Что делать, если ребёнок нервный и непослушный.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Возникновение агрессивного поведения у малыша – серьезная причина родителям, чтобы задуматься о состоянии ребенка. Иногда такое странное проявление не имеет веской причины для своего появления. Но если нервозность просматривается даже в действиях малыша, то в данном случае единственная помощь – это поддержка со стороны близких.

Почему ребенок нервный, агрессивный и непослушный?

Подобный стиль поведения сопровождается дискомфортом, неприязнью к обществу и сильной замкнутостью. Если ребенок нервный и агрессивный, то что-то произошло либо в его голове, либо во время общения со сверстниками.

Обычно, такое поведение свидетельствует о враждебности ко всему, деструкции и отсутствии контроля над собой. Часто в таких ситуациях ребенок вспыльчивый и агрессивный. Например, раскидывает игрушки вокруг себя, пытаясь их порвать. Или показывает другим странное поведение, крича и плача без причины.

Причины агрессии бывают разного типа:

  • взаимоотношения в семье, школе детском садике, на улице с друзьями;
  • влияние сверстников на изменения в поведении – часто проявляется в переходном возрасте;
  • сильные комплексы ребенка вполне могут стать толчком к агрессии;
  • финансовые трудности, нехватка денег на карманные расходы;
  • недовольство собственным внешним видом, желание что-то изменить, когда нет видимых результатов;
  • гиперопека родителей, слишком сильное влияние мнения старших на ребенка, лишение права выбора;
  • культурный уровень семьи, ссоры и другие моменты, способные поменять сознание ребенка;
  • постоянное унижение подростка, его уязвимость и незащищенность.

Что делать, если ребенок агрессивно ведет себя дома? Наказывать детей нет смысла, ведь на многих в нервозном состоянии это не действует. Как правило, человек начинает еще больше раздражаться, когда понимает, что его пытаются усмирить. Лучший способ привести ребенка в чувство – это спокойно поговорить с ним о том, что послужило проявлению нервозности.

Агрессивный, непослушный ребенок первоначально не станет отвечать на волнующие вас вопросы. Но, если рассказать ситуацию, которая может его зацепить, то непослушный подросток обязательно станет мягче и расскажет, что послужило толком к его странному поведению. Помните, что тон, при помощи которого получиться расположить к себе ребенка – это дружелюбный, медленный, спокойный и серьезный голос.

Что делать, если ребенок нервный и агрессивный?

Правильный родитель никогда не станет срываться на своих детях, крича на них и наставляя, как делать нужно хорошо. Самое грамотное, что требуется сделать папе или маме – это направить ребенка на проявление своих эмоций. Так, лучшее успокоительное для детей от агрессии – это хобби.

Именно любимое занятие отвлекает большинство подростков от порыва гнева. Кто-то нашел себя в спорте, посещая секцию, другое же предпочитает слушать музыку.

Если ребенок нервный и агрессивный, справиться с эмоциями поможет любимое хобби.

Никогда нельзя запрещать своему ребенку то, что он любит больше всего, ведь именно это спасает его от выплеска негативных эмоций. Есть и другие особые методы, которые рекомендуются для тех, кто не управляем в своих действиях.

Лучшее успокоительное для агрессивного ребенка, это:

  • одиночество от получаса до нескольких часов – не путайте с наказанием;
  • специальные объекты для того, что выпустить свои эмоции;
  • глубокий вдох и медленное затихание при помощи счета от 1 до 20;
  • крик хорошо действует на ребенка, если он сильно раздражен – громкая музыка и пение во все горло один из лучших и удачных моментов, как справиться с агрессией.

Все эти упражнения станут первой помощью в критических ситуациях для ребенка. Снижение раздражительного поведения подействует, ведь хотя бы один пункт из вышеупомянутых должен привести подростка в чувство.

Умные сказки для агрессивных детей

Многие психологи считают, что ребенок никогда не будет вести себя неподобающим образом, пока на него не подействует то, что является настоящим очагом раздражения.

Выделяют несколько семейных факторов, влияющие на развитие агрессивного поведения:

  1. отсутствие необходимой ласки, тепла и внимания родителей к своему ребенку;
  2. наглядные ссоры, демонстрация рукоприкладства и нецензурная лексика в стенах родного дома;
  3. отсутствие родительского интереса к тому, что интересно ребенку;
  4. частое беспричинное наказание детей, применяемая сила.

Для того, чтобы ребенок понял суть своего непослушания, «очнулся» от неадекватного поведения, придумали психотерапевтические сказки для агрессивных детей. Они помогают вразумить подростка, указать на его ошибки, дать пищу для дальнейшего размышления.

Таким образом, терапевтическая сказка для агрессивного ребенка благоприятно действует, но ее стоит рассказывать медленно и достаточно низким тоном.

Список самых эффективных историй, которые будут полезны в своем использовании:

  • львенок в школе;
  • крокодильчик;
  • морская история;
  • песчаный вулкан.

Эти сказки очень мудрые и простые. Они нацелены на то, чтобы максимально устранить в поведении ребенка раздражительность и агрессивность. Это самые обычные истории, но в каждой из них есть поучительный конец, который, возможно, станет переломным моментом для подростка.

Проявление агрессии у детей в разном возрасте

Раздражительность и всплеск гнева появляются на разных стадиях. Кому-то не дали игрушку – случилась жуткая истерика, кого-то сильно толкнули на уроке физкультуры, а кто-то просто отказывается кушать с ложечки. Для того, чтобы в полной мере понять непослушание детей, лучше всего рассмотреть 3 возрастных этапа, во время которых агрессия проявляется «во всей своей красе».

Младенчество. В этот период малыши еще сами не понимают, что уже начинают проявлять гнев. Это можно понять по их поведению, когда они испытывают голод, находятся в неудобном положении, пугаются или чувствую острую боль. В данном случае агрессия малыша сопровождается громкостью голоса, по которому родители понимают – их дитя не довольно.

Плач – это не агрессия, это способ передачи информации, потребностей и чувств, так как кроха еще не умеет говорить, чтобы предупредить папу и маму о том, что случилось.

Малышовый возраст. Это период с 2 до 4 лет. Научившись говорить, маленький начинает показывать настоящую истерику взрослым, иногда даже повреждает все свои игрушки и мебель. Все это ради того, чтобы на него обратили внимание, дали ему то, что необходимо.

Так как в 3 года ребенок может сказать небольшие фразы, то он начинает помогать себе, используя этот словарный запас, чтобы увеличить свою агрессию.

Дошкольник. Период с 4 до 6 лет. Основное давление на сверстников в детском саду, враждебность к старшим братьям и сестрам. Этот возраст очень сложен тем, что ребенок начинает осознавать свои обиды: он запоминает почти каждый момент, когда его сильно задели.

В этот период дошкольник пытается защитить себя. Как правило, агрессия проявляется в том случае, если задеты интересы ребенка, его мысли и предпочтение к чему-то. От 4 до 6 лет малыш не понимает, что в мире полно других интересных вещей, которые намного лучше, чем те, что сидят в его голове.

7 правил общения с непослушными детьми

Далеко не с каждым человеком дети могут поговорить с первого раза. Порою, даже близкий человек не способен повлиять на ситуацию. Вот почему нужны правила для общения, чтобы знать, с какой стороны подойти и с чего начать диалог.

Манера общения. Медленный темп помогает ребенку раскрепоститься рядом с вами. Забудьте обо всех резких движениях. Соблюдайте контакт глаза в глаза, ребенок должен видеть вас.

Беседа. Попросите подростка, чтобы он рассказал вам то, что сидит у него в душе. Сопереживание – важная составляющая серьезного разговора. Как только человек чувствует, что на его стороне есть взрослый, то начинает стирать все барьеры замкнутости. Старайтесь сделать так, чтобы в конечном итоге вам были рассказаны все обиды, ведь с ними нужно бороться вместе.

Наказание. Наказывать можно, но, если этого действительно требует ситуация. Для каждого маленького ребенка наказание должно быть аргументированным, то есть он должен понять, за что именно его ставят в угол или запрещают играть в компьютер. Любые командования подростком в целях его унижения только вредят его психике и эмоциональному состоянию.

Ревность. Никогда не сравнивайте провинившегося с кем-то другим – это вызовет в подростке ревность, что может послужить еще большему выплеску агрессии. Будет мудрым шагом от родителя, если он поделится с ребенком своими личностными переживаниями по поводу его поведения. А такие дежурные дружелюбные фразы как «что ты кушал в школе?» или «давай поиграем во что-нибудь?» смогут расслабить человека и позволят его раскрепоститься.

Эмпатия – отличный способ настроить ребенка на позитивный лад. Попробуйте рассказать своим детям о том, как они ведут себя со стороны. Изобразите все то, что происходит в обычной истерике. Пускай они посмеются и увидят себя с другого ракурса, поставят себя на ваше место. Такой способ контроля над собой удается далеко не всем детям. Это особый план, и если его придерживаться, то непослушное дитя пойдет на контакт.

Если разговор с ребенком будет разовым, то положительного результата можно не наблюдать. Дело в том, что с агрессивностью необходимо бороться систематически, еженедельно приходя к одному и тому же выводу.

Прогресс будет, когда после каждого раза ребенок станет учитывать все пожелания взрослого и свои ошибки. Родителям же стоит следить за последующим поведением своих детей, чтобы конструктивный разговор шел на пользу, а не ухудшал состояние.

Понятие «нервный ребёнок» очень ёмкое и, в зависимости от конкретных ситуаций, может охватывать разный набор поведенческих характеристик. Объединяет разных неуравновешенных детей лишь наше негативное отношение к реакциям, которые возникают у малыша в ответ на его взаимодействие с окружающим миром вообще, и с нами, его родными и близкими, в частности.

Нервный ребёнок может быть плаксивым и пугливым, агрессивным, чрезмерно раздражительным, легковозбудимым или истеричным. Какие бы из реакций ни преобладали у вашего малыша, - корень зла, как правило, всегда один и тот же - ошибки в воспитании. Соответственно «лечить» нервность следует исправлением таких ошибок.

Физиологические причины детской неуравновешенности

Для начала попробуем в коррекции нервного характера обойтись «малой кровью». Физиологические факторы тоже влияют на поведение детей, особенно младшего возраста.

Условия, которые в самую первую очередь нужно создать своему чаду для полноценного развития и формирования его как личности:

  • сложившийся режим дня;
  • достаточный сон;
  • правильное питание;
  • соразмерные физические нагрузки;
  • соблюдение личной гигиены.

Если все физиологические условия созданы, но малыш по-прежнему остаётся нервным, то корректировать нужно ваши с ним взаимоотношения.

Если малыш нервничает, значит, ему это выгодно

Дети - люди очень практичные. Если они, сознательно или неосознанно, делают свой выбор в пользу нервности, а не спокойствия и уравновешенности, - значит, им это выгодно, и значит, вы, в своё время, показали им, как пользоваться нервностью в собственных интересах.

Ситуация: мама занята, а дочке что-то от неё нужно. Малышка просит спокойно - мама отвечает «Да, сейчас, подожди» и продолжает заниматься своими делами, затем дочка просит настойчивее, и только когда она срывается на плач, мама её замечаете и даёт ей то, что нужно. Постепенно у малышки формируется понимание, что проще сразу предъявить своё требования в форме истерики - тогда оно будет выполнено быстрее.

Маме в данной ситуации следовало бы поступать так: если она может выполнить требование сына или дочки и нет причин для отказа, то сделать это нужно сразу, не дожидаясь истерики. Если требование невыполнимо, то нужно объяснить, почему оно не может быть выполнено, и не потакать капризу, даже когда ваш отпрыск плачет и истерит. У малыша не должна формироваться модель взаимодействия с окружающими «я плачу - получаю желаемое», наша цель — «я прошу нормально - меня вознаграждают». Другими словами, детям нужно создавать условия, в которых им выгодно быть спокойными и здоровыми, а не агрессивным и капризным.

Родительское хладнокровие и последовательность

Если момент давно упущен, то ваша задача сейчас быть хладнокровными и заставить механизм работать в обратном направлении, вознаграждать ребёнка, когда он спокоен и конструктивен, хвалить за то, что он смог быстро успокоиться и всячески поощрять его за уравновешенность, пусть даже это выглядит искусственно.

Следующий аспект, способствующий формированию у ребёнка нервного поведения, это непоследовательность родителей в системе поощрений, запретов и наказаний.

Имеется в виду, когда один и тот же поступок ребёнка в одной ситуации трактуется как негативный и за него наказывают, а в каком-то другом контексте - не замечается. Сюда также относим модель поведения родителей, когда они выдвигают ребёнку требование, но девять раз из десяти не следят, чтобы это требование выполнялось, а на десятый переходят сразу к наказанию, причём за первые девять тоже.

Например: сын смотрит телевизор, и мама, каждый раз проходя мимо, спокойно говорит: «Выключи телевизор». Дети трактуют такую просьбу как необязательную к исполнению.

Правильно бы было сказать: «Смотришь ещё 2 минуты и выключаешь», а через 2 минуты сообщить, что время истекло, подойти и выключить. Ребенок может выдвинуть встречные требования, попросить ещё 5 минут, и, если это не принципиально, то мама может разрешить, а через 5 минут выключить телевизор. Ребёнок,скорее всего, будет возражать, но меньше, ведь его требование выполнено, с ним считаются.

Сила родительского слова

Если родители желают видеть ребёнка уравновешенным и послушным, значит, они должны делать все для того, чтобы их слово не утратило своего значения в глазах детей.

Предъявляешь требование - будь готов идти до конца и проследить за тем, чтобы оно было выполнено, в противном случае не выдвигай.

То же самое и с угрозами - если говоришь «Ещё раз так поступишь - я тебя накажу», значит, обязан наказать. Неуверен, что сможешь реализовать обещание или угрозу, - не обещай и не угрожай.

Целесообразность запретов

Детьми самого раннего возраста указания «Не трогай!», «Посиди спокойно!» тоже трактуются как требования, необязательны к исполнению, ведь воспроизводя эти фразы, родители сами прекрасно понимают, что ребёнок будет продолжать трогать, бегать, прыгать. Фразы типа «Нельзя кричать в автобусе!» или «Нельзя есть руками!» тоже очень сомнительны, ведь как же нельзя, когда малыш успешно как раз этим и занимается, при этом думает «Я кричу и ем руками, значит, это можно», в итоге - наше «нельзя» ровным счётом ничего не стоит, у нас нервный ребёнок, что делать и как это случилось, мы не понимаем.

Запреты имеют место в воспитании только тогда, когда это действительно необходимо.

Если в сторонней обстановке или в другом настроении вы бы не стали ограничивать ребёнка, то лучше сразу объясните ему, чем эта ситуация отличается от подобных. Например, «Мы в гостях и в доме есть пожилая бабушка, у которой как раз сейчас болит голова, поэтому мы не будем петь караоке. Придём домой - тогда можно».

Соразмерные эмоциональные и умственные нагрузки

Гармоничным состоянием ребёнка является уравновешенность и склонность к компромиссам, если вы в своём ребёнке перестали это наблюдать, значит, появился сбой в процессах возбуждения и торможения. Либо один из них стал преобладать, либо они сменяют друг друга слишком быстро или неупорядоченно.

Чаще всего причиной детской нервозности является перегрузка процесса возбуждения.

Это необязательно систематическое состояние ребёнка, - нервозность может проявляться ситуативно. Для малыша это избыток информации, слишком бурная смена событий, большое количество впечатлений, которое он не может переварить. Для ребёнка школьного возраста это может быть слишком большая академическая и факультативная нагрузка. Дозируйте эмоции и нагрузки.

Моделирование смысловой нагрузки событий

Нервность очень легко развивается при неприятных или страшных впечатлениях как постоянных, так и единичных. Причём ситуация не обязательно должна быть объективно катастрофической, - более важно, какой смысл ей придаёт сам ребёнок. Здесь реакция ребёнка это полное отображение реакций его родителей и окружающих его близких людей.

Даже классическую причину детского невроза, развод родителей, ребёнок может легче перенести, если родные не драматизируют ситуацию и не нагнетают обстановку.

Искусственное понижения важности и трагизма любого самого неприятного события со стороны родителей нивелирует негативное влияние этой ситуации на ребёнка и соответственно понижает риск возникновения нервозности.

Если же ребёнок растёт в атмосфере нервозности, где родители не разговаривают, а постоянно кричат на ребёнка и друг на друга, где малыш наблюдает самые крайние проявления эмоций близкими ему людьми, - нет ничего удивительного в том, что он вбирает в себя все происходящее и воспроизводит вам то, что наблюдает вокруг себя. Ваша задача - самим научиться нести положительный заряд и тогда, не заметите, как ваш настрой передастся окружающим и в первую очередь - вашему когда-то неуравновешенному ребёнку. Будьте внимательны к своим детям ведь их нервозность может являться проявлением . Здесь уже понадобиться все ваши усилия и любовь чтобы исправить ситуацию, когда её можно было избежать. Любите и чаще обнимайте своих детей это располагает к спокойствию.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Психолог рассказывает, - как невроз ребёнка связан с проблемами в семье:

Время чтения: 4 минуты

Детская психика обладает повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, что, по сути, и обусловливает несколько обостренную реакцию несовершеннолетних на разного рода провокационные ситуации. При всем этом поведение непослушного нервного ребенка, беспричинно проявляющего раздражительность, требует оценки психолога. Узнайте, какие признаки свидетельствует о наличии у крохи проблем эмоционального плана.

Нервозность у детей

Процесс становления личности, а также высших механизмов, обеспечивающих осуществление поведенческих реакций, инициируется с самого рождения, но более активно начинает развиваться ближе к трем годам. В этот период кроха еще не может четко выразить свои эмоции, страхи, потребности. На фоне недопонимания со стороны взрослых и осознания собственного «я» нервный ребенок проявляет сознательные волевые импульсы.

В случае если малыш 2-3 лет становится капризным без видимой на то причины, следует обратиться к врачу для исключения серьезных расстройств психики. В остальном возникновение симптомов невроза у детей считается вполне естественным явлением, характеризующимся повышенной возбудимостью и обостренной реакцией на незначительные внешние раздражители.

Причины

Интеллектуальные перегрузки вкупе с нерациональным досугом и неправильным питанием могут стать пусковым механизмом развития у ребенка нарушений поведения. Первопричины детской нервности влияют на тяжесть ее симптоматической картины. Так, в зависимости от характера основного заболевания (если таковое имеется), повлекшего психологическое расстройство, последнее может дополняться склонностью к депрессии; нарушением сна и другими негативными состояниями. При этом другими причинами того, что ребенок очень нервный и возбудимый, могут служить:

  • ранее перенесенные инфекционные заболевания;
  • психотравмы (разлука с родителями, начало посещения детских коллективов);
  • неправильная модель воспитания (авторитарная, модель вседозволенности);
  • психические заболевания;
  • нервное напряжение;
  • особенности характера.

Признаки

Постоянные стрессы, капризы в конечном итоге перерастают в невроз или преходящее расстройство психики. В большинстве случаев данное состояние развивается к 4-6 годам, но некоторые признаки нарушений эмоционального плана чуткие родители могут заметить и раньше. При этом пристального внимания со стороны взрослых требует поведение крохи во время возрастных изменений психики. Как правило, в этот период нервный ребенок особенно интенсивно испытывает следующие состояния:

  • расстройство сна;
  • появление тревожных состояний, страхов;
  • развитие энуреза, желудочно-кишечных расстройств;
  • речевые нарушения;
  • нервные тики (покашливание, моргание, стискивание зубов);
  • нежелание общаться со сверстниками.

Что делать, если ребенок нервный

В случае, если приступы агрессии обусловлены патологическими состояниями, например, психологическими заболеваниями, бороться с ними нужно вместе с коррекционными педагогами и психологами. При ситуации, когда нервные срывы вызваны возрастными изменениями или какими-либо стрессовыми ситуациями, необходимо набраться терпения и попытаться выяснить, какие факторы способствуют возникновению приступов.

В этой ситуации полезно пересмотреть воспитательные методы. Так, если вы относитесь к числу авторитарных родителей, попробуйте несколько ослабить контроль. Крайне важно беречь уязвимую детскую психику, чтобы в дальнейшем избежать усугубления ситуации. С этой целью необходимо создать благоприятный микроклимат в семье, избегать необоснованных запретов и наказаний.

Успешное преодоление проявлений невроза у легковозбудимого малыша зависит, прежде всего, от реакции взрослых на сложившуюся ситуацию. Психологи советуют терпеливо переносить проявления агрессии. При этом непосредственно во время приступа важно постараться успокоить кроху и разобраться в причине его недовольства. В случае, если ребенок нервный и агрессивный, нельзя его пугать или каким-то образом умалять его достоинство. С целью преодоления симптомов повышенной возбудимости у детей психологи рекомендуют применять следующие методики:

  1. Попросите ребенка изобразить на альбомном листе причину проблемы, а затем предложите порвать его.
  2. Переключите внимание капризничающего крохи на что-то другое.
  3. Займите малыша спортивной игрой.

Методы воспитания

В большинстве случаев лечение нервного перенапряжения сводится к установлению и соблюдению правильного режима дня. По понятным причинам изменение привычного образа жизни может не понравиться малышу, поэтому любые коррективы лучше вносить в форме планирования досуга крохи. Возбужденный ребенок требует к себе особого внимания и терпения, ввиду чего неврологи рекомендуют проводить с таким малышом побольше времени. Так, хорошей альтернативой просмотру телевизора может стать прогулка на природе или поход в зоопарк. При этом не стоит забывать о родительской любви и внимании.

Профилактика

Большая часть провокационных ситуаций, когда ребенок нервничает, возникает на фоне семейных проблем. Ввиду этого родителям сверхчувствительного малыша следует, прежде всего, наладить отношения, постараться создать любимому чаду комфортные условия для личностного роста и развития. Помните, благоприятный эмоциональный климат в семье является самым лучшим средством профилактики психических расстройств у детей.

Видео

Здравствуйте дорогие родители неуправляемых детишек! В эфире Саша Богданова...

У вас тоже дома бегают маленькие «монстрики» кусающие маму и папу и вы не знаете что делать? Не спешите хвататься за ремень! Давайте лучше поговорим о том, что делать если ребенок нервный и непослушный.

Хочу дать вам несколько советов, следуя которым вы уже очень скоро забудете какими острыми могут быть зубки ваших малышей и узнаете как это приятно, когда дети обнимают вас и говорят — «я люблю тебя, мамочка!»

Но для начала давайте попробуем разобраться в причинах такого поведения.

Часто мамочки откровенно сходят с ума от собственных детей. Постоянная усталость, не полноценный сон, быт, а ко всему еще и детские истерики, которые напрочь лишают сил.

Конечно в таком состоянии бывает сложно даже попытаться понять что с ребенком, почему он кричит и плачет. Точнее сказать, в таком состоянии вообще сложно что-либо понимать.

Представьте такую ситуацию: вечер, ребенку пора спать, у вас еще масса дел, а неугомонный малыш всё никак не засыпает... дерется, «грызет» братика или сестру, нервничает, психует, бросает игрушки на пол, короче полных хаос......

— Мама, я не хочу спать!! Нет! Не буду! Отстань! Я тебя ненавижу!!

Что часто отвечают родители на это?

— А ну марш в постель!! А то я тебе…...

Во-первых! Совершенно не допустимо так разговаривать с ребенком! Об этом чуть позже.

Во-вторых...

Как вы думаете, чего так бурно добивается малыш? Почему он кричит, плачет или даже дерется?

Да, можно конечно сказать что, например:

  1. Малыш устал
  2. Может кушать хочет
  3. Или у него болит что-то
  4. и тд...

Но причины, по которым ребенок ведет себя «не адекватно» намного глубже. Главный двигатель агрессии в детях — это сами родители!

Причины агрессий и истерик у малышей: что мы — родители делаем не так

Давайте рассмотрим возможные причины непослушаний, истерик и агрессий у детей и попробуем найти выход из ситуации, которая сводит с ума всю семью.

  • Отсутствие уважения в семье
  • Родители не авторитет для детей
  • Никто не говорит спасибо и никого не хвалит
  • Нет родительской поддержки
  • Агрессивное отношение к детям или ребенок — ваша копия
  • В доме слишком шумно — все кричат
  • Шантажировать нельзя, поощрять нужно
  • Если сегодня нельзя, значит нельзя и завтра
  • Ребенок не чувствует себя значимым и любимым
  • Нет времени на общение с детьми
  • Гиперопека, тотальный контроль над ребенком

И так... а теперь давайте по порядку и более подробно разберем все наши родительские недочеты.

Отсутствие уважения в семье: критика и унижения — как цель быть лучше других

Папа не уважает маму, мама не уважает папу и оба они не уважают детей, а дети отвечают им тем же. В чем это проявляется?

Всем наплевать на желания и потребности других. Каждый думает только о собственном комфорте и о собственных достижениях, а всё что делается в доме, воспринимается как должное или что еще хуже — критикуется.

Вот такая например ситуация...

— Да от чего ты устала? Ты же весь день сидишь дома и ничего не делаешь! Подумаешь борщ сварила! И к тому же не вкусный... Лучше я детей в кафе свожу, хоть поедят нормально...

Таким высказыванием отец проявляет неуважение ко всему что делает жена и дети начинают вести себя с мамой также. Или другая ситуация... Муж построил будку для Тузика — любимца детишек, а жена ему:

— Это что, будка?? Руки у тебя из одного места растут! Ничего нормально сделать не можешь! Выбрось этот ящик на помойку... Поехали, детки, в магазин, я нормальный домик куплю для вашей собачки...

Т.е. родители пытаются завоевать уважение детей за счет унижения друг друга. А соответственно и дети будут относиться к ним также...

Родители не авторитет для детей:

Прежде всего маме и папе нужно стать одной командой, а не противоречием друг друга.

Т.е. если мама, например, говорит что кексы можно будет кушать после супа, а папа игнорирует это правило и дает малышу сладкое, то авторитет мамы в глазах ребенка теряется.

Значит в следующий раз малыш не будет её слушаться. А зачем? Папа же разрешает...

Или наоборот... папа категорически против гаджетов за ужином, а мама подаёт их вместе с пирогом, лишь бы все сидели за столом спокойно. Вот вам пожалуйста — прощай авторитет отца!

И это, друзья мои, огромная проблема, с которой многим родителям очень сложно справиться.

Научитесь действовать сообща, решайте вместе что лучше для ваших детей!

Вы никогда не хвалите детей и не говорите им спасибо

Всё что делается другими — никак не ценится, никто не говорит «спасибо» и никто никого не хвалит.

Ну и пусть борщ был не таким вкусным как хотелось бы, а будка для Тузика не похожа на коттедж из журнала. Скажите друг другу «Спасибо!» и похвалите!! Тоже самое касается и отношения к детям.

Малыш нарисовал для вас рисунок, он старался, вкладывал любовь в каждую черточку, а вы ему:

— Что-то не похоже это на цветок, мазьня какая-то...

Представляете что чувствует малыш слыша такие слова? И не удивляйтесь потом если он назовет ваши пирожные какашками и выкинет их в мусорное ведро.

Всегда хвалите ребенка, даже если у него не очень получается что-то делать. И всегда говорите «спасибо».

Нарисовал рисунок? Скажите что вам очень нравится и повесьте произведение на самое видное место! Скажите что вам очень приятна такая забота малыша, ведь он хотел вас порадовать.

Убрал за собой игрушки? Скажите ребенку какой он молодец что сам всё сложил, что он очень помог вам этим и тд.

Поддержка родителей важна для ребенка всегда и везде

Важно поддерживать своих малышей всегда и во всём. Нравится ребенку рисовать? Поддержите его в этом, предложите обучение в художественной школе, скажите что у него всё получится!

Или просто разделите с ним это увлечение и рисуйте вместе с ним.

Видите что у сына или дочки плохое настроение? Поинтересуйтесь что с ним, что его тревожит, почему ему грустно. Спросите чем вы можете ему помочь.

Покажите ребенку что он всегда может на вас положиться, что вы никогда не оставите его наедине с проблемой. Ребенок должен знать что мама и папа — это его опора всегда и везде!

Агрессивное отношение к детям или ребенок — ваша копия

К сожалению многие родители до сих пор используют гестаповские методы воспитания. Т.е. применяют физическое насилие к детям, бьют их и жестоко наказывают.

Не нужно хватать ремень и другие предметы чтобы ребенок начал вас слушаться. Ваша «сила» — это на самом деле ваша слабость! Вы не можете справиться со своими эмоциями, так чего тогда требуете этого от ребенка?

Показывая малышу свою «силу», вы учите его быть слабым, т.е. в будущем он будет копировать вас. Он будет бить вас, брата, сестру, детей на площадке, а потом скорей всего и своих детей.

Научитесь сначала справляться с собой, а потом уже беритесь за воспитание детей!

Почему он меня не слышит, ведь я так громко на него кричу?

Почему-то многие родители уверенны что если они будут очень громко кричать на непослушного ребенка, то он обязательно перестанет плакать, истерить и немедленно начнет их слушаться — это первая и пожалуй самая главная ошибка!

Если вы хотите понять что с вашим крохой... Ведь хотите же? Тогда перестаньте кричать на него откуда-то сверху. И вообще перестаньте кричать! Малыш вас не услышит даже если вы громче полицейской сирены орать будете.

И более того, чем громче кричите вы — тем громче надрывает свой голос малыш!

И так... как же всё-таки понять что с ребенком, как добиться ответа от неуправляемого «монстрика»?

Для начала успокойтесь... И никакой агрессии на ребенка!

Первое что нужно сделать – это обратить внимание ребенка на вас.

— Солнышко, посмотри на меня... почему ты плачешь?

  • Ты устал?
  • Кушать хочешь?
  • Или ты хочешь чтоб я тебе сказку почитала?

(только не сыпьте на него все вопросы сразу, дайте малышу услышать вас)

И не ждите мгновенного ответа. Скорее всего какое-то время ребенок будет продолжать кричать, плакать, драться и тд. Терпение вам в помощь.

Дайте понять ребенку что он важен для вас, что вы его любите. А если и накричали на него, то объясните почему это произошло.

Обнимите ребенка и тихо, спокойно продолжайте спрашивать, задавайте наводящие вопросы. Постепенно диалог наладится.

Продолжая обнимать погладьте по спинке, детки это любят) Малыш успокоится и расскажет вам обо всём, что его тревожит. Пусть на своем ломаном детском языке или вообще жестами, если совсем маленький, но расскажет.

И помните...

Ребенок – это ребенок и часто он просто не способен понимать чего хочет! Помогите ему...

Еще как вариант - говорите в утвердительной форме, если точно знаете причину внезапного каприза, например если уверенны что он голоден, то прямо скажите:

— «Ты хочешь кушать, поэтому плохо себя чувствуешь!». Скорей всего доверчивый малыш согласится с вами, покушает и успокоится.

Даже если ребенку всего 2-3 года, не стоит разговаривать с ним как с пупсиком, который не понимает ваших слов. Он хоть и малыш совсем, но поверьте понимает вас! А мнение «да что он понимает, он еще маленький» очень даже ошибочное!

Шантажировать нельзя, поощрять нужно

Такой метод воспитания как шантаж не работает также как крик, ремень и прочее. Вы говорите ребенку что лишите его любимой игрушки, если он не поест.

Давайте рассмотрим ситуацию по-другому...

По каким-то причинам вам не хочется сейчас кушать. Может вы хотели бы съесть что-то другое, чего сейчас нет или просто нет аппетита. Ок, вы не поели... значит должны непременно себя наказать!

Выбросите свой ноутбук или tv в окно — вы наказаны!

А вот поощрять какие-либо поступки малышей будет очень полезно. Например, ребенок периодически помогает вам убирать после ужина посуду со стола. Во-первых, не забывайте говорить спасибо и хвалить его, а во-вторых, за помощь можете чем-то наградить малыша. К примеру новой игрушкой или походом в парк.

Если сегодня нельзя, значит нельзя и завтра

Часто родители сами путают детей. Расскажу как я по сей день борюсь с этим.

С самого рождения я приучаю детей к тому, что на окне стоять нельзя... на подоконнике в смысле. Нельзя ни с мамой ни с папой ни тем-более одному. Никогда нельзя!

Что делает папа? Он с первых месяцев ставит ребенка на подоконник, так он отвлекает его от чего-либо, успокаивает. А все мои попытки объяснить почему так нельзя воспринимаются с насмешкой...

Если вы говорите ребенку что этого нельзя делать, значит нельзя всегда — и сегодня и завтра и послезавтра!

А если сегодня вы разрешаете стоять ему на окне, а через год скажете что залазить туда нельзя, то ребенок вас просто не поймет.

— Как это, вчера было можно, а сегодня стало нельзя?? Но почему? Наверно родители что-то путают, пойду залезу... ведь всегда же было можно(!) — вот что будет думать малыш.

И это касается всего! Нельзя — означает нельзя!!!

Ребенок не чувствует себя значимым и любимым

Я не исключение и тоже делаю ошибки. Так, например, когда у меня родилась младшая доча, старшая ни только осталась без внимания (так она чувствовала), но и вообще потеряла свою значимость в семье.

И хоть мне тогда казалось что я делаю всё, чтобы она чувствовала себя по-прежнему любимой, но как теперь понимаю — делала я далеко не всё... Ей меня не хватало((

И от этого очень грустно((И хоть сейчас я уже понимаю свои ошибки и стараюсь всячески их исправить, время то прошло. А можно ведь было избежать обид ребенка........

Очень часто такое происходит при появлении еще одного малыша в доме. И здесь важно дать понять старшим что их никто не разлюбил. Что они также важны для вас, как и раньше.

А чтоб они чувствовали себя значимым, можно попробовать приобщать их к заботам о младшем.

Даже такая мелочь, как просьба принести чистый подгузник — даст ребенку уверенности в том, что он важен. Скажите что без него вы бы не справились и опять же не забудьте сказать спасибо.

Также потерять свою значимость ребенок может тогда, когда рядом с мамой появляется новый мужчина. Для ребенка это вообще равно предательству. Отсюда и агрессия и истерики и часто всё это может закончится .

Много причин по которым малыш может чувствовать себя не нужным и не любимым, здесь нужно смотреть конкретную ситуацию и разбирать что откуда.

«Меня не любят!» — так дети говорят когда им не хватает вашей любви и это логично. Вы безумно любите своего ребенка и вам непонятно почему он этого не чувствует, но так часто бывает.

Поэтому... Как можно чаще говорите детям что любите их. Всегда говорите, каждый день, каждое утро, каждый вечер....... а ни только в день рождения и то только в открытке!

Когда вы открыты перед детьми, когда не стесняетесь выражать свои чувства и глядя в глаза говорите «я люблю тебя», поверьте, ребенок ответит вам тем же. От своих детей я слышу эти слова очень часто и это очень приятно)

Детский час — время для детей

Важно не только говорить о любви, но и проявлять её. Что такое любовь к ребенку? Это не новая игрушка или вкусный ужин. Это ваше внимание!!

Мы часто говорим что нам некогда, у нас работа, заботы, хлопоты, но на самом деле время найти можно и нужно! Выделить хотя бы пару часов в день для детей думаю не сложно.

Уберите подальше телефоны, выключите телевизоры и всё остальное, отдайте всё своё внимание детям. Полепите с ними, порисуйте или просто поговорите. Расскажите какую-нибудь интересную историю из своей жизни или почитайте книгу.

Не важно что вы будете делать, важно что в этот момент вы целиком и полностью для детей!!!

Также можно привлекать детишек к вашим делам. Например вы готовите ужин, попросите детей помочь вам, например помыть картошку или достать огурец из холодильника, перемешать салат и тд.

Если мальчикам это не интересно, то можете им предложить привезти в любимом грузовичке необходимые вам продукты, уверена такая игра им понравится.

Таким образом вы и дела сделаете и дети не без внимания!

Гиперопека, тотальный контроль над ребенком

Даже когда, на первый взгляд, в семье всё хорошо, все друг друга уважают и мама с папой действуют как единая команда, оберегают детей и заботятся «как надо», ребятишки всё равно кричат, истерят и плачут.

«Почему?» спрашивают себя родители.

Мама и папа не дают и шагу ступить без их контроля, не позволяя малышу развиваться как самостоятельному человеку. К чему это приводит?

Ребенок начинает бояться делать самостоятельные шаги, а истериками он пытается добиться того, чтоб за него решили все проблемы, даже такие, как например — поднять с полу упавший кубик или взять со стола стакан воды.

Позволяйте своим деткам самостоятельно решать свои «глобальные» проблемы. Более того, с самого раннего возраста необходимо приучать малышей к тому, что у них кроме потребностей, есть еще и обязанности.

Таким образом они не будут требовать от вас бегать перед ними «на задних лапках». Об избалованных детках мы более подробно поговорим в отдельной статье.

Итог всего сказанного

Любите детей, хвалите почаще, поддерживайте их, уделяйте внимание и никогда не показывайте плохих примеров!

На этом, друзья, буду заканчивать. Не маленькая такая статья получилась, но уверенна что я еще не всё сказала, тч если есть вопросы или какие-то мысли на эту тему, то жду ваших комментариев.

Кстати! Есть очень хорошая книга автора Элизабет Пэнтли: «Дисциплина без наказаний и крика! » — как привить своим детям послушание без нервотрепки, скандалов и плача! Рекомендую!

Всегда с вами, Саша Богданова

Воспитание детей - искусство, которое молодые родители осваивают не сразу. Ошибки в этом процессе, на первый взгляд незначительные, порой приводят к серьезным негативным изменениям характера ребенка, которые после исправить очень тяжело. Особенно важно сразу разобраться в том, что делать, если ребенок нервный, непослушный и агрессивный. Если воспользоваться неверным решением, ситуация может существенно усугубиться.

Причины детского непослушания

Упомянутые выше негативные нюансы поведения не всегда ходят рука об руку, поэтому рассматривать предпосылки к ним и методы решения проблемы профессионалы рекомендуют отдельно по пунктам. В частности, непослушание ребенка может быть совершенно не связано с его нервозностью: оно характерно и тихим, замкнутым личностям. При этом именно нежелание малыша слушать то, что ему говорят, выполнять родительские просьбы, следовать установленным правилам и нормам - одна из самых частых проблем, посещающих молодых родителей.

  • По словам психологов, периоды наиболее ярко выраженного непослушания у детей приходятся на самый «юный» возраст, дошкольный, и на подростковый, когда происходит формирование психики.

Причин такому поведению масса, но наиболее ярко выражены следующие:

  • Ребенок знает, что ему все сойдет с рук. Такое часто замечено за детьми, которых с первого дня окружили не просто заботой и любовью, а показали, что они - центр семьи, что ради них будет сделано абсолютно все. При этом кто-то из малышей будет пользоваться положением аккуратно, а кто-то проявит эгоистичную капризную натуру, выставляя «не хочу» и «не буду» на первый план и требуя с этим считаться. Нередко капризы демонстрируются не только дома, но и в общественном месте.
  • Ребенок не боится наказания. Причина даже не в возможной мягкости карательных мер, а в том, что произошла ситуация, обратная предыдущей. Если ребенок с детства не получает должной степени внимания, выделиться негативно (непослушанием, действиями наперекор и т. д.) - самый верный и очевидный путь, пусть даже за ним следует ссора с родителями.

Что делать, если ребенок не слушается в 5 лет? Советы психолога для молодых родителей на этот период преимущественно заключаются в необходимости уделить внимание малышу. Однако ключевые проблемы решаются по-разному: недостаток тепла и ласки восполнить немного легче, чем разобраться с «вседозволенностью». Последняя требует показать ребенку, что его привилегированное положение в семье не равняется всеобщим ему поклонением. Умейте ему отказывать, но так, чтобы была понята причина Вашего «нет».

Почему ребенок проявляет агрессию?


Вопрос негативного отношения к окружающим в данном блоке рассматривается не через призму капризов и плохого поведения, а как невозможность мягко контактировать с людьми. Это могут быть скандалы с родителями, ссоры и даже драки со сверстниками и более старшими ребятами, постоянное противостояние с братьями/сестрами. Т.е. преимущественно неумение грамотно выстраивать общение, отсутствие должных коммуникационных навыков. При этом предпосылки к агрессии у детей дошкольного и младшешкольного возраста разнятся в зависимости от того, на кого она направлена.

  • Грубость по отношению к родителям (бабушки-дедушки тоже включены в эту категорию) преимущественно исходит из того, что ребенок не видит в них авторитета. Вновь причиной тому неправильное воспитание, «вседозволенность». При этом учитывайте, что авторитет - не диктатор, не деспот: эта роль зарабатывается уважением, а не поклонением.
  • Ссоры с братьями/сестрами могут быть также вызваны привилегированным положением малыша, который начинает ревновать родителей к другим детям. В больших семьях при разном отношении родителей к каждому из детей такое случается не реже, чем усиление эгоистичного начала у одинокого ребенка.
  • Ссоры со сверстниками, вплоть до драк, могут быть как обычным выяснением лидирующего звена и простым проявлением личностных качеств, так и следствием неумения контактировать с другими детьми.
  • Агрессия к окружающим в общественном месте вытекает из неправильного воспитания, в процессе которого ребенку не объяснили, что он не один во Вселенной и должен соблюдать установленные нормы.

Читайте также:

Отдельно стоит упомянуть появление агрессии в ответ на наказания. Зачастую она возникает в случае, когда ребенок не понимает причину такого поступка со стороны родителей, особенно если это рукоприкладство. Психологи советуют вызывать раскаяние у детей не грубой мерой, а через провокацию его самостоятельного осуждения собственного поведения. Это сложнее, чем ударить ремнем, но значительно действеннее.


Психологи утверждают, что «нервный» и «трудный» - определения характера отнюдь не врожденные. В ребенке могут быть заложены определенные черты, но их развитие определено воспитанием. Кроме того, некоторые родители невольно дают определение «нервного» и «гиперактивного» детям, которые просто нуждаются в большей доле внимания, нежели остальные. Но помимо этого есть еще несколько внешних факторов.

Основные признаки сильного нервного возбуждения:

  • плаксивость;
  • раздражительность и быстрая смена действий (сел читать, через пару минут выбросил книжку);
  • говорит, не слушая ответов;
  • при виде нового человека впадает в истерику или просто громко кричит;
  • бессонница.

Одной из предпосылок к такому могут быть перенесенные травмы черепно-мозгового отдела. Явление временное, если физически состояние ребенка пришло в норму, и остались только психические проявления, которые нужно корректировать. Возраст в таком случае роли не играет.

Менее серьезный (но одновременно и более) фактор - родители и воспитание. Психологи подразделяют этот блок на несколько ключевых групп:

  • Частые ссоры в семье, приводящие к психоэмоциональному напряжению ребенка (чем младше он, тем сложнее переносит разногласия между близкими, даже если слышит лишь отголоски скандала, а не является центральным участником). Сюда же относится развод.
  • Гиперзабота, которая выливается в постоянный контроль действий ребенка и проявление постоянного беспокойства. Малыш, который чувствует тревожность со стороны мамы/папы, сам неосознанно начинает бояться того же, теряя самостоятельность и уверенность в себе.

  • Сильное давление со стороны родителей. Наблюдается преимущественно у школьников, но возможно и в более раннем возрасте. В первую очередь это огромный круг обязанностей, наложенный на малыша не по возрасту, постоянные придирки, упреки, требования. Ребенок, находясь в состоянии перманентного напряжения, боится сделать лишний шаг, чтобы не получить выговор или даже просто не заметить неодобрение в глазах родителей.



Рассказать друзьям