Винтажные флаконы духов Guerlain.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(рус. Герлэн) - французский парфюмерный дом, основанный в 1828 году Пьером-Франсуа-Паскалем Герленом (фр. Pierre-François-Pascal Guerlain). Является одним из старейших действующих парфюмерных домов. На сегодняшний день Guerlain управляет сетью из 23 по всему миру, продолжая традиционную политику индивидуального обслуживания клиентов, благодаря которой компания всегда занимала передовые позиции в сфере парфюмерного бизнеса.

Guerlain производит парфюмерию, декоративную косметику и средства по уходу за кожей. За свою почти двухсотлетнюю историю парфюмерный дом создал более 700 ароматов, 25 из которых производятся и сегодня.

Основатель династии и личный парфюмер императора

Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен родился в 1798 году во французском городе Абвиль. Рано покинув дом из-за жесткого обращения своего отца-ремесленника, он отправился в Лондон, где получил образование в области химии. Вскоре Герлен вернулся во Францию и отправился в Париж, где открыл собственный магазин на улице Риволи. Первое время он продавал эксклюзивные товары, привезенные из Англии, таким образом привлекая богатых клиентов.

Несмотря на то, что химия восемнадцатого века мало походила на точную науку, которую мы изучаем сегодня, Герлен обладал достаточными базовыми знаниями, чтобы находить и использовать для своих продуктов ингредиенты только самого лучшего качества. Очень скоро в каталоге Герлена появилось множество кремов, лосьонов, мазей и масел с ароматными составами, созданными Пьером-Франсуа-Паскалем.

Магазин позволил Герлену узнать больше о своих клиентах и понять, каких именно продуктов им не хватает. Он разрабатывал индивидуальный подход к каждому клиенту, что впоследствии стало визитной карточкой дома Guerlain также, как и создание индивидуальных ароматов на заказ. Вскоре Герлен открыл студию на площади Этуаль, где начал создавать свои собственные продукты.

В 1840 году Герлен вместе с сыновьями переезжает на фешенебельную улицу де ля Пэ, где у парфюмера появляются новые клиенты. Первым знаменитым заказчиком Герлена стал французский писатель Оноре де Бальзак, чуть позже – королева Бельгии и Принц Уэльский. В том же году он выпускает первые твердые румяна, упакованные в фарфоровые футляры, и открывает собственный парфюмерный завод в пригороде Парижа Коломбе. К середине девятнадцатого века Герлен стал не только самым модным, но и самым высокооплачиваемым парфюмером Парижа.

В 1853, в честь свадьбы Наполеона III и испанской принцессы Евгении, Герлен решил составить для новобрачных уникальный аромат – одеколон Impériale («Империал»), который разлил в хрустальные флаконы, украшенные позолоченными пчелами – символом дома Бонапартов. Евгению и Наполеона подарок привел в восторг, и Герлен был назначен официальным парфюмером императора. Парфюм, состоящий из нескольких компонентов стал настоящей сенсацией и выпускается и по сей день, по-прежнему пользуясь популярностью, а золотая пчела стала эмблемой парфюмерного дома.

После этого к парфюмеру обращались с заказами королева Виктория, Изабелла Испанская, румынские и австрийские монархи. Персональный заказ поступил также и от императорского двора семьи Романовых, для которых парфюмер создал ароматы Cour Moscovite («Московский двор») и L’eau de Cologne Imperial Russe («Русский Империал»).

В 1870 году появляется увлажняющий крем Camphora, который выпускается и сегодня под именем Crème Camphréa, а также первая губная помада в восковой палочке.

Три поколения парфюмеров семьи Герлен

В 1864 году Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен умер, и парфюмерное дело перешло к его сыновьям – младшему Габриэлю (фр. Gabriel Guerlain) и старшему Эме (фр. Aimé Guerlain). Братья сразу разделили между собой обязанности – Габриэль взялся за управление компанией, а Эме занялся созданием ароматов. В 1884 он представил аромат Fleur d’Italie, в 1885 Skine, и в 1887 аромат Rococo.

В 1889 году Эме Герлен создал сенсационный аромат Jicky, названный по прозвищу его племянника Жака, сына Габриэля. Jicky стал первым ароматом, включающим в свой состав синтетические ингредиенты, в частности, ванилин, кумарин и линалоол в сочетании с натуральными лавандой, бергамотом и норковым маслом. Благодаря такому составу парфюм получился стойким и оригинальным, подходящим как для мужчин, так и для женщин. Бутылочка, в которой продавался аромат, закрывалась пробкой, напоминающей пробку шампанского. Jicky производится и по сей день.

Эме продолжил работу и в 1890-м году создал аромат Excellence , в 1892-м — Belle-France, и аромат Cipricime в 1894-м.

В 1910 году после смерти Эме парфюмерное дело перешло к представителям следующего поколения – Жаку и Пьеру (фр. Jacques и Pierre Guerlain). Братья также разделили между собой обязанности: Пьер занялся развитием компании, а Жак – созданием ароматов. Его выдающимся творением в 1925 году стал парфюм Shalimar. В то время в Европе господствовала мода на все восточное, включая одежду, интерьер и кухню, и новый аромат, вдохновленный древней восточной легендой, стал пользоваться успехом. Легенда о трагической истории любви индийского правителя Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал гласит, что, умирая у мужа на руках, Мумтаз попросила мужа выстроить ей красивую гробницу, и Шах-Джахан, ставший седым в один день, выполнил обещание. Он приказал возвести Тадж-Махал – одно из чудес света. Духи Shalimar выпускаются и сегодня, а название переводится как «Сады любви», которые были разбиты шахом вокруг дворца.

В 1929 году Жак Герлен создает аромат Liu. Его флакон из черного хрусталя был вдохновлен китайской коробочкой для чая. В 1930-е годы в честь появления оплачиваемого отпуска Guerlain выпускает первые солнцезащитные средства: масло для защиты от солнца и дневной крем для защиты от солнца и веснушек. В 1933 году появился аромат Vol de Nuit (по названию рассказа «Ночной полет»), посвященный французскому писателю Антуану де Сент-Экзюпери.

Жак разработал собственный подход не только к созданию ароматов, но и к дизайну упаковки. Новый аромат стал целым концептом, включающим в себя дизайн бутылки, фирменного знака и упаковки. С этого времени Guerlain стал сотрудничать с другим знаменитым французским производителем – Baccarat crystal, который в 1904 году выпустил хрустальную бутылочку для духов Champs-Elysées («Елисейские поля»).

С точки зрения маркетинга, этот новый подход к упаковке стал поворотным в истории парфюмерного бизнеса, так как производители парфюмерии осознали, насколько важную роль при выборе духов может сыграть качественная упаковка. Создание ароматов стало не только искусством, но и одной из важных отраслей французской промышленности. К началу XX века французская парфюмерия стала одним из основных экспортных товаров, а кадровый состав Парфюмерного Дома Guerlain насчитывал более двух тысяч сотрудников.

Во время второй мировой войны завод Guerlain был разрушен в ходе бомбардировок, и производство было остановлено. В 1947 в Коломбе был открыт новый завод, и производство продукции возобновилось.

В 1950 году парфюмерный дом создает первую сыворотку для кожи L’Emulsion d’Ambroisie, которую советует наносить перед использованием дневного крема для сохранения мягкости кожи и улучшения ее структуры. В 1955 году Жак создал свои последние духи Ode, в работе над которым также участвовал и его младший внук – Жан-Поль.

«Только запах остается на обнаженном женском теле. И в темноте он способен превратить даже дурнушку в настоящую красавицу».

Жан-Поль (фр. Jean-Paul Guerlain) с 15 лет учился у деда Жака Герлена тонкостям парфюмерного дела. В 1955 году во Франции сильные заморозки уничтожили все луковицы нарцисса. Жак предложил внуку воссоздать запах нарцисса самому, с чем Жан-Поль успешно справился и стал наследником парфюмерного дома. Он лично находил поставщиков и сам вел переговоры с ними.

В 1959 году он выпустил свой первый мужской аромат Vetiver, в котором присутствовал запах табака, древесного мха, кожи, индийского корня и ветивера. Часто при создании ароматов Жан-Поль вдохновлялся женскими образами. Для своей первой жены в 1962 году он создал аромат Chant d’Aromes («Песня аромата»), а в 1969 году вышел очередной восточный аромат Chamade («Сердцебиение»), на который Жана-Поля вдохновил одноименный роман Франсуазы Саган. Компания постепенно расширялась и открывала магазины в крупнейших городах мира.

В 1965 году Жан-Поль создает свой второй мужской аромат Habit Rouge (по названию красных курток наездников) в честь одного из своих основных увлечений – верховой езды. В 1975-м появляется линия средств по уходу за кожей Parure («Украшение»), а в 1980-м линия антивозрастной косметики Issima.

В 1983 году создан аромат Jardins de Bagatelle («Сады забав»), а в 1985 – Derby. В 1984 году вышла новая линия для загорелой кожи Terracotta, которая в настоящее время является одним из бестселлеров марки.

В 1987 году Guerlain создал инновационную пудру Météorites («Метеориты») в форме небольших разноцветных шариков – белых для осветления, зеленых для уменьшения красноты, а также фиолетовых, розовых и перламутровых для сияния и блеска.

В 1989 году выходит аромат Samsara, что в переводе с санскрита означает «колесо жизни». Его флакон красного цвета был создан итальянским скульптором Робером Гранай и повторяет силуэт кхмерской танцовщицы, выставленной в парижском музее Гиме.

В 1990-х годах появились три легендарных средства по уходу за кожей: Midnight Secret для борьбы со следами усталости, Midnight Star для сияния кожи, и Sérum SOS для усталой кожи.

С 1994 года исключительное право на использование бренда Guerlain принадлежит корпорации Louis Vuitton Moët Hennessy, которая является мировым лидером в сегменте товаров класса люкс. Во главе с Бернаром Арно, корпорация приобрела контрольный пакет акций независимого до того времени семейного парфюмерного бизнеса. Жан-Поль Герлен еще восемь лет продолжал создавать ароматы в команде молодых специалистов.

В 2002 году, в возрасте 65 лет, Герлен объявил о своем уходе на пенсию и выпустил книгу Les Routes de mes parfums («Маршруты моих духов»). В 2010 году вышла следующая книга Жан-Поля Parfums d’Amour («Ароматы любви»), в которой он описал свои путешествия по экзотическим странам и рассказал о любимых женщинах и ароматах на которые они его вдохновили. Книга сопровождается маленьким флаконом духов Spiritueuse Double Vanille.

В 1998 году, к 170-летию Дома Guerlain, лимитированным тиражом был выпущен Guerlinade («Герлинад», по названию фирменного аккорда, который использовался во всех ароматах).

В 1998 году выпущены лимитированные коллекции в честь различных событий: туалетная вода Le Muguet ко Дню Ландыша (5 мая), Terracotta к началу летнего сезона, Belle Epoque к 150-летию лондонского торгового центра Harrod’s, Cherry Blossom к празднику цветения сакуры в Японии и Philtre d’Amour («Любовное зелье») ко Дню всех влюбленных. В 1999 году задумана серия легкой парфюмерной воды – Aqua Allegoria.

История Guerlain в XXI веке

В 2003 году Морис Русель создает L’Instant («Мнгновение»). В 2006 году появляется мужская версия аромата, составленная Беатрис Пике совместно с Силвеном Делякурт. Одновременно выходит линия по уходу за кожей Orchidée Impériale («Императорская Орхидея») и парфюм Insolence («Дерзость»). В 2007 году появляется L’Instant Magic («Волшебное мгновение») и линия средств по уходу за стареющей кожей Success Future. В 2008 году выходит аромат Guerlain Homme. С этого же года официальным парфюмером Дома является Тьерри Вассер.

В 2009 году выходит парфюм La Petite Robe Noire (), спустя два года ограниченным тиражом выпускается еще одна версия этого аромата, а в 2012 выходит лимитированная коллекция третьего варианта парфюма.

Выставка «Наследие и Современность Дома Guerlain» в Москве

С 20 февраля по 20 марта 2012 года на центральной аллее ГУМа прошла выставка, посвященная истории легендарного парфюмерного дома. На выставке были представлены исторические флаконы XIX-XXI веков из частной коллекции семьи Герлен, а также исторические афиши. Специалисты показывали ручную технику оформления флаконов «бодрюшаж», совместно с участниками выставки проводились мастер-классы по росписи флаконов, а ароматы можно было приобрести в историческом императорском флаконе с персональной гравировкой.


В Москве фирменный бутик Maison Guerlain находится в торговом центре ЦУМ.

культура: Вы возглавляли Дом Герлен более четырех десятилетий. Как пришли в семейный бизнес?
Герлен: В шестнадцать начал работать вместе с дедом. Он научил меня всему, что знаю. Поначалу я не собирался посвящать себя парфюмерии, но затем это стало делом жизни.

культура: Несколько лет назад Вы приняли решение уйти на покой. Что побудило вернуться в мир парфюма?
Герлен: Опять захотелось создать что-то новое. Получаю огромное наслаждение от того, что остаюсь в строю, встретив 80-ю весну (так французы элегантно называют число прожитых лет. - «Культура» ).

культура: Чему посвящена Ваша коллекция?
Герлен: Я люблю называть духи высшим проявлением воспоминаний, что состоят из увлечений, минувших страстей, встреч. Сегодня мои ароматы выражают больше, чем когда бы то ни было: любовь к жизни, женщинам и к искусству во всех ипостасях.

культура: Вы создали десятки парфюмов: Vetiver, Chant d’ Aromes, Guerlinade, Nahema и другие. Какой же любимый?
Герлен: Vetiver, которым пользуюсь сам. Между тем каждый аромат по-своему хорош. Все они связаны с тем или иным эпизодом моей жизни, рассказывают какую-то историю. Многие из них - плоды любовных увлечений.

культура: Ваши творения называют «вечными». Льстит такая оценка?
Герлен: С точки зрения истории человечества вечность - понятие весьма относительное. И очень правильно, что это так.

культура: Что является источником вдохновения?
Герлен: Любовь и женщины. Я всегда обожал прекрасный пол. Кроме того, я большой поклонник поэзии и музыки.

культура: А как же природа?
Герлен: Она успокаивает и восхищает. Меня часто удивляют неожиданный колор, особый свет или цветы. Из самых простых растений можно составить изысканнейшие композиции.

культура: Парфюмер - в какой-то степени алхимик?
Герлен: Скорее, назвал бы его химиком. Но прежде всего он художник. В творческом процессе важны импровизация и всевозможные сюрпризы. Аромат должен отражать душу творца и одновременно личность того, кто им пользуется.

культура: Духи по-прежнему остаются искусством или превратились всего лишь в часть бизнеса?
Герлен: Клиенты моментально понимают разницу между парфюмерным изделием и подлинным шедевром.

культура: Раньше лучшими друзьями женщин называли бриллианты, сейчас ими, похоже, стали духи. Почему это произошло?
Герлен: В первую очередь потому, что они гораздо дешевле. А главное - каждый создает свою атмосферу. Этим аромат особенно ценен и порой непредсказуем. Прекрасный пол и духи связывает животная страсть. Если мужчина влюбляется в женщину, значит, она правильно выбрала парфюм.

культура: Кто из селебрити пользуется Вашими духами?
Герлен: Многие коронованные особы, видные политические деятели, а также знаменитые актрисы. Но имена я храню в тайне. Назвать их - все равно что приоткрыть завесу над интимной стороной жизни.

культура: Говорят, что лучше всех Ваши духи носит неувядающая Катрин Денёв. Согласны?
Герлен: Она по-прежнему великолепна. Элегантная, остроумная и очень современная.

культура: Для мужчины парфюм не менее важен?
Герлен: Он помогает покорять прекрасный пол и несет в себе некое послание.

культура: Как обнаружить в бескрайнем море ароматов свой?
Герлен: Надеюсь, шестое чувство подскажет. Только такой парфюм станет частью вашего «я».

культура: Стоит ли сохранять верность одним духам или лучше менять ароматы каждые несколько лет?
Герлен: Менять можно. Но вы всегда будете возвращаться к одному или двум парфюмам, поскольку между человеком и любимым запахом возникают счастливые ностальгические узы.


культура: Духи встречают по одежке? Отсюда исключительное значение, придаваемое упаковке, не так ли?
Герлен: Флакон для духов подобен платью для женщины. Он должен быть простым, но выражать суть. В нем воплощено тонкое равновесие между формой и содержанием.

культура: Почему одним из лиц Дома Герлен оказалась суперстар Анджелина Джоли?
Герлен: Выбор объясняется ее изысканной элегантностью. Она и красивая женщина, и незаурядный человек.

культура: Отчего французские духи до сих пор имеют репутацию лучших в мире? В чем секрет успеха?
Герлен: Это часть нашего культурного наследия. Существует настоящее французское мастерство. Со своей стороны делаю все возможное, чтобы защитить его, и счастлив, что оно сохраняет свои позиции.

культура: С незапамятных времен Дом Герлен поддерживает особые отношения с Россией. Вспомним хотя бы названия Ваших духов: Le Bolshoi Black Swan («Большой. Черный лебедь»), Les Voyages Olfactifs Paris - Moscou («Путешествие из Парижа в Москву»), Place Rouge («Красная площадь»). Как обстоят дела сегодня?
Герлен: Нам необходимо поддерживать связь с Россией. Это потрясающая страна, невероятно богатая в культурном плане, которая служит источником вдохновения.

культура: Какие духи, на Ваш взгляд, лучше всего подходят русским женщинам?
Герлен: Думаю, насыщенные и цветочные.

культура: Вы известны не только как парфюмер, но и как наездник, участник чемпионатов мира по выездке. Есть ли между первым и вторым что-то общее?
Герлен: Да. Выучка и точность. И в том, и в другом ремесле нужно уметь делать самые простые вещи, а это как раз труднее всего.

культура: Ваши планы на будущее?
Герлен: Работать. Постоянно создавать что-то новое. Ну и, конечно, радоваться жизни во всех ее проявлениях.


Справка «Культуры»


Жан-Поль ГЕРЛЕН родился 9 января 1937 года в Париже. В юности мечтал стать профессором филологии, но из-за проблем со зрением решил переключиться на парфюмерию. В течение некоторого времени стажировался в качестве «носа» у своего деда Жака, а в 1955-м окончательно присоединился к семейному бизнесу. Оценив талант внука, в 1956-м Жак Герлен передал руководство в руки Жан-Поля, превратившего компанию во всемирно известный бренд. За 45 лет ему удалось создать более сорока ароматов, популярных во всем мире: Vetiver (1959), Chant d’ Aromes (1963), Habit Rouge (1965), Chamade (1969), Guerlinade и Parure (1973), Eau de Guerlain (1974), Nahеma (1979), Jardin de Bagatelle (1983).

В 1994 году Жан-Поль Герлен продал компанию мегакорпорации роскоши LVMH, которая владеет брендом Guerlain и по сей день. Мастер продолжал сотрудничать с модным домом, придумывая ароматы параллельно с группой молодых парфюмеров. Однако с продажей многое изменилось, и в первую очередь - ритм. Если раньше Герлен никуда не спешил и каждую новинку готовил несколько лет, то теперь в одном лишь 1999-м на рынок было выброшено девять ароматов, большая часть из которых - limited edition, то есть изначально рассчитаны не на вечность, а на сиюминутный спрос. Герлен уволился из своей компании в 2002 году.

В табели о рангах самых богатых французов за 2011 год Жан-Поль Герлен и его семья заняли 27-е место с состоянием в 1,915 млрд евро.


Фото на анонсе: Manuelle Toussaint

Дом Герлен

Дом Герлен – каждый аромат его – это уникальное творение, единственное и неповторимое. Это лучшие духи мира, это истинные художественные произведения.

Духи Герлена – нежные, страстные, волнующие, таинственные и даже дерзкие – Apres l’Ondee, Shalimar, Samsara, Mitsouko,…. Духи Герлена вне моды, они вечность.

Династия Guerlain: вначале было мыло.

В поисках счастья мещанин Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен (Pierre-Francois-Pascal Guerlain) покинул свой городишко Абвиль и перебрался в Лондон, где устроился на мыловарню. Всерьёз заинтересовавшись химией, он быстро продвинулся по службе и вернулся на родину уже в качестве представителя английской фирмы. Вскоре ему удалось создать в Париже собственную мыльную фабрику, для реализации продукции которой он в 1828 году открыл на улице Риволи маленький магазинчик. Дела пошли хорошо: в те времена французы ещё не были так патриотичны и предпочитали товар, имевший хоть какое-то отношение к соседней высокоразвитой Англии.
В том же году Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен создал и свои первые одеколоны: Senteur des Champs и Esprit de Fleurs. В его лавочке можно было купить и другие ароматические товары: лосьоны для бритья, лавандовую воду, душистую пудру. Предприятие имело такой успех, что спустя десять лет магазин Герлена смог переехать в район получше, на рю де ля Пэ (rue de la Paix).
Особенной популярностью пользовались парфюмерные композиции, которые хозяин заведения составлял собственноручно, находя в этом не только коммерческую выгоду, но и удовольствие.
Его клиентура становилась всё более знатной: персональные ароматы у него заказывали Оноре де Бальзак и княгиня Меттерних. Наконец о нём узнали и высшие слои общества: 29 января 1853 года состоялась свадьба императора Наполеона III и испанской принцессы Евгении (Eugenia Maria de Montijo de Guzman), и к этому дню Герлен создал одеколон «Eau Imperiale» и преподнёс его новобрачным.

Флакон из тёмного стекла, созданный по этому случаю, был украшен эмблемой Бонапартов - золотыми пчёлами, впоследствии превратившимся в фирменные герленовские соты. Новоиспеченная императрица пришла в восторг от этого аромата, и слава о замечательном парфюмере разнеслась по всем европейским династиям: в последующее десятилетие Герлен создал несколько королевских композиций, и для Габсбургов, и для Романовых, и для Вюртембергов.
Скончавшись в 1964 году, Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен оставил сыновьям своё парфюмерное предприятие в превосходном состоянии.
Ссор из-за наследства не было: младший, Габриель (Gabriel) занялся коммерцией, а старший, Эме (Aime, «любимый») сосредоточился на создании новых ароматов.

Пик его творчества приходится на 1889 год, когда он придумал революционный аромат «Guerlain Jicky»: незадолго до этого было синтезировано вещество «кумарин», обладающее интенсивным запахом свежескошенного сена, и Эме Герлен рассчитывал создать на его основе одеколон для мужчин.
Однако благодаря тёплым оттенкам майорана и сандалового дерева «Jicky» стал невероятно популярен у жаждущих эмансипации дам, став, по сути, прообразом современных unisex-ароматов.
Интересно, что «двуполость» запаха проявилась и в названии: «Jicky» - это имя одной англичанки, приятельницы Эме, и домашнее прозвище его племянника Жака (Jacques).

Именно Жак стал самым ярким парфюмером династии Герлен,oн активно развивал восточную тему: в 1919 году появились духи «Mitsouko», воплотившие в себе таинственные японские мотивы, а в 1925-м - роскошный аромат «Shalimar», воссоздающий атмосферу пышных садов эпохи Великих Моголов, когда был создан Shalimar (1927г.) произошёл феноменальный успех – слава Дома Герлена достигла берега Америки.
Следует признать, что духи Шалимар - это классика, не имеющая возраста, он вечен. Эти духи и по сей день в числе самых продаваемых.


Он продолжает и семейную традицию посвящать ароматы известным людям, - так, вышедший в 1933 году одеколон «Vol de Nuit» («ночной полёт») посвящен лётчику и писателю Антуану Сент-Экзюпери.

В 1955 году состарившийся Жак Герлен создал аромат «Ode» совместно со своим 19-летним внуком Жан-Полем, и понял, что его империя переходит в надёжные и талантливые руки.

Jean-Paul Guerlain

О ныне здравствующем наследнике знаменитой парфюмерной династии известно едва ли не меньше, чем о его почивших в бозе предках. Скупо просачивающиеся в прессу сведения рисуют положительный, но несколько скучноватый образ: Жан-Поль Герлен любит литературу, музыку, хорошую французскую кухню. Заядлый мотоциклист и наездник, много путешествует по экзотическим странам (в издательстве «Cherche Midi» вышла книга, в которой он рассказывает о своих поездках).
Очень богат: в 1996 году его состояние оценивалось в 3,5 миллиарда франков. Владеет плантациями иланг-иланга на острове Майотта и заводом по производству эфирных масел в Тунисе.
Единственная по-настоящему пикантная деталь его биографии заключается в том, что до недавнего время он много курил, нисколько не заботясь о сохранности своего обонятельного аппарата. И действительно: несмотря на это обстоятельство, парфюмер из него получился отменный.

Уже его первый самостоятельный аромат «Vetiver» (1959 год) стал настоящей удачей: за свою нарядную свежесть он и по сей день любим активными деловыми мужчинами. В дальнейшем Жан-Поль Герлен «выстреливал» новинками каждые три - четыре года, и все они попадали в цель: провалов у него не было. Залогом успеха он считал неукоснительное следование традициям, заложенным его предками.
Во-первых, герленовские композиции никогда не бывают вычурными, «навороченными»: их составляющие не «играют в прятки» и не загораживают друг друга, поскольку их немного.

К примеру, в духах «Нахэма» («Nahema»), которые в 1979 году парфюмер посвятил своей любимой актрисе Катрин Денев, всего двенадцать компонентов.
Во-вторых, явное предпочтение отдаётся натуральным ингредиентам. Конечно, без искусственных материалов не обойтись, но их доля не должна превышать 20 процентов. Герлены всегда строго следили за качеством сырья, и ныне Жан-Поль ежегодно инспектирует плантации пахучих растений и заводы по производству эфирных масел.
В-третьих, очень большое значение придаётся дизайну флаконов: «флакон для аромата - что платье для женщины».
И, наконец, самое главное: герленовские композиции хорошо узнаваемы, поскольку в них почти всегда используется фирменный аккорд, называемый «Герлинад» («Guerlinade»). Точный состав его, конечно, держится в секрете, но известно, что туда входят бобы тонка, роза и ваниль.
В 1998 году Жан-Поль прославил этот аккорд, назвав его именем своё новое творение. Этот год был ознаменован для дома Герлен двойным юбилеем: исполнилось двести лет со дня рождения Пьера-Франсуа-Паскаля Герлена, и сто семьдесят лет со дня открытия первого магазина.

Аромат денег

На исходе XX века дом Герлен оказался в непростом положении. Вышеизложенные принципы создания ароматов, которые на протяжении многих лет являлись гарантией стабильного успеха, стали мешать дальнейшему развитию: они никак не вписывались в новые реалии парфюмерной моды. Как ни странно, но некоторую долю ответственности за это можно возложить на науку химию.
В 1969 году было синтезировано вещество «этилмальтол», обладающее насыщенно-сладким запахом. Благодаря этому появились так называемые «гурманские» ароматы с ощутимыми, даже назойливыми карамельно-шоколадными нотами (например, «Angel» Тьери Мюглера).
В 1974 году было создано вещество «калон», которое пахло морем. Естественно, в скором времени возникла доселе не существовавшая группа ароматов - спортивных, чистых, свежих (типичный представитель - «L"eau d"Issey» Иссея Мияке). Неожиданно в моду стали входить и такие курьёзы, как запах асфальта или пыли, попавшей на электрическую лампочку.
Новые веяния радикально изменили роль парфюмерии в жизни общества: из символа элегантности, утонченности, соблазна духи превратились в элемент игры, повседневного маскарада. Оказалось, что аромат, наряду с одеждой и косметикой, - это вовсе не украшение, а могущественный инструмент для создания того или иного образа. Люди почувствовали себя актёрами, и им это понравилось. А Жан-Поль Герлен, скованный вековыми консервативными традициями, оказался к этому психологически не готов.
Если раньше Герлен никуда не спешил и каждую новинку готовил несколько лет, то теперь в одном лишь 1999 году на рынок было выброшено девять ароматов, многие из которых - «Limited Edition», то есть изначально рассчитаны не на вечность, а на сиюминутный спрос.
Ещё одно новшество: поскольку духи Герлена пользуются особенной любовью японцев, то специально для этой целевой группы была создана туалетная вода «Cherry Blossom», нигде, кроме Японии, не продававшаяся. И даже Франция осталась лишённой аромата великого мастера!..

Герлен достиг пенсионного возраста и покидает дом своего имени.
Уходит он на пике славы, сделав восхитительную серию «Аква Аллегория», в которой ему удалось наконец разрешить конфликт традиций и новаций: это очень чистые и естественные ароматы, посвящённые любимым герленовским нотам («Rosa magnifica», «Ylang&Vanille», «Lilia bella», «Gentiana» и другим).

Он доказал, что и бескомпромиссно придерживаясь фамильных принципов, можно идти в ногу со временем: два аромата из этой серии (грейпфрутовый «Pamplelune» и травянистый «Herba Fresca») пользуются огромной популярностью у молодёжи.

Создавать новые ароматы под маркой «»Guerlain» будет команда сильных, но безымянных профессионалов. А эпоха великих творцов, воплощавших в себе стиль, талант и традиции, вместе с Герленом ушла навсегда.

Аромат способен затмить красоту и блеск бриллиантов. Он может обладать магической силой, пробуждая чувства и фантазию. И это своими творениями доказали потомки Пьера Франсуа Герлена.

Самые знаменитые духи дома Герлен

● 1853 - Eau de cologne Imperiale ● 1889 - Jicky ● 1904 - Champs Elysees (1996 год - римейк) ● 1904 - Mouchoir de Monsieur ● 1906 - Apres l"Ondee ● 1912 - L"Heure Bleue ● 1919 - Mitsouko ● 1925 - Shalimar ● 1929 - Liu ● 1933 - Vol de Nuit ● 1959 - Vetiver ● 1962 - Chant d"Aromes ● 1965 - Habit Rouge ● 1969 - Chamade ● 1974 - Eau de Guerlain ● 1979 - Nahema ● 1985 - Derby ● 1989 - Samsara ● 1992 - Heritage ● 1998 - Guerlinade ● 1998 - Coriolan ● 1999 - 2001 серия Aqua Allegoria ● 2009 - La Petite Robe Noire

Жак Герлен — племянник Эме Герлена, сын Габриэля Герлена, представитель третьего поколения именитой семьи парфюмеров. Он был автором многих ароматов Guerlain, которые считаются классикой, продаются сегодня и высоко ценятся в парфюмерной индустрии.

Жак Герлен обладал настоящим талантом. Парфюмер Эрнест Бо признался, что, когда он смешивал ноты ванили, у него получался аромат карамели, а когда это сделал Жак Герлен, родился легендарный Shalimar, который стал одним из передовых ароматов Guerlain и классикой в парфюмерной истории.

Жак Герлен начал создавать ароматы под руководством дяди в возрасте шестнадцати лет. В 1906 году он самостоятельно разработал свой первый парфюм Après l’Ondée. Жак всегда был очень организован, дисциплинирован. Эти качества помогли ему стать третьим мастером-парфюмером в семейной компании. Он мало рассказывал о себе и редко давал интервью, предпочитая проводить время в лаборатории. Некоторые его работы, созданные для высокопоставленных лиц и знаменитостей, были забыты, но многие остаются известными и по сей день.

Помимо своей работы Жак Герлен любил оперу, искусство импрессионизма, скачки и свой сад. Он черпал вдохновение в музыке, литературе и живописи. У него была возможность реализовывать все свои идеи и смело следовать инстинкту. Он был перфекционистом, поэтому любой аромат старался довести до совершенства, сделать композицию максимально полной. Наиболее часто в его ароматах встречались ноты прованских трав, амбры, кожи и мускуса. Его последней работой стал аромат Ode, выпущенный в 1955 году. Парфюм был составлен Жаком в сотрудничестве с его внуком, восемнадцатилетним Жан-Полем Герленом, которого он обучал искусству парфюмерии. Жан-Поль Герлен стал последним мастером-парфюмером в семье и показал себя достойным приемником своего дедушки.

14 января парфюмер Жан-Поль Герлен (Jean-Paul Guerlain) объявил, что уходит на пенсию. В сообщениях прессы на эту тему неизменно упоминается модельер Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent), сделавший аналогичное заявление неделей раньше. В последнее десятилетие громкие отставки культовых фигур индустрии красоты - не редкость. Когда в 1992 году из дома моды «Jean-Louis Sherrer» был уволен Жан-Луи Шеррер собственной персоной, это вызвало бурю негодования французской общественности.

В 1995-м случился настоящий скандал: 70-летний классик высокой моды Юбер де Живанши (Hubert de Givenchy) был заменён на молодого и вызывающе эксцентричного англичанина Джона Гальяно (John Galliano). Французы сочли этот акт циничным и в высшей степени непатриотичным, хотя решение об отставке патриарха принимал их соотечественник Бернар Арно (Bernard Arnault), купивший марку «Givenchy ». Даже всеобщая любимица топ-модель Инес де ля Фрессанж (Ines de la Fressange), одно время представлявшая Францию в образе Марианны, тоже была уволена из основанного ею дома моды. Этим сейчас никого не удивишь: всё чаще слышны заявления промышленников (фактических владельцев модных лейблов), что моду создают не таланты дизайнеров, а потребности рынка.

Однако в этом печальном ряду Жан-Поль Герлен стоит особняком: во-первых, он занимался не «haute couture», а исключительно парфюмерией. Во-вторых, все вышеперечисленные персонажи сами сделали себе имя, а Герлен - наследник старинного парфюмерного дома, который вот уже более века является символом Франции во всём мире, подобно Эйфелевой башне, Александру Дюма и сыру камамбер.

Династия Guerlain: вначале было мыло.

В поисках счастья мещанин Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен (Pierre-Francois-Pascal Guerlain) покинул свой городишко Абвиль и перебрался в Лондон, где устроился на мыловарню. Всерьёз заинтересовавшись химией, он быстро продвинулся по службе и вернулся на родину уже в качестве представителя английской фирмы. Вскоре ему удалось создать в Париже собственную мыльную фабрику, для реализации продукции которой он в 1828 году открыл на улице Риволи маленький магазинчик. Дела пошли хорошо: в те времена французы ещё не были так патриотичны и предпочитали товар, имевший хоть какое-то отношение к соседней высокоразвитой Англии.

В том же году Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен создал и свои первые одеколоны: Senteur des Champs и Esprit de Fleurs. В его лавочке можно было купить и другие ароматические товары: лосьоны для бритья, лавандовую воду, душистую пудру. Предприятие имело такой успех, что спустя десять лет магазин Герлена смог переехать в район получше, на рю де ля Пэ (rue de la Paix). Особенной популярностью пользовались парфюмерные композиции, которые хозяин заведения составлял собственноручно, находя в этом не только коммерческую выгоду, но и удовольствие. Его клиентура становилась всё более знатной: персональные ароматы у него заказывали Оноре де Бальзак и княгиня Меттерних. Наконец о нём узнали и высшие слои общества: 29 января 1853 года состоялась свадьба императора Наполеона III и испанской принцессы Евгении (Eugenia Maria de Montijo de Guzman), и к этому дню Герлен создал одеколон «Eau Imperiale» и преподнёс его новобрачным. Флакон из тёмного стекла, созданный по этому случаю, был украшен эмблемой Бонапартов - золотыми пчёлами, впоследствии превратившимся в фирменные герленовские соты. Новоиспеченная императрица пришла в восторг от этого аромата, и слава о замечательном парфюмере разнеслась по всем европейским династиям: в последующее десятилетие Герлен создал несколько королевских композиций, и для Габсбургов, и для Романовых, и для Вюртембергов. Скончавшись в 1964 году, Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен оставил сыновьям своё парфюмерное предприятие в превосходном состоянии.

Ссор из-за наследства не было: младший, Габриель (Gabriel) занялся коммерцией, а старший, Эме (Aime, «любимый») сосредоточился на создании новых ароматов. Пик его творчества приходится на 1889 год, когда он придумал революционный аромат «Guerlain Jicky »: незадолго до этого было синтезировано вещество «кумарин», обладающее интенсивным запахом свежескошенного сена, и Эме Герлен рассчитывал создать на его основе одеколон для мужчин. Однако благодаря тёплым оттенкам майорана и сандалового дерева «Jicky» стал невероятно популярен у жаждущих эмансипации дам, став, по сути, прообразом современных unisex-ароматов. Интересно, что «двуполость» запаха проявилась и в названии: «Jicky» - это имя одной англичанки, приятельницы Эме, и домашнее прозвище его племянника Жака (Jacques).

Именно Жак стал самым ярким парфюмером династии Герлен (его брат Пьер пошел по стопам отца и занимался торговлей). Он активно развивал восточную тему: в 1919 году появились духи «Mitsouko», воплотившие в себе таинственные японские мотивы, а в 1925-м - роскошный аромат «Shalimar », воссоздающий атмосферу пышных садов эпохи Великих Моголов. Примечательно, что при создании «Shalimar» Жак Герлен не побоялся взять за основу всем известный дядюшкин «Jicky»: трансформация уже имеющихся ароматов - одна из многих фамильных хитростей дома Герлен. Он продолжает и семейную традицию посвящать ароматы известным людям, - так, вышедший в 1933 году одеколон «Vol de Nuit » («Ночной полёт») посвящен лётчику и писателю Антуану Сент-Экзюпери.

Но на долю Жака выпал не только парфюмерный триумф, но и тяжёлое испытание: невесть откуда взявшийся проходимец Марсель Герлен зарегистрировал в 1923 году сразу две торговых марки (Marcel Guerlain и Hugues Guerlain) и некоторое время на волне успеха именитых однофамильцев пытался выпускать собственные ароматы, смущая и распугивая покупателей (любопытно, что одно из творений самозванца называлось «Nitchevo» - в духе тогдашней моды на Россию). В качестве контрмеры истинному Герлену пришлось провести рекламную кампанию под лозунгом «Nous n"avons pas de prenom» («У нас - только фамилия»).

В 1955 году состарившийся Жак Герлен создал аромат «Ode» совместно со своим 19-летним внуком Жан-Полем, и понял, что его империя переходит в надёжные и талантливые руки.

Jean-Paul Guerlain

О ныне здравствующем наследнике знаменитой парфюмерной династии известно едва ли не меньше, чем о его почивших в бозе предках. Скупо просачивающиеся в прессу сведения рисуют положительный, но несколько скучноватый образ: Жан-Поль Герлен любит литературу, музыку, хорошую французскую кухню. Заядлый мотоциклист и наездник. В поисках новых парфюмерных ингредиентов много путешествует по экзотическим странам (в издательстве «Cherche Midi» вышла книга, в которой он рассказывает о своих поездках). Очень богат: в 1996 году его состояние оценивалось в 3,5 миллиарда франков. Владеет плантациями иланг-иланга на острове Майотта и заводом по производству эфирных масел в Тунисе. Единственная по-настоящему пикантная деталь его биографии заключается в том, что до недавнего время он много курил, нисколько не заботясь о сохранности своего обонятельного аппарата. И действительно: несмотря на это обстоятельство, парфюмер из него получился отменный.

Уже его первый самостоятельный аромат «Vetiver» (1959 год) стал настоящей удачей: за свою нарядную свежесть он и по сей день любим активными деловыми мужчинами. В дальнейшем Жан-Поль Герлен «выстреливал» новинками каждые три - четыре года, и все они попадали в цель: провалов у него не было. Залогом успеха он считал неукоснительное следование традициям, заложенным его предками.

На парфюмерных принципах дома Герлен стоит остановиться подробнее. Во-первых, герленовские композиции никогда не бывают вычурными, «навороченными»: их составляющие не «играют в прятки» и не загораживают друг друга, поскольку их немного. К примеру, в духах «Нахэма» («Nahema »), которые в 1979 году парфюмер посвятил своей любимой актрисе Катрин Денев, всего двенадцать компонентов. Во-вторых, явное предпочтение отдаётся натуральным ингредиентам. Конечно, без искусственных материалов не обойтись, но их доля не должна превышать 20 процентов. Герлены всегда строго следили за качеством сырья, и ныне Жан-Поль ежегодно инспектирует плантации пахучих растений и заводы по производству эфирных масел.

В-третьих, очень большое значение придаётся дизайну флаконов: «флакон для аромата - что платье для женщины». И, наконец, самое главное: герленовские композиции хорошо узнаваемы, поскольку в них почти всегда используется фирменный аккорд, называемый «Герлинад» («Guerlinade»). Точный состав его, конечно, держится в секрете, но известно, что туда входят бобы тонка , роза и ваниль . В 1998 году Жан-Поль прославил этот аккорд, назвав его именем своё новое творение. Этот год был ознаменован для дома Герлен двойным юбилеем: исполнилось двести лет со дня рождения Пьера-Франсуа-Паскаля Герлена, и сто семьдесят лет со дня открытия первого магазина.

Ароматом «Guerlinade» сам автор был очень доволен и называл её своей самой большой удачей. Но с ним связано и одно из самых неприятных воспоминаний парфюмера: в ночь после того, как Жан-Поль провёл презентацию новых духов, на него было совершено нападение. Двенадцать вооруженных преступников ворвались в загородный дом и связали хозяина и его помощников. Когда Герлен попытался оказать сопротивление, началась стрельба, в результате которой он был ранен в ногу. Украденные злоумышленниками драгоценности, столовое серебро, фарфор и ювелирные украшения «потянули» на полтора миллиона долларов. Но настоящие проблемы начались задолго до этого происшествия.

Аромат денег

На исходе XX века дом Герлен оказался в непростом положении. Вышеизложенные принципы создания ароматов, которые на протяжении многих лет являлись гарантией стабильного успеха, стали мешать дальнейшему развитию: они никак не вписывались в новые реалии парфюмерной моды. Как ни странно, но некоторую долю ответственности за это можно возложить на науку химию.

В 1969 году было синтезировано вещество «этилмальтол», обладающее насыщенно-сладким запахом. Благодаря этому появились так называемые «гурманские» ароматы с ощутимыми, даже назойливыми карамельно-шоколадными нотами (например, «Angel » Тьери Мюглера). В 1974 году было создано вещество «калон», которое пахло морем. Естественно, в скором времени возникла доселе не существовавшая группа ароматов - спортивных, чистых, свежих (типичный представитель - «L"eau d"Issey » Иссея Мияке). Неожиданно в моду стали входить и такие курьёзы, как запах асфальта или пыли, попавшей на электрическую лампочку.

Новые веяния радикально изменили роль парфюмерии в жизни общества: из символа элегантности, утонченности, соблазна духи превратились в элемент игры, повседневного маскарада. Оказалось, что аромат, наряду с одеждой и косметикой, - это вовсе не украшение, а могущественный инструмент для создания того или иного образа. Люди почувствовали себя актёрами, и им это понравилось. А Жан-Поль Герлен, скованный вековыми консервативными традициями, оказался к этому психологически не готов.

В 1994 году произошло неизбежное: после долгих переговоров 52 процента акций предприятия купила группа LVMH («Louis Vuitton Moet Hennessy»), возглавляемая одним из богатейших людей Европы Бернаром Арно - да-да, это тот самый Арно, который посмел уволить Юбера де Живанши.

Критики и скептики не зря называют Арно «коллекционером предметов роскоши»: ему принадлежат многие известные марки высокой моды («Givenchy», «Christian Lacroix », «Kenzo », «Loewe», «Donna Karan », «Marc Jacobs»), а ещё несколько сетей розничной торговли, радиоканал, три сорта шампанского, аукционный дом, виноградники и многое другое.

Снова вспомним Ив Сен-Лорана, который продал свой дом годом раньше: во-первых, у него сразу же отобрали подразделение готовой одежды, оставив в его ведении лишь haute couture, во-вторых, ему пришлось пережить несколько унизительных торгов и перепродаж: корпорации «Elf-Sanofi», «LVMH» и «Gucci Group» перехватывали друг у друга великого модельера, словно сахарную косточку.

Так что можно сказать, что для Герлена обстоятельства сложились вполне благоприятно: он продолжал заниматься любимым делом, и у него сложились неплохие отношения с Арно, известным своим тяжёлым характером. По крайней мере, никаких скандалов не случилось, и публично они высказывались друг о друге с максимальным расшаркиванием: Арно называл Герлена «хранителем храма», Герлен благодарил Арно за предоставленную свободу действий. Более того: когда в 1996 году Герлен сделал новую версию старинных духов «Елисейские поля» и был очень недоволен результатом, поскольку аромат вышел совершенно «негерленовским», именно Арно уговорил его не оставлять парфюмерную деятельность. Однако с продажей многое изменилось, и в первую очередь - ритм.

Если раньше Герлен никуда не спешил и каждую новинку готовил несколько лет, то теперь в одном лишь 1999 году на рынок было выброшено девять ароматов, многие из которых - «Limited Edition», то есть изначально рассчитаны не на вечность, а на сиюминутный спрос. Ещё одно новшество: поскольку духи Герлена пользуются особенной любовью японцев, то специально для этой целевой группы была создана туалетная вода «Cherry Blossom», нигде, кроме Японии, не продававшаяся. И даже Франция осталась лишённой аромата великого мастера!..

Вот ещё один любопытный факт: в 2000 году никому не известный автор Перси Кемп выпустил свой первый роман «Мускус». Это очень печальная история о немолодом человеке, внезапно обнаружевшем, что у одеколона , который он на протяжении всей жизни считал непременной составляющей своего обаяния, изменился запах. Оказалось, что фирму, производившую этот аромат, купила крупная корпорация, и в целях экономии заменила природный мускус на синтетический, Это обстоятельство в корне изменило жизнь героя, сделав её невыносимой. Нетрудно догадаться, с какими чувствами читал эту книгу ярый поборник натуральных компонентов Герлен: он немедленно учредил литературную премию и вручил её Перси Кемпу.

И вот теперь Герлен покидает дом своего имени. Уходит он на пике славы, сделав восхитительную серию «Аква Аллегория», в которой ему удалось наконец разрешить конфликт традиций и новаций: это очень чистые и естественные ароматы, посвящённые любимым герленовским нотам («Rosa magnifica», «Ylang&Vanille», «Lilia bella», «Gentiana» и другим). Он доказал, что и бескомпромиссно придерживаясь фамильных принципов, можно идти в ногу со временем: два аромата из этой серии (грейпфрутовый «Pamplelune» и травянистый «Herba Fresca») пользуются огромной популярностью у молодёжи. Кажется, сделано всё возможное, чтобы его уход не выглядел увольнением: Герлен достиг пенсионного возраста, к тому же в компании он останется на правах консультанта. Однако по некоторым признакам можно заключить, что это решение принимал не он, или не он один: в фирме уже давно назревали крупные перемены. Ещё в ноябре прошлого года было объявлено, что с января в отставку уходит глава американского подразделения «Guerlain, Inc.» Мажори Воллан (её сменила Камий Макдональд), а одновременно с Герленом своё место покинул и руководитель всей компании «Guerlain» Тибо Понруа (Thibault Ponroy). Ему на смену пришёл 40-летний итальянский менеджер Ренато Семерари (Renato Semerari), уже доказавший успешность своего управления в «



Рассказать друзьям