Что умеет ребенок на 9 месяце жизни. Все о развитии ребенка: месяц девятый

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Он еще не ходит, но скоро пойдет.

Мелкая моторика

Малыш не только бросает предметы на пол, его любимое занятие теперь - складывать предметы в какую-нибудь емкость, затем доставать их оттуда и повторять эти действия снова и снова. Он уже может протянуть предмет окружающим его людям. Он самостоятельно берет в рот соску или вынимает ее изо рта и может сам пить из бутылочки.

Ритм ребенка

Питание

Ритм ребенка примерно соответствует ритму жизни взрослого человека. Малыш получает смесь (или грудное молоко) два-три раза в день.

  • Утром: грудное молоко или бутылочка смеси.
  • В обед: 6-8 ложек овощного супа с небольшим количеством растительного масла и 20-30 граммов ветчины, рыбы или мяса птицы. Животный белок - сильный окислитель, поэтому его следует вводить крайне медленно и только в обеденное время, по очереди (попробуйте один из продуктов несколько раз, а затем замените его: так вы убедитесь в том, что пища не вызывает у ребенка аллергии). Ритм: сначала раз или два раза в неделю, затем раз в три дня, затем раз в два дня.
  • Полдник: молочные продукты или смесь свежих фруктов, немного фруктового сока, печенье или подсушенный хлеб.
  • Ужин: та же пища, что и в предыдущем месяце, без животного белка, а затем грудное молоко или бутылочка смеси.

Когда малыш бодрствует

Ваш младенец переполнен энергией: перед лицом огромного мира, который нужно исследовать, ему сложно сохранять спокойствие даже на мгновение. Ему хочется ко всему прикасаться, он обожает шуметь. Однако, если вы заберете у него игрушку, он может запротестовать: теперь он уже может заявить о своих потребностях и желаниях и с удовольствием это делает!

В этом возрасте велик страх расставания с матерью. Чтобы успокоиться, малыш часто сосет большой палец или соску.

Малыш активно учится говорить, его лепет все больше и больше напоминает настоящие слова: прежде всего это «ма» и «па». Кроме того, он понимает куда большее количество слов, чем может использовать. Это прежде всего его имя, на которое он отзывается, поворачивая голову или прерывая свое занятие, чтобы увидеть, кто его зовет. Но к тому же это еще и слова, связанные с повседневной жизнью (бутылочка, купание, прогулка, баюкание). Более того, малыш начинает осознавать смысл основных слов, которые он освоит в ближайшие месяцы: прежде всего это «нет», а также некоторые простые требования - «дай», «на»... Он начинает повторять за вами некоторые жесты: если вы приветственно машете ему рукой, он делает то же самое; если вы бросаете ему мячик, он бросает его обратно; если вы ругаете его или строго на него смотрите, он начинает плакать.

Здоровье ребенка

Девятый месяц: посещение участкового педиатра

В девять месяцев рост ребенка составляет около 70см, вес - от 8 до 10 кг, окружность черепа - от 45 до 46 см.

Прежде всего врач проверяет остроту зрения и слуха малыша. Для этого он встает за спиной ребенка и использует коробочки, которые издают различные звуки. Если ребенок поворачивает голову в нужную сторону - он хорошо слышит. В противном случае, убедившись, что речь не идет о простой проблеме с согласованностью действий или о недостатке внимания, врач направит вас к детскому ЛОР-врачу.

Природные средства для укрепления иммунной системы

Начиная с самых первых месяцев жизни и на протяжении всего детства иммунной системе малыша приходится нелегко: первые столкновения с вирусами, формирующие иммунитет, прорезывание зубов, скачки роста и общее укрепление организма... Гомеопатические средства и пищевые добавки обеспечат организму ребенка равновесие, необходимое для защиты от микробов и вирусов. Еще раз напомним: если вы кормите грудью, вы можете сами принимать эти препараты (или принимать их одновременно с малышом): так они попадут в ваше молоко и придадут ему свои свойства.

Гомеопатия

«Эхинацея 4 СН» и «Силицеа 9 СН», по 1 дозе раз в неделю или в две недели в зимнее время: эти средства содержат минеральные соли, которые укрепят организм вашего ребенка. Регулярное применение пробиотиков (разработанных специально для детей) обеспечит «цельность» кишечной флоры и даст организму возможность защищаться от внешних воздействий. Кроме того, вам также помогут «иммунные сиропы» на основе растений и витаминов: эти готовые к употреблению препараты можно использовать с самых первых месяцев жизни ребенка.

Время запретов

Малыш ползает настолько активно, что готов преодолевать препятствия. Любимое занятие - пролезать, протискиваться, проползать под стульями, под кроватью, под столом, прятаться за диванами и креслами. Очень востребованы в этот период диванные подушки: на них можно сидеть, их можно поставить домиком, между ними можно пролезать. Под, над, между - вот те пространственные понятия, которые ребенок сейчас осваивает не на уровне слов, а в ощущениях.

Придя на детскую площадку, «ползунки» очень интересуются лестницами, но забраться на них еще не могут. Подсадите своего кроху, помогите ему преодолеть хотя бы первую ступеньку, потом еще одну. Дома можно сделать лестницу из диванных подушек и стимулировать малыша, положив каждый раз на следующую ступеньку какую-нибудь интересную игрушку. Ребенок с увлечением карабкается вверх, а вот спуститься пока еще не может, поэтому будьте рядом, чтобы он не испугался. Как только он устанет, просто спустите его на пол.

В этот период многие родители совершают серьезную ошибку - начинают ребенка запугивать. Конечно, соблазн велик. Малыш становится все более активным, уследить за ним сложно. И в лексиконе взрослых появляются фразы: «Не лезь. Упадешь, будешь плакать», «Не трогай, будет больно», «Не бери в рот, заболеешь». В чем ошибка?

Во-первых, человеческое восприятие устроено таким образом, что мы опускаем частичку «не». И если взрослый в состоянии этот процесс сознательно контролировать, то ребенок слышит буквально наоборот: «лезь», «тяни в рот», «трогай». Во-вторых, маленькие дети не усваивают длинные предложения, они воспринимают только конец. А что мы говорим в конце? «Упадешь», «будешь плакать», «будет больно», «заболеешь». Причем, произносится это с опаской, чтобы и через интонацию дать понять ребенку, как страшно то, что он затеял. Последите за собой. Как часто вам приходится прибегать к таким «пугалкам»? Конечно, если у вас пару раз вырвалось нечто подобное, ничего страшного не произойдет. Но если это ваша сознательная тактика, если вы именно таким способом обычно удерживаете ребенка от деятельности, вы формируете у него опасливое отношение к миру. Через какое-то время может обнаружиться, что ваш прежде шаловливый и активный малыш вдруг начал всего бояться, стал менее любопытным и активным.

«Пугалками» чаще всего увлекаются бабушки, а вот папы к ним прибегают редко. Поэтому, если вы хотите развить в ребенке познавательную активность и снизить его тревогу по отношению к окружающему миру, необходимо, чтобы как можно больше с ним занимался именно папа. Даже если муж, на ваш взгляд, не проявляет должной осторожности, иногда стоит промолчать - материнский инстинкт часто преувеличивает опасность. Например, если папа поставил малыша на третью перекладину шведской стенки, а сам стоит рядом и страхует, ничего ужасного не произойдет. Ребенок не испугается высоты, он скорее испугается вскрика мамы, которая начнет его оттуда стаскивать.

И все-таки бывают ситуации, когда ребенка действительно надо остановить. Что же делать? Вот несколько правил, которых важно придерживаться, если вы что-то запрещаете:

  • Не говорите малышу, чего ему НЕ делать. Очень часто мы слышим: «Не бегай. Не бесись. Не шуми. Не балуйся». Малыш останавливается в растерянности: «Ну хорошо, я остановился. Что дальше? Куда мне направить свою энергию?» Запрещая, старайтесь предлагать что-нибудь взамен: «Нельзя бить кошку. Давай лучше порисуем», «Слезь с горки, пойдем поиграем в песочнице».
  • Если попытки отвлечь и переключить на другую деятельность не помогают, просто запретите словами «нет», «нельзя». При этом помните, что запрет должен быть коротким и однозначным.
  • Не нужно объяснять ребенку, почему вы ему че-го-то не разрешаете. До 3-4 лет это просто бессмысленно. Мама сказала «нельзя» - этого достаточно.
  • Бывает, что один родитель что-нибудь запрещает, а другой разрешает. Такое происходит довольно часто, ведь все мы выросли в разных семьях, с разными традициями и взглядами на воспитание. Тем не менее возьмите себе за правило: если один родитель запретил или разрешил что-либо, другой в присутствии ребенка должен его поддержать. Затем, оставшись наедине, вы с мужем сможете обсудить эту ситуацию и выработать единую тактику. Но начинать спорить при ребенке - большая ошибка. Для него мама и папа должны действовать в согласии друг с другом. Подвергая сомнению слова супруга, вы роняете его авторитет в глазах ребенка. А это намного серьезнее, чем удовлетворение ваших сиюминутных требований.
  • В раннем возрасте речь родителей для малыша очень значима. Поэтому вполне достаточно сказать «нельзя» низким голосом и взять малыша за руку, чтобы он понял, что вы не шутите. И все-таки количество ваших «нельзя» должно быть ограничено, иначе они просто перестанут восприниматься всерьез. Оглядитесь и подумайте, каких «нельзя» в вашем доме можно избежать. Например, заклейте скотчем ящик, в который запрещаете залезать - вот уже минус одно «нельзя». Поставьте блокировку на краны газовой плиты - минус еще одно «нельзя». Старайтесь не злоупотреблять категорическими запретами: ситуаций, когда они нужны, не так уж много.

Развитие и воспитание

К девяти месяцам малыш уже может проследить траекторию движения движущегося объекта, и ему становится интересно устанавливать причинно-следственные связи: что будет, если упадет ложка? А если упадет чашка? Как реагирует мама, ребенок уже изучил - мама терпеливо поднимает. Может ли мама поднимать игрушки до бесконечности? Разумеется, нет. Что же делать?

Прежде всего, не раздражаться. Устали, спина болит - отвлеките малыша. Единственный прием, который здесь по-настоящему срабатывает, это переключение на другую деятельность. Но не переставайте улыбаться. Ваш малыш изучает и наблюдает, и ему важно, чтобы вы одобряли его деятельность.

Лепет малыша в этот период уже включает практически все основные звуки родной речи. Нет звука «р» - он появляется намного позже. Ребенок четко произносит «ма-ма-ма-ма-ма», «ба-ба-ба-ба-ба», «та-та-та-та-та». Причем эти сочетания звуков могут иметь отношение к самым разным предметам и действиям. Ну, например, «та-та-та-та-та» - это может быть едущая машина, «хочу танцевать», папа. Здесь важно подхватить диалог: «Ты хочешь танцевать? Танцуем-танцуем-танцуем».

Мы помним, что малыш воспринимает только последнее слово, последнюю фразу, поэтому в конце должно быть то существительное или тот глагол, которое, как вам кажется, имеет в виду ребенок.

Ребенок в девять месяцев уже реагирует на свое имя, может показывать предметы, которые мы называем.

Продолжается период подражания . Малыш с удовольствием копирует поведение взрослых. Например, папа покашливает, когда садится обедать. И ребенок, глядя на папу, тоже в какой-то момент начинает прыгать на стуле и покашливать. Как ведете себя вы, так будет вести себя и ваш ребенок. А значит... Если вы хотите, чтобы он приучался к порядку, поддерживайте дома порядок. Если вы хотите, чтобы он чистил зубы, сами не забывайте чистить зубы вместе с ним. Процесс воспитания уже идет полным ходом! В семье происходят скандалы - ребенок учится скандалить. Вы убираете свою обувь, не разбрасываете ее по коридору - ребенок будет так же ставить свои ботиночки на нужное место.

Малыш вступает в возраст противоречия . Дома и в чужой обстановке его поведение может сильно отличаться. К примеру, дома кроха весел и подвижен, любит играть, с удовольствием общается с бабушкой, когда та навещает внука. Но приехав с мамой к бабушке домой, он ведет себя совсем иначе. Те же самые действующие лица, но другая обстановка - и ребенок становится застенчивым, пугливым, цепляется за маму и ни с кем не хочет общаться. Связано это с той самой сепарационной тревогой, о которой мы уже много раз говорили.

Самая распространенная ошибка, которую допускают родители в этой ситуации, - начинают комментировать поведение ребенка: «Ой, он у нас такой стеснительный! Не обращайте внимания. Он сейчас привыкнет и расслабится». Этого делать ни в коем случае нельзя! Повторив десятки раз по разным поводам, что у вас стеснительный ребенок, вы внушите ему это, и он действительно станет стеснительным и боязливым. Дети склонны вести себя так, как говорят о них родители. И если вы не хотите, чтобы ваш малыш на всю жизнь оставался робким, скажите лучше: «Вы знаете, он у нас исследователь! Сейчас освоится немножко и всю квартиру изучит». Обращайте внимание на достоинства крохи, и он постарается не обмануть ваших ожиданий.

Ребенок продолжает изучать мир через осязание. Предложите ему поиграть в «Волшебный мешочек ». Сложите несколько предметов в непрозрачную сумочку. Теперь попросите: «А ну-ка, достань мне отсюда орешек... Теперь достань слоника». Малыш, не видя предмет, попытается определить его на ощупь. Можно чуть видоизменить игру и заменить мешочек коробкой из-под игрушек с прозрачной стенкой. Сложите в нее разные предметы, заклейте коробку скотчем, в одной из стенок сделайте отверстие для руки. Тогда малыш сможет наблюдать за своими движениями - как он перебирает игрушки, находит нужную, достает ее. Преимущество коробки в том, что маме не нужно держать ее в руках. Этой игрой ребенок может заниматься самостоятельно.

Упражнение на развитие пространственного восприятия - «Найди картинку ». Наклейте на картонку изображение какого-нибудь привлекательного существа - собачки, слона, гномика. Покажите ребенку. Теперь у него на глазах разверните картонку обратной стороной. «Куда делась собачка?» Чтобы решить задачу, малыш должен догадаться подползти к картонке с дугой стороны. Если он пока не справляется с заданием, снова поверните картонку красивой стороной, покажите, затем медленно разверните, чтобы было видно как изображение постепенно уходит. «Покажи, где лисенок. Какой красивый лисенок! Где лисенок? Ну-ка, поищи лисенка!» Если регулярно предлагать малышу такие упражнения, к году он будет знать об окружающем мире намного больше, чем его сверстники.

К девяти месяцам дифференцируется игровая деятельность. Если раньше ребенок манипулировал со всеми предметами одинаково, то теперь ложкой он стучит, мячик катает. Он уже понимает, что у предметов может быть разное предназначение.

Устройте крохе небольшой тест. Поставьте перед ним кружку донышком вверх. Малыш должен уже понимать, что это неправильное положение, и стараться перевернуть кружку. Еще один тест: на недоступном для ребенка расстоянии поставьте на салфетку ка-кой-нибудь привлекательный предмет. Поймет ли он, что нужно притянуть к себе салфетку, чтобы достать этот предмет? Если малыш не справляется с вашим заданием, покажите ему, как его выполнить, потяните за край салфетки. Так в сознание человека входит представление об использовании дополнительных объектов.

Очень важные изменения происходят в восприятии звуков. Ребенок начинает ассоциировать звуки с разными людьми. Звон кастрюль, шум пылесоса - это мама. Хлопание двери, шуршание газеты - это папа. Если вы спросите: «Где папа?» - ребенок теперь не поползет по всем комнатам, ища папу глазами, а отправится туда, откуда доносятся «папины» звуки.

Те предметы, которые сопровождают определенную деятельность, тоже начинают иметь значение. Если мама надела пальто, значит, она скоро уйдет. Нет необходимости как-то особенно готовить ребенка к тому, что вы уходите. Он уже это понял по вашим действиям. Не надо показываться ему одетой, чтобы попрощаться. Это как раз будет вызывать слезы. Пусть он лучше займется чем-нибудь интересным с тем взрослым, который с ним остается. Чем проще вы относитесь к своему уходу, тем проще отнесется к нему ребенок. Когда ему исполнится три года, взять и тихо уйти у вас уже не получится - малыш может и обидеться, что его не предупредили. Но в девять месяцев до обид еще очень далеко.

От смеха к слезам, или Когда пора прекращать игру

К девятому месяцу между ребенком и папой складывается определенный тип взаимоотношений. У многих отцов уже входит в привычку, придя с работы, повозиться с малышом. И возможна такая ситуация: папа поиграл с ребенком, отдает его маме, чтобы она его уложила, а малыш в слезы - не хочет прекращать игру. Некоторые дети после вечерних игр с папой плачут и не могут успокоиться, другие, наоборот, хохочут. Мама говорит: «Ты его разгулял, теперь не успокоить». Это действительно так. Эмоциональная регуляция у малышей еще не развита. Вечером даже взрослым людям сложнее управлять эмоциями, а уж маленьким детям тем более.

Если папе хочется активно поиграть, поваляться, подурачиться, пусть помнит, что долго выдержать такое эмоциональное напряжение ребенок не может. Признаки, по которым можно понять, что малыш устал - резкие порывистые движения, возбужденный хохот, испарина над губой, нервный румянец, вспотевшие волосы. Это сигналы к тому, что пора остановиться.

Следующая ошибка, которую делают папы, - они резко прекращают играть. А ребенок так не умеет, и снова начинаются слезы.

Игру нужно заканчивать постепенно. Сначала просто перевести ее на другой уровень. Если ребенок был индейцем, а папа лошадкой, малыш сидел у папы на спине и они гонялись по комнате, то теперь индейцам пора вести лошадей на водопой. Индеец пьет, и лошадка пьет. Или индейцы сели петь победную песню. Игра продолжается, она просто становится менее активной. И выход из нее получается очень гармоничный: сели, попили водичку, попели. Ну, вот и ночь спустилась. Пора лошадке с индейцем спать.

Мама и бабушка: когда в товарищах согласья нет

Случай из практики : «Меня очень раздражают замечания, которые отпускает свекровь в мой адрес. Причем она высказывает их не мне лично, а ребенку. В результате мой авторитет в глазах сына падает».

Справедливости ради надо сказать, что так поступают не только бабушки. Это очень типичная ситуация - взрослые критикуют друг друга, делая ребенка посредником в выяснении своих отношений. Например, бабушка идет с ребенком гулять и комментирует: «Опять тебе мама шапку неправильно надела!» Мама надевает штанишки, которые подшила ребенку бабушка: «Что это у тебя? Бабушка штанишки подшила? Только испортила!» Собственно говоря, мама не обращается к ребенку или к бабушке, она просто бурчит что-то себе под нос. Но это происходит в присутствии ребенка. И у него начинает формироваться определенное отношение к взрослым. «Опять тебя бабушка кутает, как на Северный полюс!», «Заморозил тебя папа на улице!» Кажется, ничего страшного вы не сказали. Но ребенок понимает все буквально: папа меня заморозил, папа плохой; бабушка поступает неправильно.

Давайте подумаем, почему люди так делают? Иногда это просто сброс раздражения. А бывает, что и в самом деле есть какая-то обида, которую нам по каким-то причинам сложно высказать напрямую.

Вернемся к ситуации, описанной вначале. Если бабушка позволяет себе такие высказывания в ваш адрес, может быть, она нуждается в подтверждении собственного авторитета, в том, чтобы у нее спросили, как одевать ребенка. Она хочет почувствовать свою значимость. Иногда достаточно дать человеку ощущение этой значимости, и ситуация решается сама собой.

Еще одна возможная причина - скрытая агрессия, которую человек не хочет переводить в открытый конфликт. В этом случае подумайте, почему вас так сильно задевают эти «шпильки»? Вы действительно надеваете на ребенка не ту шапку? Ну, тогда надевайте другую. Если же вы считаете, что все делаете правильно, то вас не в чем упрекнуть. В следующий раз, когда бабушка начнет что-то про вас ворчать, скажите ребенку: «Слушайся бабушку!» Бабушка с удивлением отметит про себя, что вы поддерживаете ее авторитет. Дальше она может задуматься: «А поддерживаю ли я ее авторитет?» Впрочем, не все бабушки идут так далеко в своих размышлениях. Ну, тогда еще более настойчиво подчеркивайте бабушкину значимость. А можно сказать ей: «Если вы с чем-то не согласны, вы мне скажите. А то он, бедный, не знает, что и думать - он и вас любит, и меня любит, а вы так обо мне говорите». Иногда бабушки просто не понимают, что ведут себя неправильно.

Почему так важно не критиковать друг друга в присутствии ребенка? Если вы позволяете себе многочисленные комментарии в адрес бабушки, то однажды можете обнаружить, что ребенок совсем ее не слушает, и вы больше не можете его с ней оставить. Так вы сами себя лишаете помощника. То же самое бывает, когда бабушка плохо отзывается о маме. Авторитет мамы тоже может упасть, особенно если бабушка - активный участник воспитательного процесса. Ребенок перестает слушаться маму, и никто, кроме бабушки, с ним справиться не может.

Избежать всех этих неприятных ситуаций можно только одним способом - поддерживать авторитет друг друга и понимать, что ребенку нужны и мама, и папа, и бабушка.

На девятом месяце жизни ребенка набирает обороты интенсивное психическое развитие малыша. Он уже умеет концентрировать внимание на предметах: если что-то попадает в ручки ребенка, он внимательно это изучает, трясет, машет, стучит, ощупывает и осматривает, перекладывает из одной ручки в другую, пробует на вкус.

Затем то же самое проделывает и с другими игрушками. Если подойти в этот момент к малышу, он отвлечется, но затем продолжит свое занятие. Совершенствуются возможности рук ребенка, он уже может выполнять все более и более кропотливые действия.

Темпы роста малыша обычно замедляются в этот период, уступая место развитию цепочки «психика-моторика».

Вес ребенка в восемь месяцев - 8,5-10 кг, а рост - 71-76 см.

Питание ребенка на девятом месяце жизни

К восьми месяцам малыш уже переходит на пятиразовое питание, нередко отказывается от ночного кормления и спокойно спит всю ночь, если, конечно, не режутся зубки. Грудное кормление рекомендуется оставлять только на утро и вечер перед сном.

В остальное время малыш может кушать творожок, овощное, фруктовое bkbмясное пюре, соки. Некоторые родители уже ввели в рацион ребенка каши, можно также добавить яйцо. Только помните, новый продукт вводится по чуть-чуть.

В восемь месяцев ребенку достаточно съедать половину яйца за раз и желательно в один день не давать одновременно и яйцо, и мясо. Учите малыша кушать при помощи ложки, питание можно делать немного гуще. Чем раньше ребенок начнет учиться жевать, тем лучше: это укрепляет десны и зубы малыша.


Что умеет ребенок на девятом месяце жизни?

  • Малыш уже умеет сидеть без поддержки.
  • Может самостоятельно подняться у опоры.
  • На девятом месяце жизни ребенок может недолго ходить либо вдоль стенки, либо у кроватки.
  • Малыш умеет пританцовывать у опоры или если взрослые держат его за руки.
  • Ребенок умеет держать в ручках мелкие предметы, вроде пуговицы.
  • Если накрыть малыша пеленкой, когда он сидит, ребенок сможет сбросить с себя «мешающий» ему предмет, при этом останется сидеть.
  • На девятом месяце жизни ребенок понимает простые фразы и выполняет простые просьбы , такие как «дай мне», «нельзя», «дай ручку», «помаши рукой»…
  • Умеет играть в «ладушки» и другие потешки.
  • Ребенок боится расставаться с мамой. Может бояться оставаться один в комнате. Это нормальный процесс развития психики на девятом месяце жизни ребенка.
  • На появление незнакомого человека малыш реагирует настороженно , как минимум, возможно даже с испугом и плачем.
  • На девятом месяце жизни ребенок пугается резких звуков и осознанно ищет защиты у взрослого.
  • Ребенок уже умеет показывать предметы, которые называет взрослый. При этом вертит головой, ищет предмет.
  • Лапочет и с интересом слушает разговор взрослых, реагирует на музыку.
  • Повторяет простые слоги за взрослыми «ма-ма», «па-па», «ба-ба».
  • На девятом месяце жизни малыш уже умеет пить из чашки, если его, конечно, этому учили.
  • Может кушать не только измельченные продукты, но уже с удовольствием пробует пищу в кусочках, кладет в рот и учится жевать.
  • Если малыш не хочет кушать, он может оттолкнуть своей ручкой вашу руку с ложкой.


Игры и занятия с ребенком на девятом месяце жизни

  • Для малышей в этот период большое удовольствие доставляет выбрасывать предметы из коляски или кроватки. При этом если вы не подадите ему этот предмет, малыш начнет капризничать. Он уже отлично знает, как заставить взрослого сделать то, что ему нужно. Но такая забава вовсе не каприз, ребенок так играет и хочет привлечь вас к своей игре.
  • Говорите с малышом, повторяйте слоги . Учите звуки, которые издают животные, по красочным картинкам в книжках.
  • Если внимание ребенка привлек какой-то звук, рассказывайте ему о том, что это .
  • Игры с зеркалом очень нравятся деткам на девятом месяце жизни. Ребенок с удовольствием улыбается своему отражению в зеркале, машет ручкой, разговаривает.
  • Научите малыша бросать мячики или небольшие игрушки в детское ведерко или кастрюльку.
  • Заверните в салфетку или платок игрушку так, чтобы малыш не видел, что там. Пусть он самостоятельно развернет сверток и найдет игрушку.
  • Можно сделать из полотенца подобие канатика и играть в перетягивание каната.
  • Купите малышу пальчиковые краски и покажите, как надо рисовать на бумаге.
  • Малыш с удовольствием будет играть с теми вещами, которыми пользуетесь вы. Подражая взрослому он будет тыкать в телефон и прикладывать его к уху. Кастрюльки с крышками могут оказаться более желанной вещью, чем любые игрушки. Ребенок с усердием будет подбирать крышки по размеру, хотя необязательно, что в этом возрасте он справится с задачей без вашей помощи. А если научить малыша стучать крышкой о крышку, не будет предела радости ребенка.
  • Игрушки, которые реагируют на действия малыша (пищат, вытягиваются, выскакивают и т.д.), пойдут на ура на девятом месяце жизни ребенка.
  • Настало время знакомиться с горшком. Только не слишком настаивайте, не кричите на ребенка, если он не желает садиться. Пусть горшок постоит какое-то время в комнате, чтобы малыш привык к нему.

Прививки ребенку в восемь месяцев не назначаются.

Когда ваш малыш сказал первое слово? Во сколько вы приучали кроху к горшку?

Первый год жизни малютки очень важен. В этот период интенсивно формируется характер, растет организм. Определенные особенности имеет и питание - темы, о которых проинформирует этот материал.

Время открытий

Малыш - это ежедневные улыбки, приколы и масса положительных эмоций. Почти годик - время обучений и новых открытий. Главная задача родителей в этот период - помогать малышу знакомиться со средой.

На таком этапе меняется мировосприятие крохи. Он с восторгом наблюдает за своим отражением в зеркале, воспринимает ваши слова и осознает себя как отдельную личность. Ребенку все сильнее нравится гулять и рассматривать предметы, больше и больше его интересуют игрушки. Следует отметить, что теперь он может самостоятельно и долго разбираться с новыми деталями.

Уроки хорошего поведения начинает воспринимать позже ребенок 8-9 месяцев. Развитие и питание в это время формируют его личность, предпочтения и вкусы, поэтому стоит контролировать свои слова, действия и эмоции при младенце. Конечно, повторить все, что вы сделали, малютка не сможет, но наиболее яркие картинки остаются в его памяти.

Маленький человек

Появляются выразительные эмоции. Ребенок может плакать не только от дискомфорта и боли, а и от обиды. Не чуждо ему и чувство ярости, если родители что-то категорически запрещают. Следует отметить, что и слово «нет» ваша радость понимает очень хорошо. Он сам пользуется им, усиливая свое нежелание, качая головой. Если крохе приятно, он улыбается.

Начинает показывать свой в 9 месяцев. Развитие, питание, уход - все это влияет на его вкусы. Какие-то блюда, игрушки и мелодии ему нравятся, к другим он равнодушен. Могут быть вещи, которые даже раздражают его.

Лексический запас увеличивается, и кроме обычных "мама" и "папа" малыш радует новыми словами. Часто даже не говоря, он все понимает и может выполнять такие простые команды, как принести машинку или показать кубики. Также ребенок умело имитирует голоса животных и звуки предметов, которые ему нравятся больше всего. Со временем лепет становится все более четким и приближается к нормальной осмысленной речи.

Уже полноценный, умный маленький человек - ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, важны, но не меньше внимания нужно уделять нравственному аспекту.

Творческий подход - залог счастья

С такого возраста движения малыша становятся плавными. Ему проще держать игрушки и изучать их. На ручках могут лежать сразу два предмета. Если игрушка в одной ладони, то другой кроха может щупать вещь. Младенец будет не только рассматривать штуковину, а и делать с ней что-либо: складывать, стучать или разбирать.

Здесь важно показать чаду, как правильно пользоваться предметом, ведь в таком возрасте малыш не просто переставляет все с места на место, а работает умственно. В его маленькой голове уже есть свои схемы и планы.

Самое время учить складывать кубики и пирамидки. Такие забавы особенно любит ребенок (9 месяцев). Развитие и питание неразрывно связаны, поэтому родители могут попробовать даже к таким делам подойти творчески.

Малыш пытается поесть самостоятельно? Пусть попробует. Дайте ему ложечку. Если ему нравится использовать руки, а не столовые приборы, не настаивайте. Упражнение от руки в рот учит координировать движения. Единственный минус таких практик - грязная одежда.

От забав к учебе - один шаг

Как новые игры, так и самостоятельность за столом развивают моторику. Итак, самое время покупать сынишке или дочурке новые игрушки: конструкторы, кубики и мозаику. Это предметы, которые полюбит ребенок (9 месяцев). Развитие, питание, что умеет малыш - все это знают продавцы в магазинах. Но при выборе товара сами обращайте внимание на рекомендуемый возраст. И даже если на упаковке указано, что данные предметы не представляют угрозы для здоровья крохи, лучше подобрать только крупные детали, которые ваша радость не сможет полностью засунуть в рот и проглотить.

Такой возраст - период сценок. Малыш лучше запомнит информацию, если ее подавать как игру. Организуйте домашний театр. Его актерами станут котики, собачки и машинки. Очень важно подобрать яркие цвета. Все герои должны разговаривать и проявлять эмоции: радость, сострадание, дружелюбие. Такое представление оценит ребенок (9-10 месяцев). Развитие, питание, интерактивные игры - все это поможет сделать из вашего дитя здорового маленького гения, поэтому к каждой сфере следует отнестись серьезно.

Для того чтобы понять, что ваше чадо растет нормально, необязательно быть педиатром. Стандартно дети поправляются на 500 граммов. Объем грудной клетки и головы должны увеличиться на 0,5 см. Появляются новые жесты и слова. Достаточно просто сравнить прошлую неделю с нынешней.

Но есть определенный список физических навыков, которые должен выполнять ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, напрямую отвечают за организм, но бывают проблемы, корень которых спрятан глубже.

Каждая малютка, достигшая этого возраста, должна уметь самостоятельно садиться. Если чадо до сих пор делает это с вашей помощью, следует обратиться к врачу, который установит причину. Возможно, это неврологическое заболевание, что ранее не проявлялось. Педиатры установят причину проблемы и дадут существенные советы по дальнейшему развитию.

Учимся ходить

Куколке, которая не умеет садиться, будет трудно встать на ноги. Для такого действия нужна не только физическая подготовка, но и моральный настрой. Ребенок должен осознать сам процесс, задействовать основные группы мышц. Если ваше чадо пока только ползает и боится вертикального положения, волноваться не стоит. Крошка в таком возрасте должна активно лазать или передвигаться в позе сидя.

Очень хорошо, когда малыш, держа вас за руку, может самостоятельно пройти несколько шагов. Если ни одна из этих задач карапузу не под силу - время идти в больницу, где вам назначат лечение. Чаще всего это массажи, которые мама может проводить самостоятельно дома. Нуждается в таких процедурах почти каждый ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание - еще два вопроса, ответ на которые может дать врач.

Обычно научить чадо садиться или стоять легко. Видите, что кроха тянет к вам руки - помогите ему. Ведь даже взрослый человек без тренировок не способен достичь результатов.

Расширяем меню

Основные правила очень просты. Сначала следует давать один продукт. Обычно стартуют с кабачка, цветной капусты или картофеля. Прежде чем перейти к чему-то новому, подождите неделю-две. Убедитесь, что кроха хорошо воспринимает еду. Начинают с чайной ложки и постепенно увеличивают до 150 грамм.

Овощные каши, нежирная свинина, телятина, гречка, рис, кукурузная крупа, творог - все это может смело есть ребенок (9 месяцев). Развитие и питание - процессы сугубо индивидуальные. Лучше давать новые блюда утром. Тогда мама может проследить, не вредит ли пища желудочку и не возникают ли аллергические реакции. Не забывайте и о фруктовых соках (начинают с яблок).

После каждого кормления следует давать грудное молоко.

Режим дня

Ест малыш 5 раз в день, через каждые 4 часа. Твердые блюда рекомендуют давать днем, а на ночь кормить грудным молоком. Ранее всю еду нужно было мелко перетирать. В этот период лучше положить на тарелку целые продукты. Фрукты и овощи стоит класть прямо в руки. Так будет развиваться жевательный рефлекс. Свои любимые блюда появляются, когда уже исполнилось девять месяцев ребенку. Развитие и питание ребенка - это его книга обучения. С каждой новинкой он познает мир.

Идеальное время для крохи, чтобы просыпаться с 6 до 7 часов утра. Если карапуз встает позже, то и уложить его вечером будет сложнее. Такие привычки младенец вырабатывает ранее, так что если ваш сбился, то изменить его будет непросто.

В общем сон должен занимать 14 часов в сутки. Из них 4 - в дневное время. Ночь для вашей куколки обязана продолжаться с 22 вечера до 6 утра. Дважды ребенок дремлет за день. Если сон в светлое время продолжается не более 30 минут, постарайтесь найти и устранить причины. Среди них могут быть громкие звуки или жара.

Покоряем новые трудности

Специалисты считают, оптимальный возраст, когда должен садиться на горшок ребенок - 9 месяцев. Развитие, питание, режим - все эти факторы влияют на данный процесс. Педиатры рекомендуют сажать дитя на туалет, как только проснется или через 20 минут после обеда. В этом возрасте формируется чувство гигиены. Мокрый и полный подгузник все больше раздражает младенца, зато нравятся сухость и комфорт. Как только ваша куколка поймет разницу и принцип действия, сразу же попросится на горшок. Но обычно такая наука затягивается до двух лет.

Задача мамы и папы сегодня - показать, что туалет ничем не страшен. Стоит посадить кроху на горшок, дать возможность познакомиться с новым объектом. Всего специалисты отмечают, что чем раньше и чаще приучать к гигиене, тем быстрее и качественнее будет результат.

Сейчас карапуз полностью зависит от вашей любви. Поэтому не ленитесь узнавать новую информацию и воплощать в жизнь практические советы специалистов.

Вот и наступила середина второго полугодия, все более активным становится развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни характерен кардинальными переменами в поведении, умениях и восприятии окружающего мира. Лежание в кроватке и сидение на одном месте постепенно отходит на задний план, уступая место подвижности, постоянному стремлению ползать, играть и осваивать новые территории. Развитие новорожденного ребенка наконец-то достигает той фазы, когда маме не обязательно постоянно держать его на руках, чтобы общаться и контролировать малыша. Достаточно просто наблюдать за младенцем и поддерживать зрительный контакт.

Что касается физиологии, то девятый месяц жизни ребенка является временем, когда совершенствуется костная и мышечная системы организма, а с психологической и физической стороны развитие малыша направлено на то, что в скором времени он уже должен пойти. Далее поговорим о том, к каким именно изменениям следует быть готовыми молодым родителям и что девятимесячный ребенок должен уметь.

Физические показатели развития.

Если ранее малыш активно набирал массу, то на девятом месяце жизни ребенка увеличение веса происходит медленнее. Это объясняется тем, что младенец постоянно двигается, все меньше лежит или сидит на одном месте, что стимулирует расход энергии. Детки за этот месяц набирают от трехсот до пятисот с половиной грамм, а в росте увеличиваются на пару сантиметров. По итогам, нормальный вес девятимесячного младенца, который предполагает календарь развития, составляет от восьми с половиной до девяти с половиной килограмм, допуская отклонение на один килограмм. Рост малышей колеблется от шестидесяти девяти с половиной до семидесяти двух с половиной сантиметров, отклонение может достигать трех сантиметров.

Навыки и развитие: что должен уметь в 9 месяцев?

В этом возрасте большинство малышей уже овладели следующими способностями:

Развитие новорожденного ребенка на этом этапе предполагает способность самостоятельно принимать , и без особых усилий сидеть на протяжении десяти минут. Кроме этого, когда младенец сидит, он может брать предметы, находящиеся в его досягаемости, даже если необходимо слегка потянуться к ним;

Если у ребенка есть, о что опереться, то он может сам стать на ноги, и даже сделать несколько шагов, но в этот момент ему необходимо держаться за что-либо, например за детский стульчик, слегка продвигая его перед собой. Ходунки использует на протяжении десяти минут, и совершенно не устает, при этом может прыгать и приседать;

Большинство малышей уже активно ползают по-пластунски, но стать на коленки и ручки им пока тяжело. Но ребенок на 9 месяце очень старается поползти, иногда ему нужна помощь родителей: специальные упражнения и задания, которые стимулируют развитие навыка. Если же пока младенцу не удается освоить навык, не переживайте – пройдет немного времени и он поползет также, как и его сверстники;

В этом возрасте младенцам уже интересно не столько взять предмет, сколько поднять мелкие крупицы, крошку, используя при этом не всю руку, а несколько пальцев, как бы ущипнув. Это характеризует развитие мелкой моторики, которое также сопровождается желанием дотронуться до всех окружающих предметов. 9-ти месячный ребенок уже без труда может разорвать бумагу на мелкие кусочки;

Когда младенец берет в руку ту или иную вещь, он с большим трудом отдает ее. Это объясняется тем, что разжимать пальцы все еще нелегко, а вот желание взять в руки кусочек еды, кружку или какой-либо другой предмет, крайне велико. Наиболее вероятная реакция, которую проявит ребенок в 9 месяцев, если у него попытаться отобрать предмет – это попытка оттолкнуть или отвернуться;

Не удивляйтесь, что младенец может стать капризным и нервным, его температура может достигать тридцати семи градусов, а слюноотделение значительно повыситься. Это все следствия , или же продолжения этого процесса. Развитие новорожденного ребенка является индивидуальным, поэтому если резцы не появились на девятом месяце – это не повод для паники. Вполне вероятно, что они начнут резаться немного погодя, причем не по одному, а сразу два или три зубика;

Психологические нюансы развития девятимесячного младенца.

Развитие ребенка в девять месяцев является всесторонним, поэтому включает в себя не только физические особенности или новые навыки, но и психологический аспект. Что же нового в этой области происходит на девятом месяце?

В 9 месяцев ребенок умеет говорить по слогам, и только начинает формулировать из них первые слова, чаще всего это обращения к маме, папе, бабе и деде. Процесс развития речи происходит в ускоренном темпе, параллельно малыш начинает воспринимать такое понятие, как интонация, и самостоятельно пытается управлять ею, произнося звуки и первые слова;

Когда ребенка называют по имени, он реагирует, оживляясь, поворачивая голову в сторону источника обращения и улыбаясь;

На девятом месяце развитие новорожденного ребенка касается и его эмоциональных проявлений: теперь он более четко реагирует на внешние факторы. Например, если смешить малыша, то он смеется, если его ругают, он обижается, а когда у него забирают что-либо, может проявлять злость;

Если ранее младенец указывал только на определенные, знакомые ему предметы, то сейчас он также с помощью пальца может показать, куда он хочет попасть, какую дверь открыть. Помимо этого он сам кладет предметы в свой карман и достает их.

Ребенок на 9 месяце знакомится с кивками головы, заменяя ими ответы на вопросы в формате да или нет. Кроме этого, просьба взять что-либо или подойти, уже понятна ребенку в таком возрасте;

Что касается игрушек, то 9-ти месячный ребенок еще не умеет правильно использовать их: ему интересно побить их друг об друга, бросить и смотреть на процесс падения, а также вложить один предмет внутрь другого;

Процесс одевания становится интересным для малыша, и он проявляет активное желание в нем поучаствовать. Календарь развития ребенка на 9 месяце указывает на то, что младенец старается сам просунуть руку в рукав, ноги в брюки, одеть или снять шляпку. Для еды малыш использует пальцы, и может сам держать в двух руках кружку с питьем.

Как оценить развитие новорожденного ребенка.

Есть ряд определенных навыков, которые указывают на нормальный процесс развития малыша, к которым относят следующие:

Когда ребенок говорит, он периодически повторяет одинаковые сочетания букв и звуков;
Малыш, который лежит на животе, тянется за игрушками, стараясь подползти к ним и ухватить;
Девятый месяц жизни ребенка предполагает способность ухватить предметы, которые расположены по бокам от него или слегка позади, находясь в сидячем положении;
Ребенок сидит, при этом, не опираясь на что-либо, пробует встать на ноги и проползти для того, чтобы достать какую-то игрушку;
Малыш может удерживать кружку с помощью двух рук, брать мелкие предметы и крупицы, используя два пальчика;
Развита реакция на собственное имя, восприятие родных, близких людей, способность отличить их от незнакомцев;
Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает стремление к подражанию взрослым, что можно использовать с целью стимуляции его развития. Показывайте ему различные действия, которые он будет повторять, обучаясь все новым умениям;
Реакция на то, когда у малыша отнимают предмет, который он удерживает в руках, должна быть следующей: он стремиться удержать его у себя, тянуть в свою сторону, не отдавать и не отпускать.

Если какие-либо из перечисленных способностей все еще не проявились у малыша, хотя ему уже исполнилось девять месяцев, желательно обратиться к педиатру.

Развитие ребенка в девять месяцев: питание, рацион.

Календарь развития малыша предполагает продолжение кормления по тому же принципу, что и на восьмом месяце жизни, но с некоторым расширением рациона. Что касается грудного молока или смеси, то они остаются в ежедневном рационе малыша в количестве четвертой части от всего питания на протяжении дня. Для малышей, которые начали употреблять прикорм в полгодика, полагаются следующие продукты:

Пюре: овощное – до ста восьмидесяти грамм, а фруктовое – до восьмидесяти;
Различные виды каш – не более ста восьмидесяти грамм;
Половина желтка не чаще, чем дважды за неделю;
Пятьдесят грамм мяса;
Пять грамм сухариков и столько же пшеничного хлеба;
Сливочного и растительного масла по пять грамм;
До восьмидесяти грамм соков из овощей или фруктов.

Кроме этого, девятый месяц жизни ребенка предполагает употребление в пищу творога и кефира, желательно во время вечернего питания. Еще одним из новых продуктов для малыша станет нежирная рыба, в количестве пятидесяти грамм в неделю, и шарики из мяса, которые готовятся на паровой бане.

Ребенок на 9 месяце отлично кушает пюре, состоящее из двух и более компонентов, приправленное зеленью. Если у него нет аллергий и отрицательных реакций на продукты, то можно включать в рацион овсянку и пшеничную крупу, кашки, которые включают в себя различные злаки. указывает на то, что манка не желательна для пищеварения малышей, которым еще не исполнился годик. Эта крупа сложно переваривается в организме и тяжело усваивается.

Отдых на девятом месяце жизни малыша.

Календарь развития ребенка в 9 месяцев предполагает два дневных сна длительностью по два часа, и один ночной, десятичасовой отдых. Часто малыш предпочитает вечерний и ночной сон, поэтому проснуться может немного позже.

Если младенец привык к грудному вскармливанию, то вполне вероятно, что он захочет покушать в любое время. Руководит этими инстинктами не голод, а скорее чувство привязанности и потребности в маме.

9-ти месячный ребенок не всегда спит по часам – иногда у него есть свой график, поэтому не стоит переживать, если малыш просыпается рано или поздно ложиться. Развитие к 9-ти месяцам достигает того этапа, когда младенец сам не может контролировать фазы активности. Он заинтересован в постоянном движении, общении и изучении окружающего мира.

Стимуляция развития младенца.

Для того чтобы психика малыша развивалась правильно, ему необходим постоянный тактильный контакт с родителями, поэтому не смотря на увеличение массы ребенка, желательно чаще брать его на руки. Развитие ребенка по месяцам включает в себя широкий спектр направлений, поэтому необходимо уделять внимание всем аспектам. Что касается способности говорить, здесь отличным помощником станут книги, картинки, стишки и четверостишья. Показывая малышу тот или иной рисунок, попросите его указать на знакомые ему элементы картинки.

Очень важна стимуляция ползанья, так как ребенок в 9 месяцев уже должен активно осваивать эту способность. Для этого можно использовать ряд упражнений, например:

Скрутите одеяло в форму валика и положите его младенцу под грудь, при этом поднимая малыша за уголки одеяла, чтобы он мог продвинуться к какому-либо предмету, лежащему впереди;

Развитие к 9-ти месяцам уже достигает того этапа, когда малыш сам хочет ползать, но он все еще нуждается в опоре для ног. Чтобы он научился перекрестно ползать, можно приставлять опору под ноги поочередно;

Если развитие ребенка в девять месяцев уже позволяет ему ползать практически самостоятельно, отличной игрушкой для него станет детский дом с тоннелями, который в принципе родители могут смастерить самостоятельно;

В этом возрасте детки очень любят смотреть за тем, как что-либо делают взрослые, например, строят башни из колец или кубиков. Сам малыш еще не может выполнить такую задачу, но уже стремиться освоить процесс выстраивания пирамиды, когда ставит одну фигурку на другую. Построив сооружение, предложите ребенку его разрушить – этот процесс вызывает восторг у младенцев. Учите малыша убирать за собой игрушки, допустим, поиграв с пирамидкой, пусть он аккуратно выложит кубики в коробку;

Развитие новорожденного ребенка предполагает постоянное знакомство с новыми предметами. 9 месяц – самое время изучить, что же собой представляет туалетная бумага. Младенец постарается ее порвать, скомкать, тем самым разминая пальцы и ;

Пупсы и куклы – игрушки не только для девочек, малышу-мальчику будет очень интересно играть с маленьким человеком, кроме того, пупс поможет малышу познакомиться с названиями частей тела и лица. Укажите младенцу, где у куклы нос, рот, рука, нога, а потом попросите его повторить названия;

Очень хорошо влияют на развитие ребенка в 9 месяцев игры с водой: переливания ее из одной посуды в другую, купание, хлопки по поверхности воды и так далее.

Положите несколько маленьких игрушек в посудину и засыпьте крупой – пусть младенец поищет их;

Дети очень любят веселые песенки и музыку, поэтому периодически можно включать ему разные мелодии, чтобы младенец мог похлопать, подвигаться в ритм;

Для развития тактильных ощущений можно сделать специальную коробку, в которую сложить самые разные вещи, отличающиеся по своей текстуре. Например, некоторые ткани, бумагу, крышку от бутыли, мочалку и другие не опасные предметы;

Не забывайте про спортивные занятия: игры с мячом, колечками, и другими гимнастическими снарядами.

Девятимесячный малыш нуждается в постоянном общении и внимании. При этом у него всегда должна быть возможность самостоятельно определить, чем он хочет заняться, с какими игрушками поиграть и так далее. Это важный момент, который определяет развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни является началом в формировании человеческих качеств у малыша, таких как самостоятельность и умение самому принять решение.

Восьмимесячный ребенок обычно хорошо стоит с опорой, свободно ползает по ровной поверхности, присаживается и встает из любого положения. Детям этого возраста очень нравятся подвижные игры, в которых нужно применять имеющиеся навыки ползания. Подобные упражнения отлично совершенствуют моторику, согласованность и координацию движений.

Игра «Догонялки» . Малыш этого возраста быстро ползает. Можно идти или даже ползти вслед за ним, приговаривая: «Догоню-догоню! Поймаю!» Схватите кроху за пяточку или талию: «Я тебя поймала!» Обычно дети очень эмоционально реагируют на подобные игры: смеются, визжат от восторга, стараются ползти быстрее.
В этом возрасте малыш приобретает еще один важный навык. Сначала он ползет вперед, затем может развернуться и ползти в обратном направлении. Внести разнообразие в маршрут движения ребенка и попутно тренировать мышцы опорно-двигательного аппарата можно, используя несложный спортивный инвентарь. Его легко изготовить из подручных средств самостоятельно.

Упражнение «Преодолеваем препятствия» . Соорудите малышу на пути его следования несколько барьеров, через которые ему нужно будет перелезть. Это может быть свернутое валиком одеяло или несколько диванных подушек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Постройте невысокий подиум: уложите в низкий широкий ящик книги и оберните его мягкой тканью. Кроха будет забираться на возвышенность и учиться слезать с нее. Можно сделать мини-горку: положить на подиум широкую длинную доску, также обернутую тканью. Пусть ребенок ползет вверх или спускается вниз по наклонной плоскости. Помогайте малышу – направляйте его, подбадривайте, будьте всегда рядом, чтобы помочь и подстраховать.

На ноги кроха поднимется только после того, как будет готов к этому и физически, и психологически. Он привыкает к своему новому положению постепенно: стоит, осматривается, но как только опустит руки – шлепается на попку. Так может продолжаться несколько дней, пока ребенок не научится держать равновесие. Следующий момент – малышу нужно не только стоять, но и совершать шаги, держась за опору. Этому он тоже научится самостоятельно. Взрослый может лишь стимулировать зарождение новых навыков.

Упражнение «Достань игрушку» . На невысоких тумбочках, краешке дивана разложите несколько игрушек. Малыш захочет поиграть ими – тогда ему придется подползти к дивану и, держась ручками, встать.

Упражнение «Покатаем мяч» . Малыш сидит на полу. Покатите мяч по направлению к нему, попросите оттолкнуть мячик. Помогите ребенку, если не все получится с первого раза.

С каждым днем кроха становится все более энергичным и непоседливым. Любопытство, желание все потрогать, рассмотреть, поиграть заставляет его следовать намеченной цели. В связи с этим стоит еще раз внимательно осмотреть окружающее малыша пространство на предмет безопасности: «заглушить» розетки, убрать повыше комнатные цветы, лекарства, легко бьющиеся предметы, закрыть дверцы шкафов. Лучше выделить малышу небольшой шкафчик с игрушками, куда он будет иметь свободный доступ. Помните о безопасности, не лишая ребенка радости исследования окружающего пространства.

Интеллектуальное развитие

В этом возрасте малыши отчетливо воспринимают и различают размеры предметов. Кроха берет мелкие предметы большим и указательным пальцами, а крупные – двумя руками. Поэтому игровой арсенал ребенка должен содержать предметы разных форм и размеров. Понадобятся специальные игрушки, такие, как матрешка, набор емкостей-вкладышей, вставляющихся одна в другую, пирамидка, кубики. Особенности этих игрушек таковы, что малыш, манипулируя ими, учится сравнивать размеры, зрительно их сопоставляет, ощущает вес и форму.
Успешно нанизав колечки пирамидки всего один раз, кроха будет стремиться делать это снова и снова. Покажите, как ставить один кубик на другой, вместе стройте и разрушайте невысокие башенки. Откройте матрешку с сюрпризной интонацией: «Это матрешка, а вот еще одна спряталась внутри!» – и пусть малыш достанет матрешку поменьше.

Лепка и рисование. С девяти месяцев уже можно начинать рисовать, лепить из пластилина. Скатайте небольшой пластилиновый шарик и покажите ребенку, как надавить на него ручкой, чтобы он превратился в лепешку. Сначала покажите крохе, как нужно действовать. Затем возьмите его ручку в свою и попытайтесь совершить эти действия вместе.

Слепите из пластилина лепешку и воткните в нее макаронины, орехи, фасоль, камешки. Кроха с удовольствием будет выковыривать их из пластилина.

Можно осваивать рисование: предложите ребенку мягкие карандаши с широким стержнем, цветные мелки, кисть и краски, специальные пальчиковые краски. Возможно, малыш полюбит это интересное занятие – оставлять на чистой бумаге разноцветные следы, причудливые линии и узоры.

С помощью таких занятий совершенствуется мелкая моторика, чувствительность и согласованность движений пальцев. Все это является мощным стимулом для развития мышления, внимания, памяти и для созревания речевых центров головного мозга.

Упражнение «А что в коробочке?» . Вам понадобится коробка или шкатулка и мелкие предметы: камешки, крупные пуговицы, небольшие игрушки – все, что малыш может захватить большим и указательным пальцами, но не может проглотить.

Поначалу достаточно пяти предметов, а потом увеличьте их количество до 10–15. Прежде чем начать занятие, дайте ребенку рассмотреть коробку и поиграть с ее содержимым.

Объясните малышу, что его задача – положить предметы в коробку. Покажите, как это нужно сделать. Захватите предмет большим и указательным пальцами и опустите на дно банки. После того как вещи окажутся внутри, начинайте по одному вынимать их.

Теперь кроха сам должен наполнить коробку. Главное – чтобы он выполнял задание правильно – брал предметы только двумя пальцами, а не всей ладошкой. Хвалите ребенка за каждое умелое действие.

Игра «Сюрприз». Эта игра также помогает развить у малыша умение повторять определенную последовательность действий за взрослым. Возьмите достаточно глубокую коробку, положите внутрь нее игрушку и закройте крышкой. Подойдите к ребенку со словами: «Посмотри. Это коробка», потрясите ее и спросите: «Кто там в коробке спрятался?» Откройте крышку и достаньте игрушку. Правильно назвав игрушку, покажите ее ребенку. Как только малыш полюбуется и потрогает игрушку, положите ее снова в коробку, закрыв крышкой. «А теперь достань игрушку из коробки и дай ее мне». Такую игру можно повторять несколько раз, а чтобы малышу не наскучило, меняйте предметы.

Осязание все еще является одним из основных органов чувств, доступных ребенку. Развитию мелкой моторики и тактильной памяти (памяти на ощущения от прикосновений) способствует следующее упражнение.

Упражнение «Угадай, что это?» . Дайте ребенку предметы с разной фактурой: кусочек шерстяной ткани, деревянный брусок, небольшую плюшевую игрушку, резиновый мяч. Когда малыш подержит эти вещи в руках, сложите их в мешочек и попросите вынимать из мешочка предметы. Когда ребенок ощупывает предмет рукой, у него возникает ассоциативная связь тактильных ощущений с образом предмета, он достраивает этот образ и уже может представить себе, что именно он вытянет.

Одним из развивающих стимулов является стремление ребенка подражать действиям взрослых. В связи с этим можно прививать крохе навыки опрятности, аккуратности и даже простейшего самообслуживания.

Предложите ребенку вытереть салфеткой рот после еды, дайте ему губку для купания и полотенце. Конечно, предварительно нужно показать, какую последовательность действий нужно совершить: как правильно мыться, вытираться полотенцем или салфеткой. Для подобного обучения требуется время и систематическое повторение пройденного.

Знакомство ребенка с миром взрослых можно продолжить в игре с куклой. Рассмотрите куклу, пусть малыш по вашей просьбе покажет, где у нее глазки, носик, ротик. Затем покормите куклу вместе, соблюдая очередность действий: повязать передник, усадить на стул, придвинуть стул к столику, взять ложку, зачерпнуть из тарелки «суп» и поднести ко рту куклы. Таким же образом уложите куклу спать. Наблюдая за деятельностью родителей и принимая активное участие в игре, ребенок приобретает навыки последовательных действий.

Малыш заговорил!

На девятом месяце жизни у ребенка активно развиваются речевые навыки. Кроха лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает говорить первые слова. Чаще всего это не все слово целиком, а лишь первый или последний слог, например «ма» – мама, «пи» – пить, «ла» – кукла. Ребенок может придумать свой язык, и тут уж родителям придется догадываться, что он хочет сказать: «бо» – бутылочка с молоком, «ам» – ложка и т.д.
Произнесение первых слов – значительный прогресс в речевом развитии. Это довольно сложный процесс: малыш должен на слух уловить звуки, содержащиеся в слове-обозначении предмета и попытаться произнести именно эти звуковые сочетания. Поверьте, это очень сложно осуществить при недостаточно зрелом артикуляционном аппарате!

Помочь ребенку освоить звуки и слова может активная речевая среда. Больше читайте малышу вслух короткие сказки, рассказы, стихи, потешки. В этом возрасте все еще актуальными остаются «Ладушки», «Сорока-ворона» и другие речевые и пальчиковые игры. Произвольное внимание еще недостаточно развито, поэтому организуйте подобные игры, когда кроха активен и настроен на общение.

Родителям важно разговаривать с малышом. Выполняя необходимые ежедневные процедуры, старайтесь привлечь его внимание: расскажите, чем вы сейчас заняты. Такие беседы не меньше, чем игры и упражнения, нужны для развития понимания взрослой речи и произнесения слов. Индивидуальный словарь крохи постоянно увеличивается за счет его способности подражать речи взрослых.

Следует помнить, что телевизор – плохой союзник в освоении речи. Только живая речь взрослых побуждает ребенка к ответному звуко- и словопроизношению.

Важно и нужно способствовать тому, чтобы кроха не только произносил слова, но и понимал их значение. Называйте каждую вещь, на которую малыш обратил внимание или которую он взял в руки, и давайте ей краткую характеристику. Рассказывайте ребенку про игрушки, которыми он занимается. Возьмите одну из них и скажите, как она называется. Например, если это машинка, назовите цвет кузова, продемонстрируйте, что у машины есть руль, колеса, покажите, как можно ее катать.

Рассматривайте вместе картинки в книжках, указывая и называя разные предметы. Просите кроху показать на картинке, где зайчик, где девочка, машинка и т.д.

Путешествуя по дому, не забывайте знакомить малыша с новыми предметами. Сначала их можно обнаружить на привычных местах, а затем – на новых.

Игра «Слово и предмет» . Покажите ребенку игрушку, например уточку, несколько раз произнесите, как она называется, и поставьте на полку. Спустя некоторое время спросите малыша: «Где уточка?». Кроха ищет ее глазами по всей комнате, а когда находит – очень радуется.

Тематические альбомы

В небольшие альбомы для фотографий вставьте изображения или фотографии в соответствии с определенной темой, например «Семья», «Прогулка», «Дом», «Транспорт», «Домашние животные» и т.д.

В альбом «Семья» пусть войдут фотографии каждого члена семьи, включая бабушек, дедушек, сестер и братьев. Не забудьте вставить несколько фотографий малыша.

Для альбома «Прогулка» сфотографируйте или вырежьте из журналов те предметы, которые вы часто встречаете на своем пути, гуляя с малышом. Это могут быть детская песочница, качели, коляска, изображение одежды, которую кроха надевает, собираясь на улицу, магазин, деревья и т.д.

Остальные альбомы оформите по аналогии с предыдущими.

Показывая ребенку картинки, четко проговаривайте названия изображенных предметов, попросите указать на тот или иной объект.

Листая подобные альбомы, кроха не только рассматривает картинки, учит и запоминает названия вещей, но и узнает знакомые лица, предметы. Развиваются память, внимание, мышление, накапливается словарный запас.
Наряду с существительными – названиями предметов, ребенок запоминает и глаголы-просьбы, например «Дай!», «Возьми!», «Встань!», «Подними!». Регулярные занятия с пирамидкой и кубиками помогут усвоить новые глаголы: «нанизать колечки», «сложить кубики». Малыш активно воспринимает словесное обращение взрослого, если оно побуждает к действиям и повторяется неоднократно. Поэтому чаще озвучивайте просьбы к ребенку, поддерживая похвалой совершаемые им ответные действия.

Эмоциональное развитие ребенка неразрывно связано с речевым. Малыш выражает эмоции при помощи звуков и мимики, копирует эмоциональные проявления взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.
В этом возрасте кроха становится очень чувствителен к похвале, одобрению со стороны взрослых. Когда его хвалят – охотно повторяет действие, произносит слова и звуки.

Важные достижения девятого месяца:

  • ?ребенок свободно ползает, стоит с опорой, может развернуться и ползти в обратном направлении;
  • отчетливо воспринимает и различает размеры предметов (маленький берет большим и указательным пальцами, большой – двумя руками);
  • вынимает предметы из емкости и пробует вкладывать их обратно;
  • выполняет некоторые действия по просьбе взрослого, например: «Дай игрушку», «Возьми машинку» и т.д.;
  • лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает произносить первые слова;
  • связывает слово с обозначаемым предметом;
  • копирует эмоции взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.


Рассказать друзьям