Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка. Речевое развитие детей подготовительной группы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
«Весна»

Задачи:

Развитие связной речи:

Закрепление представлений о весне и ее приметах.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

Грамматический строй речи:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать умение называть слова в предложении последовательно и в разбивку.

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать числительные с существительными; образование существительных в родитель - ном падеже; образование однокоренных слов;

Воспитание звуковой культуры речи:
Совершенствовать речевой слух.
Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.

Воспитательные задачи:

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображение.

Словарная работа: Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем.

Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц, насекомых.

Расширить словарь признаков по теме: «Весна».

Оборудование:
Шары, изображающие тучку, мяч, карточки с цифрами, силуэты перелетных птиц, мольберт, нарисованные изображения солнца, дерева, зеленые листики.

Ход занятия


Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Воспитатель: обращает внимание детей на тучку из шаров: Ребята, посмот-рите, сегодня в нашем зале появилось что-то необычное. Как вы думаете, что бы это могло быть? На что это похоже?
Дети: шары, украшение, облачко, тучка, капельки.
Воспитатель: У нас появилась волшебная тучка!
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.

Как хрустальные горошки,
Закатились к нам в окошко.

Воспитатель: Ребята, тучка не хочет, чтобы к нам пришло весеннее тепло. Весна попросила обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. А чтобы тучка отпустила весну, нам нужно выполнить задания, которые она приготовила. Вы готовы помочь?
Дети: Да, готовы.

Воспитатель: Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети: Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель: Как выдумаете, что же это за чудо, которое поможет Весне?

Дети: «Солнце» Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поздороваемся с солнышком: (пальчиковая гимнастика)

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнатку

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны. Дети: растаял снег, потекли ручьи, появились проталины, закапали сосульки,
прилетели птицы, на деревьях набухли почки, расцвели первые цветы, зацве-ли деревья.
Воспитатель : Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Проводиться игра «Сравни и назови» , в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья).

Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте еще с солнцем поиграем. Игра называется «Живые слова» .

Выбудете не детьми, а словами.
Я вам назову предложение: «Весной солнце ярко светит».
Повторите это предложение.
Давайте скажем тихо.
А теперь произнесем громко, радостно.
Сколько слов в предложении? (четыре)
Назовите эти слова.
(Дети называют)
Кто будет словами этого предложения? (
Дети выбирают слова, становятся в ряд слева направо и произносят предложение).
Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я позову «Слова ко мне! они снова станут по порядку. (
Дети- «слова» произносят предложение) Воспитатель: Если мы уберем слово «ярко», какое предложение получится? Дети: Весной светит солнце. Воспитатель: А если уберем слово «весной», какое предложение прочитаем? Дети: Солнце светит . Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку.

Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
Воспитатель: Ты какой цветок?

Дети: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница , одуванчик, ландыш.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько проталинок. Выберите себе проталинку и посчитайте, сколько цветов выросло на ней.

Дети: на моей проталине выросло два голубых подснежника, три ландыша.

Воспитатель: Молодцы, можем отправляться дальше.

Упражнение «Цветы» Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.

Сначала опустили головки,

потом листочки.

А потом согнулся весь

стебелек до самой земли

Вдруг закапал дождь,

и цветочки начали оживать.

Подул ветерок, зашумели стебельки.

Затих ветерок.

Раз, два, три! Стали мы опять детьми.

Воспитатель: Прилетели насекомые на поляну, сели на цветочки. На твоём цветочке кто сидит?

Дети: пчела, стрекоза, божья коровка, бабочка, паук, муха, кузнечик, гусеница, муравей.

Воспитатель: Мальчики выберите себе насекомое которое не летает, девочки, которые летают и назовите их со словом «много»(образование сущ. в родит.падеже)

Дети: бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.

Воспитатель: Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме (предлагается по очереди три варианта схем).

Дети: Бабочка летает. Бабочка на цветке. Бабочка высоко летает.

Воспитатель: Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?

Дети: Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые – корм для птиц.

Воспитатель: А ещё, чтобы выручить весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из тёплых краёв.

Дети: грач, скворец, ласточка, лебедь.

Воспитатель: ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто просыпается ещё весной

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

Дети: Медведь

Воспитатель: ребята назовите медведю медвежьи слова (родственные слова)

Дети: Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежоночек, медвежий, медвежьи, медвежья.

Игра «Кто, где живёт?»

Сейчас мы с вами превратимся в животных. Нам нужно определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домик с одним окном поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домик с двумя окнами – животные с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами (дети определяют и называют количество слогов в словах).

Воспитатель: Что же ещё солнышко согревает?

Дети: деревья.

Воспитатель: ребята, назовите, из каких частей состоит дерево?

Дети: Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.

Воспитатель: А чего не хватает на нашем весеннем дереве?

Дети: Не хватает листьев.

Воспитатель: ребята, подарим нашему дереву листья и назовем свой лис-тик красивым словом. (дети берут листик и приклеивают на ветви дерева).

Дети: Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий, мой листик молодой, мой листик дубовый, березовый.

Воспитатель: Молодцы, вот наше дерево зашумело листвой.

Воспитатель: мы справились со всеми заданиями, и выглянуло наше солнышко, и путешествие наше закончились. Солнце благодарит вас за помощь. Воспитатель: Ребята, так какое важное дело делают солнечные лучи?

Дети: согревают землю, дают жизнь нашей планете.

Подготовила: Рзаханова З.М.

Полный конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада поможет воспитателю организовать занятие по теме «Профессии».

Задачи

  1. Закрепить знание названий профессий, дополнить новыми.
  2. Увеличить активный словарь детей новыми понятиями по теме «Профессии».
  3. Развивать навыки связного рассказывания с опорой на сюжетные картины.
  4. Совершенствовать познавательные процессы и коммуникативные навыки.
  5. Тренировать мелкую моторику.

Этот конспект подходит для открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада.

Методические приемы

В ходе занятия используются следующие методические приемы:

  • использование игровых моментов;
  • применение наглядных материалов, раздаточных картинок и сюжетных изображений;
  • последовательное формирование навыков составления рассказа с помощью незаконченных предложений;
  • предметное поощрение активной самостоятельной работы детей (жетоны).

Эти приемы имеют в подготовительной группе детского сада не меньшее значение, чем при работе с детьми более младшего возраста.

Материал

Используются следующие материалы:

  1. Игра «Профессии»
  2. Серия сюжетных картин «Экскурсия на фабрику мороженого»
  3. Кукла Пин (из серии Смешарики)
  4. Раздаточные карточки для артикуляционной гимнастики
  5. Запись веселой мелодии
  6. Жетоны

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель приветствует детей, они рассаживаются по местам. В это время звучит веселая музыка, перед педагогом оказывается игрушечный самолет. Музыка прекращает звучать. Педагог говорит:

«Дети, кажется к нам кто-то прилетает в гости. Давайте попробуем угадать его имя. Послушайте загадку:

Птица я, хоть не летаю,
А на льдине загораю.
Рыбу сам ловлю и ем,
Стужи не боюсь совсем.

Дети угадывают название птицы, взрослый продолжает:
«Вы правильно догадались, что эта загадка про пингвина, но как же нам угадать его имя? Нужна подсказка.»

В это время из самолетика на стол опускается небольшой рюкзачок. Из него педагог достает разводной ключ, молоточек, отвертку. Детям предлагается назвать все одним словом и вспомнить другие инструменты.

Игра «Кто больше?»

Мяч передается по кругу и каждый, кто берет его в руки, называет какой-нибудь инструмент.

Воспитатель: « Ребята, вы назвали так много инструментов, молодцы! Скажите, а кому же они нужны каждый день? Кто же тот, кто все время что-то чинит, придумывает новые механизмы? Как называются люди такой профессии?» Дети отвечают (инженер, механик, изобретатель).

Воспитатель: «Теперь вы догадались, какая к нам прилетела сегодня? Веселый изобретатель, который внешне напоминает шарик. Это пингвин - смешарик, а зовут его Пин». Пин здоровается с детьми и просит их назвать сегодняшний день недели и вспомнить название занятия, которое проводится в этот день.

Артикуляционная гимнастика

Дети отвечают, а педагог напоминает, что на Развитии речи они учатся говорить красиво и правильно, в этом очень помогает специальные речевые упражнения и артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: «Ребята! Вы уже отлично знаете много разных упражнений для язычка. Сегодня я предлагаю вам провести привычную гимнастику для него еще интереснее. Сейчас я разложу на столе карточки. Каждый из вас может взять одну из них, посмотреть на картинку, но не показывать ее другим. Нарисованный предмет или действие можно изобразить с помощью язычка, мы это уже делали. Каждый должен вспомнить упражнение, а затем показать его другим. Все повторяют за ведущим. Если кто-то угадал, что мы все показываем, то он может поднять руку. Если ответ правильный, то он и ведущий получают по жетончику-награде.»

Дети по очереди подходят к столу, переворачивают по одной картинке из стандартных наборов для занятий по развитию речи в детском саду и выполняют один из элементов («иголочка», «лопатка», «варенье», «чашечка).

Воспитатель хвалит детей, призовые жетоны помещаются в лэпбук по развитию речи, собранные детьми по данной теме.

Игра “Профессии”

Каждый ребенок (или два-три, подгруппой) получает изображение рабочего определенной специальности, все по очереди называют их. Взрослый берет по одной предметной картинке из стопки, называть ее. Дети должны правильно выбрать те, которые нужны для той или иной профессии. Воспитатель спрашивает у детей «Зачем врачу шприц? Маляру кисть? Швее нитки?»

Минутка поэзии

Педагог читает детям стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». Воспитатель обсуждает с детьми профессии, которые «вкусно пахнут», просит привести примеры. Дети называют повара, кондитера, продавца сладостей.

Составление рассказа по сюжетным картинам

Педагог спрашивает: «А как мы называем того, кто делает сладости? (кондитер). Давайте посмотрим на картинки и расскажем о тех людях, кто делает это лакомство. На фабрике трудится много разных работников.»

Педагог вызывает детей по очереди и просит рассказать, что на картинках им нравится больше всего. Кем хотел бы быть на фабрике каждый ребенок, почему? Затем картинки развешиваются по порядку.

Доскажи словечко (совместное составление рассказа)

Педагог предлагает рассказать Пину о том, как делается вкусное холодное лакомство, которое он тоже очень любит. Воспитатель начинает рассказ, дети дополняют:

“Сегодня мы оказались на (фабрике мороженого). Это большое задние, внутри которого расположены (специальные аппараты, которые делают мороженое). Здесь есть и огромные холодильники, которые нужны (для хранения готового товара). Мороженое бывает разного вида, мы знаем (пломбир, эскимо, шоколадное, ягодное). Все эти сорта делают из (молока и сахара). Их на фабрику в больших грузовиках привозят (шоферы). Машины помогают разгрузить (грузчики). За приготовлением мороженого внимательно следят (технологи). Готовые брикеты и стаканчики нужно аккуратно завернуть, для этого на фабрике трудятся (упаковщицы). Свежее вкусное мороженое мы можем купить в (магазине, кафе, ларьке).”

Физ минутка

Готовое мороженое путешествует по городу и по стране, давайте мы тоже немного покатаемся.

Воспитатель читает стихотворение И.Токмаковой «Поиграем» и показывает движения, соответствующие различным видам транспорта.

На лошадке ехали, до угла доехали. (скачем, в руках «вожжи)
Сели на машину, Налили бензину. (крутим руль, сигналим)
На машине ехали, До реки доехали. (изображаем ладошками волны)
Трр! Стоп! Разворот. На реке – пароход. (поворачиваемся на 360 градусов)
Пароходом ехали, До горы доехали. (описываем руками круги, затем складываем их над головой)
Пароход не везёт,Надо сесть в самолёт (руки параллельно полу)
Самолёт летит, В нём мотор гудит: (двигаемся по кругу, руки-крылья)
У-у-у!

Все занятия в подготовительной группе должны непременно включать динамическую паузу, но она может находится чуть дальше от начала урока, чем в старшей группе.

Игра « Назови наоборот!»

Педагог достает игрушечное мороженое, угощает Пина и предлагает ребятам поиграть. Она говорит: «Я буду называть слово, а вы должны сказать его наоборот. Эта игра в перевертыши или «черное-белое». Например: Мороженое - холодное, а вы скажите - (горячее), белое - черное, большое - маленькое.»

Если все поняли правила, то воспитатель зачитывает список слов: (яркий, новый, чистый, гладкий, дешевый, теплый, смелый, бодрый, молодой, длинный). Полные перечни других слов с антонимами можно найти в конспектах НОД в подготовительной группе, соответствующих той или иной теме.

Игра «Графический диктант»

Воспитатель говорит: “А теперь мы поиграем в еще одну интересную игру - графический диктант. Вам нужно быть очень внимательными, точно повторять мои инструкции.”
Дети выполняют диктант, получается изображение самолета.

Заключение

Ребята, оказывается Пину уже пора улетать. Ему очень понравилось играть с вами, он узнал много нового. Все прощаются и занятие заканчивается. Если конспект используется для открытого занятия, то в конце стоит предложить детям попрощаться со всеми гостями. Самолет с Пином улетает из группы, дети парами выходят за ним.

Используйте для занятий набор дидактических карточек “Профессии”.









Логопедическое занятие "Мягкий знак в конце слова".

2-й класс

Цель : Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.

Задачи:

1) познакомить со вторым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза,
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).

Оборудование: стилизованная картинка мягкого знака, предметные картинки животных, птиц, рыб, озеро,; звуковые схемы, карточки, запутанные буквы, картинки (мел, мель, шест, шесть), презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент .

Л. Сядет тот, кто отгадает слово и назовет последний звук в нём, даст характеристику.

– Что наступает после утра? (После утра наступает ДЕНЬ; последний звук в слове ДЕНЬ - [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Сколько дней в недели? (В неделе СЕМЬ дней; последний звук в слове СЕМЬ - [М’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Что между летом и зимой? (Между летом и зимой – ОСЕНЬ; последний звук в слове ОСЕНЬ - [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
- Как называется второй день недели? (Второй день недели называется ВТОРНИК; последний звук в слове ВТОРНИК – [К]; согласный, твёрдый )
II. Работа над материалом.

1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления (операции обобщение, классификация), подведение к сообщению темы.

Л. Вспомните и назовите все слова еще раз.

О. ДЕНЬ, СЕМЬ, ОСЕНЬ, ВТОРНИК

Л. Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

О. Лишнее слово – ВТОРНИК; это слово лишнее, потому что последний звук – твёрдый.

Л. Ребята, а почему в словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий?

О. В словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий, потому что после согласной буквы в конце слова пишется мягкий знак.

Л. Какую роль играет мягкий знак в словах?

О. Мягкий знак служит для смягчения согласного звука

Л. Как будет звучать тема нашего занятия?

2. Сообщение темы и цели занятия.

О. Мягкий знак в конце слова

Л. Молодцы. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова и закреплять умение правильно писать и читать слова с этой буквой.

С чего мы с вами начнём? Конечно с самомассажа: 1) Растираем ручки – умываемся РАЗ, растираем ручки – умываемся ДВА, растираем ручки – умываемся ТРИ. 2) Растираем ушки. (Считаю РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, в противоход растираем ушки!) 3) Дёргаем мочки ушек вниз (РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и снова РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ) Молодцы!

А чтобы нам с вами правильно произносить все звуки, давайте выполним артикуляционную гимнастику.

«Улыбка» (1-2-3-4-5)

«Хоботок» (1-2-3-4-5)

(«Заборчик») (1-2-3-4-5)

(«Трубочка») (1-2-3-4-5)

«Домик открывается»

3. Закрепление образа буквы Ь , развитие мелкой моторики, зрительного внимания, зрительного гнозиса.

Л. Найдите каждый на своей карточке букву Ь и обведите карандашом.

Подпишите ответ на карточке, под рисунком. Сколько букв вы обвели? (ДВА)

4. Закрепление знаний о мягком знаке.

Л. Чем отличается буква Ь от всех остальных букв?

О. Буква Ь отличается от других букв тем, что она не имеет звука.

5. Составьте слова из букв, подберите к ним картинки и подпишите.

Р, О, Х

Е, М, Л

У, О, Л, Г картинки: мел, угол, хор

Добавьте мягкий знак в конце каждого слова. Какие слова у вас получились? Запишите их под своими картинками.

Мел- угол- хор-

Л. Давайте сравним 1-ю пару слов по значению, по звучанию, написанию.

– Что обозначает слово МЕЛ; МЕЛЬ?

(Мел – материал, которым пишут на доске в школе; Мель – мелкое место в реке или море)
– Какой последний звук в слове МЕЛ; МЕЛЬ?

(Последний звук в слове МЕЛ – [Л], в слове МЕЛЬ – [Л’])

(Эти слова по написанию отличаются последней буквой – мягким знаком в слове МЕЛЬ)
– Сколько звуков в слове МЕЛ? МЕЛЬ?

(В слове МЕЛ – 3 звука, в слове МЕЛЬ – 3 звука)

Что обозначает слово ХОР; ХОРЬ?

(ХОР – группа людей, которые вместе поют; ХОРЬ – хищное животное, грызун)
– Какой последний звук в слове ХОР; ХОРЬ?

(Последний звук в слове ХОР – [Р], в слове ХОРЬ – [Р’])
– Чем отличаются эти слова по написанию?

(Эти слова по написанию отличаются последней буквой – мягким знаком в слове ХОРЬ)
– Сколько звуков в слове ХОР? ХОРЬ?

(В слове ХОР – 3 звука, в слове ХОРЬ – 3 звука)
– Какой можно сделать вывод?

О. Мягкий знак не имеет звука. Он смягчает последний звук в слове и меняет смысл слова.

6. Развитие фонематического восприятия. (Физкультминутка)

Л. Ребята, мягкий знак очень важная буква. Я предлагаю вам поиграть, а вместе с тем проверить ваше умение слышать и слушать. Я буду называть слова, если услышите слово с Ь – приседаете, без Ь – подпрыгиваете.

Стал , конь↓, лаз, мыл, мыль↓, весь↓, пар, вес, дал, сталь↓, ел, ель↓.

7. Развитие устойчивости, переключения и концентрации внимания, памяти, мышления (обобщения, классификации), звукобуквенного синтеза и анализа.

Л. Немного поиграли, продолжаем наше занятие.

Посмотрите на картинки и назовите, кто изображены на них.

(Картинки животных: лось, волк, олень, рысь, медведь.)

О. На картинках изображены: лось, волк, олень, рысь, медведь.

Л. К соответствующей картинке подпишите названия животных.

В каких словах пишется Ь?

О. Мягкий знак пишется в словах: лось, олень, рысь, медведь.

Л. Для чего нужен в этих словах Ь?

О . Мягкий знак смягчает последний звук в этих словах.

Л . Какое из этих животных лишнее? Почему?

О. Лишнее животное – ВОЛК, потому что в этом слове нет мягкого знака.

Л. Подберите для каждого животного слово-признак из столбика справа и соедините получившиеся словосочетания линиями. (Косолапый медведь, серый волк, пятнистый олень, хитрая рысь, огромный лось)

Л. Какое слово “спряталось” в слове ОЛЕНЬ?

О. В слове ОЛЕНЬ «спряталось» слово ЛЕНЬ.

Л. Следующее задание. Составьте из слов предложения и запишите их:

1. скрылся, в, леса, чаще, лось. (В чаще леса скрылся лось. Лось скрылся в чаще леса.)
2. траву, ветки, лось, ест, и. (Лось ест траву и ветки. Траву и ветки ест лось. Ест лось траву и ветки.)
3. зверь, лось, огромный. (Лось – огромный зверь.)

Прочитайте получившиеся предложения. В каких словах вы встретили Ь? (Лось, зверь)

III. Итог занятия.

Л. Ребята что мы сегодня закрепляли на занятии? (Мы закрепляли умение правильно читать и писать слова с Ь) Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите фишки: зелёную, если мне было интересно, всё удалось и всё было понятно на занятии; жёлтую – если мне было не очень легко на занятии или что не понял; красную – если мне было трудно.


Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку»

Воспитатель Семенова О. Д.

Цель:

закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.

Задачи:

формировать функцию словоизменения: продолжать обучать правильно употреблять существительные в дательном падеже;

совершенствовать грамматический строй речи (составлять распространённые дополнениями предложения, используя работу над предлогами; антонимами):

активация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, фонематических представлений;

развитие чистоты речи посредством чистоговорок;

развитие внимания, памяти, логического мышления.

Предварительная работа:

чтение сказок, просмотр мультфильмов, беседы по сказкам.

Демонстрационный материал:

атрибуты к игре «Волшебный сундучок»;

картинки со словами;

фасоль для составления букв;

презентация с элементами заданий;

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы приветливы, радостны, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту. А выдохните через рот обиды и огорчения. А теперь пожелайте доброго дня друг другу и поздоровайтесь с нашими гостям!

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, а куда, узнаем, отгадав кроссворд.

1. Сказочный кроссворд.

Назовите правильные ответы.

1. Вспомните название сказки: «Финист – ясный…»

2. Маленькое насекомое, которое спасло Муху-Цокотуху от паука в сказке К. Чуковского.

4. Имя девочки, которую за доброту и трудолюбие Фея-крестная нарядила, как принцессу, и помогла попасть на бал.

5. Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке.

6. В какую страну отправился по морю доктор Айболит?

Ответы: 1. Сокол. 2. Комар. 3. Айболит. 4. Золушка. 5. Кощей. 6. Африка

Ответы на сказочный кроссворд.

/ см. презентацию. Слайд № 2, 3/

Ребята, как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?

Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает.

А что будет, если у народа не будет сказок?

Жизнь людей потускнеет, станет грустной, скучной, неинтересной, не будет чудес и не станет сказочных мультфильмов.

2. Игра «Скажи наоборот»

Грустно – весело

Скучно – интересно

Злой – добрый

Серо – ярко

Тускло - светло

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.

Сейчас я проверю, как хорошо вы их знаете.

3. Игра «Волшебный сундучок»

В сундуке лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.

Вам нужно угадать, какому сказочному герою он принадлежит, из какой сказки этот герой.

1. Фонендоскоп (Доктору Айболиту из сказки «Айболит»)

2. Красная шапочка (Красной шапочке из сказки «Красная шапочка»)

3. Сапоги (Коту в сапогах из сказки «Кот в сапогах»)

4. Самовар (Мухе-Цокотухе из сказки «Муха-цокотуха)

5. Стрела (Царевне-Лягушке из сказки «О царевне – лягушке»)

6. Ключик (Буратино из сказки «Приключения Буратино»)

7. Гармошка (Крокодилу Гене из «Чебурашка»)

8. Палочка (сказочной Фее из сказки «Золушка»)

9. Мыло (Мойдодыру из сказки «Мойдодыр»)

Какие вы молодцы, сколько сказок знаете.

А в сказках существуют не только сказочные предметы и герои, но и волшебные цифры. Какие цифры чаще всего встречаются в сказках? И я возьму в сказку тех ребят, кто сможет решить интересные сказочные задачки.

4. Игра "Сказочные задачки"

1. Шесть грибов нашел Кощей

И еще один для щей.

Вы ответьте на вопрос

Сколько он грибов принес?

2. Миша короб нес тяжелый

И отведал пирожки.

Он сначала съел четыре,

А потом, аж целых три.

В: Какую первую цифру вы назвали?

Д: Четыре.

3. Потеряла коза козлят,

А козлята сидят и молчат.

За кадушкой – один,

За подушкой – один,

Под столом – один,

Под кустом – один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти.

В: Какую последнюю цифру вы назвали?

Д: Четыре.

4. Три медведя шли из школы.

И вдруг на них напали пчелы.

Два медведя спаслись едва.

А сколько не успело?

В: Какую вторую цифру вы назвали?

5. Самомассаж. (Сидя полукругом на стульчиках)

Воспитатель: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети: Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Чтобы этого добиться, надо сделать самомассаж.

Руки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем

Грабельки сгребают все плохие мысли

А потом уходим пальцами на щёчки

Щёчки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Мы теперь утятки клювики потянем

Разомнём их мягко не задев ногтями

Уголками губ мы щёчки поднимаем

А потом от носа вниз к губам стекаем

Губки пожуём мы, шарики надуем

Мы язык за губу заворачиваем

Кулачком по губе поколачиваем

А потом по шейке ручками стекаем.

6. Дидактическая игра «Сказочные чистоговорки».

А вот сейчас посмотрим, ребята, как вы четко и правильно умеете произносить слоги и слова. Повторяйте вместе со мной.

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит–ит – добрый доктор Айболит.

Са-са-са - в лесу бегает лиса. Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы. Ок-ок-ок - лису выгнал петушок. Ру-ру-ру - лиса спряталась в нору.

7. Дидактическая игра «Буковка».

Воспитатель: Ребята, смотрите, нам только что принесли сказочный мешочек. Давайте заглянем в него и посмотрим, что там находится?

Дети: Карточки со словами?

Воспитатель: Правильно! Пусть каждый из вас возьмет по одной карточке из волшебного мешочка и прочитает, что там написано.

Дети: Имена сказочных героев.

Воспитатель: Предлагаю вам выложить первую букву имени сказочного героя из счетных палочек.

Молодцы! Теперь выложите получившуюся букву фасолью.

Дети выкладывают фасоль.

Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием.

8. Зрительная гимнастика.

/см. презентацию слайд № 8, 9/

9. Итог занятия.

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора возвращаться к себе группу. Что же вам понравилось? /ответы детей/. Вы очень хорошо сегодня работали, помогали друг другу, показали свои знания. Спасибо! До свидания!

Ход занятия:

Воспитатель: — Доброе утро, ребята. У нас сегодня на занятии гости.
Давайте посмотрим на них, чтобы потом не отвлекаться. Мы сегодня с вами немного попутешествуем. (на чём люди могут путешествовать)
Отправимся в Чудо — град. (Город красивой и правильной речи) /картинка/
Красив наш город, вместо людей живут в нем буквы. В каком доме одна буква,
в каком, целая семья.
Кто хочет разговаривать.
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

У нас с вами будут помощница. — Узнайте:
Ветерком прохладным вея

В сказку дверь, открыла …. / фея / / кукла /
Шли мы шли, и попали в замок волшебных превращений … / макет /
Впереди нас 2 кота шли. / картинки /
Коты как коты. Один хотел таким стать, чтобы в мышиные норы пролезать.
Он к мастеру — ИК — зашел. / домик мастера /.
Вышел от этого мастера маленький, вроде мышки, КОТИК.
Второй мечтал с собаками за старые дела рассчитаться, он с мастером — ИЩ — познакомился и подружился. / Домик мастера /. Вышел от второго мастера кот большого роста. Не кот, а КОТИЩЕ!
Давайте мы тоже к брату — ИК — заглянем:

Был / картинка / - дом, а стал домик

Был / картинка / - мяч, а стал мячик

Был / картинка / - карандаш, а стал карандашик

Был / картинка / - стол, а стал столик

А теперь зайдем в гости к брату – ИЩ -:

У кота не усы, а усище не глаза, а глазище не нос, а носище не хвост, а хвостище не зуб, а зубище не кот, а котище. Отгадайте загадку:

Усище, когтище, зубищи, хвостище, А моется всех чище. / Кошка /

А теперь про ударение

Сочиним стихотворение:

Шутник он, невидимка — молоток
Тук — и ударил в слог
И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок.

Пальчиковая гимнастика Замок.

На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок
Кто открыть его бы смог. Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны
Потянули. Движения сцепленные пальцами от себя, к себе
Покрутили Пальцы сцеплены,
Постучали Основание ладоней стучат друг от друга
И открыли. Пальцы расцепляются, ладони в сторону

Скажем в рифму:

Игра «Подскажи словечко»

Я увидел на заре
Чудный замок на горе,
Но войти в него не смог –
На двери висит замок.
Какие здесь слова — близнецы?

Как сильный и тяжелый замок превратить в замок: / с помощью ударения /

Я скачу, скачу, скачу
И ударю, где хочу!
В речи многое я значу,
Облегчаю вам задачу:
Слово трудное понять.
Его верно применять
В слове замок я в начале
И в конце меня встречали
Только в слове уж замок
Это кто — то мне помог?
Кто это? / ударение /

Ударение, как волшебная палочка. Ударил ее по букве, и получилось совсем другое слово.
В нашем дворце есть волшебное зеркало. В чем же его волшебство?
Это кривое зеркало. Оно показывает предметы наоборот. В этих краях живет
злая старуха Завида.
Никого и ничего она не любит. Взяла Завида в руки зеркало, посмотрела в него и глазам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а…
/ молодая /, не толстая, а … / худая /, не горбатая, а …/ стройная /.
Всю жизнь лицо у Завиды мрачное и злое, а в зеркале, оно оказалось … / веселое
и доброе /. А уши — о чудо — не большие, а / маленькие /., нос не кривой, а …
/ прямой./
Грязное платье Завиды в зеркале стало / чистым/. Старые туфли у Завиды стали / новыми /. Длинная юбка стала / короткой /

Физкультминутка

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо.
А потом опять вперед.
Тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит вверх
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно
Расслабление приятно.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.

На службе во дворце есть собака и конь волшебный — Конек — Горбунок.Закроем глаза и перенесемся в другой замок на Коньке — Горбунке. Нам для того, чтобы путешествовать в сказке, понадобится мармелад.
Мармелад из малины какой? малиновый
из клубники клубничный
из груши грушевый
из персика персиковый
из абрикоса абрикосовый

Попадаем в замок фантазии.

Кто загадку отгадает, тот конфетку получает.
1. на стеблях белеют чашки,
А в них нитки, и рубашки.
(хлопок — а слово близнец — хлопок)

2. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис — ирис)

3. Мы для пильщика подставка
Мы для кучера сиденье,
Но попробуй ты поставь — ка
Нам другое ударенье
Осторожней будешь с нами –
Забодаем мы рогами. (козлы — козлы)

4.Купив жене кольцо в подарок
Сер Генри возвращался в замок
Ворота он открыть не смог
На двери висит замок.
(замок — замок)

5. Кто рыбу ловит на реке с тонкой удочкой в руке? / рыболов /

6. Сам летает? / самолет /

7. Паром ходит? / пароход /

8. Пыль сосет? / пылесос /

9. Мух морит? / мухомор /

10. Сам варит? / самовар /

Воспитатель достает сундучок и загадывает детям загадку:

Чок, чок, чок! Перед вами сундучок
Весь резной и расписной,
Сундучок, секрет открой
Чтобы отворить его.
Ответьте есть ли волшебство.?

Дети: — Есть!
Воспитатель: / достает книги /- Ребята, книги это наше сокровище, знания, наше богатство.



Рассказать друзьям