Воспитание любви к природе у дошкольников. Воспитание любви к природе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Любовь Синицына
Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста

«Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста ».

К. Д. Ушинский был убеждён в том, что тот ребёнок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами…. Зовите меня варваром в педагогике, - писал он, - но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт, имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Природа – беспредельный склад, и конечно, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной : охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать с ранних лет . Именно с этого возраста человек познаёт красоту, разнообразие природы .

Прививать любовь к природе с раннего возраста необходимо по двум причинам : во - первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во - вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств : гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво : положительно относясь к природе , дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают, - «ласкают» животных). Иногда, ошибочно думают, эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения.

Интересный пример приведён в книге Б. Рябинина «О любви к живому » . «Ребёнок пугает голубей» . На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая, ему нравиться, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, и вот тут и первопричина зла». Руководство взрослого необходимо, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно- эстетическое чувство, предлагающее активную, действенную позицию ребёнка. Ведь у детей недостаточно развито инициативное отношение к обьектам природы . Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки деревьев, но и не подвяжет сломанные.

Решение таких задач, как воспитание к окружающему , развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единство требований детского сада и семьи.

У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы . Например : Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заверну и бантики завяжу» , тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Но наличие знаний не говорит об осознанном и устойчивом, положительном отношении ребёнка к природе . Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных находящихся дома : «Приготовь корм попугаю» , «Покорми собачку» , «Налей воду кошке»

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных» , прогулки на природе . Во время прогулок интересно показать детям растения, которые занесены в Красную книгу, познакомить с лекарственными травами, их так названиями. Дети легко запоминают названия, как мать – и мачеха, валериана, подорожник, и другие. После таких бесед они бережно будут относиться к растениям, даже широко распространённым. Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой : пусть самостоятельно побродит, отыщет что – то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто посмотрит красоту вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь эстетического и этического способствует формированию действенной любви к природе .

Список литературы :

1. Рябинин. Б. С. О любви к живому [Текст] / Б. С. Рябинин. - Москва : Просвещение, 1966. 2. Шипицына Л. М. - Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (2010) 3. журнал «Дошкольное воспитание » № 7; 2003г.

Публикации по теме:

Управление образования администрации города Чебоксары Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 75.

Игра-путешествие совместно с родителями «Воспитание любви к природе» в подготовительной группе «А» Время проведения: декабрь Форма проведения: игра – путешествие. Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры.

Консультация для родителей «Воспитание любви к родной природе в семье» Консультация для родителей на тему: "Воспитание любви к родной природе в семье".Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались,.

Консультация для родителей: «Воспитание любви к природе». Консультация для родителей: «Воспитание любви к природе». «Доброе неразрывно связано с красотой». В. А. Сухомлинский. Составила воспитатель:.

Консультация для родителей «Воспитание любви к природе» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется,.

Приобщение детей к духовным ценностям своего народа. Воспитание любви к своему поселку и природе Должны быть обязательными, кроме родителей, четыре коня, как четыре матери: родная земля, родной язык, родная культура, родная история.

Ведущая деятельность у дошкольников - игровая, но доступны и элементы учебной и трудовой деятельности, такие как восприятие рассказов, сказок, в достаточной степени развиты навыки лепки, конструирования, рисования. Наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это создаёт благоприятные условия для того, чтобы максимально расширить предпосылки к воспитанию любви к природе у дошкольников.

Общение с природой и художественный труд - подходящие инструменты, для решения этой задачи. Развивать способность видеть красоту, формировать бережное отношение к природе нужно с детства, при этом важно учитывать принцип последовательности, уровень развития и индивидуальные особенности ребёнка. Нравственный опыт и мастерство педагога, сочетающее доброту и требовательность, позволяет прививать детям уважительное отношение к окружающему миру.

В системе морально-нравственного воспитания - воспитание любви к природе у дошкольников, должно занимать одно из основных направлений. Художественный труд может использоваться в дополнении к классическим дисциплинам, гармонично дополняя их, он влияет и на развитие духовно-нравственной сферы и на развитие интеллектуальных способностей. Важно, что развитие представлений о национальных и художественных традициях, о природе, о труде и быте формируется совместно с художественным образом. Это единство позволяет развивать пространственное, колористическое, наглядно-образное мышление, самостоятельность, творческое воображение, укрепляет волю, стимулирует воспитание любви к природе.

Через развитие творческих возможностей, наблюдательности и стимуляции исследовательского опыта у дошкольников формируется любовь к природе. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, тестопластика, пластилинография, рисование с помощью растительных элементов - всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Природа открывает большие возможности для развития любви. А знакомство с декоративно-прикладным искусством, и ремёслами народных мастеров, наиболее полно раскрывает богатство и разнообразие культурных традиций, что также развивает любовь к природе. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Эстетическое воспитание легче осваивать, если вокруг много гармонии, есть чувство сопричастности к красоте. У дошкольников очень сильна природная любознательность, в процессе активного поиска, ребёнок расширяет рамки представлений о мире, познаёт пространственные и временные отношения, учится понимать причинно-следственные связи. Художественный труд, народный промысел и декоративно-прикладное искусство помогают развивать прилежность, аккуратность, наблюдательность, они побуждают познавательно-исследовательскую активность, стимулируют развитие мышления, воображения, речевых навыков, внимания.

Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение - основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка. Любое педагогическое воздействие, должно вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность, расширять представления об устройстве и явлениях мира.

Воспитание любви к природе

Воспитание любви к природе – ключ к развитию человечности в ребенке

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

Учим любить малое

Важно, чтобы ребёнок понимал: даже самое маленькое существо достойно жизни. Пусть воспитание любви к природе начнётся с насекомых. Годовалые малыши активно познают мир, и их внимание привлекают яркие бабочки, жучки, муравьи. Ребёнку всё хочется пощупать, испытать на прочность. Он ещё не понимает хрупкости окружающих его существ, поэтому нужно учить его бережно относиться даже к букашке.

Объясняйте малышу, что когда он сжимает в руке жука, то делает насекомому больно, больше рассказывайте ребёнку о мире насекомых, рассматривайте картинки в книжках. И ваши усилия постепенно начнут давать благодатные всходы.

Спасайте со своим ребёнком божьих коровок, жучков. Пусть малыш уберёт насекомое с дороги, где его могут раздавить, или достанет букашку из лужи. Похвалите маленького спасателя. Ведь он сделал хорошее, доброе дело.

Кошки и собаки – лучшие друзья

Очень часто домашние питомцы становятся любимцами малышей. Они прекрасно воспитывают юных исследователей большого мира. Игры с кошками или собаками учат ребёнка бережно относиться к животным, сопереживать. Нередко можно увидеть, как маленькие дети разговаривают с «меньшими братьями». Ведь для них такое общение – полезнее и лучше любых игрушек. И его не заменишь ничем.

Не испытывайте чувство страха, что с вашим ребёнком что-то не так, когда он пытается поднять котёнка за хвост или пальцем тыкает собаке в глаз. Это происходит не потому, что малыш жесток. Просто дети так познают мир, им всё нужно потрогать, провести маленький эксперимент. Ребёнок ещё не понимает, что животные испытывают боль так же, как и люди. И ваша задача – объяснить это. Расскажите, что животные хрупки, им можно причинить боль или вред. Не оставляйте малыша наедине с животным, всегда контролируйте процесс общения, чтобы всегда можно было подкорректировать действия ребёнка. Ваше совместное времяпровождение – ещё один вклад в воспитание любви к природе.

Больше рассказывайте ребёнку о повадках и привычках животных, чтобы малыш знал особенности маленьких питомцев, учился любить и понимать их. Привлекайте малыша к уходу за котиком или собачкой. Конечно, не сразу к ребёнку придёт привычка ухаживать или кормить любимца. Но постепенно доброжелательность с вашей стороны и теплота принесут результаты. У ребёнка начнёт вырабатываться ответственность и любовь.


Зелёные друзья

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить её, беречь и лелеять.

Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Но, несомненно, самый лучший способ привить ребёнку любовь к природе – это, непосредственно, «подружить» его с ней. Ребёнок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.

Лучший пример для ребенка – это его родители . Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребёнку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребёнок очень быстро усваивает такую модель поведения. Также существенную роль в прививании детям любви к природе играют дошкольные учреждения, младшие классы школы. От того, как педагоги преподают детям уроки природоведения, зависит будут ли они интересоваться природой или останутся к ней равнодушны. Замечательно, если в группе или в классе есть свой «живой» уголок. Детям старше 4-5 лет вполне по силам кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки.

С первого класса дети изучают природоведение, а потом естествознание в средней и старшей школе. Как же так получается, что в итоге нам приходится учить детей защищать окружающую среду и вводить дополнительные курсы и предметы? Почему сами курсы Природоведения и Естествознания не прививают детям таких понятий, как беречь и охранять природу?
Наверное потому, что эти курсы дают детям голую сухую информацию об окружающем мире и законах его развития. Беречь можно только то что любишь. Разве можно любить информацию. Надо учить детей смотреть на природу глазами души.

Уроки природоведения должны быть интересны для детей . Вместо скучного изучения по книжкам, лучше выйти на коллективную прогулку в лес или к озеру. Но на такое «выездном» занятие обязательно должны дать согласие родители детей и лучше, если сопровождающих взрослых будет несколько! Перед «вылазкой» на природу нужно обязательно как можно доступнее объяснить детям правила поведения.
Гербарии, поделки из желудей и шишек позволяют детям общаться с природой, не «обижая» ее. А как потом приятно малышу вручить свое творение маме, папе или бабушке!

Сегодня природа находится зачастую просто в бедственном положении. Техногенные катастрофы, промышленные выбросы в воду и атмосферу, вырубка лесов – всё это рушит и без того хрупкий экологический баланс. Поэтому, прививая своим детям любовь к природе, мы поможем им построить будущее, в котором люди живут в гармонии с родной планетой.

Вдумайтесь в слова Михаила Пришвина «Внутренняя жизнь природы - это я, или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять, то надо просто углубиться в себя, не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять».

Посмотрите, как трепетно любил природу Николай Сладков, написавший огромное количество книг о природе для детей: «Мир природы таинственен и прекрасен. Радость неведомого захлестывает тебя. Положи руку на пульс лесных дебрей, вслушайся в их тихий, затаенный стук. Не спеши обрывать крылья у бабочки: береги свое удивление!»

Как и всякое другое чувство, чувство природы должно быть развиваемо в детях с самого раннего возраста; чем позже, тем это делается труднее. В школе этому делу, естественно, должен служить предмет природоведения, начинающийся с первого года школьного обучения. Воспитание чувства природы - источника любви и тяготения к природе - должно составлять первую и главную задачу Экологии. Вот что об этом написал ещё в прошлом веке знаменитый русский ученый профессор Дмитрий Кайгородов:
Естественный и единственный верный путь для успешного куль-тивирования чувства природы, это - возможно частое общение с природой и возможно большее ознакомление с предметами и явлениями окружающей природы. Отсюда - необходимость частых экскурсий на природу и очевидная необходимость построения предмета природоведения на местной природе.

Соответственно своей цели, такие хрестоматии отнюдь не должны отдавать сухостью учебников. Имея целью содействовать воспитанию чувства природы, они сами должны быть согреты этим чувством (любовь вызывает любовь). Хорошую помощь в этом отношении оказывают соответственно выбранные стихотворения и отрывки художественной прозы.

Пора, пора об этом подумать... Мы оторвались от природы, перестали ее чувствовать и перестаем её любить. Оторвавшись от природы, мы потеряли здоровье - физическое и духовное. Нужно приблизить нарастающие поколения к природе, культивируя в них любовь к ней. Нужно культивировать в школе не МЁРТВУЮ НАУКУ о природе, а ЖИВУЮ ЛЮБОВЬ к природе и Божьим творениям, её составляющим.
Он написал об этом в своей книге «Природа в будущей школе» более 100 лет назад. Но эти слова актуальны и сейчас. Пока мы не научим детей любить окружающую их природу, никакой предмет, посвященный Экологии или Охране окружающей среды не заставит людей беречь природу.

А любовь начинается со сказки, стихотворения, с чувства близости к природе.

Сказка из книги «Сказки о цветах и деревьях»
Лесной гастроном

Однажды в городскую школу пришел учиться новый мальчик. Он был сыном лесничего и приехал издалека. Новый мальчик очень понравился ребятам. Он умел погоду предсказывать, знал интересные истории о жизни разных зверей и птиц. Но, когда все пошли на уборку листвы в городском парке, новый мальчик отказался работать вместе со всеми. Он сказал учителю:
- Не буду я листья опавшие и траву прошлогоднюю жечь, я деревьям не враг...
- Не говори глупостей, - строго прервал его учитель.
Мальчик махнул рукой и ушел из парка.
Ребята весело провели день, прыгая в кучах разноцветных листьев. Потом кучи листьев, опавших сучьев и сухой травы зажгли, и все ели бутерброды и пели песни.
Когда на следующий день ребята рассказали, как весело они провели время, мальчик снова насупился:
- Вы сами бутерброды ели, а у деревьев и цветов еду отобрали. Попробовали бы вы так в нашем лесу сделать, мой папа вас бы сразу из леса погнал.
- Какую еду? - удивились ребята. - Деревья из почвы и воздуха питаются, нам учитель рассказывал.
- Да, а откуда в почве питательные вещества берутся? - спросил ребят мальчик.
- В нее люди удобрения добавляют, - объяснили ребята.
- Где же вы видели, чтобы лес удобряли? - снова спросил мальчик.
- А лес и не надо удобрять, там сама по себе почва питательная. Сам в лесу жил и не знаешь, - удивилась одна девочка. - Когда мы с мамой в лес ходили, мама там питательной земли набрала для наших цветов.
- Я-то знаю, что само по себе ничего не бывает. Вы продукты в гастрономе покупаете, а лес сам свой гастроном пополняет. Листья и ветки сухие, трава старая - лучшая еда для почвы. Почвенные жители - черви, грибы и бактерии - все это едят и в питание для растений превращают. Так они каждый год друг о друге заботятся. А вы, когда парк чистили, почву без витаминов оставили. Теперь ей нечем травы, кустарники и деревья подкармливать. Деревья и травы старались, себе запасы готовили, а вы сожгли все.
- Ну, ты даешь, - удивленно сказали ребята. - Парк не лес все-таки. Да и деревья до сих пор живы, хотя листья в нашем парке каждый год сжигают.
- Конечно, все равно в почве питание остается, - согласился мальчик. - Только мало его. Вот и не растут в парке такие травы, цветы да ягоды, как в лесу.
Задумались ребята, не знают, что ответить.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это создаёт благоприятные условия для того, чтобы максимально расширить предпосылки к воспитанию любви к природе.

Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка, достигается путём экологического воспитания - формирования сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Любое педагогическое воздействие, должно вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность, расширять представления об устройстве и явлениях мира.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя, человека.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач :

Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Также огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя: развитие экологического сознания, формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности, выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек, воспитание устойчивой воли, формирование значимых целей экологической деятельности.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

ГЛАВА ВТОРАЯ «Воспитание любви к природе у дошкольников»

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.

Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю» .

Необходимо вместе с детьми присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

Например, дошкольников можно познакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Надо показать детям сначала нулевую отметку на шкале, познакомить с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить малышей отсчитывать градусы на шкале: каждое деление - один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель - научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18°. Спустя некоторое время - снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.

Много радости и удивительных открытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!). Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете. Как говорится, для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за природе .

ГЛАВА ТРЕТЬЯ «О воспитании любви к природе через понимание родины»

Программа воспитания в детском саду включает в себя воспитание любви к Родине. Так с чего же начинается Родина? С кудрявой березки, шумящей на ветру, с переливчатой трелью соловья, с улицы, проросшей травой – со всего того, что окружает человека с первых дней жизни. Воспитывая в детях любовь к природе, мы тем самым воспитывает у них любовь к Родине, и делать это нужно с самого раннего возраста. Научить детей видеть красоту окружающей родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней, одна из главных задач педагога.

Дошкольники, особенно старшие, очень любознательны. Они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны. Большие возможности для наблюдений дает уголок природы. В воспитании у детей интереса к растениям большую роль играют занятия, направленные на знакомство с комнатными растениями.

Также большое значение для воспитания у дошкольников интереса к природе, имеют наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире. Весна - время увлекательных наблюдений. Всё приходит в движение, оживает после долгого зимнего сна. Необходимо обращать внимание детей на изменения в природе, отмечать, что весеннее солнце ярче зимнего, что цвет неба меняется в зависимости от погоды. На прогулках можно прислушиваться к пению скворцов, обращать внимание на их внешний вид: длинный и тонкий клюв, которым удобно отыскивать и выбирать насекомых.

В ненастную погоду, полученные на прогулках знания важно закрепить с помощью дидактических игр, например, «Назови и опиши птиц» и «Кто улетает, кто остаётся», загадывать загадки о птицах, петь песни, рассказывать стихи и прослушивать аудиозаписи с голосами птиц.

В работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнечной погоде, значит скоро прекратится или появится радуга.

Стихи с описанием русской природы можно найти у А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Фета, И. Сурикова, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Блока. Красоту родной природы раскрывают рассказы М. Пришвина. Их произведения способствуют пробуждению у детей любви к родной природе, сознательному отношению к красоте, ко всему живому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания . Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у дошкольников на материале художественной литературы.

Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений интерес у дошкольников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

    Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.

    Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.

    Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. - № 1. – 1988

    Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. - № 8. – 1986.

    Электронный словарь «Академик».

Консультация для педагогов ДОУ

«Воспитание у детей любви к родной природе» (из опыта работы)

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.А.Сухомлинский

С чего начинается Родина? Все мы помним слова из знакомой песни. Может с детского сада, где малыш проводит первые годы своей жизни, со двора, где он играет с друзьями, с родного города или села, где он родился, с березки, которая растет у дома. Все, что окружает человека с детства, все, что дорого ему, это и есть родные края, родные места, его Родина. Любить Родину, это не только любоваться ее красотой, это прежде всего охранять ее, бережно относиться к родной природе.

Воспитать чувство любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и насекомым. Ребёнок с детства должен полюбить каждое деревце, каждую травинку окружающую его.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы, с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

В работе по воспитанию у детей любви к родной природе ставлю задачи:

формировать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;

развивать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;

воспитывать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе.

Все перечисленные задачи тесно взаимосвязаны – решаю их в комплексе.

Д ля воспитания у детей любви к родной природе использую наглядные, практические, словесные и игровые методы.

Формы организации работы с детьми по воспитанию у детей любви к родной природе:

  • Познавательные занятия
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Прогулки
  • Экскурсии
  • Трудовая деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание иллюстраций
  • Игровая деятельность
  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Праздники, развлечения
  • Выставки художественного творчества
  • Работа с родителями

Воспитание у детей любви к родной природе начинается с предметно – развивающей среды детского сада (уголок природы, прогулочная площадка). В нашей группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На прогулочной площадке растут деревья, кустарники, трава и цветы.

Основная форма организации работы с детьми по воспитанию у детей любви к родной природе - это наблюдения , которые проводятся ежедневно: из окна, в уголке природы и на прогулке.

Экскурсии - особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе родного края.

Прогулки также широко используются для воспитания у детей любви к родной природе. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулках использую наблюдения, труд и игровую деятельность .

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытно-экспериментальной деятельности . Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто использую чтение художественной литературы . Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг.

Детям нравится рассматривание иллюстраций . Использую картины из серии «Времена года», «Домашние животные», «Лесные животные» и т.д.

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

В группе проводятся выставки детского художественного творчества и участие в конкурсах на экологические темы.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй . Дети очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Чтобы сохранить природу, любить ее, необходимо жить в гармонии с окружающим миром. Во многом это зависит от нас, воспитателей, от радости общения с природой, которую мы даём нашим детям. Чтобы воспитывать детей, нужно наполнить сначала свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта воспитателя – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому, способствовать развитью бережного, ответственного, позитивного отношения к природе, окружающему, развивать интерес, воспитывать любовь к родному краю.

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!




Рассказать друзьям