3 месяца все. Развитие ребенка в три месяца: что он должен уметь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В 3 МЕСЯЦА

Из этой статьи вы узнаете, что умеет делать ребенок в 3 месячном возрасте самостоятельно, какой режим дня наиболее подходящий для малышей этого возраста,как и когда вводить прикорм , вес и рост трёхмесячного крохи.

Поведение маленького ребенка в три месяца более осмысленное, чем у двухмесячного крохи. Движения становятся более отточенными и целенаправленными, а взгляд может фокусироваться на объекте, находящимся в его поле зрения. К середине 3 месяца ребёнок может немного повернуть корпус на бок, чтобы попытаться достать любимую игрушку ручкой . Лучшие игрушки для трёхмесячного крохи - погремушки и крутящиеся над кроваткой разноцветные мягкие игрушки (например - мобиль ).

В этом возрасте кроха без труда понимает,в каком настроении пребывает находящийся рядом взрослый. Если мама или папа в благодушном настроении,то оно тут же передается маленькому человеку и он улыбается во весь ротик. А если родители ругаются, выясняют отношения или чем-то раздражены, то маленький ребенок плачет и демонстрирует беспокойное поведение.

В 3 месяца активно развиваются разговорные навыки крохи и поэтому надо как можно чаще общаться с ним, играть в развивающие игры, отчетливо сопровождая свои действия репликами. В ответ малыш будет радостно гулить и даже пытаться воспроизводить звуки, похожие на лепет и на слоги - агу, гу-гу, та-та.

Трехмесячный карапуз постепенно превращается в маленького исследователя и с удовольствием разглядывает яркие игрушки, элементы одежды, свои ручки. Тонус мышц уже не такой напряженный и кулачки не сжаты так крепко, как в первые месяцы после рождения . Он часто касается пальчиками до окружающих вещей, иногда даже хватает их ручкой и удерживает. Развиваются тактильные ощущения и моторика рук.

Чтобы получше разглядеть объекты, находящиеся неподалеку, ребенок может поднять головку и верхнюю часть корпуса, опираясь ручками о поверхность. Но долго находиться в таком положении он пока не может. В этом возрасте кроха требует повышенного внимания к себе и начинает капризничать, если мама или папа долго не общаются с ним.

Какой внешний вид и что умеет делать ребенок в 3 месяца:



ВАЖНО!

Почему малыш плачет?

кроха хочет спать.
Он сильно утомился или пришло время отправляться ко сну. Малыш начинает тереть глазки обеими ручками, интенсивно крутить головкой из стороны в сторону,а если укладывание задерживается, то начинает плакать;

проголодался.
Пришло время кормления, если малыш начинает понемногу всхлипывать, а через некоторое время пронзительно и громко плакать;

плачет от боли.
Если у ребенка что-то болит (головка во время повышенной температуры, животик от колик или вздутия), то он внезапно начинает сильно плакать, причем сразу на повышенной ноте.

Почему у 3 месячного крохи обильно выделяются слюни?

в трехмесячном возрасте у многих деток наблюдается повышенное слюноотделение , так как слюнные железы начинают активнее развиваться и функционировать. Это нормальное явление и родителям не стоит беспокоиться по этому поводу;

кроме этого, в этом возрасте кроха активно интересуется вкусовыми качествами окружающих его предметов и пробует всё "на зуб". А еще он частенько засовывает пальчики глубоко в ротик. Слюни при этом обильно выделяются;

у некоторых деток во рту появляется молочница. Если вы обнаружили симптомы молочницы у ребенка , обязательно посетите детского врача;

в очень редких случаях у трехмесячных деток начинают
прорезаться первые зубки . Это приводит к повышенному слюноотделению.

Повышение температуры у 3 месячного ребенка.

Причины:

ребенок очень активен и много двигается;

перегревается на улице в жаркую погоду или из-за чрезмерного укутывания;

появляются первые резцы;

ребенок перенапрягается во время продолжительного крика;

некорректный питьевой режим;

простудные или инфекционные заболевания .

Немедленно обратитесь к врачу, если на фоне повышенной температуры у малыша наблюдаются:

Сильный насморк и шумное, аритмичное дыхание;

Судороги с закатыванием глаз и побледневшей кожей;

Апатия и вялость (или же наоборот - чрезмерное перевозбуждение);

Мышцы шеи сильно напряжены, головку не пригнуть к туловищу;

На кожном покрове появилась мелкая сыпь;

- жидкий стул и рвотные позывы ;

Цвет мочи заметно изменился. Малыш долго не мочится;

В течение 5-6 часов отказывается от кормления.

2. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ РЕБЕНОК В 3 МЕСЯЦА

1) стоять на ножках,не поджимая пальчики стопы (взрослый при этом держит ребенка);

2)
провожать взглядом предмет, медленно движущийся рядом;

3) должен уметь поворачивать голову в сторону доносящегося звука;

4) удерживать в тонусе корпус и головку, когда его берут на руки;

5)
умеет приподнимать туловище и голову, когда лежит на животике;

6)
отличать разговорную речь от других звуков;

7) плавать в ванной в специальном круге ;

8)
в 3 с половиной месяца внимательно слушает произносимые слова и старается гулить в ответ;

9) умеет не только улыбаться, но и продолжительно смеяться;

10)
кушать, обхватывая ладошками бутылочку или грудь мамы .

3. РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА - СОН И ПИТАНИЕ

Ниже - пример распорядка дня для малыша:



◘ Сон ◘

Сколько спит малыш в 3 месяца? Трехмесячный малыш должен спать в общей сложности 17 часов ежедневно.

На свежем воздухе ребенок лучше засыпает и крепче спит здоровым сном. В холодное время года больше часа гулять не желательно. Если температура воздуха - 3 градуса и ниже, то сократите прогулки до 40 минут, одевая ребенка потеплее.

В летний период можно гулять с ребенком около двух часов, закрыв коляску тканью, не пропускающей прямые солнечные лучи и мелких насекомых.

В дневное время маленький ребенок спит примерно по два часа 2-3 раза. Ночью - длинный сон 10-12 часов с перерывом на кормление.

◘ Питание ◘

В 3 месячном возрасте кроха продолжает питаться материнским молоком. Не желательно до 4-5 месяцев вводить прикорм, так как пищеварительная система малыша недостаточно сформировалась и высока вероятность появления аллергии,а также расстройства желудочно-кишечного тракта. В таблице приведен пример 6 разового кормления грудного ребенка в три месяца:


Сколько съедает маленький ребенок в три месяца?
Ежедневный объем съеденной детской смеси (если малыш находится на искусственном вскармливании) или грудного молока увеличился на 60-70 мл. Всего за день 3 месячный малыш съедает 860-870 мл, а на каждое кормление приходится примерно 120-130 мл пищи.

Если полноценное грудное кормление по тем или иным причинам прекратилось и малыш находится на искусственном или смешанном вскармливании,то можно вводить прикорм в 3,5 месяца.

Перерыв между кормлениями ослабленного малыша, находящегося на искусственном кормлении, составляет примерно три часа днем и 6 часов ночью.

Переход от жидкого питания к более густому надо осуществлять очень постепенно. Лучше начинать вводить прикорм в рацион питания не с фруктового или овощного пюре, а с наполовину разведенного водичкой сока с кисло -сладким вкусом.

Можно выбрать яблочный сок и начать давать его в разведенном виде по пол чайной ложечке. В течение 3 недель увеличиваем ежедневную норму до 5 чайных ложек. Водичку или отвар шиповника тоже надо давать понемногу - несколько чайных ложек между кормлениями.

4. НОРМЫ РОСТА И ВЕСА ТРЕХМЕСЯЧНОГО МАЛЫША

Мальчики весят от 4,8 до 6,9 кг,
А девочки - от 4,6 до 6,4 кг.

Рост:

Рост мальчиков в этом возрасте от 57 до 63 см,
А рост девочек - от 56,4 до 62 см.

Желательно приобрести специальные весы для взвешивания грудничков или раз в месяц взвешивать кроху в медицинском учреждении.
Вес малыша должен равномерно увеличиваться без резких колебаний. Если масса тела внезапно начинает уменьшаться, то незамедлительно обратитесь к педиатру за консультацией.

За 3 месяц вес крохи увеличится примерно на 850 граммов,а рост - на 3-4 см.

5. МОЖНО ЛИ 3 МЕСЯЧНОМУ РЕБЁНКУ ПРОСМАТРИВАТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ?

По мнению большинства детских психологов, нежелательно смотреть мультфильмы и любые другие анимационные картинки детям до 1 года.

Просматривать совсем маленькому ребенку мультики более 2-3 минут категорически запрещено,так как анимация может вызвать отклонения в психическом развитии и проблемы со зрением!

Картинки в мультфильме не должны быть яркими, с насыщенными красками кислотного оттенка. Анимация должна быть не быстрой, спокойной, без резких переходов с одного сюжета на другой. Звук, сопровождающий сюжет - не громкий и не резкий. Персонажи в мультике должны быть положительными. Ребенок не должен просматривать мультфильм в одиночестве.

Постоянно комментируйте сюжет, общайтесь с малышом. Очень желательно приобрести или сделать своими руками игрушечных персонажей мультика. Во время игры разыгрывайте перед глазами малыша сценки с игрушками по просмотренному накануне сюжету.

Сейчас в интернете можно найти разные развивающие мультики для детей 3 месяцев. Ниже - видео ролик с красочным и познавательным мультфильмом для совсем маленьких деток:

Среди педиатров бытует мнение, что 3-4 месяц жизни малыша является решающим в развитии. К этому возрасту ребеночек не выглядит так беспомощно, как при рождении, начинает проявлять любознательность и осознанность в поведении. Однако любящие мамы и папы, особенно родители первенца, часто слишком обеспокоены вопросом нормального развития ребенка. Для решения этой проблемы достаточно знать, что умеет делать трехмесячный ребенок.

Есть определенный набор стандартных качеств, типичных для крохи 3-х месяцев. На эти нормы стоит ориентироваться, оценивая степень развития ребенка. Каждый человек развивается, особенно в начале жизни, по индивидуальному плану, поэтому не стоит загонять своего новорожденного малыша в строгие рамки - возможны незначительные отклонения от общепринятых стандартов.

В развитии ребенка 3 месяца - своеобразный рубеж, поскольку малыш осваивает много новых навыков, становится не таким беспомощным. К этому времени в его арсенале уже есть некоторые умения

Малыш изучает окружающий мир

Основная задача молодых родителей – быть внимательными к поведению маленького члена семьи, замечать все изменения в настроении малыша. В 3-4 месяца ребенок уже обладает набором способностей, свидетельствующих о полноценном и гармоничном развитии (рекомендуем прочитать: ). Что же дети умеют в 3 месяца? Младенец уже начинает интересоваться практически всем, что его окружает, причем вне зависимости от своего пола:

  • Начинает проявлять активный интерес к окружаемую миру.
  • Появляется координация в некоторых движениях. Старается удерживать головку, когда лежит на животике, начинает приподнимать тело, упираясь на локотки и задерживаться в этом положении.
  • Уже умеет поворачивать голову в разные стороны.
  • Обращает внимание на интересующие его предметы, хорошо видит, ненадолго задерживает взгляд на них.

Ребенок знакомится с окружающими людьми

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • С вниманием смотрит и слушает людей, которые с ним разговаривают.
  • Узнает мамин и папин голос.
  • Реагирует на разные голосовые интонации.
  • Широко улыбается, когда видит родителей - в педиатрии эта особенность называется «социальная улыбка» (подробнее в статье: ).
  • Начинает манипулировать своим голосом. Внимательной маме не трудно различить смысл плача ребенка: что-то болит или он просто требует внимания.
  • Плач слышен меньше, чем в предыдущих месяцах. Ребенок плачет уже не больше 1 ч. в сутки.
  • Начинает много гулить. В 3 месяца - это основной способ общения с родителями, выражения эмоций и привлечения внимания.

Трехмесячный малыш явственно различает родителей и чужих, радостно улыбается близким людям. По интонации плача или гуления мама может примерно понять, что нужно малышу

Развивается хватательный рефлекс

  • В 3 месяца врожденный хватательный рефлекс теряется, сейчас хватательные движения становятся осознанными.
  • Ладони открываются, все реже сжимаются в кулачки. Может поймать и удерживать в ручках движущийся предмет.
  • Пытается попробовать на вкус все, что попадает к нему в руки.
  • Интересуется своим лицом, пытается потрогать глазки и нос, внимательно наблюдает за своими движениями рук.
  • Начинает управлять своим телом, поскольку к трем месяцам мышечный тонус заметно уменьшается.
  • Тянет ручки к родителям. Напрягает мышцы, имитируя подтягивание, когда его пытаются взять на руки.

Насколько грудничок физически активен?

  • 3-месячный малыш раскачивает тело, лежа на спине - так он старается перевернуться на живот.
  • Умеет отталкиваться ножками от бортиков кроватки или диванчика. Поэтому сейчас уже родителям не стоит оставлять ребенка в местах, откуда он может упасть и травмироваться.
  • С удовольствием играет в импровизированный футбол в положении лежа.

Сводная таблица умений и навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Кроха может свободно держать головку около 30 секунд, находясь на руках у взрослого. Увеличивается объем движений верхних конечностей: малыш довольно высоко поднимает ручки, из положения лежа на животе приподнимается, опираясь на локотки и предплечья. Головку в таком положении удерживает уже около 1 минуты. Если малыша поддерживать под мышки, он будет опираться ступнями о поверхность, выпрямляя ножки в коленных суставах. К концу месяца некоторые детки научаются поворачиваться на бочок.
Зрение Рассматривает объекты, находящиеся на расстоянии не не более 60 см. от глаз. Сосредотачивается на лице взрослого около 10 секунд. Устойчиво и с интересом следит за игрушкой, поворачивая головку. Рассматривает свои ручки до 5 минут.
Слух Слуховые реакции совершенствуются: формируется звуковая локализация. На громкий звук малыш поворачивает глазки, а затем и голову. Отрицательно реагирует на резкие звуки - вздрагивание и плач.
Эмоции Крик и плач становится не столько "требовательным", сколько "просящим": появляются паузы, как ожидание ответа. "Комплекс оживления" проявляется в полной мере - улыбка становится самой разной в зависимости от обстоятельств, совершенствуется мимика в целом.
Речь Появляется гуление - гласные звуки в разных сочетаниях (ааа, аэ, ау, агу). К концу месяца развивается певучее гуление - протяжные звуки разной интонации (вокальные игры).

Все время стоит помнить, что каждый малыш развивается по особому личному графику. Однако заметные существенные отклонения от норм могут указывать на наличие патологических состояний и нарушений функции умственного развития. Для грудничка в 3 месяца ненормально постоянно плакать с неизменным выражением эмоций, это касается и девочек, и мальчиков, и является поводом для консультации у педиатра. О причинах детского плача в видео-школе доктора Комаровского:

Когда стоит беспокоиться?

Вне зависимости от ярких проявлений индивидуальности в 3,5-4 месяца малыш должен обладать определенными способностями (рекомендуем прочитать: ). Если к этому периоду у малыша нет большинства характерных возрастных навыков, родители должны проявить бдительность и обязательно показаться с ребенком врачу. Серьезным поводом для волнений могут быть такие факты:

  • грудничок до сих пор не держит голову, даже в течение нескольких минут;
  • не реагирует на громкий шум, не поворачивает голову на громкий голос;
  • не обращает внимания на яркие игрушки и не тянется к ним;
  • не следит взглядом за движущимся предметом;
  • не разглядывает свои руки, пальцы, не пытается пощупать лицо;
  • может долго, надрывно, бесцельно плакать.

Наличие подобных отклонений у ребенка – это обязательный повод обращения к педиатру либо к невропатологу. После соответствующих обследований и заключения врачей, родители обязаны приложить максимум усилий для того, что бы малыш догнал своих сверстников по психофизическим показателям. Лучшими друзьями ребенка в три месяца должны стать развивающие яркие погремушки, которые в игровой форме помогают малышу познавать окружающий мир и гармонично развиваться.


Интерес малыша к ярким заметным игрушкам - важный фактор, свидетельствующий о правильном гармоничном развитии

Мероприятия, корректирующие развитие

Внимательные и заботливые родители обязаны следить за темпами развития своего малыша, корректировать возможные отклонения. Устранять возникшие проблемы следует только под наблюдением врача после установления причин отклонений, следуя рекомендациям специалистов. Если ребенок до 4 месяцев не проявляет интереса к игрушкам, не узнает голос мамы и папы, не улыбается, равнодушен к окружающему миру, следует проводить ежедневные развивающие занятия с использованием новых ярких погремушек, игрушек и предметов:

  1. Совершенствованию зрения и способности к фокусировке взгляда помогут цветные погремушки. Приобретите несколько детских погремушек разного цвета. Медленно передвигайте их на уровне глаз малыша, чтобы у ребенка была возможность сфокусировать взгляд.
  2. Пользу музыкальных игрушек для грудничка переоценить сложно. Они способствуют развитию внимания и слуха. Хорошо, если есть возможность повесить музыкальную карусель над детским манежем. Малыш будет смотреть, слушать и пытаться схватить ее.
  3. Подбирайте игрушки с различной формой, размером, фактурой. Такое разнообразие параметров в руках малыша будет развивать мелкую моторику, которая имеет непосредственную связь с речью.
  4. Мотивируйте ребенка к движению, ползанию. Заинтересуйте его яркой игрушкой, чтобы у него возникло желание дотянуться до нее, при этом помогайте малышу, подставив под ножки свою ладонь, чтобы он мог упираться и отталкиваться. Так легко и быстро можно сформировать немаловажную способность к ползанию.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, разговаривайте, читайте, пойте и танцуйте вместе, чаще берите на руки кроху, больше обнимайте и целуйте. Эмоциональная связь с мамой – это залог гармоничного и полноценного развития.

Активное общение с родителями для трехмесячного малыша - залог правильного развития. Следует уделять ребенку как можно больше времени, привлекать его к разным видам активности

Заключение

Нельзя относиться к жизни самого близкого человечка невнимательно и безалаберно. Если своевременно не заметить отклонения и пропустить момент, когда решить проблему можно эффективно и быстро, последствия могут быть печальными. Регулярно посещайте педиатра и ежедневно занимайтесь, играйте с ребенком. Не делайте самостоятельных скоропостижных выводов, не паникуйте. На этом этапе большинство отклонений поддаются коррекции.

Информацию о том, что же должны уметь дети в 3 месяца, можно найти в специальных таблицах (не забывайте, что точных данных не существует) или посмотреть видеоролик.

Позади остались три месяца с того времени, как вы принесли кроху из роддома. И если первый тянулся, был полон тревог, то второй и третий пролетели незаметно, ведь малыш растет и становится все более интересным. Что же умеет делать ребенок в 3 месяца? Выделим его основные достижения.

Физические параметры

Каждый месяц, когда вы приходите на плановый осмотр в поликлинику, малышу обязательно измеряют рост и вес. Многие педиатры опираются на цифры, взятые из таблиц, и в большей степени это разумно, поскольку позволяет увидеть динамику развития в целом.

В норме к трем месяцам:

  • вес составляет от 4,5 до 6 кг (прибавка за месяц около 600-800 гр);
  • рост от 56 до 64 см (за месяц прибавка на 2-3 см).

Однако есть много факторов, способных повлиять на полученные результаты. К ним относятся рост и вес при рождении, генетические особенности, тип вскармливания. Так, было бы неправильно ориентироваться лишь на таблицы, составлявшиеся для искусственников, когда мама кормит грудью. При грудном вскармливании прибавка в весе может варьироваться от 500 гр до 2 кг за месяц. Если набор веса маленький, стоит проконсультироваться со специалистом по грудному вскармливанию: возможно, нарушена техника прикладывания к груди или само кормление происходит не по требованию.

Важными критериями при несовпадении с табличным весом являются общее состояние младенца, его активность, интерес к окружающему миру, а также тот факт, что ребенок ест с аппетитом, хорошо писает (не меньше 12 раз за сутки) и какает (около 6 раз). Если все это наблюдается, не стоит переживать по поводу цифр на весах.

Сон

Дети в этом возрасте начинают понимать, что такое режим, и в то же время спят еще достаточно долго: около 10 часов ночью и приблизительно 7 часов днем, распределенные на 3-4 интервала.

Всего ребенок должен спать 17 часов в сутки. Дневной сон так же важен, как и ночной.

Сон малыша все еще занимает большую часть времени

Купание и прогулки

Малыш должен находиться на улице настолько часто, насколько это возможно. Свежий воздух является прекрасной профилактикой респираторных заболеваний, приносит пользу сердечно-сосудистой системе. Периодически берите во время прогулки ребенка на руки, предоставив тем самым ему максимальный обзор.

Купание все больше нравится крохе, особенно если в воде появились яркие игрушки. Требования к процедуре остаются прежними: купать можно в любое время дня, но лучше перед вечерним кормлением. В завершение рекомендуется ополоснуть ребенка водой на 1 градус ниже той, в которой купались.

Перемены в физиологии

К этому времени головка стала более пропорциональна по отношению к туловищу. Продолжается интенсивный рост, и за этот месяц кроха вытянется еще на 2-3 см.
В пищеварительной системе тоже произошли изменения. Желудок увеличился в 2 раза, что объясняет увеличение порций потребляемой еды и лактационные кризы в это время. Продолжайте и дальше кормить малыша только грудным молочком, прикладывая к груди почаще, и через неделю режим кормления вернется в нормальное русло. Питание кормящей матери по-прежнему должно быть сбалансировано.

В случае, если 3-й месяц жизни попал не на летний период, когда есть возможность получать солнечные ванны естественным путем, педиатр может прописать прием витамина D в каплях для профилактики рахита. Не пренебрегайте этой рекомендацией.

Координация движений становится более совершенной: малыш осознанно берет игрушки в руки, рассматривая их, изучает с помощью рук свое лицо, переворачивается. Все так же важно делать с крохой гимнастику и зарядку.

Рефлексы

Некоторые рефлексы сохраняются только на протяжении трех месяцев со дня рождения, другие сопровождают ребенка всю его жизнь. По времени появления и исчезновения временных рефлексов можно определить, не отстает ли младенец в развитии. В это время наблюдаются следующие из них:

  1. Хоботковый рефлекс . Малыш вытягивает губки в форме хоботка, если пальцами как бы постучать по губам.
  2. Сосательный рефлекс . Кроха активно сосет соску.
  3. Хватательный рефлекс . Вложите в ладошку малютки свой палец - он крепко схватится за него. Похожая картина, но с меньшей силой, наблюдается при нажатии на подошву между вторым и третьим пальцем - стопа сжимается. Рефлекс угасает к 4 месяцам.
  4. Поисковый рефлекс . Поглаживая уголки губ, вы увидите, как малыш поворачивает голову в ответ на раздражение и открывает рот. Этот рефлекс очень выражен, когда кроха хочет есть.
  5. Рефлекс объятия Моро . Суть его в том, что при похлопывании по столу или по бедру, а также при неожиданном шуме, малыш отводит руки в стороны и разгибает пальцы, после чего они возвращаются «на место». Со стороны кажется, будто ребенок пытается обнять.
  6. Рефлекс опоры . Удержание крохи за подмышки приводит к тому, что он сгибает ножки во всех суставах. Но как только подошва ног соприкасается с твердой поверхностью, он начинает упираться полной стопой и делает движения, похожие на ходьбу.
  7. Рефлекс ползания Бауэра . Ребенок лежит на животе, к подошвам ног приставляются ладошки. Как только он почувствует опору, то постарается оттолкнуться и проползти.


Рефлексы играют важную роль в оценке развития ребенка

Основные навыки

Можно сказать, что развитие ребенка в 3 месяца достигает определенной вехи, когда подводятся первые итоги его собственных успехов. Младенец становится все более активным. Умения ребенка проявляются следующим образом:

  1. Малыш уверенно держит голову , поднимает ее с позиции лежа на животе, ворочает ей по сторонам. При этом он опирается на предплечья, ладони чаще раскрыты, чем собраны в кулачки.
  2. Перекатывается с живота на спину или бочок . Если вы наблюдаете, что ребенок производит подобную попытку, помогите ему. Покажите погремушку в пределах его поля зрения, но немного в стороне. Кроха сначала повернет на звук голову, затем плечи и туловище.
  3. Смех и улыбки теперь будут радовать вас все чаще. Впервые малыш может заразительно рассмеяться именно в три месяца, например, от того, что папа громко чихнул. Кроха очень любит поговорить, конечно, пока на своем языке, но гуления младенцев услаждают слух не только родителей, но и практически всех окружающих его людей.
  4. Не выносит долгого одиночества . А как иначе! Ведь ребенок начинает осознавать, что такое социум, с вниманием прислушивается к взрослому разговору. Поэтому, если мамы какое-то время рядом нет, он уверенно заявит о своем недовольстве.
  5. Слух уже хорошо развит, поэтому, если близкий человек подходит сзади и заговаривает, кроха повернет голову в его сторону и сможет найти его взглядом. Ребенок в 3 месяца способен различать голосовые интонации и соответственно реагировать: на ласковую речь - улыбкой и оживлением, на упрек в голосе - настороженностью и плачем.
  6. Захватывает игрушки руками . У малыша в три месяца уже сформировано бинокулярное зрение, позволяющее давать правильную оценку расстоянию, на котором находится предмет. Поэтому малыш с удовольствием бьет ручонками по подвешенным игрушкам, захватывает крупные яркие предметы.
  7. Ручки во рту - обычная картина. Поскольку гипертонус мышц, сковывающий движения ладошек, позади, руки становятся одним из первых предметов для исследования через рот.


Яркие игрушки очень привлекательны

Игры и гимнастика

Занятия на фитболе. Уложите кроху животом на мяч, одной рукой придерживая спинку, другой - захватывая бедро. Покатайте его вперед-назад, влево-вправо, при этом проговаривая все свои действия.

Упражнение, стимулирующее перевороты. Кроха лежит на спине, приподнимите его правую ногу за голень и поведите влево, будто перекидываете ее. Это для него самый сложный момент в перевороте. Стоит также выполнять основной комплекс упражнений, рекомендуемый педиатрами для этого возраста.

Игрушки, разные по размеру и осязанию. Давайте подержать крохе игрушки разных геометрических форм, фигурки животных, гладкие и рельефные предметы. Это будет стимулировать пальчиковое развитие.


Гимнастикой стоит заниматься с самого рождения

Пальчиковая гимнастика. Массаж ладошек и пальцев должен проходить в форме игры с потешками и стишками. Подойдет «сорока-ворона» или «у девочек и мальчиков есть на руке 5 пальчиков».

Ку-ку, мой зайчик. Да, дети очень любят играть в игры, где родители закрывают лицо руками, а затем кукукают. Главное, не скупиться на положительные эмоции. Поиграть в прятки можно, закрыв лицо платком и спрашивая: «Где мама?»

Кто как говорит. Крохе будет очень интересно слушать, как мычит корова, лает собака или поет петушок в вашем исполнении, поэтому разнообразьте занятия с малышом подобными звуками.

В занятиях с ребенком очень важно поддерживать зрительный контакт и объяснять все свои действия словами. Почаще пойте песенки, говорите короткие фразы в рифму. Общение существенно влияет на поведение ребенка, поэтому независимо от того, прогуливаетесь ли вы по парку во время бодрствования малыша или меняете подгузник, говорите с ним как можно чаще.

С каждым днем навыки ребенка приобретают все более осмысленный характер. И это большое счастье наблюдать, как маленький человечек день за днем исследует себя и окружающий мир, учится чему-то новому.

Девиз этого месяца:
«Ни дня без новых достижений или открытий!»

На третьем месяце жизни ребенок проявляет уже гораздо большую активность - как в физическом, так и в эмоциональном плане. Научным языком говоря, срабатывает «комплекс оживления» - малыш демонстрирует позитивную эмоциональную реакцию в ответ на обращение к нему взрослого . Это свидетельствует о правильном развитии малыша.

В два месяца ребенок узнает знакомых взрослых не только зрительно, но и по голосу, по запаху. Он улыбается, отвечает «агуканьем», если с ним говорить, старается подражать каким-то звукам, активно машет ручками-ножками . Это свидетельствует о развитии эмоциональной сферы ребенка.

Ребенок в третий месяц жизни, находясь в хорошем настроении, может подолгу гулить, произнося гласные и согласные звуки , сливая их в незамысловатые комбинации типа «а-а-а-а-у», «г-у-у-у» и др. Это подготовительный этап развития речи.

Малыш начинает смеяться (до этого только улыбался). Он видит, как взрослые реагируют на его «разговоры» и смех и начинает осознанно налаживать контакт с окружающими . Пробует визжать, изучая возможности своих голосовых связок.

Ребенок в два месяца становится более восприимчивым к окружающим звукам. Его могут разбудить шаги, шум воды, звук звонка или телефона и т.п. На незнакомый звук реагирует, как и раньше, замиранием.

Если малышу что-то не нравится, он обязательно даст об этом знать кряхтением или недовольным видом. Теперь ребенок даже плачет по-разному в зависимости от ситуации. Мамочка уже может различить, что означает тот или иной плач: хочет ли малыш есть, спать или просто привлечь к себе внимание взрослого.

Ребенок начинает улавливать закономерность - после его плача следует внимание со стороны взрослых (кормление, переодевание и т.д.).

Растет малыш по прежнему стремительно (до 3-5 см за месяц!), а масса тела может увеличиться на 800 грамм. Еще бы: ведь за сутки малыш съедает грудного молока около пятой части своей массы. В этот период некоторые мамы начинают ощущать нехватку грудного молока.



Главное - не паниковать, увеличить потребление жидкости и помнить , что сигналом для выработки пролактина (гормона, ответственного за выработку грудного молока) является сосание груди ребенком, частота кормлений и их длительность.

То есть прикладывайте малыша к груди по первому требованию. В случае необходимости проконсультируйтесь со специалистом по грудному вскармливанию.

Но если вы все же решили ввести смесь в рацион ребенка, то внимательно прочитайте инструкцию по ее приготовлению, разведите компоненты строго по инструкции и вводите смесь в рацион постепенно: в первый раз дайте ребенку не более 20 мл, увеличивая объем смеси с каждым новым кормлением.

Родничок малыша в два месяца все еще открыт, хоть и немного уменьшился.

В два-три месяца ребенок умеет:

  • Управлять своими ручками . Хватательный рефлекс постепенно угасает, - и малыш начинает осознанно брать предметы в руки. Движения ребенка становятся осмысленными и более скоординированными. Яркую игрушку он наверняка захочет взять в ручку и… попробовать на вкус. А вдруг вкусная?
  • Кулачки к третьему месяцу жизни ребенка становятся немного более разжатыми , малыш пытается хлопать, с интересом ощупывает свои ручки.
  • Приподнимается на локтях и удерживает головку, лежа на животике. В таком положении гораздо больше интересного вокруг можно рассмотреть. Некоторые дети с удовольствием подолгу готовы лежать на животике и осматривать все вокруг.
  • Малыш к третьему месяцу жизни может фокусировать взгляд на каком-то ярком предмете и смотреть на него до полминуты!
  • При не быстром перемещении яркого предмета ребенок следит за ним и даже поворачивает голову вслед за предметом.
  • На звук реагирует поворачиванием головы и ищет источник звука , если тот находится вне поля зрения малыша. На ваш голос ребенок сразу найдет вас глазками, если вы в поле его зрения.
  • Открывает ротик при виде груди или бутылочки со смесью . Рефлекс поиска постепенно угасает к трем-четырем месяцам.
  • Ребенок начинает делать попытки перевернуться со спинки на бочок или даже на живот . Но большинство карапузов совершают свой первый переворот в 3-4 месяца.
  • Малыш сосет все, что попадаем ему в ротик . Будь то соска или собственный пальчик, но ребенок уже хорошо понимает разницу, поэтому, будучи голодным, он откажется сосать соску и быстро выплюнет ее.


Занятия с ребенком в третий месяц жизни:

Малыш в два месяца все больше времени проводит, бодрствуя , у него появляется больше возможностей, чтобы изучать окружающий мир. Некоторые около 2-х часов могут не спать, просыпаясь даже ночью, чтобы немного поиграть.

Днем любую свободную минутку нужно использовать с пользой. «Развивающими» можно сделать даже самые обычные процедуры по уходу за ребенком: переодевание, купание, прогулки на улице.

  • К массажу и гимнастике можно добавить процедуры закаливания. Разденьте малыша на несколько минут, пусть подрыгает ручками и ножками в свое удовольствие. Потом переверните его на животик, пусть немного полежит так. Оптимальная температура для занятий 22 градуса.
  • Купите цветные носочки и надевайте попеременно на ручки . Малыш будет рассматривать свои ручки, тянуть их к себе и таким образом освоит новые возможности в управлении своим телом.
  • Попеременно вкладывайте в ручки ребенка небольшие предметы с разной на ощупь поверхностью . Малыш с удовольствием будет ощупывать и изучать игрушки. Подобные занятия способствуют развитию моторики рук, что тесно связано с развитием зон мозга, отвечающих за речь ребенка. Также это начальный этап в обучении самостоятельно удерживать ложку, ручку, карандаш.
  • Придерживая ребенка за ручки, подтягивайте и усаживайте его . Данное упражнение полезно для осознания малышом себя в вертикальном пространстве, в новом положении «не лежа».
  • Тренируйте речь ребенка уже сейчас! Говорите «агу», и он будет пытаться что-то ответить, повторяйте за малышом его «слова», читайте коротенькие стихи, напевайте песенки.
  • Выучите несколько стишков, потешек наизусть и рассказывайте их малышу , например, во время переодевания, купания, особенно если ребенок не любит эти процедуры. Возможно, стихотворение сможет его отвлечь. Если какие-то рутинные действия будут сопровождаться стихами, у ребенка начнут формироваться причинно-следственные связи. Например, можно рассказывать одно и то же стихотворение или петь песенку, когда спускаетесь по лестнице на прогулку, готовите одежды для переодевания и пр.
  • Носите ребенка на руках, показывайте комнату, смотрите в окно, постоянно комментируйте все, что видите. Гуляя на улице, тоже поднимайте ребенка и показывайте ему окружающий мир.


  • Следите за тем, чтобы во время занятий малыш хорошо себя чувствовал , был настроен на общение. Если он начинает капризничать, то, скорее всего, кроха устал, нужно прекратить занятия и дать ребенку отдохнуть.
  • Не оставляйте малыша одного на диване или других высоких поверхностях . Хоть и кажется, что он никуда не денется, но на самом деле, ребенок (даже в два-три месяца!) запросто может перевернуться и упасть. В крайнем случае, обложите его одеялами и подушками, которые не позволят крохе повернуться.
  • Если вы еще не записались в бассейн с малышом, то поспешите это сделать. Младенец после рождения еще сохраняет способности к плаванию до 3-4 месяцев. Он рефлекторно задерживает дыхание при нырянии и даже умеет держаться на воде.
    Изучив методику обучения младенцев плаванию, вы можете принимать с малышом ванну. Тем более что благоприятный эффект плавания трудно переоценить. Плавание благотворно влияет на физическое и психомоторное развитие ребенка, ускоряет формирование его двигательных умений, укрепляет нервную систему, оказывает массирующее воздействие и закаливающий эффект.
  • Прохладная погода не должна быть препятствием для прогулок на свежем воздухе . Даже в зимнее время нужно проводить на улице 2-3 часа. Одевая ребенка на улицу, нужно учитывать не только температуру воздуха, но и влажность, и силу ветра.
    Не закрывайте малыша от солнечного света, на третьем месяце жизни возможно развитие рахита у крохи. Потому наоборот, позволяйте ребенку принимать солнечные ванны, но исключая попадание прямых солнечных лучей с 11 до 16 часов дня.
  • И помните, если малыш в третий месяц жизни делает немного больше (или немного меньше) упомянутого, не паникуйте . Ребенок никому ничего не должен. Не научился сегодня - научится завтра.

Как часто вы ходили с ребенком на прогулку? Что умел делать ваш малыш в два месяца?

Вопросом о том, как развить ребенка в 3 месяца, задаются многие родители. Повышенный интерес к этой теме в это время особенно актуален, ведь малыш наконец-то начинает проявлять эмоции и осознает свою физическую силу. В этом возрасте происходит резкий скачок во всем, чему научился кроха. Этап этот настолько важный, что стоит подробно рассмотреть все изменения, происходящие с малышом в этом возрасте.

Особенности периода

Этот возраст некоторые педиатры считают погранично-переходным, и некоторые утверждают даже, что срок беременности у женщин должен быть 12 месяцев, а не 9. Объясняют они свою теорию тем, что только через 3 месяца после рождения малыш становится способным к жизни вне материнской утробы и обретает социальные качества.

Ребенок в 3 месяца действительно кардинально меняется: он меньше плачет и больше общается, у него проходят младенческие колики, он начинает проявлять интерес к окружающему миру, физически становится более крепким и координированным, совершенствуются его слух и зрение.

Слух и зрение

Первое, на что обращают внимание мамы 3-месячного крохи, — это то, что он начинает прислушиваться к незнакомым звукам. Мало того, он даже поворачивается на

Существенно увеличивается расстояние, с которого малыш способен различать звуки: сейчас он слышит все звуки, раздающиеся в радиусе трех метров от него. При рождении это расстояние было в 2 раза меньше.

Особенно трогательным открытием для родителей становится то, что развитие трехмесячного ребенка достигло того уровня, когда он узнает близких ему людей. Увидев знакомое лицо, малыш начинает улыбаться и гримасничать. Маленький способен также голосом обозначить свое открытие и эмоцию.

Ребенок в 3 месяца подолгу рассматривает свои ручки: шевелит пальчиками, складывает их в кулачки. Также объектом внимания становятся мамино лицо и грудь, вращающиеся игрушки над кроваткой.

Крупная моторика

Значительно улучшается крупная моторика ребенка. Теперь его уже не так просто застать в одном положении — он настойчиво пытается поднять голову и корпус тела, шевелит ручками, поднимая и опуская их.

Лежа на животе, малыш старается подняться на ручках, поднимая при этом голову под углом в 90 градусов. В таком положении он способен удержаться в течение 30-50 секунд. Из положения полулежа ребенок также все время стремится сесть, а из положения лежа на животе или спине умудряется переворачиваться на бочок.

Когда родители несут крошку на руках, он удерживает головку прямо, поэтому ее уже не нужно поддерживать всякий раз, поднимая свое чадо.

Мелкая моторика

Умилительным в это возрасте становится интерес ребенка к игрушкам и стремление взять их в ручку. Кто-то в этом возрасте умудряется держать погремушку в руках и даже отправляет ее в рот, а кто-то пока только пытается произвести захват. В обоих случаях координация движений младенца стремительно улучшается.

Привлекательными объектами для облизывания становятся в этом возрасте не только игрушки. В рот тянется все, до чего удается дотянуться: пеленки, игрушки, мамины пальчики, собственная одежда.

Проявляются и исследовательские таланты: ребенку нравится трогать разные предметы, лица и волосы. Осязая, он ощущает предмет.

Социальное развитие

В этом возрасте малыш резко социализируется и из отрешенного человечка превращается в человека с осознанными желаниями, капризами и интересом к своему небольшому окружающему миру.

В 3-хмесячном возрасте маленький ребенок начинает интересоваться всем, что происходит вокруг него: его привлекают незнакомые звуки, он начинает следить за передвижением родителей. Крохе нравится, когда мама или папа носят его по дому и рассказывают об окружающих вещах.

Формируется внутренний мир крохи: он уже не просто узнает маму и папу, а старается привлечь их внимание, суча ножками, корча рожицы или агукая. В этом возрасте многие дети впервые начинают умилительно смеяться в голос.

Развитие собственной речи

Развитие трехмесячного ребенка и его напрямую зависит от слуха. Способность слышать появляется с первых дней жизни и к трем месяцам достигает того уровня, который обеспечивает стремительный прогресс в речи и в целом оказывает положительное влияние на развитие ребенка. В 3 месяца жизни малыш впервые начинает смеяться в голос, что также отражает развитие слухового и речевого аппаратов.

Именно поэтому к трем месяцам малыш начинает активно гулить, успокаивая себя и разговаривая с собой. С ребенком даже можно говорить, он отвечает простыми звуками — «ааа», «ууу», «ыыы». Речевые навыки ребенка в 3 месяца таковы, что он может даже комбинировать звуки или заменять другими гласными.

Каждый из них теперь имеет свою интонационную наполненность. С помощью эмоциональной окраски произносимых гласных ребенок выражает свое состояние: когда голоден, когда что-то беспокоит и когда Каждое из этих состояний имеет теперь свою интонационную характеристику, что также отражает характерные умения ребенка в 3 месяца.


Навыки самообслуживания

Ребенок в 3 месяца, безусловно, до сих пор беспомощен, а слово «самообслуживание» здесь имеет несколько обобщенное значение. Однако оно способно отразить суть процесса, который заключается в умении ребенка помочь себе в чем-либо.

Так, к трем месяцам малыш способен взять нужный ему предмет и поднести его к глазам, чтобы лучше рассмотреть, или ко рту, чтобы облизать. Однако, взяв ту же соску, он не с первого раза сможет поместить ее в рот нужным образом, а если у него получится, то, скорее всего, случайно.

Помимо этого, кроха способен сам поддерживать бутылочку с водой, а также мамину грудь во время кормления. Также ребенок открывает ротик, когда понимает, что его пытается напоить водичкой с ложки.

Режим дня

К трехмесячному возрасту кардинально меняется у малыша. Во-первых, он реже прикладывается к груди — вместо 12-ти кормлений в сутки после рождения ему хватает 8-ми. Второе качественное изменение касается продолжительности ночного сна: малышу теперь хватает 10-11 часов отдыха с двумя ночными кормлениями. Третий важный момент относится к продолжительности дневного сна. После трех месяцев ребенок спит трижды в день продолжительностью по 1,5-2 часа.

Кроме того, сон у крохи становится более крепким, теперь он не просыпается при попытке переложить его в его кроватку. Это объясняется тем, что теперь сон у детей начинается с глубокой фазы, а не быстрой, как было в первые три месяца.


Массаж

После трех месяцев у малыша обычно исчезает повышенный тонус рук и ног, благодаря чему он начинает лучше координировать свои движения. Однако получается это не всегда и не у всех. Как развить ребенка в 3 месяца с помощью массажа? Чтобы помочь ему научиться владеть мышцами, неонатологи рекомендуют регулярно делать специальный массаж, улучшающий кровообращение и тактильную чувствительность малыша. Благодаря этой процедуре также развивается мышечная сила.

Технология массажа очень простая: он выполняется в виде поглаживаний, легких растираний, круговых движений. Все манипуляции должны проводиться очень бережно, с легким нажимом. Каждая процедура повторяется 2-3 раза.

Последовательность и характер действий при массаже малыша:

  • Начинаем с ручек и ножек. Массаж осуществляется путем поглаживаний и круговых движений.
  • По завершении можно выполнить ряд пассивных упражнений для развития мускульной силы. Для этого рекомендуется разводить и скрещивать ручки на груди ребенка. Для развития мышц на ножках выполнять скользящие движения ступни по поверхности стола — вперед и назад.
  • Быстрее овладеть собственным телом поможет процедура «переворот». Для этого нужно бережно переворачивать малыша с живота на спинку и наоборот, поддерживая при этом за таз.
  • Не следует забывать про животик и спинку. Массировать животик круговыми движениями пальцами и кулаком очень бережно. А спинку следует гладить круговыми и зигзагообразными движениями подушечками пальцев.
  • Не забываем про пресс. Удерживая за ручки, приподнимать голову и туловище ребенка до полусидячего положения.
  • Также неонатологи рекомендуют массировать ступни малыша, «боксировать» кулачками ребенка и покачивать детей на массажном мяче.


Как заниматься с ребенком

Условием гармоничного развития ребенка являются занятия с ним его родителей. К трем месяцам малыш реагирует на ласку, голос и нуждается в общении. Как развить ребенка в 3 месяца, как заинтересовать его и научить новым умениям?

  • Проявляйте любовь: обнимайте ребеночка, целуйте его пальчики и животик, дуйте на ступни. Это необходимое условие для того, чтобы он чувствовал себя нужным и защищенным.
  • Слушайте музыку вместе с ним. Выбирайте классические мелодии и негромкий звук. Хлопайте в ладошки в такт музыке.
  • Маленькие детки очень любят, когда мама поет им песенки. Ничто не заменит нежную колыбельную в мамином исполнении.
  • Издавайте разные звуки и стройте гримасы — это сподвигнет малыша повторять звуки за вами и развивать свой речевой аппарат.
  • Научите ребенка находить источник звука.
  • Развивайте его обонятельные способности: давайте нюхать банан, хлеб, цветок.
  • Также работайте с осязанием: предлагайте малышу поочередно твердые и мягкие предметы, легкие и тяжелые, колючие и нежные.
  • Покажите крохе, что в разговоре есть ритм: общаясь с ним, останавливайтесь, словно ждете ответа. В скором времени малыш начнет ворковать с вами.


Рассказать друзьям