзину все игрушки такого-то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» и др..; 3) игры-предположения. их игровое задание выраженное в названиях: «Что было бы …?», «Что бы я сделал, если бы …?» и др.. Они побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения;

4) игры-загадки

Развивают способность к анализу;

5) игры-беседы

Основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность.

В соответствии с характером игровых действий дидактические игры делятся на:

  • Игры-поручения. Основываются на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, составлять, разъединять, соединять, нанизывать т.п.;
  • Игры по отысканию предметов, их особенностью является неожиданное появление и исчезновение предметов;
  • Игры с «угадыванием загадок». Выстраиваются они на выяснении неизвестного: «Узнай», «Отгадай», «Что изменилось? »;
  • . Игровые действия, предусмотренные в них, заключаются в отражении различных жизненных ситуаций, в исполнении ролей (покупателя, продавца, волка, гусей и др..) Функционально все виды дидактических игр сориентированы на то, чтобы обучать и развивать детей через игровой замысел. Это их автодидактическое свойство обусловливает особенности работы педагога по использованию игровых приемов в развитии ребенка.

Ирина Череданова
Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста

План :

1. Актуальность.

2. Цели и задачи.

3. Условия реализации (перечень дидактических игрушек , игр и пособий для детей группы раннего возраста ).

4. Методика проведения .

1. Актуальность.

Ранний возраст -важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей , определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательноек отношение к людям, творческие возможности. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

Изменение социальной среды (поступление ребенка в детский сад) сказывается на физическом и психическом здоровье детей, особенно раннего возраста . Чтобы облегчить адаптационный период, необходимо создать для малыша особый, эмоционально комфортный климат в группе , правильно организовать деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый, взрослый-ребенок» , обязательно включающий игрушки , игры и упражнения.

Дидактические игрушки- это игрушки , направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту . Это задачи на развитие восприятия, памяти, мышления, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Дидактические игры и игрушки в жизни ребенка появляются с первых дней его жизни. Они помогают ребенку найти эмоциональный комфорт, облегчить душевное состояние, поднять настроение : развеселят плачущего, ободрят робкого, успокоят расшалившего, помогут расслабиться рассерженному ребенку.

2. Цели и задачи.

Основная цель : снизить напряженность периода адаптации, помочь освоиться в новой обстановке, привыкнуть к общению с незнакомыми детьми , создать эмоционально-комфортную атмосферу.

Занятия с дидактическими играми и игрушками решают следующие задачи :

Снятие эмоционального и мышечного наряжения, снижение излишней двигательной активности, агрессии;

Создание условий для взаимоотношений и взаимодействий с другими детьми и взрослым , развитие коммуникативных навыков;

Сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);

Развитие речи (умение понимать и самому называть предметы, качества, действия) ;

Развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками , аккуратности;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

3. Условия реализации.

Дидактический стол .

В нашей группе дидактический стол представляет собой стеллаж с ящиками, дверцами и «окошками» для размещения дидактических пособий . Верх у стола оформлен в виде «поля» четырех основных цветов : красный, желтый, синий, зеленый. На этом поле дети учатся раскладывать предметы по цвету, создают постройки из строительного материала основных цветов, играют с дидактическими игрушками .

Дидактические игрушки .

Трудно переоценить значение игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они входят в дидактическую систему средств , связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними.

Для этой же цели у нас в группе имеется панно со всевозможными крючками и винтиками. Игры с элементами этого панно развивают мелкую моторику пальцев и координированные движения рук. Формируется любознательность, устойчивый интерес доводить дело до завершения.

Важно учитывать, что дидактические игрушки развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение…

В этом возрасте ребенок может выполнять задания на подбор, соотнесение, группировку игрушек по сходству или различию, что развивает его мышление. Для проведения таких игр возможно использование строительных наборов-конструкторов (деревянных и пластмассовых) . С помощью конструктора, можно выстраивать всевозможные лабиринты, домики и башенки с обыгрыванием постройки.

Малышу также можно предложить «почтовые ящики» разных цветов, представляющие собой пластиковые ящички, в которые складываются «посылки» (предметы) такого же цвета.

Погремушки, юла, свистульки, неваляшки, бубны- все это музыкальные игрушки . Их назначение- способствовать развитию музыкального слуха, ритма.

Интерес у малыша вызывает мозаика. С ребенком можно, строить домик, цветочек, дорожки. Хороши также, интересны детям врезки, вкладыши, шнуровки, деревянные фигурки для нанизывания на шнурок.

Незаменим и «волшебный мешочек» , с вложенными в него игрушками и формами , которые ребенку нужно распознать на ощупь, запустив ручку внутрь.

Дидактические игры .

«Шарик для куклы» , «Зонтик для зайки» (определение цвета предмета по образцу)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную форму)

«Найди пару» (предлагается ребенку подобрать шарфик и варежки определенного цвета)

«У ежика- колючки» , «Подбери по цвету» , «Сушим платочки» , «Повесь ленточку» (предлагается ребенку подобрать прищепки определенного цвета)

«Найди предмет указанной величины» , «Большой-маленький» , «Парные картинки» (ребенку предлагается подобрать предметы по размеру)

«Длинная- короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине)

«Разноцветные стаканчики» (предложить положить стаканчики, начиная от самого большого)

«Почтовый ящик» (распределить игрушки разных цветов по четырем разным ящикам в зависимости от цвета)

«Лото» (показывая изображение предметов одного цвета ребенку необходимо подобрать для него цветовое поле)

Занятия с дидактическими игрушками и играми формируют познавательную активность детей.

4. Методика проведения дидактических игр с детьми раннего возраста .

Результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. Эти особенности возраста заставляют строить игру на основе беседы , показа материала, побуждении малышей к действиям, которые им интересны. Необходимо помнить о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами .

Специфические особенности раннего возраста предъявляют массу требований к воспитателю :

Необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми . Малыши очень чувствительны к искренности и быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие.

Важны позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, положительное отношение к тому, что и как он делает.

Важным условием является сочувствие и переживание, умение слушать ребенка. Это позволяет войти в его внутренний мир.

Необходим индивидуальный подход педагога к каждому малышу, он имеет решающее значение, т. к. воздействие взрослого должно быть адресовано лично каждому. Ребенку нужны взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.

Еще одна особенность работы - неэффективность любых чисто вербальных методов. Всяческие инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Только собственной увлеченностью можно передать интерес ребенку.

В работе с детьми раннего возраста воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех её этапах : организовывать игру и следить за её ходом; принимать непосредственное участие в игре; наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

В дидактических играх , играх с дидактическим материалом используются приемы наглядно - действенного обучения : показ, объяснение способов использования материалов и игрушек , включение речевых и двигательных поручений. Дети достают и называют игрушки , их цвет, отгадывают предметы на ощупь. Активность детей поддерживается с помощью разнообразных вопросов детей и поручений.

В играх с дидактическими игрушками , кроме дидактических есть еще и игровые задачи, игровые действия, правила игры. Познавательные задачи дидактической игры решается не прямо. Они связываются с занимательным началом, игровыми действиями. Педагог использует интерес детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, к смене действий, к поиску предметов, отгадыванию. Развернутого действия во многих играх еще нет, и они проводятся по форме поручения.

Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.

Вывод : с детьми раннего возраста нельзя проводить занятия и игры, когда воспитатель что-то показывает, объясняет, а дети «усваивают» . Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку парализуют собственную активность детей. Задача педагога- стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Необходимо эмоциональное вовлечение детей, включенность взрослого в нужные действия.



Рассказать друзьям