Дети погодки: как справиться одной с двумя детьми. Готовка от шеф повара в ресторане или домашнее чаепитие? Дети-погодки - сплошные плюсы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Воспитание погодок – неплохая возможность познать себя, оценить собственное терпение, смекалку, выносливость, наличие творческих способностей, умение быстро мыслить, действовать и убеждать.

Годовалый малыш почти такой же неразумный и беспомощный, как его младший братик или сестрёнка. Он ещё толком не умеет самостоятельно кушать, засыпать, садиться на горшок и играть, а ещё он точно так же постоянно хочет к маме. А та, с двумя малышами на руках, должна успевать всех помыть, одеть, приготовить кушать, накормить, погулять, уложить спать, вымыть пол, постирать и не забыть о себе.

Что же поможет отважной маме малышей-погодок?

  • Домашняя автоматика. Посудомойка, плита и духовка с таймером, мультиварка, стиральная машинка с функцией сушки (или приходящая уборщица). Желательно обзавестись и научиться пользоваться этими помощниками ещё до рождения малышей, чтобы понимать все их возможности и попрактиковаться. Ежедневно приготовляемые детские блюда в первые 2–3 года не отличаются большим разнообразием, здесь есть только одно правило – блюдо должно быть свежим. С возможностью установки таймера любая готовка не отнимет больше 10 минут (нарезать продукты, забросить в кастрюлю и забыть). Автоматическая сушка позволит не только сэкономить время, но и не загромождать квартиру мокрыми детскими вещичками, а так же обойтись меньшим числом комплектов одежды.
  • Чётко соблюдаемый режим и правила сэкономят время и нервы. Конечно, первые полтора–два года распорядок дня у деток-погодок будет разный, но, понимая их потребности в сне и приёме пищи, проще по возможности совмещать их графики.
  • Совместный сон с грудничком сбережёт силы и позволит полноценно выспаться всем членам семьи. Отучить малыша от кровати родителей в будущем гораздо проще, чем просыпаться каждые два часа в течение ночи для кормления крохи на протяжении 1–2 лет.
  • Слинг-шарф – незаменимый помощник в деле воспитания детей погодок. Эту чудо-вещицу можно использовать с самого рождения. А расставаться с ней не захочется до критически высокой массы ребёнка (6–7 месяцев). В нём можно гулять, кормить грудью, укладывать спать, посещать общественные места. Слинг освобождает руки, даёт возможность заниматься любыми делами, в то время как малыш всегда находится под присмотром мамы, ему тепло, уютно и спокойно. Уснувшего грудничка всегда легко переложить в кроватку – всего лишь перекинув петлю шарфа через голову. Такое перемещение менее заметно для него, чем из положения на руках у мамы. Но важно предварительно хорошо изучить инструкцию по использованию слинга.
  • Не отказываться от помощи друзей и родственников. Всё высвободившееся время лучше посвятить старшему ребёнку или отдыху. И не надо стесняться, боясь осложнить чью-то жизнь своими просьбами. Надо давать возможность другим людям помогать себе в трудные минуты.
  • Развивающие занятия можно совмещать с прогулкой. Ведь основная часть времени в течение дня уходит на домашние дела, в результате на игры и общение почти ничего не остаётся. Можно взять на улицу пластилин, катать из него шарики и мастерить зверей или человечков из природных материалов. Зимой можно раскрашивать красками снег или берёзы. При помощи ведёрочек разного размера и формы очень весело мастерить высокие замки из песка. Мелки на асфальте помогут изучить цвета, формы, размер, зверей, фрукты, овощи, а также сотворят островки, прыгая по которым можно добраться до волшебного приза. Раскачивая малыша на качелях, можно рисовать перед ним на асфальте сказку.
  • Всё время разговаривать с детьми-погодками и обучать их. Даже не умея разговаривать, дети чудесным образом сохраняют всю услышанную информацию и реализуют её в последствии. Нужно учить быть щедрым, отзывчивым, добрым, демонстрируя это своим примером. Погодкам особенно сложно сдерживать природную жадность и ревность, ведь поблизости всегда есть конкурент, посягающий на любимые игрушки.
  • Не ожидать моментальной реакции и понимания со стороны малышей-погодок. Лучше подстраиваться под них, чем злиться на их непослушание. Дети постоянно экспериментируют, они живут в игре, им сложно сконцентрироваться и, например, вести себя тише, когда мама укладывает спать младшего брата или сестру. Проще маме удалиться в соседнюю комнату, предварительно объяснив ребёнку цель своего ухода.
  • Научиться "остывать". Усталость и однообразие нескольких лет работы с детьми рано или поздно выражается во вспышках гнева, особенно когда малыши кричат и совершенно отказываются слушаться. Важно заранее понимать проблему и переключать свой негативный настрой в другое русло: спеть весёлую песню или заговорить о чём-то неожиданном.
  • Останавливаться и чувствовать момент. Строгий график или поход в детский сад иногда могут и подождать, если именно сейчас очень хочется почитать книжку, рассмотреть жука, поскакать на кровати или пошуршать осенними листьями.

Детство бывает один раз в жизни и мамина задача – создать о нём наилучшие воспоминания.

Дети - счастье, с которым связаны самые светлые моменты совместной жизни супругов. Двое детей погодок принесут больше счастья в крохотный социальный круг, называемый семьей. В большинстве семей рождается по двое детей. Как правило, разница между возрастом детей составляет 4-5 лет. Часто в семьях воспитываются дети-погодки (когда первому малышу исполнился год, а женщина уже беременна погодкой)

Погодками считаются дети с маленькой разницей в возрасте (не больше года). К примеру, первый малыш едва научился ползать, а женщина уже готова родить вторую кроху. Это огромная радость, но существует ряд трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться будущей маме погодок.

Первая беременность протекает для женщины в счастливом ожидании. Она учится быть матерью, изучает особенности воспитания малыша, ощущает тяготы, недостатки положения. В долгожданный момент рождения все домочадцы радуются новому члену семьи. С рождением погодки начинается радостная и одновременно сложная жизнь многих родителей. Необходимо научиться менять подгузники, выработать режим дня мамы с двумя детьми, привыкнуть к ночному плачу новорожденного. Нередко женщина, для которой первая беременность оказалась тяжелой, не рискует заводить второго ребенка и тем более погодку.

Важно, чтобы состоявшаяся мама имела поддержку. Немногие женщины способны самостоятельно вырастить малыша.

По мнению медицинских экспертов, интервал между родами должен превышать 3 года. Подобная точка зрения обусловливается тем, что женскому организму необходима реабилитация, восполнение недостатка питательных веществ, витаминов, микроэлементов. Иные специалисты полагают, что репродуктивная функция восстанавливается быстро, особенно у молодых женщин.

Многие не знают, дети-погодки - это какая разница? Максимальный промежуток в возрасте - с периода рождения до года и девяти месяцев.

Иногда случается, что зачатие происходит через 2-3 месяца после родов. Для будущей мамы малыша это станет серьезным испытанием. Женщина всегда будет переживать о личной карьере, материальном благе, собственном досуге. Важно не допустить психологического расстройства, в противном случае могут возникнуть негативные чувства по отношению к детям погодкам.

Как воспитывать детей-погодок?

Рождение второго крохи погодки принесет радость и одновременно новые испытания, поскольку первый малыш едва научился ходить.

Период с рождения до года

Второй малыш рождается, когда старшему исполняется приблизительно год. У крохи присутствует чрезвычайный интерес к окружающему миру, он устойчиво держится на ногах. Задача родителей заключается в «обезоруживании» собственного жилища. Провода, колющие и режущие предметы, электробытовая техника небольшого размера привлекают внимание крох, малыши захотят изучить предметы, потрогать, попробовать на вкус. Также нередки случаи, когда малыш, перелезая через кроватку, падает. Нужно обезопасить эту область, подложить подушки или увеличить стенки кроватки.

Сложность этого периода заключается в том, что с одновременным воспитанием старшего чада требуется тщательный уход за грудничком погодкой. Совсем недавно пройденный этап в виде бессонных ночей вновь возвращается. Женщина устает и физически, и морально, что может перерасти в послеродовую депрессию. Важно помнить, что внимания требуют не только дети погодки, но и женщина. Воспитание погодок должно быть равноценным, каждому из них должно уделяться требуемое внимание.

Период с одного года до двух лет

Когда младший достигает возраста 1 года, задача мамы погодок несколько облегчается. Например, у детей погодок начинают совпадать интересы, малыши вместе играют, проводят время. У старших детей просыпается опекунский инстинкт, они начинают защищать брата, сестру от имеющихся «опасностей». Важно предотвратить возможное соперничество, обеспечить малышам личное пространство. Дети погодки вызывают трудности, но, прилагая усилия, можно обойти большинство проблем.

Категорически запрещается обделять вниманием детей. Погодки должны чувствовать себя равными, ощущать единую материнскую любовь и заботу. Досуг должен включать времяпровождение всей семьей, вне зависимости от ожидаемых планов на вечер. При наличии неотложных дел, которые требуют вашего присутствия, необходимо отправить к бабушке и дедушке двух малышей. Погодки должны быть уверены, что в глазах родителей детей-погодок они равны. Этот факт только сплотит подрастающих крох. Ревность старшего в этом случае не будет проявляться.

Важным шагом является обеспечение личного пространства погодок. У каждого должно быть личное имущество в виде кроватки, игрушек. Нужно научить малышей делиться, уступать. В противном случае в более взрослом возрасте (около 7 лет) может начаться вражда и соперничество за право обладания конкретной вещью. В этом заключается детская психология.

Как только старший брат, сестра достигает детсадовского возраста, большинство родителей воспользуется появившейся возможностью и отправит кроху в садик. С большей вероятностью это решит некоторые проблемы, но суть останется прежней. Раздел детей заставит старшего почувствовать себя одиноким, что приведет к конфликтной ситуации между погодками. Рекомендуется подождать, пока дети погодки достигнут детсадовского возраста. Подобное решение поможет развить крепкие семейные узы, малыши будут дружными.

Дети-погодки, как справиться одной?

Бывают довольно печальные ситуации, когда семейные пары расходятся до рождения второго погодки. Причиной этому может стать быт, сформировавшийся после рождения детей.

Будущая мама двух погодок начинает беспокоиться о том, что ей придется растить погодок одной, и это вызывает моральный дискомфорт. Но многочисленный опыт матерей-одиночек позволяет утверждать, что справиться с детьми погодками можно самостоятельно, без посторонней помощи.

Необходимо соблюдать 5 простых правил, чтобы не возникло серьезных проблем:

  1. Выработать распорядок дня. До момента рождения второго крохи необходимо приучить первого к правильному режиму. У него должно быть время для прогулки по дому, кормления, сна и т. д. Еще сложнее ситуация, когда в семье трое детей погодок. Правила соблюдения режима должны быть еще строже. Женщине рекомендуется также рационализировать свой день, чтобы оставалось время на детей, и при этом мама двух погодок могла выделить свободное время на собственный отдых.
  2. Не пытайтесь делать домашние дела самостоятельно. Безусловно, растить двух детей погодок одной и уж тем более троих погодок - тяжкое бремя, мамочка будет разрываться между малышами. К примеру, спускать или затаскивать коляски на верхние этажи при отсутствии лифта и многие другие повседневные обязанности быстро истощат молодую маму. Если имеются родственники (бабушки, дедушки, братья, сестры), рекомендуется обратиться к ним за помощью.
  3. Разделите и одновременно сплотите детей. Чтобы выдался свободный час для отдыха и восстановления сил, начните прививать погодкам заинтересованность в игре друг с другом. Приобретите каждому индивидуальные игрушки, научите делиться. Так начнется общение между малышами, погодки начнут проводить вместе время, что благоприятно скажется на развитии родственных уз.
  4. Помните: дети - это личности. У каждого должен быть свой личный уголок, любимые вещи. Категорически не рекомендуется надевать вещи старшего на младшего. С возрастом у малыша начнет формироваться мнение, что у него не будет личных вещей. Это может повредить хрупкую детскую психику. Нельзя покупать одну игрушку - это поспособствует развитию соперничества.
  5. Прививайте взаимные интересы, желание совместного решения проблемы. Под видом игры, детской забавы научите погодок совместному времяпрепровождению. Мальчишки-погодки не должны конкурировать. Парни научатся взаимодействовать, защищать друг друга. Подобные занятия помогают сплотить мальчиков-погодок и поспособствовать развитию малышей. О том, .
  6. Воспитывая разнополых детей погодок не переусердствуйте с различием воспитания по половому признаку. Девочка конечно должна стать хозяйкой, но это не означает, что только она должна следить за порядком. А мальчик, конечно будущий джентльмен и не должен обижать девочек, но если она отняла его машинку, мальчик имеет право проявить чувства раздражения.

Заключение

Дети погодки имеют свои плюсы и минусы. Малышам проще привить общие интересы, у них формируются схожие взгляды. Но в то же время младший под влиянием брата может потерять собственную личность, копируя старшего. Подобное развитие событий нужно предотвратить. Погодки должны осознавать, что каждому в течение своей жизни придется сделать выбор, малыши должны быть сознательными личностями, когда вырастут.

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное - как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков - детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки - это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух - они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев - это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года - колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия - нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, - это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго - что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», - и они показывают перекрестно: «Это он», - «Нет, это он». И не потому, что они врут - они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), - ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно - что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей - понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать - это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря - до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму - не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет - это магическое понятие, магическое число)?« - «Мне четыре», - «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа - возраст - они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил - а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик - всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, - конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие - «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то - вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же - та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это - огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы - это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, - сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.

Краеугольный камень, с которого начинается совместное воспитание погодок – это тот момент, когда младший ребенок начинает самостоятельно ходить. Если до этого момента все игры для погодков ограничивались манипуляциями старшего с младшим, то с этого момента можно начинать подключать детей к совместным занятиям и учить их играть друг с другом.

Простые и интересные, игры для двоих маленьких детей способны довольно эффективно подтолкнуть развитие обоих малышей. Ведь двое детей изначально растут в конкурентной среде, что служит трамплином для амбиций старшего ребенка и мотивационным фактором для развития второго малыша. Именно поэтому стоит обратить на творчество и игры для двоих детей ваше пристальное внимание.

Игры для погодков – как организовать игровой процесс

Воспитание погодок довольно специфичный процесс, и один из его нюансов – совместные игры. Как бы ни складывались отношения у ваших малышей, стоит всегда помнить о том, что дети – погодки являются идеальной игровой парой. Как только младший из ребятишек начинает передвигаться хотя бы на четвереньках, у ваших погодок сразу же появляются увлекательные занятия – они могут ползать друг за другом или вместе рассматривать картинки и игрушки. Какие-то развлечения дети будут придумывать сами, а какие-то идеи могут предложить детям родители. Пройдет буквально три-четыре месяца, и вы можете предлагать им и другие игры для двоих детей дома и на улице. Но для успешной игры ваших малышей стоит знать некоторые факты.

  • Малыши вне зависимости от разницы в возрасте, а уж тем более погодки, великолепно находят общий язык и замечательно играют вместе. Один из детей сидит – другой лежит, один ползет - а другой убегает от первого.
  • У погодков довольно много общих интересов, это способствует их сближению, особенно если родители помогают детям найти точки соприкосновения. У малышей много общего – интересы, игрушки, родители, это ваш шанс привить детям любовь и интерес друг к другу.
  • Младшие дети всегда тянутся за первенцем, стараясь во всем ему подражать, и в результате быстрее развиваются.
  • Не стоит оттаскивать детей друг от друга, предлагая им заняться каждому своим делом по разным углам. Не стоит указывать на то, что эти игрушки принадлежат старшему, или ругать первенца за то, что он влезает в игры малыша. Пусть дети привыкают играть вместе и проводить в играх друг с другом как можно большее количество времени – это будет и им на пользу, и вам руки развяжет.
  • Если как раз к моменту рождения второго ребенка первенец стал активно осваивать окружающее пространство – сделайте свой дом максимально безопасным. Уберите все лишнее с полок, прикрутите шкафы и комоды к стенам, поставьте всевозможную защиту от детей на окна, розетки, двери и углы. Так вам намного проще будет заниматься младенцем, не боясь отвлечься хоть на минуту от старшенького ребенка.
  • Если вы не можете определиться в том, каким образом организовать занятия с каждым из детей, то сделайте проще: занимайтесь все вместе. Информация для малыша – повторение пройденного материала для старшего, а новые знания для первенца будут на лету подхвачены младшим ребенком.
  • Погодки весьма склонны к соперничеству, особенно однополые. Старайтесь все игры строить на основе сотрудничества, когда малышам нужно вместе придти к какой-то цели. А вот в играх соревновательного характера следует делать акценты не на победе, а на самом процессе игры.
  • Не забывайте, что у каждого из детей есть свой характер, темперамент и свои увлечения. Каково бы ни было искушение поместить их на одни и те же развивающие занятия, стоит прислушиваться к мнению и желаниям каждого из детей. Посещая разноплановые занятия и развиваясь в разных сферах, дети не будут перетягивать внимание родителей на себя, радуясь достижениям как своим, так и брата или сестры.

Даже если периодически у детей возникают споры, драки и конфликты, тем не менее, представить свою жизнь без другого не может ни один из детей, ведь не каждому малышу так везет - круглосуточно иметь товарища для игр. Ваши погодки имеют почти одинаковый возраст, часто – схожие интересы и увлечения. Занятия, которым малыши могут предаваться без участия родителей, вы можете увидеть в статье «Самостоятельные игры или 40 способов как развлечь детей» , однако и в этой статье мы предложим как самостоятельные игры для погодок, так и совместные игры - мама с двумя детьми, или даже игры для всей семьи вместе с папой.

Развивающие игры для двоих детей

Все родители хотят дать своим детям как можно больше всего, что им может понадобиться в жизни. Касается это и раннего развития, ведь именно до семи лет когнитивная функция ребенка наиболее высока. Именно поэтому следует отметить некоторые развивающие игры для двоих детей, которые наверняка понравятся вашим погодкам.

Мозаика – творим картины из мелких деталей

Более усидчивые, девочки погодки охотно складывают из маленьких частиц интересные картины, но и мальчишкам это тоже придется по душе. По мере роста детей элементы мозаики должны уменьшаться в размере, что необходимо для развития у детей мелкой моторики и ловкости.

При этом мозаики много, и ее вполне хватает для того, чтобы увлечь обоих детей на некоторое время. А совместными усилиями они вполне могут сотворить настоящие шедевры!

Развиваем у детей логику и тактильную чувствительность

Чаще всего мальчики погодки любят копаться в мелких деталях, но и девочки от них ничуть не отстают. Поэтому дети, склонные к усидчивости, с радостью будут разбирать кучу перемешанных шурупов, фасоли, бусин и макарон, раскладывая их по разным баночкам, перемешивая руками и раскидывая по комнате. Можно раскладывать предметы в емкости не только по их типу, но и ориентируясь на их цвет, форму, и съедобные они или нет.

Однако такую игру необходимо проводить под контролем взрослых, иначе фасолина может оказаться в носу, а шуруп – в желудке. Во избежание, так можно играть съедобными предметами, например цукатами и орехами.

Пазлы – море пользы и интереса

Пазлы – неоценимые помощники в развитии ваших детей, они не только нравятся всем малышам, но и способствуют развитию логики, мелкой моторики, наблюдательности.

Современные производители предлагают разные пазлы для каждого возраста. Старшему ребенку уже можно давать пазлы, состоящие из 9-16 частей, а малышу можно предложить мягкие поролоновые пазлы, разбитые на кусочки количеством от 2 до 5. Однако младшего ребенка маме следует увлечь игрой и контролировать, иначе при недосмотре может пострадать произведение первенца, пазлы которого будут раскиданы, облизаны или порваны.

Чтение – взгляд в волшебный мир сказок

Ничто не будет так развивать воображение и словарный запас ваших детей, чем чтение художественных произведений. Совместное чтение книг будет интересно обоим малышам, тем более сходного возраста. У погодок редко возникает противоречие в рекомендуемой литературе, когда одному еще нужно читать теремок, а второму – про пиратов и фей. Чаще всего погодки охотно слушают общие для их возраста произведения.

Не стоит забывать и о том, что мы живем в 21 веке. Аудиосказки, книжки с говорящими кнопками, игрушки, которые рассказывают сказки и поют песенки, детям тоже очень нравятся.

Это далеко не все развивающие игры, которые можно предложить сразу обоим малышам, любую игру можно адаптировать таким образом, чтобы она была доступна и старшему и младшему из детей.

Ролевые игры для двух маленьких детей

Начиная примерно с двух лет, дети охотно играют в ролевые игры, более того, такие игры являются определенным этапом взросления ребенка. Например, мальчики погодки увлеченно сражаются на шпагах, ведут автобусы, играют в пиратов и ниндзя, а девочки воображают себя принцессами, примеривают на себя роль феи. А дети обоих полов охотно поддерживают игры в больничку, детский сад и дочки-матери. Фантазия детей неисчерпаема, тем более, вдвоем можно воплотить намного больше интересных сценариев. А если дети не придумают сами, то взрослые им подкинут стоящих идей. Наиболее популярные варианты игр можно свести к следующему.

Готовка от шеф повара в ресторане или домашнее чаепитие?

Разумеется, что девочки погодки более охотно играют в готовку, но и мальчишки в тех семьях, где отец зачастую стоит у плиты, тоже любят примерить на себя роль повара.

Чаще всего, кулинарные шедевры воображаемые, или из игрушечных продуктов, однако смелые мамы могут отдать на откуп своим погодкам и обычные продукты - некрупно порезанные овощи, сыр или колбаску, пару кусочков хлеба. Дети с удовольствием накормят и себя, и друг друга и свою многочисленную армию роботов и кукол.

Добрый доктор Айболит

Неважно, однополые у вас погодки, разнополые, все дети любят играть в доктора и пациента. Чаще всего старший ребенок лечит младшего к всеобщему удовлетворению, так как жизненного опыта у первенца поболее, да и походов к врачу тоже.

Дети с удовольствием играют покупными наборами доктора, но назначение половины предметов в них, за исключением шприца и стетоскопа, неизвестно даже родителям. Поэтому неплохо дополнить набор мелкими конфетами и круглой кондитерской посыпкой, изображающими таблетки, подкрашенной водичкой, ватными дисками, бинтами и лейкопластырем. Приветствуются лупа, сантиметровая лента и докторские очки. Очки – это самое главное!

Рок группа дает эксклюзивный концерт в вашем доме!

Среди современных игрушек у всех детей половина или треть приходятся на звуковые вариации или на имитацию музыкальных инструментов. Легко заинтересовать малышей совместной игрой на синтезаторе, свистке, трубе, барабане или бубне. А если вся семья вместе организует рок концерт – это будут незабываемые впечатления.

Можно даже создать определенный имидж, надеть парики, темные очки и зажечь!

Конструктор «лего» – выбирай роли на вкус

Лего – замечательные тематические конструкторы, с которыми знакомы абсолютно все родители и дети. Сейчас можно выбрать любую серию знаменитой игрушки – и «лего» пожарные и «лего» принцессы в волшебном замке, и «лего» зоопарк.

Конструирование из готовых элементов развивает моторику детей, воображение, и ролевые вариации дают богатую пищу для воображения и фантазии детей. Конструкторы отличаются величиной строительных элементов в зависимости от возраста детей, но погодки почти всегда находятся в одном возрастном диапазоне.

Если же малыш еще не «дозрел» до стройки, то вполне можно играть в игру «мэр города и грозная Годзилла», в которой старший строит, а младший – разрушает построенное к всеобщему восторгу.

«Войнушка» – школа жизни

Даже если у вас разнополые погодки, вам будет сложно избежать этой игры, а уж родителям двух пацанов - тем более. А вот родители двух девочек вполне могут и не познакомиться с разрушительной силой этой ролевой игры. Тем не менее, игра веселая, знакомая всем с самого детства и не требующая особых пояснений.

Вигвам – индейское жилище

Погодки, как и дети любых других возрастов, с удовольствием заберутся в большую коробку или специальную палатку, где можно организовать цирк, замок, штаб или просто уютный маленький домик.

Творческие игры погодок

Любые дети благосклонно относятся к творческим занятиям. И даже разнополые погодки - девочка и мальчик с охотой займутся творчеством вдвоем, проведя тихо и мирно от 20 минут до пары часов.

Шедевры ваших живописцев

Рисование – отличный способ комплексного развития ваших детей. Это и мелкая моторика, и чувство формы и цвета, и развитие мышления и восприятия и многое, многое другое. А еще – это универсальное занятие, которое нравится абсолютно всем детям. Под вашим присмотром погодки могут рисовать красками и фломастерами, а для самостоятельного рисования им можно дать карандаши, восковые мелки или даже обычный мел и грифельную доску.

Простота исполнения - раскраски

Раскраски – намного проще самостоятельного творчества, но требуют от малышей аккуратности. Есть большие фигуры для малышей, или раскраски с большим количеством деталей для старшего возраста. А в последнее время многие родители распечатывают раскраски прямо на принтере.

Аппликации – творчество для всех

Оба ребенка с удовольствием будут заниматься аппликациями. Можно подготовить все маме, а можно организовать процесс таким образом, что первенец будет вырезать фигуры, а малыш – наклеивать их.

Не обязательно использовать только бумагу – смелее включайте в перечень возможного инвентаря и ватные диски, и крупы, и мелкий песок, и обычные листья. Все в ваших руках!

Вся наша жизнь – театр!

Оба малыша могут с удовольствием смотреть сценки домашнего театра, роли в котором играют их родители, или с помощью кукольного театра давать представления самостоятельно. Для этого даже нет необходимости покупать специальный детский домашний театр, достаточно пальчиковых кукол и покрывала.

Юные скульпторы

Эти развлечения оценят как мальчишки, так и девчонки, даже если ваши дети погодки разнополые. Пластилин – и сам по себе дает неограниченный простор для детской фантазии, но современный мир предлагает и многочисленные решения для ленивых и нежелающих думать – и фабрики мороженного, и пластилиновый парк юрского периода, и одежда из пластилина для любимых принцесс Диснея.

Можно даже делать домашний невредный пластилин, лепить из подкрашенного соленого теста, делать статуэтки из гипса, использовать пластилин в аппликациях.

Творчество – одна из ведущих деятельностей малышей, и, конечно же, это львиная доля, составляющая развитие и воспитание погодок. Помимо этого активно используются в воспитании и подвижные игры для двоих детей, о чем написана отдельная, не менее интересная .

Воспитание погодок с помощью игры

Игры для двоих маленьких детей имеют большое значение в их развитии и составляют основу в таком важном деле, как воспитание погодок. Применив фантазию и при должном желании можно придумать множество занятий, которые будут развивать нужные навыки у обоих детей, и адаптировать их к условиям разницы в возрасте, уровне знаний и умений ваших погодков. А мы предложим вам еще больше интересных идей в последующих статьях!

Дети – цветы жизни. Хорошо, когда в семье есть один ребенок, но если их двое, и их разница в возрасте год, еще лучше.

Казалось бы, дети погодки какие трудности и проблемы могут быть, если у них разница всего год, и их вкусы вроде как должны сходится, но не тут было.

Появление в семье малыша – радость и хлопоты родителей. Дети-погодки, охотно общаются друг с другом, старший заботится о младшем, тем самым помогая маме.

Но тем не менее, существует ряд определенных проблем и трудностей, связанных с их воспитанием.

Бывает такое, что старший ребенок, со временем начинает ревновать своего младшего брата или сестру к родителям.

И это абсолютно понятно, ведь мамина чуткость прикована в основном к младшему, так как ему на данном этапе необходимо немного больше внимания и ласки со стороны родителей.

Чтобы избежать такого казуса, необходимо заранее объяснить и подготовить своего старшего ребенка к появлению малыша в семье.

Просто обычными фразами рассказывать и объяснять ребенку, что у него скоро появится братик или сестричка.

Когда самый маленький член семьи родится, необходимо хвалить своего старшенького за помощь, говорить чаще как сильно родители его любят.

Стараться не ругать старшего за то, что он совершил что-то не так, лучше всего спокойным голосом объяснить, как сделать правильно, и в следующий раз дать ему исправиться.

Споры и разногласия между детьми

У детей-погодок могут случатся разногласия в самой банальной ситуации.

К примеру, дети просто не смогли поделить между собой игрушку или какую-нибудь сладость.

Для родителей важно стараться покупать похожие игрушки, а лучше те, которыми можно играть вдвоем: конструктор, кубики.

В такой ситуации лучше всего постарайтесь переключить внимание младшенького, но если не удается, то попросить (но ни в коем случае не требовать) вернуть игрушку на время, похвалив и поблагодарив за этот добрый жест.

Дети всегда индивидуальны, и даже общая возрастная группа не может повлиять на успеваемость и поведенческие особенности.

Не стоит ставить малышей как пример – один для другого, чтобы не вызвать комплексов неполноценности.

Несовпадения режима дня

Здесь важно максимально приблизить режимы отдыха малышей. Даже если не особо удается это сделать в дневное время, главное – ночной сон. Поначалу этого не будет, но со временем, когда старший подрастет, ему захочется ложится спать позже. Особенно ярко может проявится это явление в возрасте 3 лет.

Ссора между детьми

По поводу рождения погодок существуют всевозможные мнения: кто-то считает,что минимальная разница в возрасте, по-своему выгодна с точки зрения развития, а другой считает, что воспитание двух детей одновременно – нелегкий труд. Кто же из них прав, решать каждому человеку самостоятельно.

Плюсы и минусы воспитания детей-погодок

Дети-погодки – ситуация особо популярна в наше время. Потребности таких детей близки, но не одинаковы.

  1. Отказ от грудного вскармливания. Некоторые врачи выступают против вскармливания грудью, во время второй беременности, так как это вызвано выработкой окситоцина, который так же участвует в сокращении мускулатуры матки, а значит тем самым повышается риск выкидыша. Во-вторых, для правильного развития, плоду требуются питательные вещества, которые может дать женский организм. Но когда женщина кормит грудью, все эти вещества уходят на лактацию.
  2. Нехватка времени и отдыха. Когда один ребенок, то мама могла на время прилечь и отдохнуть. Но с рождением второго, это время у нее к сожалению уменьшается.
  3. Финансовые затраты. Придется вдвойне тратиться на подгузники, молочные смеси и игрушки. Если так случилось, что погодки разнополые, то не получится передавать одежду по наследству. К тому же в дальнейшем их придется расселить по разным комнатам, что также приведет к не малым затратам.
  4. Стресс и депрессия. Нередко случается так, что с появлением второго малыша, папа работает намного больше, зарабатывая деньги на семью, а на маму складывается вся ответственность за развитие, уход и воспитание. Частые крики, ссоры, многочисленные капризы и борьба за родительское внимание, может вывести из себя даже самую спокойную и любящую маму.

У детей с небольшой разницей в возрасте совпадают интересы

Но не смотря на все недостатки у детей-погодок есть и свои преимущества:

  1. Адаптация в обществе. Привыкание к садику проходит гораздо проще, ведь у ребенка есть опыт общение не только с родственниками, но и со сверстниками. Дети могут самостоятельно пытаться решать свои проблемы, договариваться на счет игрушек.
  2. Лучшие друзья. Так как, разница в возрасте минимальная, значит вкусы детей более-менее совпадают, тем самым, маме не надо будет со временем ломать голову над тем, какое развлечение придумать детям, они сами смогут себя обеспечить такими занятиями, в которые им интересно играть.
  3. Дети тянутся друг за другом. Минимальная разница в возрасте помогает им чувствовать ответственность младшего за старшего и наоборот. Старший может помогать маме ухаживать за младшим.
  4. Карьера. Вернувшись из декретного отпуска, родители вплотную смогут заняться своей карьерой. Ну а если вдруг захочется сменить рабочее место, то будет больше шансов реализовать задуманное, так как руководители стараются искать женщин с детьми, чтобы не опасаться за внезапный уход в декрет.
  5. Экономия одежды. Об этом факторе говорили в недостатках. Но если дети однополые. То недостаток сразу меняется на преимущество. Ведь не будет особых проблем с куртками, сапогами, и другими вещами, которые старшие просто не успевают износить, за счет того что растут.
  6. Именно у детей-погодок меньше шансов быть эгоистами. Ведь именно они постоянно находятся в контакте с братом или сестрой и привыкают делить между собой игрушки, учитывать желания других.

Между родами оптимальное время на восстановление гормонального, физического и психологического фона женщины – составляет от 2 до 4 лет.

Распространенные ошибки в воспитании детей-погодок

Большинство родителей, воспитывая детей-погодок, допускают ряд ошибок. Это может повлиять на их дальнейшее развитие и взаимоотношение.

Чего же стоит избегать:

  1. Зачастую, родители объединяют своих детей в одну познавательную группу, чего делать не стоит. Психологи утверждают, что в дошкольные годы, развитие ребенка идет колоссальными темпами, и даже разница в пару недель, может сыграть многое, так как каждый уникален, и не похож друг на друга.
  2. Не стоит ради собственного удобства отдавать детей в одну группу детского сада и в один класс. Погодки – не близнецы, а значит у каждого, хоть и похожи, но разные интересы и вкусы. Кроме того, существует риск, что между ними может возникнуть конкуренции, а она ни к чему хорошему не приведет.
  3. Самая распространенная проблема у родителей – сравнивание детей. Ситуация соперничества, со временем может привести к тому, что они могут начать ненавидеть друг друга. И в этом буду виноваты родители, потому что они начинали сравнивать своих детей.

Для ребенка дошкольника каждый месяц – новая ступень. Погодки находятся в такой ситуации, что младший считает как будто ему не угнаться за развитием старшего.

И важно помнить, что если у детей такая небольшая разница в возрасте, не стоит уделять внимания младшему больше чем старшему.

В дальнейшем это может плохо повлиять на их взаимоотношениях.



Рассказать друзьям