Я народное творенье для детишек. Сценарий фольклорного развлечения в средней и младшей группе детского сада

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

Детский фольклор - неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы. Ведь когда мать поет своему малышу колыбельную песню, он эмоционально реагирует на нее: успокаивается, чувствует комфорт и удовлетворение. развивают физическую активность ребенка, помогают ему влиться в коллектив сверстников, стать его частью. Загадки способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Жанры детского фольклора известны всем: всевозможные загадки, пестушки, заклички, считалки, потешки... Их знание нередко становится своеобразным «пропуском» в детский коллектив: ребятишки часто рассказывают друг друга разные страшилки, дразнилки, считалки. Именно поэтому ребенок, который не посещает детский сад, а воспитывается дома, может не знать того, что дети передают друг другу, и в дальнейшем ему становится трудно адаптироваться в среде сверстников. Фольклор в детском саду - своя, особенная реальность, необходимая для полноценного роста и развития крохи.

Колыбельные песни

Колыбельная - это первый с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность, но посредством колыбельной песни становится причастным к этому миру. Голос матери звучит ласково и нежно. Она трепетно гладит своего малыша по голове.

Никогда после он не испытает по отношению к себе такой абсолютной любви, как в раннем младенчестве, когда он любим не за какие-то заслуги, а сам по себе, просто потому, что он есть. Вот на что способен детский фольклор. Колыбельные песни убаюкивают младенца, дарят чувство совершенного покоя, радости, счастья, успокоения. Малыш растет счастливым, часто улыбается, ему снятся радужные сны.

Примеры детских колыбельных песен:

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли...
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

Баю-баю-баюшки,
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
Да стал мой милый засыпать.

Пестушки

Значение слова «пестушка» происходит от «пестовать», «воспитывать». Мать, которая поет своему младенцу пестушки, выполняет разные действия, показывает, где у малыша ножка, где ручка, и на самом деле незаметно учит его понимать сигналы внешнего мира. Чувствуя ласковые прикосновения материнских рук, ребенок одновременно получает и эмоциональную составляющую взаимодействия, и духовную, и информационную. Чем больше мама уделяет внимания малышу, тем лучше для его развития, тем скорее он запомнит, что ножки нужны, чтобы «топать по дорожке», а ручками можно звонко хлопать в ладошки. Примеры детского фольклора в жанре пестушек можно встретить в любых детских книжках, ориентированных на возраст от нескольких месяцев до полутора-двух лет.

Потешки

Потешки известны как жанр, где создается элементарная игровая ситуация и проигрывается какая-то простая деятельность. Цель потешек - развеселить, добиться от ребенка ответной реакции.

Например, когда играют с малышом в «ладушки», то от крохи требуется выполнять несложные действия - хлопки. Кроме этого, у ребенка обязательно поднимается настроение, он весело хохочет. Все эти радостные эмоции приносит фольклор. В детском саду потешки могут применяться в качестве развлекательно-познавательной деятельности, например, после дневного сна, когда нужно взбодрить малышей. Потешки предназначены для ребят от полутора до трех лет.

Примеры детских потешек:

Идет, идет петушок,
Набок колпачок,
Красная бородка,
Костяная головка,
Сам рано встает
И другим спать не дает,
На заборах сидит,
Больше всех кричит.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
На соломе спал,
Раным-рано встал,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Молодичка - добра
Сапожки дала.
Не успел он их сносить,
Как другие стал просить.

На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил -
Про себя не позабыл!
А для женушки - подсолнушки.

Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.

Детские игры

Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы - это все неотъемлемая составляющая Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе. Посмотрите, понаблюдайте за ребятишками, с каким воодушевлением они играют друг с другом!

Подвижные игры часто подразумевают выполнение всяческих спортивных упражнений. Дети охотно соревнуются друг с другом в беге, прыжках в длину и высоту, танцах. Если найти правильный подход к этим занятиям и все хорошо организовать, то детский фольклор в жанре игр становится достаточно интересным и полезным предприятием.

Дразнилки и поддевки

Какой ребенок ни разу не слышал стишков наподобие «Жадина-говядина»? Едва малыш поступает в детский сад, как на него обрушивается целый ком различных выражений и дразнилок. Часто они употребляются детьми к месту и не к месту, лишь по случайному стечению обстоятельств. Тем не менее, все это детский фольклор. Дразнилкиучат социальному общению, и их не стоит запрещать, а тем более - наказывать за это детей. Если запретить им пользоваться поддевками, дети все равно придумают что-нибудь свое.

Как это ни странно, подобные стишки помогают почувствовать себя социально значимой личностью. Ребенку гораздо проще общаться со сверстниками, если он знает детский фольклор. Дразнилки исполняют роль своеобразного определителя, позволяющего понять, насколько малыш вхож в коллектив, умеет в нем ужиться и понимает законы его существования. Таким образом, даже самый маленький ребенок, оказавшись в незнакомой групп, быстро разберется, что к чему.

Загадки

Русский детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок. Что может быть занимательнее и необычнее, чем разгадывание рифмованных (а иногда и не очень) метафорических выражений? Дети очень любят необычные и красивые загадки, посвященные животным, природе, бытовым предметам. Вот каким занимательным может быть детский фольклор! сами дети, основываясь на собственных преставлениях о жизни и призывая на помощь богатую фантазию. Стоит сказать, что дети очень быстро запоминают тексты разных иносказательных описаний и ловко вставляют их при необходимости.

Шуточные загадки пользуются особенной популярностью среди детей: они с особым интересом задают столь "мудреные" вопросы друг другу. Тот, кто не может ответить, должен отгадать еще два-три подобных высказывания. Это самый интеллектуальный вид устного народного творчества, представляющий детский фольклор. Загадки распространены и на детской площадке среди ровесников, они встречаются на занятиях в детском саду. Прежде всего, эти миниатюры развивают внимание, память, стимулируют воображение, умение мыслить неординарно, творчески подходить к решению задачи. Примеры детского фольклора это подтверждают. Судите сами:

Из нее пьют молоко, чай, сок (кружка).

Этот предмет помогает людям договориться, когда они не могут увидеться друг с другом (телефон).

Этот предмет нужен для того, чтобы выводить на бумаге красивые надписи (карандаш, ручка).

Загадка помогает узнавать новое, учиться чему-нибудь. К примеру:

Сама говорить не умеет, но много рассказывает (книга).

Как называют человека, который любит бездельничать? (лентяй).

Оранжевый и спелый, всем ребятам в радость (апельсин).

Плачет тучка, а ее слезы поливают землю (дождь).

Висит груша - нельзя скушать (лампочка, люстра, светильник).

Охраняет дом, не пускает посторонних (собака).

Как у нашего дружка коготки-царапки, кто же он? (котенок)

Страшилки

Пожалуй, это самая интересная тема как среди младших школьников, так и среди подростков. Известно, что дети часто любят попугать своих сверстников невероятными загадочными историями, после которых страшно засыпать.

Это очень забавно и весело. Кто-то рассказывает историю, от которой холодеют руки и все внутри замирает, а все остальные слушают и потом еще долгое время после завершения рассказа «переваривают» услышанное. Детский фольклор, проявляющийся в форме страшилок, пользуется невероятной популярностью. Самое интересное заключается в том, что дети всегда с удовольствием слушают подобные истории, даже если они и вызывают у них страх.

Примеры детских страшилок:

1. Лесное чудовище

В одном лесу появилось страшное чудовище, которого все боялись. Мышь ли в лесу случайно проскочит или зайчишка серенький пробежит - огромное страшилище его обязательно съест. Большая беда заключалась в том, что чудовища этого никто никогда не видел, а если и встречался с ним нос к носу, то живым уже не возвращался. Дошло до того, что лесные обитатели боялись высунуть нос из своих домишек - настолько напугало их это чудище. А вы не боитесь, что монстр внезапно выйдет из лесу и направится в город? Тогда и вы окажетесь в опасности! Ребята, конечно, трусят: кому хочется попасться в лапы к лесному чудовищу? Из дому лишний раз не выходят, оглядываются по дороге в школу: вдруг следом за ними страшилище лесное крадется? Так и не поймали монстра, а может, его и не было никогда?

2. Кот-людоед

Жил-был на свете такой кот, который любил лакомиться людьми. Он был огромных, просто гигантских размеров, а потому мог проглотить целого слона, не то что человека. Люди, прослышав про это злобное животное, стали бояться выходить на улицу поздно вечером и ночью, так как нападал он исключительно в это время. Чаще всего подобные случаи наблюдались в полнолуние или незадолго до его наступления. В другое время никто про гигантского кота ничего не слышал. Не было известно и его местонахождение. Кота искала полиция, на него охотились разные смельчаки, но поймать "изверга" так и не удалось. Поговаривали даже о том, что это сам черт обращается в кота, чтобы причинять зло. Представляете, каково это - ходить по улицам и не быть уверенным в том, что ты сегодня вернешься домой живым? Матери стали прятать своих детей, мужья и отцы вооружились вилами и однажды пошли в лес. Хотели встать на защиту своих семей, которых кот-людоед вознамерился уничтожить. Долго они пытались отыскать мерзкое животное, но это оказалось непросто. Все дело в том, что кот-людоед был чрезвычайно хитрым и ловко умел замаскировать себя: едва к нему приближались, как он делался невидимым. Мужики вызывали его на бой, он прятался и делал вид, что его здесь нет. Его называли трусом и подлецом - кот никак не реагировал. А однажды случилось такое: в один из домов как-то проник обыкновенный серый кот с темными отметинами на груди и утащил у хозяйки кусок сала. Когда его поймали, он внезапно растворился в воздухе и сгинул. Наверное, это и был кот-людоед...

Стихи

Много поклонников есть и у детских стихов. Такие замечательные детские авторы, как Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, известны всем и каждому. Их произведения любит весь мир и знает наизусть. Дети легко запоминают забавные рифмованные строчки, которые вызывают улыбку и хорошее настроение. Запоминание стихов тренирует активность мозга, развивает память, мышление, воображение, внимание и речь. Малые жанры детского фольклора особенно любимы детьми.

Примеры детских стихов:

ДУМАЙ, ДУМАЙ...

Это Вовка, вот чудак!
Он сидит угрюмый,
Сам себе твердит он так:
"Думай, Вовка, думай!"

Заберется на чердак
Или мчится, вот чудак,
В дальний угол сада;
Сам себе твердит он так:
"Думать, думать надо!"

Он считает, что от дум
У него мужает ум.

А Маруся, ей пять лет,
Просит Вовку дать совет
И сказать: во сколько дней
Ум становится умней?

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..

Песни

Детские песни часто звучат на занятиях в детском саду. Под музыку выполняются различные ритмичные движения: танцы, игры и т. д. Все это также относится к категории « » .

Песни исполняются под самую различную музыку и на самую разнообразную тематику. В основном преобладает тема народного творчества. Детский народный фольклор пользуется особой популярностью. Русские песни разучивают даже с трехлетними детьми, поскольку их тексты очень легко запоминаются.

Считалки

Считалки помогают детям определять очередность в различных играх. Замечено, что вместо того, чтобы просто договориться между собой, кто за кем следует, ребятишки почему то предпочитают считаться. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес. Может быть, именно такой подход позволяет им иногда избегать лишних споров и разногласий, которые нередко приводят к ссорам внутри детского коллектива. Эти стишки тоже представляют собой детский фольклор. Считалки замечательны тем, что помогают определиться в выборе игры заранее и не тратить время на споры, что очень важно для сохранения внутреннего микроклимата. Кроме того, это просто забавные произведения устного народного творчества, легко запоминающиеся, веселые, добрые. Таким образом, очень полезным оказывается детский фольклор. Считалки как нельзя лучше подходят для любых игр. И только попробуйте начать отговаривать деток пользоваться этим чудесным инструментом! Мало того, что уже через пять минут они все перессорятся, так еще и испортят настроение всем, кто в данный момент окажется поблизости.

Примеры детских считалок:

Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.

Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?

Шесть - конфеты любим есть,
Семь - мы помогаем всем,
Восемь - мы друзей в беде не бросим.
Девять - учимся на пять,
Десять - кончили считать.

Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили.

Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!

Таким образом, детский фольклор имеет большое значение в контексте русского устного народного творчества. Изучать этот пласт культуры обязательно нужно, потому что дети - большие выдумщики и мастера придумывать забавные загадочные истории. При внешней похожести продуктов творчества все они оказываются уникальными и неповторимыми по своей сути.

Ребята, изучая всевозможные загадки, считалки, стихи, песни, принимая участие в подвижных и интеллектуальных играх, получают на будущее полезный урок. Детский фольклор развивает творческое мышление, учит анализировать, размышлять, относиться с величайшим вниманием к звучащему слову, любить и беречь природу. Фольклористы специально ездят по деревням и собирают материал для своих практических исследований.

Напоследок добавим, что жанры детского фольклора не исчерпываются перечисленными в этой статье произведениями. Существуют еще прибаутки, приговорки, всевозможные кричалки и оралки. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.

Для второй младшей группы

Цель праздника : Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора (потешек, прибауток, песен, загадок); продолжать развивать общую и мелкую моторику, положительные эмоции, речевую активность, музыкально-творческие способности, певческие навыки.

Атрибуты для праздника : Русская изба, печка, кочерга, чугун, ухват, скатерть, лавочка из дерева, домотканные половички, самовар, чудо - короб с музыкальными инструментами, русские народные костюмы.

Начало праздника:

Музыкальный руководитель: Предлагает поехать на лошадке в деревню к бабушке и к дедушке. Дети едут и напевают «едем, едем к бабе, к деду на лошадке но-но-но» (3 раза поют, объезжая зал).

Музыкальный руководитель : Ехали мы ехали, наконец приехали!

Встречают у домика петушка и поют ему песенку (русская народная песенка).

За огородом пробежал зайка и детям предлагает спеть песенку «Заинька -зайка», после песни дети угощают зайку морковкой.

Музыкальный руководитель : В домике тихо, никто нас не встречает, давайте дети потанцуем и разбудим дедушку с бабушкой «Весёлый танец».

Из домика выходят бабушка с дедушкой.

Здравствуйте, мои дорогие внучатки! Почему у дверей стоите? Проходите, мы гостям всегда рады! На крылечко ступайте. Ноги чистые? (Дети отвечают.)

Посмотрите, как в нашей горнице светло и красиво! Кругом половички домотканные да коврики рукодельные, просто загляденье! Садитесь рядком, да поговорим ладком!

Игра «Сорока - белобока кашку варила».

Бабушка: Ты, дедуля, сходи за дровами, а я тесто замешу и пряничков напеку! А ты, внученька - Дарьюшка, избу покажи.

Дарьюшка: Хорошо, хорошо, дедушка и бабушка (они уходят).

Ребята, а вы знаете, из чего изба состоит? Вам я сейчас расскажу, а вы повторяйте за мной!

Пальчиковая гимнастика

Стенка, стенка (указательными пальцами показывают щёки)

Потолок (показывают лоб)

Два окошка (указательными пальцами на глаза)

Дверь (на рот)

Звонок! Дзинь- дзинь - дзинь! (нажимают пальчиками на кончик носа)

Никто не открывает (сцепляют руки в замок)

Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы)

На дверях большой замок

Вот он, ключик! (правую руку выставляют вперёд, соединив большой и указательный пальцы)

И открыт замок! (к левой ладошке приставляют большой и указательный палец правой руки и поворачивают их по часовой стрелке).

Дарья: Сейчас я вам загадаю загадки:

  1. В избе - изба,

    На избе - труба,

    Я лучинку зажег,

    Положил на порог,

    Зашумело в избе,

    Загудело в трубе.

    Видит пламя народ,

    А тушить не идет (печка).

  2. Руки в боки, как начальник,

    Раньше всех на стол встает,

    Сам себе плита, и чайник,

    Сам заварит, сам нальет (самовар).

Молодцы, ребятки! Отгадали все мои загадки!

А вот в эту кроватку кого можно спать уложить?

Правильно, куколку! А баюкать да приговаривать умеете?

Я вас сейчас научу:

Уж ты, котенька, коток, котя - серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать, мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу,

Дам кусочек пирога и кувшинчик молока.

(Дети берут кукол, укачивают их, подпевая.)

Входят в дом бабушка с дедушкой : Ну, что? Заскучали?

Музыкальный руководитель: Да нет, она научила наших деток колыбельную песенку петь.

Бабушка: Какие вы у меня умненькие - разумненькие! А как вы думаете, что в доме главное? То ли крылечко, то ли печка, то ли окошко, то ли стол да скамейка с кошкой? (Дети отвечают.)

А я вот вам скажу: как ни мечи, лучше нет печи.

Где испечь хлеб, пироги да калачи?

Где щи да кашу сварить? Конечно же, в печке!

Мала печка, да тёпленька, на ней и валенки просушить и самим погреться.

Дедушка: Прежде чем печь топить, не забудь дров нарубить да приговаривай. Дело - то быстрее пойдёт (дед колет дрова, приговаривает)

Я колю, колю дрова.

Я колю на чурочки,

Я колю, колю дрова.

Гори огонь в печурочке!

Бабушка: А я напеку вам пряничков.

Дед: Пока прянички остывают, покажу - ка я вам чудо - короб!

Вы ко мне сюда бегите, чудо - короб посмотрите.

Что глаза увидят, назовите! (Дети берут из короба деревянные ложки, погремушки, колокольчики.)

Дарьюшка: Вот какая у нас детвора!

А где детвора, непременно оркестровая игра!

Дети играют. А бабушка с дедом пляшут, а их внучка играет на трещётках.

Дед: А ещё в коробе есть платочек расписной, хотите с ним в жмурки поиграть?

Бабушка: Хотим, только жмуркой будешь ты, дедушка!

Дед: Что ж, давно я не играл, вас внучатки поджидал.

Если есть внучатки, будет и веселье!

Игра в жмурки.

Дед: А у нашей внучки сегодня именины, споём вместе «Каравай».

Бабушка: Быстро времечко бежит, самовар уже кипит (ставит на стол самовар).

А сейчас детки хотят показать дедушке, бабушке и внучке Дарьюшке какие они сделали расписные кружечки с тарелочками и пирожки с ватрушками, да с кренделями для угощения, на выставку «Русское народное творчество» совместно со своими родителями.

Дарьюшка угощает деток сушками.

Кушайте сушки, чаем запевайте, нас не забывайте!

Дети благодарят бабушку, дедушку, Дарьюшку и уезжают на лошадке домой.

Развлечение по Народному творчеству для детей 1 смешанной, 2 смешанной групп.

На переднем плане русский терем, перед ним скамейки. Мальчики на скамейке, девочки в тереме. Выбегает мальчик.

1. Ото всех дверей

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись народ.

2. Открываются ворота

Выходи кому охота

3. А кому неохота

Тоже выходи.

(Из ворот выходят остальные мальчики, садятся на скамейку). Фома стоит перед теремом.

Стоит Фома посреди двора

Супротив терема высокого

Супротив крыльца широкого

Не тёсан терем, не тёсан,

Только хорошо раскрашен (имитирует игру на балалайке)

Заиграй – ка балалайка

Заиграй – ка позвончей

Дома ль Марья

Дома ль Дарья

Дома ли Катюшенька (из терема слышны голоса девочек)

«Мы туточки!» (выглядывают в окно )

Егор: Красны девицы гулять просятся

Выходите – ка красны девицы,

Выходите – ка красавицы

Себя показать

На народе поплясать

(Девочки под музыку выходят из терема, садятся на скамейку)

Русский народный хоровод «Мы на луг ходили» (средняя группа)

Ведущий: Красны девицы, послушайте загадки и отгадайте их.

1. Бел да не сахар (снег)

2. Висит груша нельзя скушать (лампочка )

3. Сто одёжек и все без застёжек (капуста )

Ведущий: А теперь вы – добры молодцы.

1. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает

Тот слёзы проливает (лук )

2. Без рук, без ног, а рисовать умеет ()

3. Сидит девица в темнице,

А коса на улице (морковь )

Ведущий: А теперь загадки для гостей:

1. Не огонь, а жжётся (крапива )

2. Не лает, не кусает и в дом не пускает (замок )

Ведущий: Так уж повелось на Руси, работали да песни пели. С песней и дело спорилось.

Песня « Во кузнице» (старшая группа)

Ведущий: Эй, девчонки – хохотушки,

Затевайте – ка частушки

Затевайте поскорей

Чтоб порадовать гостей.

Распляшемся, разгуляемся

И частушечки пораспеваемся.

Частушки поют девочки

1. Эх топни нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

2. Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3. Едет трактор синенький

Тракторист красивенький

Я хотела ручку дать

Да за дымом не видать.

Ведущий: Услыхали ложки

Вытянули ножки

Да давай подпевать

Да давай танцевать.

Частушки поют мальчики

1. Балалаечка – гудок

Своё дело знает

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

2. Я плясал в 3 ноги

Потерял сапоги

Оглянулся назад

Сапоги мои лежат.

3. А у нас во дворе

Квакали лягушки

Таня с печки босиком

Думала подружки.

4. Сидит ёжик на берёзе

Белая рубашка

На головке сапожок

А на ноге фуражка.

Ведущий: Я сейчас буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.

Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте.

1. В гостях хорошо, а ……(дома лучше).

2. Маслом кашу ….. (не испортишь).

3. Делу время ….. (а потехе час).

4. Терпение и труд ….. (все перетрут).

5. Поспешишь ….. (людей насмешишь).

Ведущий: А теперь для гостей.

1. Сделал дело … (гуляй смело).

2. Что посеешь, … (то и пожнешь).

3. Без труда …(не вытащишь и рыбку из пруда).

Как у наших у ворот

Собирается народ

Все со скрипочками

Да с балалаечками.

Уж как сядем мы играть

Слушает вся улица

Петух и курица

Кот и кошка

Мой друг Ермошка

И я немножко.

«Оркестр» (подготовительная группа )

Ведущий: Красна песня ладом,

А сказка складом

Нашему празднику,

Как сказке приходит конец, а кто слушал молодец.

И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Да пока вы пели, слушали

Огурцы на огороде зайцы скушали

Вот вам и не досталось.

Игра: «Гори-гори ясно»

1,2,3,4,5 собрались мы поиграть

А сорока прилетела

А кому водить велела?

Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Раздайся, народ!

Меня пляска берет

Пойду попляшу

На людей погляжу.

Ой вы гости дорогие

Нам похлопайте в ладоши

Чтобы лучше нам плясалось

Чтобы скуки не осталось.

Пляска «1,2,3,4 круг поуже, круг пошире».


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»

Развлечение

по теме «Устное народное творчество»

в подготовительной к школе группе компенсирующего вида

(дети с ТНР от 6 до 7 лет)

«Народные посиделки»

Направление: воспитание духовно - нравственных ценностей

Выполнила: воспитатель

Шведчикова Светлана Николаевна

п. г. п. Малиновский

Актуальность проведенного мероприятия:

Показывая красоту русского языка в устном народном творчестве, выраженное в пословицах, загадках, играх, традициях, сказках, обрядах мы формируем у детей интерес к детскому фольклору, русской народной культуры. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Цель: Поддерживать интерес детей на непрерывной связи истории прошлого и настоящего.

Задачи:
Образовательная. Расширять знания детей о жизни и обычаях наших предков, о русском народном фольклоре.
Развивающая. Формировать устойчивый интерес к истокам русской народной культуры.

Воспитательная. Воспитывать желание соблюдать традиции русского народа.
Предварительная работа:

Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр. Беседа по иллюстрациям «Масленица».

Методы и приемы: словесный – беседа (вопросы к детям); наглядный – использование ТСО (рассматривание); игровой – дидактическая игра, подвижная игра, пальчиковая гимнастика (выполнение игровых действий детьми).

Оборудование: в группе оформлена русская горница : имеется печь, прялка, коромысло, ведра, лавка, чугунок, ушат, самовар, сундук, корзинка и другие предметы домашнего обихода.

ИКТ Ноутбук, телевизор, презентация с картинками из сказок, игра «Пословицы в картинках», блины.

Предполагаемый результат: дети различают и называют предметы народного быта, умеют ими пользоваться; знают народные сказки, пословицы, загадки, играют в народные игры; знают традиции праздника Масленицы.

Форма организации: фронтальная.

Ход мероприятия

Дети находятся в группе, входит хозяюшка и приглашает детей в горницу

Организационный момент.

Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим ко мне в избу. Рассаживайтесь поудобнее.

Дай Бог тому, кто в нашем дому,

дорогим гостям, милым детушкам,

чтобы хорошим было все:

и житье, и бытье, и здоровьице!

Основная часть

Хозяюшка. Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дел или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Хозяюшка. «Что такое посиделки?

Ответы детей.
Хозяюшка.

    Посиделки - это общение людей, отдых.

    Это время проведения досуга.

    Себя показать да других посмотреть.

    Девушки и парни хвалились новыми нарядами.

    На посиделках рассказывали сказки, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости.

    Пряли пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи, вязали кружева, посуду расписывали, плели лапти, корзины, и многое другое делали, что в хозяйстве пригодится.

Хозяюшка. Отдых - это не безделки.

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Для друзей и для гостей

Хозяюшка. Домом жить - не лукошко шить.
Дом вести - не лапти плести.
Ребенок. Хозяюшка в дому, что оладушка в меду
Она прибирает, она подтирает,
Одним - одна за всё отвечает

Хозяюшка. Да, работы у меня много.

Всем известно, что без труда не вынешь рыбку из пруда.

В моей волшебной корзине есть пословицы в картинках, возьмите по одной картинке соедините их и назовите пословицу.

Дети выполняют задание.

Хозяюшка. Ай да молодцы! Знаете вы пословицы.

Раздаётся шорох. Появляется домовёнок Кузя.

Кузя . Здравствуйте, дети! Что вы тут делаете? Я спал за печкой и услышал ваши голоса, вот и решил заглянуть. А почему вы сегодня такие нарядные? (Ответы детей).

Ребенок . А у нас посиделки.

Кузя . Молодцы, мы тоже раньше на посиделки собирались попеть да поплясать, себя показать, на других посмотреть, обменивались поговорками, загадки загадывали. А вы умеете отгадывать загадки? Вот я сейчас проверю.

Кузя загадывает загадки

У печи стоит предмет,

Он тяжелый спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен-

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

Стоит кошка - четыре ножки. (Скамейка)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Четыре ноги,

Да брюхо. (Самовар)

Три братца пошли на речку купаться.

Два купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра на коромысле)

У туши - уши, а головы нет. (Ушат)

Чем больше я верчусь,

Тем больше становлюсь. (Веретено)

Кузя . Молодцы, загадки вы хорошо знаете.

А сейчас мы поиграем,

Подзадорим всех гостей

От улыбок светлых ваших

Станет радостнее всем

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Хозяюшка. О чем говорилось в игре?

Дети. О народных сказках.

Хозяюшка. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Кузя . Ох, устал я, пойду спать, а вы уж посмотрите на мои волшебные сказки.

Кузя дарит волшебную книгу сказок

Хозяюшка. Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(иллюстрации на компьютере «Русские народные сказки»).

Дети называют сказки по иллюстрациям на слайдах.

Хозяюшка. Что - то усталый вид у вас.

Делу время, а потехе час.
Поспешите все сюда,
Ждёт вас русская игра.

(Дети играют в русскую народную игру « Гори, гори ясно»)

Хозяюшка. Отгадайте ка ребята

Что на сковородку наливают,

да в четверо сгибают (блины)
Хозяюшка. На какой народный праздник блины являются главным угощением?

Ребенок. Блины - главное угощение на Масленицу.

Ребенок Блин напоминает солнце - горячее, весеннее. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

Ребенок Блины начинали, есть уже с понедельника, обильно поливая их маслом. Оттого и название такое у праздника – Масленица.

Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.

Хозяюшка. Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.

Дети называют дни недели масленицы:

«Понедельник - встреча».
«Вторник - заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.
«Среда – лакомка». Это день семейный. Вся семья ест блины

«Четверг – разгул, Широкая Масленица». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков, катание на тройках, взятие снежной крепости.

«Пятница – Тёщины вечёрки». Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.

«Суббота –Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.
Воскресенье – «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.

В воскресенье прощались с Масленицей, сжигали её на костре.
О масленице не принято было печалиться, ведь вместе с нею в костре сгорали все старые беды, болезни и невзгоды.

Тары, тары, тары бары,

Выпьем чай из самовара.

С блинами вкусными.

Дорогие гости проходите к столу да угощайтесь на здоровье.

Наш педагогический коллектив ставит задачу – показать детям красоту русского языка посредством знакомства с устным народным творчеством. Мы стараемся почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы, общения с людьми старшего поколения. Особое внимание обращаем на произведения детского фольклора.

Знакомя детей с формами и средствами языковой выразительности фольклорных произведений, мы используем разнообразные приемы: беседы, речевые игры, чтение художественной литературы, во время которого особое внимание уделяем русскому прикладному искусству, включаем детей в участие в обрядах, играх, хороводах, погружаем в мир народной музыки, игру на русских народных музыкальных инструментах. Во время такого взаимодействия детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества.

В течение нескольких лет в нашем детском саду функционирует фольклорная группа «Веселая слобода», в состав которой входят воспитанники подготовительных групп. Она принимает активное участие в подготовке и проведении детских фольклорных праздников, включающих обрядовые сценки, отражающие быт крестьян российской деревни и сезонные явления природы.

В учреждении организован мини-музей «Преданья старины», в котором дети, под руководством взрослых ближе знакомятся с историей быта, искусством русского народа. Предметы музея можно потрогать, узнать удивительную историю судьбы каждой старинной вещи, поиграть с ней.

Развлечение «Веселая слобода»

(с детьми подготовительной к школе группы).

Цель. Приобщать детей к традициям русского народа – посиделками, совершенствовать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых, закрепить умение применять полученные навыки общения в игровых ситуациях.

Оформление зала. Расписная печь, столы с домашней утварью: самоваром, горшками, крышками и т.д., деревянные лавки, сундук, половники, вышитые полотенца, скатерти, прялка, веретенце, расписные ложки.

Материалы и оборудование. Аудиозаписи русских народных песен: « К вам гости пришли», «Крутись веретенце», «Ой, вставала я ранешенько», «Веселый хоровод», «Русская народная пляска», «Блины»; бубенцы, деревянные ложки, трещотки; блины для угощения детей; для игры «Карусель» — разноцветные ленточки на палке (высотой 2 м); клубочки, валенки, платочки, пяльцы, нитки, спицы, лапоть, шаль.

Персонажи. Хозяйка, Хозяин, Домовой – взрослые.

Порядок работы.

Дети стоят перед залом. Хозяйка посиделок — воспитатель в русском народном костюме – входит в зал. Звучит русская народная мелодия. Хозяйка обращается к зрителям.

Хозяйка. На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль на светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Дети входят в зал, кланяются хозяйке.

Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться.

Хозяйка. Рады видеть у себя в гостях, в своей горлице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному – посиделками называется. Веселья да радости вам.

Дети исполняют русскую народную песню «К нам гости пришли».

Хозяйка. Гость на двор – хозяину радость. Красному гостю – красное место. Будьте как дома, присаживайтесь.

Девочка. Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не устоим.

Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик. Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка. Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка. Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Мальчик. Ехали мы мимо, да завернули до дыму.

Дети садятся на лавки.

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Ребенок. Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесно ли хозяевам?

Хозяйка. В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин. Погуляем на празднике нашем.

Нигде не найдете вы праздника краше.

Хозяйка. А как вечер наступает, весь народ гулять идет, хороводы начинает водить.

Под русскую народную мелодию дети водят хоровод.

Хозяйка. Небылицы в лицах

Сидят в темницах – светлицах.

Щелкают орешки,

Да творят насмешки.

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня — до вас.

Дети исполняют шутливые диалоги.

1 диалог.

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег!

— А велика ли дыра то?

— Один ворот остался.

2 диалог.

— Тюха, есть хочешь?

— Нет, я перекусил!

— А что перекусил?

— Да съел краюшку хлеба.

— А ты бы ее в горшке со сметаной мочил.

— Да в горшок не влезла.

3 диалог.

— Не проходил, ли тут мальчик?

— Маленький?

— Маленький

— Рыженький?

— Рыженький.

— В красной рубашке?

— В красной рубашке.

— Босоногий?

— Босоногий.

— Нет, не проходил.

Хозяйка. На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец.

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Хозяин. Какие же девицы – красавицы к нам пожаловали! Как песню начнут спевать, да ниточку в клубочек мотать – заслушаешься, залюбуешься.

Девочки мотают клубочки и поют русскую народную песню без музыкального сопровождения «Крутись веретёнце». Мальчики «подшивают» валенки или имитируют выполнение какой-то другой хозяйственной работы.

Хозяйка. Ай, да песня хороша, развернулась впрямь душа.

И клубочки хороши, ровно скатаны. Ай, да девицы, ай, да красавицы.

Хозяин. А вы, ребятушки, что призадумались? Призадумались, закручинились! Вижу, вижу, что и вам поплясать захотелось. Покажите свой талант.

Дети исполняют русскую народную пляску.

Слышен стук, чихание. Из-за печи показывается взрослый в расписной рубахе, парике – «Домовой».

Хозяйка. Милости просим, гость дорогой.

Проходи, повеселись с нами.

Домовой. Какой я вам гость?

Хозяйка. А, кто же ты? Что за «неведома зверушка»?

Домовой. А вот и врёшь. Я, можно сказать, век здесь живу. Дом, можно сказать, на мне держится. А они явились – да с песнями, да с инструментами! Где справедливость? Одним — все, а другим ничего?

Хозяйка. Зачем к нам пожаловали?

Домовой. Мне друг Нафаня прислал письмо: «Кузька, ты большой стал, домовитый, умный – учи скороговорки». А я один не могу справиться. Помогите мне, а то ничего что-то не получается.

Обращается к детям за помощью. Дети показывают свое умение произносить скороговорки.

1 ребенок. Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

2 ребенок. Летят три пичужки

Через три избушки.

3 ребенок. Вёз корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

4 ребенок. Мамаша Ромаше

Дала сыворотки из-под простокваши.

Хозяин. Какие молодцы! Славно, славно у вас получилось! И у тебя, домовой, все получилось.

Домовой. Делу – время, потехе – час. Кто будет играть со мной сейчас?

Домовой приглашает детей поиграть в игру « Карусель». В центре зала устанавливается шест с разноцветными лентами. Дети берутся за ленточки и начинают бежать по кругу в соответствии с ускоряющимся ритмом русской народной мелодии. После 2 – 3 кругов бега музыка затихает, и на карусели приглашаются покататься другие дети.

Домовой. А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперёд –

Вы, смекалистый народ!

Без нее мы как без рук,

На досуге – веселушка

И накормит всех подруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает.

Девочка. Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

Дети под русскую народную мелодию играют на ложках.

Хозяин. Вот так ложки-веселушки,

Так и просятся в частушки.

1 ребенок. Лодырь да бездельник —

Им праздник и в понедельник.

2 ребенок. Ныне лягушки, завтра гуляшки,

Останешься без рубашки.

Хозяйка. Там, где песня льется, там легче живется!

Запевайте-ка песню шуточную, прибауточную.

Исполняется русская народная песня « Ой, вставала я ранешенько».

Хозяин. Как известно всем, подружки –

Мастерицы петь частушки

И вы, парни не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Дети исполняют частушки под русские народные мелодии.

Частушки.

Как гармошка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас.


Мы частушки запоем,

Запоем мы громко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

Не хотела я плясать,

Стояла и смеялась.

Как гармошка заиграла,

Я не удержалась.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

У березки, у сосенки

Тоненькие веточки.

А мы бойкие девчонки,

Все мы как конфеточки.


А у нас во дворе

Крякали утята.

А я с печки босиком

Думал, что девчата.

Я надену бело платье,

Буду в нем красавца,

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души.

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши.

Хозяйка. Веселил нас много раз

Русский танец перепляс.

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Ребенок. Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать

А на этих посиделках

Русскую хотим плясать.

Мальчик и девочка исполняют русский танец .

Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Домовой. И я есть хочу.

Хозяйка. Чем же, гости дорогие, вас угостить?

Домовой. Блинов хочу!

1 ребенок. Спасибо, хозяева, за добрые слова, но мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели…

Дети исполняют народную песню « Блины». По окончании песни Хозяйка достает блины из печи.

Хозяйка. Гости, будьте все здоровы!

Вот, блины мои готовы! (Угощает детей блинами.)

1 ребенок. Посидели, повеселились,

Пора и честь знать.

2 ребенок. Спасибо, хозяин с хозяйкой,

За веселье да за угощенье.

3 ребенок. Мы славно гуляли

На празднике нашем,

Нигде не найдете

Вы праздника краше.

4 ребенок. Так будьте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Хозяйка. Ну, повеселились, пора и нам за работу браться.

Хозяин. Пойду дрова рубить, воду носить, буду печь топить.

Хозяйка. До свидания, дети.

Хозяин. До свидания, взрослые.

Дети под музыку уходят из зала .

Булгакова С. заведующая,Лисенкова Т. старший воспитатель,

детский сад «Солнышко»,

п. г. т. Залегощь, Орловская область.



Рассказать друзьям