Датский народный костюм. Дания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Датский язык относится к северной ветви германской группы языков и имеет большое сходство с другими скандинавскими языками. Среди самых знаменитых датских писателей можно назвать Ганса Христиана Андерсена, чьи сказки были переведены на такое количество языков, с которым не может сравниться ни одна другая книга, за исключением Библии; теолога и философа Сёрена Киркегаарда, предшественника современных экзистенциалистов; и Карена Бликсена, автора "Из Африки" и "Праздник Бабетты". Питер Хёг, прославившийся своим романом "Снежное чувство Смиллы", - самый выдающийся современный датский писатель.

Самый известный во всем мире датский кинорежиссер - Карл Дрейер (1889-1968). Дрейер снял множество фильмов, в том числе и свой шедевр "Страсти по Жанне д"Арк", признанный во всем мире благодаря своему богатому визуальному ряду и новаторскому использованию крупных планов. В последние годы датский кинематограф привлек к себе внимание замечательным фильмом "Праздник Бабетты", а также киноверсией романа датского писателя Мартина Андерсена Нексё "Пелле - завоеватель", снятого режиссером Билле Августом. Ведущим кинорежиссером нового тысячелетия является Ларс фон Триер, чьи фильмы "Разбивая волны" и "Танцующая в темноте" получили призы на Международном Каннском фестивале; последний получил Большую Пальмовую Ветвь, главный приз фестиваля в 2000 году.

Карл Нильсен, знаменитый датский композитор, написал более 100 произведений, от струнных квартетов до оперы; он является автором совершенно изумительного произведения для хорового исполнения "Весна на Фюн" (остров Фюн - родина композитора); концерта для кларнета, по некоторым отзывам, самого лучшего в 20 веке; и шести симфоний, самые известные - Четвертая, "Неугасаемая", и Пятая, с её почти невротическим барабанным боем. Королевский Балет Дании, выступающий в Королевском Театре Копенгагена с осени до весны, считается одним из лучших в Европе. Дания также славится своим промышленным дизайном, её стиль - холодные чистые линии во всем, начиная от архитектуры, заканчивая мебелью и украшениями из серебра.

Датчане гордятся тем, что являются чрезвычайно современными людьми, поэтому надевание национальных костюмов, традиционные народные фестивали и соблюдение старомодных обрядов не столь популярно здесь, как в большинстве других европейских стран. Туристы могут заметить, что датчане - спокойные, раскованные, не склонные к излишествам и терпимые к образу жизни других людей, отличному от их собственного. В 1989 году Дания стала первой страной в Европе, в которой было разрешено официально заключать браки между людьми одинакового пола, тем самым гомосексуалисты получили такие же возможности в создании семьи, как и гетеросексуальные пары. Пожалуй ни одно слово так точно не отражает датское представление о жизни, как "хигге", что в приблизительном переводе означает "уютный, удобный". Это предполагает способность отгородиться от забот и проблем внешнего мира и погрузиться в теплую интимную атмосферу. Это слово отражает способ решения многих вопросов частной жизни, от обустройства домов до пристрастия к маленьким кафе и пабам. Самым лучшим комплиментом для хозяев, принимающих гостей, будет благодарность за уютный вечер.

Сущность датской кухни лучше всего воплощается в блюде, которое называется сморреброт (до""словно, хлеб с маслом), это открытый сэндвич, который может быть как очень простым, так и искусно выполненным кулинарным сооружением. Датская кухня состоит, основном, из рыбы, мяса и картофеля. Традиционные блюда - это флэскестег (жареная свинина со шкварками), гравад лэкс (консервированный или соленый лосось, маринованный с укропом и подаваемый со сладким горчичным соусом) и хвид лабсковс (рагу из квадратных кусочков говядины с картофелем, лавровым листом и перцем). Вкусная выпечка, известная во всем мире, как "датская" в самой Дании называется винеброт (Венский хлеб), и практически на каждом втором углу вы увидите кондитерскую, в которой вам будет предложен богатейший выбор рулетов и кексов, от вида которых у вас "засосет под ложечкой".Датские пивоварни Карлсберга производят замечательное пиво. Самый популярный крепкий алкогольный напиток в Дании - аквавит, произведенный в Ольлборге. Пиво, вина и крепкие алкогольные напитки предлагают во всех ресторанах, кафе и продуктовых магазинах.



















Еще в XIX в. датский народный костюм бытовал повсеместно и даже сохранял ряд областных различий, но в начале XX в. он в значительной степени был вытеснен одеждой общеевропейского покроя. Однако в сельских местностях до сих пор еще встречается женский народный костюм или отдельные его элементы.

Очень долго, вплоть до конца XIX в., датчане и датчанки носили нижнюю рубаху с поликами и ластовицами. Только в начале XX в. она была полностью вытеснена нижней рубахой фабричного изготовления.

Традиционный костюм замужней горожанки состоял из широкого и длинного платья, передника, наплечного платка, головного убора, напоминающего русский повойник , шерстяных чулок и туфель на слегка удлиненном каблучке. Наплечный платок обыкновенно скалывали брошкой или булавкой на груди. Платье имело разные формы рукавов - длинные узкие, до локтей и фонариком. Было принято носить вязаные шерстяные налокотники, закрывавшие руки от запястья до локтя,- нечто вроде длинных перчаток без кистей. Повседневный костюм был обычно темным, праздничный - более ярким.

Костюм девушки отличался тем, что вместо платья надевали кофту и широкую длинную юбку. Головной убор у девочек-подростков и девушек напоминал капор; в праздники поверх него надевали белую накрахмаленную накидку с аппликацией.

Наиболее распространенный костюм сельской жительницы состоял из шерстяной вязаной кофты с укороченным до трех четвертей рукавом, широкой и длинной юбки, лифа, передника, наплечного платка с заправленными под лиф концами, шерстяных чулок и туфель с небольшим каблуком. Иногда вместо кофты с юбкой носили длинный шерстяной сарафан с коротким рукавом. Нередко голову покрывали платком, который завязывали узлом на затылке. Широко распространено было ношение длинных, до локтя, шерстяных вязаных перчаток с пальцами, без пальцев или даже без кистей (митенки).

В будни датские женщины носили юбки и кофты темно- и светло-зеленого цвета, в праздничной одежде преобладали красный и синий цвета. Для посещения церкви надевали черную вязаную кофту, длинную плиссированную юбку, белый головной убор или большой платок с кружевами по краям, белый передник и длинные, почти до локтей, перчатки без пальцев. Аналогична этому костюму одежда девушек в день конфирмации. В сельских местностях она сохранилась до наших дней, в городах же девушки идут на конфирмацию в белых праздничных длинных платьях.

Мужской народный костюм состоял из белой, полосатой или клетчатой нижней рубахи, коротких, до колен, штанов, высоких шерстяных носков с подвязками у колен, кожаных туфель, цилиндра (обычно у женатых) или шерстяной шапочки (у молодежи и детей), платка на шее, завязанного узлом спереди, безрукавного жилета , а у пожилых поверх него еще и кафтана .

Современная датская одежда - общеевропейского типа. Однако в ней есть особенность, общая для всех Скандинавских стран: здесь больше, чем в других странах Европы, распространено ношение вязаных шерстяных вещей - свитеров, джемперов, кофт, шерстяных носков. Мужчины носят ковбойки с крупноклетчатой расцветкой. До начала XX в. в Дании как в сельских, так и в городских местностях, многие мужчины, женщины и дети носили по будням деревянные башмаки, а кожаные туфли надевали только по праздникам. Ныне такие башмаки не носят, их полностью заменила кожаная или кожано-матерчатая обувь фабричного изготовления.

Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965

Настоящий материал составлен из иллюстраций и поможет получить общее представление о том, как одевались датчане. На изображениях представлена одежда Эпохи викингов, а также датский национальный костюм начала и конца 19 в.

Если вы занимаетесь реконструкцией скандинавской одежды и хотели бы, чтобы ваши материалы попали на страницы этого сайта, пожалуйста, напишите нам по адресу, указанному в разделе Контакты.

Эпоха Викингов


1-3. Воины. Средний - с трубой наподобие альпийского рожка, 1 - одет в sagurr, 4. Предводитель войска со штандартом. 5. Воин.

I. Викинг в штанах из звериной шкуры. 2. Викинг (норманн) в бронзовом шлеме и блузе с узором по краю. 1 и 2 - с бронзовых пластин, найденных на острове Эланд. 3, 4. Норманны в железных и бронзовых шлемах различной формы. VII - X вв. 5. Норманны-воины. Кожаные доспехи с зубчатым краем. IX в. Британия.

Дания. Ок. 1800 г.

Острова Зеландия и Амагер

1. Женщина из Сковсховеда к северу от Копенгагена. 2. Одежда для выхода в церковь женщин из Тернбю на о. Амагер (близ Копенгагена). 3,4. Мужчина и женщина из Крагерупа. 5. Женщина с о.Зеландия, идущая доить корову.

Амагер

1. Женщина из голландского поселения на о. Амагер, идущая в церковь 2. Молодой человек с о. Амагер. 3. Крестьянка из южной части о. Зеландия в зимней одежде. 4. Женщина из Драгера на о. Амагер в одежде для посещения церкви. 5, 6. Крестьяне с о. Зеландия.

1. Крестьянин из Роскилле. 2. Девушка с о. Амагер. 3,4. Участники погребального шествия из голландской деревни на о. Амагер: 3 - зимняя, 4 - летняя одежда. 5. Крестьянин с о. Амагер в зимней одежде.

Дания. Новое время

1,2. Мужчина и женщина с о. Амагер близ Копенгагена. 3. Мужчина с о. Лье между островами Фюн и Альс. 4. Хозяин хутора под Хедебо. 5. Женщина с о. Фюн.

Датский народный костюм к концу XIX в.

1,2. Женщина и мужчина из Рефснеса (северо-западная часть о. Зеландия) 3. Женщина с о. Дрейе, к югу от о. Фюн. 4. Девушка из Рингкебинга (запад Ютландии). 5. Исландка. 6. Женщина из южной части Ютландии.

Дания. Одежда крестьян

1,2. Женщина и девушка с о. Фане. 3. Крестьянка из Сковсховеда под Копенгаганом. 4. Крестьянка из Аггера. 5. Девушка с о. Борнхольм.

Дания (Danmark) - государство в Западной Европе, расположенное на полуострове Ютландия и на Датском архипелаге.

Дания вступила в 19 век как метрополия мини-империи, в состав которой входили также Норвегия с принадлежавшими ей заморскими владениями - Исландией, Гренландией и Фарерскими островами и северо-германскими герцогствами Шлезвигом и Гольштейном.

В этом государстве был с 17 в. установлен своеобразный «конституционный» абсолютизм, так как всевластье короля определялось «Королевским законом». С 1766 по 1808 гг. на троне сидел душевнобольной Кристиан VII, за которого с 1784 г. управлял его сын принц Фредерик, опиравшийся поначалу на группу просвещенных аристократов и проведший ряд реформ.

С 1808 по 1839 гг. он правил как король Фредерик VI. В первый период наполеоновских войн Дания старалась проводить политику нейтралитета, но нападение британского флота на Копенгаген в августе-сентябре 1807 г. побудило ее стать союзницей Наполеона, объявить войну Великобритании и присоединиться к континентальной блокаде. Следование в фарватере наполеоновской политики привело Данию к войне на стороне Франции в 1813 г., вторжению в Гольштейн в декабре Северной армии союзников во главе со шведским наследным принцем Карлом Юханом. После непродолжительных переговоров в г. Киль 14 января 1814 г. был заключен мирный договор со Швецией, по которому Норвегия перешла к шведскому королю.

С 1814 г. в Дании введено всеобщее обязательное образование.

В 1830-х гг. в стране усилилось либерально-демократическое движение, требовавшее реформ. С 1831 г. стали созывать законосовещательные региональные сословные собрания представителей. Появилась либеральная пресса. В герцогствах рос немецкий национализм, стремившийся к более тесному сближению с Германий. В противовес возникло национал-либеральное движение, выступавшее за раздел Шлезвига, в северных районах которого население было датскоязычным, и присоединение его к Дании. В интеллектуальных кругах были популярны идеи скандинавизма. Правительство отстаивало линию на поддержание статус кво. Обострение этих противоречий привело к серьезному кризису в кон. 1840-х гг. Революционная волна 1848 г. захлестнула и Данию, где пал абсолютизм, было созвано Учредительное собрание, принявшее довольно либеральную конституцию. Власть короны была существенно ограничена. К власти пришли национал-либералы. Однако национальный подъем в герцогствах привел к восстанию против датчан и войне Дании с Пруссией и другими германскими государствами в 1848-1850 гг. Данию поддержали российский император Николай I, а также Швеция - Норвегия. На шлезвиг-гольштинский национальный кризис наложилась и нерешенность династического вопроса, так как во главе немецкого движения встала средняя ветвь правившего в Дании дома Ольденбургов - Августенбурги. При посредничестве Великобритании была сделана попытка урегулировать эти вопросы мирным путем, однако в 1863 г. последовал новый кризис, вызвавший войну Дании с Пруссией и Австрией. Датчане потерпели поражение, результатом была и утрата герцогств. Под власть Германии попали и 200 тыс. датчан, живших в Северном Шлезвиге. Национал-либералы надолго утратили популярность.

Центр Копенгагена 19 век

Дания сумела довольно быстро залечить раны, нанесенные войной. Экономически Дания переживала процесс промышленной революции и индустриализации, структурных перемен в сельском хозяйстве, переориентированном с производства зерна на мясомолочную направленность, когда основой аграрного сектора стали зажиточные крестьяне-землевладельцы, они часто объединялись в кооперативы. В политическом отношении шла довольно жесткая борьба между консерваторами (партия «Хёйре» - правая) и либералами («Венстре» - левая, затем с 1895 г. «Радикальные Венстре») за демократизацию и введение парламентской ответственности правительства. Поддерживавшееся королем консервативное правительство возглавлял с 1875 по 1894 гг. богатый помещик Я. Эструп, тогда как в парламенте перевес был у «Венстре». В 1876 г. возникла Социал-демократическая партия, опиравшаяся на растущий рабочий класс. Появились профсоюзы, в 1898 г. было создано Центральное объединение профсоюзов Дании. Усиление левых сил привело в 1901 г. к формированию ответственного перед парламентом правительства «Радикальных Венстре».



Рассказать друзьям