Детские страхи. Страх смерти

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%). Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). В целом, девочки гораздо более трусихи, чем мальчики, однако едва ли это задано генетически: большей частью это следствие того, что девочкам бояться разрешают и в девочек в их страхах мамы вполне поддерживают.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?", в 7-летнем - наблюдается мнительность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?"

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. "Он дыхнет - и все", - так он объяснял свой страх. Под словом "все" он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся "всего на свете", был беспомощным и одновременно заявлял: "Я - как мужчина". Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери - это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, "живущим за шкафом", - незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

Неудивительно, что скоро он стал "вредным", в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены "алкогольным небытием".

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он - эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: "Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел" (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), "Меня проглотил крокодил" (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня).

Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: "Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло, вынимает газеты и ничего не может сделать", - говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: "Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: "Сколько будет 2+2?" Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4". Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти - своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем - родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.

Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: "Лучше бы мне умереть", девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

На одном из приемов мы наблюдали капризного и упрямого, по словам матери, мальчика 6 лет, который не оставался один, не переносил темноты и высоты, боялся нападения, того, что его украдут, что он потеряется в толпе. Медведя и волка он опасался даже на картинках и из-за этого не мог смотреть детские передачи. Полную информацию о его страхах мы получили из бесед и игр с самим мальчиком, так как для матери он был просто упрямым ребенком, не подчиняющимся ее приказаниям - спать, не хныкать и держать себя в руках.

Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно "вычислен" из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

В темноте, как и в толпе, можно исчезнуть, раствориться, пропасть; высота подразумевает опасность падения; волк может загрызть, а медведь - задавить. Следовательно, все эти страхи означали конкретную угрозу для жизни, необратимую потерю и исчезновение себя. Почему же мальчик так боялся исчезнуть?

Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами "без причин" повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу "зазвучали" другие страхи.

Во-вторых, он уже "исчез" как мальчик, превратился в беззащитное и пугливое существо без пола. Его мать обладала, по ее же словам, мальчишескими чертами поведения в детстве, да и сейчас она считала свою принадлежность к женскому полу досадным недоразумением. Как и большинство таких женщин, она страстно хотела иметь дочь, отвергая у сына мальчишеские черты характера и не принимая его как мальчика. Свое кредо она выразила раз и навсегда так: "Я вообще не люблю мальчиков!".

Вообще - это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя "мужчиной", зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как "эмансипированная" женщина развернула непримиримую борьбу за свое "женское достоинство", за право единолично распоряжаться в семье.

Но на подобную роль в семье претендовал и муж, поэтому между супругами началась борьба. Когда отец увидел бесперспективность своих попыток повлиять на сына, он ушел из семьи. Именно тогда, когда у мальчика развилась потребность в идентификации с мужской ролью. Роль отца стала играть мать, но поскольку она была тревожно-мнительной и воспитывала сына, как девочку, то результатом этого было только увеличение страхов у "феминизированного" мальчика.

Недаром он боялся, что его украдут. У него уже "украли" активность, самостоятельность и мальчишеское "я". Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве.

Через 10 лет она снова пришла к нам - с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать - в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: "А мы не опоздаем?", "А мы успеем?", "А ты придешь?".

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок "эмоционально перегорает" до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу - "все или ничего". Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать - это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные "нарушения". Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр.

Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и "уверенность наоборот" - навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета.

Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее, лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в "оздоровительный" санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений.

Мой сын боится темноты, иногда ночью приходит весь в слезах, ему снится, что все умерли, и он остался один. Как помогать ему справиться со страхами? У нас неизлечимо болен дедушка, и я даже не знаю, как это объяснять ребенку. Ирина

Епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН:

Я в детстве очень боялся смерти. Мне о ней рассказал папа. Он тогда не верил в Бога и в бессмертие души. Как-то осенью он топил печку (в нашей коммунальной квартире в Москве у каждой семьи была своя печка), и я спросил его: «А где бабушка Дуня?» Летом я был на даче с детским садом, а когда вернулся в город, наверное, не сразу сообразил, что бабушки, которая с нами жила, нет. «Она умерла», - сказал папа. «А как это умерла?» - «Ну, она как будто заснула». - «А когда она проснется?» - «Она никогда не проснется». - «А где она?» - «Ее в землю закопали». Тут мне стало страшно. А папа, как я помню, продолжал топить печку и дальше знакомить меня с понятием смерти: «Что ж поделаешь, все умрут». Мне стало еще страшнее, и я, постепенно осознавая эту страшную истину, с замиранием сердца задал последний вопрос: «А я тоже умру?» После того как я получил утвердительный ответ, я больше ничего не спрашивал у папы, но у меня в душе поселился страшный страх смерти. Он меня мучил ночами лет до восемнадцати. В подростковом возрасте я кусал зубами подушку, ударял головой об стенку, плакал, мучился до тех пор, пока какой-нибудь привычный, знакомый звук - стук двери в подъезде, шум воды в ванной за стенкой, автомобильный гудок за окном - не возвращал меня к обыденной жизни, в знакомую атмосферу этого мира. После этих приступов на следующий день я решал, что надо прожить жизнь не зря, надо сделать что-то хорошее, доброе. Окружающие меня знакомые люди становились интереснее, добрее, лучше. После того как я узнал о смерти от папы, я первое время, когда ко мне приступал этот ужасный страх, бежал на кухню к маме, плакал и спрашивал: «Мама, я умру?» Она обнимала меня и утешала такими словами: «Ну, сынок, это будет не скоро». Конечно, это не могло успокоить меня, но в кухне, где было светло, где всегда находился кто-то из соседей, мне становилось немного легче. Я возвращался в постель, страх отступал, и я засыпал.

После 18 лет я уже не так остро переживал неотвратимость смерти, полного исчезновения, но окончательно этот страх покинул меня только тогда, когда я обрел веру в Бога, в бессмертие души и в воскресение. Мои родители тоже пришли к вере. Папа в конце жизни стал причащаться, мама, несмотря на возраст, каждое воскресенье бывает в храме.

Ребенок многое чувствует и переживает гораздо острее, чем взрослые. Нам нужно обязательно помнить об этом, чтобы не поранить случайно его душу. Он очень нуждается в психологической поддержке, в утешении, в добром ласковом слове. Помочь ребенку в трудной ситуации обратиться к Богу - наша главная задача. Именно молитва уврачует все душевные недуги, поможет преодолеть все искушения этого мира, искаженного грехом, все дьявольские наваждения.

Современные люди больше доверяют психологам, чуть что готовы вести ребенка к психиатру. Мне кажется, больше поможет доверительный разговор с ребенком вечером, когда он уже лежит в постели. Можно присесть к нему на кровать и ласково и нежно, с любовью и сочувствием развеять все его страхи, самыми простыми словами рассказав ему о том, что Бог есть Любовь, и в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх (см. 1 Ин. 4: 18).

Мария КАПИЛИНА, детский психолог:

Маленькие, трех-четырехлетние дети еще не понимают, что жизнь линейна и конечна, они пребывают внутри ее и думают, что будут пребывать вечно. Но постепенно они начинают осознавать, что жизнь конечна. Сначала появляются стандартные страхи: страх темноты, собак, страх потеряться. По сути, все они - это проявление более глубокого ощущения, что возможен ущерб жизни, что жизнь когда-то кончится.

Если ребенку страшно, ему нужно утешение, близость родителей, их принимающее отношение к страхам: их не игнорируют, за них не стыдят, но и не подогревают их, не уделяют им чрезмерного внимания - особенно если в страхах есть какой-то истерический компонент. Их не надо усиливать. Детям нужно разумное объяснение, им надо понимать: то, что с ними происходит, это нормально, с этим можно справиться. Можно сказать ребенку: я в детстве тоже боялся темноты, а потом вырос и понял, что мне ничего не угрожает, а делал я вот так… Скажем, если верующий ребенок боится темноты, то нужно сразу вспомнить про своего ангела-хранителя и молиться - тогда ангел будет с тобой, и он сильнее любой Бабы Яги. Бог - сильнее.

Не надо гасить весь свет и устраивать в комнате темноту. Не надо мрака. Пусть у ребенка будет возможность дотянуться до выключателей в доме. Можно подарить ему карманный фонарик. Хорошо, если в доме есть лампадки. Стоит объяснить ребенку, что всякая нечисть боится света, а духовный свет - это молитва, она защищает тебя. Когда ему снится что-то страшное, можно предложить: а ты во сне скажи чудовищу, что Бог тебя защищает.

Никогда не надо ругать детей на ночь, или если уж так случилось, то важно успеть помириться, чтобы ребенок засыпал в покое.

Ребенок может бояться Бабы Яги, Кощея или каких-то чудовищ, опасаться, что они сильнее родителей. Но тут можно сказать: ты посмотри, как нас много, нас целая армия! Во-первых, мы все друг друга любим, нас защищает человеческая любовь. И потом, у каждого из родителей есть свои ангелы, и у бабушек-дедушек, у нас целый большой род, и все тебя любят, и все ангельское воинство стоит за тебя. Имеет смысл рассказать про небесное воинство - про ангелов, архангелов: чтобы ребенок знал, кто такой Архистратиг Михаил, кто - Георгий Победоносец… Если ребенку кажется, что на него нападают, у него должен быть в уме ответ на это: за него все небесное воинство.

Вера в Бога - это основа жизни. Страшно, когда ты одинок. Один в поле не воин. А когда ребенок понимает, к кому он принадлежит и в человеческом, и в духовном плане, когда осознает, что он часть чего-то большего, то соотношение сил меняется.

К шести-семи годам дети начинают задавать вопросы о смерти. Сначала - «откуда я взялся?», потом - «что со мной будет после смерти?», «в кого я превращусь - в зайчика или в белочку?»…

Тут можно попытаться объяснить ребенку, что, когда человек рождается, происходит соединение души и тела. Душу дает Бог, а тело - от родителей. Душа живет в теле, как в домике. Смерть - это не исчезновение души, а ее разлучение с телом. Но душу важно хранить в чистоте, исповедаться, не совершать плохих поступков, а если совершили - исправлять их.

Ад - это мировая помойка. Там ужасно, потому что там нет света, там нет любви, там нет Бога. Там холодно, страшно и грязно. Пребывать там вечность тяжело. Когда мамы дома нет - страшно и плакать хочется. А тут - навечно такое состояние, и нет никакой надежды, что придут те, кого ты любишь. Вот это и есть самая страшная адская мука. Вот поэтому нужно заботиться о чистоте своей души - тогда самая хорошая часть тебя останется в вечности, не исчезнет.

У смерти есть трагическая сторона, но есть и утешение, и надежда. Верующие понимают, что любовь сохраняет все хорошие качества умершего, все хорошие поступки. Мы живем в материальном мире, для нас достоверно то, к чему можно прикоснуться; нам важно иметь возможность выразить свою любовь к тому, кто дорог, и получить ответ на нее. И когда человек умирает, мы теряем возможность прикоснуться к нему, поговорить, - потому что суть человека, его душа, уходит. Нам больно, пока мы привыкаем к тому, что теперь нам придется общаться иначе: мы уже не сможем встретиться, поговорить, обняться. Единственный путь, который у нас остается, это молитва.

Она помогает и ушедшему, и нам - это лучшее утешение. Если тебе больно - начинай молиться об умершем. Если тебе кажется, что ты в чем-то виноват перед ушедшим, что-то не договорил, - лучше к нему обратиться и прямо об этом сказать. Просто, искренне, как мы письмо пишем, так и сказать: я виноват, прости меня за то-то, и так мне грустно без тебя, - и уже это будет утешением. И после того, как это сделал, - начинать молиться. Любовь связывает живых и ушедших. На переживание утраты обычно уходит около года, тогда боль перестает разрывать душу, остается только печаль, и это часть жизни. Но ради ушедшего, в память о нем ты можешь делать что-то хорошее, и добро, полученное от него, адресовать кому-то еще.

Ребенку важно рассказать о его предках, и никогда нельзя их ругать. Даже если кто-то из них сделал что-то не очень хорошее, надо говорит: да, мы не одобряем некоторые его поступки, но мы уважаем своих близких, какими бы они ни были, это всегда часть нашей семьи. Даже если мы на что-то обижаемся или чего-то не понимаем, жизнь, переданная нам, больше обиды и непонимания. Все хорошее, что мы делаем, мы посвящаем тем, кто был до нас, и мы опираемся на то, что они сделали для нас. И так же будет у тебя с твоими детьми. Жизнь дедушки продолжается в нас, и память о нем не в том, что мы теперь всю жизнь должны быть несчастны - разве этого он для нас хотел? Мы в память о нем должны быть счастливыми, чтобы он радовался за нас.

Жизнь и смерть - не в нашей власти. Но в нашей власти отношения с людьми: они могут быть лучше или хуже. Мы можем сделать нашу жизнь счастливее и духовнее. Мы многого не понимаем, но хорошее всегда главнее плохого, а любовь всегда главнее, чем смерть. Смерть может разлучить душу с телом, но не может разлучить душу с любовью - это остается навсегда. И это то, для чего люди живут на свете.

Ребенку важно объяснить, что есть вечная жизнь, но при этом избежать путаницы. У детей шести-семи лет мышление довольно конкретное. Невоцерковленный ребенок, если ему сказать, что бабушка на небе, может начать бояться летать на самолете или будет смотреть на облака: не свисают ли оттуда бабушкины ножки. И надо объяснить, что есть небо, которое мы видим, а есть мир незримый, куда все попадут рано или поздно. Только торопиться не надо, а то попадешь не туда. Вопросы жизни и смерти решает Бог, а не человек, и по своей воле ты туда не попадешь. А хочешь встретиться - жди: в вечности все как один день.

У малышей часто возникает страх, что могут умереть папа с мамой. Надо рассказать им, что мы умрем не скоро: ты еще вырастешь, у тебя будут свои дети, внуки.

Дети не боятся смерти, когда взрослые не боятся жизни.

В возрасте 5-8 лет у детей наблюдается максимум страхов, но все они так или иначе связанные со страхом смерти. Это страхи нападения, заболевания, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, войны, то есть те, что несут угрозу жизни. Ребенок делает важное открытие, что всему есть начало и конец. Он начинает понимать, что люди умирают, и что это может случиться с ним самим и с его родителями. При этом чаще, дети больше боятся, что потеряют родителей, чем собственной смерти. Нередко возникают вопросы: «Сколько лет жил мой дедушка или бабушка? Для чего люди живут? Почему дедушка умер? Откуда все взялось? Что нужно делать, чтобы не стареть?» Некоторые дети в 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.

Почему возникает страх смерти у детей?

В первые годы жизни ребенок не имеет понятия о смерти. Все, что он видит вокруг себя, он считает одушевленным и постоянным. Начиная с 5 лет, интеллект ребенка бурно развивается, и в первую очередь абстрактное мышление. Также возрастает активность в познавательной области. Ребенок начинает разбираться в таких понятиях, как время и пространство, и следовательно понимает, что любая жизнь, в том числе и его, имеет конец и начало. Сделав такое открытие, ребенок переживает и тревожится за будущее свое и близких, боится смерти в настоящем.

Все ли дети боятся смерти?

Во многих странах большая часть детей испытывают в 5-8 лет страх смерти. У каждого этот страх выражен по-разному, и это зависит от индивидуальных особенностей, где и с кем живет ребенок, и какие события происходят на этом этапе в его жизни. В большей степени страх смерти представлен у тех дошкольников, чьи родители (один из них) или близкие люди, жившие рядом, умерли. Также сильный страх смерти наблюдается у часто болеющих, не имеющих мужского влияния — защиты и эмоционально — чувствительных и впечатлительных детей. При чем девочки боятся значительно чаще, они раньше, с 5 лет и чаще видят кошмарные сны по ночам, чем мальчики. Но есть дети, которые не испытывают страха смерти. Это происходит, когда родители создают для ребенка искусственный мир и не дают ему ни малейшего повода ощутить, что можно чего бояться. Очень часто такие дети вырастают равнодушными, они не только сами не бояться, но и не тревожатся за других. Также у детей от родителей с хроническим алкоголизмом нет чувства страха смерти. Это связано с тем, что у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства — мимолетны, интересы — неустойчивы. Иногда страх смерти может отсутствовать и у детей, без каких — либо отклонений, чьи родители оптимистичны, жизнерадостны, уверены в себе. Но все-таки страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста. И это есть свидетельство, что ребенок сделал шаг вперед в своем развитии. Этот страх ему придется пережить, осознать, как часть своего жизненного опыта и переработать сознанием к 7-8 годам. Если страх смерти не переработан, он мучает ребенка длительное время, искажает его волю, эмоции, мешает общению и может способствовать усилению многих других страхов. А чем больше у нас страхов, тем меньше возможностей реализовать себя, быть счастливым, любить и быть любимыми, ведь «где есть страх, там места нет любви».

Что не надо делать?

Бывает родители и родственники, сами того не ведая, наносят вред малышу своим поведением, словами, поступками. Вместо того, чтобы помочь ребенку разобраться с возрастным страхом смерти, они еще больше нагоняют на него страхов, возлагают на его хрупкие плечи груз своих нерешенных проблем и невротизируют ребенка со всеми вытекающими отсюда нерадостными последствиями. Чтобы страх смерти не принял хронической формы и не разросся пышным букетом в дальнейшем, родителям необходимо знать, что не надо делать:

1. Смеяться или шутить по поводу его страхов.

2. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится.

3. Игнорировать детские страхи, не замечать их. При таком жестком поведении родителей, дети боятся признаться в своих опасениях и переживаниях, и впоследствии между ним и родителями не будет доверия.

4. Говорить ребенку: » Не бойся того-то — того-то, мы этого не боимся, и ты должен быть смелым». Эти слова пустые для малыша.

5. Объяснять малышу, что близкий родственник умер из-за его болезни. Ребенок связывает слова «смерть» и «болезнь» в одно целое и начинает волноваться, когда болеет сам или родители.

6. Говорить постоянно о болезнях, о чей-то смерти, о том, что с ребенком может случиться несчастье.

7. Внушать детям, что они могут заразиться какой-либо болезнью и умереть.

8. Изолировать ребенка от окружающего мира, опекать его, ограничить его самостоятельност ь.

9. Разрешать детям смотреть все подряд. Смотреть фильмы ужасов в детской комнате. Даже если ребенок спит и не просыпается, крики, стоны и вопли из телевизора незримо действуют на его психику.

Как лучше поступить?

1. Родителям необходимо помнить, что детский страх — это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка и это призыв о помощи.

2. С уважением, без лишнего беспокойства и фиксации, относится к страху ребенка. Вести себя так, словно знаете давно и нисколько не удивляетесь его опасениям.

3. Уделить ребенку по — больше внимания, ласки, теплоты. Успокоить его, вернуть душевное равновесие.

4. Создать в доме такую обстановку, чтобы ребенок без стеснения мог рассказать обо всем, что тревожит.

5. Отвлечь ребенка от неприятных чувств и переживаний, заполнить его жизнь яркими и интересными впечатлениями, лишний раз сходить в театр, цирк, на концерт, посетить аттракционы.

6. Расширить круг интересов и контактов, так как чем больше интересов у детей, тем меньше они застревают на своих ощущениях, представлениях и страхах.

7. Если умер кто-либо из родственников, в любом случае это нужно сказать ребенку, но в самой корректной форме. Лучшее оправдание смерти — это старость или очень редкая болезнь.

8. По возможности отложить операции по удалению аденоидов, не отправлять одного на долгое время «поправить здоровье» в санаторий (в период возникновения страха смерти) .

9. Знать, что ребенок подражает родителям и вполне может «заразиться» взрослыми тревогами: бояться собак, воров, молнии, самолетов и т.д., т.е. постепенно преодолеть свои недостатки и страхи.

10. Если Вы отправляете ребенка отдохнуть к родственникам, попросить их придерживаться ваших методов воспитания.

Понимая чувства и желания детей, их внутренний мир, родители помогают ребенку справиться со страхом смерти и перейти на более высокую ступень психического развития.

Все мы родом из детства.

Оля, среди друзей слывущая, как смелая и сильная женщина, будучи мамой двоих детей, панически боится глубины и не умеет плавать. В последнем отпуске на море у нее от страха закружилась голова, когда она шла по деревянному причалу к кораблю и видела под собой волны. Она не получает удовольствия от катания ни на лодке, ни на банане, ни на скутере, а плавает с детьми в лягушатнике. Проанализировав свой страх, она вспомнила, что в 6 летнем возрасте отдыхала у бабушки в деревне. В то время там утонула в мелкой речке, упав с небольшого мостика, ее ровесница. Несколько дней в деревне только и говорили об утопленнице. Маленькую Олю бабушка взяла на похороны. Что чувствовала тогда Ольга, что ей рассказывали взрослые, она не помнит. Недавно поняла, что это событие травмирующе отразилось на ее психике в детском возрасте и является причиной паники перед глубиной. Она собирается учиться плавать и не хочет, чтобы ее страх глубины передался по «наследству» детям.

Сны под зонтиком Оле-Лукойе.

Детям в этот возрастной период могут сниться кошмарные сны. Часто они являются символической защитой от будущей смерти, ее инстинктивного неприятия. Родителям нужно знать, что 1-2 страшных сна в месяц следует расценивать, как норму. Но если «плохие» сны снятся чаще и повторяются, то ребенку необходимы внимание и помощь. Чаще снятся повторные кошмары детям, если один из родителей испытывал подобное в детстве. Также — у впечатлительных, неуверенных в себе детей и у малышей, перенесших психологическую травму, потрясения, след, которых проявляется ночью. Такие дети испытывает всевозрастающее беспокойство перед засыпанием, не хотят спать. В этом случае, попробуйте использовать «зонтик Оле — Лукое». Сделайте из обыкновенного зонтика сказочный, раскрасьте его, приклейте яркие, красивые аппликации из бумаги или материала. Расскажите или прочитайте сказку об Оле — Лукое. Когда ребенок готовится ко сну, раскройте над ним «волшебный» зонтик и скажите, что теперь малыш будет видеть разноцветные сны. Также от страха ночных кошмаров можно избавиться с помощью рисования.

Художник, побеждающий страх.

Когда ребенок по разным обстоятельствам сильно «зациклен» (застревает) — на страхе смерти, снять его напряжение и тревожность поможет рисование. Почти все дети в возрасте от 5 до 11 лет любят рисовать, сами выбирают темы и представляют воображаемое так ярко, как если бы это было в действительности. Посредством рисования можно устранить или ослабить страхи, которые никогда не происходили, но были рождены воображением ребенка. Также сюда относятся «ужастики» из ночных кошмаров и страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но происшедшие достаточно давно, но все еще волнуют ребенка. Ребенка просят нарисовать свой страх на листочке. Если выясняется, что страхов много, то малыш рисует по одному страху за занятие раз в неделю-две. Не нужно говорить ребенку, что он непременно избавиться от страхов. Лучше сказать, что это поможет преодолеть и победить страх и что не важно, хорошо или плохо он будет изображен, главное — нарисовать. Ребенку надо предоставить возможность выбора, чем рисовать: карандаши, фломастеры, краски, но последние все же предпочтительней для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Желательно, чтобы ребенок выполнил рисунок самостоятельно. После того, как рисунок будет, закончен, подробно расспросить, что на нем изображено. Чем больше ребенок будет говорить, тем лучше. Потом пусть ребенок разорвет рисунок на мелкие кусочки, и предложите ему выбор расправы над страхом — сжечь разорванный рисунок или закопать в землю. Если через некоторое время, у малыша возникает надобность, проделать эту процедуру еще — выполните его просьбу. Пронаблюдайте за его лицом, с каким удовольствием он разрывает и сжигает свои страхи! При рисовании страхов нельзя просить ребенка отобразить в рисунках страх своей смерти или родителей, а также события, которые произошли с ребенком недавно: укус собаки, землетрясение, насилие и т.д. Родители в состоянии сами с помощью рисования справиться с детскими страхами, но лучше если заниматься с ребенком будет специалист, тогда эффект от занятий будет более высоким.

Сказкотерапия.

Чтобы ребенок понял наше объяснения, с ним надо говорить на простом и доступном для него языке. Совместное чтение сказок — это еще один путь, когда ребенок в легкой и интересной форме получает знания о мире и системе взаимоотношения в нем. Сказки — это одно из лучших средств для нахождения ответов на те вопросы, которые волнуют ребенка. «Что такое смерть? Что происходит с человеком после смерти? Бессмертна ли душа?» об этом и другом ребенок узнает, когда родители прочитают вслух, а потом непременно с ним обсудят сказки Андерсена. «Русалочка», » Ангел», «Девочка со спичками», «Красные башмачки», » Дочь болотного царя», «Девочка, наступившая на хлеб», «Кое — что», «Анне Лисбет»- в этих сказках затрагивается тема смерти. Когда Вы будете читать Андерсена, обратите внимание, чтобы переводчиком обязательно была Анна Ганзен. Анна Ганзен была первой, кто перевел Андерсена для русских детей с оригинала, а не с вторичных немецких изданий, к тому же она была замужем за датчанином, который в юности был знаком с великим сказочником и много ей о нем рассказывал. Сказки Андерсена, переведенные после 1917 года, с которыми мы познакомились в детстве, должны были соответствовать тогдашней идеологии, и имеют иногда совершенно другой смысл и иное звучание, чем было задумано самим автором. Может быть, читая с малышом Андерсена в переводе Ганзен, вы откроете для себя, его мир сказок во второй раз, как это произошло со мной.

Религиозное воспитание.

Митрополит Антоний Сурожский, вспоминания о Второй мировой войне, когда он работал врачом, писал, что никто так спокойно не относился к своей смерти, как русские солдаты. Причину этого он видел в глубоких корнях православного воспитания и культуры, которые не в силах была изъять у людей за 20 с небольшим лет новая советская власть. «У воцерковленных детей нет страха смерти», — сказал мне староста одного московского храма. . Когда ребенок растет в религиозной семье, где с пеленок знает, что смерти нет, душа бессмертна, а Бог — это любовь, там действительно нет места страху смерти, но … при условии, что родители мудро воспитывают детей, а не силой заставляют ходить на службы, молиться и пугают адом. Воцерковлять детей или нет — каждый решает самостоятельно. Но хорошо, если понятие о Боге ребенок получит в семье, из уст своих родителей или на крайний случай от родственников. И чем раньше, тем лучше. Готовясь отметить Пасху, крася яйца, накрывая празднично стол, рассказывая малышу о Воскресении, уже можно ответить на все волнующие его вопросы. Тогда возрастной страх смерти будет не болезненным и быстро проходящим. И еще очень важный момент, рассказывая ребенку с раннего возраста о Боге, вы можете научить его вспоминать Его не только в тяжелые минуты, но и в радостные.

Психолог ДТД Татьяна Карниз

Одиночества, боязнь заболеть имеют под собой одно основание - страх смерти.

Возникает он у очень многих детей, но у каждого ребенка выражается по-своему. Испытывается он тем больше, чем менее защищенным чувствует себя ребенок и чем менее понятна ему природа самой смерти.

Если однажды ваш жизнерадостный малыш начал задавать такие тревожные вопросы, как, например: «Мама, а я умру?» или «А почему бабушка умерла?», не стоит игнорировать такие вопросы и пугаться их. От детских глаз не ускользнет тень вашего испуга, внимательные ушки успеют заметить дрожащие ноты в вашем голосе. В этом случае ваш маленький исследователь отметит для себя, что даже упоминание о смерти - страшно. Так в детской головке может поселиться страх смерти.

Недетский интерес

Младший школьный возраст - это период ежедневных великих открытий. Ребенок максимально открыт для познания мира, от его пытливого взгляда ничего не укрывается, и в поле его зрения попадают не только позитивные картины жизни . На улице он может заметить мертвого голубя, из разговоров вокруг услышать о смерти человека. Даже судьба отравленного таракана может заинтересовать вашего малыша. И если родители будут избегать вопросов о смерти, отвечая невнятно и односложно, ребенок может просто перестать спрашивать, видя, что эта тема вызывает у его мамы неприятные чувства. Но его интерес к явлению смерти не пройдет . Не стоит забывать, что детское воображение зачастую непредсказуемо. Если ребенок уже решил, что смерть - это страшно, вряд ли его фантазии по этому поводу будут светлыми, и в каких образах ребенок представит себе эту самую смерть - остается только гадать.

Зрим в корень

Но несмотря на ваши опасения, развитие этого страха у ребенка говорит о том, что ваш малыш растет и обретает чувство ответственности за себя и своих близких . Переживание этого страха необходимо для формирующегося самосознания маленького человека. И чем больше внимания родители проявят к таким серьезным вопросам, тем быстрее и полнее ребенок сможет разобраться в своих эмоциях. Пусть для вас этот период в жизни малыша станет сигналом к тому, что сейчас ребенку требуется больше любви и заботы . Не надо подшучивать над детскими опасениями или ругать малыша за его мысли . Ребенок может начать ощущать вину и «неправильность» поведения, замкнется в себе, и его нервная система будет испытывать сильный стресс . Если вопрос застал вас врасплох, просто пообещайте малышу поговорить об этом позже. Так вы сможете обдумать свой ответ заранее, чтобы не испугать малыша неосторожным словом.

Не прячьте свои чувства

Не стоит показывать ребенку, что вы вовсе не боитесь умереть, и что он тоже не должен боятся. Малыш должен знать, что его чувства нормальны, его мама понимает, о чем речь. В таком деле у ребенка должны быть единомышленники, которым можно доверять . Если вы покажете ребенку, что эти страхи вам знакомы и неудивительны, вы обретете благодарного слушателя, полностью доверяющего вам свои мысли. Тем самым вы получите возможность задать детскому воображению верное направление. В своих беседах с малышом ведущая роль будет за вами, а значит, и его фантазии тоже будут зависеть от ваших объяснений.

Если случилось так, что умер кто-то из близких, не упоминайте, что это случилось из-за болезни, чтобы не развить в детской психике опасения заразиться и умереть. Не обсуждайте в присутствии маленького слушателя подробностей похорон, если ребенок еще не спрашивал, что это такое . В этот период семейных переживаний постарайтесь избежать историй о несчастных случаях, о смертельных болезнях, войнах и глобальных бедствиях. Следите за тем, что видит ребенок в телевизоре и исключите из просмотра триллеры и мрачные мультфильмы.

Период детского осознания смерти полезен и для взрослых. В это время вам надо контролировать проявления собственных недостатков и справляться со своей тревогой так, чтобы не заразить малыша своими чувствами. В этом очень помогают любые новые увлечения и знакомства, которые вы сейчас можете разделить со своим ребенком. Яркие радостные впечатления от посещения цирка, зоопарка или театра отодвинут тягостные мысли на задний план, а пластичная детская психика быстро переключится на новый, позитивный настрой.

Ведь к тому времени вы уже успеете закрепить в сознании малыша тот факт, что все мы смертны, и что смерть - это печально, но закономерно. Малышу будут понятны нормы поведения людей в таких ситуациях, понятно, что смерть - процесс естественный, и эта информация его вполне успокоит. Ведь пугает больше всего в этом вопросе неизвестность, которую родители и должны развеять. А все что понятно, уже не вызывает такого страха. И теперь и для малыша, и для мамы наступает следующий этап взросления, связанный с любовью и заботой о людях, которые нам близки.



Рассказать друзьям