Задания для дошкольников по теме цветы. Дидактическая игра «Цветы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дидактическая игра с мячом «Цветочные названия»

Цель:

- знакомить с именами людей, произошедшими от названия растений (Роза, Лилия, Нарцисс, Василек (ласкательное от Васи), Анюта, Рома (ромашка), Виолетта, Вероника, Валерьян; розовый, сиреневый, лимонный);

- учить по названному предмету угадывать производное название цветка (колокол - колокольчик, глаза девочки Ани - Анютины глазки, гвоздь - гвоздика, кувшин - кувшинка);

- развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции, скорость мышления, память;

- воспитывать умение быть внимательным при взаимодействии с воспитателем.

* * *

Дети встают в круг, воспитатель - в середину круга с мячом. Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дает задания (назвать имя человека, произошедшее от названия цветка; обозначить предметы, название которых произошло от названия цветов). Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если он не отвечает или отвечает неправильно, мяч с этим же заданием получает другой ребенок.

Дидактическая игра «Букет цветов»

Цель:

- формировать представление о правилах составления букетов, о том, в каких случаях люди дарят друг другу букеты;

- умение из готовых форм составлять букет цветов, подбирая их по размеру, цвету, оттенкам, назначению, желанию (аппликация или рисование);

- рассказывать о своем букете (из каких растений составлен, как подобраны цветы, кому бы хотел подарить такой букет, по какому случаю);

- развивать воображение, пространственное, цветовое восприятие, чувство вкуса, меры, речь, мелкую моторику рук;

- воспитывать любовь и активный интерес к родной природе.

* * *

В игре дети выполняют роли флориста или продавца цветочного магазина. Работу по составлению букета дети могут выполнять индивидуально или коллективно, небольшими подгруппами, решая задачу формирования умения договариваться, определять последовательность работы. Букет дети могут составлять из любых цветов: живых, искусственных или сделанных детьми из бумаги, ткани, поролона, теста, овощей и пр.

Для разминки можно использовать пальчиковую гимнастику «Цветок».

Собранный букет дети в качестве продавцов цветочного магазина должны «продать», описав его, рассказав, из каких цветов он состоит, почему, для чего предназначен.

Воспитатель выступает в роли консультанта-флориста, направляя деятельность детей, помогая советами.

Игра с мячом «Я знаю пять цветов»

Цель:

- закреплять знания о луговых и садовых цветах;

- формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа;

- интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками;

- сочетать существительное с числительным;

- развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.

* * *

Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка - раз, колокольчик - два, гвоздика - три и т.д.

Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.

Дидактическая игра «Труд в цветнике»

Цель:

- формировать представление о том, как выращивают цветы в зависимости от сроков цветения и от того, одно- или многолетние они;

- интерес к знаниям, помогающим преумножать природные богатства;

- учить раскладывать по порядку карточки со схематичным изображением последовательности посадки, объяснять порядок и значимость каждого этапа;

- активизировать в словаре названия посадочного материала (семена, луковицы, клубни), действий (сеять, сажать, копать, рыхлить, размечать, поливать, удобрять, разбивать клумбу, пропалывать, пересаживать, рассаживать, делить куст, обрезать);

- развивать умение выстраивать цепочку событий в логической последовательности, память, глагольный словарь.

* * *

Дети-садовники выбирают картинки с посадочным материалом и изображением цветов, каждый в своем цветнике раскладывает последовательность посадки и ухода за выбранными цветами, рассказывает о том, какие клумбы он будет разбивать, как размещать растения, как ухаживать в течение всего периода их роста и цветения. За наиболее подробные и правильные рассказы садовники награждаются медалью «Знатоки цветов».

Дидактическое упражнение «Собери лепестки цветка из оттенков»

Цель:

- формировать знания о наиболее известных в данной местности цветах, лепестки которых окрашены в разные оттенки;

- учить складывать из отдельных элементов, окрашенных от самого светлого до самого темного оттенка одного цвета, лепестки цветка (например, анютиных глазок);

- называть оттенки и цвета;

- развивать эстетический вкус, чувство цвета, пространственное восприятие;

- формировать чувство прекрасного.

Оборудование: отдельные элементы лепестков цветов, окрашенные в разные оттенки одного цвета, имеющие разные формы.

* * *

Воспитатель предлагает детям выложить определенный цветок из частей лепестков, окрашенных в разные оттенки от самого светлого до самого темного, назвать их; украсить цветами панно.

Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»

Цель:

- формировать умение классифицировать цветы по месту их произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые, водные), по срокам цветения (весна, лето, осень);

- называть лишний цветок в ряду, остальные обозначать обобщающим словом, объяснять группировку;

- развивать логическое мышление, речь;

- усидчивость, целенаправленность.

Оборудование: карточки с изображением пяти цветов, четыре из которых можно объединить, а пятый лишний.

Воспитатель вспоминает с детьми, какие цветы растут и цветут летом в саду, поле, лесу, на лугу, полянах, в водоеме. Рассматривает картинки с изображением разных экосистем в летнее время. Предлагает детям карточки с четырьмя цветками, три из которых можно отнести к определенному виду (луговым, полевым, лесным, садовым или водным), а четвертый - лишний. Дети должны назвать все цветы, найти лишний, объяснить почему, а остальные назвать одним обобщающим словом. Карточки подбираются в соответствии с возрастом детей и изученным материалом.

Цель: проверить закрепить знания учащихся по изученному ранее материалу; развивать мыслительную деятельность, сообразительность, смекалку; прививать интерес к биологии, воспитывать бережное отноше­ние к цветам.

Оборудование: комнатные цветы, букеты засушенных цветов. Таб­лица «Строение цветка». Табло с названием игр.

Ход урока

— Здравствуйте ребята. Мы с вами изучали одно из самых прекрасных созданий природы — цветок. Сегодняшний наш урок — игра, который мы начнем с Вами с загадок о цветах.

На воде увидел ты,

Это жители реки

На ночь прячут лепестки. , (Лилия водяная)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (Колокольчик)

Кувшинки и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинки)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка.

Был цветок — и нет цветка. (Одуванчик)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают:

Шкурку тонкую сдирают (Липа)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (Черемуха)

Эй, звоночки,

Синий цвет –

С языком,

А звону нет. (Колокольчик)

На травинке Солнцем бьется,

С ветерком На небо рвется.

Но совсем не горячи

Солнца этого лучи. (Ромашка)

Какой-то серенький букетик

Домой я утром принесла,

Другой пройдет, и не заметит,

Ни дать ни взять — одна метла.

В стакан из любопытства ткнула

С холодной ключевой водой.

Под вечер на него взглянула…

А мой букетик-то живой! (Багульник)

Будто нарисован мелом,

Из-под снега, наконец

Вылез он в берете белом,

Хоть и мал, да удалец! (Подснежник)

— Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием, а те­перь давайте поиграем в игры.

Игра «Догадайся»

В зашифрованном здесь предложении все слова стоят на своих мес­тах, а вот буквы в них переставлены. Поставьте перепутанные буквы на свои места.

(Котцев — воздымниейни урокчонейны пегбо.)

Ответ: цветок - видоизмененный укороченный побег.

Игра «Три ноты»

С помощью трех нот здесь зашифровано биологическое понятие. Расшифруйте.

(Цветоодкре — ормиган седоменреномиго раздомнорежеминия.)

Ответ: Цветок - орган семенного размножения.

Игра «Цветок»

Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, что­бы получились названия частей цветка.

1. —вяз — Завязь
2. Л-п-ст -к Лепесток
3. Лобикст Столбик
4. нож — Цветоножка
5. Чеклитос Листочек
6. Китпес Пестик
7. Ок — л- цв- тн — к Околоцветник
8. — — чин — — Тычинка
9. П-льн-к Пыльник
10. Кичвен Венчик
11. Ч- ш- DK- Чашечка

Игра «Третий лишний»

Найдите лишнее растение. Почему вы считаете, что именно оно лишнее. Укажите признаки сходства двух оставшихся растений. Яблоня, вишня, шалфей Шалфей, капуста, горох

Игра «Найдите родственников»

Распределите растения по сходным признакам цветов: кукуруза, ива, огурец, конопля, тополь, тыква

Игра «Угадай»

Выбери правильный ответ:

1. Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это цветки… .

а) голые; б) правильные; в) обоеполые

2.У некоторых растений одни цветки имеют только пестики — пестичные цветки, а другие - только тычинки - тычиночные цветки. Такие
цветки называют…

а) правильными; б) раздельнополыми; в) неправильными

3. Роза имеет околоцветник…

а) простой; б) двойной; в) тройной.

4. Лилия имеет околоцветник…

а) двойной; б) сложный; в) простой.

5. Цветки ясеня не имеют околоцветника, их называют…
а) голыми; б) пестичными; в) тычиночными.

6. Цветки капусты называют…

а) правильными; б) обоеполыми; в) раздельнополыми.

7. Цветки гороха называют …

а) голыми; б) пестичными; в) неправильными.

8. Огурцы называют растениями…

а) однодомными; б) двудомными; в) тредомными.

9. Иву называют растением…

а) двудомным; б) тредомным; в) однодомным.

Учитель. Некоторые цветы, занесенные в Красную книгу, могут встретиться нам в лесу или в поле. Чтобы охранять и не повредить их, та­кие цветы нужно хорошо знать в «лицо». А вы знаете охраняемые цветы нашей Родины? Попробуем определить их, используя хорошо известную вам игру «Крестики — нолики».

Найдите выигрышный путь на таблице, определив цветы, занесенные в Красную книгу.

РОЗА ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ ГЛАДИОЛУС

ПРОСТРЕЛ КУПАЛЬНИЦА ХРИЗАНТЕМА

ЛИЛИЯ КУБЫШКА ЖЕЛТАЯ КУВШИНКА БЕЛАЯ

Учитель. Вспомните, не эти ли цветы еще совсем недавно украшали ваши букеты. Берегите их, не собирайте сами и не позволяйте собирать другим людям.

А теперь проведем с вами викторину, в которой вам предлагаются вопросы на смекалку.

1.Какой цветок, занесенный в Красную книгу, частично является главной рекой Донского края? (Адонис весенний)

2.Какая часть цветка состоит из двух предлогов и пресноводной ры­бы семейства карповых? (Завязь — предлоги: за, в, рыба-язь)

3.Какая часть цветка начинается с местоимения? (Тычинка)

4.Какая главная часть цветка иногда может «лаять»? (Пестик)

5.Какая удлиненная часть пестика, хотя и частично, может находить­ся на кухне? (Столбик)

6.Какие названия части цветка включают названия животных? (пес­тик, лепесток, чашелистик, листочек)

7.Какой самый распространенный цветок постоянно твердит про се­бя, что он состоит из 2 -х одинаковых названий реки? (Лилия)

8.В состав какой части пестика входит название дерева? {Завязь -дерево - вяз)

9.Какая часть цветка может «резать»? (Цветоножка)

10.Какие части тычинки «поднимают» пыль? (Пыльник, пыльца)

11.Какая часть цветка начинается с города, расположенного в Океа­нии? (Венчик — город Be)

12.Вставкой только одной буквы превратите связку веток, прутьев, сухих длинных стеблей в часть цветка. (Веник — венчик)

13.Какая удлиненная часть пестика является текстом, цифрами, на­писанными в виде столбца? (Столбик)

14.Какой орган размножения с венчиком из лепестков вокруг пести­ка и тычинок частично может быть местом, где токуют птицы? (Цветок)

15.Какой составной элемент чашечки цветка частично является ор­ганом воздушного питания и газообмена растений в виде тонкой зеленой пластинки? (Чашелистик)

16.Превратите орган размножения, зерно в часть завязи пестика цветка (семя - семязачаток)

17.Какой цветок, занесенный в Красную книгу, частично может быть правильным многогранником, имеющим шесть граней? (Кубышка желтая)

Игра «Путаница»

В предложениях слова перепутались. Помогите предложениям вер­нуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке:

1.Цветочек, чтобы маленький, жить, и, нужно, свобода, солнце. (Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек)

2.Планеты, нашей, цветам, любым, к, бережно, относиться. (Бе­режно относиться к любым цветам нашей планеты)

4.Растения, жизни, с, вами, нашей, залог, и, земле, на, жизни, источ­ник. (Растения — источник жизни на земле и залог нашей с вами жизни)

5.Цветы, кто, тот, выращивает, радость, и, людям, себе, приносит. (Тот кто выращивает цветы приносит радость и себе и людям)

Учитель. А теперь первая группа учеников решает кроссворд «Знае­те ли вы строение цветка?»; вторая — чайнворд «Цветы»; третья — голово­ломку «Надо подумать»; четвертая — кроссворд «Ботаника»

Кроссворд «Знаете ли вы строение цветка?»

1.Совокупность чашечки и венчика (околоцветник).

3.Расширенная осевая часть цветка (цветоложе)

4.Часть стебля, на котором расположен цветок (цветоножка)

5.Мужской орган цветка, содержащий пыльцу (тычинка)

7.Верхняя часть тычинка цветка, содержащая пыльцу (пыльник)

8.Нижняя расширенная часть пестика цветка (завязь)

9.Часть цветка, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков (венчик)

10.Женский орган цветка, из которого образуется плод после опло­дотворения пыльцой (пестик)

11.Составная часть чашечки цветка (чашелистик)

Ключевое слово: колокольчик

Чайнворд «Цветы»

1.Внутренние листочки цветка (венчик)

2.Венчик розовый или темно- красный (клевер)

3.Верхняя часть пестика (рыльце)

4.Кустарник семейства розоцветных (ежевика)

5.Цветки одиночные, золотисто — желтые (адонис)

6.Удлиненная часть пестика (столбик)

7.Цветки мелко розовые (кишнец)

8.Часть стебля, на которой расположен цветок (цветоножка)

9.Цветки бледно — желтые, мелкие (астрагал)

10.Составной элемент венчика цветка (лепесток)

11.Южное растение с видоизмененными листьями колючками (кактус)

12.Часть завязи пестика цветка (семязачаток)

13.Мелкие, желтые цветки, собранные пучками (кизил)

Головоломка «Надо подумать»

В клетки вставьте название частей цветка, которые оканчиваются на букву «К».

1. Околоцветник. 2. Чашелистик. 3. Лепесток. 4. Столбик. 5. Пыльник. 6. Пестик. 7. Венчик. 8. Листочек. 9. Семязачаток.

Кроссворд «Ботаника»

1.Верхняя расширенная часть пестика, управляющая пыльцой (рыльце).

2.Расширенная часть цветоножки, несущая все органы цветка (Цве­толоже).

3.Часть цветка, несущая семяпочки (Пестик).

4.Удлиненная часть пестика (Столбик).

5.Совокупность чашечки и венчика цветка (Околоцветник).

6.Наружные листочки цветка (Чашечка).
Ключевое слово — цветок.

Учитель. А теперь, ученики нашего класса расскажут нам о значе­нии цветов.

1-й ученик. Некоторые цветы люди употребляют в пищу, например, цветную капусту, капусту брокколи. Чтобы придать салатам особый аромат, в

них иногда кладут лепестки настурции или ноготков. Из цветов получают и некоторые специи; ярко окрашенный шафран (это тоже специя) делается из высушенных цветов крокуса. Из цветов ромашки делают лечебные настои.

В лепестках казанлыкской розы содержится розовое масло, его ценят на вес золота, так как для одного литра масла нужно 500 кг. Лепестков, но всего 2-х капель достаточно для приготовления целого литра духов.

Восхитительные духи получаются из благородных цветов кананги душистой. Это дерево произрастает на маленьком острове в Индийском океане, у побережья Мадагаскара, поэтому остров получил название «бла­гоуханный остров».

2-й ученик. Цветы могут быть символами могущества и королевской власти. Как эмблема королевской власти во Франции лилия используется с 10 века, с 12 века изображается на гербе и флаге французских королей. Изображение лилии было «также на королевской печати и монетах. До сих пор во Франции любят лилии, поэтому страну часто называют королевст­вом лилий.

Учитель. Ребята, наш интересный урок — игра подошел к концу, Вы молодцы!

г. Майкоп 2017 г.

Картотека игр по теме «Цветы»

Предлагаю вашему вниманию картотеку игр (подвижных, дидактических, пальчиковых, речевых) по теме "Цветы". Игры взяла на заметку в различных источниках, оформила на карточки. В нужную минуту они всегда под рукой. Игры помогут детям запомнить названия цветов, места их произрастания, научат составлению описательных рассказов, научат любить и беречь природу.

СОБЕРИ БУКЕТ (подвижная)

Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.

НЕЗАБУДКА (подвижная)

Выбирается «незабудка» и водящий. Остальные дети – цветы, им раздаются по одной карточке с изображением какого-либо цветка. «Цветы» разбегаются по всей комнате. Водящий выбирает три цветка, ставит детей в одну линию и произносит: «Всем цветам всегда я рад. Посажу цветочки в ряд. Мак, ромашка, василек (или другие три цветка)». Водящий ставит цветы в определенной последовательности. Далее три выбранных «цветка» «теряются» среди других. «Незабудка» должна найти их, поставить в нужном порядке и назвать.

ЦВЕТЫ-МЕДОНОСЫ (дидактическая)

Выбираются «пчелы», им раздаются игрушечные ведерки. Остальным детям раздаются карточки с изображением цветов-медоносов (одуванчик, иван-чай, василек, клевер) и простых цветов (ромашка, колокольчик, ландыш).

Ведущий (взрослый) еще раз проговаривает названия всех цветов, обращает внимание детей на то, какие из них являются медоносами, Затем ведущий произносит: «Пчелы, пчелы, на лужок! Собирайте свой медок!» «Пчелы берут у детей карточки цветов-медоносов, называют их и кладут в ведерки. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

КУЗНЕЧИКИ. ТРАВЫ, БАБОЧКИ, ЦВЕТЫ (подвижная)

Дети делятся на кузнечиков, бабочек, цветы, травы и репетируют роли: кузнечики- прыгают, травы- приседают, бабочки- машут руками, цветы складывают ладони, как чашечки цветов. Ведущий (взрослый) произносит слова: «Начинается игра, просыпаться всем пора». Дети превращаются в обитателей луга и выполняют свои движения. Затем ведущий говорит: «Солнце скрылось до утра, на лугу всем спать пора». Дети приседают и «засыпают». Затем дети выбирают себе другие роли, и игра повторяется

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЦВЕТОВ

Дети становятся цветами. Сначала они делают гимнастику для «корешков»: Топают ножками, приседают, поднимают ножки вперед. Затем гимнастику для «стебельков»: вытягивают руки к небу, раскачиваются на ветерке, наклоняются, приветствуя добрых путников. Дальше «цветочки»делают гимнастику для «листиков»: опускают и поднимают руки, наклоняют руки вправо-влево, хлопают в ладоши. И, наконец, делают гимнастику для «цветочков»:раскрывают и закрывают ладошки, делают «фонарики» сжимают и разжимают пальцы.

КТО БЫСТРЕЕ ВЫЛОЖИТ ЦВЕТОК. (подвижная)

Дети делятся на 2 равные команды. На полу выкладываются 2 ромашки из лепестков. (лепестков должно быть столько, сколько детей в команде). Командам предлагается перенести цветы на определенное расстояние (5-7 метров) и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок. Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.

КОЛОКОЛЬЧИК (музыкально-дидактическая)

Водящий выходит из комнаты. Остальные дети прячут цветок колокольчик (картинку с изображением цветка) в группе, берут звоночки-колокольчики, приглашают водящего и начинают звонить в колокольчики. Водящий ищет цветок. Чем ближе к цветку подходит водящий, тем громче начинают звонить дети- так они подсказывают водящему, где нужно искать колокольчик.

ЖИВАЯ КЛУМБА. (малой подвижности)

Дети становятся цветами: иван- чаем, зверобоем, клевером. Обратите внимание детей, что иван- чай среди этих цветов самый высокий. Дети, изображающие иван- чай, встают в центр круга и поднимают руки вверх. Зверобой- средний по высоте цветок. Дети, изображающие зверобой, встают во круг высоких цветов и идут по кругу, взявшись за руки. Клевер низкий- дети образуют второй круг: окружают «иван- чай» и приседают. На слова ведущего: раз, два, три, клумба, замри!»- дети замирают.

«НАЙДИ ПАРУ» (дидактическая)

Карточки с изображением разных цветов разрезаются пополам, детям раздаются по одной половинке цветка. Дети ищут свою половинку. Выигрывает та пара, которая первая составит цветок из 2 половинок.

ЦВЕТЫ (пальчиковая)

Наши алые цветки распускают лепестки.

(раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(потихоньку пошевелить пальчиками)

Наши алые цветки, закрывают лепестки,

(сомкнуть пальцы вместе в бутон)

Тихо засыпают, головками качают.

(кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук).

ДОГОНИ ЦВЕТОК

Каждый играющий выбирает себе название какого- нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например, «Роза» начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например, «Мак». «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя придумывать повторно одно и то же название цветка.

РАЗМИНКА

Чтобы нам цветов нарвать

Нужно дружно приседать.

Маки, васильки срываем и букеты составляем.

НА ЛУЖАЙКЕ (подвижная)

На лужайке по ромашкам (можно менять название цветов)

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь, низко- низко наклоняюсь (действия выполняются по тексту).

1-2-3- ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ (разминка)

(дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).

1-2-3- выросли цветы!

(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).

К солнцу потянулись высоко (на носочки)

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал (ребенок «ветер» пробегает среди детей)

Влево качнулись- низко пригнулись,

Вправо качнулись- низко пригнулись (движения по тексту)

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесут! («ветерок» убегает)

ЦВЕТОК (пальчиковая)

Утром рано он закрыт

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки - красоту их вижу!

К вечеру цветок опять закрывает венчик.

И теперь он будет спать до утра, как птенчик.

(действия можно обсудить с детьми и выполнять по их желанию)

ПЧЕЛКИ И ЖУКИ (пальчиковая)

Я – веселый майский жук,

Знаю все сады вокруг. (вариант: цветы вокруг)

Над лужайками кружу, а зовут меня Жу-Жу (вариант: и с цветочками дружу)

(сжимают кулачки, указательный палец и мизинец разводят в стороны и шевелят ими «усы»).

Пчелка села на цветок, пьет она душистый сок.

(вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем то же самое – пальцем левой руки).

«ПОДУЙ НА ОДУВАНЧИК» (дыхательная)

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок- закачался наш цветок.

Сильный ветер дует- лепестки волнует.

(дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом, на него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка.

(затем дуют на ватку - «одуванчик» не раздувая щек).

ОДУВАНЧИК (разминка)

Одуванчик, одуванчик! (приседают, медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (проговаривают ш-ш-ш)

Одуванчика тычинки разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД «ЦВЕТОК»

Дети-«семена» занимают места на коврике, сидя на коленях, спрятав голову.

Ведущий (взрослый) ходит между ними, задевая каждого, произносит: «Сажу

бархатцы (или другой цветок, предложенный детьми) .Присыпаю семена землей, поливаю водой (выполняет соответствующие действия, рыхлю (гладит детей по спинкам).

Растите, бархатцы, мне на радость, соседям на зависть (можно поговорку о труде).

После «полива», «рыхления», дети изображают как прорастает корешок, появляются листочки, вырастает стебелек. Дети выпрямляются, показывают, как ветерок качает цветы, наклоняет, как они поворачиваются к солнышку.

СОБЕРИ БУКЕТ (дидактическая)

Обращается внимание детей на отдельные элементы цветов, сообщается, что ветер сорвал все лепестки с цветов. Цветы нужно собрать и оживить (по основным цветам спектра).

КАКОЙ ЦВЕТОК ЛИШНИЙ (речевая)

Ведущий называет цветы, растущие на клумбе и среди их один луговой.

Ребенок должен назвать, какой цветок лишний по месту произрастания.

Также – среди луговых цветов найти садовый.

Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ САДОВЫХ (ЛУГОВЫХ) ЦВЕТОВ).

Ребенок перечисляет цветы:

колокольчик-раз, василек- два, незабудка-три и др.

ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН (по мнемотаблицам)

Ребенок приходит в «магазин», называет характерные особенности цветка, дает описание внешнего вида, называет место произрастания цветка.

ПОСЧИТАЕМ ЦВЕТЫ (речевая)

Один тюльпан, два тюльпана, три тюльпана и далее.

НАЗОВИ КАКОЕ? (речевая)

Поле, где растут васильки –васильковое

Поле, где растут ромашки – ромашковое

Глаза цвета фиалок - фиалковые

Глаза цвета незабудок - незабудковые

Мед из клевера – клеверный

Аромат ландыша – ландышевый и др.

ПОСАДИ ЦВЕТОК (дидактическая)

На листе изображена клумба, поле (посередине). По краям листа различные цветы (в зависимости от знаний детей).

Детям предлагается соединительной линией указать место произрастания.

СОБЕРИ ЦВЕТОК (дидактическая).

Разрезать открытку с изображением цветка и предложить ребенку собрать ее, дать название цветку, указать, где он растет.

РАСПУСКАЮТСЯ ЦВЕТЫ НЕБЫВАЛОЙ КРАСОТЫ (познавательно-исследовательская)

Дети по шаблону вырезают себе цветок (или получают готовый, закручивают у него лепесточки, опускают в воду, наблюдают, как цветок «распускается»

ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, СИНИЙ (речевая)

Детям предлагается перечислить цветы определенного цвета:

Красные-прекрасные,

Белые - нежные,

Желтые – солнечные,

Синие - небесные (или варианты детей).

РАЗ, ДВА, ТРИ – К ЦВЕТОЧКУ БЕГИ (подвижная)

При знакомстве малышей с полевыми цветами предлагается:

Дети, вы - пчелки, вам нужно лететь к названному цветочку:

1, 2, 3, к ромашке лети, 1,2,3, к колокольчику лети …

Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчелок или надеть шапочки.

Цветы – карточки или искусственные раскладываются на «полянке».

Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями цветов (ландыш, мать-и-мачеха, астра, одуванчик, колокольчик, ромашка, подснежник, пион, гвоздика, нарцисс, тюльпан, ирис, гладиолус). Закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы». Отметить особенности строения цветка: стебель, листья, лепестки.

2. Соедини цветы (первоцветы, полевые цветы, садовые цветы) с соответствующими букетами разноцветными линиями.

3. Упражнение «Назови ласково». Стебель — стебелек.

Подснежник — ...

Корень — ...

Василек — ...

Лист — ...

Гвоздика — ...

Лепесток — ...

Тюльпан — ...

Цветок — ...

Ромашка — ...

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения словами-действиями.

На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут...

Из садовой лейки цветы (что делают?) — ...

Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ...

Выращенные цветы ножом (что делают?) — ...

В букеты цветы (что делают?) — ...

Цветами люди (что делают?) — ...

5. Рассказать ребенку, что не все цветы можно рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране.

6. Букет цветов — замечательный подарок к любому празднику. Упражнение «Букет для мамы». Ваня и Таня, гуляя по лугу, собрали красивый букет для мамы. Раскрась букет и расскажи, из каких цветов дети его составили.

7. Послушай рассказ. Вставь в предложения пропущенные названия цветов.

Принесли птицы на крыльях весну. От теплых солнечных лучей полянки оттаяли от снега, и на проталинках появились первые цветы — первоцветы:...

В мае в лесу распустились..., а в парках и на клумбах расцвели весенние цветы: ....

Скоро и лето подоспело. Рассыпало оно по лугам и по полям самые красивые цветы:

И клумбы в парках уже украсили другие цветы — летние:....

Закончилось лето. Яркими красками раскрасила осень парки и сады. Распустились на клумбах....

Скоро придет зима. На улице станет морозно, снежным одеялом укроются леса, поля и сады. Но за зимой обязательно будет весна. И снова цветы начнут радовать нас своими яркими красками.

8. Упражнение «Путешествие пчелы». Рассмотри картинки. Дополни предложения предлогами (проследить за точностью употребления предлогов в речи).

9. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказ о любимом цветке по предложенному наглядному плану.

Логопедические домашние задания для детей 5 — 7 лет с ОНР . Альбом 4 / Н . Э . Теремко ва . - М .: Издательство «ГНОМ и Д» , 2007.

Валентина Воскресенская

В рамках экологического проекта «Береги первоцветы» были изготовлены дидактические игры, цель которых:

1. Закреплять знания детей о первоцветах, упражнять в классификации, сравнении, обобщении.

2. Развивать связную речь, активизировать словарный запас.

3. Уметь разгадывать загадки, выразительно читать стихотворения, чётко произнося все звуки.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Изготовление .

По конвертам разложены карточки с изображением цветов – первоцветов (они наклеены на плотный картон). Одни картинки разрезаны на части для последующего сбора, на других – написаны первые печатные буквы слова.

Дидактическая игра «Узнай цветок по описанию".

Дети получают красивые картинки.

1. Воспитатель даёт описание, дети находят нужную картину и показывают её.

2. Ребёнок может дать описание.

Дидактическая игра «Собери цветок».

Дети получают разрезные картинки цветов и по принципу сбора пазлов, составляют целую. Можно предложить ребёнку прочитать стихотворение о данном цветке.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и найди цветок».

Воспитатель предлагает детям загадки (из интернета).

1.В белой шапке стоит дед, если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)

2.Он и мачеха, и мать, как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)

3. Цветёт он только лишь весной, его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят. (Ландыш)

4. Шмель цветочку очень рад, ах, медовый аромат!

И цветки красивые – розовые, синие. (Медуница)

На столе лежат перевёрнутые карточки. Отгадавший загадку,

подходит к столу и ищет нужную картинку, когда находит, показывает её детям и читает стихотворение про данный цветок.

А стихов мы выучили много (подборка из интернета).

1. Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца маленький портрет.

2. Свистят весёлые скворцы, на каждом дереве певцы.

И под кустом в траве пчела фиалку синюю нашла.

3. Фиалки, медуницы весной в лесу цветут

И звёзды ветреницы белеют там и тут.

А маленький подснежник – весны сынок родной,

Доверчиво и нежно глядят на нас с тобой

Дидактическая игра «Дополни словечко».

1. Из-под снега вышел друг – и весной запахло вдруг.

Он весны – красны разведчик, нежный, крохотный…(подснежник)

2. Замечательный цветок, словно яркий огонёк,

Пышный, важный, словно пан, нежный, бархатный….(тюльпан)

3. Он цветочный принц - поэт, в шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис прочитает нам…(нарцисс)

4. Жёлтый, белый, голубой на земле растут пустой.

У весны есть фокусы: распустились….(крокусы)

Дидактическая игра «Назови первоцвет на заданный звук»


Воспитатель называет звук, а дети должны показать карточку с изображением цветка, название которого начинается с данного звука.

Данные дидактические игры помогают развивать связную речь, расширяют, активизируют словарь детей.

Публикации по теме:

«Путешествие к первоцветам» Конспект НОД по теме «Путешествие к первоцветам» (Ручной труд и ознакомление с природой). ЦЕЛЬ: Расширять и углублять знания детей о первоцветах.

Какие подарки наиболее дороги для ребенка, а равно для человека вообще? Те, которые служат ему средством наиболее чисто развертывать его.

Ловишка,бери ленту. Играющие строятся по кругу. Каждый участник игры получает полоску цветного материала или ленточку, которую он закладывает.

Обозначь предметы цифрой Цель игры: формирование элементарных математических представлений, развитие внимания, памяти, мышления, а также.

Дидактические игры по ПДД Дидактическая игра по правилам дорожного движения Игра «Теремок» Цель: Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для.

Интегрированное занятия «В гости к первоцветам» подготовительная группа вопитатель высшей категории Третьякова С. Н. Цель: расширять.



Рассказать друзьям