Договор о добрососедстве дружбе и сотрудничестве. Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС (16.08.2007 г.)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пункт 13, проект федерального закона "О ратификации Договора о долгосрочном

организации сотрудничества". Докладывает официальный представитель Президента

Российской Федерации заместитель министра иностранных дел Российской

Федерации Алексей Николаевич Бородавкин.

БОРОДАВКИН А. Н., официальный представитель Президента Российской Федерации,

заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.

Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Позвольте поздравить вас

прежде всего с юбилейным, 1000-м заседанием Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации и пожелать успехов в работе на благо России!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

БОРОДАВКИН А. Н. Думаю, что предлагаемый вашему вниманию вопрос - проект

федерального закона "О ратификации Договора о долгосрочном добрососедстве,

дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации

сотрудничества", внесённый Президентом Российской Федерации, - соответствует

высокой политической важности сегодняшнего юбилейного заседания

Государственной Думы. Имеется ещё одно символическое совпадение: сегодня

начался официальный визит Президента Российской Федерации Дмитрия

Анатольевича Медведева в Китайскую Народную Республику, которая, как

известно, является одним из ключевых членов Шанхайской организации

сотрудничества.

С самого начала хочу подчеркнуть неординарное внешнеполитическое значение

этого договора как с точки зрения наращивания взаимодействия с нашими

партнёрами в рамках ШОС, так и в плане позитивного воздействия на

международную обстановку в Центральной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском

регионе, да и в мире в целом.

Несколько слов о Шанхайской организации сотрудничества. Она объединяет

Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Декларация о

фиксирующий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности

организации. За прошедшие с момента основания организации семь лет ШОС

превратилась в весомый фактор укрепления мира, безопасности и стабильности в

регионе, развития многопрофильного экономического и гуманитарного

свидетельств этому то, что в качестве наблюдателей к организации

присоединились Индия, Иран, Монголия и Пакистан.

Договор о долгосрочном добрососедстве был подписан руководителями государств

Бишкеке. Договорённость о заключении этого документа была достигнута лидерами

стран-участниц в 2006 году на юбилейном саммите ШОС в Шанхае. При этом главы

государств исходили из важности задачи развития договорно-правовой базы

организации, краеугольным камнем которой является Хартия ШОС. При подготовке

проекта договора были полностью учтены российские соображения и предложения.

Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве состоит из

двадцати шести статей, которые конкретизируют положения Хартии ШОС и

предлагают более развёрнутые формулировки, фиксирующие правовые и

политические нормы сотрудничества государств-членов. Он призван

способствовать дальнейшей консолидации организации, придать новое качество и

динамику сотрудничеству. В частности, статья 2 договора развивает

зафиксированный в хартии принцип разрешения разногласий между участниками

договора исключительно мирным путём. Более того, статья 6 предусматривает,

что в случае возникновения ситуации, ставящей под угрозу безопасность одной

из сторон договора, она может проводить консультации в рамках организации с

другими договаривающимися сторонами для адекватного реагирования на возникшую

ситуацию.

В договоре также подтверждается уважение права государств-участников на выбор

пути политического, экономического и культурного развития, развиты установки

хартии о соблюдении принципов государственного суверенитета и территориальной

целостности, неучастии в союзах и организациях, направленных против других

участников договора, об отказе от поддержки каких-либо враждебных им

действий, это статья 4. Все эти важные положения поднимают на качественно

более высокий уровень координацию политики в области безопасности государств

Членов ШОС. Серьёзную политико-правовую нагрузку несут в себе обязательства

сторон в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также

противодействия иным угрозам, вызовам и правонарушениям, которые имеют

трансграничный характер.

Существенную политическую отдачу имеют положения статьи 11 о намерении

договаривающихся сторон в соответствии с международными обязательствами и

национальным законодательством содействовать реализации прав и основных

свобод человека, обеспечивать законные права и интересы проживающих на их

территории граждан других государств - участников договора.

Выдержанный и сбалансированный характер носит тематический блок, регулирующий

экономическое взаимодействие, ему посвящены статьи 13, 14 и 15. Этот блок

определяет ключевые принципы такого сотрудничества, а это равноправие и

взаимная выгода.

Фиксируется также стремление государств - участников договора всемерно

развивать сотрудничество в таких областях, как охрана окружающей среды,

рациональное природопользование, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций

и ликвидация их последствий.

Оформлено обязательство сторон договора продуктивно взаимодействовать в

гуманитарной сфере, способствовать изучению языков и культуры партнёров. Это

предоставляет дополнительные возможности для распространения русского языка и

нашей культуры за рубежом, в первую очередь в Центральной Азии. Государства -

члены договора исходят из того, что для реализации его положений будут

разработаны дополнительные документы. Так, например, в развитие статьи 10 о

сотрудничестве между министерствами обороны государств - членов Шанхайской

организации сотрудничества.

Зафиксированные договорённости в полной мере соответствуют российским

внешнеполитическим приоритетам, создают дополнительные возможности для

продвижения интересов нашей страны во взаимоотношениях с государствами -

членами ШОС. Вступление в силу договора позволит значительно увеличить вклад

ШОС в формирование многополярного миропорядка, основанного на верховенстве

международного права.

Договор подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 и

пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской

Федерации", поскольку является документом об основах межгосударственных

отношений. Кроме того, стороны условились о его ратификации. Это было сделано

на уровне глав государств. Согласно статье 23 договор вступает в силу с даты

сдачи на хранение депозитарию, которым является Секретариат ШОС, последней

ратификационной грамоты. Договор не содержит правил иных, чем предусмотренные

законодательством Российской Федерации. Выполнение договора не повлечёт

дополнительных расходов из федерального бюджета.

Договор был обсуждён на заседаниях комитетов Государственной Думы по делам

СНГ и по международным делам и получил одобрение.

Учитывая важность упомянутого документа, надеемся на поддержку

Государственной Думы в вопросе его ратификации.

Благодарю за внимание.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Алексей Николаевич.

Для содоклада я предоставляю слово первому заместителю председателя Комитета

по международным делам Юлию Александровичу Квицинскому.

КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция КПРФ.

Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам

рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Договора о долгосрочном

добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской

года Президентом Российской Федерации.

считаю необходимым после такого подробного доклада углубляться в рассмотрение

отдельных статей этого договора, хочу только подчеркнуть, что это добротный

рамочный договор, который выводит и саму Шанхайскую организацию

сотрудничества, и нашу роль в этой организации на качественно новую ступень,

отвечает интересам нашей безопасности и способствует укреплению наших позиций

во всём мире. Он создаёт надёжную основу для комплексного развития Шанхайской

организации сотрудничества, формирования справедливого демократического

миропорядка и укрепления взаимодействия государств в вопросах международной

безопасности.

На договор есть также положительные заключения комитета по СНГ и Комитета по

обороне. Правовое управление замечаний не имеет. Поэтому наш комитет

поддерживает ратификацию этого договора и предлагает коллегам проголосовать

за его ратификацию.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юлий Александрович.

Скажите, есть ли вопросы? Нет у депутатов вопросов. Есть ли желающие

"О ратификации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и

сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации сотрудничества".

Покажите результаты.

Воздержалось 0 чел.0,0%

Результат: принято

Договор ратифицирован.

Российская Федерация и Республика Беларусь, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,

учитывая исторически сложившиеся тесные связи между их народами,

считая, что дальнейшее укрепление дружественных отношений, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов обоих государств, служит делу мира и безопасности,

отмечая, что Договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Белорусской Советской Социалистической Республикой от 18 декабря 1990 года сыграл свою историческую роль,

убежденные в необходимости продолжать строительство суверенных демократических государств с социально ориентированной рыночной экономикой и всемерно содействовать созданию общего экономического пространства,

стремясь придать новое качество своим отношениям и укрепить правовую основу сотрудничества с учетом глубоких политических и экономических перемен в обоих государствах и тенденций международной жизни,

исходя из желания строить двусторонние отношения на основе взаимного уважения, равноправия, доверия, согласия и партнерства,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, положениям хельсинкского Заключительного акта, Парижской хартии для новой Европы и других документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе,

принимая во внимание обязательства обоих государств в рамках Содружества Независимых Государств,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Договаривающиеся Стороны будут строить дружественные, добрососедские отношения и развивать сотрудничество, руководствуясь принципами взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, равноправия и невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения обязательств, а также другими общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 2

Договаривающиеся Стороны будут тесно сотрудничать в целях сохранения мира, укрепления стабильности, региональной и глобальной безопасности. Они будут координировать свою внешнеполитическую деятельность, уделяя приоритетное внимание созданию системы коллективной безопасности в мире и на европейском континенте, усилению миротворческой роли ООН и ее взаимодействия с европейскими региональными и субрегиональными организациями, форумами и соглашениями, содействию в урегулировании межгосударственных и иных конфликтов, затрагивающих их интересы, дальнейшему продвижению процесса сокращения вооруженных сил и вооружений.

Статья 3

Договаривающиеся Стороны будут проводить регулярные консультации на разных уровнях с целью обеспечения дальнейшего развития и углубления своих двусторонних отношений и обмена мнениями по международным вопросам, представляющим взаимный интерес. Встречи на межгосударственном уровне будут проводиться, как правило, ежегодно с учетом необходимости и целесообразности. Министры иностранных дел будут проводить регулярные консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес. При необходимости по взаимному согласию Договаривающихся Сторон будут проводиться регулярные рабочие встречи, консультации руководителей центральных органов государственного управления, а также руководителей разных уровней с целью обеспечения дальнейшего развития и углубления двусторонних отношений и обмена мнениями по международным и другим вопросам, представляющим взаимный интерес.

Договаривающимися Сторонами могут создаваться на постоянной или временной основе смешанные комиссии для решения отдельных вопросов в различных областях.

Статья 4

Договаривающиеся Стороны в условиях открытости границы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь будут осуществлять на своих границах с третьими государствами надлежащие меры по обеспечению безопасности друг друга и сотрудничать на основе отдельных соглашений в решении между ними пограничных вопросов. Они будут согласовывать и принимать необходимые меры для взаимного обеспечения безвизового въезда, выезда и пребывания граждан одного государства на территории другого. Они согласуют также режим въезда, выезда и пребывания граждан третьих стран на территориях Договаривающихся Сторон.

Статья 5

Договаривающиеся Стороны будут осуществлять координацию деятельности в военной области в соответствии с отдельными соглашениями. В случае вооруженного нападения на одну из Договаривающихся Сторон или угрозы такого нападения.

Договаривающиеся Стороны будут консультироваться и принимать другие меры с учетом обязательств по Договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и другим договорам, участниками которых они являются.

Каждая из Договаривающихся Сторон будет воздерживаться от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать каких-либо договоров, направленных против другой Договаривающейся Стороны. Ни одна из Договаривающихся Сторон не допустит, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Договаривающейся Стороны.

Статья 6

Договаривающиеся Стороны будут содействовать расширению парламентских связей между ними.

Статья 7

Договаривающиеся Стороны обеспечат благоприятные условия для прямых связей и всестороннего сотрудничества на уровне административно-территориальных единиц в рамках их компетенции. Они будут содействовать развитию торгово-экономических связей приграничных территорий обоих государств.

Статья 8

Договаривающиеся Стороны будут содействовать развитию всесторонних контактов между их гражданами, политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, религиозными, спортивными и другими объединениями и союзами, органами печати и информации.

Статья 9

Договаривающиеся Стороны будут согласовывать основные направления осуществления экономических реформ, содействовать углублению экономической интеграции между ними, созданию условий для формирования единого экономического пространства в соответствии с обязательствами, вытекающими из двусторонних и многосторонних договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств. В этих целях они будут координировать финансовую, денежно-кредитную, бюджетную, валютную, инвестиционную, ценовую, налоговую, платежно-расчетную и таможенную политику, создавать равные возможности и условия для хозяйствующих субъектов, способствовать созданию финансово-промышленных групп и кооперации предприятий, объединений и банков, производителей и потребителей продукции на основе свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Договаривающиеся Стороны будут способствовать сохранению и развитию на взаимовыгодной основе производственной и научно-технической кооперации между хозяйствующими субъектами при разработке и производстве современной наукоемкой продукции, включая продукцию для нужд обороны. Они будут содействовать взаимовыгодному сотрудничеству в области строительства и архитектуры на основе отдельных соглашений.

Статья 10

Договаривающиеся Стороны будут углублять взаимовыгодной сотрудничество в области национальных энергетических, транспортных систем и систем связи, телекоммуникаций и информатики, способствуя сохранению, рациональному использованию и развитию сложившихся в этих областях комплексов и единых систем.

Перевозки грузов и пассажиров железнодорожным, воздушным, речным и автомобильным транспортом между обеими Договаривающимися Сторонами и транзит по их территориям, включая операции через аэро- и речные порты, железнодорожные и автомобильные сети, а также операции через линии связи, магистральные трубопроводные и электрические сети, расположенные на территории Договаривающейся Стороны, будут осуществляться на условиях и в порядке, определяемых отдельными соглашениями.

Статья 11

Договаривающиеся Стороны будут укреплять сотрудничество в области труда и занятости населения, использования трудовых ресурсов, регулирования трудовой миграции. В этих целях они заключат отдельные соглашения, регулирующие процессы переселения граждан, миграцию рабочей силы и взаимные обязательства по обеспечению равенства возможностей в сфере трудоустройства и предоставлению социальных гарантий гражданам и членам их семей одной Договаривающейся Стороны, находящихся на законных основаниях на территории другой Договаривающейся Стороны.

Статья 12

Договаривающиеся Стороны будут осуществлять тесное сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, рационального и ресурсосберегающего природопользования на основе отдельных соглашений. Они будут оказывать взаимную помощь в предотвращении и ликвидации на их территориях последствий стихийных бедствий, тяжелых аварий и катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статья 13

Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в области фундаментальных и прикладных наук, включая промышленные исследования, взаимного использования достижений современной науки, техники и технологии при соблюдении их законодательств и международных обязательств в области интеллектуальной и промышленной собственности. Они будут содействовать углублению контактов между их национальными академиями и другими научными учреждениями, осуществлять развитие совместной инфраструктуры, обеспечивающей инновационную деятельность, оказывать содействие созданию и деятельности совместных научно-производственных коллективов, обеспечивать разработку и создание единой информационной сети в научно-технической сфере, поощрять осуществление общих программ и проектов, обмен учеными, специалистами, экспертами, стажерами, создавать благоприятные условия в деле подготовки научных кадров.

Статья 14

Договаривающиеся Стороны будут осуществлять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в области образования, подготовки переподготовки кадров. С этой целью они будут содействовать широкому развитию прямых связей между образовательными учреждениями, научными организациями высшей школы, обмену специалистами для преподавательской работы, повышения квалификации и чтения лекций, совместного проведения научных исследований, тематических конференций, симпозиумов и семинаров, а также обмену учащимися, студентами, аспирантами и стажерами. Они взаимно признают эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях и заключат по данному вопросу отдельное соглашение.

Каждая из Договаривающихся Сторон будет поощрять изучение языков, литературы, искусства и культуры другой Договаривающейся Стороны.

Статья 15

Договаривающиеся Стороны, опираясь на традиции тесных культурных связей, будут всемерно укреплять сотрудничество в различных областях культуры, содействовать расширению деловых контактов между творческими союзами и объединениями, учреждениями культуры, деятелями литературы и искусства на государственном, региональном и местных уровнях. Исходя из взаимного стремления к ознакомлению с культурой и гуманитарными ценностями друг друга, они заключат соглашение об открытии, статусе и деятельности своих информационно-культурных центров на территориях обоих государств.

Статья 16

Договаривающиеся Стороны будут развивать сотрудничество в области здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны труда, социальной защиты и пенсионного обеспечения.

Статья 17

Каждая их Договаривающихся Сторон защищает права и интересы своих граждан, проживающих на территории другой Договаривающейся Стороны, оказывает им покровительство и поддержку в соответствии с общепризнанными нормами международного права, договоренностями, принятыми в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также обязательствами в рамках Содружества Независимых Государств.

Правовой статус граждан одной Договаривающейся Стороны, постоянно проживающих на территории другой Договаривающейся Стороны, будет регулироваться соглашением, в соответствии с которым эти граждане будут пользоваться такими же правами, как и граждане Договаривающейся Стороны, на территории которой они проживают, с изъятиями, установленными этим соглашением.

Статья 18

Каждая их Договаривающихся Сторон гарантирует лицам, относящим себя к российскому меньшинству в Республике Беларусь и белорусскому меньшинству в Российской Федерации, право свободно индивидуально или коллективно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную и религиозную самобытность, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки своей воле.

Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется принимать на своей территории соответствующие меры, включая законодательные, для предотвращения и пресечения угроз или актов насилия, дискриминации или враждебности в отношении лиц, относящих себя к упомянутым меньшинствам, по причинам их этнической, языковой, культурной и религиозной принадлежности.

Статья 19

Договаривающиеся Стороны будут взаимодействовать в мероприятиях по борьбе с различными видами преступности, в том числе с организованной преступностью, терроризмом, актами, направленными против безопасности движения на всех видах транспорта, незаконным оборотом наркотиков, оружия, ядерных расщепляющихся материалов, контрабандой и нелегальной миграцией, а также в вопросах задержания и возврата незаконно вывозимых или ввозимых культурных ценностей.

Статья 20

Договаривающиеся Стороны будут проводить регулярные двусторонние консультации по вопросам, связанным с реализацией настоящего Договора. С этой целью создается Смешанная Межгосударственная комиссия. Порядок ее образования и деятельности будет определен отдельным протоколом.

Статья 21

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Статья 22

Споры относительно толкования и выполнения настоящего Договора подлежат разрешению путем консультаций и переговоров между Договаривающимися Сторонами.

Статья 23

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Статья 24

Со дня вступления в силу настоящего Договора Договор между Российской Федеративной Социалистической Республикой и Белорусской Советской Социалистической Республикой от 18 декабря 1990 года прекращает свое действие.

Статья 25

Настоящий Договор будет зарегистрирован в Секретариате Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава этой Организации.

Статья 26

Настоящий Договор заключается сроком на десять лет. Его действие будет автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит другой Договаривающейся Стороне путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее чем за 6 месяцев до истечения очередного периода.

Совершено в Минске 21 февраля 1995 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Договаривающиеся стороны обязались на долгосрочной основе развивать отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с нормами международного права, не применять в своих взаимоотношениях силу или угрозу силой, уважать выбор пути развития друг друга, поддерживать друг друга в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности.

Россия и Китай заявили о готовности укреплять доверие в военной области, способствовать укреплению безопасности каждой из сторон и упрочению региональной и международной стабильности. Стороны договорились не участвовать в союзах и блоках и не предпринимать действий, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности партнера. В случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии Москва и Пекин незамедлительно вступают в контакт и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы.

Договор также предусматривает совместные усилия сторон по поддержанию глобального стратегического баланса и координацию их действий на международной арене в предотвращении и урегулировании конфликтов.

Согласно договору, Россия и Китай развивают взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях, стимулируют приграничное и межрегиональное сотрудничество, содействуют культурным обменам. Они активно сотрудничают в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и нелегальной миграцией. Выделена важность развития контактов между органами законодательной, исполнительной и судебной властей двух государств.

В 6-й статье договора закреплено отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий, Россия и Китай договорились продолжить переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии российско-китайской границы на еще не согласованных ее участках. До разрешения этих вопросов они соблюдают статус-кво на еще не согласованных участках границы между ними.

Российская сторона подтвердила неизменность своей принципиальной позиции по тайваньскому вопросу. Российская сторона выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме.

Согласно статье 22, договор не направлен против третьих стран.

В целях выполнения договора стороны заявили о готовности активно содействовать заключению соглашений в конкретных областях, представляющих взаимный интерес.

Договор заключен на 20 лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды, если ни одна из договаривающихся сторон менее чем за год до истечения очередного срока действия не заявит о своем намерении прекратить его действие.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В Обществе российско-китайской дружбы

10 лет договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой

16 июля 2001 г. Президент РФ В.В. Путин и Председатель КНР Цзянь Цзэминь подписали в Москве «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», ставший важным событием, исторической и знаковой вехой для российско-китайских отношений в наступившем XXI веке.

Помню, на каком высокоэмоциональном подъеме прошла на следующий день после его подписания, 17 июля 2001 г., встреча Президента РФ В.В. Путина и Председателя КНР Цзян Цзэминя в Актовом зале МГУ с коллективом университета, видными российскими государственными и общественными деятелями, активистами и руководителями Общества российско-китайской дружбы. В своих выступлениях руководители России и Китая назвали подписанный в Москве Договор программным документом, создающим международно-правовую основу отношений равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия обеих стран, в юридической форме закрепившим мирную концепцию «вечной дружбы и отсутствия вражды» между двумя государствами и их народами. Было подчеркнуто, что заключение Договора знаменует начало качественно нового этапа в российско-китайских отношениях, утверждает их долгосрочный стабильный характер на основе добрососедства и дружбы.

Руководители России и Китая призвали народы наших стран быть добрыми соседями, лучшими друзьями и надежными партнерами, а молодое поколение - продолжать и развивать традиции дружбы и сотрудничества, заложенные старшим поколением.

16 июля 2011 г. наши страны торжественно отметили 10-ю годовщину со дня подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем.

Этому знаменательному юбилею было посвящено торжественное собрание общественности Москвы, состоявшееся 14 июня 2011 г. во Дворце культуры Российского государственного социального университета, впервые проведенное Обществом российско-китайской дружбы, Российско-Китайским Комитетом дружбы мира и развития совместно с Обществом китайско-российской дружбы.

Для участия в этом мероприятии из Пекина в Москву прибыла представительная делегация Общества китайско-российской дружбы во главе с постоянным заместителем председателя Общества Лю Шу. В ее состав входили также Ван Фэнсян - посол МИД КНР, Чрезвычайный представитель Китайско-российского Комитета дружбы, мира и развития, другие видные представители китайской общественности.

В торжественном собрании приняли участие представители Государственной Думы, Совет Федерации, МИД РФ, других государственных и общественных организаций.

Участниками торжественного собрания были также сотрудники Посольства КНР в РФ во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Ли Хуэем, представители китайских и российских СМИ.

С докладом на тему «Надежная основа российско-китайского стратегического партнерства, дружбы и соразвития» на собрании выступил председатель Общества российско-китайской дружбы, директор Института Дальнего Востока РАН академик М.Л. Титаренко.

«В 400-летней истории отношений России с Китаем есть ряд двусторонних документов, которые стали эпохальными вехами в наших добрососедских отношениях.

К числу именно таких документов относится подписанный 16 июля 2001 г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», - сказал М.Л. Титаренко в своем докладе.

Подчеркнув, что Договор закрепил важнейшие позитивные изменения, которые произошли в отношениях между Россией и Китаем с начала 90-х годов ХХ в., докладчик подробно рассказал о том, какая длительная и кропотливая работа была проведена политиками, дипломатами и представителями общественности по налаживанию российско-китайских контактов после отчужденности, возникшей в результате противостояния двух стран в 1960-1980-е гг.

Эта работа привела к тому, что шаг за шагом Москва и Пекин пришли к твердому убеждению в том, что недоверие и враждебность наносят огромный ущерб интересам обеих стран, тогда как добрососедство, дружба и сотрудничество не только соответствуют жизненным потребностям, но и способствуют решению масштабных созидательных задач, стоящих перед каждой из стран, укрепляют позиции России и Китая на международной арене, гарантируют их безопасность и территориальную целостность. При этом в качестве важного шага в деле достижения двустороннего партнерства и взаимодействия была названа подписанная в Пекине 25 апреля 1996 г. Президентом России Б.Н. Ельциным и Председателем КНР Цзян Цзэминем Совместная российско-китайская декларация, в которой стороны провозгласили решимость «развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке».

Назвав подписание Договора 2001 г. «принципиально важным новым этапом в развитии российско-китайских отношений», М.Л. Титаренко отметил основные положения Договора, заключающиеся: в обоюдном стремлении сторон всесторонне развивать на долгосрочной основе отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; в неприменении силы или угрозы силой, разрешении любых разногласий исключительно мирными средствами; в уважении выбора пути политического, экономического, социального и культурного развития, сделанного каждой из сторон в соответствии со своими внутренними условиями; в поддержании политики друг друга в вопросах, касающихся защиты государственного суверенитета и территориальной целостности; в отсутствии взаимных территориальных претензий и решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы; в укреплении доверия в военной области; в развитии сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и других областях; в содействии развитию обменов и сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и т.д.; в твердом намерении прилагать совместные усилия для поддержания международного мира и безопасности.

М.Л. Титаренко напомнил также о том, что вскоре после подписания Договора были разработаны специальные долговременные Планы действий по реализации поло-

жений российско-китайского Договора на 2005-2008 гг., которые были успешно выполнены. Ныне в процессе реализации находится очередной план на период 2009-2012 гг.

Председатель ОРКД М.Л. Титаренко с большим удовлетворением отметил неуклонное поступательное развитие российско-китайских отношений за десять лет, прошедших после подписания Договора, и достигших, по обоюдным оценкам, «наивысшего подъема» за всю 400-летнюю историю двусторонних контактов.

В течение 10 лет Россия и Китай, будучи странами-соседями, не только полностью урегулировали территориальные вопросы, но и укрепили политическое взаимодоверие, стали активно осуществлять прагматическое сотрудничество в различных областях, укреплять контакты и координацию своих действий по региональным и международным вопросам на базе совпадающего или близкого видения сторонами основных тенденций современного мира.

В докладе было подчеркнуто, что для успешного развития двусторонних отношений особую ценность представляют глубоко доверительные и конструктивные отношения между высшими и высокими руководителями двух стран, а также интенсивный и разносторонний политический диалог, охватывающий все сферы сотрудничества - от законодательных органов и основных ведомств двух стран до общественных организаций. «По оценкам МИД РФ, - сказал М. Л. Титаренко, - на сегодняшний день нет ни одной страны, с которой был бы такой плотный график контактов, как с Китаем». Только в 2010 г. состоялось шесть встреч Президента РФ Д. А. Медведева с Председателем КНР Ху Цзиньтао, в ходе которых стороны вновь подтвердили приоритетность дружеских отношений между нашими странами.

В докладе было обращено внимание на огромное значение прошедших по инициативе руководителей двух стран таких крупномасштабных акций, как Год России и Год русского языка в Китае и Год Китая и Год китайского языка в России. Эти мероприятия способствовали росту в обеих странах общественного интереса друг к другу, содействовали укреплению взаимопонимания и доверия между народами.

Говоря о значении национальных годов и национальных языков, М. Л. Титаренко подчеркнул активное участие в их проведении Общества российско-китайской дружбы, по праву ставшего наиболее активным каналом народной дипломатии в российско-китайских отношениях.

«Отмечая 10-ю годовщину Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, - сказал М.Л. Титаренко, - общественность России четко осознает, что для создания благоприятных внешних условий подъема и модернизации нашей страны наилучший путь - обеспечить устойчивые отношения с нашим великим соседом, продолжать крепить дружественные связи с Китаем, углублять доверие, решительно встать на путь экономического соразвития с КНР; необходимо еще больше укреплять взаимопонимание, доверие, лучше узнавать друг друга, придать нашим связям с КНР характер подлинно всенародных отношений, в которых активно участвуют не только политики и официальные лица, но и широкие круги простых граждан наших стран. Именно на это направлены все усилия активистов Общества российско-китайской дружбы и ученых Института Дальнего Востока РАН, которые считали и продолжают считать одной из своих главных задач распространение объективной информации о Китае и наших двусторонних отношениях, для которых стратегия добрососедства, дружбы и сотрудничества между нашими странами и народами альтернативы не имеет». Этими словами академик М.Л. Титаренко закончил свое выступление, тепло встреченное российскими и китайскими участниками торжественного собрания.

План
Введение
1 История подписания Договора
2 Историческая роль Договора
Список литературы

Введение

Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан от 5 декабря 1978 года - двусторонний межгосударственный договор, предполагавший более тесное политическое, экономическое и военное сотрудничество между СССР и Демократической Республикой Афганистан на основе близости идеологических позиций руководства обеих стран. Подписан в Москве Генеральным секретарем ЦК КПСС, Председателем Президиума Верховного Совета СССР, председателем Совета Обороны СССР Леонидом Ильичем Брежневым и Председателем Революционного совета, премьер-министром и исполняющим обязанности министра обороны Демократической Республики Афганистан, Генеральным секретарём Центрального комитета Народно-Демократической партии Афганистана Нур Мухаммедом Тараки

1. История подписания Договора

Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан был подписан 5 декабря 1978 года в Большом Кремлевском дворце в присутствии членов Политбюро ЦК КПСС и членов делегации ДРА после коротких переговоров (Тараки прибыл в СССР за день до подписания договора) руководителей двух стран. Подписание произошло во время первого визита Нур Мухаммеда Тараки в СССР. К этому моменту тесные советско-афганские отношения уже имели многолетнюю историю, между странами продолжал действовать Договор о нейтралитете и взаимном ненападении от 24 июня 1931 года, продлённый протоколом от 10 декабря 1975 года на срок до 1985 года. 14 апреля 1977 года Мухаммедом Даудом в Москве был подписан Договор о развитии экономического сотрудничества между СССР и Афганистаном до 1989 года Кроме того действовали Договор о режиме границы от 18 января 1958 года и ряд соглашений.

Однако Апрельская революция 1978 года, в ходе которой к власти в Афганистане пришла марксистская Народно-Демократическая партия Афганистана, существенно изменила характер афганской власти и отношения между странами. Если прежние афганские руководители видели в СССР гаранта афганского суверенитета и выгодного экономического партнёра, то Нур Мухаммед Тараки и его окружение, планировавшие радикальную модернизацию страны по советскому образцу 1930-х годов, рассматривали северного соседа как идеологического союзника, старшего партнёра в революционных преобразованиях, источник экономической и военной помощи.

Первоначально руководители СССР проявляли некоторую осторожность в отношении новых властей в Кабуле и в первые месяцы после Апрельской революции контакты на межгосударственном уровне между странами были минимальными, не поднимавшимися выше дипломатических каналов. Только 22 сентября 1978 года в Баку Л. И. Брежнев в своей речи на вручении городу Ордена Ленина впервые заявил о поддержке Демократической Республики Афганистан. После этого встал вопрос о заключении нового советско-афганского договора и в ноябре 1978 года посол СССР в Афганистане А. М. Пузанов получил из Москвы поручение обсудить с Тараки и Хафизуллой Амином вопрос о частичном расширении военно-экономического партнёрства в рамках планируемого договора. Однако Тараки и Амин запросили военной помощи и различных поставок в таком масштабе, что посол усомнился в их целесообразности. Лидеры ДРА уступили, но вскоре Хафизулла Амин заявил Пузанову, что решил искать помощи у социалистических стран и у других дружественных государств, кто бы ни согласился её предоставить. 14 ноября А. М. Пузанов сообщил об этом в Москву, где в связи с революцией в Иране проявляли всё больший интерес к Афганистану . Через три недели состоялся официальный дружественный визит Нур Мухаммеда Тараки в СССР и договор был подписан.

Состоявший из преамбулы и 15 статей договор подтверждал верность целям и принципам подписанного ещё во времена В. И. Ленина первого советско-афганского договора от 28 февраля 1921 года и Договора 1931 года, выражал решимость «укреплять и углублять нерушимую дружбу» между странами (ст.1). Он закреплял расширение сотрудничества во всех сферах, от военно-политических вопросов до спорта и туризма. Особое значение имела статья 4 договора, предусматривавшая возможность принять «соответствующие меры в целях обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности обеих стран» , что должно было дать юридическое обоснование советской военной помощи ДРА и облегчить её осуществление. Договор был подписан сроком на 20 лет и истекал в 1999 году, однако ст.13 предполагала его пролонгацию ещё на 5 лет (до 2004 года) в случае, если ни одна из сторон не заявит о намерении прекратить его действие.

Одновременно с договором было также подписано Соглашение об учреждении постоянной советско-афганской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. 7 декабря 1978 года Тараки и Амин вернулись в Кабул убеждённые в полной личной поддержке Л. И. Брежнева и начали обсуждать с послом СССР новые заявки на предоставление помощи.

Договор был ратифицирован Верховным Советом СССР 20 апреля 1979 года и, в соответствии со ст. 15 Договора, вступил в силу после обмена ратификационным грамотами в Кабуле 27 мая 1979 года .

2. Историческая роль Договора

18 декабря 1978 года Тараки выступил в Кабуле на совещании руководителей финансовых организаций и заявил, что Договор с СССР отвечает интересам обеих стран, отвечает делу обеспечения мира в Азии и во всем мире. Однако надежды обоих договаривающихся сторон на исключительно позитивные последствия нового советско-афганского договора не оправдались. Предполагавшееся идеологами КПСС превращение Афганистана во «вторую Монголию» и в стабилизирующий фактор для Центральной Азии, как и надежды афганского руководства решить все проблемы страны в кратчайший срок с помощью СССР, оказались несбыточными. В Афганистане разгоралась гражданская война и уже 18 марта 1979 года Нур Мухаммед Тараки связался по телефону с Председателем Совета министров СССР А. Н. Косыгиным и попросил ввести в ДРА Советскую Армию. В этой просьбе было отказано, однако в конце 1979 года СССР всё же ввёл свои войска в Афганистан юридически обосновывая это статьёй 4 Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве и статьёй 51 Устава Организации Объединённых Наций.

Между подписанием договора и вводом советских войск (25 декабря 1979 года) прошёл всего год и 20 дней. Постепенно СССР втянулся в Афганскую война которая во многом повлияла на ход истории.

5 апреля 1980 года было объявлено, что высшие законодательные органы СССР и ДРА ратифицировали Договор между правительством СССР и правительством ДРА об условиях пребывания советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, который дополнил Договор 1978 года. Ещё через 8 лет были подписаны многосторонние Женевские соглашения от 14 апреля 1988 года, в соответствии с которыми Советский Союз вывел войска из Афганистана, однако Договор 1978 года продолжал действовать и ещё более трёх лет власти в Кабуле продолжали получать советскую помощь. Перед подписанием Женевских соглашений министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе и председатель КГБ В. А. Крючков предложили заключить с Афганистаном новый договор, который заменил бы договор 1978 года, однако Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв их идею не поддержал

В 1991 году СССР, один из заключивших договор субъектов международного права, прекратил своё существование, а ставшая его правопреемником Российская Федерация отказалась выполнять его обязательства по договору. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан прекратил своё действие с официальным распадом СССР (25 декабря 1991 года) без заявлений о денонсации и за 8 лет до минимального срока окончания его действия.

Список литературы:

1. Международный ежегодник: политика и экономика. 1978/ М.1878 - С.285.

3. Вестад, Одд Арне Накануне ввода советских войск в Афганистан // Новая и новейшая история - 1994 - № 2 - С. 24

5. Ежегодник БСЭ, 1980 / М.1980 - С.48

6. Корниенко Г.М. Как принималось решение о вводе войск в Афганистан и об их выводе // Новая и новейшая история - 1993 - № 3 - C.108

7. Телефонная беседа А.Косыгина и Н. М. Тараки 18 марта 1979 года // Московские новости - 7 июня 1982 года

8. Международный ежегодник. Политика и экономика. Вып.1981 / М.Политиздат, - 1981 - С.298

9. Корниенко Г.М. Как принималось решение о вводе войск в Афганистан и об их выводе // Новая и новейшая история - 1993 - № 3 - C.115



Рассказать друзьям