Значение праздника 8 марта. Международный женский день - история и традиции праздника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Без какого праздника трудно представить себе начало весны? Разумеется, без 8 Марта. История создания праздника 8 Марта многими из нас уже позабыта. Со временем он утратил социальное и политическое значение. Теперь этот день просто символизирует уважение, любовь и нежность, которых, бесспорно, заслуживают все представительницы прекрасного пола на планете: матери, бабушки, дочери, жены и сестры.

Происхождение праздника 8 Марта известно не всем. Большинство из нас знает только об официальной версии. Однако существует не одна история создания праздника 8 Марта. Причем у каждой из них есть право на существование. В какую из этих версий верить, каждый решает сам для себя.

Официальная версия

Согласно официальной версии СССР происхождение праздника 8 Марта связано с маршем протеста, который организовали работницы текстильной фабрики. Женщины вышли протестовать против жестких условий труда и невысоких зарплат.

Примечательно, что газеты тех лет не напечатали ни одной статьи о подобных забастовках. Позже историкам удалось выяснить, что в 1857 году 8 марта пришлось на воскресенье. Может показаться странным, что женщины вышли на забастовку в выходной день.

Существует еще одна история. 8 марта Клара Цеткин выступила на женском форуме в Копенгагене с призывом учредить Немецкая коммунистка подразумевала, что 8 марта женщины смогут устраивать шествия и митинги, обращая тем самым внимание общественности на собственные проблемы. Дата была подведена под забастовку тех самых текстильщиц, которой в действительности никогда не было.

В СССР этот праздник появился благодаря подруге Клары Цеткин, пламенной революционерке Александре Коллонтай. Так в 1921 году в нашей стране Женский день впервые стал официальным праздником.

Легенда об иудейской царице

Мнения историков о происхождении Клары Цеткин разделились. Точно никто не может сказать, была ли она еврейкой. В одних источниках сказано, что Клара родилась в еврейской семье. Другие утверждают, что ее отец был немцем.

Стремление Клары Цеткин связать праздник с датой 8 марта неоднозначно указывает на то, что она все же имела еврейские корни, поскольку 8 марта отмечают древний еврейский праздник - Пурим.

Какие еще есть версии создания праздника 8 Марта? История возникновения праздника может быть связана с историей иудейского народа. По легенде царица Эсфирь, которая была возлюбленной царя Ксеркса, избавила иудеев от истребления с помощью своих чар. Персидский царь намеревался убить всех евреев, но прекрасная Эсфирь смогла убедить его не убивать еврейский народ, а, наоборот, истребить всех врагов, включая персов.

Восхваляя царицу, евреи начали отмечать праздник Пурим. Дата торжества всегда была разной и приходилась на конец февраля - начало марта. Однако в 1910 году этот день выпал именно на 8 марта.

Женщины древней профессии

Согласно третьей версии происхождение праздника 8 Марта является скандальным и неприятным для женщин, которые с нетерпением ждут этого дня.

По некоторым данным, в 1857 году женщины Нью-Йорка действительно организовали протест, но они были не текстильщицами, а представительницами древнейшей профессии, которые требовали выплатить заработную плату матросам, пользовавшимся их услугами, поскольку последние не могли их оплатить.

8 марта 1894 года женщины легкого поведения снова провели демонстрацию, но уже в Париже. Они требовали признания их прав наравне с другими труженицами, которые занимаются шитьем одежды и выпечкой хлеба, а также просили организовать для них профсоюзы. В следующем году митинги прошли в Чикаго и Нью-Йорке.

Примечательно, что Клара Цеткин сама участвовала в подобных акциях. К примеру, в 1910 году она и ее подруга, вывели на улицы Германии проституток с требованием остановить бесчинство полиции. В советском варианте публичных женщин пришлось заменить на "трудящихся".

Зачем было внедрять 8 Марта?

История международного женского дня в России имеет политический характер. 8 Марта по сути является обычной политической компанией, проводимой социал-демократами. В начале 20-го века активно протестовали, чтобы привлечь к себе внимание общественности. Для этого они выходили на улицы с плакатами, пропагандирующими социалистические призывы. Лидерам социал-демократической партии это было на руку, поскольку прогрессивные женщины были с партией солидарны.

Вероятно, поэтому Сталин распорядился о признании 8 Марта Женским днем. Потому как связать дату с историческими событиями было невозможно, пришлось немного скорректировать историю. Если вождь сказал - нужно было выполнять.

Женщины с Венеры

Традиции, связанные с Международным не менее интересны, чем происхождение праздника 8 Марта. Например, в этот день принято надевать фиолетовые ленты.

И это неудивительно, ведь этот цвет олицетворяет Венеру, которая считается покровительницей всех женщин. Именно поэтому все знаменитые дамы (политики, педагоги, медицинские работники, журналисты, актрисы и спортсменки) надевают ленты фиолетового цвета, когда принимают участие в мероприятиях 8 Марта. Как правило, они принимают участие в политических митингах, женских конференциях или театральных спектаклях, ярмарках и даже показах мод.

Значение праздника

Нет такого города, где не празднуют 8 Марта. История возникновения праздника для многих олицетворяет неукротимый дух женщин, борющихся за равноправие и свои Для других этот праздник уже давно утратил политическую подоплеку и стал прекрасным поводом для того, чтобы выразить любовь и уважение к прекрасному полу.

В день везде звучат слова-поздравления с 8 Марта. В любой организации, компании или учебном заведении чествуют сотрудниц, дарят им цветы и подарки. Наряду с этим в городах устраивают официальные мероприятия в день 8 Марта. В Москве в Кремле ежегодно проходит праздничный концерт.

Как отмечают 8 Марта в России?

В день 8 Марта все женщины забывают о домашних заботах. Вся работа по дому (уборка, готовка, стирка) откладывается. Нередко мужчины берут на себя все заботы, чтобы один раз в году почувствовать на себе всю сложность выполнения повседневных дел, с которыми справляются наши женщины. В этот день каждая представительница прекрасного пола должна услышать слова-поздравления с 8 Марта.

Этот праздник не перестает быть самым долгожданным для всех женщин. 8 Марта принято поздравлять не только близких людей, но также коллег, соседок, сотрудниц магазинов, врачей и преподавателей.

Не стоит скупиться на теплые слова в этот чудесный день. Ведь без женщин жизнь на Земле уже перестала бы существовать!

Почему Международный женский день празднуется именно 8 марта? Оказывается, что особых причин для этого никаких нет.

Все началось в начале весны 1857 года... , когда текстильщицы Нью-Йорка прошли "маршем пустых кастрюль" по Манхэттену. Они требовали повышения зарплаты, улучшения условий труда и равные права для женщин . Демонстрацию естественно разогнали, но шума в связи со своей необычностью она наделала изрядно. Это событие даже стали называть Женским днем

Прошло более 50-ти лет и в последнее воскресенье февраля уже 1908 года, тысячи женщин, вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация эта, как можно догадаться, была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года. Женщины вновь стали требовать избирательного голоса, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Полиция получила приказ разогнать демонстрацию. В ход были пущены шланги с грязной ледяной водой.

В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. В 1910 году социалистки и феминистки провели Женский День уже по всей стране. Позднее в этом же году делегатки поехали из США в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток , где и встретились с Кларой Цеткин…

Вдохновленная действиями «американских социалистических сестёр», Клара Цеткин предложила поставить на конференции вопрос о том, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Конференция, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран, горячо поддержали это предложение поименным голосованием, результатом которого явилось возникновение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие . Надо отметить, что точная дата этого дня на этой конференции так и не была определена.

Впервые Международный Женский День был проведен 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Эта дата была выбрана женщинами Германии, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин.

В 1912 году этот день женщины отметили не 19 марта, а 12 мая . И лишь с 1914 года этот день стихийно стали отмечать почему-то 8 марта .

Так как Россия жила тогда в отличие от всей Европы по юлианскому календарю, то Международный Женский День у нас в стране отмечался не 8 марта, а 23 февраля.

В России этот день женщины отмечают ежегодно с 1913 года.И вот, 23 февраля 1917 года , года в России вновь наступил этот день женщины Петрограда вышли на улицы города протестуя против войны. Некоторые стихийные митинги перешли в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией. 24-25 февраля массовые стачки переросли во всеобщую забостовку. 26 февраля отдельные стычки с полицией вылились в бои с вызванными в столицу войсками. 27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание, начался массовый переход войск на сторону восставших, которые заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство. 2(15) марта Николай II отрекся от престола. 1 марта новая власть была установлена в Москве, в течение марта - по всей стране.

Таким образом, именно Международный Женский День 1917 года явился спусковым крючком, приведшим к Февральской революции , которая в свою очередь привела к Октябрьскому перевороту и возникновению СССР…

В СССР 8 марта долгое время был обычным рабочим днем, но 8 мая 1965 года , в канун 20-летия Победы в Великой отечественной войне, Международный женский день 8 марта был объявлен в СССР праздничным днём .

Кстати, с 2002 года Международный женский день отмечается в России как "нерабочий праздничный день" уже не по Указу 1965 года, а согласно статье 112 КЗОТа РФ в списке из других девяти государственных праздников Российской Федерации.

P.S. Многие сомневаются, что этот праздник действительно «международный». Однако, ещё в 1977 году ООН приняла резолюцию 32/142, призвав все страны провозгласить 8 марта днем борьбы за женские права - Международным женским днем. Этот день объявлен национальным выходным в республиках бывшего СССР, а также в: Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (там праздник не «международных», а конголезских женщин), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде. В Сирии 8 марта отмечают День Революции, а в Либерии - и вовсе как День памяти павших.

Международный женский день (или Международный день борьбы за права женщин и международный мир ООН) отмечается 8 марта.

В ряде стран Международный женский день 8 Марта является национальным праздником: в Китае , КНДР, Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Лаосе, Монголии и Уганде.

После распада СССР некоторые республики бывшего Союза продолжают праздновать 8 Марта, некоторые поспешили избавиться от советского наследия. В Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Молдавии, Туркмении, Узбекистане, Украине, Абхазии 8 Марта по-прежнему отмечают Международный женский день.

В Таджикистане по инициативе президента страны с 2009 года праздник стал называться День матери . Этот день в Таджикистане остался нерабочим.

В Туркмении Международный женский день не отмечался до 2008 года — женский праздник был перенесен на 21 марта (день весеннего равноденствия), соединен с Наврузом — национальным праздником весны, и назывался Национальным праздником весны и женщин. В январе 2008 года президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов внес изменения в Кодекс законов о труде и

С самого детства прекрасные дамы с нетерпением ждут чудесный праздник – 8 Марта, в честь которого им приносят поздравления, цветы и подарки. Мужчины с наступлением этого весеннего дня превращаются в галантных кавалеров, оказывают своим любимым женщинам знаки внимания, говорят им приятные слова и готовы выполнить любой каприз. Но разве могли бы вы подумать, что, в отличие от сказочных историй появления многих праздников, история возникновения праздника 8 Марта уходит корнями далеко в прошлое и тесно переплетена с непрекращающейся борьбой женщин многих поколений и народов за свои естественные права и равенство полов?

Истоки праздника из древних времён

История Античной Греции упоминает первое выступление женщин против сильного пола, когда Лисистрата с целью остановить военные действия объявила сексуальную забастовку. В Древнем Риме, напротив, женщины почитали мужей, и существовал особый для представительниц прекрасного пола день, в который мужчины одаривали своих матрон (свободных замужних женщин), а невольные рабыни получали освобождение от работы. Весь римский народ в праздничном одеянии и приподнятом настроении отправлялся на поклонение в Храм богини Весты, охранительницы домашнего очага.

По мнению некоторых специалистов, возникновение 8 Марта может быть связано с поистине мудрым и героическим поступком Есфири, любимой жены персидского царя Ксеркса. Женщина, будучи иудейкой, скрыла своё происхождение от мужа и взяла с него клятву защитить её народ от врагов. Есфирь спасла евреев от грозившего им нападения персов, поэтому день 13 Адара, приходившийся на период с конца февраля по начало марта, стал праздником Пурима. В 1910 году, когда был официально закреплён Международный женский день, Пуриму отмечали точно 8 марта.

Международные основы Женского дня

Во все времена женщины стремились к равноправию с мужчинами и достигали своих целей разными способами: хитростью, умом, лаской – но порой обстоятельства требовали решительных открытых выступлений. С такими событиями связана история праздника международного женского дня 8 марта 1857 года, когда жительницы Нью-Йорка, работающие на фабриках, вышли на демонстрацию, получившую в истории название «марша пустых кастрюль». Их требования включали уменьшение продолжительности рабочего дня, повышения качества условий труда и оплату, равную мужской. В результате выступления была создана профсоюзная организация, в список членов которой были впервые включены представительницы женского пола для представления своих интересов, что стало большим достижением и вдохновило активисток во всём мире.

Спустя ровно 51 год нью-йоркские женщины вновь отстаивали свои права, выйдя на митинг. К лозунгам прошлого выступления на этот раз добавились требования о получении женщинами право отдавать свой голос в качестве избирателя. Шествие было разогнано местными органами правопорядка с применением струй ледяной воды, однако выступающие добились создания конституционной комиссии для рассмотрения вопроса о женском голосовании.

В 1909 году по решению партии социалистов США последнее февральское воскресение было объявлено национальным женским днём, празднование которого было ознаменовано парадом свободных американских женщин ежегодно до 1913 года.

Следующей вехой в истории праздника 8 Марта стала копенгагенская вторая Международная конференция работающих женщин 1910 года, на которой присутствовало более сотни активисток из многих стран мира.

Немецкая социал-демократка Клара Цеткин, основываясь на опыте американских единомышленниц, выдвинула предложение установить Международный день солидарности женщин, которые объединяются, выступая за социальное, экономическое и политическое равенство полов.

Предложение было принято единодушным решением делегатов конференции. В течение 3-ёх последующих лет женщины ряда европейских стран, таких как: Германия, Австрия, Дания, Швейцария – праздновали учреждённый день проведением шествий и демонстраций, однако единая дата не была определена. Только к 1914 году праздник был привязан к дате 8 марта в мировом масштабе.

Через 61 год, в 1975 году, ООН провозгласила 8 марта Международным днём женщин на официальном уровне и предложила своим государствам-участницам приурочивать мероприятия, направленные на преодоление проблемы гендерного неравенства, именно к этому дню.

Отечественная история возникновения 8 Марта

История праздника 8 Марта в России отсчитывается с 1913 года, когда в петербургской хлебной бирже собралось около полутора тысяч человек на научные чтения, касающиеся вопросов прав женщин. 23 февраля 1917 года (по старому летоисчислению, или по юлианскому календарю, и 8 марта - по новому григорианскому) жительницы Северной столицы снова отправились на митинг, на этот раз их лозунги требовали «хлеба и мира». Это событие случилось накануне Февральской революции: спустя 4 дня последний монарх великой Российской империи, Николай II, отрекся от престола, а получившее бразды правления временное правительство наделило женщин избирательными правами.

В 1965 году руководством Советского союза Международному женскому дню был придан статус государственного праздника, а 8 марта был объявлен выходным днём во всесоюзном масштабе в честь советских коммунисток, храбро выступивших против врага в военное время и проявивших самоотверженность в построении мирного общества.

Современный подход

Международный женский день официально закреплён как нерабочий день и празднуется практически во всех республиках на постсоветском пространстве с незначительными переносами в дате и изменениями в наименовании. Так, в России, Белоруссии, Латвии, Молдавии, Украине и ряде стран СНГ праздник не претерпел изменений, в Таджикистане теперь 8 Марта получило название Дня матери, в Армении его отмечают 7 апреля и именуют Днём матери, красоты и весны. А вот Литва и Эстония после распада СССР поспешила избавиться от пережитков прошлого и исключила из перечня праздников этот день.

По прошествии времени праздник 8 Марта лишился политической подоплёки и стал скорее днём женщин-матерей, а не женщин-воительниц. Мужья, сыновья, братья, коллеги стремятся поздравить своих жён, матерей, сестёр и сослуживиц, выказать им свою любовь и расположение в этот день. Читайте также, . И идеи подарков любимой маме к Женскому дню .


Как ни странно, из всех праздников, установленных во времена коммунизма, ни один не вызвал в последние годы столько эмоций, споров, критики, сколько 8 Марта. Одно из первых положений неписаного "катехизиса", которое осваивали неофиты начала 90-х годов: "8 марта не праздник, и отмечать его нельзя".

По правде сказать, в нашем посткоммунистическом сознании Международный женский день уже давно не ассоциировался ни с какими международными делами, а стал просто Днем матери (сестры, бабушки, учительницы...).

Тем удивительнее те бурные эмоции, с которыми о 8 Марта писали некоторые уважаемые православные публицисты. В деле спасения нет мелочей. В одном детском, но вполне серьезном христианском стихотворении есть такие строчки: "Не бывает маленького ада за миниатюрные грехи". Если празднование 8 Марта и в самом деле греховно, то об этом надо сказать во всей полноте нашей Церкви. А если нет – то тему следует закрыть и обратить внимание верующих на более серьезные проблемы, коих у нас, увы, по-прежнему очень и очень много.

Видимо, наиболее последовательно и аргументированно позицию противников 8 Марта изложил диакон Андрей Кураев – вероятно, самый известный православный публицист современной России. В нашумевшей книге "Как делают антисемитом" этому празднику посвящена отдельная глава под названием "Можно ли не праздновать 8 Марта?". Отец Андрей имеет счастливый талант не оставлять равнодушными своих читателей. Есть у него и горячие поклонники (как в Церкви, так и вне ее), и не менее горячие противники (опять-таки по обе стороны церковной ограды). Вот и эта статья (равно как и книга в целом) вызвала бурную реакцию, где порой эмоции перевешивали аргументы. Вполне ожидаемо было и то, что в определенных кругах книжку попросту обозвали "юдофобской". Но нам, православным, важно не в чьих-то пристрастиях и антипатиях разбираться, а определиться – в самом ли деле праздник 8 Марта недопустим для православного человека?

Отправной точкой для отца Андрея стал тот факт, что выбор 8 марта как даты "женского дня" не имеет исторического обоснования: "ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта". К сожалению, это утверждение неверно. Еще в школе нам всем рассказывали, что именно 8 марта трудящиеся женщины в одной из стран Запада поднялись на борьбу за свои права. Или в изложении современного журналиста, "согласно официальной, широко известной версии "женский день" был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату" и т.д. Так что официальная версия существовала.

Другое дело, что исторические события в основе праздника 8 Марта давно ушли куда-то на периферию сознания и никого в эпоху позднего коммунизма уже не интересовали. Социально-политическое измерение праздника, во всяком случае в быту, было напрочь забыто. Дети, даря цветы "Марьиванне", не задумывались ни о ее зарплате, ни о продолжительности рабочего дня. Но идем дальше. Раз сколько-нибудь значимых событий в истории в этот день не происходило, пишет отец Андрей, стало быть, мы лишь "статисты, приглашенные на праздник", а организаторы 8 марта "празднуют нечто совсем иное". "Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков", которые и запустили этот праздник"? – задается вопросом автор. И более чем смело заявляет: "Роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален… Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья"". Спорить с тем, что евреи играли колоссальную роль в европейском революционном движении, – смешно (как пишет цитируемый отцом Андреем протоиерей Сергий Булгаков, которого никак не обвинишь в антисемитизме: "Еврейская доля участия в русском большевизме, увы, непомерно и несоразмерно велика"). И этот факт заслуживает серьезного осмысления.

Но отец Андрей, блестящий полемист, оказался заложником собственного остроумия. Каламбур про "мононациональный Интернационал", конечно, удался. Но сразу хочется спросить отца Андрея: а как же Энгельс? а наши отечественные "бесы", гениально описанные Достоевским? а потомок Рюрика Кропоткин? а князь Бакунин? а Софья Перовская? а Плеханов? а Ленин? (Впрочем, Ильича, пожалуй, можно зачислить в евреи – из-за не то дедушки, не то прадедушки Бланка, правда, выкреста – но не зайдем ли мы в таких копаниях слишком далеко?).

Увы, отец Андрей собственную шутку воспринял как исторический факт и отправную точку для дальнейших построений. "Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд… И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки… Революция, как известно, живет религиозным пафосом… И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха? Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д"Арк.

Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура – Эсфирь. Много веков назад она спасла свой народ от тирана". Увы, несмотря на "подозрительную" фамилию и участие в революционном движении, Клара Цеткин, обычно ассоциируемая с учреждением 8 марта, – чистокровная немка. Выросла в традиционно лютеранской семье (папа преподавал Закон Божий и играл на органе в кирхе). Правда, замужем за евреем Цеткиным. Но достаточно ли мужа-еврея, чтобы строить столь смелые предположения о горячем желании самой Цеткин увековечить память Эсфири?

В новом издании отец Андрей отчасти скорректировал свою позицию. Теперь уже речь о том, что "Интернационал оказался довольно мононационален " (курсив наш), не говорится и о еврейских корнях Цеткин. Но сама идея: 8 марта = "праздник Пурим, пусть даже под другим названием", все равно отстаивается. Нетерпеливый читатель в этом месте может поинтересоваться: а когда же будет про 8 марта? При чем здесь Эсфирь, немка Клара Цеткин и ее еврейский муж? Ведь мы начинали с того, что 8 марта – день, не имеющий особых "примет" в истории, и пытались определить, чем же был обусловлен выбор именно этой даты. "Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи)", – напоминает в связи с этим отец Андрей. "Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта".

***

Читайте также:

  • Святые отцы о семейных обязанностях христианина - Юрий Максимов
  • Что христианство подарило женщине? - протоиерей Андрей Ткачев
  • О, женщины! Поздравление ботаников - На злобу дня
  • Чудеса маленькие для маленьких, чудеса большие для больших - На злобу дня
  • Покажи мне твои иконы, и скажу, кто ты... Или фото русских "красавиц" - На злобу дня
  • Определение настоящей любви - На злобу дня
  • Как правильно встречать мужа с работы - руководство для святых жен - На злобу дня

***

Даже если в "тот год" и случилось такое совпадение – что это дает почитателям Эсфири, которые попытались навязать свой праздник остальному человечеству? На следующий год Пурим будет, к примеру, 25 февраля, а "женский день" по-прежнему 8 марта… У любителей Пурима, разъясняет отец Андрей, просто не было другого выхода – если каждый год дата праздника Революционерки менялась, "слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть – поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого)".

Трудновато, конечно, проникнуть в глубины психологии евреев-революционеров, но, даже если принять на веру все предположения отца Андрея – я не представляю, чтобы их удовлетворил столь незначительный результат на пути к всемирному прославлению национальной героини. Ну и что, если день борьбы женщин за свои права отмечается, к примеру, через три недели после Пурима? Можно ли считать, что и в этом случае люди, и не слыхавшие про Эсфирь, все равно 8 марта прославляют именно ее ("пусть даже не осознавая этого")? А самое главное – нам ли, православным, бояться прославления Эсфири?

Ведь она – наша, родная, православная святая. В первом издании книги отец Андрей, популярно излагая книгу Эсфири, об этом и не вспоминает. Во втором – утверждает, что "в месяцесловах Православной Церкви имени царицы Эсфири нет. В службе в неделю Праотец есть теплые воспоминания о святых еврейках Ветхого Завета: "С ними же сликовствует и жен благолепие: Сарра, Ревекка, Рахиль, и Анна же, и славная Мариам Моисеева купно" (стихира на Хвалитех). Эсфири в этом перечне нет. В календарях Московской Патриархии имя Есфири отсутствует до 1977 года". Почему Эсфирь не упоминалась в календарях Московской Патриархии, сказать трудно, но это не самое главное. Стихира, которую цитирует отец Андрей, взята из службы святых Отец. А Эсфирь воспоминается в Неделю святых Праотец: "Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери, Господи, Анна и Иудифь и Девора, Олда, Иаиль же, Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, Рахиль и Ревекка и Руфь, велемудрыя" (1-й тропарь 9-й песни канона Недели святых Праотец). "Высшая, Божественная оценка действий Эсфири и Мардохея отсутствует в Библии.

В еврейском тексте книги Эсфирь вообще ни разу не упоминается имя Божие… Перед нами – скорее, историческое сказание, чем откровение Божие", – утверждает отец Андрей (а в первом издании – вообще категорично: "Это историческое сказание, а не откровение Божие"). Отец Андрей приводит свидетельства того, что в каноничности этой книги сомневались и иудеи, и ранние христиане. Это правда.

Но ведь их сомнения Церковь отвергла! Тем более странно, что отец Андрей в связи с этим цитирует еще одного врага книги Эсфирь – Мартина Лютера, чье стремление подогнать Библию под свой вкус доходило до того, что он отвергал каноничность Апокалипсиса и послания Иакова (с его убийственным для лютеровского богословия тезисом "Вера без дел мертва"). Да и Пурим, который отец Андрей называет – в пределах одного абзаца – "днем заведомо безнаказанных массовых убийств", "днем погрома", "днем убийства тысяч детей", праздновала ветхозаветная Церковь (см. вступление к книге Есфирь в Толковой Библии под редакцией Лопухина).

И, как мы видим из службы в неделю Святых Праотец ("Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери…"), церковное Предание, несмотря на умолчание еврейского масоретского текста, деяния Эсфири также связывает с помощью Божией. В одном и, пожалуй, самом главном мы безоговорочно согласны с отцом Андреем. Для нас Пурим – это древняя история. Для иудеев, по крайней мере, определенной их части, – это и поныне модель отношения к окружающему миру. Проблемы, поставленные отцом Андреем в его книге, весьма актуальны.

Но мы, православные христиане, в полемике с современными либеральными журналистами, носящими нередко еврейские фамилии, да не дерзнем осуждать ветхозаветных праведников – Авраама, Иисуса Навина, Давида, Есфирь – с высоты морали Нового Завета. "Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?" – задается вопросом отец Андрей. В свете всего того, что он сам выдвигает в подтверждение своей гипотезы, на его вопрос можно ответить категорически – безосновательно.

Идея принадлежала нееврейке, проникнуть в сознание давно покойных "еврейских лидеров" и проверить наличие ассоциации "женское революционное движение – Эсфирь" вряд ли дерзнет самый искушенный телепат, а почему именно 8 марта стало для них суррогатом привычного "семейного праздника", так и осталось необъясненным. Тем более, неприемлемо следующее умозаключение: из того, что 8 марта – Пурим, отец Андрей делает вывод, что и 23 февраля – тоже Пурим. "Оказывается, – пишет отец диакон, – 8 марта по новому стилю – это 23 февраля по старому. Вот и отгадка – почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался "двадцать третьим февраля". Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но – надо было найти и для нее прикрытие.

Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной армии". Память о первом сражении и первой победе". Здесь, пожалуй, наиболее ценное соображение – то, что для празднования Пурима 23 февраля "ничем не хуже и не лучше", чем 8 марта. Другими словами, ни то, ни другое никакого отношения к Пуриму не имеют. Но почему-то отец Андрей делает прямо противоположный вывод, и 23 февраля тоже становится Пуримом (причем его "мужским" вариантом – может, евреи тем самым хотели прославить главного героя книги Эсфирь Мардохея?). И опять-таки ничем не обоснованное проникновение в глубины психологии – "остался рефлекс праздновать что-то революционное".

Словом, речь не о людях (пусть даже не очень хороших), а о собаках Павлова. И когда только успел выработаться этот рефлекс? Женский день в России (собственно, в те годы вовсе не праздник, а день борьбы за права) в первый раз отмечался 2 марта (по н. ст.) 1913 года – тогда еще по всей Европе дата не была выработана. Единый день 8 марта (= 23 февраля по ст. стилю) по всей Европе, включая Россию, был установлен лишь в 1914 году. (Как выясняли дотошные критики Кураева, в тот год Пурим отмечался 12 марта, но это отца Андрея не смущает: "А тут где Пурим? Да рядышком: был воскресный день, ближайший перед Пуримом. Предпразднество, так сказать…").

Так что 23 февраля, как и 8 марта, никакого отношения к Пуриму (кроме того, что все три бывают в пределах одного месяца) не имеет. Другое дело, что весьма сомнительные для Красной армии события под Нарвой, которым мы обязаны установлением Дня защитника Отечества именно 23 февраля, и в самом деле вряд ли заслуживают всенародного празднования. В истории русского оружия были куда более значимые победы. А вот дата 23 февраля закрепилась – хотим мы того или нет. Быть может, и в самом деле следовало бы избрать менее надуманную дату?

Теоретически это вполне возможно, учитывая условность "23 февраля". А практически – абсолютно нереально. Даже если бы все пуримоведческие изыскания отца Андрея оказались правдой, вряд ли это имело бы хоть какое значение для тех, кто привык праздновать "свой" день в кругу боевых товарищей именно 23 февраля. Кого смутит, что в этот день кто-то когда-то вроде бы праздновал Пурим? Или даже то, что в этот день началась Февральская революция?

У нас, православных христиан, есть замечательный, но, к сожалению, пока не ставший общенародным праздник – Неделя жен-мироносиц, празднуемая через две недели после Пасхи. Конечно, в идеале он должен быть "главнее", чем никак не укорененный в церковном предании "Международный женский день".

Но поздравить маму или учительницу, особенно если речь идет о человеке нецерковном, с 8 марта все-таки вполне допустимо, и это признает и сам отец Андрей: "Впрочем, и греха в том, чтобы поздравить коллегу по светской работе с "женским праздником", не будет". "Конечно, можно добрым словом пожелать женщинам всего наилучшего, и лучше это делать не только в этот день, а почаще", – разъяснил 8 марта прошлого года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Другое дело, что этот день, как правило, выпадает на Великий пост, который несовместим с увеселениями. Так что поздравлять – можно, а вот от застолья со скоромным и выпивкой на работе следует уклониться.

P.S. А как у наших зарубежных братьев во Христе? Отец Андрей настаивает, что 8 марта неизвестно за рубежом, поскольку в странах, где революция захлебнулась, "праздник революционерки" не прижился. В это утверждение следует внести определенные коррективы. Вот отрывок из прошлогоднего сообщения РИА "Новости": – Особенность празднования 8 Марта в Греции состоит в том, что эта дата воспринимается здесь исключительно как день, когда отдается должное борьбе женщин за свои права. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул по случаю Международного женского дня выступил с обращением в адрес гречанок. "Церковь радуется правам женщин и всегда молится за их духовное возвышение во всех народах Земли. Этот день посвящен по всему миру правам женщин, и это справедливо: женщина – не вещь, не сосуд бесчестия и предмет порабощения. Она – Божие творение, украшение мужа и опора цивилизации", – пишет Предстоятель Элладской Церкви.



Рассказать друзьям