Должен уметь новорожденный 2. Что должен уметь двухмесячный ребенок

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Разрешите сразу же ответить на вопрос Что должен уметь ребенок в 2 месяца? Ответ следующий: ребенок никому ничего не должен, поэтому сказать, что дети будут или не будут что-то делать в каком-то возрасте со 100-% точностью невозможно. Невозможно, в основном, по той причине, что развитие малыша может немного задерживаться или наоборот, опережать сверстников.

Тем не менее, существует практика наблюдения детишек по месяцам, которая и дает нам возможность рассуждать о том, что должен уметь средний ребенок в том или ином возрасте. Если кто-то сомневается в этом, то достаточно вспомнить возраст, в котором Эйнштейн начал разговаривать (4 года). Запоздалое развитие в дальнейшем более чем компенсировалось умственным развитием. Так что, давайте посмотрим на то, что может (именно может) делать малыш к исходу второго месяца.

Что может уметь ребенок в 2 месяца

1. Детки в 2 месяца уже во всю умеют улыбаться. Это не те мимолетные трогательные улыбки во сне в течение первого месяца жизни новорожденного. Это вполне осознанные реакции на родителей, ласковую речь, заигрывания. В идеале ребенок уже начинает не просто улыбаться, а даже немного смеяться, особенно во время игр со знакомыми взрослыми.

2. Ребенок начинает все больше и больше «говорить». Обычно в книгах это называется «гуление». Малыш произносит различные звуки «а», «о», «у». Некоторым родителям повезет услышать от любимого чада долгожданное «агу». Наш малыш произнес первое отчетливое «агу» спустя несколько дней после своего 2-х месяцелетия. Мне повезло это услышать – очень трогательно. Причем, сказал он это немного застенчиво, но я так обрадовался, что и малыш тоже поулыбался. Наверное, был рад доставить мне удовольствие

3. Ребенок почти перестает производить руками хаотичные «вскидывания» и начинает учиться управлять движениями рук. Он уже может намеренно дотронуться до своего лица. В идеале малыш может уже начать несмело протягивать руку к понравившейся игрушке.

4. Также в этом возрасте угол и поле зрения у детей сильно изменяется в сторону расширения. Если в более раннем возрасте малыш мог видеть четко на расстоянии в 20-30 см от лица, а остальное его и вовсе не интересовало, то теперь ребенок видит намного дальше и шире. Его начинает сильно интересовать многое из того, что его окружает и что он в состоянии увидеть.

5. Малыш уже в состоянии держать голову самостоятельно, причем не только в вертикальном положении, но и лежа на животе. Если положить ребенка на животик, то 2-х месячный малыш может быть способен поднять голову на длительное время, поворачивать ее из стороны в сторону. Причем это уже не просто подъем головы. Малыш способен приподнять верхнюю часть спины, упираясь на ручки и долго смотреть по сторонам.

6. Если ребенок хорошо развивается, то к этому возрасту он так может начинать переворачиваться на бочок со спины. А также изменять положение тела на поверхности. Наш малыш, например, научился разворачиваться на 90° на кровати, когда спит. Поэтому бывает сложно лечь рядом с ним, т.к. места остается довольно мало.

7. Если Вашего ребенка часто мучили боли в животике, то к исходу 2-го месяца количество приступов плача от колик (газиков) должно заметно поубавиться. Конечно, время от времени Вы можете услышать, как в животике у малыша бурлит и переливается, но количество истерик по этому поводу становится зримо меньше.

8. Также малыш в этом возрасте становится способен проводить все больше времени бодрствуя и не плача. Несомненно, здесь многое зависит и от темперамента младенца, и от того, как он себя чувствует, но малыш уже способен лежать и созерцать. Наш ребенок заходился в истерике весь первый месяц, как только его клали на спину. Даже купаться на спине не любит, сразу начинает плакать. Мы даже не могли положить его в детскую кроватку, если он не спал, т.к. тут же начинал кричать. А тут вдруг полюбил лежать в прогулочной коляске на кухне вместе с нами, когда мы едим. Лежит, смотрит на нас, двигает ручками и ножками. Даже может лежать и в кроватке, только один не любит долго оставаться, требует присутствия зрителей.

9. Малыш в возрасте 2-х месяцев должен уметь засунуть себе кулачок в ротик. Шутка, конечно, но это также очень важное умение. Ребенок осознанно сосет или исследует кулак с помощью рта. Наш малыш так успокаивается перед сном, если спать хочет, а заснуть не может. Очень громко чмокает кулачком, потом потихоньку засыпает.

10. Игры с погремушками уже научили его водить глазками за предметом. Теперь малыш способен довольно быстро поворачивать голову за предметом наблюдения или источником звука. Он, возможно, еще плохо ориентируется по невидимому источнику звука, не понимая, откуда он. Но видимый звук заставляет его, при желании, следить за ним.

11. Наверное, последние, о чем стоит написать, — это способность участвовать в играх со взрослыми. Если у малыша хорошее настроение и состояние, то он с радостью играет с мамой и папой. Как пример, наш малыш часто так играет. Если поцеловать его в щечку, он немедленно поворачивается другой щекой. Поцелуешь в другую, сразу же поворачивает первую. Может так играть довольно долго. Как кажется, он именно поворачивает щечку для поцелуя, а не потому, что ему не нравится. В противном случае он бы отстранялся. Играл так и со мной, и с мамой. Раньше такого не было.

Завершая статью, хочется еще раз сказать: каждый ребенок развивается по своему графику. Не следует делать поспешных выводов по поводу степени развития ребенка, если Ваш малыш не делает что-то из перечисленного. Но, несомненно, каждый день необходимо участвовать в его развитии. Возможно уже завтра он сделает что-то новое и прекрасное.

Прошел месяц, как в доме появилось такое долгожданное чудо — ребенок. Чтобы оценить прогресс развития крохи надо иметь представление о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца.

Родители с умилением и радостью наблюдают, каким большим стал малыш. Внешне малыши 2 месяцев уже отличаются от детей от 1 месяца.Действительно, рост грудничка к двум месяцам увеличивается примерно на 3 см, а вес не меньше чем на 800 гр. Теперь это крепкий, здоровый бутуз, который стал больше бодрствовать и меньше спать.

Период бодрствования стал достигать 8 часов. Малыш прислушивается к звукам, внимательно рассматривает все, что попадает в его поле зрения. Кроха и его поведение меняется буквально каждый день, доставляя радость своим родителям.

Умения и навыки, развивающиеся в 2 месяца

Очень важно чтобы развитие детей и всех необходимых навыков происходило соответственно возрасту. Ребёнок с помощью своих навыков, через ощущения познает и изучает мир. Итак, какие навыки присущи младенцу и что умеет ребенок в 2 месяца:


Упражнения с ребенком

С грудничком необходимо играть, делать укрепляющие процедуры, массаж. Большую часть информации детки первого года жизни получают через игры. Игры тренируют и развивают зрение, слух, моторику пальцев ручек. Через участие в играх активно развивается мышление.

Развивающиеся игры можно совмещать с процедурами легкого укрепляющего массажа. Развитие малыша будет происходить более полноценно. Для ребенка в 2 месяца необходимо организовывать период бодрствования. Играть с детьми, купать, делать массаж. Простые упражнения каждая мамочка может сделать сама.

Игра с погремушками или яркими шариками, мячиками. Очень медленно показывайте игрушку крохе, дождитесь чтобы, малыш сконцентрировал на игрушке взгляд. Плавно и не торопясь передвигайте игрушку в сторону, чтобы грудничок успевал следить за ее передвижением. Отодвигайте подальше, потом приближайте ближе яркую вещицу. Эти простые игры хорошо влияют на развитие зрения грудничка.

Вложите в ручку малыша мягкий мячик с шипами. Нежно сжимайте пальчики грудничка, чтобы он обхватил игрушку. По очереди согните и разогните пальчики младенца, развивая таким образом моторику.

Покажите крохе погремушку, покажите как игрушка звучит. Дождавшись реакции на звук, потрясите погремушкой в стороне, чтобы малыш поворачивал головку на звук. Вместо погремушки можно использовать колокольчик. Игра с колокольчиком или погремушкой поможет малышу лучше контролировать источник звука.

Обязательно разговаривайте с грудничком во время игры и бодрствования, пойте песенки, читайте стишки. Малыш внимательно слушает интонацию и слова мамочки, пытается издавать звуки в ответ.

Для избавления от запоров, колик, а также профилактики дисплазии делайте упражнения с ножками младенца. Согните ножки крохи, подтяните их к животику. Круговыми движениями разведите ножки в сторону, затем опустите вниз и выпрямите их. Достаточно сделать это упражнение 3-4 раза.

Играйте в «потягушечки». Нежными движениями вытягивая ножки, ручки, приговаривая: «тянемся потянемся, вырасти хотим». Деткам очень нравится эта игра. Можно начинать играть и в «ладушки». Младенец пристально, с интересом следит за вашими руками, издает довольные звуки.

Проверяйте рефлексы малыша. На ваши прикосновения кроха должен тянуться к пальцам, реагировать.

Все занятия, включая игры и массаж, можно проводить только со здоровым веселым младенцем. Сердитый, невыспавшийся малыш будет скован и не расположен к играм. Играть сразу после кормления категорически не рекомендуется, чтобы кроха не срыгнула.

Физические упражнения и массаж

Для расслабления мышц, улучшения аппетита и сна, для гармоничного развития крохи очень полезны гимнастические упражнение, а также массаж. Если месячному младенцу массаж делается только поглаживаем ладонями, то грудничку в 2 месяца можно делать массажные упражнения гладкими палочками или мячиками.

В этом возрасте можно начинать массаж животика, так как пупочная ранка полностью заживает. Массаж животика проводится плавными круговыми движениями по часовой стрелке. Такой массаж очень эффективен как профилактика колик. Массаж надо делать чистыми руками, использовать специальные детские масла для кожи младенца. Кожа грудничков очень тонкая, нежная, поэтому необходимо снимать с рук все украшения, что не поранить кроху.

Физические упражнения лучше выполнять утром. Чтобы в дальнейшем приучить ребенка к ежедневной зарядке, тогда детки в возрасте от 1 до 2 лет будут иметь стойкую потребность в ежедневных занятиях физкультурой.

Первые упражнения очень простые на первый взгляд, но достаточно эффективны для физического развития ребенка, укрепления его здоровья. Каждое утро разводите, скрещивайте несколько раз ручки. Ножки тоже надо сгибать и разгибать. Эти упражнения укрепляют мышцы крохи, готовят его к ползанию, позволят к году встать и пойти.

Устанавливаем режим дня

У грудничка 2 месяцев уже формируется привычка к последовательности действий. Малыш уже в состоянии отличить день и ночь. Пришло время установления нового режима сна и бодрствования младенца. Несмотря на то, что умеет делать ребенок в 2 месяца, создание и соблюдение режима облегчит жизнь самому ребенку и его родителям.

Ночной сон в этом возрасте становится более длительным, его продолжительность может составить 6-8 часов. Не стоит специально будить младенца, чтобы покормить его ночью. Приемы пищи ночью можно сократить до 1-2 раза. Этот процесс занимает примерно неделю. Если ребенок ночью проснулся, не следует включать свет и громко разговаривать. Покормите малыша и шепотом укладывайте спать. Грудничок быстрее поймет, что ночь не время для игр.

Днем у ребенка период бодрствования начинает доходить до 8-10 часов. Не всегда после приема пищи ребенок уснет. Все время пока ребенок не спит с ним надо активно общаться. Даже если малыш тихо лежит в кроватке, но не спит, не стоит оставлять грудничка одного. Обычно днем у крохи бывает 2 длительных периода сна и несколько раз в день грудничок засыпает на короткий период времени.

Кроха должен слышать голос мамы, видеть ее, наблюдать за ней. Мама тот островок стабильности и покоя, который несет безопасность, уверенность маленькому человечку. Именно от действий мамы зависит психоэмоциональное развитие малыша, которое начинается развиваться в период от одного до двух месяцев жизни младенца.

В режим дня обязательно следует включить и прогулки на свежем воздухе. При хорошей погоде, прогулки могут длиться более 2 часов. Гулять следует не меньше двух раз в день. Лучше всего выбрать для прогулок утренние и вечерние часы. Если на улице очень холодно, достаточно выйти на улицу один раз и погулять не более часа. Если на улице теплая погода, не рекомендуется кутать грудничка, одевать теплую одежду. Малыш может перегреться, ему будет некомфортно.

Купание и уход

В возрасте 2 месяцев ребенок все еще сохраняет способность длительно задерживать дыхание под водой. Грудничок способен проплыть под водой несколько метров. На этой способности построена методика обучения грудных детей плаванию. Как правило, начинают учить плаванию детей в домашней ванне в возрасте 3-4 неделей. В 2-3 месяца такой кроха уже в состоянии посещать занятия в детском бассейне.

Плавание благотворно влияет на физическое, эмоциональное развитие крохи. Укрепляются мышцы спины, ручек, ножек. Закаливание организма таким способом предотвращает многие простудные заболевания. Плавание также полезно при дисплазии, повышенном тонусе, а также гиперактивным детям.

Если родители не желают учить ребенка плаванию в бассейне, то купание в ванне дома выполняет почти те же функции, что и занятия в бассейне. Купание не должно превышать получаса в день. Температура воды не должна быть ниже 32 градусов и выше 35 градусов. Такая температура самая оптимальная для купания младенца. Головку малыша надо аккуратно придерживать над поверхностью воды.

Соблюдение правил чистоты, и норм обычной гигиены поможет избежать лишних хлопот со здоровьем грудничка. Дважды в день протирайте личико младенца чистой водой, желательно не из под крана. Протирайте глазки влажными дисками. Чистите ушки, носик, подстригайте вовремя ноготки. Регулярно меняйте памперсы, не оставляйте кроху в одних памперсах больше чем на 3-4 часа.

Малышу полезно, если мамочка периодически проводит воздушные ванны. Проверьте, чтобы перед такими ваннами в комнате не было сквозняков. В комнате, где находится младенец необходимо несколько раз в день проводить влажную уборку. Выходя с крошкой на прогулку оставляйте открытыми форточки, чтобы комната проветривалась.

Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка - знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца - интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше - пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки - в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания - ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он - нас...

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность - малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов - надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120-140 за раз, а за шесть кормлений - около 800!

Природой это предусмотрено - на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать - сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании - именно при грудном! - необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет - сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время - перед вечерним кормлением - его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, - не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа - это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками... Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» - говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это - домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом - не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе - при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены - трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова - левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И - срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж - дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника - повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника - рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека - трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы - защита на всю жизнь!

Что должен уметь ребенок к концу второго месяца жизни

К концу 2 месяца жизни малыш:

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.
    Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление - это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается!
  • Возникает "реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
  • Удерживает головку.Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света.
  • Предпочитает находиться на руках у взрослого.
    Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс.
  • Спонтанно произносит отдельные звуки, например, "кхе”, "ах” и пр.
    На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает "жалобное” ворчание…
  • Протяжное "агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!

Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!

2 месяц развития ребенка ознаменован многими достижениями. В этот период жизни малыша совершенствуются органы осязания, слуха, зрения, вкусовые рецепторы. Вы сами удивитесь, как быстро малыш усваивает новые движения, овладевает новыми умениями.

Ребенок познает мир

Важно помочь малышу развить необходимые познавательные способности с помощью специальных игр и упражнений. Кроха умеет ненадолго фиксировать взгляд на интересующем его предмете. Для дальнейшего совершенствования зрительного восприятия важно научить его не только рассматривать предмет, но и следить взглядом за его перемещением.

Упражнение «Следим взглядом» . Покажите малышу яркую игрушку размером 15–20 см. Расстояние от предмета до уровня глаз должно быть не менее 40 см. Начинайте движение игрушки только тогда, когда убедитесь, что ребенок задержал на ней взгляд. Плавно перемещайте игрушку вправо-влево, вверх-вниз. Кроха учится провожать взглядом движущуюся игрушку, слегка поворачивает голову, чтобы расширить угол обзора.

Предмет нужно перемещать медленно и плавно, так, чтобы ребенок успевал следить за ним. Вправо и влево игрушку перемещают на такое расстояние, при котором малыш сможет повернуть голову вслед за ней. Не беда, если кроха на первом занятии проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении: совсем скоро он будет следить за предметом, движущимся во всех направлениях и плоскостях.

Ручку погремушки небольших размеров можно вложить малышу в ладошку, тем самым развивая тактильные ощущения и хватательный навык. Постепенно ребенок учится удерживать погремушку довольно длительное время, подносит ее к лицу, рассматривает, касается язычком и губами.

Ближе к двум месяцам кроха различает не только основные цвета, но и их оттенки. Это отличное время для тренировки цветового восприятия. Ваша задача - обогащать ребенка цветовыми впечатлениями, продолжать формировать его зрительную и двигательную активность.

Карусель, карусель…

Удачное изобретение для развития зрительно-слуховых ощущений – музыкальная карусель (ее еще называют мобиле), которая крепится на кроватку и подвешивается над малышом так, чтобы он мог рассматривать игрушки. Такая карусель развивает навыки слежения за перемещением предметов по кругу, а также слуховое и зрительное сосредоточение. Малышучится слушать мелодии, различать и воспринимать цвета и форму.

Игра «Разноцветный мир». Для такой игры подойдут небольшие разноцветные резиновые или мягкие игрушки. Например, желтая уточка, зеленый мяч и т.д. – всего 4–5 игрушек. Демонстрируя игрушку, обязательно разговаривайте с малышом, привлекайте к ней его внимание. Показав игрушку, назовите ее цвет. Такая игра развивает память, зрительно-двигательную координацию и цветовое восприятие.

Игрушку нового цвета ребенок будет рассматривать дольше, чем уже знакомую. Важно не только показать малышу игрушку, но и дать возможность потрогать ее: самостоятельно он это сделать пока не может. Возьмите ручку ребенка в свою и проведите по игрушке или вложите игрушку в ручку. Такая игра способствует установлению взаимосвязи зрительных и тактильных ощущений.

Главное, что нужно для развития зрения и мыслительных способностей в этот период, – чтобы малыш отчетливо и без напряжения видел игрушку. Поэтому мелкие игрушки подносите на расстояние 40–50 см, крупные – 60–70 см.

Для развития слухового восприятия и сосредоточения пригодятся музыкальные игрушки, погремушки, пищалки, простые музыкальные инструменты. Показывая ребенку игрушку, «озвучьте» ее. Кроха замирает и прислушивается к доносящимся звукам, сравнивает полученные слуховые ощущения. Медленно отведите игрушку в одну сторону, в другую – дитя следит взглядом за ее перемещением.

Следующее упражнение совершенствует зрительно-слуховую координацию, помогает ребенку научиться различать и сравнивать неодинаковые тембры звучания.

Упражнение «Угадай, что звучит?» Для этой игры понадобятся две яркие погремушки или музыкальные игрушки с разным звучанием. Например, одна звучит глухо, другая – звонко (погремушка и колокольчик). Сначала покажите малышу одну игрушку, позвените ей. Отведите ее, например, вправо и снова позвените. Ребенок провожает взглядом звучащую игрушку. Затем вторую игрушку расположите слева от ребенка и позвените ею. Малыш пытается определить, откуда идет звук. Он сравнивает различные слуховые ощущения, поворачивает голову в сторону другого, отличного от первого звука, рассматривает вторую игрушку. Таким образом мы одновременно стимулируем совершенствование двух сфер ощущений ребенка – зрительную и слуховую.

Для обучения малыша умению реагировать на звучание, развития зрительно-ориентировочного восприятия можно использовать не игрушку, а собственный голос, на который, кстати, малыш реагирует более активно, с повышенным интересом.

Упражнение «Где моя мама?». Ненадолго выйдите из комнаты, в которой находится кроха. Вернувшись в помещение, не подходите сразу к ребенку, а позовите его по имени. Малыш замирает, пытается повернуть головку в вашу сторону и отыскать вас взглядом.

Слуховое сосредоточение и внимание полезно развивать с помощью чтения ребенку потешек, пестушек, коротеньких выразительных стихов, пения детских песенок.

Ладушки-ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать заставили,
А остынут–поедим
И воробушкам дадим.
Ши – полетели, на головку сели!

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

Киса, кисанька, коток,
Киса – серенький хвосток,
Приди, киса, ночевать,
Приди детку качать.

Одновременно с развитием слуха можно совершенствовать сферу тактильных ощущений.

Упражнение «Веселая гимнастика» Во время проведения воздушных ванн, когда кроха лежит голенький, постарайтесь дать ему разнообразные ощущения: прикоснитесь к ручкам и ножкам, туловищу, животику разнофактурными предметами, например детской мочалкой, банной рукавичкой, мягким шариком-игрушкой, колючим резиновым мячиком. Естественно, поглаживания и прикосновения должны быть легкими и осторожными: так вы подарите ребенку новые ощущения от соприкосновения с разнообразными по фактуре поверхностями.

Время бодрствования ребенка еще очень мало. Кроха быстро устает, его внимание пока неустойчиво. Поэтому продолжительность развивающих занятий не должна превышать 4–5 минут.

В движении – жизнь

На втором месяце жизни движения ребенка становятся все более активными и разнообразными. Общение со взрослыми непременно вызывает у него не только радостную улыбку, но и двигательное оживление: кроха быстро и беспорядочно сучит ручками и ножками. Для ребенка это один из способов продлить контакт со взрослыми, своеобразное безречевое общение. Ласково разговаривая с малышом, улыбаясь ему, мы провоцируем ребенка энергично двигаться, а это уже является своеобразной зарядкой для маленького непоседы.

Важно выкладывать кроху на животик, способствовать тому, чтобы он поднимал головку, укрепляя мышцы шеи и спины, и держал ее в таком положении некоторое время (не менее 5 секунд). Для этого покажите малышу яркую игрушку, то перемещая ее ближе, то удаляя. Можно привлечь внимание звучащей игрушкой. Ребенок старается приподнять головку, чтобы посмотреть на интересующий предмет. Дайте ему возможность отдохнуть от этого упражнения, нежно поглаживая спинку в области лопаток.

Упражнение «Большое путешествие» Осторожно придерживая головку малыша, возьмите его на руки в вертикальное положение. Походите по квартире, обращая внимание ребенка на разные предметы интерьера: блестящую кухонную утварь, зеркало, комнатные растения, часы. Расскажите ему об этих предметах. Пусть кроха осваивает новые пространства пока с помощью близких, учится рассматривать и слушать. С помощью такого упражнения мы не только обогащаем мозг ребенка разнообразными впечатлениями, но и способствуем укреплению мышц спины и шеи, развиваем способность крохи удерживать головку.

Работу по тренировке мелкой моторики, т.е. тонкому движению пальцев рук, можно начинать уже сейчас. В этот период важное место отводится массажу. Поглаживайте кисти рук малыша в направлении от кончиков пальцев к запястью, берите каждый пальчик по отдельности, сгибайте и разгибайте его, массируйте «подушечки» круговыми движениями.

Следующая игра отлично развивает тактильную чувствительность ладоней и мышечное усилие пальцев рук.

Игра «Возьми – отдай» Вложите в ручку ребенка яркую атласную ленточку или деревянную палочку (например, стержень от пирамидки). Когда кроха рефлекторно сожмет кулачок, обхватив ленточку, слегка потяните за нее. Забрать предмет у малыша не так-то просто: он сожмет кулачок еще крепче, удерживая игрушку.

Отличным занятием для малыша являются упражнения на большом надувном мяче – фитболе. Положив кроху животом на мяч, осторожно покачивайте мяч из стороны в сторону, придерживая ребенка в области лопаток и ягодиц. Упражнения на мяче полезны для укрепления мускулатуры. Ритмичные покачивания с разной амплитудой тренируют также вестибулярный аппарат крохи, отвечающий за ощущения равновесия и движения. Впоследствии эти умения пригодятся малышу, когда он начнет осваивать ходьбу.

Учимся общаться

Известно что социальное развитие младенца осуществляется преимущественно в эмоциональном общении со взрослыми (мамой, папой, старшими детьми и другими родными). В процессе такого взаимодействия происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. На протяжении второго месяца жизни малыш все чаще начинает отвечать на улыбку и обращенную к нему речь близких осознанной улыбкой. Такой двусторонний контакт со взрослыми способствует формированию у младенца привязанности к близким людям.

Упражнение «Страна эмоций» Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации голоса попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, обиду, гнев, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям голоса. Возможно, он даже скопирует выражение лица. А это значит, что он воспринимает и узнает изображение лица, радуется этой встрече, что, безусловно, способствует социально-эмоциональному развитию.

Вместе с тем на этом этапе возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем человека», например с куклой. Для показа подойдут 2–3 большие выразительные куклы (высотой от 30 см), изготовленные из разных материалов – пластиковые, тряпичные, резиновые и даже фарфоровые. Желательно, чтобы пропорции фигуры и черты лица были приближены к человеческим, а выражение кукольного личика было нейтральным или жизнерадостным.

Игра «Знакомимся с куклой» Покажите ребенку куклу, расскажите немного о ней: как ее зовут, какого цвета ее платье, покажите глазки, носик, ротик, части тела. Возьмите ручку малыша в свою и проведите ею по платьицу, волосам.

Можно подвешивать над кроваткой шарик с изображением лица или показывать перчаточную куклу, надев ее на руку и «оживив».

Подходят также игрушки, передающие внешний облик животных или птиц, – пластиковые или мягкие игрушки (собачка, кошка, мишка, петушок и др., в том числе со звуковым эффектом).

На этом возрастном этапе происходит усвоение речи. Не забывайте, что дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах. Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других людей, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

Ответная реакция ребенка не заставит себя долго ждать: малыш будет отзываться на «своем» языке – оживленно двигать ручками и ножками, гукать, произносить простые отдельные звуки. Чаще всего на втором месяце это звуки и их сочетания: гласные «у», «а», «и», и согласные «г», «к», «х», а также их сочетания: «кх», «гх», «гу» и т.д.
Обратите внимание: когда вы общаетесь с крохой, он не только слушает, но и очень внимательно всматривается в ваше лицо, наблюдает за движением губ, изучает, а потом подражает вам. Поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не только слышал ваш голос, но и видел ваше лицо.

Малышам очень нравится ритмичная речь. Читайте крохе стихи, произведения детского фольклора (песенки, пестушки, потешки). Ребенок пока не понимает смысла стихов, но на яркие речевые интонации реагирует эмоционально. Смена интонаций вызывает также слуховое сосредоточение, что необходимо для развития речевого слуха.

Важно произносить слова отчетливо, достаточно громко, стараясь выделять ударный слог, проговаривая все звуки, соблюдая интонацию.

Наблюдать за тем, как растет ваш малыш, участвовать в его развитии – что может быть приятнее для молодых родителей. Каждый день дитя учится чему-то новому, осваивает разнообразные движения, изучает окружающее пространство. Благодаря активному двустороннему взаимодействию каждый день будет непременно приносить новые открытия для малыша и его родителей.

Важные достижения второго месяца

К этому возрасту ребенок обычно обладает следующими умениями:

  • фиксирует взгляд на предметах;
  • поворачивает голову, отслеживая взглядом перемещение предметов;
  • предпочитает смотреть на новые предметы, рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров;
  • переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу;
  • замирает при появлении нового звука на фоне других;
  • увереннее держит голову, находясь в вертикальном положении;
  • лежа на животе, поднимает голову на 45° и держит ее не менее 5 секунд;
  • издает звуки, произносит отдельные звуки «а», «ы», «кх», «и» и др.;
  • узнает голос близких: оживляется, смотрит в их сторону, улыбается в ответ на вашу улыбку.

Родители часто беспокоятся о здоровье и развитии своего ребенка, особенно в первые месяцы жизни. Им важно знать, что должен уметь ребенок в 2 месяца (девочка или мальчик), как должен вести себя здоровый малыш и какими навыками обладать. Безусловно, каждый ребенок уникален, однако ученые давно выявили общие «вехи» развития, которые стали некоторыми стандартами и по ним родители могут судить, что должен уметь ребенок.

Первостепенно проходит период адаптации к новым условиям жизни (первые четыре недели), а далее малыш начинает совершенствоваться, меняясь почти каждый день.

Что должна уметь девочка в возрасте 2 месяца?

Ко второму месяцу жизни малыш начинает демонстрировать явный прогресс в развитии, что остается только удивляться.

  • Лежа ровно на спине, малыш способен поворачивать голову в разные стороны, особенно привлеченный звуком (голоса, шорохи, музыка).
  • В положении на животе, малыш уверенно уже приподнимает свою голову, может прогибаться в спине и двигаться так, словно собирается ползти. Это говорит не только об окрепших мышцах, но и более уверенной координации движений – он уже знает, зачем ему ручки и маленькие ножки, может ими пользоваться.
  • Любые доступные, вызывающие интерес предметы ребенок уже пытается поймать рукой. Если схватить удалось, тянет, рассматривает, щупает и конечно в рот – неважно, это соска или любимая погремушка, ложечка.
  • Взгляд у малыша более фиксированный, осмысленный. Его привлекают движущиеся или издающие звуки объекты. Как только рядом нечто приходит в движение, ребенок провожает взглядом.
  • Что должен уметь ребенок в 2 месяца? Девочка уже хорошо помнит маму, начинает узнавать её по лицу, по голосу. Чувствует интонации, понимает улыбки. Ее ласковая улыбка значительно улучшает и настроение ребенка – он активнее шевелится, может ответить своей улыбкой.
  • Ребенок может произносить звуки разной тональности и, наблюдая за ним в спокойном состоянии, можно заметить, что часто он сам не понимает, откуда эти звуки. Для мамы это хороший знак – долгий путь к освоению речи малыш уже начат.
  • Из того, что должен уметь ребенок в 2 месяца (девочка), важным является способность пользоваться своим голосом в качестве инструмента. Если ему что-то вдруг не нравится, ребенок кричит достаточно громко. Это сигнал для членов семьи. Но в крике теперь появляется новая эмоциональная окраска – если раньше он кричал, не осознавая зачем, то теперь явно понимает, чего хочет и что последует за криком. Общающаяся с малышом ежедневно мама без труда различит новые интонации – требовательные, если срочно необходимо что-то. Обидные нотки, требующие внимания. Это говорит об осознанной передаче информации через доступные ему сигналы (мне скучно, хочу есть, мне страшно, мне одиноко, хочу воды, мне жарко и т.п.).
  • В 2 месяца у малыша развивается память. Он уже запоминает разные явления, особенно повторяющиеся, и отмечает их для себя. Так формируются первые рефлексы. Например, голод, после которого идет кормление, пеленания, купания. Это всё постепенно выстраивается в его сознании как устойчивая, регулярная система, потихоньку малыш запомнит периодичность явлений, затем привыкает к постоянству, и будет выражать свое отношение к происходящему.

Развитие ребенка (девочки) в 2 месяца: какими навыками должен обладать малыш

Период адаптации пройден, и ребенок активно познает мир. По словам педиатров, о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца (девочка) видео – ролики поведают максимально подробно:

  • Уверенно держать голову, поворачивать ее в стороны – мышцы шеи укрепились, и теперь малышка может познавать мир вокруг себя, реагируя на новые звуки, голоса. Она может двигать головой лежа на спине или животе, или, когда взрослый держит ее на руках.
  • Первая реакция «Что это?» — показывается в первую очередь вопросительным взглядом на новый звук или голос. Это эмоциональная реакция. Малышка умеет улыбнуться в ответ.
  • Развитие эмоциональной сферы – в 2 месяца малышка познает эмоции, может не только испытывать, но и передавать их окружающему миру. Раньше ребенок мог улыбаться лишь во сне, и это была скорее неосознанная улыбка. К 2 месяцам девочка может улыбаться маме, и это осознанная радостная улыбка при встрече с самым близким человеком.
  • Развивается также мимика, в голосе появляются новые интонации. Ребенок даже плачет с разными выражениями, используя плач как способ передать конкретную информацию – обиду, просьбу о чем-то, крик о помощи. Так родители, проводящие много времени с малышкой, быстро учатся понимать, что ей нужно.
  • Развитие зрения – двухмесячная малышка уже вполне сознательно смотрит на предметы, может выделить один, привлекший внимание и провожать взглядом. Ей нравится рассматривать лица взрослых, склоненные над кроваткой. Рекомендуемо подвесить ему яркую игрушку – например, фигурный шар без каких-то сложных узоров или деталей.
  • Развитие речи – первые шаги к будущей осознанной речи. Малышка изучает свой голос, пытается использовать его, подражая взрослым. Пусть она пока не умеет говорить, но издавать отдельные звуки, разные по тональности, уже в состоянии. Чаще всего это гласные, повторяющиеся периодически.
  • К 2 месяцам, девочка способна проплывать под водой некоторое расстояние! У крохи есть рефлекс задержки дыхания и «плавательные» навыки. Поэтому грудничковое плавание обычно начинают с пары месяцев.

Помощь 2-месячному ребенку (девочке) при освоении необходимых умений и навыков

Многие специалисты – педиатры, участковые врачи, рекомендуют лечебный массаж для грудничков, возможно занятия в бассейне, которые можно проводить с 2 месяцев. Это укрепляет тонус мышц, помогает им развиваться гармонично, а малышу – чувствовать свое тело, изучать его.

О том, что должен уметь ребенок в 2 месяца (девочка), Комаровский, специалист по вопросам развития новорожденных, посвятил немало времени и сил, расписывая для неопытных родителей пошаговую инструкцию.

Обычно до четырехмесячного возраста для малыша самое важное – сон и еда, большего не нужно. Родители должны следовать режиму питания и обеспечить ребенку спокойный, здоровый сон, следя за его состоянием. Так малыш привыкнет к определенному графику и будет знать, когда есть и когда надо спать. Это положительно скажется на продуктивном развитии.

Часто в 1-2 месяца родители замечают побочные явления как запор или срыгивание, колики. Необходимо правильно кормить малыша и обеспечить ему физические нагрузки. Для этого доктор Комаровский расписал развитие малыша по месяцам.

Новорожденный: первые полгода

  • 1 месяц – Следует обращать внимание на формирование рефлексов. Для новорожденного это сосательный с хватательным, проявляемые в первые же дни жизни. Неосознанно отталкиваться ножками, ощущая подставляемую опору, даже пробовать ползать.
  • 2 месяц – кроха может проявлять активность примерно 15 минут каждый час. Движения более плавные, взгляд четко фокусирует предметы. Комаровский считает, что малыш тянет понравившиеся предметы ко рту, пытается имитировать отдельные звуки.
  • 3 месяц – Сон три раза в день, улыбка, узнает лица родителей. Издает «гуление» и поворачивает голову, реагируя на звуки.
  • 4 месяц – Повышается выносливость: новорожденный способен играть до 2 часов за одно бодрствование. Может переворачиваться сам, а так же отделять себя от окружающего мира.
  • 5 месяц – крайне важен для развития. Малыш может переворачиваться сам со спины, потом на живот или наоборот, узнает близких, всех членов семьи, управляет своей мимикой, уверенно хватает и перемещает игрушки.
  • 6 месяц – кроха может сидеть, реагировать на звук своего имени, озвучивает слоги.

Имея информацию о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца (девочка), родители должны провести параллель между навыками своего малыша и таблицей. Если все перечисленное происходит, то согласно Комаровскому, развитие малыша не имеет никаких отклонений.



Рассказать друзьям