Антенатальный и неонатальный периоды. Характеристика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Давайте вначале подумаем, а кто он такой, ребенок?

Сейчас исследователи доказали, что ребенок - постоянно развивающийся организм. От рождения до 16 лет, до своего совершеннолетия. За этот срок каждый человек проходит через несколько последовательно сменяющихся периодов. В каждом имеются и свои особенности, и свои заболевания, и своеобразные реакции на них...

Сколько же, по современным представлениям, стадий развития ребенка? Их шесть.

Период новорожденности, который длится от рождения до 28 дней; грудной возраст (от 28 дней жизни до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); ранний дошкольный возраст (от трех до семи лет); школьный возраст (от семи до 15 лет); подростковый период - от 15 до 17 лет.

Теперь подробнее о каждом из сейчас установленных «периодов».

Период новорожденности . За 40 недель своего внутриутробного развития плод проходит сложный путь превращения в ребенка, имеющего к моменту рождения вес от 3200 до 3600 (и даже выше) г и рост 50-52 см. К моменту появления на свет жизненно важные развитые органы и системы ребенка обеспечивают ему самостоятельное существование.

Период грудного возраста - от 28 дней до одного года. Очень важное и ответственное время. Эта кроха совсем беспомощна. Ничего самостоятельно не может, кроме как сосать грудь матери, кричать, если что-то беспокоит, да спать. Вес около 3500-4500 г. И вот год позади. Год напряженного ухода за ребенком. Его надо ежедневно правильно кормить, ухаживать за ним, купать, предохранять от заболеваний, приучать к порядку в жизни - вовремя сон, вовремя еда, развитие двигательных навыков (в частности, умение переворачиваться, затем - сидение, стояние, самостоятельная ходьба). Ребенок уже реагирует на близких, узнает мать, отца, чужих...

К году малыш - уже сознательное существо, активно откликающееся на все окружающее. Вес ребенка уже 10 кг - в 3 раза больше, чем у новорожденного, да и в росте он прибавил на 25 см.

Ясельный возраст . От одного года до трех лет. Позднее идет развитие и совершенствование систем ребенка - он уже самостоятельно может многое. В ясельный период осваиваются основные навыки и функции - развивается речь, ребенок начинает многое понимать, уже сам одевается, все больше и больше интересуется окружающим миром. Очень многое в этот период зависит от правильного воспитания.

Ранний дошкольный возраст - с трех до семи лет. Правда, теперь - до шести лет, так как принято решение о начале школьного обучения с этого возраста. И как важно помочь ребенку правильно и гармонично развиться.

Школьный возраст - ответственная пора становления человеческой личности. Надо и получить побольше информации, побольше запомнить, ибо «мы знаем столько, сколько помним».

Надо помочь ребенку воспитать характер, выбрать дело по душе и определить профессию для будущей жизни. И здесь у педагога, родителей может быть хороший помощник - врач-педиатр.

Подростковый период - от 15 до 17 лет - крайне ответственный период мужания. В организме подростка происходит значительная перестройка многих функциональных систем, начинается половое созревание. В последние два десятилетия в связи с ускорением процесса созревания наблюдается явление, которое названо акселерацией. Сопровождается оно значительными сдвигами в эндокринной системе при обычном или даже замедленном развитии других систем - центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и др.

Такие «ножницы» могут быть причиной различных функциональных нарушений - снижения артериального давления и частых головных болей, болей в интенсивно растущих костях, сердечная слабость при физической перегрузке и др.

Сейчас установлено, что многие болезни у человека возникают еще до его рождения. Ребенок развивается в утробе матери 9 месяцев (40 недель), и в этот период на него могут влиять многие неблагоприятные факторы. Самые плохие условия для развития плода возникают при заболеваниях матери. К таким состояниям относятся токсикоз беременности, сердечно-сосудистые заболевания, выраженная анемия (малокровие), различные эндокринные заболевания матери или наличие у нее инфекции.

Во многих наших крупных городах открыты специализированные родильные дома для женщин с сердечно-сосудистой патологией, заболеваниями эндокринной системы, заболеваниями почек и прочими болезнями.

Всесторонне обследуя таких женщин, проводя им лечение, мы ясно сознаем, что оказываем помощь и ребенку.

Роды - тоже тяжелое для него испытание. На ребенка падает огромная нагрузка и напряжение.

После рождения ребенок должен мгновенно перестроиться - включить множество новых, прежде бездействовавших систем: дыхания, кровообращения, пищеварения, терморегуляции и т. д. Ему нужно сразу же приспособиться, адаптироваться к внешней среде. Наблюдения показали: от того, как произошла эта адаптация, зависит очень многое в дальнейшем развитии ребенка.

Перенесенный стресс во время родов влияет на изменение обмена веществ. Для обеспечения обменных процессов нужен кислород. Но дыхательная система еще как следует не включилась. Ребенок начинает мобилизовывать собственные ресурсы, запасы которых ограничены. Начинается интенсивный расход углеводов, затем жиров.

Надо подчеркнуть, что здоровый новорожденный ребенок довольно быстро перестраивает свой обмен веществ, приспосабливаясь к внешним условиям. И это закономерно. У нас есть доказательства того, что плод «готовится» к родам еще в утробе матери. По теории известного канадского ученого Г. Селье в разрешении острых для жизни (стрессовых) ситуациях большое участие принимают надпочечники. Так вот, за всю жизнь человеческую - от младенчества до старости - надпочечник не весит так много относительно массы всего тела, как у плода перед родами. Это-то и доказывает, что он готовится к стрессу, предстоящим перегрузкам. Но готовность к испытаниям, увы, оказывается разной.

И кто поможет в критическую минуту ребенку, если не ?


Наука о ребёнке.

Педиатрия (от греческих paid – ребёнок, iatrea – врачевание) - раздел медицинской науки, которая изучает развитие, формирование человеческого организма и болезни детского возраста.

Начало учению о ребёнке положено в 4 век до н.э. Гиппократом в книге «О природе ребёнка». Гиппократ впервые начал рассматривать организм ребёнка не как взрослого в миниатюре, а как постоянно меняющийся организм. Однако как самостоятельная дисциплина, педиатрия получила развитие только в 19 веке с организацией детских больниц. Основоположником педиатрии в России стал Нил Фёдорович Филатов (1847-1902).
Главная особенность детского организма заключается в том, что он растёт и развивается.
Рост – это изменение размеров тела и его частей.
Развитие – постепенная диффиренцировка органов и тканей органов и тканей и функциональные изменения, происходящие в организме под воздействием многих факторов.
Весь период роста и развития организма или детский период жизнедеятельности человека от зачатия до половой зрелости, т.е. до 17-18лет, разделён на 2 этапа и 6 подпериодов.


Периоды детского возраста.
А. Внутриутробный этап развития (антенатальный):
фаза эмбрионального развития (2-3 месяца);
фаза плацентарного развития (от 3 мес. до рождения);
(Интранатальный - период от появления схваток до перевязки пуповины).

В. Внеутробный этап развития:
1. Период новорожденности или неонатальный:
ранний неонатальный (от рождения до 7 дней);
поздний неонатальный (от рождения до 28 дней).
2. Период грудного возраста (1-12мес).
3. Предшкольный период (1-3 года).
4. Дошкольный период (3-6 лет).
5. Младший школьный период (6-12 лет).
6. Старший школьный период (12-18 лет).

Характеристика периодов.


Антенатальный период - подразделяется на фазы эмбрионального и фетального развития.
Фетальная фаза – ранняя (2-7мес.) и поздняя (от 7мес до рождения).
Весь антенатальный период занимает 280 дней или 10 лунных месяцев.

Фаза эмбрионального развития – от образования зиготы до конца второго месяца, когда эмбрион приобретает человекоподобный вид. В это время происходит формирование внутренних органов и внешних частей тела, в связи с чем особенно опасно воздействие на организм матери тератогенных (воздействующих на плод) факторов. К ним относятся: биологические (ОРВИ, краснуха и др.), химические (медикаменты, летучие вещества, производственные вредности), физические (радиация, температура), механические (вибрация, чрезмерные нагрузки, травмы), психические.
В результате этих воздействий нарушается закладка внутренних органов и систем, что приводит к различным уродствам, часто не совместимым с жизнью.
С развитием плаценты, к концу второго месяца, наступает фетальная фаза антенатального периода. Основным отличием этой фазы является обособление кровообращения плода от кровообращения матери, дыхание и питание плода происходит через плаценту.

Ранняя фетальная фаза – продолжается быстрый рост плода. Масса плода увеличивается в сотни миллионов раз, длинна в 5000 раз. На 4 месяце плод активно двигается, отчётливо проявляются признаки пола. В 5 месяцев появляется пушок, начинают функционировать сальные железы. К 6 месяцам вес плода достигает 600-700 грамм, начинают функционировать слуховой, вестибулярный, тактильный анализаторы. Действие вредных факторов в этот период приводит к патологическому изменению и недоразвитию органов.

Поздняя фетальная фаза – продолжается нарастание массы плода, создаётся запас питательных веществ, организм плода и матери подготавливается к родам. Срочные роды наступают в 38-42 недели, преждевременные в 28-37 недель, роды после срока – 42 недели и больше.

Роль средних медработников в антенатальном периоде.

Течение беременности, воздействие внешних факторов на организм матери, её питание оказывают решающее воздействие на развитие плода и здоровье будущего ребёнка. Задача медицинских работников на этом этапе развития человека заключается в наблюдении за беременной, организации правильного образа жизни будущей матери путем рекомендаций.
Беременная женщина, принявшая решение стать матерью, должна быть взята на учёт на ранних сроках беременности женской консультацией. Сообщение о взятой на учёт беременной передаётся участковому педиатру по месту жительства женщины.
Во время первого дородового патронажа собираются сведения о условиях жизни беременной, производственных вредностях, материальной обеспеченности будущей матери. Выясняются наследственные и социальные заболевания родителей и ближайших родственников, вредные привычки беременной и отца будущего ребёнка. Необходимо собрать сведения о течении настоящей беременности и о течении и исходах предшествующих беременностей.
После сбора информации, женщине дают рекомендации: исключение профессиональных вредностей, отказ от вредных привычек, о режиме питания и отдыха, антенатальной профилактике рахита и анемии.
Медсестрой, проводившей патронаж, делаются выводы о течении беременности и условиях жизни женщины, заполняется бланк дородового патронажа, который в дальнейшем вклеивается в амбулаторную карту ребёнка.
Второй дородовый патронаж проводится в период декретного отпуска.
Собираются сведения о перенесенных в течении беременности болезнях женщины, применяемых лекарствах, общем соматическом и психическом самочувствии женщины. Решается вопрос о необходимости профилактики рахита и анемии. Необходимо выяснить, готова ли женщина к рождению ребёнка в материальном плане (так называемое приданое для ребёнка).
После сбора информации женщине дают необходимые советы.

Период новорожденности (неонатальный) – подразделяется на ранний и поздний неонатальный периоды. Начинается с рождения ребёнка и продолжается 4 недели.
Ранний неонатальный период – с момента рождения по 7-е сутки жизни.
Происходит основная адаптация организма к жизни в новых условиях. Скорость адаптивных процессов в организме в этот период самая высокая и никогда больше в жизни не бывает такой. Начинает функционировать дыхательная система, перестраивается система кровообращения, включается пищеварение.
Все органы и системы находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому ребёнок нуждается в особенно тщательном уходе.
В этом периоде у ребёнка могут быть обнаружены дефекты развития, гемолитическая болезнь, синдром дыхательных расстройств и другая патология. Кроме патологи у новорожденного проявляются различные физиологические состояния, отражающие процессы адаптации. К ним относятся: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, половой криз. В связи с преобладанием процессов торможения в ЦНС новорожденный почти непрерывно спит. К концу этого периода все системы организма приходят в достаточно устойчивое равновесие, газообмен устанавливается на уровне взрослого человека, начинается прибавление массы тела. К концу первой недели жизни налаживается тесный контакт новорожденного с матерью, особенно если ребёнок находится на естественном вскармливании. Большую часть этого периода ребёнок находится в роддоме.
Поздний неонатальный период – с 8-го дня по 28 день жизни. Характеризуется дальнейшей адаптацией к окружающей среде. В это время полностью заживает пупочная ранка, интенсивно увеличивается масса тела и длинна тела, развиваются анализаторы, начинают формироваться условные рефлексы и координация движений.

Гестационный возраст.
Гестационный возраст или истинный возраст новорожденного считается неделями гистации от первого дня последней менструации. В зависимости от срока гистации новорожденные подразделяются на:
доношенных (38-42 нед.)
недоношенных (менее 38 нед.)
переношенных (более 42 нед.).

Доношенные дети.
Признаки доношености:
цикл внутриутробного развития 38-42 недели;
масса тела не менее 2500 г;
длина тела не менее 45 см;
имеют все признаки зрелости: удерживает постоянную температуру тела, имеет выраженные глотательный и сосательный рефлексы, устойчивый и правильный ритм дыхания и сердцебиения, активно реагирует на внешние раздражители.

Оценка состояния новорожденного.
Состояние новорожденного оценивается в первую минуту жизни. Оценка производится по шкале Апгар дважды – в конце первой и пятой минуты жизни. Если это требуется, то оценку следует повторять каждые 5 минут до 20 минуты жизни.
Если у ребёнка имеется хотя бы один признак живорожденности, помощь не должна откладываться до окончания первой минуты жизни.
Состояние ребёнка считается удовлетворительным, если по шкале Апгар он набирает 8-10 баллов.

Уход за новорожденным.
После рождения ребёнка, оценки его состояния производятся следующие действия:
-первый туалет новорожденного,
-антропометрия,
-заполнение и оформление документации,
-пеленание.

Первый туалет новорожденного.
1.Укладывают на подогретый столик с источником лучистого тепла, обтираю первородную смазку, меняют влажную пелёнку для предотвращения потерь тепла.
2.Положение ребёнка со слегка запрокинутой головой и валиком под плечами.
3.Резиновой грушей или электроотсосом из ротовой полости и носа отсасывают содержимое для предотвращения аспирации.
4.При необходимости, до установления адекватного дыхания, производится тактильная стимуляция (похлопывание по стопам).
5.Производят обработку и дополнительную перевязку пуповины.
6.Профилактика бленореи – закапывание в глаза и половую щель девочкам по 2 капли 30% сульфацила натрия, повторяют через 2 часа.

Первое прикладывание к груди производится в род. зале после туалета новорожденного, является основным моментом для установления уз между матерью и ребёнком. Через 15-20 минут большинство детей начинает искать сосок. Для детей периода новорожденности единственно физиологически верным является вскармливание грудью. При первом прикладывании к груди ребёнок получает молозиво, содержащее повышенное количество иммуноглобулинов, что резко повышает защитные свойства новорожденного организма. Кроме этого раннее прикладывание к груди способствует более раннему появлению молока у матери.

Правила вскармливания новорожденного.
В настоящее время практикуется режим свободного вскармливания, при котором ребёнок устанавливает свой собственный режим с числом кормлений от 7 до 10 раз в сутки, в том числе и ночью.
Подготовка матери. Мать должна тщательно вымыть руки. Приготовить пелёнку для ребёнка и посуду для сцеживания грудного молока.
Подготовка новорожденного. Ребёнка необходимо перед рождением перепеленать и прочистить ему носовые ходы.

Правила кормления грудью.
1.Сцедить несколько капель молока, которые могут быть не стерильными.
2. Ребёнок должен захватывать не только сосок, но и околососковый кружок.
3. Носовые ходы ребенка должны быть свободны.
4. Ребёнок находится у груди не более 20 минут.
5. При каждом кормлении прикладывать только к одной груди.
6.Если ребёнок засыпает, нужно будить его.
7.Чтобы отнять ребёнка от груди, нужно зажать ему нос.
8.После кормления:
подержать ребёнка вертикально для удаления воздуха из желудка;
сцедить остаток молока в стерильную посуду.

Суточная потребность доношенного ребёнка в грудном молоке в первые 10 дней жизни рассчитывается по формуле Финкельштейна:

V = P * 70 (80), где P – число дней жизни,
70- коэффициент при массе менее 3200 г
80- при массе более 3200 г.

Разовый объём молока = V: N, где N-число кормлений.

Контрольное кормление . Определение фактического потребления молока ребёнком производится контрольное кормление. Ребёнка взвешивают до и после кормления. Разница в весе – количество фактически полученного ребёнком молока.

Профилактика туберкулёза.
В России профилактика туберкулёза путём вакцинации новорожденных применяется с 1925 года. В первые годы вакцина вводилась с молоком матери через рот. С 1962 года введён внутрикожный, более эффективный метод иммунизации.
Вакцину вводят внутрикожно в верхнюю треть левого плеча с помощью туберкулинового шприца на 3-7 день жизни. Место вакцинации запрещается обрабатывать дезинфицирующими растворами, повязка не накладывается. Через 4-6 недель на месте введения появляется папула, везикула или пустула размером 5-10 мм, которая рубцуется через 2 месяца.
К вакцинации допускается только специально обученный персонал. Перед проведением прививки врач осматривает ребёнка и делает запись в истории развития ребёнка. После введения вакцины сестра записывает дату введения и серию вакцины.

Физиологические состояния новорожденных.
У новорожденных возможны пограничные состояния, которые не являются проявлением патологии и расцениваются как физиологические. Наиболее часто встречаются:
- физиологическая эритема характеризуется появлением яркой гиперемии кожи новорожденного в связи с раздражением кожи новыми условиями окружающей среды. Продолжается от нескольких часов до 2-3 суток. После исчезновения эритемы остаётся мелкое или крупное шелушение.
- Физиологическая убыль массы тела связанна с потерей жидкости через кожу и с дыханием. Физиологической считается потеря массы до 10% . К 7-10 дню ребёнок набирает свою первоначальную массу.
- Транзиторная лихорадка связанна с потерей воды ребёнком и проявляется внезапным, чаще ночью, повышением температуры до 39-40 градусов. Наблюдается на 3-4 день при максимальной убыли массы.
- Физиологическая желтуха новорожденного появляется на 2-3 день вслед за эритемой и проявляется в желтушном окрашивании кожи и слизистых. Физиологическая желтуха связана с функциональной незрелость печени новорожденного, которая не справляется с переработкой билирубина, образующегося от распада эритроцитов. Исчезает на 7-10 день, лечения не требует.
- Половые кризы выражаются в нагрубании молочных желез у детей обоего пола, кровянистых выделениях из половых органов у девочек, и отёке мошонки у мальчиков. Причиной является поступление гормонов матери в организм ребёнка. Нагрубание желез исчезает через 2-3 недели, кровянистые выделения через 1-2 дня.
- Мочекислый инфаркт - проявляется в появлении на пелёнках пятен кирпично-красного цвета. Это явление связанно с перестройкой обменных процессов, выделении небольшого количества концентрированной мочи с большим содержанием мочекислых солей.

Выписка из роддома.
Выписка ребёнка и матери из роддома производится при отсутствии противопоказаний со стороны ребёнка и матери на 3-4 день. В соответствии с приказом МЗ РФ №345, медсестра в день выписки ребёнка передаёт сообщение в детскую поликлинику по месту жительства ребёнка. Медсестра и врач детской поликлиники должны посетить новорожденного на дому в первые три дня с послеродовым патронажем. Цель патронажа:
1.Познакомить мать с режимом и диетой кормящей женщины;
2.Обучить основным моментам ухода за ребёнком;
3.Ознакомить мать с режимом для новорожденного ребёнка, решить вопрос с первым купанием;
4.Разъяснить матери преимущества грудного вскармливания.

Введение

Неонатология - раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни детей первого месяца жизни. Развитие неонатологической помощи на современном этапе характеризуется созданием узкоспециализированных служб для семьи, беременных женщин, новорожденных, младенцев и детей раннего возраста, объединенных в перинатальные центры. Этапы медицинской помощи новорожденным детям обеспечены работой акушерской и педиатрических служб.

Персонал отделений акушерского (иногда -- и гинекологического) профиля отвечает за жизнь и матери, и ребенка. В акушерско-гинекологических отделениях медсестра должна быть готова оказать неотложную акушерско-гинекологическую помощь женщинам, а в некоторых случаях -- и новорожденным до прибытия врача. Ей приходится также работать в отделении патологии беременных, а иногда и в родильном блоке, заменяя акушерку.

Персонал акушерско-гинекологических отделений обязан хорошо владеть методами психологической терапии, так как в преддверии родов надо внушить женщине уверенность в собственных силах; необходимо учитывать психологический статус пациентов, чтобы избежать преждевременного прерывания беременности, эклампсии, обострения экстрагенитальной патологии (гипертонической болезни, сердечной недостаточности).

Медицинскую помощь новорождённым начинают оказывать с родильного блока. Обследование новорождённого в родильном зале представляет важный, так называемый первичный фильтр, на основе которого выявляется большинство серьезных отклонений от нормы, в неотложных случаях даются показания к соответствующей терапии, и определяется характер дальнейшей помощи в случае перевода ребёнка в соответствующее отделение. Следует учитывать то, что медицинскую помощь мы оказываем детям не только в родильном зале, но и в акушерском стационаре. От того, как будут соблюдаться санитарно - гигиенические правила, акушерское пособие в родах, первичный туалет новорождённого, ежедневный уход за малышом, будет зависеть его здоровье в дальнейшем. Поэтому, профессиональное медицинское обслуживание новорождённого в акушерском стационаре очень важно.

Целью данной курсовой работы является исследование деятельности медперсонала в неонатальном периоде и определение важности соблюдения всех норм и правил по уходу за новорожденным ребенком для его здоровья в дальнейшем.

Задачи - расширить и закрепить знания по организации медицинского обслуживания новорождённых, по соблюдению санитарно-эпидемического режима в акушерском стационаре, провести анализ теоретических источников по проблеме исследования, разработать памятку по сестринскому уходу за новорожденными детьми.

Период новорожденности (неонатальный)

Характеристика неонатального периода

Период новорожденности (неонатальный) - подразделяется на ранний и поздний неонатальный периоды. Начинается с рождения ребёнка и продолжается 4 недели.

Ранний неонатальный период - с момента рождения по 7-е сутки жизни.

Происходит основная адаптация организма к жизни в новых условиях. Скорость адаптивных процессов в организме в этот период самая высокая и никогда больше в жизни не бывает такой. Начинает функционировать дыхательная система, перестраивается система кровообращения, включается пищеварение.

Все органы и системы находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому ребёнок нуждается в особенно тщательном уходе.

В этом периоде у ребёнка могут быть обнаружены дефекты развития, гемолитическая болезнь, синдром дыхательных расстройств и другая патология. Кроме патологи у новорожденного проявляются различные физиологические состояния, отражающие процессы адаптации. К ним относятся: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, половой криз. В связи с преобладанием процессов торможения в ЦНС новорожденный почти непрерывно спит. К концу этого периода все системы организма приходят в достаточно устойчивое равновесие, газообмен устанавливается на уровне взрослого человека, начинается прибавление массы тела. К концу первой недели жизни налаживается тесный контакт новорожденного с матерью, особенно если ребёнок находится на естественном вскармливании. Большую часть этого периода ребёнок находится в роддоме.

Поздний неонатальный период - с 8-го дня по 28 день жизни. Характеризуется дальнейшей адаптацией к окружающей среде. В это время полностью заживает пупочная ранка, интенсивно увеличивается масса тела и длинна тела, развиваются анализаторы, начинают формироваться условные рефлексы и координация движений.

Гестационный возраст или истинный возраст новорожденного считается неделями гистации от первого дня последней менструации. В зависимости от срока гистации новорожденные подразделяются на:

доношенных (38-42 нед.)

недоношенных (менее 38 нед.)

переношенных (более 42 нед.).

Признаки доношености:

цикл внутриутробного развития 38-42 недели;

масса тела не менее 2500 г;

длина тела не менее 45 см;

имеют все признаки зрелости: удерживает постоянную температуру тела, имеет выраженные глотательный и сосательный рефлексы, устойчивый и правильный ритм дыхания и сердцебиения, активно реагирует на внешние раздражители.


Новорожденный – ребенок в возрастном периоде с момента рождения, первого вдоха и перевязки пуповины до окончания адаптации организма к новым условиям внеутробной жизни (28 дней).

Главная особенность периода новорожденности – переход ребенка в первые минуты жизни от внутриутробных к внеутробным условиям существования.

Период новорожденности характеризуется рядом морфологических, функциональных и биохимических изменений, возникающих при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания. Изменяется кровоток, включается малый круг кровообращения: запустевают пупочные сосуды, закрывается венозный проток (аранциев проток, соединяющий пупочную и воротную вену), сообщение между предсердиями, артериальный (боталлов) проток – между легочной артерией и аортой, активизируется кровоснабжение печени, функция иммунной системы, включаются в действие механизмы терморегуляции. Происходит принципиальная замена питания ребенка. Если до рождения плод получал питательные вещества через плаценту, то после рождения основной путь их поступления – пероральный, с молоком матери. Одновременно формируются выделительные функции. В период новорожденности происходит адаптация метаболических процессов, что занимает продолжительное время.

Приспособление ребенка к окружающей среде происходит постепенно. Функции основных органов и систем находятся а состоянии неустойчивого равновесия, в связи с чем некоторые физиологические процессы могут легко переходить в патологические. Слабо выраженная иммунологическая защита ведет к повышенной заболеваемости новорожденных тяжелыми септическими и токсико – септическими заболеваниями. Поэтому до приобретения ребенком собственного местного и общего иммунитета естественное вскармливание, асептика и антисептика являются решающими в борьбе за снижение неонатальной заболеваемости и смертности. Одна из особенностей неонатального периода – наличие у ребенка так называемых пограничных (парафизиологических) состояний, связанных с первичной адаптацией его к окружающей среде.

В зависимости от гестационного возраста новорожденный может быть доношенным (при сроке беременности 37-42 недели), недоношенным (менее 37 недели) и переношенным (более 42 недели). Кроме того, по степени зрелости, т.е. по функциональному состоянию органов и систем, способных обеспечить внеутробное существование, новорожденных делят на зрелых и незрелых.

Доношенному новорожденному свойствен определенный комплекс морфофункциональных признаков:

  • масса тела 2700 – 4000 г, (более 2500г)
  • длина тела 46 – 53 см (более 45см)
  • окружность головы 34 – 36 см
  • окружность груди 32 – 34 см
  • пропорции тела: высота головы 25% от длины тела (у взрослых 12-13%), длина ноги – 40% от длины тела (у взрослых 50%)
  • бархатистая розовая кожа, покрытая первородной смазкой и незначительным количеством пушковых волос (лануго)
  • хорошо выраженная подкожная основа
  • пупочное кольцо расположено между мечевидным отростком грудины и лобком, что соответствует средней точке тела
  • кости эластичные, голова может быть вытянута, туловище и конечности короткие, одинаковые по длине,
  • большой родничок открыт, малый родничок может быть открыт или закрыт, боковые закрыты
  • грудная клетка имеет вид усеченного конуса
  • физиологичная частота дыхательных движений – 40-60 в минуту,
  • частота сердцебиений – 140 – 160 в минуту,
  • артериальное давление – 70/35,
  • у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими.

· гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза.

· незрелостью головного мозга новорожденного

· беспорядочные, хаотичные, не носящие целевого характера движения

· при рождении у детей имеются только безусловные рефлексы, такие как: сосательный, глотательный, кашлевой, дефекации и др.

· из–за преобладания процессов торможения над процессами возбуждения в коре головного мозга, сон новорожденного составляет около 20 – 22 часов в сутки

· незрелость желудочно – кишечного тракта новорожденного (низкая ферментативная активность, слабость гладкой мускулатуры может приводить к функциональным расстройствам пищеварения, срыгиваниям.

· частота дефекаций у новорожденных составляет, в среднем, 3-4 раза в сутки, частота мочеиспусканий - 20-25 раз в сутки.

Необходимо отметить, наблюдающийся у новорожденных гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза.

Для комплексной оценки функционального состояния новорожденного используют шкалу Апгар.

Суммарная бальная оценка проводится через 1, 5 и 30 минут после рождения ребенка. Оценка складывается из суммы цифровых показателей всех пяти признаков, каждый из которых максимально может дать 2 балла. При показателе по шкале Апгар 8-10 баллов состояние новорожденного хорошее, 6-7 баллов – удовлетворительное, легкая степень асфиксии 4 – 5 баллов – асфиксия средней тяжести, 1-3 балла – тяжелая асфиксия. В случае выявления средней тяжести или тяжелого состояния у новорожденного немедленно приступают к лечебным мероприятиям.

Первичный туалет новорожденного.

Для предупреждения инфекции первичную обработку новорожденного производят с соблюдением асептики рук, перевязочного материала, инструментов. В момент рождения головы акушерка проводит отсасывание содержимого из ротовой полости и верхней части глотки (с целью профилактики аспирации (асфиксии)), затем из носовых ходов при помощи электроотсоса.

После этого ребенка помещают на живот к матери, обеспечивая тесный тактильный контакт и создавая комфортные эмоциональные условия и для младенца, и для его мамы. Профилактику гонобленореи проводят тотчас после рождения ребенка, еще до отделения его от матери, 20% раствором сульфацила – натрия (натриевой соли альбуцида). На флаконе с альбуцидом должна быть этикетка с четкой надписью: «Глазные капли» и дата их приготовления (срок хранения не более 24 часов).

Акушерка моет руки и далее шариками снимает с кожи век ребенка первородную смазку и затем, оттянув вниз поочередно нижнее веко, закапывает стерильной пипеткой по 1 капле 20% раствора сульфацила-натрия. Затем веки смыкают и осторожно протирают оба глаза. Повторно закапывают в конъюнктивальный мешок обоих глаз по капле 20% раствора сульфацила-натрия через 2 часа после рождения уже в отделении новорожденных. Необходимо избегать попадания раствора на роговицу (опасность изъязвления). Девочкам в родильном зале в половую щель однократно закапывают по 1-2 капли 20% раствора сульфацил-натрия.

Перевязку и обработку пуповины осуществляют в два этапа: через 3-5 минут после рождения на пуповину накладывают два стерильных зажима Кохера: первый – на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй – 2 см кнаружи от него. Затем участок пуповины, находящийся между двумя зажимами, обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 96 % этиловым спиртом и пересекают его. Отделенного от матери младенца заворачивают в стерильную пеленку, находящуюся на лотке, и кладут с наклоном 16 градусов (в положении Тренделенбурга) на пеленальный стол, обогреваемый сверху источником лучистого тепла, чтобы свести к минимуму потери ребенка в результате испарения околоплодной жидкости.

Для удаления избыточной первородной смазки, слизи, крови с кожи ребенка используют стерильную марлевую салфетку, обильно смоченную стерильным вазелиновым или растительным маслом, из индивидуальных флаконов вместимостью 30 мл. Остаток пуповины протирают спиртовой, а затем стерильной сухой марлевой салфеткой, туго отжимают между указательным и большим пальцами. Затем накладывают стерильную одноразовую скобку, пуповину вводят между браншами скобы так, чтобы нижний ее край был расположен на расстоянии 0,2 – 0,3 см от кожного края пупочного кольца. Новорожденным от матерей с резус-отрицательной кровью вместо скобы на остаток пуповины длиной 2-3 см накладывают стерильную шелковую лигатуру, поскольку им может понадобиться заменное переливание крови. На расстоянии 1,5 см от места наложения скобы или лигатуры пуповину рассекают стерильными ножницами, поверхность среза пуповины обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 5-10% раствором калия перманганата. После описанной обработки на остаток пуповины накладывают стерильную марлевую повязку.

Новорожденного еще раз внимательно осматривает врач, оценивает состояние его здоровья, выявляет врожденные пороки развития. Затем проводится антропометрия. Взвешивают новорожденного в стерильной пеленке на медицинских весах. Длину тела новорожденного измеряют от затылочного до пяточного бугров. Первые дни жизни характеризуются некоторым уменьшением длины тела за счет выравнивания деформации черепа и исчезновения родовой опухоли, возникших во время родов. Окружность головы измеряют через линию надбровных дуг и затылочный бугор. Окружность грудной клетки измеряют по линии, идущей через соски и нижние углы лопаток.

Браслетки с обозначением фамилии, имени, отчества матери, даты, часа рождения, пола, массы и длины тела ребенка, номера истории родов закрепляются на запястьях новорожденного.

Здорового новорожденного прикладывают к груди матери не позднее чем через 30 минут после рождения.

Перевод в отделение новорожденных осуществляется в зависимости от состояния ребенка, но не позднее чем через 1 час после рождения. Новорожденного заворачивают в стерильные пеленки, прикрепив поверх них медальон с теми же обозначениями, что и на ручных браслетах.

В родильном зале заполняется история развития новорожденного.

Один из важнейших факторов, определяющих степень адаптации новорожденных, - правильно организованное, рациональное вскармливание, оказывающее огромное влияние на последующий рост и развитие ребенка, способствующее его нормальному психомоторному развитию. Количественно недостаточное или качественно неполноценное питание приводит к нарушению роста и развития детей, отрицательно влияет на деятельность головного мозга.

Новорожденный ребенок подготовлен к усвоению материнского молока, которое является наиболее адекватным продуктом питания и по составу ингредиентов, и по степени их усвоения. Важность раннего прикладывания к груди для активации механизмов лактации, установления эмоционального контакта матери и ребенка, а также возможно раннее получение ребенком пассивного иммунитета за счет иммуноглобулинов, содержащихся в материнском молозиве, неоценимы. И лишь при наличии противопоказаний к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка или матери от последнего воздерживаются.

Для нормального развития ребенка необходим своевременно установленный, регулярный контакт между матерью и новорожденным. Обычно этот контакт, начавшийся еще до рождения ребенка, во время беременности, после родов усиливается, благодаря возможности непосредственной близости матери и ребенка.

Это вызывает положительные эмоции, привязанность и любовь друг к другу.

В периоде новорожденности может возникнуть ряд состояний, вызывающих озабоченность родителей и требующих помощи медицинских работников. Это, прежде всего, пограничные состояния, которые могут быть истолкованы матерью как патологические.

Для новорожденных характерны особые физиологические состояния. Эти состояния называются пограничными, так как возникают на границе двух периодов жизни (внутриутробного и внеутробного) и находятся на границе между физиологией и патологией. Их развитие связано в первую очередь с процессом адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни

Синдром «только что родившегося ребенка » - мгновенное обездвиживание, глубокий вдох, крик, повышенный мышечный тонус и типичная поза новорожденного-конечности согнуты и приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки.

Особенности акта дыхания и кровообращения (кардиореспираторная адаптация): у детей первых 2-3 дней жизни отмечается физиологическая гипервентиляция легких; она в 1,5-2 раза больше, чем у более старших детей. Закрываются зародышевые кровеносные пути: боталлов проток, овальное отверстие, остатки пупочных сосудов (Аранциев проток), начинают функционировать малый и большой круги кровообращения.

Наиболее часто или почти у всех новорожденных развиваются:

1. Транзиторные изменения кожных покровов . Простая (физиологическая) эритема - гиперемия кожи, иногда с легким цианотичным оттенком в области кистей и стоп. Данное состояние связано с расширением кровеносных сосудов кожи новорожденного в ответ на изменение температуры окружающей среды (температура воздуха 20С против температуры околоплодных вод 40С). Организму новорожденного холодно и он пытается согреть себя таким физиологическим способом. У здоровых доношенных детей она держится от нескольких часов до 2-3 дней. У недоношенных эритема выражена ярче и сохраняется 5-7 дней. Появление физиологической эритемы не требует какого-либо особенного ухода и проходит самостоятельно по мере адаптации организма ребенка к новым условиям жизни.

2. Транзиторная желтуха новорожденных обусловлена повышением в крови и тканях свободного билирубина, образующегося при распаде фетальных эритроцитов (фетальный гемоглобин заменяется на гемоглобин взрослого) Физиологическая желтуха появляется на 2-3 день жизни в виде желтушного окрашивания кожных покровов, слизистых оболочек рта и склер. Иктеричность кожи сохраняется обычно в течение 7-10 дней, у травмированных и недоношенных детей 2-3 недели. Данное состояние не требует особого ухода, может быть рекомендовано обильное питье.

3. Транзиторные нарушения теплового баланса. Температура тела новорожденного неустойчива и в первые часы жизни может снижаться на 1-2 С. У некоторых детей на 3-5 день жизни отмечается транзиторная лихорадка, при которой температура тела повышается, и в течение нескольких часов сохраняется на уровне 38-39 С. Данное состояние связано как с несовершенством терморегуляции новорожденного, так и с дефектами ухода за ним: температурный режим помещения не соответствует одежде ребенка (укутан, в комнате жарко). Тактика медсестры при выявлении повышения температуры у новорожденного:

· распеленать ребенка

· проветрить помещение

· обильное питье комнатной температуры

· через 30 минут повторно измерить температуры

· если температура не снижается вызвать врача

4. Физиологическая потеря первоначальной массы тела . Наблюдается в первые 3-4 дня у всех новорожденных и составляет обычно 3-6% (не должна превышать 10%, у недоношенных- 12-14%). Данное состояние связано как с потерей веса ребенка вследствие голодания в первые сутки жизни (количество вырабатываемого молозива не соответствует потребности ребенка в еде), потерей веса с опорожнением кишечника (меконий), отпадением пуповинного остатка и пр. Восстановление массы происходит к 7-10-му дню жизни. Состояние не требует дополнительных мер ухода.

5. Половой криз . Он обусловлен переходом эстрогенов от матери к плоду в периоде внутриутробного развития и с грудным молоком после рождения ребенка. Развивается в первую очередь у детей, находящихся на грудном вскармливании, у которых с 3-4 суток жизни появляется увеличение и припухлостью молочных (грудных) желез как новорожденных девочек, так и мальчиков. Иногда из железы может выделяться секрет, напоминающий молозиво. Кроме того, у новорожденных девочек могут появиться слизистые и кровянистые выделения из влагалища. Появление на крыльях носа милиа – угрей так же связано с повышенной секрецией сальных желез из-за гиперэстрогении. В периоде развития полового криза требуется тщательный гигиенический ухода за ребенком: ежедневная гигиеническая ванна, регулярные подмывания. Ни в коем случае не следует выдавливать из молочной железы секрет. Можно рекомендовать обильное питье. Состояние исчезает к 3 недели жизни новорожденного.

6. Меконий - первородный кал. Выделяется кишечником в первые сутки жизни в виде замазкообразной темно-зеленого цвета массы без запаха. Первородный кал формируется в кишечнике плода в результате слущивание эпителия слизистых оболочек кишечника и проглоченных околоплодных вод.

7. Мочекислый инфаркт. Физиологическое состояние связано с избыточным выделением с мочой солей и белка. В первые дни жизни ребенка в связи с адаптацией его организма к новым условиям жизни происходит разрушение большого количества клеток, и почки не справляются с процессом утилизации. В связи с чем, на подгузниках и памперсах новорожденного можно обнаружить темно-бурые пятна мочи с кристаллами соли. При выявлении развития мочекислого инфаркта ребенка следует обильно поить.

8. Из других транзиторных особенностей функции почек можно отметить транзиторную олигурию в первые 3 дня жизни (голодание) и транзиторную протеинурию (увеличение проницаемости эпителия клубочков и наличие в моче солей уратов)

9. Транзиторный дисбактериоз и физиологическая диспепсия встречаются у всех новорожденных. Дисбактериоз связан с особенностями заселения микроорганизмов в стерильном при рождении ребенка кишечнике, низкой барьерной функцией кишечника, характером питания (грудное или искусственное), соблюдения СЭРа. Физиологическая диспепсия проявляет себя временным расстройством стула, метеоризмом, срыгиванием и связана с низкой ферментативной активностью ЖКТ ребенка, процессом приспособления пищеварительной системы к энтеральному питанию.

Часто много беспокойств у матери вызывают визуально кажущиеся кривыми ножки ребенка, что связано с имеющимся физиологическим гипертонусом мышц-сгибателей. После 3 месяцев тонус мышц будет нормальным.

Нередко матери кажется, что, у ее ребенка косят глаза. Поскольку главные мышцы у новорожденного недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз, такое возможно и при отсутствии косоглазия.

Срыгивание и рвота – частое явление у новорожденных детей. В большинстве случаев это простые срыгивания вследствие перекармливания или заглатывания воздуха (аэрофагия), связанные со слабостью гладкой мускулатуры кардиального сфинктера у желудка.

Вакцинации новорожденного. Всех новорожденных детей, не имеющих медицинских противопоказаний в первые 24 часа жизни прививают против вирусного гепатита В. Вакцина против гепатита живая ослабленная, готовая. Внутримышечно в мышцу бедра вводится 0,5 мл вакцины. Вакцинация проводится трехкратно: в первые сутки, в 1 и 6 месяцев.

Профилактика туберкулеза. Вакцина БЦЖ, БЦЖ – М, содержит ослабленные живые бактерии туберкулезной палочки, высушенные вакуумом из замороженного состояния. Вакцина выпускается в ампулах, которые содержат 1мг сухой белой массы, что соответствует 20 дозам. К каждой ампуле вакцины прилагается ампула с 2 мл стерильного изотонического раствора натрия хлорида. Вакцинацию против туберкулеза проводят всем здоровым новорожденным на 4-6 день жизни.

Наружную поверхность левого плеча новорожденного тщательно обрабатывают ватным шариком с 70% спиртом. Вакцину вводят внутрикожно на границе верхней и средней трети плеча, в месте прикрепления дельтовидной мышцы. При проведении прививки необходимо соблюдать следующее правило: игла должна находиться срезом вверх, сначала вводят небольшое количество вакцины, чтобы убедиться в том, что игла введена внутрикожно, и только затем вводят остальное количество вакцины. На месте инъекции образуется папула беловатого цвета диаметром 5-6 мм. Через 15-20 минут папула исчезает. Использованные шприцы и иглы, остатки неиспользованной вакцины перед тем, как выбросить, замачивают в дезинфицирующем растворе. После вакцинации прививочная реакция у новорожденных появляется через 4-6 недель в виде инфильтрата диаметром 5-8 мм с небольшим узелком в центре и корочкой или без нее. Такая реакция считается нормальной и подвергается обратному развитию без всякого лечения.

Иммунитет против туберкулеза после вакцинации БЦЖ образуется через 1,5-2 месяца у 98 – 100% привитых, а достаточная напряженность и длительность его сохраняются в течение 3-5 лет.

Период новорожденности с медицинской точки зрения длится до 1 месяца.

Характеристики этого периода

Основная характеристика этого периода определяется тем, родился ребенок доношенным или нет.

Доношенным считается малыш, выношенный в течение 40 недель. К этому времени он набирает вес до 3000-4000 г и вырастает до 45-50 см. Все органы и системы работают самостоятельно. Цвет кожи имеет приятный розовый оттенок.

Недоношенный новорожденный — ребенок, выношенный в течение 7-8 месяцев беременности. Вес до 3000 г, рост до 40-45 см. Внутренние органы и системы не могут работать самостоятельно, а сам малыш нуждается в искусственном поддержании жизни с помощью техники.

Постепенно ребенок начинает привыкать к новой внеутробной жизни и при помощи родителей учится самостоятельности. С его организмом происходит множество изменений. Начинает расти масса тела, ежедневно увеличиваясь на несколько грамм. Это свидетельствует о том, что механизм перестройки организма запущен и грудничок уже самостоятельно перерабатывает новый для него вид питания — материнское грудное молоко.

Заживает и отпадает пупковая рана, и устанавливается «грудной стул». Новорожденный регулярно справляет нужду (до 12 раз в день).

В течение первых дней налаживаются формула крови и температура тела.

Организм и все внутренние органы продолжают активно расти и функционировать. В первые дни ребенок может слегка потерять в весе, таким образом, из его организма удаляется лишняя влага. Далее вес будет только увеличиваться.

Кожа ребенка в период новорожденности очень нежная и легко подвергается различным механическим повреждениям, будь то ссадины, порезы, синяки, а сопротивляемость организма к инфекциям временно снижена.

Вернуться к оглавлению

Кормление новорожденного

Для новорожденного грудное материнское молоко — единственное питание. Его потребность в сутки составляет 700-800 г.

Те малыши, которые вынуждены вскармливаться адаптированной смесью, за один прием пищи должны получать 100-150 г.

График кормления должен быть регулярным и обязательно согласован с педиатром. От того, насколько качественное и своевременное питание получает новорожденный, зависит то, как быстро он начнет прибавлять в весе.

Чаще всего педиатры назначают кормление новорожденного каждые 2-3 часа.

Вернуться к оглавлению

Сон в период новорожденности и уход за младенцем

Это один из самых важных факторов нормального психического и физиологического развития малыша. В целом в течение суток в первые месяцы жизни новорожденный должен спать по 17-19 часов. Этот отрезок времени делится на дневной и ночной сон. 7-8 часов должен длиться ночной сон (с перерывами на кормление). А в остальное время суток происходит дневной сон, который прерывается на кормление каждые 2-3 часа.

Правильный уход за новорожденным ребенком особенно важен в первые дни его жизни. Создать необходимые благоприятные условия и чистоту при помощи антисептических средств очень важно.

Необходимо создать микроклимат и правильный режим кормления, обеспечить ребенка свежим воздухом, светом и теплом.

Идеальной в комнате ребенка считается температура около 20-22° С. При этом у него обязательно должно быть собственное спальное место, отдельное от родителей.

Важна также и личная гигиена родителей. Заходить в комнату к новорожденному необходимо в идеально чистом халате, с подобранными под косынку волосами и вымытыми мылом руками.

Одежда в период новорожденности также очень важна для малыша. В первые дни его жизни на малыша надевают распашонку и подгузник. Пеленают с головой в пеленку и теплое одеяло.

Если у ребенка жидкий стул, то пеленать надо по необходимости. Если с пищеварением все нормально, то достаточно будет делать это перед каждым кормлением и один раз ночью.

Пеленать необходимо только после подмывания теплой водой. Затем малыша необходимо аккуратно обсушить салфеткой и смазать попу детским маслом.

Ежедневно мамочки должны аккуратно осматривать новорожденного и внимательно смазывать все складочки на его теле (складки за ушками и шеей, ладошки, ушные раковины). Глазки необходимо протирать слабым 2%-м раствором борной кислоты при помощи ватных дисков. Носик смазывать вазилиновым маслом при помощи ватных палочек. Пупковую рану обрабатывать настойкой йода, приложив к ней стерильный бинт. Ежедневно взвешивать малыша и следить за тем, как меняется масса его тела.

Перед кормлением делать ему утренний туалет и купать не менее 2-3 раз в день, не считая подмывания. После 3-4 дней новорожденный начнет постепенно адаптироваться к новым условиям жизни.



Рассказать друзьям