Агрессивные и жестокие подростки в россии. Подростковая жестокость: самые громкие случаи и почему они происходят

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Агрессия и жестокость, являясь индивидуально-личностными характеристиками, воздействуют на качество социальной жизни и жизни каждого человека. В последние десятилетия агрессивное поведение подростков стало одной из социальных проблем современного общества. Агрессия происходит от латинского слова "aqqressio" - нападение. В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой агрессии даётся два определения: "Незаконное, с точки зрения международного права, применение силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкасаемости или политической независимости другого государства"; "открытая неприязнь, вызывающая враждебность". С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство "Азъ", 1992. - С. 45. В этом же словаре даётся определение слову агрессивный: наступательно-захватнический; враждебный и вызывающий; оказывающий вредное воздействие.

В психологическом словаре под редакцией В.П. Зипченко и Б.Г. Мещеряковой даётся определение: агрессия - это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. - С. 72. В словаре по социальной педагогике Л.В. Морданаева используется определение агрессии, как поведения, связанного с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или угрозой таковой, разрушительное воздействие на группу. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002. - С. 23.

Агрессивность - устойчивая черта личности, проявляющаяся в деструктивном поведении, противоречащем нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессивность может причинить окружающим людям физический вред или вызвать у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Уровни агрессивности обусловлены негативной социализацией, приобретением негативного жизненного опыта в социальной среде. Как черта личности агрессивность бывает импульсивная, аффективная, экспрессивная и целенаправленная. Аффективная - краткосрочная возникшая в результате сильного душевного переживания вызванного резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Проявляется в критических опасных для субъекта условиях при невозможности им найти другой адъективный выход. Даже самый миролюбивый человек, если его поставят в определённые условия (будут на его глазах терзать его ребёнка) способен на применение насилия вплоть до убийства. Импульсивная - агрессия, возникающая без достаточного сознательного контроля, возникающая под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. В детстве появляется под воздействием страхов и кратковременных депрессивных эпизодов. Экспрессивная - ярко выраженная. Всем своим видом субъект подчеркивает своё агрессивное отношение к окружающим. Целенаправленная - агрессия, направленная на определённый объект ради достижения определённой цели. Проявляется даже в детском возрасте, когда один ребёнок стремиться силой завладеть игрушкой другого. Целенаправленная - осознанная агрессия, направленная на достижение определённого результата. Например, подросток проявляет агрессию по отношению к одноклассникам стремясь занять лидирующее положение в классе.

Агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект определиться причинить ущерб. Может иметь различные проявления от демонстрации неприязни до словесных оскорблений и применения физической силы Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - СПб., 2005. - С.98.. Агрессивные действия - деструктивные действия выступающие, как средство достижения какой либо цели; способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности; форма самореализации и самоутверждения. Можно выделить формы проявления агрессивных действий: физическая - нанесение телесных повреждений; вербальная - словесное проявление агрессивности; прямая и косвенная аутоагрессивная - самообвинение, самоунижение, самоубийство; враждебная - причинение вреда; инструментальная - использование агрессии для достижения какой-либо цели.

Наряду с понятием «агрессия» рассматривают понятие «жестокость». По сравнению с жестокостью агрессивность -- более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Можно утверждать, что жестокость -- особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность имеют природный характер, то жестокость -- явление социального происхождения, присущее лишь человеку, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области -- социальной. Платонова Н. М. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации. - СПб. - 2003. - С. 32. Жестокость определяется, во-первых, как свойство личности, заключающееся в стремлении причинять страдания другим людям, и, во-вторых, как осознанные действия, направленные на причинение таких страданий. Представляется, тем не менее, что жестокость можно рассматривать и как самостоятельный мотив преступного поведения.

Мотивация совершения жестоких преступлений неоднородна. Можно выделить следующие типы жестокости: импульсивную жестокость (непосредственная реакция на ситуацию, связанная с эмоциональной несдержанностью); инструментальную жестокость (использование жестокости в отношении потерпевшего в качестве средства достижения преступной цели); «вынужденную» жестокость как результат подчинения требованиям или даже угрозам лидера группы, стремящегося создать обстановку круговой поруки; жестокость, как результат групповой солидарности, реализующей стремление сохранить или повысить свой престиж в группе (в определенном смысле можно говорить, что это разновидность инструментальной жестокости, но в этих случаях субъект ориентирован на достижение с ее помощью не преступной, а иной личностно значимой цели); жестокость, как основной мотив и цель преступного деяния: реализация деструктивного способа самоутверждения, садизм, враждебная агрессивность к окружающему. Таким образом, жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Агрессия и жестокость представляют собой проявление насилия.

Раскрывая особенности агрессии и жесткости, следует отметить, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Существуют внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, которые складываются уже в дошкольном возрасте. Исследователи отмечают общее нарастание агрессивных и негативистских тенденций. Можно определить основные тенденции половозрастной динамики показателей физической, вербальной, косвенной агрессии и негативизма. В результате исследования было установлено, что показатели физической агрессии у мальчиков имели тенденцию к снижению в 16-ти летнем возрасте, однако в дальнейшем уровень их агрессивности восстанавливается. У девочек такой спад отмечался в 14-ти летнем возрасте, но уже к 15-ти годам наблюдалось значительное усиление физической агрессии, а затем дальнейшая ее стабилизация. Показатели вербальной агрессии у мальчиков относительно постоянны на всех возрастных этапах развития и лишь в 17-ти летнем возрасте наблюдается их увеличение. У девочек следует отметить два пиковых возраста: показатели вербальной агрессии значительно увеличивались в 15 и 17 лет. Некоторой скачкообразностью отличается динамика косвенной агрессии у мальчиков. Имело место существенное повышение показателей этого типа агрессии в 15-ти летнем возрасте. У девочек наблюдалась плавная тенденция к усилению косвенной агрессии от 13-ти к 17-ти годам. Показатели негативизма резко увеличивались у мальчиков только в 17-ти летнем возрасте, у девочек наблюдалось постепенное нарастание негативизма от возраста к возрасту. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: 2006. - С. 192. В целом, сравнивая детей подросткового и юношеского возраста, следует отметить, что у мальчиков наблюдались значимые различия в динамике нарушений поведения лишь по показателям физической агрессии - у юношей они существенно ниже. У девочек юношеского возраста показатели всех типов нарушений поведения были достоверно выше, чем у девочек-подростков.

Относительно половых различий можно констатировать, что у мальчиков всех возрастов склонность к реакциям физической агрессии была выражена сильнее, чем у девочек. Исключение составляли лишь дети в возрасте 16 лет, когда эти показатели паритетны у обоих полов. Вербальная агрессия была сильнее выражена у мальчиков 13-14-летнего возраста, однако в дальнейшем соотношение значительно менялось. Начиная с 15-ти летнего возраста показатели этого вида агрессии у девочек были выше, чем у мальчиков. Косвенная агрессия у девочек была выражена сильнее на протяжении всех возрастных этапов. Сила реакций негативизма у мальчиков и девочек различалась несущественно (кроме возраста 16 лет).

Схожие тенденции наблюдались при сравнении мальчиков и девочек подросткового и юношеского возрастов. Так, в подростковом возрасте мальчики отличались более выраженной тенденцией к реакциям физической агрессии, а девочки - к косвенной агрессии (по остальным типам нарушений различия не достоверны). В юношеском возрасте девочки превосходили мальчиков по показателям вербальной, косвенной агрессии и негативизма. Склонность к физической агрессии различалась не существенно.

Подростковая агрессия, является чаще всего следствием общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т. п.). Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1995. - С. 90. Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, жестокость для них -- своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки. Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.

О.И. Шляхтина показала зависимость уровня агрессивности от социального статуса подростков. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и «отверженных». В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором -неудовлетворенностью своим положением. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97. - СПб., 1997. - С. 56. Агрессивные подростки и юноши, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится: бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем, среди агрессивных подростков и юношей встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа «выживают сильные, слабые вымирают».

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность агрессии представляет собой отклоняющееся от нормы поведение, связанное с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или угрозы таковой, разрушительное воздействие на группу. Сущность жестокости представляет из себя морально-психологическую черту личности, проявляющуюся в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Подростки более склонны к агрессии, чем юноши. Жестокость и агрессивность является характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Агрессивные подростки и юноши отличаются некоторыми общими чертами, для них характерно бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.

…В последнее время не проходит и дня, чтобы в новостных лентах и социальных сетях не появлялись сообщения о том, что подростки жестоко избили или убили сверстника, прохожего, растерзали животных. Несмотря на гневные комментарии общественности, возмущение школьных педагогов и родителей, профилактическую работу полиции, такие случаи продолжают множиться. В этой статье мы сделали подборку семи самых громких преступлений, совершенных за последние два года. И это только вершина айсберга подростковой жестокости.

1. Девятиклассник устроил стрельбу в подмосковной Ивантеевке. Трагедия произошла 5 сентября в местной школе №1.

15-летний девятиклассник пришел на уроки, вооруженный травматическим пистолетом и молотком. Сперва он разбросал по коридору школы петарды, а затем ворвался в один из классов, где в тот момент вела урок его классная руководительница. Девятиклассник вел себя крайне агрессивно.

Он скомандовал ученикам сесть, а затем выстрелил из пистолета в потолок и в педагога. Стрелок попал учительнице в голову. Позже ее госпитализировали с огнестрельным ранением. Школьники перепугались и в начавшейся суматохе стали выпрыгивать из окон второго этажа. По данным информагентств, травмы получили трое подростков 14-ти и 15-ти лет. У одного диагностировали перелом позвоночника, у другого - обеих ног, у третьего - открытый перелом предплечья.

Малолетнего стрелка задержала полиция. В сопровождении родителей его увезли в местный ОВД. Пока неизвестны причины, по которым мальчик решился на подобное. По некоторым данным, он готовил акцию заранее.

2. В поселке Голубая Нива Славянского района Краснодарского края 31 августа 12-летний подросток насмерть забил друга куском металлической трубы.

Следствие установило, что он 6 раз ударил сверстника по голове, отчего мальчик скончался на месте. Все это время рядом находились еще двое подростков. Они никаким образом не вмешались в ситуацию, а просто стояли и смотрели, как умирает их приятель. По факту смерти подростка следственный комитет возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ «Убийство».

Назначена судебно-медицинская экспертиза, устанавливаются все обстоятельства и причины произошедшего. Но поскольку подросток не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, решается вопрос о помещении его в специализированное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей.

3. В декабре 2016 года московская школьница устроила публичное избиение 13-летней одноклассницы, чтобы самоутвердиться.

Девушка била свою ровесницу под одобрительные крики одноклассников около 20 минут во дворе школы, а дети снимали все происходящее на телефон. Остановить драку удалось случайному прохожему, который вызвал полицию и скорую помощь. Медики увезли пострадавшую в больницу, где у нее диагностировали сотрясение мозга, ушиб передней брюшной стенки, различной степени тяжести гематомы и ушибы. Учащуюся избили за то, что она выделялась из толпы.

Как рассказала мама девочки, ее дочь-восьмиклассница не пила и не курила, тем самым не поддерживая подростковую группу.

Аналогичный случай произошел в июне 2016 года в Королеве. 15-летнюю девочку жестоко избили одноклассники и выложили видеозапись в социальные сети.

4. В июле 2017 года произошла трагедия под Новосибирском, где четверо подростков до смерти забили 40-летнего мужчину палками.

Как выяснили следователи, два 16-летних, один 15-летний и один 11-летний мальчишки избили мужчину, который сделал им замечание на улице, палками от забора и ногами. От полученных травм прохожий скончался. Инцидент произошел в селе Сокур Мошковского района.

С места происшествия подростки скрылись, однако полицейские их разыскали. Фигурантам дела предъявили обвинения, по решению суда их заключили под стражу. 11-летнего участника из-за возраста не привлекли к уголовной ответственности.

5. В октябре 2016 года все в том же Новосибирске 13-летняя девочка попросила 16-летних друзей расправиться с ее бабушкой и маленьким братом.

Убийству удалось помешать благодаря рано вернувшейся домой маме школьницы и соседу-спецназовцу. В день преступления подростки подъехали на место преступления с ножом, битой и ключами от квартиры, которые им заранее передала 13-летняя хозяйка. В квартире подростки обнаружили топор. Как официально описывает бойню следственный комитет, «подросток нанес множественные удары деревянной битой и ножом по телу, а его 16-летняя подруга в это время ножом причинила ранения 11-летнему внуку и заперла его в комнате».

В этот момент домой вернулась 41-летняя хозяйка. Налетчик, обернувшись, на пороге несколько раз ударил ее топором по голове и телу. На крик женщины о помощи выскочил сосед по лестничной клетке - военнослужащий-спецназовец. Ему удалось предотвратить убийство. Подростков задержали.

Выяснилось, что у 13-летней заказчицы убийства семья - благополучная. Возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство двух и более лиц, сопряженное с разбоем». Но для 13-летней девочки - организатора преступления - возраст уголовной ответственности на тот момент не наступил.

6. В ноябре 2016 года в Псковской области 15-летние подростки обстреляли полицейских, а потом покончили жизнь самоубийством.

Мальчик и девочка вскрыли сейф в доме родственников и взяли ружье. С ним они заперлись на даче и открыли огонь по полицейским, чья машина припарковалась у дома, при этом они включили прямую трансляцию в интернете.

Когда группа захвата ворвалась в дом, подростки были мертвы. Они покончили жизнь самоубийством. Сразу появились романтические трактовки трагедии. Этих подростков стали сравнивать с Бонни и Клайдом - знаменитыми американскими грабителями-любовниками или даже с Ромео и Джульеттой.

7. В октябре 2016 года на всю страну прогремела новость о том, что в Хабаровске три девушки под прикрытием волонтерства забирают из приютов бездомных животных, а затем издеваются над ними, а затем выкладывают видеозаписи и фотографии своих зверских деяний в интернет.

По версии следствия, жертвами подростков стали не менее 15 животных и птиц. К слову, были среди объектов их нападок и люди. К счастью, до убийств дело не дошло, но были зафиксированы факты издевательств над сверстниками. В августе этого года суд вынес приговор живодеркам. Они проведут разные сроки в колонии общего режима, а кроме того будут задействованы на общественных работах.

Почему подростковая жестокость стала таким распространенным явлением в последнее время? В чем истинная причина проявления злости и агрессии? Нет однозначного ответа на эти вопросы. Это может быть и негативное воздействие СМИ, попытка самоутвердиться или желание показаться «крутым». Любые родители обеспокоены тем, как вырастить ребенка достойным человеком, и как суметь его оградить от проявлений жестокости других.

Опасные источники

Семя зла может быть посеяно как дома, так и в семье подростка. Попав в благодатную почву сложившихся обстоятельств, нежная детская психика не всегда может самостоятельно справиться с негативным воздействием. К сожалению участились случаи, когда подростки снимают на телефон сцены избиения, и выкладывают видео в социальных сетях. Следует отметить, что девочки порой проявляют агрессию в более жесткой форме, чем мальчики. Известно немало подобных случаев с весьма печальными последствиями.

Из–за нехватки жизненного опыта и отсутствия ответственности за свои действия, подростки не понимают, что подобное поведение – путь в никуда. Сегодня компания наглых юнцов издеваются над животными, над теми, кто не может дать отпор, а завтра вполне могут попасть на скамью подсудимых.

Отсутствие страха плюс безнаказанность – опасное сочетание, которое рано или поздно может привести к совершению какого–либо преступления. Родителям не следует забывать о том, что нехватка общения с собственным ребенком является камнем преткновения.

Мать и отец вечно заняты, нет времени выслушать, помочь, посоветовать. Но случается и такое, что злобное поведение бывает присуще и «залюбленным» отпрыскам. Такие баловни судьбы просто реально не понимают, что могут понести наказание.

Привыкнув к тому, что родители их всегда прикроют, это лишь придает им силы. Дети ничего не забывают, выплескивая свою жестокость на других. Это следствие обиды и недополученного внимания от своих родителей. В неблагополучных семьях ребенок сам часто подвергается насилию в собственном доме. Таким образом он обретает заниженную самооценку и неуверенность в себе. Поэтому, на улице, будучи в окружении сверстников такой ребенок стремится к самовыражению через драки и издевательства. Так он компенсирует свое подавленное состояние в семье, завоевывая авторитет жестокими поступками и хамской манерой общения.

Почему процветает «культ злобы»

Есть огромное количество фактов, подтверждающих то, что и в абсолютно нормальных семьях вырастают озлобленные дети. Так что семейное благополучие не дает никакой гарантии того, что ребенок сможет протянуть руку помощи ближнему. К сожалению, в большей степени вина лежит на школьном воспитании. Далеко не каждый учитель пойдет на выяснение достоверной причины конфликта среди учеников своего класса. Характер ребенка начинает проявляться еще в раннем возрасте. Классному руководителю легко определить, кто из учеников является лидером, кто является «мальчиком для битья», а кто часто проявляет агрессию по отношению к другим людям. Ни в коем случае не стоит игнорировать накаленную атмосферу в классе.

Известны очень грустные последствия того, как может закончится травля ученика одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не случилось. Своевременным вмешательством можно спасти детскую жизнь. Многие подростки находятся на грани самоубийства, ощущая себя изгоями. Травля совершенно неприемлема, это из ряда вон выходящая ситуация. Нужно приложить все свое педагогическое мастерство, чтобы исправить положение. Когда дети видят, что никто не обращает внимания на жестокое обращение, издевательства становятся более изощренными. Необходимо как можно чаще собирать класс для разъяснительной беседы, постараться найти общие интересы и точки соприкосновения. Часто подобный контроль дает весь положительные результаты.

Самое важное – донести до сознания, что виноваты в данном конфликте и безучастные одноклассники. Они являются соучастниками, молча наблюдая и бездействуя. Важно быть для детей примером, а не читать долгие нравоучения. Подростки уважают взрослых, которые готовы прислушаться к их проблемам, не требуют ходить по струнке, не превышают полномочия при наказании. Активная работа гормональной системы в требует выхода энергии. Нужно направить ее переизбыток в правильное русло, например, на поход в спортивный зал. Считаться с мнением других подростку пока трудно, но возможно при умелом подходе.

Как определить, что ребенок – жертва

Стоит внимательно следить за поведением своего ребенка, когда он возвращается из школы. Обращать внимание на малейшие, незначительные детали и перемени в привычном поведении. Любая мать заметит, если вдруг у подростка пропало желание ходить в школу, иногда приходит в порванных вещах, резко пропал аппетит – явные признаки наличия проблемы. Необходимо поговорить по душам. Понятно, что вывести его на подобный разговор будет очень непросто. Не во всех семьях присутствуют доверительные отношения. Необходимо с малых лет показывать своему сыну или дочери, что родители – самые надежные и лучшие друзья.

В подобной ситуации конфликта ребенка с окружающими будет значительно легче вместе найти выход. Если подросток не хочет делиться, нужно постараться проявлять осторожность и доброжелательность. Не нужно выпытывать информацию под давлением. Покажите, что вы целиком и полностью на его стороне. Возможно, тогда он найдет нужным раскрыться, попросить помощи.

В данном случае ребенок опасается, что своими откровениями с близкими лишь усугубит свою тяжелую ситуацию. Ему кажется, что это признак слабого характера – рассказать обо всем родителям. Необходимо убедить, что это совсем не так.

Вместе вы сможете выбрать вполне адекватное решение, найти правильный выход из конфликта. Не насмехайтесь над детскими проблемами, говоря, что это ерунда. Таким отношением можно сильно обидеть ранимую юную душу. В последнее время новости буквально переполнены материалами о случаях проявления повышенной агрессии у . Обилие компьютерных игр с элементами расправы и насилия не лучшим образом отражаются на детской психике. Огромное количество подростков пытались покончить жизнь самоубийством после их избиения одноклассниками. Мало того, подобные сцены снимаются на видео, и выкладываются в Интернет на всеобщее обозрение.

Можно ли избежать проявления злости

Тема жестокости среди подростков приобретает печальную популярность во всем мире. Чтобы не дать своему ребенку стать злым, нужно просто разговаривать с ним, суметь рассмотреть в нем личность. Любые пробелы в воспитании несут свое начало из раннего детского возраста. Жестокость и агрессию у подростка можно предупредить. Необходимо научиться смотреть в одном направлении, рассмотреть разницу между словами «хочу» и «надо».

Ребенок не должен чувствовать себя одиноким. Покажите, что вы никому не дадите издеваться над ним и преследовать. Если конфликт зашел слишком далеко, обязательно стоит пообщаться с родителями главного обидчика и учителями. Если есть необходимость, нужно незамедлительно написать заявление в милицию. Иногда нанесенная психологическая травма настолько серьезная, что потребуется помощь профессионального психолога. Не оставайтесь в стороне, на войне все средства хороши.

Психолог поможет повысить самооценку, ведь обычно издеваются на теми, кто не уверен в себе. Главное – не оставлять подростка один на один со своими переживаниями. Он должен знать и быть уверен в том, что родители всегда придут на помощь, что бы не случилось.

Почему в последние годы так обострилась детская, подростковая жестокость. Откуда у детей и подростков такая нечеловечность (негуманность) и деструктивная агрессия по отношению к сверстникам во дворе, младшим детям и животным на улице, одноклассникам в школе? Как появляются жестокие дети-подростки в современном обществе?

Сегодня на сайте психологической помощи http://сайт вы, уважаемые посетители, узнаете все о подростковой, детской жестокости и осознанном агрессивном поведении в отношении других людей и животных, с точки зрения глубинной психологии.

Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления

На самом деле жестокие дети и подростки были и раньше, сегодняшнее «обострение» детской агрессии — это, скорее, обусловлено СМИ и Интернетом, а не реальным увеличением агрессивности, девиантного и делинквентного детского поведения.
Т.е. жестокое поведение подростков и детей стало достоянием общественности, поэтому и кажется, что ситуация сильно обострилась.

Хотя, в современном обществе, со слабым воспитанием подростков, профилактикой детской преступности, отсутствием многочисленных кружков и секций, занимающих свободное время, и малым влиянием школы на самосознание ребенка, а также, из-за влияния на неокрепшую детскую психику негативного, часто насильственного характера, контента из Интернета, телевидения и компьютерных игр, действительно наблюдается тенденция к росту детской и подростковой жестокости, особенно в отношениях со своими сверстниками, как правило изгоями в подростковой социальной группе.

Причины появления детской и подростковой жестокости

Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы.

Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия , однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…).

Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.
Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, может стать неосознанным программированием агрессивности у детей. Также и слишком большая забота и ласка по отношению к своему чаду, может дать толчок к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Часто бывает так, что родители (с виду вполне нормальная семья), узнав, что их ребенок (подросток) проявлял жестокость, например, в школе или во дворе, или был соучастником, хоть и пассивным, группового проявления агрессии, издевательства и насилия над сверстниками, вполне искренне недоумевают, испытывая некое замешательство и шок, от этого известия. Эти родители убеждены, искренне верят в то, что их мальчик или девочка не могли быть жестокими, т.к. ничего подобного за ними не замечали дома, мало того, они наоборот — добрые, ласковые и пушистые.

Однако факт остается фактом — ребенок-подросток почему-то проявил жестокость и агрессию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным или беспомощным взрослым (например, сильно пьяным)… А зачастую детскую жестокость и агрессивное поведение (чаще вербальное) можно наблюдать и в семье, по отношению к престарелым и беспомощным ее членам.

Заметьте — дети-подростки проявляют агрессию, основанную на эмоции гнева и жестокость только к тем, кто реально слабее…, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи…словом к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались. Например, подростки могут издеваться над кошкой, но пусть они попробуют попытать и побить тигра — тоже семейство кошачьих. Или, одно дело избить явно слабого и беззащитного сверстника, который особо то и ничего не сделал им плохого, а другое дело попробовать «наехать» на здорового взрослого мужика или полицейского… (если подросток может это сделать, то явно — он социопат…здесь уже нужен психиатр).

Плюс ко всему, большую роль в проявлении жестокого поведения подростков играет референтная группа, толпа с ее неформальным лидером, который уже может иметь проблемы с психикой, например являться социопатом или быть с реальными садистскими наклонностями.

Жестокие подростки по своей сути трусы и их «смелость» прямо пропорциональна количеству соучастников. Т.е., например, один — не нападет даже на слабого сверстника (один может помучить кошку); вдвоем — могут, но без серьезных издевательств; втроем-вчетвером — уже группа, уже могут быть вполне жестокими…, а если их 20, то могут напасть и на здорового мужика, особенно если в этой группе лидер социопат, который покажет пример и спровоцирует остальных (в референтной группе надо быть как все, как бы проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных.., иначе сам станешь изгоем и слабым звеном, к которому будут применены жестокие санкции — так работает подсознательное мышление жестоких подростков).


Скажете, причем здесь семья? Все очень просто. Очень часто ребенка воспитывают в дисгармонии, с недостатком любви и привития морально-нравственных качеств. Ребенок зачастую играет роль жертвы в детско-родительских отношениях — его либо ругают, в некоторых семьях серьезно наказывают, иногда с применением психологического и физического насилия, либо наоборот — ребенка слишком жалеют, ставят во главе угла, он растет по принципу «Кумира семьи» — в том и другом случае — это не проявление родительской любви и заботы, это делание из ребенка жертвы.

Сверхзабота и жалость — это не любовь, это родитель неосознанно показывает ребенку, что он беспомощный и сам ничего не может — жертва.
Насилие и жестокость в семье по отношению к ребенку — также, говорит ему, что он жертва.

И сверхзаботливый и жестокий родитель, на самом деле, только играет эту социальную роль, но не является настоящим любящим и заботливым родителем. Его подсознательная цель доказать себе и социуму, что он «хороший родитель» и выполняет свой долг по воспитанию, и он не виноват, что ребенок стал жестоким — он же «заботился» как мог, не жалея себя…

Жертвой подсознательно никто быть не хочет, и согласно правил психологической, социальной игры , ребенок должен защититься от этого (включается психологическая защита, например «Смещение»), обычно в подростковом возрасте, и ребенок может стать жестоким по отношению к другим (это как бы месть родителям, но смещенная на других).

Т.е. родители, сами того не понимая, по сути учат ребенка быть жестоким. А если к этому добавить фильмы со сценами насилия и подобные компьютерные игры — их дети и смотрят для того, чтобы проецировать себя и интроицировать на себя, идентифицироваться с жестокими героями, и хоть в фантазии или виртуально переключиться из жертвы в жестокого преследователя, тем самым как бы отработать негативы из головы — стать мачо, крутой девчонкой и т.п.

Если же ребенка реально любят в семье, а не «спасают» или «преследуют», делая из него жертву, плюс воспитание имеет не приказной и запретительный характер, а оно основано на авторитете родителя, особенно того же пола, то у подростка не будет потребности общаться в референтной группе с лидером социопатом, и не нужно будет кому-то доказывать, проявляя жестокость и насилие над слабыми, что он чего-то стоит в этой жизни, что он не жертва и не трус.

Тем же детям и подросткам, над кем совершают насилие и проявляют жестокость по отношению к ним, нужно также выйти из этой референтной группы и не играть по их правилам; нужно научиться стоять за себя, а для этого необходимо полюбить и зауважать себя, поднять самооценку и повысить жизненную Я-позицию . В это им могут помочь родители и авторитетные воспитатели, учителя, тренеры…

Методы избавления от жестокости у детей и подростков

Детская и подростковая жестокость уже стала неким социальным феноменом. Поэтому, чтобы избавиться от проявления жестокости у детей-подростков, нужно задействовать все общественные институты. Начать с семьи, как первичной ячейки общества, продолжить в детсаду и школе, привлечь кружки и секции, и закончить ВУЗами и коллективами на предприятиях.

Насилие с применением особой жестокости — понятие широко встречающееся в уголовном праве. И подростки, особенно те, кто достиг возраста уголовной ответственности, могут быть наказаны обществом за свою жестокость.

Однако, большинство жестоких детей-подростков, как отмечено выше, не являются садистами и социопатами, поэтому они могут исправиться и без исправительных и лечебных учреждений. Им нужна помощь и поддержка взрослых, в первую очередь родителей и учителей, тренеров и наставников, старших самосознательных товарищей.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Ю.В. Мазеина, ассистент кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «ШГПИ» Ю.А. Булыгина, студентка 3002 группы факультета истории и права ФГБОУ ВПО «ШГПИ» Подростковая жестокость: причины, решения, профилактика Аннотация. Статья посвящена проблеме детской жестокости. Выявлены причины и факторы ее возникновения. Также предложены пути решения данной проблемы. Ключевые слова: жестокость, подростки, школа, семья, государство Проблема подростковой жестокости становится одной из самых актуальных. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди детей. Школьники избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет, доводят одноклассников до самоубийства, оскорбляют прохожих, учителей и родителей. Если не так давно для большинства подростков было нормой раскаяние за содеянное и понимание, что они причинили своим жертвам боль физическую и моральную, то сейчас все наоборот - наблюдается тенденция к тому, что подростки не осознают свои злодеяния, не понимают и не чувствуют вину за собой . По мнению психологов и социологов, к числу симптомов «приближения» подростка к агрессивному поведению относятся: - курение, употребление спиртного, наркотических веществ; - прогул школьных занятий; - вступление в неформальные субкультуры; - дружба с правонарушителями и преступниками; - импульсивность, раздражительность, конфликтность. 1

2 Существует много факторов, провоцирующих агрессивное поведение подростков. В первую очередь это внутрисемейные отношения и процесс семейного воспитания. Доказано, что чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители, уделяют им мало внимания. К такому же результату приводит проявление жестокости в семье, как морального, так и физического подавления ребенка. В этом случае ребенок мстит окружающим за полученные травмы, моральное унижение . Не последнюю роль сыграло то, что рождение современной молодежи пришлось на трудные 90-е годы. Слабость института брака в современном обществе, здорового понимания полной семьи, привело к увеличению количества разводов, неполных семей и сыграло свою критическую роль в появлении подростков, которые не научены брать ответственность за свои поступки. По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи это родители/родитель матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми . Но даже благополучная семья не гарантия того, что подросток не будет чувствовать вседозволенность. Например, упорное замалчивание и нежелание руководства учебных заведений признать, что в школе существует проблема детской агрессии, и уж тем более, заниматься этим, ставя под сомнение компетентность учителей и классных руководителей в возможности хоть каким-то образом контролировать подростковую агрессию и жестокость . Кроме того, общество само диктует жестокое поведение, показывает примеры через СМИ. Дети и подростки находятся в таком положении, что они не понимают как себя вести, так как в образовательных учреждениях им говорят о социальных нормах поведения, но в реальной жизни они видят 2

3 совершенно другое. Нестабильность и несправедливость в обществе, распространение компьютерных игр и кинофильмов, где герои решают все проблемы исключительно с позиции силы всё это приводит к тому, что подростки считают агрессивное поведение нормой . Таким образом, на проявление агрессии подростков влияют: - семейные отношения, воспитание; - недобросовестность сотрудников образовательных учреждений; - общество, СМИ; - неформальные объединения; - отсутствие духовных ценностей. По словам психолога Е.Третьяковой, современные подростки не разбираются ни в себе, ни в людях, это подтверждают тренинги на агрессивность. Сегодня у большинства молодого поколения налицо эмоциональная некомпетентность неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей . С целью психологической поддержки и социальной адаптации трудных подростков, склонных к агрессивному поведению необходимо усилить направления коррекционной работы, способствующие формированию у молодежи новых стереотипов поведения, воспитанию позитивных чувств по отношению к старшим поколениям, сверстникам, самому себе; развитию и обогащению форм общения со сверстниками; формированию потребности в самореализации . Особое внимание должно уделяться подросткам из неблагополучных семей. Самое главное, для таких детей найти любимое дело, поэтому важно, чтобы психологи и педагоги направляли и заинтересовывали подростка. Реализация творческих возможностей, повышение нравственности - самые значимые задачи в процессе обучения. Важно показать подростку, что мир не только не справедлив, жесток и полон агрессии и злобы, он может быть со всем другим, главное вовремя выбрать нужное направление и стремиться сделать свою жизнь полной ярких 3

4 красок и больших побед. Использование произведений искусства, приемов и методов артпедагогики в работе с подростками может сделать ее более результативной. Также важно, чтобы подростки с уважением относились к вере и к Православной церкви. Ведь церковь не осуждает подростков за их поступки, а помогает встать на путь исправления и раскаяния. Большое внимание должно уделяться чтению. Необходимо создание библиотек, в которых собраны книги для всех возрастных категорий детей, пребывающих в заведении. Произведения художественной литературы оказывают большое воспитательное, познавательное и эмоциональное влияние на подростков, способствуют формированию мировоззрения, эстетических вкусов. В школах и детских домах должны постоянно осуществляться подписки на детские периодические издания. Так, в Европе малолетних нарушителей обязывают читать книги. В немецком городе Фульда уже более года существует проект «Читать вместо...». Трудные подростки в добровольно-принудительном порядке знакомятся с современной литературой. Участников программы отбирает судья Кристоф Мангельсдорф. В списке литературы произведения, написанные молодежным сленгом. Речь в них о подростках, столкнувшихся с половыми преступлениями, наркотиками, алкоголем и моббингом (групповой травлей одного школьника остальными, как правило, если тот чем-то выделяется) . Отдушиной для многих подростков является спорт. Но и здесь есть большое количество проблем. В основном для игр и спорта отведены небольшие асфальтированные площадки, огороженные со всех сторон. Лишь в некоторых детских учреждениях есть тренажерные залы. Итак, особое внимание в работе с трудными подростками должно уделяться: - психологической поддержке; - артпедагогике; - спорту; 4

5 - чтению; - вере, нравственному воспитанию. Таким образом, важно использовать широкий комплекс мер по воспитанию и развитию личности подростков, начиная от семьи, заканчивая образовательными учреждениями, не забывая при этом и о духовных ценностях . ЛИТЕРАТУРА 1. Гусев, А. Подростковая жестокость: причины возникновения и увеличения её уровня. Что может предложить современное христианство в ответ на этот вызов современности? // РОСХВЕ, 2013 г. [Электронный ресурс] URL: 2. Детская и подростковая жестокость // Сплетник. [Электронный ресурс]url: okost (дата обращения:) «я»: семейная статистика. Институт брака. // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Комитет по вопросам семьи и женщин. [Электронный ресурс]url: (дата обращения:). 4. Синенко, Л. Дети-звери. // Всё, что нужно знать женщине, 2013 г. [Электронный ресурс] URL: 5. Яковлева, И. Добро откликнется добром. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения:). 6. Профилактика девиантного поведения учащихся ПУ. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения:). 5

6 7. «Шекспир в суде», или: Как перевоспитать трудного подростка. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения:). 6


Родительский лекторий на 2014-2015 г Воспитательный процесс в семье имеет свои особенности: он включен в целостную жизнедеятельность семьи, в домашний труд, обслуживание, самообслуживание, работу на садово-дачном

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов 3» Программа профилактики насилия над детьми и преступлений против половой

ПЛАН работы по правовому воспитанию, работе с учащимися группы «риска», «трудными» учащимися на 2013-2014 учебный год Цель: Добиться снижения уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения

Направления и формы работыс родителя МОУ СШ 2 1. Изучение семьи учащихся Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи,

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Подростковая жестокость это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ по педагогике магистров на 2016 г. по каф. общей и социальной педагогики 1. Формирование готовности студентов к работе с детьми группы риска средствами

«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 6 Л.А. Култышева 2013г. ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК» МБОУ СОШ 6 на 2013-2016 гг. Составитель программы:

Содержание работы Форма работы Сроки Ответственные 1. Диагностическая 2. Профилактическая Подготовка к проведению социально-психологического тестирования обучающихся. Организация педагогических советов,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г. ПЕВЕК» Рассмотрено на педагогическом совете 23.05.2016 г., протокол 10 Утверждено приказом директора МБОУ Центр образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа Программа работы с родителями «Семья» Павловск 2014г. Введение В условиях радикальных изменений всех

Утверждаю Директор МАОУ «СОШ 32 им. Г.А.Сборщикова» А.М.Гликсон План работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних на 2014-2015 учебный год Цель: воспитание законопослушной

Пояснительная записка Как говорится в Законе РФ «Об образовании» семья играет приоритетную роль в воспитании детей. Образовательное учреждение всегда остается одним из социальных институтов, обеспечивающих

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4» г.печора ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ СОДЕРЖИТ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ

Психолого-педагогические условия реализации ООП ФГОС ООО Данилова Марина Владимировна, педагог-психолог СОШ 44 «Сопровождать» следовать рядом, вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или

Аннотация основной образовательной программы по специальности 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения Квалификация выпускника Специалист Форма обучения очная Нормативный срок освоения основной

Управление образования администрации Красногорского района Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 5 г. Красногорска Сюрин С.Н. МЕТОДИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ П. П. Лунев, психолог БУ ХМАО Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», г. Сургут; Н. В. Тынкевич, воспитатель стационарного отделения

Профилактическая программа «Все цвета, кроме чёрного» (УМК «Все цвета, кроме чёрного»: методическое пособие для учителя М.: Просвещение, 2006) Сроки реализации программы: 2009-2019 Продолжительность усвоения

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Выполнили: педагог- психолог Маслина Н.А. социальный педагог Веретенникова Е.С. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Татищево» Девиантное поведение- это устойчивое поведение

Воспитательная работа проводится на основе годового плана воспитательной работы школы, планов классных руководителей, методических объединений. Отчеты классных руководителей и обмен опытом заслушиваются

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

22. Детское движение как средство формирования социальной активности подростков. 23. Педагогические условия развития двигательной активности дошкольника. 24. Особенности проявления творческой личности

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ШКОЛЕ. 1.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ N п/п Мероприятия Исполнители

Тематическое планирование классных по программе «Толерантность» 1 класс 1. Кто я? Какие мы? 1 2. О человеческом счастье. 1 3. Человек кузнец своего счастья. 1 4. Что такое «хорошо» и что такое 1 «плохо»?

Календарно-тематический план педагога-психолога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 59» г.курска Гришаевой Т.Н. на 2014/2015 учебный год Тема: Цели: 1.Психологическая диагностика уровня потенциального

Содержание 1. Общие положения...стр. 3 2. Основные цели и задачи....стр. 3 3. Организация деятельности по постановке на внутренний контроль или снятию с контроля..стр. 4 4.Основания для постановки на внутренний

Особенности агрессивного поведения подростков В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная

Отчёт об организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МКОУ «Таловская СОШ» 2015-2016уч. год Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед

Суицид причины, выявление, профилактика Мария Николаевна Прозорова к.п.н., преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами Суицид осознанный акт устранения из жизни

Педагогика и психология 1 А.А. Михайловский Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащейся молодежи в процессе ее социального закаливания. Проблема профилактики употребления психоактивных

Шихамирова Б.А к.п.н., доцентент, Рамазанова Э.Г. 2 к. ФСПиП ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» Shihamirova BA Ph.D., Associate Professor, Ramazanov EG 2 k. FSPiP Социально

Отчет о проделанной работе в МБОУ «Нижнежуравская ООШ» за 2012-2013 учебный год по профилактике наркозависимости среди детей и подростков. В соответствии с Федеральной концепцией профилактики злоупотребления

ПРОГРАММА Государственного бюджетного учреждения города Москвы Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос» «Ты не одинок» (психолого-педагогическое сопровождение проблемных семей в трудных жизненных

Анализ работы по профилактике наркозависимости среди детей и подростков за 2013-2014 учебный год среди обучающихся МБОУ «Нижнежуравская ООШ» В соответствии с Федеральной концепцией профилактики злоупотребления

Работа по профилактике табакокурения и алкоголизма. «Берегите здоровье смолоду!» Подготовила: учитель начальных классов Иванова Е.Е. Профилактика наркомании и токсикомании, табакокурения, алкоголизма,

Акцентуации личности как факторы, влияющие на нарушение социализации подростков Фейзуханова Р.Г., студентка факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета,

Государственное казенное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной центр медицинской профилактики» СемьЯ Жестокое отношение к детям. Психологическое (эмоциональное) насилие Жестокое отношение

«Утверждаю» И.о. директора МКОУ «Акимовская СОШ» Е.В.Усова Приказ от План основных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся МКОУ «Акимовская СОШ» на 2015-2016 учебный

План работы педагога психолога на 2013-2014 учебный год Основная цель работы: Содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, их психолого-педагогическая реабилитация

ПЛАН ИНДИВУДАЛЬНО КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМСЯ, СКЛОННЫМ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ЕГО СЕМЬЁЙ Содержание работы Сроки Ответственный Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей,

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.04.07 ВФ-564/06 "Об организации и проведении Всероссийской акции "За здоровье и безопасность наших детей" МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа с углубленным изучением отдельных предметов 1973» 119454,

Роль группы продленного дня в развитии младших школьников В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей

62 М.М. Хатуева Особенности формирования адекватной самооценки детей с проблемами психологического и соматического здоровья Поддержание психологического и соматического здоровья детей, помощь в формировании

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 45 Обобщение опыта работы социального

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие» г. Ярославль Рабочая программа

Права и обязанности родителей по воспитанию детей Комментарии к Семейному Кодексу РФ С 1 марта 1996 года вступивший в силу Семейный Кодекс Российской Федерации внес существенные изменения в регулирование

ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога МБОУ СОШ 48 г. Белгорода Михайловой А.В. на 2015-2016 учебный год «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 48 г. Белгорода Виноградская М.В. 20 г. Цель работы с обучающимися: осуществление

Отчёт по результатам реализации инновационного проекта в рамках стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года на тему: «Формирование личности, ориентированной на гармоничные

Бисенгулова Альфия Рашитовна студентка Скалина Алла Николаевна канд. полит. наук, старший преподаватель Институт исторического и правового образования ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический

1.Общие положения 1.1. Данное положение разработано на основе Конвенции о правах ребенка, Закона РФ «Об образовании в РФ», Устава СЮН, локальных актов. Положение регулирует организацию воспитательной работы

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 7 класс п\ п Раздел. Тема урока. Колво ч. Элементы содержания Человек и общество Требования к уровню подготовки обучающихся Сроки 1 Введение. Личность

1. Психолого-педагогическое сопровождение учебновоспитательного процесса с использованием Интернет ресурсов сайта и электронной почты. (психолог 36 школы) 2. Психолого-педагогическое сопровождение учебновоспитательного

РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол 1 от 28 августа 2015г. $ # з р > р Г Б 0 4 л имени КЩ Кесаева" ^ б ^ Ш.Емец \ Прй*а^ 206 "от 31.01 2015г. у I. Общие положения ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической

Положение о социально-психологической службе ГБОУ CОШ 1454 «Центр образования Тимирязевский» I. Общие положения. 1. Деятельность социально-психологической службы образовательного комплекса направлена на

Психологические основы патриотического воспитания. Педагог-психолог МАОУ Гимназия 1 Сергеева Т.Ф. Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 30 VIII

25.02.2016г. Общешкольное родительское собрание Актуальные вопросы сохранения физического и психического здоровья школьников. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о сохранении и укреплении

Декабрь 1. Посещение на дому учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в инспекции по делам несовершеннолетних. 2. Планирование работы с «трудными» учащимися на зимних каникулах. 3. Заседание

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИХ КОМПЕТЕНЦИИ В ВОПРОСАХ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ, БЕЗОПАСНОГО

Утверждаю Директор МБОУ гимназия 9 В.Н. Мигун Согласовано Заместитель директора по ВР МБОУ гимназия 9 Кузнецова Л.П. Перспективный план работы социального педагога 2013 2014 учебный год. Цель - содействие

«УТВЕРЖДАЮ» директор МКОУ лицея 2 Ю.С.Храмцова Тематика классных родительских собраний МКОУ лицея 2 на 2014 2015 учебный год Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребенку. Поиск совместных

ГБОУ СОШ 256 Адмиралтейского района Санкт-Петербург УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГБОУ СОШ 256 г. Санкт-Петербург от 31.08.2016 года План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год Разработчик

Об этом стоит задуматься. Профилактика асоциального поведения среди подростков. Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего

Профилактика в образовательных учреждениях Павловский Арсений Киев, 2016 Определение профилактики Факторы риска/защиты Содержание: Классификация профилактических интервенций: универсальная профилактика,

ПРИНЯТО Решением Педагогического совета ГБОУ школа 471 Выборгского района Санкт - Петербурга УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школа 471 Выборгского района Санкт Петербурга И.В.Сидорова Протокол От 20 г. 1. Общие

Аннотация рабочей программы Основы православной культуры Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних Кацеро Татьяна Геннадьевна, педагог-психолог ОГКУ «Костромской областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» отдела профилактики

Механизм реализации раннего психологического и социального сопровождения несовершеннолетних лиц, включая мигрантов, склонных к потреблению наркотиков Колпакова Ольга Игоревна Руководитель направления«профилактические



Рассказать друзьям