Занятия на память 5 6 лет. Методики развития памяти у детей разного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет. К этому возрасту дети много узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Хорошая память в будущем значительно облегчит его обучение в школе и высшем учебном заведении. Как организовать эффективную работу по развитию памяти ребёнка – читайте в статье.

Способности к запоминанию

Существуют ли способности к запоминанию? Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на некоторые факторы:

  1. . Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).
  2. Знания. Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.

«Это интересно. Известный психолог, профессор Д. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный».

Особенности запоминания детей

Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче , тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка - проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал. Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно. Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда. В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.

Как развивать память у ребенка

Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.

Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице , в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом - заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.

С чего начать

  1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали. Постепенно он включится в с вами и расскажет обо всём, что он понял.
  2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти. Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики. Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.
  3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено. Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

«Совет. Развивая память ребёнка, делайте это гармонично, используя упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную».

Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей

Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память), другие - когда сами читают или рассматривают картинки (), третьи - если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память), а четвёртые - если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).

«Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».

Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали. Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы. Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.

Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».

Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай». В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Кроха вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы. Самым маленьким игрокам упрощается задание: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам. Развитию слуховой памяти способствует звучание предметов. Обеспечьте ребёнка игрушечными музыкальными инструментами или продемонстрируйте различные звуки, спросив: «Что звучит?».

Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай». Малышу закрываются глазки, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.

Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.

Упражнения, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

  1. «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
  2. « ». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
  3. «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
  4. «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
  5. «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
  6. «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
  7. «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.

Игры для развития памяти

Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

С рождения до 1 года:

  • Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему , знакомьте с песенками и потешками.
  • В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.
  • С полугодовалым малышом играйте в «прятки» показав игрушку и убрав её за спину, накрыв чем-то.
  • С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

В 1-3 года:

  • Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.
  • Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.
  • Игра «Поиск предмета» . Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.
  • Игра «Что же пропало?» Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.
  • Игра «Картинки». Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

В 3-6 лет:

  • Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
  • Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело - рука, рыба - море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
  • Игра «Идём в магазин». Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

В 6-9 лет:

  • Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
  • Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
  • Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
  • Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

Выводы

Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.

Детскую память можно и нужно развивать! Об этом неустанно твердят педагоги и ученые: мозг ребенка растет до 7 лет, и к этому времени детишки уже способны узнать и запомнить массу информации. Чем больше малыш будет разучивать, тем легче ему это будет даваться. И тем проще ему будет заниматься в школе и вузе.

Поэтому так важно тренировать память у детей, причем делать это можно чуть ли не с пеленок…

С рождения до года

Игры-запоминалки

Больше общайтесь с ребенком и тренируйте его тактильную память — пусть он прикасается к разным предметам и запоминает ощущения.

«Волшебные слова». Надо придумать 7-10 пар слов, связанных по смыслу: тело — нога, река — рыбка, яблоко — груша и т.д. Повторите несколько раз, выделяя пары интонацией. Потом называйте ребенку первые слова пар, а вторые пусть вспомнит сам.

«Магазин». Отправьте ребенка в «магазин», чтобы купить хлеб, кефир, картошку (всего 10 продуктов). А затем превратитесь в продавца: пусть маленький покупатель вспомнит как можно больше слов.

«Узнай предмет!» Надо завязать малышу глаза и поочередно класть ему в руку различные вещи. Пусть догадается, что это за предмет. После 3-5 исследований попросите назвать предметы в том порядке, в каком он их трогал.

Наталья Могылдан
Консультация для родителей «Развитие памяти и внимания у детей 5–6 лет»

Многие родители , сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить.

Данная статья призвана помочь родителям в развитии внимания и памяти у детей 5-6 лет . Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка.

Для начала необходимо определиться с понятиями внимание и

концентрация внимания . Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.

К 5-6 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Развивать и совершенствовать внимание так же важно , как и обучать чтению, счету, письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти .

Память – это запоминание , сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер - ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает, ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевая деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочи нении сказок, т. е. ставит цель : «Вспомни!» Напомним, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.

Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать - значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания. Гораздо быстрее осваивается материал в игре, чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали. Именно дидактическая игра способствует развитию внимания и произвольной памяти .

Вот некоторые примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие памяти и внимания :

Сравни картинки и найди отличия

Найди пары предметов

Найди лишний предмет в ряду

Соотнеси предмет и тень

Раскрась по цифрам

Шахматы

Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память . А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.

Повтори ритм

Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.

Соблюдай правила

Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание : когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.

Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.

Три задания

Эта игра помогает расширить объем внимания . Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например :

1. Подпрыгни два раза

2. Назови какой-нибудь цветок

3. Подойти к деревянному предмету

Когда ребенок справится, давайте задания посложнее :

1. Хлопай столько раз, сколько тебе лет

2. Назови дикое животное

3. Дотронься до предмета на букву К

Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка .

Разучи стихотворение

Для развития памяти ребенка 5-б лет , особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.

Опиши игрушку

В течение 1-2 минут ребенок рассматривает незнакомую игрушку, а затем описывает её. Далее игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку по памяти описать игрушку и её свойства.

Какой игрушки не хватает?

Поставьте перед ребёнком 5-6 игрушек на 15-20 секунд. Затем попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. После чего, повернувшись, ребёнок отвечает на вопрос :какой игрушки не хватает?

Разрезные картинки

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая - разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, открытки. Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти .

Запомни слова и воспроизведи

Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.

Продолжай

Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например : «У нас в огороде растёт картошка» . Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации : «У нас в огороде растёт картошка и репа» . Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова

Надеемся, что наши советы помогут Вам весело, интересно и с пользой проводить время с Вашими детьми, а так же наметить верный путь к развитию их произвольного внимания и памяти .

Публикации по теме:

Брошюра «Рекомендуемые игры на развитие памяти, внимания, мышления для детей 3–4 лет. Поиграйте с детьми дома!» 1. Корректор. Раздаем детям листы с крупными печатными рисунками. Задание: зачеркнуть все зеленые предметы, либо все круглые, красным карандашом.

Игры на развитие слухового внимания и памяти Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер.

Игры для развития зрительного внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста Игра "Поиграем в прятки" Педагог начинает беседу с детьми. -В гости к нам пришли игрушки,давайте с ними познакомимся. Педагог выкладывает.

Картотека игр на развитие мышления, памяти, внимания для детей средней группы 1. "Четвёртый лишний" Цель: развивать логическое мышление. Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие внимания у дошкольников» Большинство родителей ни раз слышали фразу: «Для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен быть хорошо подготовлен», но далеко.

Развитие внимания, памяти у ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ «Страна знаний» Муниципальное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального.

Развитие высших психических процессов: памяти, внимания, мышления у детей с нарушениями речи Тема занятия: Развитие высших психических процессов: памяти, внимания, мышления у детей с нарушениями речи. Цель: Развитие слуховой и зрительной.

Скорочтение. Развитие памяти, внимания. Занятие 1 Наступил новый век, когда информация управляет во всех сферах деятельности. Если человек не адаптирован к новым информационно - экономическим.

Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста Автор опыта: Виткова Татьяна Анатольевна,педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ № 11 «Родничок» города Тихорецка, 2016.

Библиотека изображений:

Очень часто родители сталкиваются с проблемой плохой памяти у своего ребенка. Когда малыш неспособен заучить наизусть или рассказать текст, у него на это уходит много времени, а родители не знают, как научить пересказывать заданный материал. Винить его в этом не следует, проблема кроится в недостаточно развитой памяти и невнимательности чада. Это распространенная проблема, которая требует незамедлительного вмешательства со стороны родителей.

Критерии, помогающие выявить причины плохой памяти у ребенка:

  • Малыш находит общий язык с другими детьми, он нормально социально адаптирован.
  • Ребенку тяжело отвечать прямолинейно на вопросы родителей или окружающих.
  • Появляются трудности с выполнением задания, в котором присутствует необходимость в запоминании и при пересказе материала.
  • Ребенок невнимателен.
  • Тяжело следовать требованиям и инструкциям при выполнении задания.
  • Он не умеет решать сложные задачи, у него нет интереса к выполнению домашнего задания.

Нерешенная проблема плохой памяти у дошкольника будет расти как снежный ком и негативно скажется на учебе в будущем, так как качество памяти, остается главным критерием оценки знаний у детей в школе. Этот момент нельзя упустить, ведь развитие малыша, его успехи в повседневной и социальной жизни будут зависеть от предпринятых действий родителей.

Этапы формирования и виды памяти

Память человека работает как отражение нажитого опыта и состоит из 3 процессов:

  • запоминания информации;
  • сохранения в памяти;
  • воспроизведения.

Запоминание информации представляет собой появление и закрепление в коре мозга материала, который представлен в виде нервных импульсов, переходящих по клеткам друг к другу. В ходе этого процесса получаются связи между старыми и новыми путями. Появляется ассоциация – образование связи фактов и происходящих событий между объектами и явлениями в сознании, закрепляющиеся в памяти человека. Ассоциация необходима для развития психической зрелости человека и запоминания материала.

Сохранение информации происходит в виде энграммы. Это такой вид следа памяти или физическая привычка, в установлении которой участвуют клетки головного мозга. Энграмма сохраняется на протяжении всей жизни человека, но ее вспоминание - это тяжелый и трудоемкий процесс. Эта проблема легко решается благодаря тренировке памяти специальными упражнениями. Чем больше занятий, тем лучше растет связь между клетками нервов, они становятся устойчивыми и тогда легко извлекать энграммы из памяти.

Воспроизведение – это образование в сознании уже полученной информации, повторение выученных действий. Воспроизведение помогает лучше и без посторонней помощи вывести информацию. Но для этого понадобится многократное повторение материала.

Принято различать несколько видов памяти. В основе этих классификаций лежит 3 главных признака:

  1. Период сохранения информации. В этот признак входит кратковременная и долговременная память.
  2. Уровень регуляции памяти. Здесь память разделяют на произвольную и непроизвольную. Произвольная требует для запоминания затрат усилий человеком, непроизвольная получается сама по себе.
  3. Объект памяти. Сюда входят следующие разновидности памяти:
  • образно-наглядная – помогает запомнить внешность, звуки, цвета;
  • словесно – смысловая – помогает запомнить материал на слух;
  • эмоциональная – запоминает эмоции и чувства;
  • двигательная – запоминает движение и действия.

Особенности развития памяти у детей

Внимание и память детей зависит от ряда факторов. Сюда входит возраст, чем больше лет, тем легче ему запоминать информацию. Это происходит благодаря развитию памяти вместе с ростом и в совершенствовании способов ее применения. У детей постарше, получается, запоминать информацию без особого труда, опираясь на естественные способности.

Ребята от 12 лет и взрослые при запоминании используют специальные приемы, которые помогают найти связь между новым материалом и пережитым опытом, находят ассоциации и сопоставляют факты. Эти способы облегчают закрепление информации и помогают легче ее вспомнить.

Полученные знания также влияют на качество памяти. Чем выше уровень интеллектуальных способностей, навыков к размышлению, тем легче и больше он может запомнить. Улучшить и развить память школьник может самостоятельно в ходе взросления, повышая интеллектуальные способности и кругозор.

Почему появляется невнимательность и у ребенка плохая память:

  • Отсутствует интерес и умение правильно использовать способности к запоминанию. Развитие этих навыков тяжелый процесс. Начинать тренировку нужно с раннего детства, с возрастом меняя тактику и упражнения.
  • Психические или физические заболевания. У ребенка плохая память может проявиться вследствие перенесенного стресса, недосыпания, постоянного умственного напряжения. Это в дальнейшем приведет к рассеянности и забывчивости.
  • Неправильное питание, недостаточность кислорода. Отсутствуют регулярные прогулки и правильное питание, что негативно сказывается на памяти и нормальном функционировании мозга.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 3–6 лет

В 5–6 лет происходит быстрое развитие внимания. Ребенок хорошо и быстро запоминает интересную ему информацию, небольшие стишки. Пытается самостоятельно поставить перед собой цель и хочет ее достичь. Чадо следует всегда поддерживать в начинаниях и при необходимости ему помогать, делать с ним домашнее задание или играть в развивающие игры.

Этот возраст лучше подходит для развития тактильной памяти и изучения иностранного языка. Улучшить память помогут специальные упражнения для запоминания.

«Игра в ассоциации»

Предложите ребенку поиграть в интересную игру – слова, которая ему обязательно понравится и поможет улучшить внимание. Для этого придумывается 10 слов пар, одинаковых по смыслу и медленно повторяются ребенку, чтобы он запомнил. Затем произносите первое слово, а ребенок должен назвать вторую пару и так со всеми словами. Например, озеро – лягушка, дача – огород, море – ракушка.

«Поход на рынок»

Поиграйте с ребенком в игру, в которой ему нужно «пойти» на рынок за продуктами. Составьте ему список из 10 продуктов, которые он там купит. Продавцом побудет один из родителей, который и проверит, как правильно запомнил продукты ребенок.

«Что это?»

Это игра на развитие тактильной памяти. Завязываем ребенку глаза и кладем ему в ручку небольшие предметы. Малыш должен отгадать, что это за предмет, не развязывая глаза. После нескольких минут отгадывания просим повторить предметы, которые он потрогал в первоначальном порядке.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 6–10 лет

Возраст 6–10 лет характеризуется развитием непроизвольного внимания, в школе происходит первое испытание памяти и внимательности. Кругозор продолжает расти, вместе с ним расширяются интеллектуальные способности. Если у ребенка страдает внимание или не получается выполнение домашнего задания, не нужно его ругать или делать замечания, лучше выяснить причину неудач и постараться совместными усилиями их исправить.

Выполнять упражнения нужно в веселой дружной компании, ни в коем случае не заставлять делать их насильно. Это не принесет никакой пользы, только оттолкнет от занятий.

«Зоопарк»

Игра проводится в компании детей. Один ребенок начинает другие продолжают. Игра начинается с фразы «Сегодня были в зоопарке, видели там льва» и так далее по порядку каждый другой ребенок повторяет названных животных и добавляет свое. Игра длится до первой ошибки.

«Запоминаем и рисуем»

Для этого упражнения понадобится пустой лист бумаги, ручка и несложная интересная картинка. Показываем ребенку картинку, в течение нескольких минут он должен внимательно на нее посмотреть и запомнить то, что там нарисовано. Затем просим нарисовать на листке то, чего не было на рисунке. К примеру, на картинке нарисован дом без окон, значит, ребенку надо нарисовать окно.

В этом упражнении нужно проявить фантазию не только ребенку, но и родителям. Придумываем историю и на паузе делаем условный знак, хлопок или стук. В этом месте ребенок должен произнести фразу «и я», но лишь в том случае, когда это действие способен выполнить человек. Например:

Мальчик Паша пошел в гости к бабушке.

По пути он нашел кошку и взял ее с собой.

Кошка обрадовалась и замурчала (ребенок должен промолчать).

«Самый наблюдательный»

Это упражнение помогает улучшить память и внимание. Упражнение интереснее проводить с большим количеством детей. Они должны друг за другом назвать предмет, сочетающий в себе конкретный признак, например, дети называют только квадратные предметы или только красные. Тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.

«Веселая прогулка»

Игра помогает улучшить память, внимательность и воображение. Для этого понадобится тетрадь или альбом, фломастеры. После прогулки с ребенком предложите ему нарисовать все, что он видел на улице. Если ребенок что-то забыл можно ему немного помочь, задавая наводящие вопросы.

Развитие памяти в 10–12 лет

В 12 лет происходит наивысший этап развития логики и памяти у детей. Родителям следует продолжать занятия, дальше развивая внимание и интеллектуальные способности своих отпрысков. Острый вопрос как научить ребенка пересказывать в возрасте 8–12 лет можно устранить простым, но очень эффективным способом – читать больше книг. Ребенок должен меньше времени проводить за компьютером и телевизором, больше читать, играть с друзьями, рисовать.

Улучшить и развить память поможет занятие спортом. Освоение новых навыков натренирует и улучшит память намного эффективнее. Вид спорта должен нравиться ребенку, если нет желания заниматься, попробуйте отдать его в музыкальную школу.

Хорошей привычкой считается заучивание наизусть стихов или прозы. Ребенок должен периодически выучивать новые стихи и рассказывать их родителям. Есть много развивающих игр, которые помогут улучшить внимание и словарный запас, это «Судоку», «Эрудит», «Монополия». Главное для родителей это найти общий язык со своими детьми, делать с ними домашнее задание, регулярно выполнять занятия в виде игры и проблема запоминания сама сойдет на нет.

Говоря об особенностях психического развития детей 6-7 лет, на первый план выходят такие критерии, как формирование мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения. Именно эти параметры оказывают самое непосредственное влияние на скорость адаптации младшего школьника к новым для него условиям и, как следствие, на успеваемость. В этой статье подробно описан уровень нервно-психического развития ребенка 6-7 лет по каждому из вышеперечисленных пунктов.

Нервно-психическое развитие младших школьников

Как утверждают психологи, разные возрастные категории детей отличаются друг от друга, прежде всего по ряду показателей высшей нервной деятельности. Академик И. П. Павлов выделил два основных процесса, обусловливающих работу коры головного мозга. Это возбуждение и торможение.

Как известно, непосредственность и энергичность детей младшего возраста определяются преобладанием возбуждения. Причем чем младше ребенок, тем ярче выражено это преобладание. Именно особенностями нервно-психического развития детей 6-7 лет объясняются непосредственность в выражении эмоций, резкий переход от негодования к радости.

В этом возрасте продолжающееся созревание коры головного мозга обусловливает возрастание тормозящего влияния на подкорку. Малыш становится более выносливым, уравновешенным, а следовательно, подготовленным к началу школьного обучения. В силу своего нервно- психическое развития ребенок 6-7 лет неусидчив и невнимателен. Особенность детской психики такова, что она не дает шестилетнему ребенку подолгу сосредоточиваться на одном и том же, ему бывает сложно долгое время сидеть на одном месте и заниматься одним делом. Если информация подается сложно, долго и замысловато, происходит непроизвольное отключение внимания.

Учитывая особенности психического развития детей 6-7 лет, опытные педагоги составляют учебный материал для младших школьников блоками продолжительностью не более 15-20 минут. Это объясняется тем, что активное внимание детей сохраняется около 20 минут. Подача материала блоками очень удобна, так как между ними можно дать несколько минут для отдыха и активных занятий (например, для физкультминуток), после которых приступать к новому материалу.

Незавершенность развития коры головного мозга определяет некоторые особенности психики младших школьников.

Особенности развития восприятия у детей 6-7 лет

К 6-7-ми годам детское восприятие отличается достаточно высокой степенью развития. В этом возрасте уже сформированы слух и зрение, позволяющие ребенку более адекватно воспринимать окружающую действительность. Слуховые рецепторы детей младшего школьного возраста настолько остры, что позволяют ребенку не просто слышать звук, но и различать слышимые звуки (фонетический звук), характеризовать их высоту (звуковысотный звук). Развитие восприятия у детей 6-7 лет обуславливает вполне сформировавшееся цветовое зрение, младшие школьники различают цвета и их оттенки, умело используют их в своей работе и творчестве (например, раскрашивая картинку). В младшем школьном возрасте высокой степени развития достигает осязание.

Учебная деятельность делает детское восприятие более организованным. В этом возрасте крайне важны правильно заданные взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) вопросы, которые позволяют направить восприятие ребенка не только на предмет в целом, но и его специфические признаки и свойства. Так, например, попросив ребенка подсчитать количество углов рассматриваемого предмета, можно заставить его взглянуть не на весь предмет, а только на его углы.

Развитие восприятия у детей 6-7 лет имеет важное значение для дальнейшего учебного процесса. Как показывают наблюдения, дети в этом возрасте не всегда имеют четкие представления об окружающих их предметах. Иногда они не могут назвать все части, из которых состоит рассматриваемый предмет. Например, попросите детей взглянуть на животное (собаку). Большинство с легкостью скажут, что у собаки есть четыре лапы, голова, глазки, носик, хвост, однако немногие смогут назвать такие части тела, как шея и туловище.

Следует отметить, что из-за недостаточного психического развития у ребенка 6-7 лет большие затруднения в описании вызывают новые предметы, еще недостаточно знакомые. Это говорит о низкой наблюдательности. Психологи, занимающиеся нервным и психологическим развитием младших школьников, отмечают, что дети быстрее всего замечают те свойства, которые сразу бросаются в глаза, лежат на поверхности анализируемого предмета (фактура - гладкость или шероховатость, цвет, наличие выступов). Также достаточно просто в этом возрасте дети определяют размер: большой он или маленький.

В этом возрасте нервно-психическое развитие таково, что дети 6-7 лет начинают замечать, что есть предметы, похожие друг на друга, а есть совершенно разные. Действительно, с развитием мышления дети начинают не просто воспринимать предметы, замечать их особенности, но и сравнивать их.

Как показывает практика, психическое развитие ребенка 6-7 лет уже позволяет ему сопоставлять предметы, рассматривая не каждый по отдельности, а оба сразу. Существуют особенности сравнения, типичные для данного возраста. В первую очередь дети лучше замечают различия, нежели сходство. Очень часто, заметив незначительные отличия между предметами, они делают вывод, что рассматриваемые предметы совершенно непохожи. Это связано с неразграничением понятий «похожие» и «одинаковые».

Особенности развития внимания у детей 6-7 лет

В развитии внимания у детей 6-7 лет происходят значительные сдвиги. Если шестилетние дети интересуются не столько учебным процессом, сколько тем, что с ним связано, то к семи годам интерес начинает сужаться, и приближается к тому, что изучают на школьных уроках. В связи с этими изменениями ребенок становится более внимательным, однако это касается лишь интересующих его предметов. В данном возрасте внимание все еще остается непроизвольным, т. е. связанным с эмоциональной сферой восприятия.

Концентрированность внимания детей младшего школьного возраста достаточно высока. Дети, увлеченные каким-либо занятием, не реагируют на окружающие раздражители. Используя эту особенность, постепенно переводя интерес ребенка в другую сторону, можно строить учебный процесс так, что он с удовольствием будет заниматься разными предметами. Отметим, что с развитием психики внимание детей в 6-7 лет более устойчиво, целенаправленно при выполнении физических, нежели умственных действий. Этот принцип также можно использовать в планировании учебного процесса.

Слабой чертой развития внимания в 6-7 лет является его распределение. Дети в этом возрасте не умеют одновременно контролировать несколько дел. Например, они не могут рисовать, конструировать, писать, слушая рассказ учителя, и наоборот, детям сложно воспринимать слова учителя, если они заняты каким-то делом. Это вполне нормально в данном возрасте. Постоянно совершенствуясь, дети уже к третьему классу приобретут навыки распределения внимания.

Развитие мышления и воображения у детей 6-7 лет

Мышление - один из самых важных познавательных процессов, который наиболее интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. Развитие мышления у детей в 6-7 лет еще конкретно, т. е. оно опирается на образы и представления ребенка.

Характерной чертой детского мышления является его тесная связь с восприятием и личным опытом. Именно поэтому, воспринимая предмет, они в первую очередь отмечают его практическое применение (кастрюля - это предмет, в котором варят суп, ручка - это принадлежность, которой пишут в тетради, и т. д.). Основой развития мышления у детей 6-7 лет являются знания, которые они день за днем получают на уроках, в процессе выполнения домашнего задания, чтения. По мере того как расширяется круг понятий, увлечений, интересов ребенка, развивается его мышление.

Каждый родитель знает, насколько богато детское воображение. Воображение - умение представлять, продумывать возможное развитие событий - очень важно для обучения. В младшем школьном возрасте, когда совершенствуется психическое развитие, ребенок 6-7 лет начинает получать информацию не только из рассказов родителей, любимых книжек, но и от учителей. В этом случае воображение развивается и существенно обогащается.

Как уже говорилось выше, восприятие детей в рассматриваемом возрасте является непроизвольным, оно основывается в первую очередь на чувствах и эмоциях. Чтобы младшему школьнику усвоить учебный материал, ему необходимо воссоздать в своем воображении яркую картинку, тогда информация затронет эмоции и останется в памяти ребенка надолго. Развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами (восприятием и мышлением). Если в дошкольном возрасте воображение соотносится с фантазией, то в младшем школьном оно более конструктивно.

Для развития воображения на уроках в школе используется большое количество наглядных пособий, учебники пестрят картинками и схемами. Кроме того, психического развития ребенка 6-7 лет школьнику предлагают всевозможные творческие работы, например, придумать рассказ по заданному сюжету или с использованием заданных персонажей. Также развитию воображения способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием.

Особенности развития памяти у детей 6-7 лет

Развитие памяти у детей 6-7 лет находится на достаточно высоком уровне. Она складывается из трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения. От того, насколько результативно было запоминание, зависят сохранение и воспроизведение.

С развитием памяти дети 6-7 лет уже могут запоминать достаточно большое количество информации. Однако, как и на другие процессы нервной деятельности, на память огромное влияние оказывает отношение (эмоциональное восприятие) к материалу.

В школе ребенку приходится запоминать не только интересный, но и нужный материал, что вполне естественно вызывает некоторые затруднения. Для развития памяти детей 6-7 лет крайне важно научить не просто повторять то, что надо запомнить (это всего лишь заучивание), а вырабатывать отношение к материалу. Окончательные навыки запоминания формируются к 8-9-ти годам.

Сохранение информации - важный показатель памяти. В 6-7 лет дети помнят очень многое, они с удовольствием читают стихотворения, пересказывают любимые сказки, сюжеты мультфильмов. Однако сохранение учебной информации происходит намного сложнее и во многом зависит от запоминания.

Как показывает практика, память детей хранит огромное количество информации, а задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка ею пользоваться.

Запоминание и сохранение информации имеет основную цель - воспроизведение в определенный момент в будущем.

Главной проблемой, мешающей детям младшего школьного возраста воспроизводить информацию, хранящуюся в их памяти, является неумение систематизировать ее.

Из-за особенностей нервно-психического развития у ребенка 6-7 лет отмечается кратковременность памяти. В этом возрасте младший школьник получает извне огромное количество информации, которая откладывается в памяти, вытесняя предыдущую. Поэтому в этот период крайне важно регулярное повторение учебного материала.

Статья прочитана 9 025 раз(a).



Рассказать друзьям