Дошкольное образование. Дошкольное образование Игры для детей 4 лет в группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Игры, в которые наши воспитатели играют с детьми в детском саду, не требуют большой наглядности, а картинки, книжки, журнальные вырезки найдутся в каждом доме.Поэтому, мы вам, уважаемые родители, предлагаем создать дома свою «лекотеку» - игры и упражнения, в которые можно играть с ребенком всюду, дома, на прогулке, предложить их в гостях - детской или взрослой аудитории.


Вот эти игры предназначены малышам от 3 до 4 лет:

«Хорошо - плохо»

Игра должна стать повседневной для каждой семьи, т.к. она постепенно, без напряжения учит ребёнка видеть противоречия в мире природы: зимой -хорошо - можно кататься на санках, но зимой- плохо - холодно; снег - хорошо - можно слепить снежную бабу, но снег - плохо - от снега мёрзнуть пальцы и т.д. (и так, о любом природном явлении или объекте, доступном пониманию малыша).

«Волшебник Оживлялка»

Волшебник Оживлялка может рассказать ребёнку от имени дерева или цветка, или травинки о его жизни, - что любит дерево или цветок, чего боится, чем он помогает людям. «Волшебная дорожка»Нарисуйте на песке или на листке дорожку, разделив её на три части, и рассмотрите с её помощью любой живой объект, растение:маленькое дерево (с тоненьким стволом) - молодое дерево (ствол не очень толстый) - старое высокое дерево (с толстым стволом).Животное: маленький котёнок - котёнок побольше - взрослый кот. Цветок: бутон у розы - роза расцвела - роза завяла. «Части - целое»Взрослый называет части, а малыш узнаёт загаданный объект:- Мягкие лапки, пушистая шёрстка, хвостик.- Это лиса.- Похоже, но я загадала не лису. Скажу ещё, что это животное любит молоко.- Это кошка.Взрослый:- А ещё! Сам большой, уши большие, хобот - нос длинный…- Это слон.

Второй вариант игры - взрослый и ребёнок меняются ролями: ребёнок называет части, а взрослый - целое. При этом желательно, чтобы взрослый не сразу догадался о ком идёт речь, провоцируя ребёнка назвать как можно больше его характерных признаков, повадок.

«Почемучка»

Взрослый на первом этапе объясняет причину и следствие. Например, если собаке положить ладошку в пасть, она может укусить? Зимой нельзя есть снег и сосульки - заболит горло. Без панамки нельзя ходить в жару - будет болеть голова и т.д.На втором этапе взрослый приглашает к этому действию малыша; при этом он не может назвать следствия, а у ребёнка спросить причину. Например, собака укусит, если… (её дразнить, совать ладошку в пасть - отвечает ребёнок)

«На что похоже?»

Яблоко такое же круглое, как …(как мячик, как апельсин…). Лук такой же горький, как…(лекарство, как горчица, как перец…). Морковь такая же оранжевая, как…(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы…).

«Кто такой же?»

У кошечки шерсть, какая? (Мягкая, пушистая).- А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя, у игрушечного мишки).- Кто ещё кусается как собачка?- Кто ещё любит молоко как кашка?- Кто ещё маленький как воробышек?Как вариант игры - можно сравнить два похожих по внешним признакам животных и найти не только сходство, но и их отличие.

Например: рассмотрев на картине волка, лису, можно отметить, что у них обоих острые мордочки и зубы, длинные хвосты, и оба они любят, есть зайцев, мелких зверушек в лесу. Но у лисы шубка рыжая, а у волка серая. «Найди друзей» Расширяет словарный запас за счёт описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражняет в подборе словосочетаний: колючий ёжик - колючая ёлка; зелёный листок - зелёная лягушка, зелёный кузнечик, зелёный огурец и т.д. Колючий - ёжик, ёлка, иголка. Зелёный - листок, лягушка, кузнечик, огурец.Круглый - мячик, солнце, яблоко, воздушный шар. Холодный - снег, лёд, мороженое.

«Угадай, кто я?»

Взрослый имитирует движения, жесты, голос различных животных, но только тех, кого ребёнок в состоянии узнать (собака, кошка, волк, лошадь, поросёнок, корова, петух, гусь и др.) На втором этапе необходимо побуждать малыша самого к подобной имитации, а взрослый обязательно поощряет и подыгрывает ему. «Фотоальбом»Пользуясь тем, что малыши часто любят рассматривать фотографии, превратите это занятие в ненавязчивое обучение в форме игры.

1 вариант. Для того чтобы проследить генетическую линию какого-либо члена семьи. Вместе с ребёнком разложите фотографии от младенческих, детских до взрослых, а может быть, даже до старческого возраста, обязательно при этом отмечая, как менялся изучаемый человек с возрастом. Затем, перемешайте фотографии и предложите ребёнку попытаться выложить их в той же последовательности, но самостоятельно.

2 вариант. По ходу рассматривания фотографий членов семьи обязательно называйте, кем он ребёнку доводится (бабушка, дедушка, дядя, тётя).

3 вариант. Выкладывая фотографии членов семьи в различном порядке каждый раз вместе с ребёнком называйте их функции:- Мама что обычно делает?-Учит детей в школе, стирает, гладит, варит еду…- Папа что делает?- Делает машины на заводе, ремонтирует игрушки, смотрит телевизор…- Брат что делает?- Ходит в школу, делает уроки, играет, помогает маме…

4 вариант. Уточните, где сделан снимок…- Видишь, это мы во дворе, а это в лесу, а это на речке, а это бабушки дома… «Что для чего?»Взрослый:- Где у тебя ротик? А для чего тебе нужен ротик?- Чтобы кушать, пить сок, грызть орешки, откусывать что-нибудь, разговаривать.- А ещё он тебе помогает петь. А ещё?- А ещё плакать, кричать, смеяться.И так про глаза, уши, нос, руки, ноги, живот.

«Угадай, какое настроение»

Взрослый показывает ребёнку фотографии его самого, где он смеётся, плачет, задумчиво смотрит, хитро улыбается, сердится и называет эти состояния сначала в форме глагола (ты здесь плачешь, смеёшься, грустишь, радуешься…), а затем в форме прилагательного (ты здесь грустный, весёлый, задумчивый, хитрый…)Далее взрослый предлагает рассмотреть книги с иллюстрациями, на которых изображены животные (злой тигр, волк; испуганный заяц, хитрая лиса, весёлый щенок…) и предлагает назвать их настроение в глагольной форме (волк сердится, злится).После взрослый предлагает ребёнку: «Давай покажем, как мы радуемся, сердимся, грустим», - и побуждает ребёнка к мимическому воспроизведению эмоций.

«Волшебные очки»

1 вариант. Страунинг А.М. - формирует у ребёнка способность различать предметы по форме; - развивает внимание, способность к анализу и синтезу. Вы предлагаете ребёнку «одеть» очки определённой формы - круглой, квадратной, треугольной. При этом требуется найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.

2 вариант. Железнова С.В. - вырезать из цветного картона красные, зелёные, жёлтые очки; - упражнять ребёнка в на хождении предметов основных 4-х цветов. Одевая очки разного цвета, нужно вначале вместе с ребёнком, а затем самостоятельно находить предметы такого же цвета, какие в данный момент одеты очки. «Что такое же?» Развивает способность к аналитико-синтетической деятельности; - обогащает словарь прилагательными.) Взрослый берёт любой предмет, определяет одно или несколько свойств предмета (поочерёдно) и вместе с ребёнком сначала находить подобный по заданному свойству объект.Взрослый:- У меня лимон, он жёлтый. Давай найдём с тобой ещё что-нибудь жёлтое (яблоко, шарик, кубик, платьице у куклы, карандаш).- А теперь найдём что-нибудь мягкое, такое же на ощупь, как плюшевый мишка…

«Что умеет делать?»

1 этап. Взрослый называет ребёнку предмет (обязательно показывая на него или на картинку с его изображением) и спрашивает, что он умеет делать. Например,- Вот машина. Что она умеет делать?- Ездить, сигналить, возить, рычать…- Карандаши. Что они умеют делать?- Рисовать, делать дырку в бумаге…

2 этап. Ребёнок сам называет предметы и определяет их функцию. Необходимо помимо основной функции предмета назвать и дополнительную (возможно в шутку).

Дошколята 4-5 лет с удовольствием поиграют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Вот несколько подходящих игр:

  1. Кошки-мышки

Активная игра. Развивает ловкость, скорость, внимательность. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Есть два варианта этой игры.
Первый. Все, кроме троих игроков берутся за руки и встают в незамкнутый круг. Внутри бегает "мышка" и две "кошки". "Кошки" должны догнать мышку, но это не так просто, т.к. она может спокойно пробегать между игроками в кругу, а они – нет. После все втроем встают в круг и выбираются новые кошки-мышки.
Второй вариант. В одном углу обозначается дом кошки, в другом – норка мышей, в третьем – кладовая, где находятся мелкие предметы, изображающие припасы. Кошка засыпает в домике, а мышки перебегают из норы в кладовую. На хлопок ведущего (или после слов стишка) кошка просыпается и начинает ловить мышей, которые стараются добежать до норки. Вначале кошку играет кто-то из взрослых, который делает вид, что ловит, но дает мышкам убежать. В игру можно внести словесное сопровождение:
Кот мышей сторожит,
Притворился, будто спит.
Вот он слышит - вышли мыши,
Потихоньку, ближе, ближе,
Изо всех ползут щелей.
Цап – царап! Лови скорей!

  1. Карусели

Спокойно-активная хороводная игра. Развивает координацию и синхронность движений, ловкость, внимательность. Умение управлять силой голоса. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с детьми встает в круг и все начинают медленно и тихо произносить текст:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
(При этом игроки начинают медленное движение по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Нарастает и темп и сила голоса, одновременно увеличивается скорость движения. Игроки переходят на бег) Следующая часть произносится с понижением темпа и силы голоса:
Тише, тише! Не спешите!
Карусель остановите!
(С этими словами все останавливаются).

  1. Кенгуру

Активная игра. Развивает ловкость, быстроту в движениях. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Соревнуются две команды. Зажав ногами спичечный коробок (или аналогичный предмет), нужно допрыгать как кенгуру до противоположной стенки (или стула), остановиться и громко сказать: "Я – кенгуру!" (это заявление тоже оценивается ведущим). Затем нужно допрыгать обратно и передать коробок товарищу по команде. Победившей команде - призы.

  1. Лишнее слово

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, умение объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова. Подходит для дома и улицы.
Перед началом игры ведущий объясняет, что в русском языке есть слова схожие по значению. Ведущий перечисляет детям 4 слова, а они называют, какое лишнее, и объясняют, почему они так думают. Можно играть не только с существительными, но и с глаголами и прилагательными.

  1. Конфетки

Спокойная игра. Учит общению, умению формулировать вопросы и ответы. Подходит для дома и улицы.
Хорошая игра для начала праздника, позволяющая детям раскрепоститься. Потребуются любые конфеты или драже. Каждому ребенку предлагают взять столько конфет, сколько он хочет. Затем тарелку с угощением передают по кругу. Затем ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен ответить на количество вопросов от других, равное количеству конфет, которые он взял.

  1. Горячий шарик

Спокойная игра. Развивает ловкость, скорость и внимательность. Подходит для дома и улицы.
Азартная игра: все становятся в круг и под музыку передают друг другу шарик. Когда музыка замолкает, игрок, который не успел передать шарик и остался с ним в руках, выбывает (можно отсаживать в почетные зрители, можно брать фанты). Выигрывает последний участник, оставшийся без шара.

  1. Пропущенные числа


Ведущий считает до 10, умышленно пропуская некоторые числа (или ошибаясь). Игроки должны хлопнуть в ладоши, как услышали ошибку, и назвать пропущенное число.

  1. Пушинка

Спокойная игра. Развивает дисциплину. Подходит для дома.
Старинная русская игра. Команды встают друг против друга, между ними – черта, которую нельзя переступать (например, ленточка). Ведущий подбрасывает перышко (можно использовать распушенный ватный клочок) над головами участников. Задача: передуть его на сторону противника. Внимание, команде, заступившей ленточку или дотронувшейся до перышка руками, засчитывается поражение.

  1. Ромашка

Спокойная игра. Позволяет раскрепоститься. Подходит для дома.
Подходит для начала праздника, если гости чувствуют себя скованно. Для игры заранее заготавливается из бумаги ромашка. Количество лепестков должно быть равно количеству гостей. На обороте каждого написаны легкие смешные задания, например, прокукарекать, пропрыгать по-лягушачьи или на одной ножке, повторить скороговорку, проползти на четвереньках и т.д. Дети отрывают по лепестку и выполняют задание. Если дети еще не умеют читать, задание можно изобразить в виде рисунка или прочитать ведущему.

  1. Ежики

Активная игра. Развивает скорость, мелкую моторику. Подходит для улицы и дома.
Командная игра. Для нее нужна веревка 1.5 м и прикрепленные на нее 30 разноцветных прищепок. В роли ежиков выступают взрослые. Игроки подбегают к растянутой веревке по одному, как в эстафете, снимают по одной прищепке, бегут к сидящим на стульях "ежикам" и прицепляют ее на любое место одежды или прически. Хорошо, если от веревки до ежиков расстояние метров 10. Выигрывает та команда, чей ежик ощетинится лучше, т.е. у которого будет больше прищепок – иголок. Второй команде можно дать приз за самого оригинального/симпатичного/веселого ежа (по обстоятельствам).

  1. Я иду, иду

Активная игра. Развивает скорость и внимание. Подходит для дома и улицы.
Веселая, эмоциональная игра, доставляющая маленьким детям много удовольствия. Дети выстраиваются за ведущим цепочкой. Он идет и произносит следующие слова: "Я иду, иду, иду, за собой детей веду (произвольное число раз), а как только повернусь, сразу всех переловлю" Услышав слово "переловлю", дети бегут в заранее оговоренное безопасное место, а ведущий их ловит (для малышей лучше делать вид, давая им убежать). Игра хорошо подходит для дома, когда ведущий ведет из комнаты в комнату, повторяя первые строчки. Когда же будет произнесено заветное "переловлю", дети с визгом устремляются через всю квартиру к спасительному месту.

  1. Паук и мухи

Мерцающая игра. Учит детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, и замирать по сигналу. Развивает координацию и внимание. Подходит для дома и улицы.
В одном углу комнаты (площадки) обозначается паутина, в которой сидит "паук". Остальные дети изображают мух: бегают, кружатся по всему помещению, жужжат. По сигналу ведущего: "Паук!" мухи замирают на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит из паутины и внимательно смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился – отводит в свою паутину.

  1. Кто я?

Спокойная игра. Развивает логику, расширяет кругозор. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника. При входе каждый ребенок получает новое имя – медведь, лиса, волк и т.д. Картинка с новым именем прикрепляется на спину ему, он об этом не знает, до тех пор, пока с помощью наводящих вопросов не выяснит у окружающих все о себе. Как вариант, можно описывать это животное только прилагательными (например: хитрая, рыжая, пушистая… - лиса). Задача – как можно быстрее выяснить, о ком идет речь.

  1. Времена года?

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы, связанные с этим временем года. Время от времени он произносит неправильные слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к этому времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. Съедобное - несъедобное?

Спокойная игра. Развивает внимание и логику. Подходит для дома и улицы.
Ведущий бросает мяч одному из игроков и произносит какое-нибудь слово. Игрок должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, или отбросить его, если предмет несъедобный. Побеждает самый внимательный. С ошибившихся можно брать фанты, по которым потом втемную назначаются смешные задания.

  1. Послушная тень или Зеркало

Спокойная игра. Развивает внимание. Подходит для дома и улицы.
Выбираются два игрока (например, при помощи считалочки), один - тень другого. "Тень" должна повторять действия другого игрока, по возможности синхронно. Если в течении минуты игрок не сделает ни одной ошибки – он становится основным игроком и выбирает себе тень из числа других игроков.

  1. Поиски клада

Спокойная игра. Развивает умение ориентироваться в пространстве, логику, внимание, способность сопоставлять части, собирать мозаику. Подходит для дома и улицы.
Заранее составляется карта места, где спрятаны сокровища (квартиры или улицы), разрезается на кусочки, каждый из которых добывается игроками в виде награды за правильно отгаданную загадку или выполненное задание. Составив карту как пазл, все приглашенные ищут сокровище и обнаруживают что-то вкусное или интересное. Перед этой игрой лучше потренироваться и составить с детьми похожий план, проговаривая, как и что обозначается. Важно обратить внимание детей, что план – это как бы вид сверху. В случае затруднения в поисках клада ведущий подсказывает, направляя детей в нужном направлении.

  1. Горячо-холодно

Спокойная игра. Развивает логику. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника, если в комнате заранее спрятать разные сувениры-безделушки. Пришедший гость начинает искать спрятанный приз, а остальные подсказывают ему, верно ли он идет. Если он приближается к спрятанному предмету – кричат "Тепло", если совсем близко – "Горячо", если удаляется "Прохладно" или совсем "Холодно".

  1. Пропущенные числа

Спокойная игра. Развивает внимание и навыки счета. Подходит для дома и улицы.
Ведущий считает, умышленно ошибаясь или пропуская числа. Игроки должны хлопнуть в ладоши, как заметят ошибку, и исправить его.

  1. Успей-ка

Спокойная игра. Развивает внимание, мелкую моторику. Подходит для дома.
На полу разложены кубики (или кегли и пр.) по числу игроков минус один. Игроки ходят под музыку вокруг, а как только она стихает, должны схватить кубик. Кому не достался кубик – выбывает (или отдает фант).

  1. Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем

Спокойная игра. Развивает моторику, фантазию, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит "Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем" и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.

  1. В старом чулане

Спокойная игра. Развивает речь и умение различать части предметов, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с игроками произносит:
В старом чулане, у бабушки Ани,
Куда я залез –
Много чудес…
Но все они "без"…
Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали предмета может не хватать. Например: стол – без ножки, платье – без кармана и т.д.

Поскольку ребенок становится все более активным и выносливым. Его начинают интересовать совместные игры со сверстниками, малыш стремится продемонстрировать свои умения и достижения другим людям. Он хочет соревноваться в своих навыках со сверстниками, хотя еще не вполне готов к таким играм, т. к. не умеет проигрывать.

Задача родителей в этот период — поддержать стремление ребенка к подвижным играм, общению с другими детьми и обеспечить условия для физического развития ребенка (например,).

Хотя игровая деятельность является естественной для ребенка дошкольного возраста, дети в возрасте 3-4 лет еще не в состоянии самостоятельно придумывать игры и воплощать их в жизнь. Им необходима помощь взрослого, чтобы:

  • накопить опыт конкретных игр,
  • научиться соблюдать правила во время игры,
  • приобрести определенные навыки (ловить мяч, спрыгивать с высоты и т. д.),
  • чередовать периоды активных нагрузок и отдыха.

Психологи рекомендуют выстраивать режим дня ребенка таким образом, чтобы у него был минимум 1 час неструктурированной физической активности (ребенок самостоятельно бегает, прыгает) и 1 час структурированной физической нагрузки (игры, физкультминутки, различные комплексы упражнений), которую обеспечивает взрослый.

Подвижные игры для детей 3 — 4 лет на улице

«Медведь»

Дети считаются и выбирают, кто будет медведем. По двум противоположным сторонам площадки чертят линии: за одной линией – берлога медведя, за другой – дом детей. Середина площадки – опушка леса. Дети выходят из своего домика и идут на опушку собирать ягоды со словами:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

На слове «рычит» медведь выбегает из своей берлоги и ловит детей. Дети убегают в свой домик. Игра повторяется. Когда медведь поймает 2 – 3 детей, медведя меняют.

Полоса препятствий

Ваш ребенок уже уверенно катается на трехколесном велосипеде или самокате? Отлично, пора совершенствовать его навыки управления новым транспортным средством. Соорудите полосу препятствий из пластиковых бутылок, деревянных брусков и игрушек, которые ребенок должен объехать. Рядом с препятствием нарисуйте стрелочку, в какую сторону поворачивать, чтобы малыш тренировался объезжать предметы с разных сторон. вы найдете в этой статье.

После успешного прохождения всех препятствий вручите победителю приз.

Классики

Популярная игра, которая отрабатывает меткость и ловкость. Ребенок 3 – 4 лет еще не умеет уверенно прыгать на одной ноге, поэтому кидаем биту, прыгаем на двух ногах, забираем биту и возвращаемся. Тот, у кого бита попала на линию или вылетела за пределы классиков, пропускает ход.

Поиски игрушек

Рисуете на асфальте табличку на 4 – 6 ячеек, в зависимости от количества игрушек, и в каждой ячейке схематично изображаете то, что нужно найти. Малыш закрывает глаза и вы быстро прячете игрушки на площадке. Ребенок ищет предметы и раскладывает их по соответствующим ячейкам. Если детей несколько, то чертим несколько табличек. В конце игры проверяем соответствие рисунка и игрушки.

«Сардины в банке» или прятки наоборот

Предложите ребенку сыграть в прятки наоборот. Ведущий прячется, а остальные пытаются его отыскать. Когда кто-то находит ведущего, то присоединяется к нему и они вдвоем сидят в тайнике. Под конец в тайник набивается столько человек, что они находятся там как «сардины в банке» — отсюда и название. Последний, кто находит тайник, становится ведущим.

«Кот и мыши»

Если на есть лесенки для лазания, то можно поиграть в такую игру. Дети – «мышки» располагаются на 2 – 3-ей ступеньке лесенки – это мышиные домики. Кот (взрослый) дремлет в углу площадки. Мыши спускаются, бегают, кружатся. Взрослый говорит:

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька кот,

Разобьет ваш хоровод!

На слове «хоровод» мыши бегут обратно на лесенку, а кот их ловит. Ловить можно только до черты, которую проводят за 2 шага до лесенки. Тот, кого поймали, становится котом.

Поезд

Дети выстраиваются паровозиком и начинают движение, приговаривая «чух-чух-чух». Взрослый исполняет роль «регулировщика». Он называет загорающиеся цвета семафора, ставит шлагбаум, отдает команды — «поворот направо», «поворот налево», «быстро», «медленно» и т.д. В этой игре нужно периодически менять «паровоз» — первого игрока, который отвечает за правильную трактовку команд регулировщика, чтобы каждый мог потренироваться в и ориентации на местности.

Лягушка и цапля

На асфальте рисуем большое озеро с неровными краями и кочками. Один игрок – лягушка сидит в озере. Он может перемещаться только по воде. Второй игрок – цапля перемещается только по суше (по берегу и кочкам). Задача цапли поймать лягушку, которая скачет по всему озеру. Если лягушку поймали, то она становится цаплей.

Африканская река

На асфальте рисуем реку (2 линии) или кладем 2 шнура. В реке водятся крокодилы, а на берегу может подстерегать опасность – лев. Ребенок – зебра, которая пришла на водопой. Мама говорит, какая опасность её подстерегает: если крокодил, то надо выпрыгнуть от него на берег, если лев – то наоборот, спрятаться от него в воде. Когда малыш усвоит правила, можно пробовать его запутать, говоря подряд одну и ту же команду.

Паук

Чертим круг диаметром 2 метра – это паутина. В середине сидит паук (один игрок), а вокруг паутины летают и бегают мелкие насекомые (от 1 до 5 игроков). Они дразнят паука, близко подходя к кругу, протягивают руки, но стараются увильнуть от паука, который бегает по краю паутины, стараясь поймать жертву. Если паук поймал другого игрока, то они меняются местами.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Цветные «наперегонки»

Рисуем линию старта. Считалкой определяем игрока, который первым загадывает цвет. Этот игрок называет цвет, и оба бегут к любым предметам нужного цвета и возвращаются обратно. Кто прибежал первым на линию старта, тот загадывает следующий цвет.

Не забывайте про такие веселые игры на улице как:

  • догонялки,
  • запуск воздушного змея,

и ваши прогулки будут наполнены физической активностью, положительными эмоциями и радостью от совместного времяпрепровождения.

— это отличная возможность для подвижных игр с детками 3-4 лет, которую вы сможете реализовать в ближайшее время, воспользовавшись идеями игр из статьи.

Подвижные игры с детьми 3 — 4 лет дома

Собери урожай

Ставим 5 кубиков друг за другом на расстоянии 1 метр. Перед кубиками ставим корзину, а за ними кладем овощи и фрукты (игрушечные или настоящие). Задача ребенка собрать урожай, перепрыгивая через кубики с высоко поднятыми коленями. За 1 раз можно принести только 1 продукт.

Времена года

Предварительно обсудите с ребенком, какие времена года он знает и их признаки. Во время игры один игрок называет время года, а второй показывает пантомиму «Что люди делают в это время года». Например, зимой – играют в снежки, катаются на санках, коньках; весной – нюхают цветы, идут на парад, вскапывают огород; летом – плавают в реке, играют в песке, загорают; осенью – выкапывают и срывают урожай, гребут листья граблями и т.д.

Дорожка домой

Рисуем дорожку шириной 40-50 см. (или кладем по бокам 2 веревки). Скажите, что малыш-лошадка, которая ускакала далеко от своей деревни и ей пора домой. Но дорога к дому предстоит трудная, нужно слушать внимательно и правильно выполнять все движения. Мама говорит:

  • Ровная дорожка – идем шагом;
  • Кочки, ухабы – прыгаем на 2 ногах;
  • В ямку «бух» — приседаем на корточки.

Можно говорить команды вразнобой или использовать потешку для игры:

Ехал мальчик маленький

На лошадке серенькой.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам.

В ямку «Бух!»

Достань перышко

Натягиваем веревку на 10 см выше поднятых вверх рук ребенка. Привязываем там несколько перышек (настоящих или из бумаги). Просим малыша оттолкнуться 2 ногами и подпрыгнуть так высоко, чтобы 2 руками дотронуться до перышка.

Перышки можно заменить липкими стикерами с веселыми и грустными рожицами. Тогда задача малыша – собрать как можно больше стикеров со смайликами.

Вы можете расширить игру и поиграть в салки с условием. Если игрок дотрагивается до перышка, то его нельзя осалить в течение 3 счетов. Если висят стикеры, то только смайлик дает такое преимущество.

Солнечный зайчик

Подходит для игры дома и на улице, где много разноцветных предметов. Малыш – солнечный зайчик, который может изменять свой цвет. Если он попадает на свой цвет, то становится невидимым. Мама говорит: «Лиса ищет розового зайчика». Малыш должен подбежать к предмету розового цвета и прикоснуться к нему. Если ребенок не находит предмет нужного цвета, то лиса замечает зайчика, старается догнать его и съесть.

Хитрый лис

Охотник хочет поймать лиса, который притаился в своей норе. Игрок – лис отворачивается, чтобы не видеть охотника. Охотник бесшумно подкрадывается к нему сзади, чтобы хлопнуть по спине – это означает, что лис пойман. Лис может в любой момент повернуться и тогда охотнику нужно замереть, чтобы остаться незамеченным. Если охотник пошевелился, то лис его замечает и игра начинается заново. Если лиса поймали, то игроки меняются местами.

И еще несколько простых идей для организации подвижных игр с детьми дома:

  1. Танцы. Для этого достаточно включить любую веселую мелодию и . Не оставайтесь в стороне, показывайте движения, а малыш их будет повторять. Так вы сможете регулировать сложность выполняемых па, да и сами разомнетесь. Добавьте ленты или шарфы, и ваши танцы станут еще интересней.
  2. Полоса препятствий. Устройте дома полосу препятствий из диванных подушек, стульев, массажной дорожки, веревки, натянутой на высоте 30 см над полом и отправляйтесь в увлекательное путешествие
  3. Бой. Устройте бой мягкими кубиками или мягкими игрушками. Задача одного игрока попасть, а другого увернуться. Веселье вам гарантировано.
  4. Фонарик. Поиграйте с фонариком. Направляйте свет от фонаря на стену или пол, а ребенок пусть ловит «солнечного зайчика» руками или ногами.
  5. Шарады. По очереди с ребенком показывайте различных животных: как двигается, какие звуки издает. Кто больше животных отгадает?
  6. Заморозить фигуру. Это вариация известной игры «Море волнуется раз…». Под музыку или песенку ребенок бегает по комнате, а когда музыка замолкает, ребенок должен застыть в фигуре животного, птицы, рыбы, цветка и.т.д. (тема фигуры обсуждается заранее). Ведущий отгадывает, кого же изобразил игрок, а потом меняются местами.

А вот физкультминутка, с помощью которой вы сможете разнообразить деятельность малыша, если он всерьез увлекся малоподвижными играми:

Веселых игр и гармоничного развития вашему малышу!

А в какие подвижные игры играете вы с ребенком дома и на улице? Расскажите в комментариях!

Игры, формирующие целенаправленное внимание

Внимание — необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада.

Между тем внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Малыша в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. В результате ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, или же уловить только начало задания, которое ему дается, не заметить происходящего вокруг него. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением. Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.

Следует отметить, что любая игра способствует развитию целенаправленного внимания, ведь она всегда содержит задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других разнообразных задач. Чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. Подобные игры описаны в данном разделе. В каждой из них целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий и общения детей друг с другом. В одних случаях нужно учитывать различные требования задачи («Раз, два, три — говори!»), в других — выделять и держать цель действия («Пальчик», «Прятки с игрушками»), в третьих — вовремя переключать внимание («Отзовись, не зевай!», «Поехали коробочки наши!»). Последние игры этого раздела («Волшебный столик» и «Проказы мишки-шалунишки») требуют от детей особой сосредоточенности и устойчивости внимания, поскольку в них нужно заметить и осознать произошедшие изменения.

Для игр данного раздела характерно наличие текста (как правило, стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и условия их выполнения.

Игра «Раз, два, три — говори!»

Цель : развивать целенаправленное внимание.

Оборудование : картинки, отражающие предметное окружение ребенка. Это могут быть знакомые вещи, узнавание и называние которых все же требует некоторых усилий. Например, предметы посуды (чайник, поднос, кастрюля и пр.), цветы (роза, тюльпан, колокольчик), животные (коза, свинья, собака, белка, заяц, волк и пр.), насекомые (бабочка, жук, гусеница, муха и пр.), растения (елка, береза, кустарник и пр.), одежда (платье, шапка, шуба, костюм), мебель (стол, стул, кресло, шкаф и пр.). Изображение предметов должно быть реалистичным, легко узнаваемым и привлекательным для малышей. Такие картинки можно подобрать из различных видов лото для дошкольников (ботаническое, зоологическое, лото малышам). Желательно, чтобы картинки были в двух экземплярах. Кроме того, нужно иметь какой-либо материал для поощрения детей — кружочки, счетные палочки или звездочки.

Игра проводится со всеми детьми. Небольшими группами, по очереди, дети решают обучающую задачу. Наблюдая за действиями других и оценивая, ребенок начинает лучше понимать и осознавать требования и правила игры. Это помогает ему самому действовать более успешно.

Детям предоставляется возможность самостоятельно активно действовать с предметами.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом, садится напротив них за столик, на котором заготовлен игровой материал: стопка картинок для игры, а также предметы для поощрения детей.

Воспитатель . Я буду показывать их по одной, а вы — называть. Только называть надо после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три — говори!» Кто первый правильно назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем! (Берет первую картинку, показывает ее детям.) Давайте подумаем, что на ней изображено, но не говорите сразу, а только приготовьтесь сказать. «Раз, два три — говори!» (Произносится четко, размеренно, а перед последним словом выдерживается небольшая пауза.)

Тот, кто первый правильно называет картинку, получает ее. Поиграв таким образом стремя разными картинками, воспитатель предлагает новый вариант. Теперь называть картинки будут не все. Четверым детям, сидящим с краю, предлагается это задание, а всем остальным — оценивать их действия и называть победителя. Если правильный ответ дают одновременно два ребенка, они оба получают по картинке. Остальные дети при условии, что они не нарушили правила и верно назвали картинку, получают поощрительные кружки.

После первой четверки играет следующая. Так все по очереди решают обучающую задачу, оценивают правильность ответов и награждают победителей.

Когда весь запас картинок исчерпан, воспитатель предлагает подойти к нему тем, кто выиграл одну картинку или один кружочек, и показать их всем. Выигрыш остается на столе у воспитателя, а дети возвращаются на места. Затем приглашает тех, кто выиграл две картинки, а потом и тех, кто выиграл два кружочка. Хвалит их за то, что они были внимательны, все им хлопают. Выигрыш остается на столе, а дети садятся на места.

Эта игра дает вам возможность выявить, кто из детей может быть собранным и внимательным, а кому это дается с трудом. С такими воспитанниками лучше поиграть отдельно, парами, подбирая детей с примерно равными возможностями.

Важный момент игры — поощрение достижений ее участников. В этом особенно нуждаются те дети, кто старается мобилизовать свое внимание и применять имеющиеся знания. Отмечая неуспех отдельных детей, нужно проявлять тактичность. Покажите ребенку свою заинтересованность в его дальнейших успехах и выразите уверенность в том, что он научится быть внимательным.

Игра для детей 3-4 лет «Пальчик»

Цель: развивать целенаправленное внимание.

Оборудование : набор парных предметных картинок, изображающих игрушки, фрукты, цветы и предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда). Можно использовать картинки предметного лото, где изображены животные, птицы и люди. Картинки должны быть реалистичными, с четким изображением. Они раскладываются на столе двумя рядами (по пять-шесть картинок в каждом), на небольшом расстоянии друг от друга.

В процессе игры ребенок выбирает из большого количества более или менее знакомых ему предметов, изображенных на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указывает на него пальцем. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка трудность. Она заключается в том, что малыш должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет взрослый. Так в этой игре он учится управлять своим вниманием, что требует некоторых усилий, за которые ребенок вознаграждается найденной картинкой.

Основное требование игры — искать картинку глазами, а не руками, таким образом стимулируется прежде всего умственная активность. Движение (указательный жест) является лишь последним этапом решения задачи. Чтобы предупредить попытку ребенка искать руками, вводится специальное ограничительное правило: держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

Игра может проводиться со всей группой воспитанников или небольшой ее частью. Опишем вариант игры с участием всей группы.

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики полукругом, пододвигает к ним небольшой столик, возле которого ставит три стула — для себя и двух детей. На столе раскладывает в два ряда 10—-12 предметных картинок. Раскладывая картинки, показывает их детям и предлагает назвать каждый изображенный предмет, вызывая тем самым у детей любопытство (что будет дальше?). Затем обращает внимание на то, что у каждого из них на руке один палец называется указательным.

Воспитатель. В этой игре указательный палец будет помогать всем искать картинки, которые я буду называть. Кто первый правильно укажет на картинку (поставит на нее свой указательный палец), тот ее и получит.

Воспитатель подзывает к себе двоих детей, предлагает им сесть друг напротив друга. Просит их поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их до тех пор, пока не будет названа картинка.

Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком, где находится... яблоко? (Дети показывают картинку.) Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко? (Дети отвечают, и победитель получает картинку. Дает второму ребенку еще одну попытку и называет какую-нибудь картинку, желательно находящуюся прямо перед ним.)

Если малышу все же не удается выиграть, воспитатель заменяет ему партнера. Когда ребенок выиграет свою картинку, вызывается следующая пара детей.

Отданные детям картинки заменяются новыми. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый не выиграет хотя бы по одному разу. В конце игры дети показывают друг другу, какие картинки выиграли, а затем подходят к столу и укладывают их в коробку.

Эта игра содержит элемент соревнования, но построена так, что в ней не бывает проигравших. Наличие парных картинок обеспечивает возможность каждому ребенку получить свой выигрыш, даже если они находят предмет одновременно.

Игра для детей «Прятки с игрушками»

Цели: развивать у детей устойчивость внимания; способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее.

Оборудование: 5—7 игрушек. Это могут быть куклы, зайчик, мишка, лошадка, машинки и пр.

Эти умения очень важны для успешного обучения в школе. Конечно, ребенку 2—3 лет не так-то просто владеть своим вниманием и не отвлекаться. Но в предлагаемой игровой ситуации малыш будет сам заинтересован в этом.

Игра носит характер забавы и связана с прятками и поисками. Устойчивое и сосредоточенное внимание удерживается с помощью привлекательных игрушек. Играть могут все дети группы. Радостные переживания, которые испытывают малыши, сближают их друг с другом и с воспитателем. Это и развивает детей и забавляет их.

На отдельном столике приготовлены новые игрушки.

Воспитатель . Это наши гости. Давайте поиграем с ними в прятки. (Придвигает столик с игрушками поближе.) Но прятаться будете не вы сами, а ваши гости (новые игрушки). (Подзывает к себе троих детей и предлагает каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится.) Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?

Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет искать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, воспитатель предлагает им встать лицом к стенке и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки.

Пока дети стоят с закрытыми глазами (водят), взрослый, предупредив остальных участников игры о соблюдении полной тишины, прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов, например новая кукла — среди других кукол, новая машинка — среди других машинок и т.д.

Воспитатель (шепотом). Вы видели, куда спрятались игрушки? Это наш секрет, его нельзя выдавать! Пусть каждый водящий сам найдет свою игрушку, а мы посмотрим, кто первый принесет ее нам.

Воспитатель и дети (хором). Пора!

Водящие открывают глаза, становятся рядом с воспитателем.

Воспитатель. Искать надо только ту игрушку, какую сам выбрал! Кто первый принесет, тот и выиграл!

Пока дети ищут, воспитатель напоминает остальным участникам игры, что они должны внимательно следить за водящими и не выдавать им секрета. Когда водящие возвратятся с игрушками, спрашивает остальных детей.

Кто первый нашел игрушку?

Главное правило здесь — искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

Тому, кто выиграл, выдается премия (значок или кружок), которую ребенок должен сохранить до конца игры. Все аплодируют, игрушки ставятся на место, и выбираются новые водящие. Игра повторяется сначала. Теперь игрушки прячут сами дети. Воспитатель шепотом подсказывает им, куда лучше положить тот или иной предмет.

Когда все воспитанники побывают в роли водящих, воспитатель предлагает всем победителям, получившим значки, стать напротив остальных.

Игра для детей «Отзовись, не зевай!»

Цель: развивать устойчивое, сосредоточенное внимание.

Оборудование : парные картинки, изображающие птиц, животных и детей. Понадобятся изображения птиц (петуха, курицы, гуся, утки, вороны, воробья); животных (коровы, козы, лошади, собаки, кошки). К картинкам птиц и животных можно добавить картинки с изображением детей — двух девочек и двух мальчиков. Картинки помещаются в коробку, разделенную перегородкой на два отделения для каждого набора картинок. Это облегчает их раздачу и проверку полноты комплекта данного пособия.

Ребенку предъявляется целый ряд требований: внимательно следить за действиями каждого участника, чтобы вовремя откликнуться на зов своего партнера, воспроизвести в определенной последовательности ряд взаимосвязанных действий и пр.

Выполнить эти требования довольно сложно и непривычно для ребенка. Но предлагаемая игровая ситуация содержит условия, которые побуждают малыша к их выполнению.

В игре принимает участие вся группа.

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики в два ряда, располагая их на некотором расстоянии друг от друга, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Усадив детей поудобнее, взрослый обещает раздать каждому из них по картинке и предупреждает о том, что их нельзя показывать друг другу. Но каждый должен внимательно рассмотреть, что изображено на его картинке.

Воспитатель. Эти картинки парные — у каждого зверя или птицы есть его дружок, т.е. точно такая же картинка. Каждая птица или каждое животное будет звать своим голосом своего братика или сестричку: ведь они не умеют говорить, как люди, и разговаривают по-своему. Как позовет корова свою подругу? (Дети отвечают.) Правильно, она будет мычать: «Му-муу», а другая корова должна быстро ей ответить: «Му-муу, я слышу, иду!» А как позовет гусь своего друга? (Дети отвечают.) Правильно, «га-гага», и также по-гусиному ответит второй гусь: «Га-га-га, я слышу, иду!» А те, кто получит картинку, где нарисован мальчик или девочка, будут тоже звать в пару своего дружка — мальчика или девочку. Запомните, как их зовут. (Показывает картинку.) Этого мальчика зовут Сережей, а другого — Андрюшей, это — девочка Наташа, а это — Оксана. Если Наташа захочет позвать свою подружку Оксану, как она должна позвать? Вот так: «Оксана, ау, иди ко мне!», а Оксана ответит: «Ау, слышу, иду, Наташа!» Так же позовут друг друга и мальчики. Каждый, кого позвали, птица, животное или человек — должен не пропустить, не прозевать, когда его позовут, и вовремя ответить на зов. Друзья должны подойти к столу, сперва показать друг другу картинки и поговорить, потом продемонстрировать всем свои картинки и положить их в эту коробочку. (Раздает детям картинки, сначала одному ряду, потом другому.)

Не показывайте картинки друг другу, а то не получится интересной игры.

Воспитатель вызывает детей по очереди, то из одного, то из другого ряда. Вызванный ребенок имитирует голос изображенного на его картинке животного, а тот, у кого такая же картинка, должен быстро отозваться и тоже подойти к столу, где лежит коробка от картинок. Став лицом друг к другу, дети еще раз подают голос, показывают картинки и кладут их в коробку. Так по очереди малыши выполняют свои роли, решая игровую обучающую задачу. Получив от детей и воспитателя заслуженную оценку, они возвращаются на места.

Когда все картинки окажутся в коробке, воспитатель снова раздает их детям, стараясь, чтобы каждый получил новую картинку и соответственно другую игровую роль.

Игра для детей «Мишкины проказы»

Цель: развивать сосредоточенность и устойчивость внимания.

Ребенок должен выделить и осознать порядок расположения однородных предметов (колечек от пирамидки) и сосредоточить свое внимание на их различиях по величине.

Это умение позволит малышу обнаружить изменения в последовательности расположения колец. Данные умственные действия достаточно сложны для детей и требуют активного участия всех познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления. Несмотря на то, что игра требует умственных усилий и сосредоточенности, она вполне доступна для младших дошкольников благодаря забавному игровому замыслу. Эта игра и развлекает малышей, и одновременно развивает их.

Оборудование : пирамидка с 6—7 колечками; набор фигурок, изображающих детей или сказочных персонажей; небольшой плюшевый медвежонок с сумочкой через плечо.

Игра проводится с небольшой группой детей (5—6 человек).

Участники садятся вместе с воспитателем за небольшой стол. Воспитатель ставит на стол игрушечные фигурки, изображающие персонажей сказок, или фигурки детей, и каждый ребенок выбирает себе игрушку по вкусу.

Воспитатель (достает игрушечного мишку). Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишка, а тебя как? (Обращается по очереди к каждому ребенку.) Вот мы и познакомились. Давайте теперь вместе поиграем. Посмотрите, какая у меня красивая сумочка! Я принес ее, чтобы что-то спрятать. А что, вы сейчас увидите. (Воспитатель достает пирамидку и вместе с Мишкой разбирает ее и раскладывает на столе.)

Воспитатель (от имени мишки). А теперь закройте глаза руками и не подглядывайте, пока я не скажу. (Дети закрывают глаза, воспитатель прячет мишке в сумочку одно из больших колечек пирамидки, сдвигает колечки, чтобы не было видно промежутка между ними.) Угадайте, что я спрятал? (Дети открывают глаза, и каждый ставит свою игрушку в то место, где, как ему кажется, не хватает колечка.)

Когда все фигурки будут поставлены, Мишка-шалунишка вынимает колечко из сумочки и предлагает одному из детей поставить его на место. Ребенок выполняет поручение, а все остальные проверяют, на своем ли месте находится колечко, и оценивают, кто правильно поставил свою фигурку, а кто ошибся.

Когда пирамидка будет восстановлена, воспитатель предлагает детям.

Внимательно посмотрите на каждое колечко, чтобы запомнить, какой оно величины и где его место.

Ведь без этого нельзя догадаться, какое колечко возьмет Мишка. А мы должны перехитрить его и показать, что умеем узнавать, какое колечко он прячет.

Игра повторяется несколько раз, и каждый по очереди отгадывает, что спрятал Мишка, и ставит свою фигурку на место убранного колечка.

Игры на развитие восприятия формы у детей 3-4 лет

Восприятие формы

Малыши непременно пытаются взять привлекательный предмет в руки. Однако типичные действия детей с предметами (перетаскивание с места на место, постукивание о другие предметы, зажимание в руке, манипулирование) не приводят к восприятию формы и тем более выделению ее качественных особенностей. Эти действия, лишенные игровой и познавательной цели, говорят о низком уровне познавательного и сенсорного развития ребенка. При отсутствии своевременных учебно-воспитательных воздействий может возникнуть серьезное препятствие для успешного формирования познавательной, игровой, изобразительной, творческой и конструктивной деятельности. Активное участие в совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приемами осязательного обследования формы объемных и плоскостных предметов, если соблюдаются следующие условия.

1. Ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны.

2. В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно. Одной рукой (левой) малыш придерживает и поворачивает предмет, а пальцами другой руки ощупывает его с каждой стороны, останавливаясь на дополнительных частях, которые характеризуют строение его формы (например, на ручке у чашки, на колесах и кузове у игрушечного грузовика и т.п.).

3. Исключается участие зрения в этом процессе. Однако ребенок должен иметь возможность предварительно рассмотреть предмет, который попадет в его руки. Это будет способствовать успешному различению на ощупь особенностей формы и узнаванию предмета в процессе осязательного обследования. Предварительное зрительное знакомство с формой послужит вспомогательной опорой для формирования у ребенка более четких представлений о том, как устроен предмет. Для постепенного повышения уровня восприятия формы как отличительного признака предмета не менее важно, чтобы после осязательного обследования малыши могли снова рассмотреть предметы.

Игра для детей 3-4 лет «Что нам привез Мишутка?»

Цель: выявить, могут ли дети самостоятельно на ощупь узнавать предмет, как привык ребенок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, — одной или двумя руками.

Оборудование : небольшие игрушки контрастной формы. Они должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, цыплята, машинки, куколки-голыши, лошадки, плюшевый мишка, машина, велосипед или санки и т.д. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Желательно иметь по два-три экземпляра каждой игрушки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вмещающий все предметы. В мешок продергивается резинка, чтобы ребенок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку.

Перед играющим ставится задача: узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Решить задачу для ребенка очень важно и интересно, ведь эту вещь Мишутка привез лично ему. Однако несмотря на сильное желание поскорее узнать, что ему достанется, приходится дожидаться своей очереди искать подарок и считаться с другими детьми. В этом и состоит воспитательное значение предлагаемой игры.

Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее на стульчики.

Воспитатель. Хотите, ребята, сегодня поиграть все вместе?

В это время раздается стук в дверь и в комнату въезжает игрушечный мишка на большой машине (или на велосипеде), которого подталкивает помощник воспитателя. В лапах у Мишки большой мешок с игрушками. Воспитатель сообщает, что в этом большом мешке много-много игрушек и что Мишка для каждого привез какую-нибудь игрушку.

Хотите узнать, что нам привез Мишка? Тогда давайте послушаем, что он нам скажет.

Взрослый наклоняется к Мишке, делает вид, что слушает его, а потом передает его слова детям.

Мишка просит вас подходить по очереди к мешку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе подарок, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем.

Мишка по очереди вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все получают подарки и возвращаются на свои места.

Заметив, что малыши, получившие подарки, начинают отвлекаться от общей игры, можно предложить детям с одинаковыми игрушками встать и показать мишке, как они играют. Нужно показать детям какое-либо движение, и они должны повторить его: например, катают машинку, прыгают с зайчиком, кружатся с куколкой и пр. Выполнив действие со своей игрушкой, ребенок кладет ее на столик.

Воспитатель. Игрушки снова вернутся в мешок, а мы начнем игру сначала, и вы выберете себе то, что каждый захочет.

После того как заканчивается первая «раздача подарков», игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются в мешок, и дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее.

Игра заканчивайся проводами Мишки. Дети встают, благодарят его за подарки, а Мишка обещает снова приехать к ним в гости поиграть и привезти им что-нибудь еще.

Игра для младшей группы «Не ошибись, Петрушка!»

Цели : развивать осязательное восприятие формы предметов; научить целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон; способствовать также воспитанию познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи.

Данная коллективная игра приучает малышей к самостоятельности, соблюдению правил, а также к выполнению действий, требующих активности воображения. Создается игровая ситуация, в которой дети по очереди выполняют роль Петрушки, показывающего фокусы: Петрушка умеет, не видя, угадывать, какой предмет у него в руках.

Выполнение этой игровой роли имеет важное воспитательное значение. Робким и неуверенным в себе малышам она помогает преодолевать эти недостатки. В то же время для возбудимых детей, склонных к повышенной двигательной активности, соблюдение очередности служит условием формирования умения вести себя в коллективе, считаться с другими.

Используются только те игрушки, которые хорошо знакомы малышам. Они должны быть средних размеров и контрастной формы, т.е. заметно отличаться друг от друга. Этим требованиям удовлетворяет примерно следующий набор: деревянный шарик, кубик, грибок, матрешка, ведерко, чашечка, тарелочка, голыш, куколка, уточка, рыбка, легковая машинка и пр.

Чтобы ознакомление с предметами осуществлялось только путем осязательного обследования формы, необходимо исключить участие в этом процессе зрения. Для этого можно надеть ребенку повязку на глаза, а лучше — нарядный колпачок Петрушки. Он изготавливается из непрозрачной плотной бумаги или ткани, которая держится на проволочном каркасе. Колпачок должен сидеть на голове ребенка свободно и глубоко (но не касаться глаз), доходить почти до кончика носа, чтобы он не сполз. Нужен также нарядный мешок для хранения игрушек.

В игре могут участвовать все дети. Ребята сидят на стульях напротив стола с игровым материалом. Воспитатель достает мешок, вынимает из него каждую игрушку, показывает малышам и ставит ее на стол, дав детям возможность рассмотреть игрушки.

Воспитатель. Давайте вместе поиграем в новую игру. (Достает колпачок Петрушки, примеряет его себе.) Тот, кто наденет колпачок, будет показывать фокусы, как в цирке. (Подзывает к себе ребенка, надевает ему колпачок.) Петрушка, здравствуй, сними колпачок, поклонись ребятам и скажи им: «Здравствуйте, ребята!», а они тебе похлопают в ладоши и скажут: «Здравствуй, Петрушка!»

Воспитатель усаживает Петрушку за отдельный столик, чтобы остальным детям было хорошо видно, что он делает.

Затем подзывает еще одного ребенка и дает ему важное поручение: как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к игрушкам, выбрать любую из них, поднять ее повыше и спросить: «Петрушка, Петрушка, что это?», подойти к нему и положить игрушку прямо ему в руки и сказать вместе со всеми: «Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какую игрушку мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!»

Надевает колпачок Петрушке, и игра начинается. Напоминает детям правило: соблюдать тишину и не называть предмет, который дают Петрушке в руки.

Учитывая импульсивность малышей, следует на всякий случай слегка придерживать колпачок на голове Петрушки, чтобы он не сбросил его в тот момент, когда обнаружит, что колпачок мешает ему видеть. Когда Петрушка возьмет в руки игрушку, надо посоветовать ему поворачивать ее в руках, ощупывая пальцами со всех сторон. Так воспитатель направляет процесс осязательного обследования. Если у ребенка ничего не получается, можно взять его руки в свои и показать, как действовать, чтобы он мускульно ощутил этот прием.

Ребенок должен сам назвать игрушку, но если этого не происходит, его спрашивают все дети.

Дети . Ты скажи, Петрушка, какую взял игрушку?

Звучат аплодисменты за правильный ответ. Петрушка снимает колпачок и раскланивается перед зрителями, как артист. Затем садится на место, выбирается новый Петрушка и ребенок, который будет передавать ему игрушку.

Так игра повторяется неоднократно.

Игры на восприятие величины у детей 3-4 лет

В три года многие дети еще не осознают величину предметов и не выделяют ее как важный отличительный признак. Такие характеристики величины, как длина, ширина, высота, либо совсем не различаются малышами, либо воспринимаются смутно и безотчетно. А если кто-то и учитывает эти особенности, то все они обозначаются одинаковыми словами — «большой» и «маленький», что, конечно, не отражает специфичности этих пространственных признаков.

Между тем четкое восприятие и оценка соотносимых качеств величины имеют исключительно важное жизненно-практическое и познавательное значение. Без специальной тренировки зрения на восприятие величины и выделение ее различных пространственных параметров не может успешно формироваться правильное представление о предметах, а следовательно, затрудняются практические действия с ними. Без четкого представления величины предмета невозможно его изобразить или использовать в конструктивной деятельности.

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путем сравнения их подлине, ширине, высоте. Ведь именно в эти годы у ребенка пробуждается интерес к предметному окружению, стремление активно действовать с предметами и управлять ими.

В педагогической практике знакомство с качествами величины, как правило, осуществляется на занятиях с использованием распространенных игровых приемов. В дополнение к этим приемам мы предлагаем игры, направленные на развитие четкого и осознанного восприятия величины и ее признаков.

В большинстве предлагаемых игр используются народные игрушки: пирамидки, матрешки, мисочки-вкладыши и другие деревянные игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно. С помощью взрослого в предлагаемых играх ребенок осваивает рациональные приемы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).

Цель проведения этих игр в младшей группе — выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия по высоте, длине и ширине.

Большинство игр проводится небольшими группами или индивидуально. Но некоторые из них можно проводить всей группой при участии и под наблюдением взрослого.

Игра для младших дошкольников «Что делают матрешки?»

Цели: познакомить с таким качеством, как величина; способствовать формированию доброжелательных отношений.

Оборудование : полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10—12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.

Детям предлагается русская народная игрушка — матрешка. Ее устройство предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.

Игра носит сюжетный характер. В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации.

Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются, а взрослый ставит на стол большую матрешку.

Воспитатель. Посмотрите, какая красавица к нам пришла! (Все любуются матрешкой, рассматривают ее.) Во что одета матрешка? Какого цвета ее сарафан, платочек и т.д. (Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит.) Что-то она тяжелая. Может быть, внутри что-нибудь есть? Давайте посмотрим! (Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку.)

Воспитатель и дети (вместе). Матрешка, матрешка, откройся немножко!

Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей. Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая.

Воспитатель. Матрешки разного роста. Какая из них выше? Какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже? (Затем берет в руки новую матрешку.) Давайте узнаем, не спрятано ли в ней еще что-нибудь.

Дети . Матрешка, матрешка, откройся немножко! (Появляется следующая матрешка.)

Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Воспитатель (выстраивает матрешек в ряд по росту). Каждая матрешка одета по-своему, и каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. (Разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы.) Все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие — в младшую.

На столе выделяется место для младшей и старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение — отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог.

Воспитатель . Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!

Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку.

Стоп! Давайте теперь поиграем в каравай.

Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода.

Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек.

Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а воспитатель вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т.е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.

А теперь наши матрешки пойдут гулять. Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы.

Поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, воспитатель предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т.е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек.

Затем вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т.д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.

Теперь поиграем по-другому. Матрешки будут друг друга прятать. (Берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит.) Сестричка, сестричка, спрячь меня! (Отвечает от имени большей матрешки.) А ты скажи, какого цвета на мне платочек, тогда спрячу! (Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.)

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают их диалог. Со следующей парой действуют другие дети, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую.

Вот она, наша самая большая красавица.

Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается.

Мы описали здесь самый простой, первоначальный вариант игры. При повторении ее обучающая задача и игровые действия усложняются. Например, матрешки могут разбегаться, некоторые из них прячутся, и дети должны узнать, какой из них не хватает. Можно подбирать домики для матрешек, используя кружки разного диаметра, и т.п.

Игрушка не дается детям для свободного пользования, пока не будет освоена основная обучающая задача игры и ее правила.

Игра для детей 3-4 лет «Разберем и соберем»

Цель : научить различать и сравнивать предметы по величине, т.е. по их протяженности в пространстве.

Оборудование: одноцветная пирамидка. Число ее колечек должно соответствовать числу участников игры.

В игре участвуют 6—8 детей. Все они действуют с одним предметом и объединены общей целью: разобрать и собрать пирамидку.

Эта очень простая игра-забава доставляет радость малышам. Поэтому все усилия, которые им приходится прикладывать (ожидание своей очереди, сравнение колечек по величине, выполнение правил игры), совершаются легко, без напряжения.

Воспитатель приглашает детей сесть за общий стол и занимает за ним свое место. Привлекает внимание к новой пирамидке. Проводит руками по ней сверху вниз, показывая, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию игрушки.

Воспитатель. Это потому, что колечки наверху совсем маленькие, потом — побольше, а внизу — самые большие. Попробуйте потрогать и посмотреть. (Передвигает пирамидку от ребенка к ребенку, чтобы каждый мог провести руками сверху вниз, ощутить и увидеть различие в величине колечек. Пирамидка возвращается к воспитателю.) Смотрите, что это? (Показывает на колпачок и снимает его.) Это колпачок, а это что? Правильно, колечко. (Снимает верхнее колечко.) Какое оно — большое или маленькое? Правильно, это колечко самое маленькое. (Придвигает колечко вплотную к колпачку и снимает следующее.) Это тоже колечко. Какое оно, такое же, как первое, или чуть побольше? (Накладывает одно колечко на другое так, чтобы все видели.) Одно колечко поменьше, а другое побольше.

Так по очереди снимаются все колечки с палочки и сравниваются путем накладывания друг на друга. Все колечки должны быть выложены по порядку на столе.

У пирамидки есть палочка, а внизу подставка. Это тоже колечко, но оно самое большое и не снимается. Все колечки знают свое место на палочке.

Воспитатель собирает пирамидку и начинает игру снова.

Воспитатель (придвигает пирамидку к одному из сидящих детей и обращается к нему от имени игрушки). Сережа, сними мой колпачок и поставь его на середину стола.

Затем предлагает малышу подвинуть пирамидку к кому-либо из сверстников и сказать те же слова, т.е. назвать имя ребенка и сказать: «Сними мое самое маленькое колечко». Далее следующий ребенок передвигает пирамидку сверстнику. Так постепенно игрушка разбирается, а пустая палочка возвращается к воспитателю.

Начинается вторая часть игры.

Перед каждым ребенком на столе лежат колечки, а у воспитателя — палочка.

Воспитатель. Надоело палочке одной стоять, и позвала она все колечки домой. У кого мое самое большое колечко?

Кто-то из ребят. У меня!

Все участники игры проверяют, правильно ли он ответил, и, если правильно, воспитатель придвигает к малышу палочку.

Воспитатель (говорит от имени палочки). Отдай мое самое большое колечко!

Ребенок надевает кольцо на палочку.

Ребята (говорят от имени палочки вместе). У кого теперь есть самое большое мое колечко?

Таким образом постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. Игру можно начинать заново.

Игра для детей 3-4 лет «Веселые матрешки»

Цели: научить различать и сравнивать предметы по разным показателям величины; сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур и т.п.

Оборудование : два комплекта пятиместных матрешек и разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек — фиксировать высоту. На вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом делать пометку.

Сюжетный характер игры имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует развитию восприятия величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (5 - 6 человек).

Воспитатель. Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что- то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними! (Называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом.) Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша...

Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет воспитатель). Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек.

Какая матрешка самая высокая? Какая из матрешек чуть пониже? Какая — самая низкая? Какая чуть повыше?

Потом все матрешки идут обедать.

Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки.

Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста.

Пора домой, становитесь в пары!

Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой - то пары не хватает. Детям предлагается позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их па место, и игрушки отправляются домой.

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) — это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки.

Игрушки кланяются, прощаются и уходят в домики.

Постарайтесь предоставить детям больше свободы, не торопитесь говорить за них то, что они могут сказать сами. Если кто-то из детей допускает ошибку, поправьте его вместе с другими. А можно на фоне ошибок менять сюжет (например, матрешка встала не на свое место или захотела поесть не из своей тарелки). Уместны шутки, веселый смех, которые не позволят превращать игру в формальные упражнения на различение величины.



Рассказать друзьям