Женские прелести в плацкартном вагоне. Как сделать путешествие на поезде удобнее и выгоднее

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вернулись мы сегодня из Питера. И в дороге в голове вертелись слова Е.Евтушенко "Ехал-ехал я в Иваново и не мог всю ночь уснуть, вроде гостя полузваного и незваного чуть-чуть".
Да, я сейчас о банальной поездке в плацкартном вагоне.
Надо сказать, что в плацкарте мы ездим регулярно, благо до Питера одна ночь и это особо не напрягает, а бюджет экономит. Но в этот раз наше возвращение скучным назвать никак нельзя.

Начну с того, что с нами в купе ехала женщина лет 50 с хвостиком с мальчиком-подростком лет 12-ти. Эта чудесная женщина начала с того, что поставила поперёк купе на пол огромный баул, на нижнее место выложила сумки, пакеты и рюкзак и села, заняв остальную часть сиденья. Пацан примостился на краешке у окна.

У нас с мужем отработанный ритуал для таких поездок. Сразу выкладываю на столик то, что нам потребуется на ужин и для чая. Достаю сменную одежду и сланцы и сразу же убираю сумки в ящик, чтобы больше туда не соваться. Быстро всё это проделали и как раз поезд тронулся.

Муж, как воспитанный человек, предложил даме напротив помочь с тяжёлым баулом, поднять, если надо, его на третью полку. Его смерили "строгим" взглядом и сказали, что там, в сумке много всего, что ещё понадобится. О"кей! Посоветовала я мужу не лезть с помощью пока не попросят и мы занялись своими делами.

Тем временем, дама напротив развернула бурную деятельность, попутно обсуждая с сыном (да, это оказался сын), прошедшую поездку в Питер и родственников, у которых они гостили. Был упомянут некий "Сашка", который "почти женился" и не захотел или не нашёл время с ней встретиться. На вопрос сына, что такое "почти женился", милая женщина ответила: "Это когда снимают квартиру и живут вместе с девушкой, но официально отношения не регистрируют".

Пацан быстренько покидал верхнюю одежду и одежду после переодевания на верхнюю полку и уселся тыкать в телефон. Мама постоянно дёргала его с вопросами, где то, где другое. Потом вытащила из баула пару помятых бутылок с водой, еду в пакетиках и кружки. И застелила половину стола полиэтиленовыми пакетиками, "чтобы чище было".

Мы тем временем заварили себе чая и сделали бутерброды.
Муж читал газету, я переписывалась по телефону с дочкой.

Наконец, соседи напротив, вроде, угомонились. И я застелила нам постели. Муж опять же, лёг почитать газету, я залезла на свою полку и тоже стала читать с планшета.

Но рано мы успокоились. Напротив началась эпопея с застиланием кроватей. По словам матери, пацан всё делал не так. Но сама она не может, поэтому приходится мириться с тем, как это делает сын. Парнишка залез на вторую полку и опять занялся своим телефоном. Но чудесной женщине, по-видимому, было скучно. Она стала обсуждать с сыном жизнь после каникул и требовала сейчас же принять решение, как он будет использовать три часа, которые она ему выделяет для прогулок, сразу или вразбивку и в какое время.

По вагону прошла разносчица из вагона-ресторана, предлагая пироги и расстегаи. Наша милая соседка подробно расспросила, с чем каждый пирожок, кто их готовил и какие отзывы о продукции. Потом купила расстегай.
Наконец, они тоже сели ужинать. Пацану предложили выбрать, что он будет, "Ролтон" или расстегай. По-моему, выбор очевиден. Пока ели пирог, мама громко возмущалась, что там одна картошка и курицы почти нет. Ладно. Парнишка опять смылся наверх, предварительно прихватив пакетик сладостей и выслушав выговор о том, что это вредно.

Дама почти час просто сидела на своей кровати, время от времени переговариваясь с сыном на предмет "как они гостили у родственников и как им весь год придётся принимать их у себя".

Около половины девятого вечера началась другая "песня": "Нам завтра рано вставать, давай чистить зубы и в девять ложиться спать". Пацан пытался сказать "Иди чисти, я пойду после тебя", но мама оставалась неумолима, ей обязательно надо подать ему стакан с "хорошей водой", когда он будет полоскать рот, значит, она пойдёт с ним. Минут сорок она об этом говорила громко, на всё купе. Наконец, сын сдался и пошёл.

Почти полдесятого. Легли. Пацан всё так же в телефоне. Мама постоянно напоминает ему, что "надо спать" и ей мешает его смартфон. Пацан привычно соглашался и говорил, "да, сейчас".

Через час наша милая соседка обнаружила, что "жарит печка", а рюкзак с коробками конфет и шоколадом стоит прямо рядом с ней и очень расстроилась. Об этом она громко сообщила всему купе и, по-моему, услышали даже в купе рядом. Началась эпопея с выковыриванием рюкзака из под лавки и перемещением его на верхнюю полку: "Только не на моё платье, только не на твою куртку".
Тем временем мой муж уснул. И я вежливо попросила даму говорить потише. На что она ответила, что вообще, говорит шёпотом. Ладно, громкость она, всё же, убавила.

Через короткое время тишины опять послышался её голос. Чудесная женщина жаловалась Вселенной на то, что ей душно и в вагоне температура 40 градусов.
Надо сказать, что над дверью термометр показывал +23. Она распахнула дверь в тамбур, "чтобы проветрить". По вагону поплыло амбре из туалета и громкий звук вагонных колёс. Женщина, которая лежала у этой двери, молча её прикрыла.
"Вы что, хотите задохнуться?" вопрошала её наша дама. "Нет, я просто хочу уснуть, если вам жарко, сходите в коридор, охладитесь". В ответ женщине посоветовали укрыться с головой одеялом, чтобы не мёрзнуть и не слышать громких звуков.

Наконец, поезд остановился на какой-то станции и стук колёс смолк. Заботливая мамочка велела сыну выйти в коридор, чтобы охладиться, слова о том, что ему не жарко, мама не воспринимала. Сын сходил.

Опять поехали. Дверь закрыли. Минут через десять дама громко объявила, что умирает от жары и у неё плохо с сердцем, сейчас она выпьет всю воду, которая стоит на столе и надо срочно найти ещё одну бутылку в том самом злополучном рюкзаке, чтобы был запас на ночь. Сын полез за рюкзаком.
А тут как раз мимо проходила та самая разносчица пирогов, у которой дама купила расстегай, где "одна картошка" и та самая дама почему-то заказала у неё ещё два, с собой на утро.

Наконец, бутылка воды была найдена. Парень отключил телефон и все легли. Вы думаете на этом всё?

Нет, через пятнадцать минут наша милая соседка решила, что ей мешают мелькающие за окном огни и надо срочно опустить шторку. Делалось это громко и со стуком. Но никак не получалось зацепить шторку внизу. были отодвинуты наши контейнеры и кружки. Был разбужен сын и призван на помощь. Опять не получилось. Дама сходила за проводницей, которая всё же опустила шторку, причём, легко и почти бесшумно.
Милая женщина легла, дополнительно прикрыв голову полотенцем. Финиш. На моих часах было 00.20.

Ребята, которые покинули теплые и уютные офисы и променяли работу и дом на приключения и путешествия: «Наше железнодорожное путешествие из Москвы в Таиланд стартовало 5 января с четырехдневного переезда на поезде Москва - Улан-Удэ. Для полноты эмоций мы взяли билеты в плацкартный вагон. Пишем эти строки за несколько часов до прибытия в финальную точку и уже можем констатировать: мы выжили. И не просто выжили, но и достойно провели время.

Перед поездкой у нас в головах было очень много мифов о длительной поездке на поезде. Но, как это часто бывает, в жизни все оказалось совсем не так, как до этого рассказывали нам путешественники и мы читали на форумах. Ниже мы развенчаем несколько распространенных мифов о железнодорожном марафоне».

Внимание: в конце поста ждет остросюжетное продолжение истории. В такое ввязываются только самые смелые…

1. Люди будут постоянно меняться. За четыре дня поезд проезжает множество маленьких местечек и крупных городов. В среднем остановка происходит раз в час или два. В центрах регионов поезд стоит по 30-40 минут, можно выйти прогуляться по перрону, а на небольших станциях остановки составляют по паре минут, в течение которых выходящие должны десантироваться, а новые пассажиры - шустро метнуться по перрону до искомого вагона и ворваться в поезд.

Ну так вот, примерно треть нашего вагона едет на расстояния даже большие, чем мы. Взять хотя бы соседей по плацкартному «купе»: бабушка с внучкой едут из Москвы в Читинскую область (ездили на поезде к дяде в Тамбов, а теперь возвращаются домой) - без малого пять дней пути в один конец. Мужчина с верхней полки напротив нас сел в Екатеринбурге и будет ехать шесть дней почти до конца маршрута поезда, до далекой Амурской области. Конечно, миграция между городами, находящимися на расстоянии 500-1000 км друг от друга, также присутствует (например, между соседними Новосибирском и Красноярском), но она не массовая. Кстати, в нашем вагоне до Владика никто не ехал. Полный переезд Москва - Владивосток занимает семь дней, за это время поезд проезжает 9300 км.

2. Пассажиры будут беспробудно бухать, особенно на Урале и в Сибири. Очаг напряжения образовался только один раз: несколько мужиков пили водку, доливая ее прямо в чай (в открытую в поезде уже давно никто не пьет). Трапеза закончилась громким ведением бесед и приставанием к пассажирам, но затем пришла проводница и сообщила, что если услышит еще хоть один звук или жалобу от пассажиров, то позовет наряд поездной полиции и всех шумящих ссадят на ближайшей станции, передадут в местное отделение, а билеты аннулируют. После чего мужики мгновенно замолкли, разошлись по койкам, и через полчаса коллектив уже дружно храпел.

3. Все будут постоянно есть вонючую еду: вареную холодную курочку, яйца, а на завтрак, обед и ужин весь поезд будет дружно заваривать дошираки. По факту еда особенно не воняла, курицы ни у кого не было, копченую рыбу в замкнутом пространстве никто не ел, а бич-пакеты если и заваривали, то не все сразу и не каждый прием пищи. Про то, что из еды стоит взять в длительную поездку, читайте на этой неделе в нашем блоге.

4. Не мыться четыре дня невозможно. В интернете есть сведения, что каждый поезд Владивосток - Москва оборудован душем. Так вот, можем сказать про наш поезд (номера 100/99): никаких душевых кабин в нем нет. Наши гигиенические процедуры заключались в ежедневном обтирании мокрым полотенцем, смене нижнего белья, а также умывании и чистке зубов. Пригодился и сухой шампунь 🙂 В душ, конечно, хочется, и это первое, что мы сделаем, когда ступим на земную твердь, но какого-то ужаса по поводу чистоты мы не испытали. Возможно, летом этот пункт может быть критичным из-за супержары в некондиционируемых вагонах.

5. Время будет тянуться бесконечно долго. В наблюдениях за бытом других пассажиров и устройстве своего, чтении электронных книг, прослушивании музыки и аудиокниг, а также ведении онлайн-хроники событий в наших группах «ВКонтакте» и «Фейсбуке» и в инстаграмах время пролетело незаметно.

6. Мы умрем от скуки. Конечно, смотреть в окошко на Россию часто было проблематично: даже в светлое время суток окно нещадно потело, и никакие протирания не помогали. Но постоянные прогулки по перрону и даже немного по городам на крупных станциях, посиделки за чайником чая в вагоне-ресторане и беседы с попутчиками помогли скоротать время.

7. После Урала полвагона будут составлять зэки и разные лихие ребята (информация из интернета). На деле за Уралом и в Сибири публика сильно упростилась (например, красноярский «десант» сильно пах перегаром, а на Урале сел мужик в драных носках, штанах и в футболке в крови), но никаких блатных песен, клубов по тюремным интересам или наездов на нас не было. С нами в купе ехал мужик, который клал в чашку по несколько пакетиков чая и долго-долго их настаивал, но является ли это привычкой «чифирить» из колонии, мы не знаем. Когда Паша выдернул чужой заряжающийся телефон из розетки (хозяина не было поблизости), чтобы полчаса позаряжать свой, а затем поставить на место, тут же объявился владелец аппарата и назвал Пашу «фраерком». Опять же, лексика не из консерватории, но кто знает, где так принято разговаривать.

8. Виды из окна поезда будут - загляденье! Никаких гор и степей мы из окна не видели, а все 5000 км от Москвы до Улан-Удэ наблюдали заснеженный лес, состоящий из березок и елок, редкие деревеньки с похожими деревянными домами, дымом из труб и тарелками «Триколор-ТВ» и полустаночками с автобусными остановками. Разве что в Иркутской области пейзаж изменился: появились холмы, а дорога стала извилистой, из-за чего поезд сильно покачивало.

9. В Сибири нас ждут трескучие морозы. Тут и оправдалось, и нет. Морозы в Сибири и правда есть, на станциях, где мы по 30-40 минут нагуливали, было и минус 20, и минус 30, но какой-то аномалии нет ни в поведении жителей этих городов (ходят как ни в чем не бывало), ни даже по личным ощущениям (ну да, холодно, но даже прогуляться реально). Мороз воспринимается вполне себе терпимо, если одеться по сезону, а солнце и отсутствие ветра добавляют комфорта. Особняком шла Тюмень, где сильно мело при минус 25: подобная погода для размеренных прогулок не подходит.

10. В вагоне-ресторане будут сидеть большие и шумные компании. На деле там почти никого не было, несколько раз мы были единственными клиентами. Пассажиры едут на поезде несколько дней вместо нескольких часов на самолете не от хорошей жизни, а из желания сэкономить несколько тысяч рублей, поэтому едой бюджетно закупаются заранее и в дороге денег не тратят.

11. В туалете всегда будет накурено, ведь в тамбуре курить нельзя, а длительные остановки бывают всего несколько раз в день. В реальности в туалетах никто не курил, а на станциях за полчаса заядлые курильщики успевали выкурить несколько сигарет, чтобы накуриться до следующей. Кстати, курить на перроне также нельзя, но полиция курильщиков не преследует, закрывая на нарушение глаза.

12. На каждой мало-мальской станции поезд будет атаковать ватага бабушек с пирожками и домашней едой. Торговок видели всего пару раз, покупки делали в небольших магазинчиках, которые на главных станциях расположены прямо на перронах.

13. Большая социальная активность пассажиров. Почти все время пути пассажиры спят: утром и вечером, ночью и даже днем, спят по двадцать часов в сутки, а в перерывах между засыпами пьют чай, заваривают дошираки, гадают сканворды. Книжек почти никто не читает и кино не смотрит. Несколько человек играли в карты, нарды и шашки.

14. Через несколько суток и в вагоне, и в туалете будет нестерпимо вонять. Туалет убирают несколько раз в день (даже кладут почти прозрачную и шероховатую туалетную бумагу, такие же бумажные полотенца и мыло), а в вагоне моют полы и проводят минимальную влажную уборку. В общем, пахло не сильно. Хотя розами, конечно же, пятьдесят четыре человека в одном вагоне не благоухают.

15. Никаких проблем с окнами не будет. Пришла беда откуда не ждали 🙂 По окнам постоянно текли капли и иногда капали прямо на подушку и на голову спящего на нижней полке Паши (Лена в нашей паре спит на верхней, любит «высоту»). Текло и по стене, причем на голову спящего капало примерно раз в полчаса, напоминая известную пытку, только в замедленном действии. Окна обложили салфетками, но мера эта временная: салфетки набирают влагу, а затем все равно начинают пропускать ее дальше. Решить проблему невозможно, одна дама даже начальнику поезда жаловалась, да все без толку. А у Паши за четыре ночи появилась новая привычка спать на краю подушки и не класть под нее руку.

16. Отсутствие интернета в дороге. На форумах писали, что интернет в Сибири есть только в крупных городах, между которыми ничего не ловит. По факту форумчане несколько преувеличили: в глухой тайге никакой связи нет, но, когда проезжаем хотя бы небольшой городок, интернет появляется и даже 4G, бывает, ловит.

17. Сборный миф про национальный состав вагона. В интернете писали, что во время езды по Сибири половину вагона будут составлять китайцы, киргизы, буряты и прочие азиатские народы. Оказалось же, что и по Уралу, и по Сибири с нами ехали в основном русские, правда, ближе к Иркутской области в вагоне появилось несколько пассажиров с узким разрезом глаз.

18. Проблема с зарядкой гаджетов. В вагоне есть всего несколько розеток, а желающих зарядиться множество. Но при должном терпении можно поймать момент, когда розетка свободна, и подойти со своим телефоном. Многие пассажиры оставляют свои смартфоны в тамбуре у туалета и уходят, но мы так не делали, а одевались в куртку (в тамбуре прохладно) и караулили свои девайсы. И не только потому, что боялись кражи, но и по моральным соображениям, а то оставишь телефон и уйдешь на четыре часа, а так сколько выстоял - столько зарядил 🙂 А вот заряжать ноутбуки и использовать тройники, на которые мы очень рассчитывали, не удалось: ноуты запрещено заряжать официально, а тройник запретила использовать проводница.

19. Проводник - если и не очень легкая и приятная, то не самая тяжелая в мире профессия. На поезде Москва - Владивосток в каждом вагоне работают сменяющие друг друга две проводницы. Семь дней они едут туда, семь дней обратно, а потом две недели отдыхают. В отличие от поезда Москва - Санкт-Петербург, где достаточно разместить пассажиров вечером и налить им чаю утром, а никаких уборок не предвидится, во «всероссийском» поезде большое число остановок в любое время суток, где входят и выходят десятки пассажиров.

Поезд нужно поддерживать в чистоте, а на стоянках, помимо проверки билетов, в обязанности проводницы входит очистка от снега тамбура и откалывание ломом ледяных отложений с подвижного состава вагона. Так что несколько раз в день проводник превращается в дворника! А еще бывают пассажиры со сложными характерами, вечно кричащие дети, откинувшиеся зэки и любители выпить до белочки. В общем, низко кланяемся проводникам и проводницам за их тяжелый труд.

20. Тотальная неустроенность быта в поезде. Хотя двухместным изолированным номером со шкафом наша верхняя и нижняя полки за время поездки и не стали, быт удалось обустроить неплохо - всему было свое место, все, что нужно, лежало под рукой.

Хотите когда-нибудь повторить наш плацкартный опыт? Тогда поспешите: РЖД проводит последовательную политику вытеснения коммунальных вагонов. Одной из мер служит повышение цен на билеты (на маршруте Москва - Улан-Удэ, например, в 2016 году билеты стоили 4500 рублей, а в 2017-м - уже 6800 рублей). Впрочем, сильно можете не торопиться, по данным того же РЖД, у них 80% пассажиров ездят именно плацкартом, и пересадить всю эту бюджетную армию в более дорогое и непривычное им купе будет весьма непросто.

Вторая часть блокбастера под стук колес - путешествие Паши и Лены в жестком вагоне из Пекина в Гуанчжоу, напоминающее остросюжетный триллер.

При покупке билета смотрите на пометку об электронной регистрации. Если она есть, то вам не надо заходить ни в какие кассы или что-то распечатывать. Но на всякий случай сохраните билет в телефоне. И не забудьте взять с собой паспорт, с которым вы покупали билет.

Берите место в начале вагона. Рядом проводник с закусками, если будут шуметь соседи, он их с большей вероятности услышит и подойдёт успокоить. Недалеко от вас будут розетки, чай и кипяток, а выходить вы будете первым (как бизнес-класс, только в поезде).

Кстати, если вы хотите в купе взять два нижних места или два верхних, то на сайте РЖД этого сделать невозможно: по какой-то причине предлагают взять три места либо два места с одной стороны стола - верхнее и нижнее. Избежать этого можно, если формировать два отдельных заказа или пользоваться другими сервисами по продаже ж/д билетов (в них обычно этой проблемы нет).

Поездки с детьми

Билеты для ребёнка до пяти лет бесплатны при условии, что ребёнок не занимает отдельного места. Если всё же хотите дополнительное место, билет можно приобрести со скидкой 50% от цены взрослого. Столько же - 50% - нужно платить за билеты детям до 12 лет.

Для школьников и детей до 16 лет по некоторым направлениям существуют льготные карты. Например, на «Сапсан» можно купить карту «Школьная». Она действует шесть месяцев, стоит 1 000 рублей и предоставляет скидку в 50%.

Бывают случаи, когда купе дешевле плацкарты либо незначительно дороже. Поэтому при поиске билетов не ограничивайте себя только определённым классом вагона - смотрите все варианты.

Учтите, что плацкартные вагоны фирменных поездов сейчас очень неплохи, а цены на старте продаж могут быть в два раза ниже, чем для купе.

Мало кто знает об этом, но вы можете сойти на любой станции и в течение 10 дней бесплатно продолжить своё путешествие по тому же билету, новый покупать не придётся. Для этого нужно найти начальника станции, на которой вы сошли, и оформить у него «остановку в пути».

Возврат билета

Сдать билет можно не только накануне или в день отъезда, но и за пару часов до отправления поезда и даже после того, как он ушёл. При возврате РЖД всегда удерживает из стоимости билета сбор 192 рубля 70 копеек (актуально на 2017 год), если поезд идёт по России, и 10 евро, если поезд идёт за рубеж. Кроме того, не получится вернуть комиссию платёжной системы и сервиса бронирования (если они были). Остальная сумма зависит от того, сколько времени осталось до отправления поезда.

Например, билет в Адлер стоит 2 500 рублей. Эта сумма складывается из двух частей: стоимости билета (1 625 рублей) и стоимости плацкарты (875 рублей). Информация об этих частях печатается на билете. В данном случае стоимость билета - плата за пользование инфраструктурой железной дороги, а стоимость плацкарты - плата за пользование вагоном (его класс неважен - хоть тот самый плацкартный, хоть купе, хоть СВ).

Если вы хотите сдать билет за восемь часов до отправления, вернут почти всю стоимость билета за исключением сборов, о которых мы сказали выше. То есть 2 500 – 192,7 = 2 307,3 рубля.

До отправления от двух до восьми часов ? Вам вернут 100% от стоимости билета и 50% от стоимости плацкарты, опять же удержат сборы. В нашем случае расчёт такой: 1 675 + 437,5 – 192,7 = 1 869,8 рубля.

Если до отправления остаётся менее двух часов , вам вернут 100% стоимости билета, а вот всю стоимость плацкарты удержат (плюс сборы). В нашем примере получите назад 1 675 – 192,70 = 1 482,3 рубля. Эту сумму вы можете вернуть ещё в течение 12 часов после того, как поезд ушёл. Возврат за один час до отправления и после отхода поезда можно оформить только в кассах.

Если же после отхода поезда прошло больше 12 часов, вернуть деньги за билет получится только в случае болезни пассажира. У вас должна быть справка из больницы или больничный лист. Оформить возврат можно только в кассах вокзала.

Еда

Во многих поездах сейчас выдают сухпайки «Ваш рацион питания». Но не стоит думать, что вам хватит этого до конца пути. Чаще всего содержимое даже на перекус не тянет. В остальном железнодорожная пищевая пирамида слабо изменилась: всё те же чай и кофе, печенье, шоколадки и лапша быстрого приготовления. И всё это по завышенным ценам у проводников.

В некоторых поездах завтрак или ужин включён в стоимость билета, правда, чтобы узнать это, придётся поискать в Сети информацию о поезде или уточнить в службе поддержки. В целом это сносная еда: на ужин может быть картошка с котлетами, а на завтрак, например, сырники. Поэтому обращайте на это внимание при покупке билета.

Но самый верный способ перекусить или поесть в дороге - взять еду с собой. Так вы точно будете знать, что и когда сможете поесть.

Постарайтесь не брать сильно пахнущую еду, чтобы лишний раз не раздражать запахом соседей. Лучше запаситесь бутербродами или возьмите отдельно нарезанный хлеб, сыр, запечённую курицу или мясо, овощи и немного зелени.

Купите в дорогу сухофруктов, орехов и энергетических батончиков (цены в магазине на порядок ниже, чем в поезде). Если поездка не слишком длинная, хорошим вариантом будут фрукты и овощи, их можно заранее нарезать и разложить в контейнеры. К тому же сейчас во многих фирменных поездах в вагоне есть холодильник, и с проводником можно договориться о пользовании им.

Не забудьте купить питьевой воды: в поездах рядом с купе проводника есть титан, но вода в нём горячая, для чая. Чай в пакетиках, кстати, тоже лишним не будет. А ещё захватите с собой термокружку, чтобы горячие напитки дольше не остывали.

Ещё вариант - пойти в вагон-ресторан.

Если в поезде есть вагон-ресторан и вы можете в нём потратить несколько сотен рублей, то через 5–10 минут после отправления просто вставайте и, не задумываясь, идите туда. Там с вероятностью 99% более удобные кресла, гарантированно есть столик, да и места больше, даже если к вам кто-то подсядет. К тому же там с большей вероятностью можно обнаружить свободные работающие розетки и Wi-Fi.

В «Сапсан», кстати, можно купить билет прямо в вагон-бистро (вагон № 5). Цена будет несколько выше эконома, но в неё заложен депозит 2 000 рублей на еду. Если планируете по пути плотно поесть, получится выгодно.

Учтите только, что вагон-ресторан есть не во всех поездах: если поезд не фирменный, вероятность наличия вагона-ресторана примерно 50%. Правда, чаще всего там от ресторана только цены. Но при прочих равных это будет хороший вариант утолить голод. При этом вы можете попросить приготовить что-то так, как вы любите, например сварить куриную грудку, а не пожарить. Цена в этом случае будет договорная.

Интернет

Не стоит рассчитывать на быстрый Wi-Fi в поезде. Например, на маршруте Москва - Питер в фирменных поездах он почти везде работал плохо. Точнее, Wi-Fi работал плохо, а интернет почти не работал. И это на самом нагруженном и популярном ж/д направлении страны! Что говорить об остальной России.

Если вам предстоит дальняя поездка по стране, единственное надёжное лекарство - мобильный интернет.

Узнайте у своего мобильного оператора, какие варианты тарифов он вам может предложить для путешествия. Фильмы и сериалы смотреть вряд ли сможете, а вот пообщаться с друзьями в соцсетях или загрузить фото в Instagram - без проблем.

Розетки

В плацкарте розетки расположены в начале и в конце вагона. В купейном вагоне ищите розетки между первым и вторым и между седьмым и восьмым купе. Захватите с собой пилот: так вы сможете в пути поработать на ноутбуке или посмотреть любимый сериал, при этом не будете мешать другим пассажирам заряжать свои устройства.

Деньги

Берите наличку. Жители крупных городов привыкли везде расплачиваться картами, но в поездах РЖД терминалы есть не везде, а если есть - не всегда работают. Также терминал может быть только один, в штабном вагоне (и по закону подлости он окажется от вас максимально далеко). Кроме того, в пути иногда не ловит связь и оплата картой может растянуться до 30 минут. Так что лучше возьмите наличные.

Душ

Это не миф, он существует, но не везде. Душ есть в большинстве фирменных поездов, узнавайте у проводника, есть ли он в вашем. Если есть, им можно воспользоваться за отдельную плату. Например, в двухэтажных поездах между Петербургом и Москвой душ стоит 150 рублей, но особо долго не поплескаться, потому что на человека выделяется всего 16 литров горячей воды. И не забудьте положить в чемодан полотенце и резиновые тапочки.

Тапочки

Кстати, о тапочках. Положите их в сумку, чтобы не надевать ботинки каждый раз, когда нужно дойти до туалета или просто прогуляться по вагону. А если вы путешествуете в бизнес-классе «Сапсана», то о тапочках волноваться не придётся.

Путешествия на поезде становятся всё комфортнее, стереотипы постепенно уходят в прошлое, а мифов почти не остаётся. Следуйте нашим советам, и ваше путешествие будет не только комфортным, но и продуманным до мелочей. Хорошей поездки!



Рассказать друзьям