Загадки для детей: как возникли и как развивают. Смотреть что такое «загадка» в других словарях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Загадки - один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки. Существует несколько определений загадки. Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка - описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса». В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадки – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное, обычно, в форме вопроса». Основной прием описания в загадке - метафора (по подобию).

С развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в жизни и развитии человека остается неизменным: загадка отражает сущность предмета или явления, самые особенные их черты, которые народная мудрость выражает очень легко и просто, обыденными, всем попятными словами, что представляет неоценимую педагогическую ценность .

Для процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок:

1."Природа и человек".

2. "Хозяйство и материальный быт".

3. "Общественный и семейный быт".

4. "Культура".

5. "Загадки-шутки, загадки-задачи".

Например:

«Сине покрывало весь мир укрывало», - так четко отображается в загадке небо.

«Что нас кормит, а кушать не просит?»).

«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»

«Без крыльев летает, без ног бежит»

«Без рук, без ног, а ворота отворяет»

«Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

«Летом одевается, зимой раздевается».

«Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

«Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп).

«Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать).

«Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

«Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Разгадывание загадок - это действительно сложный ряд мыслительных операций. Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу по обучению следует начинать с младшей группы. В младшей группе можно использовать загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета и возможно, способа действия или назначение). Такие «загадки» вполне доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец - зеленый). Словарный запас детей младшего дошкольного возраста включает достаточное количество прилагательных, глаголов. Загадки-описания, предлагаемые детям младшей дошкольной группы, разбиты по темам. Эти загадки используются в дидактической игре «Узнай по описанию»

Загадки - описания (3-4 года) .
Цветы: ромашка - у нее много белых лепестков; одуванчик - у него много желтых лепестков.
Овощи: картошка - шкурка коричневая, а внутри белая; морковь - она вытянутая, оранжевая; огурец - вытянутый, зеленый, помидор - круглый, красный, висит; репка - круглая, большая, желтая, сладкая.
Деревья: береза - у нее белый ствол, сосна - у нее есть зеленые длинные иголочки.
Фрукты: яблоко - округлое, может быть красное, желтое, зеленое; сладкое, кислое; банан - вытянутый, желтый.
Насекомое: бабочка - у нее красивые крылышки, она порхает; Жук - он жужжит.
Птицы: ворона - большая, черная, каркает; воробей - маленький, чирикает; петух - большой, кукарекает.
Животные: кошка – пушистая, мяукает, умывается; собака - кусается, лает; заяц - летом серый, зимой белый, у него длинные уши (уши больше головы); лиса - шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая; медведь - большой, коричневый, хвостик маленький, зимой спит.
Игрушки: мяч - как шарик, скачет, кукла - она похожа па девочку.
Одежды: пальто - его мы носим только осенью, зимой, весной: куртка - ее мы носим осенью, весной.
Транспорт: грузовик - у него есть кузов; легковой автомобиль - он ездит, в него входит мало людей.
Посуда: чашка - в нее наливают чай, у нее есть ручка, кастрюля - в ней варят суп.
Мебель: стол - на нем едят, рисуют, пишут, лепят; стул - на нем сидят и есть ножки; кровать - на ней спят.
Части тела: руки - они помогают нам кушать, лепить; ноги - они помогают нам ходить, бегать, прыгать; пальцы - они помогают нам брать, держать, писать, рисовать.

Дети средней возрастной группы уже достаточно хорошо отличают правильное произношение от дефектного. Это объясняется тем, что в данном возрасте происходит интенсивное развитие фонематического слуха (хотя фонетическая сторона речи может быть еще очень несовершенной). К 5 - 5,5 годам дети уже могут выделить первый и последний звуки в слове, сосчитать количество слогов, поделить слово на слоги, найти похожие по фонетическому составу слова, подобрать рифму к слову. Этим и объясняется то, что в работе с детьми 4-5 лет следует использовать загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.

В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако этот вопрос не должен содержать метафорических описаний и сравнений. Сравнение должно заставлять ребенка искать общие внешние признаки, а не содержащиеся во внутренней сути какого-либо объекта или явления. Дети владеют достаточным объемом словаря, который содержит все категории слов, но ребенок еще не в состоянии проводить сложные аналогии между объектом и его описанием, ассоциации возникают только по внешнему сходству, качествам, действиям. Поэтому загадки должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на отвлеченном, а на чувственном уровне. Следует, естественно, учитывать так же и индивидуальные возможности детей, чтобы обеспечить естественную связь: ЗАР – ЗБР, способствующую нормальному психическому развитию детей, не тормозящую, а развивающую роль загадки. Постепенное усложнение содержания предлагаемых детям загадок позволяет в разных возрастных группах активизировать все большее число мыслительных операций. Поэтому к подготовительной группе дети научены выделять существенные признаки предметов, объединять предметы в группы по назначению, качествам, действиям, выделять нужные объекты при условии достаточного их описания. Причем, в младшей группе, загадка сводится исключительно к описанию (часто нерифмованному), в средней - частичное описание с рифмой - подсказкой в старшей - рифмованное, достаточно полное описание.

В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.

Загадки знакомы нам с детства, и не надо отказывать своим детям в познании мира через такой образец народного творчества. Загадки не только развивают логику и сообразительность, но и учат замечать сходство и различия там, где их совсем мало. Загадывайте их своим детям и получайте удовольствие! А Рамблер/Семья расскажет, как правильно управляться с загадками.

Что такое загадка

По определению В. И. Даля, «загадка – это что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Действительно, в загадке: «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» – иносказательно представлена капуста. С другой стороны, в загадке о реке: «Течет, течет –не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» нет иносказания, но есть описание реки, точнее, отсутствие изображения предмета, который иносказательно напоминает о реке. Поэтому дадим следующее рабочее определение загадке: загадка – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Загадка-иносказание интересна тем, что она создана на основе художественной образности, удивляет нас поэтическими картинами. Думаем, именно поэтому на занятиях в детском саду отдают предпочтение этому типу загадок. И всегда они пользуются большим успехом.

Развивая мышление, загадка стремилась через свое «поэтическое» окошечко познакомить человека с окружающим миром, причем привлечь внимание к таким сторонам предметов, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки.

Еще в начале века появилась карикатура одного американца-любителя русской культуры на известную загадку «Зимой и летом одним цветом». Там было изображено четыре времени года, на каждом дерево в цвету, с зеленью, облетающей листвой и голыми сучьями, а рядом стоял всегда довольный зеленый крокодил. И сразу становилось ясно неоднозначное решение этой загадки. Вот и вы, дорогие родители, будьте готовы к всевозможным ответам ваших детей на, казалось бы, известные загадки, когда они их услышать в первый раз. Например, «Висит груша, нельзя скушать», «Да, – отвечает ваш сын, – это боксерская груша». И разве он неправ? Лишь потом, выслушав ваши дополнительные объяснения, он приходит к правильной отгадке: «Лампочка». Но главное в разгадывании загадок – это процесс логического сопоставления данных и свойств предмета. Этому надо учиться. Сами взрослые, не зная ответа на загадку, порой не могут разгадать ее.

О чем загадка?

Девочка думает

Обо всем, что окружает человека, и о нем самом. Безвестных народных авторов интересовал физический мир в его конкретности, деталях. В загадках, например, изображается не вообще лес, а лес хвойный или лиственный, береза, елка, сосна; не вообще дом, а бревна и мох, пол и потолок, крыша и окна, двери и косяки.

Конкретный, физический, осязаемый мир изображался в загадках, парадоксально сопоставляясь с таким же конкретным, физически осязаемым миром. Каким образом? Подметили, например, что кисти овса похожи на сережки, украшающие девушек, и возникла загадка: «Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами». Яйцо всегда поражало всегда и тем, что из неживого появлялось живое, и тем, что в одном сосуде не смешивались два вещества. Вот и возникла загадка: «В одном бочонке два сорта вина».

Любили загадки устанавливать также внешнее сходство по цвету «На поляне девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» (Березы.)

Загадкам, построенным на описании предметов и явлений, противопоставлялись такие, в которых предметы загадывания и предметы иносказания сопоставлялись по признаку действия: «Сидят девицы в темнице, вяжут сетку без иглы, без нитки», (эта загадка о пчелах в улье, строящих соты).

Часто, чтобы подчеркнуть движение, противопоставляли действие бездействию, движению – покой: «Сами бегут, а оглобли стоят», а чтобы усилить впечатление от движения, ставили рядом несколько перемещающихся предметов, явлений. Например, загадка о небе, земле и солнце, месяце, дне и ночи: «Два стоящих, два ходящих, два минующих». Загадка отразила древнее представление человека о Земле как центре мироздания.

Соотношение между собственно загадкой и ее отгадкой более разнообразно, чем обычно представляется. Во-первых, один предмет загадывания чаще всего сопоставляется также с каким-нибудь одним предметом-иносказанием («Стоит старичок-красивый колпачок»); во-вторых, предмет загадывания сопоставляется с несколькими предметами-заменами (в загадке о корове: «Спереди-вилы, сзади-метла»); в-третьих, есть загадки, в которых несколько предметов загадывания выражаются через один (загадка о солнце, туче, реке и сердце: «Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит»); и, наконец, в-четвертых, в загадках могут загадываться несколько предметов через их сопоставление с несколькими же предметами-иносказаниями (как в загадке о косе, траве и копнах: «Щука двинет, лес вянет, на поле станет»).

Литературное чудо

Березовая роща

Изображая мир, народ поэтизировал его, учился видеть в обычном необычное, в быте – поэзию. Сами загадки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова. Но не надо и забывать о замечательных литературных образцах жанра. Например, прекрасные загадки К. Чуковского, в основном переведенные с английского языка:

Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят У дверей. И мясо и хлеб – всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю!

Или чудесные «Загадки с грядки» Г. Сапгира:

На троне в зеленой короне царь сидит на припеке и лоснятся от важности красные щеки ветер поднялся трон зашатался царь удивился с трона свалился!

Дети должны знакомиться со всем разнообразием загадок. Сначала это увлекательное познание мира, потом интересная игра в уже знакомые вопросы-ответы. Есть загадки для каждого возрастного периода, есть загадки на сообразительность, например:

Шел Кондрат В Ленинград, А навстречу – двенадцать ребят. У каждого по три лукошка, В каждом лукошке – кошка, У каждой кошки – двенадцать котят. У каждого котенка В зубах по четыре мышонка. И задумался старый Кондрат: «Сколько мышат и котят Ребята несут в Ленинград?»

Ответ: ни одного, потому что они шли навстречу Кондрату, а значит не в Ленинград, а из него.

Такие загадки очень развивают логику мышления ребенка и всем знакомы с детства их примеры-путаницы: «От носа до рта 3 см, сколько весит килограмм яблок?» Или «Что легче, килограмм стали или килограмм пуха?».

Читайте детям загадки, разгадывайте их вместе с ними – это будет увлекательное и полезное времяпровождение.

Загадка получила определение со времен Аристотеля, кото­рый называл ее хорошо составленной метафорой. В. И. Даль писал, что загадка - это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, пред­лагаемое для разгадки". Наиболее точное определение загадки принадлежит В. П. Аникину: "Загадка - это поэтическое за­мысловатое описание какого-либо предмета или явления, сде­ланное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность".

Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. В загадке тем или иным способом "зашифрована" отгадка. Это может быть метафора или другое иносказание - не случайно народ сложил загадку о за­гадке: Без лица в личине.

Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного обще­ства - загадки распространены у всех народов, задержавшихся в своем историческом развитии. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду. В обрядах инициации посвящаемый испытывался с помощью загадок - без знания тайной речи юноша не мог стать мужчи­ной. Загадки встречаются в мифологии древних народов (на­пример, в древнегреческих мифах). Русские загадки по проис­хождению также связаны с условной речью - зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, на­правленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путеше­ственник XVIII в. С. П. Крашенинников отметил остатки древней тай­ной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала "передовщи-ка", он назначал себе помощников и наказывал им, между прочим, "что­бы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запечен/сою". Дальше Кра­шенинников писал: "Промышленные сказывают, что в прежние годы го­раздо больше вещей странными именами называли, например: церковь - востровсрхою, бабу - шелухою или белоголовкою, девку - просты-гою, коня - долгохвостым, корову - рыкушею, овцу - тонконогою, свинью - низкоглядою, петуха - голоногим и прочее..." Крашенинни­ков отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, то есть не стали употреблять.



У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях (например, многие подблюдные пес­ни имеют форму загадок: не описывают судьбу человека, а под­меняют ее описанием предмета или действия).

С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. Она оказалась про­дуктивной. К загадке начали относиться как к способу испыта­ния сообразительности, стали создавать новые загадки о пред­метах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлека­тельных.

Д. Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное различие пословиц и загадок. "В первых, - писал он, - отразились взгляды народа на природу и окружаю­щую обстановку, в последних - вся житейская мудрость и нрав­ственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для твор­ческой фантазии народа; в пословице - для его здравого смыс­ла и критики"

Загадки содействовали активизации познания окружающего мира, формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность. Они были средством развлечения и незамет­но воспитывали. На протяжении всей истории загадок сохраня­лась их обучающая функция.

Тематика загадок

Тематика загадок, а также их репертуар тесно связаны с бы­том и трудом народа. Загадки обращаются как к видовым, так и к родовым понятиям.

Д. Н. Садовников в своем собрании разместил загадки по группам, среди которых "Жилище", "Тепло и свет", "Домашнее хозяйство", "Двор, огород и сад", "Домашние животные", "Земледельческие работы", "Лес", "Мир животных", "Люди и строение их тела", "Земля и небо", "Поня­тия о времени, жизни, смерти и пр.", "Грамота и книжная мудрость". Каждая группа наполняется конкретным, преимущественно предметным содержанием, полно и красочно раскрывая быт и труд русского человека.

Возьмем, к примеру, загадки о жилище. К ним в качестве эпиграфаСадовников предпослал пословицу: Не бравшись за топор, избы не срубишь. Развивая эту мысль, он поместил вначале загадки об орудиях труда, с помощью которых строится изба. Это топор, клин, долото, пила, коловорот, алмаз. Далее идут загадки об избе, а затем об ее самых

разнообразных частях и деталях, вплоть до мельчайших: пол и потолок, матица, окна, оконные рамы, волоковое окно, подъемное окно, оконное стекло, ставни, дверь, скоба, дверные косяки, пята у двери, замок, угол, бревна, мох, щель в бревне, сучок, крыша, труба на крыше... Все вместе эти загадки говорят об устройстве избы, в которой все разумно, целесо­образно и гармонично.

Изменялись условия жизни, строение жилища, орудия труда и т. д. - изменялись и загадки. Из памяти уходили произведе­ния, в которых требовалось отгадать предметы редко встречаю­щиеся или совсем забытые. Например: Белое ест, а черное роня­ет (лучина); И зимой и летом на одном полозу ездит (волоковое окно); Серое сукно тянется в окно (дым курной избы).

Жители городов, которые не знают земледельческого труда, не могут отгадать да и не загадывают большинства загадок, опубликованных Д. Н. Садовниковым в разделе "Земледельчес­кие работы" (о сохе, бороне, косе, вилах, цепах и проч., о про­цессах крестьянского труда - таких, как пахота, боронование, жатва, молотьба, трепанье льна).

С появлением новой техники возникали и новые загадки. На­пример, из записей 1930-х гг.: Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолет); До чего народ доходит: самовар по рельсам ходит (па­ровоз); Висит груша, нельзя скушать (электрическая лампочка).

А вот загадки, возникшие в годы Великой Отечественной войны: Ползет черепаха - стальная рубаха, враг в овраг, черепа­ха - куда враг (танк); Не птица, а летит, без головы, а трещит. Если капнет - на земле ахнет (бомбардировщик); На пушку не похожа, а палит - дай Боже (гвардейский миномет "катюша").

Загадка получила определение со времен Аристотеля, кото­рый называл ее хорошо составленной метафорой. В.И. Даль писал, что загадка - это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, пред­лагаемое для разгадки" 1 . Наиболее точное определение загадки принадлежит В.П. Аникину: "Загадка - это поэтическое за­мысловатое описание какого-либо предмета или явления, сде­ланное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность". 2

Загадка – это краткое описание умалчиваемого предмета или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и явления.

Загадка развивает у человека поэтический взгляд на действительность, создает неограниченный простор для фантазии. Поэтому можно заметить, что загадка – это поэтически замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.

Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного обще­ства, к табуированной речи (т.е. к словам, которые определенным членам племени или рода произносить вслух было запрещено в силу их возраста, пола или социального положения в этом конкретном обществе). Загадки распространены у всех народов.

Кроме того, происхождение загадок связано с желанием человека отпугнуть и обмануть нечистую силу, которая, как считали раньше, могла повлиять негативно на жизнь и судьбу человека, ребенка, скотины и пр. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, поэтому предмет или человека называли не так, как звучит его имя или название на самом деле.

Большую роль загадка также играла и в обрядах инициации (обряде посвящения мальчика в мужчины), распространенных у всех древних народов. Посвящаемый мальчик испытывался с помощью загадок: отгадав их, он считался благополучно прошедшим данное испытание и проходил в следующий этап посвящения, - без знания тайной речи юноша не мог стать мужчи­ной.

Загадки встречаются в мифологии древних народов (на­пример, в древнегреческих мифах).

В древности загадки имели мистическое, религиозное и обрядовое применение, загадывание и отгадывание загадок считалось признаком особой мудрости. Загадки можно было загадывать лишь в определенное время – летом и днем загадывать нельзя. Загадывание было позволено по окончанию полевых работ, осенью и зимой. Особое значение придавалось загадыванию во время празднования святок (с 25 декабря по 6 января).

Русские загадки по проис­хождению также связаны с условной речью - зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, на­правленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Загадки выполняли и выполняют следующие функции:

    Познавательную (содействовали активизации познания окружающего мира, особенно у ребенка),

    Развивающую (развивают наблюдательность, логическое мышление)

    Развлекательную, т.к. позволяли развлечь, занять себя, семью и детей в свободное от работы и хозяйства время

    Художественную (способствовали формированию у человека образного мышления, способности видеть мир в образах).

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путеше­ственник XVIII в. С.П. Крашенинников отметил остатки древней тай­ной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала "передовщика", он назначал себе помощников и наказывал им, между прочим, "что­бы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запечен/сою". Дальше Кра­шенинников писал: "Промышленные сказывают, что в прежние годы го­раздо больше вещей странными именами называли, например: церковь - востроверхою, бабу - шелухою или белоголовкою, девку - простыгою, коня - долгохвостым, корову - рыкушею, овцу - тонконогою, свинью - низкоглядою, петуха - голоногим и прочее..." Крашенинни­ков отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, то есть не стали употреблять 3 .

У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях. Например, многие подблюдные пес­ни имеют форму загадок: они не описывают судьбу человека, а под­меняют ее описанием предмета или действия. В сказке «Умная дочка» или «Семилетка» царь задает девушке несколько загадок, разгадав которые, она выходит замуж за царя – таким образом, здесь сказка служит способом проверки героя на сметливость, ум. Самой интересной загадкой в этой сказке является та загадка, когда хитрый царь приказывает девушке прийти к нему не пешим. Не верхом, не раздетой, не одетой, не с подарком, но и не без подарка, и девочка приходит к нему в рыболовной сете, верхом на зайце, который тут же убегает, и с перепелкой в руках, которая выпархивает из ее рук.

С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. К загадке начали относиться как к способу испыта­ния сообразительности, стали создавать новые загадки о пред­метах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлека­тельных. Сказка стала жанром детского фольклора.

Д.Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное различие пословиц и загадок. "В первых, - писал он, - отразились взгляды народа на природу и окружаю­щую обстановку, в последних - вся житейская мудрость и нрав­ственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для твор­ческой фантазии народа; в пословице - для его здравого смыс­ла и критики" 4 .

Загадка — один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки.

Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка — описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса».

Основной прием описания в загадке — метафора (по подобию).

Высказывания про загадки

Н.С. Гилевич, который много писал про загадки и которому принадлежит самое интересное и основательное исследование поэтики загадок, дал следующее определение загадки: «Загадка — замысловатый вопрос, который подается в форме остроумного, короткого, как правило, ритмично описания какого-либо предмета или явления. С этим определением можно легко согласиться.

Досконально определяет основные жанровые черты загадки А.И.Гурский. Он пишет: «Загадку можно определить как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира.

Функции загадки

Важнейшими функциями загадок являются: проверка и тренировка сообразительности людей, развитие их логического и поэтического мышления, умения узнать окружающую действительность в иносказательных образах.

Немаловажными являются также поучительная, воспитательная, увеселительно-развлекательная, игровая функции и другие. Таким образом, загадка как жанр полифункциональна.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок: «Природа и человек», «Хозяйство и материальный быт», «Общественный и семейный быт», «Культура», «Загадки-шутки, загадки-задачи».

Раздел «Природа и человек» начинается с загадок о небе, небесных светилах. «Сине покрывало весь мир укрывало», — так четко отображается в загадке небо.

Большая группа загадок посвящена земле и воде. В них, как и в других фольклорных произведениях, но своеобразно, в соответствии со спецификой жанра, отобразилось почтенное отношение народа к земле («Что нас кормит, а кушать не просит?»).

Некоторые стихии и явления природы уподобляются животным: во многих загадках, например, гром похож на рычание вола(«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»), иногда же — на жеребца («Сивый жеребец на все царство заржал»); движение ветра своеобразно описывается в своих действиях: «Без крыльев летает, без ног бежит», «Без рук, без ног, а ворота отворяет», «Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

Богато представлен в загадках растительный мир. Во многих загадках деревья, злаки предстаются живыми существами: «Летом одевается, зимой раздевается», «Летела без крыла, села без сука, сварила кухарка без огня, ела без зуба» (рожь).

Остроумно, нередко с юмором подаются в : «Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

В разделе «Хозяйство и материальный быт» широко отразились устройства земледелия, промыслы и ремесла, питание, жилье, домашний интерьер, одежда и обувь человека и др.

Не так легко угадать такие загадки: «Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп), «Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать), «Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

Гораздо меньше загадок, в которых отражаются общественные и семейные отношения. В этом разделе особенно интересные загадки о родстве: «Два брата, а один из них дядя. Кто второй?» (отец), «Сидит ребенок на огороде, сидит и говорит: «У меня есть отец, мать, а я им не сын» (дочь).

В позднее возникших загадках отразилось развитие культуры, образования. В их содержании фигурируют книга, бумага, карандаш, инструменты и др. («Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Из приведенных примеров видно тематическое разнообразие загадок, их особенности, ширина метафор и иносказательное отображение действительности. Поэтому мы ограничимся сказанным про загадки как о разнообразной тематике произведений этого жанра.

Загадки во многом подобны пословицам: прежде всего художественной образностью, лаконичностью, ритмичностью. В загадках используются традиционные фольклорные художественные приемы и образно изобразительные средства: метафора, сравнение, эпитеты, персонификация, аллегория, гипербола, гротеск, ирония и др.

Структура загадки

Структура загадки представляет собой своеобразный диалог, в котором кто-то приказывает, а другой угадывает.

Немало загадок строится на прямом вопросе, многие другие содержат в себе замысловатое описание предмета или нескольких предметов, которые угадываются по действиям, необходимым для создания определенных вещей: «Били меня, били, били, колотили, на куски рвали, рвали, по полю таскали, на ключ запирали и на стол подавали» (лен, скатерть).

Ряд загадок имеют форму монолога, диалога; иногда же в разговоре принимает участие три лица:

«Четыре ноги имею, но не зверь, пух и перья имею, но не птица, душа и тело у меня есть, да не человек» (кровать);

Традиционные загадки хорошо сохранились и в наше время, используются они и сейчас, продолжают выполнять многие из традиционных функций, чаще всего познавательную, учебную, игровую, испытательную (сообразительности).

Загадки и сейчас интересуют не только детей своей мудростью, совершенством художественной формы, а и взрослых, что и обусловило их популярность в народе.



Рассказать друзьям