Депрессии у подростков: проявление и лечение. Перепады настроения у мужчин: причины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Каждый родитель с волнением и беспокойством ожидает начала гормональной бури у своего ребенка-подростка. Еще бы: родителям приходится видеть и чувство эйфории, и депрессии, слезы, которые сменяются смехом. И это порой за один. А еще непонятные увлечения и хобби. Беспокойство родителей вполне оправдано: именно в этом возрасте все прекрасное, что есть в ребенке может уйти в небытие.

Самое бесполезное, что можно здесь сделать: искать виновных. Отчасти и родители, и круг общения, и сам ребенок усугубляют ситуация, но в тоже время, и виноватых объективно нет. Для подростков в равной степени опасна как гиперопека с ее контролем, так и отсутствие контроля со стороны родителей. Конечно, не будем забывать, что и от самого подростка зависит очень многое: от его характера, нервной системы и способов поведения. Одна и та же ситуация может вызвать у одного подростка улыбку и смех, а у другого обиду и разочарование.

И чем больше было контроля в детстве, тем ярче будет кризис. Но и в самых демократических семьях не обходится без проявления кризиса подросткового возраста, ведь это норма.

На наших тренингах детско-родительских отношений родители часто поднимают вопрос о том, как им поступать, если у подростка плохое настроение или даже депрессия.

В первую очередь, мы рекомендуем относится к чувствам ребенка уважительно и позволить ему побыть с этим. Не требовать от него радости и веселья, когда он не может радоваться, не обесценивать его переживания словами «Это разве проблема», т.е. принять и такое его настроение, пусть и неудобное.

Если же период затянулся, то можно поговорить об этом с ребенком. На равных, так, как бы разговор шел между двух друзей. Важно сказать о своих переживаниях и тревогах, а также поинтересоваться, чем можно помочь ребенку и можно ли ему помочь.

На тренингах для родителей еще поступают вопросы о том, что дети часто врут в таких разговорах, и что делать родителям в этом случае. Не уличать во лжи. Взять это на заметку себе и подумать, почему так. Если же промолчать совсем не выходит, то сказать примерно так «Мне кажется, сейчас был не очень честный ответ. И мне это обидно. Я беспокоюсь о тебе и искренне хочу поддержать тебя». Но если подросток не сдается, то «давить» и выспрашивать не нужно.

К тому же обучение навыкам саморегуляции отлично помогут подростку управлять своим поведением и эмоциями. Для этого существует множество программ, например йога.

Самое важное, что нужно знать и понимать родителям это то, что подростковый кризис дается труднее всего подростку. Он уже не чувствует себя ребенком, но и двери в «мир взрослых» пока закрыты. Его тело становится иным, меняется и лицо, происходят изменения в организме. Это пугает и восхищает одновременно. И тогда становятся закономерными все те перемены в настроении, что могут наблюдать родители у своих детей-подростков.

Конечно, стоит обратить внимание, если период плохого настроения у подростка значительно затянулся, а раздражительность проявляется все чаще и чаще. В этом раскладе необходимо пронаблюдать за подростком, и возможно для начала родителям обратиться к специалисту за квалифицированными рекомендациями.

Многих родителей пугает и настораживает любой кризис во взрослении ребенка, будь то кризис трех лет или кризис подросткового возраста. А вместе с тем мало кто говорит, что проявление кризиса – это сигнал для родителей: развитие ребенка идет нормально. Нужно лишь запастись терпением и пониманием. Уже совсем скоро, с повзрослевшим ребенком, родители будут смеяться над странными хобби и слезами сквозь слезы.

Разумовский Денис

Подростковые годы - одни из самых эмоциональных, когда школьник выходит из детского возраста, но не всегда знает, что значит быть взрослым. Именно в это время, он подвержен различным влияниям, противоречиям, часто разочаровывается в жизненных ситуациях, друзьях, людях. Если дела в школе идут плохо, дома нет поддержки, то развивается депрессия у подростка. Что делать при ее появлении, как вовремя распознать и провести необходимое лечение, будет рассмотрено в этой статье.

Депрессия: определения понятия

Депрессия - характеризующееся упадком сил, равнодушием к общественной жизни, отказом от выполнения важных дел, поручений. Такое считается заболеванием, которое необходимо лечить. Довольно часто человек не может самостоятельно выйти из депрессии, поэтому он нуждается в сторонней помощи.

Как и любое заболевание, депрессивное состояние имеет свои симптомы и причины возникновения. Подростки, как и взрослые люди, подвержены депрессии, которая нередко становится фактором психологической инвалидности или смертности. Поэтому так важно распознать это заболевание, чтобы вовремя помочь и вернуть школьнику радость жизни.

Причины подростковой депрессии

Депрессивное состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные, так и субъективные факторы. Основные причины депрессии у подростков следующие:

  1. Гормональная перестройка в организме детей. В этот период они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу.
  2. Неудачи в школьной жизни. Неуспеваемость, отверженность одноклассниками, "нападки" учителей, повышают эмоциональную нестабильность, делают подростка несчастным.
  3. Социальный статус. Если ребенок не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним, не ценят его мнения, то такое отношение подавляет школьника, делает его одиноким.
  4. Несчастная первая любовь . Подростки очень остро реагируют на возникшие чувства, которые чаще всего остаются без ответа, поэтому у детей возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию и депрессии.
  5. Высокие требования родителей. Завышенная планка, непосильная для школьника, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований.
  6. Семейное неблагополучие. Отношения в семье играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Развитие депрессии у подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся жизнью школьника, не поддерживающих его, не радующихся достижениям ребенка.

Симптомы депрессивного состояния

Любое заболевание имеет свои признаки, по которым его можно распознать. Депрессия проявляется следующими симптомами:

  • постоянное апатичное состояние;
  • появление различных болей (головная, желудочная, спинная);
  • непроходящее чувство усталости, упадка сил;
  • школьник не может сосредоточиться на выполнении определенного задания, становится забывчивым;
  • появляются грусть, беспокойство, чрезмерная тревога;
  • безответственное или бунтарское поведение - подросток прогуливает школу, не выполняет домашние задания, допоздна проводит время на улице;
  • бессонница ночью, сонливость днем;
  • резкое снижение успеваемости в школе;
  • избегание сверстников, игнорирование различных мероприятий;
  • отсутствие мотивации к выполнению каких-либо обязанностей;
  • нарушения питания - школьник либо отказывается от еды, либо злоупотребляет ею;
  • чрезмерная возбужденность, частые вспышки гнева, раздражительность;
  • одержимость темой смерти, загробной жизни.

В целом признаки депрессии у подростков вызывают изменения в их поведении и настроении. Школьники становятся замкнутыми, большую часть времени проводят у себя в комнате, не общаются с другими людьми. Теряют интерес и мотивацию к ранее любимым занятиям, становятся мрачными и враждебными.

Возрастные характеристики

Взрослея, дети меняются не только внешне, но и внутренне, они по-другому смотрят на мир, видят и понимают новые для себя взаимосвязи, отношения между людьми. Поэтому именно в это время они подвержены депрессивному состоянию.

Наиболее пиковым периодом возникновения депрессии у подростков считается возраст от 13 до 19 лет. В это время школьники подвержены стрессам, у них нестабильная и повышенная эмоциональность, окружающий мир воспринимается через увеличительное стекло, все проблемы кажутся неразрешимыми.

В возрасте до 15 лет редко встречаются тяжелые и средние формы заболевания, однако это не значит, что не нужно обращать внимание на подавленность ребенка, так как легкая стадия достаточно быстро может перейти в более тяжелую.

Дети 10 - 12 лет в основном проявляют такие симптомы, как общее ухудшение здоровья, нарушается пищеварение и питание. Кроме того, меняется поведение школьников, они становятся более замкнутыми, одинокими, могут жаловаться на скуку, теряют интерес к прежним занятиям.

Подростки 12 - 14 лет прячут свое депрессивное состояние, однако оно проявляется через мыслительную и двигательную заторможенность. Дети не могут четко сформулировать свои мысли, возникают трудности в коммуникативном процессе. Также проявляются такие симптомы депрессии у подростков, как неуспеваемость, нарушение дисциплины, злоба, проведение большего времени на улице. Школьники находятся в постоянном напряжении и страхе, что их будут ругать, читать им нотации, унижать.

Самые проблематичные депрессивные состояния приходятся на 14 - 19 лет, - возраст, когда перед школьниками возникают трудности выбора дальнейшего пути, прохождение экзаменов. Кроме того, они склонны задумываться о смысле жизни, который не могут еще понять и найти, такие мысли приобретают самодовлеющий характер. В этот период наиболее остро могут проявляться такие симптомы депрессии у подростков, как бессонница, нарушение аппетита, раздражительность, боязнь принятия решений, тревога и другие.

Виды проявления депрессии

В зависимости от поведенческих особенностей, проявляемых признаков, можно выделить следующие состояния:

  • Зомби - зацикливание подростка на определенном занятии, не несущем никакой пользы, а являющимся абсолютно бесплодным. Ярким примером является проведение время в социальных сетях, постоянное обновление страницы в ожидании нового события. Ребенок превращается в "зомби", питающимся бессмысленной информацией.
  • Загадка - школьник не проявляет никаких признаков заболевания, однако он кардинально изменяется за короткий промежуток времени. Трансформации могут коснуться внешности, привычек, мировоззрения.
  • Жертва - депрессия у детей и подростков нередко принимает форму жертвы, когда они, ощущая свою никчемность или ущербность, легко поддаются под влияние более успешного, с их точки зрения, человека, под воздействием которого депрессивное состояние только усиливается.
  • Ширма - школьники за видимым успехом прячут истинные переживания, страхи, боль. Такая форма заболевания может привести к тому, что ребенок будет постоянно стремиться к успеху, однако удовлетворения это не принесет.
  • Проблема - подростки не чувствуют вкуса к жизни, им все скучно и неинтересно, они могут находиться всегда в При этом хорошо учатся, не ведут асоциальный образ жизни, однако и душевной гармонии у таких детей нет.
  • Бунтарь - данная разновидность депрессии говорит о ее затянувшейся форме. Школьник не ценит жизнь, она его раздражает, при этом к суицидальному поведению он практически не подвержен, так как слишком любит свое Эго и бережет его.

Депрессия у мальчиков и девочек: половые различия

Подростки, находящиеся в депрессивном состоянии, не выдерживая его, часто пытаются найти какой-либо выход, который поможет облегчить страдания и заглушить боль. При этом ответ на вопрос, как выйти из депрессии, подростку мальчику видится в бунтовском и асоциальном поведении, а девочке - в замкнутости в себе или в причинении еще большего страдания.

Мальчики чаще всего связываются с плохой компанией, пробуют всевозможные наркотические средства, алкоголь, закрываясь таким способом не только от личных проблем, но и от мира в целом, от его несправедливости и непонимания. В таком состоянии ребенок ощущает себя абсолютно счастливым. Здесь нет обязанностей, учителей и чрезмерно заботливых родителей.

Депрессия у подростка-девочки имеет несколько иные проявления. Она уходит в себя, закрывается от внешнего воздействия в своем внутреннем мире, становится нелюдимой, замкнутой, одинокой. Нередко такое поведение связано с низкой самооценкой, когда девочка не знает, за что себя уважать, в чем ее привлекательность, при этом она пытается заглушить боль через беспорядочные половые связи. Чаще всего такое недооценивание себя как личности, своих возможностей идет из семьи, когда ребенку мало говорили о том, какая она замечательная и хорошая. Ведь в отношении девочки много любви не бывает, это не испортит ее, не сделает ханжой.

Однако подобные выходы из этого состояния, только ухудшают ситуацию: после окончания действия наркотика или полового акта боль становится еще сильнее, самоуважение падает до нуля. Поэтому важно вовремя начать бороться с депрессией у подростков, чтобы избежать добровольного ухода из жизни.

Лечение депрессии

При обнаружении вышеперечисленных симптомов, необходимо проконсультироваться с доктором, чтобы он определил грамотное лечение, которое может быть медикаментозным или носить консультативный характер.

Из лекарственных средств обычно прописывают различные успокоительные препараты, которые не оказывают губительного влияния на организм ребенка в целом, не приводят к сонливости и отреченности. Любые препараты необходимо принимать строго по назначению врача, чтобы избежать различных неприятных последствий.

Однако наиболее часто достаточно провести курс психологических консультаций, где лечение депрессии у подростков осуществляется через поиск причин возникновения недуга, научения распознавания негативных мыслей и умения с ними справляться. Такие консультации проводятся как отдельно с ребенком, так и со всей семьей, если причинами заболевания становятся трудные отношения с родственниками.

Родительская помощь подростку

Основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится их родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться. Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:

  • Не рекомендуется постоянно наказывать или унижать ребенка, иначе он вырастет неуверенным, зажатым, будет считать себя никому не нужным.
  • Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
  • Нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
  • Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать подростку свои несбывшиеся мечты.
  • Необходимо разговаривать с ребенком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг и многое другое.
  • Если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
  • Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.

Признаки суицидального поведения

Подростковая депрессия может принять достаточно опасную форму - добровольный уход из жизни. Все проблемы, которые возникают у школьников, считаются неразрешимыми и непреодолимыми, причиняющими невыносимую боль. Среди них наиболее популярные: неуспеваемость в школе, неразделенная любовь, проблемы в семье, постоянные неудачи в различных делах. Подростки, не выдерживая такого эмоционального напряжения, идут на крайний шаг - суицид, который решает все трудные вопросы разом.

Среди основных признаков такого поведения можно выделить следующие:

  • отсутствие веры в хорошее и радостное будущее, ребенок теряет всякую надежду;
  • безразличное отношение к себе, депрессия в подростковом возрасте проявляется через такие фразы, как "я никому не нужен, никому нет до меня дела";
  • школьник перестает заниматься любимым делом, теряет интерес к учебе;
  • часто заводит разговор о смерти или даже грозится себя убить.

Если у подростка проявляется хотя бы один из вышеперечисленных признаков, то нельзя оставлять это без внимания, необходимо поговорить с ребенком или сходить с ним на консультацию к психологу.

Недооценивание и переоценка ситуации

Депрессивное состояние не всегда легко и просто распознать, однако не нужно впадать в крайности, которые заключаются в недооценивании или, наоборот, в переоценке происходящего.

Все подростки подвергаются психологическому стрессу, это нормальный процесс, имеющий те же признаки, что и депрессия. Однако он менее продолжительный, ребенок не закрывается в себе, легко идет на контакт. В таком случае не надо переоценивать ситуацию и вести школьника к врачу, достаточно доверительной беседы дома. Здесь родителям можно рассказать о себе, как они переживали те или иные проблемы в этом возрасте.

В то же время дети, которые действительно нуждаются в помощи, остаются без внимания, родители пускают проблему на самотек, признаки депрессии у подростков не замечаются. Здесь наблюдается недооценивание ситуации, ребенок остается один на один со своими проблемами, что чревато или суицидом.

Следовательно, важно правильно распознавать первых и вторых, оказывать им поддержку и, при необходимости, лечение.

Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе. Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации.

Помощь подросткам при расстройстве настроения

Выше мы отмечали, что настроение, которое проявляется в форме раздражительности, злости, апатии, скуки, т. е. пониженном и неадекватно повышенном, возбужденном состоянии, можно считать расстройством. Эти перепады настроения хотя и свойственны всем людям, но должны привлечь к себе внимание родителей и педагогов, если они часто отмечаются у подростка. Да и самому подростку надо «учиться властвовать собой». Прежде всего надо иметь в виду скорость протекания переживаний, их силу, адекватность и содержание.

В английской школе детей и подростков учат «держать удар», «сохранять свое лицо», противостоять рэкету, соглашаться или, наоборот, говорить «нет», если по каким–то причинам нельзя принять предложение или выполнить просьбу.

Причины ухудшения настроения подростков бывают объективными и субъективными. К объективным относится все, что не зависит от самих ребят. Например, неожиданная, без предупреждения, проверка знаний по какому–либо предмету. Ученики не подготовились, раздраженно обсуждают с учителем «несправедливость».

Субъективные причины кроются в личности и деятельности подростков, их межличностных отношениях с родителями, другими взрослыми и учителями. Раздражение ребят вызывает «детское» обращение с ними – приказы, неуважительное отношение, неучтивость. Парадокс заключается в том, что они гипервнимательны к вежливости взрослых, но сами не всегда соблюдают корректность и этикет. Существует правило, предъявляемое взрослым: чем больше потребность во взрослости и самостоятельности, тем больше следует проявлять уважительности к подростку, предоставлять ему самостоятельность в принятии решений, но при этом он должен больше отвечать за свою самостоятельность. Безответственность подростка, порождаемая нечеткостью заданий и обязанностей, приводит к расстройству настроения, особенно если за неисполнением обязанностей следует наказание.

Отметим, что педагоги должны быть учтивыми и вежливыми. Абсолютно недопустимо унижать и оскорблять подростков по каким бы то ни было причинам. Почти всегда за давлением и угрозами следуют реакция протеста или взрыв гнева. В этом случае он, разъяренный, замечает: «А вы мне не тычьте. Другие тоже ничего не сделали.

Вы почему–то им двойки не поставили…» В этом случае ошибка учителя заключается в том, что требование направлено на одного, оно предъявлено не всем и не все его выполняют, соответственно и ответ за него несут те, на кого покажет учитель.

Значит, при расстройстве настроения подростка педагоги и родители должны научить его управлять своим психическим состоянием. Приведем конкретные рекомендации подростку и педагогам.

Дорогие ребята! Вы хотите, чтобы вас не подводило ваше настроение? Прислушайтесь к нашим советам.

1. Если у тебя портится настроение, попробуй понять, почему это произошло. В чем причина этого? Можно ли исправить ситуацию?

2. Если нарастает раздражение и хочется кого–то стукнуть или ответить грубостью, сосчитай до десяти, медленно проговаривая про себя каждое число. Можно медленно провести языком по небу. Если это не помогает и раздражение накапливается, скажи обидчику: «Ты (вы) оригинально мыслишь(те). Ты большой выдумщик. Это забавно. Давай(те) обсудим это в другой раз, сейчас я не готов».

3. Не совершай необдуманных поступков. Отвлекись от неприятности, вспомни что–нибудь хорошее.

4. Помоги сам себе расслабиться. Расслабление – это устранение нервно–мышечного напряжения. Сядь поудобней, прислонившись спиной к стене или стулу, руки свободно положи на колени. Откинь голову назад, закрой глаза. Если ты злишься очень сильно, представь себе, что рубишь дрова, рычишь на медведя, валишь срубленное дерево. Скажи сам себе: «Какой я молодец, я сдержался!» Пожалей сам себя: «Все равно такого, как я, нет в мире. Мне нравится во мне желание стать сильным, я никогда не обижу слабого, как бы мне ни хотелось поддать ему, чтобы не дразнился. Эта неприятность пройдет».

5. Умей отказать тому, кто сильнее тебя физически. Твое главное преимущество – сила разума. Если сможешь сказать «нет» один раз, ты сделаешь это и в другой. Верь в себя, и у тебя все получится.

6. После сильного раздражения сделай как можно больше физическихупражне–ний, подыши свежим воздухом.

8. Будь уверен в себе, знай, что ты можешь многое сделать и многого достичь. Окружающие воспринимают тебя в основном так, как ты себя им показываешь.

Поэтому не мечись, не будь угрюмым, раздраженным и некультурным. Лучше предупреди несогласие или возражение окружающих «волшебными» словами, иначе можешь услышать нелестное и неприятное мнение о себе. Тебе ведь этого совсем не надо.

Дорогие педагоги и психологи! Вы много сил и энергии тратите для того, чтобы подростки в вашей школе хорошо учились, были вежливыми, терпимыми друг к другу. Но процесс взросления очень труден, нужно помочь ребятам преодолеть их трудности. Прежде всего нужно иметь в виду следующее:

Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.

Настроение подростка часто меняется из–за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.

Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Требования должны быть одинаковыми для всех. Выполнение порученного должно быть проверено.

Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).

Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что–то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.

Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста. Если вы хотите сообщить свое мнение какому–то конкретному человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только какой–либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения.

К школьнику, претендующему на оригинальность, самостоятельность и взрослость, обращайтесь только как к равному и на «вы».

Скажите доброе слово о самом подростке и о его домашних. Не надо писать убийственных замечаний типа: «Обратите внимание на плохое воспитание дочери (сына)». Этим замечанием можно вызвать агрессию нетолько подростка, но и его родителей.

Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать, что подростки любят делать, а против чего восстают. Не используйте двойные стандарты: кому–то что–то запрещаете, потому что он вам не нравится, а кому–то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится.

Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем–то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь. Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.

С помощью отрывка из опросника Фрика можно определить сферы жизнедеятельности, вызывающие расстройства настроения подростка. Полностью опросник дан в приложении 3 (см. в том же приложении методику на определение самочувствия, активности, настроения (опросник САН) и др.).

Итак, если подросток «сваливает вину на других, взволнован тем, насколько хорошо успевает в школе, если его эмоции поверхностны и неискренни, он врет легко и правдоподобно, легко впадает в состояние скуки, сердится, когда его поправляют и наказывают, не планирует наперед, все откладывает до последней минуты», то можно предположить, что он, вероятно, подвержен расстройствам настроения и существует возможность попасть в группу риска.

Какие советы можно дать родителям и какую помощь можно оказать им в понимании причин апатии, раздражения, негодования и недовольства? Прежде всего помощь родителей своим детям основывается на безальтернативной любви. Мы любим их не потому, что они учатся на пятерки. Дом должен быть для подростка местом, где его понимают, любят, где он заботится о младших братьях или сестрах, где его обожает бабушка, которой он может рассказывать какую–то чепуху, где есть семейные праздники и особенные забавы и представления. В принципе, устроить это все не так трудно. Ведь очень часто подросток требует помощи не в выполнении уроков (хотя и это возможно), он жаждет взаимопонимания.

Чем больше занят подросток, тем лучше его эмоциональное состояние: некогда грустить, обижаться на кого–то, надо успеть сходить на секцию или в музыкальную школу. Однако не будем забывать и такой деликатный момент, как бедность. Исследования субкультуры бедности, особенно в материнских семьях, показали вялость и пассивность подростков, скрытое раздражение и отчужденность. В некоторых случаях использование искусственной шоковой терапии, когда копятся деньги на велосипед или тренажер, становится оправданным. К примеру, попав под сокращение, женщина–инженер, чтобы прокормить двоих детей–подростков, начала работать в столовой. И мальчик и девочка окончили школу, помогали матери по субботам и воскресеньям стоять на рынке. 3атем женщина получила другое образование, поставила детей на ноги. Короче говоря, выдержала.

Зададим себе вопрос: «Что должна делать женщина, попав в трудную ситуацию?» Ответ ведь может быть очень простым: жить ради будущего своих детей, помочь им не оступиться. Если семья полная, то все тоже цементирует женщина: спокойствием, уверенностью, желанием не разрушать, а постепенно преодолевать трудности. Естественно, если жизнь подростка одинаково волнует отца и бабушку с дедушкой, то проблемы перепадов его настроения становятся менее заметными, последствия отрицательных переживаний стираются. Психика подростка становится стабильной.

Сошлемся на пример семьи К. В. П.

В семье два сына. Жена, Людмила Михайловна, доцент медицинского университета. Когда дети были подростками, отец связывал благополучие только с семьей. Хороший математик и программист, он думал, что сыновья продолжат его деятельность. И первый и второй сын окончили школу с золотой медалью, а затем поступили на мехмат университета, который также закончили с отличием. Проблем с дисциплиной никогда не возникало. Если возникали недоразумения, самым большим наказанием были беседы по вечерам во время ужина. Ребята этого не любили. Оба занимались теннисом, участвовали в региональных, всероссийских и международных соревнованиях. Оба сына имели много грамот и наград. Отец – всегда пример для своих детей: он любил спорт, увлекался джазом, сам немного играл в студенческом ансамбле. Окончив авиационный институт, работал инженером, затем стал генеральным директором компьютерной фирмы. Младший сын, будучи еще студентом, написал компьютерную программу, которой заинтересовались в отраслевом министерстве, и он ездил в Москву консультировать специалистов. Возможно, таких отцов немного. Но в них нет ничего необычного, просто мальчики всегда знали, что у них есть отец, который много знает и умеет, живет с ними полноценной жизнью, не считаясь со временем. Это здоровая семья, где все уважают друг друга. Но все же главный человек в семье К. – Людмила Михайловна, которую обожают все. Вероятно, стабильность в семье влияет на уравновешенность, спокойствие и уверенность в своем будущем детей.

Значит, расстройства настроения, с одной стороны, зависят от условий жизни, с другой – от психофизиологических особенностей личности подростка: эмоциональности, повышенной чувствительности, напряженности, интравертности и др.

При изменении настроения помощь может быть оказана по–разному. Самый простой способ – ведение дневника. Выраженное в слове настроение начинает принимать другую окраску. Написание автобиографии также помогает осмыслить свое настроение и изменить его. Один из самых действенных способов влияния на свое плохое настроение – релаксация. Рассмотрим все отмеченные способы подробнее.

Дневник можно вести регулярно, а можно заполнять его в те дни, когда захочется. Можно записывать в нем самые приятные, самые неприятные или такие события, с которыми подросток благополучно справился, сделав что–нибудь хорошее тому, кому было грустно, скучно, кто плакал или сильно расстраивался. Дневник может иметь такую форму:

Инструкция. Что плохого случилось у тебя только что? Что хорошего произошло у тебя недавно? Каковы были твои успехи? Были ли неудачи и почему?

Можешь ли ты сказать, что неудачи и успехи чередовались? Какой день был самым удачным и что ты сам сумел сделать хорошего?

Какое твое настроение возможно в будущем и что ты для этого сделаешь?

Ниже предлагается другой вариант анализа своего эмоционального состояния. Можно выбрать тот, который больше нравится.

Обрати внимание на то, почему у тебя возникает плохое настроение, мог ли ты сам быть причиной этого. Можешь ли ты после ведения дневника в течение месяца кому–нибудь рассказать, как меняется настроение, если ты наблюдаешь за собой?

Инструкция. Внимательно проследи, какое настроение было у тебя в течение недели, и обведи кружочком то или иное слово. Добавь что–нибудь еще, если посчитаешь нужным. Будь искренним. Заполняй дневник постоянно. Примерно через три недели ты обнаружишь, что научился справляться с плохим настроением, потому что начнешь понимать, почему оно возникает (см. в приложении 4 дневник подростка о его самочувствии за неделю).

Автобиография – описание своей жизни, главных событий, ставших своеобразной точкой отсчета начала каких–либо изменений. Можно продолжать писать автобиографию спустя какое–то время в связи с аналогичным событием. Подросток заметит, что эти события будут восприниматься совсем по–разному. Основная цель написания автобиографии – быть искренним с самим собой. Кроме этого, написание автобиографий помогает подростку адаптироваться в новых условиях, «впуская свое прошлое в настоящее». Подросток может драматизировать события, неадекватно воспринимать настоящее. Но в конце концов автобиография помогает личности быть идентичной.

Релаксация – это расслабление. Связь мышления и моторики отмечали задолго до появления медитативных техник в России, ставших популярными. В теории идеомоторного акта У. Джеймс подчеркивал связь мыслей и движений. Идеи рождают изменение в мышцах. Снятие мышечного напряжения влияет на изменение чувств. Приверженцы релаксации полагали, что напряжение создает мышечную броню, мешающую свободному проявлению чувств. Невозможность вести себя естественно, скованность и зажатость создают еще большее напряжение. Подростку надо научиться вовремя снимать напряжение. Этого возможно достичь с помощью релаксации. Релаксацию можно проводить в любое время дня и в любом месте. Как это можно сделать?

Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. 3атем постарайтесь почувствовать каждый палец на руках, постепенно поднимаясь к локтю, плечу, голове, другому плечу. Мысленно задержитесь на локте другой руки, мизинце, безымянном, указательном и большом пальцах, затем спуститесь к бедру, голени, пальцам одной ноги, затем – другой, как бы завершив полный круг, ощущая тепло на каждом участке тела, куда мысленно обратился взор. Если расслабиться не удается, надо глубоко вздохнуть и направить воздух на воображаемую мышцу. Особое внимание следует обратить на мышцы шеи, головы и лица. Расслабьте лоб, щеки, подбородок, разожмите зубы, приоткройте рот. Не надо контролировать мышцы лица. Появляется ощущение свободы и парения. Возникает полная расслабленность. Для возвращения в реальное состояние необходимо вспомнить, где вы находитесь, как выглядит комната.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам В этом разделе книги подведем некоторые итоги и остановимся на методах помощи подросткам, их родителям и учителям. Индивидуальные методы помощи включают такие средства, которыми может

Из книги На стороне подростка автора Дольто Франсуаза

От детей к подросткам Это исследование посвящено критическому периоду в жизни человека, подростковому, и оно является следствием и естественным продолжением книги «На стороне ребенка». В первой книге мы расстались с ее героями на пороге этого «перехода», установив, что

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Рекомендации при расстройстве функций лимбической системы Для себя1. Проводите больше времени вместе: общение играет важнейшую роль в отношениях между людьми. Вам надо проводить больше времени с вашим партнером. Чем меньше вы бываете вместе, тем слабее ваша

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

Рекомендации при расстройстве функций базальных ганглиев Для себя1. Уничтожайте «тараканов-прорицателей»: если все время ожидать и предсказывать неудачу, боль или несчастливое завершение любого дела, можно серьезно подорвать ваши отношения. Для хороших отношений

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

Рекомендации при расстройстве функций префронтальной коры Для себя1. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите: четкое понимание целей для взаимоотношений очень важно. Многих из посещающих наши занятия я прошу в течение двух минут записать цели их совместного пребывания.

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Рекомендации при расстройстве функций поясной системы Для себя1. Замечайте, когда вы начинаете фиксироваться на мысли или поведении. Первый шаг к тому, чтобы разорвать порочный круг навязчивых мыслей или поведения, - заметить, что вы в него заходите. Если вы отдаете себе

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Рекомендации при расстройстве функций височных долей Для себя1. Используйте всякого рода напоминания, чтобы не дать отношениям засохнуть. От такого рода воспоминаний и знаков зависит, чувствует ли ваш партнер, что вы его любите и что он вам нужен, или, наоборот, что он для

Из книги Откровенный разговор про это с подростком автора Котенёва Анна Николаевна

На помощь! Что такое помощь? О применении системной работы с расстановками в супервизиях и консультировании комплексных систем (помощников). Кристине Эссен и Гуни-Лейла Бакса В связи с тем, что в течение последних 20 лет предложение медицинских и психосоциальных услуг

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

5.2. Психологическая помощь подросткам во временных и постоянных коллективах Как мы видели, в литературе указано несколько техник психологической помощи, основанных на различных теоретических подходах. Рассмотрим вид психологической помощи, при оказании которой

Из книги Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка автора Оклендер Вайолет

5.3. Психологическая помощь подросткам с эмоциональными нарушениями Сначала раскроем понятие эмоций, а затем рассмотрим возможности коррекции их у подростков.Познавая окружающее, человек испытывает к нему определенное отношение, что-то ему нравится, что-то – нет. Одни

Из книги Нажми на кнопку «Пауза» [Уникальная методика управления собственной жизнью] автора Ширран Мартин

Из книги автора

§59. Настроения Чувства обычно бывают направлены на какой-нибудь объект: человек радуется чему-то, грустит о чём-то, сердится на что-то, боится чего-то, любит кого-то. Но наряду с такими чувствами, относящимися к определённым объектам, мы замечаем и другого рода

Из книги автора

СОВЕТЫ ПОДРОСТКАМ ОТ СЕКСОЛОГА На протяжении всей жизни каждому из нас в той или иной ситуации необходим грамотный, толковый, своевременный совет. От близкого человека, специалиста, друга. Сфера интимного развития и сексуальных отношений очень тонкая и деликатная сфера,

Из книги автора

Дать подросткам эмоциональный выход Мегги – моя клиентка – рассказала мне историю, как она работала с помощью ТЭС со своей 16-летней дочерью, у которой возникли проблемы в школе. Раньше они обе уже вполне успешно использовали таппинг и всегда оставались довольны

Из книги автора

Глава 8 Как помочь детям и подросткам научиться заботиться о себе Некоторое время назад я открыла для себя, что как бы хорошо ни была проведена работа с клиентом, всегда чего-то еще не хватает. Это что-то, как я поняла, состоит в научении самостоятельно заботиться о своем

Из книги автора

Глава 10. ТКП – детям и подросткам. Гэй Джонс, магистр гуманитарных наук, бакалавр педагогики (диплом с отличием) Гэй Джонс, недавно назначенная руководителем проектов Зоны действия образования, в течение более 20 лет специализировалась на усовершенствовании работы

Для подростка очень сложно перенести расстройство настроения, особенно, с учетом того, что в их возрасте такие перепады настроения –проблема в них самих. Поэтому, если регулярная нестабильность настроения перерастает в расстройство настроения, ваш подросток может чувствовать безвыходность и это выражается в его невероятном раздражении и злости. Расстройство настроения – это серьезное состояние, которое может ухудшаться, если им пренебречь. Однако, как родителю, вам очень важно не паниковать и не реагировать слишком негативно. Вместо этого следует поискать способы справиться с расстройством настроения у подростка. Прочтите предложенные нами полезные методы ниже.

Шаги

Помогаем подростку справиться физически

  1. Поощряйте занятия вашего тинейджера физической активностью. Физическая активность – очень важный момент при борьбе с расстройством настроения, так как помогает сбалансировать гормоны вашего ребенка.

    • Физические упражнения позволяют телу высвобождать больше гормонов радости, например, допамин и эндорфин. Эти гормоны обеспечивают приподнятое состояние, то есть, ваш ребенок будет чувствовать себя счастливым и энергичным.
    • Более того, расстройство настроения часто провоцируются слабой конституцией, особенно в подростковом возрасте, поэтому достаточные физические нагрузки помогут в решении этой проблемы.
  2. Подыщите для вашего подростка расслабляющие техники. Расслабляющие техники – это еще один важный момент в борьбе с расстройством настроения. Расслабляющие техники, такие как йога и медитация, помогают снизить уровень волнения в людях всех возрастов, включая подростков.

    • Такие занятия нормализируют ритм сердца и дыхание, что очень важно, потому что разум и тело взаимосвязаны и физические реакции, как учащенное сердцебиение или тяжелое дыхание могут увеличить уровень тревожности.
    • Подростки могут быть иногда настроены довольно негативно против расслабляющих техник, поэтому постарайтесь попрактиковаться с ними вместе. Это может также стать хорошим способом сближения вас и вашего подростка.
  3. Помогите вашему подростку придерживаться здоровой сбалансированной диеты. Сбалансированная диета не вылечит расстройства настроения вашего подростка, но она даст ему больше энергии, позволив лучше сконцентрироваться на учебе и лучше чувствовать себя физически.

    • Убедитесь, что ваш ребенок ест трижды в день здоровую пищу, которая включает в себя баланс злаковых, фруктов, овощей и здоровых протеинов. Не позволяйте подростку пропускать завтрак – это действительно самый важный прием пищи за день, так как он дает начальный толчок обмену веществ и наполняет подростка энергией на весь день.
    • Ограничьте количество фаст-фуда, который употребляет ваш подросток. Излишнее увлечение фаст-фудом приведет к набору веса, что может ухудшить проблемы с конституцией тела, особенно у девочек-подростков. В фаст-фуде также нет важных витаминов и минералов, что сделает вашего ребенка более чувствительным к другим проблемам со здоровьем.
  4. Поговорите с ребенком об опасностях наркотиков и алкоголя. Очень важно дать подростку знания об опасности, которую представляют наркотики и алкоголь. Эти вещества оказывают еще больший эффект на людей с расстройствами и могут усугубить маниакальные или депрессивные моменты.

    • Например, алкоголь – это депрессант. Он может с легкостью запустить депрессивный настрой у подростка, страдающего от расстройства настроения. Стимулирующие наркотики, как кокаин, с другой стороны, могут пробуждать маниакальные наклонности в некоторых людях.
    • Конечно, невозможно контролировать вашего подростка все время и ему это вряд ли понравится. Поэтому важно, чтобы вы могли просто и спокойно обозначить правила, касающиеся наркотиков и алкоголя своему подростку, потом предоставьте ему личное пространство и доверяйте в том, что он примет правильное решение.
  5. Убедитесь, что подросток достаточно спит. Хорошо высыпаться абсолютно необходимо для тинейджеров, страдающих от расстройства настроения, чтобы сохранять эмоциональную устойчивость. Подросткам необходимо спать хотя бы по 8 часов в день, а также вставать и ложиться в одно и то же время ежедневно.

    • Это может быть сложно для подростков, которые привыкли не спать допоздна, лазить по интернету или общаться с друзьями по телефону. Скорее всего, вам придется установить время отхода ко сну или убрать из комнаты вашего подростка такие отвлекающие предметы, как телевизор или компьютер.
    • Также убедитесь, что атмосфера в комнате вашего подростка способствует хорошему сну – там должно быть темно и тихо, а еще необходима комфортная прохладная температура.

    Справляемся эмоционально

    1. Решайте конфликты спокойно. Это не всегда легко, но если вы хотите построить здоровые отношения со своим ребенком, вам стоит принимать его и решать конфликты без истерик. Попробуйте выслушать вашего подростка и откройтесь его или ее проблемам и заботам – последнее, чего вы хотите, это чтобы ваш ребенок полностью от вас отгородился.

      • Например, если вы хотите узнать, прогуливает ли ваш ребенок уроки, крик и наказания в этом совершенно не помогут, а только испортят ваши отношения, ведь естественная реакция человека, когда на него кричат, – это кричать в ответ или просто уйти в сторону.
      • Поэтому, вместо такой негативной реакции вы можете сходить на прогулку с вашим ребенком, и, оставшись вдвоем, в спокойной манере обсудить все необходимое. Не задавайте вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», а постарайтесь сосредоточиться на тех, которые подразумевают более глубокий уровень общения.
    2. Поощряйте и награждайте вашего ребенка за хорошее поведение. С другой стороны, когда ваш подросток делает что-нибудь положительное, приложите все усилия, чтобы отметить это и покажите, как вы горды. Например, если ваш ребенок решил сделать добровольную работу или получил хорошую оценку, не забудьте придумать какую-то награду за это.

      • Вам может казаться, что ваш ребенок знает о ваших чувствах, но ему все равно нужно слышать о них от вас – это значительно снижает уровень тревожности, помогая подростку понять, что вы любите и заботитесь о нем или ней.
      • Помните, что подросткам нужна похвала – даже несмотря на то, что в этом возрасте они стараются достичь независимости, вы все равно остаетесь значительной частью их жизни и, если вы не принимаете их такими, какими они есть, они не будут делать этого в ответ.
      • Даже несмотря на то, что подростки редко будут признавать это, родители – это все равно пример для подражания и люди, которые являются для них авторитетом, поэтому вам стоит соответствовать этой роли.
    3. Поощряйте общение вашего ребенка. Изоляция только усугубит расстройство настроения вашего подростка, так как чувство одиночества усиливается. Таким образом, вам стоит поощрять встречи вашего ребенка с друзьями, с новыми людьми и социальную активность в группах.

      • Предложите вашему подростку и его друзьям сходить в какое-то интересное место, например, в кино, в боулинг или на концерт живой музыки. Таким образом, ваш подросток хорошо проведет время, а вы можете наблюдать за ним, чтобы увидеть, как он общается в группе.
      • Вам также стоит предложить подростку стать членом школьной спортивной команды или какого-нибудь кружка – то есть, того места, где он сможет почувствовать себя частью группы. Это поможет ему не засиживаться дома и отвлечет от проблем.
    4. Станьте членом группы поддержки. Иметь дело с подростком, который страдает расстройством настроения, может истощать эмоционально. Однако важно, чтобы вы не позволяли этому взять верх над вашей жизнью. Подумайте о том, чтобы стать членом группы поддержки для семей с проблемными подростками – эти люди поймут, через что вы сейчас проходите, и смогут предложить вам совет или поддержку.

      • Совершенно нормально испытывать такие чувства, как отчаяние, злость, уныние или беспомощность. Когда вы поговорите обо всем этом с тем, кому вы доверяете, например, с близким членом семьи или с другом, вам станет легче.
      • Еще подумайте о том, чтоб самому сходить к психологу, если вы чувствуете, что больше не выдерживаете. Это может даже помочь лучше понимать своего ребенка и то, через что он или она сейчас проходит.

      Ищем лечение для вашего подростка

      1. Поймите, что подросткам с расстройством настроения понадобится лечение. Если вы действительно хотите справиться с расстройством настроения вашего подростка эффективно и позитивно, вам стоит отправить его или ее к психологу. Это не свидетельствует о том, что ваш ребенок сумасшедший, это говорит о том, что расстройство настроения может усугубиться, если им не заниматься.

        • Профессиональный психотерапевт обладает опытом и сможет провести необходимую диагностику, чтобы действительно понять вашего подростка и добраться до корней расстройства его настроения. Ваш психолог поможет вам лучше понять ситуацию и, таким образом, эффективнее ее разрешить.
        • Психотерапевт – это не тот, кто скажет вам и вашему ребенку, что делать, но, скорее, поможет увидеть другую перспективу и научит, как справляться с беспокойством, стрессом и негативным отношением таким образом, чтобы сплотить вас и сделать вас более сильными личностями в то же время.
        • Медикаменты – это существенная часть лечения многих расстройств настроения, особенно таких заболеваний, как биполярность или депрессия. Поэтому очень важно, чтобы ваш подросток придерживался графика приема медикаментов.
          • Прием медикаментов длительно и регулярно – это большая ответственность для подростка, поэтому вам следует проконтролировать график приема препаратов. Однако вам стоит позаботиться о том, чтобы ваш подросток не думал, что вы постоянно надоедаете или не доверяете ему – дайте ему возможность доказать, что он может быть ответственным.
          • Следите за тем, не появляются ли негативные симптомы, вызванные прописанными препаратами, и попросите подростка рассказывать все доктору, если он чувствует себя плохо. Доктор сможет уменьшить или увеличить дозу, помочь справиться с побочными эффектами.

      Источники

      • Weiner, I., Craighead, W., The Corsini Encyclopedia of Psychology. 2010.
      • Andrews, L., Evans, D., If Your Adolescent Has Depression Or Bipolar Disorder. 2005
      • Kowatch, R., Fritad, M., Birmaher, B., Treatment Guidelines for Children and Adolescents With Bipolar Disorder. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. Volume 44, Issue 3 . 2005

У вас бывают перепады настроения? Хорошая новость в том, что вы не одиноки - совершенно естественно, когда оно меняется в зависимости от того, что происходит в нашей жизни. Когда мы счастливы, то игнорируем негативные события, а когда нам грустно, то можем не замечать положительного. Нет ничего плохого в перепадах настроения, нет ничего страшного в переходе от одного состояния сознания к другому в течение дня. Проблема возникает тогда, когда происходит чрезвычайный ответ на события вокруг или внутри нас. Колебания настроения бывают настолько быстрыми, что они влияют на качество жизни. Именно в таком случае люди страдают от эмоционального расстройства.

Точно не известно, почему случаются резкие перепады настроения. Некоторое ученые полагают, что причина - химические реакции, а точнее, химический дисбаланс в мозге. Колебания настроения, как правило, сопровождаются такими симптомами, как тревога, изменения в поведении или личности, спутанность сознания, недальновидность, учащённая речь, трудности с концентрацией внимания и понимания, забывчивость, и даже чрезмерное потребление алкоголя.

Ниже перечислены некоторые основные причины резкого перепада настроения.

Гормональные изменения

Вы наверняка помните свои перепады настроения в подростковом возрасте - агрессия, а затем депрессия, раздражительность или злость на родителей. Перепады настроения во время пубертатного периода можно отнести к быстрому повышению уровня половых гормонов. ПМС также известная причина перепадов настроения у девочек - подростков и взрослых женщин, которое может быть отнесено к колебаниям уровня эстрогена и прогестерона во время периодов.

Очень часто перепады настроения случаются во время беременности, особенно в первом и третьем триместре. Беременность это состояние, которое связано с эмоциональными и физическими изменениями, вызывающими физическое напряжение, усталость, беспокойство наряду с гормональными изменениями, которые влияют на нейротрансмиттеры, которые регулируют настроение. Все это может вызвать резкие перепады настроения. Не волнуйтесь, это абсолютно нормально.

Менопауза -- это еще причина, почему женщины испытывают перепады настроения. Основной фактор - снижение уровня эстрогена. Одна из теорий говорит о том, что низкие уровни эстрогена вызывают приливы и ночную потливость, которые приводят к нарушениям сна, следовательно, изменению настроения в дневное время. Другая теория поддерживает мнение, что перепады настроения являются ответом на измененные роли и отношения, связанные с возрастом. Еще одна теории считает, что женщины могут испытывать резкие перепады настроения когда из -за низкого уровня эстрогена нарушается баланс гормонов, которые регулируют настроение и эмоции (дофамин, серотонин).

Перепады настроения из-за гормональных изменений легко поддается лечению. Врач назначит лекарства на основе ваших симптомов. Психотерапия также помогает справиться с ситуацией.

Перепады настроения - побочный эффект лекарств и веществ

Резкие перепады настроения или вспышки гнева, часто являются симптомом наркомании. Если вы используете наркотики, чтобы уйти от проблем в вашей жизни, знайте, что вы не только ухудшаете существующие проблемы, но и создаете новые сложности для себя. Все психотропные препараты изменяют способ функционирования мозга.

Эти препараты вызывают всплеск в действии дофамина в мозге, вызывая чувство удовольствия. Постепенно мозг приспосабливается к скачкам дофамина и уже производит меньше гормона, таким образом, уменьшая его влияние. Поэтому нужно большее количество препарата, чтобы получить высокую дозу дофамина. Длительное злоупотребление также изменяет другие химические вещества головного мозга. Глутамат, нейромедиатор, отвечает за когнитивные функции, изменяется со злоупотреблением наркотиками, негативно влияя на обучение и память, контроль поведения и потенциал принятия решений.

Осознание, что у вас зависимость от наркотиков, является первым шагом на пути к выздоровлению. Не преуменьшайте проблему. Ищите поддержку от своей семьи и друзей. Не стесняйтесь обратиться за профессиональной помощью.

Но не только злоупотребление запрещенных веществ может вызвать смену настроения. Некоторые лекарства также способны быть причиной резких перепадов настроения.

Антидепрессанты , которые вы принимаете от депрессии или биполярного расстройства, могут вызвать бурные перепады настроения. Скажите об этом своему лечащему врачу и, вероятно, он назначит другие лекарства. Также перепады настроения часто встречаются у тех, кто только что закончил длительный курс антидепрессантов группы СИОЗС (например, паксил). Синдром отмены обычно длится менее двух недель и проходит сам собой.

Некоторые препараты от гипертонии , такие как Лизиноприл, уменьшают уровень натрия в крови и повышают уровни калия. Это может привести к депрессии и тревоге у некоторых людей.

Некоторые исследования показали, что снижение уровня холестерина статинами (например, Cимвастатином) вызывает нарушение настроения, однако, эти данные не окончательные и официально перепады настроения не являются побочным эффектом приема Симвастатина и многих других статинов. Но лучше быть в курсе!

Некоторые антибиотики , такие как Гентамицин и Ципрофлоксацин, вызывают изменения настроения у некоторых людей.

Риталин , который используется при лечении СДВГ, является еще одним лекарством, которое может вызвать перепады настроения среди других побочных эффектов его применения.

Если вы заметили резкие перепады настроения или депрессивные симптомы, проконсультируйтесь с вашим доктором немедленно. Не останавливайте приём лекарства самостоятельно. Только врач может решать, следует продолжать или прекращать пить лекарство.

Депрессия и биполярное расстройство

Перепады настроения наиболее очевидны при аффективных расстройствах, таких как депрессия и биполярное расстройство. Депрессия, когда у вас есть постоянное чувство печали, безнадежности и уныния. Депрессия может быть вызвана химическим дисбалансом в головном мозге, или жизненными событиями, такими как смерть близкого человека, страдание от неизлечимой болезни, потеря работы, развод.

Наиболее распространенные симптомы депрессии:

  • Перепады настроения, безнадежность, чувство вины
  • Потеря интереса к деятельности или потеря интереса к друзьям и семье
  • Бред или галлюцинации
  • Проблемы с концентрацией, памятью и принятием решений
  • Суицидальные мысли, изоляция от людей
  • Плохой сон, усталость
  • Необъяснимые боли
  • Потеря аппетита или переедание

Биполярное расстройство - когда у вас есть депрессия, чередующаяся с периодом более чем в неделю необычной высокой энергии. Симптомы:

  • Сверх уверенность в себе и оптимизм
  • Чрезмернаая физическая энергичность
  • Агрессивность и злость
  • Импульсивность, недальновидность и неосторожное поведение
  • Бредовые мысли и галлюцинации

Депрессия или биполярное расстройство не то, что вы можете предотвратить или вызвать. Ваши шансы на наличие этих условий возрастают, если есть семейная история этих проблем. Вы можете просто не знать об этом, но когда симптомы становятся явными, а резкие перепады настроения начинают отравлять жизнь не толькл вам, но и окружающим, обращайтесь к врачу как можно скорее. Он наметит план лечения для вас. В основном, расстройство настроения лечатся помощью лекарств, оказывающих психотерапевтические и стабилизирующее действие. Вероятно, вам посоветуют индивидуальную или групповую психотерапию.

4. Стресс как причина перепадов настроения

Всякий раз, когда вы нервничаете, большое количество стрессовых гормонов высвобождаются в кровоток, через который они попадают в сердце, легкие, желудок и другие части тела. Это приводит к таким изменениям, как острота чувств, быстрое дыхание, учащенное сердцебиение, всплеск энергии и изменения в функционировании мозга.

Умеренный стресс на самом деле полезен для организма, поскольку он повышает производительность и когнитивные способности, но постоянно высокий уровень стресса снижает гормональный баланс, что ведёт к дисбалансу в нейротрансмиттерах мозга. А дисбаланс в нейромедиаторах вызывает сильные перепады настроения. Медитация, тай-чи, йога, методы релаксации, все это хороший способ избавиться от стресса. Даже простая длительная прогулка в одиночку может снизить уровень стресса.

Диета и продукты питания

Обращали внимание на то, что вы тянетесь за шоколадкой или куском торта, когда у вас плохое настроение? Углеводы, как известно, повышают уровень триптофана, так чтобы в головном мозге больше синтезировалось серотонина. А именно серотонин отвечает за хорошее настроение!

Важно: выбирайте здоровые углеводы вместо обычных сладких продуктов, так чтобы вы могли получить и другие полезные питательные вещества. Кроме того, омега-3 жирные кислоты, содержащиеся в таких пищевых продуктах, как жирная рыба, льняное семя, грецкий орех и соя, положительно влияют на нейротрансмиттеры, поднимая настроение. Дефицит омега-3, как известно, вызывает гнев, раздражительность и депрессию .

В исследовании, опубликованном в журнале PLoS, показано, что существует связь между едой и настроением. Учёные посадили экспериментальных животных на диету с высоким содержанием жиров и сахаром и обнаружили, что такой рацион питания изменил микробиоту кишечника и стал причиной развития таких депрессивных симптомов, как не- неспособность чувствовать удовольствие. И, наоборот, диета с низким содержанием сахара, спасла подопытных от перепадов настроения. Таким образом, не нарушайте кишечную микрофлору и это предотвратит от перепадов настроения.

Это свидетельствует о том, что сбалансированный рацион питания очень важен. Имейте это в виду, в следующий раз, когда вы употребляете пищу, которая ограничена питательными веществами или худеете с помощью экстремальной диеты. Некоторые диеты основаны на том, что нужно мало кушать и больше заниматься физическими упражнениями. Это верный способ стать капризным и заработать резкие перепады настроения.

6. Другие медицинские проблемы

И последнее, но не менее, важное - различные болезни и медицинские состояния, такие как:

  • опухоль головного мозга
  • инсульт
  • деменция
  • менингит
  • заболевания легких
  • сердечно-сосудистые заболевания
  • заболевания щитовидной железы

также способны вызвать резкие перепады настроения. Поговорите со своим врачом о ваших эмоциональных колебаниях. Не надо стесняться, для врача это ценная информация, на вас никто не будет смотреть косо. Не игнорируйте перепады настроения, иначе они могут привести к серьёзным проблемам психического и физического здоровья.

Библиография:

  1. Clayton AH, Ninan PT. Депрессия или менопауза? Представление и управление основных депрессивных расстройств в пери-и постменопаузе. Журнал клинической психиатрии. 2010; 12 (1): PCC.08r00747. DOI: 10,4088 / PCC.08r00747blu.
  2. National Institutes of Health. Понимание наркомании и наркотической зависимости. Drugabuse.gov . Np, 2012.
  3. Dodiya H, Kale V, Goswami S, Sundar R, Jain M. Оценка побочных эффектов лизиноприла и розувастатина на гематологические и биохимические аналиты крыс. Toxicology International. 2013; 20 (2): 170-176. DOI: 10,4103 / 0971-6580.117261.
  4. Swiger KJ, Manalac RJ, Blaha MJ, Blumenthal RS, Martin SS. Статины, настроение, сон, и физические функции: систематический обзор. Европейский журнал клинической фармакологии. 2014; 70 (12): 1413-1422. DOI: 10.1007 / s00228-014-1758-у.
  5. Chen KW, Berger CC, Manheimer E и др. Медитативные терапии для снижения тревожности: систематический обзор и мета-анализ рандомизированных контролируемых исследований. Depression and anxiety. 2012; 29 (7): 545-562. DOI: 10.1002 / da.21964.
  6. PyndtJørgensen B, Hansen JT, Krych L и др. Возможная связь между едой и настроением: Диетическое влияние на кишечную флору и поведении мышей. Bereswill S, изд. PLoS ONE . 2014; 9 (8): e103398. DOI: 10.1371 / journal.pone.0103398 .

Отказ от ответственности : Информация, представленная в этой статье, предназначена только для ознакомления. Она не может быть заменой консультации профессиональным медицинским работником.



Рассказать друзьям