Занятие на тему "свойства предметов". Свойства предметов – Конспект урока по математике «Свойства предметов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Содержимое разработки

Подготовка к школе. 5-6 лет. (Математика)

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ. 5-6 лет.

Свойства предметов.

Цели:

Продолжать формировать представления дошкольников о свойствах предметов (форма, величина).

Учить выявлять свойства и различия предметов (цвет, форма, величина).

Закреплять умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку, находить лишний предмет.

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Способствовать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Оборудование:

Контурные изображения зайца, медведя, мышки + игрушка мышка; набор цифр; изображение радуги из полосок; изображение предметов: семечки, корочка хлеба, сыр, игрушки, грибы, мячи, кубики, машинки и т.п. (по 4 предмета одного цвета-красный, желтый, зеленый, коричневый); кружки большие белого цвета и маленькие желтого цвета, имитирующие кусочки сыра; орех, круглое овсяное печенье, яблоко, апельсин, помидор; пособие Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз-ступенька, Два-ступенька» Лист 2-3.стр.2-3.Занятие 2-3.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

В нашем классе, в нашем классе

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Дружно рядышком сидят,

Есть и Машенька,

Есть и Сашенька (называет поочерёдно всех детей).

Сегодня мы еще раз с вами заглянем в интересную страну - "Математика". – Посмотрите, кто пришел к нам на занятие? (демонстрируется изображения вырезанных по контуру фигур зайца, медведя, мышка). Дети называют зверей.

Как назовем их всех одним словом? (Звери, животные.)

Что у них общего? (Живут в лесу.)

А чем каждый из них отличается от остальных? (заяц – белый, ушастый, медведь большой и коричневый, мышка - маленькая и серая и т.п.).

Давайте посчитаем зверей.

Сколько их всего? Кто первый, второй слева? Кто посередине? Кто последний? Кто перед мышкой? Кто между зайцем и мышкой? Какой цифрой обозначим количество этих зверей.

Один из зверьков приглашает нас в гости. Отгадайте, кто это:

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

(мышка)

А может, это все-таки зайка? Почему не зайка?

Как догадались, что мышка? Что вам помогло?

Что вы еще знаете об этом зверьке?

Молодцы, вы правильно догадались, что это мышка, а помогло вам в этом то, что вы указали на те отличительные свойства, по которым мышку можно отличить от зайца.

Вот так у каждого предмета можно найти и назвать отличительное свойство, которое будет отличать его от других предметов. Уметь видеть и называть эти отличительные свойства предметов мы и будем сегодня учиться. А учиться будем вместе с мышкой.

Свойства предметов

Цвет

Ой, пока мы с вами разговаривали, мышка засунула свой носик в мои бумаги и посмотрите, что натворила (достаете аппликацию с изображением радуги, но цвета, в которой, поменяйте местами, для детей, которые пришли в первый раз проведите дополнительно информационное сообщение о радуге, см. Занятие 1.Радуга).

Восстановите порядок радуги, еще раз обратите внимание на количество цветов в радуге, их порядок.

Ну вот, все в порядке можно и в гости к мышке зайти!

Посмотрите, что можно найти у нее в норке (из мешочка доставайте картинки с изображением предметов: семечки, корочка хлеба, сыр, игрушки, грибы, мячи, кубики, машинки и т.п., должно быть по 4 предмета одного цвета-красный, желтый, черный, коричневый. Для детей 5 лет используйте только по три предмета). Попросите детей назвать и пересчитать предметы, и найти цифру, которой обозначим количество этих предметов.

Да, мышка, совсем в норке у тебя нет порядка, все разбросано, а это не хорошо, нужно навести порядок!

Посмотрите, как мышка наводит порядок в своей норке, как она все аккуратно складывает в шкаф (заранее приготовьте лист ватмана, разбитый на квадраты).

Учитель сам выкладывает желтые предметы на первую полку.

Что интересного заметили? (все предметы желтые.)

Где положила мышка предметы желтого цвета. В этом случае говорят: в строчку.

Затем предметы выкладываются в каждой строке.

Какие предметы мышка положила во второй строке? (красные).

В третьей? (коричневые).

В четвертой (зеленые).

Еще раз посмотрите на шкаф, в котором навела порядок мышка. В этом шкафу есть строки, назовите их по порядку (рядом обязательно ставьте метку цифрой). А еще есть столбцы. - Может кто-нибудь догадался из вас и сможет показать мне и ребятам первый, второй, столбец? (Если дети затрудняются, покажите им сами, обозначив столбцы цифрами).

Мышка все предметы в своем шкафу сложила очень аккуратно и очень интересно, вы заметили это? Акцентируйте внимание ребят, что она разложила все предмету, ориентируясь на свойство: одинакового цвета.

Еще раз назовите все предметы, употребляя цвет: красная машинка, зеленое яблоко и т.д.

Какой предмет находится в первой строке и во втором столбце?

Какой предмет расположен в третьей строке, но не в первом столбце?

Назови по памяти все предметы в четвертом столбце.

А какие еще цвета вы знаете? Посмотрите вокруг, и назовите предметы красного, синего, голубого цвета.

Работа по пособию Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз-ступенька, Два-ступенька..» Лист 3.стр.3. Задание 3.

Физминутка

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

1,2,3,4! – Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Величина (размер).

А вот мышка решила вам загадать загадки, а за каждую отгадку она будет давать нам подарок, согласны? (приготовьте кружки большие белого цвета и маленькие желтого цвета, имитирующие кусочки сыра).

1.Этот предмет всегда можно найти на кухне. Он большой и обычно бывает белого цвета. В нем всегда холодно. А когда мы голодны, он всегда придет нам на помощь. (холодильник).

2. А этот предмет большой, мягкий, удобный, красивый. У него есть сиденье, спинка и подлокотники. На нем можно сидеть и отдыхать, можно прилечь и почитать книгу. (диван).

3. Он большой, дубовый, полированный. У него гладкая столешница и резные ножки. За ним обедают. (стол).

4. А этот предмет круглый, он оранжевого цвета. Из него делают сок. (апельсин) и т.п.

За правильные ответы дети получали от мышки в подарок кусочки сыра двух размеров и двух цветов. Теперь попросите детей выложить все кусочки сыра на стол.

Вот сколько угощений мы заработали. (посчитать, обозначить цифрой).

А теперь посмотрите, что общего у всех кусочков сыра? Форма-они все кружки.

А чем отличаются? (цветом, и величиной (размером).

Мы говорили с вами уже о том, что для того чтобы подружиться с любым предметом ему можно задать вопрос: Какого он цвета?

А еще ему также можно задать вопрос: Какого он размера? Это тоже будет признаком, по которому его можно выделить среди других предметов.

Сколько всего кусочков сыра нам дала мышка? Сколько белых? Сколько желтых? Сколько больших и сколько маленьких?

Физминутка (для глаз)

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

Форма.

Молодцы! Мы много ходили и мышка проголодалась, посмотрите, что она приготовила нам на угощение (дети перечисляют предметы, которые демонстрирует преподаватель: орех, круглое овсяное печенье, яблоко, апельсин, помидор. Возьмите в руки орех и печеньку, и попросите детей сравнить эти предметы.

Как вы думаете, есть ли что-то общее у этих предметов? Есть ли что-нибудь общее у этих предметов? (их можно есть, оба круглые) Чем они отличаются? (имеют разный размер; печенька плоская, а орех выпуклый, дайте детям его пощупать)

Затем предложите детям посмотреть, что будет! Положите печеньку на лист бумаги и орех, обведя их по контуру, покажите детям, что у вас получился круг. Акцентируйте внимание детей на то, что предметы могут быть одной формы, т.е. иметь круглую форму.

Посмотрите, есть ли у мышонка еще предметы, имеющие такую же форму, как орех? (яблоко, апельсин, помидор)

Эти предметы также круглые и имеют форму шара. Посмотрите, есть ли еще в классе шарообразные предметы и назовите их.

Проведите аналогичную работу с кубом и квадратом, пирамидой и треугольником, различными предметами имеющими эту форму.

Если вы еще раз вы захотите познакомиться с предметом, спросите у него: Какой он формы? И вы увидите, что предметы могут иметь одинаковую или различную форму.

Пальчиковая гимнастика

Мои пальчики расскажут,

(хлопают в ладоши с растопыренными пальцами),

Что умеют - все покажут:

(одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом).

Их пять на каждой руке

(показывают растопыренные пальцы).

Всё сделать смогут, всегда помогут.

(хлопают в ладоши).

Они на дудочке играют

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают -

Пять и пять моих ловких пальчиков

(показывают пальцы обеих рук).

Работа по пособию Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз-ступенька, Два-ступенька..» Лист 2.стр.2. Задание 1, 2, 3; лист 3. Стр.3. Задание 1,2.

Итог занятия

Итак, наш урок закончен, мы учились сегодня вместе с мышкой знакомиться с предметами по-новому. Мы узнали, что для того чтобы подружиться с любым предметом ему можно задать вопросы: Какого цвета? Какой величины (размера)? Какой формы? И увидели, что есть предметы, которые могут быть похожими друг на друга, потому что они одного цвета, одной формы, одной величины (размера), а могут быть совершенно разными, т.е отличаться и цветом, и размером, и величиной!

Давайте теперь еще раз посмотрим друг на друга, и скажем чем мы похожи, а чем мы отличаемся друг от друга?

И скажем спасибо мышке, которая помогла нам узнать много нового и интересного, и посмотрим, что за угощение она нам приготовила (раздайте детям печенье).

Ольга Нурумбетова
Свойства предметов. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №275

620024 Екатеринбург, ул. Бисертская, д. 20, телефон 255-66-61

Заведующий МБДОУ №275 Дрягина Татьяна Андреевна

Конспект занятия по формированию

элементарных математических представлений

в старшей группе детского сада :

«Свойства предметов » .

Чкаловского района г. Екатеринбурга

г. Екатеринбург, 2013

Тема : Свойства предметов (форма , величина, цвет)

Цель : 1. Продолжать формировать представления о признаках сходства и различия

между предметами .

2. Учить объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из

групп отдельные предметы , отличающиеся по величине, форме , цвету.

3. Развивать логическое мышление.

Задача : Систематизировать знания детей о признаках сходства и различия между

предметами .

Материал :

1. Наборы геометрических фигур разные по цвету и размеру.

2. Счетный материал (палочки, геометрические фигуры) .

Ход занятия

Воспитатель :

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по

стране Геометрических фигур.

Для того, что бы туда попасть, надо отгадать загадки :

С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться я рад

А зовут меня…

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На крыльцо, на колесо…

Моя загадка коротка :

Три стороны и три угла

Молодец! А какие еще геометрические фигуры вам знакомы?

Наши путешествие по стране Геометрических фигур продол-

жается. Чтобы у жителей страны было хорошее настроение,

давайте сложим геометрические фигуры из имеющихся у вас,

1. Возьмите четыре треугольника и сложите один большой.

2. Сколько нужно палочек, чтобы был треугольник?

3. Получилось? Как выложить два треугольника?

Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка :

Сколько шариков у нас,

Столько мы подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки

Столько встанем на носочки.

Сколько точек в нашем круге

Столько раз поднимем руки.

Ребята! А какие геометрические фигуры бывают?

Как можно разделить фигуры?

Разделить фигуры по цвету, форме , величине.

Игра «Волшебный мешочек»

В мешочке сложены геометрические фигуры. Ребенок на

ощупь выбирает фигуру и дает полную характеристику.

Пальчиковая игра.

Целый день, целый день

Кружится скакалка

Целый день, целый день

Скачет наша Галка.

Правой - скок, левой - скок,

Сразу обе ножки

То назад, то вперед

Скачут по дорожке.

Все быстрей, все быстрей

Скачет наша Галка.

И прощаясь с жителями страны Геометрических фигур,

Давайте подарим им на память картинки животных, которых

мы выложим из счетного материала .

Сегодня мы с вами повторили, как объединять предметы в

группы по сходным признакам; выделять из групп отдельные предметы .

На следующих занятиях мы продолжим изучение этого мате-

риала. А на сегодня – занятие окончено .

Итог : Дети, чем мы сегодня занимались?

Дети :

Треугольник

Трапеция, ромб.

Плоские и

объемные.

По цвету,

форме ,

величине.

Три группы детей :

Одна группа выби-

рает по цвету,

вторая по величине,

третья по форме .

Группы работают по

Это плоская геометрическая фи-

гура или это объем-

ная геометрическая

Дети выкладывают

Вспомнили какие

геометрические

фигуры бывают.

Учились делить их

по цвету, форме ,

Курмаева Гузель Фановна
Должность: воспитаталь
Учебное заведение: МБОУ " Школа развития №24"
Населённый пункт: Г. Нефтеюганск
Наименование материала: Сценарий занятия по технологии "Ситуации" в старшей группе
Тема: Тема: "Свойства предметов и символы"
Дата публикации: 26.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Сценарий занятия по технологии «Ситуации» в старшей группе

Тема: «Свойства предметов и символы»
Общеобразовательные задачи: 1.Повторить форму плоских геометрических фигур, свойство предметов – форма, размер, цвет. 2.Закрепить представление о цифре как знаке, обозначающем число (количество предметов) 3. сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов), опыт придумывания и использования таких обозначений. Метапредметная цель: Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику». Образовательная ситуация- «открытия» нового знания. Материалы к занятию: демонстрационный: картинки к заданию (рисунок) Раздаточный: листы к заданиям, карандаши цветные, геометрическое лото, карточки с записью чисел 1-8. Ход занятия
1.Введение в игровую ситуацию.


Дидактические задача: создать условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. « Детская» цель. Воспитатель собирает детей возле себя -кем вы хотите стать, когда вырастите? (слушаю ответы детей). Замечательно, я вам предлагаю попробовать поработать продавцами. Знаете ли вы, в чем заключается работа продавца? Ответ детей (продавцы продают различный товар, принимают товар, раскладывают их по полочкам, расставляют их по местам, клеят ценники, отбивают чеки). -Хотите поработать продавцами? (да, хотим) -сможете разложить товар по полкам? (да сможем)
2.Актуализация знаний.

Дидактические задачи:
1. Повторить свойства предметов (цвет, форма, размер) и геометрических фигур; 2. Уточнить представление о цифре, как знаке, обозначающем число (некоторое количество предметов);
Ребята, садимся за столы. (на столах лежат листы с заданием, карандаши, карточки с цифрами от1-8) В магазин привезли товар и продавцам нужно расставить его на полках так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар. -Рассмотрите верхнюю картинку. Как вы расставите товар на полки? Мы можем на полку справа положить желтые предметы, на полку слева – красные. -Берем карандаши, проводим линию от предмета к полке. - по какому признаку вы распределили товар по полкам? (по признаку цвета) -молодцы! (дети проводит линию от предмета к полке. Назовите все что вы положили на полку справа (дети перечисляют желтое платье, сыр, цыплёнок) Что вы положили на полку слева? (красную чашку, яблоко и красную панаму) Посмотрите следующую картинку. Что вы положите на полку справа, а что на полку слева? (товары круглой формы мы положим на полку справа, а товары квадратной формы- слева.) - карандашами проводим линию от предмета к полке. -по какому признаку вы распределили товар по полкам? (по признаку формы). -Назовите все, что вы положили на полку справа? (тарелка, пуговица, колесо) Назовите все что положили на полку слева? (флажок, платочек, будильник) -Молодцы, ребята. Давайте. Рассмотрим нижнюю картинку. Как вы здесь расставите товар по полкам? (на полку справа расставим большие предметы, а на полку слева- маленькие. -Давайте проведем линии от предметов к полкам. -по какому признаку вы распределили товар по полкам? (по признаку размера)
-назовите все что вы положили на полку справа? (книга, кастрюля, арбуз) - что вы положили на полку слева? (карандаш, соска- пустышка) - хорошо, ребята! Я сейчас посчитайте и покажите цифрой Сколько желтых предметов? (дети показывают карточку с цифрой 3) -сколько больших предметов? (дети показывают карточку с цифрой 3) - сколько квадратных предметов? (дети показывают карточку с цифрой 3) -Почему вы поднимаете одну и ту же цифру- ведь свойства предметов разные? (потому что на полках по три предмета) -воспитатель делает вывод: цифра это значок, который обозначает не свойства, а количество предметов.
3.Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: 1.Создать мотивационную ситуацию для введения знаков, обозначающих свойства предметов; 2.Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимание его причины и опыт целеполагания; - ребята, чтобы вы быстро находили товар на полках давайте напишем какой товар находиться на каждой полке. - рассмотрите верхнюю картинку, какой товар лежит на полке справа? (желтый товар) -запишите в клеточке около полки, что товар желтый. Возникает затруднение. -смогли вы написать свойство товара, который находиться на этой полке? (нет не смогли) - а на второй картинке какой товар лежит на полке справа? (квадратный) -запишите в клеточке около полки, что товар квадратный. Возникает затруднение. -смогли вы написать свойство товара, который находиться на этой полке? (нет, не смогли) -рассмотрите третью картинку. Какой товар лежит на полке справа? (большой товар) -запишите в клеточке около полки, что товар большой. Возникает затруднение -смогли вы написать свойство товара, который находиться на этой полке? (нет, не смогли). -почему вы не смогли написать около полок свойства предметов, которые на них находятся? (потому что мы не умеем писать)
-А рисовать значки вы умеете? (да, умеем) Значит, что вам надо узнать? (как обозначить свойство предметов значками)
4.Открытия нового знания
Дидактические задачи: Сформировать представление о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов), опыт придумывания таких обозначений; Актуализировать известный способ действия в ситуации затруднения и познакомить с новым способом – «если чего – то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»; - Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать то, что не знаешь? (спросить у того, кто знает, т.е у взрослых) - Сегодня мы узнаем еще один способ – попробуем придумать его сами. - подумайте, как можно обозначить цвет? (цвет обозначать цветными пятнами) -Ребята, в своих тетрадях на верхней картинке рисуют около правой полки какое пятно? (желтое) Правильно, рисуем. Я рисую на доске. -около левой полки? (красное пятно) -молодцы, какие у вас аккуратные пятна получились. - подумайте обозначение формы предметов на второй полке. - как вы обозначите круглую, квадратную форму (квадратом, кругом – мы умеем рисовать геометрические фигуры) - молодцы, рисуем круг и квадрат около соответствующих полок на второй картинке. (воспитатель рисует на доске формы) - как вы обозначите размер? Маленький и большой. (дети начнут предлагать множество вариантов) - как же мы поймем этот маленький предмет, а этот большой, у всех разные обозначения? Давайте, например, маленький размер обозначим, а большой размер. - рисуем значки около соответствующих полок на последней картинке. -а вот сейчас проверим правильно ли они придумали значки. Открываем по закладке тетрадь и проверяем. (да, правильно значки придумали верно). -Молодцы! Теперь вы знаете еще один способ узнать новое: «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику».
- Ребята, я вас благодарю за отличную работу в роли продавцов. Благодаря вашей работе другие продавцы смогут найти все предметы на полках.
5.Введение нового знания в систему знаний.

Игра « Покупатели»
Дидактические задачи: 1) Сформировать опыт использования обозначения свойств предметов с помощью (значков) символов; Воспитатель собирает детей около себя. -кому продавцы продают товар? (покупателям) - Да, правильно. Случалось, ли вам быть покупателями? (да) -очень хорошо. Вот мама послала Таню, свою дочку, в магазин (показываю картинку с девочкой Таней). Хотите вместе с Таней пойти в магазин? (да, хотим) Ее дом находиться через дорогу. Как мы пойдем?(построимся парами, не будем шуметь, кричать) Где мы должны перейти дорогу? (где есть пешеходный переход или светофор). Проигрываем ситуацию перехода дороги. Молодцы, вот и дом Тани. Мама попросила дочку купить (проговариваю быстро) большой зеленый треугольник, маленький желтый круг. Таня очень беспокоиться, что забудет, что ей нужно купить. - как вы думаете, что надо сделать для того. чтобы не забыть? (надо записать, как мама дает папе список продуктов, которые он должен купить.) - замечательно. Давайте поможем Тане и запишем что нужно купить. - Садимся за столы (на которых находятся листы бумаги и карандаши, для удобства лист разделен горизонтальной линией на 2 части). - Нужно Тане купить « Большой зеленый треугольник» - Что известно о размере товара? (большой) - Умеете вы с помощью значка обозначать это свойство предмета? (да) Дети рисуют нужный значок на верхние строчки. (воспитатель рисует на доске) - что известно о цвете товара? (он зеленый) -умеете вы с помощью значка обозначать это свойство предмета? (да) (дети рисуют цветное пятно рядом с первым значком) - что известно о форме товара? (он треугольный) -умеете вы с помощью значка обозначать это свойство предмета? (да) (дети рисуют треугольник рядом с первыми двумя символами).
-ребята, мама еще попросила дочку Таню купить маленький желтый круг. Вы самостоятельно записываете символами свойства этого « товара». Проверяем записи с доски. -молодцы, ребята. Вы помогли Тане записать все что нужно купить. Пойдемте с ней в магазин вместе. Игра « Тяжелая покупка» Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, умение изображать состояние человека с помощью жестов и мимики. - мы идем в магазин и у нас в руках сумки. Несем их. (дети идут по группе) -вдруг порыв ветра сорвал у вас шапку и погнал по улице. (дети догоняют шапку, «надевают» ее на голову) -зашли в гастроном и купили пакет молока. (дети должны показать, что их сумка стала тяжелее) -зашли в овощной и купили большой арбуз. (дети «с трудом» несут сумки.) - пришли домой, поставили сумки на стол и перевели дух. Молодцы, помощники.
Игра « Клумба»

Дидактические задачи:
1) Тренировать умение использования обозначения свойств предметов с помощью символов, умение выполнять самоконтроль; 2) Повторить пространственные отношения; Вот послушайте, ребята, жители Таниного дома хотят, чтобы в их дворе была красивая клумба с цветами. Но так как все очень заняты, то они попросили Таню помочь посадить цветы. -хотите вместе с Таней порадовать жителей дома? (да, хотим) Сможете посадить цветы? (да, сможем)
Проходим за столы (на которых находятся зеленые листы бумаги и геометрическое лото. -Какой формы клумба, на которую вы будете сажать цветы? (квадратная) На интерактивной доске появляется зеленый квадрат. -Ребята, жители написали какие цветы они просят посадить на клумбу. -посадите в верхнем правом углу вот такой цветок. (показываю карточку) - Дети читают запись (маленький красный квадрат), после чего выбирают нужную фигуру и кладут в указанное место. - В нижний левый угол посадите такой цветок. (показываю карточку) Дети самостоятельно выбирают нужную фигуру и кладут в указанное место. - В нижний правый угол посадите такой цветок (показываю карточку) -В верхний левый угол посадите такой цветок (показывая карточку)
Для самопроверки на интерактивной доске появляется образец. - чем похожи цветы, которые вы посадили вверху и внизу? (слева большие цветы, а справа – маленькие) -чем похожи цветы, которые вы посадили вверху и внизу? (вверху красные цветы, а снизу –желтые) _Ребята, жителям дома очень понравилась клумба, которую вы посадили вместе с Таней, они благодарят вас за помощь.
6. Итог занятия. (Осмысление)

Дидактические задачи:
Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха. - Где вы сегодня побывали? (мы сегодня побывали в магазине, работали продавцами, раскладывали товар по полкам, помогали Тане) - Какие новые знания дали вам возможность сделать покупку в магазине, посадить клумбу? (мы смогли сделать покупку посадить клумбу потому что хорошо знаем свойства предметов (цвет, форма и размер) и научились пользоваться значками для обозначения этих свойств.)

Наталья Владимировна Якушева
Конспект занятия «Признаки и свойства предметов»

Цель :

Накапливать сенсорный опыт обследования предметов и выделение их признаков (цвета, формы) .

Учиться соотносить предметы по цвету и форме , по занимаемой площади.

Накапливать опыт образования множества

Учиться выделять группы предметов по количественному признаку – один , много.

Материал к занятию :

1) Демонстрационный : фланелеграф с сюжетной композицией, картонное изображение солнышка, корзина, муляжи или настоящие яблоки (по количеству детей в группе, одинакового размера, одно – красное, остальные – желтые, большая и маленькая тарелки одинакового цвета.

2) Раздаточный мешочки, муляжи или настоящие овощи (морковь, репа, огурец, кубик, призма .

Сюжет и ход занятия

1. Соотношение предметов по цвету .

Воспитатель : На одной лесной полянке стоял маленький домик, в котором жили замечательные, дружные гномики Бим, Бом и Бум. Они были очень похожи. Чтобы их не путали, они одевали на головки колпачки разного цвета. У. Бима был фиолетовый колпачок. У Бома- - синий, а у Бума- коричневый. (Детям показывают полянку, на котором стоит домик, где живут гномики

Когда наступало утро и над лесом вставало солнышко (на фланелеграф прикрепляется солнышко над линией горизонта слева, гномики медленно просыпались и вставали с кроваток, говорили друг другу : «Доброе утро!» и быстро бежали в огород, где были грядки с овощами. (Воспитатель достает корзину с овощами и показывает ее детям) .

Посмотрите, у меня в корзине лежит много овощей. Это огурчик. (Воспитатель достает из корзины огурец и показывает детям) . Найдите в корзине еще огурец, возьмите его и хорошо рассмотрите.

Какого цвета огурец?

Воспитатель : *** - Проведите, пожалуйста, по огурчику ручкой. Посмотрите, какой он длинненький и на концах не острый. Он гладкий или нет? (Правильно, кожица у огурчика в пупырышках) .

Теперь достанем морковь. Проведите по ней пальчиком. Есть у морковки пупырышки? А что можно сказать про ее кожицу? (Гладкая) А какие кончики у морковки? (Один острый, а другой нет) . Какого цвета морковка?.

Что у нас осталось в корзине? Это Репа. Какого цвета репа?

Репка похожа по форме на огурчик и морковь?*** Какого цвета репа?***

А теперь посмотрите на овощи и скажите, на каких грядках растут огурцы, на каких морковь, а на каких – репа*** Почему?

Дети должны догадаться по цвету овощей, на каких грядках они растут.

Грядки :

2. Текстильное обследование предметов и зрительное соотношение с образцом.

Воспитатель раздает детям мешочки и просит в них опустить овощи. В мешочках лежат уже два предмета – кубик и призма .

Гномики пришли домой и решили позавтракать.

Опустите руку в мешочек. Найдите морковь, но не доставайте и не подглядывайте. Все нашли морковь?*** Как вы догадались, что держите морковь, а не огурец или репу?

(Воспитатель просит несколько детей рассказать, как они узнали? Если дети называют и цвет моркови, то воспитатель обращает внимание детей на то, что цвет модно только увидеть, а потрогать нельзя.

Минутка отдыха

3. Накопление сенсорного опыта образования множеств.

Гномики пошли в сад собирать спелые яблоки. Они срывали по одному яблоку и аккуратно складывали в корзину. Вот так : одно яблоко, еще одно яблоко,***Смотрите, как много яблок собрали гномики

Сколько я блок в корзине у гномиков?*** Правильно, много.

Итог занятия .

Мы так были увлечен игрой с гномиками, что даже не заметили, как солнышко поднялось высоко над домиком, а затем опустилось и спряталось вот здесь, за яблоней. (Воспитатель демонстрирует, как двигалось солнышко.)

Дети прощаются с гномиками.

Воспитатель еще раз обращает внимание на признаки предметов : разного цвета колпачки гномиков, разную форму овощей, разные по величине тарелочки.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Сравнение предметов по их свойствам» Тема: Сравнение предметов по свойству Цель: Познакомить со свойствами («мягкое», «сладкое»); учить находить предметы обладающим свойством.

Конспект НОД в старшей группе «Свойства полезных ископаемых и металлических предметов. Беседа о Дне космонавтики» Автор – составитель: Трухина Татьяна Алексеевна студентка III курса, специальность 44.02.01. Дошкольное образование Руководитель: Гольская.

Конспект занятия «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» Цели: коррекционно-образовательные: - закрепление представлений об осени и ее приметах; - уточнение, расширение и активизация словаря по.

Цель: Повысить интерес ребят к миру природы. Способствовать развитию умственной и речевой активности. Задачи: Формировать представление.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Счет предметов до 9» Программное содержание: Закрепить прямой и обратный счет в пределах 9; совершенствовать знания о геометрических фигурах. Продолжать учить.

Конспект занятия: «Путешествие в мир предметов». Цели: 1. Выявление качеств и свойств дерева и металла через опытно – экспериментальную.

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Осень и ее признаки» Конспект занятия Тема: Осень. Задачи:Учить сравнивать природу в сентябре, октябре,ноябре. Закрепить названия месяцев Учить детей отгадывать.

Конспект ННОД в младшей группе «Составление группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного. Понятие круг» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе

Людмила Кайгородова
Конспект занятия «Свойства предметов». Средняя группа

Тема: "Свойства предметов"

Цель:

Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.

Материалы к занятию:

Демонстрационный - карандаши, альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей.

Раздаточный - цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, листочки бумаги, наборы фигур: 5 кругов - красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий, 5 овалов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников тех же цветов.

Ход занятия:

I. Свойство предметов - цвет. Цвета радуги.

Воспитатель вставляет в стакан цветные карандаши всех цветов радуги. Такие же стаканчики с цветными карандашами на столах у детей. Воспитатель показывает картинку с изображением Карандаша:

Ребята, наш Веселый Карандаш рассказал мне удивительную историю! Оказывается, карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться. Вот этот карандаш сказал (берет в руки красный карандаш): «Я могу быть маком, огнем, флагом!»

Воспитатель рисует красную линию на альбомном листе бумаги, прикрепленном на доске, а дети рисуют красную линию на своих листочках бумаги. Затем воспитатель просит их рассказать, чем похвастались остальные карандаши:

Угадайте, что рассказали эти карандаши?

Дети по собственному желанию выходят к доске, выбирают карандаш и оставляют им свой след на листе, прикрепленном на доске. Остальные дети рисуют линии теми же цветами на своих листках. Примерные ответы детей:

Оранжевый: «Я апельсин, морковь!»

Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!»

Зеленый: «Я трава, листва, целый лес!»

Голубой: «Я незабудка, небо, лед!»

Синий: «Я чернила, море, василек!»

Фиолетовый: «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!» Воспитатель благодарит детей за помощь и загадывает загадку. -Веселый Карандаш шепнул мне одно словечко. Догадайтесь какое.

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга. (Радуга)

А кто знает цвета радуги?

Дети называют: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Предложить им составить радугу из полосочек цветной бумаги.

Дети встают в круг, в центре которого стоит водящий с завязанными глазами, берутся за руки и, шагая по кругу, дружно говорят:

Мы все встали дружно в круг,

Повернулись разом вдруг,

(все поворачиваются на 180° и идут в обратном направлении)

А как скажем: «Скок, скок, скок!» -

Один из детей по указанию воспитателя повторяет последнюю строчку, а водящий отгадывает, кто это. Если он не отгадал, то продолжает оставаться водящим, а если отгадал, то водящим становится тот, кто подавал голосок. Игра повторяется 2-3 раза.

Роль ведущего во 2-м и 3-м туре игры лучше поручить кому-нибудь из детей.

III. Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, фор-ме, размеру, материалу, назначению и т. д.).

Рассмотрите картинки. Что нарисовано на первой картинке? (Кукла и мишка.)

Сравните куклу и мишку: что у них общего и чем они отличаются? Воспитатель, в случае необходимости, может начать сравнение: общее

у куклы и мишки назначение - это игрушки; одинаковый размер; общее то, что и у куклы, и у мишки есть ленточки, а отличаются они тем, что. И дети называют признаки различия самостоятельно.

Сравните воздушный шар, на котором летит Незнайка, и мячик: что у них общего и чем они отличаются? (У них одинаковая форма: и мяч, и воздушный шар имеют форму шара. А отличаются они цветом: мяч - желтого и синего цвета, а воздушный шар - желтый и красный. Еще они отличаются размером: мяч - маленький, а воздушный шар - большой. Назначение у них тоже разное: мяч - игрушка, а воздушный шар - летательный аппарат.)

Сравните ежа и елку. («Ель на ежика похожа: еж - в иголках, елка - тоже, и "живут" они в лесу». Отличаются они размером: еж маленький, елка больше ежа. Еще они разного цвета: еж серый, а елка зеленая. Ежик - животное, елка -растение.)

Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему ниточкой соединены лиса и морковка? (Они оба оранжевого цвета.)

Молодцы! А теперь возьмите свои «волшебные» карандаши и соедините «волшебными ниточками» предметы одного цвета.

Расскажите, какие картинки вы соединили? Почему? Примерные ответы детей:

Морковка и лиса оранжевые.

Я соединил цыпленка и луну, потому что они желтые.

Помидор и божья коровка красные.

Лягушка и яблоко зеленые.

IV. Физкультминутка «Смотри в оба».

Дети строятся в ряд (не более 7-10 человек). Водящего выбирают с помощью считалочки или назначением. Ему предлагается запомнить, в каком порядке стоят дети. После того как водящий отворачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось, и восстановить нарушенный порядок. Расположение может быть линейное, круговое, хаотичное - в зависимости от уровня сложности, который хочет предложить воспитатель.

V. Закрепление умения выделять свойства предметов.

1) Беседа об овощах. Отгадывание загадок.

Какие овощи вы знаете?

Что растет у вас на огороде (например, на даче?

Про какие овощи так говорят? Как вы догадались?

а) Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

в) Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

б) Летом в огороде -

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке -

Желтые, соленые.

г) Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что за шар это?

Дети объясняют, по каким признакам они догадались, о чем идет речь: по цвету, форме, размеру, вкусу и т. д.

2) Игра «На что похоже?».

Картинки с изображением овощей.

Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А теперь рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

Примерные ответы детей:

Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник, -я положу оранжевый (красный) треугольник.

Репа желтая и круглая. Я выбираю желтый кружок. И т. д.

Что вам больше всего запомнилось на занятии?

Что понравилось? Что показалось трудным?



Рассказать друзьям