Что умеет ребенок в 9. Развитие ребенка в девятый месяц жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 9 месяцев у малышей происходит скачок в развитии. Они должны уметь проявлять эмоции, тянуться за игрушкой, общаться с членами семьи. Усиливается любознательность ребенка, что способствует приобретению новых навыков.

Каждый ребенок индивидуален, но есть основные умения, которыми должен овладеть кроха к девятимесячному возрасту. В то же время родителям не нужно волноваться, если дети немного не дотягивают по развитию до ровесников. Малыш обязательно всему научится, когда придет время.

Ребенок в 9 месяцев должен уметь совершать такие действия:

  • Самостоятельно сидеть без посторонней поддержки.
  • Реагировать на запреты.
  • Понимать смысл фраз и предложений.
  • Реагировать, когда к нему обращаются.
  • Уверенно ползать. Он может это делать не обязательно на коленях, но и на локтях, не отрывая тело от пола. Такой вид передвижения не должен вызывать беспокойства со стороны матери и отца.
  • Подниматься на ноги, держась за опору.
  • Некоторые дети в этом возрасте начинают ходить, придерживаясь за стену, спинку дивана или за мамину руку.

В этом возрасте растет головной мозг малыша. Согласно проведенным исследованиям он становится вдвое больше, чем при рождении. Повышается кожная чувствительность младенца. Память улучшается, а движения становятся более осмысленными. Ребенок проявляет интерес к открывающимся дверцам, достает из ящиков вещи.

В этот период за ним нужно лучше следить!

Игровые навыки малыша

К девятимесячному возрасту активность ребенка усиливается, он обретает новые способности.

Он уже умеет:

  • рвать салфетку и мять ее в руке;
  • в обе руки брать по одной игрушке и стучать ими;
  • хлопать в ладоши;
  • разглядывать маленькие предметы, обхватывая их указательным и большим пальцами;
  • бросать вещи на пол, особенно погремушки;
  • собирать кольца пирамидки в любом порядке;
  • искать маму или папу, накрывшихся пледом;
  • брать ту игрушку, которая ему по душе;
  • переворачивать страницы небольшой картонной книги;
  • узнавать предметы, изображенные на рисунках.

Ребенок в 9 месяцев должен уметь брать в руки понравившуюся игрушку

Все дети любят играть в «ладушки», «козу-дерезу» и «ку-ку», ломать башни из кубиков. Кроха с восторгом будет искать игрушку, если спрятать ее за спиной или под пеленкой. Энергичное времяпровождение способствует раннему развитию малышей.

Эмоции, которые испытывает малыш

Ребенок в 9 месяцев должен уметь достаточно много. Он уже осознанно реагирует на окружающий мир.

У него появляются такие эмоциональные навыки:

  • Хитрость: малыш способен увиливать от нелюбимых занятий.
  • Независимость: хочет сам есть еду из тарелки, показывая, что повзрослел.
  • Решительность: пытается слезть с дивана.
  • Страх и беспокойство могут образоваться у девятимесячного ребенка по разным причинам. Важно вовремя избавить его от источника переживаний. Если ребенок заплакал, нужно утешить его, взять на руки или предложить грудь (если кроха еще на грудном вскармливании). Чрезмерное волнение может возникнуть из-за смены обстановки, громких звуков или длительного отсутствия мамы.
  • Возмущение и негодование , если не получает того, что хочет. Ребенок может кричать до тех пор, пока не добьется желаемого результата. Такой способ называется манипулированием родителями.
  • Восхищение. При виде новой игрушки малыш в этот период жизни выражает восторг, охотно играет с ней, отвлекаясь от остальных дел.
  • Смущение. Иногда дети при виде чужих людей отводят глаза в сторону, просятся к маме на руки. В будущем такое чувство может перерасти в стеснительность. Поэтому важно, чтобы малыш контактировал не только с членами семьи.

Эмоции девятимесячного ребенка достаточно разнообразные. Он может проявлять любовь, счастье, тоску. Малыш требует большего внимания, боясь одиночества. Мама для него на первом месте. С ней сохраняется особая связь на эмоциональном уровне.

Речь ребенка в девятимесячном возрасте

Достигнув 9-ти месяцев, ребенок знает некоторые слоги, соединяет их между собой. Часто родители думают, что малыш ведет диалог на языке, понятном только ему. Развитие ребенка выходит на новый уровень. Он может произносить некоторые слоги, повторяя за взрослыми.

Это не полноценные слова, а только отдельные звуки. Со временем малыш учится слоги соединять в слова. Для развития речи, необходимо читать с детьми сказки и стихи, петь песни, больше разговаривать с ними. В девятимесячном возрасте кроха интересуется строчками из песен, которые легко напеваются.

Он способен повторять движения за родителями. Ребенок в этом возрасте по просьбе мамы или папы должен указывать пальчиком на предметы. Важно как можно чаще комментировать окружающую обстановку, чтоб у малыша формировался широкий словарный запас.

Физические навыки 9-месячного ребенка

В 9 месяцев каждый малыш должен уверенно сидеть без посторонней поддержки, уметь становиться на ноги и ходить с поддержкой, ползти к интересующему предмету. Ребенка занимают вещи, которые расположены выше его роста. Поэтому маме с папой нужно убрать опасные предметы, находящиеся над детской головой.

Физические навыки детей в 9 месяцев сводятся к следующему:

  • менять местами вещи, находящиеся у малыша в руках;
  • останавливать внимание на рисунках в книжке;
  • пытаться подражать родителям и другим членам семьи;
  • не поджимая пальцы на ногах, становиться на ступни;
  • из положения стоя садиться без сторонней помощи;
  • свободно передвигаться, опираясь руками за перекладины манежа;
  • взять вещь, которая находится у него за спиной;
  • не отдавать игрушку, когда ее отбирают.

Из-за повышенной активности малыша следует убрать из поля зрения то, что может быть опасным для него: бьющиеся предметы, моющие и чистящие средства, технику, ножи и другое.

Мелкая моторика

Под мелкой моторикой понимают навыки детей последовательно двигать кистями, в том числе пальцами на ногах и руках. В этом процессе участвует деятельность нервной мышечной и костной системы организма. Маленькие пальчики нуждаются в тренировке. Непоседу рекомендуют познакомить с салфетками или бумагой.

Он с восторгом будет сминать ее, разрывать на маленькие кусочки и разбрасывать по комнате.

Можно отрезать маленький кусочек скотча и положить в ладошку малыша. Ему любопытно будет самому оторвать клочок. Для закрепления процессов моторики можно высыпать в блюдце любую гречку или рис, спрятать там любимую игрушку и попросить ребенка найти ее.

Чтобы сформировать тактильный контакт, берут ненужный ящик маленького размера и складывают в него разные вещи: носовой платок, резиновый шарик, любимую игрушку младенца. Ребенок будет эмоционально доставать предметы, внимательно рассматривая их.

Как развивается ребенок к 9 месяцам, если он родился раньше срока

В 9 месяцев недоношенные дети развиваются почти одинаково с их ровесниками, рожденными в срок. Их мышечная система полноценно сформирована для самостоятельного сидения. Кроха становится на ноги и садится обратно на диван. Родители должны в этом помогать ребенку.

Он способен махать в знак прощания, подавать руку для приветствия, отзываться на просьбы родителей. Ребенок в состоянии повторять за взрослыми некоторые слова или подражать их голосу. Но дети, родившиеся задолго до назначенного срока, могут сильно отличаться от сверстников.

Для исключения возможных патологий необходимо обратить внимание на следующее:

  • ребенок не сидит и даже не стремится к этому;
  • его не привлекают игрушки, окружающие вещи, яркие книги;
  • кроха безразличен, двигается без особого желания.

Заметив такие признаки в развитии ребенка, нужно показать его педиатру и неврологу. С помощью специалистов можно легко догнать (а иногда и перегнать) ровесников в развитии.

Карта развития мальчиков и девочек по неделям в 9 месяцев

Физическое и духовное развитие детей этой возрастной категории происходит более интенсивно, чем в предыдущие месяцы жизни. Ребенок быстро взрослеет, меняясь буквально на глазах.

Выделяют основные стандарты развития девятимесячных малышей в психическом и физическом плане, разбивая их по неделям:

  • На первой неделе девятого месяца ребенку важно окружение, в котором он воспитывается: как взрослые относятся друг к другу, обустраивают быт, и какое место ребенок занимает в семье. Для него важно одобрение родителей. Он начинает подражать членам семьи, пытаясь вести себя «как взрослый». Мальчики и девочки откликаются на свое имя, знают в лицо других близких людей. Они четко понимают, кто с кем общается, и могут улавливать суть разговора. На этой неделе у малыша появляются новые социальные привычки: набирать еду из тарелки ложкой, делать первые глотки из кружки.
  • Вторая неделя 9-го месяца жизни характеризуется повышенным интересом ребенка к окружающим вещам. Он узнает предметы по цвету, форме и размеру. Умело играет с матрешкой, пряча маленькую фигуру в большую. Его увлекают вещи, находящиеся у взрослых. Если у ребенка забрать игрушку, он держит ее и не хочет отдавать.
  • Дети к третьей недели этого возраста овладевают новыми двигательными навыками: уверенно стоят с поддержкой, встают на ноги, находясь в любой позиции. Делают первые шаги, держась за материнские руки. Ребенок с гордостью показывает свои успехи, для него важно одобрение и восхищение взрослых.
  • К началу четвертой недели 9-го месяца мальчики и девочки понимают реакцию родителей на их поведение. Расстраиваются, если их ругают, и радуются похвале. Ребенок еще не до конца понимает смысл сказанного, однако замечает, какие эмоции испытывает взрослый. Одобрение или порицание со стороны близких членов семьи регулирует поведение малыша. Но ими нужно уметь пользоваться, чтобы не нарушить психику крохи.

Как происходит нормальное развитие малыша в 9 месяцев, можно узнать из этого видео:

На ребенка лучше не кричать, а говорить добродушной, спокойной интонацией. Важно дать ему знания, но не перепугать.

Режим дня для 9-месячного ребенка

9-месячные дети в среднем в сутки должны спать примерно 14 часов . Дневных снов должно быть не менее двух общей продолжительностью в 3-4 часа. Ночью дети должны спать до 10 часов подряд. Некоторые дети (особенно те, которые до сих пор на грудном вскармливании) просят в ночное время грудь.

Но это сопровождается не физическим голодом, а необходимостью чувствовать материнское тепло. Из-за чрезмерной усталости днем малыши могут плохо спать по ночам. Для спокойного сна младенца нужно укладывать его в одно и то же время. У грудничка этого периода жизни распорядок дня практически такой же, как и раньше.

Могут происходить незначительные изменения, не влияющие на общий режим.

Время (часы) Действия ребенка
9.00 Подъем, умывание, легкая гимнастика
10.00 Завтрак
10.30 Время активных игр
12.00 Первый сон
13.30 Пробуждение, обед
14.00 Прогулка на улице
16.00 Полдник
16.30 Второй сон
18.30 Спокойные игры
20.30 Вечернее купание
21.00 Ужин
21.30 Ночной сон

Занятия для развития ребенка

Ребенок в 9 месяцев должен уметь усваивать новую информацию. Задача матери с отцом – хвалить кроху, восхищаться даже мелкими результатами, успокаивать в случае неудачи. Такое поведение необходимо для формирования уверенности в приобретении обучающих навыков в дальнейшем.

С ребенком можно провести занятия, на развитие таких способностей:

  • Речь : взять снимок с изображением птиц и животных, показать ребенку, повторяя их голоса. После чего попросить малыша самому их озвучить. Как можно чаще описывать ему все, что происходит вокруг.
  • Мелкая моторика : бросить в сторону ребенка небольшой мячик. Его цель – поймать предмет руками и сделать то же самое в направлении бросающего. Другой вариант – надевать круги пирамидки в любом порядке или складывать небольшие игрушки в коробки, строить из кубиков башню.
  • Сообразительность : положить любой предмет «лицом вниз». Предложить малышу вернуть вещь в исходное положение. Либо накрыть игрушку пледом, но чтобы она немного выглядывала из-под него. Совместно найти спрятанный предмет.
  • Двигательные процессы : делать зарядку, помогать в ходьбе.
  • Самостоятельное обслуживание своих потребностей : мыть руки, есть ложкой, пить из чашки.
  • Познание окружающего мира . Купить красочную книгу с рисунками овощей и фруктов, диких и домашних животных, машин. Подробно рассказать крохе о том, что находится на картинке. Можно приобрести пальчиковые игрушки и разыграть спектакль. Ребенок будет в восторге.

Специалистами доказано, что девочки и мальчики, ведущие активный образ жизни в 9 месяцев, легче усваивают информацию в старшем возрасте, имеют высокие умственные показатели.

Игры и развивающие игрушки

В 9 месяцев дети знают, где находятся некоторые части тела (рот, нос, уши, руки, ноги) и показывает на них. Им любопытно наблюдать за старшими малышами.

Чтобы весело провести время, с ребенком можно поиграть в такие игры:

  • прятки : скрыться за креслом и посмотреть на реакцию крохи (он улыбнется, увидев выглядывающие части тела);
  • веселые танцы : включить мелодию маленьких утят и показать простые движения, попросив малыша повторить их;
  • лошадка : посадить непоседу на родительские ноги и покачивать ними, подражая звукам лошади;
  • щекотка : чтобы развеселить ребенка, достаточно его пощекотать под ручками.

Часто детям надоедают игрушки. В качестве альтернативы можно предложить им предметы домашнего обихода: не заточенные карандаши, кулинарную кисть, пластиковый половник. Пусть малыш постучит посудой по столу. Ему так же понравится обведенная на бумаге ладошка.

В качестве подарка кроха будет рад мягким книжкам небольшого размера, матрешке (развивает умственные способности и сенсорную моторику), музыкальным игрушкам, кубикам из мягкого материала, резиновым утятам для купания.

Уход

Уход за детьми на этом жизненном этапе такой же, как и в прошлые месяцы:

  • гигиенические процедуры (утреннее умывание, чистка носа, ушей и зубов, купание, подстригание ногтей);
  • массаж;
  • легкие физические упражнения.

В 9 месяцев ребенок знает все ванные процедуры и начинает самостоятельно выполнять их. Он подражает действиям членов семьи: вытирает рот, во время купания трет себя мочалкой. К обычным вечерним процедурам можно добавить поливание частей тела струей воды с небольшого расстояния.

Рекомендуется закаливать ребенка во избежание частых простудных заболеваний и делать зарядку. Температура воды на начальном этапе не должна превышать 30º. Каждый день делать ее прохладнее на 1º, остановившись на отметке 20. Как только малыш привыкнет к такому температурному режиму, практиковать контрастный душ, чередуя теплую воду с прохладной.

Малыш с удовольствием выполнит просьбу мамы: сядет, перевернется на спинку, ляжет на животик. В это время можно сделать ему легкий массаж.

Питание

Меню ребенка в 9 месяцев во многом близко питанию остальных членов семьи. Но вводить для прикорма вредные продукты не стоит.

В этом возрасте рацион довольно разнообразен:

  • нежирное мясо (говядина, кролик, индейка);
  • рыба (хек, минтай, треска);
  • кефир, йогурт, творог;
  • овощи (цветная капуста, брокколи, кабачок, картофель, морковь, лук);
  • фрукты (банан, яблоко, тыква);
  • молочные либо безмолочные каши;
  • детское печенье;
  • легкий суп;
  • куриные или перепелиные яйца (желток);
  • растительное масло (чайная ложка);
  • очищенная вода, компот из сухофруктов.

Блюда должны быть исключительно отварными или приготовленными на пару. Жареная пища не приемлема для девятимесячных детей. Число кормлений достигает 5-6 раз в сутки, в том числе перекусы. Последний прием пищи все еще состоит из грудного молока или детской смеси.

Частые проблемы в этом возрасте

В 9 месяцев ребенок должен уметь реагировать на звуки, различать голоса родственников, узнавать любимые игрушки. Дети в этом возрасте активно изучают окружающий мир.

Однако уже сейчас могут наблюдаться некоторые проблемы:

  • Повышенная температура тела , что может быть причиной прорезывания зубов, вирусной инфекции, перегрева.
  • Понос из-за приема антибиотиков ребенком или матерью (если малыш все еще на грудном вскармливании), простудного заболевания.
  • Ребенок не ползает : нарушения опорно-двигательной системы, его индивидуальная особенность, психические отклонения, болезнь.
  • Плохой аппетит . Основные причины: отсутствие налаженного распорядка дня, неправильно подобранное питание, текущая болезнь, тревожное состояние ребенка.
  • Частые срыгивания , которые в небольших количествах являются нормой для девятимесячных детей. Если они носят постоянный характер, у ребенка плохое самочувствие, следует незамедлительно показать кроху педиатру и детскому неврологу.
  • Не сидит , причиной чему может быть гипертонус мышц или неврологические заболевания.

Выявив у ребенка одну или несколько из перечисленных проблем, лучше не откладывать поход к доктору. Своевременное лечение поможет избежать возможных проблем в будущем.

В этом возрасте родителям необходимо помочь малышу укрепить пищеварительную систему. Свести к минимуму употребление ребенком пюре, отдавая предпочтение супам и продуктам, измельченным вилкой. Срок годности продуктов и их качество должны быть в норме, следует обращать на них внимание в первую очередь.

Не рекомендуется кормить ребенка полуфабрикатами, а лучше приобретать сезонные продукты с собственного огорода. Не нужно заставлять ребенка есть пищу, которая ему не нравится. Это может спровоцировать рвоту или отвращение к определенной еде.

Лучший вариант – предложить ему это блюдо через пару недель.

Важно поощрять проявление инициативы, морально поддерживать, помогать в сложных ситуациях, но не решать за ребенка в спорных ситуациях. В 9 месяцев кроха уже владеет достаточным количеством навыков. Он знает немало игр, должен уметь сидеть, ползать, стоять, подражать взрослым. А родители обязаны способствовать полноценному развитию своего ребенка.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о навыках 9-месячного ребенка

Сюжет о том, как и чем заниматься с ребенком в 9 месяцев:

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Чтобы увидеть объективную картину «достижений» грудничка в этом возрасте, необходимо проводить наблюдения при трех важных условиях: здоровый малыш, настроенный на общение, спокойная мама и благополучная атмосфера в доме.

В Институте социальной педиатрии в Мюнхене в 1997 году была разработана «Мюнхенская функциональная диагностика развития» (МФДР), которая описывает моторные навыки, формирование общих движений и реакций, восприятие взаимосвязей, развитие и понимание речи, социальную адаптацию у детей первого, второго и третьего года жизни. На сегодняшний день МФДР считается наиболее объективной оценкой психомоторного развития детей до 3 лет. Ею активно пользуются медики, психологи и родители. Если какие-то навыки в 9 месяцев не наблюдаются, не стоит бить тревогу. Ведь в книге приводятся усредненные цифры. Важно учитывать индивидуальные особенности развития. А если малыш родился маловесным или недоношенным, он развивается по иной схеме.

Двигательная активность малыша в 9 месяцев

Какие моторные навыки ребенка в 9 месяцев закрепляются? Какие новые движения осваивает малыш в этом возрасте?

Все движения грудничка становятся более точными и ловкими. Он уже умеет пить из чашки, сам берет кусочек печенья и кладет его в рот, пробует одеваться, правда, весьма необычным способом.

Второе полугодие жизни - травмоопасный период. В 9 месяцев юный «Шерлок Холмс» способен разыскать много новых и любопытных вещей в доме. Когда ребенок начинает ползать и перемещается на пол, необходимо просканировать пространство и создать безопасные условия: убрать острые, тяжелые предметы, косметику, бытовую химию, лекарства. Шкафы с ценным содержимым закрыть на крючки и обязательно поставить заглушки на розетки. Также не стоит оставлять на виду у крохи документы и важные бумаги.

Общение и восприятие мира

Что делает ребенок в 9 месяцев при виде родного человека? Радостно реагирует. Конечно, в этом возрасте уже нет «комплекса оживления», который можно было наблюдать в первые месяцы жизни. Теперь первая реакция младенца - улыбка и оживленный лепет.

  • Как происходит общение. В 9 месяцев, как и ранее, происходит разграничение людей на «своих» и «чужих». Незнакомцы вызывают у малышей опасения, иногда испуг, плач. Такая реакция говорит о том, что у ребенка уже в таком раннем возрасте формируются личностные границы и чувство личной безопасности. Очень важны в этот период развития мамины эмоции, их проявление. В 9 месяцев кроха может выразить протест, возмутиться, обидеться. Но также охотно выполняет просьбы, например, подает предмет, который просит мама. Он реагирует на «нельзя», похвалу и поощрения. В этом возрасте общение происходит в игровой форме. Дети любят играть в прятки, слушать колыбельные, детские песенки, считалки, потешки.
  • Копирование и подражание. Взрослые могут заметить, как грудничок старается копировать и повторять все движения, которые видит. Можно провести такой эксперимент. Взять игрушку и специально бросить ее на пол. Грудничок возьмет ту же игрушку, намеренно разожмет пальцы и уронит ее. Такое действие ребенок может повторить неоднократно. Также малыш активно усваивает жесты и мимику. Он уже может разводить руками, махать «пока», кивать и крутить головой, указывать пальцем на предмет, обижаться и поджимать губу.
  • Слуховые и зрительные реакции. В этом возрасте слух крохи настолько усовершенствуется, что он начинает слышать очень тихие звуки. Самый любопытный звук - шуршание. Грудничок может длительное время рвать бумагу и шуршать ею. В 9 месяцев малыш умеет различать все цвета спектра, у него хорошо развито пространственное восприятие предметов, ближнее и дальнее зрение.
  • Осмысление причинно-следственных связей и понимание поставленных задач. Можно выполнить такое упражнение. Перед ребенком поставить небольшую пустую коробку и показать ему (сказать), что в коробке ничего нет. Затем бросить туда небольшой предмет (например, яркий кубик) и показать коробку, чтобы грудничок увидел в ней предмет. Малыш опускает руку в коробку и достает предмет. Также в этом возрасте он уже различает, что находится внутри, а что снаружи.


Речевое развитие

В 9 месяцев дети умеют произносить большинство звуков родной речи. Гласные: «а», «о», «у», «ы», «и», «э». Согласные: «б/п», «в/ф», «м/н», «г/х/к», «д/т», «з/с», «й», «р» (гортанный). Интересно, что дети любой национальности сначала осваивают губные, затем переднеязычные согласные. Какие речевые навыки развиваются и закрепляются в этом возрасте?

  • Пассивный словарный запас малыша обогащается с каждым днем.
  • Ребенок знает уже много новых слов и понимает их значение.
  • Если у него спросить, где мама, папа (брат, сестра, близкий человек, домашнее животное), он безошибочно укажет.
  • Реагирует на свое имя.
  • Произносит закрытые, открытые, двойные, одинарные слоги, а также их различные комбинации.
  • Если раньше лепет был бессмысленным, теперь слоги приобретают значение.

Лепетная речь младенца становится мелодичной (модулированный лепет). Это значит, что грудничок умело копирует интонации родной речи, которую слышит от взрослых, ставит ударения в слогах, произносит их с разной силой, делает паузы.

Что может ребенок в 9 месяцев? Оказывается, много действий малыш этого возраста совершает самостоятельно: садится, ползает, пробует вставать с опорой, берет мелкие предметы кончиками пальцев, умело разрывает бумагу, осмысленно произносит отдельные слоги, знает свое имя, имена близких, названия частей тела и понимает смысл многих слов.

Распечатать

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учим названия частей тела

Игра 1. «Кто в зеркале?»

Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.

Вам понадобятся

Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.

План игры

1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.

Родителям на заметку

1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.

Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.

Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.

Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.

Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

Питание

В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.

У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.

Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» - и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.

Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.

Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.

Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов - например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.

Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.

Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.

Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.

Сон

В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.

Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка - главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.

Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.

Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.

1 год и 9 месяцев — это тот возраст, когда ребенок превращается в нечто подобное «вечному двигателю». Человек еще маленький, но в нем столько активной и познавательной энергии, что родителям остается только удивляться, откуда это все берется, почему не заканчивается и как такое вообще возможно?

Примерно в этом возрасте малыш начинает мыслить более широко, и делает первые попытки анализировать происходящее. Поэтому родители часто могут сталкиваться с новым применением или с новым объяснением давно привычных предметов или явлений.

Физическое развитие ребенка 1 год и 9 месяцев

В год и девять кроха уже способен самостоятельно справиться с массой вещей.

  • Прежде всего, это касается перемещения в пространстве . Он уже уверенно держится на ножках. Ему постоянно хочется куда-то бежать, потому что впереди масса ужасно интересного и неизведанного.
  • В этом возрасте малыш с достаточной легкостью может справиться с задачей, связанной с перешагиванием невысоких препятствий. Он самостоятельно может себя поднять на небольшую высоту, например, на невысокую скамью в спортивной комнате. С легкостью и радостью «елозит» вверх и вниз по домашним поверхностям типа стульев дивана, кровати, кресла и т. д. С огромной радостью и практически неизмеримой скоростью малыш перемещается из пункта А в пункт Б бегом. С нескрываемым удовольствием берется «помогать» родителям выполнять их повседневные обязанности, скажем, подмести или помыть пол, сполоснуть под краном посуду.
  • Что касается бытовых вопросов, то в «год и девять» малыш умеет самостоятельно орудовать ложкой в своей и нередко чужой тарелке. При этом он вполне справляется с задачей не только зачерпнуть пищу любой консистенции, но и донести ее до своего рта, практически без потерь.
  • Умеет самостоятельно надевать несложные предметы гардероба , например, маечку и трусики. С раздеванием дела обстоят гораздо лучше — малыш с радостью стаскивает с себя то, что не требует дополнительных усилий на развязывание или расстегивание.
  • В год и 9 месяцев ребенок с уверенностью пользуется горшком, и даже способен сообщить родителям о том, что хочет на него усесться, что называется, по нужде.
  • В этом возрасте ребенок точно знает места хранения книг и игрушек , с радостью может участвовать в уборке своих вещей, складывая их по местам.

Словарный запас и развитие речи малыша в 1 год 9 месяцев

Речь малыша в этот период развивается семимильными шагами. Практически каждый день можно услышать от ребенка какие-то новые словечки. Правда, иногда дети произносят их просто потому, что услышали и запомнили, но смысл нового слова им не всегда понятен.

Поэтому сейчас — то самое время, когда за собственной речью взрослые должны следить особенно тщательно, чтобы ненароком не пополнить словарный запас ребенка ненужными фразами и выражениями.

Кстати говоря, многие дети в год и девять уже активно оперируют словами так, что способны составлять простые предложения, состоящие из нескольких слов. Но это не обязательная характеристика этого возраста. Если малыша все еще трудно понимать или он не особо словоохотлив, то это тоже норма. И, даже несмотря на то, что речь ребенка скудна и трудно разборчива, в год и девять дети прекрасно понимают то, что им говорят!

Но не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален — что умеет один, не всегда умеет другой малыш такого же возраста.

Психическое развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

Здоровый малыш в возрасте 1 год и 9 месяцев большую часть времени пребывает в хорошем и радостном настроении. Хотя эмоциональное настроение становится все более понятным. Так, можно определить — расстроен ли малыш в случае какой-то своей маленькой неудачи или нет, удовлетворен ли он полученным результатом своей деятельности, обижен ли чем-то и т. д.

Даже те детки, которые, по большому счету, еще и не могут толком разговаривать, в возрасте «один и девять» способны тем или иным образом выразить и свои мысли, и свои эмоции.

Интеллектуальное развитие малыша в возрасте год и 9

Интеллектуальное развитие малыша в этом возрасте буквально поражает своим прогрессом.

Обычно к этому возрасту дети немало могут делать.

  • Различать геометрические формы и отличать друг от друга шар, круг, кирпичик, кубик, призму, треугольник, безошибочно подбирать отверстие необходимой формы в игрушках-сортерах.
  • Без труда определять размерные показатели и отличать маленькое от большого, большое от среднего, выбирать самое маленькое или самое большое из предложенных вариантов и т. д.
  • Различать цвета , с легкостью находить похожие цвета и некоторые их оттенки.
  • Рисовать прямые и закругленные линии, геометрические фигуры . Ребенок уже может объяснить, что нарисовал или хотел нарисовать.
  • Узнавать животных и имитировать их «речь».
  • Узнавать знакомых взрослых на фото, в видеороликах и пр.

В возрасте 1 и 9 уже можно научить малыша полностью произносить свои имя, а также разучить с ним имена родителей, бабушек и дедушек, ближайших родственников.

К тому же, возраст 1 год и 9 месяцев — это еще и прекрасное время для начала развития логического мышления у малыша. Для этого и существуют простые логические игры для самых маленьких.

Игры и игрушки ребенка в 1 год 9 месяцев

Помимо простейших логических игр типа пазлов, состоящих из небольшого количества элементов, или игрушек-сортеров, детям в возрасте год и девять нужно уделять много времени для физических игр и упражнений. Им просто необходимо выплескивать свою энергию , поэтому нужно бегать, прыгать, залезать вверх и слазить вниз, кидать и пинать мячи, плескаться в ванной перед сном и делать зарядку по утрам.

Более спокойные варианты игр — это накормить любимую игрушку и уложить ее спать, затолкать машинку в гараж, не забыв предварительно развести все игрушки по их домам, строить домики и замки из кубиков и конструкторов. Поскольку с координацией движения дела обстоят гораздо лучше, то уже можно чаще предлагать малышу порисовать в альбоме , ведь в этом возрасте малыши учатся различать границы. Потому рисование на альбомном листе — это прекрасная возможность потренироваться на предмет того, чтобы не выходить за обозначенные пределы.

И, конечно же, просто необходимо давать возможность крохе самому себя занять (разумеется, под неусыпным контролем со стороны взрослого). Свобода в игре — это лучшее средство для развития фантазии и воображения.

Уход за малышом в 1 год 9 месяцев и его питание

Несмотря на то, что многие вещи малыш стремится делать самостоятельно, контроль и поддержка родителей все равно нужны.

Так, необходимо следить за ежедневными водными процедурами — умывание и чистка зубов с утра, купание по вечерам, мойка рук проделывается столько раз за день, сколько это необходимо.

Вопрос с самостоятельными походами на горшок тоже нельзя пускать на самотек.

Некоторые дети в этом возрасте уже активно и достаточно успешно пользуются горшком, а некоторые даже не знакомы с таким бытовым предметом. И если родители по каким-то причинам не стали обучать ребенка пользоваться горшком в более раннем возрасте, то 1 год и 9 месяцев — самое время начать делать это.

Вопрос о необходимости соблюдения режима дня даже не должен подниматься. Режим дня малышу необходим! Единственное, что можно изменить в ежедневном режиме, так это сократить количество дневных снов до одного, если физически малыш готов к этому.

Точно так же, как и в случае с режимом дня, не должен подвергаться сомнению вопрос о пребывании ребенка на улице. Чем больше, тем лучше!

И чем активнее и подвижнее будет прогулка, тем больше пользы она принесет крохе и взрослому, сопровождающему малыша.

Что касается питания, то в «год и девять», как правило, дети едят все «со взрослого стола», за исключением продуктов, вызывающих аллергию. Но следить за детским рационом, все же требуется . Необходимо приучать кроху к приему пищи 3-4 раза в день. В меню должны присутствовать первые и вторые блюда, крупы, овощи, рыба, мясо, фрукты и т. д. При этом вредную пищу, вроде сосисок, колбасы, фабричных полуфабрикатов, фастфуда, рекомендуется свести к минимуму или вовсе исключить из детского рациона.

9 месяцев – очень важный период в жизни ребёнка, ведь сейчас он готовится к одному из самых главных своих умений – ходьбе. Для достижения этой цели малыш постоянно тренируется, совершенствуя свои движения и развивая мышцы. Он очень активен, много путешествует по комнате, правда, пока ещё ползком, но стараясь встать на ножки при любой возможности. На этом этапе развития малыша, родителям нужно постараться максимально обезопасить его окружение во избежание травм.

Наряду с физическим совершенствуется и умственное, и эмоциональное развитие младенца, улучшается его речь, появляются навыки самообслуживания. Так что к достижению возраста девяти месяцев ребёнок умеет и понимает уже многое.

Физическое развитие

Основные показатели физического развития ребёнка постоянно увеличиваются. Так, за девятый месяц жизни младенец прибавляет в весе в среднем 500-550 грамм и вырастает примерно на 1,5 см. Ещё на полсантиметра увеличиваются объёмы его головки и грудной клетки. Таким образом, к девяти месяцам ребёнок в норме весит от 8800 до 9500 грамм, его рост составляет 71-74 см, окружность головы колеблется в пределах от 44,5 до 45,5 см, а окружность грудной клетки – от 46,5 до 47,5 см.

Ещё один показатель физического развития младенца – количество зубов. Конечно, время их появления очень индивидуально, но согласно общепринятой норме, именно в возрасте девяти месяцев у ребёнка должны появляться вторые (боковые) резцы, как верхние, так и нижние.

Меняется в этом возрасте и режим сна малыша. Так, в норме девятимесячный ребёнок должен спать ночью не менее 10-12 часов. Кроме ночного важен и дневной сон младенца – от полутора до двух часов дважды в день.

Всё остальное время младенец бодрствует, активно познавая мир и совершенствуя свои двигательные навыки.

Так, в норме ребёнок в возрасте девяти месяцев должен:

  • хорошо ползать;
  • перебираться через небольшие препятствия;
  • влезать на четвереньках на незначительные возвышения;
  • пытаться влезать на лестницу;
  • легко садиться из положения лёжа, и наоборот, ложиться из положения сидя;
  • уверенно сидеть без опоры длительное время;
  • держась за опору, вставать на коленки и на ножки;
  • стоять при поддержке за одну руку;
  • при поддержке за обе ручки или при поддерживании под мышки переступать с ножки на ножку;
  • добираться доступными ему способами до интересующего предмета;
  • держась за опору, передвигаться приставным шагом;
  • катить мячик.

Однако не менее важным достижением девятимесячного ребёнка, чем подготовка к ходьбе, является его умение использовать свои пальчики для игры и выполнения различных действий.

Теперь у малыша так хорошо развита мелкая моторика, что он способен:

  • захватывать большим и указательным пальчиками маленькие предметы и удерживать их лишь двумя пальчиками;
  • вынимать и снова складывать предметы в различные ёмкости;
  • открывать крышечки коробочек;
  • нанизывать колечки на стержень пирамидки;
  • комкать и рвать бумагу;
  • действовать одновременно двумя игрушками, держа их в каждой руке отдельно.

Умственное развитие

Существенно развиваются и умственные способности ребёнка. Так, к девяти месяцам улучшается его память, мышление, совершенствуется речь, а самым главным интеллектуальным достижением девятимесячного малыша является понимание речи окружающих его людей. Это существенно изменяет его поведение, а также влияет на умственное и физическое развитие. Теперь малыш понимает, что ждёт его в следующую минуту – он будет кушать, гулять или спать, достаточно взрослому лишь произнести название этого действия.

Итак, в норме в возрасте девяти месяцев ребёнок должен:

  • понимать, чего от него хотят, и стараться выполнить некоторые простые действия, например, отдать предмет, который он держит в ручках или помахать на прощание;
  • помнить понравившиеся игры;
  • находить спрятанную на его глазах игрушку;
  • повторять за взрослым простые движения: поднимать и опускать ручки, хлопать в ладоши и т.д.;
  • знать названия предметов – игрушек, мебели, предметов быта и уметь выбрать предмет, который называют среди остальных;
  • показывать части лица на картинке или на чужом лице (нос, рот, глаза);
  • понимать значение слов: «дай», «на», «ложись», «вставай», «брось», «да», «нет», «можно», «нельзя», «до свидания» и др.;
  • отчётливо произносить некоторые слоги и слова, в частности: «папа», «баба», «мама» и другие, правда, всё ещё неосознанно;
  • пытаться воспроизводить услышанные звуки и интонации, например, повторяя за взрослым, подражать голосам животных.

Основным видом деятельности ребёнка, который помогает ему развиваться умственно и физически, а также узнавать окружающий мир, является игра. И в возрасте девяти месяцев игры ребёнка становятся осознанными. Он понимает, что и какими предметами можно делать: мячик – катить, колечки – нанизывать на стержень, погремушками – греметь и т. д. Теперь ребёнок готов к развивающим играм, которые родители должны ему предоставить.

Эмоциональное и социальное развитие

Важным этапом социального развития ребёнка в возрасте девяти месяцев является осознание им своего и чужого пространства. Именно в этом возрасте ребёнок начинает по-разному вести себя дома и в гостях. Связано это с тем, что находясь в незнакомой ему обстановке, ребёнок не знает, что произойдёт дальше и чего ему следует ожидать. Поэтому в незнакомом месте ребёнка часто охватывает страх. Он может неожиданно расплакаться и успокоить его бывает довольно трудно. В то же время дома ребёнок может спокойно, уверенно и свободно перемещаться из комнаты в комнату, зная, где что находится и что может с ним произойти в следующую минуту. Здесь ему всё понятно и всё давно знакомо. Ребенок начинает осознавать происходящее и мир, в котором он живёт.

В возрасте девяти месяцев ребёнок уже чётко прослеживает причинно-следственные связи. Например, он знает, что если папа берёт в руки портфель – значит, скоро он уйдёт. То же самое касается и мамы, по определённым признакам ребёнок понимает, что мама скоро уйдёт. Ребёнка не может это не расстраивать, он по прежнему тяжело переживает разлуку с родителями, однако теперь он может переносить свою любовь к маме и папе на понравившиеся ему вещи или игрушки и оставаться с этими вещами в отсутствие родителей. Так у ребёнка появляются любимые игрушки и различные предметы – подушка, одеяльце и др. Психологи считают это важным шагом в психическом развитии малыша, ведь в этом залог его будущей самостоятельности.

Навыки самообслуживания

В возрасте девяти месяцев ребёнок готов к усвоению первых навыков самообслуживания. Благодаря новым физическим навыкам и развитию моторики ручек, девятимесячный малыш может пить из чашки и даже пытаться пользоваться ложкой. Конечно, получается у него это не очень хорошо, и маме нужно проявить максимум терпения, чтобы справиться с желанием покормить малыша самой. Но, поверьте, дав вашему ребёнку возможность проявить самостоятельность, вы поможете ему гораздо больше. Давайте ребёнку в ручки кусочки хлеба и печенья, пусть кушает сам. И не забывайте высаживать его на горшок, очень важно, чтобы ребёнок уже в таком младенческом возрасте приучался справлять свою нужду на горшок, а не в памперс или в постель.



Рассказать друзьям