Что видят новорожденные. Видит ли новорожденный окружающий мир

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В первые мгновения жизни новорожденного убавьте свет в комнате. Как все, кто выходит из темноты, только что родившиеся младенцы щурятся от яркого света. Кроме того, у них могут припухнуть веки в результате сдавливания головы во время родов. Поэтому образ нового мира, в который пришел этот человек, в первые часы его жизни довольно неотчетлив. И все же в первые минуты (иногда до часа с момента рождения) новорожденные смотрят на мир широко раскрытыми глазами, в которых читается неподдельный интерес. Если вы и дальше будете загораживать малышу свет, он может в чем-то отстать от своих 1-2-недельных сверстников.

В первые несколько дней новорожденные держат глаза закрытыми, лишь изредка и ненадолго приоткрывая их. Это может огорчить родителей, стремящихся установить визуальную связь с ребенком. Попробуйте держать младенца перед собой на расстоянии 20-25 см от глаз, одной рукой поддерживая его за головку, а другой - под попку. Слегка поворачивая его, легонько наклоняйте приблизительно под углом 120°, а затем неожиданно тормозите. Такие вращательные движения заставят малыша рефлекторно открыть глаза. Другой способ: аккуратно поддерживая головку ребенка, переведите его в приподнятое положение.

Новорожденные видят, но только близкие предметы. Наиболее отчетливо они видят с расстояния 20-25 см. И что примечательно, - это именно расстояние от его глаз до глаз матери при кормлении грудью. Подловите момент, когда младенец с широко открытыми глазами находится в состоянии спокойной сосредоточенности. Поднесите его к себе на указанное выше расстояние и постарайтесь установить с ним визуальный контакт. Если вы больше приблизите ребенка или отдалите его, изменится это наиболее подходящее для привлечения внимания малыша "расстояние интимности".

Как привлечь внимание ребенка


  • Держите его на руках в вертикальном положении
  • Подождите, пока малыш не сосредоточится
  • Держите предмет, который вы хотите ему показать, в 25 см от его лица
  • Используйте мимику: откройте широко глаза и рот во время разговора, при этом говорите тихим и ровным голосом

На что любят смотреть новорожденные?

Наша подсказка: оно должно быть округлой формы, контрастной окраски, с резкими очертаниями. Нет, это не грудь, хотя вы близки к разгадке. Другая подсказка: оно двигается, подмигивает, улыбается. Конечно же, новорожденные обожают рассматривать лица, особенно родителей. Вот и предоставьте им такую возможность. Есть что-то необыкновенно привлекательное в самих чертах человеческого лица. Исследователи показывали четыре диаграммы 40 новорожденным, появившимся на свет всего 9 минут назад. И что же? Они поворачивали головки и глаза, а также проявляли интерес к тем диаграммам, на которых сочетание знаков напоминало черты лица человека. Гораздо меньший интерес вызвали у них диаграммы с беспорядочным расположением знаков. Если вы начнете играть в эти "гляделки" со своим новорожденным, может оказаться, что лицо отца привлекает его больше. Это происходит из-за более четко выраженного цветового контраста, особенно если у папы есть борода и усы. Таким образом, родительские лица - лучший объект для сосредоточенного взгляда младенца, затем следуют черно-белые портреты или фотографии, а также черно-белые контрастные узоры (как шахматная доска).

Новорожденные весьма привередливы, отбирая то, на что хотели бы обратить свой взгляд. Если вы не носите очки постоянно, но однажды предстали в них перед младенцем, он может посмотреть на вас озадаченно, а затем и вовсе отвернуться, как бы раздумывая: "Что случилось с этой картинкой?" Такая реакция еще раз показывает, что даже самые маленькие дети в состоянии хранить черты лица своих близких в банке визуальной памяти. Они с момента рождения запрограммированы обращать внимание на лица людей.

Вы "не в фокусе"

"Иногда кажется, что у него косят глазки, а иногда - нет", - часто замечают родители. Периодическое скашивание глаз в этом возрасте - нормальное явление. Но постоянное косоглазие - повод для обращения к врачу. Фокусированный прямой взгляд может временами не сохраняться приблизительно до 6-месячного возраста. Поскольку новорожденные не смотрят одновременно двумя глазами, зрительный образ не попадает в одно и то же место на сетчатку глаз. Такое монокулярное зрение - результат недостаточной глубины восприятия. Постепенно, по мере того как ребенок учится держать головку, его зрительные образы становятся яснее, глубина восприятия увеличивается и он дольше удерживает сфокусированный взгляд. Бинокулярное зрение начинает развиваться приблизительно через 6 недель после рождения, а завершается процесс его формирования к 4 месяцам.

Как определить, страдает ли ребенок косоглазием

У некоторых детей широкая переносица и большое расстояние между глазными яблоками. Поэтому вам может казаться, что глаза их косят, хотя это не так. Вы можете посветить маленьким фонариком в глаза малышу. Обратите внимание, в одном ли месте находятся отблески света от него. Если в одном глазу такой отблеск оказался посередине, а в другом - вне центра, это означает, что мускулы одного глаза слабее. Расскажите о ваших наблюдениях врачу. Примерно так и проверяет врач зрение при регулярных контрольных осмотрах младенца.

Умение разглядывать

В первые недели глаза ребенка скользят по вашему лицу, редко останавливаясь более чем на несколько секунд, несмотря на ваши просьбы: "Посмотри же на меня". Даже после того, как малыш научится лучше фокусировать взгляд (приблизительно через 2 недели с момента рождения), все равно чаще он будет просто скользить по вашему лицу. Умение сосредоточивать взгляд на неподвижном или движущемся объекте придет лишь к 4 месяцам.

Иногда, если новорожденный расслаблен или находится в спокойно-сосредоточенном состоянии, какой-то предмет или лицо могут привлечь его внимание на несколько минут. Попробуйте игру "глаза в глаза". Держите ребенка на наиболее удобном для него расстоянии от ваших глаз. Его можно определить, медленно перемещая малыша то ближе, то дальше, пока взгляд ребенка не станет сосредоточенным - обычно это 8-13 дюймов (20-33 см).

Если малыш, как обычно, лежит на спине, ему такая игра надоест быстрее, чем когда вы придаете ему вертикальное положение. В нем младенцы более внимательны.

Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Первые 2 недели своей жизни дети практически не реагируют на зрительные раздражители. Под влиянием яркого света у них лишь сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение еще слабо связано с сознанием.

Остроту зрения определяют с помощью оптических стекол (линз), используя специальные таблицы или приборы - глазные рефрактометры. Нормой считается острота зрения, равная единице. У новорожденного она намного слабее, чем у взрослого человека, и достигает 0,015, затем, однако, постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще не сформировалась, а желтое пятно (тот участок сетчатки, благодаря которому зрение становится 100%-м) еще вообще отсутствует.

Если бы такое зрение было у взрослого, ему жилось бы нелегко, но малышу пока и смотреть-то особенно не на что и незачем. Все, что ему нужно, это мамино лицо, ее грудь да бутылочка с соской, а они всегда близко и достаточно велики для того, чтобы поймать их взглядом.

На 10-й день после рождения крошка уже следит глазами за яркой крупной игрушкой, если она больше 15 см и попадает в поле его зрения на расстоянии 20-25 см.

Через 2-5 недель младенец в состоянии фиксировать взгляд на ярком световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте).

В течение 2-го месяца жизни ребенок следит за движением яркой игрушки вверх, вниз, влево, вправо. У него складываются первые представления об объеме предмета. Специалисты считают, что ребенок даже различает простейшие цвета (например, желтый и оранжевый). Младенцы в основном смотрят в горизонтальной плоскости и только со временем - в вертикальной.

Родители часто пугаются, когда замечают, что глазки у малыша направлены в разные стороны, то есть каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Сразу после рождения это вполне нормально. Только через 4, а иногда и 8 недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более 8 недель, нужно показать ребенка врачу.

На 3-4-м месяце уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно высок. Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша развивается быстрее. Этому также способствуют основанные на хватательном рефлексе манипуляции с различными предметами размером с кубик.

Однако когда ребенок старается что-либо достать, он, как правило, неверно оценивает расстояние до предмета. Кроме того, малыш часто ошибается и в определении объема предметов. Он пытается схватить движущиеся тени, солнечного зайчика, цветок, вытканный на мамином платье. Восприятие объема у детей развивается только тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

Острота зрения продолжает повышаться до ОД-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня.

Способность различать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 месяцев. Ученые считают, что восприятие цветов начинается, прежде всего, с желтого и красного, способность распознавать зеленый и синий цвета возникает позже, а заканчивается обычно формирование цветового зрения к 4-5 годам.

С 6-го месяца ребенок рассматривает и активно обследует свое ближайшее окружение, при этом значительно улучшаются навыки хватания, которое становится все более точным. На основе этого у младенца формируются зрительные представления о расстоянии, что, в свою очередь, развивает трехмерное восприятие окружающего мира. В этот период острота зрения не увеличивается сильно, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки.

В период от 8 до 12 месяцев малыш начинает воспринимать предмет не только в целом, но и по частям. Он начинает активно искать игрушку, внезапно исчезнувшую из поля его зрения.

В домашних условиях остроту зрения ребенка можно проверить по его способности различать мелкие предметы и их детали, замечать перемещение разных фигурок, людей. От года до 2 лет острота зрения находится в пределах от 0,3 до 0,6, достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого. В этом возрасте точно определить остроту зрения у ребенка достаточно просто, так как большинство детей уже свободно различают значки на специальной таблице для проверки зрения. Однако поскольку кривизна роговицы у малыша меньше, чем у взрослого, ее преломляющая способность также меньше. Это объясняет дальнозоркость различной степени у большинства детей (92%).

Появление малыша - бесспорно, значительное событие для родителей, стресс, сопровождающийся шквалом положительных эмоций. У взрослых всегда возникает вопрос, когда ребёнок начинает видеть, во сколько месяцев он узнаёт маму и папу. Суждение о том, что после рождения в первые дни дети ничего не видят и не слышат, ошибочное. Некоторые роженицы думают, что развитие слуха, зрения происходит постепенно, но не все знают, что формирование биологических органов развивается у детей по-разному.

Глазки младенца намечаются в утробе матери к восемнадцатой неделе беременности. Уже в 7 месяцев у малыша формируется глазное яблоко. После появления, когда новорождённый начинает щурить глазки, - это означает, что у него нормальная реакция организма на свет. В первые часы и дни детям обеспечивают приглушённое освещение, это помогает им постепенно адаптироваться. После рождения грудничок воспринимает мир расплывчатыми неясными очертаниями.

  • Когда малыш появляется, он ощущает свет.
  • В первый месяц туманные и нечёткие объекты становятся для него более понятными, малыш может следить за перемещением взрослых.
  • В 3-4 месяца младенец останавливает взгляд на игрушках.
  • В 5-6 месяцев малыш сколько угодно наблюдает за окружающими предметами, узнаёт близких.

Физиологические функции у грудничков развиваются постепенно. После рождения они видят все в чёрно-белом цвете, но уже к 3 месяцам они распознают красные и жёлтые тона. Родителям следует знать, что способность восприятия цветовой гаммы с различными нюансами приходит позднее, поэтому игрушки подбираются с учетом особенностей малыша. Только в конце первого года ребёнок сможет различать некоторые оттенки основных цветов.

Этапы развития зрения

Благодаря способности видеть малыш развивается умственно и физически. Получая информацию из внешнего мира, совершенствуются его эмоциональные качества.

Вначале, когда новорождённый начинает видеть, он фокусирует своё внимание на небольшом промежутке - 20-30 см. С момента рождения малышу трудно управлять своими глазками, а блуждающие зрачки иногда сходятся у переносицы. В моменты общения с мамой у него происходит неосознанное изучение её лица. Совсем простые игры с младенцем помогают развитию глазных мышц. Дети развиваются неодинаково, и это очевидный факт, поэтому вопрос, сколько необходимо заниматься с ним, чтобы укрепить глаза, решается индивидуально.

  • В первый месяц, двигая яркую погремушку перед лицом малыша, окружающие замечают, как он радуется, заворожённо и с любопытством наблюдает за ней.
  • Вблизи он реагирует на мамин взгляд: при медленном движении её глаз из стороны в сторону он следит за ними.

Одновременно с развитием способности слежения за предметами младенцу показывают более разнообразные по цветовой гамме игрушки и весёлые яркие картинки. В 4 месяца, с приобретением некоторых моторных навыков, он может дотянуться до предмета и обхватить его ручками. В процессе роста важно, чтобы у ребёнка было достаточно разнообразных игрушек небольшого размера, которые он может удержать. После 7-9 месяцев у малыша уже нормально сформировано зрение, он видит все издалека, различает лица людей, несмотря на то, что его по-прежнему интересуют близкие предметы.

Как определить качество зрения у ребёнка

Самостоятельно никто из родителей не сможет понять, насколько хорошо формируются глазки у ребёнка. В случае необходимости дополнительно взрослым помогут некоторые наблюдения, которые могут насторожить:

  • после 3-4 месяцев малыш не может задержать взгляд на предмете;
  • подносит игрушки слишком близко, чтобы их разглядеть, или он прищуривается;
  • малыш трёт постоянно глазки руками;

Период адаптации ребёнка - процесс непростой и для него, и для родителей, поэтому обращение к докторам при первых признаках негативных симптомов оградит в будущем от более серьёзных осложнений.

Причины для серьезного беспокойства

Малышей обычно осматривают узкие специалисты разных направлений. Посещение врача-офтальмолога не является исключением. Родители не должны оставлять без внимания любые отклонения, даже незначительные. Поводом для обращения к врачу могут быть:

  • глазки находятся в движении, но ребенок не способен зафиксировать взгляд;
  • один или оба зрачка близко расположены к переносице, либо они закатываются;
  • белые и слегка замутненные зрачки;
  • слезоточивость, чрезмерная световая чувствительность.

Зрение у недоношенных детей

В большинстве случаев малыши, родившиеся раньше срока, адаптируются легко при обеспечении должного ухода, их физическое развитие в дальнейшем может не отличаться от формирования важнейших органов доношенных детей. Но существует риск приобретения такого заболевания, как ретинопатия, и для этого существует некоторые предпосылки:

  • нарушение сетчатки глаз возникает у некоторых деток при первоначальном весе после рождения менее 2 кг;
  • патология может появиться при выполнении процедуры искусственной вентиляции легких;
  • негативное влияние на глаза ребёнка оказывают внутриутробная инфекция, поражения сосудов мозга, другие факторы.

Работа специалистов с недоношенными детьми заключается в постоянном наблюдении за ними, и многие мамы, особенно неопытные, должны доверять врачам, которые делают всё, чтобы предотвратить развитие болезней у новорожденных в начале их обнаружения. В последние годы такие дети благодаря современному оборудованию и высокому профессионализму медиков вырастают здоровыми и сильными людьми.

Наблюдая за окружающим миром, по мере роста малыш все больше обращает внимание на людей и различные предметы. Всегда можно определить по реакции малыша и выражению лица его отношение ко всему. Родители с восторгом и умилением замечают, как уже через некоторое время ребёнок оживляется, его взгляд становится осмысленным, и он проявляет интерес к происходящему вокруг.

Развелась с мужем пять лет назад. От брака двое детей 9 и 11 лет. Надоело решать и тащить на себе все семейные проблемы, да ещё к тому же муж начал гулять. Ушла от него как говорится "с одним узелком"... Всё это время с нуля обустраивала дом, выплачивала три кредита, растила детей, было не легко. Слава Богу повезло и я поменяла работу, стала больше зарабатывать. Более менее жизнь начала налаживаться. Год назад познакомилась с мужчиной... И О Боже... Это тот мужчина о котором я мечтала. Полная противоположность моему бывшему мужу. И забота и внимание. Одно Но... Он отец одиночка... Его с ребёнком бросила жена, ушла к его лучшему другу. В принципе меня эта ситуация не испугнула и я думала ну где два ребёнка там и третий не помехой будет... Но оказалось всё не так то просто... Я как мудрая женщина сразу стала искать подход к ребёнку, купила ей игрушки, полностью заменили её гардероб, у бедного ребёнка не было даже приличных вещей, всё было на столько застирано.... Напокупала ей кучу красивых резиночек в сад. Пыталась всячески угодить. Девочке 5 лет... Ребёнок проблемный, ничего не понимает, в саду на неё жалуются, что не слушается, не хочет заниматься.... Дома творит что попало, не реагирует на замечания. Говорит что поняла и тут же творит опять!!!
Мама никак не участвует в воспитании ребёнка, алименты не платит, ссылаясь на то что она выплачивает совместный кредит... Ну да ладно, Бог с ней...
Прожили мы все вместе год... Я думала что она изменится и мы заживём счастливо... Но ничего не менялось...
Меня бесило её поведение и на почве этого у меня постоянно не было настроения, поэтому с Алексеем мы начали ругаться. Я не могла сказать ему что меня бесит его дочь... Я понимаю что он её любит больше жизни... Думала расстаться, но я его люблю и он меня очень любит....и с моими детьми он хорошо общается, с сыном ходит на шахматы.... Не знаю что делать.. Мне кажется что его дочь никогда не изменится и я никогда не смогу её полюбить....

313

Ольга Морозова

Здравствуйте. Я тут уже как то создавала тему про соседских псов, как их отвадить. Осенью, в сентябре, соседский пес загрыз котенка нашего, посреди дня, можно сказать, на глазах у соседа(хозяина пса) и наших(я и сын видели). Просто напросто не успели ничего сделать, много ли надо 3 месячному котенку. Я тогда на нервах соседям много чего высказала из-за их собак. Они извинялись, обещали присматривать за ними, но при этом прозвучала фраза: собаки охотничьи(обычные дворняги при этом) и на кошек будут все равно нападать, обрадовали называется(((
Честно говоря, не хотела больше кошек заводить, но в октябре на день рождения дочери принесли ей подарок-котенка..Лоток дома есть и кошка туда ходит, но только по маленькому, а по большому привыкла на улицу. Выпускали, всё время присматривали за ней. И вот на той неделе соседская псина перескочила по сугробам к нам во двор и прихватила кошку прямо у крыльца. Я под навесом в это время развешивала белье на просушку, он меня не видел, но и я его сразу не увидела/не услышала-без звука напал. Выскочила я на визг кошки. Отбила, при этом он полоснул зубами по рукаву куртки и порвал рукав мне. Когда немного успокоила и обработала кошку и сама успокоилась, пошла к соседям, сказала буду жаловаться. Выходные прошли, они никаких мер не приняли(пес как бегал по улице, так и продолжает бегать). Сегодня написала жалобу участковому, но поразили слова его, мол, никаких мер принять по отношению к хозяину пса не можем, наказания или штрафа за это нет. Только если вы дальше пойдете и в суд на них подадите, на материальный и моральный ущерб. Но с судом связываться из-за кошки и порванного рукава не хочется. Неужели действительно нет никаких законов, чтобы участковый, опираясь на них, мог как то воздействовать на хозяев собак, которые на самовыгуле и по чужим дворам душат кошек? В общем много написала, просто если уж начинать войну с соседями, то опираясь на законы...Может кто что подскажет...

273

Елена Нефедова

Сразу скажу, что врачей обходили в 2 года, никто никаких проблем не увидел. Это характер?
Дочке младшей 2.1. Говорит не очень много, фраз нет, слов наверно 20-30. Остальное - не разобрать. Исполнительная, все понимает, отзывается на имя, выполняет просьбы. Ходит на горшок, ест сама.
Но последние месяца 4 поведение просто аут... Психует если что не по её. А когда психует - начинает все швырять. То есть прям специально берет все что есть под рукой и швыряет. Или смахивает со стола. Игрушку, пульт, чашку - что угодно. Очень обидчивая. Швырнет что-то - хлопнуть ее могу по руке. То есть по силе - как руку просто положу на ее руку, даже о малейшей боли речь не идет - начинает реветь и орать, вся краснеет. И пока вот либо я не Сдамся или кто-то не подойдет ее пожалеть - не успокоится.
Еще прикол - если не хочет куда-то идти на улице - садится на землю. И вот нет и все. Либо пол часа стой уговаривай, либо силой хватай и беги. Если уйти - не побежит за мной. Ну и также бывает дома может в знак протеста лечь на пол.

Это вообще нормально? Со старшей ничего такого не было никогда. Так что я в легком шоке, хотя все окружающие только и говорят, как мне повезло, что дочка младшая такая спокойная и послушная. Гдееее? К слову, в саду ее обожают, она просто идеально там себя ведет. Вот как так?
И такое поведение и со мной, и с мужем, и с дедушками - бабушками!!

213

Катерина

Тема поболтать. А вы додумываете умелки своих детей? Объясню. У подруги сын младше моего на пару месяцев, и вот она мне гордо присылает видео, где ее малыш как червяк елозит по полу. Она радостно пишет, что он начинает ползать. А по мне так это просто возня на ковре))) Или он попу назад отклячивает, а она думает, что он на четвереньки встает. Я просто либо слишком критична к сыну, либо реалист. Но пока он конкретно не пополз хотя бы сантиметров 30 - я как-то и не говорила, что он начинает ползать. И если он сидит с опорой на одну руку - это еще не сидит. А вы к какому лагерю примкнете и почему?

205

Аноним

Устроилась на работу пол года назад. Ребёнку 3,5 . Ходит в сад. Осенью нормально ходил. Я вышла на полный день. И вот уже почти весь февраль и половину марта сижу дома. Устраивалась по знакомству, никто мне ничего не говорил за пропуски, но крайний раз уже намекнули, что надо бы что то решать с больничными. Нашла няню через агенство, но моя мама подняла панику, что няню не надо (у меня мама командир тот ещё) , она сама его встречает из сада, но больничные говорит будем сидеть по очереди, 2 дня она, три я. Но часто она то улетает куда-то, то театр у неё, то вообще не хочет и ненадёжно все. И ничего хорошего с этого не вышло. Няня в итоге нашла ещё какую то работу посменную и теперь не может приезжать по щелчку, только в выходные свои. Мама ещё подкалывает,что я половину зарплаты отдам на няню. Нормально работать у меня не получается. Уходить я не хочу, так как муж сейчас зарабатывает недостаточно для всего, я себе покупаю одежду, в е женские необходимости, плюс оплачиваю отпуск, могу отложить на ипотеку, мы копим. Мама поняла, что мы просто так не может накопить на квартиру, перестала попрекать купленной квартирой, до этого мужа тюкала постоянно, что о чем он думал когда семью создавал. Муж хоть и считает себя добытчиком, но на все не хватает. И я не хочу терять работу, стаж,квалификацию. А ещё это очень тяжело морально по 2 недели сидеть с ребёнком. Мне на работе лучше, но я не могу туда попасть. Только сходит в сад 5 дней и снова на 2 недели дома. Я постоянно нервничаю. Как же и работать и ребёнка при этом смотреть. Как женщины это делают?

161

LTA LTA

Добрый день, уважаемые форумчанки. Нужен коллективный разум, у меня уже мозг не работает. Дано:есть небольшая студия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: русский, англ, общество и матем. Планирую расширение-открыть вторую в другом районе, и изменить название обеих студий. Так называемый, ребрендинг произвести. Сейчас название -АбвЕГЭ. Хочется что-то интересное и по делу. Муж предлагает "студия подготовки к ЕГЭ фамилия имя". Мне не нравится, слишком пафосно. Помещение-небольшое, три класса и стойка админа, за которой я и стою, если урока нет. Курсами не назовешь. Буду благодарна за советы: как можно назвать интереснее.

82

Зрение новорожденных разительно отличается от зрения взрослого человека. В чем эти отличия? Как учесть особенности зрительной функции младенца для более гармоничного и грамотного развития ребенка? Каких ошибок нужно избегать, чтобы не ухудшить зрение малыша?

Как видят новорожденные

Многие считают, что дети рождаются практически слепыми. На самом деле это не совсем так. Физически уже сформированы и могут видеть так же, взрослый человек. Все дело в мозге. Именно он еще не способен обрабатывать информацию, чтобы ребенок мог видеть полную картину мира.

Новорожденные младенцы способны различать свет, очертания людей и предметов, находящихся не далее 20-30 см. Все вокруг им видится размытым, нечетким, лишенным контраста. Это не удивительно, ведь острота зрения составляет всего 0,005-0,015. Цвета и узоры также не воспринимаются.

Можно заметить, что малыш нескольких дней от роду не фокусирует зрение ни на одном предмете, взор постоянно перемещается. Не стоит этого пугаться, ситуация обязательно будет меняться к лучшему.

Что видят дети? Как меняется зрение с возрастом?

1 месяц

В месяц главные объекты зрительного восприятия для младенца – это мамино лицо и источники яркого света. Малышу еще трудно фиксировать взгляд, поэтому глазки блуждают по комнате.

Не стоит бояться оставлять свет во время сна малыша. Это не потревожит и не разбудит его, а проснувшись, ребенок обязательно будет искать глазами источник света, что послужит стимуляцией и тренировкой зрительной функции.

Существует мнение, что новорожденные дети видят окружающий мир вверх ногами. Это миф!

2-3 месяцы

Во время второго и третьего месяца зрение начинает заметно совершенствоваться. Мир начинает играть яркими красками! Дети этого возраста различают такие цвета, как ярко-желтый, красный, оранжевый, ярко-зеленый. Предметы и людей кроха видит как бы в двухмерном пространстве, мозг малыша еще не в состоянии воспринимать объемное изображение. В этом возрасте пора покупать ребенку яркие игрушки-погремушки. Можно чаще выкладывать кроху на животик. Такое положение способствует правильному зрительному развитию.

4-6 месяцы

С четвертого по шестой месяцы зрительная функция становится еще более совершенной. Центральная зона сетчатки и зрительные центры в мозге начинают работать более слаженно и правильно. Грудные дети этого возраста уже активно рассматривают окружающие предметы и интересуются не только ими, но и собственным телом. Они хлопают в ладошки, играют ножками, способны взять предмет в руку.

К концу шестого месяца самое время пройти обследование у хорошего детского офтальмолога. Необходимо убедиться, что глазки малыша видят одинаково хорошо, нет косоглазия, движения глаз согласованы, нет заболеваний, которые могли бы помешать дальнейшему развитию зрения.

7-12 месяцы

В этот период жизни зрение у детей становится абсолютно таким же, как у взрослого человека. Единственное отличие – острота. Полностью 100% острота зрения формируется только ближе к школьному возрасту. Но это не значит, что ребенок видит плохо! Можно заметить, что объемное пространственное восприятие мира уже освоено. Малыш активно ползает, ходит, видит родителей и узнает их, различает предметы и интересуется всем, что находится вокруг него.

В этом возрасте пора начинать занятия с предметами, которые имеют определенную форму – кубики, мячи различного размера, пирамидка, игрушка-сортер. Не страшно, если у ребенка не будет сразу получаться башня из кубиков или правильная пирамидка, малыши этого возраста только учатся различать формы предметов.

На что нужно обратить внимание родителям новорожденного

Чтобы следить за правильным развитием зрения, необходимо своевременно проходить осмотры у профессионального врача-офтальмолога. Однако и бдительность родителей может помочь делу в случае возникновения какого-либо заболевания глаз. Обращать внимание следует на такие вещи:

  • Глазные яблоки должны быть нормального размера. Выпирающие из глазниц глазные яблоки, когда глазки ребенка как бы «на выкате» – это нехороший симптом, требующий немедленного осмотра у доктора.
  • Зрачки должны быть круглой формы и одинакового диаметра. Если на глазик малыша направить свет, то зрачки сузятся.
  • Также следует обратить внимание на цвет глаз. В норме он одинаковый. Полностью цвет глаз младенца определяется только к концу третьего месяца. В природе встречается разный цвет глаз у людей, но это редкость, поэтому, если у малыша глазки явно разного цвета, то лучше проконсультироваться с врачом.
  • Обязательно нужно следить за тем, как малыш фокусирует взгляд на предмете. Делать это можно, начиная с 2-х месячного возраста. С третьего месяца жизни можно водить погремушкой перед лицом крохи из стороны в сторону. Ребенок должен следить за предметом.
  • Постоянно слезящиеся глаза не являются признаком нормы и нуждаются в осмотре специалиста.
  • Выраженное косоглазие или движение глазных яблок в разном направлении также требует немедленного осмотра у врача.

С какого возраста нужно регулярно посещать офтальмолога?

В большинстве случаев первый визит к специалисту по зрению приходится на месячный возраст во время обязательного обследования ребенка. Если же этого не произошло, то обязательно нужно получить консультацию этого специалиста в возрасте до полугода.
В следующий раз офтальмолога посещают уже в год, также во время обязательного полного обследования малыша. После этого необходимо регулярно ходить проверять глазки каждый год.


Разумеется, если возникают какие-то проблемы с глазками или есть подозрение в неправильном развитии или ухудшении зрения, то визит к врачу откладывать нельзя!

Как способствовать развитию зрения ребенка?

Есть несколько простых способов помочь ребенку эффективно развивать зрительные функции. Для этого достаточно играть с малышом, выбирать правильные игрушки и внимательно наблюдать за ребенком.

  • С первых дней обязательно нужно давать ему рассматривать вблизи лица мамы или папы, позволять их ощупывать. Это приятное времяпрепровождение очень хорошо сказывается на развитии зрения.
  • Какие цвета игрушек предпочесть? В первые месяцы жизни надо покупать яркие игрушки в желто-красно-зеленой гамме. В дальнейшем можно расширять цветовое разнообразие, ведь зрение развивается.
  • Детскую комнату необходимо оформлять в светлых тонах и побеспокоиться о хорошем освещении. Слишком яркие, раздражающие оттенки не подойдут для детской. Яркие цвета можно использовать только в виде небольших аксессуаров и в подборе игрушек.
  • Бытует мнение, что ребенка нельзя подносить к зеркалу. Это миф! Детки очень любят, когда в зеркале видят свое отражение. Это не только развлечение для крохи, но и хорошее занятие, развивающее зрение.
  • Для маленьких деток (от 2-3 месяцев) можно использовать подвесные игрушки, мобиль, привязать к бортику кроватки разноцветные бантики, лоскутки. Важно помнить, что все игрушки для деток до года должны быть яркие и крупные, никаких мелких деталей!

Зрительное здоровье ребенка заложено природой. Задача мамы и папы – сохранить и развить его.



Рассказать друзьям