Изменения в «Порядке и правилах признания лица инвалидом. О порядке и условиях признания лица инвалидом

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Какова процедура признания гражданина инвалидом? Как пройти медико-социальную экспертизу?

Порядок и условия признания лица инвалидом определены постановлением Правительства Российской Федерации о порядке признания граждан инвалидами № 95 от 20.02.2006. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121)

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития РФ (в ред. постановления Правительства РФ № 49 от 01.02.2005).

Государствам следует признать право организаций инвалидов представлять таких лиц на национальном, региональном и местном уровнях. Роль организаций инвалидов может заключаться в выявлении потребностей и приоритетов, участии в планировании, осуществлении и оценке услуг и мер, связанных с жизнью людей с инвалидностью, и в содействии повышению информированности общественности и пропаганде соответствующих изменений.

В качестве инструмента самопомощи люди с ограниченными возможностями предоставляют и развивают возможности для развития навыков в самых разных областях, взаимной поддержки среди своих членов и обмена информацией. Организации инвалидов могут играть свою консультативную роль по-разному, поддерживая постоянных представителей руководящих органов органов, финансируемых правительством, путем интеграции общественных комитетов или путем передачи экспертных знаний по различным проектам.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» (постановление Правительства РФ № 95 от 20.02.2006).

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Консультативная роль организаций инвалидов должна осуществляться на постоянной основе в целях развития и углубления обмена мнениями и информацией между государством и этими организациями. Такие организации должны поддерживать постоянное представительство в Национальном координационном комитете или аналогичных органах.

Необходимо создать и укрепить роль местных организаций по инвалидности, чтобы они могли влиять на вопросы на уровне их общин. Государства обязаны обеспечивать надлежащую подготовку на всех уровнях персонала, участвующего в планировании и осуществлении услуг и программ для лиц с инвалидностью.

Лицо без определенного места жительства принимается на медико-социальную экспертизу по направлению органа социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза проводится федеральными государственными учреждениями: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро) - филиалами главных бюро.

Государства обеспечивают, чтобы все лица, предоставляющие услуги в области инвалидности, обеспечивали надлежащую подготовку своих сотрудников. Принципы полного участия и равенства должны должным образом отражаться на подготовке специалистов в области инвалидности, а также в распространении информации об инвалидности в программах общего обучения.

Государствам следует разрабатывать учебные программы в консультации с организациями инвалидов; инвалиды, в свою очередь, должны участвовать в программах обучения персонала в качестве учителей, инструкторов или консультантов. Он также должен включать инвалидов и включать повышение ценностей, компетентности и соответствующих технологий, а также возможности, которые могут осуществлять инвалиды, их родители, члены семьи и члены сообщества. Мониторинг и оценка на национальном уровне программ по инвалидности, принятых в соответствии с Общими правилами.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ).

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Государства несут ответственность за постоянный мониторинг и оценку осуществления национальных программ и услуг, связанных с поощрением равных возможностей для инвалидов. Государствам следует периодически и систематически оценивать национальные программы по инвалидности и распространять как помещения, так и результаты таких оценок.

Государствам следует разработать и принять терминологию и критерии, которые будут использоваться при оценке программ и услуг в области инвалидности. Эти критерии и терминологию следует разрабатывать в тесном сотрудничестве с организациями людей с ограниченными возможностями с ранних этапов концептуального определения и планирования.

Медико-социальная экспертиза проводится по письменному заявлению гражданина либо письменному заявлению его законного представителя. Заявление подается в бюро. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья.

Государствам следует участвовать в международном сотрудничестве в целях разработки общих стандартов для оценки действий, предпринимаемых на национальном уровне в области инвалидности. Государствам следует поощрять национальные координационные комитеты также участвовать в этой совместной деятельности.

Оценка различных программ инвалидности должна быть интегрирована в стадию планирования, чтобы можно было определить общую эффективность программ при выполнении своих политических задач. Технико-экономическое сотрудничество. Государства - как промышленно развитые, так и развивающиеся страны - обязаны сотрудничать и принимать меры по улучшению условий жизни людей с инвалидностью в развивающихся странах.

Что является основанием для признания гражданина инвалидом?

Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

· нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

· ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

Меры по обеспечению равных возможностей для людей с инвалидностью, включая беженцев с инвалидностью, должны быть включены в общие программы развития. Такие меры должны быть интегрированы во все формы двустороннего и многостороннего технико-экономического сотрудничества, как правительственных, так и неправительственных. Государствам следует рассмотреть проблемы инвалидности в своих дискуссиях со своими коллегами по таким формам сотрудничества.

При планировании и анализе программ технического и экономического сотрудничества особое внимание следует уделять воздействию таких программ на положение инвалидов. Крайне важно, чтобы с инвалидами и их организациями проводились консультации по всем проектам развития, предназначенным для людей с ограниченными возможностями. Они должны участвовать непосредственно в разработке, реализации и оценке таких проектов.

· необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Как выносится решение о признании лица инвалидом?

Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов-экспертов простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение. Специалисты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения гражданину или его законному представителю.

Приоритетными областями экономического и технического сотрудничества должны быть. Государствам также предлагается поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов. Государствам следует принять меры по повышению уровня знаний по вопросам инвалидности среди персонала, участвующего на всех уровнях в осуществлении программ технического и экономического сотрудничества.

Государства должны включать вопросы инвалидности на общих переговорах, в частности, по стандартам, программам обмена информацией и развития, где это необходимо. Государства поощряют и поддерживают обмен знаниями и опытом между следующими организациями.

В тех случаях, когда состав специалистов учреждения не может принять экспертное решение, акт освидетельствования лица направляется в 3-дневный срок в главное бюро медико-социальной экспертизы, которое принимает решение по рассматриваемому вопросу в установленном порядке. В случаях, требующих применения сложных видов экспертно-реабилитационной диагностики, специальных методов обследования, тестирования, а также получения дополнительных сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро и доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.

Государствам следует обеспечить, чтобы Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, а также все межправительственные и межпарламентские органы на универсальной и региональной основе включили в свою работу глобальные и региональные организации инвалидов.

Целью механизма контроля является содействие эффективному осуществлению Общих правил. Этот механизм поможет каждому государству оценить степень выполнения Общих правил и измерить прогресс. Контрольная деятельность должна выявлять препятствия и предлагать соответствующие меры, которые способствуют эффективному осуществлению Общих правил. Механизм мониторинга должен учитывать экономические, социальные и культурные особенности каждого государства.

Программа дополнительного освидетельствования может предусматривать:

· проведение дополнительного обследования в лечебно-профилактическом, реабилитационном или другом учреждении;

· получение заключения главного или федерального бюро медико-социальной экспертизы;

· запрос необходимых сведений;

· проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения лица;

Применение Общих правил будет контролироваться на сессиях Комиссии социального развития. В случае необходимости Специальный докладчик с обширным и соответствующим опытом в вопросах инвалидности и по вопросам, касающимся международных организаций, назначается на трехлетний период и финансируется за счет внебюджетных ресурсов для контроля за выполнением Общих правил.

Международным организациям инвалидов с консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете, а также организациям, представляющим инвалидов, которые еще не сформировали свои собственные организации, предлагается создать между собой группу экспертов, в которой организаций инвалидов, с учетом различных видов инвалидности и необходимого справедливого географического распределения; Специальный эксперт консультируется с этой группой экспертов и, при необходимости, Секретариатом.

· другие мероприятия.

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного освидетельствования, специалисты соответствующего бюро принимают решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности. В случае признания лица инвалидом специалистами соответствующего бюро, проводившими медико-социальную экспертизу, в месячный срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Специальный эксперт поощряет группу экспертов к проведению обзора, предоставлению консультаций и представлению замечаний и предложений по поощрению, осуществлению и контролю за выполнением Общих правил. Специальный докладчик направит вопросник государствам, подразделениям системы Организации Объединенных Наций и межправительственным и неправительственным организациям, включая организации инвалидов. Вопросник должен охватывать планы применения Общих правил в Штатах. Вопросы должны носить избирательный характер и охватывать ряд конкретных правил, чтобы обеспечить углубленную оценку.

Программа утверждается руководителем бюро. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Специальный докладчик будет стремиться к налаживанию прямого диалога не только с государствами, но и с национальными неправительственными организациями с просьбой высказать свои мнения и комментарии по любой информации, которую они хотели бы включить в доклады. Специальному докладчику следует дать рекомендации относительно осуществления и мониторинга Общих правил и оказать помощь в подготовке ответов на вопросники.

Специальный докладчик при содействии Секретариата будет готовить доклады для представления Комиссии социального развития на ее тридцать четвертой и тридцать пятой сессиях. При подготовке таких докладов Специальному докладчику следует проконсультироваться с группой экспертов.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

С какой даты устанавливается инвалидность?

Государствам следует поощрять национальные координационные комитеты или аналогичные организации участвовать в процессах осуществления и мониторинга. В качестве координационных центров по вопросам инвалидности на национальном уровне следует поощрять механизмы для координации мониторинга осуществления Общих правил. Следует поощрять организации инвалидов к активному участию в надзоре за процессом на всех уровнях.

Если имеются внебюджетные ресурсы, следует создать одну или несколько должностей членов Межрегионального советника в Общих правилах, чтобы предоставлять прямые услуги государствам, в том числе. На своей тридцать четвертой сессии Комиссии социального развития следует создать рабочую группу открытого состава для рассмотрения доклада Специального докладчика и выработки рекомендаций относительно путей улучшения осуществления Общих правил.

В соответствии с действующим постановлением Правительства РФ датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

Как осуществляется повторное переосвидетельствование инвалидов?

Переосвидетельствование инвалидов проводится в порядке, установленном для признания лица инвалидом.

На сессии после окончания мандата Специального докладчика Комиссии следует рассмотреть вопрос о том, следует ли возобновить такой мандат, назначить нового Специального докладчика или создать другой механизм контроля и рассмотреть соответствующие рекомендации Экономическому совету и социальной.

Лица с ограниченными возможностями считаются

Государствам следует поощрять вносить взносы в Фонд добровольных взносов Организации Объединенных Наций для инвалидов в целях содействия осуществлению Общих правил. Налоговый орган может отказаться от предоставления отчета об оценке, при условии, что бенефициар доказал, что при предыдущем приобретении будет постоянно отключен. Указание водителя не препятствует инвалиду водить автомобиль, при условии, что оно подходит для этого, с учетом конкретного законодательства.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II, III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в срок, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид» (в соответствии с постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006). Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование.

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Переосвидетельствование лиц, инвалидность которым установлена без срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование инвалида раньше установленных сроков проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Возможно ли получить освидетельствование инвалидности на дому?

Руководствуясь постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006, медико-социальная экспертиза (МСЭ) производится в учреждении по месту жительства гражданина либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.

Если, по заключению учреждения здравоохранения, гражданин не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, возможно проведение МСЭ на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя. Для этого гражданину или его родственникам следует обратиться за направлением на МСЭ к лечащему врачу в районную поликлинику по месту жительства.

Лечащий врач выдает направление с отметкой, что МСЭ должна быть проведена на дому.

Можно ли обжаловать решение бюро, проводившего медико-социальную экспертизу?

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту РФ с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ.

Сейчас появилось новое понятие - ОСТ. Что это такое?

ограничением способности к трудовой деятельности - ОСТС 1 января 2004 года вступили в силу положения федеральных законов № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» и № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» о назначении пенсий по инвалидности в соответствии с ограничением способности к трудовой деятельности I, II и III степени (ОСТ).

В соответствии с этим учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы по освидетельствованиям, произведенным с 1 января 2004 года, одновременно с установлением группы инвалидности выносят заключения об определении степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Переосвидетельствование инвалидов раньше установленных сроков очередного освидетельствования и инвалидов, группа инвалидности которым установлена бессрочно, независимо от их способности к трудовой деятельности, для вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности не производится, кроме как по их личному заявлению или заявлению их законных представителей.

Способность к трудовой деятельности включает:

  • способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
  • способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
  • способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;
  • способность к мотивации труда;
  • способность соблюдать рабочий график;
  • способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Критерием установления I степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Результатами такого нарушения здоровья являются:

при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии - уменьшение объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижение тяжести труда не менее чем на 2 класса;

перевод на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерием установления II степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием установления III степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.

Популярные материалы

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2006 г. N 95

О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ

В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила признания лица инвалидом.

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием общероссийских общественных объединений инвалидов разработать и по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации утвердить классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Правил, утвержденных настоящим Постановлением.

4. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4127).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 20 февраля 2006 г. N 95

ПРАВИЛА

ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.

2. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

4. Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

II. Условия признания гражданина инвалидом

5. Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

6. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

7. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

8. При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями, предусмотренными пунктом 2 настоящих Правил, степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

9. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

11. В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

12. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

13. Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет:

не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;

не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.

Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных мероприятий.

(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)

13.1. Граждане, которым установлена категория "ребенок-инвалид", по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию в порядке, установленном настоящими Правилами. При этом исчисление сроков, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 13 настоящих Правил, осуществляется со дня установления им группы инвалидности впервые после достижения возраста 18 лет.

(п. 13.1 введен Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)

14. В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

III. Порядок направления гражданина

на медико-социальную экспертизу

15. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

16. Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма , обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

17. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

18. Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

19. В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

IV. Порядок проведения медико-социальной

экспертизы гражданина

20. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

21. В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

22. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

23. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

24. Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

25. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

26. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.

27. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты).

28. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

29. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.

Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет.

30. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.

31. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

32. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

33. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.

34. Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро.

35. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Порядок составления и форма выписки утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных или граждан призывного возраста представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты.

36. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

37. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

V. Порядок переосвидетельствования инвалида

38. Переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, предусмотренном разделами I - IV настоящих Правил.

39. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".

Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

40. Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

41. Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

VI. Порядок обжалования решений бюро,

главного бюро, Федерального бюро

42. Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

43. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

44. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

45. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

46. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение

к Правилам

признания лица инвалидом

(в редакции

Постановления Правительства

Российской Федерации

от 7 апреля 2008 г. N 247)

ПЕРЕЧЕНЬ

ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДЕФЕКТОВ, НЕОБРАТИМЫХ

МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ, НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ

ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА, ПРИ КОТОРЫХ ГРУППА

ИНВАЛИДНОСТИ БЕЗ УКАЗАНИЯ СРОКА ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

ВОЗРАСТА 18 ЛЕТ) УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ГРАЖДАНАМ НЕ ПОЗДНЕЕ

2 ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРВИЧНОГО ПРИЗНАНИЯ ИНВАЛИДОМ

(введен Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)

1. Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли).

2. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием.

3. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии) и выраженными ликвородинамическими нарушениями.

4. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления.

5. Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая).

6. Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия).

7. Наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (псевдогипертрофическая миодистрофия Дюшенна, спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана), прогрессирующие нервно-мышечные заболевания с нарушением бульбарных функций, атрофией мышц, нарушением двигательных функций и (или) нарушением бульбарных функций.

8. Тяжелые формы нейродегенеративных заболеваний головного мозга (паркинсонизм плюс).

9. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

10. Полная слепоглухота.

11. Врожденная глухота при невозможности слухоэндопротезирования (кохлеарная имплантация).

12. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с тяжелыми осложнениями со стороны центральной нервной системы (со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрит



Рассказать друзьям