Большая энциклопедия нефти и газа. Использование повторений и узоров в фотографии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В этом уроке мы изучим основы рисования и применения простых повторяющихся узоров в программе Photoshop. Мы рассмотрим только азы работы с узорами, но как только вы поймете принцип действия повторяющихся узоров, вы быстро откроете для себя практически неограниченные возможности применения узоров в своих дизайнах от создания простого фона для альбома или веб страницы до рисования более сложных эффектов.

Мы разделим наш урок по изучению повторяющихся узоров на три части. Сначала мы создадим единый элемент (мотив), который впоследствии станет нашим повторяющимся узором. Далее мы научимся сохранять этот элемент как действительный узор в программе Photoshop. И, наконец, создав новый узор, мы рассмотрим, как выбирать узор и применять его ко всему слою. В следующих уроках по этой теме мы научимся добавлять к узорам цвета и градиенты, воспользуемся режимами наложения, чтобы соединить отдельные узоры вместе, создадим узоры из произвольных фигур и многое другое!

В этом уроке я буду работать в версии программы Photoshop CS5, но данные шаги можно применить к любой недавней версии программы.

Шаг 1. Создаем новый документ

Давайте начнем с создания отдельного мотива для узора. Для этого нам нужен новый пустой документ, поэтому я перейду в раздел «Файл» (File) в строке меню в верхней части экрана и выберу пункт «Новый» (New):

Выбираем «Файл» > «Новый»

В результате, откроется диалоговое окно «Новый» (New). Для параметров Ширина (Width) и Высота (Height) введите значение 100 пикселей. Размер документа будет определять размер мотива, который в свою очередь будет влиять на частоту повтора узора в документе (так как для мотива меньшего размера потребуется большее количество повторов, чем для мотива большего размера, чтобы занять одинаковое пространство). В нашем случае мы будем создавать элемент размером 100 х 100 пикселей. Когда позже вы будете создавать свои собственные узоры, вы сможете поэкспериментировать с размерами мотива. Параметр «Разрешение» (Resolution) я оставлю без изменения по умолчанию - 72 пикселя на дюйм (pixels/inch), а параметр «Содержимое заднего фона» (Background Contents) изменю на «Прозрачный» (Transparent ), таким образом, новый документ будет иметь прозрачный фон:

Введите значения ширины и высоты для своего документа и убедитесь, что для параметра «Содержимое заднего фона» выбран вариант «Прозрачный»

Нажмите ОК, когда вы закончите ввод значений, для закрытия диалогового окна, и новый документ появится у вас на экране. Узор в виде шахматной доски в окне заливки свидетельствует о том, что задний фон документа прозрачный. Поскольку документ достаточно мал - всего лишь 100 х 100 пикселей, я приближу его, удержав клавишу Ctrl (Win) / Command (Mac) и нажав значок «+» несколько раз (примечание: если вы не знаете, как изменять масштаб изображения, изучите этот урок по масштабированию ). Теперь, масштаб изображения равен 500%.

Новый пустой документ с масштабом изображения, равным 500%

Шаг 2. Добавляем направляющие через центр документа

Нам нужно точно определить центр документа, и мы сможем это сделать с помощью направляющих. Перейдите в меню «Просмотр» (View) в верхней части экрана и выберите пункт «Новая направляющая» (New Guide):

Выбираем «Просмотр» > «Новая направляющая»

В результате этого действия откроется диалоговое окно «Новая направляющая». В разделе «Ориентация» (Orientation) выберите «Горизонтальная» (Horizontal), а для параметра «Положение» (Position) введите 50%. Нажмите ОК для закрытия диалогового окна, и в документе появится горизонтальная направляющая, проходящая через центр:

Выбираем «Горизонтальная» и вводим 50% для параметра «Положение»

Вернитесь в меню «Просмотр» (View) и снова выберите пункт «Новая направляющая» (New Guide). На этот раз в диалоговом окне в разделе «Ориентация» (Orientation) выберите «Вертикальная» (Vertical), а для параметра «Положение» (Position) введите 50%.

Выбираем «Вертикальная» и вводим 50% для параметра «Положение»

Нажмите ОК для закрытия диалогового окна, и теперь у вас появятся две направляющие (вертикальная и горизонтальная), проходящие через центр документа. Точка их пересечения - как раз самый центр документа. По умолчанию, цвет направляющей голубой, поэтому, возможно, на скриншоте направляющие увидеть немного затруднительно:

Вертикальная и горизонтальная направляющие, проходящие через центр документа

Изменяем цвет направляющей (Дополнительный шаг)

Если Вам трудно увидеть направляющие из-за их светлого цвета, вы можете изменить цвет в разделе «Установки». На компьютере РС перейдите в раздел меню «Редактирование» (Edit) , далее выберите «Установки» (Preferences), (Guides, Grid & Slices). На компьютере Mac перейдите в меню «Фотошоп» (Photoshop), выберите «Установки» (Preferences) и далее «Направляющие, сетка и фрагменты» (Guides, Grid & Slices):

Выбираем «Направляющие, сетка и фрагменты» в разделе «Установки»

В результате откроется диалоговое окно раздела «Установки» с опциями направляющих, сетки и фрагментов. Самая верхняя опция «Цвет» (Color) отвечает за цвет направляющей. Как я уже упоминал, по умолчанию цвет направляющей - голубой. Кликните по слову «Голубой» (Cyan) и выберите из появившегося списка другой цвет. В окне документа вы будете видеть образец цвета. Я изменю цвет на «Светло-красный» (Light Red):

Выбираем светло-красный в качестве нового цвета для направляющих

Нажмите ОК, когда вы закончите, чтобы закрыть диалоговое окно «Установки». Цвет направляющих в окне документа изменится (обратите внимание, что программа будет отображать направляющие с новым цветом до тех пор, пока вы снова не зайдете в раздел «Установки» и не измените цвет обратно на голубой или на какой-либо другой):

Направляющие изменили свой цвет и стали заметнее

Шаг 3. Рисуем фигуру в центре документа

Вы можете создать очень сложные узоры в программе Photoshop, или узоры могут быть достаточно простыми и состоять всего лишь из точек или кругов. Давайте нарисуем в центре документа круг. Сначала на панели инструментов выберите инструмент «Овальная область» (Elliptical Marquee Tool). По умолчанию, он находится под инструментом «Прямоугольная область» (Rectangular Marquee Tool), поэтому кликните по инструменту «Прямоугольная область» и удержите кнопку мышки нажатой несколько секунд до тех пор, пока не появится всплывающее меню, где вы сможете выбрать инструмент «Овальная область»:

Кликните по инструменту Прямоугольная область», удержите нажатой кнопку мышки и затем выберите инструмент «Овальная область»

Выбрав инструмент «Овальная область», переместите курсор мышки в точку пересечения направляющих в центре документа. Нажмите и удержите клавиши Shift + Alt (Win) / Shift + Option (Mac), кликните в центре документа и, удерживая кнопку мыши нажатой, переместите курсор, нарисовав круглое выделение. Нажатие клавиши Shift позволит вам нарисовать выделение идеально круглой формы, в то время как клавиша Alt (Win) / Option (Mac) key отвечает за рисование контура выделения от центра. Когда вы закончите рисовать, ваш контур выделения будет выглядеть примерно так (не переживайте, если не угадали точно с размером, в данном случае это не столь важно):

Удержите нажатыми клавиши Shift+Alt (Win) / Shift+Option (Mac) и нарисуйте от центра выделение круглой формы

Шаг 4. Заполняем выделение черным цветом

Перейдите в раздел меню «Редактирование» «Выполнить заливку» (Fill):

Выбираем «Редактирование» > «Выполнить заливку»

В результате откроется диалоговое окно « Заполнить » (Fill), где мы сможем выбрать цвет, которым заполним наше выделение. Установите параметр «Использовать» (Use) в верхней части диалогового окна на «Черный» (Black):

Устанавливаем параметр «Использовать» на «Черный»

Нажмите ОК, чтобы закрыть диалоговое окно. Программа заполнит наше выделение круглой формы черным цветом. Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D (Win) /Command + D (Mac), чтобы быстро убрать контур вокруг фигуры (вы также можете перейти в раздел меню «Выдел ение » (Select) и выбрать пункт «Отменить выделение» (Deselect), но нажатие клавиш - более быстрый вариант). Помните, что масштаб изображения все еще равен 500%, поэтому края круга выглядят угловатыми:

Выделение заполнилось черным цветом

Шаг 5. Дублируем слой

Добавив всего лишь один круг в центр нашего мотива, мы уже можем сохранить его как узор. Однако прежде чем мы это сделаем, давайте придадим мотиву более интересный вид. Для начала, сделайте копию слоя, перейдя в раздел меню «Слои» (Layer) в верхней части экрана, выбрав «Новый» (New) и далее « Скопировать на новый слой » (Layer via Copy). Или, если вы предпочитаете работать с клавишными комбинациями, нажмите Ctrl + J (Win) /Command + J (Mac):

Выбираем «Сло и » > «Новый» > « Скопировать на новый слой »

В окне документа ничего не изменится, однако на панели слоев выше исходного слоя появится копия слоя под названием «Слой 1 копия» (Layer 1 copy):

На панели слоев выше исходного слоя появится копия слоя 1

Шаг 6. Применяем фильтр «Сдвиг»

При рисовании мотивов, которые впоследствии будут использоваться как повторяющиеся узоры, практически всегда желательно применять фильтр «Сдвиг» (Offset). Его можно найти, выбрав раздел «Фильтр» (Filter) в строке меню в верхней части экрана, перейдя в пункт « Другое » (Other) и далее «Сдвиг» (Offset):

Выбираем Фильтр > Другое > Сдвиг

В результате откроется диалоговое окно фильтра «Сдвиг». Данный фильтр перемещает или сдвигает содержимое слоя на определенное число пикселей по горизонтали, по вертикали или в обоих направлениях. При создании простых повторяющихся узоров, как в нашем случае, вам нужно ввести значение, равное половине ширины документа в окошко ввода данных «По горизонтали» и значение, равное половине высоты документа в окошко ввода данных «По вертикали». Поскольку наш документ имеет размеры 100 x 100 пикселей, установите значение 50 пикселей для параметра «По горизонтали» (Horizontal) и «По вертикали» (Vertical). В нижней части диалогового окна в разделе «Неопределенные области» (Undefined Area) выберите пункт «Вставить отсеченные фрагменты» (Wrap Around):

Установите для параметров «По горизонтали» и «По вертикали» значения, равные половине размеров документа и убедитесь, что выбран пункт «Вставить отсеченные фрагменты»

Нажмите ОК для закрытия диалогового окна. На экране документа нам станет видно, что фильтр «Сдвиг» взял копию круга, которую мы создали в предыдущем шаге, и разделил ее на четыре равных части, разместив их по углам документа. Круг, который остался в центре, - это исходный круг, нарисованный на Слое 1:

Изображение после применения фильтра «Сдвиг»

Шаг 7. Определяем мотив в качестве узора

Нарисовав мотив, давайте сохраним его в качестве узора. Это действие в программе Photoshop называется «Определение узора». Перейдите в раздел меню «Редактирование» (Edit) в верхней части экрана и выберите пункт «Определить узор» (Define Pattern):

Выбираем «Редактирование» > «Определить узор»

В результате этого действия откроется диалоговое окно, где вам будет предложено дать название новому узору. Хорошей идей является включение в название узора размеров мотива, в случае если вы разрабатываете несколько похожих мотивов разного размера. Таким образом, я назову свой узор «Круги 100х100». Нажмите ОК, когда вы дадите своему узору название, чтобы закрыть диалоговое окно. И теперь наш мотив сохранен как узор!

Назовите узор «Круги 100х100»

Шаг 8. Создаем новый документ

Мы создали наш мотив и сохранили его как узор, теперь мы можем воспользоваться им, чтобы заполнить целый слой! Давайте создадим новый документ, в котором будем работать. Так же как мы делали в Шаге 1, перейдите в раздел «Файл» (File) в строке меню в верхней части экрана и выберите пункт «Новый» (New). Когда откроется диалоговое окно нового документа, введите значение 1000 рх для параметров «Ширина» (Width) и «Высота» (Height ) . Параметр «Разрешение» (Resolution) оставьте без изменения по умолчанию - 72 пикселя на дюйм (pixels/inch), а параметр «Содержимое заднего фона» (Background Contents) в этот раз измените на «Белый» (Transparent), чтобы задний фон нового документа был заполнен белым цветом. Нажмите ОК, когда вы закончите вводить значения, для закрытия диалогового окна. Новый документ появится на вашем экране:

Создаем новый документ с белым задним фоном размером1000 x 1000 px

Шаг 9. Добавляем новый слой

Теперь мы могли бы просто заполнить слой с задним фоном созданным узором, но тогда возможности работы с узором будут сильно ограничены. Как мы с Вами рассмотрим далее, в следующем уроке, когда будем добавлять к узору цвета и градиентную заливку, лучше всего для работы с повторяющимся узором размещать его на отдельном слое. Кликните по значку «Создать новый слой» (New Layer) в нижней части панели слоев:

Нажимаем на значок «Создать новый слой»

Новый пустой слой под названием «Слой 1» (Layer 1) появится выше слоя с задним фоном:

Появится новый слой

Шаг 10. Заполняем новый слой узором

Добавив новый слой, давайте заполним его нашим узором! Для этого перейдите в раздел меню «Редактирование» (Edit) и выберите «Выполнить заливку» (Fill):

Выбираем «Редактирование» > «Выполнить заливку»

Обычно команда «Выполнить заливку» используется для заливки слоя или выделения чистым цветом, как мы делали в Шаге 4, когда заполняли выделение черным цветом. Но также мы можем воспользоваться командой «Выполнить заливку», чтобы заполнить какую-либо область узором. Для этого сначала измените значение параметра «Использовать» (Use) на «Узор» (Pattern):

Изменяем параметр «Использовать» на «Узор»

После выбора параметра «Узор» (Pattern), еще один параметр «Заказной узор» (Custom Pattern) появится прямо под ним. Здесь мы сможем выбрать узор, который будем использовать. Кликните по миниатюре предварительного просмотра узора:

Кликните по миниатюре заказного узора

В результате откроется Палитра узоров (Pattern Picker), где будут отображены маленькие миниатюры всех доступных узоров. Узор в виде кругов, который мы только что создали, будет в самом конце перечня. Если опция «Показывать подсказки» (Tool Tips) в разделе «Установки» (Preferences) у вас включена (по умолчанию, она включена), то по мере наведения курсора на миниатюру будет появляться название узора. Дважды кликните по миниатюре узора, чтобы его выбрать и закрыть Палитру узоров.

В Палитре узоров выбираем узор «Круги 100х100»

Как только вы выбрали узор, все, что вам остается - нажать ОК для выхода из диалогового окна «Заполнить» (Fill). Программа заполнит пустой слой узором в виде кругов, повторив его столько раз, сколько требуется для заполнения всего слоя:

Слой 1 теперь заполнен повторяющимся узором в виде кругов

И вот мы закончили! Конечно, наш черно-белый узор вряд ли можно назвать необычным и запоминающимся, однако наиболее важные моменты на примере этого узора мы с вами в данном уроке рассмотрели: мы создали отдельный мотив, определили его как узор, а затем воспользовались командой «Выполнить заливку» и заполнили целый слой нашим новым узором. Далее, мы продолжим работу с узорами и научимся добавлять к ним цвета и градиенты!

В этом уроке мы создадим простой паттерн «Предупреждающие полосы», который состоит из диагональных полос черного и желтого цветов. Этот урок не сложный и мы подробно рассмотрим все шаги.

01. Создайте новый документ для паттерна

Сначала нужно определиться с размером полос. Он должен быть кратен трем. Затем высчитываем размер всего документа, используя формулу X*(8/3), где X – ширина полосы. Например, мы хотим полосы шириной 60px, подсчитав по формуле, мы получаем размер документа 160x160px.

02. Нарисуйте первую полосу

Для удобства обозначим края документа направляющими линейками (Ctrl+R, если они не показываются); проверьте, чтобы стояла галочка в настройке меню Просмотр -> Привязка – это позволит направляющим автоматически прилегать к краям, как бы притягиваясь магнитом.
Залейте фон желтым (напр. #fdf20e), а затем выберите инструмент Линия ( – U). Выставьте цвет переднего плана черный — #000000, в верхней части экрана введите толщину полоски (60px в нашем примере) и нарисуйте линию от одного угла к другому

03. Создайте другие полосы

Продублируйте полученный слой (простой способ – использовать шорткод Ctrl+J), затем вызовите режим свободной трансформации клавишами Ctrl+T.
Как вы можете заметить, в центре слоя появился крестик, обозначающий центр фигуры; перетащите дубликат слоя (не захватывая перекрестие) так, чтобы это перекрестие совпало с левым верхним углом документа.
Нажмите Enter для подтверждения перемещения. Скопируйте слой с полоской снова и перетащите, затем, в правый нижний угол таким же образом.

04. Определите полосы в качестве шаблона

Перейдите в меню Редактирование -> Определить узор . Присвойте ему любое имя и нажмите OK.

05. Использование полученного паттерна

Выделите область, которую вы хотите заполнить узором, а затем перейдите в меню Редактирование -> Выполнить заливку . В пункте «Использовать» выберите «Регулярный», в активном уже пункте «Заказной узор» выберите созданный паттерн. Нажмите OK.

Вот и все – мы создали простой повторяющийся узор. Теперь вы можете сами поэкспериментировать с цветами, формами и настройками, чтобы создать что-то потрясающее!

И в дополнение к статье посмотрите видео-урок:

В этом уроке мы создадим простой паттерн «Предупреждающие полосы», который состоит из диагональных полос черного и желтого цветов. Этот урок не сложный и мы подробно рассмотрим все шаги.

Орнаментом называется ряд повторяющихся изображений на плоскости, где основой служит выбранный ритм.

Орнамент представляет собой самый упорядоченный, почти математически точный вид композиционного построения. Он в первую очередь подчиняется законам гармонии и пропорций. В орнаменте можно наблюдать все виды симметрии, о которых уже шла речь выше. В арсенал традиционных приемов построения орнаментальной композиции включены зеркальные отражения, вращения, переносы, сетки.

Орнамент представляет собой чередование тождественно повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от французского слова rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих форм.

Плоский узор может неоднократно повторяться. Такое повторение узора называется мотивом, или раппортом.

Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).

По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом.

1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление. При его построении в основу композиции закладываются различные виды симметрии: зеркальная симметрия, симметрия переноса (когда элементы переносятся по прямой на расстояние, имеющее постоянную длину). Можно сказать, что это самый распространенный вид орнаментального построения. Ленточный орнамент показан на рис. 1.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы (рис. 2 , а ) создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы (рис. 2 , б )рождают более «живую» композицию с нарастающим или волнообразным ритмом.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, т. е. построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.


Контраст может проявляться и в распределении черно-белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

Последовательность рисования полосного орнамента показана на рис. 3.

2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве. На рис. 4 изображена «готическая роза», представляющая собой яркий пример центрического орнамента, который часто встречается в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве и не очень характерен для костюма. Последовательность рисования композиционно-замкнутого орнамента показана на рис. 5.

Рис. 1. Виды ленточных орнаментов

Рис. 2. Повторяющиеся (а) и чередующиеся (б) элементы в орнаменте

Рис. 3. Последовательность рисования полосного орнамента: а — стилизованные элементы для создания орнамента; б — пример компоновки орнамента в полосе

Рис. 4. Виды центрических орнаментов

Рис. 5. Композиционно-замкнутый орнамент

Рис. 6.Виды сетчатых орнаментов Рис. 7. Построение сетчатого орнамента

3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлении текстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты. На рис. 6 показаны примеры сетчатых орнаментов. Сетчатые орнаменты часто называются раппортными композициями. Последовательность рисования сетчатого орнамента показана на рис. 7.

В основу орнаментальных построений закладываются простые или сложные, но всегда хорошо прорисованные, точно найденные мотивы. Чаще всего эти мотивы изображаются не натуралистично, а стилизованно, т. е. они претерпевают видоизменение, переработку, художественное обобщение элементов с целью выявления их декоративных качеств.

Организующим началом любой орнаментальной композиции является ритм. Ритмическая повторяемость в орнаменте мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, просветов между ними и других элементов является важнейшей характеристикой орнамента.

Постепенные плавные или более резкие скачкообразные переходы от малых форм к большим, от близких к далеким, от простых к сложным, от светлого к темному и т. п. называются ритмическим движением. Будучи всегда непрерывным, оно в орнаментальной композиции распространяется на различные характеристики: размеры элементов, расстояние между ними, их наклоны и повороты, цвет и светлотные отношения.


Повторяющийся узор, воспроизводящий некоторую единицу с постоянным интервалом вдоль одной, двух или трех (непараллельных) осей, определяет решетку, на которой основан узор.  


Совокупность элементов симметрии, присущих точке в повторяющемся узоре, называется точечной группой симметрии. Все элементы точечной фуппы симметрии проходят через общую точку и порождают вокруг нее систему симметрически связанных друг с другом (эквивалентных) точек. В двумерном случае возможно всего 10 различных по симметрии точечных групп.  

Мы пока отложим дальнейшее обсуждение симметрии конечных фигур и используем более общий подход к симметрии повторяющихся узоров, который в конечном счете приведет к рассмотрению симметрии и конечных групп точек.  


Благодаря регулярному внутреннему строению кристалла симметрия его внешней формы подчиняется тем же ограничениям, что и типы поворотной симметрии, которые относятся к любому трехмерному повторяющемуся узору.  

Версия DOS 2.0, тиражируемая начиная с 1983 г., предусматривает использование усовершенствованного варианта оператора PAINT, позволяющего не только окрашивать площади, но и покрывать их периодически повторяющимся узором. Вид узора определяется строкой символов, которая служит параметром оператора. Подобная возможность в ряде случаев бывает весьма полезна.  

Как в случае одно - и двумерных узоров, мы рассмотрим сначала различные возможные решетки, на которых базируются узоры, и затем возможные комбинации элементов симметрии, которые могут сочетаться с решетками. Существует 14 трехмерных ре - Шеток, совместимых с типами поворотной симметрии, которыми может обладать трехмерный повторяющийся узор. Повторяющиеся расстояния (единичные трансляции) вдоль осей определяют элементарную Ячейку, и на рис. 2.7 элементарная ячейка каждой решетки выделена сплошными линиями.  

Возможно, вы захотите изготовить собственные растры, поэтому вам следует приглядываться к всевозможным материалам и фактурам. Можно использовать все, что в состоянии придать структуру изображению; в одних случаях это может быть повторяющийся узор, в других - неповторяющийся. Примером служит переплетение нитей шелкового чулка или грубая поверхность стены, сложенной из гальки и булыжника.  


Изолированная фигура (например, многоугольник) может обладать поворотной симметрией с любым п, но для плоского повторяющегося узора в целом на порядок осей вращения накладываются существенные ограничения. Присутствие поворотной симметрии л-го порядка в двумерной решетке приводит к образованию системы поворотных осей л-го порядка, перпендикулярных плоскости (или, строго говоря, узора из точек поворота л-го порядка в плоскости), поскольку двумерный узор состоит из повторяющихся точек. Допустим, что через точку Р на рис. 2.4 проходит поворотная ось л-го порядка, перпендикулярная плоскости чертежа, а че - Рис 24 Осезая симмет-рез точку Q-другая поворотная ось рия, возможная в пло-п-го порядка, ближайшая к ней.  

Если ее выбрать как некоторую произвольную опорную точку в повторяющемся узоре, то периодическая трансляция воспроизведет, разумеется, эту опорную точку, равно как и все другие точки системы, в виде регулярного трехмерного распределения точек в пространстве. Такое изображение представляет собой точечную пространственную решетку. Нужно подчеркнуть, что точечная решетка дана нам природой, а линейной решеткой мы пользуемся ради удобства. Геометрически мыслимо лишь строго определенное число всевозможных размещений точек в пространстве, или атомов в кристалле. Такие размещения можно описать 14 пространственными решетками Бравэ или 32 кристаллографическими классами, или точечными группами; 32 класса такой симметрии дополнительно делятся на 230 пространственных групп. По одной из простейших классификаций кристаллы делят на следующие 7 систем: кубическую, тетрагональную, гексагональную, ромбическую, моноклинную, триклинную и тригональную. Эти системы показаны на фиг.  

Представления о симметрии в том или ином аспекте используются в искусстве, математике и других областях науки. Химик изучает симметрию распределения электронной плотности в атомах и молекулах, а значит, и симметрию молекул как таковых. Здесь мы намерены рассмотреть чисто геометрический аспект симметрии, а именно симметрию конечных фигур, таких, как полиэдры и повторяющиеся узоры. В той мере, в какой эти фигуры и узоры отражают расположение атомов в молекулах и кристаллах, они характеризуют и симметрию распределения валентных электронов этих атомов. Симметрия в ограниченном смысле (в котором мы будем использовать этот термин) связана с соотношениями между различными частями твердого тела. Если имеется определенная связь между отдельными частями фигуры, говорят, что она обладает определенными элементами симметрии.  

Повторение каких либо элементов в рутине повседневной жизни могут быть скучными, но если попытаться сфотографировать повторяющиеся вещи результат может оказаться впечатляющим. Жизнь наполнена различными узорами, которые мы постоянно наблюдаем и они не кажутся нам интересными, но если сделать снимок, он может поразить своей оригинальностью.

Когда дело касается фотосъемки повторений, то существует несколько техник, которыми можно воспользоваться. Узоры и повторения можно или подчеркнуть или сломать:

Подчеркиваем узоры.

Наполняя кадр повторяющимся узором можно создать впечатление размера и большого количества. К примеру, на фотографии с бутылками, создается впечатление, что их могут быть сотни и даже тысячи, хотя в реальности их всего 20-30. Снимать узор можно таким образом, чтобы он заполнил весь кадр, чтобы казалось, что предметов огромное множество, хотя на самом деле их ровно столько, чтобы заполнить кадр. При помощи данной техники, можно фотографировать лица в толпе, кирпичи на стене, линию велосипедных колес под одним углом. Почти любые повторяющиеся предметы могут быть объектом съемки.

Ломаем узоры.

Еще одним способом фотографирования узоров является захват предмета, который выделяется на общем фоне. К примеру, вы фотографируете большое количество шаров красного цвета, и среди красных шаров находится один желтый шар. Иногда подобные узоры встречаются в окружающей обстановке в естественном виде, иногда их нужно создать самим, чтобы сделать интересный снимок. Сломанные повторения могут включать в себя контрастирующий объект, к примеру (цвет, форма, текстура) или же можно исключить один предмет из цепочки повторяющихся. Обращайте внимание на то, куда вы размещаете контрастирующий объект, как один из способов размещения используйте правило третей. Также можно использовать точку фокусировки.



Рассказать друзьям