Декоративно-художественные особенности швов хакасской вышивки. Национальная одежда и вышивка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

 Вышивка отражает сложное мировоззрение древних хакасов, их духовный мир, религиозные верования. Учитель технологии МОУ Жемчужненская СОШ № 1 Васильева Н.А. Основные источники изучения народной вышивки: 1. Выбитые узоры на курганных плитах: Узоры хакасской вышивки XVIII- нач. XX вв.1 Оглахтинская плита Плита у Аёва. 2. «Наскальные писаницы»: на горе Сагыт Комарковская писаница. 3. Народные поэтические сказания: Достала дорогое сукно, Прекрасному юнцу Спинку кипа стала кроить. Ичен – Арыг была настоящая мастерица, Все части быстро скроила. Прекрасная Пичен – Арыг, Напевая, спускается с горы, Пятьдесят её косичек по надплечникам рассыпались… 4. Документы исследователей, описывающих быт и материальную культуру в конце 18 – 19 вв. (запись от 24 июля 1722 г на Уйбате из дневника путешественника Даниила Готлиба Мессершмидта, где он «вдохновенно описывает красивые соболиные наряды, расшитые яркими нитками») 5. Образцы вышивок, сохранившиеся в музее и в личных коллекциях:  Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл.  У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты.  Орнамент отражает представление хакасов об окружающей среде.  Современный хакасский орнамент (еюсэрткен) подразделяется на узоры:  геометрические,  растительные,  образные Геометрические мотивы орнамента:  Зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Они располагаются в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах (мушкам), нижний бордюр наплечья (игбен) , по пройме и для резьбы в кухонной утвари. - ромб – символ солнца - ломанная линия – вода - треугольник – горы - круг, вписанный в квадрат – сущность двух начал (Неба и Солнца) ________ - прямая линия – поверхность Земли; Растительный орнамент: представляют мотивы:  Спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, почка, розеты, трехлепестковый узор и др - лотос – символ мира (как у многих народов Востока) Геометрический орнамент располагается по всей поверхности костюма Хакасский национальный орнамент: 1. Симметричный – на обшлагах, манжетах, на спинке сигедека, сикпена, шубы, кисетах (нанджах), рукавиц (мелей) и тд. 2. Ассиметричный орнамент: узор заполняет деталь костюма (например, надплечники женского платья). 3. Орнамент в квадрате: Эта композиция встречается в хакасских узорах при вышивании ковров подушек и др. 4. Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. Форма и содержание зависят:  от того, какие швы будут использованы (тамбурный (созiрткен), стебельчатый (номаак чiк), козлик (орбе), и др);  от назначения изделия (пого, обшлага, манжеты, и т.д.)  от расположения узора на изделии (в центре, в углу изделия, по краю);  от выбора цвета для его выполнения (чередование ярких и ослабленных тонов) Раппорт – это повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов Существует мнение, что цветы в хакасской вышивке привлекают души предков к помощи. Традиционные цвета в хакасской вышивке: Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье, тепле, добре. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле 2. Голубой – цвет воды, неба. 3. Зеленый – цвет растений. Для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли. «Традиционное» сочетание цветов:  Красный – зелёный – жёлтый  Зелёный – красный – белый  Зелёный – жёлтый – лиловый  Зелёный – синий – кирпичный  Зелёный – фиолетовый – жёлтый и др. По технике наложения нитки, шоввышивка бывает трёх типов:  1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов, в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента) (по-хакасски - еюсэрткен). 2. Вышивка, заполненная гладью (по-хакасски - толдырын хостон) Контурную гладь можно комбинировать со швами: козлик и усложненный козлик. Шов козлик - орбе  3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице). Стебельчатый шов: выполняется мелкими стежками, поставленными наклонно. Он был распространен в шитье узоров на рукавицах, кисетах, головных уборах и др. Односторонний петельный шов (чорбеен);  Данный шов широко применяется на изделиях из овчины, войлока, ровдуги. Кроме того, вышивались спинки нагольных шуб, декоративные прямоугольники или фигурные полоски, выполненные в технике аппликации, украшающие линии и ткани на спине верхней одежды хакасов. Место расположения вышивки в одежде:          бордюр воротника, кайма на подоле, манжеты, линия талии, на спинке верхней одежды, на рукавицах, на кисетах, на линиях проймы в безрукавках, на погонах. Хакасские национальные костюмы: -- женское платье; -- безрукавка (сигедек); -- платок (арчал); -- мужская рубашка (когенек). Нагрудное украшение ПОГО: Пого вырезался из дубленой кожи, обшивался материалом. Лицевая поверхность унизывалась перламутровыми пуговицами в виде симметричного узора. Пуговицы крупные и мелкие, небольшие кораллы, раковины, крупный бисер, бусы и камни составляли узор. По внешней стороне края пого украшались бахромой из бисера.

В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений. Б. Энгросс пишет: "Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок." (Исенко С.А. О колористике и орнаменте русского народного костюма. // Народное творчество, 1995 №5, с.18).

Орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

«ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ богат в типологическом отношении. Многообразие типов и вариантов хакасских узоров свидетельствуют о богатстве традиций и своеобразии предметного мира народного искусства. Обилие типов орнамента хакасского на металлических украшениях, деревянных предметах, в хакасском костюме указывает на то, что хакасы издревле знакомы с узоротворчеством и в этом достигли большого мастерства. Хакасские узоры отличаются архаичностью форм, самобытностью и ярким художественным стилем. Характерной особенностью орнамента хакасского является его включенность в ансамбль костюма. Художественная орнаментация достигла у хакасов значительного развития. Мастера и мастерицы обладали высокими по тому времени и условиям техническими и технологическими знаниями. При сравнительном изучении традиций узоротворчества в орнаменте хакасском обнаруживаются следы всех прошедших эпох на территории Саяно-Алтайского нагорья. Исторические пласты орнамента хакасского свидетельствуют о том, как геометрические, зооморфные, растительные, космогонические мотивы, накапливаясь, оставались в репертуаре орнаментального искусства, все более изменяясь во времени. Это объясняется тем, что орнаментация изделий была тесно связана с мифологической и обрядовой системой жизни хакасского общества. Можно сказать, что хакасский орнамент, вобрав в себя, особенно в вышивке, древние художественные традиции, является феноменом народного творчества, наравне с героическим эпосом, горловым пением. Орнамент хакасский - одна из высот художественной культуры хакасов». (Источник: Кидиекова И.К. ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ./ И.K. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х т./ Гл. ред. В.А. Кузьмин. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008. - Т. 2: О - Я. - 320 с. - с. 21-22)

Орнаментация народной одежды занимает значительное место среди других видов декоративно-прикладного творчества. В ней своеобразно и самобытно проявляется художественный талант народа.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.


Хакасская орнаментика вносит в общетурецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Орнамент элементов хакасского народного костюма разнообразен и среди них нет одинаково повторяющихся. По узору, по мастерству вышивки судили о мастерице. Даже могли сказать - в какой местности изготовлено изделие.

Так, для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупная, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.


На севере Хакасии в долине рек Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Мотивы хакасских народных орнаментов, используемых на одежде и предметах быта


Вышивка для манжеты



Чашка



Жилет



Кружка



Туесок



Рукавица



Пояс



Наплечная вышивка



Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся символикой, орнаментом, цветом стилизацией в хакасской национальной вышивке, сетчатым швом, швом орбе, со швом чорбеен.
  2. Научить выполнять, сетчатый шов, шов орбе.
  3. Воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность. Развивать творческую инициативу учащихся.

Оборудование: Образцы вышивок (Приложение1) , ткань, нитки (мулине), иглы, пяльцы, рисунки, трафареты, компьютерная презентация (Приложение 2, Приложение 3)

Ход урока

  1. Организация урока.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Проверка знаний по вышивке.
  4. Изучение нового материала. Объяснения учителя:

Хакасская вышивка - народный вид творчества, корни которого уходят в седую древность, до сего времени мало изучена.

Источником этого рукодельного искусства являются памятники истории и культуры, такие, как скульптурные каменные изваяния, наскальные писаницы, выбитые узоры на курганных плитах, народные поэтические сказания, документы исследователей описывающие быт и материальную культуру хакасов, а также образцы вышивки, сохранившиеся в музеях и коллекциях.

Многие исследователи предполагают, что народный костюм со всем декором составляет единое целое и имеет четко выраженную космическую символику и магический смысл. Так, существует мнение, что служит в качестве оберега средства защиты от нечистых сил.

Историки утверждают:

Орнамент, ритм, цвет, композиция – составные хакасской вышивки.

Вышивка отражает сложное мировоззрение древних хакасов, их духовный мир, религиозные верования. Несомненно, каждый узор в вышивке несет тайную символику.

Эмоциональная выразительность хакасских вышитых изделий зависела от искусности народных мастериц.

В хакасской национальной вышивке применяются различные орнаменты: геометрический, растительный, зооморфный (образный), космологический. Элементы геометрического орнамента – треугольник, квадрат, круг, крест, зигзаг, ромб – характерны для вышивки в народной одежде, на изделиях из войлока.

Элементы растительного орнамента – спираль, волнообразный побег, цветок, розетка, древовидные узоры, 3-х, 5-листники характерны для одежды, для предметов быта (современных салфеток).

Плавные завитки от центральной фигуры вниз, вверх, различные вариации отростков, стеблей, один мотив плавно переходит в другой, соблюдается, как правило, симметрия.

Орнаменты Хакасии связаны с назначением, конструкцией предметов, которые они украшают. Признаком орнамента считается ритмическое повторение мотивов. Орнамент отражает представление хакасов об окружающей среде.

Комбинации мотивов применяются в одежде: нательной, летней (легкой), зимней (верхней); в украшениях в обуви, головных уборах, кисетах, войлочных изделиях.

Место расположения вышивки в одежде: бордюр воротника, кайма на подоле, манжеты, линия талии, на спинке верхней одежды, на рукавицах, на кисетах, на линиях проймы в безрукавках, на погонах.

Сюжетный состав орнамента на протяжении многих лет не изменился. Образный строй хакасских вышивок проявлялся в соблюдении пропорций, плоскостного узорочья, во взаимосвязи мотивов орнамента, в переходе от мелких форм к крупным, в формировании центра, понимании мотива и ритма.

Существенным в орнаменте является цвет, мастерицы-вышивальщицы через цвет передают настроение, переживания.

В хакасской вышивке основными являются три цвета. Красный – цвет веселья, счастья, ассоциируется с солнцем, источником всего живого на Земле. Голубой – цвет воды, неба. Зеленый – цвет растений.

Чаще всего фоном служит черный тон. Хакасские вышивальщицы чаще применяют ясные, сочные тона ниток. Существует мнение, что цветы в хакасской вышивке привлекают души предков к помощи.

Так, цветочные розеты допускают лепестки зеленого, красного, желтого тонов. Но всегда придерживаются зеркально-симметричного повторения цвета.

Тонкое художественное чутье мастериц определило создание удивительно гармоничных по колориту и красочной гамме узоров вышивок.

В современной хакасской вышивке наряду с основным цветом применяется разнообразная цветовая гамма. Многообразны варианты цветового решения орнаментальных мотивов. Декоративное звучание обогащено тем, что выделена цветом каждая фигура узора. Каждый мотив читается четко и определенно.

5. Практическая работа: Перевод трафаретов на ткань, решение цветовой гаммы, выполнение швов на основе рисунка. Сопровождается компьютерной презентацией (Приложение 2 , Приложение 3)

Сетчатый шов (Рисунок 1) напоминает тамбурный шов “петля” (вприкреп, птичий глаз) и представляет собой ряды неизолированных петель, которые располагают поочередно справа налево. Для того, чтобы сделать первую петлю, нить закрепляют на вершине листика (лепестка и так далее). Отбрасывают нить вниз, придерживая ее для удобства большим пальцем левой руки. Иглу вкалывают рядом с закрепленной нитью, в зависимости от величины петли. Затем выводят иглу на лицевую сторону. После этого небольшим стежком закрепляют полученную петлю от одной вершины такой же петлей на противоположной стороне листика. Так получается первый ряд образовавшихся сплетенных между собой петель. Чтобы перейти на второй ряд, в последнюю образовавшуюся петлю, двигаясь вниз, вкалывают иглу почти в то самое место, откуда ее вывели. Теперь аналогично первому ряду двигаемся иглой налево.

Важно соблюдать следующие правила:

  1. стежки нужно делать небольшие, равной величины;
  2. необходимо следить, чтобы рабочая нить при вышивании все время падала с нужной стороны иглы, то есть если направление ряда идет слева направо, то нить должна ложиться с правой стороны, если же справа налево, то с левой стороны иглы.

Начиная со второго ряда (и все последующие ряды) петли выводим из петель предыдущего ряда, чтобы получились сплетенные между собой ажурные ячейки. Сетчатый шов используется не только для заполнения хакасских узоров, но и в других видах вышивки.

В хакасских изделиях применяется шов ОРБЕ (Рисунок 2) козлик, зигзагообразный, косая сетка, при шитье линии соединения рукавов с проймой в шубах, обуви. Искусно выполненный шов ОРБЕ служит декоративным украшением изделий.

Туюх орбе - разновидность косой сетки, при этом ткань схватывается у края контура узора, где затягивается петля (Рисунок 3).


Края шва имеют петельный рельеф, на обратной стороне стежки вьются по контуру рисунка, а на лицевой стороне выходит поперечный настил зигзагообразно расположенных нитей. Данный шов широко применяется на изделиях из овчины, войлока, ровдуги. Кроме того, вышивались спинки нагольных шуб, декоративные прямоугольники или фигурные полоски, выполненные в технике аппликации, украшающие линии и ткани на спине верхней одежды хакасов. В зависимости от толщины ниток, размеров сетки и фона узоры делали поверхность зернистой, прерывистой, дрожащей.

Наряду с ОРБЕ встречается у хакасов односторонний петельный шов ЧОРБЕЕН (Рисунок 4). Шьется он слева направо. Сначала иглу с нитью извлекают на лицевой стороне ткани, а затем ее вертикально вкалывают сверху вниз, поддерживая нить большим пальцем правой руки. В момент ввода иглы в ткань нить опускают, при этом нить должна остаться под иглой. Этот шов встречается в растительных композициях. Данный шов появился в хакасской вышивке после знакомства хакасов с русскими кашемировыми платками, органично вошедшими в хакасскую народную одежду.

6. Текущий инструктаж по технике безопасности труда.

7. Контроль, осуществляемый учителем и самоконтроль за правильностью выполнения швов.

8. Соблюдение здоровье-сохраняющих технологий.

9. Анализ и оценка результатов работы.

10. Домашнее задание – индивидуальное.

Описание презентации Хакасские узоры ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ: УСТИНОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ по слайдам

тамга ТАМГА клеймо, штемпель; рукоприкладный знак и тавро. Тамга вилами, тамга рассохой, гребенкой, крест в кругу и пр. На топоре тамга мастера. Царь пожаловал митрополита, со алою тамгою ярлык дал. Толковый словарь Даля(тюрк.). Таможенная пошлина в древней Руси ХIII-ХV вв. , взимавшаяся при наложении специального клейма на товар Толковый словарь Ушакова метка как знак собственности (первоначально — в родовом обществе у монголов). Печать, печатка. Тамгаа - родовой фамильный знак. Герб Республики Хакасия

УЗОР С ГЕРБА ХАКАСИИ На вид орнамент неприметен, Но всем известен в белом свете Уже столетия живёт, Народ его издревле бережёт. Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зря И мы с тобою видим знаки хакасского календаря. . .

кружева Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это — вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади — показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

Хакасский узор В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

Откуда вообще возник узор? Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок. Профессор Борис Алексеевич Энгросс

Особенности хакасского узора Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

Особенности южного хакасского узора для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупнее, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.

Особенности северного хакасского узора На севере Хакасии в долине Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца — главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Особенности северного хакасского узора Второй тип трафаретов — алынча ульгу — отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавались узоры вышивки. Эти выкройки узора пальметт, многолепестковых розет, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Элементы «алынча ульгу » можно применять в бесконечных вольных вариациях орнаментального рисунка. Все зависит от мастерства мастерицы. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался.

Особенности северного хакасского узора. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался. XVIII век, Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова

Элементы хакасского женского костюма Совершенно верно эта форма содержится на гербе Хакасии, который представляет собой щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение “пого” в виде сердцевидной овальной пластины. На “пого” изображен в прыжке (в полете) серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями.

ПОГО Пого вырезался из дублёной кожи в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обшивался материалом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов нагрудник “пого» окаймлялся жемчужными пуговицами. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок с мелкими серебряными монетками на концах Понятно, что это было одно из дорогостоящих украшений. В начале XIX века “пого” стоило 150 рублей. Раньше “пого” беременные женщины носили на уровне пояса, чтобы уберечь плод от дурного сглаза, сейчас его носят только на уровне груди.

хос ызырга Согласно хакасским поверьям уши женщины не должны быть пустыми, так к кораллам притягивается душа (хут сыынча). Именно поэтому замужние женщины украшали себя чаще всего коралловыми серёжками - «хос ызырга» , изготавливались они из медной проволоки, изогнутой в виде кольца. На кольцо нанизывались большие и маленькие коралловые бусины, в завершении серьги украшались серебряной полурублевой монетой и шелковой кисточкой. Лишь вдовы не имели права носить серьги в полном снаряжении - они оставляли всего по две бусины, либо носили только одну серёжку.

узумчук Иногда косички украшались подвесками - поос. На концы передних косичек (примерно по девять штук с каждой стороны) привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчi поос» , изготовленные из коралловых и бисерных снизок. К косичкам они крепились за шнурок из конского волоса. Позже, в XIX веке, девушки начали изготавливать и носить «чапрах» - серебряные монеты с косичкой. У женщин победнее передние косички украшались подвесками «сас поос» , свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам такого украшения привязывали по жемчужной пуговице «узумчук» .

Источник: Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.


Вышивка для манжеты

Круглая шкатулка

Кукольный ковер

Мешочек из ткани

Нагрудник вышитый

Наплечная вышивка

Рукавица

Шкатулка

Хакаский орнамент

Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

Орнамент (узорочье) - есть проявление народного самобытного искусства, отображающее его вкусы, степень культуры и влияние других культур.
Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.
Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мушкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах, но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.
Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла.
Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла.
Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки.
Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.
По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:
1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).
2. Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.
3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).
Материалом служат, главным образом, нитки цветного шёлка, покупаемого в мотках на базаре. Последние годы этот шёлк не всегда бывает в продаже и поэтому иногда заменяется цветной бумажной ниткой. Любимым фоном для вышивки служит чёрный бархат (для плеч и манжет) и чёрное сукно (спины сикпенов и сегедеков).
К сожалению, кооперация не всегда учитывает потребности местного населения, делая подбор товара, и поэтому хакасские женщины жалуются, что последние годы им не хватает ярких шелков, черного бархата и мануфактуры с декоративными крупными узорами «азиатского» типа, которых достаточно у нас в городе. Зато полки кооператива полны тканями городского типа, в клетку, в полоску или с бледным «нежным» рисунком, которые неохотно покупаются. Недостаток шёлковых ниток пополняют еженедельные базары в с. Аскыз, на которые частные торговцы, так называемые «спекулянты», привозят разные мелочи.
Несмотря на недостаток в материале, нельзя сказать, что хакасская вышивка падает, что она совсем перестала отвечать понятиям о красивом, о декоративном. Заменяя поневоле расшитое бархатное плечо куском цветного сатина или парчи - хакасская женщина все ещё с удовольствием садится за вышивку, как только материал попадает ей в руки.

Характеристика орнамента качинцев и бельтир.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.
Хакасская орнаментика вносит в обще-турецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Не присматриваясь к особенностям, отличающим качинский орнамент от бельтирского, мы можем сделать следующие наблюдения: в качинском орнаменте растительные стебли более геометризованы. В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.
Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:
1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
2. Листик сердечком.
3. Завиток, почка или бутон.
4. Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).
Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).
Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.
В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.
Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:
Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.
Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.
Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.
В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.
Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

Распределение цветов

Хакасская вышивка очень красочна, ярка.
Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.
Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.
Наличие таких богатых художественных традиций в быту, а так же содействие в настоящее время советской власти развитию национальной культуры, позволяют ставить вопрос о поддержке и рациональном использовании этого искусства, путём создания художественного промысла. Надо использовать техническое уменье хакасской женщины и наличие ещё живой и своеобразной традиции в орнаментике. При известном инструктаже, от организованных хакасок-вышивальщиц можно получить красивые отрезы вышивок разного назначения:
отрезы для диванных подушек разных форм (круглые, квадратные, продолговатые).
отрезы для настенного ковра из разных кусков.
полосы для отделки платья разной ширины.
заготовки, вышитые для обуви, европейского покроя.
Таким образом, перевод занятия художественными изделиями для нужд своей семьи, на рельсы организованного промысла, может сохранить и дать новый толчок, благодаря экономической базе, развитию народного творчества.
Это повысит материальное благосостояние населения, даст в руки женщине самостоятельный приработок, что содействует её раскрепощению.
Организация промысла окажет своё культурное влияние на население. Кооперация, артель и производственные объединения будут проводниками идей коллективизации.
Можно достигнуть проникновения в быт, в общественном масштабе, художественных изделий наших национальностей, а так же, выработав ассортимент, отвечающий запросам заграничного рынка, включить его в наш экспорт.



Рассказать друзьям