Дипломная работа: Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников. Современная семья, ее доходы и расходы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Экономическое воспитание – это систематическое, целенаправленное воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и других социально-психологических качеств, а главное - образа мышления и деятельности, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка.


Экономическое воспитание в школе – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных отношений, о действующем хозяйственном механизме.




Задачи: Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление; Пробуждать здоровый интерес к деньгам; Познакомить с элементарными экономическими понятиями; Учить решать простейшие экономические задачи; Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения; Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 6 – 8 лет; Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).














Викторина. Чем отличается магазин от рынка? Что такое супермаркет? Для чего появились деньги? Как в кошельке появляются деньги? Что такое рациональность? Что такое экономика? Что такое валюта? Назови, какой страны эта валюта. Для чего нужна реклама? Какие крупные предприятия нашего города ты знаешь?






Теория. 1. Как Миша из покупателя превратился в продавца. 2. Откуда в Мишином магазине мед взялся? 4. Как Сорока Мишин товар хвалила. 5. Как Миша цену назначал. 7. Как Миша продал много-много малины 8. Почему у Миши растет не только малина, но и цена. 10. Как у Миши появился помощник Дятел. 11. Как Миша понял, что деньги счет любят 13. Как Миша учился деньги делить. 14. Миша – брокер. 16. О том, что такое дефицит и затоваривание. 17. Как Миша страховался. 19. Почему Миша платит налоги. 20. Что такое cбepeгaтeльный банк. 22. Праздник в Мишином магазине. 23. Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить. 25. Как Миша решил фабрику построить. 26. Что понадобилось Мише для изготовления стула. 28. Как Мишутка деньги в капитал превращал. 29. Как Мишу посетил иностранный гость. 31. Как Миша стал акционером. 32. О том, как в лесу банк открылся. Практика. Занятия 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 31, 33 – решение экономических задач из задачника мудрого Филина.






Задания из задачника: 40. Распредели роли лесных акционеров среди своих друзей. Бросайте по очереди игровой кубик. Сколько выпадет очков, столько монет вносит каждый член акционерного общества. А взамен он получает столько же акций. Подсчитайте, сколько всего акций получили Лиса, Волк, Заяц, Белка. Отнимите от 30 полученную сумму и узнайте, сколько акций осталось у Миши. А теперь проведите своё голосование. Подсчитайте количество акций у каждого акционера и решите, что вы будете строить: стадион или кафе? 15. Два бизнесмена поспорили: кто больше прибыли получит? В итоге один выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили ЗОО рублей. А другой наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?






Заключение. Итак, мы видим, как велики возможности средств, форм и методов школьной педагогики для успешного усвоения элементарных экономических знаний младшими школьниками. Разработанные материалы могут использовать в своей работе учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.



МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Отдел образования Джанкойского городского совета

Городской методический кабинет

Формирование экономической культуры младших школьников на занятиях

в бизнес-кружке

Сосновских Ирина Геннадьевна

руководитель бизнес-кружка

руководитель кружка-методист

Джанкойской общеобразовательной

школы-комплекса 1-3 ступеней № 2

Джанкойского городского совета

Республики Крым

г. Джанкой

2014 год

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

І. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

І.1. Психолого-педагогические доминанты развития младшего школьного

возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .6

І.2. Педагогическая сущность процесса формирования основ экономической культуры младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..13

ІІ. Организация деятельности бизнес-кружка как средство воспитания экономической культуры .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

ІІ.1. Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний и умений у младших школьников.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

ІІ.2. Приемы контроля усвоения знаний и умений, критерии экономической подготовки младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Приложения

Литература

Введение

Происходящие преобразования в России, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Школа призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение, исходя из реальных требований жизни с учетом назревающей социально - экономической перспективы, т.е. отражать, а по возможности и упреждать процессы, происходящие в обществе.

Не будет преувеличением сказать, что ни одна другая область общественного развития так прочно и всесторонне не связана с его будущим, как народное образование. В связи с этим основная трудность при организации экономического воспитания подрастающего поколения заключается в условиях фундаментальных социальных изменений.

Экономическое воспитание является одной из сторон воспитательного процесса в целом. Потребность в нем существовала всегда, но значимость усилилась в период реформ, проводимых в нашей стране. Социально-экономические преобразования существенно изменили уклад нашей жизни: появляются новые социальные классы и группы, происходит имущественное расслоение, изменяется структура семьи и соответствующие роли, появляются новые ценности, утрачиваются прежние, по-иному воспринимается жизнедеятельность общества.

Исследования последних лет свидетельствуют, что среди российских школьников довольно быстро идет смена духовных ценностей и ориентаций. Ещё в начале 90-х годов значительная часть детей и подростков считала основной ценностью труд на пользу общества, но уже к началу ХХ столетия этот процент снизился до 3-5. На первое место среди идеальных качеств личности выходят деловитость, находчивость, сообразительность, а уже потом – гуманизм, трудолюбие, взаимопонимание. Идеалом теперь служит личность, «умеющая красиво жить без особых трудовых усилий» .

Сегодня мы сталкиваемся с необходимостью связать образование с экономикой, чтобы лучше отвечать требованиям подготовки и повышению квалификации трудящихся к требованиям экономического и социального прогресса. Большое значение приобретают такие качества как организованность, ответственность, дисциплинированность, деловитость, бережливость, предприимчивость. Такой социальный заказ общества должен явиться главной задачей школы. Начинать необходимо и возможно именно с начальной школы, так как в данном возрасте закладываются основы для формирования личности, идет интенсивное сознательное освоение социальной среды, закладываются основы нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Дети в этом возрасте уже имеют опыт участия в экономических отношениях (чаще всего потребления), знают отдельные экономические понятия.

Повседневная действительность показывает, что изучение экономики в начальных классах становится реалией современной школы. Однако, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, продуктивность работы по экономическому образованию и воспитанию невысока. На наш взгляд, основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической культуры состоит в том, что в этой работе нет системы, поэтому вопрос о том, как в ходе учебного процесса наиболее эффективно организовать формирование основ экономической культуры младших школьников достаточно актуален.

Объектом исследования является экономическое обучение и воспитание младших школьников.

Предмет исследования : процесс формирования основ экономической культуры младших школьников на кружковых занятиях во время внеучебной деятельности.

Целью исследования является обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников.

В основу исследования была положена гипотеза , согласно которой формирование основ экономической культуры младших школьников на кружковых занятиях будет наиболее эффективно, если:

Оно включает в себя формирование системы экономических знаний, умений и навыков элементарной практической деятельности, воспитание экономически значимых качеств личности, таких как бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность;

Используются методы обучения, повышающие учебно-познавательную активность учащихся (дидактические игры, практикумы, решение проблемных экономических ситуаций и др.);

Кружковое занятие является основной формой экономической подготовки

младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи :

Охарактеризовать историю развития и современное состояние проблемы исследования;

Выявить и теоретически обосновать сущность и структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе;

Выявить наиболее эффективные методы и формы работы по усвоению содержания разработанного учебного курса «С экономикой - на «ты»!» и формированию основ экономической культуры младших школьников, проверить их в опытно-экспериментальной работе.

І. Формирование основ экономической культуры как педагогическая проблема

І.1.Психолого-педагогические доминанты развития младшего школьного возраста.

По данным психологов, младший школьный возраст является периодом более интенсивного освоения социальной среды. У детей этого возраста закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, наблюдается процесс гражданского становления. Ученые, исследующие проблемы экономического воспитания младших школьников, считают целесообразным начинать экономическое воспитание как можно раньше. Поскольку младший возраст является наиболее позитивным, осуществление экономического воспитания представляется возможным и успешным с целью заложения фундамента для дальнейшего осуществления именно в младшем школьном возрасте. Рассмотрим особенности психолого-педагогического развития младшего школьного возраста.

Особенности учебной деятельности.

Учебная деятельность ребенка развивается постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как усвоить эти знания.

Учебная деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет - это человек. В случае обсуждения учебная деятельность младшего школьника - ребенок. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.

Если с приходом в школу сразу поставить ребенка в условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относится к школе и к ученью, а возможно, “уйдет в болезни”. На практике оба эти варианта являются типичными: число детей, готовых к ученью, и число детей, для которых обучение в заданных условиях оказывается непосильным, достаточно велико.

В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования. Дети должны научиться различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет ребенок это сделать или не хочет. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка. Игра - не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов.

Развитие мышления.

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Ребенок стремится к знаниям о мире, а само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем нужны деньги?” “как работает банк?” “почему папа не может купить машину?”. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, называется наглядно-образным.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие.

Развитие внимания.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

На занятиях в кружке бизнеса можно организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия, которые ему интересны.

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания(например, физкультминутки с экономическим уклоном) спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры.

Развитие воображения.

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побеждают его к произвольным действиям воображения. Руководитель кружка на занятиях предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое.

Сочиняя всевозможные истории, рифмуя “стихи”, придумывая сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Ребенок, если у него достаточно развиты речь и воображение, если он получает удовольствие от рефлексии на значения и смысл слов, словесных комплексов и образы воображения может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей.

В воображении ребенок создает опасные, страшные ситуации. Главное - преодоление, обретение друга, выход к свету, например, радость. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания воображаемых ситуаций, управление сюжетом, прерывание образов и возвращение к ним тренируют воображение ребенка как произвольную творческую деятельность. Кроме того, воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект.

Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается на нормативы реального социального пространства. Пережив в своем воображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить для себя мотивацию будущих поступков.

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности.

Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, «когда я вырасту, я буду банкиром», «у меня будет своя яхта и самолет».

Ребенок в младшем школьном возрасте шаг за шагом овладевает умением полно и адекватно воспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Без особых усилий он научается входить в речевые ситуации и ориентироваться в ее контексте: улавливать, о чем идет речь, следить за развертыванием контекста речи, задавать адекватные вопросы и строить диалог. Он начинает сам с интересом расширять свой лексический запас, активизировать употребление слов и словосочетаний, усваивать типичные грамматические формы и конструкции. На базе овладения языком появляются новые социальные отношения, которые не только обогащают и изменяют мышление ребенка, но и формируют его личность.

Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются. Большей частью страхи связаны с событиями в школе, семье и группе сверстников. Необъяснимые и вымышленные страхи прежних лет постепенно уступают место более осознанным заботам, каких немало в повседневной жизни. Предметом страхов могут быть и предстоящие уроки, и уколы, и какие-то природные явления, и отношения между сверстниками.

Ребенка, у которого появился страх перед занятиями, важно как можно быстрее вернуть в школу. Иногда излишнее внимание к жалобам на физическое недомогание может вызвать усиление указанных симптомов. Возможно, порою лучше “не заметить” плохое настроение ребенка и проигнорировать его жалобы. Дружески-настойчивая заинтересованность в посещении школы в любом случае предпочтительнее, чем жалость или стенания.

Юмор и эмоциональное развитие.

Полагают, что шутка - инструмент разрядки в состоянии тревоги или в случаях других жизненных неурядиц. Считается, что дети, прибегая к юмору, дают выход своему разочарованию, ослабляют отрицательные эмоции и избавляются от страха. Посредством юмора они преобразуют болезненное в приятное; превращают неосуществимые желания обладающих властью взрослых (которым они постоянно завидуют) в нечто нелепое и смешное; обнажая собственные претензии, облегчают неудачи и пародируют свое противостояние всяческим огорчениям.

Замечено, что дети, которые всегда разыгрывают из себя клоунов, берут на себя слишком большую ответственность, поскольку другие, восхищаясь их “умным” юмором, ждут и не по годам взрослого поведения. Они используют юмор как средство для того, чтобы справиться с этим грузом.

Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми.

В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.

Очень важной для ребенка младшего школьного возраста является педагог (его роль). Вот что говорит об улыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М.Юсупов в книге “Психология взаимопонимания”: “В педагогическом общении улыбка является непременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении своих действий молчаливой улыбкой старших. Не только в процессе обучения, но в условиях неофициального общения потребность детей младшего школьного и подросткового возраста в стимулировании улыбкой велика. Поэтому скупость педагога на этот мимический элемент невербального общения увеличивает и без того большую возрастную дистанцию между ними”.

Различные формы обращения взрослых с ребенком и характер тех оценок, которые они ему дают, своим результатом имеют развитие у него тех или других самооценок. На занятиях в бизнес-кружке можно развить убеждение, что он очень умен, что он быстро запоминает новые слова, что он интересно фантазирует и т.п. Эти развивающиеся у детей под прямым действием взрослых самооценки сказываются на складывании у них критериев оценки других людей.

Дружба школьников.

Отношения между школьниками постоянно меняются. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.

Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети.

Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила “детского общества” позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.

І.2. Педагогическая сущность процесса формирования основ экономической культуры младших школьников.

В период усложнения общественной жизни, когда наша страна находится в новых экономических отношениях, первостепенное значение приобретают проблемы культуры, духовного и нравственного возрождения человека и страны в целом. Без такого возрождения общество не может стать цивилизованным, даже при условии успешного преодоления экономического и политического кризиса.

Значение роли, которую выполняет культура в жизни каждого человека и общества, трудно переоценить. Образ мыслей и действий, общие культурные воззрения и ценности выступают основными средствами интеграции обособленных человеческих индивидуумов в разумно организованное сообщество. Экономическая культура – это и формирование экономически значимых качеств личности, и принятие верных экономических решений, и развитие экономического мышления на уровне, доступном младшему школьнику, и формирование экономических умений и навыков, связанных с экономической целесообразной деятельностью, присущей младшим школьникам.

Экономическая культура – это раннее экономическое воспитание и образование. Экономическое образование формирует преимущественно систематизированные теоретические взгляды, а экономическое воспитание -убеждения, мотивы, установки, ценностные ориентации личности. Тесно связанные между собой образование и воспитание формируют у учащихся рационально-эмоциональные духовные качества. Сплав знаний, убеждений и поступков человека образует его новые качества - идейность, сознательность.

При органическом слиянии процессов экономического образования и воспитания выстраивается "мостик" для перехода знаний в убеждения и поступки, обеспечивается единство в развитии и взаимном обогащении экономического мышления, практических навыков экономической деятельности и соответствующих социально-психологических качеств личности.

Учитывая социальные тенденции, продиктованные временем, переход от монополии государственной собственности к многоукладности форм собственности, от командно-административной системы руководства к экономическим методам управления, от слепого исполнения планов и приказов к творческому поиску эффективных решений, повышается роль экономической культуры, предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения в разнообразных ситуациях экономической деятельности.

Создавая новую модель экономического образования молодежи, происходит ориентирование практиков на формирование следующих качеств и умений: развитое экономическое сознание, чувство собственника, реального хозяина: экономически осознанное отношение к труду и его результатам; стремление к повышению трудовых доходов, улучшению качества жизни; ориентация на рационализацию труда и повышение его эффективности; готовность участвовать в разнообразных формах деятельности, связанных с рыночной экономикой; способность к достойному нравственному выбору в ситуациях, связанных с экономическими трудностями; готовность преодолевать их; умение использовать действующий механизм социально-экономической защиты своих и общественных интересов; потребность в самосовершенствовании и обновлении экономических знаний. Обучение и воспитание во время внеурочной работы на занятиях кружка по экономике является начальным этапом создания этой модели.

Педагог Е.В. Савина вводит понятие "базисные элементы экономической культуры младших школьников", под которым понимает необходимый минимум экономических знаний, экономически значимых качеств личности, ценностных ориентацией, достижений в общественно-трудовой и учебной деятельности, которые являются обязательными предпосылками для развития личности в новых рыночных условиях и без которых невозможна ее социализация . К ним относит:

Необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах как эквиваленте результата человеческого труда и др.);

Экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);

Экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность и др.);

Экономические потребности (потребности в творческом труде, в достижении высоких результатов с наименьшими затратами, в уважении со стороны других людей и самоуважении, в сохранении и приумножении природных богатств).

Итогом экономического воспитания, как считает экономист Л.А. Голуб, должно быть «внедрение» в маленького человечка экономических понятий и категорий, осознания им их содержания, умение ими пользоваться . Экономическое воспитание имеет ярко выраженный прикладной характер, и поэтому приемы и методы его осуществления должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Ребенка необходимо знакомить с экономическими понятиями системно, цельно, используя тот опыт, который он уже имеет. На этом материале можно проследить все, практически, экономические категории: товар, продукт, услуга, доходы и расходы, деньги, банк и даже инфляцию, налоги, цены и показать роль младшего школьника в экономических процессах семьи.

Занимаясь с учащимися начальной школы, опираясь на изучаемые предметы, житейские экономические понятия, руководителю кружка экономики предстоит ввести ребенка в мир экономической жизни, связанной с переходом к рыночным отношениям. Важно знакомить детей с экономической азбукой, т. е. с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуации побуждать к освоению экономических понятий и категорий. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния человека и общества от качества труда. Они учатся распределять работы во времени, измерять время и осуществлять его затраты, организовывать рабочее место. Дети овладевают рациональными приемами, повышающими качество и производительность труда, основами экономической культуры.

Ребята познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным разумным отношением людей к природе. Они получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, ее оборудования и т. п. С учащимися младшего школьного возраста уже целесообразно начинать освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Важно акцентировать внимание на таких понятиях, связанных с собственностью, как "наше", "общее", "чужое". Уже в начальной школе дети способны объяснить суть примерно 100 экономических понятий.

Эффективность воспитания экономической культуры повышается за счет педагогического воздействия руководителя кружка, владеющего навыками работы с коллективом, обладающего основами экономики и методикой экономического воспитания, методами диагностики экономической воспитанности, способного привлечь к работе по экономическому воспитанию средства массовой информации, специалистов различных отраслей народного хозяйства и родителей учащихся. Эффективность экономического воспитания младших школьников также зависит от его систематичности, экономической направленности содержания учебной и внеклассной работы, от потенциальных возможностей усвоения детьми элементарных экономических знаний и формирования экономических умений.

Но эффективность экономического воспитания младших школьников обеспечивается рядом условий: включением детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая; максимальным использованием руководителем кружка возможностей учебно-воспитательного процесса начальной школы; выявлением изучаемых экономических понятий, формируемых экономических умений, опорных нравственно-экономических качеств личности учащегося младшего школьного возраста; определением содержания, форм и методов организации деятельности детей, имеющих экономическую направленность и соответствующих их возрасту; опорой на личный опыт учащихся; педагогическим руководством, обеспечивающим научную организацию детского труда.

Результативность процесса экономического воспитания младших школьников выразится в уровне их экономической культуры, основой которой являются опорные нравственно-экономические качества личности.

Положительные изменения в воспитании нравственно-экономических качеств младших школьников будут влиять на активизацию их деятельности, в процессе которой формируется личность.

Потенциальные возможности учащихся младшего школьного возраста позволяют осуществлять их экономическое воспитание. При целенаправленном педагогическом руководстве этим процессом дети усваивают экономические понятия на разных уровнях: от представлений до осознания сущности этих понятий, приобретают экономические умения допрофессионального характера, у них формируются такие качества личности, как бережливость и организованность.

Эффективность экономического воспитания в современных условиях обусловлена системным подходом к решению данной проблемы. Экономическое воспитание связано и с другими формами и видами воспитательной деятельности. Оно направлено на решение общих задач воспитания к взаимосвязано с идейным, трудовым, нравственным и другими его сторонами. Так, взаимосвязь экономического и трудового воспитания проявляется в их единой цели: научить трудиться. Эффективное экономическое воспитание возможно только в труде. Но экономическое воспитание, как понятие, шире, чем трудовое. Оно включает в себя воспитание и политической сознательности, и гражданственности, и социального оптимизма.

Отличительные особенности экономического воспитания в подготовке подрастающего поколения к труду определяются тем, что трудовое воспитание готовит человека: к взаимодействию с природой с целью получения продукта труда для удовлетворения своих потребностей, а экономическое - к эффективной организации этого процесса взаимодействия с целью экономии времени. Экономическое воспитание способствует включению учащихся не только в сферу производства, но и в отношения распределения, обмена и потребления материальных благ.

Экономическое воспитание также вооружает знаниями экономической теории, вырабатывает экономические умения и навыки, необходимые для участия в общественном производстве, экономически осознанное отношение к труду.

Рассмотрим связь воспитания экономической культуры школьника с культурой нравственной. На формирование системы ценностей и мировоззренческих позиций подрастающего поколения оказывают влияние факторы социальной среды, в том числе и негативные, например, пропаганда насилия, потребительства, неразборчивости в выборе средств достижения цели, характерная для средств массовой информации. Сейчас ставится вопрос о социальной ответственности бизнесменов, и в условиях переходного периода, который переживает Россия, проблема сбалансированности экономической подготовки и нравственного воспитания оказывается особенно острой, поскольку необходимо нейтрализовать воздействие негативных факторов и сложностей переходного пути к рынку на формирование экономического мышления и ценностных ориентаций того поколения, от деятельности и нравственных ориентаций которого зависит, придет ли Россия к цивилизованным рыночным отношениям. Начиная с младших классов необходимо обратить внимание на развитие нравственно-волевых качеств при воспитании деловитости, формировании экономической культуры во взаимосвязи с развитием других компонентов личностной культуры школьников, закрепление адекватного представления о нравственном облике предпринимателя и моральной ценности экономической деятельности.

Можно сделать вывод, что формирование экономической культуры младших школьников обусловлено социально-экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране; особенностями детей младшего школьного возраста и возможностями внеурочного образования. Структура экономической культуры младших школьников представляет собой совокупность базисных компонентов: потребностно-мотивационного, информационно-познавательного, личностно-ценностного и деятельностного.

Формирование экономической культуры - это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование экономических и нравственных качеств, образующихся и необходимых в процессе экономической деятельности и ее успешного внедрения; общественной активности, предприимчивости; бережливого, честного отношения к общественному достоянию, обновлению технологических процессов и оборудования.

Эффективность экономического воспитания младших школьников обеспечивается рядом условий: включением детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая; максимальным использованием руководителем кружка возможностей учебно - воспитательного процесса начальной школы; выявлением изучаемых экономических понятий, формируемых экономических умений, опорных нравственно - экономических качеств личности младшего школьника; определением содержания, форм и методов организации деятельности детей, имеющих экономическую направленность и соответствующих их возрасту; опорой на личный опыт учащихся; педагогическим руководством, обеспечивающим научную организацию детского труда.

ІІ. Организация деятельности бизнес-кружка как средство воспитания экономической культуры

ІІ.1. Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний и умений у младших школьников.

В школе-комплексе № 2 г. Джанкоя, как и во многих городах Крыма курс экономики вводится лишь в 10 классе, поэтому особенно важным, на наш взгляд, является разработка программы «С экономикой – на «ты»!» для младших школьников в рамках кружковой работы. Если школа призвана готовить молодого человека к жизни и деятельности в настоящем и будущем, к участию в общественных процессах (экономических, социальных, культурных и политических), то исходный пункт для определения нашего кружка будет следующий: Чем определяются самые общие окружающие условия жизни и профессиональной деятельности отдельного гражданина? (общественной системой страны). В связи с этим, важно рассмотреть какие функции (роли) выполняет отдельный экономический субъект (работник, потребитель, предприниматель и др.) и какие отношения существуют между экономическими субъектами в экономических процессах.

Для каждого человека важным является его деятельность в экономической системе, важно, какую социальную роль он выполняет - производитель, потребитель, гражданин или бизнесмен и т.д.

Изучая литературу по предмету можно сказать, что в настоящее время вопрос о внедрении экономического образования в начальную школу продолжает обсуждаться учеными и педагогами. Однако практика свидетельствует о целесообразности и реальности такой работы. Наблюдение за работой в бизнес-кружке, подтвердили целый ряд предположений.

У детей младшего школьного возраста имеется потребность в объяснении экономических явлений со стороны родителей и учителей. Она обусловлена интересом к познанию окружающего мира.

Экономические знания передаются ребенку, в основном, через опыт взрослых. При отсутствии у родителей соответствующего образования, опыта жизни и деятельности в цивилизованных рыночных условиях у детей могут формироваться искаженные представления об экономике.

Определенная часть молодых родителей уже получила современную экономическую подготовку и активно включилась в деловую жизнь. Дети узнают от них, что экономические знания весьма необходимы в современной жизни и таким образом ориентируются на изучение экономики с ранних лет.

Родители, как правило, поддерживают интерес младших школьников к экономическим знаниям, объясняя это заботой о будущем своих детей.

Обучение экономике в начальной школе создает базовый уровень для последующих этапов формирования экономического мировоззрения.

Основными принципами для обучения начальной экономике на занятиях бизнес-кружка выбраны следующие:

1-ый принцип - ПРИНЦИП ВЗАИМОСВЯЗАННОСТИ (системное мышление).

Экономические субъекты постоянно взаимодействуют между собой - это очень важно для экономики.

2-ой принцип - ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ .

Важно, чтобы на каждом этапе обучения изучалась экономическая система и ее структура. При этом различные аспекты (исторический, пространственный и др.) и степень сложности ее рассмотрения должны соответствовать уровню уже сформированных об обществе знаний, психофизиологическим особенностям детей разного возраста, и также их мотивам и интересам.

3-ий принцип - ОТ ОТДЕЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ К СИСТЕМНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ .

Основной целью обучения экономике учащихся младших классов являются начальные представления об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей. Такие знания представляют собой одну из составляющих общей культуры человека. Построенные на основе системного подхода, они в то же время учитывают особенности детей рассматриваемого возраста (конкретное мышление, интерес к познанию окружающего мира, имитация деятельности взрослых и др.).

Игровой аспект знакомства с миром является преобладающем для детей младшего школьного возраста. Поэтому для учащихся начальной школы для изучения экономики, в основном, используется метод ролевых игр. Организация такой работы на кружке предполагает четырехчасовую нагрузку в неделю. Эти игры на первом году обучения образуют специальную систему игр, соответствующую целостному представлению экономики: “Мой дом” (Домашнее хозяйство), “Работа” (Предприятие), “Министры ” (Государство), “Путешествия в другие страны” (Заграница), “Мы обмениваемся”, “Открываем магазин” (Рынок).

Выбор предлагаемого набора ролевых игр обусловлен следующими факторами. Во-первых, он соответствует структуре экономической системы и, следовательно, может способствовать созданию образа “ взаимосвязанной” экономики. Во-вторых, он учитывает имеющийся у детей опыт, полученный, как правило, в семье. Играть в Дом (семью), Работу (прежде всего, работу родителей), Магазин - всегда являлось обычной деятельностью детей младшего возраста. Кроме того, определенные экономические представления дети черпают из сказок, рассказов, пословиц и поговорок.

В настоящее время у детей появляется другой опыт, основанный на новых явлениях (появление местных рынков, активная реклама, распространение импортных товаров, путешествие с семьей заграницу и др.). О правительстве, министрах и их деятельности они часто слышат от родителей и с экранов телевизоров. Очевидно, что все эти знания требуют систематизации.

В системе ролевых игр экономическая функция “потребление” имитируется в блоке “Мой дом”, а “производство” - в блоке “Работа”. Дети должны понять, что без производителя потребитель не сможет достичь своих целей. Важно определить форму взаимодействия предприятий и домашних хозяйств. Необходимо также установить взаимосвязи между экономическими субъектами.

Таким образом, создается целостное видение окружающей экономической жизни на начальном уровне, которое затем развивается на следующем шаге - в основной школе. Одновременно формируется понимание того, что деятельность человека включает в себя постоянные экономические и неэкономические взаимодействия с другими людьми.

На втором и последующих годах обучения акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть программы по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, с показом демонстрационного материала, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, чтение художественных произведений. В программе предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью, анализ рекламных компаний, проводимых городскими предприятиями торговли. Практикумы могут быть следующими: “Паспорт домашнего хозяйства”, “Экономические продукты и объекты”, “Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Собственник”, “Безотходное производство” и другие.

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры (“Мир профессий”, “Праздничный стол”, “Путешествие на остров Бартер”, “Открытие магазина”, “Безработные и предприниматели”, «На ярмарку в Париж», и другие), настольные игры (“Зигзаг удачи ”, “Монополия”, “Полет в космос”), дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы (“Самая экономная хозяйка”, “Конвейер”, “Знаешь ли ты цены”, “Аукцион знаний” и другие), множество кроссвордов, отгадывалок, шифровок и ребусов, а также дидактические материалы, составленные по теме каждого занятию. В будущем это занятия-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.

Активность ребенка в процессе обучения тесно связана с его интересом к деятельности бизнес-кружка. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных руководителем кружка вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям педагога, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, – писал В. Сухомлинский, – верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”. Именно поэтому на кружковых занятиях по экономике для младших школьников использована сказка. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания.

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу «С экономикой – на «ты»!» введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести “Словарик”, который дети сами сделают на одном из кружковых занятий (игра «Фабрика»).

Преподавая экономику на кружковых занятиях, мы пришли к выводу, что развитие умения понимать и критически оценивать альтернативные ситуации, формирование моральных установок, симпатий и других "внутренних" качеств невозможно традиционными методами репродуктивного плана. Данному занятию нужны иные методические средства, которые позволят учащимся активно осваивать "ситуации социально-экономических перемен". К их числу можно отнести способы обучения, которые принято называть имитационными.

Под имитацией мы понимаем метод обучения без преподавания, характеризующийся тем, что воспитанникам кружка предоставляется некая информация для реального принятия решений в воспроизводящей реальность обстановке. Это - деловые игры, проекты, сюжетно-ролевые игры и т.д.

Возможно, самое важное, что дают игры и имитации, - это стимулирование интереса к проблеме или ситуации, включенность в нее. Школьник становится непосредственным участником жизненного действия. Такие упражнения мотивируют учеников, раскрепощают в том смысле, что они начинают смелее ставить под сомнение суждения друг друга и руководителя кружка.

Напряжение игры вызывает актуализацию экономического знания и всех личностных ресурсов для решения проблемы, несущей в себе реальную сложность.

Для эффективной работы по данной программе также важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в творческий процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства; это может быть и экскурсия на место работы родителей, знакомство с их профессиями. При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о содержании занятий, о результатах занятий, участие в конкурсах, экономических играх. Разработана анкета для родителей, по результатам которой видно, в каких семьях идет процесс раннего экономического воспитания и над чем надо задуматься.

ІІ.2. Приемы контроля усвоения знаний и умений, критерии экономической подготовки младших школьников.

Для контроля получения экономических знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения на кружковых занятиях предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную экономическую информацию, конкретизировать свои ответы примерами из жизни. В ходе игровых действий проявляется уровень экономической культуры. Через умения организовать и спланировать предстоящую работу, умения бережного и рационального использования материалов и времени, возможно, оценить сформированность таких качеств личности ученика как бережливость, целеустремленность, активность, предприимчивость. Проверка и оценка экономических знаний и умений может быть проведена в виде письменного или устного опроса, тестовых или творческих работ, при практическом применении в заданиях игрового характера. Итоговые отметки можно выставлять на специальном «Экране экономических знаний» по 20-бальной системе (школьникам нравится получать баллы выше, чем на уроках).

Вопрос об оценке знаний учащихся может быть решен и творчески. С первых же уроков вводится “экон” – денежная единица страны Экономики. Экон оценивает знания учащихся и их активную работу на занятиях. вместо обычной двенадцатибальной системы. Полученные учащимися эконы являются прообразами заработной платы и чрезвычайно повышают активность учащихся. Система начисления эконов носит сквозной характер. На каждого ученика открывается лицевой счет, на который вносится сумма заработанных эконов (система безналичных расчетов), либо эконы выдаются на руки (наличный расчет). Начисление и снятие происходит по усмотрению руководителя кружка или при коллективном рассмотрении. Со счета может сниматься сумма на проведение игр. Сумма на счетах учащихся изменяется от занятия к занятию и является своего рода итоговой оценкой успешности изучения программы.

В оценке сформированности экономической культуры учащихся на кружковых занятиях выделены три критерия:

1. Овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту младшего школьника.

2. Степень овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и обоснованность ответов в ходе тренингов и практикумов.

3. Уровень сформированности экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).

Подход к оцениванию носит строго индивидуальный характер, учитывает интерес и склонности ученика к экономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности. Младший школьный возраст – это начало формирования экономических качеств личности.

Практическая апробация программы «С экономикой – на «ты»!» в течение 12 лет, анализ результатов итоговых работ, наблюдения за успешностью учащихся, обучающихся уже в среднем звене, позволили сделать выводы о том, что у детей и их родителей есть интерес и потребность в введении основ экономической культуры в младшем звене школы. Экономические знания положительно влияют и на учебно-воспитательный процесс. Появляется стойкая заинтересованность у учащихся в получении знаний, формировании умений по общеобразовательным дисциплинам, развивается речь, мышление, коммуникативные способности, ответственность за принятые решения. Ученики становятся более дисциплинированными, бережливыми к школьному имуществу, целеустремленными. Введение программы «С экономикой – на «ты»!» имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение.

Заключение

В современной России происходят очень сложные преобразования, которые одновременно охватывают все сферы функционирования общества - политику, экономику и нравственно-культурную сферу.

Стремление реформаторов к быстрому получению существенных результатов привело к резкому снижению благосостояния основной части населения, сокращению объемов производства, постоянному росту цен в сопровождении инфляции, финансовому кризису, резкому росту безработицы и другим отрицательным последствиям. Такая ситуация в стране обусловливает неприятие большой частью населения не только проводимых реформ, но и самой идеи рыночных преобразований. Очевидно, что понимание населением процесса рыночных реформ зависит от уровня экономической грамотности. Прежде всего, он включает в себя знания общего, системного характера (устройство общества, роль экономики, взаимосвязи экономики и политики, взаимодействия экономических субъектов, роль государства в рыночной экономике, т.д.). Кроме того, для принятия решений в жизненных ситуациях гражданам необходимы знания в области владения и распоряжения собственностью, выборе способа сбережения, а также в других сферах экономических отношений. Все это обусловливает необходимость создания системы массового экономического образования. Занятия по началам экономики в бизнес-кружке в системе внеучебного образования может стать важным способом распространения базовых экономических знаний, воспитания членов общества, в дальнейшем способных правильно понимать происходящие социально-экономические процессы и активно участвующих в деятельности общества; имеющих экономические знания и навыки принятия решений в жизненно важных ситуациях в настоящем и в будущем.

Начальный курс экономики для кружковых занятий предназначен не только и не столько восполнить дефицит знания фундаментальных экономических концепций и законов, т.е. теории ради теории, сколько создать условия для прикладного использования экономики в ситуации выбора рационального решения среди многих альтернатив.

Вся человеческая жизнь - сплошной выбор, выбирая одно, приходится отказываться от чего-то другого. Рационализация поведения личности - задача кружкового занятия по экономике. Она предполагает "пропитывание" поведения личности морально - этическими нормами, взращивание в себе ряда новообразований таких, например, как способность действовать в ситуации неопределенности, терпимость к точкам зрения других, готовность к критике.

Проводя кружковые занятия по экономике, мы пришли к выводу, что развитие умения понимать и критически оценивать альтернативные ситуации, формирование моральных установок, симпатий и других "внутренних" качеств личности невозможно сделать традиционными методами репродуктивного плана. Данному занятию нужны иные методические средства, которые позволят учащимся активно осваивать "ситуации социально-экономических перемен", поэтому на занятиях должны использоваться методы обучения, повышающие учебно-познавательную активность учащихся (дидактические игры, деловые и ролевые игры, практикумы, проектный метод, решение проблемных экономических ситуаций и др.).

Практика показала, что процесс формирования основ экономической культуры младших школьников на кружковых занятиях во время внеучебной деятельности особо эффективен, если содержание обучения младших школьников ориентировано на современный уровень экономической науки с учетом психо-физиологических особенностей детей данной группы. Помимо этого, этот процесс включает в себя воспитание экономически значимых качеств личности, таких как бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность, а также формирование умений и навыков элементарной практической деятельности.

В настоящее время кружковое занятие является наиболее приемлимым и интересным для учащихся способом получения экономических знаний, формирования экономической культуры младших школьников.

Сегодня много разговоров о рынке, рыночных отношениях. Они охватили все общество, в том числе семью и школу . Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в России ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства.
Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п. Исходя из этого в воспитательной работе нашей школы, мы отводим особое место экономическому воспитанию младших школьников.
Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
Цель программы

Главная цель программы "Мир экономики" - познакомить учащихся млад­шего и среднего школьного возраста с основ­ными экономическими понятиями и пока­зать ценность образования, его необходи­мость для квалифицированного выполнения любой работы, будущего профессионального выбора и успешного участия в жизни обще­ства.

Изучение рыночной системы социально-эко­номических отношений с учетом российской национальной специфики, знания, умения и навыки, полученные на занятиях, готовят школьников к пониманию важных аспектов современной жизни, к актив­ному участию в индивидуальной и коллектив­ной трудовой деятельности.

Обоснование программы

В успехах школьного образования заинтересова­но все общество: политические и общественные лидеры, деятели образования и представители деловых кругов, ученые, методисты, учителя, родители, сами учащиеся. В динамично изменя­ющемся современном мире требования, предъя­вляемые рынком труда к молодым специали­стам - вчерашним выпускникам школы, посто­янно повышаются. Последовательное изучение основных закономерностей, достоинств и недо­статков рыночной экономики, предпринима­тельства, менеджмента в стенах школы помо­жет учащимся справиться с задачами и трудно­стями, которые ожидают их в реальной "взрос­лой" жизни.

Задачи программы

Программа рассматривает:


  • базовые экономические понятия, с которы­ми учащиеся имеют дело в повседневной жизни;

  • ключевые экономические концепции, закладывающие основу дальнейшего социально-экономического образования учащихся;

  • основные положения экономики семьи, ми­крорайона, города, региона, страны, а также международные экономические взаимоотно­шения.

Учащиеся получат возможность


  • развивать практический опыт, необходи­мый для работы в небольших группах;

  • участвовать в различных деловых играх и мероприятиях, в том числе соревнователь­ного характера;

  • учиться принимать решения, учитывая те или иные экономические аспекты и факто­ры;

  • анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;

  • осознать важность образования в их сегод­няшней и завтрашней жизни.

Темы программы:

НАШИ СЕМЬИ – 1 класс

НАШ МИКРОРАЙОН – 2 класс

НАШ ГОРОД – 3 класс

НАШ РЕГИОН – 4 класс
Все темы программы раскрывают три основ­ные роли полноправного члена общества: ЛИЧНОСТЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ и ПОТРЕ­БИТЕЛЬ.

Развитие ЛИЧНОСТИ включает в себя умение разработать характеристику собственных по­тенциальных возможностей, способность при­нимать решения и брать на себя ответствен­ность, стремление к сотрудничеству и, в конеч­ном итоге, достижение поставленной цели.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ учится понимать важность и ценность работы, узнает о множестве видов работ, выполняемых людьми, о разнообразии профессий и специальностей, об ответственно­сти за качество работы, об уровне требований, предъявляемых работодателем.

ПОТРЕБИТЕЛЬ учится принимать решения о разумном и выгодном распределении ограни­ченных ресурсов.

Пространством, в котором каждый человек ре­ализует себя как личность, производитель и потребитель, является общество. Программа "Мир экономики" показывает учащимся, как расширяется понятие "общество" от группы конкретных людей до населения города, страны и мира. Участие в программе дает возможность понять, какую роль играет каждый человек в экономических отношениях.

Чтобы успешно существовать и функциониро­вать в экономической системе, необходимы определенные навыки. Они, в основном, за­ключаются в СПОСОБНОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ и в ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ. Способность к принятию решений состоит в умении логически мыслить и анализировать различные ситуации, а также в понимании от­ветственности за сделанный выбор. Готовность к работе подразумевает наличие у человека способности адаптироваться на рабочем месте и подчиняться определенным требованиям ра­ботодателя.

1 класс

Тема: "Наши семьи"

Программа "Наши семьи" является первым "шагом" ребят младшего школьного возраста в мир экономики. Впереди - знакомство с тем, как живут и развиваются "Наш микрорайон", "Наш город", "Наш регион".

Цели программы "Наша семья"


  • Определить понятие "семья".

  • Познакомиться с потребностями семьи.

  • Показать разницу между словами "хочу" и "надо".

  • Выяснить, где можно получить необходимое и желаемое.

  • Рассмотреть виды работы, выполняемой представителями различных профессий.

  • Развить представление о взаимодействии и взаимозависимости людей внутри и вне се­мейных отношений.




Тема

Цели

Обзор занятий

Часы

1

Чудесное место

для жизни



В ходе занятий ребята смогут определить, что значит «семья», понять, как члены семьи живут и работают вместе, получить представление о взаимозависимости членов семьи

Школьники узнают, в чем сходство и различие семей и как члены семей трудятся, чтобы создать «чудесное место для жизни»

3 часа

2

Слова «хочу» и «надо»

В ходе занятий ребята смогут определить разницу между словами «хочу» и «надо»

Школьники знакомятся с потребностями обычной семьи

3 часа

3

Где найти то, что должны и хотят иметь семьи

В ходе занятия ребята смогут определить потребности обычной семьи, научиться «читать» план и распознавать символы, служащие для обозначения различных объектов, выяснить, где можно получить необходимое и желаемое.

Пользуясь планом, школьники узнают, где можно получить необходимое и желаемое.

3 часа

4

Как работают наши семьи

В ходе занятий ребята смогут дать определение слову «профессия», выявить, какую работу выполняют представители различных профессий – члены их семей и люди, живущие по соседству.

Школьники узнают, какова взаимосвязь между работой, выполняемой членами семей, и удовлетворением их потребностей.

3 часа

2 класс

Тема: "Наш микрорайон"
Программа "Наш микрорайон" является вто­рым "шагом" ребят младшего школьного воз­раста в мир экономики. Ему предшествовало изучение того, как живут и работают "Наши семьи". Впереди - знакомство с тем, как функ­ционируют и развиваются "Наш город", "Наш регион".

Цели программы "Наш микрорайон":


  • Познакомить учащихся с такими понятия­ми, как "общество", "правительство", "на­логи".

  • Представить разнообразные профессии и специальности, востребованные на предпри­ятиях и учреждениях микрорайона.

  • Получить представление о производстве, ос­новах товарооборота, торговли и циркуля­ции денег.

  • Продемонстрировать роль денег и банков.

  • Научить принимать "грамотные" решения, учитывая экономические последствия вы­бора.

  • Подчеркнуть роль образования в приобрете­нии профессии и успешной карьере.



Тема

Цели

Обзор занятий

Часы

1

Как работает общество

В ходе занятий ребята смогут

Познакомиться с понятием «общество»,

Узнать, как люди живут и работают вместе,

Получить представление о возможностях в выборе профессий.


Школьники узнают, как живет и работает общество, и получат представление о взаимодействии его членов на примере группы людей, населяющих микрорайон.

3 часа

2

Кондитерская фабрика

В ходе занятий дети смогут:

Познакомиться с такими понятиями, как «производство», «товар», «брак»,

Научиться различать индивидуальный и конвейерный способы производства.


Школьники испытают себя в роди производителей. Работая индивидуально или в небольших группах, они «освоят производственный процесс» и изучат различные способы производства.

3 часа

3

Роль правительства

В ходе занятий дети смогут:

Определить, что такое общественные услуги, а также места и предметы общественного пользования,

Осознать роль правительства в обществе,

Выяснить, каковы источники налогов и их предназначение.



Школьники узнают о роли правительства, об услугах, которые оно представляет обществу, и о налогах, которые предназначены для оплаты этих услуг.

3 часа

4

Дерево решений

В ходе занятий ребята смогут:

На практике изучить процедуру принятия решений,

Осознать разницу между индивидуальными и коллективными решениями,

Понять, что все вместе и каждый в отдельности, мы несем ответственность за выбранное решение.


Школьники пройдут все этапы принятия решения (от постановки проблемы до рассмотрения возможных последствий) и в результате смогут определить, как использовать пустующее помещение, разместив там «новое дело», приносящее пользу всему обществу.

2 часа

5

Путешествие рубля

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную зхадачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, олт решения которой зависит будущее нашего государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,

ИЛИ КАК РАЗВИТЬ КАЧЕСТВА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Ртищева Галина Анатольевна, учитель начальных классов, Заслуженный учитель РФ, МБОУ гимназия №, г. Чехов Московской области

Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства. Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, организованность, порядочность, деловитость, добросовестность др. Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п.

Давно прошли времена, когда родители мечтали, чтобы их дети стали учителями, медиками, академиками или космонавтами. Бизнесмены - вот настоящие герои нашего времени. Как же разглядеть будущего «владель ца заводов, газет, пароходов» в собствен ном ребенке? Внимательно наблюдая за ним. Малыш, из которого в будущем может получиться успешный деловой человек, как правило, обладает креативностью, выраженными задатками лидера, самостоятельной, независимой личности. Такие особенности характера чаще всего проявляются в до статочно раннем возрасте. Ребенок вер ховодит в играх, к нему тянутся другие дети, он открыто и смело высказыва ет свое мнение, ведет себя независимо и среди своих сверстников, и в семье. Кроха эмоционален, общителен, подви жен и, что называется, позитивен. Зада ча родителей поддерживать, развивать и культивировать в ребенке эти важные для его взрослой жизни качества. Можно ли вырастить удачливого бизнесмена из своего ребенка и как это сделать? «Можно, - считают многие родители, - если создать в семье благоприятные условия для его развития в нужном направлении». «У ребенка должны быть определенные задатки, развивая которые, мож но сформировать черты характера, необходимые в современ ном деловом мире: самостоятельность в поиске и принятии решений, последовательность в их реализации, умение не стандартно мыслить, а также убедить и повести за собой людей, интуиция, организаторские способности и ответственность за свои слова и поступки».

Особое место экономическому воспитанию младших школьников должен отводить и классный руководитель. Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники. И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.

Темы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I. Деньги в семье: доходы и расходы

1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин

II. Богатство и люди.

1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.

III. Школьная экономика.


1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.

IV. Школьная экономика.

1-2. Учебно-опытный участок.
3-4. Стоимость коммунальных услуг.
5-6. Главный экономист школы.
7-8. Наш вклад в школьную экономику.

В 1-ом классе большое место должно отводиться сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Аптека» и т.д. Частые гости у ребят сказочные герои (Кот в сапогах, Золушка, Буратино). Для данного возраста характерно широкое использование пословиц, поговорок, сказок.

На занятиях о доходах и расходах семьи из учеников можно сформировать несколько групп – семей: «Семья из Простоквашино», «Семья Золушки», «Семья Папы Карло и Буратино» и т.д. Каждая группа подсчитывает месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки. Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:

Помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
Во 2 классе можно работать по разделу «Богатство и люди». Ребята приходят к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?».

В 3-ем классе разумно организовать «Клуб деловых людей», в состав которого входили бы ученики и родители. Клуб должен разработать и принять Устав:
1.Профессиональная подготовка человека – бизнесмена.

2. Честность и порядочность.

3. Умение умно рисковать.

4. Здоровый образ жизни.

5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)

6. Обязательной этической нормой является меценатство.

4-й год занятий показывает, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята хорошо работают в парах и группах, для них у же не трудно оформить экономическую газету, рассчитать стоимость комплекта учебников на следующий год, рассчитать затраты на косметический ремонт класса и т.д. Классный руководитель должен применять технологию сотрудничества. Тогда сработает связь «учитель – ученик – родители». И частыми участниками воспитательных занятий становятся родители.

При воспитании будущего делового человека стоит быть внимательным, вы можете стать родителями делового человека, если вы видите в своем малыше уже с первых лет его жизни способность к логическому мышлению, активности и лидерству, но многие родители внушают детям своим собственным примером, что успех в жизни зависит только от толщины кошелька. Но это может привести к обратному результату. Малыш вырастет и разочаруется, узнав, что не все в жизни покупается с помощью денег, что существуют более важные понятия и ценности. Поэтому важно объяснить ребенку, что дело жизни, прежде всего, должно нравиться и приносить удовольствие, а деньги обязательно будут результатом такой деятельности.

Основные качества для будущего бизнесмена

1. Решимость действовать. Для успешного человека важно умение действовать с риском, проявляя активность даже в неблагоприятных ситуациях. Нужно прививать ребенку умение двигаться вперед при любых обстоятельствах. Для успеха в бизнесе необходимо активное постоянное движение, чтобы вовремя чувствовать нужные повороты и видеть новые возможности. Риск - благородное дело! Дайте понять это вашему будущему бизнесмену.

2.Умение учиться на своих ошибках. Любому деловому человеку необходимо уметь выносить из своих промахов и поражений ценные уроки. Для бизнесмена важно понимать, что жизнь вокруг меняется и уметь перестраиваться, соответствуя этим изменениям. В выигрыше тот, кто более гибок и заранее предвидит возможные перемены. Говорите малышу, что он всегда имеет право на ошибки, а они в свою очередь многому могут научить.

3. Прежде всего, люди и отношения. Для любого дела, чтобы оно приносило доход и удовольствие, необходимы благие цели в его основании. Ребенку с детства важно понимать, что то, чем он занимается должно быть не просто удовлетворительным для его личных потребностей, но и помогать окружающим. В деловых отношениях, как и в обычных межличностных, важно в приоритете ставить понимание и любовь к человеку. Воспитывая уважение к людям, к их потребностям, вы вырастите успешного лидера, работающего на благо людей, качественно и честно выполняющего свою работу.

Родители должны помнить, что ребенок сам вправе решать, кем ему стать в будущей жизни. Вы лишь можете помочь ему определить, какие его уникальные черты помогут ему реализовать себя максимально эффективно для себя и для общества.

Никакие знания, навыки и уме ния не сделают вашего ребенка успешным, если он не научится ими пользовать ся во благо себе и окружающим его людям, самостоя тельно анализируя ситуацию и прини мая соответствую щие решения. Очень важно помнить:

  1. Когда ребенок чем-то занят, не вме шивайтесь в творческий процесс с предложениями и замечаниями. Пусть он самостоятельно приобретет ценный для него опыт, а с ним и ощу щение собственной значимости.
  2. Поддерживайте любые оригиналь ные мысли, идеи, решения своего ребенка. Восхищайтесь ими, подбад ривайте в случае неудачи. Только из нестандартно мыслящих людей полу чаются великие предприниматели.
  3. Будьте сами для ребенка достойным примером. Ведь наблюдая за вами, он учится, как себя вести в тех или иных ситуациях, обдумывать проис ходящее, планировать свои действия, воплощать задуманное, осознавать проблемы и решать их.
  4. Старайтесь как можно боль ше путешествовать с ребенком . Он дол жен видеть мир во всем его разнообра зии, знакомиться с лучшим, что было создано человеческой цивилизацией. Это развивает кругозор ребенка. Ши рокое развитие способствует инициа тивности и деловой активности. Стрем ление постоянно узнавать и обучаться чему-то новому - именно это отличает менеджера высокого класса от так назы ваемого офисного планктона.
  5. Не экономьте на обуче нии ребенка английскому языку. В иде але учителей должно быть два - но ситель языка и русский преподаватель.
  6. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей (Дени Дидро). Позволяйте ребенку общаться и иметь большое количество друзей и знакомых. Расширяя его мировоззрения путем общения и получения опыта, он становиться мудрее и счастливее.

Это всего лишь несколько правил для родителей. Впрочем, всем свойственно ошибаться. Невозможно в один миг стать хорошим отцом или матерью. Но если придерживаться эффективных правил, можно действительно воспитать замечательных детей, которыми можно будет по-настоящему гордиться.

Литература

  1. Корсакова Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения / Т. Корсакова // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 46-50.
  2. Мазанова О.Ю. Экономическая подготовка учащихся в условиях реализации стандарта нового поколения / О. Ю. Мазанова// Профильная школа. - 2008. - № 6. - С. 21-22.
  3. http://www/uroki.net

13.06.2012

Ох уж этот рынок, победивший Советы! Ох уж это экономическое воспитание: «В семье хомяка трое хомяков. У них есть один рубль. Составь финансовый план на неделю, если:…» и дальше следует перечисление стоимости тех или иных продуктов.

Как экономически воспитать младшего школьника и что мы подразумеваем под экономическим воспитанием младших школьников в отрыве от школы, для домашнего, так сказать, пользования?

Для того, что бы понимать, что подразумевается под «экономическим воспитанием» немного истории. Как ни странно, само понятие ввел на нашей территории еще Ленин, сформулировав задачи экономического воспитания. Бережливость, хозяйское отношение к делу, рациональное использование всех ресурсов, неуклонное улучшение планового руководства, повышение организованности, деловитости, сознательной дисциплины, всемерное развитие инициативы масс являются источником ускорения социалистического и коммунистического строительства. Э. в. направлено на решение общих задач воспитания и выступает как связующее звено между идейно-политическим, трудовым, нравственным и другими направлениями системы воспитания. Таким образом, для СССР, актуальным было такое понятие экономического воспитания- систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам социалистического хозяйствования, коммунистической морали. Э. в. предполагает становление каждого труженика как хозяина-коллективиста, который последовательно руководствуется в своей жизни общественными интересами, экономической политикой КПСС и Советского государства.

Многое ли изменилось? Фактически ушла только терминология, суть осталась та же, да и определения схожи. Как была экономика главенствующим понятием, так и осталась. Без экономики невозможны современные, ад и любые исторические, взаимодействия между людьми. И до тех пор, пока нам и нашим детям будет казаться, что экономические закономерности это некая мистика, эта мистика и будет управлять нашей жизнью, а не мы. Родительская задача - показать ребенку что такое экономические взаимодействия, для чего, грубо говоря, нужны деньги, что такое богатство и откуда оно берется и действительно ли оно – необходимая и неотъемлемая часть счастливой взрослой жизни.

Экономическое воспитание младших школьников в школе, то есть прицельное педагогическое воспитание, выглядит примерно следующим образом:

Подготовительный – 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы
1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин

2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.

3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.
11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.

Как видите, довольно размыто и, главное, знания подаются в отрыве от личности ребенка, в отрыве от семьи. Допустим, ваша семья является строгими поклонниками аскетичного образа жизни и это ваш взрослый логический и эмоциональный выбор. Ребенок растет в соответствующей среде. И если вы, как родитель, хотите обеспечить ему соответствующее вашей семье духовно-нравственное воспитание, то вы должны говорить с ребенком о вопросах аскетизма и деньги, а равно с этим и экономика, предстанут в совершенно ином свете.

Расписанная на 4 года программа школьного экономического обучения младших школьников может быть освоена ребенком в течение недели, еще в первом классе и уже от вас, родителей, зависит, будет ли ребенок и дальше познавать этот мир с интересом и станет ли он образованным, в том числе, экономически, или будет иметь представления об экономике на уровне «нашего вклада в экономику библиотеки школы».

Как сформировать и научить? Только разговорами, объяснениями и играми. Ну и, конечно же, собственным пониманием минимальных азов экономической теории. Начните, как говорится, с себя и не игнорируйте желания ребенка учиться и познавать мир.


Александра Постышева

01.06.2012 Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Казалось бы – такое простое, интуитивно ясное понятие: духовно-нравственное воспитание. Однако у каждого, кто задумается над этим, возникнет закономерный вопрос: всё же, что именно такое, это духовно-нравственное воспитание младших школьников. Это о чём? О православии?



Рассказать друзьям