Детские прозвища и клички. Детские прозвища долго не живут

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Бывает так, что родители долго выбирают имя для крохи, а когда он рождается, в семье его именуют совсем по-другому. Поговорим о детских прозвищах - не обидных, которые могут приклеиться к ребенку в садике или в школе, а о тех сладких именах, которые сами родители дают своей кровиночке „от избытка чувств». У папы с мамой огромный простор для творчества. Кроме традиционных Солнышек, Лапочек и Пупсиков-Куколок есть множество имен, которыми счастливые родители зовут своих чад дома.

Жучок или Котенок?

Наиболее распространены прозвища, когда малыша называют детенышем ка-кого-либо животного. Как ни странно, не так уж редко это бывают насекомые! Кроху могут называть ласково Клопик, Жужелица, Комарик, Тараканчик, Козявка. Букашечка или Жучок-паучок. Эти слова популярны и для младенцев, которые лежат на спинке и хаотично дрыгают ручками и ножками, и для начинающих ползунков, ведь насекомые обычно ползают.

Нередко вдохновляют родителей и детеныши животных: Львенок, Совенок. Заяц. Хомячок. Если волосы у крох ежиком или малыши пыхтят, их именуют Ежиками.

Пальму первенства из животного мира прочно удерживают Зайка и Котенок, а из птиц - Ласточка, за ней идет Птичка-синичка. Иногда родители отдают предпочтение и более экзотическим видам. Например. Сколопендра - вообще-то это многоножка, но в устах любящих родителей даже такое вроде бы обидное прозвище звучит как музыка.

Родителям очень нравится, если в прозвище есть игра слов: например. Катю называют КАтенок. Савелия - САвенок, Михаила - Мишка-топтыжка. Алиса по созвучию становится Лисой-лисеной. а дальше уже - и Патрикеевной.

Висит груша…

Вторая группа прозвищ - по именам героев мультфильмов, кино и сказок, именам персонажей или по названиям мифологических существ: Гном(ик). Дракоша, Мышонок Микки Маус, Цыпленок Цыпа, Чебурашка, Коза-дереза. Лев Алекс, Мистер Твистер, Обезьянка Чита, Шпунтик, Фунтик или Бармалей.

Творчески подходят родители к производным от официальных имен. Егора можно называть Горыныч (кстати, это и герой сказки тоже). Тему - Темыч. Темыш и сокращенно - Мышь. Варя - это и Варежка, и Вареник.

Мамы и папы, бабушки и дедушки любят придумывать и рифмы к именам: Майя - „ты моя золотая», Юля-красотуля, Дениска-редиска. Нюшка-ватрушка. Димон-лимон, Маринка-мандаринка.

Всегда актуальны бесконечные производные варианты от слова «маленький»: Масик, Манюня, Малек или Масяня. Малый размер вдохновляет на такие имена: Капелька, Кнопка. Бусинка.

Часто детей именуют по названиям цветов: Ивана - Одуванчиком, Колю - Колокольчиком, Романа - Ромашкой, к Риту - Маргариткой.

„Кулинарные» прозвища есть почти у всех детишек. Этот перенос основан чаще всего на том, что ребенка хочется назвать сладеньким, особенно если при этом он не худыш: Андрюха-сладюха, Оладушка, Пампушка, Ватрушка, Бублик, Крендель, Булочка. Пирожок и даже… Шпикачка!

Впрочем, в одной семье кроху кличут Плюшкой только потому, что она учится ходить и все время плюхается на попу.

Девочек называют Ягодками или по цвету глаз - Черничка. Смородинка. А если малыш не в меру серьезный и делает потешно важный вид, мама и папа могут окрестить его Деловой Колбасой. Расплывающийся в улыбке младенчик похож на пельмешек…

Для детских прозвищ порой характерны намеренные сюсюканья и коверканья языка. Иногда получается забавно.

Любовь вдохновляет!

Как выяснилось, нередко деток хочется назвать по частям тела или действиям (Топотушка, Беззубик или Зубастик. Ушастик, Щекан или Щекастик, Лохматушка, Пузанчик). Иногда родители формируют прозвища и даже шутливые фамилии на основании звуков, которые детки издают: Нюня (ноет), Пищалкин, Фыркалкин, Хныклик, Скрипушкин.

Малыш и сам подсказывает, как его можно приласкать. Он агукает - и родители рады назвать его Агусь, Агуся, Асюсь, Гугушонок или Гугусенок. Хрюша, если похрюкивает, Кыха, если издает звук „кх», и так далее. Не выговаривает часть звуков, и вот Кирилл превратился из Кирки в Кильку! Братик не может правильно сказать „Стасик», получается „Касик», и вся семья охотно переходит на этот вариант.

Не являются прозвищами, но иногда прилипают как вторые имена прозвания детишек по чертам характера: Шкода, Шило (непоседа). Егоза, Жулик, Баловник, Хохотушка. Важных и надутых малышей нередко иронически кличут Директор, Шеф, Босс. Свои метафоры есть и тут. Например, Террорист или Шуршик, Бэтээрчик или Пружинка.

Встречаются и маленькие шедевры: Соковыжималкой зовут девочку, которая утомляет родителей своей неуемной энергией. А папа-программист называет сына, любящего попищать, Пикселем.

Чемпионат мира по футболу в ЮАР вдохновил многих отцов на то, чтобы именовать орущих детей Вувузела (африканская труба, в которую так громко дули болельщики).

Само собой вспоминается и фольклорное наследие. Деток могут назвать Бульбой или Барабулей, даже не вспоминая, что это слово означало изначально „картошка».

„Кулёма» в словаре В. И. Даля толкуется как неловкий человек. „Буська» по-белорусски - „поцелуй». Однако встречаются и весьма современные варианты прозвищ для детей, например Тамагочи. Иногда прозвище объясняют принадлежностью малыша к тому или иному знаку зодиака или рождением в какой-то год: Хрюша, Рыбка. Для разнообразия в некоторых семьях малышей называют на иностранный манер: Юлия - Джульетта, Александр - Искандер. Есть и пародийные варианты, например Полинезия - для маленькой Полины. Антонио Бандерас - для Антона.

Ласковыми в устах родителей становятся и привычные обзывалки, и знакомые с детства имена-дразнилки (тетя Мотя, Дуня, Фрося). Просто в своем ребенке умиляет все - и голая попка (получается Голопопик), и то, как малыш ест: присосавшиеся к маминой груди малыши получают метафорические забавные имена Пиявочка, Вампирчик, Насосик.

Если в вашей семье у малыша есть оригинальные прозвища, не полагайтесь на память и занесите упоминания о них в свой дневничок. Когда кроха подрастет, ему будет очень интересно узнать, как называли его в детстве самые любящие люди и почему!

Доброго дня!
Как можно догадаться - тема по следам.
Предлагаю на выбор несколько кандидатов, добавляйте своих.
Только подписывайте фото, кто есть кто
Голосуйте сообщением типа "+1".
Голосование предлагаю проводить и весь завтрашний день до полночи по Московскому времени, а в пятницу результаты.
Приступим-с!

2080

Ваше Величество

Добрый день, форум! В конце декабря был опубликован рейтинг самых красивых лиц 2018 года. Этот рейтинг составляется на основе мнения пользователей соцсетей. Полная версия есть в интернетах, а в моей теме будет почти 60 самых-самых красавчиков (есть даже один наш), которые скрасят нам последние зимние денечки.))

700

Катерина

Девочки, ребенку почти 8, не сидит вообще. Если сажаешь даже, то прям ни пары секунд не может в вертикальном положении провести, падает. При этом ползает по пластунски, встает у опоры, за ручки подтягивается, в стульчике подтягивается, но сидеть без опоры - никак. Пора же бить тревогу, да?
Были у ортопеда, спинку посмотрел, вроде претензий к нам нет. На следующей неделе планируем к педиатру, буду просить направление к неврологу. Но педиатр неохотно дает такие направления, да и когда про массаж спросила в 3 месяца, то вообще сказала показаний нет. Очень хочется выпросить у нее направление на массаж. Как бы это сделать по-тактичнее? Какие слова верно подобрать? Кто-то без особых показаний получал массаж в поликлинике?

267

Tetyana Nekrasova

Сегодня была затронута тема снов, были и яви, что померещилось и что на самом деле было.
А были в вашей жизни случаи, когда рассудок оказывался в конфликте с реальностью?
В моей жизни было три случая, которые разум и современная наука не могут объяснить. Минимум три, остальные еще как-то можно в разряд флуктуаций отнести.

Случай первый.
Бабушке вырезали опухоль на спине - жировик гантелеобразной формы весом 1,8 кг. Выписали через недельку из больницы, еще через пару дней сняли швы. Я точно даты не помню, но вся история уложилась месяца в полтора. В то время Чумак по телевизору воду в тазиках «заряжал» (Помнят, наверное, многие). Бабушка внимательно заряжалась, читая статьи про декабристов и Наталью Гончарову.
Так вот, переодевается как-то бабушка перед сном, наклоняется и... Я не вижу шрама на спине! Включили яркий свет. Я чуть ли не под лупой спину рассматривала. Нет шрама! Самовнушение? Чумак с тазиками? В любом случае наука ответа не даёт, каким образом это возможно.

Случай второй
Мама сломала ногу. Для продления больничного нужно было два(!) раза в неделю являться. Машины тогда у нас не было, маме приходилось подниматься на костылях на ступеньки тролейбуса. Заработала грыжу. Врачи, несколько, сказали, что только оперировать. Нашла мама «бабку». Пришли к бабке. Условием было: свое яблоко, свой носовой платок. Оплата мизерная. Я с мамой поехала - другой конец города, непонятная «стрелка». Бабуля откусила яблоко, положила маме на живот платок и, через него, покусывая, приговаривала: «Грызу, грызу грыжу...» И так далее. Опа ля, мышцы в месте разрыва сошлись/срослись. Выпячиваний после этого не было. Операция отменилась.

Случай третий
У той же моей бабушки было рожистое воспаление ноги, периодически рецидивирующее. Кто сталкивался, знает, - лечится долго и сложно. Была свидетелем. Бабка Аксинья (соседка через несколько домов по улице в деревне) сказала принести с собой лоскут красного бархата. У бабушки такой нашелся. Потёрла этим бархатом, пошептала что-то (в этот раз я ни слова не разобрала), и через полчаса после визита бабушкина нога пришла в порядок...

Вот как так?!

231

Клава

Всем доброго времени суток.
Ходили сегодня с дочкой в музыкальную школу. Занятие полчаса в неделю. Дети от 3 до 5 лет. Танцуют, поют, играют на инструментах, учат ноты. Нам понравилось, дочка в восторге (дали поиграть на барабанах, на уроке на фортепьяно играли), решили записаться.
В конце урока учитель спросила не хотим ли отдать дочку на фортепьяно, говорит есть способности, быстро схватывает.
Что-то я в замешательстве, с одной стороны почему бы и нет, но я не думала так рано отдавать учиться играть на инструменте. С другой стороны а не много ли будет: танцы, группа раннего развития музыкальной школы, фортепьяно, спорт при садике.
Поделитесь пожалуйста когда Вы отдавали ребёнка в муз школу.

171

Добрый день, дорогие мамы и папы, а так же ваши детки!

Школьные клички – частая причина детских комплексов, обид, отсутствия нормальных взаимоотношений со сверстниками и даже жизненных неудач во взрослом состоянии. Стоит ли обращать на них внимание, и как научить ребенка быть независимым от людского мнения?

Получить кличку, добрую или обидную, можно в любом коллективе, даже работая в учреждении высокого класса. Прислушайтесь внимательно: даже о политиках люди говорят, используя в основном прозвища.

А начинается все в раннем детстве… Первые клички мы получаем в детских садах или в школе. Порой они серьезно нам докучают, сопровождая на протяжении всей жизни.

Будучи сами родителями, мы сталкиваемся с тем, что наш ребенок приходит из садика или школы со слезами на глазах и объяснением причины: «Меня обзывают!» Как поступить в этом случае?

Понятно, что жалоба воспитателю или классному руководителю не приведет к благополучному исходу: обидчики только озлобятся. Следовательно, нужно проанализировать, что послужило причиной прозвища, насколько оно отражает проблему и как философски к нему отнестись.

Проделать такой анализ в своей голове должны сначала взрослые, а ребенку преподнести полученный результат в качестве совета.

Но прежде всего, давайте выясним, зачем вообще нам нужны прозвища. Тогда будет понятно, как к ним относиться. Причин может быть несколько:

  • желание подчеркнуть свои преимущества за счет унижения другого;
  • причислить к «своим» и выделить «чужих»;
  • обозначить выдающееся качество человека (положительное или отрицательное).

Любая кличка выражает общественное мнение о человеке. И в этом случае позиция взрослых в семье очень значима. Если папа и мама привыкли не обращать внимания на мнение людей и молча выполнять свои обязанности на работе или по отношению к окружающим, они передадут свой образ жизни ребенку.

Тогда и малыш будет учиться, заниматься, добиваясь успехов и посматривая сквозь пальцы на потуги окружающих его обидеть.

Но если общественное мнение для семьи важно, и мама все время причитает: «Что будет говорить княгиня Марья Алексевна?» (цитата из «Горя от ума» А. Грибоедова), то и малыш вырастет мнительным, будет всю жизнь подстраиваться под желания других.

Первый вариант развития событий предпочтительнее: надо учить ребенка не обращать внимания на нерадивых товарищей, делать свое дело и искать друзей по душе.

Но такой ход событий возможен, если кличка не слишком обидная, или вы знаете, что с вашим малышом все благополучно и в отношении учебы, и в отношении поведения в школе, и в плане здоровья. Тогда можно на всех махнуть рукой.

Если налицо проблема в семье или в самом ребенке, кличка может только заострить ситуацию. Тогда нужно учить малыша не только философски воспринимать ситуацию, но и помочь решить проблему. Давайте рассмотрим, какие бывают прозвища, и что они могут отражать.

Разновидности кличек


Итак, мы с вами выделили три типа «обзывалок»:

  • Обидные клички, когда человек самоутверждается за счет принижения достоинства ближнего. Если это просто попытка унизить, на нее стоит махнуть рукой. При правильном подходе и ваш малыш не будет обращать на нее внимание. Но если вашего ребенка обзывают «жиртрестом», «ябидой», налицо проблемы с поведением или со здоровьем. В этом случае не всегда можно обойтись беседами и уговорами.
  • Прозвища, подчеркивающие какие-либо качества. Такие дразнилки редко бывают обидными. Они формируются на основании внешнего вида человека или качеств его характера. У детей их отражают в основном сказочные персонажи. Например, лапоухого мальчика скорее всего назовут «чебурашкой», неуклюжего – «медведем» или «Карлсоном». При этом клички получают все подряд: так малыши подчеркивают индивидуальность друг друга.
  • Прозвища, которые выделяют своих в группе, тоже имеют мало обидного. Клички получают все друзья, это своего рода пароль, доступ в «тайное общество».

Итак, больше всего проблем будет как раз с первой категорией, поскольку дразнилки в ней явно созданы с целью обидеть и унизить. Разберемся, как научить ребенка их принимать и не закрыться.

Проводим беседу


Тревоги ребенка по поводу клички вполне понятны. Мнительный малыш будет переживать насчет своего кажущегося несовершенства, будет стесняться выделенных недостатков. Сразу хочу предупредить: родителям нужно набраться терпения, чтобы малыш научился вести себя сдержанно и спокойно.

Успех психологической коррекции будет зависеть от микроклимата в семье. Ребенок должен доверять родителям, тогда он будет прислушиваться к их советам.

  • Если прозвище не обидное (высмеивает фамилию или элемент одежды), убедите ребенка принять его и отнестись к этому как к доброй шутке. Если малыш перестанет акцентировать на проблеме внимание, сверстники тоже будут к нему нормально относиться.
  • Игнорировать. Объясните, что обижаться – это свойство слабых людей, принимающих близко к сердцу любую мелочь. Сильные люди не обращают внимания на издевки окружающих, а продолжают стремиться к своей цели.
  • Если кличка – это признак принадлежности к группе друзей, но для крохи прозвище звучит обидно, стоит подумать, нужны ли ему такие друзья. Может, нужно присмотреться к другим ребятам.
  • Кличка — это твой первый бренд. Так будут рассуждать мудрые родители в семье, где папе и маме пришлось многое преодолеть, чтобы обрести состояние и почувствовать себя влиятельными людьми. К такому восприятию кличек готовы даже не все взрослые. Но как вариант вы можете попробовать в виде игры. Пусть малыш придумает, какой товар или услугу можно продавать под таким названием?


  • Кличка – это узнаваемость . Убеждение, похожее на предыдущий вариант. Любой недостаток можно обратить в преимущество.
  • Если прозвище обидное, оно вряд ли возникает на пустом месте. Поговорите с воспитателем, как ведет себя ребенок в школе, нормальные ли у него взаимоотношения с детьми. При наличии проблемы есть смысл посетить психолога. Если кроху обзывают толстяком или долговязым, подумайте, как помочь ребенку обрести нормальную физическую форму (пересмотрите питание, отдайте его в спортивную секцию и т.д.).

Конечно, 5-6 летнему крохе трудно не обижаться и не злиться, но убедите его не проявлять своих чувств хотя бы внешне. А сами в это время поразмыслите, как исправить проблему, если она действительно существует. Ведь ребенку придется с этим жить! И повышайте самооценку, воспитывайте самоуважение, тогда мнение окружающих будет безразлично.

Ботан – клеймо или преимущество?

Особое место среди школьных прозвищ занимает слово «ботаник» или «ботан». Оно обозначает очень умного человека, зацикленного исключительно на учебе или науке.

Многие, услышав это слово, представляют себе худого, немного неуклюжего парня в очках, который в то же время прекрасно разбирается в технике и научных изысканиях, но совершенно не может постоять за себя.

Хорошо или плохо быть умным? Думаю, все зависит от отношения человека к самому себе и к окружающим.


Если ребенок прекрасно учится, разбирается в сложных вещах, ставит перед собой цели в жизни, мнение детей в школе должно его волновать в последнюю очередь. Через несколько лет он расстанется со своими одноклассниками и, возможно, никогда их не увидит. А ему еще строить карьеру, учиться и т.д.

Чтобы внешность вашего малыша не походила на «ботаника», старайтесь совмещать физическое развитие и умственное. Ботан, посещающий секцию бокса или карате, поверьте, внушает уважение, и обзывать его в лицо некоторые мальчишки просто побоятся.

А вот зазнайство и ощущение собственной звездности точно приведет к тому, что из крохи вырастет ботан. Не культивируйте в семье идолопоклонство и не ставьте достижения своего чада во главу угла. Да, ты добился многого, но можно еще больше. Таков девиз мудрых родителей!

В здоровой семейной атмосфере вырастает уравновешенный, разносторонне развитый ребенок. К такому не цепляется ни одна кличка. Так что в силах родителей свести к минимуму школьные дразнилки в отношении своего чада!

О себе

Как вы уже заметили, наша фамилия Чеснаковы. И неудивительно, что все наши друзья называют нас чесночки. И вот, когда сын пошел в школу, я предполагала, что его кличка будет «чеснок».

Не акцентируя на этом внимание я некоторое время ненавязчиво объясняла сыну, что у него очень крутая фамилия. И вы знаете, его называют чеснок, но это не имя нарицательное, это кличка вызывающая уважение.

Поэтому, я считаю, что многое зависит от вас, дорогие родители.


На такой победной ноте мы и будем сегодня завершать разговор. Теперь вы точно знаете что делать с этими школьными кличками.

До встречи.

С вами была Екатерина Чеснакова с чесночком, перчинкой и изюминкой.

Школьная жизнь, напряженная и стремительная, является ареной столкновения самых разных интересов: между учениками, между учителями и детьми, между педагогами и родителями учеников, между самими учителями, между работниками и администрацией. Учитель сталкивается со всевозможными типами конфликтов, чаще всего - с межличностными конфликтами между детьми. Конфликтная ситуация возникает, когда дети не умеют: находить мирного решения возникшей в общении проблемы; слушать и учитывать мнение другого; идти на компромисс; договариваться.

Разбирая ту или иную конфликтную ситуацию, часто слышишь: "Мы просто играли…", "Я просто так сказал…", "Я просто пошутил…". В этом слове "просто" заключается позиция детей по отношению к возможным конфликтам. Это взрослые знают, что порой из-за пустяшной ссоры может случиться драма или даже трагедия. Дети же "просто" общаются: играют, ссорятся, мирятся, нападают, защищаются. Поэтому предупреждения старших кажутся им не заслуживающими внимания ("И вообще взрослые ничего не понимают"). Даже после очень серьезных столкновений дети, бывает, продолжают общаться как ни в чем не бывало, быстро забывая об обидах. Но бывает и так, что, попав в трудную ситуацию в общении друг с другом и не найдя выхода из нее, ребенок совершает непоправимое. Тогда уже никто не в силах ничего изменить.

Очень часто классному руководителю приходится иметь дело с конфликтами, возникающими по причине, которая, на первый взгляд, кажется незначительной - из-за кличек и прозвищ. Позиция большинства людей по отношению к ней достаточно спокойная: "Ну кого из нас в детстве не дразнили? Стоит ли обращать на эту проблему внимание?" На самом деле клички и прозвища являются достаточно сильным конфликтогеном.

Первые дни сентября. В кабинете, закрепленном за пятым классом, за партой плачет девочка, горько, безутешно. В ходе беседы выясняется, что мальчики-одноклассники дружно обзывают ее. Не помогли попытки отшутиться, отговориться, просьбы оставить ее в покое. На угрозу рассказать учителю обидчики отреагировали моментально: "Ябеда!". Обида, отчаяние, злость, желание отомстить - вот неполный спектр чувств, захлестнувших девочку. Конфликтная ситуация налицо.

Беседую с мальчиками, придумавшими обидное прозвище. Оказывается, они пошутили, просто хотели подразнить (поиграть?). Им не понятно, что в их поступках обидного, ведь у них тоже есть прозвища, и они на них вовсе не обижаются. Какие? "Джин", "Костыль", "Пингвин"… Нравятся прозвища? Ну, не так чтобы очень, но что делать… У всех есть прозвища, и с этим ничего не поделаешь. Похоже, прозвища и клички прочно вошли в речевой обиход моих новых воспитанников, и от этого возможны серьезные конфликты.

Опрос пятиклассников показал, что 39% от их общего числа имеют клички или прозвища, у 6% прозвище было в детстве, но теперь нет. У 15% детей прозвищ и кличек никогда не было, а еще 15% моих учеников просто не знают, есть ли у них прозвища. Но ни один не признался, что прозвище ему нравится. Кроме этого выяснилось, что обзываются не только мальчики, но и девочки.

В памяти всплывает случай. В параллельном классе произошел конфликт, в основе которого также оказались прозвища. Обиженная надоевшей кличкой девочка обратилась за помощью к старшему брату. Тот решил по-мужски разобраться с обидчиком. За него, в свою очередь, заступились старшеклассники (мальчик был из другой деревни). Парни двух сел пошли друг на друга "стенка на стенку". Об оскорбленной девочке уже забыли, конфликт, как снежный ком, захватил огромное количество детей самых разных возрастов. Лишь вмешательство милиции положило конец противостоянию с непредсказуемым финалом. Впрочем, почему непредсказуемым? Достаточно вспомнить, сколько молодых людей прошло через места лишения свободы за преступления, совершенные из вполне, казалось бы, справедливых побуждений.

Преувеличены ли возможные последствия обычной детской шалости? К сожалению, нет. За кличками и прозвищами стоят очень разные причины. Один приклеивает обидный ярлык своему товарищу, завидуя его успешности; другой самоутверждается за счет унижения более слабых и беззащитных сверстников, желая более выгодно выглядеть в глазах окружающих; третий таким образом мстит за собственное унижение. В любом случае учитель не должен оставаться равнодушным, если на его глазах происходит унижение, оскорбление личности ребенка. Еще страшнее, когда ребенок к этому унижению привыкает и воспринимает его как норму.

Помня о том, что конфликт легче предупредить, чем разрешить, каждый раз, принимая новый класс, провожу праздник "День рождения класса". Заранее советуюсь с социальным педагогом, встречаюсь с родителями, приглашаю учителей, которые будут вести основные предметы. Мы с детьми садимся в кружок, девочки и мальчики чередуются. Провожу игру "Здравствуй, это я!". В руках у меня большой яркий воздушный шар. Рассказываю о себе, о выпускниках, которыми я горжусь (не обязательно об отличниках и медалистах - о спортсменах, мастерах технического творчества, о талантливых детях вообще). Передаю шарик соседу слева и, обращаясь только по имени, прошу его рассказать о себе то хорошее, о чем обязательно должны знать все: о достижениях, победах, увлечениях. При передаче шарика прошу произнести: "Оля, (Таня, Олег, Сережа), расскажи теперь о себе!" Слежу за поведением (как принимают и передают шарик, как говорят, с каким выражением смотрят друг на друга, как реагируют на рассказ одноклассника по начальной школе, что считают нужным сообщить о себе). Обзывавшие девочку мальчики (и не только они) стесняются называть имя соседа, произносят его с трудом, как будто им что-то мешает.

Когда шарик возвращается, сделав круг, делаю вывод: "Какие замечательные ребята собрались в нашем классе! А хорошо ли мы познакомились? Давайте проверим". Передаю шарик соседу справа и рассказываю о нем. Добавляю: "Саша, (Марина, Валера), мне очень хочется подружиться с тобой, ты интересный мальчик (интересная девочка). Мне нравится твое увлечение футболом (вышиванием). Слежу, чтобы все называли друг друга только по имени.

Заканчиваем игру рефлексией. Беру в руки букет цветов и, оставив один цветок себе, произношу: "Ангелина, (Ваня…), я поздравляю тебя с Днем рождения класса и дарю тебе этот букет. Пусть этот год принесет тебе много радости и новых побед. Я хочу, чтобы в нашей школе ты нашла (нашел) много хороших друзей, чтобы здесь сбылись все твои самые заветные мечты. А один цветок из букета я оставляю себе на память о сегодняшнем дне". Букет, постепенно уменьшаясь, передается по кругу. Когда он возвращается ко мне, я поздравляю всех с праздником "Днем рождения класса" и приглашаю к столу, который мы накрываем все вместе: дети, родители, мои коллеги. Все необходимое для этого помогают приготовить родители. Приношу свое фирменное блюдо - "Пирог дружбы" (с расчетом, чтобы хватило всем). Обязательное условие - все должны обращаться друг к другу только по имени. В такой ситуации оно выполняется очень легко.

Несмотря на кажущуюся простоту, мероприятие очень ответственное и важное, потому что во время его проведения рождается не только новый класс - рождается коллектив единомышленников: детей, учителей и родителей. Дети должны стать сплоченным коллективом, способным самостоятельно решать свои проблемы. Учителя будут сопровождать их, помогая реализовать интеллектуальный и творческий потенциал. Родители призваны заботиться о детях, создавать условия для их роста и развития. Координировать и направлять действия всех участников образовательного и воспитательного процесса будет классный руководитель.

Не ушли ли мы далеко от проблемы школьных конфликтов? Думаю, нет. Лучше создавать условия психологического комфорта, чем потом разбирать конфликты в самых разных формах его проявления: неприязненных отношениях, ссорах, столкновениях и драках.

Конечно, неверно было бы думать, что одного мероприятия достаточно, чтобы дети навсегда расстались с кличками и прозвищами. К сожалению, это явление в детском сознании и поведении закрепляется достаточно прочно. Причиной тому сила ассоциативного мышления детей, низкий уровень воспитанности, речевое бескультурье. И одним мероприятием, одним махом победить этот недуг невозможно. Мне как классному руководителю пришлось неоднократно проводить индивидуальные беседы и объяснять, что обзывать одноклассников нехорошо, это недостойно воспитанного человека. Пришлось говорить и с родителями. В ряде случаев именно из семьи ребенок перенимает грубый стиль общения и воспринимает его как норму.

Бывает, что и сами учителя провоцируют появление кличек и прозвищ. Неверно произнесенные фамилия или имя - класс тут же реагирует смехом, а острословы выдают свой вариант услышанного. Важно, чтобы поведение и речь учителя были для детей примером высокой культуры. Только тогда все сказанное им будет воспринято с должным вниманием и пониманием. Однако и полагаться лишь на методы убеждения и внушения в современной школе недостаточно. Необходимо, чтобы речевые нормы закреплялись на практике, в ежедневном процессе общения. Учитель должен быть непреклонен в требовании уважительного отношения детей друг к другу и не оставлять без внимания случаи нарушения общепринятых норм.

Клички и прозвища могут не только не исчезнуть, но и появиться как способ мести обидчику - обзывающему. Если не уделить этому явлению должного внимания, конфликтная ситуация может развиться до серьезного противостояния с непредсказуемыми последствиями.

Как помочь ребенку защититься от обидных прозвищ, если круг обидчиков недосягаем для педагога, как привить ему необходимые навыки самозащиты от оскорбительных кличек? Здесь нужно найти индивидуальный инструментарий, который поможет конкретному ребенку в конкретной ситуации. Учитель обязан обсудить с пострадавшим ситуацию, выяснить, откуда "растут ноги" прозвища, действительно ли на него надо обижаться и как правильно отреагировать на обидное прозвище. В нашем случае, когда среди имеющих прозвище оказалась большая часть пятиклассников, пришлось провести мастерскую формирования нравственной позиции "Как избавиться от прозвищ и кличек?".

Мастерская является наиболее продуктивным жанром современного классного часа, потому что позволяет максимально вовлечь детей в процесс формирования положительной нравственно-этической модели поведения. Композиционно мастерская состоит из четко определенных элементов, что позволяет оптимально эффективно использовать время занятия. Работа мастерской предполагает восемь этапов.

  • Индуктор. Первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся.
  • Создание творческого продукта, общего мнения, выведенного в процессе обсуждения.
  • Социализация - предъявление созданного продукта всем участникам, выступление от имени группы.
  • Промежуточная рефлексия и самокоррекция.
  • Новая информация и ее обработка.
  • Корректировка мнения или создание нового варианта версии, гипотез.
  • Социализация - выступление от имени группы или с собственной позицией.
  • Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

После объявления темы детям предлагается поиграть в ассоциации. По очереди они рассказывают друг про друга: с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Важно, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли оцениваемого. Затем обсуждаем, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнивание помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих. Обязательно необходимо следить за реакцией детей и не допускать дополнительных психологических травм. Если ребенок обижается на приводимые сравнения, следует напомнить, что это игра и все здесь "понарошку".

На втором этапе дети делятся на группы и обсуждают, нужны ли прозвища и клички. Далее от имени своей группы выступает один участник игры и аргументирует позицию всей группы.

Затем выступает учитель или социальный педагог. Необходимо показать детям такие пути выхода из неудобной ситуации, чтобы она не переросла в конфликт. Способы разрешения могут быть разными. Главное правило - отреагировать неожиданно для обзывающего. Можно никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания). Сделать это бывает сложно, необходимо проявить твердость и самообладание, упрямство в хорошем смысле, выдержать. Лучше всего перенести свое внимание на другой объект или обратиться к другому человеку с каким-нибудь вопросом. Если не получается, то можно, сохраняя спокойное выражение лица, спросить: "Это ты ко мне? Вообще-то меня зовут … . Ты что-то хотел мне сказать?" Главное, чтобы это было неожиданно для обзывающего, который ждет негодования, озлобленности.И постараться перехватить инициативу разговора: не давать ему опомниться, говорить, говорить, задавать вопросы, направлять разговор в нужное русло.

Можно согласиться с прозвищем: "Да, дома мне тоже говорят, что я похож на пингвина. Я в дедушку. У него тоже была такая походка". Когда теряется новизна прозвища, оно становится неинтересным, и чаще всего от него отказываются. Путь для конфликта закрыт.

Возможен и другой вариант: попробовать объясниться. Спокойно сказать обзывающемуся сверстнику, например, следующие фразы: "Ты меня обижаешь", "Почему ты хочешь меня обидеть?", "Мне обидно это слышать". Или прямо заявить: "Знаешь, а я думал, что мы подружимся". Это производит сильное впечатление на обидчика, потому что человек, которого он хотел обидеть, оказывается выше обиды и относится к его словам, по крайней мере, равнодушно. Смысл словесной агрессии пропадает.

Можно искренне признаться, что обидные дразнилки надоели и попросить оставить его в покое. У обидчика появляется чувство удовлетворенности и потребность в унижении пропадает.

Самое сложное - не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Обычно в таких случаях используется прием "брать на слабо". При всех ребенку говорят, что он не делает что-то, потому что "трус", "слабак", ставя его таким образом перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих "размазней" и "хлюпиком". Важно убедить ребенка в том, что он никому ничего не должен. Он имеет право отказаться делать то, что от него требуют, и прямо сказать, что ему это не нужно. Твердая позиция человека, который точно знает, что ему нужно, а что нет, в любом случае вызывает уважение. Провокаторы почувствуют поражение и скорее всего не станут настаивать на своем.

Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все "за" и "против", понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение. Тем более если ситуация угрожает здоровью или жизни.

Когда учитель рассказывает об этих вариантах выхода из ситуации, детям может показаться, что все эти способы похожи на поражение и соглашательство. Особенно остро реагируют подростки. Следует честно признаться, что иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных и показать, что обидчик тоже может оказаться в роли жертвы. Иногда именно этот шаг останавливает грубияна, который уверен, что обижать может только он, а остальным предписано быть жертвой. Фактор неожиданности срабатывает и дает положительный результат.

Есть еще такой прием, как отговорка. Это своеобразная защита от словесного нападения. Сила отговорки в том, что она позволяет оставить последнее слово за пострадавшим. Для ребенка очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и, соответственно, остановить нападающего. Вот примеры отговорок: "Черная касса, ключ у меня, кто обзывается - сам на себя!", "Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!", "Кто так обзывается, тот сам так называется!" Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

Все ситуации обсуждаются, проверяются реакцией детей. Им предоставляется право выразить свое мнение, рассказать, бывали ли в их жизненной практике такие случаи и какие из приемов им помогли.

Занятие завершается общей рефлексией, чтобы каждый имел возможность высказаться. Итог в форме назидания должен подвести руководитель.

С родителями тоже необходимо проводить соответствующую работу. Они также должны быть вооружены знаниями о путях разрешения конфликта, основанного на обзывании. Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные клички и прозвища. Кстати, родители могут дома ребенку рассказать о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников - он будет готов к этому.

Даже в среде опытных педагогов бытует мнение, что полностью избавиться от прозвищ и кличек невозможно. На самом деле это не так. В принципе это вопрос общей культуры, и работать над ней классному руководителю приходится постоянно. Важно иметь в виду, что избавиться от риска возникновения конфликтной ситуации, в основе которой лежит обидное прозвище или кличка, можно только в том случае, если воспитатель выступает в лице классного руководителя, учителей, родителей и самих учеников. Воспитательный процесс лучше всего построить на сочетании информационных и деятельностных форм и приемов, используя такие современные жанры интерактивного общения, как мастерская построения нравственных ценностей и тренинговые занятия, примеры которых приведены выше. Полагаю, что с помощью учителя конфликт так или иначе все равно разрешится, но задача состоит в том, чтобы самих учеников вооружить необходимыми знаниями о способах построения неконфликтных отношений с окружающими, о путях разрешения конфликта и помочь приобрести в этом направлении практические навыки.

Относиться к детским прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна.



Рассказать друзьям